Воспитание художественной культурой: «Садись рядом, Мишка!» (1977)

Кто тот редактор, что настраивает алгоритмы машин?…
Мультимедийный проект «Идущие во тьме».
Канал в тг — https://t.me/iduvot
Бэкстейдж тг — https://t.me/dmgrigorev_life
Создано с помощью современных инструментов генеративного дизайна.
Здравствуйте, дорогие читатели.
Выкладываем несколько кадров из фильма.
В своем Дзен-канале и блоге Инстаграм, я создал целую серию статей под общим названием 'Тарковский без глянца".
В них, на основе мемуаров тех, кто работал с Гением кино, показано каким неоднозначно иконописным был Тарковский. А именно икону сделали из него электоральные СМИ за последние 40 лет. К сожалению многие продолжают верить в это. Мои статьи о Тарковском призваны разуверить тех, кто хочет разобраться в феномене "Андрей Тарковский". К сожалению, действительно большой художник, не являлся примером для подражания в работе, в общение со специалистами, коллегами, а так же, в личной жизни. Серию статей я продолжу здесь - на http://sponsr.ru
Подписывайтесь на меня. Плата за 6-8 эксклюзивных статей будет минимальной - 500 р/месяц. В них речь будет идти не только о Тарковском, но и о белых пятнах Культуры эпохи СССР. Об этом вам не расскажут на ТВ 'Культура" или ОРТ. Подписывайтесь, не пожалеете.
26 октября скончалась Хэтти Макдэниел (1895-1952), первая чернокожая актриса, удостоенная премии «Оскар».
Казалось бы, афроамериканское сообщество должно было Хэтти на руках носить, но, ага счас. При жизни актриса оказалась между двух рас, травили ее одинаково, как с той, так и с другой стороны.
Бабушка актрисы была рабыней, в рабстве родился отец.
Отец, Генри Макдэниел, воевал на фронтах Гражданской войны за Независимость, в 1875 женился.
Хэтти появилась на свет после двадцати лет брака. Кроме нее в семье воспитывалось еще двенадцать детей.
Первых успехов Макдэниел добилась как джазовая певица. В 1920-ые она записала несколько пластинок. Достижения обнулил биржевой крах 1929 года, подкосивший индустрию зрелищ.
С КЛАРКОМ ГЕЙБЛОМ В "УНЕСЕННЫХ ВЕТРОМ"
В 1931 Хэтти приехала в Лос-Анджелес, с намерением штурмануть Голливуд. Ей удалось пристроиться на радио с собственным шоу. На кошельке это не отразилось настолько, что актриса вынужденно подрабатывала горничной. Однако, сам факт, - Хэтти Макдэниел стала первой чернокожей женщиной, вышедшей с песнями в радиоэфир США, - впечатлял.
А вот в кино ее даже не ставили в титры, пока в 1934 Хэтти не вступила в Гильдию актеров США. Тогда же вышел фильм Джона Форда «Судья Прист», где Макдэниел впервые сыграла более-менее большую роль.
И пошло… В «Элис Адамс» Макдэниел играла неряшливую служанку, что не гнушается отчитывать свою хозяйку. В «Китайских морях» появилась с Кларком Гейблом. Снималась Хэтти и с женой Гейбла Кэрол Ломбард в картинах «Чистосердечное признание» и «Ничего святого». Связи с Гейблом сыграли важную штуку: именно с подачи «Короля Голливуда» Хэтти очутилась в мегапроекте «Унесенные ветром».
Именно в этот момент на Макдэниел обратили внимание члены «Национальной ассоциации по улучшению положения цветных людей» (NAACP), дабы больше ее в покое не оставлять. Экранизация «Унесенных ветром» находилась у них под особым контролем. Продюсер Дэвид Сэлзник получил требование удалить из картины расовые эпитеты, и не вздумать экранизировать сцену из романа, где на хорошенькую Скарлетт нападают чернокожие мужчины, а спасают бедняжку бравые парни из Ку-клукс-клана.
