Стрит-арт. Хайфа

С холма, где они затаились, обширная долина была как на ладони.
И на всем видимом пространстве, сколько хватало глаз, будто жирные черные насекомые ползли сотни танков. Вереницы, растянувшиеся до горизонта, целая армада танков. Засевшие на холме израильские солдаты ясно понимали, что остановить эту лавину не под силу не только им самим, но и вообще, кажется, никому. Особенно сегодня, когда в стране большой праздник и многие военные разъехались по домам.
Но точно так же понимали солдаты и то, что уйти они не могут. Придется вступить в бой, исход которого может быть только один - их гибель.
***
Израильский сериал "Долина слез" это вовсе не история о героизме. Тут не будет размахивания флагом, патетических речей и примеров возвышенного самопожертвования. Это история о войне, ставшая мощнейшим антивоенным высказыванием. Рассказ о том, что ни один человек не должен гибнуть во имя чего бы то ни было. О том, что смерть - это страшно и непоправимо, что ура-патриотическая трескотня - это удел тыловых бюрократов, а победа всегда оказывается горькой.
В известном смысле "Долина слез" для сегодняшней России даже актуальнее, чем для Израиля. Поэтому всем, кто читает мои публикации в России, я настоятельно рекомендую его посмотреть.
Сериал этот уникален по нескольким причинам.
Во-первых, как эти ни странно, до сих пор никто не пытался показать события Войны Судного дня с такой дотошной, почти документальной достоверностью. Фильмы об этой войне снимались и раньше (например, драма "Киппур" 2000 года), но они всегда были более-менее частными историями.
А на этот раз мы получаем очень подробную и масштабную картину событий, мы погружаемся в самый эпицентр гигантской мясорубки и, подобно героям, оказываемся дезориентированными и ошеломленными происходящим на наших глазах кошмаром.
Во-вторых, Израиль еще никогда не производил кино в таком жанре. Это подлинная киноэпопея, грандиозное полотно с массовкой, вертолетами, танками, пиротехникой.
Каждая серия стоила по миллиону долларов. Совершенно невиданное событие для киноиндустрии маленькой страны, где бюджеты всегда настолько ограничены, что позволяют снимать разве что разговорные сцены с редкими вкраплениями какого-то активного действия, тоже довольно скромного по масштабам.
Поэтому неудивительно, что сериал произвел фурор - как в самом Израиле, так и за его пределами.
Название Войны Судного дня часто путает людей, которые не особенно знакомы с иудейскими традициями. Тут имеется в виду вовсе не апокалипсис, обещанный нам Иоанном Богословом. Здесь совсем другой Судный день.
В еврейском календаре (подробно о котором я рассказывал вот здесь) есть особая дата под названием Йом Кипур. Строго говоря, это большой религиозный праздник. Но отмечают его не весельем, а тишиной и молитвами.
Иудеи верят, что каждый год в одно и то же время бог подводит итоги нашим поступкам (это и есть тот самый Судный день). Если мы вели себя, как подобает достойным иудеям, то в великую Книгу жизни будет сделана весьма благожелательная запись, которая в свое время непременно будет учтена. Если же мы грешили... Ну, на этот счет есть немало инструкций, которые мы обсудим как-нибудь в другой раз.
Сейчас важнее всего сказать вот что. Религиозные праздники в Израиле заметно отличаются друг от друга - как своим настроением, так и степенью строгости соблюдения традиций.
Йом Кипур - самый главный и самый строгий.
Даже в Тель-Авиве, где в шабат можно найти массу работающих заведений и магазинов, на Йом Кипур закрывается всё. Дороги пустеют. Если вам довелось увидеть движущуюся машину в этот день, значит за рулем либо араб, демонстративно наплевавший на иудейские запреты, либо турист, который не в курсе, отчего вокруг всё вымерло. Даже атеисты вроде меня с уважением относятся к требованию соблюдать тишину и прекратить любую деятельность.
Разумеется, в армии тоже стараются отпустить всех, кто свободен от дежурства, по домам, чтобы люди смогли провести праздник со своими семьями. В такой день Израиль совершенно не готов воевать, и в 1973 году противники отлично это знали.
Именно в Йом Кипур Сирия и Египет при поддержке Иордании, Ирака и Советского Союза вторглись в Израиль, надеясь молниеносным броском, при огромном численном преимуществе и используя фактор внезапности, захватить страну, которая явно не будет готова к серьезной обороне.
Вероятно, вы предполагаете, что я сейчас скажу, что нет, мол, расчет не оправдался и израильтяне играючи разнесли противника в пух и прах. И будь это типичный героический эпик, именно так бы и должен был развиваться сюжет.
Но нет, Израиль и правда оказался не готов к нападению. Хотя данные разведки недвусмысленно говорили, что силы, стягиваемые к границам страны, могут означать только одно - будет война.
И премьер Голда Меир вместе с министром обороны Моше Даяном всерьез обсуждали вариант упреждающего удара. Однако под давлением США отказались от этого плана.
Это, кстати, довольно отрезвляющая подробность для всех, кто заявляет, что Америка так надежно прикрывает Израиль, что евреям можно вообще не учиться воевать. Однако в реальности отношения этих двух стран гораздо сложнее, чем кажется диванным генералам. Штаты согласились поддержать Израиль в будущем конфликте военной техникой, но при одном условии - никаких упреждающих ударов. Правительство Голды Меир должно сделать все возможное, чтобы избежать войны или хотя бы максимально ее отсрочить.
Генри Киссинджер говорил, что если бы Израиль ударил первым, то не получил бы от Америки ни гвоздя.
Однако, даже зная о готовящемся нападении, израильское руководство оказалось совершенно не готовым к вторжению на Йом Кипур. Вообще после стремительной и успешной Шестидневной войны 1967 года в Израиле активно продвигалась идея о непобедимости еврейского государства.
На начальных титрах сериала собрана кинохроника, показывающая беззаботную мирную жизнь израильтян, которая, казалось, будет длиться вечно. Настоящая эйфория. Мы сильнее всех, мы непобедимы, никто больше не рискнет на нас нападать.
И этот просчет повлек за собой катастрофические потери.
В сериале этот момент показан на примере тщедушного армейского аналитика Авиноама, который, прослушивая переговоры сирийцев по рации, понимает, что вторжение вот-вот начнется. Но на военной базе этот парень был страшно непопулярен - зануда, чахлый очкарик, вечно одетый не по форме и достающий сослуживцев какими-то дурацкими фантазиями, значение которых всегда преувеличивает. Поэтому никто предостережения Авиноама не слушал до тех пор, пока вокруг не начали рваться снаряды.
И по мере того, как наступление сирийской армии на севере Израиля развивалось, просчеты руководства израильской армии становились все более очевидны. Ни подкрепления, ни снабжения боеприпасами немногочисленные солдаты, оставшиеся на своих боевых постах в первые часы вторжения так и не дождались. При этом по рации они бесконечно получали приказы явно растерянных командиров не отступать и удерживать рубежи любой ценой. А какой ценой? Если из трех танков, стоящих на пригорке против лавины сирийцев, один подбит, а два других расстреляли весь боезапас, как прикажете удерживать рубеж? Кулаком грозить?
