logo
Музей на диване
logo

Музей на диване  

О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Экономлю ваши калории и несу музей к вам!
Уникальные подборки оружия, доспехов и прочих военных артефактов из коллекций ведущих мировых музеев. Даже если вы не разбираетесь в истории вооруженных конфликтов и любите просто поглазеть на предметы старины, пропитанные историей, вам тут понравится. К тому же, подборки всегда будет сопровождать текст с любопытными фактами.
Присоединяйтесь ;)
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Поддержка проекта

Помочь проекту
Место на диване 450₽ месяц 4 860₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Музей на диване

Устраивайтесь поудобнее - тут есть на что посмотреть!

Оформить подписку
Место на дорогом диване 800₽ месяц 8 160₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Музей на диване

"О, давайте я вам помогу поудобнее разместиться на этом роскошном диване"

Оформить подписку
Фильтры
Обновления проекта
Поделиться
Читать: 14+ мин
logo Музей на диване

Древковое многообразие

Доступно подписчикам уровня
«Место на диване»
Подписаться за 450₽ в месяц

Реальные образцы (более 30!) древкового оружия из коллекций ведущих музеев мира.

Читать: 3+ мин
logo Музей на диване

Неуязвимый доспех для Его Величества


В ‎1511‏ ‎году ‎английский ‎король ‎Генрих ‎VIII,‏ ‎любивший ‎повоевать‏ ‎и‏ ‎не ‎раз ‎участвовавший‏ ‎лично ‎в‏ ‎рыцарских ‎турнирах, ‎основал ‎в‏ ‎Гринвиче‏ ‎(сегодня ‎это‏ ‎часть ‎Лондона)‏ ‎«Королевские ‎арсеналы». ‎Куда ‎пригласил ‎мастеров-оружейников‏ ‎из‏ ‎ведущих ‎центров‏ ‎по ‎производству‏ ‎доспехов. ‎В ‎результате ‎появились ‎так‏ ‎называемые‏ ‎«гринвичские‏ ‎доспехи», ‎в‏ ‎которых ‎прослеживались‏ ‎одновременно ‎германский‏ ‎и‏ ‎итальянский ‎стили.

В‏ ‎1520 ‎году ‎специально ‎для ‎монарха‏ ‎в ‎этих‏ ‎самых‏ ‎мастерских ‎изготовили ‎доспешный‏ ‎гарнитур, ‎ставший‏ ‎наглядным ‎примером ‎высочайшего ‎мастерства‏ ‎бронников‏ ‎позднего ‎Средневековья.‏ ‎235 ‎деталей‏ ‎на ‎подвижных ‎заклепочных ‎соединениях ‎и‏ ‎полное‏ ‎отсутствие ‎уязвимых‏ ‎зон ‎обеспечивали‏ ‎абсолютную ‎защищенность ‎в ‎ближнем ‎бою,‏ ‎сохраняя‏ ‎хорошую‏ ‎маневренность.


Сегодня ‎удивительные‏ ‎доспехи ‎Генриха‏ ‎VIII ‎являются‏ ‎одним‏ ‎из ‎самых‏ ‎ценных ‎экспонатов ‎богатой ‎коллекции ‎Королевской‏ ‎оружейной ‎палаты‏ ‎в‏ ‎Лидсе. ‎Причем ‎другой‏ ‎такой ‎брони,‏ ‎целиком ‎закрывающей ‎тушку ‎носителя,‏ ‎в‏ ‎музее ‎нет.


Весь‏ ‎латный ‎комплект‏ ‎весит ‎около ‎42 ‎кг ‎—‏ ‎гораздо‏ ‎больше, ‎чем‏ ‎обычные ‎боевые‏ ‎доспехи ‎того ‎времени.


Как ‎уже ‎говорилось,‏ ‎латный‏ ‎комплект‏ ‎целиком ‎и‏ ‎полностью ‎защищает‏ ‎носителя, ‎не‏ ‎оставляя‏ ‎шансов ‎врагу.‏ ‎Это ‎редкий ‎экземпляр, ‎который ‎создавался‏ ‎именно ‎для‏ ‎пеших‏ ‎поединков. ‎Правда, ‎самому‏ ‎королю ‎Генриху‏ ‎так ‎и ‎не ‎довелось‏ ‎опробовать‏ ‎его ‎в‏ ‎бою.

Фотографии ‎взяты‏ ‎с ‎оф. ‎сайта ‎Королевской ‎оружейной‏ ‎Великобритании:‏ ‎http://royalarmouries.org

Читать: 13+ мин
logo Музей на диване

Кое-что защитное из Древней Греции

С ‎легкой‏ ‎руки ‎столь ‎же ‎легких ‎для‏ ‎восприятия ‎художественных‏ ‎фильмов‏ ‎у ‎многих ‎давно‏ ‎сложился ‎шаблонный‏ ‎образ ‎древнегреческого ‎воина. ‎И‏ ‎в‏ ‎части ‎защиты‏ ‎головы ‎он‏ ‎довольно ‎предсказуем, ‎так ‎как ‎киноделы‏ ‎любят‏ ‎злоупотреблять ‎так‏ ‎называемыми ‎"спартанскими"‏ ‎шлемами ‎в ‎качестве ‎реквизита.

Однако ‎в‏ ‎действительности‏ ‎шлемы‏ ‎древних ‎греков‏ ‎были ‎представлены‏ ‎куда ‎большим‏ ‎количеством‏ ‎образцов. ‎И‏ ‎часть ‎из ‎них ‎можно ‎отнести‏ ‎к ‎настоящим‏ ‎произведениям‏ ‎искусства.

Конический

Иногда ‎встречается ‎название‏ ‎"кегельхельм" ‎(нем. kegelhelm).‏ ‎Судя ‎по ‎имеющимся ‎археологическим‏ ‎данным,‏ ‎это ‎наиболее‏ ‎ранний ‎тип‏ ‎древнегреческого ‎шлема. ‎Если ‎не ‎брать‏ ‎в‏ ‎расчет ‎шлемы‏ ‎из ‎клыков‏ ‎кабана, ‎которые ‎переносят ‎в ‎эпоху‏ ‎бронзы.‏ ‎Конические‏ ‎же ‎относят‏ ‎к ‎железному‏ ‎веку.

Усиленный ‎нащечниками‏ ‎конический‏ ‎шлем, ‎IX-VIII‏ ‎вв. ‎до ‎н. ‎э. ‎Из‏ ‎аукционного ‎дома‏ ‎Кристис‏ ‎(http://christies.com). Продан ‎в ‎2004‏ ‎году ‎за‏ ‎45410 ‎фунтов ‎стерлингов

Греки ‎пришли‏ ‎(вероятно,‏ ‎не ‎без‏ ‎помощи ‎соседей)‏ ‎к ‎данному ‎типу ‎защиты ‎головы‏ ‎в‏ ‎X ‎веке‏ ‎до ‎н.‏ ‎э. ‎Собирался ‎конический ‎шлем ‎из‏ ‎4-5‏ ‎сегментов,‏ ‎которые ‎затем‏ ‎склепывались ‎в‏ ‎одно ‎изделие.‏ ‎Он‏ ‎был ‎дорог‏ ‎в ‎производстве ‎и ‎имел ‎не‏ ‎лучшие ‎показатели‏ ‎защиты‏ ‎(мог ‎при ‎первом‏ ‎ударе ‎посыпаться‏ ‎на ‎части). ‎И ‎в‏ ‎VIII‏ ‎веке ‎он‏ ‎окончательно ‎исчезает.

Развитие‏ ‎кегельхельма ‎привело ‎к ‎появлению ‎следующего‏ ‎типа‏ ‎шлемов.

Иллирийский

Попытка ‎устранить‏ ‎минусы ‎предшественника.‏ ‎Свое ‎начало ‎иллирийский ‎тип ‎берет‏ ‎в‏ ‎VIII‏ ‎веке ‎до‏ ‎н. ‎э.‏ ‎и ‎быстро‏ ‎завоевывает‏ ‎популярность. ‎Образцы‏ ‎находили ‎и ‎продолжают ‎находить ‎далеко‏ ‎за ‎пределами‏ ‎Греции‏ ‎(в ‎Испании ‎и‏ ‎в ‎Египте,‏ ‎например). ‎Похоже, ‎шлем ‎активно‏ ‎участвовал‏ ‎в ‎товарообороте‏ ‎между ‎греческими‏ ‎полисами ‎и ‎их ‎средиземноморскими ‎колониями.

Иллирийский,‏ ‎VII‏ ‎в. ‎до‏ ‎н. ‎э.‏ ‎На ‎многих ‎ранних ‎образцах ‎можно‏ ‎заметить‏ ‎отверстия‏ ‎- ‎это‏ ‎для ‎подшлемника.‏ ‎Из ‎берлинского‏ ‎музея‏ ‎доисторического ‎периода‏ ‎и ‎ранней ‎истории ‎(http://smb.museum)

Для ‎иллирийского‏ ‎типа ‎характерны‏ ‎продольные‏ ‎ребра ‎жесткости ‎и‏ ‎открытое ‎лицо.‏ ‎Изначально ‎такие ‎шлемы ‎изготавливали‏ ‎из‏ ‎двух ‎бронзовых‏ ‎листов, ‎которые‏ ‎склепывались ‎на ‎макушке, ‎образуя ‎тем‏ ‎самым‏ ‎в ‎местах‏ ‎соединения ‎выпуклые‏ ‎линии. ‎Вскоре ‎их ‎стали ‎создавать‏ ‎из‏ ‎цельной‏ ‎пластины, ‎но‏ ‎ребра ‎не‏ ‎исчезли. ‎Как‏ ‎характерное‏ ‎отличие.


