ГОЛЛИВУД ЧАРЛЬЗА БУКОВСКИ ЗА 15 МИНУТ | ПЬЯНЬ, НИЩЕТА И КИНО

Кинообзор на роман контр-культурного американского писателя Чарльза Буковски «Голливуд». Ко дню рождения великого писателя.
ВОЙНА, СОЗДАВШАЯ ОРУЭЛЛА | ПАМЯТИ КАТАЛОНИИ

Рассказываем о повести Джорджа Оруэлла "Памяти Каталонии", которая стала предтечей его антиутопий, в годы Гражданской войны в Испании.
Фантастический фильм "Перспектива" ( Prospect)

ТТХ картины: 100 мин; 2018 г.; рейтинг "Кинопоиск" - 6, 3; страна -США/Канада.
"Procpect"- фантастика, для тех, кто не любит- пафосное фантастическое кино для больших экранов. Абсолютный минимум персонажей, планов, почти камерная атмосфера. Ощущение, что смотришь театральную постановку.
Как мне показалось, фильм по своему "духу", не по "букве" конечно, смесь из произведений: "Кин -дза -дза" (технологии и ранговые взаимоотношения); "Дорога" (отец с сыном бредут по постапокалиптическому миру); рассказы К. Булычева об Алисе Селезневой (повзрослевшей).
Да, может зрелище и не высший класс, в кинотеатрах картина, на создание которой потратили 4 000 000 $ собрала 23 000 $. Полное фиаско. Но при просмотре, -" глаза "отдыхают". Словами современного поколения -"ламповая" фантастика.
Дюна (Dune: Part One) 2021 г. Рецензия

Смотрел "Дюну" Вильнева в кинотеатре. Сама история мне знакома. Часть книг серии ("Дюна"- цельная, детализированная и весьма продуманная Вселенная) читал в студенческую пору. Это сейчас, я препочитаю - историю, философию, документалистику и мемуары. В то время- зачитывался фантастикой.
На мой взгляд, для более глубокого понимания картины, достаточно прочитать первую книгу из серии, которая так и называется -"Дюна". Фрэнк Герберт построил, исходя из баланса политических сил, очень интересный и сложный мир. Отсылки к идее Мессии из Библии, пререработанной под космическое пространство, различные лиги и союзы.
У Вильнева, ранее "выстрелившего" - крутейшим остросюжетным криминальным "Сикарио", получилась крепкая фантастика. Не -"шедевр", но и не проходной "середняк". Режиссер не "скатился" в комиксы, вроде картин похожих на -"Отряд самоубийц".
Все интересные моменты и детали из книги: "Голос", "Язык жестов", "Литония от страха" -Бене Джессерит, силовое поле- защищающее от лазерного оружия, но не защищающее от клинка у Вильнева здорово получились (боевая сцена в "махолете", с Джессикой и ее сыном).
Понравились: барон и его племянник, аскетичность общей обстановки в замках. Ничего лишнего. Средневековье. Весьма атмосферно.
Ну и чуть о минусах.
Трагедия домашнего врача, который предал своего господина, не совсем понятна была, когда читал книгу. Просмотр фильма все равно - не закрыл данный "гештальт" ( в подавляющем большинстве случаев, кино -проще литературы). В картине Вильнева, все просто- врач предал, чтобы спасти свою жену . У Герберта - мир гораздо сложнее. Эти семейные врачи, специально выведенные генетический, не могли предать. В них был заложен какой-то "психический" запрет.
В книге имеется еще одна, на мой взгляд, интересная деталь, кторая в фильме не затронута. Сардукары - идут. Ну идут? И что в этом страшного? У каждого из "великих домов" была своя армия. Так почему сардукаров боялись? Дело все в том, что эти имперские солдаты, набирались из людей, выживших (естественный отбор) на самой агрессивной для живых существ планете Вселенной.
Об актерской игре. "Аквамен" -Дункан Айдахо, ничего примечательного. Джош Бролин (круто сыгравший в "Сикарио"), в роли крутого фехтовальщика - Гурни Хэллека, тоже "не выше троечки". Вот актриса, сыгравшая Джессику -выложилась.
Посмотрим, что будет с продолжением. ТТХ картины - 155 мин., рейтинг на "Кинопоиск " -7.7 .
Фильм” Синяя птица в моем сердце” (A Bluebird in My Heart)
ТТХ картины: хронометраж (85 мин.); производство (Бельгия, Франция); в прокате ( 2018 г.); рейтинг на Кинопоиске ( 6,1); книга, основа для фильма -"Посудомоечная машина".
Легендарный “Леон” Л.Бессона, считаю - лучшей картиной в подобном жанре. Картина - законченное полотно, но ловишь себя на мысли, -"хочется продолжения".
“Синяя птица в моем сердце”, далеко не -“Леон”. Хотя, сложно отрицать, что авторы (вольно или не вольно), заимствовали какие-то, даже не детали, а “полутона”. Более того, кроме сюжета- “генеральной линии партии”, в “Синей птице” и главный персонаж неуловимо "смахивает" на Жана Рено.
Но обозвать картину -” Леон на минималках”, рука "не поднимается". На мой взгляд, абсолютно самодостаточное произведение, просто в другой "весовой" категории". Не яркое, а максимально сдержанное: в действии, в персонажах и конечно в бюджете. Картина не для большого экрана, а для вечернего домашнего просмотра. Спокойная, тягучая, для кого-то, допускаю - скучная европейская криминальная драма (жизнь - как она есть), с короткими вспышками ярости.
Для всех нас, ощутивших горечь от того, что “Леон” закончился, для людей, которые не гонятся за деликатесами, а с удовольствием и аппетитом "уписывают"- кусок отваренной холодной говядины с горчицей и бородинским хлебом, рекомендую "A Bluebird in My Heart".
Кинокартина "Недобоги" (Undergods)

