Фильм «Последняя крепость: Хаджибей» на русском языке

Этот фильм не планировался (естественно) к прокату в России, поэтому нам пришлось сделать свой собственный перевод.
Этот фильм не планировался (естественно) к прокату в России, поэтому нам пришлось сделать свой собственный перевод.
«Последние цари»: мини-сериал, 1 сезон, 6 эпизодов, 4 часа 30 минут. Производство Netflix, 2019 г.
Скорее всего вы видели этот знаменитый кадр, облетевший весь интернет. На Красной площади гордо стоит мавзолей Ленина под заголовком «1905 год». Владимир Ильич в это время ещё конечно же жив, здоров и проводит время в Швейцарии, а посередине Красной площади возвышается памятник гражданину Минину и князю Пожарскому. Но об этом не догадываются исторические консультанты сериала «Последние цари».
Этот проект, вышедший на экраны в 2019 году, стал настоящим анти-рекордсменом по количеству как киноляпов, так и грубых подтасовок фактов. Вы без труда найдёте в интернете статьи с подборками самых идиотских ошибок авторов сериала, и мы не станем все их повторно разбирать. Однако нас заинтересовал вопрос: как же такое могло случиться? Почему с одной стороны кто-то произвёл настолько некачественный кинопродукт, а с другой стороны кто-то такой некачественный продукт принял и профинансировал? Ошибка ли это, халтура или хитрый умысел? Вот что действительно интересно проанализировать.
А ведь сериал для Netflix произвела американско-британская компания Nutopia, которая не первый год занимается съёмкой именно документального исторического кино. В качестве своей цели компания декларирует «поиск нового жанра телевидения — «megadoc», который сочетает в себе традиции эпического кинематографа и драматургии с первоклассной документалистикой». В кино-рубрикаторах «Последние цари» относят к понятию «докудрама» – современному популярному жанру игрового кино, делающему упор на воспроизведение исторических событий силами драматических актёров. Важнейшим признаком докудрамы является то, что сюжет должен опираться на реальные исторические факты и документы, а не на выдумки сценаристов.
Но увы, громкие декларации и красивые слова «мегадок» и «докудрама» на поверку лишь сбивают зрителя с толку – историческая фактура исковеркана авторами «Последних царей» как в кривом зеркале. К чему нужны бесконечные костюмы, дворцы и сотни статистов, если всё это перечеркивается неопрятно лживым содержанием?
Хотя для многих посмотревших этот сериал именно он и окажется единственной «правдой». На основании такой «вымышленной правды» зрители и будут формировать свое представление о России, её истории и её правителях. В антиутопии Джорджа Оруэлла было сказано:
«И если все принимают ложь, навязанную партией, если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой».
И ещё:
«Кто управляет прошлым, тот управляет будущим».
Оруэлл пытался в своих антиутопиях изобразить ужасное тоталитарное коммунистическое общество будущего. Он сильно удивился бы, узнав насколько точно предсказал законы развития медиа-капитализма западного образца во главе с Netflix, Facebook и YouTube.
И вот, в угоду современной политической конъюнктуре, Российскую империю в сериале представляют абсолютной автократией. Зрителю показывают, что царь единолично контролирует всё государственное управление: от религии до рядовых экономических вопросов. Но ведь это невозможно даже просто с позиции логики – один человек физически не мог бы этого делать. В России существовал весьма разветвлённый управленческий аппарат. Высшим государственным учреждением страны был Государственный совет. Из десяти департаментов состоял Сенат. Делами православной церкви руководил Синод. Определяющую роль в управлении страной играли министерства, а координационным органом над ними был Совет министров. За годы правления Николая II появился также и избираемый парламент – Государственная Дума.
Авторы сериала каждой деталью желают подчеркнуть закрытость, изолированность далёкой холодной страны от всего мира (на самом деле нет). А значит и все привычные монархиям процедуры в России должны происходить, по мнению авторов, закрыто и неприветливо. Так, коронацию Николая II представляют камерным событием, происходящим за закрытыми дверями. Хотя так же, как и во всём мире, в России это был абсолютно публичный ритуал. Да не просто публичный – это была ни с чем не сопоставимая череда массовых мероприятий! Одной только охраны было задействовано 82 батальона, 36 эскадронов, 9 сотен и 28 батарей! На коронацию съехались тысячи именитых гостей: вся европейская элита; журналисты, фотографы и художники со всего мира; представители Востока, Ватикана, англиканской церкви, восточных патриархий.
«Пришлось принять целую армию свит наехавших принцев»,
– запишет Николай II в своём дневнике. Авторам сериала не мешало бы опираться не только на измышления странных «консультантов», но и на документы. А ведь на коронации императора Николая II была впервые в истории (!) осуществлена репортажная документальная съёмка, для чего на мероприятии присутствовал французский журналист и оператор Камилл Серф. Его репортаж продолжительностью около двух минут стал настоящим хитом кинопроката того времени; его и сейчас можно без труда найти в сети. Но в сериале Мария Федоровна надевает корону на голову Аликс и произносит бессмысленное «Ты одна из нас». Что невозможно себе представить ни при каких обстоятельствах, так как только сам царь, как носитель самодержавной власти, мог короновать свою супругу, царицу.
И так далее, и тому подобное. Проект «Последние цари» совсем не похож на правдоподобную документалистику – гораздо больше он напоминает авторское художественное произведение. Так кто же его авторы, которые вводят нас в заблуждение?
Начнём с режиссёров, ведь по сути для любого кинопроекта это основные творцы. Адриан МакДауэлл – снимал короткометражное авторское кино, детективные и подростковые сериалы, шоу о «Формуле-1» и даже музыкальный клип. То есть всё что угодно, кроме исторической документалистики. Второй режиссёр Гарет Танли – снял эпизод для документального сериала о паранормальных явлениях «True Horror», ужасы «Creeped Out» и «Cold Call», а также триллер «Упырь». Тоже отличный послужной список. То есть для съёмок якобы документального фильма о гибели могущественной европейской династии режиссёров выбирали как угодно, но точно не за знакомство с материалом.
