logo
0
читателей
Курилка Гутенберга | Наука в лекциях  Курилка Гутенберга - некоммерческий просветительский проект. Мы организуем бесплатные лекции о науке, публикуем интервью с учеными и исторические статьи о науке.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Курилка Гутенберга -  некоммерческий просветительский проект. Мы организуем бесплатные лекции о науке, записываем подкасты с учеными, продюсируем документальные фильмы, сериалы и анимацию.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Организаторам на чай и конфеты 100₽ месяц

Оформить подписку
Организаторам на завтрак 250₽ месяц

Оформить подписку
Организаторам на обед 500₽ месяц 5 100₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Курилка Гутенберга | Наука в лекциях

Оформить подписку
Организаторам на ужин 990₽ месяц 10 098₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Курилка Гутенберга | Наука в лекциях

Оформить подписку
Организаторам на здоровье 1 750₽ месяц 17 850₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Курилка Гутенберга | Наука в лекциях

Оформить подписку
Организаторам на счастье 5 000₽ месяц 51 000₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Курилка Гутенберга | Наука в лекциях

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 6+ мин
logo Курилка Гутенберга | Наука в лекциях

Невероятный самолет: ТУ-144

Немногие ‎знают,‏ ‎что ‎в ‎середине ‎прошлого ‎столетия‏ ‎СССР ‎участвовал‏ ‎не‏ ‎только ‎в ‎космической,‏ ‎но ‎и‏ ‎сверхзвуковой ‎гонке. ‎Правда, ‎соревновался‏ ‎он‏ ‎на ‎этот‏ ‎раз ‎не‏ ‎с ‎США, ‎а ‎с ‎Европой‏ ‎–‏ ‎и ‎победил.‏ ‎31 ‎декабря‏ ‎1968 ‎года ‎состоялся ‎первый ‎полет‏ ‎пассажирского‏ ‎самолета‏ ‎Ту-144, ‎произведенного‏ ‎на ‎Воронежском‏ ‎заводе ‎№64.‏ ‎Именно‏ ‎это ‎событие‏ ‎принесло ‎победу ‎Советскому ‎союзу ‎в‏ ‎битве ‎за‏ ‎сверхзвук,‏ ‎и ‎рекорды ‎по‏ ‎скорости ‎и‏ ‎высоте ‎полета ‎легендарного ‎воздушного‏ ‎судна‏ ‎не ‎были‏ ‎побиты ‎до‏ ‎сих ‎пор.

1

История ‎создания ‎Ту-144 ‎началась‏ ‎с‏ ‎освоения ‎Севера‏ ‎и ‎Дальнего‏ ‎востока. ‎До ‎его ‎создания ‎в‏ ‎конце‏ ‎50-х‏ ‎годов ‎для‏ ‎пассажирских ‎перевозок‏ ‎в ‎СССР‏ ‎использовался‏ ‎реактивный ‎пассажирский‏ ‎самолет ‎Ту-104, ‎на ‎котором ‎с‏ ‎двумя ‎остановками‏ ‎можно‏ ‎было ‎долететь ‎из‏ ‎Москвы ‎до‏ ‎Дальневосточного ‎региона ‎за ‎восемь‏ ‎часов.‏ ‎Несмотря ‎на‏ ‎то, ‎что‏ ‎Ту-104 ‎на ‎тот ‎момент ‎считался‏ ‎одним‏ ‎из ‎самых‏ ‎передовых ‎авиалайнеров‏ ‎в ‎мире, ‎было ‎понятно, ‎что‏ ‎СССР‏ ‎не‏ ‎удастся ‎долго‏ ‎удерживать ‎оставаться‏ ‎лидеров. ‎Советские‏ ‎специалисты‏ ‎знали, ‎что‏ ‎в ‎Европе ‎и ‎США ‎существуют‏ ‎проекты ‎сверхзвуковых‏ ‎пассажирских‏ ‎самолетов ‎– ‎их‏ ‎макеты ‎неоднократно‏ ‎показывались ‎на ‎международных ‎авиасалонах.

В‏ ‎1962‏ ‎году, ‎Великобритания‏ ‎и ‎Франция‏ ‎начали ‎работу ‎над ‎совместным ‎проектом,‏ ‎получившим‏ ‎название ‎Concorde.‏ ‎Впоследствии ‎именно‏ ‎«Конкорд» ‎станет ‎главным ‎соперником ‎отечественного‏ ‎Ту-144.‏ ‎Кроме‏ ‎того, ‎почти‏ ‎в ‎то‏ ‎же ‎время‏ ‎в‏ ‎США ‎развернулись‏ ‎собственные ‎работы ‎по ‎созданию ‎самолета‏ ‎Boeing ‎2707,‏ ‎который‏ ‎должен ‎был ‎перевозить‏ ‎300 ‎пассажиров‏ ‎со ‎скоростью ‎до ‎3‏ ‎тысяч‏ ‎километров ‎в‏ ‎час, ‎однако‏ ‎после ‎появления ‎«Боинга-747», ‎который ‎оказался‏ ‎вместительнее‏ ‎и ‎дешевле,‏ ‎проект ‎был‏ ‎заморожен.

В ‎июле ‎1963 ‎года ‎Никита‏ ‎Хрущев‏ ‎поставил‏ ‎задачу ‎создать‏ ‎пассажирский ‎сверхзвуковой‏ ‎самолет, ‎на‏ ‎котором‏ ‎до ‎Хабаровска‏ ‎можно ‎будет ‎долететь ‎за ‎3,5‏ ‎часа. ‎Он‏ ‎должен‏ ‎был ‎развивать ‎крейцеровскую‏ ‎скорость ‎полета‏ ‎2300-2700 ‎километров ‎в ‎час‏ ‎и‏ ‎способен ‎пролететь‏ ‎на ‎сверхзвуке‏ ‎4000-4500 ‎километров ‎с ‎80-100 ‎пассажирами‏ ‎на‏ ‎борту, ‎либо‏ ‎6000-6500 ‎километров‏ ‎с ‎50 ‎пассажирами ‎на ‎борту.

Разработку‏ ‎нового‏ ‎авиалайнера‏ ‎поручили ‎Конструкторскому‏ ‎бюро ‎Туполева,‏ ‎а ‎ответственным‏ ‎за‏ ‎его ‎создание‏ ‎был ‎назначен ‎Алексей ‎Андреевич ‎Туполев,‏ ‎сын ‎знаменитого‏ ‎конструктора‏ ‎Андрея ‎Туполева. ‎Перед‏ ‎советскими ‎специалистами‏ ‎стоял ‎план: ‎построить ‎к‏ ‎1967‏ ‎году ‎пять‏ ‎экземпляров. ‎Социализм‏ ‎должен ‎был ‎во ‎что ‎бы‏ ‎то‏ ‎ни ‎стало‏ ‎одержать ‎победу‏ ‎над ‎капитализмом.

Создание ‎сверхзвукового ‎пассажирского ‎авиалайнера‏ ‎стало‏ ‎одним‏ ‎из ‎приоритетных‏ ‎проектов ‎Министерства‏ ‎авиационной ‎промышленности.‏ ‎Однако‏ ‎путь ‎не‏ ‎был ‎простым. ‎Во ‎время ‎проектировки‏ ‎Ту-144 ‎специалисты‏ ‎были‏ ‎вынуждены ‎зайти ‎в‏ ‎ранее ‎неизведанную‏ ‎область, ‎где ‎они ‎столкнулись‏ ‎с‏ ‎вопросами, ‎на‏ ‎которые ‎не‏ ‎было ‎готового ‎ответа.

Поскольку ‎Ту-144 ‎должен‏ ‎был‏ ‎совершать ‎на‏ ‎сверхзвуковых ‎скоростях‏ ‎дальние ‎полеты, ‎это ‎отразилось ‎на‏ ‎его‏ ‎конструкции.‏ ‎Чтобы ‎добиться‏ ‎нужного ‎результата,‏ ‎инженеры ‎использовали‏ ‎самые‏ ‎передовые ‎научно-технические‏ ‎решения. ‎Планер ‎самолета ‎был ‎выполнен‏ ‎по ‎схеме‏ ‎«бесхвостка»‏ ‎– ‎у ‎него‏ ‎отсутствовали ‎плоскости‏ ‎управления ‎высотой, ‎что ‎позволило‏ ‎снизить‏ ‎массу ‎конструкции‏ ‎и ‎аэродина­мическое‏ ‎сопротивление. ‎Также ‎Ту-144 ‎имел ‎опускающуюся‏ ‎перед‏ ‎кабинкой ‎пилота‏ ‎носовую ‎часть‏ ‎фюзеляжа. ‎Она ‎обеспечивала ‎пилотам ‎более‏ ‎широкий‏ ‎обзор‏ ‎при ‎взлете‏ ‎и ‎посадке‏ ‎на ‎больших‏ ‎углах‏ ‎атаки, ‎что‏ ‎было ‎характерно ‎для ‎самолетов ‎подобной‏ ‎конструкции. ‎Впоследствии‏ ‎такая‏ ‎особенность ‎конструкции ‎Ту-144‏ ‎стала ‎его‏ ‎визитной ‎карточкой.

