logo
74
читателя
Angry Bonds неформат  Перед вами небольшая частная кунсткамера: экономика, социология, иногда даже философия и трансдисциплинарность.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Здесь публикуются наиболее интересные материалы, не подходящие под базовый формат сообщества Angry Bonds, которые, тем не менее, было бы жалко бросить. Тематика весьма широкая: экономика, общество, история, трансдисциплинарные исследования, теория познания, философия и пр. Также см. сайт - http://adamidov.ru/
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Уровень 1 250₽ месяц 2 700₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Angry Bonds неформат

Для всех кому дорого Просвещение!

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
74 подписчика
Обновления проекта
Поделиться
Метки
социальные порядки 49 глобальный цикл 32 трансдисциплинарность 29 идеология 16 кризис 15 культура 14 христианство 14 ссср 13 марксизм 10 социализм 10 философия 10 римская империя 9 факторы производства 9 Европа 8 империя 7 история 7 римские аналогии 7 теория познания 7 новый человек 6 Социология 6 сша 6 элитоведение 6 капитализм 5 политэкономия 5 символический капитал 5 глобализация 4 идеализм 4 история России 4 Османская империя 4 фазовый переход 4 арабский халифат 3 Бродель 3 воспроизводственный сектор 3 демократия 3 Инфраструктура 3 китай 3 коллективы 3 либерализм 3 монгольская империя 3 образ будущего 3 Экономическое чудо 3 элиты 3 авторитаризм 2 архетипы 2 Ахемениды 2 базис 2 Булгаков 2 Византия 2 германия 2 государство 2 гражданские войны 2 Древний рим 2 инклюзивность 2 инфляция 2 ислам 2 иудаизм 2 Иудейские войны 2 классовая борьба 2 клиодинамика 2 коммунизм 2 Константин Великий 2 Лев Гумилев 2 литература 2 магическое сознание 2 маркс 2 надстройка 2 наука 2 образование 2 олигархия 2 Первая Мировая война 2 переслегин 2 политика 2 принципат 2 римское наследие 2 россия 2 РФ 2 социальная революция 2 структурная матрица 2 трансгуманизм 2 турция 2 украина 2 управляемый хаос 2 Франция 2 хозяйственные порядки 2 Школьников 2 Angry Bonds 1 Pump & Dump 1 актуальная повестка 1 алхимия 1 англия 1 Арриги 1 астрология 1 библия 1 Брежнев 1 бренд 1 Британская империя 1 Валлерстайн 1 Великая Французская революция 1 возрождение 1 Габриэль Д'Аннунцио 1 ГДР 1 гностицизм 1 Грузия 1 грюндерство 1 ГУЛАГ 1 децибелократия 1 Древний Египет 1 Древняя Греция 1 Дугин 1 еврейский вопрос 1 ЕС 1 Золотая Орда 1 Израиль 1 инновации 1 интеллигенция 1 искусственный интеллект 1 искусство 1 коллектив 1 комплиментарность 1 кондратьевские волны 1 корпорации 1 Косыгин 1 мировоззрение 1 модерн 1 молдавия 1 нацизм 1 неоплатонизм 1 общественное благо 1 общественный договор 1 объективизм 1 онтология 1 Парфянское царство 1 Пассионарность 1 первая империя 1 петр первый 1 политическая экономия 1 полицикличсекая модель 1 предпринимательство 1 Прибалтика 1 Психология 1 рабовладение 1 Разделение труда 1 ранняя цивилизация 1 ревизионизм 1 религия 1 рецензии 1 Российская Империя 1 сверхдлинный цикл 1 сионизм 1 система власти 1 сланцевая революция 1 Смит 1 социальные границы 1 социум 1 средний класс 1 Стратегия 1 теория этногенеза 1 технологический уклад 1 троцкизм 1 Турчин 1 фантастика 1 Феодализм 1 ФРГ 1 футурология 1 Хрущев 1 цивилизация 1 циклы 1 шотландия 1 Шпенглер 1 энергопереход 1 Юстиниан 1 япония 1 Больше тегов
Читать: 5+ мин
logo Angry Bonds неформат

«Этичная индустриализация», или как соединить идеи Прогресса и спасения души.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 3+ мин
logo Angry Bonds неформат

Проблемы фантастики и христианства - комментарии к колонке магистра Мараховского

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Новый русский гностицизм ч.2: неожиданный выход из идеологического тупика.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 10+ мин
logo Angry Bonds неформат

Современный гностицизм и проблемы поиска "царствия божия"

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Принцип сменяемости структур и исторический процесс. ч.3. религиозный вопрос

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Angry Bonds неформат

"Новый человек" и судьба русской интеллигенции

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Идеи и социум. ч.5. "Проектный" анализ или что не так с существующими глобальными проектами.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 6+ мин
logo Angry Bonds неформат

"Новый человек" и всадники постмодерна

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 7+ мин
logo Angry Bonds неформат

Идеи и социум. ч.3: идеи и социальные порядки

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 9+ мин
logo Angry Bonds неформат

Идеи и социум. ч.2: Востребованность идей.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 9+ мин
logo Angry Bonds неформат

