Воспитание художественной культурой: «Садись рядом, Мишка!» (1977)

Здравствуйте, дорогие читатели.
Выкладываем несколько кадров из фильма.
Воспоминание о былом.
Школа Сюэ
Глава 1 — Услышав о нем, люди отвернулись
Сюэ Дянь (1887 — 1953) уроженец уезда Шулу, провинции Хэбэй. Учился у мастера Ли Цуньи, а позднее поклонился мастеру Ли Чжэньбаню из Шаньси и мастеру Линкун из Утайшань. После возвращения из Шаньси, заведовал академией боевых искусств (гуошугуань) в Тяньцзине. Написал учебное пособие «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства».
Не так давно, (я) увидел переиздание старых пособий по боевым искусствам, среди которых была книга «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства» 1933 года. Вздохнув, я вспомнил об ушедшем (времени) шестидесятилетней давности.
Моя молодость пришлась на эпоху Сюэ Дяня. Его имя гремело на каждом углу и унаследовав стиль боя Ли Цуньи, он заведовал работой в академии гуошу, день за днем приумножая славу синьицюань. В наших глазах он был почти что богом, человеком великих дел.
Два моих учителя, Тан Вэйлу и Шан Юнсянь, были очень близки с ним. Окрепнув телом, (я) решил что взрастил гунфу и подумывал вызвать его на бой. Ведь если доходишь до первого этапа постижения синъицюань «видимой силы» (明劲 — минцзинь), то просто необходимо испробовать себя в бою.
Сказав об этом учителю Шану, тот ничего не ответил. А когда через пару дней из Нинхэ приехал учитель Тан, то (он) жестко отчитал меня. «Ты не понимаешь. Он демонически быстр и свободно переходит от одного действия к другому. И хотя внешне (Сюэ Дянь) похож на школьного учителя, в бою его взгляд обретает звериные черты, ввергая в страх даже крепких духом».
Шан Юнсян отдыхал в дворике своего дома. Мастер Тан подвел меня к нему и подкинув ногой тыкву горлянку, протянул ее мне со словами: «Пробьешь ударом насквозь, тогда можешь вызвать Сюэ на бой». Помню, как его пристальный взгляд смутил и опустошил меня. И хотя тыква настолько мягка, что и ребенок пробьет ее, я не смог поднять рук. Увидев как мое эго ушло, мастер Тан сказал: «Сюэ считается твоим дядей по школе. Вызвав его на бой, ты поднимешь всех нас на смех. Он наиболее известный (среди нас) и стоит понимать, что лучше оберегать его (имя)».
Как-то, я помог другу мастера Тана отбиться от шпаны на улице. Этому старику было около 70 лет, хотя он выглядел достаточно крепким. В благодарность, он пригласил меня к себе, и мы проговорили весь вечер. Дойдя до Сюэ, он рассказал, что тот был поздним учеником Ли Цуньи, и мастер часто расхваливал его перед другими.
Как-то раз, Сюэ Дянь и его старший брат Фу Чанжун подрались на втором этаже ресторана. Сюе сказал: «Здесь не место для драки», на что Фу ответил: «Мне и не понадобиться много места, чтобы побить тебя». Сюэ торопливо подал руку вперед, а Фу выполнил прием «ладонь оборачивающего тела» и скинул Сюэ через перилла, со второго этажа вниз. Упав, окружающие подумали, что он сломал кости и не сможет встать. Однако, с легкостью вскочив, Сюэ крикнул: «Я еще приду к тебе» и ушел.
После этого он пропал. Лишь когда умер Ли Цуньи он появился вновь. Сам Сюэ рассказывал, что поселился в горах Утайшань. Он редко упоминал об обучении у мастера Ли и в основном, утверждал что обучался у старого монаха — Усю Линкун (Старик небесной пустоты). Будто тому было 120 лет, что выглядело как мистификация и мало кто верил в это.
Но разве мог Сюэ Дянь постичь боевое искусство у того, кого никогда и не было? Само имя «Старик небесной пустоты» говорит что его нет. А имя небесный или духовной пустоты очень напоминает фразу — «уходящий в небо», т. е. уходящий в нирвану. Не намек ли это на термин «условной реальности» в буддизме? Также возраст 120 лет это 2 полных цикла традиционного календаря. Подсказка на то, что человек дважды родился?
Видимо, то поражение повлияло на Сюэ, и он сам изгнал себя из школы. Будто решил, что подвел мастера и придумал мистическую линию передачи от неведомого монаха. И хотя это только догадка, мне кажется, что монах существовал на самом деле. Лишь имя было другим, а какое, (я) уже и позабыл.
Вернувшись, он выглядел очень открытым. Но люди не могли разглядеть того, что было (в нем). Как-то, он продемонстрировал свое мастерство на собрании практикующих. Всего несколько шагов, словно танец. Но в каждом действии его тела, была невероятная согласованность, что-то звериное, заставляющее застыть всех смотрящих. Невероятное, очень необычное состояние ци, цзинь, шэнь. Тут же кто-то начал говорить, что его тело обрело волшебные метаморфозы. И закончив демонстрацию, он вызвал Фу Чанжуна на бой.
Я слышал, что это жутко перепугало Шан Юнсяна. «Мы все братья одной школы! Конечно, мы не так близки, как кровные, но наши связи ближе, чем с двоюродными! Как же можно биться до смерти?!» — закричал он. И в итоге отговорил Сюэ от боя. А после, на правах старшего (брата), уговорил взять на себя обучение группы Ли Цуньи и возглавить тяньцзиньскую академию гуошу.
Несмотря на то, что преподавание боевых искусств проходило под лозунгами укрепления страны и народа, в синъицюань есть строгое правило, не допускать повсеместной передачи учения. Поэтому многие материалы и книги по стилю касались лишь общих вещей. Только дойдя до определенного момента, ты мог понимать значения наставлений.
И напомню, что это была эпоха кризисов. В этих условиях, Сюэ Дянь раздумывал, как создать материал для быстрого самообучения стилю. Так и появилась книга «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства». Те, кто получил истинную передачу, посмотрев, тут же понимали, о чем идет речь. Конечно было понятно, что это синъицюань. Получается, что таким образом он хотел избежать нарушения правил и назвал книгу искусство образов и форм, а не синъицюань?
