logo
37
читателей
Другая история от Буровского  Другая история и деструкция мифов истории
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Другая история смотрит не только на сами исторические события и явления, но и рассматривает их в связке с совокупностью множества в том числе и природных, климатических факторов.
Деструкция же — это разоблачение мифов истории, созданных ранее и создающихся на наших глазах, живущих сегодня самостоятельной жизнью.
Здесь же будут ответы на вопросы читателей и зрителей, мои размышления, высказывания в текстовом и видео-форматах на самые разные, в том числе и злободневные темы.
В моём активе:
— преподавание в ВУЗах Красноярска и Санкт-Петербурга;
— десятки исторических и археологических экспедиций, работа в архивах;
— более 182 сугубо научных публикаций и 72 научно-популярных книг, суммарный тираж которых составил свыше
800 000 экземпляров!
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Популярный-100 100₽ месяц 960₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Другая история от Буровского
Доступны сообщения

Просто, как угостить меня чашкой кофе и слушать-читать целый месяц мои рассказы. Готовы угостить и послушать-почитать?

Естественно, речь о видеолекциях и статьях, которых нет в YouTube, RuTube или других открытых платформах.

Оформить подписку
Купить книгу "Три повести" 240₽ месяц 1 728₽ год
(-40%)
При подписке на год для вас действует 40% скидка. 40% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Другая история от Буровского
Доступны сообщения

Открывается доступ на 1 (один) месяц к скачиванию файлов книги "Три повести" в семи разных форматах электронного чтения.

Сюрприз в сюрпризе: Открывается подписка на 30 дней.

Оформить подписку
Купить книгу "Правнук Садко" 242₽ месяц 1 743₽ год
(-40%)
При подписке на год для вас действует 40% скидка. 40% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Другая история от Буровского
Доступны сообщения

Открывается доступ на 1 (один) месяц к скачиванию файлов книги "Правнук Садко" в семи разных форматах файлов для электронного чтения.

Сюрприз в сюрпризе: Открывается подписка на 30 дней.

Оформить подписку
Купить книгу "Пёстрые сказки" 243₽ месяц 1 750₽ год
(-40%)
При подписке на год для вас действует 40% скидка. 40% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Другая история от Буровского
Доступны сообщения

Открывается доступ на 1 (один) месяц к скачиванию файлов книги "Пёстрые сказки" в семи разных форматах электронного чтения.

Сюрприз в сюрпризе: Открывается подписка на 30 дней.  

Оформить подписку
Книга "На заре перестройки" 245₽ месяц 1 764₽ год
(-40%)
При подписке на год для вас действует 40% скидка. 40% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Другая история от Буровского
Доступны сообщения

Открывается доступ на 1 (один) месяц к скачиванию файлов книги "На заре перестройки" в семи разных форматах электронного чтения.

Сюрприз в сюрпризе: Открывается подписка на 30 дней.  

Оформить подписку
Базовый 380₽ месяц 2 964₽ год
(-35%)
При подписке на год для вас действует 35% скидка. 35% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Другая история от Буровского
Доступны сообщения

Чашка кофе с пирожком за "проход" на мои видео-лекции и за чтение статей ))))

Конечно, речь о видеолекциях, которые не будут опубликованы в YouTube, RuTube или других открытых платформах.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
37 подписчиков
Обновления проекта
Контакты

Контакты

Поделиться
Метки
Смотреть: 13+ мин
logo Другая история от Буровского

Как академик Амосов спас Буровского

Доступно подписчикам уровня
«Популярный-100»
Подписаться за 100₽ в месяц

На своем собственном примере показываю двойственность жизни в Советском Союзе, где самые высокие достижения науки и мысли соседствовали с самыми низменными явлениями...

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

БАМ-1980. Дембельский альбом

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

БАМ-1980. Дембельский альбом

Читать: 9+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Вып. 17, 31 июля 2004. Лужковская Москва, часть 2

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

20 лет назад. Выпуск 17, 31 июля 2004. Лужковская Москва, часть 2

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

БАМ-2024. VI — От Хани до Юктали

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

БАМ-2024. VI — От Хани до Юктали

Читать: 10 мин
logo Лаборатория Перископа

Заветы Ильича, ч. 3: театр ТОФа и окрестности

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Заветы Ильича, ч. 3: театр ТОФа и окрестности

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

Новый Ургал: дворы и окраины

Посмотрев ‎центр‏ ‎Нового ‎Ургала, теперь ‎пройдёмся ‎по ‎его‏ ‎дворам ‎и‏ ‎окраинам.

Поселок‏ ‎(его ‎жилая ‎часть)‏ ‎очень ‎компактен,‏ ‎и ‎можно ‎обойти ‎его‏ ‎по‏ ‎периметру ‎примерно‏ ‎за ‎час‏ ‎с ‎небольшим.

1. Странный ‎плакат ‎на ‎новоургальской‏ ‎гостинице‏ ‎по ‎ул.‏ ‎Киевская. ‎Три‏ ‎раза ‎употреблен ‎«посёлок» ‎и ‎два‏ ‎раза‏ ‎—‏ ‎«город».

2. Ну ‎что‏ ‎же, ‎проходим‏ ‎за ‎самый‏ ‎высокий‏ ‎дом ‎посёлка‏ ‎(показан ‎в ‎предыдущей ‎части) ‎и‏ ‎идём ‎тропками‏ ‎по‏ ‎дворам.

3. БАМовские ‎пятиэтажки ‎с‏ ‎верхним ‎украинским‏ ‎узором.

4. Остановка ‎на ‎перекрестье ‎ул.‏ ‎Киевской‏ ‎и ‎60-летия‏ ‎образования ‎СССР.‏ ‎Остановок ‎в ‎городе ‎всего ‎две.

