logo
76
читателей
Angry Bonds неформат  Перед вами небольшая частная кунсткамера: экономика, социология, иногда даже философия и трансдисциплинарность.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Здесь публикуются наиболее интересные материалы, не подходящие под базовый формат сообщества Angry Bonds, которые, тем не менее, было бы жалко бросить. Тематика весьма широкая: экономика, общество, история, трансдисциплинарные исследования, теория познания, философия и пр. Также см. сайт - http://adamidov.ru/
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Уровень 1 250₽ месяц 2 700₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Angry Bonds неформат

Для всех кому дорого Просвещение!

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
76 подписчиков
Обновления проекта
Поделиться
Метки
социальные порядки 48 глобальный цикл 30 трансдисциплинарность 27 идеология 15 кризис 14 культура 13 христианство 13 ссср 12 социализм 10 марксизм 9 римская империя 9 факторы производства 9 философия 9 Европа 8 империя 7 история 7 римские аналогии 7 новый человек 6 Социология 6 сша 6 капитализм 5 политэкономия 5 теория познания 5 элитоведение 5 глобализация 4 идеализм 4 история России 4 Османская империя 4 символический капитал 4 фазовый переход 4 арабский халифат 3 Бродель 3 воспроизводственный сектор 3 демократия 3 Инфраструктура 3 китай 3 коллективы 3 либерализм 3 монгольская империя 3 образ будущего 3 Экономическое чудо 3 элиты 3 авторитаризм 2 архетипы 2 Ахемениды 2 базис 2 Булгаков 2 Византия 2 германия 2 государство 2 гражданские войны 2 Древний рим 2 инклюзивность 2 инфляция 2 ислам 2 иудаизм 2 Иудейские войны 2 классовая борьба 2 клиодинамика 2 коммунизм 2 Константин Великий 2 Лев Гумилев 2 литература 2 магическое сознание 2 маркс 2 надстройка 2 образование 2 олигархия 2 Первая Мировая война 2 переслегин 2 политика 2 принципат 2 римское наследие 2 россия 2 РФ 2 социальная революция 2 структурная матрица 2 трансгуманизм 2 турция 2 украина 2 управляемый хаос 2 Франция 2 хозяйственные порядки 2 Школьников 2 Angry Bonds 1 Pump & Dump 1 алхимия 1 англия 1 Арриги 1 астрология 1 библия 1 Брежнев 1 бренд 1 Британская империя 1 Валлерстайн 1 Великая Французская революция 1 возрождение 1 Габриэль Д'Аннунцио 1 ГДР 1 гностицизм 1 Грузия 1 грюндерство 1 ГУЛАГ 1 децибелократия 1 Древний Египет 1 Древняя Греция 1 Дугин 1 еврейский вопрос 1 ЕС 1 Золотая Орда 1 Израиль 1 инновации 1 интеллигенция 1 искусственный интеллект 1 искусство 1 коллектив 1 комплиментарность 1 кондратьевские волны 1 корпорации 1 Косыгин 1 мировоззрение 1 модерн 1 молдавия 1 наука 1 нацизм 1 неоплатонизм 1 общественное благо 1 общественный договор 1 объективизм 1 онтология 1 Парфянское царство 1 Пассионарность 1 первая империя 1 петр первый 1 политическая экономия 1 полицикличсекая модель 1 предпринимательство 1 Прибалтика 1 Психология 1 рабовладение 1 Разделение труда 1 ранняя цивилизация 1 ревизионизм 1 религия 1 рецензии 1 Российская Империя 1 сверхдлинный цикл 1 сионизм 1 система власти 1 сланцевая революция 1 Смит 1 социальные границы 1 социум 1 средний класс 1 Стратегия 1 теория этногенеза 1 технологический уклад 1 Турчин 1 фантастика 1 Феодализм 1 ФРГ 1 футурология 1 Хрущев 1 цивилизация 1 циклы 1 шотландия 1 Шпенглер 1 энергопереход 1 Юстиниан 1 япония 1 Больше тегов
Читать: 3+ мин
logo Angry Bonds неформат

Проблемы фантастики и христианства - комментарии к колонке магистра Мараховского

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Новый русский гностицизм ч.2: неожиданный выход из идеологического тупика.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 10+ мин
logo Angry Bonds неформат

Современный гностицизм и проблемы поиска "царствия божия"

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Принцип сменяемости структур и исторический процесс. ч.3. религиозный вопрос

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Angry Bonds неформат

"Новый человек" и судьба русской интеллигенции

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Идеи и социум. ч.5. "Проектный" анализ или что не так с существующими глобальными проектами.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 6+ мин
logo Angry Bonds неформат

"Новый человек" и всадники постмодерна

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 7+ мин
logo Angry Bonds неформат

Идеи и социум. ч.3: идеи и социальные порядки

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 9+ мин
logo Angry Bonds неформат

Идеи и социум. ч.2: Востребованность идей.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 9+ мин
logo Angry Bonds неформат

Новый русский гностицизм, или куда нас заведёт боевое булгаковедение

Непосредственным ‎поводом‏ ‎к ‎данному ‎посту, ‎наверное, ‎стала вот‏ ‎эта ‎лекция‏ ‎Валерия‏ ‎Бондаренко ‎3-х ‎летней‏ ‎давности, которая ‎заставила‏ ‎меня ‎несколько ‎иначе ‎взглянуть‏ ‎на‏ ‎роман ‎"Мастер‏ ‎и ‎Маргарита"‏ ‎(далее ‎по ‎тексту ‎- ‎Роман).‏ ‎Не‏ ‎с ‎литературной,‏ ‎но ‎с‏ ‎социальной ‎точки ‎зрения: ‎я ‎начал‏ ‎рассматривать‏ ‎и‏ ‎осмыслять ‎его‏ ‎как ‎явление‏ ‎общественной ‎жизни.

За‏ ‎истекшее‏ ‎время ‎я‏ ‎прослушал ‎с ‎десяток ‎аналогичных ‎лекций‏ ‎- ‎и‏ ‎религиозных,‏ ‎и ‎атеистических, ‎и‏ ‎советских, ‎и‏ ‎антисоветских, ‎да ‎и ‎просто‏ ‎и‏ ‎откровенно ‎безумных‏ ‎авторов. ‎Также‏ ‎прочитал ‎некоторое ‎количество ‎исследований ‎тоже‏ ‎разной‏ ‎степени ‎буйства‏ ‎фантазии. ‎Наиболее‏ ‎занятное ‎- ‎это ‎толкование ‎романа в‏ ‎контексте‏ ‎теории‏ ‎пассионарности ‎Льва‏ ‎Гумилева ‎и‏ ‎привязка ‎всего‏ ‎этого‏ ‎к ‎анализу‏ ‎текущей ‎политической ‎ситуации. ‎

По ‎итогу‏ ‎стало ‎понятно,‏ ‎что‏ ‎этот ‎роман ‎(а)‏ ‎действительно ‎"больше‏ ‎чем ‎роман"; ‎(б) ‎в‏ ‎современной‏ ‎интеллектуальной ‎жизни‏ ‎вокруг ‎него‏ ‎сегодня ‎наблюдаются ‎процессы, ‎аналогичные ‎тому‏ ‎что‏ ‎творилось ‎вокруг‏ ‎Танаха ‎в‏ ‎V-I ‎веках ‎до ‎н.э. ‎в‏ ‎Израиле‏ ‎и‏ ‎вокруг ‎Евангелий‏ ‎во ‎II-IV‏ ‎веках ‎в‏ ‎Египте‏ ‎и ‎Сирии.‏ ‎Благо ‎проблемы ‎все ‎три ‎книги‏ ‎затрагивают ‎самого‏ ‎высокого‏ ‎уровня. ‎

Д.А. ‎Пригов‏ ‎как-то ‎сказал,‏ ‎что ‎"Искусство ‎занимается ‎предпоследними‏ ‎вещами" (см.‏ ‎тут с ‎25:30)‏ ‎- ‎здесь‏ ‎как ‎раз ‎все ‎три ‎книги‏ ‎занимаются‏ ‎именно ‎что‏ ‎"последними ‎вещами",‏ ‎то ‎есть ‎обсуждают ‎самые ‎важные‏ ‎духовые‏ ‎вопросы,‏ ‎которые ‎далеко‏ ‎выходят ‎за‏ ‎рамки ‎собственно‏ ‎литературы.‏ ‎Не ‎вдаваясь‏ ‎в ‎суть ‎полемики ‎и ‎анализ‏ ‎смыслов, ‎обратимся‏ ‎к‏ ‎строго ‎формальным ‎признакам,‏ ‎на ‎основании‏ ‎которых ‎можно ‎сделать ‎такой‏ ‎вывод.‏ ‎

