Послание к евреям (ч.49): Упование на Бога в победе (11:32-40)

Начиная со стиха 32, автор представляет три группы ветхозаветных героев. Без Христовой церкви никто из них не смог бы «достичь совершенства». Победа была достигнута через Христа, нашего Господа, для них и для нас.
Послание к евреям (ч.45): Вера, смотрящая вперёд (11:20-22)

Человек веры оглядывается назад и радуется тому, как Господь исполнил Свои обещания. Он также ходит пред Богом в настоящий момент, демонстрируя твёрдую уверенность в Его руководстве Своим народом. Но также не будем забывать, что он уповает на будущее, не сомневаясь, что Бог исполнит то, что обещал. Только достигнув вечности, мы наверняка будем знать, как Бог действовал нам во благо через Своё провидение.
Иудея под властью римлян

Когда период между Заветами близился к концу, Рим правил миром, а Ирод Великий — с римского одобрения — правил иудеями. Как получилось, что Рим стал править миром, и как Ирод стал правителем иудеев?
Новое начало

После исхода из Египта израильтяне у Синая оставались одиннадцать месяцев. Можно спросить: “Почему они так долго были на одном месте?” Читая сопутствующие книги Исход и Левит, мы обнаруживаем, что им нужно было проделать важную работу, исполнить повеления и завершить дела. Для Божьего нового народа это было новое, волнующее время. Это было время начал.
Потоп

Что начало барахлить? Что случилось с просвещенным миром, обладающим языком, свершениями, достижениями и работой? Что привело к хаосу и утрате моральных устоев? Куда делись старые правила? Неужели больше не существует эталонов, рамок и границ? Неужели все стало позволено? Неужели цивилизация стоит на краю гибели? Неужели мир вышел из-под контроля? Поиски ответа на все эти вопросы ведут к Быт. 6.
Человек, который спас три армии

Ученичество Елисея у Илии началось в дни правления Ахава и продолжалось во время короткого правления сына Ахава, Охозии. Самостоятельное служение Елисея началось где-то в начале царствования Иорама, другого сына Ахава. Затем пророк работал при Ииуе, Иеохазе и Иоасе. Рассматриваемый в этой статье случай произошёл во время царствования Иорама.
Послание к евреям (ч.26): Христос и закон (7:11-22)

Новое священство должно было заменить старое и дать то, что старому было не под силу, — «совершенство». Такое совершенство предполагает возможность для человека приступать к Богу через Христа.
Послание к евреям (ч.25): Мелхиседек и Христос (7:1-10)

Предварительно сказав несколько слов о Мелхиседеке, автор послания теперь приступает к подробному обсуждению сходства между Мелхиседеком и Христом.
Иудеи под властью греков

Греческий период начался с завоеваний Александра Македонского. После смерти Александра его полководцы соперничали за контроль над Палестиной. На какое-то время иудеи добились независимости, подняв восстание против своих деспотичных правителей.
Сколько погибло от поражения?
“Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи” (Чис. 25:9).
“Не станем блудить, как некоторые из них блудили, и в один день погибло их двадцать три тысячи” (1 Кор. 10:8).
Почему Павел говорит, что «в один день погибло их двадцать три тысячи» (1 Кор. 10:8), тогда как в Чис. 25:9 подчеркивается, что «умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи»? Это явное расхождение объясняется по-разному.
1. Либеральные ученые часто утверждают, что Павел забыл точную цифру и потому ошибся. Некоторые из них говорят, что он перепутал 24 000 умерших израильтян с 23 000 подсчитанных левитов в 26:62. Люди, верующие в богодухновенность Писания, должны отвергнуть такую точку зрения.
2. Другое объяснение — что текст в 1 Кор. 10 говорит не о случае в Чис. 25, а о событии в Исх. 32, так как в 1 Кор. 10:7 цитируется Исх. 32. В «Исходе» говорится, что было убито три тысячи (Исх. 32:28), помимо умерших от мора (Исх. 32:35), предположительно составивших ещё 20 000. Согласно этой точке зрения, Павел в Исх. 32 говорил об общем числе умерших: 3 000 погибло от меча и 20 000 умерло от мора.
3. Возможно, Павел использовал либо еврейскую рукопись «Чисел», либо греческий перевод, где написано 23 000 вместо 24 000. Однако во всех сохранившихся рукописях стоит 24 000.
4. Возможно, Павел следовал иудейской традиции, согласно которой, вместе с 1 000 убитых начальников израильских (по воле Бога), общее число умерших от греха составляло 24 000. Против такой точки зрения можно привести 25:9, где говорится, что 24 000 умерло «от поражения».
5. Возможно, Павел говорил только о числе умерших «в один день» от поражения (1 Кор. 10:8). Остальные умерли в другой день.
6. Еще одно предположение состоит в том, что 24 000 — это округленное число, скажем для 23 500. Возможно, Павел, вместо того чтобы округлить в большую сторону, округлил в меньшую, до 23 000.
Трудно найти ответ на этот вопрос, не имея большей информации.

