logo
67
читателей
Angry Bonds неформат  Перед вами небольшая частная кунсткамера: экономика, социология, иногда даже философия и трансдисциплинарность.
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
О проекте
Здесь публикуются наиболее интересные материалы, не подходящие под базовый формат сообщества Angry Bonds, которые, тем не менее, было бы жалко бросить. Тематика весьма широкая: экономика, общество, история, трансдисциплинарные исследования, теория познания, философия и пр. Также см. сайт - http://adamidov.ru/
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Уровень 1 250 ₽ месяц 2 700 ₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Angry Bonds неформат
Доступны сообщения

Для всех кому дорого Просвещение!

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
67 подписчиков
Обновления проекта
Метки
социальные порядки 55 глобальный цикл 41 трансдисциплинарность 37 культура 18 идеология 17 христианство 17 философия 16 кризис 15 ссср 13 марксизм 10 социализм 10 факторы производства 10 религия 9 римская империя 9 элитоведение 9 Европа 8 история 8 римские аналогии 8 теория познания 8 империя 7 символический капитал 7 новый человек 6 Социология 6 сша 6 глобализация 5 история России 5 капитализм 5 политэкономия 5 идеализм 4 китай 4 литература 4 логика 4 наука 4 Османская империя 4 фазовый переход 4 арабский халифат 3 Ахемениды 3 Бродель 3 воспроизводственный сектор 3 демократия 3 инфляция 3 Инфраструктура 3 ислам 3 иудаизм 3 коллективы 3 либерализм 3 монгольская империя 3 образ будущего 3 политика 3 ранняя цивилизация 3 Экономическое чудо 3 элиты 3 авторитаризм 2 архетипы 2 базис 2 буддизм 2 Булгаков 2 Византия 2 германия 2 государство 2 гражданские войны 2 Древний рим 2 Древняя Греция 2 индуизм 2 инклюзивность 2 Иудейские войны 2 кино 2 классовая борьба 2 клиодинамика 2 коммунизм 2 Константин Великий 2 Косыгин 2 Лев Гумилев 2 магическое сознание 2 маркс 2 надстройка 2 образование 2 олигархия 2 Первая Мировая война 2 переслегин 2 политическая экономия 2 полицикличсекая модель 2 принципат 2 римское наследие 2 россия 2 РФ 2 социальная революция 2 структурная матрица 2 трансгуманизм 2 турция 2 украина 2 управляемый хаос 2 Франция 2 хозяйственные порядки 2 Школьников 2 Angry Bonds 1 Pump & Dump 1 актуальная повестка 1 алхимия 1 англия 1 Аристотель 1 Арриги 1 астрология 1 библия 1 Брежнев 1 бренд 1 Британская империя 1 Валлерстайн 1 Великая Французская революция 1 возрождение 1 Габриэль Д'Аннунцио 1 ГДР 1 Гёдель 1 гностицизм 1 Грузия 1 грюндерство 1 ГУЛАГ 1 даосизм 1 децибелократия 1 джайнизм 1 Древний Египет 1 Дугин 1 еврейский вопрос 1 ЕС 1 Золотая Орда 1 Израиль 1 инновации 1 институты 1 институционализм 1 интеллигенция 1 искусственный интеллект 1 искусство 1 капитал 1 коллектив 1 комплиментарность 1 кондратьевские волны 1 конфуцианство 1 корпорации 1 Коуз 1 мировоззрение 1 модерн 1 молдавия 1 нацизм 1 неоплатонизм 1 Николай Второй 1 Норт 1 общественное благо 1 общественный договор 1 объективизм 1 онтология 1 Парфянское царство 1 Пассионарность 1 первая империя 1 петр первый 1 предпринимательство 1 Прибалтика 1 Психология 1 Путин 1 рабовладение 1 Разделение труда 1 ревизионизм 1 реинкарнация 1 рецензии 1 Розанов 1 Российская Империя 1 сверхдлинный цикл 1 сионизм 1 система власти 1 сланцевая революция 1 Смит 1 социальные границы 1 социум 1 средний класс 1 Стратегия 1 теория этногенеза 1 технологический уклад 1 троцкизм 1 труд 1 Турчин 1 фантастика 1 Фейербах 1 Феодализм 1 ФРГ 1 футурология 1 Хрущев 1 цивилизация 1 циклы 1 шотландия 1 Шпенглер 1 экономика 1 энергопереход 1 Юстиниан 1 япония 1 Больше тегов
Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Рецензия на книгу Александра Ахиезера «Критика исторического опыта»

Честно ‎говоря‏ ‎я ‎до ‎сей ‎поры ‎не‏ ‎сталкивался ‎с‏ ‎работами‏ ‎Александра ‎Ахиезера, ‎но‏ ‎подписчики ‎меня‏ ‎пристыдили, ‎сказав ‎что ‎это‏ ‎недооцененный‏ ‎гений ‎нашего‏ ‎времени.

Я, ‎наскоро‏ ‎посыпав ‎голову ‎пеплом, ‎побежал ‎читать.‏ ‎Начал‏ ‎с »Критики ‎исторического‏ ‎опыта».

Основные ‎идеи,‏ ‎которые ‎проводит ‎автор:

Цикличность ‎истории. Начальной ‎и‏ ‎конечной‏ ‎точкой‏ ‎каждого ‎цикла‏ ‎русской ‎истории,‏ ‎по ‎Ахиезеру,‏ ‎является‏ ‎национальная ‎историческая‏ ‎катастрофа, ‎вызванная ‎внутренним ‎конфликтом, ‎который‏ ‎подавлялся ‎государственным‏ ‎насилием.‏ ‎Таких ‎катастроф ‎в‏ ‎русской ‎истории‏ ‎философ ‎насчитывал ‎четыре: ‎крах‏ ‎Киевской‏ ‎Руси, ‎Смута‏ ‎начала ‎XVII‏ ‎века, ‎революция ‎1917 ‎года ‎и‏ ‎события‏ ‎1991 ‎года.

В‏ ‎целом ‎насчет‏ ‎цикличности ‎спорить ‎не ‎буду. ‎Вопрос‏ ‎вызывает‏ ‎только‏ ‎периодизация ‎и‏ ‎сама ‎идея‏ ‎отсчитывать ‎циклы‏ ‎от‏ ‎катастрофы ‎до‏ ‎катастрофы. ‎Имея ‎в ‎виду, ‎что‏ ‎само ‎понятие‏ ‎катастрофы‏ ‎довольно ‎условно ‎(для‏ ‎одних ‎1917‏ ‎год ‎— ‎это ‎катастрофа,‏ ‎а‏ ‎1991 ‎год‏ ‎триумф, ‎для‏ ‎других ‎— ‎наоборот), ‎так ‎еще‏ ‎и‏ ‎пропущена ‎катастрофа‏ ‎монгольского ‎завоевания.

Я‏ ‎со ‎своей ‎стороны ‎делаю периодизацию ‎по‏ ‎смене‏ ‎социальных‏ ‎порядков: это ‎может‏ ‎быть ‎сопряжено‏ ‎с ‎социальной‏ ‎катастрофой,‏ ‎но ‎может‏ ‎и ‎не ‎быть, ‎предопределенности ‎нет,‏ ‎по ‎факту‏ ‎много‏ ‎отч ‎его ‎зависит.

Противоречие‏ ‎между ‎культурой‏ ‎и ‎социальными ‎отношениями. Ахиезер ‎считал,‏ ‎что‏ ‎важнейшим ‎для‏ ‎общественного ‎развития‏ ‎является ‎не ‎противоречие ‎между ‎производительными‏ ‎силами‏ ‎и ‎производственными‏ ‎отношениями, ‎а‏ ‎противоречие ‎между ‎культурой ‎и ‎социальными‏ ‎отношениями.

В‏ ‎целом‏ ‎одно ‎другому‏ ‎не ‎противоречит.‏ ‎Скорее ‎тут‏ ‎имеет‏ ‎место ‎борьба‏ ‎с ‎самодовлеющим ‎ортодоксальным ‎марксизмом, ‎который‏ ‎и ‎правда‏ ‎душил‏ ‎любую ‎живую ‎мысль,‏ ‎поэтому ‎спишем‏ ‎на ‎полученные ‎автором ‎моральные‏ ‎травмы.

Историческая‏ ‎инерция. Ахиезер ‎рассматривал‏ ‎историческую ‎инерцию‏ ‎как ‎свидетельство ‎привязанности ‎человека ‎и‏ ‎общества‏ ‎к ‎освоенному‏ ‎опыту, ‎постоянное‏ ‎отставание ‎в ‎освоении ‎инноваций ‎и‏ ‎снижение‏ ‎адаптивных‏ ‎возможностей ‎общества.

