ПРОГРЕССОРЫ И ВЫБОР ОРУЖИЯ | ФАНТАСТИЧЕСКИЕ МИРЫ ИЕНА БЭНКСА

Разбор книги шотландского писателя Йэна М. Бэнкса "Выбор оружия". 10-летию со дня смерти писателя-фантаста посвящается.
Разбор книги шотландского писателя Йэна М. Бэнкса "Выбор оружия". 10-летию со дня смерти писателя-фантаста посвящается.
Здравствуйте, дорогие читатели.
Выкладываем несколько кадров из фильма.
Воспоминание о былом.
Школа Сюэ
Глава 1 — Услышав о нем, люди отвернулись
Сюэ Дянь (1887 — 1953) уроженец уезда Шулу, провинции Хэбэй. Учился у мастера Ли Цуньи, а позднее поклонился мастеру Ли Чжэньбаню из Шаньси и мастеру Линкун из Утайшань. После возвращения из Шаньси, заведовал академией боевых искусств (гуошугуань) в Тяньцзине. Написал учебное пособие «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства».
Не так давно, (я) увидел переиздание старых пособий по боевым искусствам, среди которых была книга «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства» 1933 года. Вздохнув, я вспомнил об ушедшем (времени) шестидесятилетней давности.
Моя молодость пришлась на эпоху Сюэ Дяня. Его имя гремело на каждом углу и унаследовав стиль боя Ли Цуньи, он заведовал работой в академии гуошу, день за днем приумножая славу синьицюань. В наших глазах он был почти что богом, человеком великих дел.
Два моих учителя, Тан Вэйлу и Шан Юнсянь, были очень близки с ним. Окрепнув телом, (я) решил что взрастил гунфу и подумывал вызвать его на бой. Ведь если доходишь до первого этапа постижения синъицюань «видимой силы» (明劲 — минцзинь), то просто необходимо испробовать себя в бою.
Сказав об этом учителю Шану, тот ничего не ответил. А когда через пару дней из Нинхэ приехал учитель Тан, то (он) жестко отчитал меня. «Ты не понимаешь. Он демонически быстр и свободно переходит от одного действия к другому. И хотя внешне (Сюэ Дянь) похож на школьного учителя, в бою его взгляд обретает звериные черты, ввергая в страх даже крепких духом».
Шан Юнсян отдыхал в дворике своего дома. Мастер Тан подвел меня к нему и подкинув ногой тыкву горлянку, протянул ее мне со словами: «Пробьешь ударом насквозь, тогда можешь вызвать Сюэ на бой». Помню, как его пристальный взгляд смутил и опустошил меня. И хотя тыква настолько мягка, что и ребенок пробьет ее, я не смог поднять рук. Увидев как мое эго ушло, мастер Тан сказал: «Сюэ считается твоим дядей по школе. Вызвав его на бой, ты поднимешь всех нас на смех. Он наиболее известный (среди нас) и стоит понимать, что лучше оберегать его (имя)».
Как-то, я помог другу мастера Тана отбиться от шпаны на улице. Этому старику было около 70 лет, хотя он выглядел достаточно крепким. В благодарность, он пригласил меня к себе, и мы проговорили весь вечер. Дойдя до Сюэ, он рассказал, что тот был поздним учеником Ли Цуньи, и мастер часто расхваливал его перед другими.
Как-то раз, Сюэ Дянь и его старший брат Фу Чанжун подрались на втором этаже ресторана. Сюе сказал: «Здесь не место для драки», на что Фу ответил: «Мне и не понадобиться много места, чтобы побить тебя». Сюэ торопливо подал руку вперед, а Фу выполнил прием «ладонь оборачивающего тела» и скинул Сюэ через перилла, со второго этажа вниз. Упав, окружающие подумали, что он сломал кости и не сможет встать. Однако, с легкостью вскочив, Сюэ крикнул: «Я еще приду к тебе» и ушел.
После этого он пропал. Лишь когда умер Ли Цуньи он появился вновь. Сам Сюэ рассказывал, что поселился в горах Утайшань. Он редко упоминал об обучении у мастера Ли и в основном, утверждал что обучался у старого монаха — Усю Линкун (Старик небесной пустоты). Будто тому было 120 лет, что выглядело как мистификация и мало кто верил в это.
Но разве мог Сюэ Дянь постичь боевое искусство у того, кого никогда и не было? Само имя «Старик небесной пустоты» говорит что его нет. А имя небесный или духовной пустоты очень напоминает фразу — «уходящий в небо», т. е. уходящий в нирвану. Не намек ли это на термин «условной реальности» в буддизме? Также возраст 120 лет это 2 полных цикла традиционного календаря. Подсказка на то, что человек дважды родился?
Видимо, то поражение повлияло на Сюэ, и он сам изгнал себя из школы. Будто решил, что подвел мастера и придумал мистическую линию передачи от неведомого монаха. И хотя это только догадка, мне кажется, что монах существовал на самом деле. Лишь имя было другим, а какое, (я) уже и позабыл.
Вернувшись, он выглядел очень открытым. Но люди не могли разглядеть того, что было (в нем). Как-то, он продемонстрировал свое мастерство на собрании практикующих. Всего несколько шагов, словно танец. Но в каждом действии его тела, была невероятная согласованность, что-то звериное, заставляющее застыть всех смотрящих. Невероятное, очень необычное состояние ци, цзинь, шэнь. Тут же кто-то начал говорить, что его тело обрело волшебные метаморфозы. И закончив демонстрацию, он вызвал Фу Чанжуна на бой.
Я слышал, что это жутко перепугало Шан Юнсяна. «Мы все братья одной школы! Конечно, мы не так близки, как кровные, но наши связи ближе, чем с двоюродными! Как же можно биться до смерти?!» — закричал он. И в итоге отговорил Сюэ от боя. А после, на правах старшего (брата), уговорил взять на себя обучение группы Ли Цуньи и возглавить тяньцзиньскую академию гуошу.
Несмотря на то, что преподавание боевых искусств проходило под лозунгами укрепления страны и народа, в синъицюань есть строгое правило, не допускать повсеместной передачи учения. Поэтому многие материалы и книги по стилю касались лишь общих вещей. Только дойдя до определенного момента, ты мог понимать значения наставлений.
И напомню, что это была эпоха кризисов. В этих условиях, Сюэ Дянь раздумывал, как создать материал для быстрого самообучения стилю. Так и появилась книга «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства». Те, кто получил истинную передачу, посмотрев, тут же понимали, о чем идет речь. Конечно было понятно, что это синъицюань. Получается, что таким образом он хотел избежать нарушения правил и назвал книгу искусство образов и форм, а не синъицюань?
Это догадка, но «искусство образов и форм» и синъицюань имеют общую, древнюю связь. Ее написание было словно надеждой, на побуждение к самоотверженности практикующих. Ведь боевое искусство — это искусство движения, которое должно передаваться от человека у которого ты учишься на примере. И лишь потом, (ты) можешь осмыслять (технику) самостоятельно. Поэтому не получиться заложить хорошую основу по книгам, практикуя без учителя.
Так несмотря на его известность, поражение в том бою оставило отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Погиб он трагично. (В 1953 году его расстреляли как члена религиозного культа). И долгое время знающие его люди, предпочитали не говорить о нем и не особо почитали его последователей.
Книга же написана красивым и простым языком. Трудно встретить столь чистый и ясный слог, где читатель быстро вникает в суть и может самостоятельно заниматься изучением разделов (книги).
