logo
76
читателей
Angry Bonds неформат  Перед вами небольшая частная кунсткамера: экономика, социология, иногда даже философия и трансдисциплинарность.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Здесь публикуются наиболее интересные материалы, не подходящие под базовый формат сообщества Angry Bonds, которые, тем не менее, было бы жалко бросить. Тематика весьма широкая: экономика, общество, история, трансдисциплинарные исследования, теория познания, философия и пр. Также см. сайт - http://adamidov.ru/
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Уровень 1 250₽ месяц 2 700₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Angry Bonds неформат

Для всех кому дорого Просвещение!

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
76 подписчиков
Обновления проекта
Поделиться
Метки
социальные порядки 48 глобальный цикл 30 трансдисциплинарность 27 идеология 15 кризис 14 культура 13 христианство 13 ссср 12 социализм 10 марксизм 9 римская империя 9 факторы производства 9 философия 9 Европа 8 империя 7 история 7 римские аналогии 7 новый человек 6 Социология 6 сша 6 капитализм 5 политэкономия 5 теория познания 5 элитоведение 5 глобализация 4 идеализм 4 история России 4 Османская империя 4 символический капитал 4 фазовый переход 4 арабский халифат 3 Бродель 3 воспроизводственный сектор 3 демократия 3 Инфраструктура 3 китай 3 коллективы 3 либерализм 3 монгольская империя 3 образ будущего 3 Экономическое чудо 3 элиты 3 авторитаризм 2 архетипы 2 Ахемениды 2 базис 2 Булгаков 2 Византия 2 германия 2 государство 2 гражданские войны 2 Древний рим 2 инклюзивность 2 инфляция 2 ислам 2 иудаизм 2 Иудейские войны 2 классовая борьба 2 клиодинамика 2 коммунизм 2 Константин Великий 2 Лев Гумилев 2 литература 2 магическое сознание 2 маркс 2 надстройка 2 образование 2 олигархия 2 Первая Мировая война 2 переслегин 2 политика 2 принципат 2 римское наследие 2 россия 2 РФ 2 социальная революция 2 структурная матрица 2 трансгуманизм 2 турция 2 украина 2 управляемый хаос 2 Франция 2 хозяйственные порядки 2 Школьников 2 Angry Bonds 1 Pump & Dump 1 алхимия 1 англия 1 Арриги 1 астрология 1 библия 1 Брежнев 1 бренд 1 Британская империя 1 Валлерстайн 1 Великая Французская революция 1 возрождение 1 Габриэль Д'Аннунцио 1 ГДР 1 гностицизм 1 Грузия 1 грюндерство 1 ГУЛАГ 1 децибелократия 1 Древний Египет 1 Древняя Греция 1 Дугин 1 еврейский вопрос 1 ЕС 1 Золотая Орда 1 Израиль 1 инновации 1 интеллигенция 1 искусственный интеллект 1 искусство 1 коллектив 1 комплиментарность 1 кондратьевские волны 1 корпорации 1 Косыгин 1 мировоззрение 1 модерн 1 молдавия 1 наука 1 нацизм 1 неоплатонизм 1 общественное благо 1 общественный договор 1 объективизм 1 онтология 1 Парфянское царство 1 Пассионарность 1 первая империя 1 петр первый 1 политическая экономия 1 полицикличсекая модель 1 предпринимательство 1 Прибалтика 1 Психология 1 рабовладение 1 Разделение труда 1 ранняя цивилизация 1 ревизионизм 1 религия 1 рецензии 1 Российская Империя 1 сверхдлинный цикл 1 сионизм 1 система власти 1 сланцевая революция 1 Смит 1 социальные границы 1 социум 1 средний класс 1 Стратегия 1 теория этногенеза 1 технологический уклад 1 Турчин 1 фантастика 1 Феодализм 1 ФРГ 1 футурология 1 Хрущев 1 цивилизация 1 циклы 1 шотландия 1 Шпенглер 1 энергопереход 1 Юстиниан 1 япония 1 Больше тегов
Читать: 3+ мин
logo Angry Bonds неформат

Социология - структурированная модель. Часть 3. "Умом Россию не понять", но есть один секретный способ.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo Angry Bonds неформат

Социология - структурированная модель. Часть 2. Сменяемость доминирующих моделей коллективного поведения в рамках глобального цикла

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 6+ мин
logo Angry Bonds неформат

Социология - структурированная модель. Часть 1. Общие положения.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 3+ мин
logo Angry Bonds неформат

Трансдисциплинарная модель развития культурного процесса - необходимые уточнения

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 7+ мин
logo Angry Bonds неформат

Многослойность политической системы и структурная матрица

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Социализм, капитализм и индустриальное общество

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Angry Bonds неформат

Вавилонская башня как главный вызов развитию.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 6+ мин
logo Angry Bonds неформат

Ещё раз о гностицизме, коммунизме и закате Европы

Наткнулся ‎на‏ ‎цикл ‎бесед ‎Павла ‎Щелина, ‎посвященных‏ ‎гностицизму ‎и‏ ‎его‏ ‎влиянию ‎на ‎формирование‏ ‎современных ‎европейских‏ ‎идей. ‎Пожалуй, ‎это ‎наиболее‏ ‎стройное‏ ‎популярное ‎изложение‏ ‎генезиса ‎западноевропейской‏ ‎идеологии. ‎Несмотря ‎на ‎очевидно ‎ватиканские‏ ‎"уши"‏ ‎(автор ‎преподает‏ ‎в ‎Вене)‏ ‎и ‎временами ‎прорывающуюся ‎ахинею ‎про‏ ‎Россию‏ ‎(автор‏ ‎- ‎гражданин‏ ‎Украины) ‎материал‏ ‎очень ‎полезный,‏ ‎поскольку‏ ‎даёт ‎достаточно‏ ‎верное ‎представление ‎о ‎философских ‎школах‏ ‎(если ‎вам‏ ‎лень‏ ‎читать ‎самими) ‎и,‏ ‎самое ‎главное,‏ ‎ответ ‎на ‎вопрос ‎о‏ ‎роли‏ ‎и ‎месте‏ ‎Европы ‎в‏ ‎мировом ‎историческом ‎процессе. ‎Ниже ‎привожу‏ ‎ссылки‏ ‎с ‎некоторыми‏ ‎комментариями. ‎

  1. https://youtu.be/sWaVWCy6Qgg - про‏ ‎изначальный ‎гностицизм ‎1-3 ‎века ‎н.э.‏ ‎Основная‏ ‎идея:‏ ‎все ‎идеи‏ ‎избранности ‎и‏ ‎прогрессорства ‎растут‏ ‎оттуда.‏ ‎
  2. https://youtu.be/xHTjbbD-W-U - про ‎Реформацию:‏ ‎16-17-ый ‎века. ‎"Эксцессы ‎грамотности" ‎крайне‏ ‎похожи ‎на‏ ‎эпоху‏ ‎социальных ‎сетей. ‎Магическая‏ ‎основа, ‎прогрессорство,‏ ‎перемена ‎отношения ‎к ‎бедности.‏ ‎Публичная‏ ‎святость. ‎Раскол‏ ‎между ‎народом‏ ‎и ‎элитами
  3. https://youtu.be/JCkM9RtL20g - про ‎Томаса ‎Гоббса. ‎Человек‏ ‎с‏ ‎нарушениями ‎психики‏ ‎сформировал ‎идеологию.‏ ‎"Контроль ‎над ‎языком, ‎незнание ‎-‏ ‎сила".‏ ‎
  4. https://youtu.be/dLikwl7rkYw - феномен‏ ‎Просвещения. ‎Реформация‏ ‎создала ‎такое‏ ‎напряжение, ‎что‏ ‎в‏ ‎17 ‎веке‏ ‎начался ‎упадок ‎религиозной ‎культуры ‎как‏ ‎таковой. ‎Отчасти‏ ‎потому,‏ ‎что ‎никто ‎решительной‏ ‎победы ‎не‏ ‎одержал. ‎"Ход ‎истории ‎сменился‏ ‎-‏ ‎причем ‎в‏ ‎том ‎направлении,‏ ‎которое ‎привело ‎бы ‎в ‎ужас‏ ‎людей‏ ‎16 ‎века".‏ ‎Английское ‎просвещение: божественное‏ ‎преображение ‎переосмыслено ‎как ‎перепрограммирование ‎реального‏ ‎мира‏ ‎для‏ ‎совместного ‎по‏ ‎возможности ‎бесконфликтного‏ ‎проживания ‎людей‏ ‎ради‏ ‎благополучия. ‎Французское‏ ‎просвещение: преобразование ‎общества ‎возможно ‎только ‎через‏ ‎революцию ‎и‏ ‎снос‏ ‎устаревших ‎социальных ‎порядков‏ ‎и ‎(если‏ ‎необходимо) ‎людей ‎сопротивляющихся ‎установлению‏ ‎новых‏ ‎порядков. ‎
  5. https://youtu.be/BFj59yd2294 - национализм‏ ‎и ‎либерализм.‏ ‎Триада ‎"свобода, ‎равенство, ‎братство" ‎-‏ ‎родила‏ ‎в ‎итоге‏ ‎либерализм, ‎марксизм‏ ‎и ‎национализм. ‎Цитата: ‎(25:49) ‎"в‏ ‎принципе‏ ‎любая‏ ‎национальная ‎история,‏ ‎которую ‎писали‏ ‎в ‎19‏ ‎веке‏ ‎- ‎это‏ ‎перефразированная ‎история ‎еврейского ‎народа ‎из‏ ‎Ветхого ‎Завета"‏ ‎-‏ ‎мысль ‎интересная, ‎но‏ ‎спорная. ‎
  6. https://youtu.be/DNEIfgdnEFY - про‏ ‎марксизм. ‎Откровенно ‎слабый ‎фрагмент,‏ ‎потому‏ ‎что ‎из‏ ‎Маркса ‎гностик‏ ‎как ‎из ‎говна ‎пуля, ‎если‏ ‎честно.‏ ‎Гегель ‎-‏ ‎ещё ‎куда‏ ‎ни ‎шло. ‎
  7. https://youtu.be/TddC2XW1eDs - про ‎позитивизм ‎по‏ ‎Конту,‏ ‎который‏ ‎по ‎мысли‏ ‎автора ‎и‏ ‎стал ‎предтечей‏ ‎современной‏ ‎актуальной ‎повестки‏ ‎(с ‎чем ‎тоже ‎можно ‎было‏ ‎поспорить, ‎хотя‏ ‎Конт‏ ‎то ‎что ‎цитирует‏ ‎Павел ‎конечно‏ ‎же ‎говорил)
  8. https://youtu.be/upCXWTnZ9dc - современные ‎постмодернисты ‎"массовый‏ ‎человек".‏ ‎

