Последние события на той стороне географии и наметившийся исполинский размах нового «золотого века» Соединенных Штатов явно не дадут заскучать никому из граждан шара земного на ближайшие четыре года. Прошедшая 20 января 2025 года инаугурация 47-го (бывшего 45-го) президента США Дональда Трампа и развернувшееся вокруг нее шоу приковало всех экспертов и журналистов к экранам ноутбуков.
Наблюдая за красочной церемонией, нарядом первой леди США и «опрометчивым» римским салютом (как бы он там ни назывался) в исполнении бывшего главного любимца либералов, многие не заметили главного. Соединённые Штаты в исполнении главных шоуменов эпохи скормили мировому «обществу спектакля» огромный кусок из обещаний, заготовок и словесных «чеховских ружей». Которые, видит Бог, начнут разряжаться одно за другим в ближайшие годы. Во всей этой бешеной какофонии у каждого из нас есть выбор — непростой, но крайне важный.
О том, как начало правления Дональда Трампа всколыхнуло жизнь государства Российского, как парижский философ предсказал «плотную зигу» Илона Маска, и как выжить среди этой смертной любви жаб и гадюк мирового значения, рассуждает руководитель военно-политического Telegram-канала Astra Militarum Николай Андреев (Комиссар Яррик).
Круги на воде
Не унимаются товарищи телеграмеры, медийщики и прочие сердобольные граждане — аж прям кушать не могут. Прошедший давеча «суперпонедельник» в единственной оставшейся сверхдержаве всколыхнул умы значительной части наших сограждан — хотя, казалось бы, где Америка, а где мы? У нас ведь свои заботы — нам надо продолжать СВО и жечь украинские танки, щедро отсыпаемые киевскому режиму о стороны главных инициаторов вчерашнего хеппенинга. Да и на внутренних фронтах не все гладко: там надо разобраться, здесь подкрутить, тут забить торчащие гвозди — и хвала Аллаху, если найдется подходящий микроскоп. А то ведь и руками приходится вколачивать.
Короче, забот хватает в наших северных широтах. Но увы, приходится принимать тот факт, что при любом входе в сеть Интернет 20–21 января 2025 года мы неизбежно натыкаемся на вагон сообщений о том, что произошло сегодня в Вашингтоне. Любая информационная гигиена в эти дни рискует моментально обрушиться под шквалом месседжей — про первые указы Трампа, про интересный брошенный жест Илона Маска, про шляпу старухи Шапокляк на голове Мелании Трамп. Видит Бог, про королевскую семью Великобритании — и то судачат в наших широтах меньше, чем про разгул американкой демократии.
Разгадка здесь, конечно же, очевидна. Соединенные Штаты были и остаются ключевым «центром принятия решений» в отношении многочисленных военных конфликтов и очагов нестабильности по всему миру. И вполне понятно в таком разрезе пристальное изучение поведения наших прямых противников — если мы не можем в силу ядерного паритета и собственной адекватности ударить по территории нашего заклятого «партнера по политическому процессу», мы можем разве что препарировать происходящее. И с задумчивостью, достойной платоновской Академии, рассматривать круги от падающих в воду камней.
Другое дело, что рвать душу на британский флаг и НАСТОЛЬКО пристально вглядываться в воду неразумно. Иначе, как гласит древняя мудрость, бездна начнет всматриваться в тебя, а это уже для здоровья не полезно. Но поскольку круги на воде не унимаются, а состояние трэша-угара-содомии в США только набирает обороты, надо бы немного расставить акценты по прошедшим событиям. Потому что за этими самыми разошедшимися по воде кругами обыватель часто не видит главного — что его осознанно, смачно и с удовольствием дурят.
Новый этап правления Трампа, а вместе с ним — фактический вход во власть молодых и злобных акул капитала в лица Илона Маска и Джеффа Безоса — это не просто очередной виток сменяемости власти в США. По факту, мы наблюдаем с вами очередную серию большого американского шоу, которое они насильно распространили на весь мир — и уж кому, как не двум шоуменам капитализма в лице Трампа и Маска, не знать, как работают рычаги этого безумного карнавала?
Публика взахлеб разносит отдельные элементы этого представления, первые лица успешно играют свои роли — вкидывая отдельные элементы на потеху довольной публике. Во всем хаосе пестрых заголовков и не менее пестрых идей, как-то затерялась ключевая формула, которая описывает весь этот балаган. Не каждый осознает тот факт, что современный человек погряз по уши в бесконечном «спектакле» мировой истории.
Ольга Бонч-Осмоловская, кандидат исторических наук, востоковед, руководитель проекта Laboratorium Orientale:
«Суть и правда утонут в этом аудиовизуальном шуме. Всего слишком много, — все посмеются два дня и забудут. Между тем шаг сделан, знак подан, указы подписываются. И это программа, рассчитанная отнюдь не на два дня».
