Миф о христопродавцах

Секрет счастья, зеленая звезда и тайна 6-и выпуклых точек

Хуцпа: второе еврейское счастье

Кто такие друзы?

Стрит-арт. Хайфа

"Долина слез": Баллада об израильском солдате

С холма, где они затаились, обширная долина была как на ладони.
И на всем видимом пространстве, сколько хватало глаз, будто жирные черные насекомые ползли сотни танков. Вереницы, растянувшиеся до горизонта, целая армада танков. Засевшие на холме израильские солдаты ясно понимали, что остановить эту лавину не под силу не только им самим, но и вообще, кажется, никому. Особенно сегодня, когда в стране большой праздник и многие военные разъехались по домам.
Но точно так же понимали солдаты и то, что уйти они не могут. Придется вступить в бой, исход которого может быть только один - их гибель.
***
Израильский сериал "Долина слез" это вовсе не история о героизме. Тут не будет размахивания флагом, патетических речей и примеров возвышенного самопожертвования. Это история о войне, ставшая мощнейшим антивоенным высказыванием. Рассказ о том, что ни один человек не должен гибнуть во имя чего бы то ни было. О том, что смерть - это страшно и непоправимо, что ура-патриотическая трескотня - это удел тыловых бюрократов, а победа всегда оказывается горькой.
В известном смысле "Долина слез" для сегодняшней России даже актуальнее, чем для Израиля. Поэтому всем, кто читает мои публикации в России, я настоятельно рекомендую его посмотреть.

Сериал этот уникален по нескольким причинам.
Во-первых, как эти ни странно, до сих пор никто не пытался показать события Войны Судного дня с такой дотошной, почти документальной достоверностью. Фильмы об этой войне снимались и раньше (например, драма "Киппур" 2000 года), но они всегда были более-менее частными историями.
А на этот раз мы получаем очень подробную и масштабную картину событий, мы погружаемся в самый эпицентр гигантской мясорубки и, подобно героям, оказываемся дезориентированными и ошеломленными происходящим на наших глазах кошмаром.
Во-вторых, Израиль еще никогда не производил кино в таком жанре. Это подлинная киноэпопея, грандиозное полотно с массовкой, вертолетами, танками, пиротехникой.
Каждая серия стоила по миллиону долларов. Совершенно невиданное событие для киноиндустрии маленькой страны, где бюджеты всегда настолько ограничены, что позволяют снимать разве что разговорные сцены с редкими вкраплениями какого-то активного действия, тоже довольно скромного по масштабам.
Поэтому неудивительно, что сериал произвел фурор - как в самом Израиле, так и за его пределами.

Название Войны Судного дня часто путает людей, которые не особенно знакомы с иудейскими традициями. Тут имеется в виду вовсе не апокалипсис, обещанный нам Иоанном Богословом. Здесь совсем другой Судный день.
В еврейском календаре (подробно о котором я рассказывал вот здесь) есть особая дата под названием Йом Кипур. Строго говоря, это большой религиозный праздник. Но отмечают его не весельем, а тишиной и молитвами.
Иудеи верят, что каждый год в одно и то же время бог подводит итоги нашим поступкам (это и есть тот самый Судный день). Если мы вели себя, как подобает достойным иудеям, то в великую Книгу жизни будет сделана весьма благожелательная запись, которая в свое время непременно будет учтена. Если же мы грешили... Ну, на этот счет есть немало инструкций, которые мы обсудим как-нибудь в другой раз.
Сейчас важнее всего сказать вот что. Религиозные праздники в Израиле заметно отличаются друг от друга - как своим настроением, так и степенью строгости соблюдения традиций.
Йом Кипур - самый главный и самый строгий.
Даже в Тель-Авиве, где в шабат можно найти массу работающих заведений и магазинов, на Йом Кипур закрывается всё. Дороги пустеют. Если вам довелось увидеть движущуюся машину в этот день, значит за рулем либо араб, демонстративно наплевавший на иудейские запреты, либо турист, который не в курсе, отчего вокруг всё вымерло. Даже атеисты вроде меня с уважением относятся к требованию соблюдать тишину и прекратить любую деятельность.
Разумеется, в армии тоже стараются отпустить всех, кто свободен от дежурства, по домам, чтобы люди смогли провести праздник со своими семьями. В такой день Израиль совершенно не готов воевать, и в 1973 году противники отлично это знали.
Именно в Йом Кипур Сирия и Египет при поддержке Иордании, Ирака и Советского Союза вторглись в Израиль, надеясь молниеносным броском, при огромном численном преимуществе и используя фактор внезапности, захватить страну, которая явно не будет готова к серьезной обороне.

Вероятно, вы предполагаете, что я сейчас скажу, что нет, мол, расчет не оправдался и израильтяне играючи разнесли противника в пух и прах. И будь это типичный героический эпик, именно так бы и должен был развиваться сюжет.
Но нет, Израиль и правда оказался не готов к нападению. Хотя данные разведки недвусмысленно говорили, что силы, стягиваемые к границам страны, могут означать только одно - будет война.
И премьер Голда Меир вместе с министром обороны Моше Даяном всерьез обсуждали вариант упреждающего удара. Однако под давлением США отказались от этого плана.
Это, кстати, довольно отрезвляющая подробность для всех, кто заявляет, что Америка так надежно прикрывает Израиль, что евреям можно вообще не учиться воевать. Однако в реальности отношения этих двух стран гораздо сложнее, чем кажется диванным генералам. Штаты согласились поддержать Израиль в будущем конфликте военной техникой, но при одном условии - никаких упреждающих ударов. Правительство Голды Меир должно сделать все возможное, чтобы избежать войны или хотя бы максимально ее отсрочить.
Генри Киссинджер говорил, что если бы Израиль ударил первым, то не получил бы от Америки ни гвоздя.

