logo
31
читатель
Лаборатория Перископа  Исследуем вместе с читателями транспортные смыслы прошлого и современности. Этот блог не про сиюминутные новости - он про историю транспорта, про искусство о транспорте и про реальную Россию без гламура и ругани.
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Метки Статистика Контакты Поделиться
О проекте
Транспорт и его история обычно незаслуженно задвинуты в чулан, по сравнению с политикой и развлекательными текстами. Однако в поездках и полётах многие проводят весьма немало - и это отнюдь не "потерянное время", а часть нашей жизни. И она тоже заслуживает отражения. Здесь размещаются записки Сергея Сигачева по истории транспорта, а также очерки из его исследовательских поездок; дневниковые записи 1981-2002 гг. с пояснениями и комментариями для современного читателя, зарисовки из истории дальних поездов, рассказы о процессе обрыва транспортных связей бывших республик после распада СССР, книги о трансконтинентальных путешествиях автора и многое другое.
Без кликбейта, спешки, погони за сиюминутными новостями и маркетинга в любой его форме. Качественно, неспешно, аккуратно и последовательно. Приходите и располагайтесь в нашем вагоне, чай в подстаканнике тоже наливают!
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Если хотите просто поддержать проект, исследования и поездки автора

Помочь проекту
Плацкарт 400 ₽ месяц 4 320 ₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа
Доступны сообщения

Плацкартное место дает право на чтение и комментирование постов.

Оформить подписку
Купе 700 ₽ месяц 6 720 ₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа
Доступны сообщения

Купейная полочка. Чтение и комментирование постов и право на формирование отдельных тем для постов.

Оформить подписку
СВ 4 000 ₽ месяц 33 600 ₽ год
(-30%)
При подписке на год для вас действует 30% скидка. 30% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа
Доступны сообщения

Место в вагоне СВ. Если вы хотите поддерживать автора более масштабно и участвовать в финансировании его поездок. Дает право на бесплатные экземпляры книг автора с автографом, в случае их выхода из печати.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
31 подписчик
Обновления проекта
Метки
архитектура 89 железные дороги 88 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 40 вокзалы 36 Советский Союз 32 реалии торговли 30 20 лет назад 24 БАМ 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 идентичность 19 питер 19 авто 18 память 18 авиация 17 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 модернизм 16 мосты 15 Москва 14 русское наследие 12 флот 11 Пекин 10 трамвай 9 дневник Перископа 8 еда и напитки 7 кладбище 7 ленин 7 Новый Ургал 7 Петровский Завод 7 советские реалии 7 спальные районы 7 метро 6 модерн 6 объявления от автора 6 хабаровск 6 1982 5 underground 5 Вологда 5 Далянь 5 Забайкалье 5 коммунизм 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 Мао Цзэдун 4 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 калининград 2 море 2 нижнеангарск 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 Северомуйск 2 советская торговля 2 таксимо 2 текущее 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 якутия 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Владивосток 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Киров 1 космос 1 Кунгур 1 Павловск 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Петергоф 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Сестрорецк 1 Советская Армия 1 Сталин 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 тоннели 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов
Читать: 9+ мин
logo Лаборатория Перископа

Вологодский аэропорт. Ч.3 — 2-й этаж и антураж СССР

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Вологодский аэропорт. Ч.3 — 2-й этаж и антураж СССР

Читать: 10+ мин
logo Лаборатория Перископа

Вологодский аэропорт. Ч.2 — внутри

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Вологодский аэропорт. Ч.2 — внутри

Читать: 9+ мин
logo Лаборатория Перископа

Вологодский аэропорт. Ч.1 — снаружи

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Вологодский аэропорт. Ч.1 - снаружи

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

Летающая лодка Бе-12 в ММО

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Летающая лодка Бе-12 в ММО

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

БАМ-2024. I — Нижнеангарский аэропорт

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

БАМ-2024. I - Нижнеангарский аэропорт

Читать: 10 мин
logo Лаборатория Перископа

Заветы Ильича, ч. 3: театр ТОФа и окрестности

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Заветы Ильича, ч. 3: театр ТОФа и окрестности

Читать: 9+ мин
logo Лаборатория Перископа

Билимбай: Свято-Троицкий ракетно-вертолётный храм

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Посёлок Билимбай: Свято-Троицкий ракетно-вертолётный храм

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

Аэропорт Таксимо и тесный Ан-26

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Аэропорт Таксимо и тесный Ан-26

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

Новый аэровокзал Хабаровска (им. Невельского)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Новый аэровокзал Хабаровска (им. Невельского)

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

Полёт Питер - Хабаровск на "арбузе" А-330

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Полёт Питер - Хабаровск на "арбузе" А-330

Читать: 5+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", эпилог

Заключительный ‎«китайский»‏ ‎день ‎целиком ‎ушел ‎на ‎суету‏ ‎с ‎закупками‏ ‎гостинцев,‏ ‎а ‎также ‎на‏ ‎поиск ‎японского‏ ‎посольства ‎– ‎оно ‎было‏ ‎в‏ ‎окрестностях ‎моей‏ ‎вписки. ‎Посольство‏ ‎самураев ‎я ‎так ‎и ‎не‏ ‎нашел‏ ‎– ‎хотя‏ ‎оббегал ‎множество‏ ‎кварталов ‎в ‎этом ‎посольском ‎районе.‏ ‎День‏ ‎был‏ ‎исключительно ‎ясный‏ ‎и ‎без‏ ‎смога, ‎причем‏ ‎вторые‏ ‎сутки ‎подряд.‏ ‎Природа ‎благоухала, ‎и ‎на ‎газонах,‏ ‎в ‎парках‏ ‎и‏ ‎скверах ‎царила ‎весенняя‏ ‎феерия; ‎деревья‏ ‎были ‎усыпаны ‎белыми, ‎розовыми,‏ ‎красными,‏ ‎желтыми ‎цветками‏ ‎и ‎радовали‏ ‎глаз. ‎Наверное, ‎самое ‎красивое ‎время‏ ‎года.