Иллирийский. ‎Шлем‏ ‎датирован ‎V ‎веком ‎до ‎н.‏ ‎э. ‎-‏ ‎к‏ ‎этому ‎времени ‎их‏ ‎окончательно ‎вытеснят‏ ‎коринфские ‎шлемы. ‎Из ‎музея‏ ‎Метрополитен‏ ‎(http://metmuseum.org)

Уже ‎с‏ ‎VI ‎в.‏ ‎до ‎н. ‎э. ‎популярность ‎этого‏ ‎типа‏ ‎шлемов ‎быстро‏ ‎падает, ‎уступая‏ ‎пьедестал ‎следующим ‎образцам. ‎Хотя ‎в‏ ‎самой‏ ‎Иллирии‏ ‎от ‎них‏ ‎не ‎спешат‏ ‎отказываться ‎еще‏ ‎как‏ ‎минимум ‎два‏ ‎столетия.

Коринфский

Тот ‎самый ‎знаменитый ‎шлем. ‎Пожалуй,‏ ‎самый ‎эффектный,‏ ‎если‏ ‎брать ‎поздние ‎образцы.‏ ‎Ну ‎и‏ ‎самый ‎узнаваемый, ‎конечно. ‎Первые‏ ‎экземпляры‏ ‎коринфского ‎типа‏ ‎относятся ‎к‏ ‎VII ‎в. ‎до ‎н. ‎э.‏ ‎Они,‏ ‎как ‎и‏ ‎иллирийские, ‎были‏ ‎призваны ‎избавиться ‎от ‎недостатков ‎кегельхельма.



Коринфский,‏ ‎конец‏ ‎VI‏ ‎до ‎н.‏ ‎э. ‎Из‏ ‎Британского ‎музея‏ ‎(http://britishmuseum.org)

Но‏ ‎в ‎итоге‏ ‎стали ‎главным ‎шлемом ‎всей ‎Древней‏ ‎Греции. ‎Вазопись,‏ ‎скульптуры,‏ ‎описания ‎битв ‎у‏ ‎древних ‎авторов‏ ‎- ‎повсюду ‎встречается ‎этот‏ ‎закрытый‏ ‎шлем. ‎Его‏ ‎конструкция ‎полностью‏ ‎защищала ‎голову ‎носителя. ‎И ‎если‏ ‎изначально‏ ‎переднюю ‎часть‏ ‎делали ‎относительно‏ ‎открытой, ‎то ‎вскоре, ‎сдвигая ‎к‏ ‎центру‏ ‎сплошные‏ ‎нащечники, ‎уязвимых‏ ‎зон ‎почти‏ ‎не ‎оставили.‏ ‎Что‏ ‎неблагоприятно ‎сказывалось‏ ‎на ‎обзоре ‎воина. ‎Хотя ‎в‏ ‎первых ‎образцах‏ ‎даже‏ ‎не ‎озаботились ‎о‏ ‎слуховых ‎возможностях,‏ ‎закрыв ‎уши.

В ‎до ‎боли‏ ‎знакомой‏ ‎форме, ‎первая‏ ‎половина ‎V‏ ‎в. ‎до ‎н. ‎э. ‎Источник:‏ ‎http://metmuseum.org

Нащечники‏ ‎окончательно ‎срослись‏ ‎уже ‎в‏ ‎апуло-корифнских ‎шлемах, ‎которые, ‎не ‎сложно‏ ‎догадаться,‏ ‎производили‏ ‎в ‎Апулии.‏ ‎То ‎есть‏ ‎в ‎греческих‏ ‎колониях‏ ‎на ‎юге‏ ‎Италии ‎(Великая ‎Греция). ‎Сохраняя ‎черты‏ ‎знаменитых ‎образцов,‏ ‎этот‏ ‎тип ‎впитал ‎местный‏ ‎колорит.

Апуло-коринфский ‎(его‏ ‎еще ‎называют ‎"псевдокоринфским") ‎шлем,‏ ‎VI‏ ‎век ‎до‏ ‎н. ‎э.‏ ‎Пусть ‎не ‎смущают ‎мелкие ‎отверстия‏ ‎для‏ ‎глаз ‎-‏ ‎они ‎декоративны.‏ ‎Этот ‎шлем ‎вообще ‎не ‎закрывал‏ ‎лицо.‏ ‎Его‏ ‎носили ‎точно‏ ‎каску. ‎Из‏ ‎музея ‎изящных‏ ‎искусств‏ ‎в ‎Бостоне‏ ‎(http://mfa.org)

Коринфский ‎шлем ‎стал ‎чуть ‎ли‏ ‎не ‎символом‏ ‎расцвета‏ ‎Греции ‎классического ‎периода.‏ ‎К ‎V‏ ‎веку ‎он ‎действительно ‎олицетворял‏ ‎собой‏ ‎пик ‎ремесленного‏ ‎производства. ‎Но‏ ‎уже ‎в ‎следующем ‎веке ‎его‏ ‎полностью‏ ‎вытеснят. ‎Произойдет‏ ‎это ‎не‏ ‎по ‎причине ‎боевой ‎эффективности. ‎Дело‏ ‎тут‏ ‎в‏ ‎другом.

Халкидский

Он ‎отвечал‏ ‎новым ‎реалиям‏ ‎войны. ‎В‏ ‎VI‏ ‎веке ‎до‏ ‎н. ‎э. ‎армии ‎греческих ‎полисов‏ ‎из ‎неповоротливых‏ ‎фаланг‏ ‎стали ‎активнее ‎разбавляться‏ ‎легкой ‎пехотой‏ ‎и ‎конными ‎отрядами. ‎Битвы‏ ‎обрели‏ ‎новый ‎облик.‏ ‎Кроме ‎противостояния‏ ‎двух ‎"стен" ‎из ‎тяжеловооруженных ‎гоплитов,‏ ‎где‏ ‎достаточно ‎было‏ ‎видеть ‎врага‏ ‎напротив, ‎появились ‎какие-никакие ‎маневры. ‎Возникла‏ ‎необходимость‏ ‎в‏ ‎обзоре ‎получше.‏ ‎И ‎на‏ ‎помощь ‎воинам‏ ‎пришла‏ ‎защита ‎головы‏ ‎халкидского ‎типа.

Халкидский ‎шлем ‎VI ‎века‏ ‎до ‎н.‏ ‎э.‏ ‎Был ‎продан ‎на‏ ‎аукционе ‎за‏ ‎116500 ‎долларов ‎в ‎2008‏ ‎году.‏ ‎Источник: ‎http://christies.com

Как‏ ‎можно ‎увидеть‏ ‎на ‎примере ‎выше, ‎ранние ‎образцы‏ ‎этого‏ ‎типа ‎сильно‏ ‎походят ‎на‏ ‎коринфские ‎шлемы. ‎Вероятно, ‎они ‎изготавливались‏ ‎в‏ ‎тех‏ ‎же ‎мастерских.‏ ‎Тем ‎не‏ ‎менее ‎халкидский‏ ‎был‏ ‎легче, ‎и‏ ‎в ‎нем ‎были ‎сразу ‎учтены‏ ‎такие ‎детали,‏ ‎как‏ ‎отверстия ‎для ‎ушей.

Роскошный‏ ‎шлем ‎халкидского‏ ‎типа, ‎IV ‎в. ‎до‏ ‎н.‏ ‎э. ‎Источник:‏ ‎http://mfa.org

Весили ‎халкидские‏ ‎шлемы ‎не ‎больше ‎1 ‎кг.‏ ‎Позднее‏ ‎от ‎наносника,‏ ‎который ‎ранее‏ ‎выполнял ‎скорее ‎символическую ‎роль, ‎и‏ ‎вовсе‏ ‎отказались.‏ ‎А ‎нащечники‏ ‎сделали ‎подвижными,‏ ‎на ‎петлях.

Фригийский‏ ‎(фракийский)

Если‏ ‎коротко, ‎то‏ ‎это ‎колпак ‎с ‎изогнутым ‎вперед‏ ‎концом. ‎Неразбериха‏ ‎в‏ ‎названии ‎оттого, ‎что‏ ‎ассоциируется ‎шлем‏ ‎с ‎регионом ‎Фригия, ‎но‏ ‎археологи‏ ‎находят ‎образцы‏ ‎во ‎Фракии.

Фригийский,‏ ‎V ‎в. ‎до ‎н. ‎э.‏ ‎Источник:‏ ‎http://mfa.org

Получил ‎развитие‏ ‎в ‎конце‏ ‎VI ‎века ‎как ‎эндемик ‎халкидского‏ ‎шлема.‏ ‎Фригийский‏ ‎(фракийский) ‎тип‏ ‎легко ‎классифицировать‏ ‎по ‎изогнутой‏ ‎вершине.‏ ‎Он ‎сохранил‏ ‎все ‎плюсы ‎халкидского ‎собрата ‎и‏ ‎обрел ‎свои.‏ ‎Например,‏ ‎у ‎этого ‎шлема‏ ‎спереди ‎сильно‏ ‎выступает ‎козырек ‎для ‎защиты‏ ‎от‏ ‎рубящих ‎ударов.

Фригийский‏ ‎второй ‎половины‏ ‎IV ‎века. ‎В ‎таком ‎козыряли‏ ‎фалангиты‏ ‎Александра ‎Македонского.‏ ‎Интересно, ‎что‏ ‎Александр ‎запретил ‎в ‎армии ‎носить‏ ‎бороды.‏ ‎А‏ ‎тут ‎нащечники‏ ‎с ‎имитацией‏ ‎бороды ‎и‏ ‎усов.‏ ‎Шлем ‎продан‏ ‎на ‎аукционе ‎за ‎110500 ‎долларов‏ ‎в ‎2012‏ ‎году.‏ ‎Источник: ‎http://christies.com

Хоть ‎фригийский‏ ‎тип ‎возник‏ ‎в ‎начале ‎классической ‎эпохи,‏ ‎широкое‏ ‎распространение ‎он‏ ‎получил ‎в‏ ‎период ‎эллинизма ‎(после ‎завоеваний ‎Александра).‏ ‎И‏ ‎был ‎популярен‏ ‎в ‎самой‏ ‎Греции ‎и ‎колониях ‎вплоть ‎до‏ ‎возвышения‏ ‎Рима.