Это догадка, но «искусство образов и форм» и синъицюань имеют общую, древнюю связь. Ее написание было словно надеждой, на побуждение к самоотверженности практикующих. Ведь боевое искусство — это искусство движения, которое должно передаваться от человека у которого ты учишься на примере. И лишь потом, (ты) можешь осмыслять (технику) самостоятельно. Поэтому не получиться заложить хорошую основу по книгам, практикуя без учителя.
Так несмотря на его известность, поражение в том бою оставило отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Погиб он трагично. (В 1953 году его расстреляли как члена религиозного культа). И долгое время знающие его люди, предпочитали не говорить о нем и не особо почитали его последователей.
Книга же написана красивым и простым языком. Трудно встретить столь чистый и ясный слог, где читатель быстро вникает в суть и может самостоятельно заниматься изучением разделов (книги).
Многие знают, что одной из ключевых особенностей синъицюань, является практика стояния. Но вот как стоять, не ясно. В некоторых книгах говорится лишь о том, что нужно подтянуть макушку, язык, уши, нос. О том, что нельзя двигаться. Словно совершаешь буддийскую практику созерцания. И чем дольше стоишь неподвижно, тем лучше. Это ошибочное мнение. Если будешь держать себя, создашь напряжения мышц и лишь испытаешь разочарование (со временем).
Здесь открывается небольшой секрет. Практика стояния — это о движении. Не о практике неподвижного созерцания, а медленная тренировка (движения). Сюэ Дянь говорил так: «Методы стояния — это медленная практика. Медленно, посредством духа и намерения, приходишь в движение, раскрывая четыре конечности». Только об очень медленном (движении), что непонимающие люди этого не замечают.
Эти слова «Медленно посредством духа и намерения приходить в движение» на вес золота. Они разъясняют, что эффект от стояния направлен на: «чистоту (здоровья) внутренних органов, раскрытые каналы и меридианы, крепость костей, костного мозга и наполненность жизненных сил». Особенно есть указание на то, что «обостренная (острая) реакция нервной системы» это ошибочный результат тренировки.
2. 11 глава. 12 раздел. О дыхании.
Многие знают что синъицюань это искусство внутренней семьи. Получается, что посредством кулачного искусства, можно постичь путь (дао). Но в трактатах только описание тренировки боевого и очень смутно (простыми словами из даосского канона) описано, как же можно постичь путь. Сюэ говорит о цельном дыхании тела, как о методике (синъицюань) для вступления на него. В его тексте сказано: «Со всех сторон (тела), из всех малых пор, поднимается словно пар иль туман дыхание тела». Это и есть мастерство. Именно так дышит дух. Не получив истинной передачи, не усердствуя в практике — не дойдешь до предела и сложно будет вступить на путь.
3. Первый том. 6 глава. Первый раздел. Пять методов сплетаются в жемчужную нить.
В практике синъицюань есть понятие «кружевные руки» (圈手). Еще технику называют — «ветер раскачивает иву». Этими движениями можно как атаковать (противника), так и укрепить тело. Говорят в ней хранится главная суть кулака пяти элементов и форм двенадцати зверей. Не получившие передачу, предполагают, что это такая же практика, как и облачные руки тайцзицюань, где двумя руками (практикующий) описывает круг.
В действительности же, это похожая практика, но круг описывается не только двумя руками, а все тело приходит в движение.
Синъицюань использует понятия кулака пяти первоэлементов: метала, дерева, воды, огня, земли. Им соответствуют усилия: рубящего, пробивающего, буравящего, взрывного, горизонтального кулаков. Сюэ в своей книге свел их к понятиям: «полета, облака, встряхивания, колыхания, вращения». Так два понятия «полета» и «облака» взяты из фехтования. И (знающие) сразу могут угадать в этом методы изменения кулаков пяти первоэлементов из синъицюань. Словно изменили суп, не изменив его наполнения.
Но если серьезно, то его пять методов взяты не из кулака пяти элементов. Даже кружевные руки имеют очень древнее происхождение. Поэтому лучше уделить внимания изучению того, как он нанизывает пять методов в эту жемчужную нить и как он разъясняет их суть и различия.
Перевел Хван Кирилл. 2023
В своем Дзен-канале и блоге Инстаграм, я создал целую серию статей под общим названием 'Тарковский без глянца".
В них, на основе мемуаров тех, кто работал с Гением кино, показано каким неоднозначно иконописным был Тарковский. А именно икону сделали из него электоральные СМИ за последние 40 лет. К сожалению многие продолжают верить в это. Мои статьи о Тарковском призваны разуверить тех, кто хочет разобраться в феномене "Андрей Тарковский". К сожалению, действительно большой художник, не являлся примером для подражания в работе, в общение со специалистами, коллегами, а так же, в личной жизни. Серию статей я продолжу здесь - на http://sponsr.ru
Подписывайтесь на меня. Плата за 6-8 эксклюзивных статей будет минимальной - 500 р/месяц. В них речь будет идти не только о Тарковском, но и о белых пятнах Культуры эпохи СССР. Об этом вам не расскажут на ТВ 'Культура" или ОРТ. Подписывайтесь, не пожалеете.
На слиянии двух великих рек — Волги и Оки — раскинулся Нижний Новгород, город с богатой историей, потрясающей архитектурой и особым характером. Основанный в 1221 году как пограничная крепость, сегодня он стал крупным культурным и экономическим центром России. Чем же так притягателен этот город? Давайте отправимся в виртуальное путешествие и раскроем все его секреты!
Нижегородский кремль — это не просто историческая крепость, а подлинное сердце города, откуда началась его славная история. Возведенный в начале XVI века как мощное оборонительное сооружение, он на протяжении веков надежно защищал рубежи русского государства. Уникальность этой крепости в том, что за всю свою историю она ни разу не была взята штурмом, несмотря на многочисленные попытки врагов. Толщина стен кремля достигает пяти метров, а их общая протяженность составляет более двух километров, образуя неправильный многоугольник с тринадцатью башнями, из которых до наших дней сохранилось двенадцать. Каждая башня имеет свою уникальную историю и архитектурные особенности — от строгой Дмитровской, служившей главным въездом, до изящной Ивановской, связанной с именем Кузьмы Минина.
