Бадарийская культура существовала в Верхнем Египте между 4400 и 4000 годами до нашей эры. Название культуры дано по местности в Эль-Бадари в 200 км северо-западнее Луксора. Эль-Бадари включает в себя многочисленные некрополи (Мостагеда, Дейр-Таса, Эль-Бадари и др.), некоторые из которых также использовались в гораздо более позднее додинастическое время.
Бадарийская культура, вероятно, не ограничивалась исключительно регионом Бадари, поскольку характерные для неё находки были сделаны в Махгар Дендере, Арманте, Эль-Кабе и Нехене (позже названном греками Иераконполем) и в Вади-Хаммамат. Всего найдено около сорока поселений и шестьсот могил.
Бадарийская культура была открыта и раскопана английскими археологами Гаем Брантоном и Гертрудой Катон-Томпсон в период с 1922 по 1931 гг.
Самые ранние свидетельства земледелия на территории Египта относятся именно к эпохе бадарийской культуры. Древние люди выращивали пшеницу, ячмень, чечевицу и различные клубнеплоды. Обнаруженные ямы, возможно, служили зернохранилищами. Также найдены свидетельства рыболовства и животноводства. Бадарийцы держали крупный рогатый скот, овец и коз. Некоторый домашний скот и собаки были церемониально захоронены.
О поселениях и постройках известно мало из-за скудного количества находок. Почти вся культура представлена некрополями. Умерших заворачивали в тростниковые циновки или шкуры животных и хоронили в ямах, обычно положив голову стороной на юг, при этом лицом поворачивая на запад.
В могилах встречаются женские погребальные фигурки, вырезанные из слоновой кости, или предметы личного пользования, такие как раковины, кремневые инструменты, амулеты в виде животных, таких как антилопы и гиппопотамы, и украшения из слоновой кости, кварца или меди.
Ряд находок предполагает, что бадарийцы вели активную торговлю с соседними регионами, откуда некоторые из найденных предметов и были доставлены.
Остатки зелёного малахитового порошка были обнаружены на каменных палитрах, возможно, служившего в качестве косметической или ритуальной краски. Найденные во время раскопок инструменты представлены концевыми скребками, топорами, двусторонними серпами и наконечниками стрел с вогнутым основанием. О социальном расслоении бадарийского общества свидетельствует богатые захоронения зажиточных членов общины в другой части кладбища.
В этих могильниках обнаружена краснополированная керамика с чернёным верхом, которая является наиболее характерным элементом бадарийской культуры. Керамические сосуды часто окрашивались в красный или красно-коричневый цвет, в то время как верхняя кромка сосуда и его внутренняя часть красилась в чёрный.
Бадарийская культура считается прямой преемницей тасийской культуры, существовавшей на территории Верхнего Египта до 4500 г. до н. э.
Читай также «Что было в Египте до фараонов? Часть 1. Тасийская культура».
Фитнес-центры, СПА-салоны, многоквартирные дома, общественные бани, центральное отопление – все эти типы римской архитектуры окружают нас сегодня. Кто и как пользовался этими и другими Римскими архитектурными античными сооружениями? Могла ли роскошная римская вилла использоваться как амбар для зерна? Как архитектура Древнего Рима подарила нам мир комфорта и порядка, в котором мы сейчас живём?
История античности и древнеримская архитектура кратко в рассказе Марии Назаровой, доцента кафедры истории СПбГУПТД, члена российской ассоциации антиковедов, члена союзов художников России, — в новом ролике на канале НаукаPRO.
В этой лекции по египтологии: как началась археология Древней Нубии, кто и когда стал первым профессионально копать древние нубийские некрополи и города, копают ли в Судане российские археологи?
Об этом и не только рассказывает Максим Лебедев, археолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.
Автор: Дарио Рэдли, Archaeology News. Оригинал здесь
Новое исследование показало, что на рубеже XVII века зубы французской аристократки удерживались тонкой золотой проволокой.
Женщина страдала воспалением десен и костей. Journal of Archaeological Science: Reports/Rozenn Colleter
На рубеже XVII века одна аристократка, относившаяся к сливкам французского общества, сохранила свою очаровательную улыбку, закрепив зубы золотой проволокой — болезненная процедура, которая могла ухудшить ее состояние.
Останки Анны д’Алегри, жившей с 1565 по 1619 год, были обнаружены во время археологических раскопок в замке Лаваль на северо-востоке Франции в 1988 году.
Ее забальзамировали и похоронили в свинцовом гробу, поэтому ее кости и зубы сохранились на удивление хорошо.
Археологи обнаружили вставной зуб и лигатуры (медицинский термин для нити или проволоки, используемой для привязывания чего-либо) к зубам во время раскопок 1988 года, сказала Розенн Коллетер, археолог из Национального института превентивных археологических исследований (INRAP) в Ренне, Франция. Однако она сообщила Live Science в электронном письме, что характер и масштаб стоматологического вмешательства не были раскрыты до повторного анализа останков в прошлом году.