Аттический

Для‏ ‎аттических ‎образцов‏ ‎характерен ‎продольный‏ ‎гребень. ‎Он‏ ‎похож‏ ‎на ‎халкидский,‏ ‎но ‎появился ‎на ‎столетие ‎позже‏ ‎(V ‎век).‏ ‎В‏ ‎отличие ‎от ‎большей‏ ‎части ‎остальных‏ ‎типов ‎его ‎нередко ‎делали‏ ‎из‏ ‎железа, ‎а‏ ‎не ‎из‏ ‎бронзы. ‎Отчего ‎до ‎нас ‎дошло‏ ‎мало‏ ‎образцов.

Аттический, ‎IV‏ ‎в. ‎до‏ ‎н. ‎э. ‎Из ‎музея ‎классического‏ ‎искусства‏ ‎в‏ ‎Мужене ‎(http://mouginsmusee.com)

Интересно,‏ ‎что ‎аттический‏ ‎шлем ‎пережил‏ ‎остальные‏ ‎типы, ‎но‏ ‎не ‎в ‎утилитарном ‎плане, ‎а‏ ‎в ‎виде‏ ‎художественного‏ ‎элемента ‎на ‎картинах‏ ‎и ‎скульптурах.‏ ‎Чтоб ‎показать ‎принадлежность ‎к‏ ‎архаике,‏ ‎в ‎частности‏ ‎к ‎греческой.

Пилос

Самый‏ ‎незатейливый. ‎Но ‎эта ‎бесхитростность ‎конструкции‏ ‎есть‏ ‎его ‎плюс.‏ ‎Собственно, ‎пилос‏ ‎- ‎символ ‎перехода ‎к ‎массовости‏ ‎в‏ ‎вооружении.‏ ‎В ‎соотношении‏ ‎стоимость ‎производства‏ ‎к ‎эффективности‏ ‎он‏ ‎уверенно ‎побеждал‏ ‎остальные ‎образцы. ‎Неудивительно, ‎что ‎греческие‏ ‎войска ‎IV‏ ‎и‏ ‎III ‎столетия ‎до‏ ‎н. ‎э.‏ ‎оказались ‎покорены ‎простецким ‎пилосом.

Пилос,‏ ‎V‏ ‎век ‎до‏ ‎н. ‎э.‏ ‎Источник: ‎http://smb.museum

Хотя ‎есть ‎свидетельства, ‎что‏ ‎нечто‏ ‎похожее ‎носили‏ ‎уже ‎в‏ ‎VI ‎в. ‎до ‎н. ‎э.‏ ‎Спартанцы‏ ‎обратили‏ ‎на ‎него‏ ‎внимание ‎в‏ ‎веке ‎V.‏ ‎Также‏ ‎его ‎носили‏ ‎легкая ‎пехота ‎и ‎лучники. ‎А‏ ‎образцы ‎с‏ ‎приделанными‏ ‎нащечниками ‎имели ‎хождение‏ ‎даже ‎среди‏ ‎всадников.

Пилос, ‎IV ‎век ‎до‏ ‎н.‏ ‎э. ‎Источник:‏ ‎http://mfa.org

Этот ‎шлем‏ ‎стал ‎универсальной ‎защитой ‎головы ‎и‏ ‎распространился‏ ‎по ‎всей‏ ‎Греции. ‎И‏ ‎следующий ‎тип ‎сильно ‎походит ‎на‏ ‎пилос.

Беотийский

Альтернатива‏ ‎для‏ ‎конного ‎воина.‏ ‎Считается, ‎что‏ ‎беотийский ‎шлем‏ ‎-‏ ‎единственный, ‎сохранивший‏ ‎свое ‎историческое ‎название. ‎Он, ‎наряду‏ ‎с ‎коринфским,‏ ‎упоминается‏ ‎в ‎древних ‎письменных‏ ‎источниках. ‎Военная‏ ‎карьера ‎шлема ‎начинается ‎в‏ ‎IV‏ ‎в. ‎до‏ ‎н. ‎э.

Беотийский,‏ ‎конец ‎IV ‎века ‎до ‎н.‏ ‎э.‏ ‎Из ‎музея‏ ‎Эшмола ‎(http://ashmolean.org)

Шлем‏ ‎открытой ‎конструкции, ‎как ‎и ‎пилос,‏ ‎не‏ ‎ограничивал‏ ‎обзор ‎носителя.‏ ‎Что ‎было‏ ‎важно ‎для‏ ‎активно‏ ‎маневрирующей ‎кавалерии.‏ ‎При ‎этом ‎беотийский ‎тип ‎имел‏ ‎защиту ‎шеи‏ ‎и‏ ‎сильно ‎выступающий ‎вперед‏ ‎козырек.

II ‎в.‏ ‎до ‎н. ‎э. ‎Иногда‏ ‎этот‏ ‎шлем ‎называют‏ ‎"коносом" ‎(собсно,‏ ‎конический ‎шлем ‎в ‎новой ‎обертке).‏ ‎По‏ ‎сути, ‎это‏ ‎развитие ‎беотийского‏ ‎типа. ‎Источник: ‎http://christies.com

Древнегреческий ‎автор ‎труда‏ ‎"Анабасис"‏ ‎и‏ ‎полководец ‎Ксенофонт‏ ‎советовал ‎кавалерии‏ ‎носить ‎именно‏ ‎беотийский‏ ‎тип ‎шлема.‏ ‎Немного ‎позднее ‎к ‎его ‎советам‏ ‎прислушается ‎Александр‏ ‎Македонский‏ ‎и ‎оснастит ‎свою‏ ‎конную ‎гвардию‏ ‎(гетайров) ‎данной ‎защитой ‎головы.

Читать: 2+ мин
logo Вызывайте историка!

Фильм «Последняя крепость: Хаджибей» на русском языке

Доступно подписчикам уровня
«Бронза»
Подписаться за 300₽ в месяц

Этот фильм не планировался (естественно) к прокату в России, поэтому нам пришлось сделать свой собственный перевод.

Читать: 9+ мин
logo Записки Трех Деревьев

Потерянный мир боевых искусств

Воспоминание ‎о‏ ‎былом.

Школа ‎Сюэ

Глава ‎1 ‎— ‎Услышав‏ ‎о ‎нем,‏ ‎люди‏ ‎отвернулись

Сюэ ‎Дянь ‎(1887‏ ‎— ‎1953)‏ ‎уроженец ‎уезда ‎Шулу, ‎провинции‏ ‎Хэбэй.‏ ‎Учился ‎у‏ ‎мастера ‎Ли‏ ‎Цуньи, ‎а ‎позднее ‎поклонился ‎мастеру‏ ‎Ли‏ ‎Чжэньбаню ‎из‏ ‎Шаньси ‎и‏ ‎мастеру ‎Линкун ‎из ‎Утайшань. ‎После‏ ‎возвращения‏ ‎из‏ ‎Шаньси, ‎заведовал‏ ‎академией ‎боевых‏ ‎искусств ‎(гуошугуань)‏ ‎в‏ ‎Тяньцзине. ‎Написал‏ ‎учебное ‎пособие ‎«Истинная ‎оценка ‎образов‏ ‎и ‎форм‏ ‎кулачного‏ ‎искусства».

Не ‎так ‎давно,‏ ‎(я) ‎увидел‏ ‎переиздание ‎старых ‎пособий ‎по‏ ‎боевым‏ ‎искусствам, ‎среди‏ ‎которых ‎была‏ ‎книга ‎«Истинная ‎оценка ‎образов ‎и‏ ‎форм‏ ‎кулачного ‎искусства»‏ ‎1933 ‎года.‏ ‎Вздохнув, ‎я ‎вспомнил ‎об ‎ушедшем‏ ‎(времени)‏ ‎шестидесятилетней‏ ‎давности.

Моя ‎молодость‏ ‎пришлась ‎на‏ ‎эпоху ‎Сюэ‏ ‎Дяня.‏ ‎Его ‎имя‏ ‎гремело ‎на ‎каждом ‎углу ‎и‏ ‎унаследовав ‎стиль‏ ‎боя‏ ‎Ли ‎Цуньи, ‎он‏ ‎заведовал ‎работой‏ ‎в ‎академии ‎гуошу, ‎день‏ ‎за‏ ‎днем ‎приумножая‏ ‎славу ‎синьицюань.‏ ‎В ‎наших ‎глазах ‎он ‎был‏ ‎почти‏ ‎что ‎богом,‏ ‎человеком ‎великих‏ ‎дел.

Два ‎моих ‎учителя, ‎Тан ‎Вэйлу‏ ‎и‏ ‎Шан‏ ‎Юнсянь, ‎были‏ ‎очень ‎близки‏ ‎с ‎ним.‏ ‎Окрепнув‏ ‎телом, ‎(я)‏ ‎решил ‎что ‎взрастил ‎гунфу ‎и‏ ‎подумывал ‎вызвать‏ ‎его‏ ‎на ‎бой. ‎Ведь‏ ‎если ‎доходишь‏ ‎до ‎первого ‎этапа ‎постижения‏ ‎синъицюань‏ ‎«видимой ‎силы»‏ ‎(明劲 ‎—‏ ‎минцзинь), ‎то ‎просто ‎необходимо ‎испробовать‏ ‎себя‏ ‎в ‎бою.

