«Этичная индустриализация», или как соединить идеи Прогресса и спасения души.
![](../img/gradients/58.jpg)
Социология - структурированная модель. Часть 3. "Умом Россию не понять", но есть один секретный способ.
![](/project/551/post/52427/image/111809/imagesprojects551551zjpsw936g89fjdbg.webp?1710623370910)
Социология - структурированная модель. Часть 1. Общие положения.
![](/project/551/post/51813/image/111350/imagesprojects5515515fjrdh36g7455169.webp?1710541653920)
Постижение империи - 3. Сравнительные жизнеописания Османской и Российской империй
![](../img/gradients/18.jpg)
Внезапное нападение социологов на политическую экономию. Попытка с негодными средствами.
![](/project/551/post/50989/image/105581/imagesprojects551551pbwbvd36eg0e654b.webp?1708546292423)
Многослойность политической системы и структурная матрица
![](/project/551/post/49269/image/102053/imagesprojects5515511u0dhx36d7gj169e.webp?1706742250615)
Социализм, капитализм и индустриальное общество
![](../img/gradients/25.jpg)
Вавилонская башня. ч.2.: некоторые последствия превращения Просвещение в Насыщение
![](../img/gradients/23.jpg)
Ещё раз о гностицизме, коммунизме и закате Европы
Наткнулся на цикл бесед Павла Щелина, посвященных гностицизму и его влиянию на формирование современных европейских идей. Пожалуй, это наиболее стройное популярное изложение генезиса западноевропейской идеологии. Несмотря на очевидно ватиканские "уши" (автор преподает в Вене) и временами прорывающуюся ахинею про Россию (автор - гражданин Украины) материал очень полезный, поскольку даёт достаточно верное представление о философских школах (если вам лень читать самими) и, самое главное, ответ на вопрос о роли и месте Европы в мировом историческом процессе. Ниже привожу ссылки с некоторыми комментариями.
- https://youtu.be/sWaVWCy6Qgg - про изначальный гностицизм 1-3 века н.э. Основная идея: все идеи избранности и прогрессорства растут оттуда.
- https://youtu.be/xHTjbbD-W-U - про Реформацию: 16-17-ый века. "Эксцессы грамотности" крайне похожи на эпоху социальных сетей. Магическая основа, прогрессорство, перемена отношения к бедности. Публичная святость. Раскол между народом и элитами
- https://youtu.be/JCkM9RtL20g - про Томаса Гоббса. Человек с нарушениями психики сформировал идеологию. "Контроль над языком, незнание - сила".
- https://youtu.be/dLikwl7rkYw - феномен Просвещения. Реформация создала такое напряжение, что в 17 веке начался упадок религиозной культуры как таковой. Отчасти потому, что никто решительной победы не одержал. "Ход истории сменился - причем в том направлении, которое привело бы в ужас людей 16 века". Английское просвещение: божественное преображение переосмыслено как перепрограммирование реального мира для совместного по возможности бесконфликтного проживания людей ради благополучия. Французское просвещение: преобразование общества возможно только через революцию и снос устаревших социальных порядков и (если необходимо) людей сопротивляющихся установлению новых порядков.
- https://youtu.be/BFj59yd2294 - национализм и либерализм. Триада "свобода, равенство, братство" - родила в итоге либерализм, марксизм и национализм. Цитата: (25:49) "в принципе любая национальная история, которую писали в 19 веке - это перефразированная история еврейского народа из Ветхого Завета" - мысль интересная, но спорная.
- https://youtu.be/DNEIfgdnEFY - про марксизм. Откровенно слабый фрагмент, потому что из Маркса гностик как из говна пуля, если честно. Гегель - ещё куда ни шло.
- https://youtu.be/TddC2XW1eDs - про позитивизм по Конту, который по мысли автора и стал предтечей современной актуальной повестки (с чем тоже можно было поспорить, хотя Конт то что цитирует Павел конечно же говорил)
- https://youtu.be/upCXWTnZ9dc - современные постмодернисты "массовый человек".
Конечно, перед нами весьма тенденциозный взгляд (что не есть преступление для философа), но основная беда в том, что он несистемный и упускающий главное. Павел верно описал признаки но по каким-то причинам отказался рассматривать предпосылки их возникновения. Поэтому гностицизм получился нечто вроде извечного мирового зла, которое не понятно откуда взялось и не понятно как его изжить. Хотя если добавить к развернутой Павлом картине всего два соображения, то древнее извечное зло превратится в бытовое занудство, имеющее вполне рациональное объяснение.
Сделаем это.
