logo
46
читателей

Лаборатория Перископа  Исследуем вместе с читателями транспортные смыслы прошлого и современности. Этот блог не про сиюминутные новости - он про историю транспорта, про искусство о транспорте и про реальную Россию без гламура и ругани.

О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Транспорт и его история обычно незаслуженно задвинуты в чулан, по сравнению с политикой и развлекательными текстами. Однако в поездках и полётах многие проводят весьма немало - и это отнюдь не "потерянное время", а часть нашей жизни. И она тоже заслуживает отражения. Здесь размещаются записки Сергея Сигачева по истории транспорта, а также очерки из его исследовательских поездок; дневниковые записи 1981-2002 гг. с пояснениями и комментариями для современного читателя, зарисовки из истории дальних поездов, рассказы о процессе обрыва транспортных связей бывших республик после распада СССР, книги о трансконтинентальных путешествиях автора и многое другое.
Без кликбейта, спешки, погони за сиюминутными новостями и маркетинга в любой его форме. Качественно, неспешно, аккуратно и последовательно. Приходите и располагайтесь в нашем вагоне, чай в подстаканнике тоже наливают!
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Если хотите просто поддержать проект, исследования и поездки автора

Помочь проекту
Плацкарт 400₽ месяц 4 320₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа

Плацкартное место дает право на чтение и комментирование постов.

Оформить подписку
Купе 700₽ месяц 6 720₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа

Купейная полочка. Чтение и комментирование постов и право на формирование отдельных тем для постов.

Оформить подписку
СВ 4 000₽ месяц 33 600₽ год
(-30%)
При подписке на год для вас действует 30% скидка. 30% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа

Место в вагоне СВ. Если вы хотите поддерживать автора более масштабно и участвовать в финансировании его поездок. Дает право на бесплатные экземпляры книг автора с автографом, в случае их выхода из печати.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
46 читателей
Обновления проекта
Поделиться
Метки
китай 42 Книга про Китай-1 42 железные дороги 39 архитектура 31 Российская Империя 24 старинные расписания 18 идентичность 17 Советский Союз 16 быт в поездах 14 реалии торговли 11 русское наследие 11 Пекин 10 вокзалы 8 память 8 авиация 7 модернизм 7 флот 7 еда и напитки 6 Далянь 5 коммунизм 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 дневник Перископа 4 кладбище 4 Мао Цзэдун 4 Москва 4 Николаевская ж.д. 4 советские реалии 4 хайтек 4 1982 3 авто 3 КВЖД 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Екатеринбург 2 ленин 2 метро 2 модерн 2 Нижний Тагил 2 объявления от автора 2 поясное время 2 советская торговля 2 Тольятти 2 трамвай 2 Транссиб-2004 2 фортификация 2 Франция 2 1939 1 1942 1 белоруссия 1 БЖРК 1 Великая Стена 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Забайкалье 1 море 1 мосты 1 Парк Тигров 1 Пермь 1 питер 1 подводные лодки 1 Поросёнков Лог 1 русский кич 1 спальные районы 1 Тверь 1 текущее 1 Транссиб 1 Ту-114 1 Ту-144 1 ха 1 хабаровск 1 Цзинань 1 Больше тегов
Читать: 10+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-XVI. "Норд-Экспресс" и Вл. Набоков

В продолжение темы "Норд-Экспресса", освещенного в части XV цикла ДП. Наиболее подробное литературное описание поезда оставил нам русско-американский писатель Владимир Набоков (1899-1977) в своих воспоминаниях "Память, говори" (гл.7). Его отец любил ездить на нём со всей семьёй через Париж в Биарриц и Ниццу. Напомню, что отцом писателя был лидер кадетской партии Владимир Набоков (1869-1922), знатный и с

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Лаборатория Перископа

Транссиб-2004 (1). Петербург - Москва

Эту большую поездку по Транссибу 2004 года я в ЖЖ не описывал, так как завёл его на полтора года позже, чем она состоялась. Но теперь снимки с неё настоялись, как коньяк, и неплохо видно, что за 18 прошедших лет изменилось очень многое. Так что давайте вместе со мной посмотрим фотографии прошлой эпохи раннего Путина. Размещать я их буду последовательно и хронологически, а не произвольно.  1. Началась поез