Новый русский гностицизм, или куда нас заведёт боевое булгаковедение

Непосредственным ‎поводом‏ ‎к ‎данному ‎посту, ‎наверное, ‎стала вот‏ ‎эта ‎лекция‏ ‎Валерия‏ ‎Бондаренко ‎3-х ‎летней‏ ‎давности, которая ‎заставила‏ ‎меня ‎несколько ‎иначе ‎взглянуть‏ ‎на‏ ‎роман ‎"Мастер‏ ‎и ‎Маргарита"‏ ‎(далее ‎по ‎тексту ‎- ‎Роман).‏ ‎Не‏ ‎с ‎литературной,‏ ‎но ‎с‏ ‎социальной ‎точки ‎зрения: ‎я ‎начал‏ ‎рассматривать‏ ‎и‏ ‎осмыслять ‎его‏ ‎как ‎явление‏ ‎общественной ‎жизни.

За‏ ‎истекшее‏ ‎время ‎я‏ ‎прослушал ‎с ‎десяток ‎аналогичных ‎лекций‏ ‎- ‎и‏ ‎религиозных,‏ ‎и ‎атеистических, ‎и‏ ‎советских, ‎и‏ ‎антисоветских, ‎да ‎и ‎просто‏ ‎и‏ ‎откровенно ‎безумных‏ ‎авторов. ‎Также‏ ‎прочитал ‎некоторое ‎количество ‎исследований ‎тоже‏ ‎разной‏ ‎степени ‎буйства‏ ‎фантазии. ‎Наиболее‏ ‎занятное ‎- ‎это ‎толкование ‎романа в‏ ‎контексте‏ ‎теории‏ ‎пассионарности ‎Льва‏ ‎Гумилева ‎и‏ ‎привязка ‎всего‏ ‎этого‏ ‎к ‎анализу‏ ‎текущей ‎политической ‎ситуации. ‎

По ‎итогу‏ ‎стало ‎понятно,‏ ‎что‏ ‎этот ‎роман ‎(а)‏ ‎действительно ‎"больше‏ ‎чем ‎роман"; ‎(б) ‎в‏ ‎современной‏ ‎интеллектуальной ‎жизни‏ ‎вокруг ‎него‏ ‎сегодня ‎наблюдаются ‎процессы, ‎аналогичные ‎тому‏ ‎что‏ ‎творилось ‎вокруг‏ ‎Танаха ‎в‏ ‎V-I ‎веках ‎до ‎н.э. ‎в‏ ‎Израиле‏ ‎и‏ ‎вокруг ‎Евангелий‏ ‎во ‎II-IV‏ ‎веках ‎в‏ ‎Египте‏ ‎и ‎Сирии.‏ ‎Благо ‎проблемы ‎все ‎три ‎книги‏ ‎затрагивают ‎самого‏ ‎высокого‏ ‎уровня. ‎

Д.А. ‎Пригов‏ ‎как-то ‎сказал,‏ ‎что ‎"Искусство ‎занимается ‎предпоследними‏ ‎вещами" (см.‏ ‎тут с ‎25:30)‏ ‎- ‎здесь‏ ‎как ‎раз ‎все ‎три ‎книги‏ ‎занимаются‏ ‎именно ‎что‏ ‎"последними ‎вещами",‏ ‎то ‎есть ‎обсуждают ‎самые ‎важные‏ ‎духовые‏ ‎вопросы,‏ ‎которые ‎далеко‏ ‎выходят ‎за‏ ‎рамки ‎собственно‏ ‎литературы.‏ ‎Не ‎вдаваясь‏ ‎в ‎суть ‎полемики ‎и ‎анализ‏ ‎смыслов, ‎обратимся‏ ‎к‏ ‎строго ‎формальным ‎признакам,‏ ‎на ‎основании‏ ‎которых ‎можно ‎сделать ‎такой‏ ‎вывод.‏ ‎

Танах

Ключевой ‎фигурой‏ ‎в ‎становлении‏ ‎иудаизма ‎считается ‎Эзра (иногда ‎Ездра) ‎—‏ ‎религиозный‏ ‎реформатор, ‎воссоздавший‏ ‎еврейскую ‎государственность‏ ‎на ‎основе ‎закона ‎Торы. ‎Деятельность‏ ‎Эзры‏ ‎имела‏ ‎в ‎глазах‏ ‎народа ‎столь‏ ‎большое ‎значение,‏ ‎что‏ ‎более ‎поздняя‏ ‎традиция ‎расценивала ‎его ‎не ‎меньше,‏ ‎как ‎второго‏ ‎Моисея‏ ‎и ‎называла ‎(правда‏ ‎с ‎оговорками)‏ ‎отцом ‎иудаизма. Иосиф ‎Флавий ‎в‏ ‎«Иудейских‏ ‎древностях» ‎описывает‏ ‎Ездру ‎как‏ ‎личного ‎друга ‎персидского ‎царя ‎Ксеркса,‏ ‎прибывшего‏ ‎в ‎Иерусалим‏ ‎из ‎Вавилона‏ ‎в ‎479 ‎г. ‎до ‎н.э.‏ ‎

Приезд‏ ‎его‏ ‎случился ‎не‏ ‎на ‎пустом‏ ‎месте ‎-‏ ‎в‏ ‎Ахеменидской ‎державе‏ ‎впервые ‎случилась ‎масштабная ‎гражданская ‎война,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎и ‎восстания ‎в‏ ‎Египте, ‎который,‏ ‎по ‎идее, ‎должны ‎были‏ ‎"держать"‏ ‎евреи, ‎как‏ ‎привилегированный ‎имперский‏ ‎народ ‎(подробнее ‎см. ‎по ‎ссылке стр.‏ ‎783-824).‏ ‎Поэтому ‎религиозная‏ ‎реформа ‎имела‏ ‎весьма ‎важный ‎социально-политический.