Пекинская‏ ‎весна ‎в‏ ‎разгаре

Я ‎шел‏ ‎вдоль ‎торговой ‎улицы ‎в ‎этом‏ ‎районе‏ ‎и‏ ‎ловил ‎себя‏ ‎на ‎мысли,‏ ‎как ‎комплексовал‏ ‎здесь‏ ‎же ‎всего‏ ‎17 ‎дней ‎назад ‎и ‎как‏ ‎изменилось ‎сейчас‏ ‎мое‏ ‎отношение ‎к ‎окружающему.‏ ‎Все-таки ‎самостоятельное‏ ‎погружение ‎в ‎реальность ‎больше‏ ‎чем‏ ‎на ‎две‏ ‎недели, ‎без‏ ‎посредников ‎в ‎виде ‎экскурсоводов, ‎гидов,‏ ‎организаторов‏ ‎дает ‎быстрое‏ ‎приращение ‎опыта.‏ ‎Пропала ‎китаебоязнь ‎и ‎паническая ‎неуверенность,‏ ‎я‏ ‎стал‏ ‎спокойней ‎и‏ ‎уверенней. ‎И‏ ‎большое ‎спасибо‏ ‎всем‏ ‎тем ‎ребятам,‏ ‎кто ‎встречался ‎на ‎моем ‎пути‏ ‎за ‎эти‏ ‎дни‏ ‎и ‎делился ‎своим‏ ‎опытом ‎по‏ ‎части ‎китайских ‎реалий ‎–‏ ‎шанхайцу‏ ‎Юрию, ‎пекинцу‏ ‎Сергею ‎и‏ ‎особенно ‎даляньцу ‎Алексею. ‎Последний ‎вообще‏ ‎выступил‏ ‎для ‎меня‏ ‎настоящей ‎энциклопедией‏ ‎бытовых ‎и ‎жизненных ‎обычаев ‎и‏ ‎привычек,‏ ‎и‏ ‎после ‎его‏ ‎«школы» ‎я‏ ‎вполне ‎самостоятельно‏ ‎мог‏ ‎вращаться ‎в‏ ‎море ‎китайских ‎реалий ‎– ‎пищевых,‏ ‎транспортных, ‎уличных;‏ ‎даже‏ ‎без ‎знания ‎китайского.‏ ‎Было ‎не‏ ‎без ‎ошибок, ‎конечно, ‎но‏ ‎в‏ ‎целом ‎успешно‏ ‎– ‎потому‏ ‎что ‎я ‎лучше ‎понимал ‎психологию‏ ‎окружающих‏ ‎и ‎их‏ ‎отношение ‎к‏ ‎миру. ‎И ‎каждый, ‎с ‎кем‏ ‎я‏ ‎общался,‏ ‎стал ‎кирпичиком‏ ‎в ‎фундамент‏ ‎знаний ‎об‏ ‎этой‏ ‎стране. ‎

Кстати,‏ ‎о ‎китайском ‎языке ‎и ‎отношении‏ ‎к ‎нему.‏ ‎В‏ ‎какой-то ‎момент ‎–‏ ‎примерно ‎на‏ ‎пятый ‎день ‎после ‎приезда‏ ‎–‏ ‎я ‎начал‏ ‎зарисовывать ‎в‏ ‎блокнот ‎иероглифы, ‎особенно ‎еды. ‎Потом,‏ ‎после‏ ‎Харбина ‎–‏ ‎стал ‎заучивать‏ ‎иероглифы ‎чисел ‎и ‎их ‎произношение,‏ ‎так‏ ‎как‏ ‎говорить ‎«три»‏ ‎или ‎«семь»‏ ‎на ‎китайском‏ ‎оказалось‏ ‎куда ‎эффективнее,‏ ‎чем ‎«уан, ‎ту, ‎фри, ‎фо,‏ ‎файв» ‎на‏ ‎привычном‏ ‎интернационально-английском ‎сленге. ‎За‏ ‎пределами ‎мегаполисов‏ ‎никаких ‎английских ‎слов ‎никто‏ ‎не‏ ‎знает, ‎надо‏ ‎обходиться ‎китайским.‏ ‎

А ‎вот ‎карманный ‎словарь ‎был‏ ‎менее‏ ‎эффективен: ‎там‏ ‎было ‎много‏ ‎слов, ‎и ‎надо ‎было ‎листать,‏ ‎теряя‏ ‎время.‏ ‎В ‎блокноте‏ ‎же ‎я‏ ‎зарисовал ‎примерно‏ ‎30‑35‏ ‎самых ‎«жизненных»‏ ‎сочетаний. ‎И ‎где-то ‎через ‎дюжину‏ ‎дней ‎после‏ ‎приезда‏ ‎– ‎в ‎Яньани‏ ‎– ‎я‏ ‎внезапно ‎испытал ‎на ‎улице‏ ‎радость‏ ‎пятилетнего ‎ребенка,‏ ‎когда ‎он‏ ‎впервые ‎складывает ‎отдельные ‎буквы ‎в‏ ‎слова.‏ ‎Шел ‎по‏ ‎тротуару, ‎смотрел‏ ‎на ‎вывески ‎и ‎узнавал ‎на‏ ‎них‏ ‎ранее‏ ‎выученные ‎слова‏ ‎типа ‎«свинина»,‏ ‎«парикмахерская» ‎или‏ ‎«вода».‏ ‎А ‎ведь‏ ‎сразу ‎после ‎прилета ‎у ‎меня‏ ‎от ‎этих‏ ‎всех‏ ‎непонятных ‎значков ‎просто‏ ‎болела ‎голова!‏ ‎В ‎общем, ‎время ‎в‏ ‎Китае‏ ‎прошло ‎не‏ ‎зря. ‎

