Восстановленный Ил-2 летит в Берлин
Интересное видео о том как подняли и восстановили Ил-2 и совершили великолепный перелёт. Такие истории чрезвычайно вдохновляют!
Интересное видео о том как подняли и восстановили Ил-2 и совершили великолепный перелёт. Такие истории чрезвычайно вдохновляют!
Сегодня мы начинаем серию статей о Лидии Владимировне Литвяк. Статьи будут рассказывать вам о самых разных аспектах жизни легендарной советс
Этот фильм не планировался (естественно) к прокату в России, поэтому нам пришлось сделать свой собственный перевод.
Воспоминание о былом.
Школа Сюэ
Глава 1 — Услышав о нем, люди отвернулись
Сюэ Дянь (1887 — 1953) уроженец уезда Шулу, провинции Хэбэй. Учился у мастера Ли Цуньи, а позднее поклонился мастеру Ли Чжэньбаню из Шаньси и мастеру Линкун из Утайшань. После возвращения из Шаньси, заведовал академией боевых искусств (гуошугуань) в Тяньцзине. Написал учебное пособие «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства».
Не так давно, (я) увидел переиздание старых пособий по боевым искусствам, среди которых была книга «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства» 1933 года. Вздохнув, я вспомнил об ушедшем (времени) шестидесятилетней давности.
Моя молодость пришлась на эпоху Сюэ Дяня. Его имя гремело на каждом углу и унаследовав стиль боя Ли Цуньи, он заведовал работой в академии гуошу, день за днем приумножая славу синьицюань. В наших глазах он был почти что богом, человеком великих дел.
Два моих учителя, Тан Вэйлу и Шан Юнсянь, были очень близки с ним. Окрепнув телом, (я) решил что взрастил гунфу и подумывал вызвать его на бой. Ведь если доходишь до первого этапа постижения синъицюань «видимой силы» (明劲 — минцзинь), то просто необходимо испробовать себя в бою.
Сказав об этом учителю Шану, тот ничего не ответил. А когда через пару дней из Нинхэ приехал учитель Тан, то (он) жестко отчитал меня. «Ты не понимаешь. Он демонически быстр и свободно переходит от одного действия к другому. И хотя внешне (Сюэ Дянь) похож на школьного учителя, в бою его взгляд обретает звериные черты, ввергая в страх даже крепких духом».
Шан Юнсян отдыхал в дворике своего дома. Мастер Тан подвел меня к нему и подкинув ногой тыкву горлянку, протянул ее мне со словами: «Пробьешь ударом насквозь, тогда можешь вызвать Сюэ на бой». Помню, как его пристальный взгляд смутил и опустошил меня. И хотя тыква настолько мягка, что и ребенок пробьет ее, я не смог поднять рук. Увидев как мое эго ушло, мастер Тан сказал: «Сюэ считается твоим дядей по школе. Вызвав его на бой, ты поднимешь всех нас на смех. Он наиболее известный (среди нас) и стоит понимать, что лучше оберегать его (имя)».
Как-то, я помог другу мастера Тана отбиться от шпаны на улице. Этому старику было около 70 лет, хотя он выглядел достаточно крепким. В благодарность, он пригласил меня к себе, и мы проговорили весь вечер. Дойдя до Сюэ, он рассказал, что тот был поздним учеником Ли Цуньи, и мастер часто расхваливал его перед другими.
Как-то раз, Сюэ Дянь и его старший брат Фу Чанжун подрались на втором этаже ресторана. Сюе сказал: «Здесь не место для драки», на что Фу ответил: «Мне и не понадобиться много места, чтобы побить тебя». Сюэ торопливо подал руку вперед, а Фу выполнил прием «ладонь оборачивающего тела» и скинул Сюэ через перилла, со второго этажа вниз. Упав, окружающие подумали, что он сломал кости и не сможет встать. Однако, с легкостью вскочив, Сюэ крикнул: «Я еще приду к тебе» и ушел.