- Если принять во внимание то, что древний гностицизм (как впрочем и христианство) был ничем иным как реакцией ближневосточного общества (Палестина, Сирия, Египет) на Иудейские войны, а затем на "кризис III века": мир ужасен потому что победили римские варвары, его нельзя изменить, значит из него надо убежать. И это по сути эмоциональная реакция на столкновение с социальными ограничениями.
- Собственно, далее в каждом из рассмотренных Павлом случаев мы сталкиваемся с тем, что тот или иной мыслитель сталкивался с социальными границами и с позволения сказать "искрил" при попытке их преодоления. Также как при трении друг о друга двух металлических предметов каждый раз раздается характерный скрежет, также и при попытке общества, коллектива или отдельного мыслителя преодолеть социо-культурные барьеры (каковые явно не поддаются с первого раза, а иной раз и вовсе не поддаются) неизбежно возникновение мыслей и воззрений сходных с гностическими.
Все как видим довольно просто - идеи сопровождают общественные процессы и возможно придают им своеобразие и конкретные формы выражения, но всерьез считать, что если бы не зараза гностицизма эпохи Римской империи не было бы Великой французской революции и Маркса с Маркузе явно не стоит (автор эту мысль прямо нигде не высказывает, но исподволь к ней подводит). Не они бы, так другие большевики придумали бы другие теории, которые бы вдохновили народные массы. На край сошел бы русский космизм или ясса Чингисхана.
Теперь о том, причем тут "закат Европы". Как мы уже упоминали, Европа вплоть до начла индустриализации являлась по преимущество обществом социальных порядков "капитала" и "военного труда", для которого характерно постоянно штурмовать не только государственные, но и социальные, ментальные и какие угодно границы. Причем в основном путем насилия и взлома засовов, а не перевоспитания и хитрости, что характерно как раз для Римской Империи, державы Ахеменидов, Индии и Китая.
Поэтому европейское общество быстро достигало поставленных целей, но и быстро теряло полученное потому что узко понимало рациональность и выгоду, и мало заботилось о долгосрочном равновесии. Собственно, история глобализации тому яркий пример - те социальные порядки, которые Рим сумел удержать почти 200 лет, США и Европа размотали и развалили примерно за 30 (если считать с момента распада СССР).
Быстро создали образованное индустриальное общество на идеалах Прогресса и Просвещения, и также быстро его развалили и обесценили. Быстро возвели дворец глобального общества "всеобщего благосостояния" и также быстро его разрушили. И конечно тут не обошлось без "гностических" привычек, Павел абсолютно прав. Но это скорее просто дань традиции: чтобы мир менять, его совершенно не обязательно презирать. Но видимо эта простая мысль станет вполне достпуной человечеству уже на следующем этапе развития в рамках грядущего "коммунистического" социально-экономического цикла. Но, кстати сказать, от деструктивного наследия гностицизма при этом придется в значительной мере избавляться.
Современный гностицизм и проблемы поиска "царствия божия"
![](../img/gradients/37.jpg)
Модерн замещающий
![](../img/gradients/21.jpg)
Не пора ли подвести итоги Великой Французской революции?
![](../img/gradients/39.jpg)
Концепция архетипов Кошелева-Пирсон. Трансдисциплинарный анализ.
![](/project/551/post/35505/image/69014/imagesprojects551551necm9g35ieei0ccf.webp?1687983681883)
Заметки ревизиониста. ч.4. Базис и надстройка.
![](/project/551/post/33990/image/65788/imagesprojects5515513171h835h0eb8e66.webp?1685806624824)
Заметки ревизиониста ч.2. Классовая теория и классовая борьба.
![](../img/gradients/8.jpg)
Прикладное элитоведение ч.8. Проблема отсутствия идей
![](../img/gradients/33.jpg)
"Общественный договор" и механизмы трансформации общества
![](/project/551/post/31904/image/61042/imagesprojects551551jk0bc135e3jf5g7h.webp?1682175242723)
Прикладное элитоведение ч.7. Формы и модели организации управления
![](/project/551/post/31238/image/59795/imagesprojects551551qxr39g35d82a0557.webp?1681159983168)
Принцип сменяемости структур и исторический процесс ч.4. блеск и нищета русской литературы
![](/project/551/post/31122/image/59642/imagesprojects551551nvy2os35d52ac442.webp?1680968080437)
Принцип сменяемости структур и исторический процесс. ч.3. религиозный вопрос
![](/project/551/post/30986/image/59372/imagesprojects551551oyzblx35d2342d3b.webp?1680778245306)