Спецоперации британской разведки в Норвегии во Второй мировой войне

Особые отношения, «министерство неджентльменских дел», станции отшельников
Особые отношения, «министерство неджентльменских дел», станции отшельников
«Зеркальное отображение», «оперативная паранойя», оруэллианский нарратив
Два «фронта», группа SET, программа STEP, «закрытый гештальт» Управления операций ЦРУ
Новое подразделение, стратегическая разведка, аппарат аналитиков
Арт-выставки, элитная недвижимость и ЧРК, любовник Леди Ди, дочь английского посла в Москве и помощница британского премьер-министра, путевка в жизнь от MI6, Россия и Иран в приоритете
«Геополитическая догма», фрагментация, утомленные гиперглобализацией
Упадок США, снятие табу на использование ядерного оружия, конец цивилизации
«Траскизм», «новый европейский оплот», «Шестая республика»
В марте официальные лица Европейского союза, Франции, Соединенного королевства и других стран Европы в своих заявлениях очень часто говорили о «грядущей войне с Россией». Этот нарратив позволил им отыграть несколько очков во внутриполитическом спектакле, в то время как попытки Брюсселя консолидировать вокруг подготовки к войне все страны-члены ЕС не увенчались особым успехом, если не считать позиции Польши или бывших советских республик Прибалтики.
Но воинственная риторика и запугивание «российской угрозой» в первую очередь играют на руку военной промышленности Евросоюза, прежде всего французской. Она преобразует «угрозы» в обоснование программ закупок вооружения.
В 2024 финансовые показатели ключевых игроков европейской военной промышленности показали рост прибыли. Так, французская самолетостроительная компания Dassault Aviation увеличила свою чистую прибыль на 19,2% (€1,1 млрд), а маржа составила 17%. Оборот французского производителя военной электроники Thales увеличился на 8,3% (€20,6 млрд) при чистой прибыли €507 млн.
В настоящее время Dassault выпускает три истребителя Rafale в месяц. Фирма планирует увеличить этот показатель до четырех-пяти единиц в месяц к 2030.
Что характерно, ключевые контракты в очереди заказов французской компании – от азиатских стран. Это 26 Rafale для ВМС Индии и 80 этих истребителей в версии F4 (возможен переход на F5) в интересах ОАЭ. Dassault также ведет переговоры с Саудовской Аравией.
Вместе с тем фирма испытывает проблемы с долгим циклом подготовки кадров и расширения цепочки поставок. В лучшем случае их устранение может занять два-три года.
Thales же имеет рекордный портфель заказов на сумму €39 млрд. В 2025 в приоритетах корпорации увеличение в три раза производства радиолокационных станций с активной фазированной антенной решеткой RBE2 Mk 4.1 для оснащения Rafale, а также увеличение в четыре раза выпуска ракетного оружия.
Что касается рыночной динамики, то на фоне планов ЕС увеличить военные расходы до €800 млрд наблюдается рост акций европейских военно-промышленных корпораций: британской BAE Systems, итальянской Leonardo и немецкой Rheinmetall.
Также, приостановка американской военной помощи Украине усилила спрос на европейское вооружение.
Как уже упоминалось, Европейская комиссия планирует увеличить военные затраты до €800 млрд. Из них €150 млрд пойдут на кредитование перевооружения. При этом в своей риторике Брюссель фактически поддерживает идеи президента Франции Эмманюэля Макрона о «независимости от США», включая разговоры о ядерном арсенале ЕС. Эти две очень неустойчивые тенденции лежат в основе так называемой «европейской стратегической автономии».
В ФРГ председатель проатлантистской партии Христианско-демократический союз (ХДС) и, вероятно, будущий канцлер страны Фридрих Мерц предлагает создать «европейский ядерный зонтик» и отменить «долговой тормоз» для финансирования военных расходов. Еще более радикально атлантистская леволиберальная партия Союз 90/Зеленые поддерживает увеличение военных затрат. Таким образом, Мерц, ХДС и немецкие «зеленые» вторят позициям Брюсселя.
В этот якобы «оборонительный» контекст вписывается инициатива, которая выходит за рамки Евросоюза и имеет очевидный наступательный характер – формирование «коалиции желающих» для отправки войск на Украину под видом «миротворческого контингента». Эта идея принадлежит Франции и Соединенному королевству, которое уже не входит в ЕС.