"Долина слез" показывает нам самые первые дни войны.
Шок, неразбериха, хаос, ужас. Всё то, что любая война собой представляет. Персонажи чувствуют и ведут себя в точности, как чувствовали и действовали бы мы сами на их месте, - обычные люди, а не какие-то киношные супергерои.
Мы вместе с ними брошены на произвол судьбы. Возможно, где-то глубоко в тылу генералы и министры не спят ночами, придумывая, как им вызволить нас из этой ловушки. А может и нет. Не исключено, что какие-то армейские бюрократы уже вычеркнули нас из своих отчетов, списав на боевые потери.
Ужас в том, что когда радиосвязь пропадает, ты вообще не понимаешь, что происходит. Что если война уже проиграна и Иерусалим захвачен врагом? Ты не можешь быть уверен, что от армии, помимо тебя и твоих друзей, хоть что-то осталось.
Все эти мысли неотвязно пульсируют в голове где-то на периферии сознания, в то время, как глаза следят за наползающими на вас танками противника. И прямо сейчас, в эту самую секунду, нужно принять важнейшее решение в вашей жизни - бежать, поддавшись панике, сдаться или стрелять из всего, что у вас осталось.
При этом, если вы выбираете стрелять, это скорее всего тоже будет паника, а не героизм. Как в старом фильме "Баллада о солдате" герой признавался, что подбил два немецких танка не от смелости, а со страху. Это честно. И это неприукрашенная правда войны.
Когда я рассказывал о культовом сериале "Фауда" (читайте о нем вот здесь, если пропустили), я говорил, что израильское кино вообще тяготеет к реалистичности. Внимательный зритель без труда отметит и метафоры, и своеобразную поэзию повествования, но на первый план тут выведена жесткая, неприкрытая обыденность войны. Не только этой конкретной войны, а вообще - войны как явления.
Мысль авторов сериала выражена очень внятно: война - это ненормальное состояние человека. Тут ничто не может быть правильным или приемлемым. Добро, зло, тыл, фронт, ценность и смысл жизни - всё смазывается, теряет привычные понятные очертания. Вы в другом, сюрреалистическом измерении, будто Алиса в Зазеркалье, с той лишь разницей, что выйти из этого страшного сна живым представляется маловероятным.
А еще война - это неразбериха, путаница, ужасная координация действий. В кино нам часто врут, что возможно безупречно управлять армией, разбросанной на огромной территории, как если бы живые люди были шахматными фигурами на расчерченной аккуратными квадратиками доске.
Но если вы не побоитесь послушать реальные рассказы фронтовиков, прошедших через любую войну, вы непременно услышите страшные истории о том, как в пылу боя, не разобравшись, люди начинают стрелять по своим.
И "Долина слез" это тоже покажет. Поэтому вопрос, который не оставит вас в покое до конца просмотра, - можно ли остаться человеком, пережив такое?
Но интересно еще и то, что 1973 год, когда случилась эта война, был очень неспокойным временем в самом Израиле. Несколько героев сериала, марокканские евреи, сефарды, живущие в очень бедных условиях, винят во всем европейских евреев, ашкенази, которые, по их мнению, заправляют в стране всем, живут в богатстве и роскоши, обрекая своих братьев из северной Африки на нищету и положение людей второго сорта.
И это тоже война. Молодые сефарды сбиваются в радикальные группы по примеру американских чернокожих и заимствуют их название "Черные пантеры". Они выходят на марши протеста в Иерусалиме, дерутся в полицией, швыряют коктейли Молотова. Они считают это государство несправедливым и жестоким.
И когда один из этих радикалов сталкивается с офицером сирийской разведки, тот задает ему очень непростые вопросы. Ты вырос в Марокко, стране, где ислам господствующая религия. Ты знаешь арабский лучше, чем иврит. Мы с тобой любим одну кухню, слушаем одну музыку. Мы почти братья. А что тебя связывает с этими чистенькими ашкенази? Ты даже внешне похож на сирийца больше, чем на них. Так почему же ты воюешь на той стороне, а не на нашей?
После этого монолога мы понимаем, что каждый выходец из Африки в израильской армии, наблюдающий, как к нему приближаются вооруженные сирийцы, наверняка думает о чем-то подобном. Во всяком случае может думать, исключать этого нельзя. Тем более, что в тот самый момент, когда они рискуют жизнью на линии фронта, дома, в далеком тылу израильские полицейские приходят к их родным с вопросами и обысками.
Так кто тут свои, а кто чужие? Внезапно ответ на этот вопрос уже не кажется таким очевидным.
Весь этот период в истории страны до сих пор считается в Израиле не до конца осмысленным. Да, в Войне Судного дня еврейское государство одержало победу. Но победа эта досталась дорогой ценой. Около 10-и тысяч погибших - это огромные потери для крохотного Израиля.
"Это была наша тяжелейшая травма и главная катастрофа для страны", говорил Рон Лешем, один из авторов сценария, служивший в свое время в элитном разведывательном подразделении.
Ветераны той войны, увидев ее на экране, говорили, что вновь переживают пост-травматический синдром, о котором за давностью лет успели забыть. Настолько показанные события выглядели эмоционально точными и мучительными. И хотя временами можно слышать критику, что отдельные подробности в сериале изложены слишком вольно, для художественного фильма это все-таки не так критично. Потому что лучшее историческое кино рассказывает не столько о прошлом, сколько о настоящем. Важно то, какие уроки зрители извлекают из увиденного.
А уроки оказываются болезненными.
Израиль тут показан слабым, руководство страны некомпетентным. Это тяжело принять, но говорить об этом важно. Тем более, что, как это часто бывает с отечественными войнами, трагические события, наложившиеся на непростую политическую ситуацию в стране, не сломили людей, а заставили сплотиться даже тех, кто в мирное время оказывался по разные стороны баррикад.
В конце концов Израиль - это ведь не только премьер-министр, не только флаг, гимн или территория. Это в первую очередь вот эти люди, стоящие лицом к лицу с колоссальными силами противника, испытывающие понятный человеческий ужас, грязные, израненные, страдающие от зноя и жажды, теряющие друзей, но не отступающие, а прикрывающие до последнего таких же израильтян, с которыми еще вчера готовы были драться.
Как сказал Рон Лешем, "с первой сиреной воздушной тревоги прежний Израиль погиб и родился новый Израиль". В стране, которая половину своей истории провела во всевозможных конфликтах, победы нужно отмечать не фанфарами, а осознанием собственных травм, невосполнимости потерь и усилиями, направленными на то, чтобы этот опыт помог избежать подобного в будущем.
Лозунг "Можем повторить!" точно не для Израиля. Хотя наверняка повторить он может, но гордиться тут нечем. Это глупая бравада людей, не имеющих ни малейшего представления о том, что такое война на самом деле.
Самый взрослый персонаж "Долины слез", отец одного из солдат, сыгранный популярным актером и телеведущим, бывшим десантником Лиором Ашкенази, говорит с горечью, что прошел через четыре войны и был уверен, что пятой никогда не увидит. Но вот он снова на фронте, разыскивает своего сына и не знает, найдет ли его живым.
