logo
Музей на диване
logo
Музей на диване  
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Экономлю ваши калории и несу музей к вам!
Уникальные подборки оружия, доспехов и прочих военных артефактов из коллекций ведущих мировых музеев. Даже если вы не разбираетесь в истории вооруженных конфликтов и любите просто поглазеть на предметы старины, пропитанные историей, вам тут понравится. К тому же, подборки всегда будет сопровождать текст с любопытными фактами.
Присоединяйтесь ;)
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Поддержка проекта

Помочь проекту
Место на диване 450₽ месяц 4 860₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Музей на диване

Устраивайтесь поудобнее - тут есть на что посмотреть!

Оформить подписку
Место на дорогом диване 800₽ месяц 8 160₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Музей на диване

"О, давайте я вам помогу поудобнее разместиться на этом роскошном диване"

Оформить подписку
Фильтры
Обновления проекта
Поделиться
Читать: 14+ мин
logo Музей на диване

Древковое многообразие

Доступно подписчикам уровня
«Место на диване»
Подписаться за 450₽ в месяц

Реальные образцы (более 30!) древкового оружия из коллекций ведущих музеев мира.

Читать: 3+ мин
logo Музей на диване

Неуязвимый доспех для Его Величества


В ‎1511‏ ‎году ‎английский ‎король ‎Генрих ‎VIII,‏ ‎любивший ‎повоевать‏ ‎и‏ ‎не ‎раз ‎участвовавший‏ ‎лично ‎в‏ ‎рыцарских ‎турнирах, ‎основал ‎в‏ ‎Гринвиче‏ ‎(сегодня ‎это‏ ‎часть ‎Лондона)‏ ‎«Королевские ‎арсеналы». ‎Куда ‎пригласил ‎мастеров-оружейников‏ ‎из‏ ‎ведущих ‎центров‏ ‎по ‎производству‏ ‎доспехов. ‎В ‎результате ‎появились ‎так‏ ‎называемые‏ ‎«гринвичские‏ ‎доспехи», ‎в‏ ‎которых ‎прослеживались‏ ‎одновременно ‎германский‏ ‎и‏ ‎итальянский ‎стили.

В‏ ‎1520 ‎году ‎специально ‎для ‎монарха‏ ‎в ‎этих‏ ‎самых‏ ‎мастерских ‎изготовили ‎доспешный‏ ‎гарнитур, ‎ставший‏ ‎наглядным ‎примером ‎высочайшего ‎мастерства‏ ‎бронников‏ ‎позднего ‎Средневековья.‏ ‎235 ‎деталей‏ ‎на ‎подвижных ‎заклепочных ‎соединениях ‎и‏ ‎полное‏ ‎отсутствие ‎уязвимых‏ ‎зон ‎обеспечивали‏ ‎абсолютную ‎защищенность ‎в ‎ближнем ‎бою,‏ ‎сохраняя‏ ‎хорошую‏ ‎маневренность.


Сегодня ‎удивительные‏ ‎доспехи ‎Генриха‏ ‎VIII ‎являются‏ ‎одним‏ ‎из ‎самых‏ ‎ценных ‎экспонатов ‎богатой ‎коллекции ‎Королевской‏ ‎оружейной ‎палаты‏ ‎в‏ ‎Лидсе. ‎Причем ‎другой‏ ‎такой ‎брони,‏ ‎целиком ‎закрывающей ‎тушку ‎носителя,‏ ‎в‏ ‎музее ‎нет.


Весь‏ ‎латный ‎комплект‏ ‎весит ‎около ‎42 ‎кг ‎—‏ ‎гораздо‏ ‎больше, ‎чем‏ ‎обычные ‎боевые‏ ‎доспехи ‎того ‎времени.


Как ‎уже ‎говорилось,‏ ‎латный‏ ‎комплект‏ ‎целиком ‎и‏ ‎полностью ‎защищает‏ ‎носителя, ‎не‏ ‎оставляя‏ ‎шансов ‎врагу.‏ ‎Это ‎редкий ‎экземпляр, ‎который ‎создавался‏ ‎именно ‎для‏ ‎пеших‏ ‎поединков. ‎Правда, ‎самому‏ ‎королю ‎Генриху‏ ‎так ‎и ‎не ‎довелось‏ ‎опробовать‏ ‎его ‎в‏ ‎бою.

Фотографии ‎взяты‏ ‎с ‎оф. ‎сайта ‎Королевской ‎оружейной‏ ‎Великобритании:‏ ‎http://royalarmouries.org

Читать: 13+ мин
logo Музей на диване

Кое-что защитное из Древней Греции

С ‎легкой‏ ‎руки ‎столь ‎же ‎легких ‎для‏ ‎восприятия ‎художественных‏ ‎фильмов‏ ‎у ‎многих ‎давно‏ ‎сложился ‎шаблонный‏ ‎образ ‎древнегреческого ‎воина. ‎И‏ ‎в‏ ‎части ‎защиты‏ ‎головы ‎он‏ ‎довольно ‎предсказуем, ‎так ‎как ‎киноделы‏ ‎любят‏ ‎злоупотреблять ‎так‏ ‎называемыми ‎"спартанскими"‏ ‎шлемами ‎в ‎качестве ‎реквизита.

Однако ‎в‏ ‎действительности‏ ‎шлемы‏ ‎древних ‎греков‏ ‎были ‎представлены‏ ‎куда ‎большим‏ ‎количеством‏ ‎образцов. ‎И‏ ‎часть ‎из ‎них ‎можно ‎отнести‏ ‎к ‎настоящим‏ ‎произведениям‏ ‎искусства.

Конический

Иногда ‎встречается ‎название‏ ‎"кегельхельм" ‎(нем. kegelhelm).‏ ‎Судя ‎по ‎имеющимся ‎археологическим‏ ‎данным,‏ ‎это ‎наиболее‏ ‎ранний ‎тип‏ ‎древнегреческого ‎шлема. ‎Если ‎не ‎брать‏ ‎в‏ ‎расчет ‎шлемы‏ ‎из ‎клыков‏ ‎кабана, ‎которые ‎переносят ‎в ‎эпоху‏ ‎бронзы.‏ ‎Конические‏ ‎же ‎относят‏ ‎к ‎железному‏ ‎веку.

Усиленный ‎нащечниками‏ ‎конический‏ ‎шлем, ‎IX-VIII‏ ‎вв. ‎до ‎н. ‎э. ‎Из‏ ‎аукционного ‎дома‏ ‎Кристис‏ ‎(http://christies.com). Продан ‎в ‎2004‏ ‎году ‎за‏ ‎45410 ‎фунтов ‎стерлингов

Греки ‎пришли‏ ‎(вероятно,‏ ‎не ‎без‏ ‎помощи ‎соседей)‏ ‎к ‎данному ‎типу ‎защиты ‎головы‏ ‎в‏ ‎X ‎веке‏ ‎до ‎н.‏ ‎э. ‎Собирался ‎конический ‎шлем ‎из‏ ‎4-5‏ ‎сегментов,‏ ‎которые ‎затем‏ ‎склепывались ‎в‏ ‎одно ‎изделие.‏ ‎Он‏ ‎был ‎дорог‏ ‎в ‎производстве ‎и ‎имел ‎не‏ ‎лучшие ‎показатели‏ ‎защиты‏ ‎(мог ‎при ‎первом‏ ‎ударе ‎посыпаться‏ ‎на ‎части). ‎И ‎в‏ ‎VIII‏ ‎веке ‎он‏ ‎окончательно ‎исчезает.