Конечно, ‎перед‏ ‎нами ‎весьма‏ ‎тенденциозный ‎взгляд ‎(что ‎не ‎есть‏ ‎преступление‏ ‎для ‎философа),‏ ‎но ‎основная‏ ‎беда ‎в ‎том, ‎что ‎он‏ ‎несистемный‏ ‎и‏ ‎упускающий ‎главное.‏ ‎Павел ‎верно‏ ‎описал ‎признаки‏ ‎но‏ ‎по ‎каким-то‏ ‎причинам ‎отказался ‎рассматривать ‎предпосылки ‎их‏ ‎возникновения. ‎Поэтому‏ ‎гностицизм‏ ‎получился ‎нечто ‎вроде‏ ‎извечного ‎мирового‏ ‎зла, ‎которое ‎не ‎понятно‏ ‎откуда‏ ‎взялось ‎и‏ ‎не ‎понятно‏ ‎как ‎его ‎изжить. ‎Хотя ‎если‏ ‎добавить‏ ‎к ‎развернутой‏ ‎Павлом ‎картине‏ ‎всего ‎два ‎соображения, ‎то ‎древнее‏ ‎извечное‏ ‎зло‏ ‎превратится ‎в‏ ‎бытовое ‎занудство,‏ ‎имеющее ‎вполне‏ ‎рациональное‏ ‎объяснение.

Сделаем ‎это.‏ ‎

  1. Если ‎принять ‎во ‎внимание ‎то,‏ ‎что ‎древний‏ ‎гностицизм‏ ‎(как ‎впрочем ‎и‏ ‎христианство) ‎был‏ ‎ничем ‎иным ‎как ‎реакцией‏ ‎ближневосточного‏ ‎общества ‎(Палестина,‏ ‎Сирия, ‎Египет)‏ ‎на ‎Иудейские ‎войны, ‎а ‎затем‏ ‎на‏ ‎"кризис ‎III‏ ‎века": ‎мир‏ ‎ужасен ‎потому ‎что ‎победили ‎римские‏ ‎варвары,‏ ‎его‏ ‎нельзя ‎изменить,‏ ‎значит ‎из‏ ‎него ‎надо‏ ‎убежать.‏ ‎И ‎это‏ ‎по ‎сути ‎эмоциональная ‎реакция ‎на‏ ‎столкновение ‎с‏ ‎социальными‏ ‎ограничениями. ‎
  2. Собственно, ‎далее‏ ‎в ‎каждом‏ ‎из ‎рассмотренных ‎Павлом ‎случаев‏ ‎мы‏ ‎сталкиваемся ‎с‏ ‎тем, ‎что‏ ‎тот ‎или ‎иной ‎мыслитель ‎сталкивался‏ ‎с‏ ‎социальными ‎границами‏ ‎и ‎с‏ ‎позволения ‎сказать ‎"искрил" ‎при ‎попытке‏ ‎их‏ ‎преодоления.‏ ‎Также ‎как‏ ‎при ‎трении‏ ‎друг ‎о‏ ‎друга‏ ‎двух ‎металлических‏ ‎предметов ‎каждый ‎раз ‎раздается ‎характерный‏ ‎скрежет, ‎также‏ ‎и‏ ‎при ‎попытке ‎общества,‏ ‎коллектива ‎или‏ ‎отдельного ‎мыслителя ‎преодолеть ‎социо-культурные‏ ‎барьеры‏ ‎(каковые ‎явно‏ ‎не ‎поддаются‏ ‎с ‎первого ‎раза, ‎а ‎иной‏ ‎раз‏ ‎и ‎вовсе‏ ‎не ‎поддаются)‏ ‎неизбежно ‎возникновение ‎мыслей ‎и ‎воззрений‏ ‎сходных‏ ‎с‏ ‎гностическими. ‎

Все‏ ‎как ‎видим‏ ‎довольно ‎просто‏ ‎-‏ ‎идеи ‎сопровождают‏ ‎общественные ‎процессы ‎и ‎возможно ‎придают‏ ‎им ‎своеобразие‏ ‎и‏ ‎конкретные ‎формы ‎выражения,‏ ‎но ‎всерьез‏ ‎считать, ‎что ‎если ‎бы‏ ‎не‏ ‎зараза ‎гностицизма‏ ‎эпохи ‎Римской‏ ‎империи ‎не ‎было ‎бы ‎Великой‏ ‎французской‏ ‎революции ‎и‏ ‎Маркса ‎с‏ ‎Маркузе ‎явно ‎не ‎стоит ‎(автор‏ ‎эту‏ ‎мысль‏ ‎прямо ‎нигде‏ ‎не ‎высказывает,‏ ‎но ‎исподволь‏ ‎к‏ ‎ней ‎подводит).‏ ‎Не ‎они ‎бы, ‎так ‎другие‏ ‎большевики ‎придумали‏ ‎бы‏ ‎другие ‎теории, ‎которые‏ ‎бы ‎вдохновили‏ ‎народные ‎массы. ‎На ‎край‏ ‎сошел‏ ‎бы ‎русский‏ ‎космизм ‎или‏ ‎ясса ‎Чингисхана. ‎

Теперь ‎о ‎том,‏ ‎причем‏ ‎тут ‎"закат‏ ‎Европы". ‎Как‏ ‎мы ‎уже ‎упоминали, ‎Европа ‎вплоть‏ ‎до‏ ‎начла‏ ‎индустриализации ‎являлась‏ ‎по ‎преимущество‏ ‎обществом ‎социальных‏ ‎порядков‏ ‎"капитала" ‎и‏ ‎"военного ‎труда", для ‎которого ‎характерно ‎постоянно‏ ‎штурмовать ‎не‏ ‎только‏ ‎государственные, ‎но ‎и‏ ‎социальные, ‎ментальные‏ ‎и ‎какие ‎угодно ‎границы.‏ ‎Причем‏ ‎в ‎основном‏ ‎путем ‎насилия‏ ‎и ‎взлома ‎засовов, ‎а ‎не‏ ‎перевоспитания‏ ‎и ‎хитрости,‏ ‎что ‎характерно‏ ‎как ‎раз ‎для ‎Римской ‎Империи,‏ ‎державы‏ ‎Ахеменидов,‏ ‎Индии ‎и‏ ‎Китая. ‎

Поэтому‏ ‎европейское ‎общество‏ ‎быстро‏ ‎достигало ‎поставленных‏ ‎целей, ‎но ‎и ‎быстро ‎теряло‏ ‎полученное ‎потому‏ ‎что‏ ‎узко ‎понимало ‎рациональность‏ ‎и ‎выгоду,‏ ‎и ‎мало ‎заботилось ‎о‏ ‎долгосрочном‏ ‎равновесии. ‎Собственно,‏ ‎история ‎глобализации‏ ‎тому ‎яркий ‎пример ‎- ‎те‏ ‎социальные‏ ‎порядки, ‎которые‏ ‎Рим ‎сумел‏ ‎удержать ‎почти ‎200 ‎лет, ‎США‏ ‎и‏ ‎Европа‏ ‎размотали ‎и‏ ‎развалили ‎примерно‏ ‎за ‎30‏ ‎(если‏ ‎считать ‎с‏ ‎момента ‎распада ‎СССР).

