Работа с телом через провокацию
Провокация на терапии опасна только для человека который выбрал стагнацию.
Пенза, где я родился, вырос и учился - моя малая Родина. Я люблю свой дом, двор, свою школу. Но уровень знаний школьной программы, жизни, человеческих отношений был у меня далек от столичных запросов. С первого "захода" на психологический факультет МГУ я не прошел. Служба в армии заточила мои навыки, помогла справляться со стрессовыми ситуациями, достойно выходить из конфликтов, продемонстрировала калейдоскоп удивительных характеров и судеб. Но вот школьные знания, если не выветрились совсем, то значительно истощились. Я ощутил это тогда, когда вернулся со службы домой и встретился с друзьями - студентами ВУЗов. Я был так далек от мира, в котором уже жили они.
Но мечта поступить в МГУ и стать психологом - продолжала меня вести по направлению к Воробьевым горам.
Я понимал, что мне со своим протухшими во время строевой подготовки знаниями, не преодолеть барьер поступления. Но я не сдавался. Решил год поработать, а за это время подготовиться к сдаче экзаменов основательно.
Мой выбор работы удивил даже меня. Но меня приняли моментально, сразу после собеседования я оформился на должность санитара одной из Подмосковных Психиатрических клиник. Эта работа спасла меня от голодных мытарств по Москве и преподнесла несколько важных жизненных уроков.
"Маэстро Листопад" каждое утро встречал меня у лестницы отделения, отвешивал поклон и говорил речитативом: "Маэстро Листопад приветствует Вас", и удалялся с чувством исполненного долга так же легко, почти порхая, как осенний лист с облетающего дерева.
Маэстро - бывший кадровый военный, прапорщик, сильный и выносливый человек, потерявший здоровье на службе. После контузии он не оправился. И ушел в мир иллюзий навсегда. Он был спокойным и ясным. Но его мир был так не похож на мир обычных людей, что ему в нем не нашлось места. И он оказался в клинике без шанса выйти за ее пределы.
Дежурство по ночам разбавлял уголовник-рецидивист, весьма правдоподобно "косивший" под психически нездорового человека. Выбравший "психушку" по собственной воле, Толя "Щавель" рассказывал мне о нюансах иконописи 14-15 и 16 века, отличия в стиле письма в разных областях России и канонах живописи. С более обстоятельными и подробными лекциями я встречался много позднее, только лишь в МГУ. Шестидесятилетний преступник был пойман на месте совершения кражи икон из храма и решил, что новый срок он не переживёт и в клинике ему будет жить легче, чем в тюрьме, и ушел за стены психушки. В отделении он был авторитетом и умел управляться с неугомонными пациентами. Медсестры и санитары его ценили за трезвость ума, опыт общения с необычными проявлениями активности буйных и за филигранные навыки рассказчика. Синий от татуировок .... сидел со мной на ночных дежурствах, попивая свой, контрабандой приготовленный, "чифирок", рассказывал с не наигранной иронией о своих мытарствах по жизни. В общей сложности, в тюрьме он провел порядка 30 лет своей жизни. От отсидки до отсидки. Остальное время изучал иконопись, вычислял богатые приходы и храмы, находил коллекционеров, воровал и снова садился. Этот круговорот он ни разу не захотел прервать. И не жалел о том, что у него никого и ничего нет, ни дома, ни жены, ни детей, ни будущего. Он жил своем разгульным, богатым на приключения прошлым, возвращая себя в жизнь байками, возможно даже о том, чего не было вовсе.
Забегая вперед скажу, что когда я уходил из отделения, в свой последний рабочий день, он подошел ко мне и попросил передать привет вольному и свободному времени. И улыбнулся.
Работа санитаром в психиатрической клинике научила меня видеть спиной. Одно из правил, которым снабжают на инструктаже перед началом работы, - "не оставляйте пациентов вне поля зрения".
Один раз я оставил. На меня накинулся безногий инвалид, который схватил меня за горло и попытался задушить. Меня, здорового, сильного, крепкого, только что отслужившего армию - душил безногий инвалид. Ситуация была критической, дело в том, что он передвигался с помощью рук, они были у него не просто крепкие, они были у него источником жизни и защиты. И поэтому совсем не случайно санитары дежурят по двое. Выручил меня мой напарник, но урок я уяснил.
Не погружайтесь в мир больного - напутствовала нас на инструктаже заведующая нашим неврологическим отделением клиники. Она напоминала нам об этом ежедневно. Но искушение было велико.