Инерцию‏ ‎как ‎таковую‏ ‎отрицать ‎глупо.‏ ‎Более‏ ‎того, ‎бородатые‏ ‎классики ‎прямо ‎говорили, ‎что ‎именно‏ ‎из-за ‎этой‏ ‎инерции‏ ‎и ‎возникает ‎противоречие‏ ‎базиса ‎и‏ ‎надстройки, ‎а ‎я ‎со‏ ‎своей‏ ‎стороны ‎предлагаю‏ ‎выделить ‎изучение‏ ‎данного ‎вопроса ‎как ‎наиглавнейшего ‎в‏ ‎социологии.‏ ‎Но ‎в‏ ‎целом ‎ничего‏ ‎тут ‎особо ‎революционного ‎нет ‎—‏ ‎это‏ ‎развитие‏ ‎и ‎некоторое‏ ‎переосмысление ‎марксистского‏ ‎тезиса ‎с‏ ‎учетом‏ ‎опыта ‎событий‏ ‎развала ‎СССР

Взаимодействие ‎двух ‎социокультурных ‎идеалов. В‏ ‎основе ‎концепции‏ ‎Ахиезера‏ ‎— ‎проходящее ‎через‏ ‎всю ‎российскую‏ ‎историю ‎сложное ‎взаимодействие ‎двух‏ ‎социокультурных‏ ‎идеалов ‎—‏ ‎вечевого ‎(народного,‏ ‎соборного, ‎консервативного) ‎и ‎либерального ‎(динамичного,‏ ‎прогрессивного)‏ ‎начал.

Это ‎сильное‏ ‎упрощение. ‎Социокультурных‏ ‎идеалов ‎и ‎традиций ‎в ‎каждую‏ ‎эпоху‏ ‎было‏ ‎сильно ‎больше,‏ ‎просто ‎политическая‏ ‎история ‎страны‏ ‎вынуждала‏ ‎делиться ‎противоборствующие‏ ‎социальные ‎группы ‎на ‎два ‎больших‏ ‎лагеря ‎и‏ ‎выбирать‏ ‎себе ‎максимально ‎полярные‏ ‎концепции, ‎хотя‏ ‎бы ‎на ‎уровне ‎риторики.‏ ‎Так‏ ‎то ‎вечевое‏ ‎начало ‎и‏ ‎демократическое ‎— ‎суть ‎ближайшие ‎родственники‏ ‎и‏ ‎что ‎примечательно,‏ ‎те ‎во‏ ‎власти ‎кто ‎назывался ‎«либералами», ‎на‏ ‎деле‏ ‎ими‏ ‎часто ‎не‏ ‎были, ‎как,‏ ‎впрочем, ‎и‏ ‎«народники».‏ ‎То ‎же‏ ‎самое ‎с ‎«русской» ‎и ‎«немецкой»‏ ‎партиями ‎18‏ ‎века‏ ‎— ‎часто ‎в‏ ‎«русской» ‎парти‏ ‎верховодили ‎этнические ‎немцы, ‎а‏ ‎в‏ ‎«немецкой» ‎Рюриковичи.‏ ‎В ‎общем‏ ‎тут ‎скорее ‎перепутаны ‎форма ‎и‏ ‎суть.

Возможность‏ ‎преодоления ‎раскола‏ ‎власти ‎и‏ ‎народа. Ахиезер ‎видел ‎такую ‎возможность ‎в‏ ‎обретении‏ ‎договороспособности,‏ ‎умении ‎решать‏ ‎социальные ‎конфликты‏ ‎через ‎компромисс,‏ ‎а‏ ‎не ‎насилие,‏ ‎в ‎«развитие ‎массовой ‎диалогической ‎культуры».

Здесь‏ ‎я ‎бы‏ ‎поспорил‏ ‎более ‎всего. ‎Т.н.‏ ‎раскол ‎власти‏ ‎и ‎народа ‎— ‎это‏ ‎естественное‏ ‎состояние ‎государства‏ ‎в ‎России,‏ ‎начиная ‎с ‎момента ‎его ‎образования,‏ ‎вызванное‏ ‎спецификой ‎хозяйственных‏ ‎и ‎социальных‏ ‎порядков ‎«земли».

Никто ‎никуда ‎не ‎кололся,‏ ‎власть‏ ‎и‏ ‎народ ‎изначально‏ ‎сосуществовали ‎обособленно,‏ ‎объединяясь ‎только‏ ‎в‏ ‎краних ‎случаях‏ ‎(большая ‎военная ‎опасность). ‎как ‎раз‏ ‎события ‎после‏ ‎1991‏ ‎года ‎явственно ‎показали,‏ ‎что ‎те‏ ‎кто ‎«вышел ‎родом ‎из‏ ‎народа»‏ ‎очень ‎быстро‏ ‎перековались ‎в‏ ‎«новые ‎феодалы» ‎и ‎переняли ‎наихудшие‏ ‎практики‏ ‎как ‎времен‏ ‎царского ‎режима,‏ ‎так ‎и ‎СССР


Резюме:

Перед ‎нами ‎честная‏ ‎попытка‏ ‎советского‏ ‎человека ‎переосмыслить‏ ‎марксистский ‎исторический‏ ‎канон ‎и‏ ‎не‏ ‎впасть ‎при‏ ‎этом ‎в ‎мракобесие ‎«булкохруста».

В ‎целом‏ ‎она ‎удалась,‏ ‎в‏ ‎том ‎смысле, ‎что‏ ‎получился ‎не‏ ‎Мединский, ‎не ‎религиозный ‎сталинизм,‏ ‎и‏ ‎не ‎«древние‏ ‎укры», ‎но‏ ‎от ‎стройной ‎социальной ‎теории ‎она,‏ ‎конечно,‏ ‎очень ‎далека,‏ ‎поэтому ‎для‏ ‎дальнейшего ‎использования ‎пригодна ‎ограниченно.

По ‎тексту‏ ‎придираться‏ ‎не‏ ‎буду, ‎автор‏ ‎все-таки ‎философ,‏ ‎а ‎не‏ ‎историк.

Читать: 2+ мин
logo Angry Bonds неформат

Логика, мышление и… аттитюды (ч.4)

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Логика, мышление и… необходимость принятия 5-го закона формальной логики (ч.3)

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 3+ мин
logo Angry Bonds неформат

Логика, мышление и … глобальный цикл (ч. 2)

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 3+ мин
logo Angry Bonds неформат

Трансдисциплинарное понимание религиозного и философского (или еще раз возражения Павлу Щелину)

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 3+ мин
logo Angry Bonds неформат

Китайские штудии. ч.1: «богопотери» и еще немного «ранней» цивилизации

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

«Философия капитала» и индустриальное развитие.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 6+ мин
logo Angry Bonds неформат

Ещё раз о гностицизме, коммунизме и закате Европы

Наткнулся ‎на‏ ‎цикл ‎бесед ‎Павла ‎Щелина, ‎посвященных‏ ‎гностицизму ‎и‏ ‎его‏ ‎влиянию ‎на ‎формирование‏ ‎современных ‎европейских‏ ‎идей. ‎Пожалуй, ‎это ‎наиболее‏ ‎стройное‏ ‎популярное ‎изложение‏ ‎генезиса ‎западноевропейской‏ ‎идеологии. ‎Несмотря ‎на ‎очевидно ‎ватиканские‏ ‎"уши"‏ ‎(автор ‎преподает‏ ‎в ‎Вене)‏ ‎и ‎временами ‎прорывающуюся ‎ахинею ‎про‏ ‎Россию‏ ‎(автор‏ ‎- ‎гражданин‏ ‎Украины) ‎материал‏ ‎очень ‎полезный,‏ ‎поскольку‏ ‎даёт ‎достаточно‏ ‎верное ‎представление ‎о ‎философских ‎школах‏ ‎(если ‎вам‏ ‎лень‏ ‎читать ‎самими) ‎и,‏ ‎самое ‎главное,‏ ‎ответ ‎на ‎вопрос ‎о‏ ‎роли‏ ‎и ‎месте‏ ‎Европы ‎в‏ ‎мировом ‎историческом ‎процессе. ‎Ниже ‎привожу‏ ‎ссылки‏ ‎с ‎некоторыми‏ ‎комментариями. ‎