Коллетер является ведущим автором нового исследования зубов Анны д’Алегре, опубликованного в журнале Journal of Archaeological Science: Reports 24 января. Повторный анализ включал сканирование черепа с помощью «конусного луча», который использует рентгеновские лучи для создания трехмерного изображения.
Сканирование показало, что д’Алегри страдала от тяжелого заболевания пародонта, из-за которого многие ее зубы расшатались, и что ей вживили тонкую золотую проволоку, чтобы они не выпадали.
Провлока оборачивалась вокруг нижней части зубов д’Алегр, около десен. Однако некоторые из ее зубов были проколоты для того, чтобы проволочки проходили через них, а также она носила вставной зуб, сделанный из бивня слона.
Хотя сейчас закрепление зубов путем прокалывания их проволокой может показаться примитивным методом, в то время это была передовая стоматологическая технология. «Тогда это было инновационное лечение», — сказала Коллетер.
Но такое лечение было бы болезненным и потребовало бы периодического подтягивания проволоки, — говорит Коллетер. А главное, такая стоматология только ухудшила ситуацию, дестабилизировав соседние зубы.
Коллетер отметил, что приятная улыбка могла быть особенно важна для Д’Алегре, которая была дважды вдовой и светской львицей. «Помимо медицинского лечения, цель, безусловно, была эстетической и особенно — социальной», — сказала Коллетер.
Д’Алегре была протестанткой, гугеноткой, во время французских религиозных войн с римско-католическим большинством, и овдовела до того, как ей исполнился 21 год.
Ее имущество было конфисковано, и ей пришлось скрываться от католических войск во время Восьмой религиозной войны во Франции с 1585 по 1589 год. Ее сын Ги был убит в возрасте 20 лет во время сражений в Венгрии. Д’Алегри снова вышла замуж, но снова овдовела.
Еще она пыталась выйти замуж за герцога Шевреза, но тут уже не сложилось. Вообще, ее биография была бурной и несколько сумбурной: постоянные интриги из-за владений и имущества, запутанные дела. Единственный сын перешел в католичество, а потом был убит в бою с турками в Венгрии; короче, много драматического за этими зубами — прим. Е.Н.
Она умерла в возрасте 54 лет от неизвестной болезни.
Шэрон ДеВитт, биологический антрополог из Университета Южной Каролины, не принимавшая участия в исследовании, сказала, что нашла научную работу «увлекательной».
«У авторов есть богатые исторические свидетельства, чтобы контекстуализировать свой анализ», — сказала она Live Science в электронном письме. «Такая работа улучшает наше понимание компромиссов, на которые люди шли в прошлом между здоровьем и общественными ожиданиями».
По ее словам, заболевания пародонта могут служить маркером общего состояния здоровья у людей прошлого, поскольку частота таких заболеваний может варьироваться среди людей в зависимости от пережитого ими стресса, питания и других факторов.
Вряд ли можно назвать более важное археологическое открытие в связи с Библией, нежели обнаружение в 1947 г. так называемых “свитков Мертвого моря”. Какое влияние оказали эти свитки на наше понимание полноты и достоверности книг Ветхого Завета? Ученые не перестают удивляться поразительной согласованности между масоретским текстом книги Исаии (ок. IX в. н.э.) и рукописями книги Исаии, найденными в пещерах Кумрана (ок. 100 г. до н.э.). “Удивительно, - пишет профессор Миллар Берроуз из Йельского университета, - как практически за тысячу лет текст претерпел столь малые изменения”. “Первостепенное значение” свитков Мертвого моря, по мнению Берроуза, состоит в подтверждении точности традиционного текста. Обнаруженные различия “не являются достаточно частыми, чтобы была необходимость вносить коррективы в переводы”. Кроме того, если внимательно рассмотреть эти различия, то окажется, что “ничто во всех [свитках] не меняет нашего понимания религиозного учения Библии”.
Другой профессор Йельского университета, Джозеф Фри, поражается цельности всех библейских текстов, подтверждаемой археологами. Он пишет: “Относительно того, что думали или чему учили Амос, Исаия, Иисус и Павел, наши знания не увеличиваются и не изменяются ни одним из обнаруженных манускриптов”. Обидно, что некоторые люди, в чьих сердцах отсутствует библейская вера, получают явное удовольствие от поиска погрешностей в книге, которая принесла человечеству больше добра, чем какая-либо другая книга.
Что касается вышесказанного, то некоторые тратят многие часы на исследование свитков Мертвого моря в надежде найти хоть что-нибудь, что поставило бы в неловкое положение верующих в Библию. Крайняя степень подобного настроения видна в заявлении британской прессы, что будто бы кумранские открытия убедительно доказывают, что Иисус никогда не существовал. Когда осознаешь, что свитки были написаны за сто лет до рождения Иисуса и, таким образом, никак не могли упоминать о Нем (кроме как в пророчествах), видишь, как скептики идут на все, чтобы только найти, к чему придраться, а также видишь отсутствие доказательств на стороне неверия.