Летел в самолёте и вдруг увидел в иллюминаторе Глорию. Снял видео.
Заветы Ильича, ч. 3: театр ТОФа и окрестности
Заветы Ильича, ч. 3: театр ТОФа и окрестности
Небесный тихоход
«Небе́сный тихохо́д» — советский музыкальный художественный фильм, поставленный в 1945 году режиссёром Семёном Тимошенко.
Сюжет
Фильм повествует о трёх фронтовых друзьях, лётчиках-истребителях Булочкине, Туче и Кайсарове, которые поклялись до конца войны «не влюбляться даже в самых красивых девчат».
Однако одному из них — майору Василию Васильевичу Булочкину (Николай Крючков) — по состоянию здоровья после ранения запрещено летать на скоростных самолётах, и он вынужден продолжать службу в ночной бомбардировочной авиации на лёгких самолётах «У-2» («По-2»). Майор, привыкший к большим скоростям истребителя, обескуражен перспективой летать на «небесных тихоходах».
Кроме того, весь персонал эскадрильи У-2 состоит из одних девушек. Столкнувшись благодаря этому с лётчицами женской эскадрильи, друзья один за другим нарушают своё жизненное обязательство. Первым нарушает клятву Кайсаров, за ним следует Туча. С приходом на аэродром корреспондентки «Пионерской правды» Валентины Петровой наступает очередь и майора Булочкина.
Булочкин, летая на У-2, убеждается, что недостатки этого самолёта оборачиваются неоценимыми достоинствами в некоторых обстоятельствах. Булочкин отказывается от предложения командования вновь вернуться в истребительную авиацию.
Новая редакция
Фильм был восстановлен на киностудии «Ленфильм» в 1970 году. Картина подверглась переозвучиванию в основном с участием тех же актёров. Этим объясняется то, что, например, старший лейтенант Кутузова говорит отчётливо пожилым голосом: во время переозвучки исполнительнице этой роли Людмиле Глазовой было уже за шестьдесят. Фаина Раневская не смогла присутствовать на записи из-за гастролей, и её героиню озвучила Анна Лисянская. Раневская узнала об этом уже после выхода фильма на экраны и осталась крайне недовольна. В отличие от оригинальной версии, восстановленная версия на 10 минут короче. Оригинальная версия фильма в 2011 году выпущена с полной реставрацией на DVD и Blu-ray (HD).
Цветная версия
К 2012 году по заказу «Первого канала» были завершены работы по реставрации и колоризации фильма. В колоризированной версии фильм был показан 6 мая 2012 года. Цветная версия была без купюр, включая оригинальные голоса персонажей, в том числе и голос Фаины Раневской.
Видео
В 1990-е годы фильм был выпущен на видеокассетах студией 48 часов, АОЗТ «Формат», позже — «Восток В», а в начале 2000-х годов — «Мастер Тэйп». В 2000-е годы фильм отреставрирован и выпущен на DVD объединением «Крупный план», 21 апреля 2005 года выпущен студией «Союз Видео» на DVD. Также выпущен на DVD дистрибьюторами «Мастер Тэйп», а в 2007 году — «Видеобаза».
Продолжение
В 1974 году на Рижской киностудии был снят по сценарию Юрия Яковлева фильм «Верный друг Санчо». Дедушкой одной из героинь фильма девочки Риты является генерал авиации в отставке, роль которого исполняет Василий Меркурьев. И хотя в фильме не называется его фамилия, но некоторые отсылки дают понять, что это и есть тот самый бывший старший лейтенант Туча из кинофильма «Небесный тихоход». В частности, на стене квартиры, где проживает семья Риты, можно заметить, среди снимков военного прошлого деда, фотографию его боевых друзей, а именно: капитана Кайсарова (Василий Нещипленко), старшего лейтенанта Кутузовой (Людмила Глазова) и майора Булочкина (Николай Крючков), на фоне самолёта У-2. Помимо этого в фильме есть эпизод, где в исполнении Василия Меркурьева звучит песня «Пора в путь-дорогу».
Критика
Руководитель советской кинематографии И. Г. Большаков писал, что фильм неудачный. Он утверждал: «Все любовные перипетии героев происходят на фоне боевых событий: бомбежек, воздушных боев, но это только фон, и он не спасает фильм от пошлости и фальши».