Многие знают, что одной из ключевых особенностей синъицюань, является практика стояния. Но вот как стоять, не ясно. В некоторых книгах говорится лишь о том, что нужно подтянуть макушку, язык, уши, нос. О том, что нельзя двигаться. Словно совершаешь буддийскую практику созерцания. И чем дольше стоишь неподвижно, тем лучше. Это ошибочное мнение. Если будешь держать себя, создашь напряжения мышц и лишь испытаешь разочарование (со временем).
Здесь открывается небольшой секрет. Практика стояния — это о движении. Не о практике неподвижного созерцания, а медленная тренировка (движения). Сюэ Дянь говорил так: «Методы стояния — это медленная практика. Медленно, посредством духа и намерения, приходишь в движение, раскрывая четыре конечности». Только об очень медленном (движении), что непонимающие люди этого не замечают.
Эти слова «Медленно посредством духа и намерения приходить в движение» на вес золота. Они разъясняют, что эффект от стояния направлен на: «чистоту (здоровья) внутренних органов, раскрытые каналы и меридианы, крепость костей, костного мозга и наполненность жизненных сил». Особенно есть указание на то, что «обостренная (острая) реакция нервной системы» это ошибочный результат тренировки.
2. 11 глава. 12 раздел. О дыхании.
Многие знают что синъицюань это искусство внутренней семьи. Получается, что посредством кулачного искусства, можно постичь путь (дао). Но в трактатах только описание тренировки боевого и очень смутно (простыми словами из даосского канона) описано, как же можно постичь путь. Сюэ говорит о цельном дыхании тела, как о методике (синъицюань) для вступления на него. В его тексте сказано: «Со всех сторон (тела), из всех малых пор, поднимается словно пар иль туман дыхание тела». Это и есть мастерство. Именно так дышит дух. Не получив истинной передачи, не усердствуя в практике — не дойдешь до предела и сложно будет вступить на путь.
3. Первый том. 6 глава. Первый раздел. Пять методов сплетаются в жемчужную нить.
В практике синъицюань есть понятие «кружевные руки» (圈手). Еще технику называют — «ветер раскачивает иву». Этими движениями можно как атаковать (противника), так и укрепить тело. Говорят в ней хранится главная суть кулака пяти элементов и форм двенадцати зверей. Не получившие передачу, предполагают, что это такая же практика, как и облачные руки тайцзицюань, где двумя руками (практикующий) описывает круг.
В действительности же, это похожая практика, но круг описывается не только двумя руками, а все тело приходит в движение.
Синъицюань использует понятия кулака пяти первоэлементов: метала, дерева, воды, огня, земли. Им соответствуют усилия: рубящего, пробивающего, буравящего, взрывного, горизонтального кулаков. Сюэ в своей книге свел их к понятиям: «полета, облака, встряхивания, колыхания, вращения». Так два понятия «полета» и «облака» взяты из фехтования. И (знающие) сразу могут угадать в этом методы изменения кулаков пяти первоэлементов из синъицюань. Словно изменили суп, не изменив его наполнения.
Но если серьезно, то его пять методов взяты не из кулака пяти элементов. Даже кружевные руки имеют очень древнее происхождение. Поэтому лучше уделить внимания изучению того, как он нанизывает пять методов в эту жемчужную нить и как он разъясняет их суть и различия.
Перевел Хван Кирилл. 2023
В своем Дзен-канале и блоге Инстаграм, я создал целую серию статей под общим названием 'Тарковский без глянца".
В них, на основе мемуаров тех, кто работал с Гением кино, показано каким неоднозначно иконописным был Тарковский. А именно икону сделали из него электоральные СМИ за последние 40 лет. К сожалению многие продолжают верить в это. Мои статьи о Тарковском призваны разуверить тех, кто хочет разобраться в феномене "Андрей Тарковский". К сожалению, действительно большой художник, не являлся примером для подражания в работе, в общение со специалистами, коллегами, а так же, в личной жизни. Серию статей я продолжу здесь - на http://sponsr.ru
Подписывайтесь на меня. Плата за 6-8 эксклюзивных статей будет минимальной - 500 р/месяц. В них речь будет идти не только о Тарковском, но и о белых пятнах Культуры эпохи СССР. Об этом вам не расскажут на ТВ 'Культура" или ОРТ. Подписывайтесь, не пожалеете.
Сегодня я вам предлагаю немного расширить границы своего понимания мира. Погаллюцинировать без запрещенных веществ, с помощью слов. Обращаюсь к вашему эпифизу.
Внимательно следите за потоком.
Что такое сознание? Некое личное пространство, так? Место, где обитают мысли, воспоминания, чувства. Где живёт ваша личность. Посмотрим внимательнее. Откуда взялось сознание?
Мы не рождены с сознанием. Мы его собираем — из слов, взглядов, норм, из отражений в чужих глазах. Без языка мы не можем думать. Без других людей — не можем осознавать себя. Даже понятие «Я» появляется только в диалоге. Сознание — это не столько «я знаю», сколько «мы знаем». Со-знание. Совместное знание.
Основой этого «совместного знания» является язык. Люди придумали обмениваться сигналами, чтобы лучше взаимодействовать и передавать опыт. При этом, язык не просто передаёт информацию — он формирует саму структуру восприятия. Мы не называем вещи, чтобы их описать. Мы описываем вещи, потому что у нас есть слова.
Язык — это фильтр. Он задаёт рамки, что мы способны увидеть, проанализировать, передать. И чем формальнее язык — тем точнее картина. Здесь на сцену выходит… Математика.
Математика кажется полной противоположностью сознанию. Сухая, строгая, в ней будто нет чувств. Она не про эмоции и смыслы, а про чистые формы и логические конструкции. Она не знает, что такое боль, надежда или зависть. Зато она знает, как описать траекторию кометы, хаос в атмосфере и сигналы в нейронах. И почему-то — всё это сходится. Ужасающе точно.
Получается парадокс.
Математика — абстрактная, субъективная система, вышедшая из наших языковых моделей описания мира. При этом, она максимально точно описывает объективную реальность. Почему?
Есть две версии.
Первая — платоническая. Мы не изобрели математику, а открыли её. Она была всегда — встроена в ткань мира, как гравитация.
Вторая — конструктивистская. Мы создали математику под себя. Наш мозг эволюционно подогнан под реальность, поэтому и формализованные игры ума в итоге попадают в цель.
Итак, математика кажется объективной. Но она формируется внутри субъективного сознания, с его склонностью к порядку, предсказуемости, обобщению. Сознание формируется внутри языка, унаследованного от общества. А язык — это уже не про точность. Это про выживание, влияние, память, ошибки.
Значит ли это, что вся наша картина мира — просто каскад фильтров?
Сознание фильтрует через язык. Язык фильтрует через культуру. Математика — лишь формализованный кусок этого фильтра. И то, что она работает, — не доказательство реальности, а доказательство нашего собственного устройства.
Погружаемся дальше.
Можно ли выйти за пределы сознания? Не уверен, что даже вопрос корректен. Потому что, как только ты «вышел» —ты уже не ты. Ты перестаёшь быть субъектом, формулирующим вопрос. Все попытки выйти за пределы приводят к трансцендентному тупику. Медитация, психоделики, религиозный экстаз, смерть — да, есть состояния, когда границы сознания стираются. Но можем ли мы осознать их изнутри?
Дерек Парфит говорил, что личность — это не нечто целостное, а набор взаимосвязанных состояний, процессов, воспоминаний. Связность личности — это клей, который держит цепочки опыта. И сознание — эффект этой связности, а не первопричина.
То есть, если ты «выходишь» за пределы сознания, ты разрываешь цепочки. Ты перестаёшь быть тем самым тобой, который этот вопрос задал. И никакой «вне» уже не может быть зафиксирован как опыт. Потому что фиксация — это и есть сознание.
И вот тут включается диалектика:
Чтобы осознать, что ты вышел за пределы сознания, ты должен остаться в сознании.