Вообще Макдэниел подвергалась критике афроамериканского сообщества с первых шагов на полотне экрана. Ее ругали за фильм «Маленький полковник» (1935), в котором Хэтти изобразила счастливую служанку времен Старого Юга. По мнению ряда гарлемских газет, Макдэниел стала проводником мысли, будто рабам жилось легче и веселее, нежели людям освобожденным.
Коренная нация тоже начала возмущаться Хэтти до «Унесенных ветром». В ленте «Элис Адамс» она, по мнению журналистов, выглядела слишком уж независимой, грубя хозяйке.
С ВИВЬЕН ЛИ В "УНЕСЕННЫХ ВЕТРОМ"
И вот «Унесенные ветром»... По выходу фильма, Макдэниел опять подверглась нападкам. На премьеру в Атланте ее просто не пустили в зал, несмотря на протест Кларка Гейбла и Дэвида Сэлзника. Вновь посыпались знакомые обвинения, что служанка, сыгранная Макдэниел чересчур своенравна и фамильярна с хозяевами, так не полагается.
Афроамериканское сообщество жаловалось, мол, «Унесенные ветром» поддерживают южан, жалея разрушенный мир рабовладельцев.
По любому, награждение Макдэниел «Оскаром» за лучшую роль второго плана выглядело компромиссным. С одной стороны это была победа, еще одна брешь пробитая в голливудской системе. С другой, образ служанки Мамушки в "Унесенных ветром" решался в красках, приемлемых для европейцев, - верная, глуповатая, готовая за хозяев в огонь и в воду, по существу, рабыня.
Члены NAACP призвали Макдэниел подходить к ролям ответственно, отказаться от комикования. Хватит, мол, потворствовать увековечиванию расовых предрассудков.
Никто не брал во внимание, что, несмотря на успех, голливудская машина не собиралась под Макдэниел подстраиваться. Ждали ее по-прежнему роли, недалеко от Мамушки ушедшие. Типа тети Темпи в экранизации Диснеем «Сказок дядюшки Римуса» «Песни Юга» (еще один фильм, обвиненный в «расизме»).
Отметая нападки членов NAACP, Хэтти говорила: «Почему я должна жаловаться на то, что зарабатываю 700 долларов в неделю, играя горничную? Если бы я этого не делала, то зарабатывала бы 7 долларов в неделю горничной».
Претензии множились. Не устраивало, что Макдэниел наняла агента-янки и не спешила в Гильдию негритянских актеров Америки, став ее членом лишь под давлением, когда карьера подходила к концу.
Расовая дискриминация также не обошла актрису стороной. В Лос-Анджелесе у афроамериканцев были ограниченные права на покупку земли и жилья. Купив двухэтажный дом в семнадцать комнат, Макдэниел вызвала протесты соседей. Дело дошло до разбирательства в Верховном суде.
МАМОЧКУ ДВА ТАПОЧКА РИСОВАЛИ С АКТРИСЫ
Покусывания и своих, и чужих нервировали. Хуже всего, - у Хэтти не нашлось крепкого тыла. Семейная жизнь Макдэниел отдельная трагическая песня; коснемся ее без подробностей. Один муж погиб в перестрелке. Третий брак не продержался и года. Четвертый брак развалила ложная беременность актрисы. Ей было под пятьдесят. Впереди маячило жуткое одиночество. Закончился разводом и брак №5, оказавшийся последним.
В таких неблагоприятных условиях Макдэниел совершила еще один прорыв, став первой чернокожей женщиной-актрисой, заимевшей свой телесериал. Телесериал назывался «Бойла» и выдержал пять сезонов. Он бы и дольше продлился, но дни Мамушки были сочтены.
Еще в 1950 она перенесла инсульт. В 1952 врачи диагностировали рак молочной железы. В завещании Макдэниел написала, что хочет быть похороненной на Голливудском кладбище. Владельцы кладбищенской земли родственникам в захоронении отказали.
Состояние так много зарабатывающей звезды оказалось полностью расстроенным. Имущество пошло на распродажу, дабы расплатиться с кредиторами.
В том числе продали статуэтку «Оскара».
На данный момент, кстати, местонахождение статуэтки неизвестно, по ее поиску проводились целые расследования, - глухо.