Трансформировавшись из общества Нового времени, даже шире — из общества эпохи постмодерна, мир наконец поддался происходящим тенденциям внешней энтропии (не все, слава Богу, но наши исключения лишь подтверждают правила) и создал настоящего монстра. Общество, в котором любой голос разума и здравого смысла утопает в бесконечном смехе толпы и глупых пересудов о жестах и нарядах.
Инагурация Трампа де-факто стала кульминацией Общества Спектакля.
Движение неживого
Я не случайно применяю к происходящему этот термин, данный философом-ситуационистом Ги Дебором — «общество спектакля». Если кто не в курсе, прочтите одноимённую книгу и комментарии к ней за авторством Дебора, оно того точно стоит. Показателен тот факт, что один из пророков современности (того самого постмодерна и постиронии), который охарактеризовал четкий приговор нашей с вами реальности еще в 60-х, всю свою жизнь провел в нищете и алкоголизме, а уже незадолго перед началом нашего века совершил [роскомнадзор].
В чем суть теории Дебора, если пояснять на пальцах? Если коротко, всё, что раньше переживалось непосредственно, с началом современности было оттеснено в представление, и только в представлении людей переживается. Спектакль — это в первую очередь разговор об иллюзиях и их пестование современным человеком; и неслучайно автор ставит в эпиграф книги цитату из Фейербаха — в нашу эпоху «лишь иллюзия обладает святостью, истина же профанирована».
Ги Дебор, «Общество спектакля», 1967 г.:
«Образы, оторванные от различных аспектов жизни, теперь слились в едином бурлящем потоке, в котором былое единство жизни уже не восстановить. Реальность, рассматриваемая по частям, является к нам уже в качестве собственной целостности, в виде особого, самостоятельного псевдомира, доступного лишь созерцанию. Все образы окружающего мира собрались в самостоятельном мире образов, насквозь пропитанном кичливой ложью. Спектакль вообще, как конкретное отрицание жизни, есть самостоятельное движение неживого».
Важным моментом теории Дебора стало то, что первую скрипку в «обществе спектакля» играют не идеологии, не религия. Нет больше больших и великих идей, которые способны вести народные массы к чему-либо общему. Власть в обществе спектакля принадлежит современным СМИ, успешно отыгрывающим шоуменам-политикам, мэтрам культуры (вот вам и ответ, почему у нас внимают актерам и певцам, имеющим явно антигосударственную позицию) — и крупному капиталу, щедро спонсирующему страсть общества к потреблению в неограниченном количестве. Личная свобода в этом состоянии становится полной иллюзией: человек фактически отчужден от реальности, которую ему успешно подменяет спектакль.
Примечательно, что в комментариях к «Обществу спектакля», написанных незадолго до смерти, Дебор отмечает: накал вечного и непрекращающегося карнавала развивался и будет развиваться дальше. После крушения советской системы, предлагавшей «концентрированный» спектакль (основанный на запрещении всего, что противоречит выстроенной модели), силами западного мира будет построен новый вариант системы представления. По мысли философа, нас ждал «интегрированный» спектакль — диктат потребления, помноженный на сильный аппарат принуждения и отчуждения.
Ги Дебор, «Комментарии к Обществу спектакля», 1988 г.:
«И хотя старые книги, как, впрочем, и старые здания и другие произведения искусства, всё ещё оказывают какое-то влияние, однако оно уже обречено и постепенно сходит на нет; ещё чаще все эти артефакты прошлого выделяют и классифицируют с целью поставить их в услужение спектаклю. Ни в культуре, ни в природе уже не осталось ничего такого, что бы ни было запятнано, исковеркано соответственно с потребностями современной промышленности. Даже генетика отныне готова прислуживать этой господствующей силе. Правительство спектакля, отныне обладающее всеми средствами для контроля в целом над производством и восприятием, добивается не только господства над прошлым и настоящим, но и свободно начинает создавать планы по изменению даже далёкого будущего. Никто не следит за его правлением, а потому все его суждения неизменно претворяются в жизнь»
Увы, философа-ситуациониста уже лет 30 нет на свете — но только сейчас люди доросли до его теории; а ведь когда Дебор был жив, он жаловался, что выход его книги заметят «от силы пятьдесят или шестьдесят человек». Воистину, нет пророка в своем отечестве. Правда, и идеи Дебора оказались подчинены логике «спектакля»: если 10 лет назад ваш покорный слуга чудом нашел экземпляр «Общества спектакля», изданного ограниченным тиражом — то сейчас главная книга современности спокойно лежит на прилавках книжных магазинов.
Внимают ли идеям Дебора люди? Нет. А очень напрасно. Потому что их самый черный и суровый извод мы видим прямо сейчас по ту сторону земного шара.