5. Основной‏ ‎местный‏ ‎транспорт ‎—‏ ‎ПАЗик. ‎Главный‏ ‎маршрут ‎этих ‎мест ‎— ‎Новый‏ ‎Ургал‏ ‎—‏ ‎Чегдомын, ‎примерно‏ ‎24-25 ‎км.

6. Здесь‏ ‎украинсие ‎орнаменты‏ ‎не‏ ‎только ‎по‏ ‎верхнему ‎поясу ‎дома, ‎но ‎и‏ ‎на ‎балконах.

7. Подъезды‏ ‎в‏ ‎основном ‎открыты ‎(где-то‏ ‎70% ‎на‏ ‎30%). ‎Видимо, ‎бытовой ‎преступности‏ ‎почти‏ ‎нет.

8. Ностальгические ‎японотачки‏ ‎старого ‎привоза.

9. Ещё‏ ‎вид ‎подъезда. ‎Тут ‎интересна ‎старая‏ ‎жёлто-коричневая‏ ‎плитка.

10. Улица ‎Донецкая.

11. Дворы,‏ ‎как ‎и‏ ‎в ‎Северобайкальске, ‎«лесные» ‎— ‎с‏ ‎мощными‏ ‎деревьями.

12. Выходим‏ ‎на ‎главную‏ ‎улицу ‎посёлка‏ ‎— ‎Киевскую.

13. Парадные‏ ‎выходы‏ ‎на ‎променад‏ ‎заняты ‎торговыми ‎заведениями.

14. Ближе ‎к ‎окраинам‏ ‎— ‎другие‏ ‎проекты,‏ ‎без ‎украинских ‎орнаментов.‏ ‎И ‎вообще,‏ ‎дома ‎другие.

15. Южная ‎окраина ‎посёлка.‏ ‎Дальше‏ ‎уже ‎лес.

16. Баптистская‏ ‎церковь ‎примыкает‏ ‎к ‎лесу.

17. Недострой ‎по ‎ул. ‎Южной.‏ ‎Стоит‏ ‎с ‎советских‏ ‎времён ‎БАМа,‏ ‎когда ‎тут ‎остановилась ‎активность.

18. Школа ‎тоже‏ ‎с‏ ‎украинскими‏ ‎узорами.

19. Улица ‎Молодёжная‏ ‎замыкает ‎периметр‏ ‎с ‎востока.

20. Плитка‏ ‎лежит‏ ‎с ‎советских‏ ‎бамовских ‎времён, ‎наивысшего ‎процветания.

21. От ‎посёлка,‏ ‎стоящего ‎на‏ ‎плато,‏ ‎лестница ‎ведет ‎к‏ ‎автотрассе, ‎которая‏ ‎«облизывает» ‎посёлок ‎снизу. ‎За‏ ‎трассой‏ ‎— ‎тайга.

22. Два‏ ‎дома ‎стоят‏ ‎под ‎прямым ‎углом, ‎обозначая ‎границы‏ ‎посёлка.‏ ‎Дальше ‎надо‏ ‎поворачивать ‎и‏ ‎опять ‎идти ‎к ‎ТЦ.

Продолжение ‎следует.

Читать: 6+ мин
logo Лаборатория Перископа

Новый Ургал: центр

Посмотрим ‎теперь‏ ‎собственно ‎Новый ‎Ургал, ‎его ‎центральную‏ ‎и ‎спальную‏ ‎части.‏ ‎Сам ‎посёлок ‎находится‏ ‎на ‎возвышенном‏ ‎плато, ‎а ‎вокзал, ‎котельные‏ ‎и‏ ‎пути ‎БАМа‏ ‎— ‎в‏ ‎низине. ‎Таким ‎образом, ‎он ‎обдуваем‏ ‎зимой‏ ‎и ‎морозы‏ ‎наверху ‎более‏ ‎умеренные ‎— ‎холодный ‎воздух ‎в‏ ‎котловине‏ ‎не‏ ‎застаивается. ‎Вообще,‏ ‎Новый ‎Ургал-спальник‏ ‎производит ‎впечатление‏ ‎компактного‏ ‎и ‎аккуратного‏ ‎по ‎планировке ‎города ‎— ‎«поселкового»‏ ‎в ‎нём‏ ‎ничего‏ ‎нет. ‎Даже ‎в‏ ‎плакатах ‎он‏ ‎самоназывает ‎себя ‎городом ‎—‏ ‎увидите‏ ‎в ‎этом‏ ‎фотосете. ‎Начнём‏ ‎обзор ‎с ‎обширной ‎центральной ‎площади,‏ ‎поднявшись‏ ‎к ‎ней‏ ‎по ‎длинной‏ ‎лестнице ‎от ‎вокзала.

1. На ‎самом ‎входе‏ ‎на‏ ‎площадь‏ ‎от ‎лестницы‏ ‎стоит ‎куб-памятник‏ ‎военным ‎строителям‏ ‎—‏ ‎своего ‎рода‏ ‎символ ‎Нового ‎Ургала.

2. Справа ‎стоит ‎здоровенный‏ ‎ДК ‎Железнодорожников,‏ ‎явно‏ ‎обшитый ‎в ‎современности‏ ‎чем-то. ‎Плитка‏ ‎— ‎старорежимная ‎советская, ‎положенная‏ ‎42-45‏ ‎лет ‎назад,‏ ‎при ‎обустройстве‏ ‎посёлка. ‎До ‎сих ‎пор ‎ровная!

3. Площадь‏ ‎носит‏ ‎имя ‎не‏ ‎Ленина, ‎а‏ ‎полковника ‎ЖДВ ‎К. ‎Д. ‎Курочкина.