Ладно; допустим, что Nutopia ограничила ответственность режиссёров лишь контролем за уровнем драматизма, соответствием сценарию и подбором актёров. И что за фактчекинг в сериале отвечают специально привлечённые консультанты. Так кто же они? На первый взгляд кажется, что уважаемые люди, учёные, знатоки русской истории… или нет? Давайте познакомимся с ними поближе.
Дуглас Смит — американский исследователь и писатель. Считается авторитетным специалистом по истории России, так как знает русский язык и написал шесть книг. Эксперт чего-то про русский национализм. Ближе к распаду СССР занимался культурными проектами в американской дипломатической миссии в Советском Союзе и работал аналитиком на «Радио Свобода» – то есть разваливал нашу страну идеологически. В принципе, на Брайтон Бич много таких же «экспертов», которые знают русский язык, пожили в СССР и недолюбливали его. Но ладно, у Дугласа Смита хотя бы есть работы про Распутина и русское дворянство.
Доктор Марина Александрова из Техасского университета. Родилась в России, в Саратове – что, увы, никак не обеспечило ей знания истории родной страны. Изучает Марина русские революционные движения, культуру эпохи модерна и авангард. Как написано на сайте университета, сейчас она ведет авторский курс «Цари и мистики», который «исследует неправославные духовные практики и необычных исповедников российских правителей от Ивана Грозного до Николая II». То есть, вроде как, и учёная степень имеется… но звучит всё это как анонс к новому сезону «Битвы Экстрасенсов».
Ещё один «эксперт» – Саймон Себаг-Монтефиоре вообще даже не историк, а просто писатель-энтузиаст какой-то. Стоит взглянуть на его библиографию и многое становится понятно. «Екатерина Великая и Потёмкин: имперская история любви» и «Сталин: двор красного монарха» – да это же простая популяризация исторических пасквилей! Например, Сталин охарактеризован им как «молодой террорист, грабитель банков, поэт и любовник» (кстати, за это автор сразу же получил британскую премию «Лучшая историческая книга 2004 года»). Что ж, участие такого «непредвзятого консультанта по России» многое происходящее в сериале объясняет.
Например, этот чудо-«эксперт» манипулирует эмоциональными понятиями и круглыми, взятыми из ниоткуда числами. Не моргнув глазом Себаг-Монтефиоре сообщает:
«При подавлении революции Николай проявляет себя как по-настоящему кровавый и безжалостный правитель. Погибает, по разным оценкам, до 15 000 человек!»
Минуточку, с каких это пор непредвзятый эксперт уполномочен развешивать субъективные ярлыки «кровавый» и «безжалостный»? Это же банальная манипуляция зрителем. Разве вы где-нибудь видели мирное подавление революций? Да и о количестве жертв тоже очень удобная оговорка: «по разным оценкам». То есть берём, например, официальную оценку в 10 000 человек, добавляем свою в 20 000, и получаем 15 000 «по разным оценкам». Тяп-ляп – и готово.
Кстати, сразу после этого комментария в сериале следуют документальные кадры якобы расправы над участниками революции 1905 года. На самом же деле на кадрах хроники запечатлен расстрел латышских коммунистов белогвардейцами в 1919 году. После кадров хроники зрителю ещё демонстрируют фотографию царских репрессий. И тут тоже «мимо тазика» – на самом деле на фото красноармейцы, повешенные белогвардейцами во время гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1921 гг. Интересно, подал ли в суд Себаг-Монтефиоре на авторов сериала за подтасовку исторической фактуры вслед за его комментарием? Мы думаем, что если не подал – значит, его всё устраивает.
Дальше – больше. В другом фрагменте господин Монтефиоре выдаёт желаемое за действительное:
«Ленинское видение власти рабочих предполагало физическое уничтожение царской семьи и самого императора-самодержца. Ленин согласен в случае подхода белых дать разрешение уральским боевикам на физическое уничтожение всех членов семьи».
И где же задокументировано такое ленинское видение? Владимир Ильич оставил нам в наследие десятки тысяч страниц текста, но нигде не расписывался в необходимости физического устранения царской семьи. Похоже, господин «эксперт» просто выдумал это утверждение о Ленине.
Крест на себе как на эксперте Себаг-Монтефиоре ставит утверждением: «Весьма удивительно, что у этой революции нет руководителей». Что это за революция, у которой нет руководителей? Прям цветная революция по-американски: недовольный народ поднялся и сам сверг ненавистный режим. Знаем-знаем как это делается. У любой революции есть интересант, который в меру возможностей реализует задуманный сценарий. То, что господину Монтефиоре руководители русской революции неизвестны – не означает, что их не было. А означает лишь, что мнение господина Монтефиоре стоит не дороже мнения любого посетителя Макдоналдса.
Далее идет доктор Филиппа Хетерингтон. Вот цитата с её страницы на сайте университета:
«Я преподаю современную евразийскую историю в Школе славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа Лондона, где я исследую и преподаю культурную, социальную и правовую историю императорской России и раннего Советского Союза в глобальном и транснациональном контексте. В более широком смысле моя работа исследует пересечения истории международного права с биополитикой и феминистской теорией, особенно в контексте империи и при социализме».
Биополитика и феминистская теория? Это вообще наука? За что она получила звание доктора? В «Википедии» есть описание термина «биополитика». Например, цитата: «В исследованиях политики на основе постструктурализма и постмодернизма биополитика используется для анализа и разоблачения власти». Почитайте, чем занимаются люди под видом научной деятельности, там прямо смешно.
Не удивительно, что при такой каше в голове госпожа Хетерингтон совершает, вероятно, самую грубую ошибку в сериале, называя Думу «избранным правительством». Более того, в 5 эпизоде мы слышим даже о каком-то «президенте Думы». Напомним, что в царской России Государственная Дума была органом законодательной власти с целым рядом ограничений, и то не сразу (сначала – всего лишь законосовещательным учреждением). И Думу возглавлял председатель, а никакой не президент.
В другом фрагменте доктор Хетерингтон называет Николая II «представителем Бога на земле». Такой пассаж, видимо, понятен западному зрителю (по аналогии с папой римским), но в корне искажает действительную роль русского самодержца. Во время церемонии венчания на царство свершалось второе в жизни вступающего на царство монарха таинство миропомазания. Оно символизировало его царскую миссию, уподобляя её по ответственности и сложности священству. Царь назывался «помазанником Божьим», то есть его дело было благословлено высшими силами. Называть русского царя «представителем Бога на земле» – это как называть отличника представителем учителя. Но вероятно с точки зрения биополитики и феминистской теории разницы нет.