"Долина слез" рассказывает лишь о первых 6-и из 19-и дней войны и только о событиях на Голанских высотах. Кстати, снимали именно там, где все происходило. Более того, в какой-то момент съемки пришлось прервать из-за ракетного обстрела с территории Сирии. Так что обстановка была весьма реалистичной.
Сейчас создатели сериала поговаривают о продолжении. Второй сезон, если он действительно состоится, будет рассказывать о южном направлении, где шли бои с армией Египта.
Но даже сейчас, в формате мини-сериала, "Долина слез" смотрится как законченная, совершенно самодостаточная история, породившая целую волну интереса к теме Войны Судного дня. В соцсетях кипят дискуссии, к местам танковых сражений стремятся туристы, множество энтузиастов с увлечением рассматривают детали, показанные на экране, и спорят, в каком именно году появился шоколадный батончик, который был замечен в руках кого-то из персонажей.
Сериал довольно быстро стал заметным культурным явлением.
И я, откровенно говоря, завидую тому, как израильтяне разбираются со своим непростым прошлым. Не замалчивают, на прячут под ковер. А заставляют себя честно взглянуть на болезненную правду, не отворачиваясь. Я уже однажды рассказывал об этом, когда речь шла о еврейских террористических организациях в Палестине (читайте вот тут, это познавательно). Завидую, поскольку точно знаю, что в России такое невозможно в принципе. Да откровенно говоря, почти никогда и не было возможно.
Сколько вы вспомните по-настоящему честных фильмов о Великой отечественной? Таких, после просмотра которых понимаешь, что война это ужас и смерть, а не парады и салют. Они были, но их можно пересчитать по пальцам одной руки (кстати, напишите в комментариях свои варианты).
А судя по тому, что сейчас происходит, уроки войны так и не были ни осмыслены, ни усвоены. То же самое касается локальных конфликтов, о некоторых из которых дискуссии не было вовсе.
И мне, как человеку, жизнь которого с Россией связана гораздо больше, чем с Израилем, хочется уметь относиться к своей истории так, как это умеют израильтяне.
Признавать свои ошибки, принимать свои травмы, оплакивать свои потери и - учиться на них, чтобы ни в коем случае не повторять.
В сериале есть эпизод, когда израильский солдат и его сирийский противник оказываются лицом к лицу. Оба безоружны. Оба напуганы. И вдруг они обнаруживают, что могут разговаривать. Не как враги, а как люди, которые совсем не понимают, почему они должны друг друга убивать. И это момент удивительной, ошеломляющей ясности. Угар войны отступает, и искаженный взгляд вновь обретает резкость. Будто некие злые чары, наделяющие человека яростью и отнимающие способность думать, перестают действовать.
И мы почти слышим немой вопрос: что если так можно?
И отвечаем на него каждый по-своему.
Дорогие друзья, добро пожаловать в мой блог на Sponsr!
Я, Петля, автор, художник и арт-блогер, с радостью представляю вам своё творчество: раскраски, картины и иллюстрации. В своих работах я стремлюсь к красоте и вдохновению, находя и передавая их вам.
В блоге я регулярно делюсь своими работами: каждую неделю выходят одна длинная статья и короткая заметка. Для премиум-подписчиков доступны бонусные статьи, количество которых зависит от уровня подписки. Также я регулярно публикую ролики с процессом рисования — смотрите их на моем канале на Дзене dzen.ru/petlya_artist.
Мои раскраски, такие как «Цвет Японии», «Линии Индии» и «Абстрактно понятно», доступны для покупки на Ridero и Авито. Они станут отличным инструментом для тех, кто любит рисовать и хочет освоить новые техники.
Я искренне благодарна всем своим подписчикам за их внимание и поддержку! Вы мотивируете меня продолжать развивать этот канал на протяжении многих лет, начиная с 2021 года.
Для вашего удобства я подготовила дайджест публикаций. Выбирайте, что вас интересует, и переходите по ссылке.
Желаю вам приятного времяпрепровождения за просмотром моих роликов и чтением статей в моём блоге!
С уважением, Петля
*****
Лонгриды:
Пикассо о том, как достичь успеха и почему в творчестве нельзя идти на компромиссы
Трели птиц тёплым летним утром
Может ли принцип Парето пригодиться художнику?
Почему художники принимают неправильные решения?
Заповедник искусства — Впечатления от посещения Смоленской художественной галереи
Для художника фриланс — это хорошо или плохо?
Почему художнику важно доводить дело до конца? И как это сделать?
Как художнику определиться, чем заниматься? И что такое классная творческая работа?
Как художнику быть оригинальным?
Какой совет художнику самый полезный?
Чем картина Энди Уорхола отличается от ксерокопии?
Почему сложные тексты вредят искусству?
Поэты и художники о Новом годе: свет надежды и тёплые пожелания
Картины, вдохновляющие на уютный зимний сезон
Художники и их домашние животные
Песня цветов на картинах художников
Художественный манифест: художники о том, кто они, откуда пришли и куда идут
Искусство изображения рук: поэзия на кончиках пальцев
Красивые цитаты об искусстве, которые вдохновят художника внутри вас
Творческий план сорвался. Что делать?
Про силу визуального образа и техники запоминания
Художнику полезно ставить перед собой цели. Или нет?
Кошки в произведениях художников: грация, ирония, загадка
Светлая грусть глазами художников
Жемчужины мудрости для художника
Обнуление экономики искусства
Планировать озарение: впечатление о книге Зонке Аренса «Как делать полезные заметки»
Ментальные модели для художников
Про хитрую жизненную ловушку и способы художнику ее избежать
Волшебная сила закорючек (или почему полезно рисовать каракули)
Правила, которые художнику стоит нарушать
Посмотреть на искусство глазами другого человека
Как художнику выжить в мире искусственного интеллекта?
Как креативить по правилам? Про ТРИЗ, JTBD и другие аббревиатуры (и не только)
Как картинной галерее не превратиться в «зловещую долину»?
Что мотивирует художника творить?
Зачем художник подписывает свои картины?
Как написать рецензию на картину?
Дыхание моря на холсте: морские волны и океанские глубины на картинах художников
Лес глазами художника: луч солнечного света сквозь лесную чащу
Аллегория: искусство другими словами
Хоакин Соролья: мастер солнечного света
Спокойствие, умиротворение и душевное тепло — глазами художников и словами поэтов
Что общего у художников по всему миру? 🌏🤝
В чем польза посредственных художников?
Как художнику «съесть лягушку»?
Кто лучший портретист: художник, писатель или нейросеть?
Современное искусство понимают не все. Что с ним не так?
Надо нарисовать картину. С чего начать? И как продолжить?
Как искусство помогает художникам справляться с жизненными трудностями?
Чем писатель может помочь художнику?
Надо ли художнику оправдывать ожидания?