Эзра ‎имел ‎официальный‏ ‎статус‏ ‎особого‏ ‎уполномоченного ‎персидского‏ ‎царя, ‎наделенного‏ ‎властью ‎над‏ ‎иудеями‏ ‎сатрапии ‎к‏ ‎западу ‎от ‎реки ‎Евфрат. ‎Эзра‏ ‎предпринял ‎различные‏ ‎меры‏ ‎для ‎восстановления ‎иудейского‏ ‎общества: ‎осенью,‏ ‎в ‎год ‎его ‎прибытия,‏ ‎во‏ ‎время ‎Суккота, он‏ ‎представил ‎закон‏ ‎народу. ‎Он ‎также ‎принял ‎меры‏ ‎против‏ ‎смешения ‎браков‏ ‎и ‎убедил‏ ‎мужчин ‎добровольно ‎развестись ‎с ‎их‏ ‎чужеземными‏ ‎женами.‏ ‎Эзра ‎также‏ ‎создал ‎Синдерион‏ ‎«мужей ‎великого‏ ‎собрания»,‏ ‎которые ‎вместе‏ ‎с ‎ним ‎написали ‎в ‎общей‏ ‎сложности ‎7 из‏ ‎22‏ ‎книг на ‎которые ‎традиционно‏ ‎подразделяется ‎Танах‏ ‎* ‎и ‎бог ‎знает‏ ‎ещё‏ ‎сколько ‎отредактировали,‏ ‎возможно, ‎что‏ ‎все ‎остальные** ‎. ‎После ‎проведения‏ ‎этих‏ ‎реформ ‎о‏ ‎Эзре ‎ничего‏ ‎не ‎известно. ‎Иосиф ‎Флавий ‎в‏ ‎«Иудейских‏ ‎древностях» пишет,‏ ‎что ‎Эзра‏ ‎умер ‎и‏ ‎был ‎похоронен‏ ‎в‏ ‎Иерусалиме. ‎Согласно‏ ‎другому ‎преданию, ‎он ‎вернулся ‎в‏ ‎Вавилон, ‎где‏ ‎его‏ ‎предполагаемая ‎могила ‎являлась‏ ‎святыней. ‎

Вне‏ ‎зависимости ‎от ‎того, ‎кто‏ ‎сочинил‏ ‎Танах ‎и‏ ‎были ‎ли‏ ‎евреи ‎в ‎Египте ‎на ‎самом‏ ‎деле,‏ ‎очевидно, ‎что‏ ‎именно ‎после‏ ‎Эзры ‎Танах ‎получил ‎свой ‎нынешний‏ ‎статус‏ ‎а‏ ‎евреев ‎стали‏ ‎называть ‎"народ‏ ‎Книги". ‎Хотя‏ ‎формирование‏ ‎канонической ‎версии‏ ‎Танаха ‎продолжалась ‎еще ‎несколько ‎столетий:‏ ‎вплоть ‎до‏ ‎I‏ ‎века ‎н.э.*** ‎

Итого,‏ ‎мы ‎имеем‏ ‎яркий ‎и ‎сравнительно ‎короткий‏ ‎исходный‏ ‎импульс ‎(рождение‏ ‎Книги) ‎и‏ ‎затем ‎дальнейшее ‎её ‎осмысление, ‎уточнение,‏ ‎комментирование,‏ ‎которео ‎в‏ ‎случае ‎с‏ ‎Танахом ‎растянулось ‎на ‎400 ‎лет,‏ ‎пока‏ ‎наконец‏ ‎не ‎происходит‏ ‎формирование ‎канона,‏ ‎хотя ‎в‏ ‎еврейском‏ ‎понимании ‎канон‏ ‎- ‎это ‎понятие ‎относительное ‎и‏ ‎довольно ‎приблизительное.‏ ‎Раввины‏ ‎и ‎сейчас ‎дописывают‏ ‎100500-ый ‎том‏ ‎комментариев ‎и ‎уточнений ‎к‏ ‎Танаху.‏ ‎Иной ‎раз‏ ‎просто ‎потому,‏ ‎что ‎жизнь ‎настолько ‎изменилась, ‎что‏ ‎изначальный‏ ‎смысл ‎текста‏ ‎для ‎современного‏ ‎читателя ‎уже ‎не ‎вполне ‎ясен.‏ ‎


Евангелия‏ ‎и‏ ‎Новый ‎завет.