Кинокритик Ростислав Юренев вскоре после выхода фильма написал разгромную рецензию. В частности, он написал: «Фильм фальшив, и дело здесь не в жанре, а в „стиле“ лакировки, легкомыслия, безыдейности, заимствованном из старой оперетки и худших американских ревю». Он утверждал: «… достоинства актёрской игры, операторского мастерства, музыкального сопровождения не могут сделать фильм хорошим, а лишь делают его недостатки более ощутимыми. Потому, что идеи в фильме нет, если не считать идеей опровержение заведомой нелепости о несостоятельности любви во время войны. Потому, что лётный, военный материал в фильме обеднён и извращён. Потому, что характеры героев надуманы, не типичны».
Позже Р. Юренев написал, что «успех оператора и композитора, удача нескольких эпизодических персонажей и проходных сцен не могли, конечно, искупить серьёзных идейно-художественных недостатков фильма». При этом он повторил написанное им в 1946 году: «О чём говорят „Небесный тихоход“ и подобные ему фильмы? О том, что воевать приятно и просто? О том, что мы победили легко?».
В биографии режиссёра Тимошенко киновед Игорь Раздорский констатировал: «В послевоенные годы на наших экранах с успехом прошла музыкальная комедия Тимошенко „Небесный тихоход“. Правда, кинокритики не раз упрекали режиссёра за легковесное решение героической темы, за поверхностность в разработке характеров героев». Он также считал, что «многие упреки справедливы: фабула картины примитивна, персонажи её раскрываются в условно-опереточном ключе».
Киновед Александр Фёдоров указывал: «Со временем такого рода мнения забылись, а комедия „Небесный тихоход“ продолжала оставаться в советском, а потом и российском медийном репертуаре, о чём, в частности, свидетельствует её реставрация и колоризация».
Киновед Марина Жежеленко писала: «Разумеется, эта комедия о войне, в которой вся атмосфера была мифологической и далёкой от действительности, не заслуживала гневной отповеди …». Она отмечала, что в фильме «хороши актёрские работы Николая Крючкова и Василия Меркурьева», «из женских образов наиболее запоминающийся — хорошенькая военная журналистка, дочь генерала (Алла Парфаньяк)».
Уже упомянутый И. Раздорский резюмировал: «… огромный прокатный успех фильма нельзя сбросить со счётов и вряд ли можно объяснить лишь недостаточной требовательностью зрителей. „Небесный тихоход“ послужил как бы своего рода „разрядкой“ после напряжения военных лет, фильм оказался созвучным радостному, приподнятому настроению, рождённому великой победой народа над фашистской Германией».
Писательница Алина Ермолаева писала: «Фильм пролил настоящий чудодейственный бальзам на израненные войной души людей. В нём много жизни, несмотря на условности и порой неприкрытую неправдоподобность. Бывают такие ленты — своеобразные таблетки для поднятия настроения, „Небесный тихоход“ – одна из них».
Автор журнала «Сеанс» Виктория Сафронова считала: «В „Небесном тихоходе“ нет проходных, ненужных для сюжета персонажей … Образы шести основных героев прописаны в той степени подробности, которая соответствует первостепенности роли».
Билимбай: Свято-Троицкий ракетно-вертолётный храм
Посёлок Билимбай: Свято-Троицкий ракетно-вертолётный храм
Аэропорт Таксимо и тесный Ан-26
Аэропорт Таксимо и тесный Ан-26
Наша птичка на замену "Боингу" поднялась в небо
Интервью Со Стрелком B-29
Новый аэровокзал Хабаровска (им. Невельского)
Новый аэровокзал Хабаровска (им. Невельского)
Полёт Питер - Хабаровск на "арбузе" А-330
Полёт Питер - Хабаровск на "арбузе" А-330
Россия отказалась передать Китаю технологии авиастроения нового Ил-96...
"Нептун" С Контрабандным Алкоголем На Борту
Последний полет "аятоллы" Майка
О последнем полете офицера ЦРУ Майкла д'Андреа, по прозвищу "аятолла Майк".
Военные эксперты из США оценили истребитель-бомбардировщик СУ-34.
Военные эксперты из США оценили истребитель-бомбардировщик СУ-34. Промежуточный вывод, что данная версия никогда не попадет на экспорт.
"Рельсовая Поднебесная", эпилог
Заключительный «китайский» день целиком ушел на суету с закупками гостинцев, а также на поиск японского посольства – оно было в окрестностях моей вписки. Посольство самураев я так и не нашел – хотя оббегал множество кварталов в этом посольском районе. День был исключительно ясный и без смога, причем вторые сутки подряд. Природа благоухала, и на газонах, в парках и скверах царила весенняя феерия; деревья были усыпаны белыми, розовыми, красными, желтыми цветками и радовали глаз. Наверное, самое красивое время года.