4. Вид‏ ‎назад,‏ ‎на‏ ‎мега-спуск ‎к‏ ‎вокзалу. ‎Интересно,‏ ‎как ‎тут‏ ‎зимой‏ ‎— ‎чистят‏ ‎ли?

5. Другая ‎грань ‎ургальского ‎куба.

6. Напротив, ‎через‏ ‎площадь ‎—‏ ‎пятиэтажки‏ ‎с ‎украинским ‎орнаментом‏ ‎поверху ‎(строили‏ ‎Ургал ‎отряды ‎с ‎УССР).

7. Площадь‏ ‎в‏ ‎утреннем ‎раннем‏ ‎солнце ‎(пришёл‏ ‎сюда ‎в ‎6.20 ‎утра).

8. Если ‎пойти‏ ‎прямо‏ ‎к ‎высокому‏ ‎красному ‎дому‏ ‎— ‎то ‎в ‎сквере ‎стоит‏ ‎камень‏ ‎первопроходцев‏ ‎(заложен ‎7‏ ‎ноября ‎1974).

9. И‏ ‎собственно ‎этот‏ ‎красный‏ ‎дом. ‎Кажется,‏ ‎он ‎тут ‎самый ‎высокий ‎в‏ ‎посёлке.

10. Вид ‎с‏ ‎тыла.‏ ‎9 ‎этажей ‎—‏ ‎но ‎высоких‏ ‎этажей!

11. Слева ‎же ‎от ‎ургальского‏ ‎куба‏ ‎стоит ‎местный‏ ‎ТРЦ, ‎где‏ ‎сосредоточена ‎торговля ‎и ‎быт. ‎Судя‏ ‎по‏ ‎его ‎внешности,‏ ‎его ‎явно‏ ‎надстраивали ‎и ‎увеличивали.

12. Надпись ‎на ‎боковой‏ ‎стене‏ ‎ТРЦ.

13. От‏ ‎площади ‎вбок‏ ‎уходит ‎главная‏ ‎улица ‎—‏ ‎Киевская‏ ‎(по ‎имени‏ ‎города, ‎который ‎его ‎строил). ‎Архитектура‏ ‎начала ‎1980-х.

14. И‏ ‎плакат,‏ ‎где ‎Ургал ‎самоназывает‏ ‎себя ‎городом‏ ‎:)

15. Дома ‎по ‎Киевской ‎ул.‏ ‎тоже‏ ‎с ‎украинским‏ ‎пояском-орнаментом.

16. И ‎ещё‏ ‎раз ‎вид ‎на ‎центр, ‎с‏ ‎восточной‏ ‎стороны.

Теперь ‎пойдём‏ ‎вглубь ‎посёлка‏ ‎и ‎посмотрим ‎застройку ‎и ‎дворы.

Продолжение‏ ‎следует.


Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

Транссиб-2004 (ч.3). Рязань, ж/д часть

Продолжаю ‎пост‏ ‎про ‎Рязань, ‎я ‎там ‎не‏ ‎все ‎выложил‏ ‎в‏ ‎предыдущей ‎части. На ‎следующий‏ ‎день ‎мы‏ ‎поехали ‎в ‎район ‎второго‏ ‎рязанского‏ ‎вокзала ‎-‏ ‎Рязань-2, ‎чисто‏ ‎посмотреть. ‎Конфигурация ‎рязанского ‎узла ‎складывалась‏ ‎ещё‏ ‎130-150 ‎лет‏ ‎назад. ‎Сперва‏ ‎построили ‎"английскую" ‎(левостороннюю) ‎линию ‎Москва‏ ‎-‏ ‎Рязань,‏ ‎обществом ‎фон‏ ‎Мекка, ‎Московско-Казанской‏ ‎железной ‎дороги‏ ‎(1864).‏ ‎Ту ‎линию‏ ‎решили ‎вести ‎дальше ‎на ‎Казань,‏ ‎однако ‎приступили‏ ‎к‏ ‎этому ‎уже ‎в‏ ‎1890-е, ‎почти‏ ‎через ‎30 ‎лет. ‎Там‏ ‎появился‏ ‎вокзал ‎Рязань-1.

Но‏ ‎почти ‎сразу‏ ‎к ‎этой ‎линии ‎предприниматель ‎П.Г.‏ ‎фон‏ ‎Дервиз ‎решил‏ ‎пристроить ‎"хлебную"‏ ‎линию, ‎которая ‎повторяла ‎главный ‎маршрут‏ ‎гужевых‏ ‎повозок‏ ‎с ‎зерном‏ ‎на ‎Москву‏ ‎- ‎то‏ ‎есть,‏ ‎линию ‎на‏ ‎Ряжск ‎- ‎Козлов, ‎затем ‎и‏ ‎на ‎Тамбов.‏ ‎Поскольку‏ ‎частники ‎предпочитали ‎строить‏ ‎свои ‎вокзалы,‏ ‎где ‎обслуживали ‎свои ‎составы‏ ‎-‏ ‎то ‎буквально‏ ‎в ‎километре‏ ‎от ‎Рязани-1 ‎появилась ‎и ‎Рязань-2‏ ‎-‏ ‎на ‎примыкании.‏ ‎Вот ‎её-то‏ ‎мы ‎и ‎заехали ‎посмотреть. ‎Оттуда‏ ‎идёт‏ ‎линия‏ ‎на ‎Ряжск‏ ‎- ‎Козлов‏ ‎(Мичуринск). ‎

1. Подходим‏ ‎к‏ ‎вокзалу ‎Рязань-2.‏ ‎Он ‎невероятно ‎уныл.

2. На ‎парковке ‎-‏ ‎ни ‎одной‏ ‎импортной‏ ‎машины. ‎Все ‎ещё‏ ‎отечественные, ‎старенькие.‏ ‎Зал ‎ожидания ‎выполнен ‎в‏ ‎стиле‏ ‎1960-х.

