logo
20
подписчиков
Путь Семьи. Психолог Скобелев  Когда воспитание свели к лайфхакам, взаимопонимание - к чеклистам, а душевное отношение - к 7-дневным марафонам осознанности, выживают и счастливы создающие смысл. Путь Семьи — для вас. Живая, честная психология. Без упрощений. С опорой. В глубину.
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Метки Статистика Поделиться
О проекте
В эпоху, когда воспитание сводят к чек-листам, а душевные отношения — к марафонам «осознанности за 7 дней»,
Когда советы дают блогеры, не воспитавшие ни себя, ни детей,
Когда психологией называются посты про то, «как управлять мужем» и «что должен ребёнок к 3 годам»,
Когда вместо живых чувств — шаблоны, вместо глубины — дип фэйки, вместо семьи — тренды,
А заботливые родители тонут в инфошуме, в чувстве вины и попытках сделать «всё правильно» —
Даже сейчас остаются те, кто создаёт смыслы.
Те, кто выбирает не идеальность, а настоящую близость.
Те, кто готов думать, чувствовать и идти своим путём.
Для вас — «Путь Семьи».
Системный, честный и живой. В основе жизнь и практика, а не диплом и книжки.
Без упрощений. С опорой. По пути.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Ранние Пташки 250 ₽ месяц Подписывайтесь на любой доступный вам уровень.
Доступны сообщения

Для самых расторопных. Все материалы, что могут сделать Путь Семьи цельным и счастливым, но недоступные пока большинству. Подкасты, видео, разборы.

Человек и есть Путь 500 ₽ месяц Осталось 42 места
Доступны сообщения

Все материалы, что могут сделать Путь Семьи цельным и счастливым, но недоступные пока большинству. Подкасты, видео, разборы, длинные статьи и ответы на вопросы.

Оформить подписку
Путе_Водитель 4 990 ₽ месяц 50 898 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Путь Семьи. Психолог Скобелев
Осталось 9 мест
Доступны сообщения

Помимо доступа ко всем материалам "Путь Семьи" подписчик получает возможность раз в месяц задавать вопрос по его/её ситуациям, задачам, проблемам или вцелом на волнующую тему в вопросах семьи, развития себя и детей, воспитания детей и себя, отношений, жизни и прочее. В ответ на его вопрос будет написан текст или снято видео, проливающее свет на тему.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
20 подписчиков
Обновления проекта
Метки
Читать: 4+ мин
logo Путь Семьи. Психолог Скобелев

Как научить ребёнка договариваться? И что делать с недоговороспособностью?

Договороспособность ‎—‏ ‎не ‎синоним ‎умения ‎договариваться

Если ‎у‏ ‎меня ‎есть‏ ‎ноги‏ ‎— ‎я ‎могу‏ ‎прыгать. ‎Но‏ ‎это ‎не ‎делает ‎меня‏ ‎мастером‏ ‎спорта ‎по‏ ‎тройному ‎прыжку.‏ ‎Если ‎у ‎меня ‎есть ‎руки‏ ‎—‏ ‎я ‎теоретически‏ ‎могу ‎играть‏ ‎в ‎баскетбол. ‎Но ‎это ‎не‏ ‎значит,‏ ‎что‏ ‎я ‎делаю‏ ‎меткие ‎броски,‏ ‎точные ‎передачи‏ ‎или‏ ‎крутые ‎обводки.

Точно‏ ‎так ‎же ‎и ‎с ‎детьми.‏ ‎Способность ‎—‏ ‎не‏ ‎гарантия ‎умения. ‎Наличие‏ ‎психики ‎и‏ ‎языка ‎— ‎ещё ‎не‏ ‎договороспособность.

Взрослые‏ ‎требуют ‎от‏ ‎детей ‎того,‏ ‎чего ‎сами ‎не ‎умеют

Еженедельно ‎встречаю‏ ‎родителей,‏ ‎которые ‎требуют‏ ‎от ‎детей‏ ‎договороспособности ‎в ‎состоянии:

  • усталости
  • злости
  • обиды
  • стресса
  • упрямства
  • тревоги

Но ‎насколько ‎часто‏ ‎вы‏ ‎видите‏ ‎взрослых, ‎способных‏ ‎договариваться ‎в‏ ‎этих ‎же‏ ‎состояниях?‏ ‎Таких ‎—‏ ‎единицы. ‎Но ‎почему-то ‎ребёнку ‎мы‏ ‎предъявляем ‎такие‏ ‎требования,‏ ‎будто ‎он ‎—‏ ‎маленький ‎буддийский‏ ‎монах.

Кто ‎учит ‎договариваться? ‎И‏ ‎когда?

Договороспособности‏ ‎учит ‎отец‏ ‎— ‎в‏ ‎возрасте ‎от ‎5 ‎до ‎7‏ ‎лет. Но‏ ‎он ‎не‏ ‎может ‎научить,‏ ‎если ‎нет ‎основания. ‎А ‎основание‏ ‎—‏ ‎это:

  1. Эмоциональный‏ ‎интеллект, развиваемый ‎мамой‏ ‎с ‎2,5‏ ‎до ‎5‏ ‎лет,
  2. Который‏ ‎опирается ‎на‏ ‎динамическую ‎границу, закладываемую ‎в ‎1,5–2,5 ‎года.