Быстро ‎создали ‎образованное‏ ‎индустриальное ‎общество‏ ‎на‏ ‎идеалах ‎Прогресса ‎и‏ ‎Просвещения, ‎и‏ ‎также ‎быстро ‎его ‎развалили‏ ‎и‏ ‎обесценили. ‎Быстро‏ ‎возвели ‎дворец‏ ‎глобального ‎общества ‎"всеобщего ‎благосостояния" ‎и‏ ‎также‏ ‎быстро ‎его‏ ‎разрушили. ‎И‏ ‎конечно ‎тут ‎не ‎обошлось ‎без‏ ‎"гностических"‏ ‎привычек,‏ ‎Павел ‎абсолютно‏ ‎прав. ‎Но‏ ‎это ‎скорее‏ ‎просто‏ ‎дань ‎традиции:‏ ‎чтобы ‎мир ‎менять, ‎его ‎совершенно‏ ‎не ‎обязательно‏ ‎презирать.‏ ‎Но ‎видимо ‎эта‏ ‎простая ‎мысль‏ ‎станет ‎вполне ‎достпуной ‎человечеству‏ ‎уже‏ ‎на ‎следующем‏ ‎этапе ‎развития‏ ‎в ‎рамках ‎грядущего ‎"коммунистического" ‎социально-экономического‏ ‎цикла. Но,‏ ‎кстати ‎сказать,‏ ‎от ‎деструктивного‏ ‎наследия ‎гностицизма ‎при ‎этом ‎придется‏ ‎в‏ ‎значительной‏ ‎мере ‎избавляться.‏ ‎

Читать: 6+ мин
logo Angry Bonds неформат

Культурология с претензией ч.4. Мифология Эллады

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 2+ мин
logo Angry Bonds неформат

Культурология с претензией ч.3. - культура и стадии глобального цикла

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Angry Bonds неформат

"Судьбы России" в свете слома социальных порядков.

Когда ‎начитаешься‏ ‎всяких ‎"хфилософов" ‎да ‎визионеров, ‎поневоле‏ ‎инфицируешься ‎сам,‏ ‎и‏ ‎начинаешь ‎мыслить ‎о‏ ‎судьбах. ‎

Я‏ ‎долго ‎не ‎понимал ‎почему‏ ‎"судьбы"‏ ‎употребляют ‎во‏ ‎множественном ‎числе,‏ ‎но ‎тут ‎как ‎с ‎термином‏ ‎"ипостась"‏ ‎- ‎в‏ ‎какой ‎то‏ ‎момент ‎начинаешь ‎его ‎сам ‎использовать,‏ ‎хотя‏ ‎до‏ ‎конца ‎не‏ ‎понимаешь ‎что‏ ‎он ‎значит,‏ ‎и‏ ‎это ‎свидетельство‏ ‎того, ‎что ‎ты ‎стал ‎богословом.‏ ‎

Так ‎вот‏ ‎о‏ ‎судьбах. ‎И ‎заодно‏ ‎о ‎"либертарианской‏ ‎революции" о ‎которой ‎прочитал ‎у‏ ‎коллег.‏ ‎

В ‎чем‏ ‎на ‎самом‏ ‎деле ‎коренное ‎отличие ‎общественного ‎сознания‏ ‎России‏ ‎(если ‎шире‏ ‎- ‎Евразии)‏ ‎от ‎других ‎стран, ‎что ‎западных,‏ ‎что‏ ‎восточных?‏ ‎

Оно, ‎если‏ ‎так ‎можно‏ ‎выразиться ‎в‏ ‎"накоплении"‏ ‎социальных ‎порядков.‏ ‎Общество ‎постоянно ‎трансформируется, ‎одни ‎социальные‏ ‎порядки ‎сменяют‏ ‎другие‏ ‎и ‎в ‎итоге‏ ‎рано ‎или‏ ‎поздно ‎встает ‎вопрос ‎-‏ ‎а‏ ‎что ‎делать‏ ‎с ‎носителями‏ ‎старых, ‎отживших ‎социальных ‎порядков. ‎"Бывшими‏ ‎людьми",‏ ‎если ‎употреблять‏ ‎терминологию ‎1920-1930-х‏ ‎годов. ‎

В ‎Европе ‎этот ‎вопрос‏ ‎решается‏ ‎путем‏ ‎масштабной ‎резни‏ ‎(если ‎уж‏ ‎называть ‎своими‏ ‎словами)‏ ‎и ‎коллеги‏ ‎правы ‎- ‎может ‎быть ‎не‏ ‎строго ‎раз‏ ‎в‏ ‎250 ‎лет ‎это‏ ‎происходит, ‎но‏ ‎достаточно ‎регулярно. ‎Причем ‎происходит‏ ‎это‏ ‎не ‎по‏ ‎национальному, ‎племенному‏ ‎или ‎клановому ‎принципу ‎а ‎на‏ ‎экстерриториальной,‏ ‎идеологической ‎основе.‏ ‎

На ‎Ближнем‏ ‎Востоке ‎и ‎в ‎Африке ‎резню‏ ‎устраиваю‏ ‎помельче,‏ ‎но ‎чаще‏ ‎(последняя ‎называлась‏ ‎если ‎кто‏ ‎забыл,‏ ‎ИГИЛ) ‎и‏ ‎чаще ‎всего ‎на ‎племенной ‎основе.‏ ‎

Китай ‎и‏ ‎Индия‏ ‎избрали ‎другой ‎путь‏ ‎- ‎они‏ ‎построили ‎фактически ‎непроницаемое ‎общество,‏ ‎ограниченно‏ ‎подверженное ‎внешнему‏ ‎воздействию ‎и‏ ‎там ‎(по ‎крайней ‎мере ‎с‏ ‎завершения‏ ‎эпохи ‎Троецарствия‏ ‎в ‎Китае‏ ‎3-4 ‎веках ‎и ‎изгнания ‎буддистов‏ ‎из‏ ‎Индии‏ ‎в ‎12‏ ‎веке) ‎практикуют‏ ‎постоянное, ‎но‏ ‎сравнительно‏ ‎мелкое ‎насилие,‏ ‎которое ‎позволяет ‎трансформировать ‎общество ‎не‏ ‎разрушая ‎его.‏ ‎

Хотя‏ ‎китайскую ‎"культурную ‎революцию"‏ ‎мелким ‎событием‏ ‎назвать ‎трудно, ‎но ‎все‏ ‎же‏ ‎сравнить ‎с‏ ‎развалом ‎страны‏ ‎в ‎1911-1949 ‎годах, ‎который ‎кстати‏ ‎имел‏ ‎преимущественно ‎внешние‏ ‎причины. ‎

В‏ ‎России ‎ввиду ‎все ‎той ‎же‏ ‎географии,‏ ‎а‏ ‎также ‎особенностей‏ ‎возникновения ‎и‏ ‎существования ‎государственности модель‏ ‎действует‏ ‎другая: ‎социальные‏ ‎порядки ‎не ‎уничтожаются ‎насовсем, ‎а,‏ ‎если ‎можно‏ ‎так‏ ‎выразится, ‎накапливаются ‎и‏ ‎по ‎необходимости‏ ‎поднимаются ‎властью ‎из ‎запасников.‏ ‎

  • Либерализм?‏ ‎- ‎он‏ ‎есть ‎у‏ ‎нас. ‎Начиная ‎с ‎Великого ‎Новгорода
  • Орда‏ ‎и‏ ‎степная ‎империя?‏ ‎- ‎не‏ ‎вопрос, ‎
  • Византийство ‎- ‎вообще ‎легко
  • Коммунизм‏ ‎и‏ ‎анархизм‏ ‎- ‎мы‏ ‎еще ‎можем‏ ‎всем ‎этим‏ ‎оппортунистам‏ ‎и ‎импотентным‏ ‎левакам ‎мастер ‎классы ‎давать

