Сила вещей, или Почему попаданец обречён на неудачу

Коллеги-историки не любят это признавать, но в истории до сих пор так и осталось много от чистого искусства. Конечно, некоторый прогресс со времён Геродота и Фукидида был сделан: так нагло выдумывать факты или сочинять прямую речь историческим деятелям, исходя из своего понимания их характера, мы уже не можем. Но от сюжетности и драматического подхода нам уйти не удалось. Просто шекспировская трагедия гомеровского размаха превратилась в скучный детектив, выдержанный в модном тру-крайм стиле.
Скучность, замечу, должна замещать собой научную точность и объективность. Выходит не очень, но зато отпугивает слишком уж завиральных авторов, которые уходят в попаданчество, ностальгию или политологию (непременно глобальную — на меньшее они не согласны).
Но вернёмся к историкам настоящим и их горестям и радостям. Одно из самых странных явлений, которое бросается в глаза при изучении разных курсов и циклов лекций, — не столько неизбежная разница в авторской оценке описываемых событий, сколько смена жанра, в рамках которого описываются отдельные деятели и целые эпохи. Героический эпос о Петре I так же сильно отличается от психологического романа о Павле I, как «Они сражались за Родину» от «Осеннего марафона». Авторы могут иметь прямо противоположные взгляды, раздавать самые разные оценки, но делать это они будут в довольно жёстких рамках жанра (разумеется, кроме тех оригиналов, которые придут и скажут, что вся история есть X и достаточно изучить X, чтобы понять историю целиком, но сейчас не про них).
Жертва ли Павел своей матери или просто полупомешанный? Гамлет на русском престоле или Поприщин из «Записок сумасшедшего»? Во многом исследование будет сводиться к набору фактического материала для придания фактуры тому или иному образу. И тут вряд ли удастся найти более близкую аналогию, чем подготовка актёра (разумеется, настоящего Большого актёра) к роли. Бьясь над загадкой Павла (или Годунова, или Ричарда III, или кого-нибудь ещё столь же увлекательно противоречивого), самого персонажа можно трактовать в самых неожиданных прочтениях, подать его поступки в необычном свете, что-то затушевать или изменить какие-то сцены, но вырваться из сковывающего психологического жанра, где всё поведение героя подаётся сквозь призму патологий и их преодоления, вам не удастся.
Банальность шекспировских метафор про сцену жизни, на которой глупый фигляр играет придуманную глупцом пьесу жизни, настолько велика, что кажется нам слишком уж обычной для серьёзного рассмотрения, а меж тем ничего более цельного за четыре прошедших столетия так и не было предложено. Рассуждая об отдельной биографии, мы неизбежно превращаемся в актёра, который любит или ненавидит своего персонажа, но чем дальше, тем больше склонен оправдывать и переоценивать его значение в сюжете.
Раз уж речь зашла о Шекспире, не могу не удержаться, чтобы не заметить, что Полоний, пытавшийся посадить на датский престол своё потомство, в юности играл Цезаря («Я был убит в Капитолии, Брут убил меня» — «Брутально это он — убить такого капитального телёнка») — правителем, подобно своему герою, он так и не стал, но был так же заколот кинжалом принявшим его за короля Гамлетом, так что хотя бы на мгновенье он стал в чьих-то глазах царём. Но про «Гамлета» поговорим как-нибудь отдельно, а пока замечу, что тот же Цезарь стал одной из самых архетипичных фигур в истории. Вне зависимости от оценок, именно он — центральная фигура I в. до н. э. в истории Средиземноморья, если не всей римской истории в целом.
Гай Юлий может подаваться как тиран или благой реформатор, баловень судьбы или великий стратег (что, строго говоря, не взаимоисключающие понятия), но все события его эпохи ведут Цезаря либо к величию, либо к падению. Возможно, он — один из немногих работающих примеров схемы Кэмпбелла/Воглера (если принять художественную условность, что Октавиан есть возрождённый Цезарь, принесший спасение стране). Триумвират и лично много сделавший для Цезаря Красс отходят на второй план, потому что герою нужен антагонист, а на его роль очень удачно подходит Помпей. Манящая, как Калипсо, Клеопатра нужна была бы истории не больше, чем одна из множества мифических нимф без участия в эпическом странствии Одиссея. Громкие и ёмкие фразы, которые войдут во многие языки, решительность, которая навсегда увековечила название обычной италийской речушки («Довольно споров. Брошен жребий. Плыви, мой конь, чрез Рубикон!» В. Брюсов — любопытно, что сам герой, скорее всего, цитировал греческого комедиографа Менандра, так что одно из известнейших исторических высказываний, возможно, было цитатой второго порядка и несло несколько другой смысл) и многоликий портрет, ставший олицетворением власти. Само его имя стало нарицательным и долгие века означало у многих народов титул правителя — вожди далёких (и во времени, и в пространстве) племён и великие императоры пытались вывести от него свою родословную (если не по плоти, то по духу).
Даже самый непредвзятый разбор биографии Цезаря будет предвзят — уже самим фактом выбора персонажа, но не только им. Мы можем думать о себе и других много хорошего, но представить, что возможно заниматься столь громкой темой, избегая реакций на окрики со всех сторон, попросту невозможно (особенно если учесть, что даже нарочитое игнорирование тоже есть реакция). А если смотреть на реальность трезво, то мы увидим, что раз за разом и другие, и, что гораздо обиднее для нашей самооценки, мы сами встреваем в чужие пересуды и заданные векторы движения мысли: кто он — герой или злодей? Разрушитель республики и тиран или благодетель и строитель новой, более совершенной системы? Закалённый жестоким веком, но всё же типичный человек своего времени или сделавший себя сам и опередивший эпоху гений? Личная (для кого-то) очевидность ответов не избавляет от навязанности вопросов.