А зрители всего мира до сих пор помнят актрису по роли Мамушки да Мамочки Два Тапочка, - хозяйки мультипликационного кота в сериале «Том и Джери». За основу этой рисованной барышни взят именно образ Макдэниел.
Распри по ее поводу забыты.
И оно есть правильно.
К чему помнить расовые предрассудки?
Когда есть вечное искусство.
САМАЯ КРАСИВАЯ БОРОДА, ИЛИ СКОРО В ОТПУСК
Чем ближе к отпуску — тем интереснее новости, которые обсуждают в «Уроках схоластики» журналист Максим, ивентщик Дмитрий и пиарщик Мария. Тут и конкурс на самую красивую бороду, и мыши на Уимблдоне, и награды, выданные сериалу «Разделение», и китаец, переехавший в пещеру — ему кажется, что там приятнее жить. Китаец прав: жить обязательно надо в удовольствие — поэтому слушаем «Уроки схоластики» № 82, чтобы понять, как начать и продолжить.
Досмотрели наконец-то с учениками фильм «Война пуговиц». Как обычно выскажу несколько замечаний.
1. Талант управлять людьми очень часто передаётся по наследству от родителей к детям. Здесь нужен быстрый ум и способность принимать неожиданные решения. Это умеют делать и Вильям Лебрак, и его предшественник Тин-Тин (парень, вернувшийся с войны). А на кого оставляет Лебрак армию мальчишек? На сестру Тин-Тина. И по сюжету мы понимаем, что она тоже сможет быть главой армии мальчишек, потому что у неё есть соответствующий характер и способности. И, видимо, эти способности Тин-Тин и его сестра получили от своих родителей.
2. Вспомним сцену праздника в детском лагере а лесу. Как понять, что ты повзрослел? Повзрослел — когда научился прощать, а не добивать своего противника. Лебрак отказывается наносить последний удар. Думаю, потому что он вспомнил историю, которую ему рассказал Тин-Тин:
-Помнишь Кратена?
-Ещё бы! Это тот вилеранский обалдуй!
-Однажды мы с ним встретились на фронте в Алжире. Я удивился, что он спокойно лежит на траве, пока идёт обстрел. Я подошёл к нему, а оказалось, что он уже мёртв.
3. Дети взрослеют, когда им позволяют взрослеть. В ХХ веке все взрослели рано. Вильям Лебрак повзрослел раньше своих друзей, потому что его отец ушёл из семьи, а Вильяму в 12 лет пришлось не только учиться в школе, но и одновременно работать на ферме и быть грузчиком. Думаю, среди ваших знакомых тоже есть дети, которые рано повзрослели. Возможно, их сподвигла на взросление тяжёлая жизненная ситуация, а возможно любящие родители специально устроили жизнь ребёнка таким образом, чтобы он взрослел. Таких родителей стоит поблагодарить.
Думаю, мать Лебрака делала всё, чтобы он вырос достойным человеком. Все её методы воспитания кажутся жестокими, но именно это позволило ему стать первым среди своих сверстников.
Посмотрели с учениками недавно фильм «Король говорит» (возраст учеников — 14-17 лет). Как всегда хочется сделать несколько замечаний по поводу увиденного.
Первое. Троечники лучше отличников. Конечно, не в прямом смысле, а в переносном. И не всегда так бывает, конечно, а только иногда. Гитлер — выдающийся отличник в плане ораторских способностей. Его речи действительно вдохновляли людей на великие дела — на массовые убийства, на захват чужой земли, на ненависть и так далее. И солдаты вермахта действительно были уверены, что делают всё правильно. Поэтому и шли в бой с энтузиазмом. Но оказывается, не только возбуждающие речи ораторов-отличников поднимают народный дух. Из нашей истории мы знаем, что народный дух поднимает спокойный голос Левитана. А из фильма видим, что и оратор-двоечник, оратор-заика (король Георг VI) способен сплотить народ вокруг себя.