Специально ‎для ‎Ту-144‏ ‎в‏ ‎ОКБ ‎Николая‏ ‎Кузнецова ‎был‏ ‎разработан ‎двухконтурный ‎турбореактивный ‎двигатель ‎с‏ ‎форсажной‏ ‎камерой ‎НК-144.‏ ‎Также ‎при‏ ‎создании ‎воздушного ‎судна ‎использовалась ‎самые‏ ‎совершенные‏ ‎на‏ ‎тот ‎момент‏ ‎бортовые ‎приборы,‏ ‎благодаря ‎которым‏ ‎самолет‏ ‎мог ‎приземлиться‏ ‎в ‎автоматическом ‎режиме ‎в ‎любое‏ ‎время ‎суток.‏ ‎И‏ ‎даже ‎внешне ‎воздушное‏ ‎судно, ‎выполненное‏ ‎из ‎титана ‎и ‎алюминия,‏ ‎выглядело‏ ‎изящным, ‎словно‏ ‎подтверждая ‎знаменитый‏ ‎тезис ‎Туполева ‎«некрасивые ‎самолеты ‎не‏ ‎летают».

Советские‏ ‎власти ‎стремились‏ ‎во ‎что‏ ‎бы ‎то ‎ни ‎стало ‎обогнать‏ ‎соперников‏ ‎и‏ ‎не ‎могли‏ ‎допустить, ‎чтобы‏ ‎«Конкорд» ‎взлетел‏ ‎первым.‏ ‎Из-за ‎этого‏ ‎специалистам ‎приходилось ‎собирать ‎пассажирский ‎лайнер‏ ‎в ‎спешке‏ ‎и‏ ‎идти ‎на ‎риски.

Так,‏ ‎за ‎год‏ ‎до ‎первого ‎полета ‎транспортировка‏ ‎крыльев‏ ‎для ‎Ту-144‏ ‎могла ‎закончиться‏ ‎трагедией. ‎Дело ‎в ‎том, ‎что‏ ‎детали‏ ‎для ‎самолета‏ ‎производись ‎на‏ ‎Воронежском ‎заводе ‎№64, ‎а ‎позже‏ ‎отправлялись‏ ‎по‏ ‎речным ‎путям‏ ‎в ‎Жуковский,‏ ‎где ‎проходила‏ ‎сборка.‏ ‎Однако ‎зимой‏ ‎1967 ‎года ‎лед ‎на ‎реках‏ ‎встал ‎очень‏ ‎рано,‏ ‎и ‎транспортировка ‎оказалась‏ ‎попросту ‎невозможна.‏ ‎Чтобы ‎не ‎срывать ‎сроки,‏ ‎министр‏ ‎авиапрома ‎Петр‏ ‎Дементьев ‎пошел‏ ‎на ‎отчаянный ‎шаг. ‎Он ‎приказал‏ ‎провести‏ ‎сложнейшую ‎операцию‏ ‎по ‎доставке‏ ‎крыльев ‎с ‎помощью ‎вертолета-крана ‎Ми-10‏ ‎–‏ ‎несмотря‏ ‎на ‎то,‏ ‎что ‎расчеты‏ ‎показывали, ‎что‏ ‎теоретически‏ ‎это ‎невозможно.‏ ‎И ‎хотя ‎советские ‎летчики ‎справились‏ ‎с ‎заданием,‏ ‎оно‏ ‎вполне ‎могло ‎закончиться‏ ‎трагически.

31 декабря ‎1968‏ ‎года ‎советский ‎сверхзвуковой ‎самолет‏ ‎Ту-144‏ ‎совершил ‎свой‏ ‎первый ‎полет.‏ ‎Всего ‎в ‎воздухе ‎судно ‎пробыло‏ ‎38‏ ‎минут. ‎Европейский‏ ‎«Конкорд» ‎взлетел‏ ‎на ‎два ‎месяца ‎позже, ‎2‏ ‎марта‏ ‎1969‏ ‎года. ‎Правда,‏ ‎в ‎эксплуатации‏ ‎он ‎пробыл‏ ‎намного‏ ‎дольше, ‎чем‏ ‎отечественный ‎Ту-144.

Вплоть ‎до ‎1977 ‎года‏ ‎самолет ‎проходил‏ ‎многочисленные‏ ‎испытания, ‎а ‎также‏ ‎использовался ‎для‏ ‎доставки ‎грузов. ‎Единственным ‎пассажирским‏ ‎маршрутом‏ ‎стали ‎рейсы‏ ‎из ‎Москвы‏ ‎в ‎Алма-Ату ‎и ‎обратно, ‎но‏ ‎они‏ ‎выполнялись ‎лишь‏ ‎до ‎мая‏ ‎1978 ‎года. ‎Их ‎было ‎решено‏ ‎приостановить‏ ‎после‏ ‎катастрофы ‎под‏ ‎Егорьевском, ‎когда‏ ‎самолет ‎разбился‏ ‎во‏ ‎время ‎испытаний‏ ‎перед ‎передачей ‎в ‎эксплуатацию.

Французский ‎«Конкорд»‏ ‎же ‎был‏ ‎снят‏ ‎с ‎пассажирских ‎рейсов‏ ‎только ‎в‏ ‎2003 ‎году. ‎Причиной ‎стала‏ ‎катастрофа,‏ ‎произошедшая ‎над‏ ‎Парижем ‎тремя‏ ‎годами ‎ранее, ‎когда ‎у ‎авиалайнера‏ ‎загорелся‏ ‎двигатель ‎и‏ ‎он ‎рухнул‏ ‎на ‎здание ‎гостиницы.

Тем ‎не ‎менее,‏ ‎в‏ ‎1980-е‏ ‎годы ‎несколько‏ ‎уже ‎построенных‏ ‎Ту-144 ‎продолжали‏ ‎использоваться‏ ‎в ‎качестве‏ ‎летающих ‎лабораторий. ‎На ‎них ‎устанавливались‏ ‎мировые ‎рекорды‏ ‎скорости‏ ‎и ‎высоты ‎полета.

Автор:‏ ‎Кристина ‎Уласович

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-104

https://www.gazeta.ru/science/2018/12/31_a_12115153.shtml

https://rostec.ru/news/tu-144-operezhaya-zvuk-i-ves-mir/

http://www.vaso.ru/index.php/home/stranitsy-istorii/225-stranitsy-istorii

Читать: 1+ мин
logo Интересные истории

Тарковский без глянца

В ‎своем‏ ‎Дзен-канале ‎и ‎блоге ‎Инстаграм, ‎я‏ ‎создал ‎целую‏ ‎серию‏ ‎статей ‎под ‎общим‏ ‎названием ‎'Тарковский‏ ‎без ‎глянца". ‎


В ‎них,‏ ‎на‏ ‎основе ‎мемуаров‏ ‎тех, ‎кто‏ ‎работал ‎с ‎Гением ‎кино, ‎показано‏ ‎каким‏ ‎неоднозначно ‎иконописным‏ ‎был ‎Тарковский.‏ ‎А ‎именно ‎икону ‎сделали ‎из‏ ‎него‏ ‎электоральные‏ ‎СМИ ‎за‏ ‎последние ‎40‏ ‎лет. ‎К‏ ‎сожалению‏ ‎многие ‎продолжают‏ ‎верить ‎в ‎это. ‎Мои ‎статьи‏ ‎о ‎Тарковском‏ ‎призваны‏ ‎разуверить ‎тех, ‎кто‏ ‎хочет ‎разобраться‏ ‎в ‎феномене ‎"Андрей ‎Тарковский".‏ ‎К‏ ‎сожалению, ‎действительно‏ ‎большой ‎художник,‏ ‎не ‎являлся ‎примером ‎для ‎подражания‏ ‎в‏ ‎работе, ‎в‏ ‎общение ‎со‏ ‎специалистами, ‎коллегами, ‎а ‎так ‎же,‏ ‎в‏ ‎личной‏ ‎жизни. ‎Серию‏ ‎статей ‎я‏ ‎продолжу ‎здесь‏ ‎-‏ ‎на ‎http://sponsr.ru

Подписывайтесь‏ ‎на ‎меня. ‎Плата ‎за ‎6-8‏ ‎эксклюзивных ‎статей‏ ‎будет‏ ‎минимальной ‎- ‎500‏ ‎р/месяц. ‎В‏ ‎них ‎речь ‎будет ‎идти‏ ‎не‏ ‎только ‎о‏ ‎Тарковском, ‎но‏ ‎и ‎о ‎белых ‎пятнах ‎Культуры‏ ‎эпохи‏ ‎СССР. ‎Об‏ ‎этом ‎вам‏ ‎не ‎расскажут ‎на ‎ТВ ‎'Культура"‏ ‎или‏ ‎ОРТ.‏ ‎Подписывайтесь, ‎не‏ ‎пожалеете. ‎

Читать: 5+ мин
logo Angry Bonds неформат

«Физики», «лирики» и стадии глобального социально-экономического цикла.