Как художнику найти свой уникальный стиль? 🧐
Впечатление о выставке «Поэт и Леди» в Культурном центре Андрея Вознесенского
Как Конек-горбунок и Золотая рыбка демотивируют художника 🎨🧙
Глазами художника 👀 — дома-панельки беспощадные, вездесущие, родные 🏙
Почему космонавты рисуют? 👩🚀🛰
Как художнику стать узнаваемым в мире, где рисуют все?
Как художнику справиться с критикой?
Океан бессмыслицы: как написать плохой текст об искусстве 🖌📚
Миссия выполнима: как написать хороший текст об искусстве 🖌👨🎨
Глазами художника — прогулка на морском побережье ясным летним днем
Художник говорит! 📣 Цитаты о природе
Белка🐿 в живописи — что хотел сказать художник? Двуликий Янус
Леопард 🐆 в живописи — что хотел сказать художник? Ангелы и демоны
Гранат как символ в живописи — что хотел сказать художник? Туман сомнений
Художник говорит! 📣 Цитаты о поиске вдохновения
Мыши🐭как символы в живописи — что хотел сказать художник? Пороки и их поклонники
«Потому что красиво»: как мы оцениваем произведение искусства 🤔🖼
Художника делает окружение: Микеланджело + Вазари = успех
Художник говорит! 📣 Цитаты о самих себе + пара слов про дневники художников
Выйти за границы холста: художники, создававшие текстильные узоры 🎨⚜️
Самая важная инвестиция: бренд художника 👏
Главное — сделать первый шаг: Как выглядят первые картины художников 🖼
Праздник, который всегда с тобой: Музей елочной игрушки в Клину 🎄🎉
Глазами художника — уборка урожая и залитые солнцем поля во ржи
Как художнику преодолеть страх и неуверенность в себе?
Когда изобразительное искусство может утратить смысл?
Художник говорит! 📣 Цитаты о любви и искусстве ❤️
Работа мешает стать великим художником. Или нет? 🤔🙋♀️
В чем разница между художниками-профессионалами и любителями?
Художник говорит! 📣 Цитаты о цвете и колористике
Где прочитать биографию неудачливого художника?
Как прошлый успех художника определяет его будущее? Эффект Матфея в арт-мире
Как художнику распознать и преодолеть синдром самозванца?
Откуда берутся оригинальные идеи? 💡🤔
Хороший вкус в изобразительном искусстве существует?
Художник — это ваше призвание?
Как художник попадает в ловушку промедления
Кто художник сегодня: безумец, архитектор, плотник или судья?
Художник говорит 📣 Про обязанности художников👨🎨
Как сделать свою картину знаменитой? На примере Мона Лизы
Глазами художника — хлеб, который всему голова
Кто решает, что значит произведение искусства? 🤔📝🖼
Художник, на чьих картинах никогда не заходит солнце: Борис Кустодиев 🎨🌞
Музейный смотритель: человек — арт-объект
Правильные вопросы про изобразительное искусство
Художник говорит! 📣 Цитаты о воображении
Счастливая находка 🕵️♀️ Графика Владимира Дмитриева
Находка в Ярославле 🤗🖼 Музей имени В. Ю. Орлова
Небанальные онлайн-источники идей для художников
Автопортрет — вместо тысячи слов
Устами инвестора глаголет истина: Пол Грэм об искусстве, вкусе и Леонардо из Милана
Короткие заметки:
Короткая заметка 💡 Как давать советы
Короткая заметка 💡 Про ритуалы художников
Короткая заметка 💡 Про смысл заниматься творчеством
Короткая заметка 💡 Про режимы работы художника
Короткая заметка 💡 Мудрые слова альпиниста каждому художнику
Короткая заметка 💡Как художнику совершать поменьше ошибок?
Короткая заметка 💡Про границы возможностей искусственного интеллекта
Короткая заметка 💡 Про ловушки мышления
Короткая заметка 💡 Как художнику решать проблемы?
Короткая заметка 💡 Про чудо любознательности
Короткая заметка 💡 Про время наедине с собой
Короткая заметка 💡 Про теплые слова
Короткая заметка 💡 Об искусстве чужими словами
Короткая заметка 💡 О красоте краткости
Короткая заметка 💡 О художниках и их домашних животных
Короткая заметка 💡 Про неочевидную пользу бессоницы
Короткая заметка 💡 Про обучение художника на ошибках
Короткая заметка 💡Про отговорки, чтобы не заниматься творчеством
Короткая заметка 💡Про бонусы искусства
Короткая заметка 💡 Про успешный успех в креативной индустрии
Короткая заметка 💡 Про методику постановки целей BSQ
Короткая заметка 💡 Про стратегию «win-win» в искусстве
Короткая заметка 💡 Про бритву Оккама
Короткая заметка 💡 Польза ошибок для творчества
Короткая заметка 💡 Про отношения художников с деньгами
Короткая заметка 💡 Про пути карьеры художника
Короткая заметка 💡 О чем поговорить с незнакомым художником?
Короткая заметка 💡 Про цену времени художника
Короткая заметка 💡 Про сон как помощник художника
Короткая заметка 💡 Метафора как инструмент для решения творческих задач
Короткая заметка 💡 Художник + одиночество =?
Короткая заметка 💡 Хорошие слова из книги «Однажды — значит никогда»
Короткая заметка 💡 Про непреодолимые препятствия в творчестве
Короткая заметка 💡 Про ловушки на пути к творческому успеху
Короткая заметка 💡 Про красоту словами Шекспира
Короткая заметка 💡 Эдгар Дега о себе и об искусстве
Короткая заметка 💡 Самуил Маршак про последний день декабря
Короткая заметка 💡 Игорь Северянин художнику
Короткая заметка 💡 Про Пикассо, его первое слово, первую работу и успехи в учебе
Короткая заметка 💡 Про правило трех в искусстве
Короткая заметка 💡 Маргарита Алигер о красоте
Короткая заметка 💡 Что писатели говорят об искусстве?
Короткая заметка 💡 Валерий Брюсов про творчество
Короткая заметка 💡 Пикассо, Ренуар и Делакруа про искусство
Короткая заметка 💡 Про принципы дизайна
Короткая заметка 💡 Про магию нечетных чисел в искусстве
Короткая заметка 💡 Четыре интересных факта из истории искусства
Здравствуйте, дорогие читатели.
Выкладываем несколько кадров из фильма.
В Сан-Франциско есть кафе, посетить которое мечтает каждый ценитель изобразительного искусства. И дело не только в его уникальном оформлении или названии «Blue Bottle» (что в переводе на русский означает «Голубая бутылка»).
Главная причина, по которой это кафе стало популярным, — это его десерты. Торты, печенья и другие кондитерские изделия здесь созданы по мотивам культовых произведений искусства. Владельцы и шеф-кондитер воплотили в жизнь поистине интересную идею: превратить произведения искусства в настоящие шедевры, которые можно попробовать.
В этом кафе можно насладиться такими изысканными лакомствами, как парфе «Матисс» и торт «Мондриан», а также выпить чашечку горячего шоколада «Фуллер» и приобрести печенье «Фрида» для домашнего чаепития.
Говорят, что десерты здесь очень вкусные (хотя мне пока не довелось их попробовать), но именно их связь с искусством делает их особенно запоминающимися.