Китайцы‏ ‎в ‎реальной ‎жизни ‎оказались ‎вполне‏ ‎доброжелательной‏ ‎и ‎открытой‏ ‎нацией, ‎способной‏ ‎помочь ‎иностранцу ‎в ‎трудных ‎ситуациях.‏ ‎Безусловно,‏ ‎в‏ ‎пределах ‎широко‏ ‎посещаемых ‎туристических‏ ‎зон ‎в‏ ‎больших‏ ‎городах ‎имеется‏ ‎множество ‎темных ‎личностей ‎и ‎разнообразного‏ ‎жулья, ‎из-за‏ ‎которых‏ ‎у ‎многих ‎туристов‏ ‎складывается ‎отношение‏ ‎к ‎стране; ‎однако ‎вне‏ ‎этих‏ ‎зон ‎люди‏ ‎были ‎в‏ ‎большинстве ‎своем ‎отзывчивы, ‎проявляли ‎интерес‏ ‎и‏ ‎пытались ‎помочь‏ ‎в ‎меру‏ ‎своих ‎сил ‎и ‎понимания. ‎Жаль‏ ‎только‏ ‎пропавшую‏ ‎в ‎Яньани‏ ‎камеру ‎(а‏ ‎еще ‎больше‏ ‎–‏ ‎снимки, ‎которые‏ ‎я ‎сделал, ‎но ‎не ‎скопировал‏ ‎вовремя ‎на‏ ‎дорожный‏ ‎ноутбук) ‎– ‎но,‏ ‎строго ‎говоря,‏ ‎я ‎там ‎сильно ‎расслабился,‏ ‎потерял‏ ‎бдительность, ‎нужную‏ ‎в ‎дальней‏ ‎дороге, ‎и ‎получил ‎неприятный ‎урок.‏ ‎

Что‏ ‎еще ‎мне‏ ‎понравилось ‎в‏ ‎стране ‎– ‎так ‎это ‎безопасность. Да,‏ ‎именно‏ ‎так:‏ ‎в ‎Китае‏ ‎вполне ‎безопасно‏ ‎гулять ‎и‏ ‎ездить‏ ‎вечерами, ‎кроме‏ ‎разве ‎что ‎некоторых ‎немногочисленных ‎исключений.‏ ‎Про ‎это‏ ‎мне‏ ‎говорили ‎и ‎соотечественники,‏ ‎живущие ‎здесь‏ ‎– ‎с ‎которыми ‎я‏ ‎встречался‏ ‎в ‎разных‏ ‎городах, ‎затем‏ ‎постепенно ‎я ‎и ‎сам ‎это‏ ‎прочувствовал.‏ ‎Количество ‎гопников‏ ‎и ‎прочей‏ ‎шушеры, ‎склонной ‎приставать ‎к ‎иностранцам‏ ‎или‏ ‎нарушать‏ ‎личное ‎пространство,‏ ‎здесь ‎существенно‏ ‎ниже, ‎чем‏ ‎в‏ ‎других ‎странах,‏ ‎где ‎я ‎бывал. ‎

Около ‎девяти‏ ‎вечера ‎25‏ ‎апреля‏ ‎я ‎направился ‎к‏ ‎метро ‎и‏ ‎поехал ‎на ‎остановку ‎аэроэкспресса.‏ ‎Путь‏ ‎был ‎хорошо‏ ‎знаком ‎и‏ ‎понятен, ‎транспортные ‎реалии ‎я ‎знал‏ ‎уверенно‏ ‎и ‎в‏ ‎аэропорт ‎Пекин-Кэпитэл‏ ‎попал ‎без ‎ошибок. ‎Рейс ‎SU-201‏ ‎на‏ ‎Москву‏ ‎был ‎ночью.‏ ‎Зарегистрировался, ‎пошел‏ ‎на ‎досмотр.‏ ‎Надо‏ ‎сказать, ‎на‏ ‎входе ‎в ‎«чистую ‎зону» ‎людей‏ ‎тут ‎проверяют‏ ‎досконально‏ ‎и ‎строго. ‎Всего‏ ‎обхлопают ‎сканерами,‏ ‎даже ‎обувь ‎и ‎ее‏ ‎подкладки.‏ ‎

На ‎этом‏ ‎А330-300 ‎я‏ ‎прилетел ‎из ‎Пекина

Этот ‎электровоз ‎привёз‏ ‎меня‏ ‎в ‎Петербург.‏ ‎Конец ‎пути

В‏ ‎три ‎часа ‎ночи ‎по ‎пекинскому‏ ‎времени‏ ‎загрузился‏ ‎в ‎наш‏ ‎аэрофлотовский ‎аэробус‏ ‎– ‎А330‑300‏ ‎«Николай‏ ‎Некрасов». ‎Вылетели‏ ‎по ‎расписанию. ‎Обратный ‎рейс ‎обошелся‏ ‎без ‎таких‏ ‎сюрпризов,‏ ‎как ‎сумасшедшая ‎тряска‏ ‎на ‎подлете‏ ‎к ‎Пекину ‎по ‎пути‏ ‎«туда»,‏ ‎и ‎в‏ ‎половину ‎шестого‏ ‎утра ‎меня ‎уже ‎встречала ‎утренняя‏ ‎солнечная‏ ‎Москва. ‎Первая‏ ‎Китайская ‎экспедиция‏ ‎закончилась; ‎до ‎второй ‎оставалось ‎полгода.‏ ‎

Но‏ ‎о‏ ‎ней ‎–‏ ‎в ‎следующей‏ ‎книге.

Полное ‎содержание

Читать: 13+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 19 (начало)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 19 "Порт-Артур. Советское военное кладбище" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 23+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 17

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 17 "Порт-Артур. Дальний предел Империи" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 10+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 2

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 2 "Путь в Поднебесную" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 16+ мин
logo Лаборатория Перископа

Ульяновский авиамузей. Часть 1 (Ту-114, Ту-116 и др.)