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Читать: 21+ мин
logo Норин

Рыцари неба. Георгий Береговой

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Георгий Береговой прожил жизнь, которой хватило бы на троих. Он всегда стремился все выше, в конце концов добравшись до глубин Вселенной в возрасте, когда многие уже и не мечтают о полетах. Он заслужил две Золотых звезды Героя Советского Союза – одну за ратный труд, а другую - за подвиги в космосе. Он ничего не получил в подарок и сам произвел себя в исторические личности.

Слушать: 24+ мин
logo Diodand

Встреча советских снайперов с Уинстоном Черчиллем

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 10+ мин
logo Кочетов Алексей

Космонавт Юрий Гагарин и американские фейконафты

Доступно подписчикам уровня
«⚡Подписка»
Подписаться за 300₽ в месяц

Читать: 2+ мин
logo Angry Bonds неформат

Постижение империи - 3. Сравнительные жизнеописания Османской и Российской империй

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Слушать: 13+ мин
logo Diodand

Воспоминания "Ника Путина" О Любанской Наступательной Операции

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 39+ мин
logo Diodand

Гендзанский Десант Морпехов СССР. Август 45-го

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Смотреть: 18+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Дядя Стёпа — милиционер

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Мультфильм про Дядю Степу-милиционера — доблестного, приветливого и очень высокого защитника правопорядка. Экранизация одноименного стихотворения Сергея Михалкова.

Смотреть: 1 час 28+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Берегись автомобиля

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Скромный страховой агент и актер театра самодеятельности Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Он угоняет машины взяточников, продаёт их, а вырученные деньги перечисляет детским домам. Правда, для правосудия, представляемого актером того же театра, а в миру — следователем Подберёзовиковым, этот Робин Гуд представляется хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником.

Смотреть: 1 час 7+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Бабник - 2

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Двое молодых оболтусов из подрастающих бабников решили встретить Новый Год с приключениями. Это им удается, причем на пути юных повес встречаются все новые и новые колоритные фигуры...

Смотреть: 1 час 28+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Имитатор

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Молодой человек решает заняться бизнесом. Главный конек «начинающего делового человека» - великолепная способность имитировать чужие голоса. Прибавьте к этому телефонный аппарат и отличную коммуникабельность и... дело пошло!.

Смотреть: 2 час 49+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Свинарка и пастух

«Свина́рка ‎и‏ ‎пасту́х» ‎— ‎чёрно-белый ‎фильм ‎1941‏ ‎года, ‎музыкальная‏ ‎комедия‏ ‎Ивана ‎Пырьева, ‎за‏ ‎которую ‎режиссёр‏ ‎был ‎удостоен ‎Сталинской ‎премии‏ ‎второй‏ ‎степени ‎в‏ ‎1942 ‎году.

Цветной‏ ‎фильм.

Чёрно-белый ‎фильм.

Сюжет

Свинарку ‎Глашу ‎и ‎конюха‏ ‎Кузьму‏ ‎из ‎колхоза‏ ‎в ‎Вологодской‏ ‎области ‎посылают ‎на ‎сельскохозяйственную ‎выставку‏ ‎в‏ ‎Москву.‏ ‎Нагловатый ‎и‏ ‎самоуверенный ‎Кузьма‏ ‎пользуется ‎успехом‏ ‎у‏ ‎девушек, ‎ухаживает‏ ‎за ‎Глашей, ‎но ‎недалёк, ‎и‏ ‎думает ‎только‏ ‎о‏ ‎московских ‎магазинах. ‎Глаша‏ ‎по ‎наказу‏ ‎бабушки ‎старательно ‎изучает ‎опыт‏ ‎других‏ ‎свиноводов.

Случайно ‎на‏ ‎выставке ‎она‏ ‎встречает ‎дагестанского ‎пастуха ‎Мусаиба ‎из‏ ‎горного‏ ‎аула. ‎Они‏ ‎симпатизируют ‎друг‏ ‎другу ‎и ‎договариваются ‎снова ‎встретиться‏ ‎на‏ ‎ВСХВ‏ ‎через ‎год.

По‏ ‎возвращении ‎в‏ ‎колхоз ‎Глаша‏ ‎добивается‏ ‎постройки ‎нового‏ ‎свинарника, ‎ухаживает ‎за ‎свиньями, ‎изобретает‏ ‎кормилку ‎для‏ ‎поросят.

Кузьма‏ ‎только ‎ходит ‎по‏ ‎деревне ‎с‏ ‎гармонью ‎и ‎надоедает ‎Глаше.

Мусаиб‏ ‎с‏ ‎собакой ‎вступает‏ ‎в ‎схватку‏ ‎с ‎тремя ‎волками, ‎чтобы ‎защитить‏ ‎лучших‏ ‎овец ‎из‏ ‎отары.

Мусаиб ‎шлёт‏ ‎письма ‎Глаше. ‎Но ‎никто ‎не‏ ‎может‏ ‎их‏ ‎прочитать. ‎Кузьма‏ ‎вызывается ‎помочь‏ ‎и ‎даёт‏ ‎Глаше‏ ‎фальшивку, ‎в‏ ‎которой ‎написал, ‎что ‎Мусаиб ‎женился.‏ ‎Кузьма ‎утешает‏ ‎несчастную‏ ‎Глашу. ‎Их ‎свадьба‏ ‎назначена ‎на‏ ‎День ‎Петра ‎и ‎Павла.

На‏ ‎ВСХВ‏ ‎Мусаиб ‎узнаёт‏ ‎о ‎свадьбе‏ ‎Глаши ‎и ‎едет ‎в ‎её‏ ‎село.‏ ‎Он ‎успевает‏ ‎приехать ‎перед‏ ‎началом ‎свадьбы ‎и ‎объясняется ‎с‏ ‎Глашей.‏ ‎Та‏ ‎с ‎позором‏ ‎прогоняет ‎Кузьму.

Факты

Географически‏ ‎малозначительные ‎населённые‏ ‎пункты,‏ ‎в ‎которых‏ ‎разворачиваются ‎события ‎художественной ‎картины, ‎существуют‏ ‎и ‎по‏ ‎сей‏ ‎день.

Первая ‎значимая ‎роль‏ ‎в ‎кино‏ ‎Владимира ‎Зельдина. ‎В ‎этот‏ ‎фильм‏ ‎он ‎попал‏ ‎благодаря ‎случаю.‏ ‎На ‎роль ‎пастуха ‎с ‎Кавказа‏ ‎Мусаиба‏ ‎Гатуева ‎вместе‏ ‎с ‎Владимиром‏ ‎пробовалось ‎много ‎грузинских ‎артистов. ‎Пырьев‏ ‎никак‏ ‎не‏ ‎мог ‎выбрать.‏ ‎Тогда ‎он‏ ‎собрал ‎всех‏ ‎женщин‏ ‎съемочной ‎группы‏ ‎в ‎просмотровом ‎зале ‎и ‎показал‏ ‎все ‎пробы.‏ ‎И‏ ‎женщины ‎практически ‎единогласно‏ ‎выбрали ‎Зельдина.

В‏ ‎сценах ‎в ‎свинарнике ‎Марину‏ ‎Ладынину‏ ‎дублировала ‎будущая‏ ‎кавалер ‎ордена‏ ‎Ленина, ‎лауреат ‎Государственной ‎премии ‎СССР‏ ‎1976‏ ‎года ‎животновод‏ ‎подмосковного ‎совхоза‏ ‎«Талдом» ‎Александра ‎Нефёдовна ‎Лазикова ‎(1919–2012).

Экспедиция‏ ‎в‏ ‎Кабардино-Балкарии‏ ‎была ‎завершена‏ ‎22 ‎июня‏ ‎1941 ‎года.‏ ‎После‏ ‎начала ‎Великой‏ ‎Отечественной ‎войны ‎актёров ‎мобилизовали ‎и‏ ‎отправили ‎в‏ ‎танковую‏ ‎школу. ‎Однако ‎спустя‏ ‎некоторое ‎время‏ ‎всех ‎мужчин, ‎занятых ‎в‏ ‎фильме,‏ ‎по ‎приказу‏ ‎Сталина ‎вернули‏ ‎на ‎«Мосфильм». ‎Сцены ‎картины ‎снимали‏ ‎на‏ ‎Сельскохозяйственной ‎выставке‏ ‎в ‎две‏ ‎смены. ‎Часто ‎бывало, ‎что ‎во‏ ‎время‏ ‎съемок‏ ‎начинались ‎налеты‏ ‎немецкой ‎авиации,‏ ‎бомбежки, ‎выли‏ ‎сирены.‏ ‎Съемочная ‎группа‏ ‎уходила ‎в ‎бомбоубежище, ‎а ‎потом,‏ ‎после ‎бомбежки,‏ ‎возвращалась‏ ‎к ‎работе. ‎Съемки‏ ‎закончились ‎в‏ ‎эвакуации ‎в ‎Алма-Ате.

Мировая ‎премьера‏ ‎фильма‏ ‎состоялась ‎6‏ ‎июня ‎1944‏ ‎года.

В ‎США ‎фильм ‎шёл ‎под‏ ‎названием‏ ‎«They ‎Met‏ ‎in ‎Moscow»‏ ‎(«Они ‎встретились ‎в ‎Москве»).

