Коллективному Западу (Европа, США, Канада, Япония и др.) есть, что терять в случае запуска нового Шелкового пути, так как зарабатывает значительные суммы на логистике грузовых потоков между Азией и остальным миром, особенно на направлении Европа–Азия. Основные доходы формируются за счет:
1. Морских перевозок (контейнерные линии, портовые услуги)
2. Авиаперевозок (грузовые авиакомпании, аэропорты)
3. Железнодорожных перевозок (например, Китай–Европа)
4. Страхования грузов
5. Финансовых услуг (торговое финансирование, валютные операции)
6. Логистических и экспедиторских услуг
1. Морские перевозки (контейнерные линии)
Основные западные компании, доминирующие в контейнерных перевозках:
Компания / Страна / Годовой доход (2022–2023) / Пример маршрута
Maersk (Дания) — $81,5 млрд (Шанхай–Роттердам)
MSC (Швейцария) — $34 млрд (Гуанчжоу–Гамбург)
CMA CGM (Франция) — $74,5 млрд (Шэньчжэнь–Гавр)
Hapag-Lloyd (Германия) — $36,4 млрд (Нинбо–Антверпен)
Доходы:
· Средняя стоимость перевозки 40-футового контейнера из Китая в Европу: 1,500–1,500–4,000 (в пиковые периоды до $15,000).
· Общий оборот западных контейнерных линий на маршруте Азия–Европа: $50–100 млрд в год.
2. Портовые операторы
Крупнейшие западные портовые операторы, обслуживающие азиатские грузы:
Компания / Страна / Основные порты / Годовой доход:
APM Terminals (Maersk) — Дания (Роттердам, Танжер) — $4,5 млрд
PSA International — Сингапур (с западным капиталом) — Антверпен, Роттердам — $6,2 млрд
DP World (частично западные акционеры) — ОАЭ (лондонская биржа) — Роттердам, Лондон — $10,9 млрд
Пример:
· Роттердам (Нидерланды) — крупнейший европейский порт для азиатских грузов. Обрабатывает ~14 млн TEU в год, доходы порта — €4–5 млрд.
3. Авиаперевозки
Основные западные грузовые авиакомпании:
Компания / Страна / Годовой доход (2023) / Пример маршрута
Lufthansa Cargo (Германия) — $4,1 млрд (Гонконг–Франкфурт)
Air France-KLM Cargo (Франция/Нидерланды) — $3,8 млрд (Шанхай–Париж)
FedEx (США) — $90 млрд (Пекин–Мемфис)
UPS Airlines (США) — $84 млрд (Токио–Луисвилл)
Доходы:
· Стоимость авиаперевозки 1 кг груза из Китая в Европу: $3–8.
· Общий рынок авиагрузов Азия–Европа: $25–30 млрд в год.
4. Железнодорожные перевозки (Китай–Европа)
Хотя основная инфраструктура китайская, западные логисты зарабатывают на:
· Экспедировании
· Финансовых гарантиях
· Логистическом сопровождении
Пример:
· DB Schenker (Германия) — организует ж/д перевозки по маршруту Чэнду–Гамбург. Годовой доход группы: €23 млрд.
5. Страхование грузов
Ведущие западные страховщики:
Компания / Страна / Годовой доход (2023)
Allianz (Германия) — $6,5 млрд (грузовой сегмент)
Zurich Insurance (Швейцария) — $3,2 млрд
AIG (США) — $4,8 млрд
Пример:
· Страхование контейнера из Китая в Европу: 0,1–0,5% от стоимости груза.
6. Финансовые услуги (банки, торговое финансирование)
Западные банки кредитуют торговлю Азия–Европа:
Банк / Страна / Объем торгового финансирования (2023)
HSBC (Великобритания) — $120 млрд (Азия–Европа)
BNP Paribas (Франция) — $90 млрд
Deutsche Bank (Германия) — $70 млрд
Доходы:
· Комиссия за аккредитивы и гарантии: 0,5–2% от суммы сделки.
Итоговая оценка доходов Запада на торговле с Китаем:
Категория / Годовой доход (млрд $)
Морские перевозки: 50–100 млрд $
Портовые услуги: 20–30 млрд $
Авиаперевозки: 25–30 млрд $
Железнодорожные перевозки: 5–10 млрд $
Страхование: 10–15 млрд $
Финансовые услуги: 15–20 млрд $
Итого: 125–205 млрд $ в год
Этот анализ показывает, что Запад зарабатывает на логистике Азия–Европа не менее $125–200 млрд в год, причем основные доходы идут в карманы судоходных компаний, банков и страховщиков. Поэтому Запад продолжит мешать Китайской инициативе «Один пояс, один путь».
Литература и источники
1. Drewry Shipping Reports (контейнерные перевозки)
2. Alphaliner (статистика по судоходству)
3. IATA Cargo Reports (авиаперевозки)
4. World Bank Trade Reports (логистика и финансы)
5. Annual Reports Maersk, MSC, DB Schenker, Allianz