  1. https://youtu.be/sWaVWCy6Qgg - про‏ ‎изначальный ‎гностицизм ‎1-3 ‎века ‎н.э.‏ ‎Основная‏ ‎идея:‏ ‎все ‎идеи‏ ‎избранности ‎и‏ ‎прогрессорства ‎растут‏ ‎оттуда.‏ ‎
  2. https://youtu.be/xHTjbbD-W-U - про ‎Реформацию:‏ ‎16-17-ый ‎века. ‎"Эксцессы ‎грамотности" ‎крайне‏ ‎похожи ‎на‏ ‎эпоху‏ ‎социальных ‎сетей. ‎Магическая‏ ‎основа, ‎прогрессорство,‏ ‎перемена ‎отношения ‎к ‎бедности.‏ ‎Публичная‏ ‎святость. ‎Раскол‏ ‎между ‎народом‏ ‎и ‎элитами
  3. https://youtu.be/JCkM9RtL20g - про ‎Томаса ‎Гоббса. ‎Человек‏ ‎с‏ ‎нарушениями ‎психики‏ ‎сформировал ‎идеологию.‏ ‎"Контроль ‎над ‎языком, ‎незнание ‎-‏ ‎сила".‏ ‎
  4. https://youtu.be/dLikwl7rkYw - феномен‏ ‎Просвещения. ‎Реформация‏ ‎создала ‎такое‏ ‎напряжение, ‎что‏ ‎в‏ ‎17 ‎веке‏ ‎начался ‎упадок ‎религиозной ‎культуры ‎как‏ ‎таковой. ‎Отчасти‏ ‎потому,‏ ‎что ‎никто ‎решительной‏ ‎победы ‎не‏ ‎одержал. ‎"Ход ‎истории ‎сменился‏ ‎-‏ ‎причем ‎в‏ ‎том ‎направлении,‏ ‎которое ‎привело ‎бы ‎в ‎ужас‏ ‎людей‏ ‎16 ‎века".‏ ‎Английское ‎просвещение: божественное‏ ‎преображение ‎переосмыслено ‎как ‎перепрограммирование ‎реального‏ ‎мира‏ ‎для‏ ‎совместного ‎по‏ ‎возможности ‎бесконфликтного‏ ‎проживания ‎людей‏ ‎ради‏ ‎благополучия. ‎Французское‏ ‎просвещение: преобразование ‎общества ‎возможно ‎только ‎через‏ ‎революцию ‎и‏ ‎снос‏ ‎устаревших ‎социальных ‎порядков‏ ‎и ‎(если‏ ‎необходимо) ‎людей ‎сопротивляющихся ‎установлению‏ ‎новых‏ ‎порядков. ‎
  5. https://youtu.be/BFj59yd2294 - национализм‏ ‎и ‎либерализм.‏ ‎Триада ‎"свобода, ‎равенство, ‎братство" ‎-‏ ‎родила‏ ‎в ‎итоге‏ ‎либерализм, ‎марксизм‏ ‎и ‎национализм. ‎Цитата: ‎(25:49) ‎"в‏ ‎принципе‏ ‎любая‏ ‎национальная ‎история,‏ ‎которую ‎писали‏ ‎в ‎19‏ ‎веке‏ ‎- ‎это‏ ‎перефразированная ‎история ‎еврейского ‎народа ‎из‏ ‎Ветхого ‎Завета"‏ ‎-‏ ‎мысль ‎интересная, ‎но‏ ‎спорная. ‎
  6. https://youtu.be/DNEIfgdnEFY - про‏ ‎марксизм. ‎Откровенно ‎слабый ‎фрагмент,‏ ‎потому‏ ‎что ‎из‏ ‎Маркса ‎гностик‏ ‎как ‎из ‎говна ‎пуля, ‎если‏ ‎честно.‏ ‎Гегель ‎-‏ ‎ещё ‎куда‏ ‎ни ‎шло. ‎
  7. https://youtu.be/TddC2XW1eDs - про ‎позитивизм ‎по‏ ‎Конту,‏ ‎который‏ ‎по ‎мысли‏ ‎автора ‎и‏ ‎стал ‎предтечей‏ ‎современной‏ ‎актуальной ‎повестки‏ ‎(с ‎чем ‎тоже ‎можно ‎было‏ ‎поспорить, ‎хотя‏ ‎Конт‏ ‎то ‎что ‎цитирует‏ ‎Павел ‎конечно‏ ‎же ‎говорил)
  8. https://youtu.be/upCXWTnZ9dc - современные ‎постмодернисты ‎"массовый‏ ‎человек".‏ ‎

Конечно, ‎перед‏ ‎нами ‎весьма‏ ‎тенденциозный ‎взгляд ‎(что ‎не ‎есть‏ ‎преступление‏ ‎для ‎философа),‏ ‎но ‎основная‏ ‎беда ‎в ‎том, ‎что ‎он‏ ‎несистемный‏ ‎и‏ ‎упускающий ‎главное.‏ ‎Павел ‎верно‏ ‎описал ‎признаки‏ ‎но‏ ‎по ‎каким-то‏ ‎причинам ‎отказался ‎рассматривать ‎предпосылки ‎их‏ ‎возникновения. ‎Поэтому‏ ‎гностицизм‏ ‎получился ‎нечто ‎вроде‏ ‎извечного ‎мирового‏ ‎зла, ‎которое ‎не ‎понятно‏ ‎откуда‏ ‎взялось ‎и‏ ‎не ‎понятно‏ ‎как ‎его ‎изжить. ‎Хотя ‎если‏ ‎добавить‏ ‎к ‎развернутой‏ ‎Павлом ‎картине‏ ‎всего ‎два ‎соображения, ‎то ‎древнее‏ ‎извечное‏ ‎зло‏ ‎превратится ‎в‏ ‎бытовое ‎занудство,‏ ‎имеющее ‎вполне‏ ‎рациональное‏ ‎объяснение.

Сделаем ‎это.‏ ‎

  1. Если ‎принять ‎во ‎внимание ‎то,‏ ‎что ‎древний‏ ‎гностицизм‏ ‎(как ‎впрочем ‎и‏ ‎христианство) ‎был‏ ‎ничем ‎иным ‎как ‎реакцией‏ ‎ближневосточного‏ ‎общества ‎(Палестина,‏ ‎Сирия, ‎Египет)‏ ‎на ‎Иудейские ‎войны, ‎а ‎затем‏ ‎на‏ ‎"кризис ‎III‏ ‎века": ‎мир‏ ‎ужасен ‎потому ‎что ‎победили ‎римские‏ ‎варвары,‏ ‎его‏ ‎нельзя ‎изменить,‏ ‎значит ‎из‏ ‎него ‎надо‏ ‎убежать.‏ ‎И ‎это‏ ‎по ‎сути ‎эмоциональная ‎реакция ‎на‏ ‎столкновение ‎с‏ ‎социальными‏ ‎ограничениями. ‎
  2. Собственно, ‎далее‏ ‎в ‎каждом‏ ‎из ‎рассмотренных ‎Павлом ‎случаев‏ ‎мы‏ ‎сталкиваемся ‎с‏ ‎тем, ‎что‏ ‎тот ‎или ‎иной ‎мыслитель ‎сталкивался‏ ‎с‏ ‎социальными ‎границами‏ ‎и ‎с‏ ‎позволения ‎сказать ‎"искрил" ‎при ‎попытке‏ ‎их‏ ‎преодоления.‏ ‎Также ‎как‏ ‎при ‎трении‏ ‎друг ‎о‏ ‎друга‏ ‎двух ‎металлических‏ ‎предметов ‎каждый ‎раз ‎раздается ‎характерный‏ ‎скрежет, ‎также‏ ‎и‏ ‎при ‎попытке ‎общества,‏ ‎коллектива ‎или‏ ‎отдельного ‎мыслителя ‎преодолеть ‎социо-культурные‏ ‎барьеры‏ ‎(каковые ‎явно‏ ‎не ‎поддаются‏ ‎с ‎первого ‎раза, ‎а ‎иной‏ ‎раз‏ ‎и ‎вовсе‏ ‎не ‎поддаются)‏ ‎неизбежно ‎возникновение ‎мыслей ‎и ‎воззрений‏ ‎сходных‏ ‎с‏ ‎гностическими. ‎

Все‏ ‎как ‎видим‏ ‎довольно ‎просто‏ ‎-‏ ‎идеи ‎сопровождают‏ ‎общественные ‎процессы ‎и ‎возможно ‎придают‏ ‎им ‎своеобразие‏ ‎и‏ ‎конкретные ‎формы ‎выражения,‏ ‎но ‎всерьез‏ ‎считать, ‎что ‎если ‎бы‏ ‎не‏ ‎зараза ‎гностицизма‏ ‎эпохи ‎Римской‏ ‎империи ‎не ‎было ‎бы ‎Великой‏ ‎французской‏ ‎революции ‎и‏ ‎Маркса ‎с‏ ‎Маркузе ‎явно ‎не ‎стоит ‎(автор‏ ‎эту‏ ‎мысль‏ ‎прямо ‎нигде‏ ‎не ‎высказывает,‏ ‎но ‎исподволь‏ ‎к‏ ‎ней ‎подводит).‏ ‎Не ‎они ‎бы, ‎так ‎другие‏ ‎большевики ‎придумали‏ ‎бы‏ ‎другие ‎теории, ‎которые‏ ‎бы ‎вдохновили‏ ‎народные ‎массы. ‎На ‎край‏ ‎сошел‏ ‎бы ‎русский‏ ‎космизм ‎или‏ ‎ясса ‎Чингисхана. ‎