Причём вопросы диктуют нам не только ход дискуссии о Цезаре, но и о внутренних конфликтах Рима II–I веков до н. э. вообще — настолько же биографического подхода к, скажем, войнам диадохов нет. При всех подробностях в описании разборок полководцев Александра природа их вражды и разделения быстротечной империи считается, скорее, системной.
Собственно говоря, сама фигура великого македонского завоевателя настолько художественно величественна, что создаёт целую эпоху. Эллинское влияние в самых дальних покорённых им землях бесспорно (хотя и не везде было так уж глубоко), но в общем-то типично для любого масштабного завоевания и вряд ли было больше того же персидского. Но здесь у нас есть явная героическая фигура, любимца богов и баловня судьбы, которому сходили с рук любые безрассудности, а удача была его полковой женой. Считается даже, что своей популярностью богиня случая Тюхе (Тихея) обязана именно Александру — до того, как царёк полуварварского горного племени покорил полмира, раз за разом бросая всё на кон, мойры определяли судьбы всех живущих (у Гомера — даже богов).
Фигура Александра лишена цезаревской трагичности и неизбежности. Сам он — герой множества авантюрных романов и героических эпосов, которые создавались на протяжении столетий. И даже смерть его — скорее сюжет для детективной истории, чем для нравоучительной драмы или экзистенциальной трагедии, как у Цезаря. Одно перечисление версий причин смерти окунает нас с головой в жанр Агаты Кристи и Конан Дойла, причём в самых разных его вариациях, включая классическое «убийца — садовник» (где в роли садовника выступает затаивший обиду за казнь племянника Аристотель).
Александр стал настолько яркой звездой (в том числе в современном смысле слова), что оставался кумиром для подражания и персонажем выдумываемых историй многие столетия спустя. Если эпигоны с переменным успехом подражали всему — от его манеры держаться на коне, чуть вполоборота смотреть на окружающих (тут тоже есть детективная версия, что у великого завоевателя просто была травма шеи) и бросаться в преследование врага на своём правом фланге, оставляя собственное войско позади в разгар боя («О, где ты, Деметрий?» — ждал своего сына Антигон при Ипсе, неистово вращая своим единственным глазом, но тот уже был отрезан слонами от поля боя), до строительства множества городов и попыток создать симбиоз всех завоёванных культур, — то в последующие века Александр сочинялся и переосмысливался заново, так что уже само это влияние стало предметом научного исследования, хотя очевидно, что на исследователей оно продолжает оказывать не меньшее действие, чем на умы Макиавелли, Наполеона или Пирра.
Последний, кстати, является примером того, насколько сильно влияние сюжетности даже на формирование образа исторического лица. Отделить в Пирре выдуманное от реального очень трудно, поскольку большая часть информации о нём дошла до нас в качестве характеристики персонажа второго плана: Пирр как противник Рима, с одной стороны, и внешняя сила, постоянно нарушающая баланс в войнах диадохов, — с другой. Будучи дальним родственником Александра, он оставался чужаком для всех эллинов, поскольку эпироты были совсем уж варварами даже на фоне македонцев, а для римлян, что иронично, стал образцовым греком, который первым разглядел в них цивилизованный народ. Вошедший в учебники и обиходную речь, Пирр почти не оставил по себе фраз, которые можно было точно атрибутировать в качестве его, а не приписанных ему впоследствии.
По сути, он вместе с Ганнибалом выписан в качестве могучего и героического врага Рима с трагической судьбой. Благородный оппонент, который почти смог сокрушить Великий Город, но боги судили иначе. Обе фигуры, как и масштаб их борьбы с Римом, практически неотрывно связаны теперь с их историческим образом. Они провозглашаются великими полководцами (иногда заявляется даже, что более великими, чем Александр, только не такими везучими, — будто везение на войне ничего не значит). Сама их роль в истории воспринимается через призму истории даже не их собственных стран, а их врага. Попытки сместить точку зрения на Пирра и Ганнибала также имеются, но даже глядя на них неримскими глазами, ревизионисты не хотят отнимать тот ореол величия, который был создан Титом Ливием, Плутархом и всей римской историографией.
Но, пожалуй, самой яркой фигурой, которая ещё при жизни стала воплощением целого культурного течения — романтизма, — был упомянутый выше Наполеон. Отделить в нём миф от реальности сложно уже не в силу недостаточности информации (напротив, её с избытком), но потому, что Бонапарт оказался настолько ярким характером, так удачно вписавшимся в эпоху, что любая попытка отделить в нём художественное от реального заведомо обречена на неудачу. Манящий, как магнит железо, образ настолько силён, что по нему фанатели до одурения и его подданные, и его враги. Разумеется, не остались в стороне и историки.
Это образ был на Аркольском мосту и у кладбища Прейсиш-Эйлау, это образ вдохновил и навербовал по всей Европе Великую армию и повёл её на Россию, а, потеряв, набрал новую и вновь чуть не изменил ход истории под Лейпцигом, но случился очередной драматичный поворот в духе пиратов в «Гамлете» («От Льва саксонский вкрадчивый шакал к Лисе, к Медведю, к Волку убежал». Байрон). И даже одолев Наполеона, союзники остались во власти этого образа — две ссылки вместо казни в таком случае просто необъяснимы (особенно после нарушения первой) без осознания того, что все действующие лица чувствовали себя персонажами пьесы, где главным героем был он, а они выступали лишь в роли второго плана. Даже стоический Веллингтон признавал, что одно присутствие Бонапарта на поле боя равносильно сорокатысячному подкреплению, и в 1815 всячески стремился нейтрализовать именно его, а не разбить всю французскую армию по частям, поскольку был уверен, что Наполеону не составит труда набрать новую.