После этого он пропал. Лишь когда умер Ли Цуньи он появился вновь. Сам Сюэ рассказывал, что поселился в горах Утайшань. Он редко упоминал об обучении у мастера Ли и в основном, утверждал что обучался у старого монаха — Усю Линкун (Старик небесной пустоты). Будто тому было 120 лет, что выглядело как мистификация и мало кто верил в это.
Но разве мог Сюэ Дянь постичь боевое искусство у того, кого никогда и не было? Само имя «Старик небесной пустоты» говорит что его нет. А имя небесный или духовной пустоты очень напоминает фразу — «уходящий в небо», т. е. уходящий в нирвану. Не намек ли это на термин «условной реальности» в буддизме? Также возраст 120 лет это 2 полных цикла традиционного календаря. Подсказка на то, что человек дважды родился?
Видимо, то поражение повлияло на Сюэ, и он сам изгнал себя из школы. Будто решил, что подвел мастера и придумал мистическую линию передачи от неведомого монаха. И хотя это только догадка, мне кажется, что монах существовал на самом деле. Лишь имя было другим, а какое, (я) уже и позабыл.
Вернувшись, он выглядел очень открытым. Но люди не могли разглядеть того, что было (в нем). Как-то, он продемонстрировал свое мастерство на собрании практикующих. Всего несколько шагов, словно танец. Но в каждом действии его тела, была невероятная согласованность, что-то звериное, заставляющее застыть всех смотрящих. Невероятное, очень необычное состояние ци, цзинь, шэнь. Тут же кто-то начал говорить, что его тело обрело волшебные метаморфозы. И закончив демонстрацию, он вызвал Фу Чанжуна на бой.
Я слышал, что это жутко перепугало Шан Юнсяна. «Мы все братья одной школы! Конечно, мы не так близки, как кровные, но наши связи ближе, чем с двоюродными! Как же можно биться до смерти?!» — закричал он. И в итоге отговорил Сюэ от боя. А после, на правах старшего (брата), уговорил взять на себя обучение группы Ли Цуньи и возглавить тяньцзиньскую академию гуошу.
Несмотря на то, что преподавание боевых искусств проходило под лозунгами укрепления страны и народа, в синъицюань есть строгое правило, не допускать повсеместной передачи учения. Поэтому многие материалы и книги по стилю касались лишь общих вещей. Только дойдя до определенного момента, ты мог понимать значения наставлений.
И напомню, что это была эпоха кризисов. В этих условиях, Сюэ Дянь раздумывал, как создать материал для быстрого самообучения стилю. Так и появилась книга «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства». Те, кто получил истинную передачу, посмотрев, тут же понимали, о чем идет речь. Конечно было понятно, что это синъицюань. Получается, что таким образом он хотел избежать нарушения правил и назвал книгу искусство образов и форм, а не синъицюань?
Это догадка, но «искусство образов и форм» и синъицюань имеют общую, древнюю связь. Ее написание было словно надеждой, на побуждение к самоотверженности практикующих. Ведь боевое искусство — это искусство движения, которое должно передаваться от человека у которого ты учишься на примере. И лишь потом, (ты) можешь осмыслять (технику) самостоятельно. Поэтому не получиться заложить хорошую основу по книгам, практикуя без учителя.
Так несмотря на его известность, поражение в том бою оставило отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Погиб он трагично. (В 1953 году его расстреляли как члена религиозного культа). И долгое время знающие его люди, предпочитали не говорить о нем и не особо почитали его последователей.
Книга же написана красивым и простым языком. Трудно встретить столь чистый и ясный слог, где читатель быстро вникает в суть и может самостоятельно заниматься изучением разделов (книги).
Многие знают, что одной из ключевых особенностей синъицюань, является практика стояния. Но вот как стоять, не ясно. В некоторых книгах говорится лишь о том, что нужно подтянуть макушку, язык, уши, нос. О том, что нельзя двигаться. Словно совершаешь буддийскую практику созерцания. И чем дольше стоишь неподвижно, тем лучше. Это ошибочное мнение. Если будешь держать себя, создашь напряжения мышц и лишь испытаешь разочарование (со временем).