Пекинская весна в разгаре
Я шел вдоль торговой улицы в этом районе и ловил себя на мысли, как комплексовал здесь же всего 17 дней назад и как изменилось сейчас мое отношение к окружающему. Все-таки самостоятельное погружение в реальность больше чем на две недели, без посредников в виде экскурсоводов, гидов, организаторов дает быстрое приращение опыта. Пропала китаебоязнь и паническая неуверенность, я стал спокойней и уверенней. И большое спасибо всем тем ребятам, кто встречался на моем пути за эти дни и делился своим опытом по части китайских реалий – шанхайцу Юрию, пекинцу Сергею и особенно даляньцу Алексею. Последний вообще выступил для меня настоящей энциклопедией бытовых и жизненных обычаев и привычек, и после его «школы» я вполне самостоятельно мог вращаться в море китайских реалий – пищевых, транспортных, уличных; даже без знания китайского. Было не без ошибок, конечно, но в целом успешно – потому что я лучше понимал психологию окружающих и их отношение к миру. И каждый, с кем я общался, стал кирпичиком в фундамент знаний об этой стране.
Кстати, о китайском языке и отношении к нему. В какой-то момент – примерно на пятый день после приезда – я начал зарисовывать в блокнот иероглифы, особенно еды. Потом, после Харбина – стал заучивать иероглифы чисел и их произношение, так как говорить «три» или «семь» на китайском оказалось куда эффективнее, чем «уан, ту, фри, фо, файв» на привычном интернационально-английском сленге. За пределами мегаполисов никаких английских слов никто не знает, надо обходиться китайским.
А вот карманный словарь был менее эффективен: там было много слов, и надо было листать, теряя время. В блокноте же я зарисовал примерно 30‑35 самых «жизненных» сочетаний. И где-то через дюжину дней после приезда – в Яньани – я внезапно испытал на улице радость пятилетнего ребенка, когда он впервые складывает отдельные буквы в слова. Шел по тротуару, смотрел на вывески и узнавал на них ранее выученные слова типа «свинина», «парикмахерская» или «вода». А ведь сразу после прилета у меня от этих всех непонятных значков просто болела голова! В общем, время в Китае прошло не зря.
Китайцы в реальной жизни оказались вполне доброжелательной и открытой нацией, способной помочь иностранцу в трудных ситуациях. Безусловно, в пределах широко посещаемых туристических зон в больших городах имеется множество темных личностей и разнообразного жулья, из-за которых у многих туристов складывается отношение к стране; однако вне этих зон люди были в большинстве своем отзывчивы, проявляли интерес и пытались помочь в меру своих сил и понимания. Жаль только пропавшую в Яньани камеру (а еще больше – снимки, которые я сделал, но не скопировал вовремя на дорожный ноутбук) – но, строго говоря, я там сильно расслабился, потерял бдительность, нужную в дальней дороге, и получил неприятный урок.
Что еще мне понравилось в стране – так это безопасность. Да, именно так: в Китае вполне безопасно гулять и ездить вечерами, кроме разве что некоторых немногочисленных исключений. Про это мне говорили и соотечественники, живущие здесь – с которыми я встречался в разных городах, затем постепенно я и сам это прочувствовал. Количество гопников и прочей шушеры, склонной приставать к иностранцам или нарушать личное пространство, здесь существенно ниже, чем в других странах, где я бывал.
Около девяти вечера 25 апреля я направился к метро и поехал на остановку аэроэкспресса. Путь был хорошо знаком и понятен, транспортные реалии я знал уверенно и в аэропорт Пекин-Кэпитэл попал без ошибок. Рейс SU-201 на Москву был ночью. Зарегистрировался, пошел на досмотр. Надо сказать, на входе в «чистую зону» людей тут проверяют досконально и строго. Всего обхлопают сканерами, даже обувь и ее подкладки.
На этом А330-300 я прилетел из Пекина
Этот электровоз привёз меня в Петербург. Конец пути
В три часа ночи по пекинскому времени загрузился в наш аэрофлотовский аэробус – А330‑300 «Николай Некрасов». Вылетели по расписанию. Обратный рейс обошелся без таких сюрпризов, как сумасшедшая тряска на подлете к Пекину по пути «туда», и в половину шестого утра меня уже встречала утренняя солнечная Москва. Первая Китайская экспедиция закончилась; до второй оставалось полгода.