У‏ ‎Нового ‎завета‏ ‎нет ‎одного‏ ‎автора‏ ‎и ‎даже‏ ‎точной ‎даты ‎появления. ‎Самые ‎ранние‏ ‎фрагменты ‎датируются‏ ‎70-ми‏ ‎годами ‎н.э.****, ‎то‏ ‎есть ‎скорее‏ ‎всего ‎возникли ‎под ‎влиянием‏ ‎Первой‏ ‎Иудейской ‎войны‏ ‎и ‎взятия‏ ‎Иерусалима ‎римлянами. ‎Но ‎первоначальный ‎импульс‏ ‎(вне‏ ‎зависимости ‎от‏ ‎того, ‎было‏ ‎ли ‎это ‎распятие ‎Христа, ‎или‏ ‎разгром‏ ‎Второго‏ ‎Храма) ‎для‏ ‎создания ‎Книги,‏ ‎безусловно, ‎был‏ ‎и‏ ‎носил ‎весьма‏ ‎трагичный ‎характер. ‎Более ‎того, ‎основной‏ ‎корпус ‎текстов‏ ‎к‏ ‎70-80 ‎м ‎годам‏ ‎уже ‎скорее‏ ‎всего ‎сложился. ‎

Дальше ‎началась‏ ‎стадия‏ ‎стадия ‎актуальной‏ ‎эсхатологии ‎и‏ ‎расцвет ‎гностицизма, когда ‎этот ‎импульс ‎осмыслялся,‏ ‎превращался‏ ‎в ‎самые‏ ‎разнообразные ‎тексты‏ ‎и ‎концепции. ‎Для ‎интересующихся ‎историей‏ ‎религии‏ ‎и‏ ‎богословием ‎вообще‏ ‎это ‎крайне‏ ‎любопытный ‎сюжет‏ ‎(см.‏ ‎например ‎лекцию‏ ‎Кураева на ‎эту ‎тему), ‎но ‎в‏ ‎рамках ‎рассматриваемого‏ ‎вопроса‏ ‎важно ‎то, ‎что‏ ‎процесс ‎осмысления‏ ‎и ‎формирования ‎канона ‎также‏ ‎занял‏ ‎несколько ‎веков:‏ ‎привычный ‎нам‏ ‎вид ‎Новый ‎Завет ‎приобрел ‎только‏ ‎к‏ ‎367 ‎году,‏ ‎то ‎есть‏ ‎примерно ‎через ‎300 ‎лет ‎после‏ ‎появления‏ ‎первых‏ ‎текстов. ‎В‏ ‎этом ‎смысле‏ ‎он ‎повторил‏ ‎путь‏ ‎Танаха, ‎хотя‏ ‎и ‎при ‎других ‎исторических ‎обстоятельствах.

Что‏ ‎касается ‎самого‏ ‎текста,‏ ‎он ‎уже ‎давно‏ ‎и ‎бесповоротно‏ ‎оторвался ‎от ‎исторического ‎контекста‏ ‎и‏ ‎представляет ‎собой‏ ‎корпус ‎общефилософских‏ ‎и ‎мировоззренческих ‎истин, ‎которые ‎для‏ ‎исповедующих‏ ‎христианство ‎являются‏ ‎Словом ‎Божьим,‏ ‎а ‎для ‎всех ‎остальных ‎-‏ ‎как‏ ‎минимум‏ ‎"мудростью ‎веков",‏ ‎которой ‎умный‏ ‎человек ‎не‏ ‎станет‏ ‎пренебрегать.


Роман ‎и‏ ‎его ‎толкователи.

Теперь ‎если ‎мы ‎с‏ ‎этой ‎точки‏ ‎зрения‏ ‎взглянем ‎на ‎Роман‏ ‎и ‎на‏ ‎то ‎что ‎с ‎ним‏ ‎происходит,‏ ‎то ‎увидим‏ ‎следующее:

  • Он ‎создается‏ ‎в ‎очень ‎непростое ‎время, ‎когда‏ ‎общество‏ ‎переживает ‎слом‏ ‎социальных ‎порядков‏ ‎и ‎как ‎минимум ‎это ‎была‏ ‎личная‏ ‎трагедия‏ ‎автора. ‎
  • Несмотря‏ ‎на ‎то,‏ ‎что ‎революции‏ ‎и‏ ‎последующим ‎социальным‏ ‎преобразованиям ‎были ‎посвящены ‎тысячи ‎самых‏ ‎разных ‎книг,‏ ‎Роман,‏ ‎судя ‎по ‎всему,‏ ‎успешно ‎преодолел‏ ‎и ‎эпоху ‎и ‎контекст,‏ ‎и‏ ‎с ‎каждым‏ ‎новым ‎десятилетием‏ ‎читатели ‎там ‎находят ‎новые ‎смыслы‏ ‎и‏ ‎новые ‎оттенки.‏ ‎
  • О ‎причинах‏ ‎этого ‎можно ‎долго ‎говорить*****, ‎но‏ ‎факт‏ ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎ситуация ‎развивается‏ ‎по ‎пути,‏ ‎аналогичному‏ ‎становлению ‎христианской‏ ‎литературы: ‎начальный ‎импульс ‎породил ‎обширные‏ ‎толкования, ‎поиск‏ ‎смыслов,‏ ‎иной ‎раз ‎весьма‏ ‎далекий ‎от‏ ‎замысла ‎автора. ‎Кстати ‎говоря,‏ ‎полемистам‏ ‎стало ‎тесно‏ ‎в ‎пространстве‏ ‎итоговой ‎редакции ‎Романа ‎и ‎они‏ ‎перенесли‏ ‎баталии ‎на‏ ‎ранние ‎версии.
  • Естественно,‏ ‎чем ‎дальше ‎тем ‎больше ‎это‏ ‎все‏ ‎отдаляется‏ ‎и ‎от‏ ‎личности ‎автора‏ ‎и ‎от‏ ‎авторского‏ ‎замысла, ‎что‏ ‎очень ‎похоже ‎на ‎историю ‎и‏ ‎с ‎иудаизмом‏ ‎и‏ ‎с ‎христианством.