Здесь открывается небольшой секрет. Практика стояния — это о движении. Не о практике неподвижного созерцания, а медленная тренировка (движения). Сюэ Дянь говорил так: «Методы стояния — это медленная практика. Медленно, посредством духа и намерения, приходишь в движение, раскрывая четыре конечности». Только об очень медленном (движении), что непонимающие люди этого не замечают.
Эти слова «Медленно посредством духа и намерения приходить в движение» на вес золота. Они разъясняют, что эффект от стояния направлен на: «чистоту (здоровья) внутренних органов, раскрытые каналы и меридианы, крепость костей, костного мозга и наполненность жизненных сил». Особенно есть указание на то, что «обостренная (острая) реакция нервной системы» это ошибочный результат тренировки.
2. 11 глава. 12 раздел. О дыхании.
Многие знают что синъицюань это искусство внутренней семьи. Получается, что посредством кулачного искусства, можно постичь путь (дао). Но в трактатах только описание тренировки боевого и очень смутно (простыми словами из даосского канона) описано, как же можно постичь путь. Сюэ говорит о цельном дыхании тела, как о методике (синъицюань) для вступления на него. В его тексте сказано: «Со всех сторон (тела), из всех малых пор, поднимается словно пар иль туман дыхание тела». Это и есть мастерство. Именно так дышит дух. Не получив истинной передачи, не усердствуя в практике — не дойдешь до предела и сложно будет вступить на путь.
3. Первый том. 6 глава. Первый раздел. Пять методов сплетаются в жемчужную нить.
В практике синъицюань есть понятие «кружевные руки» (圈手). Еще технику называют — «ветер раскачивает иву». Этими движениями можно как атаковать (противника), так и укрепить тело. Говорят в ней хранится главная суть кулака пяти элементов и форм двенадцати зверей. Не получившие передачу, предполагают, что это такая же практика, как и облачные руки тайцзицюань, где двумя руками (практикующий) описывает круг.
В действительности же, это похожая практика, но круг описывается не только двумя руками, а все тело приходит в движение.
Синъицюань использует понятия кулака пяти первоэлементов: метала, дерева, воды, огня, земли. Им соответствуют усилия: рубящего, пробивающего, буравящего, взрывного, горизонтального кулаков. Сюэ в своей книге свел их к понятиям: «полета, облака, встряхивания, колыхания, вращения». Так два понятия «полета» и «облака» взяты из фехтования. И (знающие) сразу могут угадать в этом методы изменения кулаков пяти первоэлементов из синъицюань. Словно изменили суп, не изменив его наполнения.
Но если серьезно, то его пять методов взяты не из кулака пяти элементов. Даже кружевные руки имеют очень древнее происхождение. Поэтому лучше уделить внимания изучению того, как он нанизывает пять методов в эту жемчужную нить и как он разъясняет их суть и различия.
Перевел Хван Кирилл. 2023
Реальные образцы (более 30!) древкового оружия из коллекций ведущих музеев мира.
В этом видеоролике мы расскажем, где находится магазин Челахова в Пятигорске, и какие сюжеты из романа «Герой нашего времени» с ним связаны.
ПРОЕКТ «В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО»
Проект предполагает создание сети эколого-культурных, туристических маршрутов, связанных с исследованием, восстановлением и создания уникальной просветительской и краеведческой инфраструктуры былого исторического облика городов и посёлков Кавказских Минеральных вод.
Видеопрезентация: https://youtu.be/EJlLkOZNu_4.
ПЯТИГОРСК. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ «ЛЕРМОНТОВСКИЙ»
Подключайся к нашим экскурсиям вместе с нами. Проведите экскурсионный день на Кавминводах вместе с нами. Запишись на нашу экскурсию: https://vk.me/join/6Ui6lX7835l7p9UQwtYNFDaHStVI7thK8Zw=. Присоединяйся к участию в проектах и программах молодёжного общественного движения.
Не пропусти новые видеоуроки, вебинары и проекты! Прошу вас подписаться на канал, отметить комментариями и лайками для продвижения полезного контента: https://www.youtube.com/channel/UCln0aW7DdQ1qCu7e0DEhkcg.