Но о ней – в следующей книге.
"Рельсовая Поднебесная", глава 19 (начало)
Глава 19 "Порт-Артур. Советское военное кладбище" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 17
Глава 17 "Порт-Артур. Дальний предел Империи" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 2
Глава 2 "Путь в Поднебесную" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
Ульяновский авиамузей. Часть 1 (Ту-114, Ту-116 и др.)
За 2 дня до Нового 2022 года удалось побывать на открытой площадке Ульяновского музея гражданской авиации. Этот музей известен значительно меньше монинского под Москвой, он конечно и заметно меньше - однако и там стоят интересные экспонаты, которые сохранились порой в единственном экземпляре. В этот день 29 декабря 2021 года стоял мороз -21°, однако день был ясный и солнечный. Надо было ехать туда, на западную окраину Ульяновска и охватить этот объект.
Добираться туда откровенно неудобно - трамвай до площадки не доходит километра полтора, маршрутки идут мимо только пригородные, причем на остановках не тормозят, ибо полные. Приходится ждать единственного в ту сторону автобуса 66, который ходит раз в полчаса или даже реже. 66-й тоже забит, ехали стоя. Добираться от Пушкаревского кольца (это такая транспортная развязка на западе Ульяновска) до Аэропорта около полчаса - не так уж и мало. Впрочем, ладно - добрались. Там от остановки к площадке музея надо идти еще около 12-15 минут, дорога уходит влево от трассы - Московского шоссе. Справа за загородкой немного видны большие самолеты - они-то нас и ждут!
2. Музей на входе суров и брутален, ничего лишнего. За проходной торчит высокое крыло. Силикатный кирпич, спартанская касса и простые нравы. Маски одели, а вот QR-коды у нас не спросили, несмотря на строгие указатели. Ну да и ладно.
3. Вывеска музея почему-то за решеткой. Зато он, оказывается, "Головной Отраслевой"!
4. Схема расположения самолетов на площадке музея. Сразу отмечу то, что самолеты тут стоят намного вольготней и просторней, чем в Монино и можно их осматривать гораздо свободнее.
5. Огромная модель Ту-104 в помещении кассы. Билет стоит 120 руб. + 50 руб. сьемка. Однако по факту сьемку никто не контролирует на площадке.
6. Нос Ту еще в старой хрущевской ливрее Аэрофлота. Самолет показал в разрезе.
7. Купив билет, проходим через проходную на площадку. Нам открывается вот такой вид. "Королем" площадки смотрится гигант Ту-114, возвышающийся над собратьями - вот с него и начнем.
8. Итак, Ту-114, "император воздушного океана", флагман Аэрофлота с конца 1950-х и все 1960-е, пока не подоспели Ту-144 и Ил-62. Один из двух первых трансконтинентальных лайнеров в мире, задавший планете новый масштаб расстояний. Машина этапная и легендарная. Осталось в мире их совсем немного: один в Монино, один тут в Ульяновске, один в Кривом Роге и один, вроде бы, в Самаре (?). Все. Но если в Монино стоит ранний, экспериментальный образец, на котором Хрущев летал в Штаты в 1959-м, то этот уже регулярный рейсовый лайнер.
9. Очень мощное носовое шасси. Машина-то тяжелая.
10. Двигатели Ту-114 такие же, как и у Ту-95 - НК-12М конструкции Н.Д. Кузнецова, что находился в Куйбышеве. Самые мощные в истории турбовинтовые двигатели - по 15.000 л.с. каждый, а самолеты с этими движками - самые быстрые турбовинтовики в мире. Однако за это приходится платить: они очень шумные.
11. А в этом ракурсе хорошо видно, что винты у НК-12 - соосные. То есть, на одной оси - 2 винта, которые крутятся в противоположные стороны.
12. Автор на фоне циклопических винтов НК-12. Оцените масштаб!
Должен сказать, что это - самолет моего детства. Сколько я пересмотрел взлетов и посадок этого монстра в начале 70-х! Наверное, десятка полтора. Было классе в третьем, четвертом, пятом у нас, хабаровских пацанов, особое развлечение - слинять с продленки, запрыгнуть в "тройку", которая едет в аэропорт. Затем слезть на остановку раньше, у Малого аэропорта и бежать знакомыми тропинками к забору у конца ВПП.