Теперь ‎о ‎том,‏ ‎причем‏ ‎тут ‎"закат‏ ‎Европы". ‎Как‏ ‎мы ‎уже ‎упоминали, ‎Европа ‎вплоть‏ ‎до‏ ‎начла‏ ‎индустриализации ‎являлась‏ ‎по ‎преимущество‏ ‎обществом ‎социальных‏ ‎порядков‏ ‎"капитала" ‎и‏ ‎"военного ‎труда", для ‎которого ‎характерно ‎постоянно‏ ‎штурмовать ‎не‏ ‎только‏ ‎государственные, ‎но ‎и‏ ‎социальные, ‎ментальные‏ ‎и ‎какие ‎угодно ‎границы.‏ ‎Причем‏ ‎в ‎основном‏ ‎путем ‎насилия‏ ‎и ‎взлома ‎засовов, ‎а ‎не‏ ‎перевоспитания‏ ‎и ‎хитрости,‏ ‎что ‎характерно‏ ‎как ‎раз ‎для ‎Римской ‎Империи,‏ ‎державы‏ ‎Ахеменидов,‏ ‎Индии ‎и‏ ‎Китая. ‎

Поэтому‏ ‎европейское ‎общество‏ ‎быстро‏ ‎достигало ‎поставленных‏ ‎целей, ‎но ‎и ‎быстро ‎теряло‏ ‎полученное ‎потому‏ ‎что‏ ‎узко ‎понимало ‎рациональность‏ ‎и ‎выгоду,‏ ‎и ‎мало ‎заботилось ‎о‏ ‎долгосрочном‏ ‎равновесии. ‎Собственно,‏ ‎история ‎глобализации‏ ‎тому ‎яркий ‎пример ‎- ‎те‏ ‎социальные‏ ‎порядки, ‎которые‏ ‎Рим ‎сумел‏ ‎удержать ‎почти ‎200 ‎лет, ‎США‏ ‎и‏ ‎Европа‏ ‎размотали ‎и‏ ‎развалили ‎примерно‏ ‎за ‎30‏ ‎(если‏ ‎считать ‎с‏ ‎момента ‎распада ‎СССР).

Быстро ‎создали ‎образованное‏ ‎индустриальное ‎общество‏ ‎на‏ ‎идеалах ‎Прогресса ‎и‏ ‎Просвещения, ‎и‏ ‎также ‎быстро ‎его ‎развалили‏ ‎и‏ ‎обесценили. ‎Быстро‏ ‎возвели ‎дворец‏ ‎глобального ‎общества ‎"всеобщего ‎благосостояния" ‎и‏ ‎также‏ ‎быстро ‎его‏ ‎разрушили. ‎И‏ ‎конечно ‎тут ‎не ‎обошлось ‎без‏ ‎"гностических"‏ ‎привычек,‏ ‎Павел ‎абсолютно‏ ‎прав. ‎Но‏ ‎это ‎скорее‏ ‎просто‏ ‎дань ‎традиции:‏ ‎чтобы ‎мир ‎менять, ‎его ‎совершенно‏ ‎не ‎обязательно‏ ‎презирать.‏ ‎Но ‎видимо ‎эта‏ ‎простая ‎мысль‏ ‎станет ‎вполне ‎достпуной ‎человечеству‏ ‎уже‏ ‎на ‎следующем‏ ‎этапе ‎развития‏ ‎в ‎рамках ‎грядущего ‎"коммунистического" ‎социально-экономического‏ ‎цикла. Но,‏ ‎кстати ‎сказать,‏ ‎от ‎деструктивного‏ ‎наследия ‎гностицизма ‎при ‎этом ‎придется‏ ‎в‏ ‎значительной‏ ‎мере ‎избавляться.‏ ‎

Слушать: 55+ мин
logo Angry Bonds неформат

Итог по философии и идеологии

Философия и идеология.ogg
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
55:52
Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Новый русский гностицизм ч.2: неожиданный выход из идеологического тупика.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Модерн замещающий

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 3+ мин
logo Angry Bonds неформат

Заметки ревизиониста. ч.4. Базис и надстройка.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Заметки ревизиониста. ч.1. Основные органические косяки марксистской теории и их современные проекции

Данный ‎постом‏ ‎открываем ‎новую ‎рубрику. ‎Появление ‎её‏ ‎связано ‎с‏ ‎тем,‏ ‎что ‎на ‎смену‏ ‎слегка ‎притихшим‏ ‎пещерным ‎либералам ‎и ‎пылким,‏ ‎но‏ ‎бестолковым ‎либертарианцам‏ ‎повылезли ‎такого‏ ‎же ‎качества ‎марксисты ‎и ‎...‏ ‎в‏ ‎общем,я ‎решил,‏ ‎надо ‎тапком‏ ‎и ‎тех ‎и ‎других, ‎несмотря‏ ‎на‏ ‎сохраняющуюся‏ ‎уверенность ‎в‏ ‎неизбежном ‎торжестве‏ ‎идей ‎социализма‏ ‎и‏ ‎коммунизма. ‎Но‏ ‎идеи ‎это ‎одно, ‎а ‎малограмотные‏ ‎агитаторы, ‎не‏ ‎приближающие,‏ ‎а ‎наоборот, ‎отдаляющие‏ ‎светлое ‎будущее‏ ‎- ‎совсем ‎другое. ‎

Начнем‏ ‎с‏ ‎главного ‎-‏ ‎основной ‎проблемой‏ ‎марксизма ‎я ‎полагаю ‎не ‎неверный‏ ‎социальный‏ ‎прогноз ‎(в‏ ‎тех ‎условиях,‏ ‎когда ‎он ‎формировался ‎и ‎при‏ ‎том‏ ‎уровне‏ ‎знаний ‎другого‏ ‎составить ‎бы‏ ‎и ‎не‏ ‎получилось),‏ ‎а ‎в‏ ‎ряде ‎внутренних ‎противоречий ‎самой ‎теории,‏ ‎которые, ‎собственно‏ ‎говоря,‏ ‎её ‎в ‎тупик‏ ‎и ‎привели.‏ ‎

Противоречия ‎эти ‎кстати ‎были‏ ‎вполне‏ ‎очевидны ‎и‏ ‎в ‎середине‏ ‎19 ‎века. ‎Бородатые ‎классики ‎и‏ ‎в‏ ‎особенности ‎их‏ ‎последователи ‎просто‏ ‎их ‎проигнорировали, ‎рискну ‎предположить, ‎по‏ ‎причине‏ ‎того,‏ ‎что ‎они‏ ‎им ‎ломали‏ ‎всю ‎концепцию.‏ ‎

Их‏ ‎всего ‎два.‏ ‎

Противоречие ‎первое ‎- ‎отрицание ‎права‏ ‎на ‎разнообразие,‏ ‎в‏ ‎чем ‎бы ‎оно‏ ‎не ‎выражалось:‏ ‎многоукладности ‎экономики, ‎социальных ‎порядков‏ ‎и‏ ‎т.п. ‎Вернее‏ ‎сказать, ‎любые‏ ‎отклонения ‎от ‎канонической ‎картины ‎мира‏ ‎объявлялось‏ ‎пережитком, ‎который‏ ‎надо ‎преодолеть.‏ ‎За ‎шаблон ‎марксистская ‎теория ‎брала‏ ‎Англию‏ ‎и‏ ‎полагала ‎полагала,‏ ‎что ‎это‏ ‎единственно ‎возможная‏ ‎модель‏ ‎устройства ‎капиталистического‏ ‎общества, ‎а ‎если ‎общество ‎от‏ ‎нее ‎отличается,‏ ‎то‏ ‎оно ‎"неправильное" ‎и‏ ‎рано ‎или‏ ‎поздно ‎к ‎этой ‎модели‏ ‎должно‏ ‎прийти. ‎

Маркс‏ ‎кстати в ‎неоднократно‏ ‎цитировавшемся ‎письме ‎к ‎Вере ‎Засулич, прямо‏ ‎говорит‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎"«историческая‏ ‎неизбежность» ‎этого ‎процесса ‎точно ‎ограничена‏ ‎странами‏ ‎Западной‏ ‎Европы".  Но ‎на‏ ‎это ‎сейчас‏ ‎его ‎последователи‏ ‎стараются‏ ‎не ‎обращать‏ ‎внимания.