В ‎общем‏ ‎кладовая ‎у‏ ‎нас‏ ‎не ‎только ‎природная,‏ ‎но ‎и‏ ‎идейная. ‎При ‎желании ‎можно‏ ‎найти‏ ‎и ‎каннибализм,‏ ‎и ‎космизм,‏ ‎и ‎фашизм, ‎и ‎черта ‎лысого.‏ ‎И‏ ‎достать, ‎явить‏ ‎миру ‎так‏ ‎сказать. ‎Благо ‎что ‎на ‎территории‏ ‎нашей‏ ‎необъятной‏ ‎представлены ‎почти‏ ‎все ‎(пусть‏ ‎иногда ‎малочисленные‏ ‎и‏ ‎маргинальные) ‎социальные‏ ‎группы, ‎практикующие ‎почти ‎все ‎известные‏ ‎социальные ‎порядки.‏ ‎

Сходная‏ ‎ситуация, ‎возможно, ‎ещё‏ ‎сохраняется ‎в‏ ‎США, ‎но ‎там ‎унификация‏ ‎в‏ ‎последние ‎30-40‏ ‎лет ‎свое‏ ‎дело ‎делает ‎и ‎идейное ‎разнообразие‏ ‎стало‏ ‎поменьше

Учитывая ‎склонность‏ ‎власти ‎к‏ ‎синтезу ‎и ‎сочетанию ‎несочетаемого, ‎а‏ ‎населения‏ ‎к‏ ‎импровизации, ‎перспективы‏ ‎открываются ‎колоссальные.‏ ‎Повторюсь, ‎достать‏ ‎из‏ ‎загашника ‎можно‏ ‎что ‎угодно. ‎Другое ‎дело, ‎что‏ ‎иногда ‎не‏ ‎получается‏ ‎быстро ‎убрать ‎обратно,‏ ‎как ‎в‏ ‎Смутное ‎время ‎и ‎в‏ ‎Русскую‏ ‎революцию, ‎но‏ ‎что ‎поделать‏ ‎- ‎везде ‎свои ‎риски. ‎

Кстати‏ ‎о‏ ‎русской ‎революции.‏ ‎Мы ‎не‏ ‎раз ‎отмечали, ‎что ‎некоторые ‎её‏ ‎идеи,‏ ‎рожденные‏ ‎в ‎1920-е‏ ‎годы, ‎благополучно‏ ‎проникли ‎на‏ ‎Запад‏ ‎в ‎1930-е‏ ‎а ‎в ‎1960-е ‎уже ‎в‏ ‎троцкистском ‎изводе‏ ‎легли‏ ‎в ‎основу ‎современной‏ ‎"актуальной ‎повестки".‏ ‎Западный ‎мейнстрим ‎вроде ‎бы‏ ‎вычистил‏ ‎отовсюду ‎социальную‏ ‎теорию, ‎но‏ ‎это ‎мало ‎помогло, ‎потому ‎что‏ ‎разрушительное‏ ‎действие ‎на‏ ‎социальные ‎порядки‏ ‎"актуальная ‎повестка" ‎оказывает ‎сегодня ‎ничуть‏ ‎не‏ ‎меньшее,‏ ‎чем ‎ортодоксальный‏ ‎марксизм ‎в‏ ‎начале ‎ХХ‏ ‎века.‏ ‎

Если ‎в‏ ‎преобразовании ‎мира:

  • западный ‎метод ‎состоит ‎в‏ ‎создании ‎логичной‏ ‎(по‏ ‎крайней ‎мере ‎внешне)‏ ‎идеологической ‎конструкции,‏ ‎которую ‎общество ‎должно ‎принять‏ ‎и‏ ‎тем ‎самым‏ ‎определить ‎свою‏ ‎судьбу, ‎
  • а ‎восточный ‎метод ‎состоит‏ ‎в‏ ‎"управлении ‎отклонениями"‏ ‎от ‎линии,‏ ‎которая ‎признана ‎максимально ‎рациональной, ‎

то‏ ‎

  • русский‏ ‎метод‏ ‎- ‎это‏ ‎бросить ‎пачку‏ ‎дрожжей ‎в‏ ‎унитаз‏ ‎(иной ‎раз‏ ‎из ‎хулиганских ‎побуждений, ‎иной ‎раз‏ ‎в ‎ответ‏ ‎на‏ ‎какие-то ‎недружественные ‎действия‏ ‎соседей) ‎и‏ ‎с ‎интересам ‎наблюдать ‎что‏ ‎из‏ ‎этого ‎выйдет.‏ ‎

В ‎этом‏ ‎смысле ‎напрашивается ‎два ‎основных ‎вывода:

  1. У‏ ‎России‏ ‎действительно ‎не‏ ‎судьба, ‎а‏ ‎"судьбы", ‎потому ‎что ‎будущее ‎принципиально‏ ‎не‏ ‎определяемо‏ ‎и ‎куда‏ ‎кривая ‎вывезет‏ ‎никто ‎даже‏ ‎не‏ ‎пытается ‎понять.‏ ‎Глобально, ‎как ‎мы ‎выяснили, ‎социализму‏ ‎и ‎коммунизму‏ ‎альтернативы‏ ‎нет, но ‎то ‎когда‏ ‎еще ‎будет‏ ‎и ‎в ‎каком ‎виде‏ ‎мы‏ ‎туда ‎приедем‏ ‎- ‎вопрос‏ ‎отдельный. ‎По ‎дороге ‎может ‎потеряться‏ ‎и‏ ‎этнос ‎и‏ ‎логос, ‎и‏ ‎что ‎угодно. ‎
  2. В ‎ближайшее ‎время‏ ‎(то‏ ‎есть‏ ‎стадию ‎"кризиса"‏ ‎глобального ‎социально-экономического‏ ‎цикла), ‎как‏ ‎ни‏ ‎странно, ‎такая‏ ‎концепция ‎будет ‎наиболее ‎выигрышной. ‎Это‏ ‎касается ‎как‏ ‎содержания‏ ‎(хаос ‎- ‎это‏ ‎надолго ‎и‏ ‎мы ‎в ‎нем ‎существует‏ ‎как‏ ‎рыба ‎в‏ ‎воде), ‎так‏ ‎и трансдисциплинарного ‎аспекта развития ‎общества: ‎Россия ‎в‏ ‎кой-то‏ ‎веку ‎"крутится"‏ ‎в ‎унисон‏ ‎с ‎общим ‎ходом ‎истории. ‎

Соответственно,‏ ‎никакой‏ ‎"либертарианской‏ ‎революции" ‎ни‏ ‎ожидать ‎ни‏ ‎бояться ‎точно‏ ‎не‏ ‎надо: ‎это‏ ‎будет ‎обычный ‎хаос ‎и ‎бардак,‏ ‎Смутное ‎время‏ ‎в‏ ‎масштабах ‎всей ‎планеты.‏ ‎

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Деглобализация и трехсекторная модель

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 9+ мин
logo Angry Bonds неформат

Апология и критика клиодинамики

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

О культурном процессе и "культурных революциях"

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Критика "геостратегии" Школьникова: почему корпоративная стратегия решительно не годится для адекватного описания развития общества.

Наткнувшись ‎наконец‏ ‎на ‎системное ‎изложение ‎идей ‎Андрея‏ ‎Школьникова, понял ‎что‏ ‎меня‏ ‎в ‎них ‎смущало.‏ ‎И ‎заодно‏ ‎в ‎"геостратегии" ‎как ‎явления.‏ ‎

Если‏ ‎коротко ‎-‏ ‎Школьников ‎разработал‏ ‎нормальную ‎корпоративную ‎стратегию ‎для ‎основных‏ ‎государств/регионов.‏ ‎Но ‎проблема‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎общество ‎- ‎не ‎есть‏ ‎корпорация,‏ ‎и‏ ‎даже ‎не‏ ‎сумма ‎корпораций.‏ ‎Это ‎как‏ ‎мне‏ ‎кажется, ‎серьезно‏ ‎влияет ‎на ‎результаты ‎прогнозирования/моделирования, ‎естественно,‏ ‎не ‎в‏ ‎лучшую‏ ‎сторону. ‎

Тут ‎есть‏ ‎два ‎важных‏ ‎нюанса, ‎которые ‎надо ‎иметь‏ ‎в‏ ‎виду. ‎

Первое. Общество‏ ‎для ‎корпорации‏ ‎является ‎базисом, ‎на ‎котором ‎корпорация‏ ‎зарождается,‏ ‎живет, ‎развивается‏ ‎и ‎умирает,‏ ‎как ‎и ‎любой ‎другой ‎коллектив‏ ‎(см. трансдисциплинарный‏ ‎принцип‏ ‎базиса).