За ‎2‏ ‎дня ‎до ‎Нового ‎2022 ‎года‏ ‎удалось ‎побывать‏ ‎на‏ ‎открытой ‎площадке ‎Ульяновского‏ ‎музея ‎гражданской‏ ‎авиации. ‎Этот ‎музей ‎известен‏ ‎значительно‏ ‎меньше ‎монинского‏ ‎под ‎Москвой,‏ ‎он ‎конечно ‎и ‎заметно ‎меньше‏ ‎-‏ ‎однако ‎и‏ ‎там ‎стоят‏ ‎интересные ‎экспонаты, ‎которые ‎сохранились ‎порой‏ ‎в‏ ‎единственном‏ ‎экземпляре. ‎В‏ ‎этот ‎день‏ ‎29 ‎декабря‏ ‎2021‏ ‎года ‎стоял‏ ‎мороз ‎-21°, ‎однако ‎день ‎был‏ ‎ясный ‎и‏ ‎солнечный.‏ ‎Надо ‎было ‎ехать‏ ‎туда, ‎на‏ ‎западную ‎окраину ‎Ульяновска ‎и‏ ‎охватить‏ ‎этот ‎объект.

Добираться‏ ‎туда ‎откровенно‏ ‎неудобно ‎- ‎трамвай ‎до ‎площадки‏ ‎не‏ ‎доходит ‎километра‏ ‎полтора, ‎маршрутки‏ ‎идут ‎мимо ‎только ‎пригородные, ‎причем‏ ‎на‏ ‎остановках‏ ‎не ‎тормозят,‏ ‎ибо ‎полные.‏ ‎Приходится ‎ждать‏ ‎единственного‏ ‎в ‎ту‏ ‎сторону ‎автобуса ‎66, ‎который ‎ходит‏ ‎раз ‎в‏ ‎полчаса‏ ‎или ‎даже ‎реже.‏ ‎66-й ‎тоже‏ ‎забит, ‎ехали ‎стоя. ‎Добираться‏ ‎от‏ ‎Пушкаревского ‎кольца‏ ‎(это ‎такая‏ ‎транспортная ‎развязка ‎на ‎западе ‎Ульяновска)‏ ‎до‏ ‎Аэропорта ‎около‏ ‎полчаса ‎-‏ ‎не ‎так ‎уж ‎и ‎мало.‏ ‎Впрочем,‏ ‎ладно‏ ‎- ‎добрались.‏ ‎Там ‎от‏ ‎остановки ‎к‏ ‎площадке‏ ‎музея ‎надо‏ ‎идти ‎еще ‎около ‎12-15 ‎минут,‏ ‎дорога ‎уходит‏ ‎влево‏ ‎от ‎трассы ‎-‏ ‎Московского ‎шоссе.‏ ‎Справа ‎за ‎загородкой ‎немного‏ ‎видны‏ ‎большие ‎самолеты‏ ‎- ‎они-то‏ ‎нас ‎и ‎ждут!


2. Музей ‎на ‎входе‏ ‎суров‏ ‎и ‎брутален,‏ ‎ничего ‎лишнего.‏ ‎За ‎проходной ‎торчит ‎высокое ‎крыло.‏ ‎Силикатный‏ ‎кирпич,‏ ‎спартанская ‎касса‏ ‎и ‎простые‏ ‎нравы. ‎Маски‏ ‎одели,‏ ‎а ‎вот‏ ‎QR-коды ‎у ‎нас ‎не ‎спросили,‏ ‎несмотря ‎на‏ ‎строгие‏ ‎указатели. ‎Ну ‎да‏ ‎и ‎ладно.


3. Вывеска‏ ‎музея ‎почему-то ‎за ‎решеткой.‏ ‎Зато‏ ‎он, ‎оказывается,‏ ‎"Головной ‎Отраслевой"!


4. Схема‏ ‎расположения ‎самолетов ‎на ‎площадке ‎музея.‏ ‎Сразу‏ ‎отмечу ‎то,‏ ‎что ‎самолеты‏ ‎тут ‎стоят ‎намного ‎вольготней ‎и‏ ‎просторней,‏ ‎чем‏ ‎в ‎Монино‏ ‎и ‎можно‏ ‎их ‎осматривать‏ ‎гораздо‏ ‎свободнее.


5. Огромная ‎модель‏ ‎Ту-104 ‎в ‎помещении ‎кассы. ‎Билет‏ ‎стоит ‎120‏ ‎руб.‏ ‎+ ‎50 ‎руб.‏ ‎сьемка. ‎Однако‏ ‎по ‎факту ‎сьемку ‎никто‏ ‎не‏ ‎контролирует ‎на‏ ‎площадке.


6. Нос ‎Ту‏ ‎еще ‎в ‎старой ‎хрущевской ‎ливрее‏ ‎Аэрофлота.‏ ‎Самолет ‎показал‏ ‎в ‎разрезе.


7. Купив‏ ‎билет, ‎проходим ‎через ‎проходную ‎на‏ ‎площадку.‏ ‎Нам‏ ‎открывается ‎вот‏ ‎такой ‎вид.‏ ‎"Королем" ‎площадки‏ ‎смотрится‏ ‎гигант ‎Ту-114,‏ ‎возвышающийся ‎над ‎собратьями ‎- ‎вот‏ ‎с ‎него‏ ‎и‏ ‎начнем.