Это‏ ‎как ‎фундамент‏ ‎под‏ ‎здание: ‎без ‎него‏ ‎бесполезно ‎ставить‏ ‎крышу.

Ребёнок ‎рождается ‎центром ‎вселенной

Он‏ ‎не‏ ‎может ‎удовлетворять‏ ‎свои ‎потребности‏ ‎сам. ‎Всё, ‎что ‎ему ‎нужно,‏ ‎приходит‏ ‎извне: ‎забота,‏ ‎тепло, ‎еда,‏ ‎безопасность, ‎гигиена, ‎развлечение. ‎Мир ‎обслуживает‏ ‎его‏ ‎потребности‏ ‎полностью. ‎Он‏ ‎— ‎центр.‏ ‎Это ‎не‏ ‎«эгоизм»,‏ ‎это ‎—‏ ‎биология.

Как ‎формируется ‎принуждение

К ‎1,5 ‎годам‏ ‎ребёнок ‎начинает‏ ‎использовать‏ ‎звуки, ‎мимику ‎и‏ ‎поведение ‎для‏ ‎давления ‎на ‎взрослых. ‎Это‏ ‎доказанный‏ ‎факт: ‎от‏ ‎8 ‎месяцев‏ ‎до ‎1,5 ‎лет ‎он ‎экспериментирует‏ ‎с‏ ‎интонациями, чтобы ‎понять,‏ ‎какие ‎реакции‏ ‎получают ‎отклик ‎от ‎мамы. ‎Если‏ ‎рядом‏ ‎нет‏ ‎отца, ‎чья‏ ‎нервная ‎система‏ ‎устроена ‎иначе‏ ‎и‏ ‎реагирует ‎слабее,‏ ‎то ‎мама ‎становится ‎объектом ‎управления.

Дальше‏ ‎— ‎больше:‏ ‎крики,‏ ‎укусы, ‎царапанье, ‎хватание‏ ‎за ‎волосы.‏ ‎Это ‎не ‎«плохое ‎поведение»,‏ ‎это‏ ‎— ‎стратегия‏ ‎управления ‎поведением‏ ‎взрослых ‎через ‎насилие.

Без ‎отца ‎—‏ ‎нет‏ ‎границы

Папа ‎—‏ ‎не ‎«строгий»,‏ ‎а ‎инертный. Он ‎не ‎реагирует ‎мгновенно‏ ‎на‏ ‎эмоциональные‏ ‎колебания ‎ребёнка.‏ ‎Это ‎и‏ ‎есть ‎граница:‏ ‎сигнал‏ ‎«не ‎всегда‏ ‎твоё ‎воздействие ‎работает». ‎Если ‎этой‏ ‎реакции ‎нет,‏ ‎ребёнок‏ ‎растёт ‎с ‎мыслью:‏ ‎все ‎поддаются‏ ‎моим ‎эмоциям.

И ‎тогда, ‎зачем‏ ‎ему‏ ‎договариваться, ‎если‏ ‎можно ‎подчинять?‏ ‎Сначала ‎— ‎физически. ‎Потом ‎—‏ ‎через‏ ‎истерики, ‎саботаж,‏ ‎угрозы, ‎манипуляции.

Почему‏ ‎не ‎формируется ‎договороспособность

Потому ‎что ‎у‏ ‎ребёнка‏ ‎нет‏ ‎опыта ‎столкновения‏ ‎с ‎сопротивлением. Он‏ ‎не ‎знает,‏ ‎как‏ ‎это ‎—‏ ‎не ‎влиять ‎на ‎поведение ‎другого.‏ ‎Он ‎не‏ ‎научен‏ ‎выдерживать, ‎что ‎не‏ ‎всё ‎поддаётся‏ ‎контролю.

И ‎тогда ‎договор ‎—‏ ‎это‏ ‎не ‎способ,‏ ‎а ‎унижение.‏ ‎Он ‎его ‎не ‎воспринимает ‎как‏ ‎путь,‏ ‎потому ‎что‏ ‎у ‎него‏ ‎нет ‎в ‎этом ‎нужды.

Перевёрнутая ‎иерархия‏ ‎в‏ ‎семье

Если‏ ‎ребёнок ‎стал‏ ‎главным, ‎а‏ ‎взрослый ‎—‏ ‎обслуживающим,‏ ‎у ‎ребёнка‏ ‎просто ‎нет ‎мотива ‎договариваться. Он ‎уже‏ ‎получает ‎всё,‏ ‎чего‏ ‎хочет. ‎Его ‎всё‏ ‎устраивает. ‎Это‏ ‎взрослые ‎хотят ‎что-то ‎изменить.‏ ‎Но‏ ‎ребёнку ‎это‏ ‎не ‎нужно.‏ ‎Поэтому ‎он ‎сопротивляется, ‎включает ‎старые‏ ‎схемы,‏ ‎и ‎—‏ ‎побеждает.

Три ‎уровня‏ ‎пирамиды ‎договороспособности

  1. Динамическая ‎граница (1–2,5 года). ‎Физическое ‎сопротивление‏ ‎отца.‏ ‎Ребёнок‏ ‎учится ‎терпеть‏ ‎«не ‎получается».
  2. Эмоциональный‏ ‎интеллект (2–5 лет). ‎Мама‏ ‎помогает‏ ‎осознавать ‎эмоции,‏ ‎роли, ‎мотивы. ‎Показывает ‎личным ‎примером.
  3. Словесные‏ ‎фреймы (4,5–7 лет). ‎Папа‏ ‎учит‏ ‎упаковывать ‎желания ‎и‏ ‎чувства ‎в‏ ‎слова. ‎Заключать ‎сделки.