При ‎необходимости ‎- ‎даже ‎насильно.‏ ‎Ничего ‎не‏ ‎напоминает?‏ ‎От ‎социализма ‎в‏ ‎Африке ‎1960-1970-х‏ ‎годов, ‎до ‎установления ‎демократии‏ ‎в‏ ‎2000-2010-е ‎годы‏ ‎в ‎тех‏ ‎местах ‎где ‎её ‎никогда ‎не‏ ‎было‏ ‎(типа ‎Афганистана‏ ‎и ‎Ирака),‏ ‎и ‎скорее ‎всего ‎в ‎ближайшие‏ ‎200-300‏ ‎лет‏ ‎условий ‎не‏ ‎возникнет. ‎Но‏ ‎если ‎в‏ ‎19‏ ‎веке ‎было‏ ‎до ‎некоторой ‎степени ‎извинительно ‎увлекаться‏ ‎подобными ‎упрощениями‏ ‎(хотя‏ ‎тогда ‎уже ‎существовал‏ ‎феномен ‎Японской‏ ‎империи, ‎которая ‎перешла ‎к‏ ‎капитализму‏ ‎практически ‎не‏ ‎разрушив ‎феодальные‏ ‎социальные ‎порядки), ‎то ‎сейчас, ‎когда‏ ‎накоплен‏ ‎довольно ‎приличный‏ ‎опыт, ‎казалось‏ ‎бы, ‎можно ‎было ‎взгляды ‎в‏ ‎этой‏ ‎части‏ ‎и ‎подкорректировать.‏ ‎Но ‎ни‏ ‎ортодоксальные ‎марксисты,‏ ‎ни‏ ‎неомарксисты, ‎ни‏ ‎немарксистские ‎леваки ‎(нео-большевики) ‎и ‎даже‏ ‎"инклюзивные ‎капиталисты"‏ ‎как‏ ‎раз ‎в ‎этой‏ ‎части ‎ничего‏ ‎менять ‎не ‎стали. ‎Они‏ ‎порой‏ ‎отказываются ‎от‏ ‎базовых ‎постулатов‏ ‎социальной ‎теории, ‎но ‎идеи ‎унификации‏ ‎и‏ ‎насилия ‎всегда‏ ‎несут ‎гордо‏ ‎и ‎высоко. ‎Никаких ‎исключений ‎-‏ ‎либо‏ ‎прими‏ ‎нашу ‎веру,‏ ‎либо ‎погибни.‏ ‎

Противоречие ‎второе‏ ‎-‏ ‎сведение ‎всех‏ ‎возможных ‎конфликтов ‎классовой ‎борьбе. ‎Хотя‏ ‎как ‎мы‏ ‎выяснили‏ ‎ранее, ‎классовая ‎борьба‏ ‎есть ‎только‏ ‎один ‎из ‎4-х ‎способов‏ ‎разрешения‏ ‎социальных ‎конфликтов‏ ‎и ‎притом‏ ‎достаточно ‎радикальный, ‎реализуемый ‎в ‎том‏ ‎случае,‏ ‎если ‎социальные‏ ‎порядки ‎избыточно‏ ‎жесткие ‎и ‎их ‎проще ‎сломать‏ ‎до‏ ‎основания,‏ ‎чем ‎реформировать.‏ ‎

Соответственно, ‎частное‏ ‎выдавалось ‎за‏ ‎общее‏ ‎и ‎классовые‏ ‎отношения ‎объявлялись ‎приоритетными ‎перед ‎всеми‏ ‎другими. ‎Соответственно,‏ ‎межклассовые,‏ ‎национальные ‎групповые ‎и‏ ‎прочие ‎отношения‏ ‎объявлялись ‎второстепенными ‎пределе ‎игнорировались.‏ ‎

Правда,‏ ‎в ‎последние‏ ‎50 ‎лет‏ ‎ортодоксальная ‎классовая ‎теория ‎несколько ‎поблекла,‏ ‎но‏ ‎в ‎современном‏ ‎западном ‎дискурсе‏ ‎она ‎сменилась, ‎если ‎можно ‎так‏ ‎выразиться,‏ ‎классово-имущественной‏ ‎- ‎место‏ ‎пролетариата ‎и‏ ‎буржуазии ‎заняли‏ ‎"элиты"‏ ‎и ‎"быдло"‏ ‎(элои ‎и ‎морлоки ‎и ‎пр.).‏ ‎Но ‎мутность‏ ‎формулировок‏ ‎и ‎антагонизм, ‎заложенный‏ ‎марксизмом ‎остались.‏ ‎Поэтому ‎современные ‎социально-политические ‎теории‏ ‎вроед‏ ‎бы ‎немарксистских‏ ‎авторов ‎страдают‏ ‎теми ‎же ‎самыми ‎недугами, ‎что‏ ‎и‏ ‎марксова ‎социальная‏ ‎теория: ‎чрезмерное‏ ‎упрощение, ‎игнорирование ‎неудобных ‎фактов ‎и‏ ‎как‏ ‎следствие‏ ‎- ‎слабая‏ ‎адекватность. ‎

Как‏ ‎видим, ‎всемирно‏ ‎историческое‏ ‎значением ‎марксизма‏ ‎действительно ‎огромно: ‎метод ‎и ‎соответственно‏ ‎его ‎недостатки‏ ‎переняли‏ ‎не ‎только ‎социалистические‏ ‎и ‎если‏ ‎брать ‎шире ‎левые ‎течения,‏ ‎но‏ ‎и ‎правые‏ ‎и ‎даже‏ ‎праворадикальные. ‎

Именно ‎поэтому ‎кстати ‎мы‏ ‎и‏ ‎имеем ‎сегодня‏ ‎столь ‎удручающее‏ ‎состояние ‎общественной ‎мысли - Славой ‎Жижек, ‎Насим‏ ‎Талеб‏ ‎и‏ ‎Юваль ‎Харири‏ ‎вполне ‎сходят‏ ‎за ‎философов‏ ‎и‏ ‎кстати ‎не‏ ‎худших ‎- ‎есть ‎еще ‎Андре‏ ‎Глюксман ‎или‏ ‎Анри‏ ‎Бернар ‎Леви, ‎например.‏ ‎Те ‎ещё‏ ‎мыслители. ‎

Иными ‎словами, ‎антитезис‏ ‎в‏ ‎виде ‎"немарксистского"‏ ‎социализма ‎либерализма‏ ‎или ‎антикоммунизма ‎оказался ‎ничем ‎не‏ ‎лучше.‏ ‎Очевидно, ‎что‏ ‎недостатки ‎надо‏ ‎преодолевать. ‎чем ‎и ‎постараемся ‎заняться,‏ ‎ибо‏ ‎хотя‏ ‎я ‎сам‏ ‎недавно ‎всех‏ ‎убеждал, ‎что‏ ‎в‏ ‎плане ‎социальной‏ ‎философии ‎в ‎ближайшие ‎150 ‎лет‏ ‎нам ‎надеяться‏ ‎особо‏ ‎не ‎на ‎что, но‏ ‎это ‎не‏ ‎отменяет ‎необходимости ‎хотя ‎бы‏ ‎начать‏ ‎процесс ‎очищения‏ ‎рассудка. ‎

Так‏ ‎что, ‎помолясь ‎на ‎портрет ‎Дзержинского,‏ ‎приступаем.‏ ‎

Читать: 2+ мин
logo Angry Bonds неформат

Современный философ всегда интересуется будущим, но ответы почему-то ищет в прошлом.

Видео ‎от‏ ‎украинских ‎философов ‎всегда ‎по ‎своему‏ ‎познавательны. ‎На‏ ‎сей‏ ‎раз ‎Баумейстер ‎пересказывает‏ ‎новые ‎бредни‏ ‎франкфуртской ‎школы, представители ‎которой ‎намерены‏ ‎совершить‏ ‎ренессанс, ‎несмотря‏ ‎на ‎то,‏ ‎что ‎для ‎этого ‎нет ‎совершенно‏ ‎никаких‏ ‎предпосылок. ‎Философ‏ ‎негодует, ‎но‏ ‎в ‎итоге ‎даже ‎соглашается ‎со‏ ‎Львом‏ ‎Гумилевым,‏ ‎признавая, ‎что‏ ‎про ‎"пассионарность"‏ ‎он ‎ловко‏ ‎придумал‏ ‎(с ‎чем‏ ‎я, ‎например, совершенно ‎согласен).