Но, конечно, ключевой «эксперт» сериала – доктор Пабло де Ореллана. Преподает на кафедре военных исследований. В биографической справке описан как «междисциплинарный ученый, изучающий дипломатию, национализм и взаимосвязь между искусством и конфликтом». Никаких научных работ о России у него нет. Но вещает он как настоящий знаток русской истории.
Например, когда речь заходит про руководителя расстрела царской семьи Юровского. Что нам говорит де Ореллана об этом человеке?
«Доверие к царю в войсках окончательно рухнуло. Яков Юровский – один из военных, которому предстоит сыграть серьезную роль в истории семьи Романовых. Он санитар на передовой».
Это чистейшее враньё. Юровский ни дня не был на фронте и служил фельдшером по месту жительства. Он в своей автобиографии сам пишет, чёрным по белому : «Февральская революция застала меня в Екатеринбурге». Но для драматизма авторам необходимо показать, что Юровский не простой убийца, а часть переживающей трагедию армии.
Они же так хотят показать, что в русской армии всё плохо. Что ещё в 1915 году Николай II Первую мировую войну якобы проиграл с разгромным счетом. Что к началу 1916 года «целые батальоны уходят в тыл», солдаты не подчиняются командирам, армия требует мира… понятно, да? Ни одна другая армия мира не требует, а вот именно в России – потребовала? Чистейшая ложь. С момента вступления императора Николая II в должность верховного главнокомандующего в 1915 году ход войны резко изменился и никаких стратегических поражений наша армия больше не несла. Было остановлено наступление германских войск, установлено абсолютное господство русского флота на Чёрном море, разгромлены турецкие силы и взят Эрзерум, реализован Брусиловский прорыв и так далее. Бывший во время войны сперва Морским министром, а после и Военным министром Великобритании У. Черчилль, располагавший всеми агентурными данными, категорически утверждал, что Россия стояла у самого порога победы. С этой же точкой зрения впоследствии соглашался и Адольф Гитлер. Германия пала в 1918 году уже даже без участия России в войне, а при участии – пала бы много раньше. На весну 1917 года было намечено всеобщее наступление. Уже прорабатывались сценарии торжественных парадов в Берлине, Вене и Константинополе…
Но вернёмся к «дну в мире экспертов по истории», многоуважаемому господину де Ореллане. Когда он произносит «великий князь Николаша», это не вызывает ничего, кроме желания прикрыть лицо от стыда. Настолько же нелепо было бы называть Александра Македонского «Великим Саньком», и это уж точно никак не соответствует статусу документалистики. «Николашей» великого князя Николая Николаевича называли исключительно в семейных кругах, и такое семейное прозвище никак не могло упоминаться в сочетании с его официальным титулом.
Рассказывая о кровавом воскресенье, де Ореллана упоминает каких-то детей, сидящих на ветвях деревьев, по которым стреляют, и о последовавшей за этими событиями кровавой резне. Жуткая картина!, но рождена она исключительно больной фантазией де Орелланы – фактов, подтверждающих это, не существует. Но, пожалуй, самая дикая цитата де Ореллана:
«Это чудовищное злодеяние, люди видят изрешеченного пулями ребенка, висящего, как на кресте, на решетке Зимнего дворца!»
До такого кровавого фарса не додумались даже режиссёры фильма «Зомбиленд»!
Невежество сценаристов и псевдо-экспертов поражает на каждом шагу:
Но, к счастью, всё тайное рано или поздно становится явным. На сайте Лондонского королевского колледжа Пабло де Ореллана без всяких стеснений в одном из интервью объясняет, как он попал в «Последние цари»:
«Помимо того, что я заядлый любитель документальных фильмов, у меня также есть некоторые связи с этой индустрией через друзей. Мой друг был продюсером этого проекта и изначально пригласил меня дать комментарий о национализме. Но по ходу работы над сериалом я всё больше вовлекался как эксперт по истории в самом широком смысле».
И здесь же сам де Ореллана откровенно даёт объяснение примитивному уровню подачи информации в сериале:
«Последние цари… фокусируется на том, чтобы вести повествование в настолько доступном формате, насколько это только возможно. Это был основной приоритет, установленный Netflix-ом в ходе переговоров с Nutopia… Это объясняет многие производственные решения, от включения утрированных игровых эпизодов до изложения истории на уровне средней школы… Это история в изложении для школьников, донесённая до максимально широкой аудитории… Проект должен был стать максимально доступным, что не только делает излишней подробную аналитику, но и подталкивает к выбору в пользу упрощения, как при обучении детей».
Воспринять этот материал за чистую монету может только очень недалёкий зритель. «Кинопоиск» зря в своей рецензии пишет, что «историки подробно разбирают действия самого Николая II и его министров и объясняют, к каким последствиям они привели». Нет в «Последних царях» ни историков, ни подробного разбора, ни причинно-следственных связей. Есть лишь желание взять и всё упростить. До уровня Шарикова.
Которому, в принципе, и мавзолей в 1905 году ничем не плох.
Вы можете посмотреть выпуск нашего видеоблога, посвящённый сериалу «Последние цари».
«Екатерина Великая»: мини-сериал, 1 сезон, 4 эпизода, 3 часа 55 минут. Производство HBO, 2019 г .
На волне успеха чернушного сериала «Чернобыль» в 2019 году HBO вновь решил запустить свои лапы в закрома русской истории. На сей раз их выбор пал на Екатерину 2. В принципе-то понятно, фигура для западного мира знаковая: бывшая немка-лютеранка 34 года на престоле гигантской православной империи.
Однако хорошее историческое кино у HBO не получилось. Плохое историческое кино тоже не получилось: вышел неуклюжий псевдо-исторический пасквиль для тех, кто Россию от Малайзии на карте мира не отличит. Примечательно, что снимали русские пейзажи в Латвии, которая сегодня ничего русского на дух не переносит. Но при этом очень гордится своим архитектурным памятником – Руентальским дворцом, который построил придворный архитектор русского двора на русские же деньги. Именно в этом замке продакшн-студии HBO и снимали чернушную фальшивку о Российской Империи. Удивительный исторический цинизм.