Что занятно, в России перевод назания фильма встречал в двух вариантах: прямолинейное и немного корявое -"Недобоги" (в смысле- Низшие боги"/ "Боги низшей иерархии") и символичное -"Цивилизация".
Сначала о ТТХ ( тактико-технических характеристиках) картины. Жанр- драма/фентези, хронометраж - 92 мин.
На мой взгляд, фильм для "больших" поклонников жанра " артхаус". Серые, пепельные тона. Зарисовки из жизни нескольких человек, в странном абсурдном мире или мирах, пронизанные неуловимыми сквозными взаимосвязями. Как говорится, пойди разберись - "бабочка снится мудрецу или мудрец снится бабочке..." Странные фантасмагорические типажи и истории, мрак, грязь и полнейшая безнадега.
Два персонажа на колымаге, на фоне апокалиптического города, каким-то образом, объединяющие в себе - все происходящее. Похоже на авторское представление о чистилище. Фильм, безусловно имеет свою харизму, но - "не мое".
Вне обзоров. Алессандро Мандзони

Кинокартина - "Не говори никому" ( ориг. "Gæsterne")
"А потом наступит день, день, каждый скажет то, что было не помню, и пойдём мы под пастушью свирель, дружным стадом на бойню..."

Фильм, снятый режиссером Кристианом Тафдрупом, можно смело отнести к жанру психологического триллера. Хронометраж картины - 97 мин., страна произв. - "Дания, Нидерланды". Довольно скромный рейтинг на "Кинопоиске" - 5.7 и отсутствие каких-то визуальных "эффектов", могут насторожить зрителей, которые любят фильмы подобного жанра.
Развитие сюжета - предсказуемо, но за психологический "натурализм" режиссеру и актерам, исполнившим главные роли, можно крикнуть -"браво". Очень жизненно и достоверно все происходящее на экране. Самое страшное в фильме - это обыденность запредельного зла, подчеркнутая, некая "интеллектуальность".
Теперь об эмоциях. Хорошая художественная кинокартина, спектакль или книга - всегда вызывают эффект "погружения". Зритель- "переживает" происходящее на экране, "пропускает" через себя.
До окончательных 10-15 минут развязки, главные герои, интеллигентные, воспитанные - были мне "по своему приятны". По крайней мере, я их понимал, не смотря на то, что абсолютно не разделял их психологическое состояние "выученной беспомощности" и "улыбку унижения". Они были приятны, все вместе - как классическая семья ( мама, папа, дочь) - как единое целое.
Но финальная сцена в машине и последующее поведение родителей- вызывали у меня -не сочувствие, а полное отвращение. Да, понятно, что все "шаги" до финальной сцены были неправильны и "интуиция" героев , уже не просто звенела в " колокольчик", а била в "набат". Да, здесь не просто ухмыляется "старушка с косой", она обнимает за плечи...Но, в конце концов, не обязательно быть "бойцом по жизни", когда есть такая мощная сила - родительский инстинкт. Родительская ответственность - не только сюсюканье ( сбегал за забытым тряпичным зайцем), а в том числе самопожертвование. Поэтому, вот эта финальная апатия родителей -"что воля, что неволя -все одно" - есть зло, не меньшее, а может большее, чем то, что делали "нелюди". Вместо животного, липкого страха, должно было прийти холодное трезвение - "вот он "край", а значит - идти до конца, пока что-нибудь не лопнет", как говорил герой Э. Хемингуэя.
Как выразился полковник Д. Купер, профессиональный военный, легендарная личность в своем, до сей поры, актуальном пособии" - "Принципы личной самозащиты". "Тяжкие преступления претворяются в действительность только по одной причине, их жертвы – трусы. Жертва, которая сопротивляется, делает преступность непрактичной. Безусловно, тот, кто сопротивляется, может пострадать, но сохранит свою честь и достоинство, тот же, кто не станет себя защищать – потеряет честь и достоинство, и все равно это не гарантирует, что он останется в живых. Любое исследование преступлений последний лет показывает, что жертвы своей неуместной робостью, фактически были пособниками в собственных убийствах».
Сложно рекомендовать к просмотру данную картину. Думаю, не слишком высокая оценка на "Кинопоиске" связана с подобными ощущениями.
Марио Пьюзо "Дураки умирают"
" Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои"
Екклесиаст