3. Расписание ‎при‏ ‎этом ‎тут‏ ‎больше, ‎чем ‎на ‎главной ‎Рязани-1.‏ ‎Все‏ ‎поезда ‎на‏ ‎Среднюю ‎Азию,‏ ‎Казахстан ‎и ‎на ‎Северный ‎Кавказ‏ ‎проходят‏ ‎именно‏ ‎по ‎ряжскому‏ ‎ходу.

4. Камеры ‎хранения‏ ‎тоже ‎советские.‏ ‎Покупаешь‏ ‎советскую ‎"пятнашку"‏ ‎за ‎30 ‎рублей ‎и ‎клади‏ ‎вещи.

5. На ‎перроне.‏ ‎В‏ ‎этот ‎момент ‎как‏ ‎раз ‎пришёл‏ ‎скорый ‎поезд ‎Москва ‎-‏ ‎Бишкек.

6. Киргизы‏ ‎цвет ‎не‏ ‎перекрашивали, ‎так‏ ‎и ‎остался ‎советский ‎темно-зеленый.

7. Но ‎эмблему‏ ‎ж/д‏ ‎заменили ‎на‏ ‎свою, ‎раньше‏ ‎тут ‎красовался ‎советский ‎герб ‎от‏ ‎МПС.

8. Вид‏ ‎на‏ ‎здание ‎вокзала‏ ‎Рязань-2 ‎от‏ ‎поезда. ‎Мрачно,‏ ‎уныло,‏ ‎симметрично. ‎Сейчас‏ ‎его, ‎кстати, ‎уже ‎перестроили.

9. Ладно, ‎посмотрели‏ ‎и ‎уходим‏ ‎снова‏ ‎в ‎город. ‎Ух,‏ ‎тут ‎до‏ ‎сих ‎пор ‎ходят ‎старенькие‏ ‎"Икарусы"!

10. Путепровод‏ ‎по ‎линией‏ ‎на ‎Рязань-1.

11. Бочка‏ ‎с ‎квасом. ‎Но ‎уже ‎вместо‏ ‎привычных‏ ‎кружек ‎-‏ ‎пластиковые ‎стаканчики.

12. Фото‏ ‎на ‎фоне ‎Сергея ‎Есенина. ‎Жарко.

13. Троллейбусы‏ ‎тут‏ ‎очень‏ ‎старенькие, ‎зачуханные.‏ ‎Наверное, ‎со‏ ‎времён ‎почившего‏ ‎СССР‏ ‎не ‎закупали.‏ ‎А ‎ведь ‎прошло ‎уже ‎13‏ ‎лет ‎после‏ ‎его‏ ‎распада!

14. Центральная ‎улица ‎Ленина.

15. Она‏ ‎же ‎-‏ ‎Астраханская. ‎По ‎этой ‎линии,‏ ‎видимо,‏ ‎шёл ‎тракт‏ ‎на ‎юг.‏ ‎И ‎телефоны-автоматы, ‎причём ‎слева ‎-‏ ‎ещё‏ ‎советский!

16. А ‎это‏ ‎- ‎саксонский‏ ‎сервиз ‎моей ‎тётушки, ‎точней ‎младшей‏ ‎сестры‏ ‎моего‏ ‎деда. ‎Она‏ ‎тогда ‎ещё‏ ‎была ‎жива.‏ ‎В‏ ‎молодости ‎они‏ ‎жили ‎в ‎Германии, ‎где ‎её‏ ‎муж ‎служил‏ ‎военврачом‏ ‎в ‎ГСВГ ‎(1952-1957),‏ ‎там ‎и‏ ‎обзавелись.

17. Вокзал ‎Рязань-1. ‎Это ‎мы‏ ‎уже‏ ‎уезжаем ‎обратно‏ ‎в ‎столицу.‏ ‎Обратите ‎внимание ‎на ‎парковку ‎-‏ ‎только‏ ‎отечественные ‎машины.‏ ‎Провинция ‎небогата.

18. Интерьер‏ ‎межгородского ‎экспресса ‎ЭД4МК ‎на ‎Москву.‏ ‎Тогда‏ ‎такой‏ ‎салон ‎считался‏ ‎очень ‎крутым,‏ ‎экспрессы ‎недавно‏ ‎запустили.

19. Автор‏ ‎в ‎салоне.‏ ‎Хорошо ‎тут! ‎И ‎прохладно, ‎что‏ ‎невероятно ‎круто.

20. Переезжаем‏ ‎Оку‏ ‎в ‎Коломне, ‎она‏ ‎тут ‎очень‏ ‎широкая. ‎Держим ‎путь ‎на‏ ‎Москву!

Ну‏ ‎а ‎о‏ ‎лужковской ‎Москве-2004‏ ‎будут ‎отдельные ‎посты, ‎пара ‎штук.‏ ‎Следите‏ ‎за ‎продолжением‏ ‎саги!

Продолжение ‎следует.

Читать: 2+ мин
logo Лаборатория Перископа

Дневник Перископа. 14-17 ноября 1982. Похороны Брежнева и сразу после

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Дневник Перископа. 14-17 ноября 1982. Похороны Брежнева и сразу после

Читать: 2+ мин
logo Лаборатория Перископа

Дневник Перископа. 11-13 ноября 1982. Смерть Брежнева

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Читать: 2+ мин
logo Лаборатория Перископа

Дневник Перископа. 8-10 ноября 1982

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Дневник Перископа. 8-10 ноября 1982

Читать: 3+ мин
logo Лаборатория Перископа

Дневник Перископа. 16 октября 1989

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Дневник Перископа. 16 октября 1989

Читать: 10+ мин
logo Лаборатория Перископа

Парадный Нижний Тагил. Прогулка от вокзала к Пруду

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Парадный Нижний Тагил. Прогулка от вокзала к Пруду

Читать: 4+ мин
logo Лаборатория Перископа

Какие поезда ходили от Москвы в 1942 году?