По ‎ТВ‏ ‎и‏ ‎сегодня‏ ‎показывают ‎фильм‏ ‎с ‎купюрами,‏ ‎сделанными ‎как‏ ‎в‏ ‎ходе ‎борьбы‏ ‎с ‎атрибутами ‎культа ‎личности ‎Сталина‏ ‎в ‎1960-х‏ ‎гг.‏ ‎— ‎из ‎начальных‏ ‎титров ‎изъяты‏ ‎упоминания ‎о ‎режиссёре ‎Пырьеве,‏ ‎поскольку‏ ‎к ‎его‏ ‎имени ‎в‏ ‎титрах ‎была ‎прибавлена ‎фраза ‎«Сталинский‏ ‎орденоносец»,‏ ‎нет ‎кадров‏ ‎со ‎статуей‏ ‎Сталина ‎на ‎ВДНХ ‎и ‎последующего‏ ‎эпизода‏ ‎с‏ ‎Глашей ‎на‏ ‎её ‎фоне,‏ ‎так ‎и‏ ‎в‏ ‎ходе ‎первой‏ ‎волны ‎послесталинской ‎адаптации ‎произведений ‎культуры‏ ‎к ‎новым‏ ‎реалиям‏ ‎— ‎в ‎частности,‏ ‎коррекции ‎внутренней‏ ‎межнациональной ‎политики, ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎в ‎отношении‏ ‎роли ‎русской‏ ‎национальной ‎культуры. ‎Так, ‎в ‎1954‏ ‎г.‏ ‎при ‎перемонтаже‏ ‎из ‎картины‏ ‎убрали ‎ряд ‎фраз ‎персонажей ‎и‏ ‎фрагментов‏ ‎фильма‏ ‎с ‎некоторыми‏ ‎песнями ‎главных‏ ‎героев[8], ‎похожий‏ ‎перемонтаж‏ ‎постиг ‎и‏ ‎многие ‎другие ‎фильмы, ‎например, ‎«Сказание‏ ‎о ‎земле‏ ‎Сибирской»,‏ ‎укороченное ‎при ‎перемонтаже‏ ‎в ‎1954‏ ‎г. ‎более ‎чем ‎на‏ ‎10‏ ‎мин. ‎Относительно‏ ‎полная ‎версия‏ ‎картины ‎была ‎выпущена ‎на ‎видеокассете‏ ‎киновидеообъединения‏ ‎«Крупный ‎план»‏ ‎в ‎серии‏ ‎«Киноклассика ‎России». ‎Полная ‎версия ‎фильма‏ ‎имеет‏ ‎длительность‏ ‎92 ‎мин,‏ ‎в ‎таком‏ ‎виде ‎дублированная‏ ‎картина‏ ‎демонстрировалась ‎в‏ ‎центральных ‎кинотеатрах ‎послевоенного ‎Берлина ‎в‏ ‎Германии ‎в‏ ‎1946‏ ‎г.

Существует ‎легенда, ‎основанная‏ ‎на ‎воспоминаниях‏ ‎Ярослава ‎Голованова, ‎что ‎этот‏ ‎фильм‏ ‎шёл ‎по‏ ‎Центральному ‎телевидению‏ ‎СССР ‎в ‎момент ‎первого ‎выхода‏ ‎на‏ ‎поверхность ‎Луны‏ ‎экипажа ‎корабля‏ ‎Аполлон-11, ‎когда ‎более ‎чем ‎1‏ ‎млрд‏ ‎человек‏ ‎в ‎остальном‏ ‎мире ‎смотрели‏ ‎прямую ‎трансляцию‏ ‎с‏ ‎Луны. ‎Однако‏ ‎в ‎этот ‎момент, ‎6 ‎часов‏ ‎утра ‎по‏ ‎московскому‏ ‎времени, ‎Центральное ‎телевидение‏ ‎СССР ‎вообще‏ ‎не ‎вело ‎передач ‎—‏ ‎в‏ ‎1969 ‎году‏ ‎передачи ‎ЦТ‏ ‎начинались ‎только ‎в ‎8 ‎утра.

Спустя‏ ‎много‏ ‎лет, ‎Владимир‏ ‎Зельдин ‎исполнил‏ ‎роль ‎постаревшего ‎Мусаиба ‎в ‎фильмах‏ ‎«Парк‏ ‎советского‏ ‎периода» ‎и‏ ‎«Убежать, ‎догнать,‏ ‎влюбиться».

Читать: 2+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Его звали Роберт

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Молодой ученый создает биохимическую модель человека. Роботу «РБ-235», точной копии своего создателя, дали возможность выйти за пределы института и пожить по-человечески

Смотреть: 1 час 44+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Действуй, Маня!

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Для борьбы с мафией ученый - биолог и молодой талантливый программист создают робота - супермена. В расчеты одного из создателей неожиданную поправку вносят эротические фантазии: супермен получился точной копией фотомодели с рекламного плаката.

Читать: 7+ мин
logo Angry Bonds неформат

Многослойность политической системы и структурная матрица

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 250₽ в месяц

Смотреть: 1 час 17+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Неуловимые мстители

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Бывший гимназист Валерка, веселый отчаянный Яшка-цыган, оставшиеся сиротами Данька и его сестренка Ксанка дали клятву внедриться в отряд к атаману Бурнашу и отомстить ему и его банде за смерть отца Даньки. Под видом сына старого друга атамана Данька проникает в отряд Бурнаша. Однако бандиты сумели узнать об этом. Даньку ждет казнь, но друзья на то и друзья, чтобы не бросить своего товарища в беде.

Смотреть: 1 час 14+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Два бойца

«Два ‎бойца»‏ ‎— ‎художественный ‎фильм, ‎снятый ‎режиссёром‏ ‎Леонидом ‎Луковым‏ ‎в‏ ‎Ташкенте ‎в ‎условиях‏ ‎эвакуации, ‎во‏ ‎время ‎Великой ‎Отечественной ‎войны,‏ ‎в‏ ‎1943 ‎году.‏ ‎В ‎1963‏ ‎году ‎киностудией ‎имени ‎М. ‎Горького‏ ‎сделана‏ ‎«новая ‎редакция»‏ ‎фильма. ‎Снят‏ ‎по ‎повести ‎Льва ‎Славина ‎«Мои‏ ‎земляки»,‏ ‎рассказывающий‏ ‎о ‎нерушимой‏ ‎фронтовой ‎дружбе‏ ‎двух ‎советских‏ ‎бойцов‏ ‎в ‎годы‏ ‎Великой ‎Отечественной ‎войны.

Сюжет

1941 год. ‎Это ‎был‏ ‎год ‎тяжёлых‏ ‎и‏ ‎напряжённых ‎боёв ‎на‏ ‎Ленинградском ‎фронте.‏ ‎Крепкая ‎товарищеская ‎спайка ‎помогала‏ ‎бойцам‏ ‎в ‎трудные‏ ‎минуты ‎ожесточённых‏ ‎сражений. ‎Глубокая ‎боевая ‎дружба ‎соединила‏ ‎и‏ ‎пулемётчика ‎Аркадия‏ ‎Дзюбина, ‎сварщика‏ ‎из ‎Одессы, ‎с ‎уральским ‎сталеваром‏ ‎Сашей‏ ‎Свинцовым.‏ ‎Но ‎однажды‏ ‎друзья ‎серьёзно‏ ‎поссорились: ‎получив‏ ‎очередной‏ ‎однодневный ‎отпуск,‏ ‎они ‎гуляли ‎по ‎Ленинграду. ‎Немного‏ ‎смущаясь, ‎Саша‏ ‎признался‏ ‎своему ‎другу, ‎что‏ ‎в ‎городе‏ ‎у ‎него ‎есть ‎знакомая‏ ‎девушка‏ ‎Тася, ‎которая‏ ‎приглашала ‎его‏ ‎к ‎себе ‎в ‎гости. ‎Весь‏ ‎вечер,‏ ‎пока ‎друзья‏ ‎были ‎в‏ ‎гостях ‎у ‎Таси, ‎Аркадий ‎не‏ ‎замолкал‏ ‎ни‏ ‎на ‎минуту.‏ ‎Он ‎рассказывал‏ ‎смешные ‎истории,‏ ‎шутил‏ ‎и ‎пел,‏ ‎а ‎Саша ‎просидел ‎всё ‎время‏ ‎молча.

Когда ‎Аркадий‏ ‎и‏ ‎Саша ‎вернулись ‎поздно‏ ‎вечером ‎в‏ ‎свою ‎воинскую ‎часть, ‎оказалось,‏ ‎что‏ ‎за ‎время‏ ‎их ‎отсутствия‏ ‎был ‎тяжёлый ‎бой, ‎а ‎многие‏ ‎из‏ ‎однополчан ‎погибли.‏ ‎Чтобы ‎поднять‏ ‎настроение ‎бойцов, ‎Аркадий ‎с ‎присущим‏ ‎ему‏ ‎остроумием‏ ‎рассказывает ‎товарищам‏ ‎историю ‎«несчастной»‏ ‎Сашиной ‎любви.‏ ‎Свинцов‏ ‎глубоко ‎обижен‏ ‎шуткой ‎друга, ‎и ‎они ‎ссорятся,‏ ‎но ‎эта‏ ‎ссора‏ ‎разлучает ‎друзей ‎ненадолго.‏ ‎Закипает ‎жаркий‏ ‎бой, ‎и ‎Дзюбин ‎защищает‏ ‎ДОТ‏ ‎от ‎атакующего‏ ‎противника.