А вам бы хотелось побывать в таком кафе? И какое пирожное, напоминающее вам известное произведение искусства, стало бы вашим любимым?
****
Читайте также:
Как креативить по правилам? Про ТРИЗ, JTBD и другие аббревиатуры (и не только)
Как картинной галерее не превратиться в «зловещую долину»?
Что мотивирует художника творить?
Короткая заметка 💡 Четыре интересных факта из истории искусства
Короткая заметка 💡 Про звук тишины
****
Смотрите также:
Если жизнь, по барочным концепциям, сон, то все чаще проявляющиеся на излете барокко «Страсти» — это самый глубокий сон в истории человечества и одновременно звоночек к пробуждению.
«Все это — сон пустой!.. И до чего ж охота
Средь бренности найти незыблемое что-то,
Что не могло б уйти, рассыпаться, утечь,
Чего вовек нельзя ни утопить, ни сжечь».
Поэт Мартин Опиц
Слова немецкого поэта эпохи Возрождения Мартина Опица, написанные в первой половине XVII века, могли бы стать эпиграфом для всего Высокого барокко. Однако, как показали последующие столетия, и живопись, и архитектуру, считавшиеся барочными флагманами, можно и утопить, и сжечь, и только музыка — вечна.
Мы вновь возвращаемся к тому, чтобы слушать «Страсти». Произведение, написанное Иоганном Себастьяном Бахом к конкретному событию в конкретное время, претерпело десятилетия доработок, пережило свою эпоху и стало символом, к которому тянутся руки музыкантов и умы слушателей.
Каждая эпоха ставила страстям свои порядки и определяла их внешний вид: монодическое пение (один солист) относят к необходимости назидания паствы; появление хора и его взаимодействие с главным лицом заставляют сопереживать происходящему, переключают регистры с обычного рассказа на деятельное вовлечение.
XX и XXI век не стал исключением — «Страсти по Матфею» (эпизодами или в полном объеме) стали использоваться в других видах искусства в качестве универсального культурного кода и драматургической основы.
Последующее, да и наше нынешнее столетие вновь обратились к этому канону истовой веры. И вот теперь «Страсти по Матфею» стали микрокосмом состояний, выраженным в слове, звуке, сюжете, даже сценографии.
Если приглядеться, становиться понятным: все произведения искусства говорят на одном языке. Вне зависимости от эпохи, стиля и направления художники пользуются словарем, включающем в себя семь инструментов.
Эти инструменты можно бесконечно использовать и развивать как вместе, так и по отдельности. Они универсальны, и именно в этой универсальности — залог бесконечных возможностей для самовыражения.
Итак, речь о следующих элементах: линия, форма, пространство, цвет, движение, время и текстура.
1. Линия
Длина без ширины, протяжённый и тонкий пространственный объект, цепь связанных друг с другом объектов, расположенный в определенном направлении непрерывный ряд точек, траектория, обозначаемая движущей точкой, отметка, длина которой превышает ширину, — все это определения линии.
В математике линия не имеет ширины, но в искусстве линии могут быть тонкими и толстыми, шероховатыми и гладкими, прямыми и ломаными.
Линии могут передавать потрясающие эмоции, от агрессивных зигзагов или спокойных волн до вызывающих тошноту спиралей.
Художники могут передать уверенность в смелых линиях или точность в прямых.
2. Форма
Форма образуется, когда линии ограничивают пространство. Края формы — это ее контур, который может быть геометрическим или органичным, открытым или замкнутым.
Как и линии, формы могут быть выразительными, острыми или мягкими, архитектурно жесткими или плавными.
У формы множество функций, например, изобразительная (используется для изображения реальных предметов), конструктивная (служит основой для создания сложных изображений из простых элементов), абстрактная (становится главным героем произведения, создавая композиции без изображения конкретных предметов). разграничительная (определяет границы объектов и помогает отличать их друг от друга).
С помощью формы можно передавать разные состоянии и эмоции, показывать текстуры, формировать восприятие, транслировать настроение.
Благодаря форме, ее объему и глубине изображения могут быть трехмерными.
Форма может использоваться для передачи символического значения или идеи, а также может быть связана с определённым стилем или направлением в искусстве, отражая характерные черты и особенности этого стиля.
3. Пространство
Пространство — это область между объектами и вокруг них. Оно может быть двухмерным, трехмерным и даже негативным.
Пространство так же эмоционально, как линии и формы, и может создавать ощущение изоляции или широких возможностей, узости и простора, бесперспективности и полета воображения.
С помощью пространства можно создавать ощущение глубины, движения, времени и иллюзию объема, управлять вниманием зрителя, расставлять акценты, организовывать композицию, передавать настроение, формировать эмоции и атмосферу.
Умело обращаясь с пространством, художник влияние на восприятие произведения и его интерпретацию зрителем.
4. Цвет
С научной точки зрения цвет определяется как свет, отражающийся от освещенных объектов, пигментация которых поглощает некоторые длины волн, а оставшиеся волны попадают в глаза.
Цвета, которые мы видим, являются частью видимого спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и индиго, но эти цвета объединяются в миллионы воспринимаемых цветов.
У цвета есть оттенок (диапазон, в котором находится цвет, например, зеленовато-желтый или желто-зеленый), степени светлоты и темноты, а также интенсивность (относительная яркость или тусклость цвета).
Как и все другие инструменты, цвет преисполнен символизмом. Цвет создает контрасты, вносит нотку драматизма, передает настроение.
5. Движение
Движение — это перемещение или изменение объекта с течением времени. В искусстве движение может быть применено к скульптуре, называемой кинетической скульптурой, и является естественным элементом видео- и перформанс-арта.
Какие функции в искусстве выполняет движение? Например, передача скорости и динамики, создание ощущения движения и времени, изображение фаз перемещения объекта, использование элементов хронофотографии, дублирование и разделение движущихся объектов, смещение частей и диспропорция для усиления эффекта движения, передача ритма и энергии.
6. Время
Влияние времени на художественные произведения — это часто упускаемый из виду элемент.
Все предметы со временем меняются, хотя и по-разному. Каменный артефакт, датируемый 30 000 годом до н. э., может почти не измениться со времени его создания, но рисунки выцветают.
Время также является частью того, как мы воспринимаем произведения искусства. Чтение книги может занять недели, и это время создает иной контекст для восприятия, чем статья, прочитанная за несколько минут. Видео использует время так же, как художник использует негативное пространство, используя темп, динамику и баланс на протяжении всего фильма.
Время играет важную роль в изобразительном искусстве, поскольку оно влияет на восприятие произведений и их интерпретацию зрителями. Время может быть представлено через движение, последовательность событий и развитие образов. В разные исторические периоды художники по-разному понимали и изображали время, отражая особенности своего времени и мировоззрения.
7. Текстура
Текстура происходит от латинского слова texo, означающего «ткать», и относится к качествам поверхности материала.
Текстуру можно увидеть и почувствовать на объемных объектах, таких как холст или мраморная скульптура, а двумерные объекты могут создать иллюзию текстуры, например, на фотографии грубой деревянной поверхности.
Текстура может вызывать воспоминания. Гладкие предметы могут казаться изысканными, а шероховатые поверхности могут создавать грубый, агрессивный вид.
Текстура придает изображению глубину, объём и выразительность. Текстура может создавать различные визуальные эффекты, такие как мягкость, живость, драматизм или контраст. Она также может использоваться для передачи настроения, тональности и эмоций.
В дизайне текстурные элементы помогают создать иллюзию реальности, делая изображение более убедительным и запоминающимся. Однако неправильное использование текстур может привести к безвкусице и аляповатости.
****
Читайте также:
Художник говорит! 📣 Цитаты о самих себе + пара слов про дневники художников
Выйти за границы холста: художники, создававшие текстильные узоры 🎨⚜️
Самая важная инвестиция: бренд художника 👏
****
Смотрите также:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
Существуют цвета, которые нельзя получить, смешивая другие оттенки. Они называются основными или базовыми, и их три: красный, жёлтый и синий. Эти цвета образуют центр цветового круга, являясь его основой.
Если смешать красный, жёлтый и синий в разных пропорциях, то можно получить дополнительные или вторичные цвета. Например, красный и жёлтый дают оранжевый, синий и жёлтый — зелёный, а красный и синий — фиолетовый.
Смешивая любой основной цвет с дополнительным, мы получаем третичные оттенки. Например, это могут быть жёлто-оранжевый, сине-зелёный или красно-фиолетовый цвета.
Удивительно, но, смешивая краски, можно создавать невероятно сложные оттенки.
Например, чтобы получить лимонно-желтый цвет, нужно смешать желтый с белым и добавить немного зеленого.
Малиновый оттенок можно создать, соединив черный, белый и красный цвета. А вот чтобы добиться правдоподобного цвета морской волны, потребуется мастерство и сочетание белого, зеленого и черного.
Если смешать белый с желтым и коричневым, можно получить интересный цвет яичной скорлупы.
****
Читайте также:
Художник говорит! 📣 Цитаты о цвете и колористике
Непорядку тут не место: Развенчание мифа про художника, который вечно ждет музу 👩🎨⏳
Где прочитать биографию неудачливого художника?
Короткая заметка 💡 Про режимы работы художника
Короткая заметка 💡 Мудрые слова альпиниста каждому художнику
Короткая заметка 💡Как художнику совершать поменьше ошибок?
****
Смотрите также:
****
Спасибо за просмотр и следите за обновлениями 😘
🤗💡Поддержать автора, художника и арт-блогера можно тут: pay.mysbertips.ru/88585573
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
Я давно мечтаю посетить знаменитый фестиваль современного искусства и ландшафтных объектов «Архстояние». Надеюсь, в ближайшее время мне удастся осуществить эту мечту. А пока, то, что мне удалось сделать на сегодняшний день, — это побывать на выставке Николая Полисского, основателя «Архстояния», в Мультимедиа Арт Музее.
Эта выставка стала для меня настоящим открытием. За годы моих художественных путешествий мне не встречалось ничего подобного. Что же так привлекло меня в «Электроарте»? С радостью делюсь с вами своими впечатлениями от этой замечательной выставки.
Вот каким мне запомнилось пространство этой выставки:
Огромное помещение с многометровыми потолками, сияющее белизной стен и потолка.
Пространство было заполнено прозрачным образом, но удивительным образом организовано так, что не создавалось ощущения тесноты или затерянности.
Воздух и поверхности были пронизаны звуком, который, казалось, исходил со всех сторон. Пространство было настолько живым, что возникало ощущение, будто его можно потрогать.
В центре внимания находились огромные, даже гигантские фигуры, одновременно жесткие и пластичные. Они были опутаны электрическими проводами, напоминая городские постройки и магистрали, всегда заряженные и наполненные энергией.
Перед посетителями выставки представали не бездушные и холодные конструкции, а человечные и теплые существа, которые словно разговаривали друг с другом и со всеми, кто хотел их услышать.
Между фигурами и звуковыми волнами можно бесконечно ходить, бегать и кружиться, не чувствуя себя неловко. Здесь вы словно дома, в огромном городе, который никогда не спит.
Вероятно, здесь можно было бы заблудиться. Но как и в любом другом городе, если вы заблудились, то рано или поздно обязательно найдёте свой путь.
Как сказано в аннотации к выставке, на протяжении многих веков люди восхищались красотой природы с помощью искусства. Сегодня художники стремятся осмыслить наш техногенный мир, достижениями которого мы ежедневно пользуемся, но часто не осознаем, как они работают.
Полисский говорит, что через создание проектов, подобных «Электроарту», он стремиться найти общий язык с окружающим миром, который кажется невероятно сложным и перегруженным.
Соглашусь, что в отдельных случаях искусство — лучший, а иногда даже единственный способ понять для себя, что значат те или иные комплексные вопросы.
«Электроарт» выделяется своим мастерским и активным использованием цвета. Интересно, что Полисский описывает свою работу как трёхмерную живопись. Я впервые столкнулся с этим термином именно в контексте этого искусства, и мне было любопытно узнать, что он означает, а также прочувствовать на себе эффект от такого необычного художественного самовыражения.
В аннотации к выставке говорится, что яркие мазки локального цвета, словно пиксели, запечатлевают мгновения реальности. Пульсация цвета в проекте Полисского — это попытка передать движение электрического тока по проводам, пронизывающим мир, и одновременно с этим — своеобразная кардиограмма эмоциональных переживаний автора, возникавших в процессе работы над проектом.
После просмотра «Электроарта» мне вспомнились вот эти цитаты, которые в свое время очень мне полюбились:
Творчество или талант, подобно электричеству, — это то, чего я не понимаю, но могу использовать. Хотя электричество остаётся загадкой, я знаю, что могу подключить его к розетке и осветить собор, синагогу или операционную, а также использовать для спасения жизней. Или же я могу применить его, чтобы нанести вред кому-то, поразив электрическим током.
Как и электричество, креативность не заслуживает осуждения. Я могу использовать её как во благо, так и во вред. Важно научиться применять её правильно. Нельзя растрачивать креативность впустую. Чем больше вы её используете, тем больше у вас её становится.
Майя Анжелу
Сила воли — это человеческая энергия, которая может помочь вам достичь невероятных высот в жизни, если вы будете продолжать двигаться вперед.
Элси Линкольн Бенедикт
Без электричества не может быть искусства.
Нам Джун Пайк
****
Читайте также:
Заповедник искусства — Впечатления от посещения Смоленской художественной галереи
Для художника фриланс — это хорошо или плохо?
Почему художнику важно доводить дело до конца? И как это сделать?
Как художнику определиться, чем заниматься? И что такое классная творческая работа?
Как художнику быть оригинальным?
Короткая заметка 💡 Игорь Северянин художнику
Короткая заметка 💡 Про Пикассо, его первое слово, первую работу и успехи в учебе
Короткая заметка 💡 Про правило трех в искусстве
Короткая заметка 💡 Маргарита Алигер о красоте
****
Смотрите также:
****
Спасибо за просмотр и следите за обновлениями 😘
🤗💡Поддержать автора, художника и арт-блогера можно тут: pay.mysbertips.ru/88585573
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
В процессе разбора фотоархива удалось обнаружить снимки, сделанные во время посещения выставки «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма в ноябре 2024 года.
Как и все остальные выставки, на которых мне довелось побывать в этом музее, эта произвела на меня сильное впечатление. Она вдохновила меня, воодушевила и восхитила.
В этой статье я хочу поделиться своими впечатлениями и пригласить вас совершить виртуальную прогулку по выставке вместе со мной.
Главное действующее лицо выставки — творческое объединение молодых живописцев, скульпторов и архитекторов Петербурга (Петрограда) в 1903–1917 годах. Называлось оно так же, как сама выставка: Новое общество художников (или сокращенно НОХ).
Согласно информации из открытых источников, в период с 1903 по 1917 год Национальное объединение художников (НОХ) провело десять выставок.
Выставки проходили в Строгановском дворце на Невском проспекте, в Пассаже и других известных местах того времени.
В этих мероприятиях приняли участие более 200 авторов, включая не только молодых художников, но и признанных мастеров своего дела.
Из аннотации к выставке:
Среди множества союзов и товариществ НОХ выделялось демократическими принципами: в залах пересекались разные стили и течения, а работы Александра Бенуа соседствовали с произведениями Василия Кандинского.
Отсутствие строгого жюри и свобода в выборе художественного языка привлекали живописцев и графиков, скульпторов и архитекторов. За 14 лет объединение организовало 10 выставок современного искусства, в том числе персональный показ работ Александра Головина и посмертную экспозицию Михаила Врубеля. Эти проекты не были лишены смелых кураторских решений: так, на пятой выставке рядом с произведениями профессионалов впервые появились работы детей.
Несмотря на коммерческий характер выставок, участников Нового общества художников объединяла любовь к искусству, вкус к изящному и стремление самосовершенствоваться.
Очень оригинальное решение — сопроводить картины цитатами из произведений известных поэтов: Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, Александра Блока и Михаила Кузмина. В сочетании с поэтическими строками картины обретают новый, особый смысл для восприятия и анализа.
Эти цитаты словно переносят нас в другую эпоху, во времена хрупких надежд и преувеличенной утончённости. Картина здесь предстаёт не просто холстом, краской и сюжетом, а объектом, тесно связанным с богатым культурным наследием нашей страны.
Серебряный век — период напряженной артистической жизни, брожения умов, цветения талантов. Новая публика восторженно принимает поэзию, искусство, театр, философию и религию. В среде интеллигенция образуется особый слой — независимая интеллигентная элита. Ритм жизни совпадает с ритмом искусства. Это время называется «русским Ренессансом XX века». Оно напоминает итальянский Ренессанс. Никогда еще в России не было столь сильного интереса к античности, Древнему Востоку, средневековью, к старинным и современным произведениям западного искусства, а также к национальной культуре, получившей новое осмысление. Художники также стремятся подняться к вершинам культуры и не ограничивают себя какой-либо одной областью… Этот период характеризуется особой атмосферой, охватывающей все виды искусства: рождается своего рода синкретизм.
Мок-Бивер Элиан
Мне нравится поэзия Серебряного века. Бальмонт, Блок, Маяковский в некоторых своих поэтических ипостасях. Мандельштама я люблю за ёмкость и отсутствие вычурности в словесах. В последнее время я пришёл к выводу, что для меня как для рок-музыканта, ёмкость, даже иногда в ущерб образности, очень важна.
Михаил Борзыкин
Стены, служившие фоном для картин, были окрашены в глубокие и красивые цвета, что также создавало определенное настроение.
Вспомнился еще один интересный момент. Как указано в аннотации к выставке, названия для разделов выставки и каталога были заимствованы из знаковых поэтических сборников Серебряного века: «Четки», «Камень», «Снежная маска», «Киммерийская весна» и другие.
****
Читайте также:
«Потому что красиво»: как мы оцениваем произведение искусства 🤔🖼
Художника делает окружение: Микеланджело + Вазари = успех
****
Смотрите также:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
Пабло Пикассо стал всемирно известным художником по нескольким причинам. Одна из них — он всегда выделялся из толпы. Когдаего имя ассоциировалось с каким-либо стилем, он удивлял публику серией новых, неожиданных работ. Пикассо стал символом неординарности, творческой энергии и уникального стиля среди художников.
По мнению Пикассо, нельзя позволять публике привыкать к определённому стилю. Он всегда стремился противостоятьрутине и доказывать, что он непредсказуем — в выборе тем, сюжетов, стилей, инструментов и так далее.
Этот подход учит нас тому, что не стоит стесняться качеств, которые выделяют художника из толпы. Чтобы привлечьвнимание, художник должен быть самостоятельной творческой единицей, ярко заявлять о себе и своёмтворчестве и иметь свой уникальный стиль. Развивайте и используйте те «фишки», которые делают ваше творчество особенным и запоминающимся.
Не менее важно поддерживать интерес к себе. Здесь есть два подхода. Одни считают, что неважно, какого рода внимание мы привлекаем. Лучше столкнуться с критикой, чем быть проигнорированным.
Другие же убеждены, что существуют границы допустимого. Например, следует избегать внимания, которое противоречит нашим личным ценностям. Необходимо формировать и защищатьсвою репутацию. Ведьесли мы не будем заботиться о своем образе и не будем уделять внимание содержанию своей визитной карточки, другие люди могут принимать решения за нас.
****
Читайте также:
Как художнику распознать и преодолеть синдром самозванца?
Откуда берутся оригинальные идеи? 💡🤔
Хороший вкус в изобразительном искусстве существует?
****
Смотрите также:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
Для кого-то город — это лишь точка на карте, а для кого-то — место, полное ярких личностей, удивительных вещей и незабываемых событий. Для одних он становится источником вдохновения, а для других — причиной растерянности. Однако для художника город становится неотъемлемой частью его творчества, где он с радостью исследует его жителей, здания и улицы.
Что мне нравится в городах, так это то, что здесь все огромно, есть и красота, и уродство.
Иосиф Бродский
Все города безумны, но это безумие благородно. Все города прекрасны, но красота их мрачна.
Кристофер Морли
Город — это большое сообщество, где люди чувствуют себя одинокими вместе.
Герберт В. Прочнов
Я никогда не чувствовал себя спасенным в природе. Больше всего на свете я люблю города.
Микеланджело
Любой, кто считает маленькие городки более дружелюбными, чем большие, живет в большом городе.
Ричард Пек
Мы рискуем превратить наши города в места, где бизнес продолжается, но где жизнь в ее истинном смысле теряется.
Хьюберт Х. Хамфри
Города стимулируют рост и делают людей разговорчивыми и занимательными, но они же делают их искусственными.
Ральф Уолдо Эмерсон
Если бы у кого-то был хоть один шанс взглянуть на мир, он бы обратил свой взор на Стамбул.
Альфонс де Ламартин
В качестве средства от жизни в обществе я бы посоветовал большой город. Сегодня это единственная пустыня, которая нам по карману.