Если «ядерный зонтик» США в настоящее время фактически не имеет альтернатив для Европы, а угроза официального англо-французского военного вмешательства в специальную военную операцию больше похожа на попытку попасть за стол переговоров между РФ и США, то увеличение военных расходов – вполне реальная стратегическая инициатива, основанная на коммерческом интересе европейской военной промышленности.
Если взять в расчет ключевые рынки Thales с ее рекордным портфелем заказов, то рост продаж корпорации наблюдается только во Франции (что неизбежно) и Соединенном королевстве. Основной же рост заказов фирмы – на 9,6% - наблюдается на азиатском рынке. Это такие покупатели, как Индия, Индонезия, Саудовская Аравия и ОАЭ.
Такие тенденции будут и у других крупных европейских производителей продукции военного назначения (ПВН). Их зоны роста – Индо-Тихоокеанский регион и Ближний Восток.
Усиление спроса на европейское вооружение на фоне сокращения американской военной помощи Украине также имеет свои пределы. В 2024 у той же Thales на украинский рынок приходилось менее 1% от всех заказов.
Однако в III.2025 Thales Air Defence – североирландское подразделение французской корпорации – получило контракт на поставку Киеву 5 тыс. многоцелевых ракет Martlet. Сделка стоимостью £1,6 млрд стала коммерческим успехом ольстерского филиала Thales.
У производителей боевых машин и боеприпасов показатель поставок ПВН на Украине может быть на порядок выше, но не является ключевым в портфеле заказов.
Хотя выход США из НАТО представляется маловероятным, в ЕС прорабатывают военно-технические угрозы, связанные с возможной сменой военно-политических ориентиров Вашингтона. Так, применение американских истребителей F-35 может стать для европейских стран очень рискованным.
В этом контексте одним из ключевых вопросов является альтернатива авиационному носителю ядерного оружия (ЯО), тем более, если в гипотетическом сценарии Евросоюз станет обладателем такого вооружения. Здесь выбор падает на французские истребители Rafale в модификации носителя ЯО.
В III.2025 Франция запустила третий и последний военно-разведывательный спутник серии CSO (Composante Spatiale Optique). Эти космические аппараты входят в европейскую программу спутниковой разведки MUSIS (MUltinational Space-based Imaging System for Surveillance, Reconnaissance and Observation) под эгидой военного агентства ЕС EDA (European Defence Agency).
Эта программа, как ожидается, обеспечит частичную независимость европейских стран от США в области видовой разведки из космоса. MUSIS – переходная программа на пути к более широкому проекту. Его реализация - в коммерческих интересах французских корпораций Thales и Airbus.
Кроме того, Thales инвестирует в разработку и производство систем киберзащиты для Rafale и наземных радиолокационных станций истребителя. Фирма стремится позиционировать самолет как авиационный комплекс, обладающий «кибериммунитетом».
Видео: запуск ракеты-носителя со спутником CSO-3
Военные расходы ЕС растут и будут расти, но основная часть ПВН европейских производителей экспортируется в Азию. К тому же, военная промышленность стран Европы подвержена серьезным рискам -задержкам в производстве из-за нехватки кадров и мощностей, а также возможным последствиям «торговой войны» с США.
Ранними признаками реальной подготовки Евросоюза к «стратегической автономии» и полномасштабной войне с Россией станут: скоординированность инвестиций стран-участниц в военные разработки и производство, ускорение темпов модернизации производственных процессов военно-промышленных предприятий и заявленная на доктринальном уровне политическая воля к «стратегической автономии».
Это объявление может прозвучать на саммите НАТО в Гааге в VI.2025. В такой автономии Франция и ее авиационно-космические военные разработки будут играть определяющую роль.
Средства и партнеры, связь с разведсообществом Нидерландов, противодействие России в бывших республиках СССР
Во время визита по Францию в II.2025 индийский премьер-министр Нарендра Моди посетил штаб-квартиру французской транспортной компании CMA CGM в Марселе. Фирма, основанная православной семьей Сааде родом из сирийской Латакии, занимает третье место в мире по объему морских контейнерных перевозок.
В компании отметили, что визит Моди в Марсель «еще больше укрепляет наше партнерство и закладывает основу для светлого будущего, в котором CMA CGM играет ключевую роль в проекте коридора IMEC, призванного улучшить сообщение между Индией, Ближним Востоком и Европой».
Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта IMEC (India-Middle East-Europe Economic Corridor) подписан в IX.2023 на саммите группы G20 в Нью-Дели. Участники проекта: Индия, Европейский союз, США, Германия, Франция, Италия, Саудовская Аравия и ОАЭ.