Танах

Ключевой ‎фигурой‏ ‎в ‎становлении‏ ‎иудаизма ‎считается ‎Эзра (иногда ‎Ездра) ‎—‏ ‎религиозный‏ ‎реформатор, ‎воссоздавший‏ ‎еврейскую ‎государственность‏ ‎на ‎основе ‎закона ‎Торы. ‎Деятельность‏ ‎Эзры‏ ‎имела‏ ‎в ‎глазах‏ ‎народа ‎столь‏ ‎большое ‎значение,‏ ‎что‏ ‎более ‎поздняя‏ ‎традиция ‎расценивала ‎его ‎не ‎меньше,‏ ‎как ‎второго‏ ‎Моисея‏ ‎и ‎называла ‎(правда‏ ‎с ‎оговорками)‏ ‎отцом ‎иудаизма. Иосиф ‎Флавий ‎в‏ ‎«Иудейских‏ ‎древностях» ‎описывает‏ ‎Ездру ‎как‏ ‎личного ‎друга ‎персидского ‎царя ‎Ксеркса,‏ ‎прибывшего‏ ‎в ‎Иерусалим‏ ‎из ‎Вавилона‏ ‎в ‎479 ‎г. ‎до ‎н.э.‏ ‎

Приезд‏ ‎его‏ ‎случился ‎не‏ ‎на ‎пустом‏ ‎месте ‎-‏ ‎в‏ ‎Ахеменидской ‎державе‏ ‎впервые ‎случилась ‎масштабная ‎гражданская ‎война,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎и ‎восстания ‎в‏ ‎Египте, ‎который,‏ ‎по ‎идее, ‎должны ‎были‏ ‎"держать"‏ ‎евреи, ‎как‏ ‎привилегированный ‎имперский‏ ‎народ ‎(подробнее ‎см. ‎по ‎ссылке стр.‏ ‎783-824).‏ ‎Поэтому ‎религиозная‏ ‎реформа ‎имела‏ ‎весьма ‎важный ‎социально-политический.

Эзра ‎имел ‎официальный‏ ‎статус‏ ‎особого‏ ‎уполномоченного ‎персидского‏ ‎царя, ‎наделенного‏ ‎властью ‎над‏ ‎иудеями‏ ‎сатрапии ‎к‏ ‎западу ‎от ‎реки ‎Евфрат. ‎Эзра‏ ‎предпринял ‎различные‏ ‎меры‏ ‎для ‎восстановления ‎иудейского‏ ‎общества: ‎осенью,‏ ‎в ‎год ‎его ‎прибытия,‏ ‎во‏ ‎время ‎Суккота, он‏ ‎представил ‎закон‏ ‎народу. ‎Он ‎также ‎принял ‎меры‏ ‎против‏ ‎смешения ‎браков‏ ‎и ‎убедил‏ ‎мужчин ‎добровольно ‎развестись ‎с ‎их‏ ‎чужеземными‏ ‎женами.‏ ‎Эзра ‎также‏ ‎создал ‎Синдерион‏ ‎«мужей ‎великого‏ ‎собрания»,‏ ‎которые ‎вместе‏ ‎с ‎ним ‎написали ‎в ‎общей‏ ‎сложности ‎7 из‏ ‎22‏ ‎книг на ‎которые ‎традиционно‏ ‎подразделяется ‎Танах‏ ‎* ‎и ‎бог ‎знает‏ ‎ещё‏ ‎сколько ‎отредактировали,‏ ‎возможно, ‎что‏ ‎все ‎остальные** ‎. ‎После ‎проведения‏ ‎этих‏ ‎реформ ‎о‏ ‎Эзре ‎ничего‏ ‎не ‎известно. ‎Иосиф ‎Флавий ‎в‏ ‎«Иудейских‏ ‎древностях» пишет,‏ ‎что ‎Эзра‏ ‎умер ‎и‏ ‎был ‎похоронен‏ ‎в‏ ‎Иерусалиме. ‎Согласно‏ ‎другому ‎преданию, ‎он ‎вернулся ‎в‏ ‎Вавилон, ‎где‏ ‎его‏ ‎предполагаемая ‎могила ‎являлась‏ ‎святыней. ‎

Вне‏ ‎зависимости ‎от ‎того, ‎кто‏ ‎сочинил‏ ‎Танах ‎и‏ ‎были ‎ли‏ ‎евреи ‎в ‎Египте ‎на ‎самом‏ ‎деле,‏ ‎очевидно, ‎что‏ ‎именно ‎после‏ ‎Эзры ‎Танах ‎получил ‎свой ‎нынешний‏ ‎статус‏ ‎а‏ ‎евреев ‎стали‏ ‎называть ‎"народ‏ ‎Книги". ‎Хотя‏ ‎формирование‏ ‎канонической ‎версии‏ ‎Танаха ‎продолжалась ‎еще ‎несколько ‎столетий:‏ ‎вплоть ‎до‏ ‎I‏ ‎века ‎н.э.*** ‎

Итого,‏ ‎мы ‎имеем‏ ‎яркий ‎и ‎сравнительно ‎короткий‏ ‎исходный‏ ‎импульс ‎(рождение‏ ‎Книги) ‎и‏ ‎затем ‎дальнейшее ‎её ‎осмысление, ‎уточнение,‏ ‎комментирование,‏ ‎которео ‎в‏ ‎случае ‎с‏ ‎Танахом ‎растянулось ‎на ‎400 ‎лет,‏ ‎пока‏ ‎наконец‏ ‎не ‎происходит‏ ‎формирование ‎канона,‏ ‎хотя ‎в‏ ‎еврейском‏ ‎понимании ‎канон‏ ‎- ‎это ‎понятие ‎относительное ‎и‏ ‎довольно ‎приблизительное.‏ ‎Раввины‏ ‎и ‎сейчас ‎дописывают‏ ‎100500-ый ‎том‏ ‎комментариев ‎и ‎уточнений ‎к‏ ‎Танаху.‏ ‎Иной ‎раз‏ ‎просто ‎потому,‏ ‎что ‎жизнь ‎настолько ‎изменилась, ‎что‏ ‎изначальный‏ ‎смысл ‎текста‏ ‎для ‎современного‏ ‎читателя ‎уже ‎не ‎вполне ‎ясен.‏ ‎


Евангелия‏ ‎и‏ ‎Новый ‎завет.

У‏ ‎Нового ‎завета‏ ‎нет ‎одного‏ ‎автора‏ ‎и ‎даже‏ ‎точной ‎даты ‎появления. ‎Самые ‎ранние‏ ‎фрагменты ‎датируются‏ ‎70-ми‏ ‎годами ‎н.э.****, ‎то‏ ‎есть ‎скорее‏ ‎всего ‎возникли ‎под ‎влиянием‏ ‎Первой‏ ‎Иудейской ‎войны‏ ‎и ‎взятия‏ ‎Иерусалима ‎римлянами. ‎Но ‎первоначальный ‎импульс‏ ‎(вне‏ ‎зависимости ‎от‏ ‎того, ‎было‏ ‎ли ‎это ‎распятие ‎Христа, ‎или‏ ‎разгром‏ ‎Второго‏ ‎Храма) ‎для‏ ‎создания ‎Книги,‏ ‎безусловно, ‎был‏ ‎и‏ ‎носил ‎весьма‏ ‎трагичный ‎характер. ‎Более ‎того, ‎основной‏ ‎корпус ‎текстов‏ ‎к‏ ‎70-80 ‎м ‎годам‏ ‎уже ‎скорее‏ ‎всего ‎сложился. ‎

Дальше ‎началась‏ ‎стадия‏ ‎стадия ‎актуальной‏ ‎эсхатологии ‎и‏ ‎расцвет ‎гностицизма, когда ‎этот ‎импульс ‎осмыслялся,‏ ‎превращался‏ ‎в ‎самые‏ ‎разнообразные ‎тексты‏ ‎и ‎концепции. ‎Для ‎интересующихся ‎историей‏ ‎религии‏ ‎и‏ ‎богословием ‎вообще‏ ‎это ‎крайне‏ ‎любопытный ‎сюжет‏ ‎(см.‏ ‎например ‎лекцию‏ ‎Кураева на ‎эту ‎тему), ‎но ‎в‏ ‎рамках ‎рассматриваемого‏ ‎вопроса‏ ‎важно ‎то, ‎что‏ ‎процесс ‎осмысления‏ ‎и ‎формирования ‎канона ‎также‏ ‎занял‏ ‎несколько ‎веков:‏ ‎привычный ‎нам‏ ‎вид ‎Новый ‎Завет ‎приобрел ‎только‏ ‎к‏ ‎367 ‎году,‏ ‎то ‎есть‏ ‎примерно ‎через ‎300 ‎лет ‎после‏ ‎появления‏ ‎первых‏ ‎текстов. ‎В‏ ‎этом ‎смысле‏ ‎он ‎повторил‏ ‎путь‏ ‎Танаха, ‎хотя‏ ‎и ‎при ‎других ‎исторических ‎обстоятельствах.