Виртуальные экскурсии по Кавказским Минеральным водам: https://www.youtube.com/playlist?list=PLzy77CTPR0FgFBj5sQgCZjmTCbfDDhGTM.
На канале выложены (в бесплатном доступе) около 1000 видеоуроков по гуманитарным предметам, видеоучебник по социальному проектированию (100 видео о том, как сделать проект), видеоматериалы социально значимых проектов в области развития детского и молодёжного общественного движения.
#история #регионоведение #краеведение #гид #экскурсия #Ставрополье #кмв #кавминводы #пятигорск #магазинчелахова #геройнашеговремени #княжнамери #печорин #лермонтов #педагог #учитель #учительистории #воспитание #образование #детскийактив #детскоеобъединение #проект #социальныйпроект #молодежныйпроект
Эксклюзивные Исторические Фотографии
Как-то не особенно принято в среде приверженцев воинских искусств отмечать какие-то важные даты. Например, дни рождения основателей различных стилей. Тортики на тренировку, мне кажется, по таким случаям в додзё люди не приносят.
А вот вспомнить лидеров школ их последователям бывает очень полезно. И важно. А тут как раз значимый повод. 12 июня 1897 года на острове Кумэдзима, одном из островов архипелага Рюкю, родился человек, ставший впоследствии самой яркой фигурой окинавского кобудо середины ХХ века. Известный историк Патрик МакКарти сравнивал его в Фунакоси Гитином, но на поприще окинавских оружейных, а не безоружных традиций. И если присмотреться, огромное количество современных школ кобудо так или иначе соприкасается с наследием, оставленным им.
Речь о Тайра Синкэн (урождённый Маэдзато Синкэн). Чем же он заслужил такого сравнения? Давайте разберёмся.
В юности Тайра Синкэн не помышлял о судьбе приверженца будо. Но в молодые годы, работая на рудниках по добыче серы, попал под завал и серьёзно повредил одну ногу, сросшуюся неправильно. Хромать ему, между прочим, пришлось до самой смерти. Тайра очень переживал, что его увечье является поводом насмешек многих сверстников. И когда судьба в 1922 году забросила его в Токио на работу, он решил осваивать дзюдо, чтобы стать сильнее и в случае чего навалять каждому, кто его захочет оскорбить. Вид будо, созданный усилиями великого популяризатора Кано Дзигоро в тот период гремел на всю страну. Но… до зала дзюдо наш герой не дошёл, познакомившись со своим соотечественником Фунакоси Гитином. Тем самым мастером Фунакоси, приложившим немало усилий для ознакомления японцев с окинавским каратэ. С занятий у Фунакоси и началось путешествие Тайра в огромный мир воинских рукопашных дисциплин.
Относительно скоро, в 1929 году в том же Токио судьба свела Тайра Синкэн с другим окинавским мастером — Ябику Модэн. Тот перебрался в столицу империи ещё в 1911 году, тут же трудился, а также пытался продвигать воинские искусства Окинавы. Считается, что он основал тогда некое Общество по изучению рюкюсского кобудо.
Конечно, результаты его труда никак не сравнимы с успехом Фунакоси. Тем не менее, в формирующейся в 20-ые годы среде приверженцев каратэ он был известен и контактировал со всеми ведущими мастерами. За плечами его была учёба у ведущих специалистов на родной Окинаве. Ябику учился каратэ непосредственно у Итосу Анко. А тот, пожалуй, был центральной фигурой всего окинавского каратэ, и его эксперимент со внедрением воинского искусства в программу физвоспитания школ, а затем и специальных профессиональных заведений оказался важной вехой в деле распротранения «пустой руки» в Японии и мире.