Тысячи писателей и поэтов, историков и режиссёров с тех пор пытаются разгадать образ корсиканца, но главная загадка, пожалуй, в самой притягательности его фигуры. И сам этот непреходящий интерес свидетельствует нам об одной любопытной очевидности: нас восхищают не одни только хэппи-энды, но и великие начинания, кончающиеся крахом. Только в центре такого сюжета должен находиться герой настолько харизматичный, чтобы за провалом его титанических усилий можно было следить безотрывно.
Историк, таким образом, выступает в роли режиссёра или следователя, которому из имеющихся данных или текста нужно выстроить правдоподобную картину произошедшего. Для чего приходится ставить себя на место фигуранта дела или персонажа произведения и пытаться понять его логику и мотивы, вместе с тем не забывая об известной дистанции и понимании обстоятельств места и времени. Это сложно, неоднозначно и даже противоречиво, но очень интересно.
Всем привет, кто зашел на мой блог. Меня зовут Владимир. Относительно недавно я стал отцом прекрасной маленькой принцессы. И с появлением в моей жизни ребенка, она сильно изменилась. В этом блоге я буду делиться частью своей жизни постепенно раскрываясь. Данный блог у меня первый. Решил попробовать и посмотреть на сколько у меня это получится. Очередной вызов и выход из своей зоны комфорта.
Этот фильм не планировался (естественно) к прокату в России, поэтому нам пришлось сделать свой собственный перевод.
Воспоминание о былом.
Школа Сюэ
Глава 1 — Услышав о нем, люди отвернулись
Сюэ Дянь (1887 — 1953) уроженец уезда Шулу, провинции Хэбэй. Учился у мастера Ли Цуньи, а позднее поклонился мастеру Ли Чжэньбаню из Шаньси и мастеру Линкун из Утайшань. После возвращения из Шаньси, заведовал академией боевых искусств (гуошугуань) в Тяньцзине. Написал учебное пособие «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства».
Не так давно, (я) увидел переиздание старых пособий по боевым искусствам, среди которых была книга «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства» 1933 года. Вздохнув, я вспомнил об ушедшем (времени) шестидесятилетней давности.
Моя молодость пришлась на эпоху Сюэ Дяня. Его имя гремело на каждом углу и унаследовав стиль боя Ли Цуньи, он заведовал работой в академии гуошу, день за днем приумножая славу синьицюань. В наших глазах он был почти что богом, человеком великих дел.
Два моих учителя, Тан Вэйлу и Шан Юнсянь, были очень близки с ним. Окрепнув телом, (я) решил что взрастил гунфу и подумывал вызвать его на бой. Ведь если доходишь до первого этапа постижения синъицюань «видимой силы» (明劲 — минцзинь), то просто необходимо испробовать себя в бою.
Сказав об этом учителю Шану, тот ничего не ответил. А когда через пару дней из Нинхэ приехал учитель Тан, то (он) жестко отчитал меня. «Ты не понимаешь. Он демонически быстр и свободно переходит от одного действия к другому. И хотя внешне (Сюэ Дянь) похож на школьного учителя, в бою его взгляд обретает звериные черты, ввергая в страх даже крепких духом».
Шан Юнсян отдыхал в дворике своего дома. Мастер Тан подвел меня к нему и подкинув ногой тыкву горлянку, протянул ее мне со словами: «Пробьешь ударом насквозь, тогда можешь вызвать Сюэ на бой». Помню, как его пристальный взгляд смутил и опустошил меня. И хотя тыква настолько мягка, что и ребенок пробьет ее, я не смог поднять рук. Увидев как мое эго ушло, мастер Тан сказал: «Сюэ считается твоим дядей по школе. Вызвав его на бой, ты поднимешь всех нас на смех. Он наиболее известный (среди нас) и стоит понимать, что лучше оберегать его (имя)».
Как-то, я помог другу мастера Тана отбиться от шпаны на улице. Этому старику было около 70 лет, хотя он выглядел достаточно крепким. В благодарность, он пригласил меня к себе, и мы проговорили весь вечер. Дойдя до Сюэ, он рассказал, что тот был поздним учеником Ли Цуньи, и мастер часто расхваливал его перед другими.
Как-то раз, Сюэ Дянь и его старший брат Фу Чанжун подрались на втором этаже ресторана. Сюе сказал: «Здесь не место для драки», на что Фу ответил: «Мне и не понадобиться много места, чтобы побить тебя». Сюэ торопливо подал руку вперед, а Фу выполнил прием «ладонь оборачивающего тела» и скинул Сюэ через перилла, со второго этажа вниз. Упав, окружающие подумали, что он сломал кости и не сможет встать. Однако, с легкостью вскочив, Сюэ крикнул: «Я еще приду к тебе» и ушел.
После этого он пропал. Лишь когда умер Ли Цуньи он появился вновь. Сам Сюэ рассказывал, что поселился в горах Утайшань. Он редко упоминал об обучении у мастера Ли и в основном, утверждал что обучался у старого монаха — Усю Линкун (Старик небесной пустоты). Будто тому было 120 лет, что выглядело как мистификация и мало кто верил в это.
Но разве мог Сюэ Дянь постичь боевое искусство у того, кого никогда и не было? Само имя «Старик небесной пустоты» говорит что его нет. А имя небесный или духовной пустоты очень напоминает фразу — «уходящий в небо», т. е. уходящий в нирвану. Не намек ли это на термин «условной реальности» в буддизме? Также возраст 120 лет это 2 полных цикла традиционного календаря. Подсказка на то, что человек дважды родился?