Абсурд.
Окей, в моменте нет фиксации. Поэтому, чтобы объяснить себе выход за пределы, человек учится рефлексировать свой опыт.
Рефлексия — ключевая часть человеческого сознания, но сама по себе она не существует без контекста и взаимодействия с внешним миром. Человек не может рефлексировать без опыта другого, потому что осознание себя, своих эмоций, мыслей, даже самых интимных переживаний, возникает через диалог с окружающей реальностью, в том числе с другими людьми. Этот процесс, по сути, невозможно отделить от социального контекста.
Вот почему рефлексия и самосознание всегда сопряжены с внешними зеркалами — взглядами других людей, их реакциями, культурными нормами и даже физическими ограничениями. Мы не рождаемся с готовым «Я», а выстраиваем его через отражение в глазах других, через свои взаимодействия с миром.
Без другого — нет тебя.
Даже если мы считаем опыт личным и интимным, его понимание, осознание и интерпретация требуют внешнего контекста. Мы можем считывать боль или радость, но название эмоций и ощущений, их осознание как чувств — результат взаимодействия с теми, кто рядом. С теми, кто определяет социальные нормы, культурные контексты (родители к примеру, задают рамки понимания мира для ребёнка). Через других мы учимся понимать, что это за опыт.
Когда мы говорим «я чувствую», это не просто индивидуальное переживание. Это результат языковой и социальной интерпретации. Мы учим своих детей, что грусть — это грусть, а радость — это радость, потому что существует система, которая связывает эмоции и чувства с социальными концепциями. Без этих концепций, без «других» мы не можем понять, что такое опыт.
Возьмём деперсонализацию, например. Когда человек переживает этот опыт, он теряет чувство собственного «Я», ощущая себя как бы вне своего тела, как наблюдатель. Но это ощущение невозможности быть собой — оно по сути тоже рефлексия через отсутствие контекста другого. Это означает, что мысли, чувства, «Я» теряют привязку к социальным категориям и отражениям в других. И, тем не менее, этот опыт нельзя полностью осознать без возвращения к опыту других.
Внешний мир и другие люди — это зеркала, через которые мы учимся себя понимать. Нет других — нет меня. Нет меня — нет других. И вот, мы снова вернулись к сознанию. Замкнутый цикл.
Детский писатель, драматург, член Союза писателей СССР. Один из основоположников детской театральной драматургии. Пьесы Шестакова были в репертуаре Московского театра для детей, Саратовского ТЮЗа. Подготовил нескольких сборников стихов.
Журнал «Наше наследие» в новом формате принял насторожено. Я был фанатом этого журнала с издания самого первого номера. Сохранились в домашней библиотеке номера журнала вплоть до 2000 года. Однако я даже возрадовался продолжению издания журнала.
От того, старого журнала «Наше наследие» осталось только название. С той поры, когда в августе 1988-го вышел в свет и был привезен из Англии в Москву тираж первого номера «Нашего наследия», минула целая эпоха.
Д. С. Лихачев писал: «Тип журнала „Наше наследие“ — это определенный выбор. Как он был сделан с самого начала, так до сих пор и держится. Он так и войдет в историю журналистики как журнал, не изменившийся в эпоху больших перемен, когда изменилось все».
Да, я читаю и смотрю новое «Наше наследие». Сохранена прежняя историко-культурная направленность издания. Изменилась информационная насыщенность текстов, в духе изменений и требований современности.
Наше наследие теперь это руки ремесленника и скульптора, это успехи детей, которыми гордятся их родители, это запах хлеба, это полет к звездам и новое блюдо, разработанное шеф-поваром в ресторане, это дебют никому еще не известного художника.
В процессе чтения текстов и изучения иллюстраций журнала, моя первоначальная настороженность сменилась восторгом. В этом журнале увидел реальную жизнь современного общества. В итоге прочитал журнал от корки и до корки.
Люди живут так, будто смерти не существует. Да, мы знаем, что все умирают, но это знание остаётся абстрактным. «Когда-нибудь», «не со мной», «не сейчас». Наше сознание устроено так, чтобы отталкивать мысль о собственной конечности, как языком больной зуб — проверять, но глубоко не лезть.
Как только идея смерти становится слишком реальной, включаются защитные механизмы. Кто-то делает вид, что проблемы нет: «я просто не буду об этом думать». Кто-то прячется в культуру и традиции, которые обещают, что смерть — это лишь переход. Кто-то пытается победить её через биохакинг, крионику или идеи цифрового бессмертия.
Игнорирование не отменяет реальность. В какой-то момент знание всё же прорывается. Иногда — через потерю близких, иногда — через личные кризисы, а иногда внезапно, без внешних причин. И этот момент может стать либо катастрофой, либо точкой трансформации.
Наш мозг не создан для понимания собственного финала. Некоторые исследования показывают, что при попытке осознать свою смерть активируются зоны, связанные с абстрактным мышлением, но не с прямым опытом. Проще говоря, мы можем понимать смерть как концепцию, но не способны прожить её в воображении.
Почему тогда бывают моменты, когда осознание смерти прорывается? Почему в один день ты можешь проснуться и почувствовать: «Я умру. Это действительно случится. И никто не спасёт»? Ответ в том, что защитные механизмы — не абсолютны. Они работают в привычных условиях, но могут давать сбой. И тогда мы сталкиваемся с тем, что от себя скрывали.
Страх смерти — один из самых древних и фундаментальных механизмов выживания. У животных он выражается в простых инстинктивных реакциях: бей, беги, замри. У человека всё чуть сложнее. Наш мозг не только реагирует на угрозу жизни, но и способен осознавать неизбежность собственной смерти. Это создает парадокс: мы живём с пониманием конца, но не можем его принять.
Когда человек сталкивается с угрозой жизни — например, с нападением или несчастным случаем — активируется миндалина, ключевой центр обработки страха. Это так называемый «низкий путь» обработки эмоций: быстрая, неосознанная реакция.
Но что происходит, когда угроза абстрактна? Когда смерть не здесь и сейчас, а где-то в будущем? Тогда включается «высокий путь» — префронтальная кора (ПФК), отвечающая за осмысление. Именно она решает, как интерпретировать информацию: стоит ли бояться или можно рационализировать.
Когда людям демонстрируют их собственную смерть в контексте реальных событий (например, фото с датой смерти), их мозг ведёт себя так, будто это касается кого-то другого. Активируется медиальная префронтальная кора (MPFC) — зона, связанная с обработкой информации о других людях, а не о себе.
Проще говоря, наш мозг не способен представить свою смерть как личный опыт. Он вытесняет её, превращая в интеллектуальную концепцию, чтобы избежать парализующего ужаса.
Иногда этот барьер рушится.
Есть несколько триггеров, которые могут взломать защитные механизмы. Например, переживание реальной угрозы — авария, болезнь, война. Миндалина перегружает систему, и сознание не успевает отфильтровать страх. Или смерть близких. Когда умирает значимый человек, мозг вынужден пересмотреть концепцию смертности, уже не как абстракцию, а как реальный процесс.
Ещё есть кризис идентичности — осознание смерти приходит в моменты экзистенциального кризиса, когда привычные смыслы разрушаются. И также есть практики осознания смерти — медитация на смерть в буддийской традиции или философское размышление, которые временно снижают защитные барьеры мозга.
Обычно осознание смерти приходит не как логический вывод, а как озарение — скачок в восприятии. Это похоже на то, как вдруг перестаёшь видеть всю картинку на экране и замечаешь пиксели. Изменяется восприятие времени — привычное ощущение будущего ломается, возникает резкое осознание конечности. Человек может почувствовать себя сторонним наблюдателем, потерять ощущение привычного «я». Возникает чувство ужаса или освобождения — зависит от того, насколько сознание готово интегрировать новый уровень восприятия.