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Какие поезда ходили от Москвы в 1942 году. Анализ исторического расписания Западного фронта

Читать: 19+ мин
logo Лаборатория Перископа

Тольятти. ВАЗ с окрестностями и советский модернизм 1970-х

Продолжаем ‎тольяттинско-самарский‏ ‎цикл. В ‎поездке ‎в ‎город ‎Тольятти‏ ‎главной ‎целью‏ ‎для‏ ‎нас ‎был ‎район‏ ‎ВАЗа ‎–‏ ‎Волжского ‎автомобильного ‎завода. ‎Того‏ ‎самого‏ ‎главного ‎советского‏ ‎завода, ‎который‏ ‎выпускал ‎большую ‎часть ‎легковых ‎авто‏ ‎для‏ ‎необъятных ‎просторов‏ ‎СССР ‎и‏ ‎стран ‎Варшавского ‎договора. ‎Находится ‎этот‏ ‎район‏ ‎в‏ ‎дальнем ‎конце‏ ‎Тольятти, ‎если‏ ‎ехать ‎от‏ ‎Самары,‏ ‎поэтому ‎добираться‏ ‎туда ‎довольно ‎долго. ‎

2. Когда ‎мы‏ ‎приехали ‎на‏ ‎станцию‏ ‎«Жигулёвское ‎море», ‎то‏ ‎сели ‎там‏ ‎на ‎маршрутку, ‎которая ‎ехала‏ ‎в‏ ‎Автозаводский ‎район.‏ ‎Маршрутки ‎в‏ ‎Тольятти ‎тесные ‎и ‎там ‎ничего‏ ‎не‏ ‎видно. ‎Ходит‏ ‎ещё ‎старьё,‏ ‎которое ‎в ‎Питере ‎ушло ‎в‏ ‎небытие‏ ‎ещё‏ ‎в ‎нулевые‏ ‎годы. ‎В‏ ‎общем, ‎ехали-ехали,‏ ‎больше‏ ‎часа! ‎Пробирались‏ ‎по ‎каким-то ‎бесконечным ‎улицам, ‎заворачивали‏ ‎в ‎проезды,‏ ‎везде‏ ‎всё ‎одинаковое ‎и‏ ‎типовое. ‎Мы‏ ‎боялись ‎проехать ‎свой ‎объект‏ ‎и‏ ‎раза ‎три‏ ‎спрашивали ‎у‏ ‎водителя ‎через ‎вырезанную ‎в ‎салоне‏ ‎дырочку,‏ ‎скоро ‎ли‏ ‎мы ‎приедем?‏ ‎И ‎все ‎три ‎раза ‎водитель‏ ‎невозмутимо‏ ‎отвечал,‏ ‎что ‎ехать‏ ‎ещё ‎далеко,‏ ‎сидите ‎спокойно.‏ ‎Под‏ ‎конец ‎мы‏ ‎уже ‎начали ‎нервничать, ‎потому ‎что‏ ‎на ‎Тольятти‏ ‎у‏ ‎нас ‎было ‎отпущено‏ ‎не ‎очень‏ ‎много ‎времени. ‎А ‎получилось‏ ‎так,‏ ‎что ‎маршрутка‏ ‎съела ‎1‏ ‎час ‎15 ‎минут ‎– ‎слишком‏ ‎много!‏ ‎

3. Наконец ‎в‏ ‎какой-то ‎момент‏ ‎водитель ‎оглянулся ‎и ‎объявил, ‎что‏ ‎мы‏ ‎подъезжаем.‏ ‎Я ‎заглянул‏ ‎вперёд ‎через‏ ‎слепое ‎окошко‏ ‎и‏ ‎увидел, ‎что‏ ‎мы ‎едем ‎по ‎широченному ‎шоссе,‏ ‎крапает ‎дождь,‏ ‎всё‏ ‎серо, ‎мрачно ‎и‏ ‎уныло. ‎Но‏ ‎ничего ‎не ‎поделаешь, ‎надо‏ ‎выходить,‏ ‎коли ‎собрались.‏ ‎

4. Вышли ‎недалеко‏ ‎от ‎заводоуправления ‎ВАЗа. ‎Пространства ‎тут,‏ ‎как‏ ‎и ‎везде‏ ‎в ‎Тольятти,‏ ‎реально ‎огромные. ‎На ‎карте ‎заводоуправление‏ ‎было‏ ‎показано‏ ‎небольшим ‎квадратиком,‏ ‎но ‎на‏ ‎месте ‎оказалось‏ ‎здоровенным‏ ‎комплексом. ‎

5. За‏ ‎ним ‎по ‎карте ‎располагался ‎циклопический‏ ‎корпус ‎№1‏ ‎длиной‏ ‎3100 ‎м, ‎но‏ ‎его ‎даже‏ ‎не ‎было ‎видно. ‎Во-первых,‏ ‎он‏ ‎находился ‎в‏ ‎глубину ‎примерно‏ ‎100 ‎м ‎от ‎заводоуправления, ‎а‏ ‎во-вторых,‏ ‎он ‎был‏ ‎совсем ‎низеньким,‏ ‎это ‎же ‎не ‎авиазавод! ‎Так‏ ‎что‏ ‎никакого‏ ‎особого ‎впечатления‏ ‎от ‎самого‏ ‎завода ‎не‏ ‎возникло,‏ ‎он ‎весь‏ ‎был ‎в ‎глубине ‎и ‎сравнительно‏ ‎невысокий. ‎Он‏ ‎не‏ ‎дымил, ‎не ‎был‏ ‎высотным, ‎и‏ ‎возникало ‎ощущение, ‎что ‎за‏ ‎административным‏ ‎зданием ‎просто‏ ‎какие-то ‎обширные‏ ‎совхозные ‎поля. ‎Ощущение, ‎конечно, ‎ложное,‏ ‎но‏ ‎чувство ‎было‏ ‎именно ‎такое.‏ ‎Впрочем, ‎теперь ‎давайте ‎подойдём ‎к‏ ‎импровизированной‏ ‎площади‏ ‎перед ‎входом‏ ‎в ‎кадры.‏ ‎

Часть ‎территории‏ ‎ВАЗА.‏ ‎Высотка ‎вдали‏ ‎- ‎мы ‎стоим ‎именно ‎так.‏ ‎За ‎ней‏ ‎-‏ ‎остальной ‎завод.