Сказав‏ ‎об ‎этом‏ ‎учителю ‎Шану, ‎тот ‎ничего ‎не‏ ‎ответил.‏ ‎А‏ ‎когда ‎через‏ ‎пару ‎дней‏ ‎из ‎Нинхэ‏ ‎приехал‏ ‎учитель ‎Тан,‏ ‎то ‎(он) ‎жестко ‎отчитал ‎меня.‏ ‎«Ты ‎не‏ ‎понимаешь.‏ ‎Он ‎демонически ‎быстр‏ ‎и ‎свободно‏ ‎переходит ‎от ‎одного ‎действия‏ ‎к‏ ‎другому. ‎И‏ ‎хотя ‎внешне‏ ‎(Сюэ ‎Дянь) ‎похож ‎на ‎школьного‏ ‎учителя,‏ ‎в ‎бою‏ ‎его ‎взгляд‏ ‎обретает ‎звериные ‎черты, ‎ввергая ‎в‏ ‎страх‏ ‎даже‏ ‎крепких ‎духом».

Шан‏ ‎Юнсян ‎отдыхал‏ ‎в ‎дворике‏ ‎своего‏ ‎дома. ‎Мастер‏ ‎Тан ‎подвел ‎меня ‎к ‎нему‏ ‎и ‎подкинув‏ ‎ногой‏ ‎тыкву ‎горлянку, ‎протянул‏ ‎ее ‎мне‏ ‎со ‎словами: ‎«Пробьешь ‎ударом‏ ‎насквозь,‏ ‎тогда ‎можешь‏ ‎вызвать ‎Сюэ‏ ‎на ‎бой». Помню, ‎как ‎его ‎пристальный‏ ‎взгляд‏ ‎смутил ‎и‏ ‎опустошил ‎меня.‏ ‎И ‎хотя ‎тыква ‎настолько ‎мягка,‏ ‎что‏ ‎и‏ ‎ребенок ‎пробьет‏ ‎ее, ‎я‏ ‎не ‎смог‏ ‎поднять‏ ‎рук. ‎Увидев‏ ‎как ‎мое ‎эго ‎ушло, ‎мастер‏ ‎Тан ‎сказал:‏ ‎«Сюэ‏ ‎считается ‎твоим ‎дядей‏ ‎по ‎школе.‏ ‎Вызвав ‎его ‎на ‎бой,‏ ‎ты‏ ‎поднимешь ‎всех‏ ‎нас ‎на‏ ‎смех. ‎Он ‎наиболее ‎известный ‎(среди‏ ‎нас)‏ ‎и ‎стоит‏ ‎понимать, ‎что‏ ‎лучше ‎оберегать ‎его ‎(имя)».

Как-то, ‎я‏ ‎помог‏ ‎другу‏ ‎мастера ‎Тана‏ ‎отбиться ‎от‏ ‎шпаны ‎на‏ ‎улице.‏ ‎Этому ‎старику‏ ‎было ‎около ‎70 ‎лет, ‎хотя‏ ‎он ‎выглядел‏ ‎достаточно‏ ‎крепким. ‎В ‎благодарность,‏ ‎он ‎пригласил‏ ‎меня ‎к ‎себе, ‎и‏ ‎мы‏ ‎проговорили ‎весь‏ ‎вечер. ‎Дойдя‏ ‎до ‎Сюэ, ‎он ‎рассказал, ‎что‏ ‎тот‏ ‎был ‎поздним‏ ‎учеником ‎Ли‏ ‎Цуньи, ‎и ‎мастер ‎часто ‎расхваливал‏ ‎его‏ ‎перед‏ ‎другими.

Как-то ‎раз,‏ ‎Сюэ ‎Дянь‏ ‎и ‎его‏ ‎старший‏ ‎брат ‎Фу‏ ‎Чанжун ‎подрались ‎на ‎втором ‎этаже‏ ‎ресторана. ‎Сюе‏ ‎сказал:‏ ‎«Здесь ‎не ‎место‏ ‎для ‎драки»,‏ ‎на ‎что ‎Фу ‎ответил:‏ ‎«Мне‏ ‎и ‎не‏ ‎понадобиться ‎много‏ ‎места, ‎чтобы ‎побить ‎тебя». ‎Сюэ‏ ‎торопливо‏ ‎подал ‎руку‏ ‎вперед, ‎а‏ ‎Фу ‎выполнил ‎прием ‎«ладонь ‎оборачивающего‏ ‎тела»‏ ‎и‏ ‎скинул ‎Сюэ‏ ‎через ‎перилла,‏ ‎со ‎второго‏ ‎этажа‏ ‎вниз. ‎Упав,‏ ‎окружающие ‎подумали, ‎что ‎он ‎сломал‏ ‎кости ‎и‏ ‎не‏ ‎сможет ‎встать. ‎Однако,‏ ‎с ‎легкостью‏ ‎вскочив, ‎Сюэ ‎крикнул: ‎«Я‏ ‎еще‏ ‎приду ‎к‏ ‎тебе» ‎и‏ ‎ушел.

 После ‎этого ‎он ‎пропал. ‎Лишь‏ ‎когда‏ ‎умер ‎Ли‏ ‎Цуньи ‎он‏ ‎появился ‎вновь. ‎Сам ‎Сюэ ‎рассказывал,‏ ‎что‏ ‎поселился‏ ‎в ‎горах‏ ‎Утайшань. ‎Он‏ ‎редко ‎упоминал‏ ‎об‏ ‎обучении ‎у‏ ‎мастера ‎Ли ‎и ‎в ‎основном,‏ ‎утверждал ‎что‏ ‎обучался‏ ‎у ‎старого ‎монаха‏ ‎— ‎Усю‏ ‎Линкун ‎(Старик ‎небесной ‎пустоты).‏ ‎Будто‏ ‎тому ‎было‏ ‎120 ‎лет,‏ ‎что ‎выглядело ‎как ‎мистификация ‎и‏ ‎мало‏ ‎кто ‎верил‏ ‎в ‎это.

Но‏ ‎разве ‎мог ‎Сюэ ‎Дянь ‎постичь‏ ‎боевое‏ ‎искусство‏ ‎у ‎того,‏ ‎кого ‎никогда‏ ‎и ‎не‏ ‎было?‏ ‎Само ‎имя‏ ‎«Старик ‎небесной ‎пустоты» ‎говорит ‎что‏ ‎его ‎нет.‏ ‎А‏ ‎имя ‎небесный ‎или‏ ‎духовной ‎пустоты‏ ‎очень ‎напоминает ‎фразу ‎—‏ ‎«уходящий‏ ‎в ‎небо»,‏ ‎т. ‎е.‏ ‎уходящий ‎в ‎нирвану. ‎Не ‎намек‏ ‎ли‏ ‎это ‎на‏ ‎термин ‎«условной‏ ‎реальности» ‎в ‎буддизме? ‎Также ‎возраст‏ ‎120‏ ‎лет‏ ‎это ‎2‏ ‎полных ‎цикла‏ ‎традиционного ‎календаря.‏ ‎Подсказка‏ ‎на ‎то,‏ ‎что ‎человек ‎дважды ‎родился?

Видимо, ‎то‏ ‎поражение ‎повлияло‏ ‎на‏ ‎Сюэ, ‎и ‎он‏ ‎сам ‎изгнал‏ ‎себя ‎из ‎школы. ‎Будто‏ ‎решил,‏ ‎что ‎подвел‏ ‎мастера ‎и‏ ‎придумал ‎мистическую ‎линию ‎передачи ‎от‏ ‎неведомого‏ ‎монаха. ‎И‏ ‎хотя ‎это‏ ‎только ‎догадка, ‎мне ‎кажется, ‎что‏ ‎монах‏ ‎существовал‏ ‎на ‎самом‏ ‎деле. ‎Лишь‏ ‎имя ‎было‏ ‎другим,‏ ‎а ‎какое,‏ ‎(я) ‎уже ‎и ‎позабыл.

Вернувшись, ‎он‏ ‎выглядел ‎очень‏ ‎открытым.‏ ‎Но ‎люди ‎не‏ ‎могли ‎разглядеть‏ ‎того, ‎что ‎было ‎(в‏ ‎нем).‏ ‎Как-то, ‎он‏ ‎продемонстрировал ‎свое‏ ‎мастерство ‎на ‎собрании ‎практикующих. ‎Всего‏ ‎несколько‏ ‎шагов, ‎словно‏ ‎танец. ‎Но‏ ‎в ‎каждом ‎действии ‎его ‎тела,‏ ‎была‏ ‎невероятная‏ ‎согласованность, ‎что-то‏ ‎звериное, ‎заставляющее‏ ‎застыть ‎всех‏ ‎смотрящих.‏ ‎Невероятное, ‎очень‏ ‎необычное ‎состояние ‎ци, ‎цзинь, ‎шэнь.‏ ‎Тут ‎же‏ ‎кто-то‏ ‎начал ‎говорить, ‎что‏ ‎его ‎тело‏ ‎обрело ‎волшебные ‎метаморфозы. ‎И‏ ‎закончив‏ ‎демонстрацию, ‎он‏ ‎вызвал ‎Фу‏ ‎Чанжуна ‎на ‎бой.

Я ‎слышал, ‎что‏ ‎это‏ ‎жутко ‎перепугало‏ ‎Шан ‎Юнсяна.‏ ‎«Мы ‎все ‎братья ‎одной ‎школы!‏ ‎Конечно,‏ ‎мы‏ ‎не ‎так‏ ‎близки, ‎как‏ ‎кровные, ‎но‏ ‎наши‏ ‎связи ‎ближе,‏ ‎чем ‎с ‎двоюродными! ‎Как ‎же‏ ‎можно ‎биться‏ ‎до‏ ‎смерти?!» — закричал ‎он. ‎И‏ ‎в ‎итоге‏ ‎отговорил ‎Сюэ ‎от ‎боя.‏ ‎А‏ ‎после, ‎на‏ ‎правах ‎старшего‏ ‎(брата), ‎уговорил ‎взять ‎на ‎себя‏ ‎обучение‏ ‎группы ‎Ли‏ ‎Цуньи ‎и‏ ‎возглавить ‎тяньцзиньскую ‎академию ‎гуошу.