Что‏ ‎касается ‎самого‏ ‎текста,‏ ‎он ‎уже ‎давно‏ ‎и ‎бесповоротно‏ ‎оторвался ‎от ‎исторического ‎контекста‏ ‎и‏ ‎представляет ‎собой‏ ‎корпус ‎общефилософских‏ ‎и ‎мировоззренческих ‎истин, ‎которые ‎для‏ ‎исповедующих‏ ‎христианство ‎являются‏ ‎Словом ‎Божьим,‏ ‎а ‎для ‎всех ‎остальных ‎-‏ ‎как‏ ‎минимум‏ ‎"мудростью ‎веков",‏ ‎которой ‎умный‏ ‎человек ‎не‏ ‎станет‏ ‎пренебрегать.


Роман ‎и‏ ‎его ‎толкователи.

Теперь ‎если ‎мы ‎с‏ ‎этой ‎точки‏ ‎зрения‏ ‎взглянем ‎на ‎Роман‏ ‎и ‎на‏ ‎то ‎что ‎с ‎ним‏ ‎происходит,‏ ‎то ‎увидим‏ ‎следующее:

  • Он ‎создается‏ ‎в ‎очень ‎непростое ‎время, ‎когда‏ ‎общество‏ ‎переживает ‎слом‏ ‎социальных ‎порядков‏ ‎и ‎как ‎минимум ‎это ‎была‏ ‎личная‏ ‎трагедия‏ ‎автора. ‎
  • Несмотря‏ ‎на ‎то,‏ ‎что ‎революции‏ ‎и‏ ‎последующим ‎социальным‏ ‎преобразованиям ‎были ‎посвящены ‎тысячи ‎самых‏ ‎разных ‎книг,‏ ‎Роман,‏ ‎судя ‎по ‎всему,‏ ‎успешно ‎преодолел‏ ‎и ‎эпоху ‎и ‎контекст,‏ ‎и‏ ‎с ‎каждым‏ ‎новым ‎десятилетием‏ ‎читатели ‎там ‎находят ‎новые ‎смыслы‏ ‎и‏ ‎новые ‎оттенки.‏ ‎
  • О ‎причинах‏ ‎этого ‎можно ‎долго ‎говорить*****, ‎но‏ ‎факт‏ ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎ситуация ‎развивается‏ ‎по ‎пути,‏ ‎аналогичному‏ ‎становлению ‎христианской‏ ‎литературы: ‎начальный ‎импульс ‎породил ‎обширные‏ ‎толкования, ‎поиск‏ ‎смыслов,‏ ‎иной ‎раз ‎весьма‏ ‎далекий ‎от‏ ‎замысла ‎автора. ‎Кстати ‎говоря,‏ ‎полемистам‏ ‎стало ‎тесно‏ ‎в ‎пространстве‏ ‎итоговой ‎редакции ‎Романа ‎и ‎они‏ ‎перенесли‏ ‎баталии ‎на‏ ‎ранние ‎версии.
  • Естественно,‏ ‎чем ‎дальше ‎тем ‎больше ‎это‏ ‎все‏ ‎отдаляется‏ ‎и ‎от‏ ‎личности ‎автора‏ ‎и ‎от‏ ‎авторского‏ ‎замысла, ‎что‏ ‎очень ‎похоже ‎на ‎историю ‎и‏ ‎с ‎иудаизмом‏ ‎и‏ ‎с ‎христианством.

Из ‎всего‏ ‎сказанного ‎можно‏ ‎сделать ‎вывод ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎у ‎"Мастера‏ ‎и ‎Маргариты"‏ ‎есть ‎хорошие ‎шансы ‎стать ‎Новым‏ ‎Евангелием‏ ‎посткризисной ‎эпохи,‏ ‎то ‎есть‏ ‎где-то ‎начиная ‎с ‎2060-2070 ‎года.‏ ‎К‏ ‎тому‏ ‎времени ‎как‏ ‎раз ‎окончательно‏ ‎развалятся ‎существующие‏ ‎социальные‏ ‎порядки ‎и‏ ‎неизбежно ‎встанет ‎вопрос ‎о ‎новой‏ ‎общемировой ‎культуре‏ ‎и‏ ‎новом ‎человеке ‎(да-да,‏ ‎опять, ‎но‏ ‎уже ‎на ‎новом ‎витке‏ ‎истории).‏ ‎А ‎как‏ ‎раз ‎то‏ ‎самое ‎"швондерство" ‎и ‎жлобство, ‎против‏ ‎которого‏ ‎все ‎творчество‏ ‎Булгакова ‎и‏ ‎было ‎направлено ‎(тут ‎я ‎согласен‏ ‎с‏ ‎Валерием‏ ‎Бондаренко), ‎показав‏ ‎себя ‎во‏ ‎всей ‎красе‏ ‎в‏ ‎предыдущие ‎полвека,‏ ‎будет ‎подвергаться ‎осуждению ‎и ‎искоренению.‏ ‎

Правда ‎для‏ ‎этого‏ ‎нужно, ‎чтобы ‎Россия‏ ‎к ‎тому‏ ‎времени ‎вышла ‎на ‎первые‏ ‎роли‏ ‎в ‎мировой‏ ‎политике, ‎а‏ ‎русская ‎культура ‎смогла ‎бы ‎избежать‏ ‎катастрофического‏ ‎упадка, ‎или‏ ‎хотя ‎бы‏ ‎прилично ‎выглядеть ‎на ‎фоне ‎европейской‏ ‎и‏ ‎азиатской‏ ‎культур. ‎Что‏ ‎отнюдь ‎не‏ ‎гарантировано. ‎

Пока‏ ‎же‏ ‎в ‎отношении‏ ‎"Мастера ‎и ‎Маргариты" ‎мы ‎переживаем‏ ‎период ‎апокрифов‏ ‎и‏ ‎гностицизма. ‎Ну ‎что‏ ‎сказать ‎...‏ ‎сие ‎весьма ‎любопытно, ‎но‏ ‎как‏ ‎известно ‎"и‏ ‎это ‎пройдет".


-----------------------------

* Речь‏ ‎идет ‎о ‎книгах: ‎Эзра, ‎Нехемья,‏ ‎Эсфирь,‏ ‎пророка ‎Даниила,‏ ‎пророка ‎Иезекииля,‏ ‎12 ‎малых ‎пророков, ‎а ‎также‏ ‎две‏ ‎книги‏ ‎Хроник, ‎которые‏ ‎иногда ‎считают‏ ‎за ‎одну.‏ ‎Вообще,‏ ‎с ‎количеством‏ ‎книг ‎в ‎Танахе ‎существует ‎огромная‏ ‎путаница ‎–‏ ‎их‏ ‎число ‎колеблется ‎от‏ ‎22 ‎до‏ ‎35 ‎в ‎зависимости ‎от‏ ‎того,‏ ‎как ‎исследователь‏ ‎группирует ‎тексты‏ ‎и ‎что ‎именно ‎считает ‎за‏ ‎«книгу».‏ ‎Но ‎в‏ ‎любом ‎случае‏ ‎огромный ‎вклад ‎Эзре ‎сомнению ‎не‏ ‎подвергается.‏ ‎

** В‏ ‎этой ‎связи‏ ‎можно ‎вспомнить‏ ‎нашумевшие ‎работы‏ ‎профессора‏ ‎археологии ‎Тель-Авивского‏ ‎университета ‎Зеева ‎Херцога, в ‎которых ‎он‏ ‎говорит ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎«израильтяне ‎никогда‏ ‎не ‎были‏ ‎в ‎Египте, ‎не ‎странствовали‏ ‎по‏ ‎пустыне, ‎не‏ ‎завоёвывали ‎страну‏ ‎в ‎ходе ‎военной ‎кампании ‎и‏ ‎не‏ ‎стали ‎предком‏ ‎12 ‎колен‏ ‎израилевых. ‎Вероятно, ‎труднее ‎будет ‎смириться‏ ‎с‏ ‎тем‏ ‎фактом, ‎что‏ ‎единая ‎монархия‏ ‎Давида ‎и‏ ‎Соломона,‏ ‎которую ‎Библия‏ ‎описывает ‎как ‎влиятельную ‎региональную ‎силу,‏ ‎была ‎всего‏ ‎лишь‏ ‎небольшим ‎племенным ‎царством.‏ ‎И ‎неприятным‏ ‎шоком ‎для ‎многих ‎окажется‏ ‎то,‏ ‎что ‎Бог‏ ‎Израиля, ‎Иегова,‏ ‎имел ‎супругу ‎женского ‎пола, ‎и‏ ‎что‏ ‎ранняя ‎израильская‏ ‎религия ‎приняла‏ ‎монотеизм ‎лишь ‎на ‎закате ‎монархии,‏ ‎а‏ ‎вовсе‏ ‎не ‎на‏ ‎горе ‎Синай».