Сериал имеет выдающийся кастинг. Авторам советского фильма про мушкетеров ставят в вину, что Д'Артаньян в исполнении Боярского уже зрелый мужчина, хотя должен быть наивным юнцом. Но это цветочки по сравнению с 73-летней Хелен Миррен, которая играет 33-летнюю Екатерину 2. На экране проходят десятилетия, а главная героиня как была старушкой, так и остаётся – никто ничего не заметил. Любопытно, что ничего не заметила и дирекция фестиваля «Золотой Глобус», номинировав Миррен за это возрастное перевоплощение на лучшую актрису мини-сериала или ТВ-фильма.
Напомним читателю, что Хелен Миррен – урождённая Елена Васильевна Миронова, русская по отцовской линии. Возможно, этим объясняется её такое жаркое стремление сыграть русскую императрицу даже не смотря на очевиднейший возрастной диссонанс. Ладно, можно принять во внимание, что Хелен Миррен ещё и продюсер картины – проб, очевидно, не проходила. Но вот Григория Потемкина, которому в хронологии сериала должно быть 26 лет, играет Джейсон Кларк, которому, на минуточку, 52 года (это, к слову, тот самый Джон Коннор из «Терминатора»). А Ричард Роксбург в свои 60 играет 30-летнего Григория Орлова. Такие решения по кастингу со всей очевидностью констатируют, что историческая достоверность авторов никоим образом не заботила.
Не заботит их и достоверность географическая. Единственное, что средний западный обыватель точно знает о России – то, что она огромная. Поэтому в титрах можно встретить, к примеру, «Северная Россия». Хотя мы не делимся на северные и южные части, как скажем США. Или другой пример места действия: «Санкт-Петербург. Шлиссельбургская крепость». Шлиссельбург и сейчас-то отдельный город в Ленинградской области. А в то время от Петербурга его отделял минимум день пути верхом.
Ещё пример: путешествие Екатерины в Крым показано как сплав вниз по течению Днепра в сторону моря. Сразу после выхода из устья реки процессия почему-то оказывается на Севастопольском рейде – географию, очевидно, учили по глобусу Украины. К тому же хорошо известно, что из Херсона в Перекоп и далее до Севастополя Екатерина передвигалась по суше. Было это в мае 1787 года, а вовсе не зимой, как показывает нам HBO.
Весь сериал плотно усеян подобными ляпами. Как и водится в исторических фильмах про Россию, консультантов позвать забыли. Или позвали каких-то проходимцев. Форма солдат, дамские наряды и в целом костюмы мало что имеют общего с реальной одеждой того времени. С менталитетом и нюансами быта – ещё хуже. К примеру, Екатерина в фильме обращается к президенту коллегии иностранных дел не иначе, как «министр Панин». В реальности было бы «граф Панин» или просто «Никита Иванович», никаких министерств в Российской Империи до Александра Первого не было. Однако для упрощения восприятия западным зрителем на Екатерининскую Россию калькой перенесены типичные западные манеры.
При встрече Екатерина почему-то называет Потёмкина лейтенантом, хотя звание такое существовало тогда исключительно на флоте и никак неприменимо к героям фильма.
Или вот: во время доклада Алексея Орлова все присутствующие в зале стучат по столу в знак одобрения. Эта выдумка авторов сериала призвана уподобить манеры в русском высшем обществе какому-то пиратскому сброду. Конечно же и в армии, и при дворе существовали правила поведения, которые строго соблюдались.
«Екатерина Великая от HBO так неангажированно показывает русскую историю, что сериалу прощаешь всю клюкву»,
пишет одно из онлайн-изданий. Нет уж, извините! – мы и клюкву простить не можем, и неангажированности совершенно не наблюдаем. Всё ровно наоборот: на лицо типичный предвзятый анти-русский подход к изображению нашей страны. Авторы западного сериала не забывают подчёркивать совершенную культурную несамодостаточность русских и глубокое заискивание перед «великой западной культурой». Чего стоит эпизод, когда Потёмкин, стоя на берегу Севастопольской бухты, говорит, что на улицах этого города будет звучать великий Моцарт. Ну да, вполне возможно, что к моменту, когда Потёмкин был в Крыму, про Моцарта он уже знал. Правда, немного в другом контексте. Русский посол в Австрии Андрей Разумовский писал Потёмкину о том, что в Вене есть молодой талантливый музыкант Моцарт, который находится в крайне тяжёлом финансовом положении, еле сводит концы с концами и готов переехать в Россию, если получит поддержку. Так что это ещё вопрос, кто перед кем заискивал в XVIII веке
Екатерина подаётся в сериале именно как светоч прогрессивной западной мысли, к несчастью попавший в дремучее русское болото. Самый яркий пример – что-де просвещённая, либеральных корней императрица изо всех сил хотела отменить, наконец уже, крепостное право в России. Хотела-хотела, но злые тёмные русские все как один этому очень нелиберально противились. А Екатерина с делами замоталась и как-то забыла отменить. Сложнейший национально-исторический процесс низведён в сериале до уровня голосования на Евровидении: это хочу, то не хочу. Ну так, чтоб попроще.
Здесь важно отметить, что именно в эпоху правления Екатерины 2 крепостное право в России достигает своего апогея несправедливости. Ранее, в Петровскую эпоху, «крепостными» были фактически вообще все люди в России, включая дворянство. Ведь дворяне обязаны были служить, а крестьяне служили дворянам для того, чтобы те могли спокойно выполнять свои функции. Но после того, как муж Екатерины 2 Пётр III издал свой «Манифест о вольности дворянской», крепостное право по сути лишилось своей моральной основы. Раз теперь дворянам служить уже было не обязательно, то возникает резонный вопрос: на каком основании они владеют крепостными крестьянами? Получился дисбаланс: ключевую обязанность дворянам отменили, а ключевое право – сохранили. А «Жалованная грамота дворянству», которая была дана Екатериной 2, ещё больше усугубила эту несправедливость. К тому же при Екатерине были массовые раздачи государственных крестьян в частную собственность, число крепостных крестьян очень сильно росло. По мере дробления дворянских имений между многочисленными отпрысками на каждого дворянина приходилось всё меньше и меньше крестьян. В то же время финансовые запросы европеизированного дворянства постоянно росли… Так что увы, не смотря на возвышенную переписку с гуманистом Вольтером, положение крепостных крестьян при Екатерине 2 сильно ухудшилось.