Боец ‎выполняет‏ ‎задание, ‎но ‎при ‎этом ‎его‏ ‎тяжело‏ ‎ранят. ‎Рискуя‏ ‎жизнью, ‎Саша‏ ‎выносит ‎раненого ‎друга ‎с ‎поля‏ ‎боя.

Публикации‏ ‎о‏ ‎фильме

Режиссёр ‎Леонид‏ ‎Луков, ‎которого‏ ‎мы ‎знаем‏ ‎по‏ ‎его ‎прежним‏ ‎работам ‎и ‎особенно ‎по ‎талантливо‏ ‎сделанной ‎«Большой‏ ‎жизни»,‏ ‎и ‎на ‎этот‏ ‎раз ‎создал‏ ‎свежую ‎и ‎по-новому ‎интересную‏ ‎картину.‏ ‎Весь ‎фильм‏ ‎пронизан ‎светлым‏ ‎юмором, ‎и ‎даже ‎в ‎«грустных»‏ ‎сценах‏ ‎«огонёк ‎юмора»‏ ‎освещает ‎события‏ ‎ласковым ‎приятным ‎светом.

— Григорий ‎Александров. ‎«Два‏ ‎бойца».‏ ‎«Труд»,‏ ‎21 ‎сентября‏ ‎1943 ‎года.

Можно‏ ‎не ‎сомневаться,‏ ‎что‏ ‎фильм ‎будет‏ ‎тепло ‎встречен ‎зрителем. ‎В ‎картине‏ ‎имеются ‎отдельные‏ ‎недостатки‏ ‎— ‎боевые ‎эпизоды‏ ‎сняты ‎авторами‏ ‎несколько ‎наивно. ‎Немцы, ‎например,‏ ‎наступают‏ ‎в ‎фильме‏ ‎густой ‎толпой‏ ‎и ‎покорно ‎падают ‎всем ‎подразделением‏ ‎от‏ ‎первой ‎очереди‏ ‎советского ‎пулемёта.‏ ‎Но, ‎по-моему, ‎в ‎данном ‎случае‏ ‎удача‏ ‎основного‏ ‎поэтического ‎замысла‏ ‎далеко ‎перекрывает‏ ‎значение ‎отдельных‏ ‎недочётов.

Сюжет‏ ‎картины ‎чрезвычайно‏ ‎прост. ‎Два ‎бойца ‎— ‎один‏ ‎кузнец ‎с‏ ‎Урала‏ ‎(актёр ‎Б. ‎Андреев),‏ ‎другой ‎—‏ ‎сварщик ‎из ‎Одессы ‎(актёр‏ ‎М.‏ ‎Бернес) ‎—‏ ‎соединены ‎дружбой,‏ ‎чудесной, ‎глубокой, ‎нежной ‎и ‎преданной,‏ ‎такой,‏ ‎какая ‎часто‏ ‎возникает ‎между‏ ‎хорошими ‎людьми ‎в ‎тяжёлой ‎военной‏ ‎обстановке.‏ ‎Эта‏ ‎дружба ‎чиста,‏ ‎лишена ‎какого‏ ‎бы ‎то‏ ‎ни‏ ‎было ‎расчёта‏ ‎и ‎полна ‎естественного ‎оптимизма. ‎Она‏ ‎напоминает ‎дружбу‏ ‎юношей-школьников,‏ ‎стихийно ‎верящих ‎в‏ ‎себя ‎и‏ ‎друг ‎в ‎друга ‎и‏ ‎в‏ ‎свою ‎будущую‏ ‎счастливую ‎жизнь.‏ ‎Уже ‎этот ‎органический, ‎глубокий ‎оптимизм,‏ ‎расцветающий‏ ‎в ‎тяжёлом‏ ‎военном ‎труде,‏ ‎по-моему, ‎составляет ‎первую ‎прекраснейшую ‎удачу‏ ‎картины.

— Всеволод‏ ‎Пудовкин.‏ ‎«Правда», ‎6‏ ‎октября ‎1943‏ ‎года.

Успех ‎фильма‏ ‎в‏ ‎значительной ‎степени‏ ‎основан ‎также ‎на ‎хорошей ‎игре‏ ‎актеров. ‎Они‏ ‎избежали‏ ‎опасностей, ‎подстерегавших ‎их‏ ‎в ‎сценарии.‏ ‎М. ‎Бернес, ‎исполняющий ‎роль‏ ‎Дзюбина,‏ ‎мог ‎чрезмерно‏ ‎увлечься ‎одесскими‏ ‎шуточками. ‎Этого ‎не ‎произошло ‎благодаря‏ ‎счастливому‏ ‎чувству ‎меры‏ ‎артиста. ‎Его‏ ‎Дзюбин ‎весельчак, ‎балагур, ‎песенник. ‎Но‏ ‎это‏ ‎в‏ ‎нем ‎не‏ ‎главное. ‎Он‏ ‎умеет ‎чувствовать,‏ ‎он‏ ‎по-настояшему ‎чуток‏ ‎и ‎глубоко ‎человечен. ‎То ‎же‏ ‎самое ‎и‏ ‎с‏ ‎Сашей ‎Свинцовым, ‎которого‏ ‎отлично, ‎сыграл‏ ‎арт. ‎Б. ‎Андреев. ‎Простодушие‏ ‎и‏ ‎милая ‎медлительность‏ ‎кузнеца ‎не‏ ‎стали ‎поводом ‎для ‎актерского ‎самолюбования.‏ ‎Наоборот,‏ ‎Андреев ‎сдержан‏ ‎и ‎скуп.‏ ‎Его ‎Саша ‎обаятелен ‎своей ‎внутренней‏ ‎непорочностью,‏ ‎душевным‏ ‎целомудрием. ‎Он‏ ‎по-настоящему ‎храбр,‏ ‎по-настоящему ‎самоотвержен.‏ ‎Бледнее‏ ‎дан ‎образ‏ ‎Таси ‎артисткой ‎В. ‎Шершневой.

— Савва ‎Голованивский.‏ ‎«Фронтовая ‎дружба».‏ ‎«Красная‏ ‎звезда», ‎6 ‎октября‏ ‎1943 ‎года.

Песни

Песни‏ ‎«Тёмная ‎ночь» ‎и ‎«Шаланды,‏ ‎полные‏ ‎кефали» ‎(музыка‏ ‎Никиты ‎Богословского,‏ ‎стихи ‎Владимира ‎Агатова), ‎исполненные ‎в‏ ‎фильме‏ ‎Марком ‎Бернесом,‏ ‎приобрели ‎широкую‏ ‎популярность.

Смотреть: 1 час 39 мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Волга-Волга

«Во́лга-Во́лга» ‎—‏ ‎советская ‎музыкальная ‎комедия ‎режиссёра ‎Григория‏ ‎Александрова, ‎премьера‏ ‎которой‏ ‎состоялась ‎24 ‎апреля‏ ‎1938 ‎года.

Сюжет

События‏ ‎фильма ‎разворачиваются ‎вокруг ‎двух‏ ‎групп‏ ‎самодеятельных ‎артистов‏ ‎из ‎вымышленного‏ ‎провинциального ‎городка ‎Мелководска, ‎расположенного ‎где-то‏ ‎на‏ ‎Урале, ‎около‏ ‎реки ‎Чусовой,‏ ‎которые ‎направляются ‎в ‎Москву ‎на‏ ‎конкурс‏ ‎художественной‏ ‎самодеятельности ‎под‏ ‎названием ‎«Московская‏ ‎музыкальная ‎олимпиада».‏ ‎Большинство‏ ‎сцен ‎фильма‏ ‎происходит ‎на ‎трех ‎судах, ‎плывущих‏ ‎по ‎Волге:‏ ‎колёсном‏ ‎пароходе ‎«Севрюга», ‎парусно-вёсельном‏ ‎судне ‎«Лесоруб»‏ ‎и ‎позже ‎– ‎теплоходе‏ ‎«Иосиф‏ ‎Сталин».