Иногда люди с дефектом делают гораздо больше, чем абсолютно здоровые и успешные. Почему так? Думается, что так получается потому, что люди с дефектом вынуждены преодолевать свой дефект и воспитывать свою силу воли. Тот, кто постоянно падает, учится самому главному — не терпят воли к победе, вставать после падения и идти дальше. А тот, кто никогда не падал, тот после серьёзного падения выберет самоубийство, лишь бы не быть посмешищем в глазах окружающих.
Второе. Никому не пожелаешь быть не вершине. Тот, кто залез на самый верх, того видят все. У каждого из нас есть свои обязанности и долг перед обществом. Но у тех, кто стоит наверху, моральный долг всегда превыше личного. Если они падают, то подают пример всему обществу. Король Эдвард VIII не только отрёкся от престола, чтобы жить с женщиной, которая бросила мужа ради него, но и уехал в фашистскую Италию. Вряд ли такое поведение можно считать образцовым. Как говорится: «В семье не без эмо, в семье не без гота».
И третье. Горе человеку одному, потому что когда споткнётся, нет у него рядом друга, чтобы помочь подняться. Тот, кто нашёл хорошую жену, тот нашёл верного друга, который поддержит в трудную минуту. И король, и логопед в фильме показаны как хорошие мужья, способные прислушаться к совету жены. Замечательный диалог между логопедом Лайнелом и его женой создали авторы фильма:
— Мы поссорились с моим клиентом.
— Почему?
— Он мог бы стать великим, но он боится.
— Может, он не хочет быть великим? Может, этого хочешь ты? Ты был не прав. Пойди, извинись.
Великое счастье — иметь друга, который скажет тебе горькую правду. Ещё более великое счастье — уметь слушать совет такого друга. Всем нам желаю такого счастья!
ПыСы: Есть момент, где где герой слишком сильно матерится. Если будете смотреть с детьми, стоит перемотать, наверное.
Мы все любим находить подтверждение своего мнения у больших авторитетов. И сделать это особенно легко, если вопрос является хоть сколь-нибудь дискуссионным — всегда найдётся кто-то достаточно компетентный, кто уже высказывал схожую с твоей точку зрения.
По этому поводу мне нравится вспоминать один анекдот из жизни: я был озадачен выбором пособия для обучения шахматистов, а тут подвернулась возможность спросить у знатоков — сразу несколько отечественных супергроссмейстеров (т. е. игроков с рейтингом выше 2700) стали вести стримы и общаться на них с подписчиками. И я ей этой возможностью воспользовался. Опытным путём установил, что играю чёрными вариации защиты Нимцовича, поэтому пролистал в своё время самоучитель игры за его авторством, но смущал возраст пособия — как-никак сто лет прошло. И вот два человека из разных поколений, но оба бывшие вторыми в мировом рейтинге ФИДЕ, дают кардинально разный ответ: «Учебник безнадёжно устарел» и «Для любителей ничего лучше не придумали». Иронии этой ситуации добавляет то, что устаревшим «Мою систему» посчитал шахматист, учившийся играть ещё при Союзе.
В общем, как мы видим на примере того же футбольного ЦСКА, выигравшего сегодня суперкубок, разным специалистам подходят и разные игроки: причём это даже не значит, что один тренер лучше другого (если не рассматривать позиции с точки зрения игрока, отправленного в запас). Но эта ситуация уже более сложная и наводит на другие размышления: а можно ли рассматривать любой вопрос только с одной точки зрения или от самой постановки зависит ответ и позиция, которую мы займем?
Несколько лет назад была довольно громкая шумиха по поводу т. н. колоризации (т.е. раскраски) чёрно-белого кино. Но вся она свелась к тому, насколько хорошо она была сделана в конкретных случаях. Тогда как здесь стоит выйти из плоскости оценки художественной ценности, а задаться вопросами: а что из себя представляет колоризация вообще, и какой она должна быть?
Было модно говорить о восстановлении настоящих цветов, которые были задуманы автором, — по сути, претензия на реставрацию изначальной (пусть и не реализованной из-за технических ограничений) версии фильма. И мы знаем, что порой костюмы шились с большой дотошностью даже для чёрно-белых картин, и самый яркий пример тут — «Иван Грозный» Эйзенштейна, за которым потом донашивали многие мосфильмовские картины: «Женитьба Бальзаминова», «Иван Васильевич меняет профессию» или «Борис Годунов» Бондарчука. Но далеко не всегда была такая возможность, так что во многих случаях цвета в чёрно-белом кино просто никак не задумывались, так что даже восстановив цвета, бывшие на площадке, можно не попасть в авторский замысел.