В этот момент активность смещается от миндалины к префронтальной коре, но не в обычном режиме рационализации, а в поиске новой модели реальности. Это точка, где возможно либо экзистенциальное потрясение, либо рост.
И именно здесь начинается то, о чём писал Хайдеггер: подлинность существования через принятие своей конечности.
Когда защитные механизмы рушатся, а осознание смертности становится реальным, человек больше не может жить так, как раньше. Это точка необратимых изменений.
Меняет ли это поведение к лучшему? Или, наоборот, загоняет в отчаяние?
Эрнст Беккер в опубликованной в 1973 году книге «Отрицание смерти» выдвинул идею, что вся культура — это коллективная защита от страха смерти. Религия, наука, искусство, мораль, достижения — всё это формы «символического бессмертия».
Позже психологи Соломон, Писчински и Гринберг проверили эту гипотезу и разработали Terror Management Theory (TMT). Их эксперименты показали, что напоминание о смерти (memento mori) радикально влияет на поведение.
Осознающие смерть люди становятся агрессивнее в защите своих убеждений. Усиливается конформизм, т. е. приверженность традициям, национальным и религиозным ценностям. Повышается потребность в самоутверждении — статус, деньги, успех начинают казаться важнее.
То есть в большинстве случаев люди, столкнувшись со страхом смерти, не становятся осознаннее, а, наоборот, глубже уходят в иллюзию. Но не всегда.
Хайдеггер считал, что большинство людей живут в состоянии das Man — «обобщённого человека», растворённого в чужих ожиданиях. Мы живём так, как «принято», ориентируемся на мнения других, следуем сценариям.
Осознание собственной смерти выводит нас из этого состояния. Если смерть неизбежна, то чью жизнь мы вообще проживаем? Кто принял все эти решения — я или обстоятельства? Те, кто способны вынести этот вопрос, начинают жить иначе. Они принимают свою конечность и начинают делать выбор осознанно.
Дерек Парфит предложил радикальный взгляд на страх смерти. Он считал, что у нас нет стабильного «я» — есть лишь поток состояний, связанных воспоминаниями. Если это так, то исчезновение — не катастрофа, а естественный процесс.
Известный эксперимент: если бы каждый день в тебе менялось 1% личности, а через 100 дней ты стал бы совершенно другим человеком, кем бы ты был? Собой или кем-то новым? Если «я» — это процесс, а не объект, то и смерть — это не конец, а просто прекращение процесса.
Так что же даёт осознание смерти? Возможность сделать выбор. Можно отступить назад, снова спрятаться в привычные убеждения. Можно впасть в тревогу и отчаяние. А можно использовать этот момент, чтобы начать жить так, как хочешь именно ты.
Вопрос не в том, боится ли человек смерти. Вопрос в том, позволяет ли этот страх ему наконец-то жить.
Человечество всегда пыталось приручить смерть. Если страх неизбежен, его можно встроить в систему убеждений, ритуалов и смыслов.
Разные культуры разработали свои механизмы взаимодействия со смертностью. Одни пытались подавить страх, другие — принять его. Посмотрим, какие стратегии были популярны.
Большинство религий предлагают форму «жизни после жизни». Если биологическая смерть неизбежна, значит, нужно придумать, что остаётся:
Христианство, ислам, буддизм — идея загробного мира. Индуизм — перерождение и карма. Древние цивилизации — культ предков, возможность «жить» через потомков.
Последняя стратегия самая мощная, потому что даёт не просто защиту от страха, а замену: вместо ужаса перед исчезновением — надежда на другой уровень существования.
Не все верят в загробную жизнь, но все хотят, чтобы их существование что-то значило. Поэтому следующий механизм — оставить что-то после себя. Великие постройки: пирамиды, мавзолеи, храмы. Культура: искусство, наука, философия. Потомки: «Я умру, но мои дети продолжат род».
Этот механизм работает даже на индивидуальном уровне. Многие чувствуют, что их жизнь «прошла не зря», если они что-то создают или передают знания другим.
А вот Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет — все они предлагали радикально другой подход: прими смерть как естественную часть бытия. Стоики говорили: «Ты не можешь контролировать смерть — так зачем её бояться?», «Она происходит ежесекундно: каждый день ты теряешь часть себя», «Чем больше ты живёшь осознанно, тем меньше сожалений в момент смерти».
Буддизм и даосизм пошли ещё дальше — они предложили, что смерть как таковая не существует. Личность — это поток изменений, а не фиксированное «я». Раз нет стабильного «я», значит, нет и того, кто может умереть. А страх исчезновения — лишь иллюзия привязанности к форме.
В дзене даже есть практика медитации на смерть, где человек осмысляет процесс умирания, чтобы избавиться от страха.
Западный мир пошёл другим путём. Вместо принятия — борьба. Культ молодости: пластическая хирургия, всё против старения. Попытки победить смерть: крионика, загрузка сознания в ИИ. И, конечно, максимальное отвлечение: веселье, карьера, соцсети.
Парадоксально, но чем больше культура вытесняет смерть, тем сильнее страх. Люди не сталкиваются с естественными циклами жизни, поэтому смерть становится чужой и пугающей.
Каждая культура предлагает свою стратегию. И все они сводятся к одному: либо ты вытесняешь смерть, либо принимаешь её и учишься жить с этим знанием.
Однако, есть ещё одна стратегия — личная. Что происходит, когда человек осознаёт смерть не через религию, философию или культуру, а через собственный опыт?
Все знают, что смертны. Но знать — это одно, а по-настоящему осознать — совсем другое. Настоящее осознание смертности не похоже на философские размышления или чтение книг. Оно приходит как удар: внезапно рушится привычная картина мира, и страх заполняет всё пространство. Это точка невозврата.
Осознание смерти похоже на процесс горевания — утрату иллюзии бесконечности времени. Процесс этот уже давно описан Элизабет Кюблер-Росс в книге «О смерти и умирании»:
Отрицание — «Это не про меня.» Человек интеллектуально понимает свою смертность, но избегает её глубинного переживания. Он может шутить на эту тему, говорить, что «до этого ещё далеко», сохраняя внутри иллюзию контроля.
Гнев — «Почему это должно случиться со мной?» Когда иллюзия рушится, возникает раздражение, злость. Жизнь кажется несправедливой, бессмысленной. Может проявляться агрессия, цинизм, отрицание смыслов.
Торг — «А что если?..» Люди начинают искать лазейки: можно ли отсрочить смерть? Можно ли её «перехитрить»? Одни уходят в фанатичный ЗОЖ, другие — в религию, третьи — в научные утопии.
Депрессия — «Это неизбежно…» Период, когда человек сталкивается с реальностью. Может наступить экзистенциальная пустота, апатия, потеря интереса к жизни.
Принятие — «Если я смертен, то как мне жить?» Момент, когда страх перестаёт доминировать. Человек начинает выстраивать свою жизнь не на вытеснении смерти, а на осознании её как фундамента существования.
Этот путь не линейный. Иногда люди застревают на стадии торга или отрицания, не желая двигаться дальше.
Прошедшие через этот опыт говорят о нескольких изменениях. Всё становится ярче, значимее. Тело, эмоции, люди вокруг — всё приобретает вес. Уходит суета, второстепенное. Остаются действительно важные вещи. Приходит освобождение от страха осуждения (если конец неизбежен, зачем бояться мнения других?). После принятия смерти тревога снижается. Остальное начинает восприниматься проще.
Эти же эффекты описаны в исследованиях людей, переживших клиническую смерть или смертельные болезни.