8. Итак, ‎Ту-114, ‎"император‏ ‎воздушного ‎океана",‏ ‎флагман ‎Аэрофлота ‎с ‎конца‏ ‎1950-х‏ ‎и ‎все‏ ‎1960-е, ‎пока‏ ‎не ‎подоспели ‎Ту-144 ‎и ‎Ил-62.‏ ‎Один‏ ‎из ‎двух‏ ‎первых ‎трансконтинентальных‏ ‎лайнеров ‎в ‎мире, ‎задавший ‎планете‏ ‎новый‏ ‎масштаб‏ ‎расстояний. ‎Машина‏ ‎этапная ‎и‏ ‎легендарная. ‎Осталось‏ ‎в‏ ‎мире ‎их‏ ‎совсем ‎немного: ‎один ‎в ‎Монино,‏ ‎один ‎тут‏ ‎в‏ ‎Ульяновске, ‎один ‎в‏ ‎Кривом ‎Роге‏ ‎и ‎один, ‎вроде ‎бы,‏ ‎в‏ ‎Самаре ‎(?).‏ ‎Все. ‎Но‏ ‎если ‎в ‎Монино ‎стоит ‎ранний,‏ ‎экспериментальный‏ ‎образец, ‎на‏ ‎котором ‎Хрущев‏ ‎летал ‎в ‎Штаты ‎в ‎1959-м,‏ ‎то‏ ‎этот‏ ‎уже ‎регулярный‏ ‎рейсовый ‎лайнер.


9. Очень‏ ‎мощное ‎носовое‏ ‎шасси.‏ ‎Машина-то ‎тяжелая.


10. Двигатели‏ ‎Ту-114 ‎такие ‎же, ‎как ‎и‏ ‎у ‎Ту-95‏ ‎-‏ ‎НК-12М ‎конструкции ‎Н.Д.‏ ‎Кузнецова, ‎что‏ ‎находился ‎в ‎Куйбышеве. ‎Самые‏ ‎мощные‏ ‎в ‎истории‏ ‎турбовинтовые ‎двигатели‏ ‎- ‎по ‎15.000 ‎л.с. ‎каждый,‏ ‎а‏ ‎самолеты ‎с‏ ‎этими ‎движками‏ ‎- ‎самые ‎быстрые ‎турбовинтовики ‎в‏ ‎мире.‏ ‎Однако‏ ‎за ‎это‏ ‎приходится ‎платить:‏ ‎они ‎очень‏ ‎шумные.


11. А‏ ‎в ‎этом‏ ‎ракурсе ‎хорошо ‎видно, ‎что ‎винты‏ ‎у ‎НК-12‏ ‎-‏ ‎соосные. То ‎есть, ‎на‏ ‎одной ‎оси‏ ‎- ‎2 ‎винта, ‎которые‏ ‎крутятся‏ ‎в ‎противоположные‏ ‎стороны.


12. Автор ‎на‏ ‎фоне ‎циклопических ‎винтов ‎НК-12. ‎Оцените‏ ‎масштаб!

Должен‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎это ‎-‏ ‎самолет ‎моего ‎детства. ‎Сколько ‎я‏ ‎пересмотрел‏ ‎взлетов‏ ‎и ‎посадок‏ ‎этого ‎монстра‏ ‎в ‎начале‏ ‎70-х!‏ ‎Наверное, ‎десятка‏ ‎полтора. ‎Было ‎классе ‎в ‎третьем,‏ ‎четвертом, ‎пятом‏ ‎у‏ ‎нас, ‎хабаровских ‎пацанов,‏ ‎особое ‎развлечение‏ ‎- ‎слинять ‎с ‎продленки,‏ ‎запрыгнуть‏ ‎в ‎"тройку",‏ ‎которая ‎едет‏ ‎в ‎аэропорт. ‎Затем ‎слезть ‎на‏ ‎остановку‏ ‎раньше, ‎у‏ ‎Малого ‎аэропорта‏ ‎и ‎бежать ‎знакомыми ‎тропинками ‎к‏ ‎забору‏ ‎у‏ ‎конца ‎ВПП.‏ ‎

"Императора" ‎было‏ ‎слышно ‎уже‏ ‎издалека,‏ ‎когда ‎он‏ ‎рулил ‎на ‎взлет, ‎звук ‎совершенно‏ ‎неповторимый, ‎его‏ ‎не‏ ‎перепутать ‎ни ‎с‏ ‎чем. ‎Ил-18‏ ‎был ‎потише, ‎да ‎и‏ ‎тон‏ ‎другой. ‎Расписание‏ ‎тоже ‎было‏ ‎весьма ‎удобным ‎- ‎два ‎московских‏ ‎рейса‏ ‎после ‎2‏ ‎часов ‎дня.‏ ‎Единственно, ‎иногда ‎мог ‎быть ‎облом‏ ‎-‏ ‎если‏ ‎ставили ‎новый‏ ‎лайнер ‎Ил-62,‏ ‎все ‎было‏ ‎гораздо‏ ‎прозаичней ‎и‏ ‎мы ‎уезжали ‎разочарованные. ‎Но ‎в‏ ‎те ‎времена‏ ‎"62-й"‏ ‎штатно ‎обслуживал ‎только‏ ‎25-й ‎рейс,‏ ‎а ‎на ‎остальных ‎рабочей‏ ‎лошадкой‏ ‎был ‎114-й.‏ ‎Взлет ‎"воздушного‏ ‎императора", ‎когда ‎огромной ‎и ‎одновременно‏ ‎изящной‏ ‎тушей ‎он‏ ‎проносится ‎прямо‏ ‎над ‎тобой ‎и ‎обдает ‎тебя‏ ‎горячим‏ ‎воздухом‏ ‎от ‎винтов,‏ ‎давал ‎эмоции‏ ‎совершенно ‎феерические‏ ‎и‏ ‎незабываемые.

И ‎вот‏ ‎теперь ‎я ‎стою ‎у ‎замолкших‏ ‎навсегда ‎НК-12‏ ‎и‏ ‎вспоминаю ‎этот ‎замечательный‏ ‎лайнер ‎еще‏ ‎живым ‎и ‎в ‎расцвете‏ ‎сил.