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

Транссиб-2004. Часть 1, Петербург - Москва

Читать: 1+ мин
logo Лаборатория Перископа

Транссиб-2004. Анонс нового цикла

Главы по истории дальних поездов удаётся создавать не так быстро, чтобы достаточно регулярно постить тут материалы. Они идут или густо (2-3 в неделю), или пусто (ничего нет полмесяца). Это в определенной степени непорядок, ибо вы поддерживаете меня не только словом, но и рублём. Поэтому я подумал вот что: у меня же есть реально тонны эксклюзива, который пока лежит без движения! Это поездки с лета 2003 г. и

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

Транссиб-2004. Анонс цикла

Читать: 6+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-XV. "Норд-Экспресс" 1897 года

Теперь поговорим о "Норд-Экспрессе", который начал ходить за год до 1897-го, который мы обозреваем. Как я уже упомянул, он стоял особняком среди остальных дальних поездов. Собственно, он стал результатом проникновения компании CIWL в Россию, которая не сразу смогла войти своими поездами на сеть железных дорог Империи. CIWL - это "Международное общество спальных вагонов и скорых европейских поездов" (Comp

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

ДП-XV. "Норд-Экспресс" 1897 года

Читать: 5+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-XIV. Александровский и другие главные мосты в Азию

Небольшое, но необходимое лирическое отступление - чтобы понять, как же сеть дальнего сообщения распространилась за Волгу и Урал. Для сообщения поездов на Азиатскую часть России критически важны были мосты через Волгу и другие крупнейшие реки, отсутствие которых тормозило рост сети на восток - в Сибирь, Среднюю Азию и Дальний Восток. И здесь этапным, важнейшим событием было строительство и открытие Алек

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

ДП-XIV. Александровский и другие главные мосты в Азию

Читать: 5+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-XIII. Сеть дальних поездов РИ через 20 лет (1877-1897)

Теперь пришла пора сравнить количество и маршруты дальних поездов за 20-летие 1877-1897. Этот год (1897) взят мною для обзора потому, что он предваряет появление первых транссибирских экспрессов до Иркутска, которые появились двумя годами позже (1898 - с переправой через Енисей, 1899 - прямой). Что же произошло за это время? А очень многое: 1) сразу после воцарения нового императора Александра III казна

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 13. Сеть дальних поездов РИ через 20 лет (1877-1897)

Читать: 3+ мин
logo Лаборатория Перископа

Архив газеты "Гудок"

Добрый день всем уважаемым подписчикам! Снова получился большой перерыв в публикациях, аж 20 дней.  Никак не получается соблюсти равномерность: то выстреливается 7 постов за 12 дней, то три недели молчания. Объясню, почему в этот раз пробел получился большой. Не для оправдания, а для понимания. Дело в том, что я удаленно записался в Российскую Государственную библиотеку в Москве, подтвердил запись через

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

Архив газеты "Гудок"

Читать: 6+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-XII. Топология ж/д узлов (1890), ч. 2 (Рязань - Петербург)

(Окончание обзора узлов. Начало тут ) 7. Рязань. Первой в Рязань пришла линия фон Мекка с английскими акционерами – Московско-Рязанская ж/д. Это была единственная в имперской России линия с левосторонним движением. Она упёрлась тупиком в окраину Рязани, где была образована станция I класса. Несколько позже сюда пришли другие концессионеры, застолбившие выгодный «хлебный» путь на Козлов (см. выше). Им

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

ДП-XII. Топология ж/д узлов (1890), ч. 2 (Рязань - Петербург)

Читать: 9+ мин
logo Лаборатория Перископа

Нижнетагильский трамвай

Ещё одна подборка из Нижнего Тагила - трамвайная.  Нижнетагильский трамвай очень разветвленный, активный, и имеет аж 11 маршрутов на 350 тыс. населения длиной в 108 км. Это много. Причём до 2008 года это были две разные системы - городская и заводская (Вагонзавода) и слились в одну относительно недавно. Я, будучи в Тагиле, успел проехать два длинных городских "уса" - на УВЗ (УралВагонзавод), это восток го