Несмотря ‎на‏ ‎то,‏ ‎что‏ ‎преподавание ‎боевых‏ ‎искусств ‎проходило‏ ‎под ‎лозунгами‏ ‎укрепления‏ ‎страны ‎и‏ ‎народа, ‎в ‎синъицюань ‎есть ‎строгое‏ ‎правило, ‎не‏ ‎допускать‏ ‎повсеместной ‎передачи ‎учения.‏ ‎Поэтому ‎многие‏ ‎материалы ‎и ‎книги ‎по‏ ‎стилю‏ ‎касались ‎лишь‏ ‎общих ‎вещей.‏ ‎Только ‎дойдя ‎до ‎определенного ‎момента,‏ ‎ты‏ ‎мог ‎понимать‏ ‎значения ‎наставлений.

И‏ ‎напомню, ‎что ‎это ‎была ‎эпоха‏ ‎кризисов.‏ ‎В‏ ‎этих ‎условиях,‏ ‎Сюэ ‎Дянь‏ ‎раздумывал, ‎как‏ ‎создать‏ ‎материал ‎для‏ ‎быстрого ‎самообучения ‎стилю. ‎Так ‎и‏ ‎появилась ‎книга‏ ‎«Истинная‏ ‎оценка ‎образов ‎и‏ ‎форм ‎кулачного‏ ‎искусства». ‎Те, ‎кто ‎получил‏ ‎истинную‏ ‎передачу, ‎посмотрев,‏ ‎тут ‎же‏ ‎понимали, ‎о ‎чем ‎идет ‎речь.‏ ‎Конечно‏ ‎было ‎понятно,‏ ‎что ‎это‏ ‎синъицюань. ‎Получается, ‎что ‎таким ‎образом‏ ‎он‏ ‎хотел‏ ‎избежать ‎нарушения‏ ‎правил ‎и‏ ‎назвал ‎книгу‏ ‎искусство‏ ‎образов ‎и‏ ‎форм, ‎а ‎не ‎синъицюань?

Это ‎догадка,‏ ‎но ‎«искусство‏ ‎образов‏ ‎и ‎форм» ‎и‏ ‎синъицюань ‎имеют‏ ‎общую, ‎древнюю ‎связь. ‎Ее‏ ‎написание‏ ‎было ‎словно‏ ‎надеждой, ‎на‏ ‎побуждение ‎к ‎самоотверженности ‎практикующих. ‎Ведь‏ ‎боевое‏ ‎искусство ‎—‏ ‎это ‎искусство‏ ‎движения, ‎которое ‎должно ‎передаваться ‎от‏ ‎человека‏ ‎у‏ ‎которого ‎ты‏ ‎учишься ‎на‏ ‎примере. ‎И‏ ‎лишь‏ ‎потом, ‎(ты)‏ ‎можешь ‎осмыслять ‎(технику) ‎самостоятельно. ‎Поэтому‏ ‎не ‎получиться‏ ‎заложить‏ ‎хорошую ‎основу ‎по‏ ‎книгам, ‎практикуя‏ ‎без ‎учителя.

Так ‎несмотря ‎на‏ ‎его‏ ‎известность, ‎поражение‏ ‎в ‎том‏ ‎бою ‎оставило ‎отпечаток ‎на ‎всю‏ ‎оставшуюся‏ ‎жизнь. ‎Погиб‏ ‎он ‎трагично.‏ ‎(В ‎1953 ‎году ‎его ‎расстреляли‏ ‎как‏ ‎члена‏ ‎религиозного ‎культа).‏ ‎И ‎долгое‏ ‎время ‎знающие‏ ‎его‏ ‎люди, ‎предпочитали‏ ‎не ‎говорить ‎о ‎нем ‎и‏ ‎не ‎особо‏ ‎почитали‏ ‎его ‎последователей.

Книга ‎же‏ ‎написана ‎красивым‏ ‎и ‎простым ‎языком. ‎Трудно‏ ‎встретить‏ ‎столь ‎чистый‏ ‎и ‎ясный‏ ‎слог, ‎где ‎читатель ‎быстро ‎вникает‏ ‎в‏ ‎суть ‎и‏ ‎может ‎самостоятельно‏ ‎заниматься ‎изучением ‎разделов ‎(книги).

  1. Общие ‎положения.‏ ‎1‏ ‎глава‏ ‎4 ‎раздел,‏ ‎метод ‎стояния‏ ‎как ‎медленная‏ ‎практика‏ ‎вхождения ‎на‏ ‎путь.

Многие ‎знают, ‎что ‎одной ‎из‏ ‎ключевых ‎особенностей‏ ‎синъицюань,‏ ‎является ‎практика ‎стояния.‏ ‎Но ‎вот‏ ‎как ‎стоять, ‎не ‎ясно.‏ ‎В‏ ‎некоторых ‎книгах‏ ‎говорится ‎лишь‏ ‎о ‎том, ‎что ‎нужно ‎подтянуть‏ ‎макушку,‏ ‎язык, ‎уши,‏ ‎нос. ‎О‏ ‎том, ‎что ‎нельзя ‎двигаться. ‎Словно‏ ‎совершаешь‏ ‎буддийскую‏ ‎практику ‎созерцания.‏ ‎И ‎чем‏ ‎дольше ‎стоишь‏ ‎неподвижно,‏ ‎тем ‎лучше.‏ ‎Это ‎ошибочное ‎мнение. ‎Если ‎будешь‏ ‎держать ‎себя,‏ ‎создашь‏ ‎напряжения ‎мышц ‎и‏ ‎лишь ‎испытаешь‏ ‎разочарование ‎(со ‎временем).

Здесь ‎открывается‏ ‎небольшой‏ ‎секрет. ‎Практика‏ ‎стояния ‎—‏ ‎это ‎о ‎движении. ‎Не ‎о‏ ‎практике‏ ‎неподвижного ‎созерцания,‏ ‎а ‎медленная‏ ‎тренировка ‎(движения). ‎Сюэ ‎Дянь ‎говорил‏ ‎так:‏ ‎«Методы‏ ‎стояния ‎—‏ ‎это ‎медленная‏ ‎практика. ‎Медленно,‏ ‎посредством‏ ‎духа ‎и‏ ‎намерения, ‎приходишь ‎в ‎движение, ‎раскрывая‏ ‎четыре ‎конечности».‏ ‎Только‏ ‎об ‎очень ‎медленном‏ ‎(движении), ‎что‏ ‎непонимающие ‎люди ‎этого ‎не‏ ‎замечают.

Эти‏ ‎слова ‎«Медленно‏ ‎посредством ‎духа‏ ‎и ‎намерения ‎приходить ‎в ‎движение» на‏ ‎вес‏ ‎золота. ‎Они‏ ‎разъясняют, ‎что‏ ‎эффект ‎от ‎стояния ‎направлен ‎на:‏ ‎«чистоту‏ ‎(здоровья)‏ ‎внутренних ‎органов,‏ ‎раскрытые ‎каналы‏ ‎и ‎меридианы,‏ ‎крепость‏ ‎костей, ‎костного‏ ‎мозга ‎и ‎наполненность ‎жизненных ‎сил». Особенно‏ ‎есть ‎указание‏ ‎на‏ ‎то, ‎что ‎«обостренная‏ ‎(острая) ‎реакция‏ ‎нервной ‎системы» ‎это ‎ошибочный‏ ‎результат‏ ‎тренировки.

2.   11 глава. ‎12‏ ‎раздел. ‎О‏ ‎дыхании.

Многие ‎знают ‎что ‎синъицюань ‎это‏ ‎искусство‏ ‎внутренней ‎семьи.‏ ‎Получается, ‎что‏ ‎посредством ‎кулачного ‎искусства, ‎можно ‎постичь‏ ‎путь‏ ‎(дао).‏ ‎Но ‎в‏ ‎трактатах ‎только‏ ‎описание ‎тренировки‏ ‎боевого‏ ‎и ‎очень‏ ‎смутно ‎(простыми ‎словами ‎из ‎даосского‏ ‎канона) ‎описано,‏ ‎как‏ ‎же ‎можно ‎постичь‏ ‎путь. ‎Сюэ‏ ‎говорит ‎о ‎цельном ‎дыхании‏ ‎тела,‏ ‎как ‎о‏ ‎методике ‎(синъицюань)‏ ‎для ‎вступления ‎на ‎него. ‎В‏ ‎его‏ ‎тексте ‎сказано:‏ ‎«Со ‎всех‏ ‎сторон ‎(тела), ‎из ‎всех ‎малых‏ ‎пор,‏ ‎поднимается‏ ‎словно ‎пар‏ ‎иль ‎туман‏ ‎дыхание ‎тела». Это‏ ‎и‏ ‎есть ‎мастерство.‏ ‎Именно ‎так ‎дышит ‎дух. ‎Не‏ ‎получив ‎истинной‏ ‎передачи,‏ ‎не ‎усердствуя ‎в‏ ‎практике ‎—‏ ‎не ‎дойдешь ‎до ‎предела‏ ‎и‏ ‎сложно ‎будет‏ ‎вступить ‎на‏ ‎путь.

3.    Первый ‎том. ‎6 ‎глава. ‎Первый‏ ‎раздел.‏ ‎Пять ‎методов‏ ‎сплетаются ‎в‏ ‎жемчужную ‎нить.