Сегодня кремль представляет собой великолепный архитектурный ансамбль, где гармонично сочетаются старина и современность. Прогуливаясь по его территории, можно увидеть не только древние стены и башни, но и важные административные здания, в том числе резиденцию губернатора и городскую думу. Особый интерес представляет Михайло-Архангельский собор — старейшее из сохранившихся сооружений кремля, построенное еще в середине XVI века. В этом храме покоится прах Кузьмы Минина, одного из организаторов народного ополчения 1612 года. С высоты кремлевских стен открывается потрясающая панорама на Стрелку — место слияния Волги и Оки, а в ясную погоду видно на десятки километров вокруг.
Внутри кремля расположено несколько интересных музеев. В здании бывшего губернаторского дворца работает художественный музей с богатой коллекцией русской живописи, а в одной из башен разместилась выставка, посвященная истории кремля и его роли в жизни города. Особой популярностью у посетителей пользуется выставка военной техники под открытым небом, где представлены образцы вооружения от средневековых пушек до современных ракетных комплексов. Каждый год в кремле проводятся красочные исторические реконструкции, фестивали и культурные мероприятия, которые оживляют древние стены и позволяют окунуться в атмосферу прошлого.
Особое очарование кремль приобретает вечером, когда включается художественная подсветка, мягко освещающая древние стены и создающая неповторимую романтическую атмосферу. В это время особенно приятно прогуляться по благоустроенной территории, где аккуратные дорожки ведут мимо ухоженных газонов и цветников, а в летнее время работают уютные кафе. Кремль остается не только историческим памятником, но и важным общественным пространством, где проходят городские праздники, концерты и другие значимые события.
Интересно, что Нижегородский кремль — это не застывший музейный экспонат, а живой организм, который продолжает развиваться. В последние годы проведена масштабная реставрация, позволившая укрепить стены и башни, при этом сохранив их аутентичный облик. Появились новые музейные экспозиции, современные информационные стенды с использованием технологий дополненной реальности, позволяющие увидеть, как выглядела крепость в разные периоды своей истории. Кремль остается символом не только Нижнего Новгорода, но и всей России — напоминанием о славном прошлом и вдохновляющим примером сохранения исторического наследия.
Для нижегородцев кремль — это больше, чем просто исторический памятник. Это место, где назначают встречи, гуляют с детьми, празднуют важные события. Здесь чувствуется особая энергетика, связывающая поколения. Студенты приходят сюда перед экзаменами «за удачей», молодожены — для красивых фотосессий, туристы — чтобы прикоснуться к истории. Каждый находит в кремле что-то свое, но все без исключения ощущают его величественность и особый дух. Это действительно сердце города, которое продолжает биться уже более пяти веков, объединяя прошлое, настоящее и будущее Нижнего Новгорода.
Нижний Новгород навсегда вписал свое имя в историю русской литературы как город, где родился и вырос один из самых противоречивых и талантливых писателей — Максим Горький. Настоящее имя литератора — Алексей Максимович Пешков — сегодня известно меньше, чем его звучный псевдоним, ставший символом новой эпохи в искусстве. Детство и юность будущего классика прошли в атмосфере суровой нижегородской действительности конца XIX века, которая позже ярко отразилась в его автобиографической трилогии. Дом Каширина — деда писателя — сохранился до наших дней и превратился в музей, где каждый может увидеть ту самую «тесную, душную комнату», в которой маленький Алеша Пешков постигал первые жизненные уроки.
Особый нижегородский колорит пронизывает многие произведения Горького. В «Детстве», «На дне», «Фоме Гордееве» легко узнаются городские пейзажи, типажи местных жителей, неповторимая атмосфера крупного волжского города на рубеже веков. Любопытно, что именно в Нижнем Новгороде Горький написал свои первые рассказы и познакомился с Владимиром Короленко, который стал его литературным наставником. Сегодня в городе сохранилось более 30 мест, связанных с жизнью писателя — от скромной «дворницкой» на улице Ковалихинской, где он жил сторожем, до роскошного особняка на улице Минина, где располагалась редакция журнала «Летопись».
Память о Горьком в Нижнем Новгороде бережно хранится. Главная городская площадь носит его имя, здесь же установлен монументальный памятник писателю работы скульптора Веры Мухиной. Литературный музей в доме на улице Семашко обладает уникальной коллекцией личных вещей, рукописей и фотографий. Особый интерес представляет восстановленная обстановка комнаты, где жил молодой Пешков, работая в адвокатской конторе. Но самым необычным памятником писателю можно считать музей-квартиру на улице Кожевенной, где воссоздана атмосфера «дна» — того самого мира ночлежек и босяков, который Горький так ярко описал в своей драматургии.
Парадоксально, но факт: хотя Горький покинул Нижний Новгород в 24 года и большую часть жизни провел вдали от родного города, именно нижегородский период оказался наиболее плодотворным для его творчества. Здесь он создал свои первые значительные произведения, сформировался как писатель, выработал тот особый стиль, который позже назовут «горьковским». Даже псевдоним «Горький» был выбран не случайно — он отражал и горькую судьбу писателя, и горькую правду его произведений, и даже специфический привкус нижегородской воды, которую в народе называли «горьковатой».
Современный Нижний Новгород продолжает чтить память своего знаменитого земляка. Ежегодно в конце марта здесь проходит «Горьковская неделя» — цикл мероприятий, посвященных дню рождения писателя. В театрах ставят его пьесы, в библиотеках организуют тематические выставки, на улицах проводятся литературные экскурсии. Особой популярностью пользуется маршрут «По горьковским местам», который включает не только музеи, но и те уголки города, которые описаны в произведениях классика. Интересно, что многие нижегородцы до сих пор называют некоторые районы города «горьковскими» названиями, хотя официальная топонимика давно изменилась.