Однажды, на ночном дежурстве ко мне буквально подкрался пациент. Я читал книгу и не сразу его заметил. Этот нарушитель, когда я начал его возвращать в палату, начал свою исповедь неожиданно:
"Зря Вы так со мной грубовато, коллега. Я ведь тоже врач, и белый халат поносил изрядно. Я Второй Мед закончил пятнадцать лет назад. И ординатуру прошёл за рубежом. Так что я коллега ваш, хоть и японский шпион. Меня завербовали еще студентом, когда я проходил стажировку в Токио по программе обмена студентами."
От удивления я замешкался.
"После возвращения со стажировки, я начал работать в журнале и со мной несколько раз встречался японский разведчик, который просил добыть ему ту или другую информацию".
Если честно, я остолбенел. Захватив мое внимание, "японский агент" продолжил:
"В КГБ меня взяли "на карандаш". Я был перевербован и стал двойным агентом. С той поры я веду двойную жизнь и мне надо время от времени передавать донесения обеим сторонам. Я пойду, у меня встреча с коллегами".
Этой фразой он вернул меня в реальность. А я вернул его в палату, из которой он попытался тут же выскользнуть. Но было уже поздно искать следующие аргументы. Урок о том, что больной человек может быть весьма убедительным и нельзя позволять ему запускать коготки в свое сознание был усвоен.
Это были времена "позднего Союза", когда женщин с низкой социальной ответственностью, и таких же мужчин, привозили в психушки десятками, пытались вылечить их медикаментозно. В клинику, бывало, попадали не по собственной воле, а пациенты чаще всего теряли свободу навсегда.
Через год, после поступления я уволился так же быстро, как и устроился. Прощаясь со мной зав.отделением сказала:
Андрей Юрьевич, прошу запомнить, не подставляйте спину, не погружайтесь в мир больного и оставайтесь сами психически здоровым в этом весьма больном мире.
Время жизни и учебы на психфаке в МГУ для меня - золотое. Это были времена перемен в стране, все ломалось и менялось. Но мы были молодыми, мы прошли самое главное свое испытание на тот момент - поступление в самый лучший ВУЗ страны и у нас был весь мир в кармане.
Нам читали лекции самые яркие и интересные преподаватели, чьи книги и труды переводили на разные языки мира, мы прикасались к уникальным знаниям о природе человеческих чувств и эмоций, мы разбирали по деталям причинно-следственных связей зарождения линий поведения, привычек, поступков.
А за окном проходила смена общественно-политического уклада жизни страны, но мы были молодыми, смелыми и спокойно принимали все, что происходило с нами и вокруг нас. До тех пор, пока после окончания университета мы не попали в реальную жизнь.
Профессия "Психолог" - был редкой, невостребованной и мало оплачиваемой.
Немного поболтавшись в этом статусе я решил, что время психологов еще не пришло. На психфаке нам дали замечательный инструмент в руки - умение проводить социологические исследования, изучая общественное мнение. Я взял его в руки и перешел в социолога, а потом и в политического консультанта.
Социальный психолог, человек, который наблюдает, изучает общественное мнение, умеет его анализировать, делать выводы и направлять его в необходимом направлении. У меня были мощные и впечатляющие проекты. Политика - очень захватывающий процесс. Но даже от него наступает усталость и ощущение выгорания. Когда ты понимаешь, что все уже пройдено и нет ничего, что может тебя покорить, завести и стать увлекающим явлением.
Двадцать лет мое предназначение меня ждало. Пять лет тому назад я понял, время пришло. В интернат для зависимых подростков "Ариадна" я попал почти случайно. Хотя теперь понимаю, это было очень важное и серьезное профессиональное испытание. Судьбы детей, которые оказались в стенах интерната, полны взрослых испытаний, потрясений и жесточайших подробностей, от которых даже у взрослых людей кровь стынет в жилах.
Мой тезка Андрей начал употреблять наркотики не потому, что рос в асоциальной среде. Напротив, он был так опекаем, так огражден и оторван мамой и бабушкой от своих ровесников, что буквально задыхался от их душных объятий. Реабилитация оградила его на время от родных, но выпустившись из интерната он вернулся домой. В котором ничего не поменялось. Что его там ждет? Справится ли он с искушением, усвоил ли он азы работы над собой? Мы не можем предугадать. Удержаться от употребления - задача личности. А дети еще далеко не сформированные характеры. Им предстоят немалые испытания. Которые очень часто "прилетают" от их родителей. В моей "обойме" не менее нескольких десятков подобных историй. Я понял, пора идти дальше.