Развитие‏ ‎кегельхельма ‎привело ‎к ‎появлению ‎следующего‏ ‎типа‏ ‎шлемов.

Иллирийский

Попытка ‎устранить‏ ‎минусы ‎предшественника.‏ ‎Свое ‎начало ‎иллирийский ‎тип ‎берет‏ ‎в‏ ‎VIII‏ ‎веке ‎до‏ ‎н. ‎э.‏ ‎и ‎быстро‏ ‎завоевывает‏ ‎популярность. ‎Образцы‏ ‎находили ‎и ‎продолжают ‎находить ‎далеко‏ ‎за ‎пределами‏ ‎Греции‏ ‎(в ‎Испании ‎и‏ ‎в ‎Египте,‏ ‎например). ‎Похоже, ‎шлем ‎активно‏ ‎участвовал‏ ‎в ‎товарообороте‏ ‎между ‎греческими‏ ‎полисами ‎и ‎их ‎средиземноморскими ‎колониями.

Иллирийский,‏ ‎VII‏ ‎в. ‎до‏ ‎н. ‎э.‏ ‎На ‎многих ‎ранних ‎образцах ‎можно‏ ‎заметить‏ ‎отверстия‏ ‎- ‎это‏ ‎для ‎подшлемника.‏ ‎Из ‎берлинского‏ ‎музея‏ ‎доисторического ‎периода‏ ‎и ‎ранней ‎истории ‎(http://smb.museum)

Для ‎иллирийского‏ ‎типа ‎характерны‏ ‎продольные‏ ‎ребра ‎жесткости ‎и‏ ‎открытое ‎лицо.‏ ‎Изначально ‎такие ‎шлемы ‎изготавливали‏ ‎из‏ ‎двух ‎бронзовых‏ ‎листов, ‎которые‏ ‎склепывались ‎на ‎макушке, ‎образуя ‎тем‏ ‎самым‏ ‎в ‎местах‏ ‎соединения ‎выпуклые‏ ‎линии. ‎Вскоре ‎их ‎стали ‎создавать‏ ‎из‏ ‎цельной‏ ‎пластины, ‎но‏ ‎ребра ‎не‏ ‎исчезли. ‎Как‏ ‎характерное‏ ‎отличие.


Иллирийский. ‎Шлем‏ ‎датирован ‎V ‎веком ‎до ‎н.‏ ‎э. ‎-‏ ‎к‏ ‎этому ‎времени ‎их‏ ‎окончательно ‎вытеснят‏ ‎коринфские ‎шлемы. ‎Из ‎музея‏ ‎Метрополитен‏ ‎(http://metmuseum.org)

Уже ‎с‏ ‎VI ‎в.‏ ‎до ‎н. ‎э. ‎популярность ‎этого‏ ‎типа‏ ‎шлемов ‎быстро‏ ‎падает, ‎уступая‏ ‎пьедестал ‎следующим ‎образцам. ‎Хотя ‎в‏ ‎самой‏ ‎Иллирии‏ ‎от ‎них‏ ‎не ‎спешат‏ ‎отказываться ‎еще‏ ‎как‏ ‎минимум ‎два‏ ‎столетия.

Коринфский

Тот ‎самый ‎знаменитый ‎шлем. ‎Пожалуй,‏ ‎самый ‎эффектный,‏ ‎если‏ ‎брать ‎поздние ‎образцы.‏ ‎Ну ‎и‏ ‎самый ‎узнаваемый, ‎конечно. ‎Первые‏ ‎экземпляры‏ ‎коринфского ‎типа‏ ‎относятся ‎к‏ ‎VII ‎в. ‎до ‎н. ‎э.‏ ‎Они,‏ ‎как ‎и‏ ‎иллирийские, ‎были‏ ‎призваны ‎избавиться ‎от ‎недостатков ‎кегельхельма.



Коринфский,‏ ‎конец‏ ‎VI‏ ‎до ‎н.‏ ‎э. ‎Из‏ ‎Британского ‎музея‏ ‎(http://britishmuseum.org)

Но‏ ‎в ‎итоге‏ ‎стали ‎главным ‎шлемом ‎всей ‎Древней‏ ‎Греции. ‎Вазопись,‏ ‎скульптуры,‏ ‎описания ‎битв ‎у‏ ‎древних ‎авторов‏ ‎- ‎повсюду ‎встречается ‎этот‏ ‎закрытый‏ ‎шлем. ‎Его‏ ‎конструкция ‎полностью‏ ‎защищала ‎голову ‎носителя. ‎И ‎если‏ ‎изначально‏ ‎переднюю ‎часть‏ ‎делали ‎относительно‏ ‎открытой, ‎то ‎вскоре, ‎сдвигая ‎к‏ ‎центру‏ ‎сплошные‏ ‎нащечники, ‎уязвимых‏ ‎зон ‎почти‏ ‎не ‎оставили.‏ ‎Что‏ ‎неблагоприятно ‎сказывалось‏ ‎на ‎обзоре ‎воина. ‎Хотя ‎в‏ ‎первых ‎образцах‏ ‎даже‏ ‎не ‎озаботились ‎о‏ ‎слуховых ‎возможностях,‏ ‎закрыв ‎уши.

В ‎до ‎боли‏ ‎знакомой‏ ‎форме, ‎первая‏ ‎половина ‎V‏ ‎в. ‎до ‎н. ‎э. ‎Источник:‏ ‎http://metmuseum.org

Нащечники‏ ‎окончательно ‎срослись‏ ‎уже ‎в‏ ‎апуло-корифнских ‎шлемах, ‎которые, ‎не ‎сложно‏ ‎догадаться,‏ ‎производили‏ ‎в ‎Апулии.‏ ‎То ‎есть‏ ‎в ‎греческих‏ ‎колониях‏ ‎на ‎юге‏ ‎Италии ‎(Великая ‎Греция). ‎Сохраняя ‎черты‏ ‎знаменитых ‎образцов,‏ ‎этот‏ ‎тип ‎впитал ‎местный‏ ‎колорит.

Апуло-коринфский ‎(его‏ ‎еще ‎называют ‎"псевдокоринфским") ‎шлем,‏ ‎VI‏ ‎век ‎до‏ ‎н. ‎э.‏ ‎Пусть ‎не ‎смущают ‎мелкие ‎отверстия‏ ‎для‏ ‎глаз ‎-‏ ‎они ‎декоративны.‏ ‎Этот ‎шлем ‎вообще ‎не ‎закрывал‏ ‎лицо.‏ ‎Его‏ ‎носили ‎точно‏ ‎каску. ‎Из‏ ‎музея ‎изящных‏ ‎искусств‏ ‎в ‎Бостоне‏ ‎(http://mfa.org)

Коринфский ‎шлем ‎стал ‎чуть ‎ли‏ ‎не ‎символом‏ ‎расцвета‏ ‎Греции ‎классического ‎периода.‏ ‎К ‎V‏ ‎веку ‎он ‎действительно ‎олицетворял‏ ‎собой‏ ‎пик ‎ремесленного‏ ‎производства. ‎Но‏ ‎уже ‎в ‎следующем ‎веке ‎его‏ ‎полностью‏ ‎вытеснят. ‎Произойдет‏ ‎это ‎не‏ ‎по ‎причине ‎боевой ‎эффективности. ‎Дело‏ ‎тут‏ ‎в‏ ‎другом.