Может ли осознание смерти сделать жизнь лучше? Парадоксально, но да. Осознание конечности — это не только страх, но и драйвер. Человек перестаёт тратить время на ненужное. Если бояться нечего, можно жить, как хочется. Ограниченное время делает моменты ещё более ценными.
Но это работает только при полной интеграции. Если человек остаётся в страхе — он либо убегает, либо впадает в отчаяние.
Осознание смерти — палка о двух концах. Оно лишает комфорта иллюзий, но даёт шанс жить иначе. Большинство людей либо избегают этой мысли, либо застревают в экзистенциальном тупике: «Если всё временно, то зачем вообще что-то делать?»
Есть и другой путь. Можно встроить осознание конечности в свою жизнь так, чтобы оно стало источником свободы, а не паралича. Когда человек действительно понимает, что у него есть конечное количество дней, появляется естественный критерий выбора.
Простой вопрос: если бы ты знал, что тебе осталось жить год, ты бы продолжал делать то же самое?
— Если нет — значит, ты живёшь не свою жизнь.
— Если да — значит, ты в контакте со своими желаниями.
Идея не нова. Стоики практиковали memento mori — ежедневное размышление о смерти, чтобы не тратить время на лишнее.
Страх не уходит, потому что контроль над смертью невозможен. Что реально можно контролировать — так это свою реакцию на этот факт. Вместо паники — делать выбор. «Чем я хочу заниматься?» «С кем мне важно быть?» «Как мне проводить своё время?»
Можно воспринимать смерть как трагедию. А можно — как освобождение.
Если жизнь конечна, значит, ты не обязан следовать чужим ожиданиям и можешь ошибаться (это всё равно не навсегда). Люди, прошедшие через осознание смерти, часто становятся не пессимистами, а наоборот — более живыми, смелыми, спокойными.
Принятие смерти — не разовое событие, а процесс. Оно должно не просто случиться, а встроиться в повседневность. Есть несколько способов.
Memento mori
Вспоминать о конечности ежедневно, но не в депрессивном ключе, а как вопрос: «Если бы этот день был одним из последних, что бы я изменил?» Раз в месяц осознанно задавать себе вопрос: «Двигаюсь ли я в сторону того, что действительно важно?» Представлять себя в старости и спрашивать: «Буду ли я жалеть о том, что делаю сейчас?»
Не про мрачность, а про осознанность. Помнить о смерти — не повод бояться, а способ не терять фокус.
Качество вместо количества
Большая часть времени уходит на мелочи: поверхностные разговоры, прокрастинацию в соцсетях, стремление к количеству (друзей, денег, проектов) вместо качества.
Но если время ограничено, важны не числа, а опыт и связь. Лучше один глубокий разговор, чем десять пустых. Лучше одна настоящая идея, чем сотни поверхностных. Лучше несколько близких людей, чем сотни «знакомых».
Последний день
Если бы завтра был последний день — что бы ты сделал? Если бы ты продолжил жить так же — значит, ты уже на своём пути. Если бы ты что-то кардинально изменил — значит, живёшь не так, как хочешь.
Этот метод не про радикальные шаги, а про корректировку курса. Жить так, чтобы не бояться своего последнего дня.
Осознание смерти может разрушить или освободить. Всё зависит от того, как его использовать.
Три главных вывода:
Человечество всегда стремилось преодолеть смерть. Это один из древнейших и глубочайших инстинктов — желание жить как можно дольше, избежать распада тела, остановить разрушение сознания. В мифах и религиях разных эпох отражена одна и та же мечта: бессмертие как высшая цель существования. От эликсиров вечной молодости в алхимии до трансгуманистических проектов по загрузке сознания в цифровую среду — идея продления жизни преследует человека, обещая либо райское существование, либо проклятие вечного застоя.
Но что именно мы хотим продлить — сам факт биологического существования или качество жизни? Должна ли наука стремиться к бессмертию, или смерть является необходимым элементом человеческой природы?
Сегодня продление жизни уже становится реальностью. Технологии вроде редактирования генома (CRISPR-Cas9), сенолитиков (лекарств, уничтожающих стареющие клетки) и терапии стволовыми клетками обещают продлить молодость на десятилетия. Исследования Mayo Clinic показывают, что удаление стареющих клеток у мышей увеличивает продолжительность жизни на 36%. Однако это не бессмертие. Оно остаётся теоретическим концептом, требующим либо радикального замедления старения, либо загрузки сознания в цифровую среду.
Важно сразу разделить два понятия:
Технологический прогресс сделал первый шаг в сторону продления жизни. Но готово ли человечество к тому, чтобы полностью отказаться от смерти?
Прежде чем говорить о бессмертии, стоит задать вопрос: почему смерть вообще пугает?
Наш мозг эволюционно запрограммирован избегать опасности. Глубокий страх смерти встроен в лимбическую систему — это базовый механизм, позволяющий нам выживать. Люди, у которых этот страх был сильнее, чаще избегали опасных ситуаций и передавали свои гены дальше.
Парадокс в том, что человек — единственное существо, осознающее свою конечность. Мы не просто инстинктивно боимся смерти, а осознаём её неизбежность, что приводит к экзистенциальной тревоге.
Для человека важно ощущение «Я». Мы боимся не просто перестать существовать, а исчезнуть как личность. Это страх утраты смысла, разрыва связей, исчезновения в небытии.
Также страх смерти связан не только с физическим исчезновением, но и с тем, что сотрется память о человеке. Люди стремятся оставить след: писать книги, создавать искусство, строить компании. Феномен «наследия» во многом является попыткой преодолеть смерть символически.
Современные технологии делают продление жизни реальной целью. В ближайшие десятилетия медицина, генная инженерия и искусственный интеллект могут радикально изменить человеческий организм.
Здесь возникают новые вопросы. Если мы устраним смерть, не потеряет ли жизнь смысл? Если люди перестанут умирать, не приведёт ли это к демографической катастрофе? Кто получит доступ к бессмертию — только элита или всё человечество?
Бессмертие — не просто научная перспектива, а этическое испытание, ставящее перед человечеством вопросы социальной справедливости, идентичности и смысла жизни. Даже если технологии продления жизни достигнут успеха, мы столкнёмся с вызовами, требующими не только научных решений, но и философского осмысления.
Идея бессмертия глубоко сидит в человеческой культуре. Она проходит через мифологию, религию, философию, алхимию и современные научные разработки. На протяжении тысячелетий люди пытались найти способы избежать смерти — либо физически, либо символически. И хотя во все эпохи смерть считалась неизбежностью, человечество никогда не переставало искать лазейки, создавая утопические концепции вечной жизни.
Самые древние представления о бессмертии восходят к мифологии. Почти в каждой культуре есть истории о людях и богах, которые стремились преодолеть смерть. Но любопытно, что во многих мифах бессмертие часто оказывалось не благословением, а проклятием.
Например, в шумерском эпосе о Гильгамеше царь Урука отправляется на поиски секрета вечной жизни после смерти друга Энкиду. Но даже когда он находит растение бессмертия, его съедает змея, а сам Гильгамеш осознаёт, что бессмертие ему недоступно. Миф подчёркивает мысль, что смерть — часть человеческой природы, а стремление избежать её может привести к страданиям.
В греческой мифологии известен царь Тифон, которому боги даровали бессмертие, но забыли дать вечную молодость. В результате он старел бесконечно, превращаясь в дряхлое существо, неспособное умереть. Этот миф иллюстрирует дилемму: бессмертие бессмысленно без молодости и здоровья.
Многие религиозные традиции предлагают не физическое, а духовное бессмертие. В христианстве душа человека продолжает существование в загробном мире, а идея воскресения Христа символизирует победу над смертью. В индуизме и буддизме бессмертие реализуется через реинкарнацию — круг перерождений, который можно преодолеть, достигнув просветления.