Общество ‎и‏ ‎корпорация ‎соотносятся‏ ‎как ‎рыба‏ ‎и‏ ‎водоем. ‎Рыба‏ ‎живет ‎в ‎водоеме ‎и ‎влияет‏ ‎на ‎его‏ ‎биосферу‏ ‎безусловно, ‎но ‎первична‏ ‎все ‎же‏ ‎вода. ‎Если ‎воды ‎нет‏ ‎или‏ ‎температура ‎изменилась‏ ‎то ‎состав‏ ‎рыб ‎тоже ‎очень ‎быстро ‎и‏ ‎чаще‏ ‎всего ‎драматично‏ ‎поменяется. ‎При‏ ‎этом ‎рыба ‎сама ‎не ‎может‏ ‎нагреть‏ ‎или‏ ‎остудить ‎воду‏ ‎на ‎2-3‏ ‎градуса, ‎например.‏ ‎То‏ ‎же ‎и‏ ‎с ‎корпорациями, ‎государствами ‎и ‎прочим‏ ‎и ‎коллективами‏ ‎-‏ ‎общество ‎для ‎них‏ ‎базис, ‎который‏ ‎задает ‎границы ‎и ‎внешние‏ ‎условия‏ ‎действия ‎для‏ ‎корпораций. ‎
Хотя‏ ‎корпорация ‎в ‎ряде ‎случаев, ‎если‏ ‎она‏ ‎оформлена ‎в‏ ‎виде ‎государства‏ ‎или ‎какой ‎нибудь ‎оосбо ‎могущественной‏ ‎надгосударственной‏ ‎мировой‏ ‎закулисы, ‎может‏ ‎всерьез ‎считать‏ ‎что ‎она‏ ‎и‏ ‎есть ‎общество,‏ ‎но ‎вообще-то ‎это ‎сродни ‎знаменитому‏ ‎"Государство ‎-‏ ‎это‏ ‎я" ‎- ‎скорее‏ ‎бахвальство, ‎чем‏ ‎отражение ‎реальности. ‎

Результаты ‎деятельности‏ ‎корпораций‏ ‎(политических, ‎экономических‏ ‎и ‎любых‏ ‎других ‎институтов), ‎безусловно ‎влияют ‎на‏ ‎общество,‏ ‎но ‎они‏ ‎скорее ‎выступают‏ ‎катализаторами ‎изменений: ‎ускоряют ‎или ‎замедляют‏ ‎движение,‏ ‎определяют‏ ‎его ‎своеобразие,‏ ‎но ‎не‏ ‎могут ‎поменять‏ ‎суть.‏ ‎Проще ‎говоря‏ ‎- ‎если ‎общество ‎в ‎своем‏ ‎развитии ‎объективно‏ ‎пошло‏ ‎на ‎глобализацию, ‎то‏ ‎его ‎ничто‏ ‎не ‎остановит, ‎хотя ‎в‏ ‎ряде‏ ‎случаем ‎может‏ ‎затормозить. ‎И‏ ‎наоборот ‎- ‎если ‎от ‎глобализации‏ ‎свершился‏ ‎поворот ‎к‏ ‎деглобализации, ‎то‏ ‎можно ‎только ‎смягчить ‎или ‎наоборот‏ ‎усилить‏ ‎последствия‏ ‎данного ‎процесса,‏ ‎но ‎не‏ ‎изменить ‎его.‏ ‎У‏ ‎Школьникова ‎же‏ ‎понимание ‎другое ‎(скриншот ‎из ‎видео‏ ‎прилагается ‎-‏ ‎в‏ ‎видео ‎см. ‎с‏ ‎16:03): ‎

Из‏ ‎формулировок ‎очевидно, ‎что ‎он‏ ‎полагает‏ ‎глобализацию ‎полностью‏ ‎управляемым ‎процессом,‏ ‎который ‎по ‎идее ‎можно ‎было‏ ‎провести‏ ‎более ‎эффективно,‏ ‎если ‎бы‏ ‎менеджмент ‎был ‎на ‎высоте. ‎Но‏ ‎исходя‏ ‎из‏ ‎принципа ‎базиса‏ ‎этого ‎сделать‏ ‎нельзя: ‎если‏ ‎в‏ ‎сложной ‎системе‏ ‎меняется ‎иерархический ‎старший ‎уровень, ‎то‏ ‎исправить ‎ошибки‏ ‎с‏ ‎младшего ‎уровня ‎невозможно.‏ ‎Соответственно, ‎и‏ ‎проблема ‎с ‎неопределенностью ‎"куда‏ ‎покатится‏ ‎колесо ‎истории"‏ ‎изложенная ‎в‏ ‎скриншоте ‎при ‎введении ‎иерархии ‎понятий‏ ‎"корпорация"‏ ‎и ‎"общество"‏ ‎тоже ‎снимается‏ ‎- ‎колесо ‎истории ‎покатится ‎туда,‏ ‎куда‏ ‎ведет‏ ‎логика ‎развития‏ ‎общества ‎(‏ ‎т.е. ‎в‏ ‎русле‏ ‎глобального ‎социально-экономического‏ ‎цикла), а ‎в ‎какой ‎форме ‎это‏ ‎содержание ‎воплотится‏ ‎-‏ ‎да ‎собственно ‎в‏ ‎любой ‎доступной‏ ‎- ‎тут ‎могут ‎иметь‏ ‎место‏ ‎самые ‎причудливые‏ ‎сочетания. ‎

Кстати‏ ‎говоря, ‎выводы ‎в ‎слайде ‎интуитивно‏ ‎сделаны‏ ‎верные, ‎но‏ ‎без ‎структурирования‏ ‎в ‎рамках ‎глобального ‎социально-экономического ‎цикла‏ ‎эта‏ ‎мысль‏ ‎должного ‎развития‏ ‎не ‎получает.‏ ‎

Второе. ‎Мы‏ ‎уже‏ ‎неоднократно ‎говорили‏ ‎о ‎том, ‎что ‎основным ‎содержанием‏ ‎развития ‎общества‏ ‎на‏ ‎стадиях ‎"Кризиса" ‎и‏ ‎"Реорганизации" ‎становится‏ ‎переформулирование ‎принципов ‎и ‎целевых‏ ‎установок.‏ ‎Индустриальное ‎развитие‏ ‎на ‎базе‏ ‎идей ‎капитализма ‎(т.е. ‎"голой" ‎выгоды‏ ‎и‏ ‎узко ‎понимаемой‏ ‎рациональности) ‎себя‏ ‎исчерпало ‎и ‎настало ‎время ‎поиска‏ ‎новых‏ ‎смыслов:‏ ‎условно ‎идей‏ ‎"нового ‎социализма", но‏ ‎возможно ‎к‏ ‎2060-2070-м‏ ‎годам ‎будет‏ ‎что-то ‎ещё. ‎А ‎это ‎неизбежно‏ ‎приведет ‎к‏ ‎смене‏ ‎ценностных ‎ориентиров ‎и‏ ‎целей ‎корпораций.‏ ‎А ‎следом ‎и ‎методов‏ ‎их‏ ‎достижения. ‎

Но‏ ‎прогноз ‎Школьникова‏ ‎до ‎2090 ‎года ‎строится ‎на‏ ‎неизменности‏ ‎целей, ‎хотя‏ ‎он ‎признает‏ ‎проблему ‎трансформации ‎"психоисторических ‎смыслов", ‎но‏ ‎как‏ ‎я‏ ‎понял ‎это‏ ‎воспринимается ‎как‏ ‎один ‎из‏ ‎аспектов,‏ ‎не ‎более‏ ‎того. ‎

Соответственно, ‎перед ‎нами ‎не‏ ‎взгляд ‎на‏ ‎мир‏ ‎целиком, ‎а ‎скорее‏ ‎обзор ‎битвы‏ ‎корпораций, ‎построенный ‎на ‎предпосылке‏ ‎о‏ ‎неизменности ‎базовых‏ ‎принципов ‎их‏ ‎организации. ‎