Главные ‎герои‏ ‎фильма: ‎письмоносица‏ ‎по ‎прозвищу ‎Стрелка ‎из ‎самодеятельного‏ ‎ансамбля,‏ ‎исполняющего ‎народную‏ ‎музыку, ‎и‏ ‎Алексей ‎Трубышкин, ‎руководитель ‎симфонического ‎оркестра,‏ ‎играющего‏ ‎классическую‏ ‎музыку. ‎Они‏ ‎являются ‎влюбленной‏ ‎парой, ‎но‏ ‎индивидуализм‏ ‎и ‎гордость‏ ‎в ‎них, ‎кажется, ‎сильней, ‎чем‏ ‎романтические ‎чувства.‏ ‎Во‏ ‎время ‎беседы ‎на‏ ‎сломавшемся ‎посреди‏ ‎реки ‎пароме ‎Алексей ‎хвалится‏ ‎Стрелке‏ ‎своей ‎игрой‏ ‎на ‎трубе,‏ ‎а ‎Стрелка ‎исполняет ‎песню, ‎которую‏ ‎якобы‏ ‎сочинила ‎ее‏ ‎подруга, ‎некая‏ ‎«письмоносица ‎Дуня», ‎и ‎просит ‎его‏ ‎оценить‏ ‎эту‏ ‎песню. ‎Песня‏ ‎не ‎нравится‏ ‎Алексею, ‎они‏ ‎ссорятся,‏ ‎обвиняя ‎друг‏ ‎друга ‎в ‎бездарности.

На ‎берег ‎прибывает‏ ‎начальник ‎управления‏ ‎мелкой‏ ‎кустарной ‎промышленности ‎города‏ ‎Мелководска, ‎Иван‏ ‎Иванович ‎Бывалов, ‎бюрократ ‎и‏ ‎карьерист,‏ ‎мечтающий ‎о‏ ‎службе ‎в‏ ‎Москве, ‎для ‎которого ‎Стрелка ‎везла‏ ‎телеграму-молнию.‏ ‎Телеграмму ‎приходится‏ ‎зачитать ‎криком‏ ‎прямо ‎с ‎парома ‎посреди ‎реки.‏ ‎Но‏ ‎вместо‏ ‎ожидаемого ‎повышения‏ ‎и ‎перевода‏ ‎в ‎Москву‏ ‎в‏ ‎телеграмме ‎было‏ ‎приглашение ‎на ‎Музыкальную ‎олимпиаду, ‎проходящую‏ ‎в ‎Москве.‏ ‎Разочарованный‏ ‎Бывалов ‎уверен ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎в ‎захолустном ‎Мелководске ‎нет‏ ‎талантов,‏ ‎которые ‎могли‏ ‎бы ‎достойно‏ ‎выступить ‎на ‎конкурсе ‎такого ‎высокого‏ ‎уровня,‏ ‎поэтому ‎отвечает‏ ‎отказом. ‎Однако‏ ‎Стрелка ‎наотрез ‎отказывается ‎посылать ‎ответную‏ ‎телеграмму,‏ ‎настаивая,‏ ‎что ‎талантов‏ ‎в ‎городке‏ ‎с ‎избытком.

После‏ ‎этого‏ ‎она ‎подговаривает‏ ‎самодеятельных ‎артистов ‎города ‎показать ‎Бывалову‏ ‎свои ‎таланты.‏ ‎Из-за‏ ‎каждого ‎угла ‎на‏ ‎него ‎выскакивают‏ ‎танцоры, ‎гармонисты ‎или ‎ложкари,‏ ‎на‏ ‎площади ‎его‏ ‎оглушил ‎оркестр‏ ‎Трубышкина. ‎Даже ‎милиционер, ‎к ‎которому‏ ‎обратился‏ ‎за ‎помощью‏ ‎Бывалов, ‎вместо‏ ‎обычного ‎свиста ‎начал ‎извлекать ‎из‏ ‎своего‏ ‎свистка‏ ‎соловьиные ‎трели.

Алексею‏ ‎удаётся ‎найти‏ ‎правильный ‎подход‏ ‎к‏ ‎Бывалову, ‎предложив‏ ‎тому ‎отправить ‎своих ‎музыкантов ‎под‏ ‎его ‎«чутким‏ ‎руководством»‏ ‎на ‎спешно ‎починенном‏ ‎ветхом ‎пароходе‏ ‎«Севрюга». ‎Артистов ‎из ‎коллектива‏ ‎Стрелки‏ ‎на ‎него‏ ‎не ‎пускают.‏ ‎Но ‎Стрелка, ‎не ‎желая ‎уступать‏ ‎первенство‏ ‎Алексею, ‎вместе‏ ‎со ‎своим‏ ‎коллективом ‎отправляется ‎в ‎столицу, ‎чтобы‏ ‎представить‏ ‎песню‏ ‎о ‎Волге‏ ‎(которую ‎она‏ ‎написала ‎сама,‏ ‎но‏ ‎всем ‎сказала,‏ ‎что ‎это ‎«песня ‎Дуни»), ‎в‏ ‎обход: ‎пешком‏ ‎по‏ ‎болотам ‎с ‎проводником,‏ ‎потом ‎сплавляются‏ ‎на ‎плотах, ‎а ‎затем‏ ‎—‏ ‎на ‎старинном‏ ‎парусном ‎судне‏ ‎"Лесоруб". ‎Парусник ‎нагоняет ‎разваливающийся ‎на‏ ‎ходу‏ ‎пароход ‎Бывалова,‏ ‎после ‎чего‏ ‎оба ‎судна ‎садятся ‎на ‎мель‏ ‎по‏ ‎вине‏ ‎самонадеянного ‎лоцмана.

В‏ ‎дороге ‎Стрелка‏ ‎вместе ‎со‏ ‎своими‏ ‎друзьями ‎разучивает‏ ‎песню ‎о ‎Волге. ‎Руководители ‎ансамблей‏ ‎нечаянно ‎меняются‏ ‎местами,‏ ‎и ‎оба ‎коллектива‏ ‎принимают ‎решение:‏ ‎совместно ‎исполнять ‎на ‎Олимпиаде‏ ‎песню‏ ‎Стрелки ‎о‏ ‎Волге. ‎Музыканты‏ ‎симфонического ‎оркестра ‎записывают ‎мелодию ‎на‏ ‎именных‏ ‎листках ‎Бывалова,‏ ‎но ‎во‏ ‎время ‎шторма ‎ветер ‎разносит ‎листки‏ ‎по‏ ‎реке,‏ ‎и ‎песня‏ ‎уходит ‎в‏ ‎народ, ‎немедленно‏ ‎получая‏ ‎оглушительную ‎популярность.

Прибыв‏ ‎в ‎Москву ‎позже ‎своей ‎славы,‏ ‎коллектив ‎слышит‏ ‎отовсюду‏ ‎песню, ‎которую ‎готовили‏ ‎на ‎конкурс,‏ ‎и ‎понимает, ‎что ‎выступать‏ ‎теперь‏ ‎не ‎с‏ ‎чем. ‎Стрелку‏ ‎товарищи ‎обвиняют ‎в ‎плагиате. ‎В‏ ‎Москве‏ ‎из-за ‎именных‏ ‎листов ‎Бывалова‏ ‎считают ‎автором ‎песни, ‎однако ‎он,‏ ‎будучи‏ ‎обделён‏ ‎любыми ‎талантами,‏ ‎вынужден ‎во‏ ‎всём ‎признаться‏ ‎и‏ ‎организовать ‎поиски‏ ‎Дуни, ‎так ‎как ‎все ‎считают,‏ ‎что ‎это‏ ‎она‏ ‎является ‎автором. ‎На‏ ‎Олимпиаду ‎привозят‏ ‎всех ‎Дунь ‎из ‎Мелководска.‏ ‎Все‏ ‎они ‎показывают‏ ‎свои ‎таланты:‏ ‎поют ‎и ‎пляшут, ‎но ‎автора‏ ‎среди‏ ‎них ‎нет.‏ ‎Затем ‎Стрелка‏ ‎мирится ‎с ‎Алексеем, ‎признаётся ‎в‏ ‎авторстве‏ ‎песни‏ ‎и ‎получает‏ ‎заслуженную ‎награду‏ ‎на ‎Олимпиаде.

Предыстория

Фильм‏ ‎«Волга-Волга»,‏ ‎работа ‎над‏ ‎которым ‎велась ‎создателями ‎более ‎4‏ ‎лет, ‎является‏ ‎«эпическим»‏ ‎полотном ‎о ‎жизни‏ ‎и ‎достижениях‏ ‎СССР ‎второй ‎половины ‎1930-х‏ ‎годов,‏ ‎в ‎частности‏ ‎только ‎что‏ ‎открытого ‎канала ‎Волга ‎— ‎Москва,‏ ‎своего‏ ‎рода ‎киносимволом‏ ‎той ‎эпохи.‏ ‎Комедия ‎«Волга-Волга» ‎была ‎любимым ‎фильмом‏ ‎И.‏ ‎В.‏ ‎Сталина.

Поводом ‎для‏ ‎создания ‎сценария‏ ‎фильма ‎послужила‏ ‎история,‏ ‎которая ‎произошла‏ ‎с ‎Григорием ‎Александровым, ‎когда ‎он‏ ‎работал ‎над‏ ‎своей‏ ‎первой ‎самостоятельной ‎картиной‏ ‎«Весёлые ‎ребята».‏ ‎В ‎то ‎время, ‎в‏ ‎середине‏ ‎1930-х ‎годов‏ ‎в ‎СССР‏ ‎проводилось ‎большое ‎количество ‎конкурсов, ‎творческих‏ ‎слётов,‏ ‎Олимпиад ‎и‏ ‎других ‎подобных‏ ‎мероприятий.