Халкидский

Он ‎отвечал‏ ‎новым ‎реалиям‏ ‎войны. ‎В‏ ‎VI‏ ‎веке ‎до‏ ‎н. ‎э. ‎армии ‎греческих ‎полисов‏ ‎из ‎неповоротливых‏ ‎фаланг‏ ‎стали ‎активнее ‎разбавляться‏ ‎легкой ‎пехотой‏ ‎и ‎конными ‎отрядами. ‎Битвы‏ ‎обрели‏ ‎новый ‎облик.‏ ‎Кроме ‎противостояния‏ ‎двух ‎"стен" ‎из ‎тяжеловооруженных ‎гоплитов,‏ ‎где‏ ‎достаточно ‎было‏ ‎видеть ‎врага‏ ‎напротив, ‎появились ‎какие-никакие ‎маневры. ‎Возникла‏ ‎необходимость‏ ‎в‏ ‎обзоре ‎получше.‏ ‎И ‎на‏ ‎помощь ‎воинам‏ ‎пришла‏ ‎защита ‎головы‏ ‎халкидского ‎типа.

Халкидский ‎шлем ‎VI ‎века‏ ‎до ‎н.‏ ‎э.‏ ‎Был ‎продан ‎на‏ ‎аукционе ‎за‏ ‎116500 ‎долларов ‎в ‎2008‏ ‎году.‏ ‎Источник: ‎http://christies.com

Как‏ ‎можно ‎увидеть‏ ‎на ‎примере ‎выше, ‎ранние ‎образцы‏ ‎этого‏ ‎типа ‎сильно‏ ‎походят ‎на‏ ‎коринфские ‎шлемы. ‎Вероятно, ‎они ‎изготавливались‏ ‎в‏ ‎тех‏ ‎же ‎мастерских.‏ ‎Тем ‎не‏ ‎менее ‎халкидский‏ ‎был‏ ‎легче, ‎и‏ ‎в ‎нем ‎были ‎сразу ‎учтены‏ ‎такие ‎детали,‏ ‎как‏ ‎отверстия ‎для ‎ушей.

Роскошный‏ ‎шлем ‎халкидского‏ ‎типа, ‎IV ‎в. ‎до‏ ‎н.‏ ‎э. ‎Источник:‏ ‎http://mfa.org

Весили ‎халкидские‏ ‎шлемы ‎не ‎больше ‎1 ‎кг.‏ ‎Позднее‏ ‎от ‎наносника,‏ ‎который ‎ранее‏ ‎выполнял ‎скорее ‎символическую ‎роль, ‎и‏ ‎вовсе‏ ‎отказались.‏ ‎А ‎нащечники‏ ‎сделали ‎подвижными,‏ ‎на ‎петлях.

Фригийский‏ ‎(фракийский)

Если‏ ‎коротко, ‎то‏ ‎это ‎колпак ‎с ‎изогнутым ‎вперед‏ ‎концом. ‎Неразбериха‏ ‎в‏ ‎названии ‎оттого, ‎что‏ ‎ассоциируется ‎шлем‏ ‎с ‎регионом ‎Фригия, ‎но‏ ‎археологи‏ ‎находят ‎образцы‏ ‎во ‎Фракии.

Фригийский,‏ ‎V ‎в. ‎до ‎н. ‎э.‏ ‎Источник:‏ ‎http://mfa.org

Получил ‎развитие‏ ‎в ‎конце‏ ‎VI ‎века ‎как ‎эндемик ‎халкидского‏ ‎шлема.‏ ‎Фригийский‏ ‎(фракийский) ‎тип‏ ‎легко ‎классифицировать‏ ‎по ‎изогнутой‏ ‎вершине.‏ ‎Он ‎сохранил‏ ‎все ‎плюсы ‎халкидского ‎собрата ‎и‏ ‎обрел ‎свои.‏ ‎Например,‏ ‎у ‎этого ‎шлема‏ ‎спереди ‎сильно‏ ‎выступает ‎козырек ‎для ‎защиты‏ ‎от‏ ‎рубящих ‎ударов.

Фригийский‏ ‎второй ‎половины‏ ‎IV ‎века. ‎В ‎таком ‎козыряли‏ ‎фалангиты‏ ‎Александра ‎Македонского.‏ ‎Интересно, ‎что‏ ‎Александр ‎запретил ‎в ‎армии ‎носить‏ ‎бороды.‏ ‎А‏ ‎тут ‎нащечники‏ ‎с ‎имитацией‏ ‎бороды ‎и‏ ‎усов.‏ ‎Шлем ‎продан‏ ‎на ‎аукционе ‎за ‎110500 ‎долларов‏ ‎в ‎2012‏ ‎году.‏ ‎Источник: ‎http://christies.com

Хоть ‎фригийский‏ ‎тип ‎возник‏ ‎в ‎начале ‎классической ‎эпохи,‏ ‎широкое‏ ‎распространение ‎он‏ ‎получил ‎в‏ ‎период ‎эллинизма ‎(после ‎завоеваний ‎Александра).‏ ‎И‏ ‎был ‎популярен‏ ‎в ‎самой‏ ‎Греции ‎и ‎колониях ‎вплоть ‎до‏ ‎возвышения‏ ‎Рима.

Аттический

Для‏ ‎аттических ‎образцов‏ ‎характерен ‎продольный‏ ‎гребень. ‎Он‏ ‎похож‏ ‎на ‎халкидский,‏ ‎но ‎появился ‎на ‎столетие ‎позже‏ ‎(V ‎век).‏ ‎В‏ ‎отличие ‎от ‎большей‏ ‎части ‎остальных‏ ‎типов ‎его ‎нередко ‎делали‏ ‎из‏ ‎железа, ‎а‏ ‎не ‎из‏ ‎бронзы. ‎Отчего ‎до ‎нас ‎дошло‏ ‎мало‏ ‎образцов.

Аттический, ‎IV‏ ‎в. ‎до‏ ‎н. ‎э. ‎Из ‎музея ‎классического‏ ‎искусства‏ ‎в‏ ‎Мужене ‎(http://mouginsmusee.com)

Интересно,‏ ‎что ‎аттический‏ ‎шлем ‎пережил‏ ‎остальные‏ ‎типы, ‎но‏ ‎не ‎в ‎утилитарном ‎плане, ‎а‏ ‎в ‎виде‏ ‎художественного‏ ‎элемента ‎на ‎картинах‏ ‎и ‎скульптурах.‏ ‎Чтоб ‎показать ‎принадлежность ‎к‏ ‎архаике,‏ ‎в ‎частности‏ ‎к ‎греческой.

Пилос

Самый‏ ‎незатейливый. ‎Но ‎эта ‎бесхитростность ‎конструкции‏ ‎есть‏ ‎его ‎плюс.‏ ‎Собственно, ‎пилос‏ ‎- ‎символ ‎перехода ‎к ‎массовости‏ ‎в‏ ‎вооружении.‏ ‎В ‎соотношении‏ ‎стоимость ‎производства‏ ‎к ‎эффективности‏ ‎он‏ ‎уверенно ‎побеждал‏ ‎остальные ‎образцы. ‎Неудивительно, ‎что ‎греческие‏ ‎войска ‎IV‏ ‎и‏ ‎III ‎столетия ‎до‏ ‎н. ‎э.‏ ‎оказались ‎покорены ‎простецким ‎пилосом.