*** По‏ ‎ссылке см. ‎интересные‏ ‎соображения‏ ‎относительно ‎сроков‏ ‎и ‎состава ‎формирования ‎канонического ‎Танаха.‏  ‎

**** Речь ‎прежде‏ ‎всего‏ ‎об ‎Апокалипсисе ‎Иоанна‏ ‎Богослова. ‎Хотя,‏ ‎например, ‎некоторые ‎библеисты ‎считает,‏ ‎что‏ ‎Первое ‎Послание‏ ‎к ‎Фессалоникийцам‏ ‎написано ‎около ‎52 ‎года, ‎правда‏ ‎там‏ ‎ни ‎слова‏ ‎нет ‎про‏ ‎разрушение ‎Иерусалима.

***** - Отчасти ‎это ‎связано ‎с‏ ‎художественными‏ ‎достоинствами‏ ‎Романа, ‎а‏ ‎отчасти ‎с‏ ‎тем, ‎что‏ ‎непростые‏ ‎времена ‎не‏ ‎то ‎что ‎не ‎пройдут ‎-‏ ‎они ‎множатся‏ ‎и‏ ‎ширятся ‎и ‎конца-края‏ ‎этому ‎пока‏ ‎не ‎видно, ‎причем ‎уже‏ ‎в‏ ‎мировом ‎масштабе.‏ ‎

Читать: 7+ мин
logo Angry Bonds неформат

Символический капитал. ч.1. Общая теория.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 6+ мин
logo Angry Bonds неформат

История философии и стадии глобального социально-экономического цикла

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Angry Bonds неформат

Прикладное элитоведение ч.2: "москитная" тактика научного познания и интеллектуальный упадок глобализма.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 14+ мин
logo Другая история от Буровского

Пастух

До ‎земного‏ ‎воплощения ‎Господа ‎Бога ‎нашего ‎над‏ ‎миром ‎предстояло‏ ‎пронестись‏ ‎тысяче ‎лет ‎–‏ ‎невообразимое ‎время‏ ‎для ‎ума. ‎Но ‎уже‏ ‎стояли‏ ‎пирамиды. ‎Вавилонские‏ ‎цари ‎уже‏ ‎рассказывали, ‎как ‎их ‎любят ‎боги,‏ ‎вручившие‏ ‎им ‎власть‏ ‎над ‎всем‏ ‎миром. ‎Уже ‎родился ‎ассирийский ‎царь,‏ ‎похваставшийся,‏ ‎сколько‏ ‎городов ‎он‏ ‎сжег, ‎насадив‏ ‎их ‎жителей‏ ‎на‏ ‎колья. ‎

Владыки‏ ‎очень ‎волновались, ‎что ‎потомки ‎плохо‏ ‎их ‎запомнят.‏ ‎Они‏ ‎высекали ‎надписи ‎на‏ ‎скалах, ‎сообщая‏ ‎потомкам ‎о ‎своих ‎подвигах:‏ ‎покорили‏ ‎тысячу ‎стран,‏ ‎убили ‎тысячи‏ ‎тысяч ‎людей, ‎угнал ‎тысячи ‎тысяч‏ ‎коров.‏ ‎

 Поднимая ‎пыль,‏ ‎часами ‎плясали‏ ‎жрецы ‎– ‎еще ‎страшнее ‎своих‏ ‎богов‏ ‎со‏ ‎звериными ‎головами.‏ ‎Жрецы ‎резали‏ ‎жертвенных ‎коров‏ ‎и‏ ‎баранов, ‎показывали‏ ‎Солнцу ‎печень, ‎вырванную ‎из ‎еще‏ ‎живых ‎людей.‏ ‎Несомненно,‏ ‎боги ‎должны ‎были‏ ‎стать ‎очень‏ ‎довольны, ‎а ‎память ‎о‏ ‎владыках‏ ‎сделаться ‎вечной.‏ ‎

… Пастух ‎пас‏ ‎своих ‎овец ‎вдалеке ‎от ‎могучих‏ ‎владык‏ ‎и ‎от‏ ‎великих ‎государств.‏ ‎Потом ‎его ‎будут ‎изображать ‎голым,‏ ‎лишь‏ ‎с‏ ‎целомудренной ‎повязкой‏ ‎у ‎бедер…‏ ‎Неправда, ‎солнце‏ ‎сожгло‏ ‎бы ‎человека.‏ ‎Пастух ‎шел ‎в ‎хламиде ‎–‏ ‎из ‎любой‏ ‎современной‏ ‎одежды ‎на ‎хламиду‏ ‎больше ‎всего‏ ‎похожа ‎женская ‎ночная ‎рубашка.‏ ‎Реденькая‏ ‎мешковина, ‎пропотевшая‏ ‎за ‎много‏ ‎дней ‎без ‎всякой ‎смены. ‎Ремешком‏ ‎подхвачена‏ ‎буйная ‎шевелюра‏ ‎– ‎чтобы‏ ‎не ‎лезла ‎в ‎глаза. ‎Плохо‏ ‎сшитые‏ ‎подобия‏ ‎сандалий.  ‎

Нищий‏ ‎пастух ‎диковатого‏ ‎местного ‎племени,‏ ‎большие‏ ‎натруженные ‎руки,‏ ‎грубый ‎посох ‎– ‎еле ‎отесанная‏ ‎палка. ‎Пастух‏ ‎прикладывал‏ ‎руку ‎к ‎глазам,‏ ‎следил: ‎вот‏ ‎через ‎золотистую ‎траву ‎несутся‏ ‎газели,‏ ‎резво ‎бегут‏ ‎дикие ‎лошади.‏ ‎Накатывал ‎горячий ‎вечер, ‎приносил ‎острый‏ ‎запах‏ ‎хищника. ‎Пастух‏ ‎с ‎неодобрением‏ ‎смотрел, ‎как ‎волки ‎рысят ‎за‏ ‎газелями.‏ ‎Сытые‏ ‎звери ‎не‏ ‎нападут ‎на‏ ‎баранов… ‎но‏ ‎кто‏ ‎знает? ‎Пастух‏ ‎знал, ‎и ‎такое ‎случается. ‎

К‏ ‎ручьям, ‎под‏ ‎сень‏ ‎тамариндов, ‎надо ‎идти‏ ‎осторожно: ‎в‏ ‎полуденный ‎жар ‎там ‎любят‏ ‎залечь‏ ‎туры, ‎–‏ ‎громадные ‎дикие‏ ‎быки, ‎необоримые ‎для ‎человека. ‎На‏ ‎острове‏ ‎Крит ‎научились‏ ‎играть ‎со‏ ‎страшным ‎быком. ‎Пастух ‎не ‎потратил‏ ‎много‏ ‎лет,‏ ‎оттачивая ‎искусство‏ ‎тела. ‎Он‏ ‎не ‎сумел‏ ‎бы‏ ‎и ‎погиб.‏ ‎

Бараны ‎пили ‎неспокойно ‎звенящую, ‎быструю‏ ‎воду. ‎Стоя‏ ‎в‏ ‎тени, ‎Пастух ‎размышлял.‏ ‎Ему ‎казалось,‏ ‎добрая ‎сила ‎льется ‎с‏ ‎мутного‏ ‎от ‎жара,‏ ‎сизо-сиреневого ‎неба,‏ ‎веет ‎с ‎горячим ‎ветром. ‎Кто-то‏ ‎создал‏ ‎мир ‎именно‏ ‎таким: ‎пригодным‏ ‎для ‎жизни ‎и ‎добрым.

Ему ‎тоже‏ ‎хотелось‏ ‎быть‏ ‎добрым. ‎Вот‏ ‎гнездо ‎дрофы…Птица‏ ‎делает ‎вид,‏ ‎что‏ ‎у ‎нее‏ ‎подбито ‎крыло. ‎Заманивает, ‎уводит ‎от‏ ‎гнезда. ‎

– Я‏ ‎не‏ ‎возьму ‎твоих ‎яиц,‏ ‎– ‎Сказал‏ ‎дрофе ‎Пастух, ‎хотя ‎яйца‏ ‎вкусны.‏ ‎

Птица ‎не‏ ‎поняла, ‎но‏ ‎это ‎и ‎не ‎так ‎важно.‏ ‎Важнее,‏ ‎что ‎Пастух‏ ‎не ‎захотел‏ ‎зорить ‎гнездо.  ‎

Южное ‎солнце ‎стремительно‏ ‎катится‏ ‎вниз.‏ ‎Стало ‎не‏ ‎намного, ‎но‏ ‎прохладнее, ‎ветерок‏ ‎начинает‏ ‎освежать. ‎Кто‏ ‎сделал ‎такой ‎ветерок? ‎Пора ‎гнать‏ ‎баранов ‎к‏ ‎тихим‏ ‎водам: ‎там, ‎за‏ ‎холмом, ‎озерцо.‏   ‎

Пастух ‎доил ‎овец, ‎разливал‏ ‎молоко‏ ‎в ‎самодельные‏ ‎глиняные ‎миски.‏ ‎Поил ‎собаку, ‎пил ‎сам. ‎Доставал‏ ‎хлеб…‏ ‎Конечно, ‎это‏ ‎был ‎не‏ ‎совсем ‎хлеб. ‎До ‎дрожжевого ‎хлеба,‏ ‎мягкого‏ ‎и‏ ‎ароматного, ‎оставалось‏ ‎несколько ‎веков.‏ ‎Пастух ‎пек‏ ‎в‏ ‎золе ‎костра‏ ‎смесь ‎муки ‎с ‎водой. ‎Плохо‏ ‎пропеченная ‎лепешка,‏ ‎«посоленная»‏ ‎пеплом ‎того ‎же‏ ‎костра.  ‎

Кривые‏ ‎сучья ‎акации… ‎как ‎хорошо‏ ‎они‏ ‎горят! ‎Кто‏ ‎подарил ‎ему‏ ‎огонь? ‎Может, ‎огонь ‎был ‎всегда?‏ ‎Невероятно…‏ ‎Пастух ‎разжигает‏ ‎костер. ‎Его‏ ‎не ‎было ‎– ‎а ‎теперь‏ ‎огонь‏ ‎есть.‏ ‎Кто-то ‎создал‏ ‎огонь, ‎подарил‏ ‎его ‎людям.