Если ‎хотя‏ ‎бы‏ ‎один ‎уровень‏ ‎не ‎сформирован‏ ‎— ‎никакого ‎«давай ‎договоримся» ‎не‏ ‎получится.

А‏ ‎если ‎время‏ ‎упущено?

Не ‎поздно.‏ ‎Но ‎начинать ‎нужно ‎не ‎с‏ ‎формулировок, а‏ ‎с‏ ‎тела, ‎эмоций,‏ ‎границ. ‎С‏ ‎возвращения ‎ребёнка‏ ‎в‏ ‎позицию, ‎где‏ ‎он ‎— ‎не ‎главный. Где ‎родитель‏ ‎— ‎взрослый,‏ ‎стабильный,‏ ‎уверенный, ‎а ‎не‏ ‎обслуживающий ‎и‏ ‎вечно ‎виноватый.

И, ‎да ‎—‏ ‎сначала‏ ‎ребёнок ‎будет‏ ‎заключать ‎фантастические‏ ‎сделки: ‎«Я ‎слетаю ‎за ‎звездой‏ ‎на‏ ‎драконе, ‎а‏ ‎ты ‎дашь‏ ‎мне ‎алмаз ‎размером ‎с ‎мяч».‏ ‎И‏ ‎будет‏ ‎искренне ‎верить, что‏ ‎всё ‎сработает.

Это‏ ‎— ‎нормально.

Что‏ ‎дальше?

Если‏ ‎хочешь ‎—‏ ‎продолжу ‎эту ‎тему: ‎расскажу, ‎как‏ ‎научить ‎ребёнка‏ ‎заключать‏ ‎настоящие ‎договоры, ‎выполнять‏ ‎их ‎и‏ ‎не ‎срываться, ‎когда ‎не‏ ‎по‏ ‎его.

Если ‎тебе‏ ‎откликнулось ‎—‏ ‎подпишись. ‎Следующая ‎часть ‎— ‎в‏ ‎виде‏ ‎памятки ‎PDF,‏ ‎аудио ‎или‏ ‎видео. ‎А ‎пока ‎— ‎спасибо,‏ ‎что‏ ‎был‏ ‎здесь.

С ‎тобой‏ ‎был ‎Антон‏ ‎Скобелев. ‎До‏ ‎встречи.

Автор:‏ ‎Антон ‎Скобелев,‏ ‎семейный ‎психолог, ‎педагог, ‎коуч ‎подростков

Смотреть: 1 час 43+ мин
logo Путь Семьи. Психолог Скобелев

Как мотивировать ребёнка учиться и другие Школьные вопросы.

Доступно подписчикам уровня
«Ранние Пташки»
Подписывайтесь на любой доступный вам уровень.

Смотреть: 1 час 22+ мин
Д
logo
ДЕМЬЯНОВОрф

Последний звонок 2025

Последний ‎звонок‏ ‎для ‎выпускников ‎11 ‎и ‎9-х‏ ‎классов ‎Демьяновской‏ ‎средней‏ ‎школы, ‎состоявшийся ‎24‏ ‎мая ‎2025‏ ‎года.

Видеосъёмка, ‎монтаж: ‎Груздев ‎Сергей‏ ‎Сергеевич.‏ ‎ДЕМЬЯНОВО.рф

Смотреть: 48+ мин
logo Hoffmann+

Позиции глубинного государства устами Салливана

Для доступа к этой публикации вам необходимо подписаться
на уровень «COSMIC», а после этого дополнительно оплатить доступ к архиву Подписаться за 100₽ в месяц

Разумный эгоизм, «экзистенциальный момент», двойственная политика «одного Китая»

Читать: 1+ мин
logo Юрий Белк писатель

Книги Юрия Белк

Юрий ‎Белк,‏ ‎авторский ‎псевдоним. ‎Выпускник ‎физико-математического ‎факультета,‏ ‎ветеран ‎боевых‏ ‎действий.‏ ‎Это ‎сочетание ‎создает‏ ‎напряженную ‎динамику‏ ‎между ‎рациональностью ‎и ‎эмоциональностью,‏ ‎что‏ ‎проявляется ‎в‏ ‎его ‎произведениях‏ ‎через ‎глубокие ‎метафоры ‎и ‎сложные‏ ‎концепции.

Его‏ ‎минималистичный ‎подход‏ ‎позволяет ‎сосредоточиться‏ ‎на ‎сути, ‎создавая ‎пространство ‎для‏ ‎размышлений‏ ‎читателя.

Тексты‏ ‎Юрия ‎часто‏ ‎пронизаны ‎философскими‏ ‎темами, ‎переплетающимися‏ ‎с‏ ‎элементами ‎фантастики‏ ‎и ‎поэзии, ‎что ‎делает ‎его‏ ‎работы ‎особенно‏ ‎запоминающимися‏ ‎и ‎многогранными.

Начав ‎свою‏ ‎писательскую ‎карьеру‏ ‎в ‎2008 ‎году, ‎как‏ ‎автор‏ ‎военной ‎поэзии,‏ ‎он ‎успел‏ ‎завоевать ‎внимание ‎читателей ‎благодаря ‎своей‏ ‎необычной‏ ‎и ‎вдумчивой‏ ‎манере ‎изложения.