Пилос,‏ ‎V‏ ‎век ‎до‏ ‎н. ‎э.‏ ‎Источник: ‎http://smb.museum

Хотя ‎есть ‎свидетельства, ‎что‏ ‎нечто‏ ‎похожее ‎носили‏ ‎уже ‎в‏ ‎VI ‎в. ‎до ‎н. ‎э.‏ ‎Спартанцы‏ ‎обратили‏ ‎на ‎него‏ ‎внимание ‎в‏ ‎веке ‎V.‏ ‎Также‏ ‎его ‎носили‏ ‎легкая ‎пехота ‎и ‎лучники. ‎А‏ ‎образцы ‎с‏ ‎приделанными‏ ‎нащечниками ‎имели ‎хождение‏ ‎даже ‎среди‏ ‎всадников.

Пилос, ‎IV ‎век ‎до‏ ‎н.‏ ‎э. ‎Источник:‏ ‎http://mfa.org

Этот ‎шлем‏ ‎стал ‎универсальной ‎защитой ‎головы ‎и‏ ‎распространился‏ ‎по ‎всей‏ ‎Греции. ‎И‏ ‎следующий ‎тип ‎сильно ‎походит ‎на‏ ‎пилос.

Беотийский

Альтернатива‏ ‎для‏ ‎конного ‎воина.‏ ‎Считается, ‎что‏ ‎беотийский ‎шлем‏ ‎-‏ ‎единственный, ‎сохранивший‏ ‎свое ‎историческое ‎название. ‎Он, ‎наряду‏ ‎с ‎коринфским,‏ ‎упоминается‏ ‎в ‎древних ‎письменных‏ ‎источниках. ‎Военная‏ ‎карьера ‎шлема ‎начинается ‎в‏ ‎IV‏ ‎в. ‎до‏ ‎н. ‎э.

Беотийский,‏ ‎конец ‎IV ‎века ‎до ‎н.‏ ‎э.‏ ‎Из ‎музея‏ ‎Эшмола ‎(http://ashmolean.org)

Шлем‏ ‎открытой ‎конструкции, ‎как ‎и ‎пилос,‏ ‎не‏ ‎ограничивал‏ ‎обзор ‎носителя.‏ ‎Что ‎было‏ ‎важно ‎для‏ ‎активно‏ ‎маневрирующей ‎кавалерии.‏ ‎При ‎этом ‎беотийский ‎тип ‎имел‏ ‎защиту ‎шеи‏ ‎и‏ ‎сильно ‎выступающий ‎вперед‏ ‎козырек.

II ‎в.‏ ‎до ‎н. ‎э. ‎Иногда‏ ‎этот‏ ‎шлем ‎называют‏ ‎"коносом" ‎(собсно,‏ ‎конический ‎шлем ‎в ‎новой ‎обертке).‏ ‎По‏ ‎сути, ‎это‏ ‎развитие ‎беотийского‏ ‎типа. ‎Источник: ‎http://christies.com

Древнегреческий ‎автор ‎труда‏ ‎"Анабасис"‏ ‎и‏ ‎полководец ‎Ксенофонт‏ ‎советовал ‎кавалерии‏ ‎носить ‎именно‏ ‎беотийский‏ ‎тип ‎шлема.‏ ‎Немного ‎позднее ‎к ‎его ‎советам‏ ‎прислушается ‎Александр‏ ‎Македонский‏ ‎и ‎оснастит ‎свою‏ ‎конную ‎гвардию‏ ‎(гетайров) ‎данной ‎защитой ‎головы.

Смотреть: 3+ мин
logo Наша история это Гордость

Удачный разнос немецкого аэродрома. Победа забытого Героя 29 июня 1941

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 2+ мин
logo Вызывайте историка!

Фильм «Последняя крепость: Хаджибей» на русском языке

Доступно подписчикам уровня
«Бронза»
Подписаться за 300₽ в месяц

Этот фильм не планировался (естественно) к прокату в России, поэтому нам пришлось сделать свой собственный перевод.

Читать: 9+ мин
logo Записки Трех Деревьев

Потерянный мир боевых искусств

Воспоминание ‎о‏ ‎былом.

Школа ‎Сюэ

Глава ‎1 ‎— ‎Услышав‏ ‎о ‎нем,‏ ‎люди‏ ‎отвернулись

Сюэ ‎Дянь ‎(1887‏ ‎— ‎1953)‏ ‎уроженец ‎уезда ‎Шулу, ‎провинции‏ ‎Хэбэй.‏ ‎Учился ‎у‏ ‎мастера ‎Ли‏ ‎Цуньи, ‎а ‎позднее ‎поклонился ‎мастеру‏ ‎Ли‏ ‎Чжэньбаню ‎из‏ ‎Шаньси ‎и‏ ‎мастеру ‎Линкун ‎из ‎Утайшань. ‎После‏ ‎возвращения‏ ‎из‏ ‎Шаньси, ‎заведовал‏ ‎академией ‎боевых‏ ‎искусств ‎(гуошугуань)‏ ‎в‏ ‎Тяньцзине. ‎Написал‏ ‎учебное ‎пособие ‎«Истинная ‎оценка ‎образов‏ ‎и ‎форм‏ ‎кулачного‏ ‎искусства».

Не ‎так ‎давно,‏ ‎(я) ‎увидел‏ ‎переиздание ‎старых ‎пособий ‎по‏ ‎боевым‏ ‎искусствам, ‎среди‏ ‎которых ‎была‏ ‎книга ‎«Истинная ‎оценка ‎образов ‎и‏ ‎форм‏ ‎кулачного ‎искусства»‏ ‎1933 ‎года.‏ ‎Вздохнув, ‎я ‎вспомнил ‎об ‎ушедшем‏ ‎(времени)‏ ‎шестидесятилетней‏ ‎давности.

Моя ‎молодость‏ ‎пришлась ‎на‏ ‎эпоху ‎Сюэ‏ ‎Дяня.‏ ‎Его ‎имя‏ ‎гремело ‎на ‎каждом ‎углу ‎и‏ ‎унаследовав ‎стиль‏ ‎боя‏ ‎Ли ‎Цуньи, ‎он‏ ‎заведовал ‎работой‏ ‎в ‎академии ‎гуошу, ‎день‏ ‎за‏ ‎днем ‎приумножая‏ ‎славу ‎синьицюань.‏ ‎В ‎наших ‎глазах ‎он ‎был‏ ‎почти‏ ‎что ‎богом,‏ ‎человеком ‎великих‏ ‎дел.

Два ‎моих ‎учителя, ‎Тан ‎Вэйлу‏ ‎и‏ ‎Шан‏ ‎Юнсянь, ‎были‏ ‎очень ‎близки‏ ‎с ‎ним.‏ ‎Окрепнув‏ ‎телом, ‎(я)‏ ‎решил ‎что ‎взрастил ‎гунфу ‎и‏ ‎подумывал ‎вызвать‏ ‎его‏ ‎на ‎бой. ‎Ведь‏ ‎если ‎доходишь‏ ‎до ‎первого ‎этапа ‎постижения‏ ‎синъицюань‏ ‎«видимой ‎силы»‏ ‎(明劲 ‎—‏ ‎минцзинь), ‎то ‎просто ‎необходимо ‎испробовать‏ ‎себя‏ ‎в ‎бою.