Набережная Федоровского, откуда открывается великолепный вид на Стрелку и заречную часть города, стала излюбленным местом прогулок как для жителей, так и для гостей Нижнего. Именно здесь установлена скульптурная композиция «Человек в мире», посвященная горьковскому пониманию человеческой природы. А в сквере на площади Горького часто можно встретить студентов, которые, по местной традиции, трут нос бронзовому писателю перед экзаменами — на удачу.
Нижний Новгород и Максим Горький — это удивительный пример того, как город может вдохновлять художника, а художник — прославлять город. Пройдя сложный путь от «буревестника революции» до классика мировой литературы, Горький остается для нижегородцев прежде всего своим, родным — тем мальчишкой с жестянкой краски, который бегал по крутым здешним откосам, тем юношей, который впитывал впечатления шумной волжской жизни, тем начинающим писателем, который нашел в этом городе и его людях неисчерпаемый источник вдохновения. И сегодня, спустя более 150 лет со дня рождения писателя, Нижний Новгород продолжает рассказывать новые поколениям свою «горьковскую» историю — правдивую, без прикрас, но полную особой любви к этому удивительному городу на Волге.
Нижний Новгород — это город удивительных контрастов, где прошлое и настоящее переплетаются в причудливом архитектурном танце. Прогуливаясь по его улицам, можно совершить путешествие во времени: от роскошных купеческих особняков XIX века до ультрасовременных арт-кластеров, разместившихся в бывших промышленных зданиях. Особенно ярко это смешение эпох проявляется на Рождественской улице — настоящем музее под открытым небом, где почти каждый дом является архитектурным памятником. Здесь соседствуют строгий классицизм банковских зданий, пышное барокко церкви Строгановых и причудливый модерн доходных домов. Уникальность нижегородской архитектуры в том, что она сохранила подлинный дух старого купеческого города, не превратившись при этом в застывший музейный экспонат.
Особого внимания заслуживает здание Государственного банка на Большой Покровской — настоящий шедевр неорусского стиля, построенный к 300-летию дома Романовых. Его сказочные терема и богатые интерьеры поражают воображение, а технологическое оснащение для начала XX века было поистине революционным. Совсем иная архитектурная эстетика представлена в Нагорной части города, где сохранились великолепные образцы сталинского ампира — монументальные здания в духе «советского дворцового стиля». Но истинный символ городских контрастов — это, пожалуй, Чкаловская лестница, соединяющая Верхневолжскую набережную с Нижне-Волжской. Построенная в форме восьмерки, она насчитывает 560 ступеней и является одной из самых длинных лестниц в России, предлагая потрясающие виды на Волгу и заречную часть города.
Современный Нижний Новгород активно осваивает свое промышленное наследие, превращая бывшие фабричные корпуса в креативные пространства. Яркий пример — арт-кластер «Солдатское озеро» на территории бывшего завода «Двигатель революции», где теперь располагаются галереи современного искусства, театральные площадки и модные кафе. Не менее интересен культурный центр «Арсенал» в здании XIX века, где проходят выставки, лекции и перформансы. Даже старинная водонапорная башня на Гребешке превратилась в арт-объект с панорамной площадкой. Эти пространства стали точками притяжения для творческой молодежи, сохраняя при этом дух индустриального прошлого города.
Театральная жизнь Нижнего Новгорода также отражает его контрастную природу. Академический театр драмы имени Горького, один из старейших в России, соседствует с экспериментальной «Площадкой 9/10», где ставят современные пьесы. В бывшем ДК имени Ленина теперь работает «Театр на Счастливой», известный своими авангардными постановками. А в здании старинного купеческого особняка расположился камерный «Театр Преображение». Даже нижегородский цирк, чье здание является памятником архитектуры, сочетает классическую программу с современными шоу-технологиями.
Гастрономическая сфера города также демонстрирует удивительное смешение традиций и новаторства. В старинных купеческих домах теперь работают рестораны высокой кухни, где подают блюда по рецептам XIX века, а в бывших промышленных зонах открываются фуд-маркеты с современными гастрономическими концепциями. Особой популярностью пользуются кафе в стиле «советского ретро», где можно попробовать настоящий нижегородский пряник или легендарное горьковское мороженое по рецептам 1950-х годов. При этом в городе активно развивается фермерское движение, предлагающее экологически чистые продукты местного производства.
Нижний Новгород умеет удивлять своими неожиданными сочетаниями. Где еще можно увидеть древний кремль на фоне современных небоскребов? Или отреставрированные купеческие палаты рядом с граффити современных уличных художников? Этот город не застыл в прошлом, но и не оторвался от своих корней, создавая уникальный сплав традиций и новаторства. Даже новые жилые кварталы здесь стараются вписать в исторический ландшафт, сохраняя узнаваемый «нижегородский» колорит. Возможно, именно в этом умении гармонично сочетать несочетаемое и кроется секрет особого очарования города, который продолжает вдохновлять архитекторов, художников и просто неравнодушных горожан.
Нижний Новгород с полным правом можно назвать городом технического гения, где на протяжении веков рождались и воплощались в жизнь смелые инженерные идеи. Еще в XIX веке город стал важнейшим центром российской промышленности и инноваций, а его ярмарка считалась «главным кабинетом коммерческих дел России». Именно здесь в 1817 году начала работу знаменитая Нижегородская ярмарка, ставшая не только торговым, но и технологическим хабом своего времени. В павильонах ярмарки демонстрировались последние достижения науки и техники — от паровых машин до первых образцов электрического освещения. Этот дух технического прогресса сохранился в городе и по сей день, превратив Нижний в один из ведущих инновационных центров современной России.
Особая глава в истории технического гения Нижнего Новгорода связана с именем Ивана Кулибина — выдающегося механика-самоучки, чьи изобретения опередили свое время на десятилетия. Родившийся в 1735 году в семье нижегородского купца, Кулибин создал уникальные устройства — от знаменитых часов с музыкальным механизмом до прототипа современного протеза и «самобеглой коляски». Сегодня память о великом изобретателе хранит не только памятник на площади его имени, но и сохранившаяся усадьба Кулибиных в историческом центре города. Интересно, что традиции кулибинского изобретательства продолжают современные нижегородские ученые и инженеры, работающие в многочисленных НИИ и конструкторских бюро города.