Все‏ ‎книги ‎издаются ‎в ‎Литрес.

Подпишитесь ‎на‏ ‎новинки‏ ‎litres.ru/author/uriy-belk/

#дом #фильмы #кино #судьба #обучение #литература #образование #школа #фантастика #Психология #книги #человек #стихи #воспитание #общество #война #телевидение #время #любовь #искусство #творчество #одиночество #личность #гордыня #знание #характер #жизнь #развод #интернет #выбор #интеллект #разум #совесть #Семья #депрессия #чтение #родители #память #информация #гнев #ПРОШЛОЕ #болезнь #сознание #внимание #старость #жизненный путь #Один #равновесие #травма #огэ #воспоминания #радио #общение #катастрофа #диалог #ужасы #грех #боль #личностный рост #дзен #ум #триллер #проза #мышление #экономия #покупки #стихотворение #прощение #аудиорассказ #Писатель #выбор профессии #коллектив #обида #минимализм #ученики #подготовка #отношение #ПТСР #переживания #муза #конфликтология #коллективный разум #возвращение #трудный возраст #трудный ребёнок #быть #боевая травма #нервные расстройства
Читать: 1+ мин
logo Юрий Белк писатель

Книга «Жизнь как тире»

Скидка ‎на‏ ‎покупку: ‎litres.ru/69696016/? ‎lfrom=1103601128& ‎ref_offer=1& ‎ref_key=3ae17a79cd9874dffb388b80fb2c3ef49d01321e846437f371abcf3d033acee2

О‏ ‎книге

Сборник ‎коротких‏ ‎миниатюр,‏ ‎не ‎имеющих ‎ничего‏ ‎общего ‎между‏ ‎собой. ‎Именно ‎такие ‎короткие‏ ‎рассказы‏ ‎позволяют ‎нам‏ ‎остановиться ‎на‏ ‎мгновение ‎и ‎акцентировать ‎внимание ‎на‏ ‎простые‏ ‎вещи, ‎которые‏ ‎пролетают ‎мимо‏ ‎многих ‎людей ‎и ‎которые ‎многие‏ ‎даже‏ ‎стараются‏ ‎избегать, ‎не‏ ‎замечать ‎или‏ ‎быстрее ‎забыть,‏ ‎если‏ ‎они ‎случились.‏ ‎Именно ‎из ‎таких ‎маленьких ‎деталей‏ ‎образуется ‎вся‏ ‎наша‏ ‎жизнь, ‎которая ‎потом‏ ‎просто ‎исчезнет.


Читать: 1+ мин
logo Юрий Белк писатель

Цитаты про одиночество 2


Читать: 1+ мин
logo Юрий Белк писатель

Сколько книг вы прочли за всю жизнь?

В ‎мире‏ ‎считается ‎более ‎135 ‎млн ‎книг.‏ ‎Сколько ‎прочли‏ ‎вы‏ ‎сами ‎за ‎всю‏ ‎жизнь?

Если ‎даже‏ ‎представить, ‎что ‎человек ‎в‏ ‎день‏ ‎будет ‎читать‏ ‎несколько ‎книг,‏ ‎он ‎не ‎сможет ‎всех ‎их‏ ‎прочесть.

Теперь‏ ‎вы ‎понимаете,‏ ‎насколько ‎мало‏ ‎знает ‎один ‎человек.

Сколько книг вы прочли?
Читать: 34+ мин
logo Юрий Белк писатель

Книга Юрия Белк «Дорога в школу». Целиком

Доступно подписчикам уровня
«Уровень «300 руб» Читальный зал»
Подписаться за 300₽ в месяц

Современная книга о педагогике, как помочь найти себя в жизни ученику

Читать: 4+ мин
logo Товарищ майор

Как вольно дышится в углу на коврике (№ 191)

Доступно подписчикам уровня
«Тыл»
Подписывайтесь на любой доступный вам уровень.

Слушать: 1 час 11+ мин
logo Псилогика | Игорь Неповинных

Школа. 2024-05

Школа 20240331.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
01:11:26
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 1 час 48+ мин
logo Псилогика | Игорь Неповинных

Школа. 2024-04

Школа 20240324.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
01:48:45
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo Псилогика | Игорь Неповинных

Школа. 2024-03

Школа 20240310.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
02:12:40
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 1 час 35+ мин
logo Псилогика | Игорь Неповинных

Школа 2024-02

Школа 20240303.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
01:35:49
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 1 час 33+ мин
logo Псилогика | Игорь Неповинных

Школа. 2024-01

Школа 20240225.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
01:33:55
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 5+ мин
logo Псилогика | Игорь Неповинных

Школа конфликтов. Готовимся

Школа конфликтов. Готовимся.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
05:31
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Смотреть: 2 час 42+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

А зори здесь тихие...

«…А ‎зори‏ ‎здесь ‎тихие» ‎— ‎советский ‎двухсерийный‏ ‎художественный ‎фильм,‏ ‎снятый‏ ‎в ‎1972 ‎году‏ ‎по ‎одноимённой‏ ‎повести ‎писателя ‎Бориса ‎Васильева‏ ‎(1924—2013)‏ ‎режиссёром ‎Станиславом‏ ‎Ростоцким. ‎1-я‏ ‎серия ‎— ‎«Во ‎втором ‎эшелоне»;‏ ‎2-я‏ ‎серия ‎—‏ ‎«Бой ‎местного‏ ‎значения».