6. Центральным ‎объектом‏ ‎мини-площади ‎служит‏ ‎памятник-бюст ‎первому ‎директору ‎ВАЗа‏ ‎–‏ ‎Виктору ‎Николаевичу‏ ‎Полякову. ‎

7. А‏ ‎по ‎бокам ‎от ‎бюста ‎стоят‏ ‎металлические‏ ‎стенды ‎с‏ ‎историей ‎ВАЗа.‏ ‎Общий ‎вид ‎ВАЗовской ‎площади. ‎За‏ ‎обрезом‏ ‎здания‏ ‎(слева) ‎пространство‏ ‎кажется ‎пустым,‏ ‎но ‎на‏ ‎самом‏ ‎деле ‎в‏ ‎глубине ‎100 ‎м ‎находится ‎главный‏ ‎конвейер ‎ВАЗа.

8. На‏ ‎стендах‏ ‎можно ‎встретить ‎всякие‏ ‎курьёзные ‎факты.‏ ‎Вот, ‎например, ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎автомобилем ‎столетия‏ ‎в ‎России‏ ‎был ‎признан ‎ВАЗ ‎2101 ‎по‏ ‎прозвищу‏ ‎«копейка».

9. Мы ‎попали‏ ‎сюда ‎аккурат‏ ‎в ‎год ‎пятидесятилетия ‎завода. ‎Стенд‏ ‎сообщает‏ ‎нам,‏ ‎что ‎история‏ ‎Лады ‎и‏ ‎ВАЗа ‎началась‏ ‎19‏ ‎апреля ‎1970‏ ‎года. ‎Но ‎на ‎массовое ‎производство‏ ‎вышли ‎в‏ ‎августе‏ ‎1970 ‎г. ‎Тогда‏ ‎же ‎начались‏ ‎и ‎продажи ‎первых ‎«Жигулей».‏ ‎

10. Посмотрим‏ ‎на ‎общий‏ ‎вид ‎заводоуправления.‏ ‎Оно ‎явно ‎обновлено ‎и ‎в‏ ‎советское‏ ‎время, ‎наверное,‏ ‎выглядело ‎иначе.‏ ‎

11. Начал ‎искать ‎советское ‎фото ‎и‏ ‎с‏ ‎удивлением‏ ‎обнаружил, ‎что‏ ‎"башню" ‎начали‏ ‎строить ‎ещё‏ ‎в‏ ‎начале ‎1980-х,‏ ‎но ‎до ‎конца ‎СССР... ‎так‏ ‎и ‎не‏ ‎достроили!‏ ‎Заканчивали ‎её ‎уже‏ ‎при ‎гендиректоре‏ ‎Каданникове, ‎аж ‎в ‎1996-м.‏ ‎Фото‏ ‎1991 ‎года.

12. Вообще,‏ ‎офисный ‎небоскрёб‏ ‎ВАЗа ‎– ‎хороший ‎ориентир ‎при‏ ‎походах‏ ‎в ‎этом‏ ‎районе. ‎

13. Дальше‏ ‎мы ‎сделали ‎попытку ‎пройти ‎по‏ ‎периметру‏ ‎территории‏ ‎по ‎широкому‏ ‎тротуару ‎вдоль‏ ‎Южного ‎шоссе.‏ ‎Сразу‏ ‎же ‎столкнулись‏ ‎с ‎интересным ‎феноменом: ‎по ‎обе‏ ‎стороны ‎от‏ ‎тротуара,‏ ‎как ‎со ‎стороны‏ ‎территории, ‎так‏ ‎и ‎со ‎стороны ‎шоссе,‏ ‎через‏ ‎определённые ‎промежутки‏ ‎стояли ‎вахтовые‏ ‎будки ‎с ‎охранниками, ‎так ‎что‏ ‎мы‏ ‎были ‎как‏ ‎бы ‎одинокими‏ ‎объектами ‎наблюдения. ‎Вроде ‎бы ‎мы‏ ‎ничего‏ ‎не‏ ‎нарушаем ‎и‏ ‎идём ‎по‏ ‎общедоступной ‎зоне,‏ ‎но‏ ‎за ‎нами‏ ‎внимательно ‎наблюдают ‎с ‎обеих ‎сторон‏ ‎этого ‎тротуара.‏ ‎

14. За‏ ‎периметром, ‎по ‎левую‏ ‎сторону, ‎был‏ ‎расположен ‎испытательный ‎трек ‎автомобилей‏ ‎ВАЗа,‏ ‎из ‎которого‏ ‎было ‎несколько‏ ‎закрытых ‎выездов ‎с ‎фирменной ‎эмблемой‏ ‎ВАЗа.‏ ‎

14а. ‎А‏ ‎вот ‎так‏ ‎выглядел ‎этот ‎трек ‎в ‎конце‏ ‎1970-х.