Видимо, то поражение повлияло на Сюэ, и он сам изгнал себя из школы. Будто решил, что подвел мастера и придумал мистическую линию передачи от неведомого монаха. И хотя это только догадка, мне кажется, что монах существовал на самом деле. Лишь имя было другим, а какое, (я) уже и позабыл.
Вернувшись, он выглядел очень открытым. Но люди не могли разглядеть того, что было (в нем). Как-то, он продемонстрировал свое мастерство на собрании практикующих. Всего несколько шагов, словно танец. Но в каждом действии его тела, была невероятная согласованность, что-то звериное, заставляющее застыть всех смотрящих. Невероятное, очень необычное состояние ци, цзинь, шэнь. Тут же кто-то начал говорить, что его тело обрело волшебные метаморфозы. И закончив демонстрацию, он вызвал Фу Чанжуна на бой.
Я слышал, что это жутко перепугало Шан Юнсяна. «Мы все братья одной школы! Конечно, мы не так близки, как кровные, но наши связи ближе, чем с двоюродными! Как же можно биться до смерти?!» — закричал он. И в итоге отговорил Сюэ от боя. А после, на правах старшего (брата), уговорил взять на себя обучение группы Ли Цуньи и возглавить тяньцзиньскую академию гуошу.
Несмотря на то, что преподавание боевых искусств проходило под лозунгами укрепления страны и народа, в синъицюань есть строгое правило, не допускать повсеместной передачи учения. Поэтому многие материалы и книги по стилю касались лишь общих вещей. Только дойдя до определенного момента, ты мог понимать значения наставлений.
И напомню, что это была эпоха кризисов. В этих условиях, Сюэ Дянь раздумывал, как создать материал для быстрого самообучения стилю. Так и появилась книга «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства». Те, кто получил истинную передачу, посмотрев, тут же понимали, о чем идет речь. Конечно было понятно, что это синъицюань. Получается, что таким образом он хотел избежать нарушения правил и назвал книгу искусство образов и форм, а не синъицюань?
Это догадка, но «искусство образов и форм» и синъицюань имеют общую, древнюю связь. Ее написание было словно надеждой, на побуждение к самоотверженности практикующих. Ведь боевое искусство — это искусство движения, которое должно передаваться от человека у которого ты учишься на примере. И лишь потом, (ты) можешь осмыслять (технику) самостоятельно. Поэтому не получиться заложить хорошую основу по книгам, практикуя без учителя.
Так несмотря на его известность, поражение в том бою оставило отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Погиб он трагично. (В 1953 году его расстреляли как члена религиозного культа). И долгое время знающие его люди, предпочитали не говорить о нем и не особо почитали его последователей.
Книга же написана красивым и простым языком. Трудно встретить столь чистый и ясный слог, где читатель быстро вникает в суть и может самостоятельно заниматься изучением разделов (книги).
Многие знают, что одной из ключевых особенностей синъицюань, является практика стояния. Но вот как стоять, не ясно. В некоторых книгах говорится лишь о том, что нужно подтянуть макушку, язык, уши, нос. О том, что нельзя двигаться. Словно совершаешь буддийскую практику созерцания. И чем дольше стоишь неподвижно, тем лучше. Это ошибочное мнение. Если будешь держать себя, создашь напряжения мышц и лишь испытаешь разочарование (со временем).
Здесь открывается небольшой секрет. Практика стояния — это о движении. Не о практике неподвижного созерцания, а медленная тренировка (движения). Сюэ Дянь говорил так: «Методы стояния — это медленная практика. Медленно, посредством духа и намерения, приходишь в движение, раскрывая четыре конечности». Только об очень медленном (движении), что непонимающие люди этого не замечают.
Эти слова «Медленно посредством духа и намерения приходить в движение» на вес золота. Они разъясняют, что эффект от стояния направлен на: «чистоту (здоровья) внутренних органов, раскрытые каналы и меридианы, крепость костей, костного мозга и наполненность жизненных сил». Особенно есть указание на то, что «обостренная (острая) реакция нервной системы» это ошибочный результат тренировки.
2. 11 глава. 12 раздел. О дыхании.
Многие знают что синъицюань это искусство внутренней семьи. Получается, что посредством кулачного искусства, можно постичь путь (дао). Но в трактатах только описание тренировки боевого и очень смутно (простыми словами из даосского канона) описано, как же можно постичь путь. Сюэ говорит о цельном дыхании тела, как о методике (синъицюань) для вступления на него. В его тексте сказано: «Со всех сторон (тела), из всех малых пор, поднимается словно пар иль туман дыхание тела». Это и есть мастерство. Именно так дышит дух. Не получив истинной передачи, не усердствуя в практике — не дойдешь до предела и сложно будет вступить на путь.
3. Первый том. 6 глава. Первый раздел. Пять методов сплетаются в жемчужную нить.
В практике синъицюань есть понятие «кружевные руки» (圈手). Еще технику называют — «ветер раскачивает иву». Этими движениями можно как атаковать (противника), так и укрепить тело. Говорят в ней хранится главная суть кулака пяти элементов и форм двенадцати зверей. Не получившие передачу, предполагают, что это такая же практика, как и облачные руки тайцзицюань, где двумя руками (практикующий) описывает круг.
В действительности же, это похожая практика, но круг описывается не только двумя руками, а все тело приходит в движение.
Синъицюань использует понятия кулака пяти первоэлементов: метала, дерева, воды, огня, земли. Им соответствуют усилия: рубящего, пробивающего, буравящего, взрывного, горизонтального кулаков. Сюэ в своей книге свел их к понятиям: «полета, облака, встряхивания, колыхания, вращения». Так два понятия «полета» и «облака» взяты из фехтования. И (знающие) сразу могут угадать в этом методы изменения кулаков пяти первоэлементов из синъицюань. Словно изменили суп, не изменив его наполнения.