Однако, даже зная о готовящемся нападении, израильское руководство оказалось совершенно не готовым к вторжению на Йом Кипур. Вообще после стремительной и успешной Шестидневной войны 1967 года в Израиле активно продвигалась идея о непобедимости еврейского государства.
На начальных титрах сериала собрана кинохроника, показывающая беззаботную мирную жизнь израильтян, которая, казалось, будет длиться вечно. Настоящая эйфория. Мы сильнее всех, мы непобедимы, никто больше не рискнет на нас нападать.
И этот просчет повлек за собой катастрофические потери.
В сериале этот момент показан на примере тщедушного армейского аналитика Авиноама, который, прослушивая переговоры сирийцев по рации, понимает, что вторжение вот-вот начнется. Но на военной базе этот парень был страшно непопулярен - зануда, чахлый очкарик, вечно одетый не по форме и достающий сослуживцев какими-то дурацкими фантазиями, значение которых всегда преувеличивает. Поэтому никто предостережения Авиноама не слушал до тех пор, пока вокруг не начали рваться снаряды.

И по мере того, как наступление сирийской армии на севере Израиля развивалось, просчеты руководства израильской армии становились все более очевидны. Ни подкрепления, ни снабжения боеприпасами немногочисленные солдаты, оставшиеся на своих боевых постах в первые часы вторжения так и не дождались. При этом по рации они бесконечно получали приказы явно растерянных командиров не отступать и удерживать рубежи любой ценой. А какой ценой? Если из трех танков, стоящих на пригорке против лавины сирийцев, один подбит, а два других расстреляли весь боезапас, как прикажете удерживать рубеж? Кулаком грозить?
"Долина слез" показывает нам самые первые дни войны.
Шок, неразбериха, хаос, ужас. Всё то, что любая война собой представляет. Персонажи чувствуют и ведут себя в точности, как чувствовали и действовали бы мы сами на их месте, - обычные люди, а не какие-то киношные супергерои.
Мы вместе с ними брошены на произвол судьбы. Возможно, где-то глубоко в тылу генералы и министры не спят ночами, придумывая, как им вызволить нас из этой ловушки. А может и нет. Не исключено, что какие-то армейские бюрократы уже вычеркнули нас из своих отчетов, списав на боевые потери.

Ужас в том, что когда радиосвязь пропадает, ты вообще не понимаешь, что происходит. Что если война уже проиграна и Иерусалим захвачен врагом? Ты не можешь быть уверен, что от армии, помимо тебя и твоих друзей, хоть что-то осталось.
Все эти мысли неотвязно пульсируют в голове где-то на периферии сознания, в то время, как глаза следят за наползающими на вас танками противника. И прямо сейчас, в эту самую секунду, нужно принять важнейшее решение в вашей жизни - бежать, поддавшись панике, сдаться или стрелять из всего, что у вас осталось.
При этом, если вы выбираете стрелять, это скорее всего тоже будет паника, а не героизм. Как в старом фильме "Баллада о солдате" герой признавался, что подбил два немецких танка не от смелости, а со страху. Это честно. И это неприукрашенная правда войны.

Когда я рассказывал о культовом сериале "Фауда" (читайте о нем вот здесь, если пропустили), я говорил, что израильское кино вообще тяготеет к реалистичности. Внимательный зритель без труда отметит и метафоры, и своеобразную поэзию повествования, но на первый план тут выведена жесткая, неприкрытая обыденность войны. Не только этой конкретной войны, а вообще - войны как явления.
Мысль авторов сериала выражена очень внятно: война - это ненормальное состояние человека. Тут ничто не может быть правильным или приемлемым. Добро, зло, тыл, фронт, ценность и смысл жизни - всё смазывается, теряет привычные понятные очертания. Вы в другом, сюрреалистическом измерении, будто Алиса в Зазеркалье, с той лишь разницей, что выйти из этого страшного сна живым представляется маловероятным.
А еще война - это неразбериха, путаница, ужасная координация действий. В кино нам часто врут, что возможно безупречно управлять армией, разбросанной на огромной территории, как если бы живые люди были шахматными фигурами на расчерченной аккуратными квадратиками доске.
Но если вы не побоитесь послушать реальные рассказы фронтовиков, прошедших через любую войну, вы непременно услышите страшные истории о том, как в пылу боя, не разобравшись, люди начинают стрелять по своим.
И "Долина слез" это тоже покажет. Поэтому вопрос, который не оставит вас в покое до конца просмотра, - можно ли остаться человеком, пережив такое?