Из ‎всего‏ ‎сказанного ‎можно‏ ‎сделать ‎вывод ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎у ‎"Мастера‏ ‎и ‎Маргариты"‏ ‎есть ‎хорошие ‎шансы ‎стать ‎Новым‏ ‎Евангелием‏ ‎посткризисной ‎эпохи,‏ ‎то ‎есть‏ ‎где-то ‎начиная ‎с ‎2060-2070 ‎года.‏ ‎К‏ ‎тому‏ ‎времени ‎как‏ ‎раз ‎окончательно‏ ‎развалятся ‎существующие‏ ‎социальные‏ ‎порядки ‎и‏ ‎неизбежно ‎встанет ‎вопрос ‎о ‎новой‏ ‎общемировой ‎культуре‏ ‎и‏ ‎новом ‎человеке ‎(да-да,‏ ‎опять, ‎но‏ ‎уже ‎на ‎новом ‎витке‏ ‎истории).‏ ‎А ‎как‏ ‎раз ‎то‏ ‎самое ‎"швондерство" ‎и ‎жлобство, ‎против‏ ‎которого‏ ‎все ‎творчество‏ ‎Булгакова ‎и‏ ‎было ‎направлено ‎(тут ‎я ‎согласен‏ ‎с‏ ‎Валерием‏ ‎Бондаренко), ‎показав‏ ‎себя ‎во‏ ‎всей ‎красе‏ ‎в‏ ‎предыдущие ‎полвека,‏ ‎будет ‎подвергаться ‎осуждению ‎и ‎искоренению.‏ ‎

Правда ‎для‏ ‎этого‏ ‎нужно, ‎чтобы ‎Россия‏ ‎к ‎тому‏ ‎времени ‎вышла ‎на ‎первые‏ ‎роли‏ ‎в ‎мировой‏ ‎политике, ‎а‏ ‎русская ‎культура ‎смогла ‎бы ‎избежать‏ ‎катастрофического‏ ‎упадка, ‎или‏ ‎хотя ‎бы‏ ‎прилично ‎выглядеть ‎на ‎фоне ‎европейской‏ ‎и‏ ‎азиатской‏ ‎культур. ‎Что‏ ‎отнюдь ‎не‏ ‎гарантировано. ‎

Пока‏ ‎же‏ ‎в ‎отношении‏ ‎"Мастера ‎и ‎Маргариты" ‎мы ‎переживаем‏ ‎период ‎апокрифов‏ ‎и‏ ‎гностицизма. ‎Ну ‎что‏ ‎сказать ‎...‏ ‎сие ‎весьма ‎любопытно, ‎но‏ ‎как‏ ‎известно ‎"и‏ ‎это ‎пройдет".


-----------------------------

* Речь‏ ‎идет ‎о ‎книгах: ‎Эзра, ‎Нехемья,‏ ‎Эсфирь,‏ ‎пророка ‎Даниила,‏ ‎пророка ‎Иезекииля,‏ ‎12 ‎малых ‎пророков, ‎а ‎также‏ ‎две‏ ‎книги‏ ‎Хроник, ‎которые‏ ‎иногда ‎считают‏ ‎за ‎одну.‏ ‎Вообще,‏ ‎с ‎количеством‏ ‎книг ‎в ‎Танахе ‎существует ‎огромная‏ ‎путаница ‎–‏ ‎их‏ ‎число ‎колеблется ‎от‏ ‎22 ‎до‏ ‎35 ‎в ‎зависимости ‎от‏ ‎того,‏ ‎как ‎исследователь‏ ‎группирует ‎тексты‏ ‎и ‎что ‎именно ‎считает ‎за‏ ‎«книгу».‏ ‎Но ‎в‏ ‎любом ‎случае‏ ‎огромный ‎вклад ‎Эзре ‎сомнению ‎не‏ ‎подвергается.‏ ‎