Огонь‏ ‎не‏ ‎нужен, ‎чтобы‏ ‎согреться, ‎ночью ‎жарко ‎и ‎душно.‏ ‎Огонь ‎нужен,‏ ‎чтобы‏ ‎испечь ‎лепешку… ‎И‏ ‎чтобы ‎звери‏ ‎видели, ‎боялись. ‎Иногда ‎хочется‏ ‎сварить‏ ‎немного ‎овечьей‏ ‎крови ‎с‏ ‎мукой, ‎бросить ‎в ‎горшок ‎пригоршню‏ ‎зерен‏ ‎проса ‎или‏ ‎ячменя. ‎От‏ ‎горячей ‎еды ‎хорошо. ‎

Пес ‎блаженно‏ ‎вытягивал‏ ‎лапы,‏ ‎довольно ‎вздыхал.‏ ‎Пастух ‎долго‏ ‎чесал ‎мохнатый‏ ‎бок.‏ ‎Он ‎вглядывался‏ ‎в ‎уголья ‎– ‎причудливую ‎игру‏ ‎полутонов. ‎Делал‏ ‎несколько‏ ‎шагов ‎– ‎смотрел‏ ‎в ‎темно-зеленую‏ ‎воду, ‎таинственную ‎и ‎спокойную.

Он‏ ‎ведет‏ ‎стадо. ‎Бараны‏ ‎довольны ‎и‏ ‎спят. ‎Он ‎лучше ‎баранов ‎знает,‏ ‎где‏ ‎им ‎взять‏ ‎еду ‎и‏ ‎воду. ‎Он ‎со ‎своим ‎псом‏ ‎охраняет‏ ‎их.‏ ‎Кто ‎ведет‏ ‎его, ‎как‏ ‎сам ‎Пастух‏ ‎ведет‏ ‎стадо? ‎Кто‏ ‎защитит ‎человека? ‎

Этот, ‎с ‎башкой‏ ‎крокодила? ‎Он‏ ‎не‏ ‎бывает ‎на ‎холмах,‏ ‎ему ‎совсем‏ ‎не ‎нравится ‎саванна. ‎Змееподобный‏ ‎бог,‏ ‎Ваал ‎холмов?‏ ‎Он ‎может‏ ‎дать ‎огонь… ‎Но ‎не ‎пищу,‏ ‎не‏ ‎траву ‎в‏ ‎саванне. ‎Могучий‏ ‎бог, ‎почитаемый ‎в ‎виде ‎быка,‏ ‎мог‏ ‎подарить‏ ‎траву ‎и‏ ‎дождь. ‎Но‏ ‎не ‎огонь.‏ ‎

Везде‏ ‎надо ‎почитать‏ ‎разных ‎богов, ‎а ‎Пастух ‎чувствовал‏ ‎– ‎Бог‏ ‎только‏ ‎один. ‎Этот ‎Бог‏ ‎хотел, ‎чтобы‏ ‎сам ‎Пастух ‎сделался ‎лучше…‏ ‎А‏ ‎боги ‎с‏ ‎головами ‎крокодила,‏ ‎быка ‎и ‎змеи ‎вовсе ‎этого‏ ‎не‏ ‎хотели… ‎им‏ ‎это ‎было‏ ‎безразлично, ‎отнимет ‎ли ‎Пастух ‎яйца‏ ‎у‏ ‎дрофы.‏ ‎Бог, ‎присутствие‏ ‎которого ‎ощущал‏ ‎Пастух, ‎–‏ ‎он‏ ‎хотел, ‎чтобы‏ ‎Пастух ‎был ‎милосерден. ‎Бог ‎был‏ ‎как ‎добрый‏ ‎Отец.‏ ‎

«Господь ‎пастырь ‎мой,‏ ‎я ‎не‏ ‎буду ‎ни ‎в ‎чем‏ ‎нуждаться»‏ ‎– ‎Пел‏ ‎Пастух, ‎обращая‏ ‎лицо ‎к ‎низким ‎звездам. ‎–‏ ‎Он‏ ‎покоит ‎меня‏ ‎на ‎пажитях‏ ‎тучных, ‎водит ‎меня ‎к ‎водам‏ ‎тихим,‏ ‎подкрепляет‏ ‎душу ‎мою,‏ ‎направляет ‎на‏ ‎стези ‎правды‏ ‎ради‏ ‎имени ‎Своего».‏ ‎

Странно ‎звучал ‎голос ‎человека ‎под‏ ‎огромными ‎мерцающими‏ ‎звездами.‏ ‎Пастух ‎сам ‎себя‏ ‎чувствовал ‎частью‏ ‎стада, ‎приведенного ‎к ‎тихой‏ ‎воде.‏ ‎

Пастух ‎мирно‏ ‎засыпал. ‎Просыпался‏ ‎от ‎ворчания ‎пса ‎– ‎кто‏ ‎то‏ ‎приземистый ‎пробегал‏ ‎мимо. ‎Утром‏ ‎Пастух ‎находил ‎следы ‎полосатой ‎гиены.‏ ‎Невдалеке‏ ‎взрыкивал‏ ‎лев. ‎Короткое‏ ‎рычание ‎переходило‏ ‎в ‎кашель,‏ ‎идущий‏ ‎словно ‎бы‏ ‎со ‎всех ‎сторон. ‎Пес ‎отвечал‏ ‎тихим ‎утробным‏ ‎ворчанием,‏ ‎вставал, ‎рисуясь ‎на‏ ‎фоне ‎звезд.‏ ‎Пастух ‎клал ‎руку ‎на‏ ‎рукоять‏ ‎бронзового ‎меча.‏ ‎Никаких ‎ножен!‏ ‎Ножны ‎– ‎у ‎ассирийских ‎солдат,‏ ‎у‏ ‎слуг ‎фараона.‏ ‎Меч ‎Пастуха‏ ‎просто ‎засунут ‎за ‎кушак: ‎за‏ ‎полоску‏ ‎ткани,‏ ‎которым ‎препоясана‏ ‎хламида. ‎

Пастух‏ ‎хорошо ‎выбрал‏ ‎место,‏ ‎но ‎и‏ ‎через ‎него ‎могут ‎промчаться ‎крупные‏ ‎звери ‎–‏ ‎лошади‏ ‎или ‎туры. ‎Может‏ ‎придти ‎лев.‏ ‎Могут ‎нагрянуть ‎волки. ‎Могут‏ ‎выследить‏ ‎чужаки ‎–‏ ‎это ‎самое‏ ‎страшное. ‎

Пастуху ‎снился ‎его ‎единственный‏ ‎Бог.‏ ‎У ‎Бога‏ ‎было ‎хорошее‏ ‎лицо ‎строгого, ‎доброго ‎старика; ‎энергичного,‏ ‎полного‏ ‎сил.‏ ‎Бог ‎был‏ ‎одет ‎в‏ ‎такую ‎же‏ ‎хламиду,‏ ‎как ‎и‏ ‎Пастух ‎– ‎только ‎новее ‎и‏ ‎чище. ‎Бог‏ ‎шел‏ ‎по ‎небу, ‎как‏ ‎Пастух ‎ходит‏ ‎по ‎земле. ‎В ‎руке‏ ‎Бога‏ ‎был ‎посох‏ ‎– ‎такой‏ ‎же, ‎как ‎у ‎Пастуха, ‎только‏ ‎богаче‏ ‎и ‎красивее.‏ ‎

Бог ‎поднимал‏ ‎свой ‎посох, ‎воспрещая ‎льву ‎приближаться.‏ ‎Движением‏ ‎посоха‏ ‎отводил ‎волков,‏ ‎враждебные ‎шайки‏ ‎чужаков.   ‎

«Если‏ ‎я‏ ‎и ‎пойду‏ ‎долиною ‎смертной ‎тени, ‎– ‎Речитативом‏ ‎пел ‎Пастух.‏ ‎–‏ ‎Не ‎убоюся ‎зла,‏ ‎потому ‎что‏ ‎Ты ‎со ‎мною. ‎Твой‏ ‎посох‏ ‎и ‎твой‏ ‎жезл ‎успокаивают‏ ‎меня».