Сказав‏ ‎об ‎этом‏ ‎учителю ‎Шану, ‎тот ‎ничего ‎не‏ ‎ответил.‏ ‎А‏ ‎когда ‎через‏ ‎пару ‎дней‏ ‎из ‎Нинхэ‏ ‎приехал‏ ‎учитель ‎Тан,‏ ‎то ‎(он) ‎жестко ‎отчитал ‎меня.‏ ‎«Ты ‎не‏ ‎понимаешь.‏ ‎Он ‎демонически ‎быстр‏ ‎и ‎свободно‏ ‎переходит ‎от ‎одного ‎действия‏ ‎к‏ ‎другому. ‎И‏ ‎хотя ‎внешне‏ ‎(Сюэ ‎Дянь) ‎похож ‎на ‎школьного‏ ‎учителя,‏ ‎в ‎бою‏ ‎его ‎взгляд‏ ‎обретает ‎звериные ‎черты, ‎ввергая ‎в‏ ‎страх‏ ‎даже‏ ‎крепких ‎духом».

Шан‏ ‎Юнсян ‎отдыхал‏ ‎в ‎дворике‏ ‎своего‏ ‎дома. ‎Мастер‏ ‎Тан ‎подвел ‎меня ‎к ‎нему‏ ‎и ‎подкинув‏ ‎ногой‏ ‎тыкву ‎горлянку, ‎протянул‏ ‎ее ‎мне‏ ‎со ‎словами: ‎«Пробьешь ‎ударом‏ ‎насквозь,‏ ‎тогда ‎можешь‏ ‎вызвать ‎Сюэ‏ ‎на ‎бой». Помню, ‎как ‎его ‎пристальный‏ ‎взгляд‏ ‎смутил ‎и‏ ‎опустошил ‎меня.‏ ‎И ‎хотя ‎тыква ‎настолько ‎мягка,‏ ‎что‏ ‎и‏ ‎ребенок ‎пробьет‏ ‎ее, ‎я‏ ‎не ‎смог‏ ‎поднять‏ ‎рук. ‎Увидев‏ ‎как ‎мое ‎эго ‎ушло, ‎мастер‏ ‎Тан ‎сказал:‏ ‎«Сюэ‏ ‎считается ‎твоим ‎дядей‏ ‎по ‎школе.‏ ‎Вызвав ‎его ‎на ‎бой,‏ ‎ты‏ ‎поднимешь ‎всех‏ ‎нас ‎на‏ ‎смех. ‎Он ‎наиболее ‎известный ‎(среди‏ ‎нас)‏ ‎и ‎стоит‏ ‎понимать, ‎что‏ ‎лучше ‎оберегать ‎его ‎(имя)».

Как-то, ‎я‏ ‎помог‏ ‎другу‏ ‎мастера ‎Тана‏ ‎отбиться ‎от‏ ‎шпаны ‎на‏ ‎улице.‏ ‎Этому ‎старику‏ ‎было ‎около ‎70 ‎лет, ‎хотя‏ ‎он ‎выглядел‏ ‎достаточно‏ ‎крепким. ‎В ‎благодарность,‏ ‎он ‎пригласил‏ ‎меня ‎к ‎себе, ‎и‏ ‎мы‏ ‎проговорили ‎весь‏ ‎вечер. ‎Дойдя‏ ‎до ‎Сюэ, ‎он ‎рассказал, ‎что‏ ‎тот‏ ‎был ‎поздним‏ ‎учеником ‎Ли‏ ‎Цуньи, ‎и ‎мастер ‎часто ‎расхваливал‏ ‎его‏ ‎перед‏ ‎другими.

Как-то ‎раз,‏ ‎Сюэ ‎Дянь‏ ‎и ‎его‏ ‎старший‏ ‎брат ‎Фу‏ ‎Чанжун ‎подрались ‎на ‎втором ‎этаже‏ ‎ресторана. ‎Сюе‏ ‎сказал:‏ ‎«Здесь ‎не ‎место‏ ‎для ‎драки»,‏ ‎на ‎что ‎Фу ‎ответил:‏ ‎«Мне‏ ‎и ‎не‏ ‎понадобиться ‎много‏ ‎места, ‎чтобы ‎побить ‎тебя». ‎Сюэ‏ ‎торопливо‏ ‎подал ‎руку‏ ‎вперед, ‎а‏ ‎Фу ‎выполнил ‎прием ‎«ладонь ‎оборачивающего‏ ‎тела»‏ ‎и‏ ‎скинул ‎Сюэ‏ ‎через ‎перилла,‏ ‎со ‎второго‏ ‎этажа‏ ‎вниз. ‎Упав,‏ ‎окружающие ‎подумали, ‎что ‎он ‎сломал‏ ‎кости ‎и‏ ‎не‏ ‎сможет ‎встать. ‎Однако,‏ ‎с ‎легкостью‏ ‎вскочив, ‎Сюэ ‎крикнул: ‎«Я‏ ‎еще‏ ‎приду ‎к‏ ‎тебе» ‎и‏ ‎ушел.

 После ‎этого ‎он ‎пропал. ‎Лишь‏ ‎когда‏ ‎умер ‎Ли‏ ‎Цуньи ‎он‏ ‎появился ‎вновь. ‎Сам ‎Сюэ ‎рассказывал,‏ ‎что‏ ‎поселился‏ ‎в ‎горах‏ ‎Утайшань. ‎Он‏ ‎редко ‎упоминал‏ ‎об‏ ‎обучении ‎у‏ ‎мастера ‎Ли ‎и ‎в ‎основном,‏ ‎утверждал ‎что‏ ‎обучался‏ ‎у ‎старого ‎монаха‏ ‎— ‎Усю‏ ‎Линкун ‎(Старик ‎небесной ‎пустоты).‏ ‎Будто‏ ‎тому ‎было‏ ‎120 ‎лет,‏ ‎что ‎выглядело ‎как ‎мистификация ‎и‏ ‎мало‏ ‎кто ‎верил‏ ‎в ‎это.

Но‏ ‎разве ‎мог ‎Сюэ ‎Дянь ‎постичь‏ ‎боевое‏ ‎искусство‏ ‎у ‎того,‏ ‎кого ‎никогда‏ ‎и ‎не‏ ‎было?‏ ‎Само ‎имя‏ ‎«Старик ‎небесной ‎пустоты» ‎говорит ‎что‏ ‎его ‎нет.‏ ‎А‏ ‎имя ‎небесный ‎или‏ ‎духовной ‎пустоты‏ ‎очень ‎напоминает ‎фразу ‎—‏ ‎«уходящий‏ ‎в ‎небо»,‏ ‎т. ‎е.‏ ‎уходящий ‎в ‎нирвану. ‎Не ‎намек‏ ‎ли‏ ‎это ‎на‏ ‎термин ‎«условной‏ ‎реальности» ‎в ‎буддизме? ‎Также ‎возраст‏ ‎120‏ ‎лет‏ ‎это ‎2‏ ‎полных ‎цикла‏ ‎традиционного ‎календаря.‏ ‎Подсказка‏ ‎на ‎то,‏ ‎что ‎человек ‎дважды ‎родился?

Видимо, ‎то‏ ‎поражение ‎повлияло‏ ‎на‏ ‎Сюэ, ‎и ‎он‏ ‎сам ‎изгнал‏ ‎себя ‎из ‎школы. ‎Будто‏ ‎решил,‏ ‎что ‎подвел‏ ‎мастера ‎и‏ ‎придумал ‎мистическую ‎линию ‎передачи ‎от‏ ‎неведомого‏ ‎монаха. ‎И‏ ‎хотя ‎это‏ ‎только ‎догадка, ‎мне ‎кажется, ‎что‏ ‎монах‏ ‎существовал‏ ‎на ‎самом‏ ‎деле. ‎Лишь‏ ‎имя ‎было‏ ‎другим,‏ ‎а ‎какое,‏ ‎(я) ‎уже ‎и ‎позабыл.