Таким образом, древние мифы и религии признают, что бессмертие — не всегда благо. Оно может быть наказанием, иллюзией или недостижимым идеалом.
Легенда о Николае Фламеле, средневековом алхимике, который якобы обрёл бессмертие, вдохновила поколения исследователей, но также породила множество шарлатанов, продававших фальшивые эликсиры жизни.
В Китае императоры династии Цинь искали бессмертие, употребляя зелья, содержащие ртуть. Вместо продления жизни они получали тяжёлые отравления. Что мы видим здесь? Стремление победить смерть без критического подхода может привести к катастрофическим последствиям.
В XX и XXI веках идеи бессмертия начали переходить из области магии и религии в сферу науки. Впервые человечество подошло к продлению жизни не как к мистическому феномену, а как к технологической задаче.
Современная медицина уже увеличила среднюю продолжительность жизни. В 1800 году человек в среднем жил 30–40 лет, в 1900 году — 50 лет, а в 2020-х средний возраст жизни в развитых странах превышает 80 лет. Вакцины, антибиотики, хирургия, генетика — всё это продлевает нашу жизнь, хотя и не делает нас бессмертными.
Сегодня учёные исследуют различные способы радикального продления жизни: редактирование ДНК, чтобы предотвратить старение, сенолитики (лекарства, убирающие стареющие клетки, которые вызывают воспаление и болезни), тканевая инженерия и нанотехнологии.
Некоторые исследователи, такие как Обри де Грей, утверждают, что первая бессмертная человеческая личность может родиться уже в этом столетии. Однако на пути к вечной жизни есть множество препятствий, как биологических, так и социальных.
Если сознание можно перенести в компьютер, останется ли оно тем же самым? Этот вопрос напоминает древнегреческий парадокс «корабля Тесея»: если корабль постепенно заменять новыми досками, остаётся ли он тем же кораблём? Аналогично: если заменить биологический мозг на цифровую копию, будет ли это продолжением личности или её новой версией?
В последние десятилетия появилась новая концепция бессмертия — перенос сознания в цифровую среду. Подход предлагает отказаться от биологического тела и «загрузить» сознание в компьютер, создавая бессмертную цифровую копию личности.
Идея популярна в культуре — от фильмов («Матрица», «Трансцендентность») до книг (Рэй Курцвейл, Ганс Моравек). Сторонники цифрового бессмертия утверждают, что если скопировать человеческий мозг и создать его цифровой двойник, личность сможет существовать вечно.
Тут возникает вопрос: если сознание будет скопировано, будет ли это прежнее «Я»? Или появится новая версия, в то время как оригинал умрёт?
Философы, такие как Дерек Парфит, утверждают, что личность — это не статичное «я», а процесс, который может быть перенесён в другую среду. Однако, если сознание можно скопировать, это открывает ещё одну проблему: если существуют две копии одного человека, кто из них настоящий?
Итак, стремление к бессмертию — технологический вызов и философская дилемма, с которой люди сталкиваются на протяжении всей истории. Во всех культурах и эпохах люди искали способы продлить жизнь, но почти всегда сталкивались с тем, что бессмертие несёт не только преимущества, но и тяжёлые последствия.
Сегодня мы ближе к разгадке тайны старения, чем когда-либо прежде. Готовы ли мы к миру, где смерть исчезнет? Или же человек, получив бессмертие, столкнётся с новым кризисом, ещё более сложным, чем страх смерти?
Страх смерти — одна из самых фундаментальных эмоций, лежащих в основе человеческой психики. Этот страх — не просто реакция на угрозу жизни, а глубинная структура, влияющая на все аспекты поведения, от повседневных решений до масштабных цивилизационных процессов. Мы строим города, создаём религии, развиваем науку и искусство во многом для того, чтобы справиться с осознанием собственной конечности. Именно этот страх стал катализатором человеческого прогресса. Но если смерть исчезнет, изменится ли сам человек?
Когда мы говорим о бессмертии, то представляем его как освобождение от страха. Но так ли это? Возможно, отсутствие конечности создаст новые страхи, которых у нас раньше не было. Если страх смерти даёт мотивацию жить осмысленно, что произойдёт, если эта мотивация исчезнет?
Человеческий мозг — единственный в животном мире, который осознаёт свою конечность. Другие существа инстинктивно избегают опасности, но не строят философских теорий о том, что случится после их смерти. Осознание собственной смертности — это «плата» за развитое сознание, и оно сопровождает нас на протяжении всей жизни.
Мартин Хайдеггер в «Бытии и времени» утверждал, что осознание смерти делает жизнь подлинной. Он называл человека «бытием-к-смерти» — то есть существом, которое живёт, зная о неизбежности конца, и именно это знание даёт смысл его поступкам. Если смерть исчезнет, что станет с аутентичностью человеческого существования?
Эрнест Беккер в «Отрицании смерти» описывает культуру как способ справиться с экзистенциальным ужасом. Искусство, религия, наука — всё это, по Беккеру, попытки человека оставить след и обрести символическое бессмертие. Но что случится с культурой, если страх смерти исчезнет? Не приведёт ли это к утрате мотивации к творчеству?
Парадокс заключается в том, что страх смерти не всегда осознаётся. Многие люди не думают о смерти в повседневной жизни, но он влияет на их решения: желание оставить наследие, создать семью, добиться успеха — всё это во многом формы борьбы со страхом исчезновения.
Если учёные смогут устранить смерть, каким станет человек? Потеряет ли он часть своей мотивации? Или же страх просто сменит форму, превратившись во что-то новое?
Одним из возможных последствий бессмертия может стать парадоксальный кризис смысла. Сегодня люди живут, зная, что время ограничено. Это заставляет их принимать решения, торопиться, реализовывать свои мечты.
Но что случится, если время станет бесконечным? Возможно, вместо свободы это приведёт к тотальной прокрастинации. Если у человека впереди вечность, зачем торопиться? Почему не отложить важные решения «на потом»?
Осознание конечности жизни заставляет человека действовать. Если убрать этот фактор, возможен эффект апатии и безразличия. Это похоже на феномен студентов, которым дали неограниченное время на выполнение задания: в итоге они либо так и не приступают к работе, либо бесконечно откладывают её.
Также есть мнение, что люди просто не смогут психологически выдержать вечное существование. У каждого из нас есть лимит переживаний, эмоциональных ресурсов, желаний. Даже сейчас, проживая 70-80 лет, многие люди к старости чувствуют усталость, потерю интереса.
Ницше рассматривал идею «вечного возвращения» — концепцию, согласно которой человек должен быть готов повторять свою жизнь бесконечно. Он утверждал, что большинство людей при мысли о бесконечном повторении своей жизни почувствуют ужас.
Будет ли человек счастлив, если ему придётся прожить не 80 лет, а 500, 1000 или миллион? Как изменится сознание, если в жизни больше не будет точки завершения?
Если люди начнут жить вечно, появятся новые социальные проблемы. Что делать с теми, кто устал жить? Будет ли у человека право «завершить» своё существование по собственной воле?
Кроме того, появится разрыв между бессмертными и смертными поколениями. Как будет взаимодействовать 800-летний человек с людьми, которые живут стандартные 80 лет? Будут ли они воспринимать друг друга как равных?
Уже сейчас мы видим, как быстро технологии создают разрыв между поколениями. Люди, которым 70-80 лет, часто не понимают цифровой мир, в котором живёт молодёжь. Представьте, что этот разрыв растянется на 1000 лет. Будут ли бессмертные люди чувствовать себя частью общества или превратятся в закрытую касту?
Если люди перестанут умирать, появится новый страх — страх застрять в бесконечной жизни. Сегодня человек живёт, зная, что у него есть конец, но если этот конец исчезнет, он может столкнуться с экзистенциальной паникой.