Но интересно еще и то, что 1973 год, когда случилась эта война, был очень неспокойным временем в самом Израиле. Несколько героев сериала, марокканские евреи, сефарды, живущие в очень бедных условиях, винят во всем европейских евреев, ашкенази, которые, по их мнению, заправляют в стране всем, живут в богатстве и роскоши, обрекая своих братьев из северной Африки на нищету и положение людей второго сорта.
И это тоже война. Молодые сефарды сбиваются в радикальные группы по примеру американских чернокожих и заимствуют их название "Черные пантеры". Они выходят на марши протеста в Иерусалиме, дерутся в полицией, швыряют коктейли Молотова. Они считают это государство несправедливым и жестоким.
И когда один из этих радикалов сталкивается с офицером сирийской разведки, тот задает ему очень непростые вопросы. Ты вырос в Марокко, стране, где ислам господствующая религия. Ты знаешь арабский лучше, чем иврит. Мы с тобой любим одну кухню, слушаем одну музыку. Мы почти братья. А что тебя связывает с этими чистенькими ашкенази? Ты даже внешне похож на сирийца больше, чем на них. Так почему же ты воюешь на той стороне, а не на нашей?
После этого монолога мы понимаем, что каждый выходец из Африки в израильской армии, наблюдающий, как к нему приближаются вооруженные сирийцы, наверняка думает о чем-то подобном. Во всяком случае может думать, исключать этого нельзя. Тем более, что в тот самый момент, когда они рискуют жизнью на линии фронта, дома, в далеком тылу израильские полицейские приходят к их родным с вопросами и обысками.
Так кто тут свои, а кто чужие? Внезапно ответ на этот вопрос уже не кажется таким очевидным.

Весь этот период в истории страны до сих пор считается в Израиле не до конца осмысленным. Да, в Войне Судного дня еврейское государство одержало победу. Но победа эта досталась дорогой ценой. Около 10-и тысяч погибших - это огромные потери для крохотного Израиля.
"Это была наша тяжелейшая травма и главная катастрофа для страны", говорил Рон Лешем, один из авторов сценария, служивший в свое время в элитном разведывательном подразделении.
Ветераны той войны, увидев ее на экране, говорили, что вновь переживают пост-травматический синдром, о котором за давностью лет успели забыть. Настолько показанные события выглядели эмоционально точными и мучительными. И хотя временами можно слышать критику, что отдельные подробности в сериале изложены слишком вольно, для художественного фильма это все-таки не так критично. Потому что лучшее историческое кино рассказывает не столько о прошлом, сколько о настоящем. Важно то, какие уроки зрители извлекают из увиденного.
А уроки оказываются болезненными.
Израиль тут показан слабым, руководство страны некомпетентным. Это тяжело принять, но говорить об этом важно. Тем более, что, как это часто бывает с отечественными войнами, трагические события, наложившиеся на непростую политическую ситуацию в стране, не сломили людей, а заставили сплотиться даже тех, кто в мирное время оказывался по разные стороны баррикад.
В конце концов Израиль - это ведь не только премьер-министр, не только флаг, гимн или территория. Это в первую очередь вот эти люди, стоящие лицом к лицу с колоссальными силами противника, испытывающие понятный человеческий ужас, грязные, израненные, страдающие от зноя и жажды, теряющие друзей, но не отступающие, а прикрывающие до последнего таких же израильтян, с которыми еще вчера готовы были драться.

Как сказал Рон Лешем, "с первой сиреной воздушной тревоги прежний Израиль погиб и родился новый Израиль". В стране, которая половину своей истории провела во всевозможных конфликтах, победы нужно отмечать не фанфарами, а осознанием собственных травм, невосполнимости потерь и усилиями, направленными на то, чтобы этот опыт помог избежать подобного в будущем.
Лозунг "Можем повторить!" точно не для Израиля. Хотя наверняка повторить он может, но гордиться тут нечем. Это глупая бравада людей, не имеющих ни малейшего представления о том, что такое война на самом деле.
Самый взрослый персонаж "Долины слез", отец одного из солдат, сыгранный популярным актером и телеведущим, бывшим десантником Лиором Ашкенази, говорит с горечью, что прошел через четыре войны и был уверен, что пятой никогда не увидит. Но вот он снова на фронте, разыскивает своего сына и не знает, найдет ли его живым.

"Долина слез" рассказывает лишь о первых 6-и из 19-и дней войны и только о событиях на Голанских высотах. Кстати, снимали именно там, где все происходило. Более того, в какой-то момент съемки пришлось прервать из-за ракетного обстрела с территории Сирии. Так что обстановка была весьма реалистичной.
Сейчас создатели сериала поговаривают о продолжении. Второй сезон, если он действительно состоится, будет рассказывать о южном направлении, где шли бои с армией Египта.
Но даже сейчас, в формате мини-сериала, "Долина слез" смотрится как законченная, совершенно самодостаточная история, породившая целую волну интереса к теме Войны Судного дня. В соцсетях кипят дискуссии, к местам танковых сражений стремятся туристы, множество энтузиастов с увлечением рассматривают детали, показанные на экране, и спорят, в каком именно году появился шоколадный батончик, который был замечен в руках кого-то из персонажей.
Сериал довольно быстро стал заметным культурным явлением.
И я, откровенно говоря, завидую тому, как израильтяне разбираются со своим непростым прошлым. Не замалчивают, на прячут под ковер. А заставляют себя честно взглянуть на болезненную правду, не отворачиваясь. Я уже однажды рассказывал об этом, когда речь шла о еврейских террористических организациях в Палестине (читайте вот тут, это познавательно). Завидую, поскольку точно знаю, что в России такое невозможно в принципе. Да откровенно говоря, почти никогда и не было возможно.
Сколько вы вспомните по-настоящему честных фильмов о Великой отечественной? Таких, после просмотра которых понимаешь, что война это ужас и смерть, а не парады и салют. Они были, но их можно пересчитать по пальцам одной руки (кстати, напишите в комментариях свои варианты).
А судя по тому, что сейчас происходит, уроки войны так и не были ни осмыслены, ни усвоены. То же самое касается локальных конфликтов, о некоторых из которых дискуссии не было вовсе.
И мне, как человеку, жизнь которого с Россией связана гораздо больше, чем с Израилем, хочется уметь относиться к своей истории так, как это умеют израильтяне.
Признавать свои ошибки, принимать свои травмы, оплакивать свои потери и - учиться на них, чтобы ни в коем случае не повторять.
В сериале есть эпизод, когда израильский солдат и его сирийский противник оказываются лицом к лицу. Оба безоружны. Оба напуганы. И вдруг они обнаруживают, что могут разговаривать. Не как враги, а как люди, которые совсем не понимают, почему они должны друг друга убивать. И это момент удивительной, ошеломляющей ясности. Угар войны отступает, и искаженный взгляд вновь обретает резкость. Будто некие злые чары, наделяющие человека яростью и отнимающие способность думать, перестают действовать.
И мы почти слышим немой вопрос: что если так можно?
И отвечаем на него каждый по-своему.