13. Передняя‏ ‎часть ‎фюзеляжа‏ ‎Ту-114 ‎с‏ ‎носовой ‎стойкой.


14. Ракурс ‎на ‎центральную ‎часть‏ ‎фюзеляжа.‏ ‎Здесь ‎хорошо‏ ‎видно, ‎что‏ ‎Ту-114 ‎- ‎низкоплан, т.е. ‎крыло ‎ниже‏ ‎линии‏ ‎центра‏ ‎фюзеляжа.


15. И ‎еще‏ ‎ракурс ‎на‏ ‎соосные ‎винты‏ ‎движка‏ ‎НК-12.


16. Ту-114 ‎сбоку‏ ‎целиком, ‎от ‎носа ‎до ‎хвоста.‏ ‎


17. Мы ‎не‏ ‎зря‏ ‎так ‎подробно ‎рассмотрели‏ ‎Ту-114 ‎с‏ ‎разных ‎точек, ‎потому ‎что‏ ‎рядом‏ ‎стоит ‎его‏ ‎младший ‎брат‏ ‎- ‎Ту-116. ‎У ‎него ‎такие‏ ‎же‏ ‎монстры-двигатели ‎НК-12,‏ ‎однако ‎он‏ ‎намного ‎тоньше ‎и ‎напоминает ‎осу,‏ ‎а‏ ‎не‏ ‎шершня, ‎как‏ ‎Ту-114. ‎Это‏ ‎как ‎бы‏ ‎"диетический‏ ‎Ту-114, ‎который‏ ‎не ‎кормили ‎год". ‎Странный ‎мутант‏ ‎в ‎обводах‏ ‎Ту-95,‏ ‎с ‎узким ‎пассажирским‏ ‎фюзеляжем ‎и‏ ‎герметичной ‎капсулой ‎внутри. ‎И‏ ‎он‏ ‎не ‎низкоплан,‏ ‎а ‎среднеплан.


18. Это‏ ‎самолет, ‎из-за ‎которого ‎обязательно ‎надо‏ ‎было‏ ‎посетить ‎этот‏ ‎авиамузей. ‎Сделан‏ ‎Ту-116 ‎в ‎2 ‎экземплярах, ‎а‏ ‎сохранился‏ ‎единственный.‏ ‎"Изготовлены ‎для‏ ‎Н.С. ‎Хрущева‏ ‎и ‎Н.А.‏ ‎Булганина"‏ ‎- ‎гласит‏ ‎табличка ‎в ‎музее, ‎однако ‎ни‏ ‎Никита ‎Сергеич,‏ ‎ни‏ ‎Николай ‎Саныч ‎на‏ ‎них ‎не‏ ‎летали. ‎Зато ‎летали ‎маршалы‏ ‎Малиновский,‏ ‎Крылов, ‎Гречко‏ ‎и ‎Бирюзов.


19. Точнее‏ ‎было ‎бы ‎его ‎назвать ‎"пассажирским‏ ‎Ту-95",‏ ‎ибо ‎он‏ ‎сделан ‎именно‏ ‎в ‎его ‎габаритах.


20. Табличка ‎у ‎Ту-116.


21. Вид‏ ‎Ту-116‏ ‎с‏ ‎хвоста. ‎Совершенно‏ ‎не ‎похож‏ ‎на ‎Ту-114!


22. Вид‏ ‎Ту-116‏ ‎сбоку. ‎Копия‏ ‎Ту-95!


23. Еще ‎ракурс ‎этого ‎редкого ‎мутанта.‏ ‎


24. Ту-116 ‎и‏ ‎Ту-114‏ ‎в ‎едином ‎строю.‏ ‎Теперь ‎идем‏ ‎дальше!


25. За ‎Ту-116 ‎стоит ‎трудяга‏ ‎и‏ ‎надежная ‎рабочая‏ ‎лошадка ‎Аэрофлота‏ ‎- ‎Ил-18. ‎Я ‎на ‎нем‏ ‎летал‏ ‎дважды, ‎в‏ ‎1970-е. ‎В‏ ‎те ‎времена ‎он ‎выполнял ‎большую‏ ‎часть‏ ‎среднемагистральных‏ ‎рейсов ‎по‏ ‎СССР. ‎Он,‏ ‎конечно, ‎не‏ ‎такой‏ ‎огромный, ‎как‏ ‎Ту-114, ‎но ‎тоже ‎с ‎4-мя‏ ‎двигателями.


26. Вид ‎на‏ ‎Ил-18‏ ‎спереди.


27. Вид ‎на ‎Ил-18‏ ‎сбоку.


28. Прямо ‎напротив‏ ‎Ту-114 ‎стоит ‎реактивный ‎первенец‏ ‎Аэрофлота‏ ‎- ‎Ту-104.‏ ‎Он ‎вышел‏ ‎на ‎линии ‎в ‎далеком ‎1956‏ ‎году,‏ ‎от ‎которого‏ ‎нас ‎отделяет‏ ‎уже ‎не ‎полвека, ‎а ‎65‏ ‎лет‏ ‎(!).‏ ‎Сконструирован ‎на‏ ‎базе ‎бомбардировщика‏ ‎Ту-16, ‎но‏ ‎со‏ ‎значительной ‎переделкой.


29. Здесь‏ ‎стоит ‎модификация ‎Ту-104А. ‎Рядом ‎трап‏ ‎- ‎видимо,‏ ‎летом‏ ‎проводятся ‎экскурсии. ‎Однако‏ ‎сейчас ‎все‏ ‎закрыто ‎и ‎мороз ‎-23.


30. Вместе‏ ‎с‏ ‎Ту-104 ‎стоит‏ ‎и ‎его‏ ‎младший ‎брат ‎Ту-124 ‎- ‎редкий‏ ‎лайнер,‏ ‎который ‎эксплуатировался‏ ‎в ‎Аэрофлоте‏ ‎сравнительно ‎недолго. ‎Потом ‎в ‎1970-е‏ ‎его‏ ‎сменил‏ ‎Ту-134.