Предполагается, что маршрут из Индии в Европу пройдет через эмиратскую, саудовскую, иорданскую и израильскую территории в ЕС. Его сравнивают с историческим «Золотым путем» между полуостровами Индостан и Европа.
IMEC рассматривается как противовес китайской инициативе Один пояс — один путь, а также как путь в обход Суэцкого канала, который с юга блокируется йеменским движением Ансар Аллах.
Согласно проекту, IMEC свяжет ЕС и израильтян с остальными участниками цифровыми и теле- коммуникациями, а также транспортной инфраструктурой водородной энергетики («водородный коридор»), т. е. установит в этих отраслях контроль над всеми участниками магистрали с привилегированным положением Брюсселя и Тель-Авива.
Американский президент Дональд Трамп поддержал проект. Ожидается, что в перспективе IMEC протянет свой маршрут через Атлантику в США.
Реализация проекта откладывалась по ряду геополитических причин. Через месяц после подписания меморандума началась Война в Газе. В настоящее время в Сирии зреют противоречия между Тель-Авивом и Анкарой, которая выступает против IMEC, поскольку его маршрут пролегает в обход Турции. Израильское руководство называет проект «благословением».
CMA CGM, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы морской порт Марселя стал европейским терминалом IMEC. Поэтому компании так важна поддержка Индии, в которой CMA CGM реализует ряд инфраструктурных и социальных инициатив, особенно в Мумбаи.
Президент Франции Эмманюэль Макрон даже назначил специального посланника по делам IMEC. Им стал Жерар Местралле — экс-гендиректор французской энергетической группы Engie. Париж стал первым участником проекта, кто назначил должностное лицо, ответственное за его реализацию.
Кроме того, в II.2025 новый режим в Дамаске согласился на новый контракт с CMA CGM на управление контейнерным терминалом в морском порту Латакии. Это соглашение действовало с 2009, а в X.2024 правительство экс-президента Сирии Башара Асада продлило его еще на 30 лет.
В рамках реализации IMEC контроль над портовой инфраструктурой в Восточном Средиземноморье стратегически важен для компании, претендующей на ключевую роль в проекте.
Видео: Уильям Далримпл рассказывает о своей теории «Золотого пути»
Для подписчиков Hoffmann+ и читателей Hoffmann — книга «Золотой путь: как Древняя Индия изменила мир» (The Golden Road: How Ancient India Transformed the World, 2024) шотландского писателя Уильяма Далримпла. В своей работе он утверждает, что с III в. до н. э. до конца XII в. н. э. основные евразийские торговые маршруты проходили через Индию.
Далримпл приходится троюродным братом Камилле Паркер-Боулз — супруге британского монарха Чарльза Маунтбеттен-Виндзора. Выпускник Тринити-колледжа Кембриджского университета с 1989 живет на окраине Дели.
Подписчики и читатели найдут книгу в конце текста.
https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/statement_25_647
https://arabcenterdc.org/resource/the-geopolitics-of-the-india-middle-east-europe-economic-corridor/
https://nationalinterest.org/feature/trieste-and-the-new-golden-road
https://alphaliner.axsmarine.com/PublicTop100/
https://middleeasteye.net/news/turkey-erdogan-opposes-india-middle-east-corridor
Концепция вооруженного сопротивления и территориальная оборона в Восточной Европе, западные силы специальных операций в эпоху соперничества великих держав
Структура, деятельность и финансирование ассоциации бойцов и ветеранов специальной лодочной службы SBS (Special Boat Service) ВМС Соединенного королевства в контексте спецоперации
Cилы и средства SBS, диверсионные операции в северо-западной части Черного моря
Основные задачи режима Мухаммада Юнуса, влияние США на развитие ситуации в Бангладеш, арсенал техсредств разведки спецслужб страны
Ветераны с опытом работы в Ираке, Афганистане и ОБСЕ, сеть отставников UDSS и ее связи с британской военной разведкой DI, украинское руководство филиала CRG в Киеве, краткий обзор текущей деятельности ЧВРК на Украине
На самом деле грустно читать уровень рассуждений о диаспорах и рынке Садовод как о сути конфликта с Азербайджаном. События так-то весьма опасные — и имеют отношения к отгремевшей войне.
Если вкратце.
1. Азербайджан выбрал протурецкий вектор в геополитике. Турция помогла ему в противостоянии с Арменией и в целом культурно родственна. При этом Азербайджан благоволит и к Израилю (Израиль с техникой ему во Второй Карабахской тоже активно помогал). Противоречий тут нет: Израиль и Турция сотрудничают и между собой. У Израиля нет особого выбора (даже таких условных региональных союзников у него, мягко говоря, негусто). Турция же стремится со временем превратить Израиль в своего младшего партнёра (США уйдут во внутренние проблемы, Европа из них и не собирается выходить… Тель-Авиву всё равно некуда будет податься).