** В‏ ‎этой ‎связи‏ ‎можно ‎вспомнить‏ ‎нашумевшие ‎работы‏ ‎профессора‏ ‎археологии ‎Тель-Авивского‏ ‎университета ‎Зеева ‎Херцога, в ‎которых ‎он‏ ‎говорит ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎«израильтяне ‎никогда‏ ‎не ‎были‏ ‎в ‎Египте, ‎не ‎странствовали‏ ‎по‏ ‎пустыне, ‎не‏ ‎завоёвывали ‎страну‏ ‎в ‎ходе ‎военной ‎кампании ‎и‏ ‎не‏ ‎стали ‎предком‏ ‎12 ‎колен‏ ‎израилевых. ‎Вероятно, ‎труднее ‎будет ‎смириться‏ ‎с‏ ‎тем‏ ‎фактом, ‎что‏ ‎единая ‎монархия‏ ‎Давида ‎и‏ ‎Соломона,‏ ‎которую ‎Библия‏ ‎описывает ‎как ‎влиятельную ‎региональную ‎силу,‏ ‎была ‎всего‏ ‎лишь‏ ‎небольшим ‎племенным ‎царством.‏ ‎И ‎неприятным‏ ‎шоком ‎для ‎многих ‎окажется‏ ‎то,‏ ‎что ‎Бог‏ ‎Израиля, ‎Иегова,‏ ‎имел ‎супругу ‎женского ‎пола, ‎и‏ ‎что‏ ‎ранняя ‎израильская‏ ‎религия ‎приняла‏ ‎монотеизм ‎лишь ‎на ‎закате ‎монархии,‏ ‎а‏ ‎вовсе‏ ‎не ‎на‏ ‎горе ‎Синай».

*** По‏ ‎ссылке см. ‎интересные‏ ‎соображения‏ ‎относительно ‎сроков‏ ‎и ‎состава ‎формирования ‎канонического ‎Танаха.‏  ‎

**** Речь ‎прежде‏ ‎всего‏ ‎об ‎Апокалипсисе ‎Иоанна‏ ‎Богослова. ‎Хотя,‏ ‎например, ‎некоторые ‎библеисты ‎считает,‏ ‎что‏ ‎Первое ‎Послание‏ ‎к ‎Фессалоникийцам‏ ‎написано ‎около ‎52 ‎года, ‎правда‏ ‎там‏ ‎ни ‎слова‏ ‎нет ‎про‏ ‎разрушение ‎Иерусалима.

***** - Отчасти ‎это ‎связано ‎с‏ ‎художественными‏ ‎достоинствами‏ ‎Романа, ‎а‏ ‎отчасти ‎с‏ ‎тем, ‎что‏ ‎непростые‏ ‎времена ‎не‏ ‎то ‎что ‎не ‎пройдут ‎-‏ ‎они ‎множатся‏ ‎и‏ ‎ширятся ‎и ‎конца-края‏ ‎этому ‎пока‏ ‎не ‎видно, ‎причем ‎уже‏ ‎в‏ ‎мировом ‎масштабе.‏ ‎

Читать: 7+ мин
logo Angry Bonds неформат

Символический капитал. ч.1. Общая теория.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 6+ мин
logo Angry Bonds неформат

История философии и стадии глобального социально-экономического цикла

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Angry Bonds неформат

Прикладное элитоведение ч.2: "москитная" тактика научного познания и интеллектуальный упадок глобализма.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 3+ мин
logo С Богом по жизни

Христианство и радость

«Всякое ‎наказание‏ ‎в ‎настоящее ‎время ‎кажется ‎не‏ ‎радостью, ‎а‏ ‎печалью;‏ ‎но ‎после ‎наученным‏ ‎через ‎него‏ ‎доставляет ‎мирный ‎плод ‎праведности»‏ ‎(Евреям‏ ‎12:11).

Члены ‎некоторых‏ ‎религиозных ‎групп‏ ‎любят ‎говорить ‎о ‎том, ‎насколько‏ ‎счастливы‏ ‎они ‎в‏ ‎Господе. ‎Жизнь‏ ‎у ‎них ‎выходит ‎радостной ‎и‏ ‎беззаботной.‏ ‎Конечно,‏ ‎наш ‎Господь‏ ‎хочет, ‎чтобы‏ ‎мы ‎были‏ ‎«блаженными»‏ ‎(Мф. ‎5:3–11),‏ ‎и ‎некоторые ‎истолковывают ‎это ‎как‏ ‎быть ‎«счастливыми»,‏ ‎но‏ ‎это ‎значение ‎слишком‏ ‎натянуто. ‎Только‏ ‎поверхностная ‎и ‎ошибочная ‎религия‏ ‎может‏ ‎учить ‎тому,‏ ‎что ‎человек‏ ‎всегда ‎должен ‎улыбаться, ‎не ‎проявляя‏ ‎никаких‏ ‎признаков ‎забот,‏ ‎переживаний ‎или‏ ‎трудностей ‎в ‎своей ‎жизни. ‎Под‏ ‎влиянием‏ ‎такого‏ ‎представления ‎некоторые‏ ‎церкви ‎приняли‏ ‎девиз ‎«У‏ ‎нас‏ ‎всегда ‎праздник»‏ ‎и ‎стараются, ‎чтобы ‎община ‎была‏ ‎всегда ‎счастлива‏ ‎и‏ ‎чтобы ‎это ‎привлекало‏ ‎к ‎ней‏ ‎больше ‎новых ‎членов. ‎Люди‏ ‎могут‏ ‎обманывать ‎себя,‏ ‎притворяясь ‎счастливыми,‏ ‎когда ‎на ‎самом ‎деле ‎они‏ ‎вовсе‏ ‎не ‎счастливы.