Итосу, как известно, сконцентрировался на безоружном бое (хотя определённо что-то оружейное изучал) . Поэтому технику бо Ябику постигал под руководством Тинэн Масанра по прозвищу Яманни-усумэ, человека-предтечи школы бо-дзюцу Яманни-рю. Именно с его именем связано формирование того набора ката с шестом, которое позже оформилось в школу Яманни-рю. Тинэн отрабатывал и преподавал ката Сюси-но кун, Сакугава-но кун и некоторые другие. Вероятно, также ката, носящее имя его однофамильца Тинэн Сикиянака-но кун. Тинэн Масанра также придумал Ёнэгава-но кун. В молодости ездил на остров Цукэндзима, чтобы разучить и сохранить уникальные местные традиции боя шестом. Сложно сказать, какие именно ката он привёз. Считается, что это были Цукэн-но кун, Сунакакэ-но кун и какое-то Симадзири…
Ябику также стал последователем другого столпа окинавских воинских искусств. Его имя — Киндзё (Канагусуку по-окинавски) Масанра по прозвищу Уфутику (уфутику — это какая-то должность среди тогдашнего дворянства с полицейскими функциями; кроме того, Киндзё был телохранителем последнего окинавского короля). Его учителями были Мацумура Сокон, Хамахига-пэтин и Ёсимура-удун.
Во второй половине ХХ века другой последователь Киндзё создаст школу Уфутику-рю. Вероятнее всего, Ябику изучал у него искусство сай-дзюцу, тунфа-дзюцу и бо-дзюцу.
Третьим наставников Ябику в оружейном искусстве стал Тавата Синдзю, наследник яркой семейной традиции, в которой особое место уделялось технике трезубцев сай. И традиция эта сохранилась (конечно, не в неизменном виде) именно благодаря Ябику. Потому что о потомках Таваты позже слышно не было.
Итак, Тайра стал учеником Ябику Модэна и, наверное, главным наследником. Вскоре Тайра получил от своих учителей право открыть собственное додзё. Что он и сделал в городке Икахо (префектура Гумма). По сути, Тайра преподавал раннюю версию каратэ Фунакоси и довольно обширный набор оружейных техник.
Но ему было мало этого.
Он с разрешения своих наставников обратился к Мабуни Кэнва. Мало кто сейчас знает, что Мабуни являлся своего рода хранителем нескольких редких оружейных традиций. Под ними я подразумеваю группы ката от той или иной «школы» окинавского кобудо/кобудзюцу, которые несли в себе некие интересные особенности. В частности, Мабуни занимался у упомянутого выше Таваты, а также изучил несколько ката (с шестом и сай), которыми владел Арагаки Сэйсё по прозвищу Мая («кот» по-окинавски), один из столпов окинавских воинских искусств.
В 1940 году Тайра вернулся на Окинаву и открыл там своё додзё. Ещё два зала его непосредственных учеников осталось в большой Японии.
На родине Тайра пошёл дальше, осваивая всё новые и новые элементы. Одним из его коллег стал Камия Дзинсэй, очень важная персона в истории окинавского кобудо. Камия, напомню, занимался Годзю-рю под руководством Мияги Тёдзюна и был его очень близким учеником и товарищем. А также практиковал кобудо. Он сохранил для потомков шикарные ката, прежде всего, наследие легендарного мастера Тятан Яра. Если ката с сай Тятан Яра-но сай широко известно (и присуствует в перечне ката Уфутику-рю), то сложное, изобилующее неожиданными разворотами, контратаками в разные стороны ката Тятан Яра-но кун сохранилось лишь благодаря ему.
Существовала ещё одна условная старинная школа бо-дзюцу. Некий мастер Соэиси был хранителем ката Сюси-но кун, Тёун-но кун, а также им разработанной формы Соэиси-но кун. Вероятно, Тёун-но кун в Рюкю кобудо появилось благодаря Камия-сэнсэю.
Опять-таки, Камия не был последним источником информации для мастера Тайра. Тот тесно общался с Хохaн Сокэн, выдающимся мастером. Тот был интересен тем, что был родственником Мацумура Сокон и изучал каратэ и кобудо у его потомков. В молодости Хохан иммигрировал в Аргентину, там продолжал заниматься и даже преподавал. С его возвращением на родину после Второй мировой выяснилось, что он, по сути, преподавал «законсервированную» технику, чем и привлёк к себе внимание.