Звериный оскал «спектакля»
В обществе спектакля нужно создавать больше шоу, чтобы народ не задавался разумными вопросами. Например, о мировой экспансии и прочих «благах американской демократии». О том, что такое на самом деле «золотой век» Америки. Впрочем, гадать тут не приходится: в отличие от блюза, когда «хорошему человеку плохо», Америке хорошо только тогда, когда всем остальным максимально хреново. Именно эту пропозицию потихоньку сейчас начинает раскручивать Трамп, объявляя о переименовании Мексиканского залива, о готовности получить контроль над Панамским каналом.
Или — что особенно внушает опасения вашему покорному слуге — заявляя о грядущем завершении конфликта на Украине. Уже сейчас понятно: президент США как умелый торгаш и бизнесмен предложит России некую «сделку», с которой якобы уже согласен уже год как нелегитимный президент Украины Владимир Зеленский. Но здесь-то как раз и зарыто лукавство Трампа: за эффектными словами он скрывает нож, который с легкостью может вонзиться в незащищенное подбрюшье собеседника. В этом смысле сделка Трампа рискует повторить ситуацию 2015 года, когда (и это признавал даже Верховный главнокомандующий РФ) западные игроки и не думали устанавливать мир на базе Минских соглашений (что уж говорить о Киеве).
Мне особенно больно, что очарование трампизмом постигло и значительную часть нашей мыслящей элиты. Товарищи — вы либо слишком наивны, либо живете в собственном манямирке с березками и хороводами, либо врёте самим себе! Мы может сколько угодно поднимать заявления Трампа на смех, но очевидно главное: президент враждебной нам державы даже в теории не может быть другом России. А даже если бы он таковым и являлся — скажите: чего стоили дружеские отношения Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри, когда американские самолеты бомбили позиции сирийской армии в осажденном Дейр-эз-Зоре в 16 м году? Правильно — не стоили и ломаного гроша!
Вспомните, как радовались прошлому приходу Трампа все, кому не лень в российском медиаболоте. Сколько продлилась эта радость «общества спектакля»? Примерно до апреля 2017 года, когда Трамп отправил «Томагавки» на авиабазу Шайрат под Хомсом. Примерно до того времени, как Трамп не задумал убить лидера Сирии Башара Асада (да, представьте, и такое было!). Нет в политике дружбы, и не будет никогда. Особенно — между США и Россией, которые, как бы ни мечтал Владислав Сурков о «союзе северных государств», никогда не объединятся и никогда не найдут точки соприкосновения. Быстрее Земля налетит на небесную ось…
Давеча и на ближайшие четыре года мы наблюдали, наблюдаем и будем наблюдать очередной такой же спектакль. Эффектный шоумен Трамп будет умело разыгрывать карту «ультра-традиционалиста», в то время, как вся планета вновь будет покрываться точками «чрезвычайного положения». Зеленский, сколько бы нам не свистели про «сделку», не собирается просто так сдавать свои позиции, условный Нетаньяху будет как в сообщающихся сосудах перетаскивать войска из сектора Газа на Западный берег реки Иордан, а американские солдаты будут ждать сигнала на границе с Мексикой, около Великих американских озер — или в Гренландии.
На этом фоне «плотная зига» Илона Маска настолько незначительна, что даже выяснять, что она собой представляет, не имеет никакого смысла. Всё это — лишь маленькие отголоски, лишь яркий блеск спектакля, который скрывает настоящий звериный оскал американской демократии.
Естественно, при изучении текущей обстановки невольно возникнет закономерный вопрос — а что нам со всем этим делать? За ширмой общества спектакля скрывается еще более опасный враг, с которым предстоит столкнуться лицом к лицу — и это будет не так легко, поскольку в карнавальном угаре сгорели маски «повесточки», «инклюзивности» и прочих ересей современности. А что мы можем этому противопоставить? «Легко быть белым на чёрном фоне. Что мы сделаем для того, чтобы быть белыми, не глядя на фон? Сами по себе?» — справедливый вопрос архиепископа Зеленоградского Саввы (Тутунова) относится не только к нашему внутреннему мироустройству.
Он в первую очередь о том — готовы ли мы дальше стоять на своих позициях? Готовы ли мы противостоять вселенскому «обществу спектакля», пытаясь излечить себя от излишней склонности к трагифарсу? Чего стоят наши слова и наши действия сегодня — когда голос Разума утопает в бесчинстве спектакля? Коль уж защищаешь интересы России — будь так добр, сдеай все, что от тебя зависит здесь и сейчас: пусть и малыми шагами и малыми делами, но в общих усилиях?
Это вопрос не в пустоту. Это вопрос — к каждому из нас:
«Ты готов отказаться от участия в обществе спектакля и вспомнить, что ты — человек?»
Автор: Николай Андреев (Комиссар Яррик)