Вернувшись, ‎он‏ ‎выглядел ‎очень‏ ‎открытым.‏ ‎Но ‎люди ‎не‏ ‎могли ‎разглядеть‏ ‎того, ‎что ‎было ‎(в‏ ‎нем).‏ ‎Как-то, ‎он‏ ‎продемонстрировал ‎свое‏ ‎мастерство ‎на ‎собрании ‎практикующих. ‎Всего‏ ‎несколько‏ ‎шагов, ‎словно‏ ‎танец. ‎Но‏ ‎в ‎каждом ‎действии ‎его ‎тела,‏ ‎была‏ ‎невероятная‏ ‎согласованность, ‎что-то‏ ‎звериное, ‎заставляющее‏ ‎застыть ‎всех‏ ‎смотрящих.‏ ‎Невероятное, ‎очень‏ ‎необычное ‎состояние ‎ци, ‎цзинь, ‎шэнь.‏ ‎Тут ‎же‏ ‎кто-то‏ ‎начал ‎говорить, ‎что‏ ‎его ‎тело‏ ‎обрело ‎волшебные ‎метаморфозы. ‎И‏ ‎закончив‏ ‎демонстрацию, ‎он‏ ‎вызвал ‎Фу‏ ‎Чанжуна ‎на ‎бой.

Я ‎слышал, ‎что‏ ‎это‏ ‎жутко ‎перепугало‏ ‎Шан ‎Юнсяна.‏ ‎«Мы ‎все ‎братья ‎одной ‎школы!‏ ‎Конечно,‏ ‎мы‏ ‎не ‎так‏ ‎близки, ‎как‏ ‎кровные, ‎но‏ ‎наши‏ ‎связи ‎ближе,‏ ‎чем ‎с ‎двоюродными! ‎Как ‎же‏ ‎можно ‎биться‏ ‎до‏ ‎смерти?!» — закричал ‎он. ‎И‏ ‎в ‎итоге‏ ‎отговорил ‎Сюэ ‎от ‎боя.‏ ‎А‏ ‎после, ‎на‏ ‎правах ‎старшего‏ ‎(брата), ‎уговорил ‎взять ‎на ‎себя‏ ‎обучение‏ ‎группы ‎Ли‏ ‎Цуньи ‎и‏ ‎возглавить ‎тяньцзиньскую ‎академию ‎гуошу.

Несмотря ‎на‏ ‎то,‏ ‎что‏ ‎преподавание ‎боевых‏ ‎искусств ‎проходило‏ ‎под ‎лозунгами‏ ‎укрепления‏ ‎страны ‎и‏ ‎народа, ‎в ‎синъицюань ‎есть ‎строгое‏ ‎правило, ‎не‏ ‎допускать‏ ‎повсеместной ‎передачи ‎учения.‏ ‎Поэтому ‎многие‏ ‎материалы ‎и ‎книги ‎по‏ ‎стилю‏ ‎касались ‎лишь‏ ‎общих ‎вещей.‏ ‎Только ‎дойдя ‎до ‎определенного ‎момента,‏ ‎ты‏ ‎мог ‎понимать‏ ‎значения ‎наставлений.

И‏ ‎напомню, ‎что ‎это ‎была ‎эпоха‏ ‎кризисов.‏ ‎В‏ ‎этих ‎условиях,‏ ‎Сюэ ‎Дянь‏ ‎раздумывал, ‎как‏ ‎создать‏ ‎материал ‎для‏ ‎быстрого ‎самообучения ‎стилю. ‎Так ‎и‏ ‎появилась ‎книга‏ ‎«Истинная‏ ‎оценка ‎образов ‎и‏ ‎форм ‎кулачного‏ ‎искусства». ‎Те, ‎кто ‎получил‏ ‎истинную‏ ‎передачу, ‎посмотрев,‏ ‎тут ‎же‏ ‎понимали, ‎о ‎чем ‎идет ‎речь.‏ ‎Конечно‏ ‎было ‎понятно,‏ ‎что ‎это‏ ‎синъицюань. ‎Получается, ‎что ‎таким ‎образом‏ ‎он‏ ‎хотел‏ ‎избежать ‎нарушения‏ ‎правил ‎и‏ ‎назвал ‎книгу‏ ‎искусство‏ ‎образов ‎и‏ ‎форм, ‎а ‎не ‎синъицюань?

Это ‎догадка,‏ ‎но ‎«искусство‏ ‎образов‏ ‎и ‎форм» ‎и‏ ‎синъицюань ‎имеют‏ ‎общую, ‎древнюю ‎связь. ‎Ее‏ ‎написание‏ ‎было ‎словно‏ ‎надеждой, ‎на‏ ‎побуждение ‎к ‎самоотверженности ‎практикующих. ‎Ведь‏ ‎боевое‏ ‎искусство ‎—‏ ‎это ‎искусство‏ ‎движения, ‎которое ‎должно ‎передаваться ‎от‏ ‎человека‏ ‎у‏ ‎которого ‎ты‏ ‎учишься ‎на‏ ‎примере. ‎И‏ ‎лишь‏ ‎потом, ‎(ты)‏ ‎можешь ‎осмыслять ‎(технику) ‎самостоятельно. ‎Поэтому‏ ‎не ‎получиться‏ ‎заложить‏ ‎хорошую ‎основу ‎по‏ ‎книгам, ‎практикуя‏ ‎без ‎учителя.

Так ‎несмотря ‎на‏ ‎его‏ ‎известность, ‎поражение‏ ‎в ‎том‏ ‎бою ‎оставило ‎отпечаток ‎на ‎всю‏ ‎оставшуюся‏ ‎жизнь. ‎Погиб‏ ‎он ‎трагично.‏ ‎(В ‎1953 ‎году ‎его ‎расстреляли‏ ‎как‏ ‎члена‏ ‎религиозного ‎культа).‏ ‎И ‎долгое‏ ‎время ‎знающие‏ ‎его‏ ‎люди, ‎предпочитали‏ ‎не ‎говорить ‎о ‎нем ‎и‏ ‎не ‎особо‏ ‎почитали‏ ‎его ‎последователей.

Книга ‎же‏ ‎написана ‎красивым‏ ‎и ‎простым ‎языком. ‎Трудно‏ ‎встретить‏ ‎столь ‎чистый‏ ‎и ‎ясный‏ ‎слог, ‎где ‎читатель ‎быстро ‎вникает‏ ‎в‏ ‎суть ‎и‏ ‎может ‎самостоятельно‏ ‎заниматься ‎изучением ‎разделов ‎(книги).

  1. Общие ‎положения.‏ ‎1‏ ‎глава‏ ‎4 ‎раздел,‏ ‎метод ‎стояния‏ ‎как ‎медленная‏ ‎практика‏ ‎вхождения ‎на‏ ‎путь.