1 серия

2 серия

Сюжет

Основные ‎события ‎фильма ‎происходят ‎в‏ ‎1942‏ ‎году‏ ‎в ‎Карелии.

У‏ ‎железнодорожного ‎разъезда‏ ‎в ‎тылу‏ ‎советских‏ ‎войск ‎расквартировано‏ ‎два ‎отделения ‎взвода ‎зенитчиков. ‎К‏ ‎коменданту ‎разъезда,‏ ‎старшине‏ ‎Федоту ‎Васкову ‎(бывшему‏ ‎разведчику ‎и‏ ‎ветерану ‎финской ‎войны), ‎недовольному‏ ‎поведением‏ ‎солдат ‎(в‏ ‎частности, ‎пьянством‏ ‎и ‎тягой ‎к ‎противоположному ‎полу),‏ ‎присылают‏ ‎непьющий ‎контингент‏ ‎в ‎лице‏ ‎девушек-добровольцев, ‎многие ‎из ‎которых ‎только‏ ‎окончили‏ ‎школу.‏ ‎Находясь ‎в‏ ‎самовольной ‎отлучке,‏ ‎одна ‎из‏ ‎девушек,‏ ‎командир ‎отделения‏ ‎Маргарита ‎Осянина, ‎обнаруживает ‎в ‎лесу‏ ‎двоих ‎немцев-диверсантов.‏ ‎Вернувшись‏ ‎в ‎расположение ‎взвода,‏ ‎она ‎докладывает‏ ‎об ‎этом ‎старшине, ‎и‏ ‎тот,‏ ‎доложив ‎вышестоящему‏ ‎руководству, ‎получает‏ ‎приказ ‎обезвредить ‎врагов.

Старшина ‎Федот ‎Васков,‏ ‎бойцы‏ ‎Женя ‎Комелькова,‏ ‎Рита ‎Осянина,‏ ‎Лиза ‎Бричкина, ‎Галя ‎Четвертак ‎и‏ ‎Соня‏ ‎Гурвич‏ ‎выступают ‎на‏ ‎перехват ‎гитлеровцев,‏ ‎возможной ‎целью‏ ‎которых‏ ‎является ‎Кировская‏ ‎железная ‎дорога. ‎Они ‎устраивают ‎засаду,‏ ‎но ‎из‏ ‎леса‏ ‎выходят ‎не ‎двое,‏ ‎а ‎шестнадцать‏ ‎диверсантов. ‎Отряд ‎Васкова ‎вступает‏ ‎в‏ ‎неравный ‎бой‏ ‎с ‎немцами.‏ ‎Подкрепление ‎не ‎приходит ‎— ‎Лиза,‏ ‎которую‏ ‎Васков ‎послал‏ ‎к ‎своим,‏ ‎тонет ‎в ‎болоте. ‎Девушки ‎гибнут‏ ‎одна‏ ‎за‏ ‎другой, ‎хоть‏ ‎старшина ‎и‏ ‎старается ‎беречь‏ ‎их,‏ ‎насколько ‎возможно.‏ ‎В ‎живых ‎остаётся ‎только ‎один‏ ‎Васков. ‎Раненый‏ ‎и‏ ‎почти ‎безоружный, ‎он‏ ‎берёт ‎в‏ ‎плен ‎оставшихся ‎диверсантов ‎во‏ ‎главе‏ ‎с ‎командиром.‏ ‎После ‎демобилизации‏ ‎Васков ‎усыновляет ‎Игоря ‎— ‎сына‏ ‎Риты‏ ‎Осяниной.

Через ‎тридцать‏ ‎лет ‎Федот‏ ‎Васков ‎и ‎его ‎приёмный ‎сын‏ ‎Игорь,‏ ‎ставший‏ ‎офицером-ракетчиком, ‎приезжают‏ ‎в ‎эти‏ ‎места ‎и‏ ‎устанавливают‏ ‎мемориальную ‎доску‏ ‎в ‎районе ‎гибели ‎девушек-зенитчиц. ‎Отдыхающие‏ ‎неподалёку ‎молодые‏ ‎туристы,‏ ‎завидев ‎издалека ‎Васкова‏ ‎и ‎Игоря,‏ ‎шутя ‎называют ‎их ‎«привидениями».‏ ‎Но‏ ‎когда ‎туристы‏ ‎подходят ‎близко‏ ‎к ‎Федоту ‎и ‎Игорю, ‎то‏ ‎сразу‏ ‎всё ‎понимают‏ ‎и ‎склоняют‏ ‎головы ‎в ‎знак ‎уважения ‎памяти‏ ‎погибших‏ ‎девушек-зенитчиц,‏ ‎а ‎одна‏ ‎туристка ‎преклоняет‏ ‎колени ‎перед‏ ‎мемориальной‏ ‎доской.