Цфат: 50 оттенков синего
Чем хороши древние города, так это тем, что за века их облик многократно менялся, но при этом каждый новый имидж лишь перекрывал, но не отменял прежнего. В результате стили, влияния и эпохи запечатлелись здесь слоями, позволяя нам приоткрывать их один за другим, пробираясь в самую середину, к началу начал. Очень ценю такие места. И приглашаю вас заглянуть в небольшой, но поразительно многогранный город, Цфат.
Фильм «Последняя крепость: Хаджибей» на русском языке

Этот фильм не планировался (естественно) к прокату в России, поэтому нам пришлось сделать свой собственный перевод.
Потерянный мир боевых искусств
Воспоминание о былом.
Школа Сюэ
Глава 1 — Услышав о нем, люди отвернулись
Сюэ Дянь (1887 — 1953) уроженец уезда Шулу, провинции Хэбэй. Учился у мастера Ли Цуньи, а позднее поклонился мастеру Ли Чжэньбаню из Шаньси и мастеру Линкун из Утайшань. После возвращения из Шаньси, заведовал академией боевых искусств (гуошугуань) в Тяньцзине. Написал учебное пособие «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства».
Не так давно, (я) увидел переиздание старых пособий по боевым искусствам, среди которых была книга «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства» 1933 года. Вздохнув, я вспомнил об ушедшем (времени) шестидесятилетней давности.
Моя молодость пришлась на эпоху Сюэ Дяня. Его имя гремело на каждом углу и унаследовав стиль боя Ли Цуньи, он заведовал работой в академии гуошу, день за днем приумножая славу синьицюань. В наших глазах он был почти что богом, человеком великих дел.
Два моих учителя, Тан Вэйлу и Шан Юнсянь, были очень близки с ним. Окрепнув телом, (я) решил что взрастил гунфу и подумывал вызвать его на бой. Ведь если доходишь до первого этапа постижения синъицюань «видимой силы» (明劲 — минцзинь), то просто необходимо испробовать себя в бою.
Сказав об этом учителю Шану, тот ничего не ответил. А когда через пару дней из Нинхэ приехал учитель Тан, то (он) жестко отчитал меня. «Ты не понимаешь. Он демонически быстр и свободно переходит от одного действия к другому. И хотя внешне (Сюэ Дянь) похож на школьного учителя, в бою его взгляд обретает звериные черты, ввергая в страх даже крепких духом».
Шан Юнсян отдыхал в дворике своего дома. Мастер Тан подвел меня к нему и подкинув ногой тыкву горлянку, протянул ее мне со словами: «Пробьешь ударом насквозь, тогда можешь вызвать Сюэ на бой». Помню, как его пристальный взгляд смутил и опустошил меня. И хотя тыква настолько мягка, что и ребенок пробьет ее, я не смог поднять рук. Увидев как мое эго ушло, мастер Тан сказал: «Сюэ считается твоим дядей по школе. Вызвав его на бой, ты поднимешь всех нас на смех. Он наиболее известный (среди нас) и стоит понимать, что лучше оберегать его (имя)».
Как-то, я помог другу мастера Тана отбиться от шпаны на улице. Этому старику было около 70 лет, хотя он выглядел достаточно крепким. В благодарность, он пригласил меня к себе, и мы проговорили весь вечер. Дойдя до Сюэ, он рассказал, что тот был поздним учеником Ли Цуньи, и мастер часто расхваливал его перед другими.
Как-то раз, Сюэ Дянь и его старший брат Фу Чанжун подрались на втором этаже ресторана. Сюе сказал: «Здесь не место для драки», на что Фу ответил: «Мне и не понадобиться много места, чтобы побить тебя». Сюэ торопливо подал руку вперед, а Фу выполнил прием «ладонь оборачивающего тела» и скинул Сюэ через перилла, со второго этажа вниз. Упав, окружающие подумали, что он сломал кости и не сможет встать. Однако, с легкостью вскочив, Сюэ крикнул: «Я еще приду к тебе» и ушел.
После этого он пропал. Лишь когда умер Ли Цуньи он появился вновь. Сам Сюэ рассказывал, что поселился в горах Утайшань. Он редко упоминал об обучении у мастера Ли и в основном, утверждал что обучался у старого монаха — Усю Линкун (Старик небесной пустоты). Будто тому было 120 лет, что выглядело как мистификация и мало кто верил в это.
Но разве мог Сюэ Дянь постичь боевое искусство у того, кого никогда и не было? Само имя «Старик небесной пустоты» говорит что его нет. А имя небесный или духовной пустоты очень напоминает фразу — «уходящий в небо», т. е. уходящий в нирвану. Не намек ли это на термин «условной реальности» в буддизме? Также возраст 120 лет это 2 полных цикла традиционного календаря. Подсказка на то, что человек дважды родился?
Видимо, то поражение повлияло на Сюэ, и он сам изгнал себя из школы. Будто решил, что подвел мастера и придумал мистическую линию передачи от неведомого монаха. И хотя это только догадка, мне кажется, что монах существовал на самом деле. Лишь имя было другим, а какое, (я) уже и позабыл.
Вернувшись, он выглядел очень открытым. Но люди не могли разглядеть того, что было (в нем). Как-то, он продемонстрировал свое мастерство на собрании практикующих. Всего несколько шагов, словно танец. Но в каждом действии его тела, была невероятная согласованность, что-то звериное, заставляющее застыть всех смотрящих. Невероятное, очень необычное состояние ци, цзинь, шэнь. Тут же кто-то начал говорить, что его тело обрело волшебные метаморфозы. И закончив демонстрацию, он вызвал Фу Чанжуна на бой.
Я слышал, что это жутко перепугало Шан Юнсяна. «Мы все братья одной школы! Конечно, мы не так близки, как кровные, но наши связи ближе, чем с двоюродными! Как же можно биться до смерти?!» — закричал он. И в итоге отговорил Сюэ от боя. А после, на правах старшего (брата), уговорил взять на себя обучение группы Ли Цуньи и возглавить тяньцзиньскую академию гуошу.