XX век превратил Нижний Новгород (тогда Горький) в настоящую кузницу советского машиностроения. Горьковский автомобильный завод, основанный в 1932 году, стал символом индустриальной мощи страны. Именно здесь выпускались легендарные «полуторки» военных лет, знаменитые «Победы» и «Волги», а сегодня производятся современные модели LADA. Не менее значим вклад Горьковского авиационного завода, где создавались истребители времен Великой Отечественной войны, а позже — реактивные самолеты. Особое место в истории занимает имя Петра Нестерова — уроженца Нижнего Новгорода, впервые в мире выполнившего «мертвую петлю» и заложившего основы высшего пилотажа. Сегодня его имя носит одна из площадей города, а памятник летчику встречает гостей аэропорта.
Современный Нижний Новгород продолжает традиции технического новаторства. На базе Нижегородского государственного технического университета работает один из ведущих в России центров подготовки инженерных кадров. В городе расположены крупные исследовательские центры в области радиоэлектроники, ядерной физики, информационных технологий. Особенно известен Нижегородский институт прикладной физики РАН, где разрабатываются уникальные медицинские и научные приборы. В последние годы город стал важным центром IT-индустрии — здесь работают офисы крупнейших российских и международных технологических компаний, развивается стартап-экосистема.
Интересно, что многие технические достижения нижегородцев нашли отражение в городской среде. Например, первый в России трамвай на электрической тяге появился именно в Нижнем Новгороде в 1896 году. Сегодня трамвайная сеть города считается одной из самых развитых в стране. А построенный в 2012 году метромост через Оку стал не только важным транспортным объектом, но и инженерным шедевром — самым длинным в России балочным мостом (длина 1344 метра). Технический гений нижегородцев проявляется и в таких масштабных проектах, как реконструкция стадиона к Чемпионату мира по футболу 2018 года, где были применены уникальные инженерные решения.
Особая гордость города — Нижегородская радиолаборатория, созданная в 1918 году и ставшая колыбелью отечественной радиотехники. Именно здесь работали такие светила науки, как Михаил Бонч-Бруевич и Владимир Лещинский, чьи разработки заложили основы современной радиосвязи. Сегодня традиции радиолаборатории продолжает Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники, а в музее при институте можно увидеть уникальные экспонаты — от первых радиоламп до современных систем космической связи.
Нижний Новгород по праву считается одним из интеллектуальных центров России. Здесь работают 17 университетов и более 50 научно-исследовательских институтов. Ежегодно в городе проводятся международные научные форумы и технические выставки, собирающие ведущих специалистов со всего мира. Особой популярностью пользуется фестиваль науки «КСТАТИ», где сложные научные концепции представляются в доступной и увлекательной форме. А в музеях города можно увидеть уникальные технические экспонаты — от первых советских компьютеров до макетов космических аппаратов.
Технический гений Нижнего Новгорода — это не просто страницы истории, а живая традиция, которая продолжает развиваться. Современные нижегородские разработчики создают программное обеспечение для международных корпораций, проектируют инновационные медицинские приборы, работают над перспективными направлениями в робототехнике и искусственном интеллекте. Город сохраняет статус важного центра авиа- и судостроения, одновременно становясь площадкой для развития новых высокотехнологичных отраслей. И если Иван Кулибин когда-то удивлял мир своими механическими диковинками, то сегодня его последователи поражают воображение цифровыми технологиями, продолжая славную традицию нижегородского технического гения.
Нижний Новгород — настоящий рай для гурманов, где кулинарные традиции Поволжья переплетаются с современными гастрономическими трендами. Основа местной кухни — это сытные блюда, которые исторически готовили в купеческих домах и крестьянских семьях, используя дары щедрой волжской природы. Визитная карточка региона — знаменитый нижегородский пряник, который по праву конкурирует с тульским собратом. Эти ароматные лакомства с медовым вкусом и замысловатыми узорами пекут по старинным рецептам, передававшимся из поколения в поколение. Особенно хорош пряник в сочетании с традиционным нижегородским сбитнем — горячим напитком на меду с травами, который прекрасно согревает в промозглую погоду.
Мясные блюда занимают особое место в нижегородской кухне. Здесь до сих пор готовят «козулю» — запеченную в печи свиную голову по старинному рецепту, который когда-то был фирменным блюдом местных трактиров. Не менее популярна «строганина» — тонко нарезанная замороженная оленина, пришедшая в нижегородскую кухню от северных народов. Но истинным символом региона можно считать «волжскую уху» — наваристый рыбный суп, который варят из стерляди, судака и другой речной рыбы с добавлением шафрана и белого вина. Особый вкус ухе придает способ приготовления — ее томят в печи несколько часов, добиваясь неповторимого аромата.
Рыбные деликатесы — особая гордость нижегородской кухни. Благодаря близости Волги и Оки, здесь всегда было изобилие свежей речной рыбы. Искусные хозяйки придумали десятки способов ее приготовления — от знаменитой «черной» щуки, запеченной в сметане с грибами, до изысканного «пожарского» судака. Особого внимания заслуживает нижегородский способ засолки рыбы — ее пересыпают слоями льда и соли, получая нежный, слегка прозрачный продукт с тонким вкусом. В современных ресторанах эти традиционные рецепты получают новое прочтение — например, стерлядь могут подавать с соусом из местных ягод или с воздушным картофельным пюре.
Овощные блюда в нижегородской кухне — это отдельная поэма. Особенно популярны всевозможные соленья и маринады, которые раньше заготавливали на долгую зиму. Визитная карточка — «нижегородский капустник» — тушеная капуста с мясом, грибами и специями, которая готовится в глиняных горшочках. Не менее знамениты местные огурцы — хрустящие, ароматные, их солят с листьями смородины и дуба по рецептам, сохранившимся с XIX века. Летом обязательно стоит попробовать «зеленые щи» из щавеля и крапивы — освежающий суп, который подают с вареным яйцом и сметаной.