Но если серьезно, то его пять методов взяты не из кулака пяти элементов. Даже кружевные руки имеют очень древнее происхождение. Поэтому лучше уделить внимания изучению того, как он нанизывает пять методов в эту жемчужную нить и как он разъясняет их суть и различия.
Перевел Хван Кирилл. 2023
Реальные образцы (более 30!) древкового оружия из коллекций ведущих музеев мира.
В этом видеоролике мы расскажем, где находится магазин Челахова в Пятигорске, и какие сюжеты из романа «Герой нашего времени» с ним связаны.
ПРОЕКТ «В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО»
Проект предполагает создание сети эколого-культурных, туристических маршрутов, связанных с исследованием, восстановлением и создания уникальной просветительской и краеведческой инфраструктуры былого исторического облика городов и посёлков Кавказских Минеральных вод.
Видеопрезентация: https://youtu.be/EJlLkOZNu_4.
ПЯТИГОРСК. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ «ЛЕРМОНТОВСКИЙ»
Подключайся к нашим экскурсиям вместе с нами. Проведите экскурсионный день на Кавминводах вместе с нами. Запишись на нашу экскурсию: https://vk.me/join/6Ui6lX7835l7p9UQwtYNFDaHStVI7thK8Zw=. Присоединяйся к участию в проектах и программах молодёжного общественного движения.
Не пропусти новые видеоуроки, вебинары и проекты! Прошу вас подписаться на канал, отметить комментариями и лайками для продвижения полезного контента: https://www.youtube.com/channel/UCln0aW7DdQ1qCu7e0DEhkcg.
Виртуальные экскурсии по Кавказским Минеральным водам: https://www.youtube.com/playlist?list=PLzy77CTPR0FgFBj5sQgCZjmTCbfDDhGTM.
На канале выложены (в бесплатном доступе) около 1000 видеоуроков по гуманитарным предметам, видеоучебник по социальному проектированию (100 видео о том, как сделать проект), видеоматериалы социально значимых проектов в области развития детского и молодёжного общественного движения.
#история #регионоведение #краеведение #гид #экскурсия #Ставрополье #кмв #кавминводы #пятигорск #магазинчелахова #геройнашеговремени #княжнамери #печорин #лермонтов #педагог #учитель #учительистории #воспитание #образование #детскийактив #детскоеобъединение #проект #социальныйпроект #молодежныйпроект
Эксклюзивные Исторические Фотографии
Как мы исследуем реальное прошлое 😎
Только для закрытых каналов🔥
Смешно, но некий смысл в этом присутствует (см. скрин). Пафос — «мимо», но по сути — есть такой момент:
Достаточно сравнить средний европейский и советский/американский/китайский претендующий на серьёзность фильм о Второй Мировой/Великой Отечественной.
У европейцев обычно получается условный «Ночной портье» — муть о «созависимости агрессора и жертвы», «бессилии личности перед тоталитарными режимами» и прочее такое подобное. У нас (а также американцев, китайцев, в меньшей степени англичан, поляков периода ПНР, югославов, корейцев…) выходит что-то плюс-минус стандартное героическое. Степень эпичности может быть разной, но она всегда есть. Нечто в европейском стиле у нас снималось только для европейских кинофестивалей, и всё равно до европейского уровня не дотягивало.
Всё понятно, да? Мы (как и США, Китай и прочие) в войне победили. А европейцы — проиграли. Сначала все проиграли немцам, потом немцы — нам. В итоге там опыт поражений есть у всех, а вот победы — у немногих (численность бойцов Сопротивления повсеместно в разы уступала численности коллаборационистов). Отсюда и муть о «созависимости» и прочем.
У нас же всё просто до примитивности:
Да, мы победили,
Хоть и была сильна,
Неправедной силой ведома,
Та Сторона.
Есть локальные различия. У нас и американцев — просто победа (у США внимание больше уделяется Тихоокеанскому ТВД, но это понятно). У китайцев выпячивается ещё аспект национального единства (коммунисты и Гоминьдан вместе выступили на защиту родины). У англичан акцент на бедствиях мирного населения, но притом непосредственно воюют только те, кому положено («никогда ещё столь многие не были обязаны всем столь немногим…»*). У поляков осмысленные фильмы появлялись в эпоху ПНР, потом — опять же, скорее, европейщина возобладала.
Одним словом, у европейцев сложилась культура поражений. У стран ядра Антигитлеровской коалиции — культура побед. Сытый голодного не разумеет**. 🤷♂️
Сноски:
* Если точнее, фраза звучит как «Никогда ещё в истории человеческих конфликтов столь многие не были обязаны столь немногим». Это из речи Черчилля лета 1940 года. Имелись в виду пилоты британских ВВС, участвовавшие в боях с Люфтваффе в воздушной «Битве за Британию».
Если бы сопротивление англичан было полностью подавлено, и немцам удалось бы добиться полного господства в воздухе над Ла-Маншем, путь для высадки в Британии был бы открыт.
Королевский Флот оказался бы бессилен: перед концентрированным авиаударом никакие его силы не выстояли бы. Высадка — захват хотя бы одного «аэродрома подскока» непосредственно на Острове — и Британия смело могла капитулировать.
К счастью для неё, Гитлер в последний момент, придя к выводу, что этот метод не работает, перешёл к террористическим ударам по городам. Что было весьма неприятно для их гражданского населения, но победить таким образом Рейх не мог.