Теперь давайте посмотрим, кто окружает Екатерину в сериале. Ведь в жизни Екатерина собрала вокруг себя блистательную плеяду выдающихся политических деятелей, деятелей культуры и искусства. Ей была присуща способность находить достаточно одарённых во всех отношениях людей, особенно – на раннем этапе своего правления. Изначально это были молодые, амбициозные люди, у которых не было, как сейчас говорят, «глубокого бэкграунда». Многие из тех, кто участвовал в перевороте Екатерины 2, позже вошли в ближний круг императрицы. Понятно, что в таком деле, как дворцовый переворот, активное участие принимают действительно достаточно незаурядные, одарённые личности. Например, самый известный из фаворитов Екатерины Григорий Потёмкин – как-раз один из непосредственных участников переворота.
Но увы, вместо исторически правдоподобных персонажей в сериале мы видим сплошных экзальтированных героев комиксов. К примеру, заговорщик Василий Мирович. Хочет освободить из заточения свергнутого императора Иоанна Антоновича. В лучших традициях голливудского кино Мирович прямо среди бела дня вербует себе подельников среди офицеров и солдат. Но почему солдаты и офицеры не схватят его? И почему императрица ничего не делает, хотя и знает, что Мирович сеет смуту? Кстати, в реальной жизни нет никаких подтверждений тому, что Екатерина и Мирович вообще встречались. Скорее всего, императрица даже не знала, как Мирович выглядит, до момента суда над ним.
А в нашем «шедевре» от HBO далее Мирович штурмует крепость Шлиссельбург. Штурмует так эффектно, что любой полководец позавидует – стремительным броском с артиллерийской поддержкой. Однако на самом деле подпоручик Мирович служил в карауле Шлиссельбургской крепости. То есть должен был бы участвовать в отражении штурма, если бы таковой был. Разумеется, никакой битвы за крепость не было и в помине: Мирович, пользуясь своим офицерским званием, просто поодиночке вызывал солдат из своего караула и предлагал им принять участие в заговоре. Но в HBO решили, что для пламенного борца с русским самодержавием такая фактура мелковата.
Как же в сериале показан Григорий Потёмкин? Герой многих войн, патриот, высочайший государственный деятель. В сериале есть сцена, когда князь наблюдает за тем, как бунтовщик Пугачёв поносит по чём свет императрицу. И что же Потёмкин делает потом? – молча разворачивается и уезжает. Мы даже не о том, что Григорий Александрович Потёмкин вряд ли когда-либо встречался с Пугачёвым – ведь руководителем комиссий по расследованию пугачёвского бунта был не он, а его троюродный брат, Павел Сергеевич Потёмкин. Но просто подумайте – именно так должен был бы поступить офицер? К тому же и не просто офицер: к моменту восстания Пугачёва он уже генерал, своим положением во многом обязанный именно Екатерине. Ведь в начале своей карьеры светлейший князь Таврический служил всего лишь вахмистром конной гвардии. Потом императрица собственноручно произвела его в подпоручики. В сериале же граф Орлов напоминает Екатерине: «Помните этого юношу, лейтенанта Потемкина?» Юношу! Лейтенанта! Консультанты-проходимцы снова всё спутали с Д’Артаньяном, лейтенантом королевских мушкетёров. Пожалуй, это главное, что нужно понять об уровне компетентности авторов этого фильма.
«Сериал Екатерина Великая – для людей, которые интересуются культурой и историей».
Ни много, ни мало – именно так написано в одной из рецензий на IMDB. К великому сожалению, это совершенно не соответствует действительности. Ни настоящей русской культуры, ни настоящей русской истории в этом сериале не увидеть. Это просто очень плохое псевдо-исторические кино про псевдо-Россию. С глупостями, ошибками, откровенной ложью и развесистой клюквой в угоду сегодняшней конъюнктуре.
Вы можете посмотреть выпуск нашего видеоблога, посвящённый сериалу «Екатерина Великая».
Ещё Владимир Ильич Ленин называл важнейшим из искусств кино. Современный обыватель любит ходить на премьеры и по вечерам смотреть сериалы. Киноиндустрия научилась делать впечатляющие проекты. Но увы! — пока глаза наслаждаются картинкой, мозг не успевает анализировать смыслы.
Увидев что-либо в фильме, «снятом на основе реальных событий», мы начинаем считать это чистой правдой. Хотя чаще всего исторические факты нагло фальсифицируют. Иногда ради повышения драматизма, а иногда и в угоду политической повестке.
Случайно ли русских в западных фильмах показывают угрюмыми дураками? Случайно ли плохие ливийцы появились в кино во время правления Муаммара Каддафи? Случайно ли Netflix и HBO выделяют миллионы долларов на исторические проекты? Нет-нет, такие «случайности» — не случайны.
Мы запускаем видеоблог об исторических фейках в современных фильмах и сериалах!
Первый выпуск посвящён мини-сериалу «Последние цари» (The Last Czars, Netflix, 2019). Этот кино-проект представляет зрителю исковерканную трактовку истории России начала XX века. Революция и события Первой мировой войны, фигура императора Николая II, его отречение от престола и гибель династии Романовых — всё искажено до неузнаваемости. Сериал стал настоящим анти-рекордсменом по числу подтасовок фактов и откровенной лжи.
Кто и зачем сделал такую грубую работу? Ошибка ли это, халтура или хитрый умысел? Кто авторы фильма и кто его исторические (якобы) консультанты? Ответы вы найдёте в этом видео:
Смотреть выпуск «Последние цари» на YouTube, Смотреть выпуск «Последние цари» во ВКонтакте, Смотреть выпуск «Последние цари» на RuTube.