В фильмах и книгах, где исследуется идея бессмертия, часто показаны персонажи, которые в какой-то момент понимают, что бессмертие — это не свобода, а ловушка. Без финала жизнь превращается в бесконечный цикл повторяющихся событий, который невозможно завершить.
Сартр рассматривал тему «наказания вечности». В его пьесе «За закрытыми дверями» герои оказываются в аду, но ад — это не огонь и муки, а просто бесконечное существование в одном и том же состоянии.
Возможно, бессмертие не избавит нас от страха, а создаст новый, ещё более глубокий.
Мы привыкли думать, что страх смерти — зло, от которого нужно избавиться. Но возможно, он выполняет важную роль, создавая структуру человеческой мотивации. Если убрать этот страх, изменится ли сам человек?
Сегодня мы боимся смерти. Завтра, если бессмертие станет реальностью, мы, возможно, будем бояться вечной жизни. Так стоит ли стремиться к тому, чтобы устранить смерть, или важнее научиться жить осмысленно в отведённое нам время?
Бессмертие кажется логическим продолжением прогресса. Если медицина и технологии способны продлить жизнь, разве не следует воспользоваться этим шансом? Но за этим вопросом скрываются сложные моральные и философские дилеммы.
Стоит ли стремиться к бесконечной жизни, если сама идея жизни основана на конечности? Может ли бессмертие быть справедливым, если оно доступно не всем? Не приведёт ли оно к новым формам страдания?
На первый взгляд, идея бессмертия кажется позитивной. Если убрать смерть, человек получит неограниченное время для познания, творчества, путешествий, саморазвития. Не нужно будет бояться болезней, старости, утраты близких.
С другой стороны, бессмертие может превратиться в тяжёлое бремя. Люди живут, зная, что их время ограничено, и это придаёт смыслы их поступкам. Если жизни нет конца, исчезает и её острота.
Философы, такие как Альбер Камю, утверждали, что смысл жизни рождается из её конечности. Человек стремится к чему-то, потому что у него мало времени. Если времени будет бесконечно много, исчезнет сама мотивация к действию.
Есть ещё один парадокс: чтобы бессмертие имело смысл, оно должно сопровождаться не только продлением жизни, но и сохранением психической устойчивости. Какой будет психика человека, который живёт 300, 500, 1000 лет? Выдержит ли она нагрузку времени?
Если бессмертие станет технологически возможным, кто его получит?
История показывает, что любые значимые достижения науки сначала становятся достоянием богатых. Если вечная жизнь будет стоить миллионы долларов, получат её только самые обеспеченные. Это приведёт к появлению «касты бессмертных» — элиты, которая будет жить вечно, пока остальные люди продолжат рождаться, стареть и умирать.
В мире, где одни живут 80 лет, а другие 800, неизбежно возникнет социальное напряжение.
Сценарий общества, разделённого на смертных и бессмертных, уже стал популярной темой в литературе и кино. В фильме «Время» (2011) люди покупают и продают «часы жизни», и богатые фактически получают бессмертие, тогда как бедные вынуждены бороться за каждую дополнительную минуту.
Вопрос не только в справедливости, но и в динамике развития. История движется сменой поколений. Если одни и те же люди будут жить и править в течение столетий, не приведёт ли это к застою?
Человечество привыкло мыслить себя в рамках преодоления. Мы развиваемся, потому что перед нами стоят вызовы: болезнь, старение, кризисы. Но если вызовы исчезнут, куда направится человеческая энергия?
В культуре есть множество сюжетов, где бессмертие оказывается не благословением, а наказанием. Персонажи, которые живут вечно, часто изображены как холодные, циничные, оторванные от реальности. Они теряют способность удивляться, переживать, чувствовать боль утраты — и вместе с этим теряют часть своей человечности.
Может ли цифровая копия, созданная на основе наших мыслей, памяти и поведения, считаться «нами»? Или это всего лишь симуляция?
Если сознание — это не просто набор данных, а нечто большее, то цифровая копия не будет тождественна оригиналу.
Но даже если сознание можно будет перенести в компьютер без потери личности, возникает другая проблема: каково это — существовать в виртуальной реальности? Будет ли такой мир комфортным? Или люди, ставшие цифровыми существами, в итоге захотят вернуться в биологическую форму?
Смерть является важным социальным регулятором. Она ограничивает власть, передаёт ресурсы новым поколениям, создаёт естественный порядок вещей. Если её устранить, нарушатся многие базовые принципы общества.
Если технологии позволят продлевать жизнь, появится моральная дилемма: должны ли все люди стремиться к бессмертию, или оно должно быть личным выбором?
Возможно, лучший вариант — не полное устранение смерти, а возможность самому решать, когда жизнь должна закончиться. Но готовы ли мы к тому, что такой выбор станет реальностью?
Если человечество когда-нибудь преодолеет смерть, этот шаг изменит мир больше, чем любое другое открытие. Ни один прорыв в науке и технологиях не сможет сравниться с тем, что произойдёт, когда люди перестанут умирать. Всё общество — экономика, политика, культура, социальные отношения — будет вынуждено перестроиться. Возможно, мы даже не можем предсказать всех последствий бессмертия, но некоторые из них уже можно предположить.
Сегодняшняя экономика строится на идее того, что люди умирают и на их место приходят новые поколения. Молодёжь заменяет стареющих работников, появляются новые профессии, открываются карьерные возможности.
Если бессмертные люди смогут бесконечно продлевать свою карьеру, появится застой. Высокие должности будут занимать одни и те же люди веками, и молодым поколениям просто некуда будет расти.
Возможно, это приведёт к новому типу общества, где карьера будет ограничена временными рамками: например, человеку будет позволено занимать определённую должность не дольше 50 лет. Но кто захочет уходить в отставку, если впереди вечность?
Кроме того, если богатые люди получат бессмертие раньше бедных, их капитал будет накапливаться бесконечно. Они смогут контролировать ресурсы, компании, недвижимость веками, превращаясь в фактически бессменную аристократию. Разрыв между классами станет настолько глубоким, что обычному человеку будет невозможно даже приблизиться к элите.
Возможно, появится новый вид налогообложения: «налог на бессмертие», ограничивающий концентрацию капитала у долгожителей. Но приведёт ли это к равенству, или лишь к ещё большему социальному напряжению?
Смерть — естественный способ регулирования численности населения. Если люди перестанут умирать, мир столкнётся с совершенно иным демографическим кризисом.
Возможно, это вынудит человечество переселиться на другие планеты, но даже в таком случае пространство не бесконечно. Если бессмертие станет нормой, правительства, вероятно, введут ограничения на рождаемость.
Но это создаст ещё один кризис. Если новые дети не рождаются, а старые поколения остаются, общество может застопориться в развитии. Молодые люди — двигатель прогресса, потому что именно они приносят новые идеи, ломают старые устои. Без притока нового мышления мир превратится в цивилизацию застывших догм, где всё уже изобретено, а ничего принципиально нового не появляется.
Сегодняшняя концепция семьи и любви завязана на конечности жизни. Люди создают семьи, рождают детей, заботятся о близких, потому что время ограничено.
Скорее всего, общество перейдёт к новым формам отношений. Возможно, браки станут временными, с возможностью расторжения каждые 50-100 лет. Возможно, люди будут создавать несколько последовательных семей, живя в разных культурах, странах, социально-экономических системах.
Но появится и другая проблема: психологическая усталость. Сейчас старики часто испытывают одиночество из-за потери друзей и близких. В мире бессмертия такие потери станут ещё более мучительными. Если человек живёт 1000 лет, он теряет десятки поколений своих друзей. Это может привести к тому, что долгожители начнут отдаляться от общества, превращаясь в закрытую элиту, которой уже неинтересно общаться с «молодыми» 80-летними смертными.