2. Турция выстраивает — ну, пытается выстроить — свой «полюс» в многополярном мире. Старается оформить отдельный макрорегион. Он имеет несколько вариантов. Основные — пантюркистский и неоосманский. В рамках пантюркистского он очень сильно пересекается с нашим макрорегионом, в рамках неоосманского — пересекается в значительной степени. То есть Турция бесспорно станет нашим врагом — а с ней и её младший партнёр, Азербайджан.
3. Также старается — или старалась прежде — оформить себе что-то вроде макрорегиона и Британия. С этим связана и война на Украине. Что характерно, Британия тоже претендует на то, чтобы стать опорой для Израиля — и проецировать через него своё влияние на Ближний Восток, включая зону Персидского залива. В последнее время, правда, британские элиты явно плотно «лежат» под глобалистами, но дело в том, что:
а) глобалисты тоже играют против России, в том числе на Украине (то есть тут их интересы совпадают);
б) если глобалистов в Британии «подвинут», то едва ли к власти в Лондоне вдруг придут русофилы; скорее всего, восстановится прежняя политика — на выстраивание своего макрорегиона, что подразумевает на Ближнем Востоке опору на Израиль.
Комическая вставка: скорее всего, британцы думают, что и Эрдоган именно им «каштаны из огня» таскает, помогая Британии через своё региональное влияние. В то время как, скорее, наоборот. У Британии просто нет возможности контролировать Эрдогана. Ему ничего не мешает воспользоваться британским влиянием в странах, на которые он претендует (через образовательные связи, отчасти НКО, британское влияние, скажем, в Средней Азии и на Кавказе ещё есть), а потом бриттов «бортануть».
4. Во время отгремевшей 12-дневной войны, как неожиданно выяснилось, отчасти слабость иранской ПВО была связана с тем, что израильская авиация заходила на атаку с севера — из акватории Каспия. Куда она попала через воздушное пространство Азербайджана (ну и Турции, очевидно): ну не через Россию же (а также, видимо, и Армении, но кто её вообще спрашивает?).
Тут нет ничего странного, так как сотрудничество Турции и Израиля, как мы уже говорили, нормальная ситуация. Но Иран, конечно, отнёсся к этому без особого понимания. Отношения Ирана с Азербайджаном обострились.
Напоминание:
Очень значительная часть населения Ирана — этнические азербайджанцы (письменность на основе арабики, а не латиницы, но язык тот же). Это вполне лояльные граждане, и даже сам рахбар Ирана — аятолла Али Хаменеи — этнический азербайджанец. И иранских азербайджанцев значительно больше, чем тех, что в независимом «Северном» Азербайджане живут (который, с иранской точки зрения, таким образом, есть некая диковатая окраина).
В своё время ещё в СССР была даже идея отторжения у шахской Персии азербайджанских территорий и присоединения их к АзССР. Но тогда проблема западного влияния в регионе решилась иначе.
5. У России союз с Ираном. Пока — не военный. Но, тем не менее, обмен информацией по линии спецслужб, совместные учения, неоказание помощи противникам друг друга, антитеррор, военно-техническое сотрудничество предусматривает и действующий договор (от января 2025 года). Но, главное, у России и Ирана есть много совместных проектов, в частности транспортный коридор «Север — Юг» (между бассейном Индийского океана и Европой и/или северными морями). Он подразумевает создание нескольких «веток». Двух железнодорожных — по восточному и по западному берегам Каспийского моря — и водной, по Каспию — Волге — Волго-Балтийской системе каналов.
6. У Британии и Турции есть свой проект — «Средний коридор». Вообще-то он считается ответвлением китайского проекта «Один пояс — один путь». Но на практике для бриттов и турок вполне выгоден и без участия Китая (то есть даже если КНР от него откажется, ситуацию это принципиально не поменяет). Это маршрут через Турцию, Грузию и Азербайджан в Каспийское море и далее в Среднюю Азию. Он имеет и вариант «Грузия — Чёрное море — Украина — Польша». Над ним принято смеяться, но забавно это только если считать, что такая схема без Китая экономически не оправдана. Но из Средней Азии вполне есть, что возить. Британия определённо пытается включить в свою сферу влияния Восточную Европу, Кавказ — и далее через Каспий Среднюю Азию. Турция — тюркские страны (Азербайджан и Среднюю Азию… нет, даже «Центральную» — по Синьцзян и Афганистан включительно).