Страница выпуска «Последние цари» на нашем сайте: https://vizivayteistorika.ru/video-poslednie-tsari/
XXI век перенасыщен информацией. Нас постоянно пронизывает информационный поток: мы смотрим сериалы, читаем новостные каналы, следим за любимыми блогерами, слушаем фоном включённое радио или подкаст. Мы в потоке — но не в ресурсе. Критическое мышление не справляется, не успевает осознать: что из увиденного правда, что художественно приукрашено, а что — откровенная ложь. Под рифму популярной песни, под красивую картинку нового блокбастера в наш разум незаметно проникает недостоверная информация. И вот уже кажется, что «я всегда это знал» и что «да это же всем известно».
Чтобы верно прогнозировать завтрашние события, нужно трезво оценить текущее положение дел. Но объективная оценка настоящего часто невозможна, если вы не знаете причин: что и как случилось в прошлом, чтобы состоялось сегодняшнее настоящее? Вот и получается: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим». (Джордж Оруэлл)
Именно история в информационном веке и стала ключевым пространством для трактовок, подтасовок и фальсификаций. Насколько твёрдо мы знаем своё прошлое? Что, если наши представления об истории — лишь набор стереотипов, накрепко вбитых в мозг массовой культурой? Что если режиссёры, журналисты, блогеры — лишь повторяют кем-то сфабрикованную ложь? Специально ли они это делают или сами наивно заблуждаются?
Мы создали проект «Вызывайте историка» потому что хотим разобраться сами и помочь разобраться вам. Засучив рукава, мы будем неторопливо и тщательно разбирать завалы исторических фейков. Выставлять напоказ ложь и предвзятость одиозных авторов показательными пруфлинками. Изобличать пропаганду, маскирующуюся под овечьей шкуркой псевдо-документалистики. Высмеивать лень поверхностных журналистов, почитающих википедию законом Божиим. И находить всё новые и новые интересные факты.
Ведь история — вовсе не сухие даты сражений или вереницы династических браков. Прежде всего это неисчерпаемая кладезь удивительных сюжетов, о которых вы даже не догадывались.
Вызывайте историка и давайте разбираться.
Анализируя на постоянной основе западные таблоиды, почувствовали, что настроения СМИ в разных странах Европы в последнее время не такие уж радужные, как перед контрнаступлением в начале лета 2023 года. Создается впечатление, что «король то голый» иными словами, чувствуется, что эта свора хотя еще не в полной мере осознала грядущий крах ее затеи с Украиной, но «под ложечкой у них уже засосало». До них дошло, что первый акт подходит к концу, а Владимир Путин еще не разыграл несколько значимых козырей.
Козырь номер 1: Россия не прекратила экспорт сырья на Запад, в том числе жизненно-важных для Соединенных Штатов ресурсов: обогащенный Уран (через казахскую компанию uranium one, контрольный пакет акций которой принадлежит России), литий, золото, алмазы и не удивительно, но нефть (через российский теневой флот).
Козырь номер 2: как ни странно ассиметричные ответы Западу, например, поставка оружия хуситам (старые советские противокорабельные ракеты, которые серьезным образом могли бы повлиять на американскую операцию в красном море), диверсионные операции на территории Запада (целями могут стать заводы по производству артиллерийских снарядов, склады гсм и различные военные объекты).
Козырь номер 3: Россия не проводила еще одну полноценную мобилизацию. Бесспорно, скрытая мобилизация в России продолжается и согласно заявлениям Андрея Белоусова в 2024 году в армию было призвано 427 тысяч новых военнослужащих (что дает нам примерную оценку в 30-40 тысяч человек ежемесячно), но это не полноценная мобилизация населения, которая, к счастью, маловероятно из-за тяжелейших экономических последствий (достаточно взглянуть, что в стране уровень безработицы чудовищно низкий меньше 2%, а это говорит о чрезвычайной перегрузке экономике, сюда еще можно включить невероятный рост заработных плат и становится понятно, что в государстве процветает кадровый голод и жуткая нехватка рук), которые ждут страну в случае начала таковой (да, мы уверенно говорим, что никакой мобилизации не будет, только если ситуация на фронте не станет резко катастрофической, как во время харьковского наступления ВСУ в сентябре 2022 года, когда фронта под Лиманом буквально не было).
Козырь 4: Россия не уничтожила на Украине массу военных целей. Ни мосты через Днепр, ни узлы связи (по сути все жд сообщение на Украине функционирует исправно), ни пункты управления не разрушены. В том числе Москва все еще воздерживается от ликвидации украинской верхушки, хотя сейчас пора бы уже задуматься об этой опции, ведь в Москве убит генерал-лейтенант Кириллов, где та грань?
Козырь 5: Прямые удары по прокси-силам США в Европе. Звучит, как бред, но если иностранные специалисты наводят западное оружие на Россию и бьют ракетами ATACMS по Крыму не является ли это нападением на нашу страну, хоть и не прямым с территории Американской прокси-силы? Россия вполне может ответить и ударить по польскому складу в Жешуве (главный перевалочный пункт для всех военных грузов, которые отправляются на нужды ВСУ).
То есть задушить Россию полностью не удалось ни экономически (тут, конечно, все не так однозначно, экономически у нас нет полного коллапса, но Москва не в состоянии тянуть такие гигантские расходы на оборонный сектор еще несколько лет, 2024 год был пиком возможностей России, теперь они начнут неуклонно сокращаться, экономика России переживает далеко не лучшие времена, в том числе из-за санкций, которые давят на российские высокотехнологичные отрасли, но они оказались не настолько смертоносными, коими их представляли на Западе), ни в силовом плане (тут и отражение контрнаступления ВСУ, остановка наступления противника в Курской области, да и вообще полная стратегическая инициатива в руках ВС РФ).
И, в первую очередь, эти предпанические настроения почувствовала Польша (которая на минуточку имеет один из самых больших процент расходов от ВВП на оборону, почти 6%). Вот что очень внятно пишет польское издание Myśl Polska.
Россия то практически не вводила санкций, Россия лишь смотрела на то, что делает Запад, кое-где отвечала, но главным принципом все эти 30 месяцев было то, о чем о Путин сказал 9 ноября 2024 года на одном из совещаний с правительством России: Главное, чтобы не в ущерб себе.