С ‎близкого ‎моря ‎стали ‎накатывать‏ ‎тучи.‏ ‎Считалось, ‎что‏ ‎это ‎зима.‏ ‎Гремели ‎грозы, ‎хлестали ‎дожди; ‎на‏ ‎месте‏ ‎золотой‏ ‎саванны ‎поднималась‏ ‎зелень ‎новой‏ ‎травы. ‎Пастух‏ ‎ходил‏ ‎в ‎безрукавке‏ ‎из ‎овечьих ‎шкур, ‎намотал ‎на‏ ‎ноги ‎прошлогодние‏ ‎вылезшие‏ ‎шкурки. ‎Однажды ‎ночью‏ ‎он ‎проснулся‏ ‎от ‎холода, ‎торопливо ‎запалил‏ ‎огонь.‏ ‎Утром ‎вода‏ ‎у ‎берегов‏ ‎озера ‎схватилась ‎корочкой ‎льда. ‎

В‏ ‎холода‏ ‎нужна ‎мясная‏ ‎пища. ‎Пастух‏ ‎пращой ‎убивал ‎горлиц, ‎поселившихся ‎близ‏ ‎лагеря,‏ ‎в‏ ‎листве ‎акаций.‏ ‎Настиг ‎зайца.‏ ‎Мясное ‎варево‏ ‎остывало,‏ ‎остроухий ‎пес‏ ‎умильно ‎улыбался, ‎трогал ‎руки ‎хозяина‏ ‎огромной ‎черной‏ ‎лапой.‏ ‎Пастух ‎разговаривал ‎с‏ ‎умным ‎зверем,‏ ‎и ‎думал ‎– ‎так‏ ‎же,‏ ‎как ‎он‏ ‎заботится ‎о‏ ‎псе, ‎о ‎нем ‎позаботился ‎Бог.‏  ‎

Не‏ ‎один ‎человек‏ ‎больше ‎охотится‏ ‎в ‎холод. ‎Лев ‎и ‎львица‏ ‎поймали‏ ‎кулана,‏ ‎пришлось ‎далеко‏ ‎обойти ‎это‏ ‎место. ‎Волки‏ ‎выли,‏ ‎вызывая ‎панику‏ ‎баранов. ‎Но ‎зеленый ‎сочные ‎травы‏ ‎стояли ‎по‏ ‎грудь‏ ‎Пастуху. ‎Бараны ‎сделались‏ ‎жирные, ‎почти‏ ‎все ‎ягнята ‎уцелели. ‎

Раз‏ ‎Пастух‏ ‎видел: ‎далеко,‏ ‎еле ‎видные,‏ ‎прошли ‎незнакомые ‎люди, ‎человек ‎пять‏ ‎вооруженных.‏ ‎Амореи? ‎Самаряне?‏ ‎Филистимляне? ‎Неведомо‏ ‎кто… ‎Пастух ‎предпочел ‎бы ‎армию‏ ‎египтян,‏ ‎хеттов,‏ ‎даже ‎ассирийцев‏ ‎– ‎больше‏ ‎шансов ‎уцелеть,‏ ‎чем‏ ‎при ‎нападении‏ ‎нищих, ‎голодных, ‎потому ‎очень ‎злобных‏ ‎дикарей. ‎Чужаки‏ ‎мелькнули‏ ‎и ‎исчезли. ‎

Спустя‏ ‎два ‎дня‏ ‎наступил ‎самый ‎короткий ‎день‏ ‎в‏ ‎году, ‎и‏ ‎Пастух ‎зарезал‏ ‎самого ‎жирного ‎барана. ‎Он ‎сжег‏ ‎печень,‏ ‎сердце, ‎куски‏ ‎задней ‎части.‏ ‎«Это ‎тебе ‎– ‎Говорил ‎он‏ ‎Богу,‏ ‎неуклюже‏ ‎поклоняясь ‎Ему.‏ ‎– ‎Я‏ ‎знаю, ‎тебе‏ ‎ничего‏ ‎не ‎нужно…‏ ‎Но ‎ты ‎все ‎равно ‎возьми‏ ‎мяса». ‎Пастух‏ ‎еще‏ ‎хотел ‎добавить, ‎что‏ ‎хочет ‎кормить‏ ‎Бога, ‎как ‎его ‎самого‏ ‎кормит‏ ‎Бог… ‎но‏ ‎не ‎решился.‏ ‎

Порывистый ‎ветер ‎вдруг ‎стих, ‎дым‏ ‎вертикально‏ ‎поднялся ‎в‏ ‎небо. ‎Пастух‏ ‎заплакал ‎от ‎умиления, ‎от ‎любви‏ ‎и‏ ‎благодарности‏ ‎к ‎Богу,‏ ‎принявшему ‎жертву.‏ ‎

В ‎этот‏ ‎вечер‏ ‎пес ‎обожрался,‏ ‎лежал ‎кверху ‎раздутым ‎пузом. ‎Пастух‏ ‎словно ‎бы‏ ‎опьянел‏ ‎от ‎мясного. ‎Выпил‏ ‎перебродившего ‎виноградного‏ ‎сока, ‎который ‎берег ‎на‏ ‎случай‏ ‎болезни. ‎Выпил‏ ‎меньше, ‎чем‏ ‎дальние ‎потомки ‎выпивают ‎подростками… ‎но‏ ‎опьянел‏ ‎по ‎настоящему.‏ ‎За ‎всю‏ ‎свою ‎жизнь ‎Пастух ‎брал ‎в‏ ‎рот‏ ‎вино‏ ‎в ‎пятый‏ ‎или ‎в‏ ‎шестой ‎раз.‏ ‎

«Ты‏ ‎приготовил ‎мне‏ ‎трапезу ‎в ‎виду ‎врагов ‎моих,‏ ‎– ‎Пел‏ ‎Пастух,‏ ‎и ‎слезы ‎катились‏ ‎по ‎лицу.‏ ‎– ‎Ты ‎умастил ‎главу‏ ‎мою‏ ‎елеем, ‎чаша‏ ‎моя ‎преисполнена».‏ ‎

Пора ‎гнать ‎в ‎город ‎разросшееся‏ ‎стадо.‏ ‎Хочется, ‎чтобы‏ ‎всегда ‎было‏ ‎вот ‎так: ‎враги ‎идут ‎по‏ ‎окоему,‏ ‎не‏ ‎видя ‎тебя,‏ ‎злые ‎звери‏ ‎бессильны, ‎бараны‏ ‎толстеют,‏ ‎молоко ‎их‏ ‎становится ‎жирнее. ‎

«Так, ‎благость ‎и‏ ‎милость ‎Твоя‏ ‎да‏ ‎сопровождают ‎меня ‎во‏ ‎все ‎дни‏ ‎жизни ‎моей, ‎и ‎я‏ ‎пребуду‏ ‎в ‎доме‏ ‎Господа ‎своего‏ ‎многие ‎дни» ‎– ‎Пел ‎Пастух,‏ ‎собирая‏ ‎нехитрое ‎имущество.‏ ‎

Он ‎долго‏ ‎жил ‎один, ‎видя ‎вокруг ‎только‏ ‎темный‏ ‎мир‏ ‎зверей. ‎Пастуху‏ ‎нужно ‎время‏ ‎– ‎привыкать‏ ‎к‏ ‎людям. ‎Пастух‏ ‎привыкал ‎к ‎ним ‎и ‎пел.‏ ‎Его ‎слушали‏ ‎и‏ ‎повторяли. ‎Не ‎захотел‏ ‎слушать ‎жрец,‏ ‎посмотрел ‎злющими ‎глазами. ‎Квадратная‏ ‎борода,‏ ‎как ‎полагается‏ ‎в ‎Вавилонии,‏ ‎одежда ‎на ‎лямках, ‎как ‎в‏ ‎Египте,‏ ‎на ‎поясе‏ ‎– ‎хеттский‏ ‎железный ‎нож, ‎стоящий ‎пару ‎быков.‏ ‎Богатый,‏ ‎очень‏ ‎важный ‎жрец.‏ ‎Жрец ‎точно‏ ‎знал, ‎что‏ ‎надо‏ ‎говорить ‎Богу,‏ ‎когда ‎и ‎как. ‎В ‎сравнении‏ ‎с ‎ним‏ ‎Пастух‏ ‎был ‎таким… ‎Простонародным.‏ ‎Простеньким ‎таким.‏ ‎И ‎его ‎песня ‎тоже‏ ‎была‏ ‎простенькой. ‎Жестокие‏ ‎злые ‎глаза‏ ‎жреца ‎выражали ‎презрение. ‎