Многие ‎знают, ‎что ‎одной ‎из‏ ‎ключевых ‎особенностей‏ ‎синъицюань,‏ ‎является ‎практика ‎стояния.‏ ‎Но ‎вот‏ ‎как ‎стоять, ‎не ‎ясно.‏ ‎В‏ ‎некоторых ‎книгах‏ ‎говорится ‎лишь‏ ‎о ‎том, ‎что ‎нужно ‎подтянуть‏ ‎макушку,‏ ‎язык, ‎уши,‏ ‎нос. ‎О‏ ‎том, ‎что ‎нельзя ‎двигаться. ‎Словно‏ ‎совершаешь‏ ‎буддийскую‏ ‎практику ‎созерцания.‏ ‎И ‎чем‏ ‎дольше ‎стоишь‏ ‎неподвижно,‏ ‎тем ‎лучше.‏ ‎Это ‎ошибочное ‎мнение. ‎Если ‎будешь‏ ‎держать ‎себя,‏ ‎создашь‏ ‎напряжения ‎мышц ‎и‏ ‎лишь ‎испытаешь‏ ‎разочарование ‎(со ‎временем).

Здесь ‎открывается‏ ‎небольшой‏ ‎секрет. ‎Практика‏ ‎стояния ‎—‏ ‎это ‎о ‎движении. ‎Не ‎о‏ ‎практике‏ ‎неподвижного ‎созерцания,‏ ‎а ‎медленная‏ ‎тренировка ‎(движения). ‎Сюэ ‎Дянь ‎говорил‏ ‎так:‏ ‎«Методы‏ ‎стояния ‎—‏ ‎это ‎медленная‏ ‎практика. ‎Медленно,‏ ‎посредством‏ ‎духа ‎и‏ ‎намерения, ‎приходишь ‎в ‎движение, ‎раскрывая‏ ‎четыре ‎конечности».‏ ‎Только‏ ‎об ‎очень ‎медленном‏ ‎(движении), ‎что‏ ‎непонимающие ‎люди ‎этого ‎не‏ ‎замечают.

Эти‏ ‎слова ‎«Медленно‏ ‎посредством ‎духа‏ ‎и ‎намерения ‎приходить ‎в ‎движение» на‏ ‎вес‏ ‎золота. ‎Они‏ ‎разъясняют, ‎что‏ ‎эффект ‎от ‎стояния ‎направлен ‎на:‏ ‎«чистоту‏ ‎(здоровья)‏ ‎внутренних ‎органов,‏ ‎раскрытые ‎каналы‏ ‎и ‎меридианы,‏ ‎крепость‏ ‎костей, ‎костного‏ ‎мозга ‎и ‎наполненность ‎жизненных ‎сил». Особенно‏ ‎есть ‎указание‏ ‎на‏ ‎то, ‎что ‎«обостренная‏ ‎(острая) ‎реакция‏ ‎нервной ‎системы» ‎это ‎ошибочный‏ ‎результат‏ ‎тренировки.

2.   11 глава. ‎12‏ ‎раздел. ‎О‏ ‎дыхании.

Многие ‎знают ‎что ‎синъицюань ‎это‏ ‎искусство‏ ‎внутренней ‎семьи.‏ ‎Получается, ‎что‏ ‎посредством ‎кулачного ‎искусства, ‎можно ‎постичь‏ ‎путь‏ ‎(дао).‏ ‎Но ‎в‏ ‎трактатах ‎только‏ ‎описание ‎тренировки‏ ‎боевого‏ ‎и ‎очень‏ ‎смутно ‎(простыми ‎словами ‎из ‎даосского‏ ‎канона) ‎описано,‏ ‎как‏ ‎же ‎можно ‎постичь‏ ‎путь. ‎Сюэ‏ ‎говорит ‎о ‎цельном ‎дыхании‏ ‎тела,‏ ‎как ‎о‏ ‎методике ‎(синъицюань)‏ ‎для ‎вступления ‎на ‎него. ‎В‏ ‎его‏ ‎тексте ‎сказано:‏ ‎«Со ‎всех‏ ‎сторон ‎(тела), ‎из ‎всех ‎малых‏ ‎пор,‏ ‎поднимается‏ ‎словно ‎пар‏ ‎иль ‎туман‏ ‎дыхание ‎тела». Это‏ ‎и‏ ‎есть ‎мастерство.‏ ‎Именно ‎так ‎дышит ‎дух. ‎Не‏ ‎получив ‎истинной‏ ‎передачи,‏ ‎не ‎усердствуя ‎в‏ ‎практике ‎—‏ ‎не ‎дойдешь ‎до ‎предела‏ ‎и‏ ‎сложно ‎будет‏ ‎вступить ‎на‏ ‎путь.

3.    Первый ‎том. ‎6 ‎глава. ‎Первый‏ ‎раздел.‏ ‎Пять ‎методов‏ ‎сплетаются ‎в‏ ‎жемчужную ‎нить.

В ‎практике ‎синъицюань ‎есть‏ ‎понятие‏ ‎«кружевные‏ ‎руки» (圈手). ‎Еще‏ ‎технику ‎называют‏ ‎— ‎«ветер‏ ‎раскачивает‏ ‎иву». ‎Этими‏ ‎движениями ‎можно ‎как ‎атаковать ‎(противника),‏ ‎так ‎и‏ ‎укрепить‏ ‎тело. ‎Говорят ‎в‏ ‎ней ‎хранится‏ ‎главная ‎суть ‎кулака ‎пяти‏ ‎элементов‏ ‎и ‎форм‏ ‎двенадцати ‎зверей.‏ ‎Не ‎получившие ‎передачу, ‎предполагают, ‎что‏ ‎это‏ ‎такая ‎же‏ ‎практика, ‎как‏ ‎и ‎облачные ‎руки ‎тайцзицюань, ‎где‏ ‎двумя‏ ‎руками‏ ‎(практикующий) ‎описывает‏ ‎круг.

В ‎действительности‏ ‎же, ‎это‏ ‎похожая‏ ‎практика, ‎но‏ ‎круг ‎описывается ‎не ‎только ‎двумя‏ ‎руками, ‎а‏ ‎все‏ ‎тело ‎приходит ‎в‏ ‎движение.

Синъицюань ‎использует‏ ‎понятия ‎кулака ‎пяти ‎первоэлементов:‏ ‎метала,‏ ‎дерева, ‎воды,‏ ‎огня, ‎земли.‏ ‎Им ‎соответствуют ‎усилия: ‎рубящего, ‎пробивающего,‏ ‎буравящего,‏ ‎взрывного, ‎горизонтального‏ ‎кулаков. ‎Сюэ‏ ‎в ‎своей ‎книге ‎свел ‎их‏ ‎к‏ ‎понятиям:‏ ‎«полета, ‎облака,‏ ‎встряхивания, ‎колыхания,‏ ‎вращения». ‎Так‏ ‎два‏ ‎понятия ‎«полета»‏ ‎и ‎«облака» ‎взяты ‎из ‎фехтования.‏ ‎И ‎(знающие)‏ ‎сразу‏ ‎могут ‎угадать ‎в‏ ‎этом ‎методы‏ ‎изменения ‎кулаков ‎пяти ‎первоэлементов‏ ‎из‏ ‎синъицюань. ‎Словно‏ ‎изменили ‎суп,‏ ‎не ‎изменив ‎его ‎наполнения.

Но ‎если‏ ‎серьезно,‏ ‎то ‎его‏ ‎пять ‎методов‏ ‎взяты ‎не ‎из ‎кулака ‎пяти‏ ‎элементов.‏ ‎Даже‏ ‎кружевные ‎руки‏ ‎имеют ‎очень‏ ‎древнее ‎происхождение.‏ ‎Поэтому‏ ‎лучше ‎уделить‏ ‎внимания ‎изучению ‎того, ‎как ‎он‏ ‎нанизывает ‎пять‏ ‎методов‏ ‎в ‎эту ‎жемчужную‏ ‎нить ‎и‏ ‎как ‎он ‎разъясняет ‎их‏ ‎суть‏ ‎и ‎различия.