От себя добавим, что многие негодовали у нас в стране, почему, мол, Россия не душит Запад в ответ. Но президент и спросил, а зачем? Россия продолжает зарабатывать на Западе с помощью третьих стран, подставных компаний и теневого флота. Бюджет России за 6 лет, то есть буквально — с прошлых выборов по эти — вырос почти в 3 раза: от 16 триллионов до 42 трлн рублей. У нас столько денег и так раскочегарена промышленность, что даже идёт «перегрев экономики» (Это тема для отдельного поста, перегрев экономики также опасен, как и депрессия, то о чем мы писали выше про чудовищно низкую безработицу, которая скорее служит, как показатель проблем в стране, а не роста) мы еле успеваем осваивать прибыль, приходится задирать ключевую ставку ЦБ, с чем прекрасно справляется Э.Набиуллина.
Запад уже выдохся, так и стонет польское издание. И это лишь полбеды — у них впереди противостояние с Китаем! И вот сейчас, едва пережив разрыв с российской экономикой, они начнут отрезать себя ещё и от китайской. А российская экономика вовсе не «разорвана в клочья» — она развивается быстрее, чем экономики тех, кто ее пытался разорвать. Более того, в ответ на немыслимое количество санкций Россия готовит Западу контрудар. Европа в этой глобальной торговой войне пострадает больше всех (в первую очередь из-за нехватки дешевого энергосырья, план Вашингтона у вас перед глазами, оторвать Европу от дешевых российских энергоресурсов с помощью подрывов Северных потоков, втянуть в военный конфликт на Украине, чтобы, во-первых, закупали Американский СПГ и заказывали у штатовских компаний строительство терминалов для приема и дабы заказывали у Пентагона все больше и больше вооружений).
Президент Путин на совещании объявил о создании сырьевых альянсов (то есть картелей). На это заявление и отреагировали поляки.
«У России в этом отношении имеется хороший опыт, особенно в области сотрудничества с ОПЕК. С этой Организацией стран-экспортеров нефти в 2016 году, когда цены упали ниже 30 долларов, Россия создала альянс „ОПЕК+“, который вместе с Саудовской Аравией доминирует на рынке нефти. Это соглашение позволило повысить и стабилизировать цены, что приносит экспортерам нефти очень хорошую прибыль», — отмечает аналитик издания Анджей Шчещняк.
Путин заявил, что Россия может ограничить поставки на внешние рынки некоторого стратегического сырья, такого как уран, титан или никель, но не во вред себе. Об этом на совещании с членами правительства он призвал подумать. Президент акже обратил внимание на то, что если России ограничивают поставки ряда товаров, то почему и нашей стране не ввести ответные ограничения. Он подчеркнул, что Россия является лидером по запасу ряда стратегических видов сырья — по природному газу это почти 22% от мировых запасов, по золоту — почти 23%, по алмазам — почти 55%.
«Михаил Владимирович, у меня к вам просьба, вы посмотрите, пожалуйста, по некоторым видам товаров, которые мы в большом количестве поставляем на мировой рынок, — к нам ограничивают поставки ряда товаров, но, может быть, нам тоже подумать об определенных ограничениях. Уран, титан, никель.
Себе во вред только ничего не нужно делать», — обратился Путин к премьер-министру Михаилу Мишустину. «Принято», — ответил глава кабмина. А глава минприроды Александр Козлов заявил, что Россия контролирует 55% мировых запасов алмазов, 46% — палладия, 23% — золота и в целом есть потенциал для создания сырьевых альянсов, которые могут дать исключительные возможности для регулирования мировых рынков.
«Я очень прошу и вас, и руководство правительства подумать о том, что мною было сказано, и о том, что сейчас Александр Александрович подтвердил. Не спеша, спокойно, надо подумать, пообсуждаем», — сказал президент.
Мы невооруженным взглядом видим, что у Москвы еще масса рычагов давления на Соединенные Штаты и Европу, экономика России не разбита, но в 2025 году будет переживать далеко не лучшие времена (свертка строек, дефицит бюджета, который все-таки покроют с помощью ФНБ, перенасыщение оборонного сектора в ущерб другим отраслям) и это не может не отразиться на итогах Спецоперации, Россия вряд ли сможет тянуть настолько гигантские военные расходы еще несколько лет, кульминация близка, хотя то, что Россия наконец начала использовать рычаги против Запада (заявления Путина на встрече с Мишустиным) — однозначно, весьма и весьма позитивный знак.
Теперь стало ясно: власть в США захвачена технологическими монстрами, принадлежащими "Мафии PayPal" во главе с миллиардером Питером Тилем, входящим в состав Руководящего комитета небезызвестного "Бильдербергского клуба". Не только сам Дональд Трамп, но и вице-президент Джей Ди Вэнс избраны на высшие государственные должности за счёт и благодаря этой всесильной "Мафии", в том числе магнату Илону Маску.
Всем привет!
Как писалось ранее, проект "...Инженер-строитель, которому есть что сказать..." на данной платформе создан не только с целью продажи Авторского материала, рекламы Услуг, но и с целью:
Так как сфера строительства многогранная и делится на различные специфики: архитектура, проектирование, строительство, экспертиза, строительный и технический надзор и т.д., и каждому специалисту интересно своё направление, было принято решение для начала сформировать несколько спецпроектов по направлениям, которые мне близки и знакомы больше всего. Помимо всех специализаций, которые мне близки и знакомы, мне очень интересны темы: психологии взаимоотношений участников в кадровой политике; в принципе кадровая политика; психология строительных кадров, участников строительства и т. д. - именно, поэтому под это направление будет работать отельный проект, в котором может принять любой желающий единомышленник.