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

Трамвай Нижнего Тагила

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-XI. Топология ж/д узлов (1890), ч. 1 (Варшава - Ряжск)

В продолжение разбора альбома схем 1890 года , как я и обещал, рассмотрим топологию некоторых важных узлов железных дорог Империи. Там интересны как переплетения дорог разных владельцев, так и прецеденты прихотливого проведения линий через эти города. Для начала - условные знаки этих схем. Схемы тогда составлялись чрезвычайно подробные и включали в себя сведения, которые в советское время стали строг

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

ДП-XI. Топология ж/д узлов (1890), ч. 1 (Варшава - Ряжск)

Читать: 10+ мин
logo Лаборатория Перископа

Парадный Нижний Тагил. Прогулка от вокзала к Пруду

Покажу тут некоторые парадные виды Нижнего Тагила (внепланово). Город, честно говоря, меня приятно поразил и не соответствовал предыдущим ожиданиям, как они рисовались мне из его газетно-журнального образа. Здесь оказался красивый парадный центр, мастерски вписанный в рельеф, большое количество воды - намного большее, чем в Екатеринбурге, широченные проспекты и много величественного сталианса. 1. Начнем с

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

Парадный Нижний Тагил. Прогулка от вокзала к Пруду

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-X. 1890. Частные и казенные линии Империи, их чересполосица

В предыдущих очерках мы подробно рассмотрели ситуацию на 1877 год - самый пик частного ж/д строительства в России, когда практически все дороги продали из казны предпринимателям. Теперь стоит переместиться на 12-13 лет вперед и посмотреть, как обстояли дела на 1890 год. Этот рубеж важен тем, что это - последний полный год перед началом строительства Транссиба, когда ещё продолжались горячие споры по пов

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

ДП-X. 1890. Частные и казенные линии Империи, их чересполосица

Читать: 6+ мин
logo Лаборатория Перископа

Царские места-2. Поросёнков Лог

Третье из "романовских" мест в Екатеринбурге (после Храма-на-Крови и Ганиной Ямы ) - это Поросенков Лог. И если первые две точки - популярные, всегда наполненные народом, то Лог - тих и безлюден. Находится он совсем рядом с железной дорогой - до столба 495 км Горнозаводской ж.д. отсюда не больше 300 метров. Причём я имею в виду именно прямое соединение Горнозаводской линии со станцией Екатеринбург-Главный

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

Поросёнков Лог - место, где нашли царские останки

Читать: 11+ мин
logo Лаборатория Перископа

Царские места-1. Ганина Яма

Из недокументированных поездок на Урале, которые я никак не отражал в своих записях вКонтакте и в Телеграме, могу упомянуть поездки по т.н. "царским местам" - т.е. в Ганину Яму и в Поросенков Лог. Никакой потребности ехать туда специально я не испытывал, да и не просил. Но поскольку мой гид и давний товарищ по ЖЖ Алексей Сафронов предложил заехать в них после посещения гигантского комплекса в Верхней Пышме

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

Ганина Яма. Некоторые впечатления побывавшего

Читать: 1+ мин
logo Лаборатория Перископа

Вести с Урала

Уважаемые друзья! Нахожусь сейчас в поездке по Уралу, поэтому не имею возможности делать публикации. Приложение на смартфоне, к сожалению, не даёт возможности делать публикации прямо с телефона, поэтому регулярные посты возобновятся с 23 июля, когда я вернусь домой в Петербург. В планах будет не только продолжение цикла про дальние поезда, но и часть зарисовок из уральских городов, а я проехал их уже несколько - Пермь, Чусовой, Нижний Тагил, Невьянск и сейчас нахожусь в Екатеринбурге. Так что не теряйте меня, товарищи, я на посту!