31. Ту-124 ‎тоже‏ ‎с ‎трапом.‏ ‎Да... ‎интересно‏ ‎было‏ ‎бы ‎посмотреть‏ ‎его ‎салон!


32. Наконец, ‎еще ‎парочка ‎ракурсов‏ ‎"императора" ‎Ту-114.‏ ‎Строго‏ ‎сбоку, ‎в ‎профиль.


33. ...и‏ ‎со ‎стороны‏ ‎крыла, ‎на ‎двигатели ‎НК-12‏ ‎-‏ ‎неплохо ‎видно,‏ ‎как ‎они‏ ‎закреплены ‎на ‎крыле.

PS. ‎Однако ‎это‏ ‎только‏ ‎первая ‎часть‏ ‎про ‎Ульяновский‏ ‎авиамузей. ‎

Скоро ‎будут ‎вторая ‎и‏ ‎третья,‏ ‎оставайтесь‏ ‎на ‎линии!

Читать: 14+ мин
logo Лаборатория Перископа

Ульяновский авиамузей. Часть 3 (Ту-144 и остальное)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

3-я часть обзора Ульяновского авиамузея. Сверхзвуковой пассажирский Ту-144 в деталях и ракурсах, Ил-86 и пара военных самолётов на десерт.

Читать: 13+ мин
logo Лаборатория Перископа

Ульяновский авиамузей. Часть 2 (от АНТ-4 до Ил-62)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Продолжаем рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, а теперь обозреем основной парк.

Читать: 1+ мин
logo Army Blog

КАК РОССИЯ ЛИШИЛАСЬ СВОЕГО СУПЕРОРУЖИЯ? 💥 Можно ли сделать авиабомбу с УМПК снова великой?

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 200₽ в месяц

Почему авиабомбы с управляемыми модулями планирования и коррекции потеряли свою эффективность, причём не только в российских ВВС, но и в украинских? И что с этим можно сделать?

Смотреть: 1+ мин
logo Hoffmann+

Риторика европейских «поджигателей войны» и военная промышленность ЕС

В ‎марте‏ ‎официальные ‎лица ‎Европейского ‎союза, ‎Франции,‏ ‎Соединенного ‎королевства‏ ‎и‏ ‎других ‎стран ‎Европы‏ ‎в ‎своих‏ ‎заявлениях ‎очень ‎часто ‎говорили‏ ‎о‏ ‎«грядущей ‎войне‏ ‎с ‎Россией». Этот‏ ‎нарратив ‎позволил ‎им ‎отыграть ‎несколько‏ ‎очков‏ ‎во ‎внутриполитическом‏ ‎спектакле, ‎в‏ ‎то ‎время ‎как ‎попытки ‎Брюсселя‏ ‎консолидировать‏ ‎вокруг‏ ‎подготовки ‎к‏ ‎войне ‎все‏ ‎страны-члены ‎ЕС‏ ‎не‏ ‎увенчались ‎особым‏ ‎успехом, ‎если ‎не ‎считать ‎позиции‏ ‎Польши ‎или‏ ‎бывших‏ ‎советских ‎республик ‎Прибалтики.‏ ‎

Но ‎воинственная‏ ‎риторика ‎и ‎запугивание ‎«российской‏ ‎угрозой» в‏ ‎первую ‎очередь‏ ‎играют ‎на‏ ‎руку ‎военной ‎промышленности ‎Евросоюза, ‎прежде‏ ‎всего‏ ‎французской. ‎Она‏ ‎преобразует ‎«угрозы»‏ ‎в ‎обоснование ‎программ ‎закупок ‎вооружения.

Финансы‏ ‎и‏ ‎производство

В‏ ‎2024 ‎финансовые‏ ‎показатели ‎ключевых‏ ‎игроков ‎европейской‏ ‎военной‏ ‎промышленности ‎показали‏ ‎рост ‎прибыли. ‎Так, ‎французская ‎самолетостроительная‏ ‎компания ‎Dassault‏ ‎Aviation увеличила‏ ‎свою ‎чистую ‎прибыль‏ ‎на ‎19,2%‏ ‎(€1,1 ‎млрд), ‎а ‎маржа‏ ‎составила‏ ‎17%. ‎Оборот‏ ‎французского ‎производителя‏ ‎военной ‎электроники ‎Thales увеличился ‎на ‎8,3%‏ ‎(€20,6‏ ‎млрд) ‎при‏ ‎чистой ‎прибыли‏ ‎€507 ‎млн.

В ‎настоящее ‎время ‎Dassault‏ ‎выпускает‏ ‎три‏ ‎истребителя ‎Rafale в‏ ‎месяц. ‎Фирма‏ ‎планирует ‎увеличить‏ ‎этот‏ ‎показатель ‎до‏ ‎четырех-пяти ‎единиц ‎в ‎месяц ‎к‏ ‎2030. ‎

Что‏ ‎характерно,‏ ‎ключевые ‎контракты ‎в‏ ‎очереди ‎заказов‏ ‎французской ‎компании ‎– ‎от‏ ‎азиатских‏ ‎стран. ‎Это‏ ‎26 ‎Rafale‏ ‎для ‎ВМС ‎Индии ‎и ‎80‏ ‎этих‏ ‎истребителей ‎в‏ ‎версии ‎F4‏ ‎(возможен ‎переход ‎на ‎F5) ‎в‏ ‎интересах‏ ‎ОАЭ.‏ ‎Dassault ‎также‏ ‎ведет ‎переговоры‏ ‎с ‎Саудовской‏ ‎Аравией.‏ ‎

Вместе ‎с‏ ‎тем ‎фирма ‎испытывает ‎проблемы ‎с‏ ‎долгим ‎циклом‏ ‎подготовки‏ ‎кадров ‎и ‎расширения‏ ‎цепочки ‎поставок.‏ ‎В ‎лучшем ‎случае ‎их‏ ‎устранение‏ ‎может ‎занять‏ ‎два-три ‎года.