Несмотря на то, что преподавание боевых искусств проходило под лозунгами укрепления страны и народа, в синъицюань есть строгое правило, не допускать повсеместной передачи учения. Поэтому многие материалы и книги по стилю касались лишь общих вещей. Только дойдя до определенного момента, ты мог понимать значения наставлений.
И напомню, что это была эпоха кризисов. В этих условиях, Сюэ Дянь раздумывал, как создать материал для быстрого самообучения стилю. Так и появилась книга «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства». Те, кто получил истинную передачу, посмотрев, тут же понимали, о чем идет речь. Конечно было понятно, что это синъицюань. Получается, что таким образом он хотел избежать нарушения правил и назвал книгу искусство образов и форм, а не синъицюань?
Это догадка, но «искусство образов и форм» и синъицюань имеют общую, древнюю связь. Ее написание было словно надеждой, на побуждение к самоотверженности практикующих. Ведь боевое искусство — это искусство движения, которое должно передаваться от человека у которого ты учишься на примере. И лишь потом, (ты) можешь осмыслять (технику) самостоятельно. Поэтому не получиться заложить хорошую основу по книгам, практикуя без учителя.
Так несмотря на его известность, поражение в том бою оставило отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Погиб он трагично. (В 1953 году его расстреляли как члена религиозного культа). И долгое время знающие его люди, предпочитали не говорить о нем и не особо почитали его последователей.
Книга же написана красивым и простым языком. Трудно встретить столь чистый и ясный слог, где читатель быстро вникает в суть и может самостоятельно заниматься изучением разделов (книги).
- Общие положения. 1 глава 4 раздел, метод стояния как медленная практика вхождения на путь.
Многие знают, что одной из ключевых особенностей синъицюань, является практика стояния. Но вот как стоять, не ясно. В некоторых книгах говорится лишь о том, что нужно подтянуть макушку, язык, уши, нос. О том, что нельзя двигаться. Словно совершаешь буддийскую практику созерцания. И чем дольше стоишь неподвижно, тем лучше. Это ошибочное мнение. Если будешь держать себя, создашь напряжения мышц и лишь испытаешь разочарование (со временем).
Здесь открывается небольшой секрет. Практика стояния — это о движении. Не о практике неподвижного созерцания, а медленная тренировка (движения). Сюэ Дянь говорил так: «Методы стояния — это медленная практика. Медленно, посредством духа и намерения, приходишь в движение, раскрывая четыре конечности». Только об очень медленном (движении), что непонимающие люди этого не замечают.
Эти слова «Медленно посредством духа и намерения приходить в движение» на вес золота. Они разъясняют, что эффект от стояния направлен на: «чистоту (здоровья) внутренних органов, раскрытые каналы и меридианы, крепость костей, костного мозга и наполненность жизненных сил». Особенно есть указание на то, что «обостренная (острая) реакция нервной системы» это ошибочный результат тренировки.
2. 11 глава. 12 раздел. О дыхании.
Многие знают что синъицюань это искусство внутренней семьи. Получается, что посредством кулачного искусства, можно постичь путь (дао). Но в трактатах только описание тренировки боевого и очень смутно (простыми словами из даосского канона) описано, как же можно постичь путь. Сюэ говорит о цельном дыхании тела, как о методике (синъицюань) для вступления на него. В его тексте сказано: «Со всех сторон (тела), из всех малых пор, поднимается словно пар иль туман дыхание тела». Это и есть мастерство. Именно так дышит дух. Не получив истинной передачи, не усердствуя в практике — не дойдешь до предела и сложно будет вступить на путь.
3. Первый том. 6 глава. Первый раздел. Пять методов сплетаются в жемчужную нить.
В практике синъицюань есть понятие «кружевные руки» (圈手). Еще технику называют — «ветер раскачивает иву». Этими движениями можно как атаковать (противника), так и укрепить тело. Говорят в ней хранится главная суть кулака пяти элементов и форм двенадцати зверей. Не получившие передачу, предполагают, что это такая же практика, как и облачные руки тайцзицюань, где двумя руками (практикующий) описывает круг.
В действительности же, это похожая практика, но круг описывается не только двумя руками, а все тело приходит в движение.
Синъицюань использует понятия кулака пяти первоэлементов: метала, дерева, воды, огня, земли. Им соответствуют усилия: рубящего, пробивающего, буравящего, взрывного, горизонтального кулаков. Сюэ в своей книге свел их к понятиям: «полета, облака, встряхивания, колыхания, вращения». Так два понятия «полета» и «облака» взяты из фехтования. И (знающие) сразу могут угадать в этом методы изменения кулаков пяти первоэлементов из синъицюань. Словно изменили суп, не изменив его наполнения.
Но если серьезно, то его пять методов взяты не из кулака пяти элементов. Даже кружевные руки имеют очень древнее происхождение. Поэтому лучше уделить внимания изучению того, как он нанизывает пять методов в эту жемчужную нить и как он разъясняет их суть и различия.
Перевел Хван Кирилл. 2023
Древковое многообразие

