Транссиб-2004 (ч.9). Поезд Москва-Чита. День 2, Балезино-Пермь

Второй день пути на поезде я разделю на три части: первую часть, до Кирова, мы проехали в прошлом выпуске ; середину дня, до Перми, проедем в этой части; и вечерняя часть закончится на Екатеринбурге. В общем, будем проезжать весь Урал. 1. Мимо нас проносятся посёлки Удмуртии, которую мы пересекаем. Погода идеальная, окна в вагоне открыты, очень приятный тёплый ветер – в общем, ляпота! Как же много мы пот
Транссиб-2004 (ч.9). Поезд Москва-Чита. День 2, Балезино-Пермь
Транссиб-2004 (ч.8). Поезд Москва-Чита. День 2, Киров - Балезино

( часть 7 - тут ) За ночь наш поезд преодолел длинный лесной участок по Костромской области– Буй, Шарью, Свечу, Котельнич – и я проснулся уже на подъезде к Кирову. Погода стояла шикарная, тёплая, окна в вагоне широко открывались, фотографировать можно было невозбранно – в общем, ехали отлично! 1. Полустанок Чухломинский (948 км Транссиба). 2. Навстречу попалась старенькая «Рижанка» ЭР9Т в жёлт
Транссиб-2004 (ч.8). Поезд Москва-Чита. День 2, Киров - Балезино
Транссиб-2004 (ч.7). Поезд Москва-Чита. День 1, Ярославль -Буй

Продолжаю про путь по Транссибу на поезде Москва-Чита №340. 1. Отправились из Ярославля. Станция сужается к горловине, а мы следуем к Волге. 2. Линия резко поворачивает, проходим над улицей Советская. Через 14 лет после этого снимка я наконец приеду в Ярославль и посмотрю город. И в том числе и по этой улице пройдусь. 3. Вышли на Волжский мост. Погода отличная, окна в вагоне открыты и мо
Транссиб-2004 (ч.7). Поезд Москва-Чита. День 1, Ярославль -Буй
Транссиб-2004 (ч.6). Поезд Москва-Чита. Начало пути

1. "Лужковскую" Москву и Рязань я в этом цикле уже показал в предыдущих частях , а теперь пришла пора ехать на восток, в Забайкалье. Выезжал я в тот год из Москвы поездом № 340 Москва – Чита, отправлением на 14.40 с Ярославского вокзала. На фото поезд слева, а справа виднеется какой-то скоростной пригородный экспресс, то ли на Мытищи, то ли на Королёв, я уже и забыл. Таких составов было немного, и он резк
Транссиб-2004 (ч.6). Поезд Москва-Чита. Начало пути
Транссиб-2004 (ч.5). Лужковская Москва. Университет

Продолжаю про лужковскую Москву 2004 года. Итак, мы вышли со станции "Воробьёвы горы" (уже не Ленинские!) и решили подняться к Университету. 1. Набережная у метро. Вид на Москву-реку и проходящую "Москву-82". 2. Здесь, оказывается, была канатная дорога наверх, о которой я никогда не слышал! Что ж, поднимемся. 3. Канатная дорога проложена рядом с огромным трамплином эпохи Олимпиады-80.
Транссиб-2004 (ч.5). Лужковская Москва. Университет
Транссиб-2004 (ч.4). Лужковская Москва

Продолжение о поездке 2004 года. Из Рязани мы вернулись в Москву на Казанский вокзал, потом я ездил на Митинский радиорынок за какой-то приблудой, потом на ВДНХ и ближе к концу дня из чистого любопытства проехал на вновь открытую станцию метро "Ленинские Горы". Она была долго закрыта и вот её вернули в оборот. Снимки ниже - об этих сущностях. 1. Комсомольская площадь с хаотичной парковкой. Тогда в плане
Транссиб-2004 (ч.4). Лужковская Москва
ДП-XIX. Как Ленин ехал в сибирскую ссылку (март 1897) - окончание

Ну что ж, продолжаем расследование ленинской поездки в Сибирь . Итак, " Ленин ехал в почтовом поезде в вагоне третьего класса. Он ехал в ссылку один, отговорив мать следовать за ним ввиду ее болезненного состояния. " (из книги Иванькова, 1962 г.). Хороший ход грамотного юриста. То есть, изначально сопровождение пожилой матери, вдовы действительного статского советника, было формальным основанием дл
ДП-XIX. Как Ленин ехал в сибирскую ссылку (март 1897) - окончание
Транссиб-2004 (ч.3). Рязань, ж/д часть
Продолжаю пост про Рязань, я там не все выложил в предыдущей части. На следующий день мы поехали в район второго рязанского вокзала - Рязань-2, чисто посмотреть. Конфигурация рязанского узла складывалась ещё 130-150 лет назад. Сперва построили "английскую" (левостороннюю) линию Москва - Рязань, обществом фон Мекка, Московско-Казанской железной дороги (1864). Ту линию решили вести дальше на Казань, однако приступили к этому уже в 1890-е, почти через 30 лет. Там появился вокзал Рязань-1.
Но почти сразу к этой линии предприниматель П.Г. фон Дервиз решил пристроить "хлебную" линию, которая повторяла главный маршрут гужевых повозок с зерном на Москву - то есть, линию на Ряжск - Козлов, затем и на Тамбов. Поскольку частники предпочитали строить свои вокзалы, где обслуживали свои составы - то буквально в километре от Рязани-1 появилась и Рязань-2 - на примыкании. Вот её-то мы и заехали посмотреть. Оттуда идёт линия на Ряжск - Козлов (Мичуринск).
1. Подходим к вокзалу Рязань-2. Он невероятно уныл.