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

Новости с Урала

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-IX. 1877 год. Внутреннее сообщение

Смотреть поезда приходится не по путеводителям, а по официальному указателю МПС - поскольку коммерческие путеводители оперировали маршрутами, в которые "загоняли" несколько поездов. А нам нужно понять, какие же дальние поезда уже существовали. Начнем с Николаевской ж.д. , самой первой и заслуженной магистрали. Движение по ней к этому моменту ускорилось и появился даже курьерский поезд №1/2 с вагонами

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

1877 год. Дальние поезда на внутреннем сообщении

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-VIII. 1877 год. Связность с Западной Европой

Теперь - о маршрутах дальних поездов. Их с протяженностью более 800 верст на железных дорогах РИ появилось уже несколько. Начнем с западного сектора. Первым 1000-верстным поездом на российской сети стал в 1863 году курьерский поезд Петербург - Варшава, протяженностью маршрута в 1049 верст. Он имел только вагоны I и II классов, а простолюдины (III класс) должны были ехать с пересадкой в Вильно, более корот

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

1877 год. Железнодорожная связность с Западной Европой

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-VII. 1877 год: Правила проезда. Прямое сообщение, плюсы и неудобства

Теперь стоит посмотреть, как же было устроено т.н. "прямое сообщение" при изобилии разных - мелких, средних и крупных - частных железных дорог. Ведь вроде бы придумали универсальное средство проезда - "купонные книжки" , которые имели несколько листов и заполнялись разными дорогами на каждый участок. Для этого откроем официальный Путеводитель МПС за февраль 1877 года на страницах Правил. Они изложены очен

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

1877 год: Правила проезда. Прямое сообщение по Империи: плюсы и неудобства

Читать: 9+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-VI. 1877 год. Путеводители, календарь и исчисление времени

Итак, теперь давайте перенесемся из пореформенного 1864-го в 1877-й год, чтобы сделать срез расписаний этой эпохи. Этот год – самый расцвет частников на железной дороге, лихорадка заявок от ж/д магнатов, которые наперебой заваливают правительство различными проектами под гарантии доходности из казны. Проекты очень разные – как реалистичные, так и не очень. Довольно остро стоит и проблема проверки личносте

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

Железная дорога в 1877 году. Путеводители, календарь и исчисление времени

Читать: 5+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-V. "Зайцы" на железных дорогах Империи (1870-е - 1880-е)

В качестве лирического отступления, но тесно связанного с дальними поездами, рассмотрим проблему "зайцев", как она виделась современнику той эпохи из 1880-х годов, то есть примерно 140 лет назад. Проблема безбилетников как проблема системная возникла как раз при бурном развитии частных железнодорожных линий и сильном ослаблении контроля и регламентации действий на железной дороге. Если при Николае I на

Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 400₽ в месяц

"Зайцы" на железных дорогах Империи: когда и как они возникли?

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

46 читателей

Метки

китай 42 Книга про Китай-1 42 железные дороги 39 архитектура 31 Российская Империя 24 старинные расписания 18 идентичность 17 Советский Союз 16 быт в поездах 14 реалии торговли 11 русское наследие 11 Пекин 10 вокзалы 8 память 8 авиация 7 модернизм 7 флот 7 еда и напитки 6 Далянь 5 коммунизм 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 дневник Перископа 4 кладбище 4 Мао Цзэдун 4 Москва 4 Николаевская ж.д. 4 советские реалии 4 хайтек 4 1982 3 авто 3 КВЖД 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Екатеринбург 2 ленин 2 метро 2 модерн 2 Нижний Тагил 2 объявления от автора 2 поясное время 2 советская торговля 2 Тольятти 2 трамвай 2 Транссиб-2004 2 фортификация 2 Франция 2 1939 1 1942 1 белоруссия 1 БЖРК 1 Великая Стена 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Забайкалье 1 море 1 мосты 1 Парк Тигров 1 Пермь 1 питер 1 подводные лодки 1 Поросёнков Лог 1 русский кич 1 спальные районы 1 Тверь 1 текущее 1 Транссиб 1 Ту-114 1 Ту-144 1 ха 1 хабаровск 1 Цзинань 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачисленна на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048