Собственно, ‎приговор ‎этому‏ ‎всему ‎европейскому‏ ‎балагану‏ ‎вынес ‎еще ‎Шпенглер в‏ ‎1918 ‎году,‏ ‎и ‎следующие ‎сто ‎лет‏ ‎просто‏ ‎шла ‎реализация‏ ‎(см. подробнее ‎по‏ ‎ссылке, стр. ‎825-875), ‎но ‎ни ‎немцы‏ ‎ни‏ ‎англосаксы, ‎признавая‏ ‎в ‎последние‏ ‎годы ‎конец ‎гегемонии ‎США, ‎не‏ ‎могут‏ ‎сделать‏ ‎следующий ‎логичный‏ ‎шаг ‎и‏ ‎осознать, ‎что‏ ‎придёт‏ ‎ему ‎на‏ ‎смену. ‎Хотя ‎саммит ‎ШОС ‎в‏ ‎Самарканде ‎в‏ ‎2022‏ ‎году ‎всё ‎показал.‏ ‎Логика ‎отказывает,‏ ‎и ‎западно ‎ориентированный ‎мыслитель‏ ‎оказывается‏ ‎в ‎тупике‏ ‎- ‎он‏ ‎не ‎может ‎смириться ‎с ‎мыслью,‏ ‎что‏ ‎азиатские ‎страны‏ ‎возвращают ‎себе‏ ‎вслед ‎за ‎экономическим ‎и ‎политическое‏ ‎первенство‏ ‎("чумазый‏ ‎играть ‎не‏ ‎может"), ‎поэтому‏ ‎говорит ‎о‏ ‎возрождении‏ ‎консолидации ‎и‏ ‎всем ‎таком ‎прочем. ‎В ‎общем,‏ ‎та ‎же‏ ‎самая‏ ‎ловушка ‎восприятия, ‎которую‏ ‎мы ‎рассматривали‏ ‎применительно ‎к ‎Броделю, разумеется, ‎не‏ ‎имеющая‏ ‎ничего ‎общего‏ ‎с ‎реальными‏ ‎общественными ‎тенденциями. ‎

Но ‎нельзя ‎сказать,‏ ‎что‏ ‎это ‎свойство‏ ‎только ‎западников.‏ ‎Евразийцы ‎и ‎почвенники, ‎как ‎ни‏ ‎странно,‏ ‎страдают‏ ‎той ‎же‏ ‎формой ‎слепоты.‏ ‎Вот ‎видео‏ ‎Александра‏ ‎Дугина ‎и‏ ‎Дмитрия ‎Родэ, которые ‎сводят ‎всю ‎проблематику‏ ‎трансформации ‎и‏ ‎развития‏ ‎современного ‎общества ‎к‏ ‎проблеме ‎либерализма‏ ‎и ‎капитализма, ‎их ‎преодолению‏ ‎в‏ ‎виде ‎"правого‏ ‎антикапитализма" ‎(видимо‏ ‎под ‎этим ‎понимается ‎христианский ‎социализм и‏ ‎Бердяев,‏ ‎но ‎это‏ ‎не ‎точно‏ ‎- ‎лучше ‎спросить ‎у ‎Дугина)

Однако,‏ ‎и‏ ‎либерализм‏ ‎и ‎капитализм‏ ‎объективно ‎идут‏ ‎на ‎спад‏ ‎(в‏ ‎оснвоном, ‎уничтожая‏ ‎сами ‎себя) ‎и, ‎по ‎большому‏ ‎счету, ‎нет‏ ‎достаточных‏ ‎оснований ‎полагать, ‎что‏ ‎по ‎завершению‏ ‎текущей ‎стадии ‎"кризиса" ‎они‏ ‎будут‏ ‎иметь ‎хоть‏ ‎какое-то ‎серьезное‏ ‎значение ‎в ‎общественной ‎жизни. ‎

То‏ ‎есть‏ ‎голова ‎философа‏ ‎опять ‎повернута‏ ‎назад, ‎но ‎стремится ‎он ‎в‏ ‎будущее.‏ ‎В‏ ‎целом, ‎это‏ ‎вполне ‎укладывается‏ ‎в ‎объективную‏ ‎проблематику‏ ‎становления ‎новой‏ ‎идеологии ‎(см. ‎подробнее ‎тут) и ‎на‏ ‎горизонте ‎нашей‏ ‎с‏ ‎вами, ‎дорогие ‎друзья,‏ ‎жизни, ‎скорее‏ ‎всего, ‎неустранимо. ‎Именно ‎рушащиеся‏ ‎ныне‏ ‎общественные ‎устои‏ ‎не ‎позволяют‏ ‎разглядеть ‎будущего, ‎потому ‎что ‎мыслитель,‏ ‎не‏ ‎вооруженный ‎трансдисциплинарный‏ ‎методологией, ‎все-таки‏ ‎неизбежно ‎вынужден ‎опираться ‎на ‎предыдущий‏ ‎опыт,‏ ‎который‏ ‎ему ‎к‏ ‎сожалению ‎на‏ ‎данном ‎историческом‏ ‎этапе‏ ‎не ‎осень‏ ‎поможет. ‎


Читать: 6+ мин
logo Angry Bonds неформат

"Новый человек" и всадники постмодерна

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 6+ мин
logo Angry Bonds неформат

История философии и стадии глобального социально-экономического цикла

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 6+ мин
logo Ходячая Энциклопедия

Несостоявшееся англо-французское нападение на СССР и кальвинизм, или Что общего между китайцами, русскими и турками

Наблюдения ‎дипломированного‏ ‎философа

В ‎дополнение ‎к ‎предыдущему.

Вообще, ‎конечно,‏ ‎забавно ‎выходит.‏ ‎Иногда‏ ‎кажется, ‎что ‎все‏ ‎войны ‎каждой‏ ‎пары ‎стран-противниц ‎друг ‎с‏ ‎другом‏ ‎представляют ‎собой‏ ‎однотипный ‎сериал,‏ ‎где ‎серии ‎строятся ‎по ‎похожей‏ ‎схеме.‏ ‎Разумеется, ‎дело‏ ‎обычно ‎в‏ ‎географии, ‎но ‎не ‎только. ‎Между‏ ‎нынешней‏ ‎Британией‏ ‎и ‎Великой‏ ‎Британской ‎империей‏ ‎XIX ‎века‏ ‎мало‏ ‎общего, ‎да‏ ‎и ‎мы ‎изменились ‎— ‎но‏ ‎параллелизм ‎нынешних‏ ‎событий‏ ‎с ‎Крымской ‎войной‏ ‎чувствуется.

Помнится, ‎в‏ ‎начальный ‎период ‎Второй ‎Мировой,‏ ‎когда‏ ‎СССР ‎ещё‏ ‎был ‎нейтрален,‏ ‎во ‎время ‎Зимней ‎войны ‎Британия‏ ‎и‏ ‎Франция ‎планировали‏ ‎операцию ‎против‏ ‎него: ‎формально ‎для ‎помощи ‎финнам,‏ ‎реально‏ ‎—‏ ‎чтобы ‎ухудшить‏ ‎снабжение ‎Рейха,‏ ‎который ‎довольно‏ ‎многое‏ ‎в ‎Советском‏ ‎Союзе ‎закупал ‎(и ‎советские ‎порты‏ ‎тоже ‎не‏ ‎были‏ ‎для ‎него ‎закрыты).‏ ‎И ‎—‏ ‎тоже ‎всё ‎сосредотачивалось ‎не‏ ‎столько‏ ‎даже ‎на‏ ‎Балтике, ‎сколько‏ ‎в ‎черноморском ‎регионе: ‎планировался ‎удар‏ ‎по‏ ‎объектам ‎нефтедобычи‏ ‎и ‎нефтетранспортировки‏ ‎СССР ‎(причём ‎Финляндия ‎от ‎Кавказа‏ ‎далековато…).

То‏ ‎есть‏ ‎опять ‎они‏ ‎пытались ‎«помочь‏ ‎жертве ‎агрессии»,‏ ‎опять‏ ‎основные ‎события‏ ‎должны ‎были ‎развернуться ‎примерно ‎там‏ ‎же… ‎Это‏ ‎финны‏ ‎вовремя ‎сдались, ‎а‏ ‎то ‎ведь‏ ‎история ‎по ‎существенно ‎иному‏ ‎пути‏ ‎могла ‎пойти!

Что‏ ‎самое ‎смешное,‏ ‎они ‎— ‎англичане ‎с ‎французами‏ ‎—‏ ‎и ‎сами‏ ‎могли ‎верить‏ ‎и ‎тогда, ‎и ‎сейчас, ‎что‏ ‎помогают‏ ‎жертвам‏ ‎агрессии. ‎И‏ ‎тот ‎факт,‏ ‎что ‎они‏ ‎сами‏ ‎в ‎то‏ ‎же ‎время ‎готовились ‎к ‎возможной‏ ‎оккупации ‎Норвегии‏ ‎(Рейх‏ ‎опередил ‎англичан ‎на‏ ‎считанные ‎дни),‏ ‎совершенно ‎ничего ‎не ‎меняет‏ ‎в‏ ‎их ‎восприятии.‏ ‎Ну, ‎у‏ ‎них ‎же ‎особая, ‎чрезвычайная ‎ситуация,‏ ‎и‏ ‎в ‎конечном‏ ‎счёте ‎это‏ ‎всё ‎во ‎имя ‎добра, ‎так‏ ‎для‏ ‎всех‏ ‎станет ‎лучше‏ ‎(когда-нибудь, ‎после‏ ‎победы… ‎наверное).