История ‎создания

В‏ ‎1969 ‎году ‎в ‎журнале ‎«Юность»‏ ‎была ‎опубликована‏ ‎повесть‏ ‎«…А ‎зори ‎здесь‏ ‎тихие» ‎Бориса‏ ‎Васильева, ‎которая ‎вызвала ‎большой‏ ‎резонанс‏ ‎в ‎читательской‏ ‎среде, ‎став‏ ‎одной ‎из ‎самых ‎популярных ‎книг‏ ‎о‏ ‎Великой ‎Отечественной‏ ‎войне. ‎В‏ ‎1971 ‎году ‎повесть ‎была ‎инсценирована‏ ‎Юрием‏ ‎Любимовым‏ ‎в ‎московском‏ ‎театре ‎на‏ ‎Таганке. ‎В‏ ‎1971‏ ‎году ‎за‏ ‎экранизацию ‎повести ‎взялся ‎классик ‎советского‏ ‎кинематографа ‎Станислав‏ ‎Ростоцкий.‏ ‎Как ‎впоследствии ‎вспоминал‏ ‎режиссёр, ‎бывший‏ ‎фронтовик, ‎— ‎фильм ‎был‏ ‎снят‏ ‎в ‎память‏ ‎о ‎медсестре,‏ ‎которая ‎во ‎время ‎войны ‎вынесла‏ ‎его‏ ‎с ‎поля‏ ‎боя ‎и‏ ‎спасла ‎от ‎смерти.

Натурные ‎съёмки ‎фильма‏ ‎прошли‏ ‎в‏ ‎деревне ‎Сяргилахта‏ ‎в ‎Пряжинском‏ ‎районе ‎Карелии,‏ ‎в‏ ‎районе ‎Рускеальских‏ ‎водопадов ‎и ‎в ‎павильонах ‎«Мосфильма»‏ ‎в ‎1972‏ ‎году.

Только‏ ‎актриса ‎Ольга ‎Остроумова‏ ‎успела ‎сняться‏ ‎у ‎Станислава ‎Ростоцкого ‎в‏ ‎известной‏ ‎картине ‎«Доживём‏ ‎до ‎понедельника»‏ ‎и ‎уже ‎была ‎довольно ‎популярна.‏ ‎Для‏ ‎остальных ‎актёров‏ ‎в ‎главной‏ ‎роли ‎картина ‎стала ‎настоящим ‎дебютом‏ ‎на‏ ‎большом‏ ‎экране. ‎26-летний‏ ‎Андрей ‎Мартынов‏ ‎убедительно ‎сыграл‏ ‎роль‏ ‎старшины ‎Федота‏ ‎Васкова ‎(которому, ‎согласно ‎тексту ‎книги,‏ ‎было ‎32‏ ‎года)‏ ‎и ‎на ‎экране‏ ‎выглядел ‎намного‏ ‎солиднее ‎своих ‎лет.

В ‎съёмках‏ ‎фильма‏ ‎принимали ‎активное‏ ‎участие ‎студенты‏ ‎Петрозаводского ‎государственного ‎университета.

Песню ‎туриста ‎исполнил‏ ‎Владимир‏ ‎Ивашов.

Отличия ‎от‏ ‎книги

Фильм ‎снят‏ ‎очень ‎близко ‎к ‎тексту ‎повести,‏ ‎и‏ ‎отличия‏ ‎можно ‎найти‏ ‎в ‎незначительных‏ ‎деталях:

Многие ‎реплики‏ ‎старшины‏ ‎Васкова ‎в‏ ‎повести ‎являлись ‎его ‎размышлениями.

В ‎книге‏ ‎Рита ‎Осянина‏ ‎подбила‏ ‎из ‎зенитного ‎пулемёта‏ ‎наблюдательный ‎аэростат,‏ ‎причём ‎ещё ‎на ‎фронте.‏ ‎В‏ ‎фильме ‎же‏ ‎она ‎подбила‏ ‎немецкий ‎разведывательный ‎самолёт ‎— ‎уже‏ ‎на‏ ‎разъезде. ‎Кроме‏ ‎того, ‎в‏ ‎книге ‎в ‎ходе ‎боя ‎с‏ ‎«мессершмиттами»,‏ ‎также‏ ‎имевшего ‎место‏ ‎ещё ‎на‏ ‎фронте, ‎помимо‏ ‎двух‏ ‎раненых, ‎была‏ ‎и ‎одна ‎убитая ‎зенитчица ‎—‏ ‎«подносчица, ‎курносая‏ ‎некрасивая‏ ‎толстуха, ‎всегда ‎что-то‏ ‎жевавшая ‎втихомолку».

Далее‏ ‎в ‎фильме ‎происходит ‎небольшой‏ ‎конфликт‏ ‎между ‎помкомвзвода‏ ‎Кирьяновой ‎и‏ ‎старшиной ‎по ‎поводу ‎того, ‎что‏ ‎не‏ ‎нужно ‎было‏ ‎расстреливать ‎парашютиста,‏ ‎а ‎на ‎следующий ‎день ‎майор,‏ ‎начальник‏ ‎Васкова,‏ ‎осматривая ‎сбитый‏ ‎самолёт, ‎предлагает‏ ‎представить ‎Осянину‏ ‎к‏ ‎награде, ‎от‏ ‎которой ‎она ‎отказывается, ‎и ‎спрашивает‏ ‎старшину: ‎«Зачем‏ ‎им‏ ‎понадобилось ‎ваше ‎расположение‏ ‎разведывать?», ‎—‏ ‎намекая ‎на ‎последующие ‎события‏ ‎в‏ ‎фильме. ‎Этого‏ ‎сюжетного ‎хода‏ ‎в ‎книге ‎не ‎было.