2. На парковке - ни одной импортной машины. Все ещё отечественные, старенькие. Зал ожидания выполнен в стиле 1960-х.

3. Расписание при этом тут больше, чем на главной Рязани-1. Все поезда на Среднюю Азию, Казахстан и на Северный Кавказ проходят именно по ряжскому ходу.

4. Камеры хранения тоже советские. Покупаешь советскую "пятнашку" за 30 рублей и клади вещи.

5. На перроне. В этот момент как раз пришёл скорый поезд Москва - Бишкек.

6. Киргизы цвет не перекрашивали, так и остался советский темно-зеленый.

7. Но эмблему ж/д заменили на свою, раньше тут красовался советский герб от МПС.

8. Вид на здание вокзала Рязань-2 от поезда. Мрачно, уныло, симметрично. Сейчас его, кстати, уже перестроили.

9. Ладно, посмотрели и уходим снова в город. Ух, тут до сих пор ходят старенькие "Икарусы"!

10. Путепровод по линией на Рязань-1.

11. Бочка с квасом. Но уже вместо привычных кружек - пластиковые стаканчики.

12. Фото на фоне Сергея Есенина. Жарко.

13. Троллейбусы тут очень старенькие, зачуханные. Наверное, со времён почившего СССР не закупали. А ведь прошло уже 13 лет после его распада!

14. Центральная улица Ленина.

15. Она же - Астраханская. По этой линии, видимо, шёл тракт на юг. И телефоны-автоматы, причём слева - ещё советский!

16. А это - саксонский сервиз моей тётушки, точней младшей сестры моего деда. Она тогда ещё была жива. В молодости они жили в Германии, где её муж служил военврачом в ГСВГ (1952-1957), там и обзавелись.

17. Вокзал Рязань-1. Это мы уже уезжаем обратно в столицу. Обратите внимание на парковку - только отечественные машины. Провинция небогата.

18. Интерьер межгородского экспресса ЭД4МК на Москву. Тогда такой салон считался очень крутым, экспрессы недавно запустили.

19. Автор в салоне. Хорошо тут! И прохладно, что невероятно круто.

20. Переезжаем Оку в Коломне, она тут очень широкая. Держим путь на Москву!

Ну а о лужковской Москве-2004 будут отдельные посты, пара штук. Следите за продолжением саги!
Продолжение следует.
Транссиб-2004 (ч.2). Рязань

Продолжаю выкладку снимков с комментариями из большой поездки по Транссибу 2004 года. Первая часть была выложена тут , и я долго не выкладывал продолжение, зато теперь буду регулярно. Это вторая часть. Дело в том, что перед отбытием в Забайкалье и Сибирь я сьездил ещё к родственникам в Рязань, там жила сестра моего деда - тётя Вера. В 2004 г. она ещё была жива, ушла в мир иной в 2016-м (1928-2016). И вп
ДП-XVIII. Как Ленин ехал в сибирскую ссылку - 1 (начало 1897)

Конец 1890-х - это форсированное строительство Великого Сибирского Пути. На эту же историческую веху пришлось и вынужденное путешествие на восток малоизвестного пока ещё для публики политического ссыльного Владимира Ульянова , который всемирно прославится 20-ю годами позже. Он ехал в ссылку в конце зимы и весной 1897 года - это было временем активного формирования сибирских поездов и регулярного движения
ДП-XVIII. Как Ленин ехал в сибирскую ссылку - 1
ДП-XVII. Первые сибирские поезда (1895-1897)

Посмотрим теперь развитие поездов на восток ( предыдущая часть тут ). С 1891 г. широко развернуто строительство Великого Сибирского пути, причём с двух сторон — так что же там с регулярными поездами? Справочник Ландцерта за 1895 год (40-й выпуск) показывает, что имеется прямой поезд № 4 Москва — Тула — Пенза — Самара — Челябинск (2060 верст). При этом, Челябинск — Москва — 79 час. 10 мин в пути, а Мос
ДП-XVII. Первые сибирские поезда (1895-1897)
Дневник Перископа. 14-17 ноября 1982. Похороны Брежнева и сразу после

Наконец, третий по счёту разворот моего дневника в последние "брежневские" дни - 14-17 ноября 1982. Первая часть была тут , вторая - тут . 15-го числа Леонида Ильича хоронили, а затем как-то очень быстро перестали его упоминать по ТВ и в газетах. В декабре стали потихоньку снимать плакаты с его ликом и цитатами. Один из них висел близ моей остановки, так что я заметил его пропажу довольно быстро - на пр
Дневник Перископа. 14-17 ноября 1982. Похороны Брежнева и сразу после
Дневник Перископа. 11-13 ноября 1982. Смерть Брежнева