Также Тайра консультировался с несколькими учениками Тинэн Масанра, который преподавал бо-дзюцу широкому кругу людей.
В 1955 году Тайра при поддержке учеников создал «Рюкю кобудо ходзон синкокай» (Общество по сохранению и продвижению старинных рюкюсских воинских искусств). Обратите внимание, пожалуйста: упор в названии сделан на термин «рюкюсские». Речь о том, что Тайра сохранял довольно старые традиции, уходящие корнями в годы до упразднения королевства Рюкю, которые насчитывают 200 и более лет.
Так чем же всё-таки Тайра заслужил неофициальное звание «Фунакоси в области кобудо»? В 20-30-ые годы каратэ появилось в большой Японии и начало завоёвывать популярность. И на самой Окинаве произошёл рост числа поклонников воинских искусств. Кобудо не поспевало за каратэ по ряду причин. По причине того, что в том современном мире каратэ явно казалось прикладной дисциплиной, а оружейные техники с шестом и экзотикой типа сай, тунфа и нунтяку стояли в сторонке. Хотя бо-дзюцу довольно широко преподавалось на Окинаве, в т.ч. школьникам и студентам училищ.
Также по каратэ широкая сеть преподавателей групп в университетах иногда состояла из молодых людей, которые до кобудо попросту ещё не добрались. Ну и плюс сложности с пространством, снаряжением и техникой безопасности на занятиях.
Огромный урон культуре Окинавы нанесла Вторая мировая война. Много людей погибло.
Тайра Синкэн с коллегами даже предпринял попытку поднять народный дух, путешествуя вместе с учениками по острову и проводя показательные выступления.
И если сравнить с другими существовавшими школами кобудо, то Рюкю кобудо было наиболее популярным и активным. «Рюкю кобудо» — это название закрепилось за линией Тайра, хотя, по уму, оно может относиться к любой другой школе, и исключения действительно есть. Возьмём Матаёси-кобудо. Мастер Матаёси Синко, один из лидеров довоенного кобудо, погиб в 1945-ом. Его сын Симпо, ставший впоследствии главой мощной школы, был эвакуирован в Кавасаки, и вернулся на Окинаву только в 50-ых. Яманни-рю (формально оформившееся как школа в 60-ые) существовала, но каких-то особенных активностей не проводила. Школа каратэ и кобудо Рюэй-рю и вовсе до 60-ых годов не преподавалась за пределами семьи Накаима. В общем так: сказать, что окинавское кобудо совсем уж «загибалось» невозможно. Но не было активного развития и часть наследия просто постепенно терялась.
А Тайра привлёк в свою организацию ряд сторонников, в том числе мастеров из большой Японии. Например, одним из его первых учеников был Сакагами Рюсё (в каратэ — ученик Мабуни Кэнва), основатель направления Итосу-кай Сито-рю и Конго-рю кобудо. Его ученик — Дэмура Фумио, один из главных популяризаторов кобудо на Западе.
Также в его организации состоял Хаяси Тэруо (который позже также стал изучать Рюэй-рю и основал свой стиль Кэнсин-рю; он появляется в старом фильме «Будо — искусство убивать» (Budo: Art of killing)).
В 30-ых годах Тайра подготовил небольшой материал, посвящённый окинавскому кобудо и ката Конго-но кон (вообще-то это было Сюси-но кун) для «Энциклопедии каратэ». А в 60-ых написал «Рюкю кобудо Тайкан» — «Энциклопедию рюкюсского кобудо». Предполагалось, что выйдет три тома, но опубликован был, к сожалению, только первый.
В общем, Тайра приложил огромные усилия по сохранению и популяризации окинавского кобудо. В 30-60-ые годы более, чем все остальные мастера вместе взятые.
Умер Тайра Синкэн в 1970 году.
Автор: Павел Долгачёв
ГИБЕЛЬ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА В 1918г.
Записки командира эскадренного миноносца «Керчь» Владимира Кукеля (1918 год)
(орфография и пунктуация подлинника сохранены)
ГИБЕЛЬ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА В 1918г.