Работа в интернате еще раз мне показала, что психология - живая наука, основанная прежде всего, на практических знаниях. Но теория - это база всего, опора, на которой стоишь крепко на ногах. И я решил продолжить учиться. Направление в психологии, которое отвечает моим внутренним убеждениям - Экзистенциальная психотерапия.
Мы учимся познавать себя и через себя видеть историю человека. Ведь задача психолога заключается в том, чтобы подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор. Жизнь человека рассматривается в экзистенциальной терапии, как череда внутренних конфликтов, разрешение которых ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, развитию человеческой личности. В этом свете внутренние конфликты и проистекающие из них тревога, депрессия, апатия, отчуждение и другие состояния рассматриваются не как проблемы и психические расстройства, а как необходимые естественные этапы для развития личности.
Продолжая учиться, я открыл личную практику.
Мой блог - рассказы о жизненных ситуациях людей, в которые они себя втягивают - это своеобразный обучающий курс для тех, кто готов и хочет думать о себе, о своей жизни, об общении, о своих связях с этим миром, чтобы сделать свою жизнь лучше, счастливей, ярче, насыщенней и понятней.
Я убежден, что никто другой не способен поменять свою жизнь, только мы сами. Мы страдаем не от других людей, мы мучаем себя сами, по своей воле и недомыслию. Свою задачу, как психолога, я как раз вижу в том, чтобы взять человека за руку, когда он нуждается в том, чтобы его перевели через бурлящую реку сомнений, страха, недоверия, нелюбви.
Этот небольшой рассказ о том, как я пришел и состоялся в профессии открывает большую тему моего блога: самопознание, самоизучение, саморазвитие. Мы учили высшую математику, но в жизни ни разу не использовали полученные навыки. А вот жизни нас никто не учил. Но ведь это - самые важные и ценные знания, в которых мы действительно нуждаемся.
Читайте мой блог и продолжайте исследовать себя и свой мир.
1.1. …своему выбору, Жизни, происходящему. Как и тому, что вокруг вас, так и Тому, кто внутри вас. Развиваться. Совершенствоваться. Запускать механизмы преобразования (Реализации) от изучения и соприкосновения с новым, но внутри себя. Постоянно переводить Силу из одного качества (Идея-Окружающая среда) в другое. Материализовывать.
1.2. То, что должно случиться, обязательно произойдет, важно лишь то, как вы на это отреагируете.
1.3. Подарить шоколад, или съесть его самому?..
1.4. Стучитесь и вам отворят, но не забывайте идти. Стройте, но не бойтесь разрушить, а уж тем более потерять. Пробуйте что-то новое, особенно то, что требует колоссальной энергии, опыта, часов, времени на освоение, познание. И самое главное не бойтесь. Нельзя тормозить обменные процессы своим неверием, сомнением от неведения, в частности перед грядущим. Перед Жизнью.
1.5. Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
1.6. Не лениться, не ложиться на диван, когда чувствуется, что устали. Когда вы занимаетесь по-настоящему своим делом, даже усталость ощущается иначе…
1.7. Не ругаться, когда хочется высказаться. Не цепляться, когда провоцируют. Никогда не обижаться (иначе обменные процессы: «идея-окружающая среда» тормозятся).
1.8. Заниматься ОФП, растяжкой, йогой. Больше ходить пешком. Всегда принимать решения самостоятельно, и нести ответственность за свой выбор.
1.9. Не искать виноватых. Он всегда лишь Вы.
1.10. Основополагающий Фактор любого успеха, независимо от его направленности, — осознанность выбора, и принятие ответственности за последствия своего выбора.
1.11. Наладить питание.[1] Не переедать.
1.12. Стремиться к непознанному.
1.13. Приобщиться к науке, искусству: музыка, фильмы, мода, течения, знания.
1.14. Не отвергать порицаемое, но и не жить иллюзиями в розовых очках. Стремиться к тому, что увеличивает Ресурс. К непознанному.
1.15. Просите, и дано будет вам.
1.16. Научитесь доверять. Своему выбору, происходящему, Жизни. Жизни, как совокупности опытов, и обстоятельств, происходящих, как по зависящим, так и нет от нас причинам на протяжении всего цикла. Жизнь, как совокупность[2] фатального и предопределенного, где есть выбор: проявить милосердие, смирение, любовь, пролить правосудие, и там, где выбора, увы, нет.