По данному направлению делимся, обсуждаем, анализируем, опровергаем, организовываем встречи раз в месяц (онлайн|оффлайн) и др.:
Каждый пост по настоящему направлению в "Названии поста" отмечается #читаемвместе
По данному направлению делимся, обсуждаем, анализируем, предлагаем услуги на разработку, организовываем встречи раз в месяц (онлайн|оффлайн) по вопросам связанных с:
Каждый пост по настоящему направлению в "Названии поста" отмечается #стройдок
По данному направлению обсуждаем, анализируем, предлагаем услуги, организовываем встречи раз в месяц (онлайн|оффлайн) по вопросам связанных с:
Каждый пост по настоящему направлению в "Названии поста" отмечается #стройка
По данному направлению обсуждаем, анализируем, предлагаем решения, организовываем встречи раз в месяц (онлайн|оффлайн) по вопросам связанных с:
Каждый пост по настоящему направлению в "Названии поста" отмечается #кадрырешаютвсё
Для всех моих зрителей, кто за мной следует, ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!
ДЛЯ ВАС ОТКРЫТА регистрации НА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ
«Живём в Традиции» на новой РУССКОЙ платформе, Sponsr.ru!
НА СТРАНИЦЕ ПРОЕКТА ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ДОСТУП К ЭКСКЛЮЗИВНОМУ МАТЕРИАЛУ, КОТОРОЙ ДОСТУПЕН ТОЛЬКО НА ЭТОМ РЕСУРСЕ!!! А ТАКЖЕ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТАХ НАШЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО КЛУБА, ПРАКТИКУЯ ЖИЗНЬ В ТРАДИЦИИ, ПРИМЕНЯЯ САКРАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ!
https://sponsr.ru/zhivivtradicii/ - ССЫЛКА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ НА Sponsr.ru - ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
____________________________________________
Мы в Telegram:
https://t.me/vedmed_zdravomislie999
Официальный сайт:
🐻МЕТАФИЗИЧЕСКИ: СРЕЗАННЫЙ ЦВЕТОК - ЭТО СИМВОЛ ФАЛЛОСА!
КОГДА ВЫ ТАМ ПРИНИМАЕТЕ ЭТИ ЧЛЕНЫ. ПОМНИТЕ - ЗАЧЕМ ВАМ ЖЕНСКОЕ ТЕЛО ДАНО... И ЖЕНСКАЯ ПРОГРАММА, НА ЖИЗНЬ!
ОСОБЕННО ШИЗОФРЕНИЧНО ВЫГЛЯДИТ ДАРЕНИЕ ТЮЛЬПАНЧИКОВ ЧЛЕНОВ, ПОДРУГОЙ ПОДРУГЕ! БАБЫ ДАВНО СОШЛИ С УМА, И ПРОДОЛЖАЮТ ДЕГРАДИРОВАТЬ...
С ДРУГОЙ СТОРОНЫ - ЕСЛИ БЫ НЕ ЭТИ ЧЛЕНЫ, НА 8 МАРТА - ВООБЩЕ БЫ ТАМ У БАБОНЕК, МХОМ ВСЁ БЫ, ЗАРОСЛО...ПРАЗДНОВАТЬ ПРАЗДНИК ДЕМОНИЗАЦИИ ЖЕНЩИН - ЭТО КОНЕЧНО ДНИЩЕ...
🐻НАСТАВНИЦА В ТРАДИЦИИ
📲ЯРА МИРА
+79117167860
🔴ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
НАСТАВНИЧЕСТВО :
https://taplink.cc/probudi_sebja
Поделись с другими!
Приветствую, Вы на канале "Планета Земля". Здесь мы будем изучать интересные факты о нашей Земле. Животный мир, растения, природные явления, география и многое другое. Подписывайтесь, Вы не пожалеете!
Байкал - творение уникальной красоты. "Уникальное" значит особенное, единственное, неповторимое. Байкал и есть край такой небывалой, сказочно волшебной красоты, и именно это делает его особенно ценным для человечества. Его по праву называют одним из чудес света, драгоценным даром природы, музеем древностей, священным сибирским морем. Байкал живет загадочной, глубокой внутренней жизнью, ее сокровенная суть скрыта за семью печатями. 0н неохотно расстается с вековыми тайнами, не поддается набегам ученых, писателей, художников, поэтов. В золотой фонд байкаловедения новые знания приносятся по крупицам. Чтобы познать природу Байкала обстоятельно, не хватит жизни, поэтому дорогие друзья мы с вами рассмотрим общую картину и кому станет интересно обязательно рассмотрит его тщательнее. Поехали!
Британское министерство обороны срочно ищет разработчика платформы для быстрого запуска дронов из гражданских фургонов. Чего именно хотят британские военные и является ли это следствием «украинизации» армии одного из столпов НАТО — рассказываем в нашем материале.
Специально для вас подобрал мощную подборку статей с разбором идеологий и взглядов самых интересных и обсуждаемых украинских и русских праворадикальных лидеров, с 2014 года воевавших против пророссийских сил на Донбассе, а сегодня на СВО. Кто они, от чего отталкиваются и чем руководствуются в своей идеи?
Дмитрий Ярош и украинский национализм. Украина должна быть независимой от России?
Денис Капустин и РДК. Мысли русских ультраправых националистов о будущем России.
Одни называют их власовцами и предателями Родины, другие же борцами с системой и режимом Владимира Путина. Русские ультраправые националисты, оппозиционеры, российские пленные, пожелавшие воевать за Украину, и украинцы с российским гражданством — что их всех объединило и подтолкнуло воевать под знамёнами Киева? На чем базируется идеология русских, пошедших добровольно убивать других русских?
Какие причины на самом деле стоят за конфликтом Дональда Трампа и Илона Маска?
Начиная с 1 июня 2025 и по настоящий момент хохлы и западные СМИ публикуют все новые и новые материалы, призванные рассеять любые сомнения в успешном успехе — видео, спутниковые снимки и «анализы авторитетных аналитиков». Но выглядит всё, будто бы они уговаривают аудиторию поверить. Мы решили изучить новые материалы и дать справедливую оценку увиденному. Результатами делимся в нашем новом материале.
Чаще всего под Гражданской войной понимают такую растянувшуюся во времени революцию. Если сразу она не победила, военные действия идут долго – это уже гражданская война.
Это определение неточное. Считают, что Гражданская война – это когда воюют друг с другом два или больше правительства. Какая бы смута не творилась, но пока не появилось два враждующих правительства, и гражданской войны вроде бы нет...
Накал страстей и истеричного визжания несколько спал, и мы решили спокойно проанализировать известные факты о событиях 31 мая – 1 июня.