Реальные образцы (более 30!) древкового оружия из коллекций ведущих музеев мира.
КАК НАЙТИ МАГАЗИН ЧЕЛАХОВА, ОПИСАННЫЙ В «КНЯЖНЕ МЕРИ»?
В этом видеоролике мы расскажем, где находится магазин Челахова в Пятигорске, и какие сюжеты из романа «Герой нашего времени» с ним связаны.
ПРОЕКТ «В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО»
Проект предполагает создание сети эколого-культурных, туристических маршрутов, связанных с исследованием, восстановлением и создания уникальной просветительской и краеведческой инфраструктуры былого исторического облика городов и посёлков Кавказских Минеральных вод.
Видеопрезентация: https://youtu.be/EJlLkOZNu_4.
ПЯТИГОРСК. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ «ЛЕРМОНТОВСКИЙ»
Подключайся к нашим экскурсиям вместе с нами. Проведите экскурсионный день на Кавминводах вместе с нами. Запишись на нашу экскурсию: https://vk.me/join/6Ui6lX7835l7p9UQwtYNFDaHStVI7thK8Zw=. Присоединяйся к участию в проектах и программах молодёжного общественного движения.
Не пропусти новые видеоуроки, вебинары и проекты! Прошу вас подписаться на канал, отметить комментариями и лайками для продвижения полезного контента: https://www.youtube.com/channel/UCln0aW7DdQ1qCu7e0DEhkcg.
Виртуальные экскурсии по Кавказским Минеральным водам: https://www.youtube.com/playlist?list=PLzy77CTPR0FgFBj5sQgCZjmTCbfDDhGTM.
На канале выложены (в бесплатном доступе) около 1000 видеоуроков по гуманитарным предметам, видеоучебник по социальному проектированию (100 видео о том, как сделать проект), видеоматериалы социально значимых проектов в области развития детского и молодёжного общественного движения.
#история #регионоведение #краеведение #гид #экскурсия #Ставрополье #кмв #кавминводы #пятигорск #магазинчелахова #геройнашеговремени #княжнамери #печорин #лермонтов #педагог #учитель #учительистории #воспитание #образование #детскийактив #детскоеобъединение #проект #социальныйпроект #молодежныйпроект
3 Эксклюзивных Исторических Кадра

Эксклюзивные Исторические Фотографии
А вы знаете зачем нужны пирамиды? Чьи они и что внутри? История. А так же как разводят туристов? Древние пирамиды Египта.
Тайра Синкэн - отец современного кобудо
Как-то не особенно принято в среде приверженцев воинских искусств отмечать какие-то важные даты. Например, дни рождения основателей различных стилей. Тортики на тренировку, мне кажется, по таким случаям в додзё люди не приносят.

А вот вспомнить лидеров школ их последователям бывает очень полезно. И важно. А тут как раз значимый повод. 12 июня 1897 года на острове Кумэдзима, одном из островов архипелага Рюкю, родился человек, ставший впоследствии самой яркой фигурой окинавского кобудо середины ХХ века. Известный историк Патрик МакКарти сравнивал его в Фунакоси Гитином, но на поприще окинавских оружейных, а не безоружных традиций. И если присмотреться, огромное количество современных школ кобудо так или иначе соприкасается с наследием, оставленным им.