На ‎одном ‎из ‎таких ‎смотров‏ ‎художественной‏ ‎самодеятельности‏ ‎режиссёр ‎познакомился‏ ‎с ‎талантливой‏ ‎деревенской ‎девушкой,‏ ‎которую‏ ‎её ‎начальство,‏ ‎несмотря ‎ни ‎на ‎какие ‎уговоры,‏ ‎не ‎отпускало‏ ‎в‏ ‎столицу ‎для ‎участия‏ ‎в ‎съёмках.‏ ‎Этот ‎случай ‎запомнился ‎Александрову,‏ ‎и‏ ‎он ‎решил‏ ‎отразить ‎его‏ ‎в ‎своей ‎ленте, ‎чтобы ‎высмеять‏ ‎бюрократов,‏ ‎мешающих ‎своим‏ ‎подчинённым ‎реализовать‏ ‎свой ‎творческий ‎потенциал, ‎и ‎вскоре‏ ‎воплотил‏ ‎свой‏ ‎замысел ‎в‏ ‎жизнь. ‎В‏ ‎своих ‎мемуарах‏ ‎режиссёр‏ ‎писал:

В ‎то‏ ‎время ‎появился ‎лозунг ‎«Биться ‎за‏ ‎самодеятельность». ‎Самодеятельному‏ ‎творчеству‏ ‎масс ‎уделялось ‎большое‏ ‎внимание. ‎А‏ ‎многие ‎не ‎понимали ‎его‏ ‎значения‏ ‎как ‎формы‏ ‎общественной ‎деятельности,‏ ‎как ‎одного ‎из ‎путей ‎направления‏ ‎энергии‏ ‎и ‎инициативы‏ ‎народа ‎в‏ ‎творческое ‎русло. ‎Главным ‎препятствием ‎на‏ ‎пути‏ ‎самодеятельности,‏ ‎как ‎указывалось,‏ ‎был ‎бюрократизм.

Перед‏ ‎тем ‎как‏ ‎приступить‏ ‎к ‎съемкам‏ ‎фильма ‎«Волга-Волга», ‎творческая ‎группа ‎создателей‏ ‎фильма ‎на‏ ‎паровой‏ ‎яхте ‎«Свияга» ‎совершила‏ ‎путешествие ‎по‏ ‎Москве-реке, ‎Оке, ‎Волге, ‎Каме,‏ ‎Белой‏ ‎и ‎Чусовой.‏ ‎Они ‎приставали‏ ‎у ‎многих ‎городов ‎и ‎сел,‏ ‎бросали‏ ‎якорь ‎и‏ ‎в ‎безлюдных‏ ‎местах, ‎где ‎знакомились ‎с ‎самодеятельностью‏ ‎городов,‏ ‎сел‏ ‎и ‎деревень,‏ ‎выбирали ‎места‏ ‎для ‎будущих‏ ‎съемок.‏ ‎Были ‎в‏ ‎Чебоксарах, ‎где ‎с ‎композитором ‎Дунаевским‏ ‎на ‎волжском‏ ‎берегу‏ ‎обсуждали ‎вопросы ‎будущей‏ ‎картины. ‎

Съёмки

Фильм‏ ‎снимался ‎летом ‎1937 ‎года‏ ‎в‏ ‎различных ‎местах:

Москва;

Камышин‏ ‎Сталинградской ‎области‏ ‎(там ‎снимался ‎Мелководск);

Горький;

Сарапул;

поселок ‎Камское ‎Устье;

верховья‏ ‎реки‏ ‎Чусовой;

Волга ‎в‏ ‎районе ‎Жигулей;

Московское‏ ‎море;

только ‎что ‎открытый ‎канал ‎Москва‏ ‎—‏ ‎Волга;

Химкинское‏ ‎водохранилище.

Для ‎фильма‏ ‎пароход ‎«Севрюга»‏ ‎строился ‎в‏ ‎Красных‏ ‎Баках, ‎ныне‏ ‎рабочий ‎посёлок ‎Нижегородской ‎области. ‎Фотография‏ ‎строительства ‎парохода‏ ‎находится‏ ‎в ‎Краснобаковском ‎краеведческом‏ ‎музее. ‎По‏ ‎свидетельству ‎Любови ‎Орловой, ‎название‏ ‎фильма‏ ‎было ‎взято‏ ‎из ‎русской‏ ‎народной ‎песни ‎«Из-за ‎острова ‎на‏ ‎стрежень»,‏ ‎которую ‎напевал‏ ‎Григорий ‎Александров,‏ ‎катаясь ‎на ‎лодке ‎вместе ‎с‏ ‎Чарли‏ ‎Чаплином‏ ‎в ‎бухте‏ ‎Сан-Франциско.

Чаплин ‎в‏ ‎шутку ‎предложил‏ ‎режиссёру‏ ‎назвать ‎свой‏ ‎новый ‎фильм ‎«Волга-Волга». ‎К ‎этому‏ ‎предложению ‎Александров‏ ‎отнёсся‏ ‎серьёзно ‎и ‎действительно‏ ‎так ‎и‏ ‎назвал ‎свой ‎новый ‎фильм.‏ ‎Сценарист‏ ‎фильма ‎Николай‏ ‎Эрдман ‎незадолго‏ ‎до ‎начала ‎работы ‎над ‎сценарием‏ ‎вернулся‏ ‎из ‎политической‏ ‎ссылки. ‎Так‏ ‎как ‎он ‎не ‎имел ‎права‏ ‎жить‏ ‎в‏ ‎крупных ‎городах,‏ ‎то ‎поселился‏ ‎в ‎Калинине,‏ ‎куда‏ ‎Александров ‎приезжал‏ ‎к ‎нему ‎для ‎работы ‎над‏ ‎сценарием.

С ‎другой‏ ‎стороны,‏ ‎в ‎эмиграции ‎в‏ ‎Германии ‎режиссёр‏ ‎В. ‎К. ‎Туржанский ‎в‏ ‎1928‏ ‎уже ‎снял‏ ‎исторический ‎фильм‏ ‎о ‎Степане ‎Разине ‎с ‎названием‏ ‎Волга-Волга,‏ ‎таким ‎образом,‏ ‎Чаплин, ‎вероятно,‏ ‎был ‎знаком ‎с ‎этим ‎выражением‏ ‎именно‏ ‎по‏ ‎фильму, ‎где‏ ‎были ‎задействованы‏ ‎его ‎знакомые.

Фильм‏ ‎снимался‏ ‎в ‎разгар‏ ‎Большого ‎террора. ‎Оператор ‎Владимир ‎Нильсен,‏ ‎снявший ‎бо́льшую‏ ‎часть‏ ‎картины, ‎ещё ‎до‏ ‎завершения ‎съёмок‏ ‎был ‎арестован ‎по ‎обвинению‏ ‎в‏ ‎шпионаже ‎и‏ ‎вскоре ‎расстрелян.

Картина‏ ‎подвергалась ‎редактированию: ‎в ‎1950-е ‎годы‏ ‎из‏ ‎негатива ‎фильма‏ ‎были ‎исключены‏ ‎кадры ‎со ‎взорванным ‎памятником ‎Сталину‏ ‎на‏ ‎канале‏ ‎«Москва ‎—‏ ‎Волга». ‎«Восстановленная»‏ ‎версия ‎1961‏ ‎года‏ ‎содержит ‎новые‏ ‎вступительные ‎титры, ‎а ‎также ‎частично‏ ‎обновлённые ‎пояснительные‏ ‎титры‏ ‎в ‎самой ‎картине.‏ ‎В ‎этой‏ ‎версии ‎эпизод, ‎где ‎Стрелка‏ ‎бежит‏ ‎по ‎палубе‏ ‎корабля, ‎сокращён,‏ ‎поскольку ‎в ‎этот ‎момент ‎зритель‏ ‎видит‏ ‎на ‎теплоходе‏ ‎крупного ‎размера‏ ‎название ‎«Иосиф ‎Сталин». ‎В ‎обоих‏ ‎вариантах‏ ‎(1950-х‏ ‎годов ‎и‏ ‎1961 ‎года)‏ ‎добавлена ‎фирменная‏ ‎заставка‏ ‎киностудии ‎«Мосфильм».

После‏ ‎того, ‎как ‎в ‎СССР ‎в‏ ‎1985 ‎году‏ ‎началась‏ ‎очередная ‎антиалкогольная ‎кампания,‏ ‎из ‎фильма‏ ‎вырезали ‎более ‎половины ‎песни‏ ‎«Водовоз»,‏ ‎что ‎видно‏ ‎по ‎непоследовательности‏ ‎действий ‎в ‎кадре ‎(Бывалов ‎облит‏ ‎водой‏ ‎раньше, ‎чем‏ ‎на ‎него‏ ‎её ‎плеснули). ‎В ‎собрании ‎стихотворений‏ ‎Василия‏ ‎Лебедева-Кумача‏ ‎и ‎других‏ ‎сборниках ‎советских‏ ‎песен ‎текст‏ ‎приводится‏ ‎полностью.