Записки командира эскадренного миноносца «Керчь» Владимира Кукеля (1918 год)
(орфография и пунктуация подлинника сохранены)
По статистике, Ил-2 сбивался на 54 боевом вылете. Гвардии старший лейтенант Евгений Кунгурцев превзошел этот показатель в несколько раз. К марту 1945 года число вылетов Кунгурцев перевалило за 200. Но в самом конце войны самолет Евгения все-таки сбили.
В полку летчика признали погибшим и отправили матери похоронку. Однако спустя три недели Кунгурцев вернулся в часть...
Лекция историка Алексея Котова об истории Шведского нейтралитета в годы Второй Мировой Войны
В моём видеоархиве хранятся сотни видеоинтервью с удивительными людьми, историками, исследователями, путешественниками. Многие из этих интервью лишь на 10% использовались в сюжетах, которые выходили публично.
Сто семь лет назад 1 июня 1916 года в Северном море, в проливе Скагеррак, у полуострова Ютландия началось крупнейшее морское сражение Первой мировой войны, получившее позднее название "Ютландского боя"...
Полная версия семинара Валерия Уварова, посвященная презентации его новой книги "Пирамиды. Наследие богов". Автор раскрывает многие глубинные аспекты своих исследований и даёт новое толкование многим историческим событиям и мифологии.
Гиго Фунакоши является одним из признанных мастеров гендай-будо 現代武道, означающее «современное будо» или просто «будо», что означает «японские боевые искусства, созданные после эпохи реставрации Мэйдзи», противоположностью «гендай-будо» или «будо» является «ко-рю» 古流 – «древние боевые искусства», созданные до эры реставрации Мэйдзи.
К будо относятся айкидо, карате, дзюдо, сёриндзи-кэмпо и др. Также отличительным признаком будо является система ранжирования уровней кю-дан. Термин ко-рю 古流, «старая школа» или «традиционная школа» иногда переводится, как «старый стиль» т.е созданные до 1868 года. В системе ко-рю не было ранжирования кю-дан, вместо этого были разного рода сертификаты и грамоты. Кроме того, была распространена «клятва крови» - «кэппан». В то время, как в большинстве додзё гендай-будо приветствуются все, если они следуют основным правилам поведения (додзё-кун), инструкторы же ко-рю часто строго проверяли кандидатов. Основная цель будо (не путать с «бусидо») - духовное и умственное развитие, а применение техник - второстепенная цель.
Данное отступление важно для понимания изменений, произошедших с карате после попадания с Окинавы на материковую Японию в тот момент, когда реставрация Мэйдзи уже была завершена.
Гиго Фунакоши был третьим сыном Фунакоши Гичина, который, как и его отец, начал заниматься карате (точнее, «то-тэ», «ти» или «ди», как это называлось на Окинаве), чтобы поправить здоровье. В возрасте семи лет Йошитака заболел туберкулёзом, и врачи того времени оставляли ему мало шансов. Первые тренировки он начал проходить под руководством Итосу Ясуцунэ, так как отец брал его с собой, а в возрасте 17 лет он вместе с ним перебрался в Токио, где выучился на рентгенолога и стал работать в отделе физической и медицинской консультации Министерства образования, что позволяло ему в том числе, как постоянно контролировать состояние своих лёгких, так и продвигать карате в качестве оздоровительной дисциплины в системе образования Японии. На примере Дзигоро Кано было очевидно ясно, что открытие большого количества додзё в Японии возможно только при задействовании системы университетов и исключении из арсенала преподавания наиболее опасных техник.
Когда Шихан его отца (старший помощник инструктора) Такеши Симода умер, Гиго занял егоместо в организации Шотокан, лично преподавая в различных университетах. Гичин Фунакоши преобразовал карате из боевой техники исключительной самообороны в философское боевое «до» («образ жизни»), или вышеупомянутое гендай-будо, но его сын Гиго начал развивать технику карате, которая окончательно отделила японское карате-до от локального Окинавского искусства. Между 1936 и 1945 годами Гиго придал ему совершенно другой и мощный японский оттенок, основанный на его изучении современного кендо и иайдо, которые он осваивал под руководством сенсея Накаямы Хакудо (не путать с Накаямой Масатоши). Работа Гиго по развитию японского карате была в первую очередь популяризирована мастерами Сигэру Эгами и Геншином Хирониши, которые позже сформировали стиль Сётокай-карате.