Речь о Тайра Синкэн (урождённый Маэдзато Синкэн). Чем же он заслужил такого сравнения? Давайте разберёмся.
В юности Тайра Синкэн не помышлял о судьбе приверженца будо. Но в молодые годы, работая на рудниках по добыче серы, попал под завал и серьёзно повредил одну ногу, сросшуюся неправильно. Хромать ему, между прочим, пришлось до самой смерти. Тайра очень переживал, что его увечье является поводом насмешек многих сверстников. И когда судьба в 1922 году забросила его в Токио на работу, он решил осваивать дзюдо, чтобы стать сильнее и в случае чего навалять каждому, кто его захочет оскорбить. Вид будо, созданный усилиями великого популяризатора Кано Дзигоро в тот период гремел на всю страну. Но… до зала дзюдо наш герой не дошёл, познакомившись со своим соотечественником Фунакоси Гитином. Тем самым мастером Фунакоси, приложившим немало усилий для ознакомления японцев с окинавским каратэ. С занятий у Фунакоси и началось путешествие Тайра в огромный мир воинских рукопашных дисциплин.
Относительно скоро, в 1929 году в том же Токио судьба свела Тайра Синкэн с другим окинавским мастером — Ябику Модэн. Тот перебрался в столицу империи ещё в 1911 году, тут же трудился, а также пытался продвигать воинские искусства Окинавы. Считается, что он основал тогда некое Общество по изучению рюкюсского кобудо.

Конечно, результаты его труда никак не сравнимы с успехом Фунакоси. Тем не менее, в формирующейся в 20-ые годы среде приверженцев каратэ он был известен и контактировал со всеми ведущими мастерами. За плечами его была учёба у ведущих специалистов на родной Окинаве. Ябику учился каратэ непосредственно у Итосу Анко. А тот, пожалуй, был центральной фигурой всего окинавского каратэ, и его эксперимент со внедрением воинского искусства в программу физвоспитания школ, а затем и специальных профессиональных заведений оказался важной вехой в деле распротранения «пустой руки» в Японии и мире.
Итосу, как известно, сконцентрировался на безоружном бое (хотя определённо что-то оружейное изучал) . Поэтому технику бо Ябику постигал под руководством Тинэн Масанра по прозвищу Яманни-усумэ, человека-предтечи школы бо-дзюцу Яманни-рю. Именно с его именем связано формирование того набора ката с шестом, которое позже оформилось в школу Яманни-рю. Тинэн отрабатывал и преподавал ката Сюси-но кун, Сакугава-но кун и некоторые другие. Вероятно, также ката, носящее имя его однофамильца Тинэн Сикиянака-но кун. Тинэн Масанра также придумал Ёнэгава-но кун. В молодости ездил на остров Цукэндзима, чтобы разучить и сохранить уникальные местные традиции боя шестом. Сложно сказать, какие именно ката он привёз. Считается, что это были Цукэн-но кун, Сунакакэ-но кун и какое-то Симадзири…
Ябику также стал последователем другого столпа окинавских воинских искусств. Его имя — Киндзё (Канагусуку по-окинавски) Масанра по прозвищу Уфутику (уфутику — это какая-то должность среди тогдашнего дворянства с полицейскими функциями; кроме того, Киндзё был телохранителем последнего окинавского короля). Его учителями были Мацумура Сокон, Хамахига-пэтин и Ёсимура-удун.
Во второй половине ХХ века другой последователь Киндзё создаст школу Уфутику-рю. Вероятнее всего, Ябику изучал у него искусство сай-дзюцу, тунфа-дзюцу и бо-дзюцу.

Третьим наставников Ябику в оружейном искусстве стал Тавата Синдзю, наследник яркой семейной традиции, в которой особое место уделялось технике трезубцев сай. И традиция эта сохранилась (конечно, не в неизменном виде) именно благодаря Ябику. Потому что о потомках Таваты позже слышно не было.
Итак, Тайра стал учеником Ябику Модэна и, наверное, главным наследником. Вскоре Тайра получил от своих учителей право открыть собственное додзё. Что он и сделал в городке Икахо (префектура Гумма). По сути, Тайра преподавал раннюю версию каратэ Фунакоси и довольно обширный набор оружейных техник.
Но ему было мало этого.
Он с разрешения своих наставников обратился к Мабуни Кэнва. Мало кто сейчас знает, что Мабуни являлся своего рода хранителем нескольких редких оружейных традиций. Под ними я подразумеваю группы ката от той или иной «школы» окинавского кобудо/кобудзюцу, которые несли в себе некие интересные особенности. В частности, Мабуни занимался у упомянутого выше Таваты, а также изучил несколько ката (с шестом и сай), которыми владел Арагаки Сэйсё по прозвищу Мая («кот» по-окинавски), один из столпов окинавских воинских искусств.
В 1940 году Тайра вернулся на Окинаву и открыл там своё додзё. Ещё два зала его непосредственных учеников осталось в большой Японии.
На родине Тайра пошёл дальше, осваивая всё новые и новые элементы. Одним из его коллег стал Камия Дзинсэй, очень важная персона в истории окинавского кобудо. Камия, напомню, занимался Годзю-рю под руководством Мияги Тёдзюна и был его очень близким учеником и товарищем. А также практиковал кобудо. Он сохранил для потомков шикарные ката, прежде всего, наследие легендарного мастера Тятан Яра. Если ката с сай Тятан Яра-но сай широко известно (и присуствует в перечне ката Уфутику-рю), то сложное, изобилующее неожиданными разворотами, контратаками в разные стороны ката Тятан Яра-но кун сохранилось лишь благодаря ему.