Современная гастрономическая сцена Нижнего Новгорода удивительно разнообразна. В городе работают рестораны высокой кухни, где традиционные блюда подают в авторской интерпретации. Например, в одном из заведений вам могут предложить «деконструированный» нижегородский пряник — его вкус раскрывается в виде мусса, крема и воздушного бисквита. В другом — подадут современную версию купеческой «козули», где мясо готовится по технологии су-вид и сопровождается нежным пюре из топинамбура. Особой популярностью пользуются гастрономические фестивали, где можно попробовать как аутентичные блюда, так и их современные интерпретации.
Отдельного упоминания заслуживает нижегородский сыр — продукт, который производят на небольших фермах в окрестностях города. Местные сыровары возрождают традиции сыроделия, создавая уникальные сорта с добавлением лесных трав и ягод. Особенно хорош «волжский» сыр с белой плесенью, который выдерживают в известняковых пещерах на берегу реки. Его можно попробовать в специализированных сырных лавках или на фермерских рынках, которые работают в городе по выходным.
Сладости — еще один повод для гордости нижегородских кулинаров. Помимо знаменитых пряников, здесь готовят «ореховые трубочки» — хрустящее печенье с ореховой начинкой, которое когда-то подавали к чаю в купеческих домах. Не менее популярны «бормотухи» — леденцы на палочке с разными вкусами, которые делают по старинным рецептам. А в кондитерских города можно найти настоящие шедевры — например, шоколадные конфеты с начинкой из местных ягод или торты, украшенные сахарными кремлевскими башнями.
Напитки в Нижнем Новгороде — это отдельная история. Помимо уже упомянутого сбитня, здесь варят отличное пиво — несколько местных пивоварен возрождают традиции нижегородского пивоварения, используя хмель с волжских лугов. Любителям крепких напитков стоит попробовать местные настойки на травах и ягодах — например, «нижегородскую зорьку» с клюквой и медом или «купеческую» настойку на дубовых листьях. А поклонникам здорового образа жизни понравятся морсы из местных ягод — брусники, морошки, клюквы, которые подают в большинстве кафе.
Гастрономический облик Нижнего Новгорода продолжает развиваться. В последние годы в городе появилось множество кафе и ресторанов, где традиционные рецепты получают новое прочтение. При этом нижегородцы трепетно относятся к своим кулинарным традициям — многие семьи до сих пор хранят старинные рецептурные тетради, передающиеся из поколения в поколение. Благодаря этому нижегородская кухня остается живой и развивающейся, сохраняя свою аутентичность и в то же время впитывая новые веяния.
Современный Нижний Новгород — это динамично развивающийся мегаполис, где гармонично сочетаются богатое историческое наследие и передовые технологии XXI века. Город давно перешагнул рамки исключительно промышленного центра, превратившись в важный культурный, образовательный и IT-хаб России. На улицах можно одновременно увидеть отреставрированные купеческие особняки и ультрасовременные бизнес-центры со стеклянными фасадами, а в воздухе витает особый дух творчества и предпринимательской инициативы, всегда отличавший нижегородцев.
Особенно ярко современность проявляется в стремительном развитии IT-сектора — Нижний Новгород по праву считается одной из ведущих IT-столиц России. Здесь расположены офисы крупнейших российских и международных технологических компаний, а местные стартапы регулярно получают инвестиции на международных конкурсах. В городе работает несколько технопарков и бизнес-инкубаторов, где молодые предприниматели могут реализовать свои идеи. Ежегодно проводятся масштабные IT-форумы и хакатоны, собирающие тысячи участников со всей страны. При этом город сохраняет свои промышленные традиции — заводы Нижнего продолжают выпускать автомобили, суда и авиационную технику, но теперь с использованием самых современных технологий.
Культурная жизнь города поражает своим разнообразием. Помимо классических театров и музеев, в Нижнем появилось множество новых арт-пространств в переоборудованных промышленных зонах. Культурный центр «Арсенал» в кремле стал площадкой для современных выставок и перформансов, а в бывших цехах завода «Двигатель революции» теперь располагаются модные лофты и галереи. Особой популярностью пользуется арт-кластер «Солдатское озеро», где проходят концерты, фестивали и творческие встречи. Летом набережные превращаются в огромные концертные площадки, а зимой город удивляет масштабными ледовыми инсталляциями и световыми шоу.
Образовательная сфера Нижнего Новгорода продолжает укреплять свою репутацию. Городские университеты, в том числе знаменитый ННГУ имени Лобачевского, входят в топ российских вузов. Здесь готовят высококлассных специалистов в области IT, инженерии, физики и других высокотехнологичных направлений. В последние годы особое внимание уделяется созданию современных кампусов и лабораторий, оснащенных по последнему слову техники. При этом нижегородские школы регулярно попадают в рейтинги лучших образовательных учреждений страны, а в городе работает несколько престижных лицеев и гимназий.
Транспортная инфраструктура Нижнего Новгорода постоянно модернизируется. Помимо традиционных трамваев и автобусов, в городе появились современные виды транспорта — от каршеринга до электросамокатов. Особой гордостью стал метромост через Оку — уникальное инженерное сооружение длиной более километра, соединившее две части города. Ведется активное развитие велосипедной инфраструктуры, а набережные превратились в комфортные пешеходные зоны. При этом исторический центр остается преимущественно пешеходным, что создает особую атмосферу для прогулок.
Спортивная жизнь города вышла на новый уровень после чемпионата мира по футболу 2018 года. Построенный к турниру стадион «Нижний Новгород» стал не только спортивной ареной, но и архитектурной достопримечательностью. Здесь проходят не только футбольные матчи, но и крупные культурные мероприятия. В городе активно развиваются и другие виды спорта — от хоккея до волейбола, а новые спортивные комплексы и фитнес-центры открываются регулярно. Особой популярностью пользуются водные виды спорта благодаря расположению на двух реках — летом можно увидеть сотни яхт, катеров и сап-бордов на волжских просторах.
Городская среда Нижнего Новгорода становится все более комфортной для жизни. Появляются новые парки и скверы, реконструируются набережные, благоустраиваются дворы. Особое внимание уделяется созданию комфортной среды для людей с ограниченными возможностями — пандусы, тактильная плитка и другие элементы доступной среды стали неотъемлемой частью городского ландшафта. При этом нижегородцы трепетно относятся к сохранению исторического облика города — новые здания гармонично вписываются в сложившуюся архитектурную среду.