1.17. Жизнь — это совокупность опытов, в которых у вас есть выбор:
1.17.1. Принимать, не порицая — обладать особой мудростью, и любовью, обретаемой лишь в огромной совокупности обстоятельств, рушащих зону комфорта. Не уметь обижаться и не иметь личностную неприязнь к обидчику; к ситуации в целом, анализируя: не почему это случилось, не искать виноватых, а сразу видеть: чему меня должна научить эта ситуация.
1.17.2. Порицать, принимая — стремиться к мудрости и любви. Сначала обиделся — потом простил. Промежуток между этими событиями крайне маленький, а то и вовсе стремиться к нулю.
1.17.3. Отвергать, принимая — задумываться о том, что есть любовь и мудрость. Сначала обиделся — долго ходил, вынашивал, — потом простил, или частично. Промежуток между этими событиями мог достигать десятилетий, а то и вовсе стремиться к бесконечности.
1.17.4. Отвергать, не принимая — видеть во всех врагов и агрессоров, эгоистов и единоличников. Бесчестных, благородных, подонков и преступников. Угодных или неугодных. Как правило — это стандартная модель восприятия, не позволяющая разумному совершенствоваться, — рано или поздно загоняющая во всех в случаях в тупик. Вопрос лишь во времени. Один поймет в 40, другой в 60, третий в 20. Но хватит ли вам отведенного времени, чтобы все исправить? — вот в чем вопрос.
1.18. Не зарывайте Талант в землю.
1.19. Научитесь не отставать во времени за самим временем (происходящим). Ибо, если мы говорим о времени, как процессе, как Гении всех наук, или энергии, из чьей «сотканы» звёзды, — что тождественно, — то замысел, смысл Жизни НЕ только в мудрости, милосердии, прощении и любви к ближнему, но и во всестороннем развитии личности. Ну и легкости на подъем, когда тяжело, разумеется.
[1] См. главу «О питании»
[2] См. главу: «Шкала эффективности»
Да… Смутные времена наступают…
Грядет БП, скоро зомби по улицам пойдут или какая другая напасть постигнет… Инопланетяне нагрянут, власть сменится, злобные интервенты поработят… Или того хуже — межэтнический конфликт разгорится…
Куда бедному горожанину податься?
Схожу сначала на YouTube.
Там суровые и опытные мужики все расскажут и покажут. У них громадный опыт выживания, зря болтать не будут! Вот посмотрю 1000 роликов, хапну житейской мудрости, постигну суровую истину, а там посмотрим кто кого…
Вы думаете это ирония? Нет.
Подобные вопросы, в той или иной форме, мне задают на курсах. Я лишь немного их приукрасил.
В большинстве своем, люди получают информацию с YouTube или социальных сетей. Хорошо, если пытаются ее проверить на практике. Но это редко…
Людей не смущает то обстоятельство, что авторы НЕ ГОВОРЯТ о том, что было до этого.
Где вы находитесь и почему не можете вернуться в привычную среду обитания?
КАК ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ, что этому предшествовало, что у вас было с собой, что произошло, почему вам приходится действовать подобным образом? И гавное — ЗАЧЕМ?! Многие способы настолько трудозатратны и нелогичны, что их использование принесет больше вреда, чем пользы.
Все объясняется замечательным словом ВДРУГ.
Представьте себе ситуацию, что вы ВДРУГ, оказались зимой в лесу в ста километрах от человеческого жилья…
У вас что, есть знакомый Волшебник, которого вы послали на… и он взмахнул палочкой и ОПА! Вы в указанном месте с голой *опой и нескончаемым энтузиазмом.
Граждане, ВДРУГОВ не бывает.
Все что с вами происходит является результатом предыдущих действий и от них будет зависть сложность преодоления создавшейся ситуации.
И это только Сказки Старого Леса.
А есть еще действия в зоне бедствий, межэтнических конфликтов и прочих веселых мест… Так вот, там ВДРУГИ не живут, там все подчиняется иным законам.
И я еще не упоминал о теме психологии, которая имеет громадное значение.
И… чувство юмора. Если вы не умеете иронизировать и смеяться над собой и все для вас очень серьезно, забудьте про реальное выживание, долго не протянете.
Но это уже совсем другая история.
На YouTube много хороших авторов, показывающих правильные технические действия и многому можно научиться… Но, нужно знать, в каких случаях и что использовать, чтобы ваши действия были максимально эффективными.
Если вы действительно хотите разбираться в данной теме, а не повторять развлекательно-информационные действия авторов YouTube я готов помочь вам в этом деле.