На самом деле, фюрер просто не знал, насколько был близок к успеху. Численность Королевских ВВС таяла быстро. Люфтваффе несли даже бОльшие потери, но они могли себе это позволить, Британия же была на краю поражения. Но британским пилотам удалось создать иллюзию своей несокрушимости — что и привело к неудаче Рейха в Битве за Британию (и в конечном счёте, как следствие, к нападению его на Советский Союз — и поражению в войне).
** И получается, что тот, кто хочет изменить свою идентичность с русской/российской/советской на европейскую, вынужден инсталлировать у себя и европейский комплекс исторического неудачника.
Ну да, в Европе сойти за своего будет несколько проще, но вот победу одержать становится куда как труднее…
PS: Так что авторша высказывания на скрине по сути не так уж далека от истины. Я только не вижу никаких плюсов в том, чтобы быть проигравшим, а не победителем. А опыт реконструкции победители и так получили: весь мир реконструировать пришлось…
Главы 7—12 наполнены удивительными пророчествами. После призвания Исаии в главе 6 его встреча с царём Ахазом в главе 7 привела к возвещению о младенце Эммануиле.
После выхода рассказа о империи монголов пришло много комментариев. В том числе, почему-то, из Казахстана. С удивлением, помимо всего прочего, узнал из них, что Чингисхан — чуть ли не прародитель всех казахов. Что ж, давайте разбираться. Начнем с индоевропейских культур, которые появились в регионе ок. 3000 лет до Р. Х. Потом эти культуры начали расселяться по огромной территории от северного Китая до Дуная. Конечно, в ту пору не только о тюрках и монголах, но, и, тем более, о казахах говорить не приходится. Тысячи лет народы были в движении, перемешивались. Возникали и распадались племенные союзы, типа гуннов или скифов. На рубеже эпох начинает формироваться этнос тюрок. И, благодаря большой мобильности, очень быстро распространяется по этому макрорегиону. К 6-му веку по Р.Х. тюрки занимают, практически, всю Великую степь. При этом, этот тюркский мир весьма разнообразен: много народов и племен. А вот когда появляются, собственно, казахи вы узнаете из этого видео. Заодно расскажу какой срок отмерен цивилизациям, сколько лет они, в среднем, живут с момента появления и до полного заката. И почему надо гордиться своими реальными, а не выдуманными предками. Так что, смотрите, слушайте, думайте.
--- Рекомендую! ----
Удивительные живые исторические фотокартины для ваших интерьеров или в подарок коллегам и друзьям: clck.ru/38afTJ
Живые фотокартины и панно — цветы, парки, море, горы: clck.ru/sF4Sp
Быстрое исполнение и доставка.
Исследуем историю нового члена БРИКС, Индонезии в период до обретения независимости.
С радостью в душе извещаю, что теперь все мои книги можно скачать в электронном виде в одном месте, то есть, здесь, не тратя времени на поиски в интернетах. Ну, не все…))) Но бОльшую их половину.
Каждый четверг будет публиковаться моя очередная книга. Все книги будут доступны для скачивания при Базовой подписке.
Долго собирал файлы моих книг. Все найти не удалось: какие-то книги печатал еще на пишущей машинке, если понимаете, о чём я; какие-то файлы остались в старом сломавшемся компе. Но больше 50 книг уже «заряжены» здесь для публикации каждую неделю.
Никак не мог придумать, в каком порядке публиковать, поэтому публикации пойдут просто в алфавитном порядке, вот прямо списку ниже, начиная с п. 3.
Давно собирался навести порядок и понять, где и что у меня издавалось. Получился внушительный список — 101 наименование.
Следите за публикациями, скачивайте, читайте, думайте)))
Все изданные книги А. М. Буровского (в алфавитном порядке)
1. 7 иллюстрированных энциклопедий «Биография цивилизаций».
2. Ад закрыт — все ушли на фронт, Яуза, 2014
3. Антропоэкософия (3-е издание), Университет, 2009
4. Антропоэкофия, Вузовская книга, 2005, 2004
5. Арийская Русь, Яуза, 2007
6. Арийская Сибирь, Концептуал, 2017
7. Арийцы: пять тысяч лет биографии, Эксмо, 2014
8. Большая война, «Андрей Буровский»
9. Братья по разуму (альбом о появлении разумных существ)
10. Бремя белых. Необыкновенный расизм, Яуза, 2011
11. Британская цивилизация, КМК, 2022
12. Великая гражданская война, Яуза, 2009
13. Величие и проклятие Петербурга, Яуза
14. Гендерная революция (2-е издание), Тион, 2025
15. Гендерная революция, «Крылов», 2018, 2019
16. Гений места, порождающий гениев, Страта, 2017
17. Гражданская война 1917-1922
18. Гражданская война Европы
19. Гражданская история безумной войны, АСТ, 2007
20. Да здравствует застой! , Яуза
21. Девочки: инструкция по пониманию, «Андрей Буровский», АСТ, 2005. 5 тыс. экз.
22. Девочки: инструкция по применению, «Андрей Буровский», АСТ, 2005, 5 тыс. экз.
23. Дракон московский, Таон, 2023
24. Древний Рим: тысячелетняя биография, Эксмо, 2013
25. Дьявольское кольцо, ОЛМА-пресс, 2001, 15 тыс. экз.
26. Евреи — коренной народ Руси
27. Евреи — передовой народ Земли?
28. Евреи, которых не было, книга I, Издательские проекты, АСТ, 2004, 23 тыс. экз.
29. Еврейская цивилизация: пять тысяч лет в одном томе, Эксмо, 2014
30. Еврейское засилье: вымысел или реальность?
31. Завтра будет война, Яуза
32. Земля Гессен, Группа «МИД», 2015
33. История русского народа, Тион, 2023
34. Как устроен этот мир, Тион, 2025
35. Китайская цивилизация, КМК, 2021
36. Крах империи, АСТ, 2004, 13 тыс. экз.