Существовала ещё одна условная старинная школа бо-дзюцу. Некий мастер Соэиси был хранителем ката Сюси-но кун, Тёун-но кун, а также им разработанной формы Соэиси-но кун. Вероятно, Тёун-но кун в Рюкю кобудо появилось благодаря Камия-сэнсэю.
Опять-таки, Камия не был последним источником информации для мастера Тайра. Тот тесно общался с Хохaн Сокэн, выдающимся мастером. Тот был интересен тем, что был родственником Мацумура Сокон и изучал каратэ и кобудо у его потомков. В молодости Хохан иммигрировал в Аргентину, там продолжал заниматься и даже преподавал. С его возвращением на родину после Второй мировой выяснилось, что он, по сути, преподавал «законсервированную» технику, чем и привлёк к себе внимание.
Также Тайра консультировался с несколькими учениками Тинэн Масанра, который преподавал бо-дзюцу широкому кругу людей.
В 1955 году Тайра при поддержке учеников создал «Рюкю кобудо ходзон синкокай» (Общество по сохранению и продвижению старинных рюкюсских воинских искусств). Обратите внимание, пожалуйста: упор в названии сделан на термин «рюкюсские». Речь о том, что Тайра сохранял довольно старые традиции, уходящие корнями в годы до упразднения королевства Рюкю, которые насчитывают 200 и более лет.
Так чем же всё-таки Тайра заслужил неофициальное звание «Фунакоси в области кобудо»? В 20-30-ые годы каратэ появилось в большой Японии и начало завоёвывать популярность. И на самой Окинаве произошёл рост числа поклонников воинских искусств. Кобудо не поспевало за каратэ по ряду причин. По причине того, что в том современном мире каратэ явно казалось прикладной дисциплиной, а оружейные техники с шестом и экзотикой типа сай, тунфа и нунтяку стояли в сторонке. Хотя бо-дзюцу довольно широко преподавалось на Окинаве, в т.ч. школьникам и студентам училищ.
Также по каратэ широкая сеть преподавателей групп в университетах иногда состояла из молодых людей, которые до кобудо попросту ещё не добрались. Ну и плюс сложности с пространством, снаряжением и техникой безопасности на занятиях.
Огромный урон культуре Окинавы нанесла Вторая мировая война. Много людей погибло.
Тайра Синкэн с коллегами даже предпринял попытку поднять народный дух, путешествуя вместе с учениками по острову и проводя показательные выступления.

И если сравнить с другими существовавшими школами кобудо, то Рюкю кобудо было наиболее популярным и активным. «Рюкю кобудо» — это название закрепилось за линией Тайра, хотя, по уму, оно может относиться к любой другой школе, и исключения действительно есть. Возьмём Матаёси-кобудо. Мастер Матаёси Синко, один из лидеров довоенного кобудо, погиб в 1945-ом. Его сын Симпо, ставший впоследствии главой мощной школы, был эвакуирован в Кавасаки, и вернулся на Окинаву только в 50-ых. Яманни-рю (формально оформившееся как школа в 60-ые) существовала, но каких-то особенных активностей не проводила. Школа каратэ и кобудо Рюэй-рю и вовсе до 60-ых годов не преподавалась за пределами семьи Накаима. В общем так: сказать, что окинавское кобудо совсем уж «загибалось» невозможно. Но не было активного развития и часть наследия просто постепенно терялась.
А Тайра привлёк в свою организацию ряд сторонников, в том числе мастеров из большой Японии. Например, одним из его первых учеников был Сакагами Рюсё (в каратэ — ученик Мабуни Кэнва), основатель направления Итосу-кай Сито-рю и Конго-рю кобудо. Его ученик — Дэмура Фумио, один из главных популяризаторов кобудо на Западе.
Также в его организации состоял Хаяси Тэруо (который позже также стал изучать Рюэй-рю и основал свой стиль Кэнсин-рю; он появляется в старом фильме «Будо — искусство убивать» (Budo: Art of killing)).
В 30-ых годах Тайра подготовил небольшой материал, посвящённый окинавскому кобудо и ката Конго-но кон (вообще-то это было Сюси-но кун) для «Энциклопедии каратэ». А в 60-ых написал «Рюкю кобудо Тайкан» — «Энциклопедию рюкюсского кобудо». Предполагалось, что выйдет три тома, но опубликован был, к сожалению, только первый.
В общем, Тайра приложил огромные усилия по сохранению и популяризации окинавского кобудо. В 30-60-ые годы более, чем все остальные мастера вместе взятые.
Умер Тайра Синкэн в 1970 году.
Автор: Павел Долгачёв
Кто населял Месопотамию до появления шумеров?

ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ? (Окончание)

ГИБЕЛЬ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА В 1918г.
Записки командира эскадренного миноносца «Керчь» Владимира Кукеля (1918 год)
(орфография и пунктуация подлинника сохранены)
ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ?

ГИБЕЛЬ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА В 1918г.
Записки командира эскадренного миноносца «Керчь» Владимира Кукеля (1918 год)
(орфография и пунктуация подлинника сохранены)
Его Ил-2 был сбит за два месяца до Победы. Дважды Герой Советского Союза Евгений Кунгурцев

По статистике, Ил-2 сбивался на 54 боевом вылете. Гвардии старший лейтенант Евгений Кунгурцев превзошел этот показатель в несколько раз. К марту 1945 года число вылетов Кунгурцев перевалило за 200. Но в самом конце войны самолет Евгения все-таки сбили.
В полку летчика признали погибшим и отправили матери похоронку. Однако спустя три недели Кунгурцев вернулся в часть...
Алексей КОТОВ | Шведский нейтралитет в годы Второй Мировой Войны

Лекция историка Алексея Котова об истории Шведского нейтралитета в годы Второй Мировой Войны