Довольно интересный и, на мой взгляд, очень зрелый роман, известного американского писателя, итальянского происхождения Марио Пьюзо. Известного, прежде всего, своим "выстрелившим" - "Крестным отцом". Немаловажная деталь, если книгу "Крестный отец" Пьюзо опубликовал в 49 лет, то "Дураки умирают " вышла в свет, когда писателю исполнилось 58.
Срез слоев: игорного бизнеса, книгоиздательства, голливудских нравов. Несколько персонажей, от лица которых ведется повествование. Центральный из них – Мерлин, простой парень - сирота. Игрок в казино, чуть – писатель, роман которого неожиданно "выстрелил", малую толику - сценарист. Мелкие махинации на работе, небольшие ставки в казино. Любящий муж, но при этом, человек, который не смог избежать любовных соблазнов Голливуда. Человек, выбравший для себя психологическую защиту от жизненных неурядиц- "сказку о волшебнике Мерлине", которому "все нипочем".
"Дураки умирают" – грустная ода человеческой жизни. Немного криминала, немного азарта, чуть страха и переживаний, сдобренные щепоткой жизненной философии. Размышления от лица: игроков, владельцев казино, голливудских воротил, ярких женщин, писателей и простого парня, который чувствует себя одиноким, находясь внутри шумного водоворота.
Примерно на середине, ловишь себя на мысли, что все это несколько бессмысленно. Главный герой – не азартен, как скажем персонаж повести "Игрок" Ф.М. Достоевского, не транжира, не распутник и не преступник, но и не святой. Такой - земной, грешный человек, как большинство из нас.
Но отсутствие какого-то духовного вектора, как у главного героя, так и у остальных персонажей - превращает всех этих людей в животных. Умные, тонкие, опытные, но животные. Гедонизм-удовольствия и инстинкты. Деньги – не равно счастье, известность -"мишура". Смерть, буднично сглаживает все "телодвижения", выравнивает "в ноль".
Наверно герою этого романа, не знаю уж - вольно или невольно, Пьюзо придал какие-то автобиографические черты. Книга весьма "зайдет" людям, которые находятся на жизненном распутье. Затронет какие-то струны в их душе.
" Все суета сует и томление духа".
Десять негритят поехали кататься

Хороший роман "Два капитана"
Она взглянула на меня и отвернулась...Я возобновил свой старый порядок, то есть стал вставать в шесть часов, обливался холодной водой, делал гимнастику перед открытым окном и занимался по расписанию. "Правила для развития воли" , которые я составил в былые дни, опять пригодились мне, особенно одно : "Скрывать свои чувства или, по меньшей мере не выражать их наружно". Я не выражал их наружно, хотя с каждым днем мне становилось все тяжелее"...
"Два капитана " В. Каверин