15. Дальше‏ ‎на‏ ‎восток ‎между‏ ‎тротуаром ‎и‏ ‎периметром ‎собственно‏ ‎ВАЗа‏ ‎было ‎посажено‏ ‎два ‎ряда ‎сплошных ‎зелёных ‎кустов,‏ ‎через ‎которые‏ ‎не‏ ‎было ‎видно ‎вообще‏ ‎ничего. ‎

16. Оглянемся‏ ‎назад: ‎вот ‎такие ‎будочки,‏ ‎как‏ ‎слева, ‎стояли‏ ‎через ‎определённые‏ ‎промежутки ‎по ‎этой ‎дороге. ‎Справа‏ ‎за‏ ‎забором ‎–‏ ‎территория ‎предприятия.‏ ‎За ‎нами ‎смотрят ‎:)

17. На ‎верхушке‏ ‎ВАЗовского‏ ‎небоскрёба‏ ‎– ‎громадная‏ ‎эмблема ‎«Лады»,‏ ‎видимая ‎издалека.‏ ‎

18. А‏ ‎вот ‎и‏ ‎полуприцеп ‎с ‎машинками ‎тяжко ‎ползёт.‏ ‎В ‎него‏ ‎влезло,‏ ‎кажется, ‎аж ‎восемь‏ ‎штук ‎сразу.‏ ‎

19. В ‎районе ‎главного ‎офиса‏ ‎ВАЗа‏ ‎Южное ‎шоссе‏ ‎делает ‎большой‏ ‎плавный ‎изгиб ‎с ‎круговой ‎развязкой.‏ ‎Светофоры‏ ‎расположены ‎очень‏ ‎далеко ‎друг‏ ‎от ‎друга. ‎Чтобы ‎обойти ‎всё‏ ‎это‏ ‎безобразие‏ ‎по ‎правилам,‏ ‎нужно ‎пройти‏ ‎километра ‎два,‏ ‎поэтому‏ ‎приходится ‎нарушать‏ ‎правила ‎и ‎последовательно ‎перебегать ‎эти‏ ‎широкие ‎автомобильные‏ ‎"каналы".‏ ‎

20. Следующая ‎наша ‎цель‏ ‎находится ‎на‏ ‎другой ‎стороне ‎Южного ‎шоссе. По‏ ‎карте‏ ‎вроде ‎близко,‏ ‎но ‎пробирались‏ ‎мы ‎туда ‎почти ‎полчаса, ‎через‏ ‎асфальтовые‏ ‎реки ‎и‏ ‎каналы. ‎И‏ ‎вот ‎подходим ‎к ‎корпоративному ‎университету‏ ‎ВАЗа,‏ ‎ранее‏ ‎– ‎учебному‏ ‎центру ‎и‏ ‎автомобильному ‎втузу.‏ ‎Территория‏ ‎опять ‎огромная‏ ‎и ‎просторная. ‎Вроде ‎бы ‎и‏ ‎за ‎газонами‏ ‎ухаживают,‏ ‎всё ‎посажено ‎аккуратно,‏ ‎но ‎над‏ ‎всем ‎этим ‎лежит ‎какая-то‏ ‎невидимая‏ ‎печать ‎запустения.‏ ‎Тихо, ‎никаких‏ ‎людей. ‎Впрочем, ‎мы ‎тут ‎были‏ ‎в‏ ‎субботу. ‎

21. Левое‏ ‎низкое ‎крыло‏ ‎занимает ‎музей ‎АвтоВАЗа. Он ‎был, ‎естественно,‏ ‎закрыт‏ ‎в‏ ‎связи ‎с‏ ‎коронавирусом. ‎

22. Музейное‏ ‎крыло ‎университета‏ ‎‒‏ ‎необъятной ‎длины.‏ ‎Здесь ‎всё ‎гигантское ‎и ‎везде‏ ‎надо ‎идти‏ ‎до‏ ‎соседних ‎зданий ‎сотни‏ ‎метров. ‎

23. Плитка,‏ ‎как ‎и ‎в ‎первых‏ ‎жилых‏ ‎микрорайонах, ‎явно‏ ‎лежит ‎ещё‏ ‎с ‎тех ‎времён, ‎с ‎1970-х.‏ ‎Есть‏ ‎в ‎ней‏ ‎что-то ‎такое‏ ‎античное, ‎древнесоветское. ‎Поневоле ‎думаешь ‎–‏ ‎может,‏ ‎это‏ ‎лет ‎через‏ ‎80 ‎будут‏ ‎наши ‎советские‏ ‎Термы‏ ‎Каракаллы?

24. А ‎вот‏ ‎Учебный ‎центр ‎ВАЗа остался ‎глубоко ‎советским,‏ ‎без ‎всякой‏ ‎новомодной‏ ‎стеклобетонной ‎цветной ‎модернизации.‏ ‎Поздравляю, ‎мы‏ ‎сейчас ‎стоим ‎прямо ‎в‏ ‎1975‏ ‎году!

25. Модернистский ‎вход‏ ‎по ‎моде‏ ‎полувековой ‎давности. ‎

26. Ну ‎что ‎ж,‏ ‎полюбуемся‏ ‎на ‎скромное‏ ‎обаяние ‎советского‏ ‎модернизма ‎и ‎идём ‎дальше.

27. Опять ‎нужно‏ ‎преодолеть‏ ‎циклопические‏ ‎пространства ‎автомобильных‏ ‎рек ‎Тольятти...