Замечание в сторону: как можно видеть, на маршруте есть потенциальный «затык» — Грузия, в последнее время отходящая от прозападной позиции. Впрочем, её наличие большое значение имеет только для Британии. А вот для Турции — не очень-то. Эрдогана устроит и прямой путь по суше через Азербайджан и Армению. Последняя пока что существует как почти что независимое государство… но это пока. Что характерно, нарастание конфликтности в грузинско-западных отношениях Британию не устраивает, а вот Турции в определённый момент оно может оказаться даже полезно…
7. Конфликт России с Азербайджаном позволяет разорвать западную железнодорожную ветку ТК «Север — Юг». А если поставить на Каспии что-то вроде военно-морской базы (с какими-нибудь БЭКами) и т. п., то под вопросом оказывается и водный путь. Вообще такой ход позволит проецировать турецкую силу на Каспий — и далее в Среднюю Азию. Проект поддерживает Британия (в иллюзии того, что контролирует ситуацию) и Израиль — чтобы подойти к Ирану с севера (и вот для него это относительно разумно).
Это — реальная опасность для Российского макрорегиона. Это очевидная и недвусмысленная опасность для нас, тут иллюзий питать не надо. Враждебные внешние силы не должны иметь доступ к Каспию.
8. У России, однако, есть очевидная контригра. Россия может просто заключить обязывающее оборонное соглашение с Ираном (практически наверняка сейчас он отнесётся к такому варианту с большим интересом, нежели зимой…). Заключить с ним союз — по образцу союза с КНДР. Ну или заключить соглашение об общей ПВО и т. п. — как более мягкий вариант того же самого.
В этом случае израильская агрессия против Ирана становится невозможной.
Для Израиля это полная катастрофа: война с Россией не входит в его планы (а Ирану развивать свою ядерную отрасль это всё не помешает). Но и нам, если что, придётся действительно воевать с Израилем. Ну да, наверное, одного удара «Орешником» хватит для нейтрализации его ядерного арсенала, но, тем не менее, это серьёзная опасность.
Для безъядерной Турции это тоже усложняет ситуацию (а вот для ядерной Британии — не очень).
9. Но такое соглашение очень сильно подорвало бы сейчас российско-американские отношения. Оно делает намного менее вероятным скорый выход США из войны на Украине. ВСУ получают новую поддержку, СВО дополнительно затягивается. Трамп теряет позиции собственно в США…
В общем, мы можем это сделать, но дезавуировать подобное уже будет потом нельзя, фарш назад не провернёшь. И наши, похоже, пока просто угрожают чем-то подобным.
Не хотелось бы пока. Это осложнит ситуацию на фронтах СВО. Это чревато ядерной войной (небольшой, но мало ли). Главное, у нас есть возможность потом решить всё куда проще… Когда на Украине руки будут развязаны.
10. Нет, в принципе можно договориться о военном союзе с Ираном, но при условии, что обогащение урана, к примеру, он ведёт на нашей территории (пусть сколь угодно самостоятельно). А мы гарантируем, что по меньшей мере урановые боеголовки Иран не создаст. Если Иран на такой вариант согласится. Но, в конце концов, у Белоруссии ядерного оружия нет, но «ядерный щит» вполне имеется.
Тогда да: США против не будут (проблема же решена) — и формально у Израиля не будет оснований возражать. Но это реально сложная дипломатия, для осуществления которой весьма желательно иметь «свободные руки». И она занимает много времени.
В общем, сразу было понятно, что сейчас будут приложены очень большие усилия, чтобы конфликт урегулировать или заморозить. Так что он либо достаточно быстро «остынет»… Либо наоборот: произойдёт резкая эскалация. Вроде пока остывает…
Несколько успокаивает то, что пока никто особо к войне не готов. Израиль не восстановился — и не сможет пойти на конфликт сравнимой интенсивности так скоро. США это совершенно не нужно. Россия следует «принципу Петра Первого»: «в каждый конкретный момент у вас должен быть только один противник». Но Турция, Британия, глобалисты остаются дестабилизирующим фактором.
В общем, есть все основания относиться к ситуации с предельной серьёзностью. И рынок «Садовод» — последнее, что тут имеет отношение к делу.
Борьба против чужих и своих: как кризисы формировали первые разведывательные сети Европы
Код идентичности российских верхов и мечта об интеграции в западный мир.