Ну ‎и ‎вызывает ‎некоторые‏ ‎опасения‏ ‎апелляция ‎к‏ ‎технологическим ‎укладам.‏ ‎Мы ‎касались ‎данной ‎проблемы, ‎обсуждая‏ ‎изъяны‏ ‎теорий‏ ‎возникновения ‎капитализма: основная‏ ‎проблема ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎начало‏ ‎и ‎конец‏ ‎того ‎или ‎иного ‎технологического ‎уклада‏ ‎определяется ‎довольно‏ ‎произвольно‏ ‎и ‎нечетко, ‎а‏ ‎потому ‎надежной‏ ‎метрикой ‎это ‎служить ‎не‏ ‎может.‏ ‎То ‎есть‏ ‎на ‎бумаге‏ ‎все ‎гладко, ‎но ‎по ‎факту‏ ‎точно‏ ‎сказать, ‎где‏ ‎и ‎когда‏ ‎начинается ‎один ‎технологический ‎уклад ‎и‏ ‎заканчивается‏ ‎другой‏ ‎очень ‎трудно.‏ ‎

В ‎общем‏ ‎перед ‎нами‏ ‎стратегия‏ ‎корпораций, ‎но‏ ‎не ‎стратегия ‎общества. ‎

Не ‎говоря‏ ‎уже ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎сам ‎термин‏ ‎"геостратегия" ‎странный.‏ ‎Впрочем, ‎не ‎будем ‎придираться‏ ‎по‏ ‎мелочам. ‎


Читать: 5+ мин
logo Angry Bonds неформат

Особенность стадии "кризиса" глобального цикла в свете трансдисциплинарной методологии.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Идеи и социум. ч.4. Узкие места современной футурологии или как правильно трактовать "образа будущего" и "геостратегии".

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

Скорректированная полициклическая модель

Пост ‎отчасти‏ ‎технический, ‎но ‎необходимый, ‎потому ‎что‏ ‎ссылаться ‎на‏ ‎него‏ ‎будем ‎часто ‎.‏ ‎Да ‎и‏ ‎читатели ‎просят ‎чтобы ‎все‏ ‎датировки‏ ‎были ‎в‏ ‎одном ‎месте.‏ ‎

(полностью ‎материал ‎с ‎обоснованиями ‎и‏ ‎деталями‏ ‎можно ‎посмотреть‏ ‎здесь, или ‎на‏ ‎Академии)

Итак, ‎полициклическая ‎модель ‎в ‎целом‏ ‎выглядит‏ ‎так:

Она‏ ‎включает ‎три‏ ‎типа ‎циклов:

  1. "Старший"‏ ‎или ‎глобальный‏ ‎социально-экономический‏ ‎цикл ‎длительностью‏ ‎от ‎1400 ‎до ‎1800 ‎лет.‏ ‎Он ‎содержит‏ ‎8‏ ‎стадий ‎разной ‎деятельности.‏ ‎Мы ‎сейчас‏ ‎находится ‎на ‎5-ой ‎стадии‏ ‎"Кризиса",‏ ‎которая ‎продлится‏ ‎скорее ‎всего‏ ‎до ‎2060-2070-х ‎годов, ‎а ‎сам‏ ‎цикл‏ ‎закончится ‎в‏ ‎районе ‎2220-2230‏ ‎годов. ‎
  2. "Средний" ‎или ‎социально-политический ‎цикл.‏ ‎Он‏ ‎имеет‏ ‎длительность ‎280-300‏ ‎лет, ‎но‏ ‎может ‎серьезно‏ ‎отклоняться‏ ‎под ‎влиянием‏ ‎тех ‎или ‎иных ‎социально-политических ‎событий.‏ ‎5-ый ‎"средний"‏ ‎цикл‏ ‎завершился ‎с ‎кризисом‏ ‎2007/2008 ‎годов‏ ‎и ‎теперь ‎мы ‎вошли‏ ‎в‏ ‎6-ой ‎цикл,‏ ‎который ‎вполне‏ ‎возможно ‎продлится ‎до ‎рубежа ‎2300-2350-х‏ ‎годов
  3. "Малый"‏ ‎или ‎собственно‏ ‎экономический ‎цикл,‏ ‎нормативной ‎длительностью ‎56 ‎лет, ‎который‏ ‎по‏ ‎иронии‏ ‎называется ‎"длинная‏ ‎волна" ‎или‏ ‎"Кондратьевская ‎волна".‏ ‎Она‏ ‎наблюдается ‎с‏ ‎начала ‎индустриализации, ‎то ‎есть ‎старта‏ ‎стадии ‎"Подъема"‏ ‎и‏ ‎к ‎настоящему ‎моменту‏ ‎мы ‎прошли‏ ‎4 ‎полных ‎волны ‎и‏ ‎находимся‏ ‎в ‎пятой,‏ ‎которая ‎стартовала‏ ‎также ‎с ‎кризиса ‎2007/2008 ‎годов.*‏ ‎
  4. Синхронизация‏ ‎всех ‎трёх‏ ‎волн ‎ожидается‏ ‎не ‎ранее ‎2640-2660-х ‎годов ‎-‏ ‎в‏ ‎этот‏ ‎период ‎общественное‏ ‎производство ‎станет‏ ‎настолько ‎эффективным,‏ ‎что‏ ‎возникнут ‎предпосылки‏ ‎к ‎отмиранию ‎товарно-денежных ‎отношений. ‎Но‏ ‎это ‎конечно,‏ ‎если‏ ‎по ‎дороге ‎мы‏ ‎не ‎нарвемся‏ ‎на ‎ядерную ‎войну ‎или‏ ‎какой‏ ‎нибудь ‎еще‏ ‎всемирный ‎катаклизм,‏ ‎который ‎отбросит ‎нас ‎в ‎первобытное‏ ‎состояние.‏ ‎

Ниже ‎приведены‏ ‎некоторые ‎основные‏ ‎расшифровки, ‎которые ‎необходимы ‎чтобы ‎понять‏ ‎специфику‏ ‎полициклической‏ ‎волны. ‎

Начнем‏ ‎с ‎датировки‏ ‎отдельных ‎стадий‏ ‎фазы‏ ‎рост ‎глобального‏ ‎социально-экономического ‎цикла ‎для ‎отдельных ‎стран‏ ‎(индустриальное ‎развитие‏ ‎там‏ ‎шло ‎не ‎синхронно,‏ ‎поэтому ‎даты‏ ‎серьезно ‎"пляшут"). ‎источник ‎все‏ ‎тот‏ ‎же ‎-‏ ‎ссылки ‎наверху

Теперь‏ ‎по ‎средним ‎циклам ‎и ‎их‏ ‎связи‏ ‎с ‎глобальным‏ ‎циклом. ‎Таблица‏ ‎более ‎масштабная

Теперь ‎по ‎Кондратьевским ‎волнам.‏ ‎Там‏ ‎еть‏ ‎некая ‎сложность,‏ ‎связанная ‎с‏ ‎тем, ‎что‏ ‎первые‏ ‎две ‎волны‏ ‎сильно ‎отклонялись ‎от ‎нормативного ‎срока‏ ‎в ‎56‏ ‎лет,‏ ‎но ‎в ‎целом‏ ‎на ‎горизонте‏ ‎225 ‎лет ‎расхождение ‎составило‏ ‎всего‏ ‎1 ‎год.‏ ‎

Ну ‎и‏ ‎наконец ‎увязка ‎стадий ‎глобального ‎цикла‏ ‎с‏ ‎Кондратьевскими ‎волнами‏ ‎в ‎разрезе‏ ‎отдельных ‎стран.


----------------------------------

*- Приведенная ‎датировка ‎Кондратьевских ‎волн‏ ‎может‏ ‎отличается‏ ‎от ‎мнения‏ ‎коллег. ‎В‏ ‎литературе ‎можно‏ ‎встретить‏ ‎и ‎другие‏ ‎подходы, ‎где ‎указано ‎к ‎настоящему‏ ‎моменту ‎5‏ ‎и‏ ‎даже ‎6 ‎полных‏ ‎волн. ‎

Читать: 6+ мин
logo Angry Bonds неформат

Спасти "теорию пассионарности", или что на самом деле открыл Лев Гумилев

Кто ‎о‏ ‎чем, ‎а ‎вшивый ‎про ‎баню‏ ‎... ‎пардон,‏ ‎я‏ ‎хотел ‎сказать ‎про‏ ‎"теорию ‎пассионарности".‏ ‎Она ‎мне ‎определенно ‎не‏ ‎даёт‏ ‎покоя, ‎покорнейше‏ ‎прошу ‎простить.‏ ‎