28. Через‏ ‎шоссе, ‎напротив‏ ‎заводоуправления,‏ ‎высится ‎ориентир‏ ‎автомобильного ‎храма. ‎Это ‎часовня ‎Михаила‏ ‎Архангела. ‎

29. Понятно,‏ ‎что‏ ‎в ‎советское ‎время‏ ‎этого ‎объекта‏ ‎не ‎было, ‎и ‎автомобильную‏ ‎часовню‏ ‎поставили ‎только‏ ‎в ‎1997‏ ‎г. ‎во ‎исполнение ‎решения ‎совета‏ ‎директоров‏ ‎АвтоВАЗа. ‎

30. Ещё‏ ‎один ‎циклопический‏ ‎объект ‎советского ‎модернизма ‎– ‎научно-технический‏ ‎центр‏ ‎ВАЗа. Причём‏ ‎с ‎этой‏ ‎стороны ‎мы‏ ‎видим ‎только‏ ‎лицевой‏ ‎фасад, ‎а‏ ‎само ‎здание ‎по ‎объёму ‎огромно‏ ‎и ‎простирается‏ ‎с‏ ‎тыла ‎ещё ‎на‏ ‎несколько ‎сот‏ ‎метров. ‎Но ‎туда ‎мы‏ ‎не‏ ‎пошли, ‎потому‏ ‎что ‎каждый‏ ‎прыжок ‎от ‎здания ‎к ‎зданию‏ ‎занимает‏ ‎минимум ‎15-20‏ ‎минут, ‎на‏ ‎этих ‎циклопических ‎нечеловеческих ‎пространствах. ‎

31. Идём‏ ‎дальше‏ ‎вдоль‏ ‎Южного ‎шоссе‏ ‎мимо ‎одной‏ ‎из ‎недействующих‏ ‎мертвых‏ ‎проходных. ‎

32. Ходим‏ ‎уже ‎в ‎этом ‎районе ‎больше‏ ‎часа, ‎но‏ ‎так‏ ‎и ‎не ‎отдалились‏ ‎от ‎ВАЗовского‏ ‎небоскрёба, ‎который ‎маячит ‎в‏ ‎перспективе.‏ ‎Асфальтово-газонные ‎пространства‏ ‎без ‎какой-либо‏ ‎застройки ‎здесь ‎реально ‎циклопические. ‎

33. Нашей‏ ‎следующей‏ ‎целью ‎был‏ ‎музей ‎имени‏ ‎К. ‎Г. ‎Сахарова. ‎Не ‎того‏ ‎Сахарова,‏ ‎который‏ ‎академик ‎и‏ ‎диссидент, ‎а‏ ‎совсем ‎другого‏ ‎Сахарова.‏ ‎Здесь ‎расположен‏ ‎столь ‎же ‎гигантский, ‎как ‎и‏ ‎сам ‎ВАЗ,‏ ‎музейный‏ ‎комплекс ‎с ‎натурными‏ ‎экспонатами. ‎Только‏ ‎вдоль ‎его ‎забора ‎до‏ ‎проходной‏ ‎мы ‎шли‏ ‎ещё ‎25‏ ‎минут, ‎уже ‎начиная ‎выбиваться ‎из‏ ‎сил.‏ ‎И ‎когда‏ ‎мы ‎подошли‏ ‎к ‎кассовому ‎павильону, ‎то ‎поняли‏ ‎–‏ ‎туда‏ ‎мы ‎не‏ ‎пойдём, ‎потому‏ ‎что ‎на‏ ‎такой‏ ‎циклопический ‎музей‏ ‎нужен ‎целый ‎день, ‎не ‎меньше.‏ ‎

34. Вот ‎мы‏ ‎заглянули‏ ‎через ‎один ‎из‏ ‎просветов ‎внутрь.‏ ‎Там, ‎на ‎территории, ‎был‏ ‎виден‏ ‎целый ‎железнодорожно-паровозный‏ ‎городок. ‎И‏ ‎это ‎- ‎только ‎небольшая ‎часть‏ ‎этого‏ ‎мега-музея!

35. Но, ‎конечно,‏ ‎самый ‎топовый‏ ‎экспонат ‎Тольяттинского ‎научно-технического ‎музея ‎–‏ ‎это‏ ‎подводная‏ ‎лодка ‎в‏ ‎степях ‎Жигулёвщины.‏ ‎На ‎этом,‏ ‎пожалуй,‏ ‎я ‎и‏ ‎остановлю ‎своё ‎повествование ‎:)

От ‎музея‏ ‎мы ‎стали‏ ‎бесплодно‏ ‎дожидаться ‎автобуса ‎или‏ ‎маршрутки. ‎Но‏ ‎бессмысленно. ‎Решили ‎вызвать ‎такси.‏ ‎Но‏ ‎и ‎это‏ ‎не ‎прокатило‏ ‎- ‎сюда ‎почему-то ‎неохотно ‎ехали.‏ ‎Опять‏ ‎пошли ‎назад,‏ ‎а ‎потом‏ ‎нашли ‎остановку ‎и ‎сели, ‎проехав‏ ‎до‏ ‎района‏ ‎Первых ‎Пятиэтажек‏ ‎Автограда. Впрочем, ‎про‏ ‎это ‎я‏ ‎уже‏ ‎рассказал ‎в‏ ‎предыдущей ‎серии, ‎так ‎что ‎дальше‏ ‎покажу ‎начальное‏ ‎Тольятти,‏ ‎самое ‎близкое ‎к‏ ‎Самаре.

Продолжение ‎поволжской‏ ‎серии ‎следует.

Читать: 17+ мин
logo Лаборатория Перископа

Тольятти. Первые пятиэтажки автограда

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Тольятти. Первые пятиэтажки автограда (1970-73 гг.)

Читать: 36+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 26

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 26 "Советский авианосец в Бохайском заливе" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 19+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 25

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 25 "Путь в Тяньцзинь и Бинхайский военный парк" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 10+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 24 (начало)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 24 "Далянь. Прибрежные бухты" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 13+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 19 (начало)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 19 "Порт-Артур. Советское военное кладбище" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

37 подписчиков

Контакты

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048