В жизни человека возникают ситуации когда он понимает, что что‑то происходит не так, но не может понять, что именно.
Появляется проблема которая мешает нормально жить, а самостоятельно или с помощью друзей устранить ее не получается.
Как правило это связано с занижением уровня самооценки, тревогой, страхом, гневом и различными видами зависимости.
Некоторым людям достаточно того, чтобы их просто выслушали. Проговаривая проблемы, они начинают формировать пути их устранения.
Но они не хотят сочувствия, осуждения или советов от друзей и близких.
В отличии от советов друзей, которые всегда несут эмоциональную окраску,
Психолог дает необходимую обратную связь и без эмоций рассказывает о том, как видит ситуацию со стороны.
Это позволяет человеку получить объективную информацию о себе, которая помогает скорректировать поведение, выявить сильные и слабые стороны личности, помогает раскрыть потенциальные возможности.
Но, бывают ситуации более сложные, когда человек осознает, что им пытаются манипулировать.
Против него используют психологические приемы и методы, защиты от которых он не знает. В результате этого, человек теряет контроль над собой, начинает действовать эмоционально и в результате теряет контроль над ситуацией.
Если это произошло — манипулятор добился своей цели.
Знания методов манипуляции и умение ими пользоваться для противодействия встречным манипуляциям, дают вам большие возможности в достижении поставленных целей.
Но это невозможно без умения контролировать свои эмоции.
Основная задача манипуляции отключить логическое и критическое мышление, перевести всё в эмоциональную сферу и навязать свою программу.
Если вы не знаете способов противодействия этому, вас легко контролировать.
Что делать если это происходит с вами?
Удивительное дело: любой опыт, который помог человеку выжить или преодолеть какую-либо тяжелую ситуацию, записывается в гены и передается по наследству — да, это та самая генетическая память. По сути своей, мы — это библиотека прошлых решений и поступков нескольких поколений наших родных, в которой есть книги на все случаи жизни, а мы берем те книги, которые особенно нужны нам в данный момент.
Другими словами, этот опыт пращуров спокойно дремлет в наших генах и активизируется только тогда, когда мы попадаем в схожую среду или события, в которых побывал кто-то из них. Причем у генов нет морали: если для успешного выживания пришлось сделать что-то страшное или постыдное, то это тоже запишется — стратегия ведь рабочая, организм сохранен!
Представьте, сейчас в вас дремлет опыт нескольких поколений. И вы никогда не знаете, как среагируете на новое произошедшее, что там проснется, чья стратегия сработает, пока не попадете в эту ситуацию. Волнуясь о будущем, представляя страшные картины, убеждая себя, что вы не справитесь, вы, по сути, боитесь своего страха, ибо не знаете, как поведете себя при встрече с реальным вызовом. Но бояться известного не так страшно, как неизвестного, поэтому от фантазий нашей психике трудно отказаться.
За процесс включения-выключения необходимых генов отвечают многие физиологические и химические реакции, одна из них — метилирование — присоединение к гену метильной группы, как бы надстройка сверху, посему наука, исследующая данное явление была названа «эпигенетика».
Цитата: «Что же происходит, когда к цитозину, входящему в состав того или иного гена, присоединяется метильная группа? Оказывается, такая модификация провоцирует присоединение белков, изменяющих состояние хроматина. Чаще всего эпигенетическая регуляция осуществляется именно путем дифференциального метилирования цитозина в специфических участках генома. Формально ген никуда не девается, он продолжает находиться на своем месте, но никак себя не проявляет. Ген словно выключен, он не может производить продукт. В таком выключенном состоянии ген способен наследоваться. Передача потомству признаков, приобретенных организмами в течение жизни, в том числе посредством метилирования, называется эпигенетической наследственностью. Это наследование сохраняется у нескольких клеточных поколений или нескольких поколений живых существ».
Самое невероятное, что, когда ребенок развивается в животе у мамы, природа с самых ранних сроков, начинает готовить его под ту среду, в которую он должен родиться.
Коктейль из маминых гормонов рассказывает генам:
Под эту среду организм ребенка активирует те части генов, в доставшейся ему библиотеке, которые помогут либо спасаться, защищаться, убегать или видеть во всем хорошее и жить в свое удовольствие. Один организм, но два разных пути в зависимости от той среды, в которой он сформировался и родился…
Как удивительно мудра природа…
Ссылочек вам в ленту:
Эпигеном: параллельная реальность внутри клетки
Эпигенетика: невидимый командир генома
Эпигенетика поведения: как бабушкин опыт отражается на ваших генах?