При ‎всем ‎том, ‎что ‎она‏ ‎абсолютно‏ ‎не ‎принята‏ ‎наукой ‎(и‏ ‎надо ‎сказать, ‎вполне ‎по ‎делу),‏ ‎в‏ ‎общественном‏ ‎сознании ‎вполне‏ ‎укоренилась ‎и‏ ‎стала ‎частью‏ ‎культуры.‏ ‎Не ‎случайно,‏ ‎например, ‎хулиган ‎и ‎пересмешник ‎Михаил‏ ‎Елизаров ‎написал‏ ‎песню про‏ ‎пассионарный ‎толчок: ни ‎про‏ ‎Броделя ‎ни‏ ‎про ‎Тойнби, ‎ни ‎про,‏ ‎прости‏ ‎господи, ‎Фукуяму,‏ ‎а ‎именно‏ ‎про ‎Гумилева. ‎

Что ‎не ‎так‏ ‎в‏ ‎"теории ‎пассионарности"?‏ ‎Почти ‎все:‏ ‎начиная ‎с ‎того, ‎что ‎само‏ ‎понятие‏ ‎"пассионарность"‏ ‎не ‎измеряется‏ ‎и ‎не‏ ‎наблюдается ‎средствами‏ ‎объективного‏ ‎контроля ‎(что‏ ‎такое ‎"биологическая ‎энергия" ‎и ‎как‏ ‎её ‎измерять‏ ‎автор‏ ‎не ‎указал), ‎и‏ ‎заканчивая ‎тем‏ ‎фактом, ‎что ‎применяя ‎для‏ ‎описания‏ ‎исторических ‎процессов‏ ‎теорию ‎"этногенеза"‏ ‎Гумилев ‎по ‎факту ‎описывает ‎вовсе‏ ‎не‏ ‎этнические ‎процессы.‏ ‎Вот ‎как‏ ‎например ‎описана ‎с ‎точки ‎зрения‏ ‎теории‏ ‎пассионарности‏ ‎история ‎Римской‏ ‎Республики ‎а‏ ‎затем ‎и‏ ‎империи.‏ ‎

Оставим ‎в‏ ‎стороне ‎даже ‎то, ‎что ‎тут‏ ‎нет ‎оси‏ ‎Y‏ ‎(у ‎нас ‎тоже‏ ‎такой ‎казус‏ ‎случается) ‎и ‎даже ‎то,‏ ‎что‏ ‎моментом ‎пассионарного‏ ‎толчка ‎признана‏ ‎мифическая ‎дата ‎основания ‎Рима ‎(этрусский‏ ‎период‏ ‎почему ‎то‏ ‎выпал ‎напрочь).‏ ‎Проблема ‎в ‎однородности ‎наблюдаемого ‎явления‏ ‎-‏ ‎вплоть‏ ‎до ‎400‏ ‎года ‎д‏ ‎н.э. ‎где‏ ‎вроде‏ ‎бы ‎имеет‏ ‎место ‎пик ‎пассионарности, ‎Рим ‎-‏ ‎это ‎весьма‏ ‎небольшое‏ ‎государство, ‎которое ‎увеличивается‏ ‎кратно ‎к‏ ‎264 ‎году ‎до.н.э. ‎включая‏ ‎в‏ ‎себя ‎с‏ ‎десяток ‎италийских‏ ‎народов, ‎а ‎к ‎моменту ‎начала‏ ‎гражданских‏ ‎войн ‎(88‏ ‎г. ‎до‏ ‎н.э) ‎численность ‎социума ‎вырастает ‎еще‏ ‎если‏ ‎не‏ ‎в ‎10,‏ ‎то ‎как‏ ‎минимум ‎в‏ ‎7-8‏ ‎раз. ‎То‏ ‎есть ‎этнически ‎это ‎уже ‎совершенно‏ ‎иное ‎образование‏ ‎и‏ ‎отождествлять ‎его ‎с‏ ‎исходным ‎Римом‏ ‎просто ‎бессмысленно. ‎При ‎этом,‏ ‎имея‏ ‎в ‎виду‏ ‎особенности ‎формирования‏ ‎римской ‎элиты ‎и ‎в ‎частности‏ ‎практики‏ ‎усыновления ‎вполне‏ ‎взрослых ‎и‏ ‎кровно ‎никак ‎не ‎связанных ‎между‏ ‎собой‏ ‎людей,‏ ‎можно ‎с‏ ‎уверенностью ‎утверждать,‏ ‎что ‎уже‏ ‎никакого‏ ‎этнического ‎компонента‏ ‎к ‎началу ‎гражданских ‎войн, ‎а‏ ‎тем ‎более‏ ‎ко‏ ‎временам ‎Августа ‎в‏ ‎Риме ‎уже‏ ‎проследить ‎невозможно. ‎Все ‎этническое‏ ‎благополучно‏ ‎растворилось, ‎осталось‏ ‎только ‎социальное‏ ‎и ‎культурное. ‎То ‎есть, ‎"этногенез"‏ ‎это‏ ‎явная ‎химера.‏ ‎

Но ‎есть‏ ‎и ‎обратная ‎сторона, ‎которая ‎заключается‏ ‎в‏ ‎том,‏ ‎что ‎все‏ ‎описания ‎социального‏ ‎поведения ‎данного‏ ‎Гумилевым‏ ‎хорошо ‎узнаваемы‏ ‎и ‎наблюдаемы ‎и ‎в ‎быту‏ ‎и ‎на‏ ‎историческом‏ ‎материале. ‎Собственно ‎говоря,‏ ‎эта ‎достоверность‏ ‎и ‎подкупает ‎и ‎заставляет‏ ‎его‏ ‎последователь ‎закрывать‏ ‎глаза ‎на‏ ‎очевидные ‎косяки, ‎логические ‎несоответствия ‎и‏ ‎даже‏ ‎откровенные ‎подтасовки,‏ ‎встречающиеся ‎в‏ ‎его ‎книгах. ‎И ‎её ‎нельзя‏ ‎сбрасывать‏ ‎со‏ ‎счетов. ‎

Ситуация‏ ‎мне ‎лично‏ ‎видится ‎следующим‏ ‎образом:‏ ‎Лев ‎Гумилев‏ ‎интуитивно ‎верно ‎уловил ‎закономерности, неплохо ‎описал‏ ‎феномен, ‎но‏ ‎сделал‏ ‎неправильные ‎выводы, ‎к‏ ‎тому ‎же‏ ‎вольно ‎обращался ‎с ‎фактами‏ ‎при‏ ‎доказательстве ‎своих‏ ‎построений ‎и‏ ‎потому ‎в ‎целом ‎получилось ‎не‏ ‎пойми‏ ‎что. ‎

Попробуем‏ ‎это ‎исправить.‏ ‎

Первое, ‎что ‎надо ‎зафиксировать ‎-‏ ‎феномен‏ ‎"пассионарности"‏ ‎и ‎"цикла‏ ‎этногенеза" ‎действительно‏ ‎существует, ‎но‏ ‎он‏ ‎носит ‎не‏ ‎этнический, ‎а ‎социальный ‎характер. ‎Вообще‏ ‎нет ‎необходимости‏ ‎умножать‏ ‎сущности ‎в ‎данном‏ ‎вопросе, ‎потому‏ ‎что:

"Пассионарное" ‎поведение ‎- ‎есть‏ ‎не‏ ‎что ‎иное‏ ‎как ‎поведение‏ ‎индивида/коллектива ‎по ‎преодолению ‎социальных ‎границ‏ ‎и‏ ‎барьеров. ‎Про‏ ‎виды ‎ограничений‏ ‎и ‎методы ‎их ‎преодоления ‎подробнее‏ ‎см.‏ ‎по‏ ‎ссылке. Оно, ‎возможно,‏ ‎внешне ‎выглядит‏ ‎нерациональным ‎и‏ ‎необъяснимым‏ ‎ввиду ‎того,‏ ‎что ‎наблюдатель ‎находится ‎в ‎иной‏ ‎позиции ‎на‏ ‎матрице‏ ‎социальных ‎порядков, ‎нежели‏ ‎"пассионарий". ‎Но‏ ‎если ‎ввести ‎в ‎исторический‏ ‎анализ‏ ‎той ‎или‏ ‎иной ‎ситуации‏ ‎все ‎имевшиеся ‎ограничения, ‎то ‎выяснится‏ ‎что‏ ‎80% ‎"пассионариев"‏ ‎после ‎преодоления‏ ‎мешающих ‎им ‎социальных ‎барьеров ‎становятся‏ ‎вполне‏ ‎себе‏ ‎респектабельными ‎членами‏ ‎общества ‎и‏ ‎даже ‎охранителями‏ ‎(пример‏ ‎- ‎"старые‏ ‎большевики" ‎сносившие ‎царский ‎режим ‎в‏ ‎1920-1930 ‎годы,‏ ‎или‏ ‎же ‎"сталинские ‎соколы",‏ ‎репрессировавшие ‎"старых‏ ‎большевиков" ‎к ‎1950-1960-м ‎годам).‏ ‎

То,‏ ‎что ‎изображено‏ ‎на ‎рис.1.‏ ‎(динамика ‎"уровня ‎пассионарности" ‎неизвестно ‎в‏ ‎чем‏ ‎измеряемого) ‎на‏ ‎самом ‎деле‏ ‎есть ‎отражение ‎этапов ‎глобального ‎социально-экономического‏ ‎цикла,‏ ‎только‏ ‎с ‎фазовым‏ ‎смещением. ‎Что‏ ‎тоже ‎довольно‏ ‎понятно,‏ ‎если ‎сопоставить‏ ‎выделенные ‎Гумилевым ‎стадии ‎"этногенеза" ‎и‏ ‎нашей ‎периодизацией‏ ‎глобального‏ ‎социально-экономического ‎цикла. ‎

Ниде‏ ‎в ‎табличке‏ ‎приведено ‎сравнение.