В ‎практике ‎синъицюань ‎есть‏ ‎понятие‏ ‎«кружевные‏ ‎руки» (圈手). ‎Еще‏ ‎технику ‎называют‏ ‎— ‎«ветер‏ ‎раскачивает‏ ‎иву». ‎Этими‏ ‎движениями ‎можно ‎как ‎атаковать ‎(противника),‏ ‎так ‎и‏ ‎укрепить‏ ‎тело. ‎Говорят ‎в‏ ‎ней ‎хранится‏ ‎главная ‎суть ‎кулака ‎пяти‏ ‎элементов‏ ‎и ‎форм‏ ‎двенадцати ‎зверей.‏ ‎Не ‎получившие ‎передачу, ‎предполагают, ‎что‏ ‎это‏ ‎такая ‎же‏ ‎практика, ‎как‏ ‎и ‎облачные ‎руки ‎тайцзицюань, ‎где‏ ‎двумя‏ ‎руками‏ ‎(практикующий) ‎описывает‏ ‎круг.

В ‎действительности‏ ‎же, ‎это‏ ‎похожая‏ ‎практика, ‎но‏ ‎круг ‎описывается ‎не ‎только ‎двумя‏ ‎руками, ‎а‏ ‎все‏ ‎тело ‎приходит ‎в‏ ‎движение.

Синъицюань ‎использует‏ ‎понятия ‎кулака ‎пяти ‎первоэлементов:‏ ‎метала,‏ ‎дерева, ‎воды,‏ ‎огня, ‎земли.‏ ‎Им ‎соответствуют ‎усилия: ‎рубящего, ‎пробивающего,‏ ‎буравящего,‏ ‎взрывного, ‎горизонтального‏ ‎кулаков. ‎Сюэ‏ ‎в ‎своей ‎книге ‎свел ‎их‏ ‎к‏ ‎понятиям:‏ ‎«полета, ‎облака,‏ ‎встряхивания, ‎колыхания,‏ ‎вращения». ‎Так‏ ‎два‏ ‎понятия ‎«полета»‏ ‎и ‎«облака» ‎взяты ‎из ‎фехтования.‏ ‎И ‎(знающие)‏ ‎сразу‏ ‎могут ‎угадать ‎в‏ ‎этом ‎методы‏ ‎изменения ‎кулаков ‎пяти ‎первоэлементов‏ ‎из‏ ‎синъицюань. ‎Словно‏ ‎изменили ‎суп,‏ ‎не ‎изменив ‎его ‎наполнения.

Но ‎если‏ ‎серьезно,‏ ‎то ‎его‏ ‎пять ‎методов‏ ‎взяты ‎не ‎из ‎кулака ‎пяти‏ ‎элементов.‏ ‎Даже‏ ‎кружевные ‎руки‏ ‎имеют ‎очень‏ ‎древнее ‎происхождение.‏ ‎Поэтому‏ ‎лучше ‎уделить‏ ‎внимания ‎изучению ‎того, ‎как ‎он‏ ‎нанизывает ‎пять‏ ‎методов‏ ‎в ‎эту ‎жемчужную‏ ‎нить ‎и‏ ‎как ‎он ‎разъясняет ‎их‏ ‎суть‏ ‎и ‎различия.

Перевел‏ ‎Хван ‎Кирилл.‏ ‎2023

Смотреть: 1+ мин
logo Канал Бачкова Романа, историка, учителя, общественного деятеля

КАК НАЙТИ МАГАЗИН ЧЕЛАХОВА, ОПИСАННЫЙ В «КНЯЖНЕ МЕРИ»?

В ‎этом‏ ‎видеоролике ‎мы ‎расскажем, ‎где ‎находится‏ ‎магазин ‎Челахова‏ ‎в‏ ‎Пятигорске, ‎и ‎какие‏ ‎сюжеты ‎из‏ ‎романа ‎«Герой ‎нашего ‎времени»‏ ‎с‏ ‎ним ‎связаны.‏ ‎

ПРОЕКТ ‎«В‏ ‎ПОИСКАХ ‎УТРАЧЕННОГО»

Проект ‎предполагает ‎создание ‎сети‏ ‎эколого-культурных,‏ ‎туристических ‎маршрутов,‏ ‎связанных ‎с‏ ‎исследованием, ‎восстановлением ‎и ‎создания ‎уникальной‏ ‎просветительской‏ ‎и‏ ‎краеведческой ‎инфраструктуры‏ ‎былого ‎исторического‏ ‎облика ‎городов‏ ‎и‏ ‎посёлков ‎Кавказских‏ ‎Минеральных ‎вод.

Видеопрезентация: ‎https://youtu.be/EJlLkOZNu_4.

ПЯТИГОРСК. ‎КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ‎ТУРИСТИЧЕСКИЙ‏ ‎МАРШРУТ ‎«ЛЕРМОНТОВСКИЙ»

Подключайся‏ ‎к‏ ‎нашим ‎экскурсиям ‎вместе‏ ‎с ‎нами.‏ ‎Проведите ‎экскурсионный ‎день ‎на‏ ‎Кавминводах‏ ‎вместе ‎с‏ ‎нами. ‎Запишись‏ ‎на ‎нашу ‎экскурсию: ‎https://vk.me/join/6Ui6lX7835l7p9UQwtYNFDaHStVI7thK8Zw=. Присоединяйся ‎к‏ ‎участию‏ ‎в ‎проектах‏ ‎и ‎программах‏ ‎молодёжного ‎общественного ‎движения.

Не ‎пропусти ‎новые‏ ‎видеоуроки,‏ ‎вебинары‏ ‎и ‎проекты!‏ ‎Прошу ‎вас‏ ‎подписаться ‎на‏ ‎канал,‏ ‎отметить ‎комментариями‏ ‎и ‎лайками ‎для ‎продвижения ‎полезного‏ ‎контента: ‎https://www.youtube.com/channel/UCln0aW7DdQ1qCu7e0DEhkcg.

Виртуальные‏ ‎экскурсии‏ ‎по ‎Кавказским ‎Минеральным‏ ‎водам: ‎https://www.youtube.com/playlist?list=PLzy77CTPR0FgFBj5sQgCZjmTCbfDDhGTM.

На‏ ‎канале ‎выложены ‎(в ‎бесплатном‏ ‎доступе)‏ ‎около ‎1000‏ ‎видеоуроков ‎по‏ ‎гуманитарным ‎предметам, ‎видеоучебник ‎по ‎социальному‏ ‎проектированию‏ ‎(100 ‎видео‏ ‎о ‎том,‏ ‎как ‎сделать ‎проект), ‎видеоматериалы ‎социально‏ ‎значимых‏ ‎проектов‏ ‎в ‎области‏ ‎развития ‎детского‏ ‎и ‎молодёжного‏ ‎общественного‏ ‎движения.

#история ‎#регионоведение‏ ‎#краеведение ‎#гид ‎#экскурсия ‎#Ставрополье ‎#кмв‏ ‎#кавминводы ‎#пятигорск‏ ‎#магазинчелахова‏ ‎#геройнашеговремени ‎#княжнамери ‎#печорин‏ ‎#лермонтов ‎#педагог‏ ‎#учитель ‎#учительистории ‎#воспитание ‎#образование‏ ‎#детскийактив‏ ‎#детскоеобъединение ‎#проект‏ ‎#социальныйпроект ‎#молодежныйпроект

Читать: 3+ мин
logo Ицхак Леопольдович | Канал об Истории в Фотографиях.

3 Эксклюзивных Исторических Кадра

Доступно подписчикам уровня
«Подписчик»
Подписаться за 192₽ в месяц

Эксклюзивные Исторические Фотографии

Смотреть: 39+ мин
T
logo
Travel Forever

А вы знаете зачем нужны пирамиды? Чьи они и что внутри? История. А так же как разводят туристов? Древние пирамиды Египта.


А вы были внутри пирамиды? Знаете историю?
Смотреть: 34+ мин
Н
logo
На развитие канала Decimation

Алексей КОТОВ | Шведский нейтралитет в годы Второй Мировой Войны

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 250₽ в месяц

Лекция историка Алексея Котова об истории Шведского нейтралитета в годы Второй Мировой Войны

Читать: 1+ мин
logo Протоистория с Николаем Субботиным

Вопрос подписчикам

Доступно подписчикам уровня
«Для самых первых»
Подписывайтесь на любой доступный вам уровень.

В моём видеоархиве хранятся сотни видеоинтервью с удивительными людьми, историками, исследователями, путешественниками. Многие из этих интервью лишь на 10% использовались в сюжетах, которые выходили публично.

Читать: 5+ мин
logo Рамзай - Секретная папка

Старшему кочегару линейного крейсера "Фон дер Танн"...

Доступно подписчикам уровня
«Полный доступ»
Подписаться за 550₽ в месяц

Сто семь лет назад 1 июня 1916 года в Северном море, в проливе Скагеррак, у полуострова Ютландия началось крупнейшее морское сражение Первой мировой войны, получившее позднее название "Ютландского боя"...

Читать: 10+ мин
logo Июньский кот

О войнах Франции в Африке в XX веке (9). "Война тойот" в Чаде, 1986 - 1987

Доступно подписчикам уровня
«Послушать Июньского Кота»
Подписаться за 300₽ в месяц

Смотреть: 1 час 33+ мин
logo Протоистория с Николаем Субботиным

Пирамиды. Наследие богов. Валерий Уваров. Часть 2.

Доступно подписчикам уровня
«Для самых первых»
Подписывайтесь на любой доступный вам уровень.

Полная ‎версия ‎семинара‏ ‎Валерия ‎Уварова, ‎посвященная ‎презентации‏ ‎его ‎новой‏ ‎книги‏ ‎"Пирамиды. ‎Наследие ‎богов". ‎Автор ‎раскрывает ‎многие ‎глубинные ‎аспекты‏ ‎своих ‎исследований‏ ‎и‏ ‎даёт‏ ‎новое ‎толкование ‎многим‏ ‎историческим ‎событиям‏ ‎и ‎мифологии.