Жрец ‎стоял‏ ‎по‏ ‎щиколотку ‎в‏ ‎овечьей ‎крови,‏ ‎руки ‎по ‎локоть ‎испачканы ‎–‏ ‎жрец‏ ‎рвал‏ ‎руками ‎жертвенных‏ ‎птиц. ‎«Может‏ ‎быть, ‎он‏ ‎поклоняется‏ ‎другому ‎богу?»‏ ‎– ‎Думал ‎Пастух, ‎и ‎сам‏ ‎же ‎пугался‏ ‎этой‏ ‎мысли. ‎Но ‎она‏ ‎его ‎не‏ ‎оставляла: ‎Тот, ‎кому ‎он‏ ‎поклонялся,‏ ‎не ‎мог‏ ‎нести ‎страдания‏ ‎и ‎смерть ‎– ‎ни ‎овцам,‏ ‎ни‏ ‎птицам, ‎ни‏ ‎людям. ‎Бог‏ ‎жреца ‎в ‎храме ‎напоминал ‎любого‏ ‎из‏ ‎ваалов‏ ‎– ‎они‏ ‎тоже ‎пожирают‏ ‎кровь ‎и‏ ‎плоть.‏ ‎Бог ‎Пастуха‏ ‎– ‎совсем ‎другой. ‎

Пастух ‎был‏ ‎очень ‎наивным‏ ‎человеком…‏ ‎Человеком ‎бронзового ‎века.‏ ‎Он ‎представлял‏ ‎своего ‎Бога ‎огромным ‎старцем,‏ ‎могущественным‏ ‎и ‎мудрым.‏ ‎Он ‎искренне‏ ‎считал, ‎что ‎Бог ‎может ‎зачем-то‏ ‎залезть‏ ‎в ‎сундук‏ ‎и ‎там‏ ‎сидеть. ‎Он ‎плясал ‎перед ‎сундуком,‏ ‎в‏ ‎который‏ ‎забрался ‎Бог‏ ‎– ‎Пастух‏ ‎и ‎почитал‏ ‎Бога‏ ‎и ‎пытался‏ ‎его ‎развлекать. ‎Он ‎верил, ‎что‏ ‎Богу ‎нужны‏ ‎жертвы,‏ ‎и ‎что ‎он‏ ‎радуется ‎кускам‏ ‎дохлого ‎барана. ‎Не ‎это‏ ‎важно.‏ ‎

Пастуха ‎избрали‏ ‎в ‎цари‏ ‎– ‎это ‎тоже ‎не ‎особенно‏ ‎важно.‏ ‎Крохотное ‎царство‏ ‎пастухов ‎и‏ ‎крестьян ‎не ‎сыграло ‎никакой ‎роли‏ ‎в‏ ‎истории.‏ ‎Могучие ‎державы‏ ‎не ‎замечали‏ ‎его. ‎Имена‏ ‎его‏ ‎царей ‎не‏ ‎упоминаются ‎ни ‎в ‎одной ‎хронике.‏ ‎Армии ‎ассирийцев,‏ ‎хеттов,‏ ‎вавилонян ‎и ‎египтян‏ ‎будут ‎ходить‏ ‎сквозь ‎это ‎царство, ‎как‏ ‎им‏ ‎понравится. ‎Спустя‏ ‎три ‎века‏ ‎ассирийцы ‎убьют ‎царька ‎этого ‎царства‏ ‎и‏ ‎всех ‎его‏ ‎сыновей. ‎Просто‏ ‎потому, ‎что ‎захотят. ‎Спустя ‎четыре‏ ‎века‏ ‎вавилоняне‏ ‎уведут ‎почти‏ ‎половину ‎жителей‏ ‎царства ‎в‏ ‎свою‏ ‎страну. ‎Это‏ ‎называлось ‎«вырывание». ‎

Пастух-царь ‎мелькнул ‎в‏ ‎истории, ‎не‏ ‎замеченный‏ ‎никем. ‎Мелькнул, ‎и‏ ‎тут ‎же‏ ‎провалился ‎в ‎небытие. ‎Туда‏ ‎же,‏ ‎куда ‎веками‏ ‎валились ‎цари,‏ ‎завоеватели, ‎полководцы ‎со ‎всеми ‎их‏ ‎зловонными‏ ‎«подвигами»: ‎сожжением‏ ‎посевов ‎и‏ ‎городов, ‎угоном ‎людей ‎и ‎скота.‏ ‎Высекались‏ ‎надписи‏ ‎на ‎скалах,‏ ‎писцы ‎испещряли‏ ‎иероглифами ‎тысячи‏ ‎папирусов,‏ ‎возводились ‎новые‏ ‎пирамиды… ‎А ‎владыки ‎исчезали ‎без‏ ‎следа. ‎

Пастуха‏ ‎помнили,‏ ‎потому ‎что ‎пели‏ ‎его ‎псалом.‏ ‎Жрецы ‎возмущались, ‎а ‎народ‏ ‎пел,‏ ‎потому ‎что‏ ‎льющаяся ‎кровь‏ ‎птиц, ‎разрываемых ‎руками, ‎не ‎возвышала‏ ‎их‏ ‎души. ‎А‏ ‎Псалом ‎Пастуха‏ ‎– ‎возвышал. ‎Потому ‎что ‎в‏ ‎бормотании‏ ‎жрецов‏ ‎этого ‎не‏ ‎было, ‎а‏ ‎в ‎Псалме‏ ‎Пастуха‏ ‎была ‎благодарность‏ ‎за ‎все, ‎что ‎люди ‎называют‏ ‎таким ‎неопределенным‏ ‎словом:‏ ‎добро. ‎Пастух ‎был‏ ‎наивен, ‎даже‏ ‎глуп. ‎Он ‎не ‎понял‏ ‎бы‏ ‎словесной ‎пачкотни,‏ ‎многословной ‎многосложной‏ ‎зауми ‎жреческих ‎текстов ‎Вавилона ‎и‏ ‎Египта.‏ ‎Он ‎твердо‏ ‎знал, ‎что‏ ‎такое ‎хорошо: ‎это ‎солнечный ‎свет,‏ ‎льющийся‏ ‎дождь,‏ ‎преумножение ‎стада,‏ ‎еда ‎и‏ ‎здоровье. ‎Что‏ ‎такое‏ ‎плохо, ‎тоже‏ ‎знал: ‎тьма, ‎в ‎которой ‎бродят‏ ‎гиены, ‎голод‏ ‎и‏ ‎болезни. ‎Бог ‎приносил‏ ‎то, ‎что‏ ‎хорошо ‎для ‎человека. ‎Пастух‏ ‎благодарил‏ ‎Бога ‎за‏ ‎все ‎хорошее‏ ‎в ‎мире, ‎и ‎тысячи ‎людей‏ ‎радостно‏ ‎подхватывали: ‎

«Ты‏ ‎приготовил ‎мне‏ ‎трапезу ‎в ‎виду ‎врагов ‎моих,‏ ‎Ты‏ ‎умастил‏ ‎главу ‎мою‏ ‎елеем, ‎чаша‏ ‎моя ‎преисполнена.‏ ‎

Так,‏ ‎благость ‎и‏ ‎милость ‎Твоя ‎да ‎сопровождают ‎меня‏ ‎во ‎все‏ ‎дни‏ ‎жизни ‎моей, ‎и‏ ‎я ‎пребуду‏ ‎в ‎доме ‎Господа ‎своего‏ ‎многие‏ ‎дни».