Есть и третий вариант, который очевиден для людей, снимавших в ч/б: цвета разного оттенка и насыщенности по-разному отражаются. В итоге оператор-постановщик вынужден согласовывать с художником-постановщиком и художником по костюмам такую палитру, чтобы лица героев не смешивались с окружением, а разные персонажи — друг с другом.
И мне было приятно прочитать подтверждение этого мнения у Джона Элтона (не путать с певцом Элтоном Джоном) в книжке «Искусство света и тени», где он отдельный акцент делает на том, что подбор цвета костюма и окружения создают глубину кадра именно за счёт разной отражающей способности. Так что старым операторам приходилось подбирать текстуру и цвет ткани, краски и материала декораций (в т. ч. степень и вариант обработки дерева) так, чтобы в кадре передний план чётко отделялся и от заднего, и от фона.
Но помимо этого Элтон, любивший, к слову, сам радикальные эксперименты с фильтрами во времена, когда появилась цветная плёнка, ругает практику выбора цветового решения чёрно-белого фильма, исходя из удобства актёрам (которым якобы будет проще играть, если всё сделать в один тон), или продюсеров, заглянувших на съёмки.
Так что, добавляя краски серебру старой киноплёнки, есть возможность просто вернуть к жизни чью-то прихоть, которая не должна была выйти за пределы площадки. А почти любая колоризация по сути своей будет творческим выбором, поскольку цветовое решение фильма зачастую просто не принималось при съёмках.
Год из жизни первокурсника, желающего познать студенческую жизнь. К счастью, его соседом оказывается студент-экстраверт. Веселье гарантировано.
Петь караоке композицию «Завтра война» группы «КИНО» онлайн со словами. Текст песни с альбома «Кино (Чёрный альбом)» 1990 года под оригинальный аудиотрек, под минус, под плюс. Любимые русские хиты группы «КИНО» с идеально синхронизированным текстом, минусовкой и плюсовкой в видео формате караоке у вас дома!
Петь караоке композицию «Сосны на морском берегу» группы «КИНО» онлайн со словами. Текст песни с альбома «Кино (Чёрный альбом)» 1990 года под оригинальный аудиотрек, под минус, под плюс. Любимые русские хиты группы «КИНО» с идеально синхронизированным текстом, минусовкой и плюсовкой в видео формате караоке у вас дома!
Петь караоке композицию «Следи за собой» группы «КИНО» онлайн со словами. Текст песни с альбома «Кино (Чёрный альбом)» 1990 года под оригинальный аудиотрек, под минус, под плюс. Любимые русские хиты группы «КИНО» с идеально синхронизированным текстом, минусовкой и плюсовкой в видео формате караоке у вас дома!
Петь караоке композицию «Муравейник» группы «КИНО» онлайн со словами. Текст песни с альбома «Кино (Чёрный альбом)» 1990 года под оригинальный аудиотрек, под минус, под плюс. Любимые русские хиты группы «КИНО» с идеально синхронизированным текстом, минусовкой и плюсовкой в видео формате караоке у вас дома!
Петь караоке композицию «Когда твоя девушка больна» группы «КИНО» онлайн со словами. Текст песни с альбома «Кино (Чёрный альбом)» 1990 года под оригинальный аудиотрек, под минус, под плюс. Любимые русские хиты группы «КИНО» с идеально синхронизированным текстом, минусовкой и плюсовкой в видео формате караоке у вас дома!
Петь караоке композицию «Кукушка» группы «КИНО» онлайн со словами. Текст песни с альбома «Кино (Чёрный альбом)» 1990 года под оригинальный аудиотрек, под минус, под плюс. Любимые русские хиты группы «КИНО» с идеально синхронизированным текстом, минусовкой и плюсовкой в видео формате караоке у вас дома!