Благодаря своей преподавательской должности и пониманию японских боевых искусств, Гиго стал техническим создателем современного карате Шотокан. В 1946 году была выпущена книга Гиго и Гичина Фунакоши «Карате До Нюмон» (по аналогии с «Хагакурэ Нюмон»), где Гиго написал техническую часть, а его отец Гичин написал преамбулу и историческую часть.
В то время как древние искусства то-тэ и сюри-тэ подчеркивали использование и развитие верхней части тела, атаки открытой ладонью, короткие дистанции, суставные замки, захваты, броски, удары по точкам акупрессуры, а также использование удара ногой вперед и его вариаций, Гиго разработал технику нанесения ударов на дальней дистанции, используя низкие стойки, характерные для кендо старого стиля и ката Иайдо.
Гиго также разработал более высокие удары ногами, ему приписывают разработку маваши гери, йоко гери кекоми, йоко гери кеаге, фумикири, ура маваши гери (по другим источникам этот удар относят к заслугам Казэ- сенсея или же его приписывают Масатоши Накаяме, который, якобы, привез его из Китая), уширо маваши гери и уширо гери кекоми. Йошитака был особенно известен своими глубокими стойками и техниками ударов ногами, и он ввел в стиль Шотокан стойку фудо-дачи. Все эти приемы стали частью и без того большого арсенала, привезенного из древних окинавских стилей. Другим большим изменением Гиго было ввнедрение киба-дачи вместо шико-дачи и кокуцу-дачи (которое он взял из японского классического фехтования) вместо стойки нэко-аши-дачи в ката Шотокан.
Техника ударов ногами Гиго выполнялась с гораздо более высоким подъемом колена, чем в предыдущих стилях, и подчеркивалось акцентированное использование бедер. Другие технические усовершенствования включали в себя поворот туловища в положение полуоборота(ханми) при блокировании и толчок задней ногой и бёдрами при выполнении техники. Эти адаптации позволили наносить проникающую атаку всем телом за счет правильного выравнивания корпуса. Гиго также продвигал свободные спарринги (дзю-кумите). Также из кендо было заимствовано положение рук чюдан-камае.
Стиль кумите Гиго заключался в том, чтобы наносить сильные и быстрые удары, используя низкие стойки и длинные атаки, серии приемов и подсечки ногами (взятые из старого стиля кендо и дзюдо). Интеграция этих изменений в стиль Шотокан сразу же отделила Шотокан от Окинавского карате. Гиго также подчеркивал акцентированное использование ои-цки и гьяку-цки. Тренировки в его додзё были утомительны, и во время них Гиго ожидал, что его ученики будут отдавать в два раза больше энергии, чем если бы они вложили в настоящее противостояние. Он ожидал, что перетренированность подготовит их к реальной боевой ситуации, если она возникнет.
Обстоятельства Второй мировой войны, тяжелые условия жизни в сочетании с почти саморазрушительными тренировками, привели к существенному ухудшению здоровья Гиго. Он ушел из жизни от обострения туберкулёза 24 ноября 1945 года в Токио, не дождавшись выхода книги «Карате До Нюмон», где были закреплены изменения, привнесенные при создании гендай-будо-карате. Она увидела свет в 1946 году.
Примечание: цель данной статьи – отдать дань уважения и памяти мастеру, посвятившему жизнь карате и косвенно повлиявшему на судьбы многих в мире боевых искусств; без преувеличения, создавшего новое боевое искусство на основе Окинавского ко-рю. А также, возможно, подтолкнуть к ответам на вопросы, что такое «традиционное карате», суть «будо-карате», что оказало влияние на технику ката Шотокан и дзю-кумите, где и когда произошло разделение Японского карате и Окинавского искусства. Или же это просто послужит дополнительным источником информации.
Осс.
На фото: