logo
Антонина Листопадова  Тут есть что почитать // Фронтенд-разработчик и тимлид. Веду блог и youtube-канал о разработке, soft-skills, трудоустройстве и найме. Читаю и периодически пишу о книгах.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Привет! Я — Тоня, фронтенд-разработчик и тимлид. Веду блог и youtube-канал о разработке, soft-skills, трудоустройстве и собеседованиях. Ещё много читаю и периодически пишу о книгах.
Тут веду подписки:
  • Базовая подписка — тут живут расширенные версии публичных постов и дополнительные.
  • Newsletter-подписка с перечнем прочитанных/посмотренных мною материалов за месяц + всё из пункта выше.
  • Для тимлидов и желающих в них расти + всё из пункта выше.
Подробнее о начинке — в описании уровней подписок.
Ранее подписки были на Patreon, затем в Telegram. Сейчас тут полностью актуальная версия — все посты перевезла, все новые будут тут.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Для тех, кто зашёл не чтобы подписаться, а просто чтобы сказать за что-то спасибо💜

Помочь проекту
Teamlead 1 000₽ месяц

Всё из карьерной подписки + дополнительный контент

Цель этой подписки — помочь руководителям: наставникам, тимлидам, менеджерам и др. И сайдэффектом помочь ещё и их подчинённым

Для кого:

- Уже руководители

- Планирующие ими стать

- Хочет расти карьерно и эффективнее взаимодействовать

- Хочет лучше понимать процессы в команде, менять их и выстраивать

- Не хочет ограничиваться формальным карьерным ростом

Темы обсуждаются с позиции руководителя для позиции руководителя

Рубрики и темы:

- Teamlead дневник. Веду с первой недели в роли тимлида. Заметки из опыта, мысли и о рутине. Периодически случаются "посты в посте" — отдельные темы в рамках дневника

- О построении команд, культуре, менеджменте, найме, онбординге

- Конспекты и тезисы с эфиров, конференций, выступлений, вебинаров и прочих обучений

+ чат в telegram и random coffee: https://sponsr.ru/alistopadova/30673/

Подписка существует с августа 2021

Оформить подписку
Фильтры
Обновления проекта
Поделиться
Метки
Читать: 13+ мин
logo Антонина Листопадова

Teamlead дневник 2.27 / Учебные инциденты; о стажировках, найме и его делегировании; ревью; Школа Спикеров Яндекса; подготовка к YACAMP; о мотивации и выборе реакции; чек-листы в задачах; как упростить заказ железа себе в будущем; и по мелочи ещё всякое)

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Читать: 12+ мин
logo Антонина Листопадова

А точно ли нужен именно наставник/ментор?

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Варианты менторства; и тут тоже неожиданно хорошо подошёл вопрос: "на какую роль ищем?"

Читать: 9+ мин
logo Антонина Листопадова

Удовлетворённость от работы, планирование карьеры и работы, движение в нужную сторону, снижение стресса на работе и от рабочих ситуаций

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Тезисы к двум докладам с TeamLead conf++ и мои дополнения; какие потребности закрывает и не закрывает работа сейчас и про планирование карьеры; кому принадлежит ваше время?

Читать: 12+ мин
logo Антонина Листопадова

"Как пройти собеседование, если вам очень страшно" и инициатива на собеседовании

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

5 принципов динамичного общения во время собеседования; инициатива на собеседовании; о чём спросить интервьюера; несколько идей из книги Дэвида Бернса "Хорошее настроение" из главы о прохождении собеседований: "Как пройти собеседование, если вам очень страшно"

Читать: 12+ мин
logo Антонина Листопадова

Teamlead дневник 2.16

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Переживания и планы; аналог треугольника "быстро, качественно, дёшево" для руководителей; "как бы изменилось моё решение/выбор/ответ/поведение в этой ситуации, если бы я была собственником этой компании"; заметки из видео П. Гительмана с вопросами о работе с командой; манипуляции и прозрачность; сначала обсуждать и договариваться, затем делать; пара примеров манипуляций и "что делать"

Читать: 9+ мин
logo Антонина Листопадова

Если страшно «мечтать по-крупному» и комфортно ограничиться скромной целью, но хочется больше

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Не «кем себя вижу через...», а «кем хотелось бы себя видеть через...» и «вот бы через Х лет». Цели и мечты. План и планирование. Прокрастинация и мотивация. Если страшно «мечтать по-крупному» и комфортно ограничиться скромной целью, но хочется больше

Читать: 6+ мин
logo Антонина Листопадова

Двойные стандарты оценки. Когда скромность скорее эгоизм. Кто влияет на происходящее и процессы. Почему одни растут, а другие буксуют

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Читать: 12+ мин
logo Антонина Листопадова

Teamlead дневник 2.14

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Тренинг по публичным выступлениям; о стажировках и Летнем дне стажёра; ревизия документации; PLUS CAMP; командировка; архитектура / system design; ощущение себя ценным

Читать: 14+ мин
logo Антонина Листопадова

О переработках, часть 3. О внешних причинах переработок. Почему? | Консультации по теме: обсудить конкретные ситуации, докопаться до причин и нагенерировать "что с этим делать"

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Читать: 8+ мин
logo Антонина Листопадова

4 вида родительской любви и при чём тут рабочие отношения руководителя и сотрудника. Что нужно, чтобы вырасти в самостоятельного профессионала без инфантильности и психологически здорового человека

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Читать: 12+ мин
logo Антонина Листопадова

Переработки: две основные группы причин переработок; переработки как способ ускорения карьерного роста и почему это плохой вариант; выгорание; как это вредит команде

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Пришло время написать что думаю о переработках. Привычный и удобный мне формат: несколько фрагментов, разделённых между собой, но всё по одной теме.
Эта тема связана с развитием карьеры, на этот счёт есть разные мнения. Тут и проблемы с планированием и командным/личным управлением, порой это действительно рабочая необходимость, может выглядеть как способ быстрее двигаться по карьере и повышениям, может...

Читать: 8+ мин
logo Антонина Листопадова

Конспект трёхдневного курса для руководителей об инструментах развития сотрудников. Часть 2.

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Читать: 9+ мин
logo Антонина Листопадова

4 сорта навыков: что теряем при смене работы/профессии, а что остаётся с нами; о переходах между работами и профессиями; как нарабатывать то, что с большей вероятностью пригодится в любой ситуации. Закономерности vs. счастливые случайности

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Метафора о четырёх чемоданах профессионального багажа из книги Елены Резановой "Это норм! Книга о поисках себя, кризисах карьеры и самоопределении. Основано на реальных историях"; софты, харды и личные качества; базовые и фундаментальные знания; о смене профессии и сферы; вес и влияние разного рода навыков при освоении новой профессии. Когда и с кем происходят "счастливые случайности" и как на них работать

Читать: 14+ мин
logo Антонина Листопадова

Руководитель, его отношение и отношения с ним | Дополненная версия доклада в виде статьи

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Мой доклад на внутреннем яндексовом митапе для тимлидов разработки Медиасервисов в виде дополненной статьи. Мотивация, удержание, отношения

Читать: 6+ мин
logo Антонина Листопадова

Про уверенность в себе и своих силах. Противоположность нервозности, страху, ощущениям беспомощности, "я недостоин", "я недостаточно что-либо", "у меня не получится", "я ленивый/тупой", "это не для меня" и самосаботажу

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Хороший пост для начала года 😌

Читать: 11+ мин
logo Антонина Листопадова

О конкуренции и почему её нет | Продолжение темы про контент для начинающих; конкуренция и как из неё выйти; сколько времени уходит на поиск разработчика; "что я делаю, чтобы меня было выгодно выбрать?"; параллельная реальность; что со всем этим делать.

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Читать: 6+ мин
logo Антонина Листопадова

Нужда и ожидания в контексте собеседований (спойлер: лучше, когда нет ни того, ни другого). Что стали давать офлайн собеседования после повсеместного перевода найма в онлайн | Job search notes 1.5

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Читать: 12+ мин
logo Антонина Листопадова

Архитектурная секция и финалка в Яндекс на тимлида. В целом об архитектурных секциях. Снова о вопросах на собеседовании. Как прошло | Job search notes 1.4

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Какие из собеседований в последних трёх Job search notes были в Яндекс. Арх-я секция: примеры, вопросы, о чём поговорить. Софтовые вопросы

Читать: 12+ мин
logo Антонина Листопадова

Как давать негативную обратную связь. Техника "сэндвич", почему не рекомендую её, и как можно лучше

О ‎технике‏ ‎"сэндвич"; ‎часть ‎причин, ‎почему ‎плохо‏ ‎отношусь ‎к‏ ‎этой‏ ‎технике; ‎как ‎можно‏ ‎делать ‎лучше‏ ‎(алгоритм); ‎на ‎сравнении ‎способов‏ ‎ещё‏ ‎несколько ‎причин,‏ ‎почему ‎эта‏ ‎техника ‎в ‎моих ‎глазах ‎проигрывает‏ ‎с‏ ‎большим ‎отрывом.

Сначала‏ ‎о ‎технике‏ ‎"сэндвич". ‎Суть ‎техники ‎— ‎завернуть‏ ‎отрицательную‏ ‎обратную‏ ‎связь ‎в‏ ‎два ‎кусочка‏ ‎положительной. ‎То‏ ‎есть‏ ‎сначала ‎отметить‏ ‎что-то ‎положительное, ‎затем ‎сказать ‎о‏ ‎плохом, ‎затем‏ ‎снова‏ ‎о ‎хорошем. ‎Подсластить‏ ‎пилюлю.

Несколько ‎причин‏ ‎почему ‎плохо ‎отношусь ‎к‏ ‎этой‏ ‎технике:

1. Если ‎человек‏ ‎интересуется ‎психологией/менеджментом,‏ ‎то ‎для ‎него ‎это ‎прозрачная‏ ‎манипуляция,‏ ‎он ‎её‏ ‎знает, ‎видит‏ ‎и ‎понимает. ‎Это ‎нечестность ‎и‏ ‎скрытность‏ ‎со‏ ‎стороны ‎собеседника.

2. Этот‏ ‎приём ‎—‏ ‎простой ‎и‏ ‎популярный‏ ‎шаблон. ‎Популярный,‏ ‎потому ‎что ‎простой. ‎Он ‎довольно‏ ‎деревянный, ‎однонаправленный,‏ ‎мало‏ ‎что ‎даёт, ‎а‏ ‎при ‎неаккуратном‏ ‎использовании ‎вредит ‎больше, ‎чем‏ ‎помогает.

3. Эта‏ ‎техника ‎не‏ ‎для ‎сообщения‏ ‎любой ‎обратной ‎связи ‎в ‎принципе,‏ ‎а‏ ‎именно ‎для‏ ‎сообщения ‎отрицательной‏ ‎обратной ‎связи. ‎Это ‎способ ‎именно‏ ‎"помягче"‏ ‎подать‏ ‎отрицательную ‎обратную‏ ‎связь. ‎С‏ ‎одной ‎стороны‏ ‎хотят‏ ‎как ‎лучше,‏ ‎с ‎другой ‎— ‎это ‎пыль‏ ‎в ‎глаза.

Проблема‏ ‎в‏ ‎том, ‎что ‎изначально‏ ‎цель ‎—‏ ‎дать ‎именно ‎отрицательную ‎обратную‏ ‎связь,‏ ‎а ‎"хорошее"‏ ‎становится ‎вспомогательными‏ ‎декорациями. ‎В ‎большинстве ‎случаев ‎чувствуется‏ ‎фальшь‏ ‎и ‎неискренность.‏ ‎В ‎итоге‏ ‎из ‎сэндвича ‎"хорошо-плохо-хорошо" ‎получается ‎сэндвич‏ ‎"фальшь-плохо-фальшь".

4. Эта‏ ‎техника‏ ‎в ‎чистом‏ ‎виде ‎хорошо‏ ‎работает ‎далеко‏ ‎не‏ ‎для ‎всех.‏ ‎Это ‎сорт ‎манипулятивного ‎общения: ‎прятать,‏ ‎завуалировать ‎цель‏ ‎разговора,‏ ‎это ‎всегда ‎плохо‏ ‎и ‎нечестно.‏ ‎Но ‎может ‎сработать ‎нормально,‏ ‎если‏ ‎собеседник ‎не‏ ‎знает ‎об‏ ‎этой ‎технике ‎и ‎не ‎замечает.‏ ‎И‏ ‎— ‎опять‏ ‎же ‎в‏ ‎чистом ‎виде ‎— ‎не ‎сработает‏ ‎для‏ ‎тех,‏ ‎кто ‎"в‏ ‎теме", ‎а‏ ‎скорее ‎покажет‏ ‎попытку‏ ‎пустить ‎пыль‏ ‎в ‎глаза. ‎Для ‎отношений ‎и‏ ‎доверия ‎это‏ ‎плохо.


Есть‏ ‎способ ‎давать ‎негативную‏ ‎обратную ‎связь‏ ‎лучше ‎и ‎эффективнее ‎для‏ ‎результатов,‏ ‎отношений ‎и‏ ‎для ‎того,‏ ‎как ‎человек ‎воспримет ‎вас ‎и‏ ‎вашу‏ ‎обратную ‎связь.‏ ‎Ещё ‎этот‏ ‎способ ‎подходит ‎не ‎только ‎для‏ ‎тех,‏ ‎кто‏ ‎не ‎в‏ ‎теме, ‎а‏ ‎для ‎всех.‏ ‎Те,‏ ‎кто ‎в‏ ‎теме, ‎оценят ‎его ‎даже ‎больше.


*


О‏ ‎способе, ‎который‏ ‎мне‏ ‎нравится ‎больше ‎и‏ ‎которому ‎стараюсь‏ ‎следовать

Есть ‎проблема, ‎о ‎которой‏ ‎руководителю‏ ‎нужно ‎поговорить‏ ‎с ‎подчинённым,‏ ‎дать ‎обратную ‎связь.

Задача ‎обратной ‎связи‏ ‎не‏ ‎просто ‎её‏ ‎дать, ‎а‏ ‎к ‎чему-то ‎придти, ‎повлиять.

Нужно ‎не‏ ‎поставить‏ ‎человека‏ ‎перед ‎фактом‏ ‎«ты ‎вот‏ ‎тут ‎накосячил»,‏ ‎а‏ ‎дать ‎обратную‏ ‎связь ‎так, ‎чтобы ‎она ‎не‏ ‎демотивировала ‎(желательно,‏ ‎чтобы‏ ‎мотивировала, ‎но ‎в‏ ‎серьёзной ‎ситуации‏ ‎не ‎пойти ‎в ‎минус‏ ‎—‏ ‎хорошо) ‎и‏ ‎развивала.

Руководителю ‎важен‏ ‎не ‎факт ‎донесения ‎своей ‎оценки‏ ‎и‏ ‎мнения, ‎а‏ ‎чтобы ‎по‏ ‎итогу ‎что-то ‎изменилось ‎— ‎поведение‏ ‎и‏ ‎понимание.

Есть‏ ‎одна ‎важная‏ ‎штука, ‎ключевой‏ ‎ингредиент, ‎пока‏ ‎что‏ ‎назовём ‎его‏ ‎X, ‎вернусь ‎к ‎нему ‎в‏ ‎конце.


В ‎алгоритме‏ ‎дачи‏ ‎обратной ‎связи ‎есть‏ ‎шаги:

1. Запчасть ‎от‏ ‎Х, ‎сюда ‎вернусь ‎позже

2. Обозначить‏ ‎предмет‏ ‎разговора

3. Узнать ‎как‏ ‎человек ‎сам‏ ‎видит ‎ситуацию

4. Описать ‎факты, ‎позитивные ‎и‏ ‎негативные‏ ‎влияние ‎и‏ ‎последствия

5. Придумать ‎план‏ ‎действий

Дальше ‎шаги ‎со ‎стороны ‎сотрудника,‏ ‎а‏ ‎со‏ ‎стороны ‎руководителя‏ ‎— ‎поддержка‏ ‎и ‎благодарность.


*


Подробнее‏ ‎про‏ ‎шаги


2. Обозначить ‎предмет‏ ‎разговора

Спокойно ‎сказать, ‎что ‎хотите ‎обсудить‏ ‎то-то ‎и‏ ‎то-то.‏ ‎Обратную ‎связь ‎нужно‏ ‎давать ‎вовремя,‏ ‎а ‎не ‎сильно ‎после,‏ ‎с‏ ‎негативной ‎обратной‏ ‎связью ‎лучше‏ ‎не ‎медлить ‎и ‎не ‎копить.


3. Узнать‏ ‎как‏ ‎человек ‎сам‏ ‎видит ‎ситуацию

Перед‏ ‎тем, ‎как ‎давать ‎собственную ‎оценку,‏ ‎стоит‏ ‎узнать,‏ ‎что ‎человек‏ ‎сам ‎об‏ ‎этом ‎думает.

Может‏ ‎получиться‏ ‎так, ‎что‏ ‎он ‎и ‎сам ‎знает ‎и‏ ‎понял ‎—‏ ‎всё‏ ‎то, ‎что ‎хотели‏ ‎ему ‎сказать.‏ ‎Если ‎это ‎так, ‎гораздо‏ ‎лучше,‏ ‎если ‎он‏ ‎сам ‎об‏ ‎этом ‎расскажет.

Ещё ‎благодаря ‎этому ‎вопросу‏ ‎можно‏ ‎узнать ‎дополнительную‏ ‎информацию, ‎из-за‏ ‎которой ‎то, ‎что ‎хотели ‎сказать‏ ‎вы,‏ ‎перестанет‏ ‎быть ‎валидным.‏ ‎Потому ‎что‏ ‎узнав ‎что-то,‏ ‎иначе‏ ‎оцените ‎ситуацию.

Если‏ ‎этого ‎не ‎сделать, ‎сотрудник ‎может‏ ‎оказаться ‎в‏ ‎роли‏ ‎безапелляционно ‎обвинённого ‎без‏ ‎права ‎на‏ ‎реабилитацию. ‎И ‎далеко ‎не‏ ‎факт,‏ ‎что ‎он‏ ‎согласен ‎с‏ ‎оценкой ‎и ‎у ‎него ‎нет‏ ‎информации‏ ‎для ‎переоценки‏ ‎ситуации. ‎Но‏ ‎безапелляционность ‎может ‎поставить ‎его ‎в‏ ‎положение‏ ‎оправдывающегося.‏ ‎Это ‎слабое‏ ‎и ‎унизительное‏ ‎положение. ‎Оно‏ ‎заведомо‏ ‎невыгодное. ‎Ничего‏ ‎хорошего ‎это ‎не ‎даст ‎обоим.

В‏ ‎любом ‎случае‏ ‎этот‏ ‎вопрос ‎поможет ‎лучше‏ ‎понять, ‎чему‏ ‎стоит ‎уделить ‎больше ‎внимания.


4. Описать‏ ‎факты‏ ‎+ ‎позитивные‏ ‎и ‎негативные‏ ‎влияние ‎и ‎последствия

Важно ‎«бить ‎по‏ ‎мячу,‏ ‎а ‎не‏ ‎по ‎игроку».‏ ‎Не ‎критиковать ‎личность, ‎а ‎спокойно‏ ‎обсуждать‏ ‎действия,‏ ‎факты, ‎не‏ ‎вешать ‎ярлыки‏ ‎и ‎т.‏ ‎д.‏ ‎На ‎этом‏ ‎шаге ‎нужно ‎детальнее ‎объяснить ‎«в‏ ‎чём ‎проблема».

Рассказ‏ ‎о‏ ‎позитивных ‎и ‎негативных‏ ‎последствиях ‎—‏ ‎это ‎совместный ‎анализ ‎что‏ ‎к‏ ‎чему, ‎как‏ ‎оно ‎работает,‏ ‎почему ‎оно ‎так ‎работает, ‎как‏ ‎лучше‏ ‎делать.

Есть ‎деструктивный‏ ‎вариант ‎действий,‏ ‎нужно ‎спокойно ‎объяснить ‎почему ‎он‏ ‎деструктивный‏ ‎и‏ ‎каким ‎позитивным‏ ‎его ‎можно,‏ ‎стоит ‎или‏ ‎даже‏ ‎нужно ‎заменить.

В‏ ‎отличии ‎от ‎постановки ‎перед ‎фактом‏ ‎"ты ‎тут‏ ‎накосячил»‏ ‎в ‎этом ‎случае‏ ‎руководитель ‎и‏ ‎подчинённый ‎не ‎по ‎разные‏ ‎стороны‏ ‎баррикад, ‎а‏ ‎вместе. ‎Важно‏ ‎быть ‎рядом ‎и ‎играть ‎в‏ ‎одной‏ ‎команде, ‎быть‏ ‎за ‎одно.

Тут‏ ‎важное ‎место ‎занимает ‎тот ‎самый‏ ‎X,‏ ‎к‏ ‎которому ‎вернусь‏ ‎в ‎конце,‏ ‎но ‎упомянуть‏ ‎его‏ ‎тут ‎стоит.

Не‏ ‎сказать ‎человеку, ‎что ‎что-то ‎плохо,‏ ‎а ‎помочь‏ ‎начать‏ ‎делать ‎лучше ‎—‏ ‎в ‎конечном‏ ‎счёте ‎обоим ‎нужно ‎именно‏ ‎это.

Для‏ ‎сотрудника ‎одиночное‏ ‎«я ‎плохой»‏ ‎— ‎это ‎демотивация ‎и ‎отдаление‏ ‎от‏ ‎руководителя.

Если ‎руководитель‏ ‎внятно ‎и‏ ‎спокойно ‎объясняет ‎проблему ‎и ‎объединяется‏ ‎с‏ ‎человеком,‏ ‎чтобы ‎помочь‏ ‎— ‎это‏ ‎хорошо ‎и‏ ‎для‏ ‎мотивации, ‎и‏ ‎для ‎отношений, ‎и ‎для ‎результата.

Человек‏ ‎уходит ‎с‏ ‎пониманием‏ ‎ситуации ‎и ‎ожиданий‏ ‎руководителя, ‎без‏ ‎униженности/оскорблённости/невыслушанности, ‎с ‎пониманием ‎«что‏ ‎не‏ ‎так», ‎«как‏ ‎нужно» ‎и‏ ‎с ‎пониманием, ‎что ‎руководитель ‎на‏ ‎его‏ ‎стороне, ‎настроен‏ ‎дружелюбно ‎и‏ ‎можно ‎рассчитывать ‎на ‎его ‎поддержку.

Эта‏ ‎обратная‏ ‎связь‏ ‎будет ‎развивающей‏ ‎и ‎даст‏ ‎больше ‎положительных‏ ‎эмоций,‏ ‎чем ‎отрицательных.


5. Придумать‏ ‎план ‎действий ‎«что ‎с ‎этим‏ ‎делать»

После ‎предыдущего‏ ‎шага‏ ‎у ‎сотрудника ‎есть‏ ‎вся ‎информация‏ ‎о ‎ситуации, ‎что ‎было‏ ‎так/не‏ ‎так, ‎что‏ ‎в ‎этом‏ ‎хорошего ‎и ‎плохого, ‎как ‎стоит‏ ‎поступать/делать‏ ‎в ‎таких‏ ‎ситуациях. ‎Важно‏ ‎зафиксировать ‎это ‎понимание ‎и ‎согласие.

Пока‏ ‎нет‏ ‎согласия,‏ ‎что ‎смотрите‏ ‎на ‎ситуацию‏ ‎одинаково ‎и‏ ‎оба‏ ‎достаточно ‎знаете‏ ‎и ‎поняли, ‎фиксировать ‎нечего. ‎Сначала‏ ‎нужно ‎придти‏ ‎к‏ ‎согласию.

Фиксация ‎— ‎это‏ ‎решить, ‎что‏ ‎будете ‎делать ‎с ‎проблемой.‏ ‎Инициатива‏ ‎и ‎предложения‏ ‎должны ‎исходить‏ ‎от ‎самого ‎человека ‎— ‎это‏ ‎должно‏ ‎быть ‎его,‏ ‎а ‎не‏ ‎навязанное. ‎Делать ‎навязанное ‎всегда ‎хочется‏ ‎гораздо‏ ‎меньше,‏ ‎чем ‎собственные‏ ‎решения. ‎Навязанное‏ ‎делать ‎не‏ ‎хочется,‏ ‎оно ‎не‏ ‎принимается ‎и ‎нет ‎понимания ‎"именно‏ ‎это ‎мне‏ ‎нужно".‏ ‎Можно ‎предложить ‎помощь,‏ ‎спросить, ‎чем‏ ‎можете ‎помочь, ‎но ‎не‏ ‎навязывать‏ ‎«делай ‎1,‏ ‎2 ‎и‏ ‎3».

Дальше ‎от ‎руководителя ‎по ‎большому‏ ‎счёту‏ ‎нужна ‎лишь‏ ‎поддержка ‎и‏ ‎при ‎необходимости ‎корректировка.


*


Что ‎за ‎X,‏ ‎который‏ ‎ключевой‏ ‎ингредиент


Это ‎открытые,‏ ‎честные, ‎взаимные‏ ‎и ‎доверительные‏ ‎отношения,‏ ‎взаимоуважение ‎и‏ ‎взаимно ‎ценить ‎друг ‎друга ‎и‏ ‎сами ‎отношения,‏ ‎взаимная‏ ‎надёжность, ‎внимание. ‎Без‏ ‎игр, ‎манипуляций,‏ ‎психологического ‎давления ‎и ‎прочей‏ ‎токсичности.

Это‏ ‎намерения ‎сделать‏ ‎человеку ‎лучше,‏ ‎желание ‎искренне ‎помочь ‎в ‎противовес‏ ‎разным‏ ‎модификациям ‎«он‏ ‎просто ‎рабочая‏ ‎сила», ‎«на ‎работе ‎мы ‎роботы,‏ ‎которые‏ ‎ездят‏ ‎по ‎рельсам»,‏ ‎«я ‎главнее,‏ ‎веду ‎себя‏ ‎как‏ ‎хочу, ‎остальное‏ ‎неважно» ‎и ‎т. ‎д.

Руководитель ‎—‏ ‎это ‎в‏ ‎первую‏ ‎очередь ‎ответственность. ‎Руководитель‏ ‎изначально ‎находится‏ ‎в ‎позиции ‎«сильнее», ‎он‏ ‎влияет‏ ‎на ‎подчинённого‏ ‎хочет ‎того‏ ‎или ‎нет. ‎Как ‎бы ‎он‏ ‎себя‏ ‎ни ‎повёл,‏ ‎он ‎влияет‏ ‎— ‎либо ‎хорошо, ‎либо ‎плохо.

Первый‏ ‎пункт‏ ‎из‏ ‎алгоритма ‎дачи‏ ‎обратной ‎связи‏ ‎"Запчасть ‎от‏ ‎Х",‏ ‎к ‎которому‏ ‎сказала ‎вернусь ‎позже ‎— ‎это‏ ‎установка ‎контакта‏ ‎с‏ ‎человеком, ‎нужного ‎настроя‏ ‎и ‎атмосферы.


*


Чем‏ ‎такой ‎формат ‎обратной ‎связи‏ ‎лучше‏ ‎техники ‎«сэндвич»


Которая‏ ‎при ‎грамотном‏ ‎использовании ‎не ‎будет ‎вызывать ‎негатива,‏ ‎а‏ ‎будет ‎работать‏ ‎в ‎плюс.‏ ‎Но ‎я ‎всё ‎равно ‎не‏ ‎жалую‏ ‎эту‏ ‎технику, ‎стараюсь‏ ‎не ‎использовать‏ ‎и ‎не‏ ‎рекомендую.‏ ‎Сейчас ‎объясню‏ ‎почему.


  • В ‎случае ‎«сэндвича» ‎дающий ‎обратную‏ ‎связь ‎ставит‏ ‎перед‏ ‎фактом ‎«тут ‎ты‏ ‎молодец, ‎тут‏ ‎не ‎очень, ‎а ‎тут‏ ‎тоже‏ ‎молодец».

Почему ‎молодец,‏ ‎почему ‎не‏ ‎очень ‎и ‎главное ‎что ‎с‏ ‎этим‏ ‎делать ‎и‏ ‎как ‎лучше‏ ‎— ‎могут ‎пропускать ‎или ‎уделить‏ ‎этому‏ ‎мало‏ ‎внимания.


  • В ‎«сэндвиче»‏ ‎нет ‎шага‏ ‎«узнать, ‎как‏ ‎человек‏ ‎сам ‎оценивает‏ ‎и ‎видит ‎ситуацию».

Это ‎в ‎первую‏ ‎очередь ‎важно‏ ‎для‏ ‎отрицательной ‎обратной ‎связи.‏ ‎В ‎положительной‏ ‎можно ‎этот ‎вопрос ‎не‏ ‎задавать‏ ‎или ‎уделить‏ ‎ему ‎меньше‏ ‎времени, ‎достаточно ‎сказать ‎факт, ‎что‏ ‎«это‏ ‎хорошо» ‎и‏ ‎объяснить ‎почему‏ ‎это ‎хорошо ‎и ‎почему ‎вы‏ ‎это‏ ‎так‏ ‎оценили, ‎чтобы‏ ‎убедиться, ‎что‏ ‎одинаково ‎понимаете‏ ‎ситуацию,‏ ‎смотрите ‎с‏ ‎одной ‎и ‎той ‎же ‎точки‏ ‎и ‎чтобы‏ ‎донести‏ ‎ценности.


  • "Сэндвич" ‎— ‎это‏ ‎однонаправленный ‎поток‏ ‎информации, ‎что ‎думает ‎другой‏ ‎человек‏ ‎не ‎учитывается.


  • В‏ ‎«сэндвиче» ‎пропущен‏ ‎этап ‎объяснения ‎положительных ‎и ‎отрицательных‏ ‎последствий.


  • В‏ ‎«сэндвиче» ‎не‏ ‎разрабатывается ‎«что‏ ‎будем ‎делать». ‎Поставили ‎человека ‎перед‏ ‎фактом‏ ‎и‏ ‎как ‎бы‏ ‎всё. ‎Может‏ ‎остаться ‎непонимание‏ ‎"что‏ ‎делать" ‎и‏ ‎"что ‎от ‎меня ‎хотят".


  • «Сэндвич» ‎не‏ ‎подразумевает ‎поддержку‏ ‎руководителя.‏ ‎Благодарность ‎за ‎действия,‏ ‎изменения ‎и‏ ‎улучшения ‎тоже ‎не ‎подразумевает.


  • "Сэндвич"‏ ‎снижает‏ ‎вес ‎и‏ ‎значимость ‎как‏ ‎отрицательной ‎части ‎обратной ‎связи, ‎так‏ ‎и‏ ‎положительной. ‎Важные‏ ‎вещи ‎можно‏ ‎и ‎лучше ‎обсуждать ‎открыто, ‎не‏ ‎пытаться‏ ‎прикрыть‏ ‎проблему. ‎Это‏ ‎как ‎зайти‏ ‎в ‎кабинет‏ ‎к‏ ‎психологу, ‎но‏ ‎отставить ‎дверь ‎чуточку ‎приотрытой: ‎вроде‏ ‎тема ‎важная-личная,‏ ‎а‏ ‎вроде ‎и ‎относимся‏ ‎к ‎ней‏ ‎не ‎особо ‎внимательно. ‎То‏ ‎есть‏ ‎вроде ‎даёте‏ ‎человеку ‎этот‏ ‎фрагмент ‎информации, ‎но ‎при ‎этом‏ ‎пытаетесь‏ ‎сделать ‎его‏ ‎менее ‎значимым.


«Сэндвич»‏ ‎— ‎это ‎способ ‎подсластить ‎пилюлю,‏ ‎но‏ ‎не‏ ‎изменить ‎что-либо.‏ ‎В ‎первую‏ ‎очередь ‎это‏ ‎инструмент‏ ‎для ‎завуалирования‏ ‎отрицательной ‎обратной ‎связи. ‎Он ‎может‏ ‎восприняться ‎хорошо‏ ‎или‏ ‎плохо, ‎но ‎цель‏ ‎самого ‎способа‏ ‎— ‎подсластить. ‎


*


Несколько ‎причин‏ ‎использования‏ ‎"сэндвича":


  • Если ‎руководитель‏ ‎боится ‎и‏ ‎не ‎готов ‎обсуждать ‎проблему, ‎тогда‏ ‎проблему‏ ‎— ‎ядро‏ ‎разговора ‎—‏ ‎прикрывают ‎с ‎двух ‎сторон ‎«хорошим».‏ ‎Часть‏ ‎возможных‏ ‎причин ‎—‏ ‎неуверенность ‎и/или‏ ‎отсутствие ‎того‏ ‎самого‏ ‎Х ‎и‏ ‎желания ‎им ‎заниматься. ‎Боязнь ‎открыться,‏ ‎быть ‎честным,‏ ‎вступить‏ ‎в ‎контакт. ‎Неумение‏ ‎или ‎неготовность‏ ‎взаимодействовать ‎открыто ‎и ‎искренне.‏ ‎Это‏ ‎очень ‎грустный‏ ‎пункт, ‎да.‏ ‎Наверное, ‎даже ‎самый ‎грустный.


  • Если ‎руководитель‏ ‎считает,‏ ‎что ‎исключительно‏ ‎отрицательная ‎обратная‏ ‎связь ‎обидит, ‎заденет, ‎а ‎«положительная‏ ‎обёртка»‏ ‎поможет‏ ‎смягчить ‎удар.


  • Потому‏ ‎что ‎«так‏ ‎принято», ‎«сказали,‏ ‎что‏ ‎так ‎надо».‏ ‎Эта ‎техника ‎на ‎поверхности ‎из-за‏ ‎своей ‎простоты.‏ ‎Она‏ ‎даже ‎не ‎всегда‏ ‎анализируется. ‎Если‏ ‎темой ‎не ‎интересуются, ‎то‏ ‎глубже‏ ‎поверхности ‎дело‏ ‎к ‎сожалению‏ ‎не ‎заходит. ‎Тоже ‎грустный ‎пункт.


  • Можно‏ ‎привести‏ ‎нейтральные ‎причины,‏ ‎а ‎то‏ ‎я ‎всё ‎"о ‎плохом ‎да‏ ‎о‏ ‎плохом".‏ ‎Можно ‎расценивать‏ ‎эту ‎технику‏ ‎ка ‎самую‏ ‎простую,‏ ‎которую ‎можно‏ ‎сразу ‎пустить ‎в ‎ход ‎и‏ ‎использовать. ‎Это‏ ‎не‏ ‎самый ‎лучший, ‎но‏ ‎всё ‎же‏ ‎инструмент, ‎который ‎может ‎помогать.‏ ‎Возможно‏ ‎даже ‎лучше,‏ ‎чем ‎ничего.‏ ‎На ‎старте ‎погружения ‎очень ‎даже‏ ‎ничего.‏ ‎И ‎при‏ ‎умелом ‎использовании‏ ‎в ‎сочетании ‎с ‎Х ‎—‏ ‎может‏ ‎давать‏ ‎даже ‎хорошие‏ ‎результаты.


*


На ‎деле‏ ‎положительную ‎и‏ ‎негативную‏ ‎обратную ‎связь‏ ‎лучше ‎разделять, ‎если ‎негативная ‎часть‏ ‎весомая, ‎а‏ ‎не‏ ‎минорная.

Человек ‎на ‎той‏ ‎стороне ‎понимает,‏ ‎что ‎ключевое ‎— ‎отрицательный‏ ‎момент.‏ ‎Ценность ‎положительного‏ ‎снижается, ‎когда‏ ‎его ‎используют ‎как ‎сладкую ‎обёртку.‏ ‎Могут‏ ‎возникать ‎подозрения‏ ‎в ‎неискренности‏ ‎и ‎что ‎вам ‎пытаются ‎пустить‏ ‎пыль‏ ‎в‏ ‎глаза. ‎Положительное‏ ‎может ‎восприняться‏ ‎как ‎пустышка‏ ‎и‏ ‎проигнорироваться, ‎или‏ ‎даже ‎задеть.

То ‎есть ‎и ‎отрицательное‏ ‎не ‎особо‏ ‎смягчится,‏ ‎и ‎положительное ‎обесценится,‏ ‎и ‎при‏ ‎этом ‎ещё ‎и ‎отрицательный‏ ‎момент‏ ‎не ‎будет‏ ‎достаточно ‎проработан,‏ ‎фокус ‎размыт.

Положительная ‎связь ‎тоже ‎важна,‏ ‎но‏ ‎использовать ‎её‏ ‎как ‎подсластитель‏ ‎— ‎снижать ‎её ‎ценность ‎и‏ ‎вести‏ ‎себя‏ ‎нечестно ‎по‏ ‎отношению ‎к‏ ‎человеку. ‎Её‏ ‎тоже‏ ‎важно ‎доносить‏ ‎до ‎человека, ‎она ‎ему ‎честно‏ ‎полагается ‎во‏ ‎всём‏ ‎объёме, ‎а ‎не‏ ‎в ‎принижающем‏ ‎виде ‎подсластителя.

Если ‎речь ‎о‏ ‎минорных‏ ‎«хорошо» ‎и‏ ‎«плохо», ‎то‏ ‎«сэндвич» ‎нормально: ‎«тут ‎классно ‎сделано,‏ ‎а‏ ‎вот ‎так‏ ‎больше ‎не‏ ‎стоит ‎делать, ‎лучше ‎вот ‎так,‏ ‎а‏ ‎вот‏ ‎это ‎тоже‏ ‎хорошо». ‎Это‏ ‎даже ‎уже‏ ‎не‏ ‎«сэндвич», ‎а‏ ‎просто ‎перечисление.

Но ‎если ‎речь ‎о‏ ‎чём-то ‎серьёзном‏ ‎—‏ ‎важно ‎разделять, ‎не‏ ‎подслащивать ‎и‏ ‎спокойно ‎сообща ‎обсуждать ‎проблему‏ ‎и‏ ‎что ‎с‏ ‎ней ‎делать.‏ ‎И ‎важно ‎помнить ‎про ‎тот‏ ‎самый‏ ‎Х. ‎

Доверительные‏ ‎отношения ‎—‏ ‎это ‎труд ‎и ‎ответственность, ‎не‏ ‎все‏ ‎хотят‏ ‎этим ‎заниматься,‏ ‎вкладываться, ‎это‏ ‎личный ‎выбор,‏ ‎кто-то‏ ‎просто ‎не‏ ‎знает ‎об ‎этом, ‎что ‎такое‏ ‎бывает, ‎что‏ ‎так‏ ‎можно ‎и ‎как‏ ‎их ‎строить.

Не‏ ‎все ‎хотят ‎такие ‎отношения,‏ ‎потому‏ ‎что ‎оба‏ ‎становятся ‎друг‏ ‎для ‎друга ‎более ‎уязвимы. ‎Это‏ ‎сила‏ ‎и ‎слабость‏ ‎одновременно. ‎Но‏ ‎если ‎обращаться ‎аккуратно, ‎беречь ‎и‏ ‎заботиться,‏ ‎то‏ ‎обе ‎стороны‏ ‎приобретают ‎больше,‏ ‎чем ‎без‏ ‎таких‏ ‎отношений. ‎А‏ ‎потери ‎по ‎сути ‎только ‎во‏ ‎взаимном ‎повышении‏ ‎уязвимости.

Если‏ ‎человек ‎вам ‎открыт,‏ ‎вы ‎можете‏ ‎сильнее ‎и ‎быстрее ‎влиять,‏ ‎корректировать,‏ ‎помогать. ‎Но‏ ‎и ‎удар‏ ‎с ‎вашей ‎стороны ‎будет ‎гораздо‏ ‎больнее.‏ ‎Поэтому ‎важно‏ ‎быть ‎аккуратным‏ ‎и ‎внимательным.

Руководители ‎как ‎докторы ‎—‏ ‎нужно‏ ‎всегда‏ ‎помнить ‎про‏ ‎«не ‎навреди!».

Обратная‏ ‎связь ‎при‏ ‎таких‏ ‎отношениях ‎не‏ ‎нуждается ‎в ‎подслащивании, ‎взаимодействия ‎не‏ ‎нуждаются ‎в‏ ‎уловках,‏ ‎играх ‎и ‎манипуляциях.

Я‏ ‎считаю, ‎что‏ ‎здорово, ‎когда ‎есть ‎такие‏ ‎отношения.‏ ‎Не ‎только‏ ‎для ‎обратной‏ ‎связи, ‎она ‎лишь ‎один ‎из‏ ‎приятных‏ ‎бонусов.


*


Ставлю ‎тут‏ ‎тэг ‎постов‏ ‎из ‎тимлидской ‎подписки, ‎потому ‎что‏ ‎обычно‏ ‎подобные‏ ‎темы ‎пишу‏ ‎только ‎там.‏ ‎Этот ‎пост‏ ‎—‏ ‎внезапность ‎и‏ ‎исключение.

Читать: 2+ мин
logo Антонина Листопадова

Работа со слабыми сторонами. Фрагмент 3-го поста из серии "Как расти быстрее"

Доступно подписчикам уровня
«Teamlead»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Часть выводов из собранных граблей

Показать еще

Обновления проекта

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048