Смотреть: 3+ мин
logo Наша история это Гордость

Она повторила подвиг Зои Космодемьянской, но ее забыли. Зеркальные судьбы двух подруг


Читать: 7+ мин
logo Каратэ длиною в жизнь

Йошитака (Гиго) Фунакоши, сын основателя каратэ

Гиго ‎Фунакоши‏ ‎является ‎одним ‎из ‎признанных ‎мастеров‏ ‎гендай-будо ‎現代武道,‏ ‎означающее‏ ‎«современное ‎будо» ‎или‏ ‎просто ‎«будо»,‏ ‎что ‎означает ‎«японские ‎боевые‏ ‎искусства,‏ ‎созданные ‎после‏ ‎эпохи ‎реставрации‏ ‎Мэйдзи», ‎противоположностью ‎«гендай-будо» ‎или ‎«будо»‏ ‎является‏ ‎«ко-рю» ‎古流‏ ‎– ‎«древние‏ ‎боевые ‎искусства», ‎созданные ‎до ‎эры‏ ‎реставрации‏ ‎Мэйдзи.

К‏ ‎будо ‎относятся‏ ‎айкидо, ‎карате,‏ ‎дзюдо, ‎сёриндзи-кэмпо‏ ‎и‏ ‎др. ‎Также‏ ‎отличительным ‎признаком ‎будо ‎является ‎система‏ ‎ранжирования ‎уровней‏ ‎кю-дан.‏ ‎Термин ‎ко-рю ‎古流,‏ ‎«старая ‎школа»‏ ‎или ‎«традиционная ‎школа» ‎иногда‏ ‎переводится,‏ ‎как ‎«старый‏ ‎стиль» ‎т.е‏ ‎созданные ‎до ‎1868 ‎года. ‎В‏ ‎системе‏ ‎ко-рю ‎не‏ ‎было ‎ранжирования‏ ‎кю-дан, ‎вместо ‎этого ‎были ‎разного‏ ‎рода‏ ‎сертификаты‏ ‎и ‎грамоты.‏ ‎Кроме ‎того,‏ ‎была ‎распространена‏ ‎«клятва‏ ‎крови» ‎-‏ ‎«кэппан». ‎В ‎то ‎время, ‎как‏ ‎в ‎большинстве‏ ‎додзё‏ ‎гендай-будо ‎приветствуются ‎все,‏ ‎если ‎они‏ ‎следуют ‎основным ‎правилам ‎поведения‏ ‎(додзё-кун),‏ ‎инструкторы ‎же‏ ‎ко-рю ‎часто‏ ‎строго ‎проверяли ‎кандидатов. ‎Основная ‎цель‏ ‎будо‏ ‎(не ‎путать‏ ‎с ‎«бусидо»)‏ ‎- ‎духовное ‎и ‎умственное ‎развитие,‏ ‎а‏ ‎применение‏ ‎техник ‎-‏ ‎второстепенная ‎цель.

Данное‏ ‎отступление ‎важно‏ ‎для‏ ‎понимания ‎изменений,‏ ‎произошедших ‎с ‎карате ‎после ‎попадания‏ ‎с ‎Окинавы‏ ‎на‏ ‎материковую ‎Японию ‎в‏ ‎тот ‎момент,‏ ‎когда ‎реставрация ‎Мэйдзи ‎уже‏ ‎была‏ ‎завершена.

Гиго ‎Фунакоши‏ ‎был ‎третьим‏ ‎сыном ‎Фунакоши ‎Гичина, ‎который, ‎как‏ ‎и‏ ‎его ‎отец,‏ ‎начал ‎заниматься‏ ‎карате ‎(точнее, ‎«то-тэ», ‎«ти» ‎или‏ ‎«ди»,‏ ‎как‏ ‎это ‎называлось‏ ‎на ‎Окинаве),‏ ‎чтобы ‎поправить‏ ‎здоровье.‏ ‎В ‎возрасте‏ ‎семи ‎лет ‎Йошитака ‎заболел ‎туберкулёзом,‏ ‎и ‎врачи‏ ‎того‏ ‎времени ‎оставляли ‎ему‏ ‎мало ‎шансов.‏ ‎Первые ‎тренировки ‎он ‎начал‏ ‎проходить‏ ‎под ‎руководством‏ ‎Итосу ‎Ясуцунэ,‏ ‎так ‎как ‎отец ‎брал ‎его‏ ‎с‏ ‎собой, ‎а‏ ‎в ‎возрасте‏ ‎17 ‎лет ‎он ‎вместе ‎с‏ ‎ним‏ ‎перебрался‏ ‎в ‎Токио,‏ ‎где ‎выучился‏ ‎на ‎рентгенолога‏ ‎и‏ ‎стал ‎работать‏ ‎в ‎отделе ‎физической ‎и ‎медицинской‏ ‎консультации ‎Министерства‏ ‎образования,‏ ‎что ‎позволяло ‎ему‏ ‎в ‎том‏ ‎числе, ‎как ‎постоянно ‎контролировать‏ ‎состояние‏ ‎своих ‎лёгких,‏ ‎так ‎и‏ ‎продвигать ‎карате ‎в ‎качестве ‎оздоровительной‏ ‎дисциплины‏ ‎в ‎системе‏ ‎образования ‎Японии.‏ ‎На ‎примере ‎Дзигоро ‎Кано ‎было‏ ‎очевидно‏ ‎ясно,‏ ‎что ‎открытие‏ ‎большого ‎количества‏ ‎додзё ‎в‏ ‎Японии‏ ‎возможно ‎только‏ ‎при ‎задействовании ‎системы ‎университетов ‎и‏ ‎исключении ‎из‏ ‎арсенала‏ ‎преподавания ‎наиболее ‎опасных‏ ‎техник.

Когда ‎Шихан‏ ‎его ‎отца ‎(старший ‎помощник‏ ‎инструктора)‏ ‎Такеши ‎Симода‏ ‎умер, ‎Гиго‏ ‎занял ‎егоместо ‎в ‎организации ‎Шотокан,‏ ‎лично‏ ‎преподавая ‎в‏ ‎различных ‎университетах.‏ ‎Гичин ‎Фунакоши ‎преобразовал ‎карате ‎из‏ ‎боевой‏ ‎техники‏ ‎исключительной ‎самообороны‏ ‎в ‎философское‏ ‎боевое ‎«до»‏ ‎(«образ‏ ‎жизни»), ‎или‏ ‎вышеупомянутое ‎гендай-будо, ‎но ‎его ‎сын‏ ‎Гиго ‎начал‏ ‎развивать‏ ‎технику ‎карате, ‎которая‏ ‎окончательно ‎отделила‏ ‎японское ‎карате-до ‎от ‎локального‏ ‎Окинавского‏ ‎искусства. ‎Между‏ ‎1936 ‎и‏ ‎1945 ‎годами ‎Гиго ‎придал ‎ему‏ ‎совершенно‏ ‎другой ‎и‏ ‎мощный ‎японский‏ ‎оттенок, ‎основанный ‎на ‎его ‎изучении‏ ‎современного‏ ‎кендо‏ ‎и ‎иайдо,‏ ‎которые ‎он‏ ‎осваивал ‎под‏ ‎руководством‏ ‎сенсея ‎Накаямы‏ ‎Хакудо ‎(не ‎путать ‎с ‎Накаямой‏ ‎Масатоши). ‎Работа‏ ‎Гиго‏ ‎по ‎развитию ‎японского‏ ‎карате ‎была‏ ‎в ‎первую ‎очередь ‎популяризирована‏ ‎мастерами‏ ‎Сигэру ‎Эгами‏ ‎и ‎Геншином‏ ‎Хирониши, ‎которые ‎позже ‎сформировали ‎стиль‏ ‎Сётокай-карате.

Благодаря‏ ‎своей ‎преподавательской‏ ‎должности ‎и‏ ‎пониманию ‎японских ‎боевых ‎искусств, ‎Гиго‏ ‎стал‏ ‎техническим‏ ‎создателем ‎современного‏ ‎карате ‎Шотокан.‏ ‎В ‎1946‏ ‎году‏ ‎была ‎выпущена‏ ‎книга ‎Гиго ‎и ‎Гичина ‎Фунакоши‏ ‎«Карате ‎До‏ ‎Нюмон»‏ ‎(по ‎аналогии ‎с‏ ‎«Хагакурэ ‎Нюмон»),‏ ‎где ‎Гиго ‎написал ‎техническую‏ ‎часть,‏ ‎а ‎его‏ ‎отец ‎Гичин‏ ‎написал ‎преамбулу ‎и ‎историческую ‎часть.

В‏ ‎то‏ ‎время ‎как‏ ‎древние ‎искусства‏ ‎то-тэ ‎и ‎сюри-тэ ‎подчеркивали ‎использование‏ ‎и‏ ‎развитие‏ ‎верхней ‎части‏ ‎тела, ‎атаки‏ ‎открытой ‎ладонью,‏ ‎короткие‏ ‎дистанции, ‎суставные‏ ‎замки, ‎захваты, ‎броски, ‎удары ‎по‏ ‎точкам ‎акупрессуры,‏ ‎а‏ ‎также ‎использование ‎удара‏ ‎ногой ‎вперед‏ ‎и ‎его ‎вариаций, ‎Гиго‏ ‎разработал‏ ‎технику ‎нанесения‏ ‎ударов ‎на‏ ‎дальней ‎дистанции, ‎используя ‎низкие ‎стойки,‏ ‎характерные‏ ‎для ‎кендо‏ ‎старого ‎стиля‏ ‎и ‎ката ‎Иайдо.