Перевел‏ ‎Хван ‎Кирилл.‏ ‎2023

Смотреть: 1+ мин
logo Канал Бачкова Романа, историка, учителя, общественного деятеля

КАК НАЙТИ МАГАЗИН ЧЕЛАХОВА, ОПИСАННЫЙ В «КНЯЖНЕ МЕРИ»?

В ‎этом‏ ‎видеоролике ‎мы ‎расскажем, ‎где ‎находится‏ ‎магазин ‎Челахова‏ ‎в‏ ‎Пятигорске, ‎и ‎какие‏ ‎сюжеты ‎из‏ ‎романа ‎«Герой ‎нашего ‎времени»‏ ‎с‏ ‎ним ‎связаны.‏ ‎

ПРОЕКТ ‎«В‏ ‎ПОИСКАХ ‎УТРАЧЕННОГО»

Проект ‎предполагает ‎создание ‎сети‏ ‎эколого-культурных,‏ ‎туристических ‎маршрутов,‏ ‎связанных ‎с‏ ‎исследованием, ‎восстановлением ‎и ‎создания ‎уникальной‏ ‎просветительской‏ ‎и‏ ‎краеведческой ‎инфраструктуры‏ ‎былого ‎исторического‏ ‎облика ‎городов‏ ‎и‏ ‎посёлков ‎Кавказских‏ ‎Минеральных ‎вод.

Видеопрезентация: ‎https://youtu.be/EJlLkOZNu_4.

ПЯТИГОРСК. ‎КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ‎ТУРИСТИЧЕСКИЙ‏ ‎МАРШРУТ ‎«ЛЕРМОНТОВСКИЙ»

Подключайся‏ ‎к‏ ‎нашим ‎экскурсиям ‎вместе‏ ‎с ‎нами.‏ ‎Проведите ‎экскурсионный ‎день ‎на‏ ‎Кавминводах‏ ‎вместе ‎с‏ ‎нами. ‎Запишись‏ ‎на ‎нашу ‎экскурсию: ‎https://vk.me/join/6Ui6lX7835l7p9UQwtYNFDaHStVI7thK8Zw=. Присоединяйся ‎к‏ ‎участию‏ ‎в ‎проектах‏ ‎и ‎программах‏ ‎молодёжного ‎общественного ‎движения.

Не ‎пропусти ‎новые‏ ‎видеоуроки,‏ ‎вебинары‏ ‎и ‎проекты!‏ ‎Прошу ‎вас‏ ‎подписаться ‎на‏ ‎канал,‏ ‎отметить ‎комментариями‏ ‎и ‎лайками ‎для ‎продвижения ‎полезного‏ ‎контента: ‎https://www.youtube.com/channel/UCln0aW7DdQ1qCu7e0DEhkcg.

Виртуальные‏ ‎экскурсии‏ ‎по ‎Кавказским ‎Минеральным‏ ‎водам: ‎https://www.youtube.com/playlist?list=PLzy77CTPR0FgFBj5sQgCZjmTCbfDDhGTM.

На‏ ‎канале ‎выложены ‎(в ‎бесплатном‏ ‎доступе)‏ ‎около ‎1000‏ ‎видеоуроков ‎по‏ ‎гуманитарным ‎предметам, ‎видеоучебник ‎по ‎социальному‏ ‎проектированию‏ ‎(100 ‎видео‏ ‎о ‎том,‏ ‎как ‎сделать ‎проект), ‎видеоматериалы ‎социально‏ ‎значимых‏ ‎проектов‏ ‎в ‎области‏ ‎развития ‎детского‏ ‎и ‎молодёжного‏ ‎общественного‏ ‎движения.

#история ‎#регионоведение‏ ‎#краеведение ‎#гид ‎#экскурсия ‎#Ставрополье ‎#кмв‏ ‎#кавминводы ‎#пятигорск‏ ‎#магазинчелахова‏ ‎#геройнашеговремени ‎#княжнамери ‎#печорин‏ ‎#лермонтов ‎#педагог‏ ‎#учитель ‎#учительистории ‎#воспитание ‎#образование‏ ‎#детскийактив‏ ‎#детскоеобъединение ‎#проект‏ ‎#социальныйпроект ‎#молодежныйпроект

Читать: 3+ мин
logo Ицхак Леопольдович | Канал об Истории в Фотографиях.

3 Эксклюзивных Исторических Кадра

Доступно подписчикам уровня
«Подписчик»
Подписаться за 192₽ в месяц

Эксклюзивные Исторические Фотографии

Смотреть: 39+ мин
T
logo
Travel Forever

А вы знаете зачем нужны пирамиды? Чьи они и что внутри? История. А так же как разводят туристов? Древние пирамиды Египта.


А вы были внутри пирамиды? Знаете историю?
Читать: 5+ мин
logo НИЦ ЛАИ - Запретные темы истории

Так случилось: И тысячи фактов мало... // Книга исследователя НИЦ ЛАИ — Сергея Дешевого

Доступно подписчикам уровня
«Статьи, книги и переводные видео»
Подписаться за 150₽ в месяц

Продолжение книги исследователя НИЦ ЛАИ Сергея Дешевого!

Смотреть: 4+ мин
logo Наша история это Гордость

Экипажа сначала наколотил танки лейбштандарта, а затем дерзко чинил свою САУ в занятой врагом деревни


Смотреть: 4+ мин
logo Наша история это Гордость

Хальбский котел. Разгром 200 тысячной группировки немцев


Смотреть: 25+ мин
logo BooksBandicoot

Книжные сокровища

Доступно подписчикам уровня
«Библиотекарь-стажёр»
Подписаться за 250₽ в месяц

Смотреть: 59+ мин
logo Альтернативная история с Лидией Соловьевой

Особняк Брусницыных, экскурсия

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

Смотреть: 48+ мин
logo Протоистория с Николаем Субботиным

По следам финикийцев. Создатели Средиземноморья

Доступно подписчикам уровня
«Для самых первых»
Подписывайтесь на любой доступный вам уровень.

Финикийцы оставили неизгладимый след в истории Средиземноморья. Вместе с исследователем Дэвидом Шлоем мы отправимся в увлекательное научное путешествие, которое раскроет для вас новые результаты археологических исследований этой удивительной цивилизации на основе раскопок финикийских колоний в прибрежной полосе Испании.

Смотреть: 10+ мин
logo Научно-просветительский проект НаукаPRO

Вопросы про религию, реконструкторов, русские и китайские общины у современных майя

Доступно подписчикам уровня
«Научный сотрудник»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смотреть: 2 час 4+ мин
logo Альтернативная история с Лидией Соловьевой

Лида Соловьева в гостях у Николая Котенкова История - это политика, направленная в прошлое.

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

Смотреть: 1+ мин
logo Художественный фильм "Комбат"

Друзья, рады представить вашему вниманию киноэскиз художественного фильма "Комбат"


Смотреть: 15+ мин
logo Альтернативная история с Лидией Соловьевой

Форты Кронштадта соединялись подземными тоннелями с большой землей

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

Смотреть: 14+ мин
logo Альтернативная история с Лидией Соловьевой

Форты Кронштадта строились на суше

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048