Настоящее‏ ‎блаженство ‎приходит‏ ‎после ‎того, ‎как ‎мы ‎признаем‏ ‎нищету‏ ‎своего‏ ‎духа ‎и‏ ‎оплачем ‎её‏ ‎(Мф. ‎5:3,‏ ‎4).‏ ‎Оно ‎приходит‏ ‎после ‎того, ‎как ‎мы ‎научимся‏ ‎нести ‎свой‏ ‎крест‏ ‎(Мф. ‎16:24). ‎Сейчас‏ ‎нам ‎надо‏ ‎плакать: ‎«Горе ‎вам, ‎смеющиеся‏ ‎ныне!‏ ‎Ибо ‎восплачете‏ ‎и ‎возрыдаете» (Лк.‏ ‎6:25). ‎Временами ‎у ‎нас ‎может‏ ‎быть‏ ‎мало ‎поводов‏ ‎для ‎веселья‏ ‎из-за ‎того ‎наказания, ‎которому ‎мы‏ ‎подвергаемся‏ ‎с‏ ‎Божьего ‎позволения.‏ ‎Конечно, ‎бывает‏ ‎также ‎и‏ ‎напускная‏ ‎скорбь. ‎Некоторые‏ ‎воображают, ‎что ‎с ‎постной ‎физиономией‏ ‎будут ‎выглядеть‏ ‎благочестивее,‏ ‎но ‎это ‎тоже‏ ‎не ‎истинное‏ ‎христианство.

Так ‎как ‎«наказание… ‎кажется‏ ‎не‏ ‎радостью, ‎а‏ ‎печалью» ‎(Евр.‏ ‎12:11), ‎мы ‎думаем, ‎что ‎должны‏ ‎выглядеть‏ ‎радостными. ‎Если‏ ‎бы ‎мы‏ ‎могли ‎быть ‎абсолютно ‎праведными, ‎то,‏ ‎возможно,‏ ‎Бог‏ ‎ожидал ‎бы‏ ‎этого ‎от‏ ‎нас; ‎но‏ ‎Он‏ ‎знает, ‎что‏ ‎самая ‎большая ‎духовная ‎польза ‎бывает‏ ‎от ‎временных‏ ‎периодов‏ ‎страданий.

Самая ‎большая ‎радость‏ ‎приходит ‎от‏ ‎осознания ‎того, ‎что ‎страдания‏ ‎приносят‏ ‎пользу ‎от‏ ‎Бога, ‎и‏ ‎от ‎понимания ‎того, ‎что ‎они‏ ‎временны‏ ‎по ‎сравнению‏ ‎с ‎нашей‏ ‎вечной ‎радостью ‎(2 ‎Кор. ‎4:16,‏ ‎17).‏ ‎В‏ ‎первую ‎очередь,‏ ‎нам ‎следует‏ ‎задуматься ‎о‏ ‎«крайне‏ ‎грешных» ‎делах,‏ ‎которые, ‎возможно, ‎наполняют ‎нашу ‎жизнь‏ ‎и ‎окружающий‏ ‎мир.‏ ‎(Рим. ‎7:13). ‎Без‏ ‎этого ‎шага‏ ‎невозможно ‎дальнейшее ‎продвижение ‎к‏ ‎радостному‏ ‎спасению. ‎Неудивительно,‏ ‎что ‎Иисус‏ ‎поставил ‎«плач» ‎впереди ‎чего-либо ‎другого‏ ‎в‏ ‎заповедях ‎блаженства‏ ‎(Мф. ‎5:4).

Мы‏ ‎не ‎должны ‎считать ‎слабостью ‎плач‏ ‎от‏ ‎горя‏ ‎и ‎утрат.‏ ‎Мы ‎скорбим,‏ ‎но ‎не‏ ‎так‏ ‎«как ‎прочие,‏ ‎не ‎имеющие ‎надежды» ‎(1 ‎Фес.‏ ‎4:13). ‎Это‏ ‎не‏ ‎слабость ‎— ‎познать‏ ‎боль ‎наказания,‏ ‎чтобы ‎возрасти ‎в ‎смирении.‏ ‎Радость‏ ‎приходит ‎к‏ ‎тем, ‎кто,‏ ‎перенося ‎страдания, ‎учится ‎на ‎них‏ ‎пожинать‏ ‎плоды.