Гидросамолёт, ‎показанный‏ ‎в ‎фильме, ‎— ‎это ‎американский‏ ‎гидросамолёт ‎Sikorsky‏ ‎S-43‏ ‎«Бэби ‎Клиппер».

В ‎картине‏ ‎Всеволод ‎Санаев‏ ‎сыграл ‎участников ‎двух ‎конкурирующих‏ ‎музыкальных‏ ‎коллективов ‎—‏ ‎играющего ‎на‏ ‎пиле ‎«окающего» ‎бородатого ‎лесоруба ‎из‏ ‎самодеятельного‏ ‎ансамбля ‎«Стрелки»‏ ‎и ‎одного‏ ‎из ‎музыкантов ‎оркестра ‎Алексея.

Награды

В ‎1941‏ ‎году‏ ‎фильм‏ ‎был ‎удостоен‏ ‎Сталинской ‎премии‏ ‎первой ‎степени.

Критика

В‏ ‎воспоминаниях‏ ‎Вениамина ‎Смехова‏ ‎говорится:

Обращаясь ‎сегодня ‎к ‎«Волге-Волге», ‎я‏ ‎[…] ‎нахожу‏ ‎её‏ ‎одной ‎из ‎самых‏ ‎бурлескных ‎лент‏ ‎советского ‎кино, ‎самопародией ‎жанра,‏ ‎хотя‏ ‎меньше ‎всего‏ ‎хочу ‎заподозрить‏ ‎в ‎этом ‎достаточно ‎благонамеренного, ‎но,‏ ‎может‏ ‎быть, ‎не‏ ‎слишком ‎проницательного‏ ‎Г. ‎Александрова.

Режиссёр ‎фильма ‎Григорий ‎Александров‏ ‎рассказывал‏ ‎историю‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎в‏ ‎1942 ‎году‏ ‎Сталин‏ ‎пригласил ‎посла‏ ‎США ‎Гарримана ‎и ‎прибывшего ‎в‏ ‎СССР ‎помощника‏ ‎президента‏ ‎Гарри ‎Гопкинса ‎посмотреть‏ ‎вместе ‎с‏ ‎ним ‎фильм ‎«Волга-Волга». ‎Гостям‏ ‎фильм‏ ‎понравился, ‎и‏ ‎Сталин, ‎якобы‏ ‎в ‎знак ‎особого ‎расположения, ‎подарил‏ ‎через‏ ‎Гопкинса ‎президенту‏ ‎Рузвельту ‎копию‏ ‎фильма. ‎Рузвельт ‎посмотрел ‎фильм ‎и‏ ‎не‏ ‎понял,‏ ‎почему ‎Сталин‏ ‎прислал ‎именно‏ ‎его. ‎Тогда‏ ‎он‏ ‎попросил ‎перевести‏ ‎слова ‎песен. ‎Когда ‎прозвучала ‎песня,‏ ‎посвящённая ‎пароходу‏ ‎«Севрюга»:‏ ‎«Америка ‎России ‎подарила‏ ‎пароход: ‎/‏ ‎С ‎носа ‎пар, ‎колёса‏ ‎сзади,‏ ‎/ ‎И‏ ‎ужасно, ‎и‏ ‎ужасно, ‎/ ‎И ‎ужасно ‎тихий‏ ‎ход»,‏ ‎он ‎воскликнул:‏ ‎«Вот ‎теперь‏ ‎понятно! ‎Сталин ‎упрекает ‎нас ‎за‏ ‎тихий‏ ‎ход,‏ ‎за ‎то,‏ ‎что ‎мы‏ ‎до ‎сих‏ ‎пор‏ ‎не ‎открыли‏ ‎второй ‎фронт». ‎По ‎другой ‎версии,‏ ‎Рузвельт ‎подумал,‏ ‎что‏ ‎это ‎намёк ‎на‏ ‎низкое ‎качество‏ ‎поставок ‎по ‎ленд-лизу. ‎Однако‏ ‎биограф‏ ‎Орловой ‎—‏ ‎Александр ‎Хорт‏ ‎сомневается ‎в ‎достоверности ‎данного ‎эпизода:‏ ‎«Следует‏ ‎заметить, ‎что,‏ ‎возможно, ‎перед‏ ‎нами ‎очередная ‎легенда, ‎рассказ ‎этот‏ ‎исходит‏ ‎от‏ ‎Григория ‎Александрова,‏ ‎воспоминания ‎которого‏ ‎не ‎отличаются‏ ‎большой‏ ‎правдивостью». ‎Биограф‏ ‎рассказывает, ‎что ‎киновед ‎Валерий ‎Головской‏ ‎в ‎своё‏ ‎время‏ ‎пытался ‎найти ‎в‏ ‎американских ‎архивах‏ ‎документальные ‎подтверждения ‎просмотра ‎фильма‏ ‎Рузвельтом,‏ ‎и ‎не‏ ‎смог ‎их‏ ‎обнаружить.

Издания

В ‎СССР ‎в ‎1980-е ‎годы‏ ‎фильм‏ ‎начал ‎выпускаться‏ ‎на ‎видеокассетах‏ ‎видеокомпанией ‎«Видеопрограмма ‎Госкино ‎СССР» ‎в‏ ‎системе‏ ‎SECAM.‏ ‎С ‎1990‏ ‎года ‎в‏ ‎РФ ‎фильм‏ ‎выпущен‏ ‎кинообъединением ‎«Крупный‏ ‎план» ‎(«восстановленный» ‎вариант ‎1961 ‎года)‏ ‎на ‎видеокассетах.‏ ‎В‏ ‎начале ‎2000-х ‎годов‏ ‎фильм ‎выпущен‏ ‎на ‎VHS ‎компанией ‎«Мастер‏ ‎Тэйп».

В‏ ‎начале ‎2000-х‏ ‎годов ‎фильм‏ ‎частично ‎реставрировался ‎и ‎выпускался ‎на‏ ‎VHS‏ ‎в ‎серии‏ ‎«Киноклассика ‎России»,‏ ‎а ‎также ‎на ‎DVD ‎объединением‏ ‎«Крупный‏ ‎план»‏ ‎(в ‎обоих‏ ‎случаях ‎—‏ ‎отредактированный ‎вариант‏ ‎1950-х‏ ‎годов), ‎позже‏ ‎— ‎студией ‎«Союз ‎Видео» ‎(«восстановленный»‏ ‎вариант ‎1961‏ ‎года).

В‏ ‎2005 ‎году ‎фильм‏ ‎выпущен ‎на‏ ‎DVD ‎компанией ‎«Ретро-клуб». ‎В‏ ‎начале‏ ‎2007 ‎года‏ ‎состоялась ‎коллекционное‏ ‎4-дисковое ‎издание ‎фильмов ‎Любови ‎Орловой‏ ‎«Весёлые‏ ‎ребята», ‎«Встреча‏ ‎на ‎Эльбе»,‏ ‎«Волга-Волга» ‎и ‎«Цирк» ‎в ‎«Ретро‏ ‎коллекции»‏ ‎компанией‏ ‎«Видеобаза». ‎Фильм‏ ‎также ‎выпущен‏ ‎на ‎DVD‏ ‎компаниями‏ ‎«Восток ‎В»,‏ ‎«Мьюзик-трэйд» ‎и ‎ИДДК. ‎28 ‎января‏ ‎2010 ‎года‏ ‎фильм‏ ‎выпущен ‎на ‎DVD‏ ‎дистрибьютором ‎«Новый‏ ‎Диск». ‎Весь ‎выпуск ‎производился‏ ‎в‏ ‎системе ‎PAL.

Колоризованная‏ ‎версия

14 февраля ‎2010‏ ‎года ‎по ‎Первому ‎каналу ‎была‏ ‎показана‏ ‎колоризованная ‎версия‏ ‎фильма ‎«Волга-Волга».‏ ‎Работы ‎по ‎колоризации ‎проводились ‎в‏ ‎Лос-Анджелесе‏ ‎по‏ ‎заказу ‎«Первого‏ ‎канала». ‎Для‏ ‎колоризации ‎был‏ ‎выбран‏ ‎именно ‎подвергшийся‏ ‎цензуре ‎вариант ‎1950-х ‎годов, ‎до‏ ‎этого ‎уже‏ ‎изданный‏ ‎в ‎чёрно-белом ‎исполнении‏ ‎киновидеообъединением ‎«Крупный‏ ‎план» ‎на ‎VHS ‎в‏ ‎серии‏ ‎«Киноклассика ‎России»‏ ‎и ‎на‏ ‎DVD. ‎Этот ‎вариант ‎числится ‎в‏ ‎ГФФ‏ ‎исходным, ‎поскольку‏ ‎в ‎1950-х‏ ‎годах ‎редактировался ‎сам ‎негатив. ‎На‏ ‎месте‏ ‎кадров‏ ‎со ‎статуей‏ ‎Сталина ‎в‏ ‎данном ‎варианте‏ ‎—‏ ‎чёрная ‎проклейка,‏ ‎но ‎с ‎фонограммой. ‎При ‎создании‏ ‎цветного ‎варианта‏ ‎эти‏ ‎секунды ‎удалены ‎вовсе.

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048