37. Кресло Якова Брюса, Группа «МИД», 2013
38. Магия мозга, Яуза
39. Медвежий ключ, «Андрей Буровский», АСТ, 2005, 6 тыс. экз.
40. Мир гигантов плейстоцена
41. Московия: пробуждение зверя, «Андрей Буровский», ОЛМА, 2005
42. Московская цивилизация. Эпоха Рюриковичей, Яуза-пресс, 2017.
43. Мужчины: инструкция по пониманию, «Андрей Буровский», АСТ, 2005, 5 тыс. экз.
44. Наполеон — спаситель России, Яуза
45. Наша древнейшая история, Наше завтра, 2020
46. Не будите спящую тайгу, ОЛМА-пресс, 2001, 15 тыс. экз.
47. Необъяснимые явления, Алгоритм, 2015
48. Необыкновенный расизм
49. Несбывшаяся Россия, Яуза, 2007
50. Несостоявшаяся Империя, ОЛМА-пресс, 2001, 33 тыс. экз.
51. Неудобные вопросы к науке, Тион, 2021
52. Новгородская альтернатива
53. Облик будущего, Яуза
54. Облик грядущего, «Андрей Буровский», АСТ, 2005, 5 тыс. экз.
55. Образы Петербурга, КИфаб, 2019 и 2023
56. Оживший кошмар русской истории
57. Орден костяного человечка, «Андрей Буровский», АСТ, 2005, 5 тыс. экз.
58. Отречемся от старого мира
59. Передовой народ Земли, АСТ. 2009
60. Пестрые сказки, КИФАБ, 2018
61. Петербург: теневая сторона, Тион, 2025
62. Петр Первый — проклятый император, Яуза, 2008
63. Повседневная жизнь эпохи Шерлока Холмса и доктора Ватсона, Яуза-каталог, 2020
64. Политическая экология
65. Правда о «еврейском расизме»
66. Правда о «золотом веке» Екатерины, Яуза, 2008
67. Правда о допетровской Руси, Яуза, 2018
68. Правда о русских евреях, Яуза
69. Правда о русских: два народа в одном, Яуза, 2009
70. Правда о советских евреях, Яуза
71. Предки ариев, Яуза, 2008
72. Прогрессоры Сталина и Гитлера, Яуза, 2013
73. Разные человечества, Страта, 2013
74. Разум и цивилизация, Страта, 2015
75. Расшифрованный Булгаков. Повседневная жизнь эпохи героев «Мастера и Маргариты», и «Собачьего сердца», Яуза-Эксмо, 2022
76. Рождение российской империи, ОЛМА, 2005, 65 тыс. экз.
77. Россия будущего
78. Россия, которая могла быть, ОЛМА, 2005,
79. Россия, которой не было-2, ОЛМА-пресс, 2000, 120 тыс. экз.
80. Россия, которой не стало, «Андрей Буровский», ОЛМА, 2005
81. Русская Атлантида, «Андрей Буровский», ОЛМА, 2005
82. Самая страшная русская трагедия, Яуза
83. Санкт-Петербург как географический феномен, Алетейя, 2003
84. Санкт-Петербург как географический феномен, Алетейя, 2003,2015
85. Сибирская жуть-1, ОЛМА-пресс, 2001, 15 тыс. экз.
86. Сибирская жуть-3, ОЛМА-пресс, 2001, 15 тыс. экз.
87. Сибирская жуть-4, ОЛМА-пресс, 2001
88. Сибирская жуть-5, ОЛМА-пресс, 2001
89. Сибирская жуть-6, ОЛМА-пресс, 2001
90. Сибирская жуть-7, ОЛМА-пресс, 2001, 11 тыс. экз.
91. Смысл 1937 года, Яуза
92. Собиратели земли русской Романовы, Яуза, 2012
93. Собиратели земли русской Рюриковичи, Яуза, 2012
94. Столица на костях? , Яуза
95. Тайга слезам не верит, Бонус, ОЛМА-пресс, 2001, 15 тыс. экз.
96. Удивительный город Красноярск, КИФАБ, 2018
97. Холод древних курганов, Алгоритм, 2917
98. Цареград: тысячелетняя биография, Эксмо, 2013
99. Человек III тысячелетия, Страта, 2014
100. Человек будущего, Яуза
101. Чудеса культуры, Наше завтра, 2022
Мы привыкли жить в мире, где изменение границ государств военным путём — это преступная агрессия, примета мрачного прошлого, которое закончилось где-то после 1945 г. Да, потом были войны за независимость и войны за объединение наций, были интервенции ради смены режимов, были пограничные и межэтнические конфликты. Однако прямые аннексии или создание марионеточных государств на чужой территории, казалось, стали считаться недопустимыми и начали приводить тех, кто подобное совершает, в ряды изгоев и международных преступников. Во всяком случае, многим так казалось.
Исследователи международных отношений относятся к таким заявлениям более осторожно, хотя и многие из них четверть века назад предполагали, что аннексионистские войны ушли в прошлое. Так, американо-канадский учёный Марк Захер в статье 2001 г. насчитывает в период 1946–2000 гг. 40 «межгосударственных территориальных агрессий», из которых 17 привели к изменению границ (масштабному или не очень). Тем не менее, он подчёркивает, что последнее успешное расширение границ государства произошло в 1976 г. (Марокко объявило Западную Сахару частью своей территории), и в духе времени написания статьи полагает, что «норма территориальной целостности» поддерживается достаточно большим числом государств по всему миру, чтобы сдерживать потенциальных агрессоров [1].