Проблема ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎вещи ‎не ‎всегда ‎таковы, ‎какими‏ ‎кажутся.‏ ‎Автор‏ ‎Послания ‎к‏ ‎евреям ‎не‏ ‎говорил, ‎что‏ ‎наши‏ ‎нынешние ‎страдания‏ ‎превратятся ‎в ‎постоянное ‎веселье ‎и‏ ‎ликование, ‎но‏ ‎что‏ ‎они ‎принесут ‎«мирный‏ ‎плод ‎праведности»‏ ‎(12:11) ‎. ‎Наша ‎проверенная‏ ‎и‏ ‎испытанная ‎вера‏ ‎приведёт ‎к‏ ‎спокойной ‎уверенности ‎душевного ‎покоя. ‎Как‏ ‎сладок‏ ‎этот ‎плод!‏ ‎И ‎тогда‏ ‎мы ‎верой ‎не ‎допустим, ‎чтобы‏ ‎наши‏ ‎проблемы‏ ‎нарушили ‎этот‏ ‎покой.


Читать: 4+ мин
logo С Богом по жизни

Что значит «быть во Христе»?

Доступно подписчикам уровня
«Базовая подписка»
Подписаться за 300₽ в месяц

Быть христианином - величайшая честь, какую только человек может иметь на этой земле. Павел радовался, что он христианин (Деян. 26:28, 29). Петр учил нас этим именем прославлять Бога (1 Пет. 4:16).

Смотреть: 1 час 20+ мин
logo AISPIK

Ответы на вопросы зрителей.14.06.2024

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Ответы на вопросы наших зрителей

Смотреть: 1 час 37+ мин
logo AISPIK

ТАМЕРЛАН! Историческое расследование в Самарканде

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Историческое расследование. Тамерлан

Читать: 15+ мин
logo Нацизм германский, нацизм украинский

Мистицизм по-украински. Начало

Доступно подписчикам уровня
«Базовый»
Подписаться за 250₽ в месяц

Со второй половины тринадцатого века территория Малой Руси стала пристанищем бандитов, разбойников, сектантов и католичества, в разных его проявлениях.

Смотреть: 1 час 13+ мин
logo AISPIK

Славянские БОГИ

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Славянские боги, Сварог, Перун, Даждьбог

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

74 подписчика

Метки

социальные порядки 49 глобальный цикл 32 трансдисциплинарность 29 идеология 16 кризис 15 культура 14 христианство 14 ссср 13 марксизм 10 социализм 10 философия 10 римская империя 9 факторы производства 9 Европа 8 империя 7 история 7 римские аналогии 7 теория познания 7 новый человек 6 Социология 6 сша 6 элитоведение 6 капитализм 5 политэкономия 5 символический капитал 5 глобализация 4 идеализм 4 история России 4 Османская империя 4 фазовый переход 4 арабский халифат 3 Бродель 3 воспроизводственный сектор 3 демократия 3 Инфраструктура 3 китай 3 коллективы 3 либерализм 3 монгольская империя 3 образ будущего 3 Экономическое чудо 3 элиты 3 авторитаризм 2 архетипы 2 Ахемениды 2 базис 2 Булгаков 2 Византия 2 германия 2 государство 2 гражданские войны 2 Древний рим 2 инклюзивность 2 инфляция 2 ислам 2 иудаизм 2 Иудейские войны 2 классовая борьба 2 клиодинамика 2 коммунизм 2 Константин Великий 2 Лев Гумилев 2 литература 2 магическое сознание 2 маркс 2 надстройка 2 наука 2 образование 2 олигархия 2 Первая Мировая война 2 переслегин 2 политика 2 принципат 2 римское наследие 2 россия 2 РФ 2 социальная революция 2 структурная матрица 2 трансгуманизм 2 турция 2 украина 2 управляемый хаос 2 Франция 2 хозяйственные порядки 2 Школьников 2 Angry Bonds 1 Pump & Dump 1 актуальная повестка 1 алхимия 1 англия 1 Арриги 1 астрология 1 библия 1 Брежнев 1 бренд 1 Британская империя 1 Валлерстайн 1 Великая Французская революция 1 возрождение 1 Габриэль Д'Аннунцио 1 ГДР 1 гностицизм 1 Грузия 1 грюндерство 1 ГУЛАГ 1 децибелократия 1 Древний Египет 1 Древняя Греция 1 Дугин 1 еврейский вопрос 1 ЕС 1 Золотая Орда 1 Израиль 1 инновации 1 интеллигенция 1 искусственный интеллект 1 искусство 1 коллектив 1 комплиментарность 1 кондратьевские волны 1 корпорации 1 Косыгин 1 мировоззрение 1 модерн 1 молдавия 1 нацизм 1 неоплатонизм 1 общественное благо 1 общественный договор 1 объективизм 1 онтология 1 Парфянское царство 1 Пассионарность 1 первая империя 1 петр первый 1 политическая экономия 1 полицикличсекая модель 1 предпринимательство 1 Прибалтика 1 Психология 1 рабовладение 1 Разделение труда 1 ранняя цивилизация 1 ревизионизм 1 религия 1 рецензии 1 Российская Империя 1 сверхдлинный цикл 1 сионизм 1 система власти 1 сланцевая революция 1 Смит 1 социальные границы 1 социум 1 средний класс 1 Стратегия 1 теория этногенеза 1 технологический уклад 1 троцкизм 1 Турчин 1 фантастика 1 Феодализм 1 ФРГ 1 футурология 1 Хрущев 1 цивилизация 1 циклы 1 шотландия 1 Шпенглер 1 энергопереход 1 Юстиниан 1 япония 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048