Если ‎мы ‎теперь‏ ‎совместим‏ ‎рис.1 ‎и‏ ‎рис. ‎2,‏ ‎то ‎очевидно ‎будет ‎что ‎пик‏ ‎"пассионарности"‏ ‎на ‎ранних‏ ‎стадиях ‎цикла‏ ‎предшествует ‎пику ‎собственно ‎социально-экономического ‎развития.‏ ‎Можно‏ ‎сказать,‏ ‎что ‎борьба‏ ‎с ‎социальными‏ ‎ограничениями ‎понуждает‏ ‎общество‏ ‎вперед, ‎часто‏ ‎через ‎боль ‎и ‎кризисы. ‎Напротив‏ ‎на ‎поздних‏ ‎стадиях‏ ‎цикла ‎это ‎давление‏ ‎ослабевает ‎и‏ ‎система ‎снова ‎приходит ‎в‏ ‎равновесие‏ ‎пусть ‎не‏ ‎сразу. ‎Что‏ ‎тут ‎первично, ‎что ‎вторично, ‎бог‏ ‎его‏ ‎знает, ‎но‏ ‎факт ‎налицо‏ ‎- ‎то, ‎что ‎впервые ‎описал‏ ‎Лев‏ ‎Гумилев‏ ‎под ‎названием‏ ‎"теории ‎этногенеза"‏ ‎является ‎типичной‏ ‎качественной‏ ‎моделью ‎реализации‏ ‎социальных ‎процессов. ‎

Отдельно ‎надо ‎заметить‏ ‎по ‎поводу‏ ‎сроков‏ ‎и ‎датировок. ‎Я‏ ‎уже ‎давно‏ ‎копаюсь ‎в ‎теме ‎социально-экономических‏ ‎циклов‏ ‎и ‎потому‏ ‎могу ‎констатировать,‏ ‎что ‎датировка ‎у ‎Льва ‎Гумилева,‏ ‎мягко‏ ‎говоря, ‎не‏ ‎слишком ‎точна.‏ ‎Подробнее ‎см. ‎по ‎ссылке: разброс ‎сроков‏ ‎по‏ ‎каждой‏ ‎стадии ‎будет‏ ‎очень ‎велик,‏ ‎поэтому ‎даже‏ ‎средний‏ ‎или ‎типичный‏ ‎срок ‎установить ‎проблематично. ‎

Но ‎если‏ ‎перестать ‎ругать‏ ‎Льва‏ ‎Николаевича ‎(который ‎тем‏ ‎более ‎ответить‏ ‎уже ‎не ‎может), ‎а‏ ‎сосредоточиться‏ ‎на ‎позитиве,‏ ‎то ‎следует‏ ‎сказать ‎вот ‎что:

  1. "Теория ‎этногенеза" ‎будучи‏ ‎уточненной‏ ‎и ‎дополненной‏ ‎может ‎служить‏ ‎отличным ‎лекалом ‎для ‎описания ‎социальных‏ ‎процессов‏ ‎-‏ ‎политических, ‎научных,‏ ‎культурных и ‎т.д.‏ ‎Ибо ‎механизм‏ ‎толчка‏ ‎и ‎затухания‏ ‎(pump ‎& ‎dump) ‎есть ‎проявления‏ ‎общего ‎волнового‏ ‎характера‏ ‎динамических ‎процессов. ‎
  2. Из-за‏ ‎того, ‎что‏ ‎количественного ‎измерения ‎например ‎"политической‏ ‎активности"‏ ‎или ‎"культурного‏ ‎уровня"или ‎иных‏ ‎социальных ‎феноменов ‎найти ‎до ‎сих‏ ‎пор‏ ‎не ‎получилось,‏ ‎именно ‎8-тактный‏ ‎цикл ‎Гумилева ‎может ‎служить ‎тем‏ ‎образцом,‏ ‎на‏ ‎основе ‎которого‏ ‎возможно ‎структурированное‏ ‎описание ‎подобных‏ ‎процессов‏ ‎и ‎явлений.‏ ‎Мы ‎кстати ‎этим ‎попробуем ‎заняться‏ ‎в ‎следующих‏ ‎постах.‏ ‎
Читать: 4+ мин
logo Angry Bonds неформат

В чем ошибался мистер Энджелл или феномен "социального безумия".

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

76 подписчиков

Метки

социальные порядки 48 глобальный цикл 30 трансдисциплинарность 27 идеология 15 кризис 14 культура 13 христианство 13 ссср 12 социализм 10 марксизм 9 римская империя 9 факторы производства 9 философия 9 Европа 8 империя 7 история 7 римские аналогии 7 новый человек 6 Социология 6 сша 6 капитализм 5 политэкономия 5 теория познания 5 элитоведение 5 глобализация 4 идеализм 4 история России 4 Османская империя 4 символический капитал 4 фазовый переход 4 арабский халифат 3 Бродель 3 воспроизводственный сектор 3 демократия 3 Инфраструктура 3 китай 3 коллективы 3 либерализм 3 монгольская империя 3 образ будущего 3 Экономическое чудо 3 элиты 3 авторитаризм 2 архетипы 2 Ахемениды 2 базис 2 Булгаков 2 Византия 2 германия 2 государство 2 гражданские войны 2 Древний рим 2 инклюзивность 2 инфляция 2 ислам 2 иудаизм 2 Иудейские войны 2 классовая борьба 2 клиодинамика 2 коммунизм 2 Константин Великий 2 Лев Гумилев 2 литература 2 магическое сознание 2 маркс 2 надстройка 2 образование 2 олигархия 2 Первая Мировая война 2 переслегин 2 политика 2 принципат 2 римское наследие 2 россия 2 РФ 2 социальная революция 2 структурная матрица 2 трансгуманизм 2 турция 2 украина 2 управляемый хаос 2 Франция 2 хозяйственные порядки 2 Школьников 2 Angry Bonds 1 Pump & Dump 1 алхимия 1 англия 1 Арриги 1 астрология 1 библия 1 Брежнев 1 бренд 1 Британская империя 1 Валлерстайн 1 Великая Французская революция 1 возрождение 1 Габриэль Д'Аннунцио 1 ГДР 1 гностицизм 1 Грузия 1 грюндерство 1 ГУЛАГ 1 децибелократия 1 Древний Египет 1 Древняя Греция 1 Дугин 1 еврейский вопрос 1 ЕС 1 Золотая Орда 1 Израиль 1 инновации 1 интеллигенция 1 искусственный интеллект 1 искусство 1 коллектив 1 комплиментарность 1 кондратьевские волны 1 корпорации 1 Косыгин 1 мировоззрение 1 модерн 1 молдавия 1 наука 1 нацизм 1 неоплатонизм 1 общественное благо 1 общественный договор 1 объективизм 1 онтология 1 Парфянское царство 1 Пассионарность 1 первая империя 1 петр первый 1 политическая экономия 1 полицикличсекая модель 1 предпринимательство 1 Прибалтика 1 Психология 1 рабовладение 1 Разделение труда 1 ранняя цивилизация 1 ревизионизм 1 религия 1 рецензии 1 Российская Империя 1 сверхдлинный цикл 1 сионизм 1 система власти 1 сланцевая революция 1 Смит 1 социальные границы 1 социум 1 средний класс 1 Стратегия 1 теория этногенеза 1 технологический уклад 1 Турчин 1 фантастика 1 Феодализм 1 ФРГ 1 футурология 1 Хрущев 1 цивилизация 1 циклы 1 шотландия 1 Шпенглер 1 энергопереход 1 Юстиниан 1 япония 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048