Старая книжка, оставшаяся от моего отца - роман Вениамина Александровича Каверина "Два капитана". Среди разных вариантов дизайна обложки и переплета, а книга переиздавалась в СССР огромными тиражами, вот такой вариант из нашей домашней библиотеки.
Синий тканевый переплет и изображение полярника в унтах и легендарной куртке "летке". Такие куртки были, одно время, очень популярны у взрослых мужиков, да и у пацанов, когда я учился в 6-8 классе. Популярны и очень практичны. Как мне кажется, наречие- популярны, больше подходит к подобным вещам, термин- модно, как-то не вписывается.
Впервые, читал "Капитанов" достаточно давно, лет 20 назад и хотя книга позиционируется как произведение для старшего школьного возраста, она, на мой взгляд, очень интересна для зрелого, сложившегося человека.
До сих пор стоит на моей книжной полке. Средне - уральское книжное издательство, 1977 г. -"Переиздание известного романа советского писателя, о мужестве, чести, преданности Родине, о любви и верности» - 670 страниц, цена -1 рубль 20 копеек.
Будет ли интересен этот роман современной молодежи, воспитанной на Гарри Поттере и завидующей успеху Дурова, создателя социальной сети "Вконтакте", миллионера и оппозиционера по совместительству? Не уверен… Ушли какие-то идеалы и понятия. Меняется время, меняется поколение.
Да... случайно попалась в руки, прошелестел пожелтевшими страницами, вдохнул запах переплета... и аж "защемило" под "ложечкой", так захотелось перечитать. Прочитал за неделю, брался за «капитанов»- поздно вечером. Получил огромное удовольствие от процесса, честное слово.
Хотелось бы отметить несколько деталей касающихся как самого романа, так и автора.
Первое, что бросается в глаза, не смотря на то время, в романе нет никакой политики, никакого пафоса и дутого героизма. Как обычно и это уже закономерность, самые жизненные герои романов и ситуации получаются у авторов, которые сами прожили сложную жизнь.
И еще одна, достаточно субъективная вещь. Первый том, написанный от лица Александра Григорьева, значительно интереснее и, на мой взгляд, сильнее, чем второй- написанный от лица его девушки Кати. Но при этом, произведение абсолютно целостное.
О чем эта книга? О любви, такой, которая –«на всю жизнь» и "вместе до конца". О мечте, такой- которая «навсегда». О жизненной судьбе, простого застенчивого мальчишки, ставшего профессиональным полярным, а позднее и военным летчиком. О случайности, связавшей его с семьей пропавшего без вести капитана корабля. О чести и мужестве и бесчесности и страхе.
Несколько слов об авторе
Вениамин Каверин, написал эту книгу, когда ему исполнилось 42 года. Автор работал на северном флоте военным корреспондентом газеты "Известия". Главный герой книги - это собирательный образ двух реальных прототипов: военного летчика- Самуила Клебанова и ученого генетика- Михаила Лобашева. С последнего, прямо списаны юность и детство главного героя -детдом, немота.
Двухтомник - «Два капитана» вышел в 1944 г., а уже в 1945 г. Каверин был награжден за книгу -орденом Красной звезды. Чуть позднее - более сотни переизданий, награждение сталинской премией в 1946 г.
Сам писатель был человеком, по характеру похожим на героя собственной книги: в 1956 г. В. Каверин - член редакции запрещённого партийными властями альманаха "Литературная Москва", в 1958 г. единственный писатель из старшего поколения, отказавшийся участвовать в травле Бориса Пастернака. В 1966 г. Каверин- пишет обращение в защиту писателей Даниеля и Синявского, осужденных за антисоветскую деятельность. В В 1967 г. готовит речь для четвертого съезда союза писателей СССР, которую ему запрещают зачитывать. В 1968 г. Каверин снова пишет открытое письмо первому секретарю союза писателей, где объявляет о своем разрыве с ним, за то, что тот не допустил до читателей "Раковый корпус" – Солженицына».
В Пскове, на родине писателя поставлен памятник, посвященный героям его романа.
В качестве эпилога
Строчка из стихотворения поэта Альфреда Тениссона "Улисс",- "To strive, to seek, to find, and not to yield" , которая была жизненным девизом героя книги Вениамина Каверина- "Бороться и искать, найти и не сдаваться", выгравирована на кресте установленном на холме "Обсервейшн" - в память о погибшей экспедиции к южному полюсу полярного исследователя Роберта Фолкона Скотта.
Читайте хорошие книги, а жизнь сделает все остальное!
Рецензия на фильм "Первый Оскар"

Как снять хорошее кино и угробить его собственными руками
Вне обзоров. Игорь Ашманов. Жизнь внутри пузыря

О фильме "Элвис" образца 2022 года

Прочтение, возможно, сэкономит вам два с половиной часа
О классной книге Робби Кригера Set The Night On Fire и рукожопых переводчиках

Надмозги не подвели
Рецензия на книгу «Плен. Солдаты и офицеры Красной Армии в немецком плену»

Рецензия на книгу "Большой террор в Челябинской области"

Брать не надо