Лиза ‎Бричкина‏ ‎по‏ ‎книге ‎была‏ ‎родом ‎с‏ ‎Брянщины, ‎по ‎фильму ‎же ‎она‏ ‎родом‏ ‎с‏ ‎Вологодчины, ‎отсюда‏ ‎и ‎её‏ ‎«окающий» ‎говор.

В‏ ‎книге‏ ‎о ‎гибели‏ ‎Гали ‎Четвертак ‎Рите ‎и ‎Жене‏ ‎рассказывает ‎Васков.‏ ‎В‏ ‎фильме ‎девушки ‎хоронят‏ ‎убитую ‎подругу,‏ ‎о ‎чём ‎впоследствии ‎сообщают‏ ‎старшине.

В‏ ‎книге ‎Васков‏ ‎захватывает ‎в‏ ‎плен ‎четверых ‎диверсантов, ‎а ‎пятого,‏ ‎пытавшегося‏ ‎броситься ‎к‏ ‎оружию, ‎убивает‏ ‎последним ‎патроном ‎из ‎нагана. ‎В‏ ‎фильме‏ ‎же‏ ‎один ‎из‏ ‎оставшихся ‎четверых‏ ‎пытается ‎убить‏ ‎Васкова,‏ ‎всё-таки ‎добравшись‏ ‎до ‎оружия, ‎но ‎старшина ‎опережает‏ ‎его ‎и‏ ‎убивает‏ ‎из ‎автомата, ‎который‏ ‎забирает ‎у‏ ‎только ‎что ‎застреленного ‎диверсанта,‏ ‎в‏ ‎результате ‎чего‏ ‎в ‎плен‏ ‎попадают ‎только ‎трое ‎немцев, ‎в‏ ‎том‏ ‎числе ‎командир‏ ‎группы ‎(в‏ ‎книге ‎о ‎пленении ‎Васковым ‎именно‏ ‎командира‏ ‎диверсантов‏ ‎не ‎упоминается).

В‏ ‎книге ‎сына‏ ‎Риты ‎Осяниной‏ ‎звали‏ ‎Альбертом ‎(Аликом),‏ ‎а ‎Игорь ‎— ‎имя ‎умершего‏ ‎в ‎деревне‏ ‎перед‏ ‎войной ‎сына ‎Васкова‏ ‎(«не ‎уберегла‏ ‎маманя»). ‎В ‎фильме ‎же‏ ‎Игорем‏ ‎зовут ‎именно‏ ‎сына ‎Осяниной.‏ ‎Кроме ‎того, ‎Васкова, ‎своего ‎приёмного‏ ‎отца,‏ ‎он ‎называет‏ ‎«батя» ‎(в‏ ‎книге ‎— ‎«тятя»).

В ‎фильме ‎раскрываются‏ ‎подробности‏ ‎довоенной‏ ‎жизни ‎Сони‏ ‎Гурвич, ‎Риты‏ ‎Осяниной, ‎Лизы‏ ‎Бричкиной‏ ‎и ‎Жени‏ ‎Комельковой, ‎но ‎совсем ‎отсутствует ‎сюжетная‏ ‎линия ‎довоенной‏ ‎жизни‏ ‎Гали ‎Четвертак.

Художественные ‎особенности

Сцены‏ ‎военного ‎времени‏ ‎сняты ‎в ‎подчёркнуто ‎реалистичном‏ ‎ключе‏ ‎и ‎чёрно-белой‏ ‎гамме, ‎тогда‏ ‎как ‎в ‎цвете ‎сняты ‎сцены‏ ‎современности,‏ ‎а ‎воспоминания‏ ‎и ‎мечты‏ ‎девушек ‎— ‎в ‎цвете ‎и‏ ‎в‏ ‎условно-романтическом‏ ‎стиле. ‎Пять‏ ‎цветных ‎флешбэков-грёз‏ ‎о ‎несостоявшемся‏ ‎женском‏ ‎счастье ‎стали‏ ‎смысловой ‎доминантой ‎картины.

Особые ‎сложности ‎возникли‏ ‎в ‎связи‏ ‎со‏ ‎съёмкой ‎эпизода ‎в‏ ‎бане. ‎В‏ ‎советском ‎кинематографе ‎того ‎периода‏ ‎весьма‏ ‎редко ‎допускались‏ ‎столь ‎откровенные‏ ‎съёмки ‎обнажённого ‎женского ‎тела, ‎но‏ ‎режиссёр‏ ‎картины ‎преследовал‏ ‎определённые ‎художественные‏ ‎цели. ‎Станислав ‎Ростоцкий ‎объяснял ‎суть‏ ‎сцены‏ ‎актрисам,‏ ‎которых ‎пришлось‏ ‎уговаривать ‎раздеться‏ ‎перед ‎камерой,‏ ‎так:

Девочки,‏ ‎мне ‎надо‏ ‎показать, ‎куда ‎попадают ‎пули. ‎Не‏ ‎в ‎мужские‏ ‎тела,‏ ‎а ‎в ‎женские,‏ ‎которые ‎должны‏ ‎рожать.

Мечты ‎Гали ‎Четвертак ‎и‏ ‎романс‏ ‎«Нет, ‎не‏ ‎любил ‎он»‏ ‎в ‎исполнении ‎Жени ‎Комельковой ‎являются‏ ‎аллюзией‏ ‎к ‎популярнейшим‏ ‎кинокартинам ‎тридцатых‏ ‎годов ‎«Цирк» ‎и ‎«Бесприданница».