Какое поколение согрешило?
“И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их, и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: «Возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господнего». И сказал Моисей судьям Израилевым: «Убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору». И вот некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим мадианитянку в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания. Финеес, сын Елеазара, сына Аарона, священника, увидев это, встал из среды общества, и взял в руку свою копье, и вошел вслед за израильтянином в спальню, и пронзил обоих их, израильтянина и женщину в чрево ее, — и прекратилось поражение сынов Израилевых. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи” (Чис. 25:1-9).
Был ли грех, связанный с Ваал-Фегором, последним грехом старшего поколения или же первым грехом молодого поколения? Ольсон считает, что это был последний грех поколения, оставшегося в пустыне, грех, который убил последних из тех, кто восстал в Кадесе (гл. 13, 14). Он говорит, что случай с золотым тельцом и грех в Фегоре «являются вехами в движении старшего поколения от горы Синай до границы с землей обетованной». Глава 26 рассказывает уже о новом начале для Израиля, а это может означать только то, что все старшее поколение в главе 25 окончательно погибает.
Однако во Второзаконии указывается, что к тому моменту, когда Израиль перешел через поток Заред, и еще до того, как они достигли территории Моава, все старшее поколение умерло. В Чис. 21:12 и Втор. 2:14-18 рассказывается о том, как Израиль стоял станом у долины Заред. Рой Гейн пишет: «Так как последние из осужденного старшего поколения уже умерли в течение тридцати восьми лет, прошедших между тем, как люди покинули Кадес (Втор. 2:14; ср. Чис. 21:12-13), и случаем с Ваал-Фегором (Чис. 25), то 24 000 погибших от поражения в Ситтиме (Чис. 25:9) принадлежали к молодому поколению».
Независимо от того, какая точка зрения правильна, трактовка Чис. 25 остается прежней.

Послание к евреям (ч.1): Введение

Все новозаветные книги помогают нам понять I век, но Послание к евреям в этом отношении является одной из наиболее практических. Целью написания Послания к евреям было «пригвоздить христиан ко Христу», то есть вселить в читателей решимость оставаться верными в любых обстоятельствах. Другая цель письма — показать, что к Богу мы должны приступать через освящающее деяние Иисуса Христа, нашего Первосвященника.
Книга Судей (ч.1): Вверх по спирали, ведущей вниз (Введение)

Книга Судей представляет собой весьма печальное повествование. И хотя вы можете связывать ее с такими “героями”, как Гедеон и Самсон, в этих “темных веках” израильской истории мало найдется событий, которые бы восхитили нас. Ведь это рассказ о несостоятельности. То, что началось как великая мечта о теократии (Божьем управлении народом), так и не осуществилось.
Иудеи под властью Селевкидов

Добившись контроля над Иудеей, сирийцы поначалу были склонны позволить иудеям продолжать поклоняться Богу по собственным их законам. Однако сами иудеи не имели общего мнения относительно толкования Закона. На всей территории — даже в Иудее — многие иудеи подверглись влиянию эллинизма.
Одно общее царство Израиля (ч.5): Появление пророков и литература этого периода

При жизни и тысячелетия спустя Моисей стоит одиноко на недосягаемой высоте. Ни один пророк даже не упоминается между Иисусом Навином и Самуилом. Но с Самуила и монархии начинается эра великих пророков. Пророк был деятелем того же уровня, что и царь, и со времени Самуила и Саула его живописная фигура и впечатляющее послание редко когда отсутствуют до самого конца ветхозаветной истории.
Одно общее царство Израиля (ч.4): Правление и характер Соломона

Соломон был первым еврейским царем, который “родился в багрянице”. Вопрос наследования всегда был одним из наиболее трудных в истории. У Давида было два десятка или больше сыновей от разных жен. Как мы знаем, Амнон и Авессалом умерли насильственной смертью. Обойдя своих других старших сыновей, Давид решил, что наследником будет Соломон.
Одно общее царство Израиля (ч.3): Жизнь и царствование Давида

В истории Ветхого Завета есть три великих имени: Авраам, Моисей и Давид. Авраам - основатель, Моисей - законодатель, а Давид - великий царь. Его правление отмечено наивысшим расцветом мощи и благосостояния народа. Но Давид был не просто царем. Он был еще и народным поэтом. В древнееврейской литературе жизнеописания Давида и его произведения занимают второе место, уступая лишь Моисею.
Одно общее царство Израиля (ч.2): Царствование Саула

1095-1055 гг. до н.э., 1 Цар. 11–31
Одно общее царство Израиля (ч.1): Теократия

От помазания Саула до воцарения Ровоама; 1095-975 гг. до н.э.
1 и 2 Тимофею и Титу (ч.23): Введение в 2 Тимофею

Внимательное чтение 2 Тимофею и осознание чувства, пронизывающего это послание, позволяет видеть слезы Павла и Тимофея на страницах оригинала. В этом послании трогает все: душа Павла, его надежда, его воспоминания и его учение.