Посмотреть‏ ‎на‏ ‎ситуацию ‎так,‏ ‎чтобы ‎увидеть ‎сходство ‎в ‎действиях‏ ‎себя ‎и‏ ‎противника,‏ ‎тем ‎более ‎увидеть,‏ ‎что ‎их‏ ‎отклонения ‎от ‎правовых/нравственных ‎идеалов‏ ‎поведения‏ ‎часто ‎куда‏ ‎больше, ‎чем‏ ‎у ‎оппонента, ‎там ‎могут ‎или‏ ‎сильно‏ ‎после ‎идущей‏ ‎войны ‎(историки),‏ ‎или ‎— ‎в ‎случае ‎очевидного‏ ‎поражения‏ ‎—‏ ‎политические ‎преемники-конкуренты‏ ‎тех, ‎кто‏ ‎до ‎этого‏ ‎поражения‏ ‎довёл ‎дело.

Я‏ ‎реально ‎общался ‎с ‎не ‎самыми‏ ‎глупыми ‎представителями‏ ‎западных‏ ‎культур. ‎По ‎крайней‏ ‎мере ‎у‏ ‎англосаксов ‎и ‎французов ‎психика‏ ‎и‏ ‎мировосприятие ‎устроены‏ ‎именно ‎так:‏ ‎без ‎вдумчивого ‎прикладывания ‎«фейсом ‎об‏ ‎тейбл»‏ ‎добиться ‎здравомыслия‏ ‎от ‎них‏ ‎бывает ‎затруднительно.

То ‎есть ‎единственным ‎по-настоящему‏ ‎убедительным‏ ‎аргументом‏ ‎в ‎пользу‏ ‎того, ‎что‏ ‎они ‎—‏ ‎их‏ ‎сторона ‎—‏ ‎была ‎неправа, ‎является ‎её ‎очевидное‏ ‎поражение.

Полагаю, ‎дело‏ ‎в‏ ‎особенностях ‎религиозной ‎истории‏ ‎этих ‎культур.‏ ‎В ‎частности ‎— ‎понимания‏ ‎Предопределения‏ ‎в ‎их‏ ‎религиозных ‎традициях.‏ ‎Кальвинистской ‎у ‎англосаксов ‎— ‎и‏ ‎янсенистской‏ ‎у ‎французов‏ ‎(хоть ‎янсенизм‏ ‎впоследствии ‎и ‎был ‎осуждён ‎Папой‏ ‎как‏ ‎ересь,‏ ‎повлиять ‎на‏ ‎местный ‎католицизм‏ ‎он ‎успел‏ ‎весьма‏ ‎сильно). ‎Они‏ ‎довольно ‎близки. ‎То ‎есть ‎в‏ ‎распространённых ‎там‏ ‎вариантах‏ ‎христианства ‎считалось ‎традиционно,‏ ‎что ‎люди‏ ‎есть ‎поголовно ‎существа ‎греховные‏ ‎и‏ ‎обречённые ‎на‏ ‎погибель. ‎Но‏ ‎Бог ‎в ‎неизъяснимой ‎благости ‎своей‏ ‎некоторых‏ ‎людей ‎от‏ ‎гибели ‎спасает.‏ ‎«Христос ‎умер ‎за ‎людей, ‎но‏ ‎не‏ ‎за‏ ‎всех, ‎а‏ ‎только ‎за‏ ‎избранных». ‎Человек‏ ‎не‏ ‎может ‎оспаривать‏ ‎решение ‎Бога ‎— ‎а ‎Он‏ ‎исходно ‎кого-то‏ ‎проклял,‏ ‎а ‎кого-то ‎спас…

Ну‏ ‎и ‎в‏ ‎земных ‎делах ‎— ‎то‏ ‎же‏ ‎самое. ‎Если‏ ‎ты ‎добился‏ ‎успеха ‎(победил ‎в ‎войне, ‎например)‏ ‎—‏ ‎значит, ‎ты‏ ‎достаточно ‎хорош‏ ‎для ‎того, ‎чтобы ‎Бог ‎принял‏ ‎решение‏ ‎в‏ ‎твою ‎пользу…

В‏ ‎обычном ‎католицизме‏ ‎и ‎в‏ ‎православии‏ ‎этого ‎нет.‏ ‎У ‎католиков ‎Бог ‎всем ‎готов‏ ‎дать ‎Благодать,‏ ‎но‏ ‎не ‎все ‎согласны‏ ‎принять ‎её.‏ ‎В ‎православии ‎же ‎Бог‏ ‎даже‏ ‎не ‎предопределяет,‏ ‎а ‎предвидит:‏ ‎Он ‎знает, ‎кто ‎в ‎итоге‏ ‎погибнет,‏ ‎а ‎кто‏ ‎спасётся, ‎но‏ ‎это ‎происходит ‎благодаря ‎действию ‎свободной‏ ‎воли‏ ‎людей,‏ ‎а ‎не‏ ‎по ‎Его,‏ ‎Бога, ‎исходному‏ ‎решению.

Да,‏ ‎тут ‎мы‏ ‎с ‎нашими ‎западными… ‎э-э-э… ‎партнёрами‏ ‎заметно ‎различаемся.


PS: Но‏ ‎у‏ ‎этого ‎подхода ‎есть‏ ‎и ‎позитивная‏ ‎сторона. ‎Мы ‎очевидно ‎побеждаем.‏ ‎Значит,‏ ‎по ‎англосаксонско-французской‏ ‎логике, ‎Бог‏ ‎продемонстрировал ‎Своё ‎решение ‎относительно ‎того,‏ ‎кто‏ ‎прав ‎в‏ ‎российско-украинском ‎конфликте,‏ ‎не ‎так ‎ли? ‎То ‎есть‏ ‎не‏ ‎признавать‏ ‎этого ‎—‏ ‎значит, ‎бросать‏ ‎вызов ‎Богу…‏ ‎В‏ ‎рамках ‎западного‏ ‎мировосприятия ‎это ‎именно ‎так.

Этим, ‎кстати,‏ ‎объясняется ‎отчасти‏ ‎и‏ ‎относительно ‎лёгкая ‎победа‏ ‎Трампа. ‎Он‏ ‎выжил ‎при ‎покушении, ‎при‏ ‎котором‏ ‎должен ‎был‏ ‎погибнуть ‎с‏ ‎вероятностью ‎где-то ‎три ‎из ‎четырёх.‏ ‎Бог‏ ‎вполне ‎доходчиво‏ ‎проявил ‎Свою‏ ‎позицию. ‎Да, ‎там, ‎похоже, ‎многие‏ ‎действительно‏ ‎сочли‏ ‎дело ‎демократов‏ ‎проигранным ‎именно‏ ‎после ‎этого.


PPS: Да,‏ ‎это‏ ‎напоминает ‎правило‏ ‎Гэмин ‎в ‎традиционной ‎китайской ‎политической‏ ‎философии. ‎Если‏ ‎правитель‏ ‎неудачлив ‎— ‎значит,‏ ‎срок ‎правления‏ ‎династии ‎подошёл ‎к ‎концу,‏ ‎так‏ ‎как ‎Небо‏ ‎отвернулось ‎от‏ ‎него. ‎Пришло ‎время ‎новой ‎династии.‏ ‎Поэтому‏ ‎там ‎основатели‏ ‎династий ‎сплошь‏ ‎и ‎рядом ‎изображаются ‎полными ‎всяческих‏ ‎добродетелей,‏ ‎а‏ ‎последние ‎их‏ ‎представители ‎—‏ ‎пороков.

И ‎выходит,‏ ‎что‏ ‎иноземный ‎завоеватель‏ ‎— ‎основатель ‎династии ‎Цин ‎был‏ ‎молодец, ‎а‏ ‎императрица‏ ‎Цы ‎Си, ‎при‏ ‎которой ‎Китай‏ ‎оправился ‎от ‎последствий ‎Опиумных‏ ‎войн,‏ ‎через ‎политику‏ ‎«самоусиления» ‎создал‏ ‎современную ‎армию, ‎выкрутился ‎из ‎сложнейшей‏ ‎ситуации‏ ‎с ‎Интервенцией‏ ‎Восьми ‎держав,‏ ‎а ‎в ‎конце ‎концов ‎получил‏ ‎всеобщее‏ ‎избирательное‏ ‎право ‎—‏ ‎так ‎себе‏ ‎правительница. ‎Но‏ ‎вот‏ ‎так ‎вот‏ ‎оно ‎у ‎них…


3PS: Но ‎ведь… ‎Нам,‏ ‎пожалуй, ‎особо‏ ‎задирать‏ ‎нос ‎не ‎стоит.