"Императора" было слышно уже издалека, когда он рулил на взлет, звук совершенно неповторимый, его не перепутать ни с чем. Ил-18 был потише, да и тон другой. Расписание тоже было весьма удобным - два московских рейса после 2 часов дня. Единственно, иногда мог быть облом - если ставили новый лайнер Ил-62, все было гораздо прозаичней и мы уезжали разочарованные. Но в те времена "62-й" штатно обслуживал только 25-й рейс, а на остальных рабочей лошадкой был 114-й. Взлет "воздушного императора", когда огромной и одновременно изящной тушей он проносится прямо над тобой и обдает тебя горячим воздухом от винтов, давал эмоции совершенно феерические и незабываемые.
И вот теперь я стою у замолкших навсегда НК-12 и вспоминаю этот замечательный лайнер еще живым и в расцвете сил.
13. Передняя часть фюзеляжа Ту-114 с носовой стойкой.
14. Ракурс на центральную часть фюзеляжа. Здесь хорошо видно, что Ту-114 - низкоплан, т.е. крыло ниже линии центра фюзеляжа.
15. И еще ракурс на соосные винты движка НК-12.
16. Ту-114 сбоку целиком, от носа до хвоста.
17. Мы не зря так подробно рассмотрели Ту-114 с разных точек, потому что рядом стоит его младший брат - Ту-116. У него такие же монстры-двигатели НК-12, однако он намного тоньше и напоминает осу, а не шершня, как Ту-114. Это как бы "диетический Ту-114, который не кормили год". Странный мутант в обводах Ту-95, с узким пассажирским фюзеляжем и герметичной капсулой внутри. И он не низкоплан, а среднеплан.
18. Это самолет, из-за которого обязательно надо было посетить этот авиамузей. Сделан Ту-116 в 2 экземплярах, а сохранился единственный. "Изготовлены для Н.С. Хрущева и Н.А. Булганина" - гласит табличка в музее, однако ни Никита Сергеич, ни Николай Саныч на них не летали. Зато летали маршалы Малиновский, Крылов, Гречко и Бирюзов.
19. Точнее было бы его назвать "пассажирским Ту-95", ибо он сделан именно в его габаритах.
20. Табличка у Ту-116.
21. Вид Ту-116 с хвоста. Совершенно не похож на Ту-114!
22. Вид Ту-116 сбоку. Копия Ту-95!
23. Еще ракурс этого редкого мутанта.
24. Ту-116 и Ту-114 в едином строю. Теперь идем дальше!
25. За Ту-116 стоит трудяга и надежная рабочая лошадка Аэрофлота - Ил-18. Я на нем летал дважды, в 1970-е. В те времена он выполнял большую часть среднемагистральных рейсов по СССР. Он, конечно, не такой огромный, как Ту-114, но тоже с 4-мя двигателями.
26. Вид на Ил-18 спереди.
27. Вид на Ил-18 сбоку.
28. Прямо напротив Ту-114 стоит реактивный первенец Аэрофлота - Ту-104. Он вышел на линии в далеком 1956 году, от которого нас отделяет уже не полвека, а 65 лет (!). Сконструирован на базе бомбардировщика Ту-16, но со значительной переделкой.
29. Здесь стоит модификация Ту-104А. Рядом трап - видимо, летом проводятся экскурсии. Однако сейчас все закрыто и мороз -23.
30. Вместе с Ту-104 стоит и его младший брат Ту-124 - редкий лайнер, который эксплуатировался в Аэрофлоте сравнительно недолго. Потом в 1970-е его сменил Ту-134.
31. Ту-124 тоже с трапом. Да... интересно было бы посмотреть его салон!
32. Наконец, еще парочка ракурсов "императора" Ту-114. Строго сбоку, в профиль.
33. ...и со стороны крыла, на двигатели НК-12 - неплохо видно, как они закреплены на крыле.
PS. Однако это только первая часть про Ульяновский авиамузей.
Скоро будут вторая и третья, оставайтесь на линии!
Ульяновский авиамузей. Часть 3 (Ту-144 и остальное)
3-я часть обзора Ульяновского авиамузея. Сверхзвуковой пассажирский Ту-144 в деталях и ракурсах, Ил-86 и пара военных самолётов на десерт.
Ульяновский авиамузей. Часть 2 (от АНТ-4 до Ил-62)
Продолжаем рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, а теперь обозреем основной парк.