Продолжение "последних брежневских" дней. Начало тут. Подчерки: (1) Узнал новость о смерти 11 ноября в 18-20 Хбр времени, это 11-20 Мск, разница у нас была +7. Но многие знали уже в тот же день, 10-го. (2) "Жалко, конечно, вождя" - многие жалели Л.И., а те, кто постарше, и опасались за страну, "что будет после него?". Многим было тревожно за будущее (и как оказалось уже через 7 лет, не зря). Злор
Дневник Перископа. 8-10 ноября 1982

Меж тем, близится и вот-вот будет 40 лет со дня смерти всесоюзного дедушки - Леонида Ильича Брежнева. Я к этому времени почти год вёл дневник, не пропуская ни дня (начал с 21 ноября 1981 г., на I курсе института). В этом развороте - 3 дня перед тем, как я узнал о его кончине, 8-10 ноября 1982. Следующий разворот опубликую для всех, потом 3-й по счёту - снова только для подписчиков. Подчеркнуто
Дневник Перископа. 8-10 ноября 1982
Дневник Перископа. 16 октября 1989

Возобновляю выкладку дневниковых записей. Но к моему 1982-му году (который я выкладывал весной) мы ещё попозже вернемся. На самом деле, он был довольно скучный, спокойный, ровный и предсказуемый. Кроме, конечно, нескольких дней в ноябре, когда дорогой Леонид Ильич отошёл в мир иной. А так - оранжерея, несмотря на то, что сейчас ангажированная школота или г'усские националисты тихие брежневские годы предс
Дневник Перископа. 16 октября 1989
Ноябрь. Пора возвращаться
Вот и наступил месяц ноябрь. Извиняюсь за долгое молчание и спасибо вам, друзья, что не разбежались. Я уж думал, что половина отпишется. Но нет, и это радует. Говорят, что переезд равен половине пожара - и я склонен с этим согласиться. Привычная налаженная жизнь пошла кувырком. Всю середину октября шёл ремонт в комнате и весь архив с книгами хаотически валялся посреди комнаты, накрытый пленкой. Сейчас, наконец, он закончился, мне смонтировали стеллаж и книжная энтропия резко пошла на убыль. Но продолжением истории расписаний дальних поездов я смогу заняться только недели через 2-3, когда рассортирую карты, буклеты поездов и бумажные расписания (мы остановились на 1898-1899 годах, когда появились первые поезда на Иркутск). А пока в моём распоряжении только электронные версии на компе. Он теперь занял своё
Перерыв в публикациях
В этот раз перерыв в публикациях получился самый большой - 4 недели. Но причина этого уважительная - 17 сентября я свалился на 2,5 недели с чем-то, похожим на ковид, и провалялся до начала октября. А затем ещё и перебирался на новое место дислокации, пробыв 8 дней без стационарного нормального интернета. Сейчас обустраиваюсь, пока в хаосе. Нормальный интернет мне включили на новом месте 7 октября, но пока не могу пользоваться им по повседневной схеме - придётся ждать ещё 14-15 октября. И только с воскресенья 16 октября, друзья, смогу обрести более-менее спокойное место для работы и творчества. Поэтому приношу всем подписчикам извинения за столь долгий перерыв, после его окончания придётся уделять внимание "Лаборатории" намного больше, чтобы компенсировать перерыв. Публикации возобновятся с 16 октября.
ДП-XVI. "Норд-Экспресс" и Вл. Набоков

В продолжение темы "Норд-Экспресса", освещенного в части XV цикла ДП. Наиболее подробное литературное описание поезда оставил нам русско-американский писатель Владимир Набоков (1899-1977) в своих воспоминаниях "Память, говори" (гл.7). Его отец любил ездить на нём со всей семьёй через Париж в Биарриц и Ниццу. Напомню, что отцом писателя был лидер кадетской партии Владимир Набоков (1869-1922), знатный и с
Транссиб-2004 (ч.1). Петербург - Москва

Эту большую поездку по Транссибу 2004 года я в ЖЖ не описывал, так как завёл его на полтора года позже, чем она состоялась. Но теперь снимки с неё настоялись, как коньяк, и неплохо видно, что за 18 прошедших лет изменилось очень многое. Так что давайте вместе со мной посмотрим фотографии прошлой эпохи раннего Путина. Размещать я их буду последовательно и хронологически, а не произвольно. 1. Началась поез
Транссиб-2004. Часть 1, Петербург - Москва
Транссиб-2004. Анонс нового цикла

Главы по истории дальних поездов удаётся создавать не так быстро, чтобы достаточно регулярно постить тут материалы. Они идут или густо (2-3 в неделю), или пусто (ничего нет полмесяца). Это в определенной степени непорядок, ибо вы поддерживаете меня не только словом, но и рублём. Поэтому я подумал вот что: у меня же есть реально тонны эксклюзива, который пока лежит без движения! Это поездки с лета 2003 г. и
Транссиб-2004. Анонс цикла