Деловая активность в городе продолжает расти. Нижний Новгород регулярно принимает крупные экономические форумы и бизнес-конференции, привлекая инвесторов со всей России и из-за рубежа. Развивается малый и средний бизнес — в городе появляются новые кафе, рестораны, бутики и сервисные компании. Особой популярностью пользуются фермерские рынки и ярмарки, где можно купить экологически чистые продукты местного производства. При этом город сохраняет статус важного промышленного центра, где работают крупные предприятия машиностроения, судостроения и других отраслей.
Социальная сфера также не стоит на месте. В Нижнем Новгороде появляются современные медицинские центры, оснащенные новейшим оборудованием, строятся новые школы и детские сады. Особое внимание уделяется программам поддержки молодежи, людей старшего поколения и социально незащищенных категорий граждан. Городские власти активно взаимодействуют с общественными организациями, создавая условия для реализации социальных инициатив.
Вечерний Нижний Новгород преображается — включается художественная подсветка исторических зданий и мостов, открываются многочисленные кафе и рестораны, начинают работу театры и концертные площадки. При этом ночная жизнь города достаточно разнообразна — от тихих джаз-клубов до современных ночных клубов с известными диджеями. Особой популярностью пользуются летние веранды с видом на Волгу, где можно насладиться прекрасными закатами.
Нижний Новгород сегодня — это город возможностей, где каждый может найти себе занятие по душе. Студенты получают качественное образование, предприниматели — условия для развития бизнеса, творческие люди — площадки для самовыражения. При этом город сохраняет свое неповторимое лицо — ту самую «нижегородскую» атмосферу, которую так ценят и местные жители, и гости города. Сочетание традиций и современности, промышленного потенциала и культурного разнообразия делает Нижний Новгород одним из самых привлекательных городов России для жизни, работы и творчества.
Нижний Новгород — город, который удивляет. Здесь каждый найдет что-то свое: любители истории — древние храмы и крепости, ценители искусства — галереи и театры, бизнесмены — развитую экономику, а романтики — потрясающие виды на великие русские реки.
📌 Подписывайтесь на канал «Это интересно» — мы расскажем вам еще много увлекательного о городах России и мира!
💙 Поддержите канал:
Boosty: https://boosty.to/game-online
CloudTips: https://pay.cloudtips.ru/p/42fbe828
Юmoney: https://yoomoney.ru/to/410011460049673
Sponsr: https://sponsr.ru/interestno_rus/
Причинно-следственных связей пост.
Когда пишущие о мировом наркотрафике журналисты деланно удивляются (см. скрин выше), что смена правительств никак не влияет на производство веществ, то эти журналисты ретранслируют западный дискурс, гласящий, что в нормальных-то странах правительства типа борются против тотальной наркотизации граждан...
Фундамента пост.
Поскольку для взрослого человека вопрос обладания истинной самостью - это вопрос экзистенциальный, то в процессе взросления каждый осиливший повзрослеть находит для себя какую-то точку опоры. Причём как в сугубо личностном аспекте - выстраивая внутренний стержень из двух наиболее важных ресурсов - семьи и работы, так и в аспекте цивилизационном...
Саморазрушения пост.
Около недели тому назад отечественный историк Дюков вызвал острую боль пониже спины, отыскав и переведя на русский язык публикацию в австрийской газете о выступлении В.И. Ульянова (Ленина) на сборище европейских социал-демократов в Цюрихе в ноябре 1914 года...
Нарративов пост.
"Христианство - религия рабов", гласит известный лживый дискурс, который содержит внутри целую пачку необоснованных обобщений и передёргиваний. Начиная с ключевого пункта "а что же считать христианством", и заканчивая подменой тезиса о свободе воли тезисом о предопределении, почерпнутым вообще-то из иудаизма...
Идеологий пост.
За тысячелетия, прошедшие с момента появления за Земле первых государственных образований, человечество так и не смогло выйти за рамки мировоззренческих систем, которые при классификации можно свести к четырём типам политического мышления...
США в Холодной войне: Багги для лёгкой пехоты - Откуда в моторе "Жука" 200 л.с.? - От внедорожных гонок к машине для спецназа - Экосистема - Выгоды для национальной безопасности - Баха, место где всё появилось - Автогонки для иностранного влияния - А как у нас? - Маленький "Чаборз М-3" - Автоспорт и патриотизм - Завербовать фаната NASCAR? - Кавказ: гоночные машины против ММА - Тюнинг как необходимость.
Информированности пост.
Когда мир в XX веке был разделён опущенным западными лжепрогрессорами "железным занавесом" против СССР (а опустили этот занавес именно элиты Status Civilization, если кто забыл), то ключевой характеристикой массы советских граждан в таком контексте было отсутствие осведомлённости о повседневных буднях нормальных-то стран...
Продолжений пост.
Глядя на стремительное наращивание градуса неадеквата властями Азербайджана, имею констатировать: импортные для нашей страны носители родоплеменного менталитета - ничем не отличаются от доморощенных, о которых я писал недавно...
В этой статье я попытаюсь объяснить природу нынешнего конфликта между Россией и Украиной через призму многовековой истории. Главная идея заключается в том, что корни сегодняшнего противостояния кроются не в политических разногласиях последних десятилетий, а в фундаментальных различиях ментальных установок, формировавшихся на протяжении веков. Представляю не только свою точку зрения, но и развернутую критику
Пёстрых лент пост.
Несмотря на продвигаемый лоббистами массового завоза мигрантов тезис о существовании в России "межнационального согласия", те самые мигранты - категорически не готовы жить в согласии с носителями традиционных российских культур...
Когда-то булгаковский Воланд подметил: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…». Заметьте, он не сказал, что у людей те же или другие хромосомы или аллели. Подмечена черта из «мира духа» или мировоззрения, единая для многих народов.
--Рекомендую--
Удивительные живые исторические фотокартины для ваших интерьеров или в подарок коллегам и друзьям: clck.ru/38afTJ
Словариков пост.