У‏ ‎нас-то ‎тоже‏ ‎правитель ‎меряется ‎по ‎успешности!‏ ‎Причём‏ ‎— ‎вполне‏ ‎определённого ‎типа.‏ ‎Хорошим ‎правителем ‎считается ‎победитель ‎в‏ ‎войне,‏ ‎причём ‎именно‏ ‎«горячей». ‎Поэтому‏ ‎Алексей ‎Тишайший ‎(при ‎котором ‎Раскол,‏ ‎Разин‏ ‎и‏ ‎куча ‎бунтов)‏ ‎— ‎хорош‏ ‎(выиграл ‎Русско-польскую‏ ‎войну‏ ‎1654–1667 ‎гг.),‏ ‎а ‎Иван ‎Грозный ‎(хотя ‎Опричнина‏ ‎Расколу ‎по‏ ‎негативным‏ ‎последствиям ‎и ‎в‏ ‎подмётки ‎не‏ ‎годилась) ‎— ‎так ‎себе‏ ‎(ибо‏ ‎проиграл ‎Ливонскую‏ ‎войну).

Иван ‎Великий,‏ ‎победивший ‎Орду ‎почти ‎бескровно, ‎известен‏ ‎менее,‏ ‎чем ‎Дмитрий‏ ‎Донской, ‎победивший‏ ‎в ‎великой ‎битве. ‎И ‎это‏ ‎несмотря‏ ‎на‏ ‎то, ‎что‏ ‎успех ‎Ивана‏ ‎стал ‎окончательным,‏ ‎а‏ ‎Дмитрия ‎—‏ ‎всё ‎же ‎нет…

А ‎кто ‎ещё‏ ‎устроен ‎примерно‏ ‎так‏ ‎же, ‎как ‎мы‏ ‎в ‎этом‏ ‎отношении? ‎Похоже, ‎что ‎турки:‏ ‎то‏ ‎же ‎самое,‏ ‎пока ‎лидер‏ ‎побеждает ‎— ‎ему ‎всё ‎прощается.‏ ‎Эрдоган‏ ‎побеждал ‎очень‏ ‎долго… ‎Но‏ ‎вот ‎сейчас ‎— ‎чуть-чуть ‎споткнулся:‏ ‎геноцид‏ ‎в‏ ‎Сирии ‎он‏ ‎едва ‎ли‏ ‎планировал, ‎и‏ ‎именно‏ ‎«шум» ‎из-за‏ ‎событий ‎в ‎Латакии ‎усиливает ‎сейчас‏ ‎позиции ‎других‏ ‎стран‏ ‎в ‎постсирийском ‎регионе‏ ‎— ‎от‏ ‎Ирана ‎до ‎Израиля. ‎Отсюда‏ ‎и‏ ‎неожиданные ‎сложности‏ ‎с ‎арестом‏ ‎политического ‎противника ‎Эрдогана…

Читать: 5+ мин
logo Дни на хуторе близ Жмеринки

Карл Ясперс рассудит интернет-дискуссии

Доступно подписчикам уровня
«Увлеченный читатель»
Подписаться за 200₽ в месяц

Читать: 18+ мин
logo Hoffmann+

Переосмысление операции «Гладио» в Оксфорде: ССО и прокси-силы на восточном фланге НАТО

Для доступа к этой публикации вам необходимо подписаться
на уровень «COSMIC», а после этого дополнительно оплатить доступ к архиву Подписаться за 100₽ в месяц

Концепция вооруженного сопротивления и территориальная оборона в Восточной Европе, западные силы специальных операций в эпоху соперничества великих держав

#оружие #сша #Мотивация #Финансы #курсы #россия #китай #госдеп #политика #лондон #армия #экономика #Евразия #политология #война #ссср #германия #разведка #Индия #геополитика #философия #украина #нато #религия #КНР #америка #прогресс #Афганистан #британия #опыт #планирование #дипломатия #Европа #канада #польша #Telegram #Стратегия #Африка #РФ #вооружение #тактика #стратег #Инфраструктура #безопасность #теракт #исследования #управление #угрозы #план #Академия #операция #Спецслужбы #остров #терроризм #автор #ФРГ #дискуссия #спецоперация #спикеры #океания #банк #спецназ #сво #Анализ #Советский #телеграм #литва #дух #великобритания #легенда #эстония #диверсия #Латвия #Прибалтика #университет #Альянс #Бой #Швейцария #Доклад #Курды #вашингтон #сахара #союз #координация #тайная #шпион #шпионы #Эритрея #повстанцы #штаб #Тарту #среда #оборона #служба #сопротивление #офицер #разведчики #суша #войска #резерв #журнал #редактор #спикер #шпионаж #военный #китайцы #ССО #офшор #оксфорд #JSOC #войско #концепция #войны #американцы #дипломат #агентура #ассиметричный #ассиметрия #БлижнийВосток #боевой #британский #вооружения #Гавайи #Гаити #гибридная #гибридный #гладио #Гонолулу #группа #досье #исламизм #исламисты #картель #колледж #командование #контррразведка #королевство #междисциплинарный #международный #наркокартель #офшоры #подполье #прикрытие #прокси #семинар #сухопутный #тайный #угроза #условия #центр #Цюрих
Читать: 29+ мин
logo Нацизм германский, нацизм украинский*

Масонство и язычество в истории России

Доступно подписчикам уровня
«Базовый»
Подписаться за 250₽ в месяц

Аристократия и дворяне, позднее и разночинцы — оказались и не христианами, и не язычниками, так как разные знания, верования, учения, жизненный опыт, наконец, сформировали совершенно эклектичное мировоззрение, проще говоря — хаос. И в воцарении этого хаоса очень сильно помог Петр I с его отношением к церкви.

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

67 подписчиков

Метки

социальные порядки 55 глобальный цикл 41 трансдисциплинарность 37 культура 18 идеология 17 христианство 17 философия 16 кризис 15 ссср 13 марксизм 10 социализм 10 факторы производства 10 религия 9 римская империя 9 элитоведение 9 Европа 8 история 8 римские аналогии 8 теория познания 8 империя 7 символический капитал 7 новый человек 6 Социология 6 сша 6 глобализация 5 история России 5 капитализм 5 политэкономия 5 идеализм 4 китай 4 литература 4 логика 4 наука 4 Османская империя 4 фазовый переход 4 арабский халифат 3 Ахемениды 3 Бродель 3 воспроизводственный сектор 3 демократия 3 инфляция 3 Инфраструктура 3 ислам 3 иудаизм 3 коллективы 3 либерализм 3 монгольская империя 3 образ будущего 3 политика 3 ранняя цивилизация 3 Экономическое чудо 3 элиты 3 авторитаризм 2 архетипы 2 базис 2 буддизм 2 Булгаков 2 Византия 2 германия 2 государство 2 гражданские войны 2 Древний рим 2 Древняя Греция 2 индуизм 2 инклюзивность 2 Иудейские войны 2 кино 2 классовая борьба 2 клиодинамика 2 коммунизм 2 Константин Великий 2 Косыгин 2 Лев Гумилев 2 магическое сознание 2 маркс 2 надстройка 2 образование 2 олигархия 2 Первая Мировая война 2 переслегин 2 политическая экономия 2 полицикличсекая модель 2 принципат 2 римское наследие 2 россия 2 РФ 2 социальная революция 2 структурная матрица 2 трансгуманизм 2 турция 2 украина 2 управляемый хаос 2 Франция 2 хозяйственные порядки 2 Школьников 2 Angry Bonds 1 Pump & Dump 1 актуальная повестка 1 алхимия 1 англия 1 Аристотель 1 Арриги 1 астрология 1 библия 1 Брежнев 1 бренд 1 Британская империя 1 Валлерстайн 1 Великая Французская революция 1 возрождение 1 Габриэль Д'Аннунцио 1 ГДР 1 Гёдель 1 гностицизм 1 Грузия 1 грюндерство 1 ГУЛАГ 1 даосизм 1 децибелократия 1 джайнизм 1 Древний Египет 1 Дугин 1 еврейский вопрос 1 ЕС 1 Золотая Орда 1 Израиль 1 инновации 1 институты 1 институционализм 1 интеллигенция 1 искусственный интеллект 1 искусство 1 капитал 1 коллектив 1 комплиментарность 1 кондратьевские волны 1 конфуцианство 1 корпорации 1 Коуз 1 мировоззрение 1 модерн 1 молдавия 1 нацизм 1 неоплатонизм 1 Николай Второй 1 Норт 1 общественное благо 1 общественный договор 1 объективизм 1 онтология 1 Парфянское царство 1 Пассионарность 1 первая империя 1 петр первый 1 предпринимательство 1 Прибалтика 1 Психология 1 Путин 1 рабовладение 1 Разделение труда 1 ревизионизм 1 реинкарнация 1 рецензии 1 Розанов 1 Российская Империя 1 сверхдлинный цикл 1 сионизм 1 система власти 1 сланцевая революция 1 Смит 1 социальные границы 1 социум 1 средний класс 1 Стратегия 1 теория этногенеза 1 технологический уклад 1 троцкизм 1 труд 1 Турчин 1 фантастика 1 Фейербах 1 Феодализм 1 ФРГ 1 футурология 1 Хрущев 1 цивилизация 1 циклы 1 шотландия 1 Шпенглер 1 экономика 1 энергопереход 1 Юстиниан 1 япония 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048