Почти двадцать лет спустя американский исследователь-международник Дэн Альтман [2] приходит к выводу, что завоевание (conquest) территорий никуда не исчезало: из 18 войн между государствами, произошедших в мире с 1976 по 2006 гг., 13 так или иначе были связаны с территориальными вопросами. Он также отмечает, что значительная часть баз данных по территориальным захватам (и проведённых на их основе исследований) не фиксирует три крайне распространённые ситуации: 1) провальные попытки аннексий, 2) аннексии, не получившие признания от международного сообщества, и 3) ненасильственные захваты (nonviolent conquests), т. е. акты присоединения территорий, за которыми не последовало силового противодействия со стороны государства-жертвы. Таким образом, выводы о снижении интенсивности территориальных захватов (и их попыток) основаны на изначально искажённой выборке.
Альтман также отмечает, что после 1945 г. и особенно после 1975 г. изменился характер аннексий. Если в прошлом агрессоры пытались захватить значительные территории или даже государства целиком, то в последние десятилетия нормой стали более «надёжные» варианты: аннексия небольших приграничных территорий, желательно малонаселённых или вовсе необитаемых, не имеющих серьёзных гарнизонов, а в идеале — принадлежащих государству, которое точно не сможет или не захочет оказывать вооружённое сопротивление [3]. Такие быстрые и (почти) бескровные захваты в дипломатии называют fait accompli — «свершившийся факт» (перед которым предполагается поставить мировое сообщество).
За последние три года вы, как и я, вероятно, не раз сталкивались с утверждениями, что присоединение территорий военным путём является в мире после 1945 г. неприемлемым действием, которое влечёт за собой жёсткую реакцию мирового сообщества по отношению к государству, которое такие действия допускает. Отчасти то, что мы наблюдали в последние три года, подтверждает это мнение; тем не менее, есть и очевидные контраргументы. Поэтому я решил проверить, действительно ли подобные ситуации так уж нетипичны для постъялтинского мира и всегда ли государства, взявшиеся самовольно расширять свою территорию, сталкиваются с соответствующими последствиями. А для этого мне понадобилось составить собственную базу данных по таким конфликтам — исключая, понятное дело, нынешний украинский, с которым их предполагается сравнивать.
Конечно, в мире после 1945 г. произошло огромное количество самых разных военных столкновений между государствами, которые отличаются уже терминами, которыми их описывают: всё же «война» — это не то же самое, что «военный конфликт» или «пограничный конфликт». Более того, одни и те же термины по-разному используются разными исследователями: скажем, некоторые из них относят к «войнам» только конфликты с более чем тысячей погибших — иногда добавляя к этому условие, чтобы они погибли в течение определённого небольшого периода, а не, скажем, за 30 лет пограничных стычек.
Однако меня интересует не интенсивность конфликта, а ряд формальных критериев, позволяющих соотнести его с текущим конфликтом на Украине. Поэтому для попадания в мою базу данных конфликты такого типа (далее я буду для простоты называть их территориальными конфликтами) должны отвечать следующим шести условиям:
По итогу применения вышеперечисленных критериев получается, что с 1945 г. в мире произошли 24 территориальных конфликта:
Отдельно отмечу, что термины «наступающий» и «обороняющийся» не несут здесь каких-либо политических или моральных коннотаций («агрессор и жертва» и т. п.) Речь идёт исключительно о том, войска какого из двух международно признанных государств-участников конфликта на чью территорию первыми начали наступать с целями, изложенными в условиях № 5-6.
Под «полным успехом» наступающей стороны подразумевается ситуация, когда она смогла добиться всех целей, с которыми вступила в территориальный конфликт — будь то присоединение территории или создание на ней нового независимого (хотя бы формально) государства. «Частичный успех» — это ситуация, при которой наступающая сторона смогла достичь своих целей лишь отчасти (например, присоединила не всё, что на что заявляла претензии). Соответственно, «нет» в графе «успех наступающего» — это ситуация, при которой наступающий не смог получить ничего из того, на что претендовал: обычно речь идет о возвращении к довоенным границам.
Нетрудно заметить несколько интересных фактов:
В следующей части поговорим чуть подробнее о каждом из конфликтов, разбив их по географическому признаку: восемь на Индийском субконтиненте, два в Юго-Восточной Азии, пять на Ближнем Востоке, четыре в (широко понимаемой) Европе, четыре в Африке и один в Латинской Америке.
[1] Zacher, M. W. (2001). The Territorial Integrity Norm: International Boundaries and the Use of Force. International Organization, 55(2), 215-250.
[2] Altman, D. (2020). The Evolution of Territorial Conquest after 1945 and the Limits of the Territorial Integrity Norm. International Organization, 74(3), 490-522.
[3] Altman, D. (2017). By Fait Accompli, Not Coercion: How States Wrest Territory from Their Adversaries. International Studies Quarterly, 61(4), 881-891.
Цветноглазые китайцы?
А вы видели китайцев с голубыми глазами? А с серыми? Вот и я не видел. А они были. Во времена династий Мин и Тан. Как их называли сами китайцы — цветноглазые. Но были они… европеоидами. Тюрки, большей частью. Евреи из Центральной Азии. Верой и правдой служили китайским императорам. Военные, чиновники. Порой дослуживались до высоких чинов, типа адмирала. Как нынче широко известный флотоводец Джэн Хэ. Да-да! Он был тюрком на службе императора. А вы не знали? Тогда смотрите, слушайте, думайте.
--- Рекомендую! ----
Удивительные живые исторические фотокартины для ваших интерьеров или в подарок коллегам и друзьям: clck.ru/38afTJ
Живые фотокартины и панно — цветы, парки, море, горы: clck.ru/sF4Sp
Быстрое исполнение и доставка.