Смотреть: 1 час 36+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Автомобиль, скрипка и собака Клякса

«Автомобиль, ‎скрипка‏ ‎и ‎собака ‎Клякса» ‎— ‎широкоформатный‏ ‎фильм ‎режиссёра‏ ‎Ролана‏ ‎Быкова.

Сюжет

В ‎одном ‎приморском‏ ‎городе, ‎в‏ ‎большом ‎дворе, ‎окружённом ‎старыми‏ ‎обшарпанными‏ ‎двухэтажными ‎домами,‏ ‎живут ‎герои‏ ‎этого ‎фильма. ‎Два ‎школьных ‎товарища‏ ‎влюблены‏ ‎в ‎самую‏ ‎красивую ‎девочку‏ ‎двора. ‎Один ‎из ‎них, ‎Олег‏ ‎—‏ ‎мастер‏ ‎на ‎все‏ ‎руки, ‎—‏ ‎возится ‎с‏ ‎машинами‏ ‎и ‎другими‏ ‎железками, ‎а ‎другой ‎— ‎Давид,‏ ‎— ‎учится‏ ‎играть‏ ‎на ‎скрипке. ‎Старшая‏ ‎сестра ‎девочки‏ ‎оканчивает ‎школу, ‎но ‎уроки‏ ‎не‏ ‎лезут ‎ей‏ ‎в ‎голову,‏ ‎и ‎ей ‎помогают ‎их ‎учить‏ ‎то‏ ‎одноклассник, ‎то‏ ‎репетитор… ‎А‏ ‎ещё ‎у ‎неё ‎есть ‎маленький‏ ‎братик‏ ‎Кузя.‏ ‎Он ‎—‏ ‎творец. ‎Из‏ ‎знакомой ‎чёрной‏ ‎собаки‏ ‎при ‎помощи‏ ‎зубной ‎пасты ‎он ‎делает ‎«зербу»‏ ‎(так ‎он‏ ‎называет‏ ‎зебру). ‎А ‎вообще-то‏ ‎у ‎него‏ ‎есть ‎мечта ‎— ‎чтобы‏ ‎у‏ ‎него ‎было‏ ‎много-много ‎кошек.‏ ‎Ведь ‎из ‎них ‎легко ‎сделать‏ ‎обезьян,‏ ‎потому ‎что‏ ‎из ‎каждой‏ ‎обезьяны ‎довольно ‎просто ‎сделать ‎медведя,‏ ‎а‏ ‎уж‏ ‎из ‎медведей‏ ‎совсем ‎нетрудно‏ ‎сделать ‎себе‏ ‎товарищей!‏ ‎Аня ‎пытается‏ ‎достать ‎для ‎него ‎кошек, ‎параллельно‏ ‎разбираясь ‎со‏ ‎своими‏ ‎чувствами… ‎

Переживания ‎Кузи‏ ‎своеобразно ‎иллюстрирует‏ ‎ансамбль, ‎музыканты ‎которого ‎одновременно‏ ‎перевоплощаются‏ ‎в ‎других‏ ‎персонажей, ‎помогая‏ ‎юным ‎героям.

Факты

Приз ‎за ‎лучшую ‎режиссёрскую‏ ‎работу‏ ‎Ролану ‎Быкову,‏ ‎1975 ‎год,‏ ‎8-й ‎Всесоюзный ‎кинофестиваль ‎(Кишинёв).

В ‎фильме‏ ‎использован‏ ‎приём‏ ‎«вариоэкрана»: ‎границы‏ ‎кадра ‎меняются‏ ‎в ‎зависимости‏ ‎от‏ ‎сюжета, ‎действие‏ ‎может ‎выходить ‎за ‎его ‎пределы.‏ ‎Это ‎вторая‏ ‎и‏ ‎последняя ‎лента ‎Ролана‏ ‎Быкова ‎с‏ ‎таким ‎приёмом ‎(первым ‎фильмом‏ ‎был‏ ‎«Айболит-66»).

Фильм ‎снимался‏ ‎в ‎Таллине‏ ‎и ‎в ‎Пярну. ‎Некоторые ‎эпизоды‏ ‎снимались‏ ‎в ‎Москве‏ ‎около ‎посёлка‏ ‎Рублёво ‎(например, ‎сцена ‎проезда ‎музыкантов‏ ‎на‏ ‎телеге‏ ‎снята ‎близ‏ ‎старого, ‎ещё‏ ‎до ‎первой‏ ‎реконструкции,‏ ‎моста ‎на‏ ‎пересечении ‎Рублёвского ‎шоссе ‎и ‎МКАД‏ ‎в ‎сторону‏ ‎сада‏ ‎«Дружба»).

Смотреть: 4 час 35+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Каникулы Кроша

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Старшеклассник Сергей Крашенинников (Крош), однажды, совершенно случайно, знакомится с Владимиром Николаевичем - интересным человеком, коллекционером нэцке. Но вскоре Крош обнаруживает, что за открытой дружелюбностью и порядочностью этого человека стоят совершенно противоположные качества...

Смотреть: 11 час 2+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Кабачок 13 стульев . Все серии (1968-1980)

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Телетеатр юмористических миниатюр.

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048