Гиго ‎также ‎разработал‏ ‎более‏ ‎высокие‏ ‎удары ‎ногами,‏ ‎ему ‎приписывают‏ ‎разработку ‎маваши‏ ‎гери,‏ ‎йоко ‎гери‏ ‎кекоми, ‎йоко ‎гери ‎кеаге, ‎фумикири,‏ ‎ура ‎маваши‏ ‎гери‏ ‎(по ‎другим ‎источникам‏ ‎этот ‎удар‏ ‎относят ‎к ‎заслугам ‎Казэ-‏ ‎сенсея‏ ‎или ‎же‏ ‎его ‎приписывают‏ ‎Масатоши ‎Накаяме, ‎который, ‎якобы, ‎привез‏ ‎его‏ ‎из ‎Китая),‏ ‎уширо ‎маваши‏ ‎гери ‎и ‎уширо ‎гери ‎кекоми.‏ ‎Йошитака‏ ‎был‏ ‎особенно ‎известен‏ ‎своими ‎глубокими‏ ‎стойками ‎и‏ ‎техниками‏ ‎ударов ‎ногами,‏ ‎и ‎он ‎ввел ‎в ‎стиль‏ ‎Шотокан ‎стойку‏ ‎фудо-дачи.‏ ‎Все ‎эти ‎приемы‏ ‎стали ‎частью‏ ‎и ‎без ‎того ‎большого‏ ‎арсенала,‏ ‎привезенного ‎из‏ ‎древних ‎окинавских‏ ‎стилей. ‎Другим ‎большим ‎изменением ‎Гиго‏ ‎было‏ ‎ввнедрение ‎киба-дачи‏ ‎вместо ‎шико-дачи‏ ‎и ‎кокуцу-дачи ‎(которое ‎он ‎взял‏ ‎из‏ ‎японского‏ ‎классического ‎фехтования)‏ ‎вместо ‎стойки‏ ‎нэко-аши-дачи ‎в‏ ‎ката‏ ‎Шотокан.

Техника ‎ударов‏ ‎ногами ‎Гиго ‎выполнялась ‎с ‎гораздо‏ ‎более ‎высоким‏ ‎подъемом‏ ‎колена, ‎чем ‎в‏ ‎предыдущих ‎стилях,‏ ‎и ‎подчеркивалось ‎акцентированное ‎использование‏ ‎бедер.‏ ‎Другие ‎технические‏ ‎усовершенствования ‎включали‏ ‎в ‎себя ‎поворот ‎туловища ‎в‏ ‎положение‏ ‎полуоборота(ханми) ‎при‏ ‎блокировании ‎и‏ ‎толчок ‎задней ‎ногой ‎и ‎бёдрами‏ ‎при‏ ‎выполнении‏ ‎техники. ‎Эти‏ ‎адаптации ‎позволили‏ ‎наносить ‎проникающую‏ ‎атаку‏ ‎всем ‎телом‏ ‎за ‎счет ‎правильного ‎выравнивания ‎корпуса.‏ ‎Гиго ‎также‏ ‎продвигал‏ ‎свободные ‎спарринги ‎(дзю-кумите).‏ ‎Также ‎из‏ ‎кендо ‎было ‎заимствовано ‎положение‏ ‎рук‏ ‎чюдан-камае.

Стиль ‎кумите‏ ‎Гиго ‎заключался‏ ‎в ‎том, ‎чтобы ‎наносить ‎сильные‏ ‎и‏ ‎быстрые ‎удары,‏ ‎используя ‎низкие‏ ‎стойки ‎и ‎длинные ‎атаки, ‎серии‏ ‎приемов‏ ‎и‏ ‎подсечки ‎ногами‏ ‎(взятые ‎из‏ ‎старого ‎стиля‏ ‎кендо‏ ‎и ‎дзюдо).‏ ‎Интеграция ‎этих ‎изменений ‎в ‎стиль‏ ‎Шотокан ‎сразу‏ ‎же‏ ‎отделила ‎Шотокан ‎от‏ ‎Окинавского ‎карате.‏ ‎Гиго ‎также ‎подчеркивал ‎акцентированное‏ ‎использование‏ ‎ои-цки ‎и‏ ‎гьяку-цки. ‎Тренировки‏ ‎в ‎его ‎додзё ‎были ‎утомительны,‏ ‎и‏ ‎во ‎время‏ ‎них ‎Гиго‏ ‎ожидал, ‎что ‎его ‎ученики ‎будут‏ ‎отдавать‏ ‎в‏ ‎два ‎раза‏ ‎больше ‎энергии,‏ ‎чем ‎если‏ ‎бы‏ ‎они ‎вложили‏ ‎в ‎настоящее ‎противостояние. ‎Он ‎ожидал,‏ ‎что ‎перетренированность‏ ‎подготовит‏ ‎их ‎к ‎реальной‏ ‎боевой ‎ситуации,‏ ‎если ‎она ‎возникнет.

Обстоятельства ‎Второй‏ ‎мировой‏ ‎войны, ‎тяжелые‏ ‎условия ‎жизни‏ ‎в ‎сочетании ‎с ‎почти ‎саморазрушительными‏ ‎тренировками,‏ ‎привели ‎к‏ ‎существенному ‎ухудшению‏ ‎здоровья ‎Гиго. ‎Он ‎ушел ‎из‏ ‎жизни‏ ‎от‏ ‎обострения ‎туберкулёза‏ ‎24 ‎ноября‏ ‎1945 ‎года‏ ‎в‏ ‎Токио, ‎не‏ ‎дождавшись ‎выхода ‎книги ‎«Карате ‎До‏ ‎Нюмон», ‎где‏ ‎были‏ ‎закреплены ‎изменения, ‎привнесенные‏ ‎при ‎создании‏ ‎гендай-будо-карате. ‎Она ‎увидела ‎свет‏ ‎в‏ ‎1946 ‎году.

Примечание:‏ ‎цель ‎данной‏ ‎статьи ‎– ‎отдать ‎дань ‎уважения‏ ‎и‏ ‎памяти ‎мастеру,‏ ‎посвятившему ‎жизнь‏ ‎карате ‎и ‎косвенно ‎повлиявшему ‎на‏ ‎судьбы‏ ‎многих‏ ‎в ‎мире‏ ‎боевых ‎искусств;‏ ‎без ‎преувеличения,‏ ‎создавшего‏ ‎новое ‎боевое‏ ‎искусство ‎на ‎основе ‎Окинавского ‎ко-рю.‏ ‎А ‎также,‏ ‎возможно,‏ ‎подтолкнуть ‎к ‎ответам‏ ‎на ‎вопросы,‏ ‎что ‎такое ‎«традиционное ‎карате»,‏ ‎суть‏ ‎«будо-карате», ‎что‏ ‎оказало ‎влияние‏ ‎на ‎технику ‎ката ‎Шотокан ‎и‏ ‎дзю-кумите,‏ ‎где ‎и‏ ‎когда ‎произошло‏ ‎разделение ‎Японского ‎карате ‎и ‎Окинавского‏ ‎искусства.‏ ‎Или‏ ‎же ‎это‏ ‎просто ‎послужит‏ ‎дополнительным ‎источником‏ ‎информации.

Осс.

На‏ ‎фото:

  1. Сын ‎Йосихиде‏ ‎(1890- ‎1961) ‎.
  2. Дочь ‎Цуру.
  3. Сын ‎Йосихо‏ ‎(Гифу).
  4. Дочь ‎Уто.
  5. Сын‏ ‎Йоситака‏ ‎(Гиго) ‎(1906-1945).
  6. Сын ‎Гикетсу.


Смотреть: 1 час 8+ мин
logo Протоистория с Николаем Субботиным

Пирамиды. Наследие богов. Валерий Уваров. Часть 1.

Доступно подписчикам уровня
«Для самых первых»
Подписывайтесь на любой доступный вам уровень.

Полная версия семинара Валерия Уварова, посвященная презентации его новой книги "Пирамиды. Наследие богов". Автор раскрывает многие глубинные аспекты своих исследований и даёт новое толкование многим историческим событиям и мифологии, объясняя их с новой позиции энерго-информационных взаимодействий в масштабах планеты Земля, Солнечной системы и Космоса в целом.

Читать: 2+ мин
logo Июньский кот

Жизнь в Древнем Риме (3). К какой работе привлекать купленных рабов?

Доступно подписчикам уровня
«Послушать Июньского Кота»
Подписаться за 300₽ в месяц

Смотреть: 1 час 19+ мин
logo Протоистория с Николаем Субботиным

Запрещённая история Руси. Полная версия интервью с Алексеем Умновым-Денисовым

Доступно подписчикам уровня
«Для самых первых»
Подписывайтесь на любой доступный вам уровень.

Полная версия интервью с Алексеем Ивановичем Умновым-Денисовым, в которой обсуждаются скрытые от большинства исследователей аспекты отечественной истории. Также даются новые трактовки исторических событий и расшифровки древних текстов.

Смотреть: 2+ мин
logo Каратэ длиною в жизнь

Ягю Дзюбэй - легендарный мастер фехтования

Доступно подписчикам уровня
«Всё включено»
Подписаться за 200₽ в месяц

В Японии Ягю Дзюбэй стал предметом легенд, центром внимания нескольких полувымышленных романов, написанных вскоре после его смерти, и главного героя многих газетных статей, романов, фильмов и телевизионных шоу. Легенды стали настолько переплетены с реальными документами, что, как и в случае с Мусаси, мы часто не можем сказать, что истинно, а что вымысел...

Читать: 2+ мин
logo Июньский кот

Совместная история Кавказа и России. Часть 13, 1958 - 1988 гг.

Доступно подписчикам уровня
«Послушать Июньского Кота»
Подписаться за 300₽ в месяц

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачисленна на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048