Подступаясь к задаче системного описания действительности мыслящие люди рано или поздно сталкиваются с необходимостью давать определения разным природным и социальным явлениям, которые в этой действительности существуют...
Эмоции — это не слабость и не психология в бытовом смысле, а биологически встроенная система раннего реагирования, которая формируется в глубинных структурах мозга задолго до того, как человек способен осознанно что-либо понять. Одна из главных таких структур — миндалина (amygdala).
Что делает миндалина? Постоянно сканирует сенсорную информацию: что вижу, слышу, чувствую — опасно это или нет? Присваивает эмоциональную окраску: страшно, приятно, вызывает отвращение, возбуждает или тревожит. Запускает телесную реакцию: учащённое сердцебиение, потоотделение, напряжение мышц — готовит организм к действию (бей/беги/замри).
Ещё она связывается с памятью: если ты уже сталкивался с чем-то подобным, миндалина вспомнит — и реакция будет сильнее. И влияет на принятие решений — особенно когда времени на анализ нет.
Пример: Ты заходишь в тёмный подъезд. Миндалина уже оценила обстановку — до того, как ты подумал «что-то не так». Если когда-то в детстве тебя пугал шум за спиной — похожий звук мгновенно вызовет тревожную волну. Это не слабость. Это привычка.
Почему это важно? Потому что эмоции — не «помеха разуму», а его основа. Без эмоциональной реакции мы не знаем, на что обращать внимание. Потому что большинство наших решений — эмоциональные, даже если нам кажется, что мы логичны. Потому что эмоции возникают быстрее, чем осознаются, и влияют на нас, даже если мы их не признаём.
Эмоция и чувство — не одно и то же. Эмоция — быстрая, автоматическая реакция мозга и тела на происходящее. Она возникает ещё до осознания, запускается миндалиной, и проявляется телесно: сжимается горло, колотится сердце, подкатывает волнение.
Чувство — это уже осмысленная, оформленная версия эмоции, которую человек может назвать: «я злюсь», «я обижен», «я завидую». Чтобы эмоция стала чувством, нужно время, внимание и контакт с собой.
После первичной оценки миндалиной, сигнал передаётся в лобные доли (префронтальную кору) — зону, отвечающую за сознание, мышление, принятие решений. Там происходит попытка интерпретировать и назвать эмоциональное переживание.
Если этот «высокий путь» включён — появляется чувство. Если нет — человек действует под властью неосознанной эмоции. Это то, что называют: «не понимаю, что на меня нашло».
Умение переводить эмоции в чувства — ключ к саморегуляции, зрелости и безопасному взаимодействию с другими. Когда ты осознаёшь, что именно с тобой происходит, ты не сливаешь напряжение на других, не бежишь от себя, не блокируешь тело.
Человек, умеющий различать чувства, не менее «эмоционален», чем тот, кто всё держит внутри. Он просто управляет собой с позиции наблюдателя, а не жертвы импульса.
Миндалина — одна из первых структур мозга, которая активируется уже в младенчестве. Именно она отвечает за страх, возбуждение, тревогу, ориентировочные реакции на новое. Но структуры, способные осознанно регулировать эти реакции — префронтальная кора — созревают позже всего. Пока между ними нет устойчивой связи, мозг буквально живёт по принципу: «реагируй — а потом, может быть, поймёшь, что это было».
До 25 лет миндалина часто работает автономно, без эффективной обратной связи с лобной долей. Поэтому в подростковом возрасте мы чаще переоцениваем угрозу, действуем импульсивно, испытываем сильные и нестабильные эмоции, воспринимаем всё «на себя».
К 25–30 годам связи между миндалиной и корой головного мозга укрепляются. Это называется нейронной интеграцией. Человек начинает по-другому реагировать: не мгновенно — а через паузу и выбор реакции.
Это не слабость. Это фаза развития. То, что часто воспринимается как «инфантилизм» или «эмоциональная нестабильность», на самом деле — нейробиологическая незрелость системы саморегуляции. Когда человек после 25 начинает вдруг «терпеть больше», «не срываться», «понимать себя» — это не просто опыт. Это созревание мозга.
Важно не винить себя за то, чего мозг ещё не умеет — а давать себе среду, в которой он спокойно дозреет.
Что происходит с нами в стрессе? Когда мы сталкиваемся с резким внешним раздражителем — угрозой, критикой, неопределённостью — миндалина активируется мгновенно. Она «захватывает» управление телом: учащается дыхание, напрягаются мышцы, внимание сужается.
Это рефлекс, унаследованный от предков: выжить → потом разбираться.
Но в современных условиях это приводит к проблемам: мы начинаем защищаться, нападать или отстраняться там, где нужно говорить, слушать или различать.
Эмоциональная грамотность = восстановление канала управления. Когда человек умеет замечать сигналы тела, называть своё состояние, различать эмоцию и её причину, — он активирует лобные доли мозга — те самые, которые способны затормозить реакцию миндалины.
Это буквально биологический сдвиг от реакции к осознанности. В этот момент человек перестаёт быть жертвой автоматизма — и становится хозяином своей жизни.
Что помогает?
Эмоциональная зрелость — это не про «контроль», а про точность. Зрелый человек не «держит себя в руках». Он умеет различать, называть, переносить. Он понимает, что тревога — это не слабость, а сигнал. Что гнев — не разрушение, а граница. Что обида — не каприз, а след незакрытой связи. Он не боится эмоций — своих и чужих. И именно поэтому способен действовать свободно, а не из защитных механизмов психики.
Почему это важно не только личности, но и обществу? Потому что общество из эмоционально неграмотных людей — это:
Люди не рожают — потому что боятся быть неидеальными. Не строят близости — потому что боятся боли. Не меняют жизнь — потому что не знают, что чувствуют.
В мире, где всё быстро меняется, где старые опоры исчезают, и где у человека всё меньше гарантированных ролей — умение понимать, что с тобой, становится единственной надёжной навигацией. Это не психология для «тех, у кого проблемы». Это базовая грамотность XXI века. Также, как когда-то учились читать, теперь нам предстоит учиться чувствовать.
Перевод и адаптация исследования Understanding Emotions: Origins and Roles of the Amygdala
doi: 10.3390/biom11060823