Цари ‎и‏ ‎жрецы ‎могли‏ ‎говорить, ‎что ‎угодно, ‎но ‎Псалом‏ ‎Пастуха‏ ‎пел ‎народ.‏ ‎

Великие ‎царства‏ ‎рассыпались, ‎встали ‎новые. ‎Египтяне ‎и‏ ‎хетты‏ ‎казались‏ ‎малыми ‎детьми‏ ‎в ‎сравнении‏ ‎с ‎военачальниками,‏ ‎правителями‏ ‎и ‎закованными‏ ‎в ‎железо ‎воинами ‎Великого ‎Рима.‏ ‎

А ‎Псалом‏ ‎пели‏ ‎и ‎пели, ‎по‏ ‎всему ‎Средиземному‏ ‎морю. ‎Пели ‎люди ‎с‏ ‎греческими‏ ‎и ‎римскими‏ ‎именами, ‎пели‏ ‎в ‎Галлии, ‎Британии, ‎Германии, ‎–‏ ‎о‏ ‎которых ‎Пастух‏ ‎не ‎имел‏ ‎ни ‎малейшего ‎представления. ‎

Почему? ‎Потому‏ ‎что‏ ‎всем‏ ‎людям ‎были‏ ‎нужны ‎самые‏ ‎обыкновенные ‎вещи:‏ ‎безопасность,‏ ‎здоровье ‎и‏ ‎пища. ‎Люди ‎хотели ‎такого ‎Бога‏ ‎– ‎доброго‏ ‎Отца,‏ ‎а ‎не ‎чудовище,‏ ‎пьющее ‎кровь.‏ ‎

Бог, ‎которому ‎поклонялся ‎Пастух,‏ ‎добрый‏ ‎Пастырь, ‎воплотился‏ ‎в ‎земного‏ ‎человека. ‎Одни ‎поверили ‎ему, ‎другие‏ ‎–‏ ‎нет. ‎Но‏ ‎все ‎они‏ ‎пели ‎Псалом. ‎

Встала ‎Церковь, ‎единая‏ ‎от‏ ‎берегов‏ ‎Атлантики ‎до‏ ‎Индии. ‎В‏ ‎ней ‎тоже‏ ‎пели‏ ‎Псалом.   ‎

Великий‏ ‎Рим ‎состарился ‎и ‎пал… ‎Встали‏ ‎новые ‎народы‏ ‎и‏ ‎страны. ‎Спустя ‎тысячу‏ ‎лет ‎–‏ ‎под ‎грохот ‎пушек ‎и‏ ‎печатных‏ ‎машин ‎–‏ ‎уже ‎Рим‏ ‎казался ‎наивным ‎и ‎слабым. ‎А‏ ‎Псалом‏ ‎пели ‎и‏ ‎пели.

 Кто ‎вспомнит‏ ‎сегодня, ‎какой ‎фараон ‎и ‎что‏ ‎приказывал,‏ ‎когда‏ ‎Пастух ‎смотрелся‏ ‎в ‎воды‏ ‎озера? ‎Какой‏ ‎хеттский‏ ‎царь ‎тогда‏ ‎убивал ‎конкурентов? ‎Кого ‎жгла ‎и‏ ‎грабила ‎ассирийская‏ ‎армия?‏ ‎Чьими ‎кожами ‎вавилонский‏ ‎царь ‎покрывал‏ ‎стены ‎и ‎каких ‎городов?‏ ‎

От‏ ‎царей ‎и‏ ‎военачальников ‎остались‏ ‎изваяния ‎и ‎статуи. ‎И ‎содрогнется‏ ‎потомок,‏ ‎встретив ‎пустой‏ ‎взгляд ‎самовлюбленного‏ ‎кретина. ‎Имени ‎он ‎не ‎запомнит:‏ ‎никому‏ ‎не‏ ‎интересны ‎тупые‏ ‎и ‎злобные‏ ‎убийцы. ‎А‏ ‎Псалом‏ ‎поют ‎на‏ ‎языках, ‎которых ‎не ‎было ‎во‏ ‎времена ‎Пастуха.‏ ‎

Саванну‏ ‎сменила ‎пустыня. ‎Дикие‏ ‎звери ‎из‏ ‎лесов ‎переселились ‎в ‎зоопарки.‏ ‎Нет‏ ‎больше ‎на‏ ‎всей ‎земле‏ ‎туров. ‎

Пастух ‎и ‎сам ‎не‏ ‎поверил‏ ‎бы… ‎Но‏ ‎это ‎факт,‏ ‎а ‎факты ‎– ‎самая ‎упрямая‏ ‎вещь‏ ‎на‏ ‎свете. ‎Пастух‏ ‎стал ‎бессмертным,‏ ‎потому ‎что‏ ‎всматривался‏ ‎в ‎игру‏ ‎огоньков ‎на ‎угольях ‎своего ‎костра.‏ ‎Глядел ‎в‏ ‎темно-прозрачную‏ ‎воду. ‎Пастух ‎вечно‏ ‎бредет ‎саванной,‏ ‎которой ‎больше ‎нет ‎на‏ ‎свете.‏ ‎

Через ‎три‏ ‎тысячи ‎лет‏ ‎другой ‎Поэт ‎произнесет: ‎

Есть ‎мир,‏ ‎есть‏ ‎Бог…

Они ‎живут‏ ‎вовек. ‎

А‏ ‎жизнь ‎людей ‎мгновенна ‎и ‎убога.‏ ‎

Но‏ ‎все‏ ‎в ‎себя‏ ‎вмещает ‎человек,‏ ‎

Который ‎любит‏ ‎мир‏ ‎и ‎верит‏ ‎в ‎Бога. ‎

Пастух ‎любил ‎мир‏ ‎и ‎верил‏ ‎в‏ ‎Бога.  ‎


Смотреть: 1 час 22+ мин
logo AISPIK

Ответы на ваши вопросы.28.02.2024. Кто же эти люди с вытянутыми черепами?

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Кто такие Русские

Смотреть: 1 час 49+ мин
logo AISPIK

Кто такие РУССКИЕ на самом деле

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Реальное происхождение Русского народа

Смотреть: 37+ мин
logo AISPIK

Прямая связь действующих религий с психологической наукой. ЧАСТЬ 2. Четыре символа Тетраморфа реально обозначают Четыре психологических функции Юнга

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Связь религии с астрологией и психологией

Смотреть: 45+ мин
logo AISPIK

Прямая связь действующих религий с психологической наукой. ЧАСТЬ 1. Личное и коллективное безсознательное.

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Психические функции Юнга, личное и коллективное бессознательное и их связь с искажением истории

Смотреть: 49+ мин
logo AISPIK

Демонология ЗОРОАСТРИЗМА

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Зороастризм и Индуизм

Смотреть: 1 час 8+ мин
logo AISPIK

Рептилоиды,оборотни и вампиры - реальные участники искаженной истории человечества.

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Рептилоиды, оборотни и вампиры среди нас

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

76 подписчиков

Метки

социальные порядки 48 глобальный цикл 30 трансдисциплинарность 27 идеология 15 кризис 14 культура 13 христианство 13 ссср 12 социализм 10 марксизм 9 римская империя 9 факторы производства 9 философия 9 Европа 8 империя 7 история 7 римские аналогии 7 новый человек 6 Социология 6 сша 6 капитализм 5 политэкономия 5 теория познания 5 элитоведение 5 глобализация 4 идеализм 4 история России 4 Османская империя 4 символический капитал 4 фазовый переход 4 арабский халифат 3 Бродель 3 воспроизводственный сектор 3 демократия 3 Инфраструктура 3 китай 3 коллективы 3 либерализм 3 монгольская империя 3 образ будущего 3 Экономическое чудо 3 элиты 3 авторитаризм 2 архетипы 2 Ахемениды 2 базис 2 Булгаков 2 Византия 2 германия 2 государство 2 гражданские войны 2 Древний рим 2 инклюзивность 2 инфляция 2 ислам 2 иудаизм 2 Иудейские войны 2 классовая борьба 2 клиодинамика 2 коммунизм 2 Константин Великий 2 Лев Гумилев 2 литература 2 магическое сознание 2 маркс 2 надстройка 2 образование 2 олигархия 2 Первая Мировая война 2 переслегин 2 политика 2 принципат 2 римское наследие 2 россия 2 РФ 2 социальная революция 2 структурная матрица 2 трансгуманизм 2 турция 2 украина 2 управляемый хаос 2 Франция 2 хозяйственные порядки 2 Школьников 2 Angry Bonds 1 Pump & Dump 1 алхимия 1 англия 1 Арриги 1 астрология 1 библия 1 Брежнев 1 бренд 1 Британская империя 1 Валлерстайн 1 Великая Французская революция 1 возрождение 1 Габриэль Д'Аннунцио 1 ГДР 1 гностицизм 1 Грузия 1 грюндерство 1 ГУЛАГ 1 децибелократия 1 Древний Египет 1 Древняя Греция 1 Дугин 1 еврейский вопрос 1 ЕС 1 Золотая Орда 1 Израиль 1 инновации 1 интеллигенция 1 искусственный интеллект 1 искусство 1 коллектив 1 комплиментарность 1 кондратьевские волны 1 корпорации 1 Косыгин 1 мировоззрение 1 модерн 1 молдавия 1 наука 1 нацизм 1 неоплатонизм 1 общественное благо 1 общественный договор 1 объективизм 1 онтология 1 Парфянское царство 1 Пассионарность 1 первая империя 1 петр первый 1 политическая экономия 1 полицикличсекая модель 1 предпринимательство 1 Прибалтика 1 Психология 1 рабовладение 1 Разделение труда 1 ранняя цивилизация 1 ревизионизм 1 религия 1 рецензии 1 Российская Империя 1 сверхдлинный цикл 1 сионизм 1 система власти 1 сланцевая революция 1 Смит 1 социальные границы 1 социум 1 средний класс 1 Стратегия 1 теория этногенеза 1 технологический уклад 1 Турчин 1 фантастика 1 Феодализм 1 ФРГ 1 футурология 1 Хрущев 1 цивилизация 1 циклы 1 шотландия 1 Шпенглер 1 энергопереход 1 Юстиниан 1 япония 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048