Если человек бессмертен, как наказывать его за преступления? Сегодня многие преступления караются тюрьмой, но имеет ли смысл сажать человека на 20 лет, если он может жить вечно?
С одной стороны, пожизненное заключение может стать более суровым наказанием, чем сейчас. Если человек знает, что проведёт 200 или 300 лет в камере, это может быть более страшным, чем смертная казнь.
С другой стороны, изменится ли отношение общества к моральным поступкам? В мире, где жизнь бесконечна, будет ли убийство восприниматься также как сейчас? Или появятся способы «возвращать» убитых к жизни, например, клонированием или цифровым восстановлением сознания?
Если бессмертие станет возможным, его первыми получат богатые и влиятельные люди.
Сегодня власть меняется, потому что лидеры стареют и уходят, а на их место приходят новые люди с новыми идеями. Если этот процесс остановится, возникнет политический застой.
Представьте, что все президенты, монархи и олигархи получают бессмертие. Это значит, что они останутся на своих позициях пожизненно. Через некоторое время они превратятся в касту «вечных правителей», которые не уступят власть никому.
Это может привести либо к жёсткому авторитаризму, либо, наоборот, к краху всей политической системы, когда люди начнут требовать ротации власти и ограничений на бессмертных лидеров.
Помимо социальных и экономических последствий, стоит задать вопрос: а готов ли сам человек к жизни без конца?
Сегодня люди испытывают кризис среднего возраста, депрессии, экзистенциальные тревоги. Они связаны с тем, что у человека есть ограниченное время, и он чувствует его давление.
Будут ли люди терять интерес к жизни, прожив 500 лет? Захотят ли они добровольно уходить, даже если физически останутся здоровыми? Появится ли психологический предел жизни, после которого сознание просто «выгорит»?
Психологи уже сейчас изучают феномен «жизни без целей» — состояния, при котором человек теряет мотивацию, если не сталкивается с вызовами. В мире бессмертия такие состояния могут стать нормой.
Если технологии продления жизни окажутся доступны только элите, социальное неравенство достигнет нового уровня. Возможны ли механизмы регулирования? Один из вариантов — международный контроль, аналогичный тому, что действует в ядерной энергетике: ООН или ВОЗ могли бы следить за этическим использованием технологий бессмертия. Другая идея — создание государственного финансирования продления жизни, чтобы оно стало доступным не только миллиардерам, но и широкой аудитории. Однако это потребует переосмысления всей экономической модели общества.
Мы привыкли думать, что смерть — трагедия, но, возможно, она выполняет важную функцию в обществе. Если её устранить, человечество столкнётся с новыми проблемами, к которым оно пока не готово.
При этом продление жизни — неизбежный этап эволюции. Как только технологии позволят жить дольше, люди уже не захотят возвращаться к смертности.
Вопрос лишь в том, готовы ли мы к миру, где смерть исчезнет, но появятся совершенно новые вызовы.
Мы воспринимаем страх как нечто негативное, но на деле он играет важную роль в формировании психики. Страх смерти побуждает человека к действию, он лежит в основе большинства культурных, социальных и психологических механизмов.
Возможно, люди научатся перекодировать страх, превращая его в иной источник мотивации. Вместо страха смерти появится страх застрять в вечности, страх за собственную идентичность, страх бесконечного существования. Но если осознанно подойти к этим страхам, можно научиться использовать их как индикаторы того, что в жизни требует внимания.
Страх не исчезнет, но он может стать инструментом, который помогает лучше понять себя.
С развитием технологий изменяется не только продолжительность жизни, но и сам способ переживания эмоций. Сегодня мы уже видим, как цифровые алгоритмы влияют на восприятие реальности: соцсети создают ощущение постоянной нехватки, информационный поток формирует тревожность, а виртуальная среда изменяет представление о времени.
Есть вероятность, что люди начнут разделять свою личность на несколько цифровых копий, проживая одновременно разные сценарии жизни. Это приведёт к появлению новых форм тревожности.
Технологии не избавят от страха, они изменят его природу. Возможно, в будущем страх перестанет быть связанным с биологическим выживанием и превратится в экзистенциальное беспокойство о смысле существования.
Бессмертие — не просто продление жизни. Это радикальное изменение самого принципа существования человека. Оно не избавит нас от тревог, но создаст новые. Оно не решит все социальные и философские вопросы, а только поставит перед нами новые дилеммы.
Человеку свойственно стремиться к бессмертию, но, возможно, истинное развитие заключается не в том, чтобы жить вечно, а в том, чтобы научиться по-настоящему ценить время, которое у нас есть.
Влечение — загадочная и мощное чувство, управляющее человеком. Мы рационализируем его, разбираем на нейрохимические процессы, анализируем с точки зрения психологии привязанности, но оно остаётся чем-то магическим. Почему нас притягивают одни люди, и не интересуют другие? Почему иногда случается мгновенная искра, а иногда – равнодушие, даже если напротив человек, подходящий по всем разумным критериям?
История становления музыкального образования в Алатыре. Как и когда она начиналась? Кто были первые педагоги? Кто такие "тапёры"? Какой путь прошло "алатырское искусство" за последние 100 лет? Когда открылась первая детская музыкальная студия ? Мог ли профессиональный скрипач, гитарист, баянист и трубач не иметь даже базового музыкального образования? Городской хор, народный университет культуры и пр.
Когда людям нужна история? В какие эпохи и периоды жизни государства? И что больше всего интересует людей в истории?
Мы начинаем снова и не с ноля. Boosty коварно, по-левацки сработало «расстрельными списками» и забанило под надуманным предлогом всех авторов, по отношению к которым были подозрения в том, что они патриотически настроены, устроило репрессии за подозрения в исповедовании нетерпимых для себя ценностей и вне связи с публикуемым контентом.
Теперь проект будет здесь, а аккаунт на Boosty скоро будет удалён.
Все подписчики, которые оплачивали подписку на Boosty, и у которых на Boosty видно адреса электронных почтовых ящиков, получили на почту промокоды на бесплатный период подписки здесь, на sponsr.ru.
Промокоды надо активировать в разделе «Мой профиль» во вкладке «Промокоды», для чего, конечно, сначала зарегистрироваться.
Три пользователя с Boosty, у которых скрыты почтивые ящики, не получили ничего, так как сервис личных сообщений на Boosty тоже заблокирован. Напишите сюда или в телеграм канал «Игра в ЦивилиZацию», где также будет сообщение о перезапуске блога, или на почту Seapowerru@yandex.ru
Речь идёт о пользователях с Boosty Svenn, Иван Сызранцев и PakoxoD.
Пока же, кратко оглянемся назад. Семь платных постов, сотни фото, несколько видео, и эксклюзивные по содержанию тексты, с объёмом 20-40 тысяч знаков каждый перенесены на sponsr.ru полностью.
Проект «Теория автомобиля» полностью перезапущен. Бесплатный контент, как и ранее на Boosty тоже будет, в небольших объёмах и количествах, чуть позже.
В конце февраля планируется выход очередного полноценного выпуска, который, как обычно, будет подавать привычные вещи с крайне непривычной стороны.
Как обычно, всё будет стильно и немного гламурно.
И как обычно — если Вам нравится контент, порекомедуйте его своим друзьям и знакомым. Они, как и Вы, не пожалеют об этом.
Для тех, кто сомневается, подписываться или нет - первый бесплатный пост с цитатами из разных частей очерка «Автомобили и культурное доминирование», для оценки качества контента.
Вы никогда не читали ничего подобного.
Оставайтесь на связи и до новых встреч!