Альбер Камю
Город — это факт природы, такой же, как пещера, скопление скумбрии или муравейник. Но это также и осознанное произведение искусства, и в его общественных рамках существует множество более простых и личных форм искусства. Разум обретает форму в городе, а городские формы, в свою очередь, обуславливают разум.
Льюис Мамфорд
Когда будете в Риме, делайте то, что делает Рим.
Амброз Бирс
Жизнь нашего города богата поэтическими и удивительными сюжетами. Нас словно окутывает и погружает в атмосферу чудесного, но мы этого не замечаем.
Шарль Бодлер
Каталог форм бесконечен: пока каждая форма не найдет свой город, будут рождаться новые города. Когда разнообразие форм исчерпывается и они распадаются, городам приходит конец.
Итало Кальвино
Если вам посчастливилось в молодости жить в Париже, то, куда бы вы ни поехали, это останется с вами на всю оставшуюся жизнь, потому что Париж — это незабываемый праздник.
Эрнест Хемингуэй
Не ориентироваться в городе вполне может быть неинтересно и банально. Для этого требуется незнание — не более того. Но чтобы заблудиться в городе, как человек заблудился в лесу, требуется совсем другое образование. Тогда вывески и названия улиц, прохожие, крыши домов, киоски или бары должны говорить страннику, как треск ветки под его ногами в лесу.
Вальтер Беньямин
Большой город невозможно познать на собственном опыте; его жизнь слишком многообразна, чтобы любой человек мог в ней участвовать.
Олдос Хаксли
По этой широкой улице, всегда неспокойной, течет людской поток, волна за волной — живая река; богатство и мода соседствуют; Труженики и бездельники, раб и хозяин скользят в одном быстром потоке.
Джон Гринлиф Уиттиер
В городе легче утонуть в болоте, чем выйти в большой океан жизни.
Д. Х. Лоуренс
Мы будем пренебрегать нашими городами на свой страх и риск, ибо, пренебрегая ими, мы пренебрегаем нацией.
Джон Ф. Кеннеди
Этот город сейчас словно облачен в утреннюю красоту; безмолвные, голые корабли, башни, купола, театры и храмы открыты полям и небу; все это ярко и сверкает в бездымном воздухе.
Уильям Вордсворт
Точно так же, как язык больше не имеет ничего общего с тем, что он называет, так и передвижения большинства людей, живущих в городах, утратили свою связь с землей; они как бы зависают в воздухе, мечутся во всех направлениях и не находят места, где могли бы обосноваться.
Райнер Мария Рильке
Города мира концентричны, изоморфны, синхронны. Существует только один, и вы всегда находитесь в одном и том же городе. Это результат их постоянной революции, интенсивной циркуляции, их мгновенного притяжения.
Жан Бодрийяр
[Города] не похожи на пригороды, только более плотные. Они отличаются от больших городов и пригородов по нескольким основным параметрам, и один из них заключается в том, что города по определению полны незнакомцев.
Джейн Джейкобс
Лондон — это, в целом, наиболее возможная форма жизни.
Генри Джеймс
Все в современной городской жизни рассчитано на то, чтобы помешать человеку погрузиться в себя и задуматься о духовном. Даже при самых благих намерениях духовный человек чувствует себя измученным, омертвевшим и униженным постоянным шумом машин и громкоговорителей, спертым воздухом и ярким светом офисов и магазинов, постоянным внушением рекламы и пропаганды. Весь механизм современной жизни направлен на бегство от Бога и от духа в дебри невроза.
Томас Мертон
Я помню сотни прекрасных озер и ароматное дыхание сосен, елей, кедров и тополей. Тропа нанизала на себя, как на шелковую нить, переливающиеся рассветы и шафрановые закаты. Это дало мне благословенное освобождение от забот и беспокойств, а также от беспокойного мышления наших дней. Это было возвращение к первобытному и мирному. Всякий раз, когда давление нашей сложной городской жизни разжижает мою кровь и притупляет разум, я ищу утешения в путешествии по тропе; и когда я слышу вой койота, обращенный к желтому рассвету, мои заботы покидают меня — я счастлив.
Хэмлин Гарланд
В жизни есть период, где-то между угрюмой юностью и упадком сил в среднем возрасте, когда природа человека становится настолько всепоглощающей, что хочется постоянно находиться в городе, даже в разгар лета.
Эдвард Хогленд
Условия городской жизни можно сделать здоровыми в том, что касается физического состояния человека; но с городскими делами связано столько конкуренции, соперничества и потребности в промышленности, что, на мой взгляд, это постоянное, хроническое, повсеместное нарушение законов природы. Есть десять человек, которые могут преуспеть в сельской местности, и есть один, который может преуспеть в городе.
Генри Уорд Бичер
Есть много людей с космополитическим темпераментом, которые не принадлежат к элите своего общества или мира в целом; и хотя, по целому ряду причин, я думаю, что дух космополитизма естественным образом присущ городской жизни, сегодня это жизнь очень значительной части людей. И я не думаю, что сельские жители не могут быть космополитами, в моем понимании.
Кваме Энтони Аппиа
Как сладок утренний воздух! Посмотрите, как плывет это маленькое облачко, похожее на розовое перышко гигантского фламинго. Вот уже красный краешек солнца показался над лондонской грядой облаков. Это озаряет многих людей, но, смею поспорить, ни один из них не находится на более странном пути, чем мы с вами. Какими ничтожными мы чувствуем себя со своими мелкими амбициями и стремлениями перед лицом великих стихийных сил природы!
Сэр Артур Конан Дойл
Я и забыла, как незаметно течет время в Париже. Каким бы оживленным ни был этот город, в нем есть тишина, умиротворение, которое манит вас. В Париже с бокалом вина в руке вы можете просто быть.
Кристин Ханна
Кто знает, чем все закончится? То, что поднялось, может пойти ко дну, а то, что затонуло, может подняться. Мерзость ждет и видит сны в глубине, и разложение распространяется по разрушающимся городам людей.
Г. Ф. Лавкрафт
Каждый город — это живое тело.
Святой Августин.
Ярмарка научила мужчин и женщин, увлеченных только необходимым, видеть, что города не обязательно должны быть темными, грязными, небезопасными бастионами строгого прагматизма. Они также могут быть красивыми.
Эрик Ларсон
Здесь нет недостатка в воде, если только вы не попытаетесь основать город там, где его не должно быть.
Эдвард Эбби
Путешествуя, понимаешь, что различия теряются: каждый город становится похожим на все остальные, места меняют форму, порядок, расстояния, бесформенное облако пыли заволакивает континенты.
Итало Кальвино
****
Читайте также:
Художник говорит! 📣 Цитаты о природе
Ягненок🐑 в живописи — что хотел сказать художник? Невинность и пастораль
Художник говорит! 📣 Цитаты о поиске вдохновения
*****
Смотрите также:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
Книга Рика Рубина «Творческий акт: способ существования» (в оригинале на английском языке: «The Creative Act: A Way of Being») стала бестселлером, поэтому я не могла пройти мимо неё. В этой статье я хочу поделиться с вами несколькими ключевыми цитатами и мыслями, которые особенно привлекли моё внимание.