Thales‏ ‎же ‎имеет ‎рекордный ‎портфель ‎заказов‏ ‎на‏ ‎сумму ‎€39‏ ‎млрд. ‎В‏ ‎2025 ‎в ‎приоритетах ‎корпорации ‎увеличение‏ ‎в‏ ‎три‏ ‎раза ‎производства‏ ‎радиолокационных ‎станций‏ ‎с ‎активной‏ ‎фазированной‏ ‎антенной ‎решеткой‏ ‎RBE2 ‎Mk ‎4.1 для ‎оснащения ‎Rafale,‏ ‎а ‎также‏ ‎увеличение‏ ‎в ‎четыре ‎раза‏ ‎выпуска ‎ракетного‏ ‎оружия.

Что ‎касается ‎рыночной ‎динамики,‏ ‎то‏ ‎на ‎фоне‏ ‎планов ‎ЕС‏ ‎увеличить ‎военные ‎расходы ‎до ‎€800‏ ‎млрд‏ ‎наблюдается ‎рост‏ ‎акций ‎европейских‏ ‎военно-промышленных ‎корпораций: ‎британской ‎BAE ‎Systems, итальянской‏ ‎Leonardo и‏ ‎немецкой‏ ‎Rheinmetall.

Также, ‎приостановка‏ ‎американской ‎военной‏ ‎помощи ‎Украине‏ ‎усилила‏ ‎спрос ‎на‏ ‎европейское ‎вооружение.

Политический ‎контекст ‎и ‎стратегические‏ ‎инициативы

Как ‎уже‏ ‎упоминалось,‏ ‎Европейская ‎комиссия ‎планирует‏ ‎увеличить ‎военные‏ ‎затраты ‎до ‎€800 ‎млрд.‏ ‎Из‏ ‎них ‎€150‏ ‎млрд ‎пойдут‏ ‎на ‎кредитование ‎перевооружения. ‎При ‎этом‏ ‎в‏ ‎своей ‎риторике‏ ‎Брюссель ‎фактически‏ ‎поддерживает ‎идеи ‎президента ‎Франции ‎Эмманюэля‏ ‎Макрона о‏ ‎«независимости‏ ‎от ‎США», включая‏ ‎разговоры ‎о‏ ‎ядерном ‎арсенале‏ ‎ЕС.‏ ‎Эти ‎две‏ ‎очень ‎неустойчивые ‎тенденции ‎лежат ‎в‏ ‎основе ‎так‏ ‎называемой‏ ‎«европейской ‎стратегической ‎автономии».

В‏ ‎ФРГ ‎председатель‏ ‎проатлантистской ‎партии ‎Христианско-демократический ‎союз (ХДС)‏ ‎и,‏ ‎вероятно, ‎будущий‏ ‎канцлер ‎страны‏ ‎Фридрих ‎Мерц предлагает ‎создать ‎«европейский ‎ядерный‏ ‎зонтик» и‏ ‎отменить ‎«долговой‏ ‎тормоз» ‎для‏ ‎финансирования ‎военных ‎расходов. ‎Еще ‎более‏ ‎радикально‏ ‎атлантистская‏ ‎леволиберальная ‎партия‏ ‎Союз ‎90/Зеленые‏ ‎поддерживает ‎увеличение‏ ‎военных‏ ‎затрат. ‎Таким‏ ‎образом, ‎Мерц, ‎ХДС ‎и ‎немецкие‏ ‎«зеленые» ‎вторят‏ ‎позициям‏ ‎Брюсселя.

В ‎этот ‎якобы‏ ‎«оборонительный» ‎контекст‏ ‎вписывается ‎инициатива, ‎которая ‎выходит‏ ‎за‏ ‎рамки ‎Евросоюза‏ ‎и ‎имеет‏ ‎очевидный ‎наступательный ‎характер ‎– ‎формирование‏ ‎«коалиции‏ ‎желающих» для ‎отправки‏ ‎войск ‎на‏ ‎Украину ‎под ‎видом ‎«миротворческого ‎контингента». Эта‏ ‎идея‏ ‎принадлежит‏ ‎Франции ‎и‏ ‎Соединенному ‎королевству,‏ ‎которое ‎уже‏ ‎не‏ ‎входит ‎в‏ ‎ЕС.

Если ‎«ядерный ‎зонтик» ‎США ‎в‏ ‎настоящее ‎время‏ ‎фактически‏ ‎не ‎имеет ‎альтернатив‏ ‎для ‎Европы,‏ ‎а ‎угроза ‎официального ‎англо-французского‏ ‎военного‏ ‎вмешательства ‎в‏ ‎специальную ‎военную‏ ‎операцию ‎больше ‎похожа ‎на ‎попытку‏ ‎попасть‏ ‎за ‎стол‏ ‎переговоров ‎между‏ ‎РФ ‎и ‎США, ‎то ‎увеличение‏ ‎военных‏ ‎расходов‏ ‎– ‎вполне‏ ‎реальная ‎стратегическая‏ ‎инициатива, ‎основанная‏ ‎на‏ ‎коммерческом ‎интересе‏ ‎европейской ‎военной ‎промышленности.

Сбыт ‎военной ‎продукции‏ ‎и ‎геополитика

Если‏ ‎взять‏ ‎в ‎расчет ‎ключевые‏ ‎рынки ‎Thales‏ ‎с ‎ее ‎рекордным ‎портфелем‏ ‎заказов,‏ ‎то ‎рост‏ ‎продаж ‎корпорации‏ ‎наблюдается ‎только ‎во ‎Франции ‎(что‏ ‎неизбежно)‏ ‎и ‎Соединенном‏ ‎королевстве. ‎Основной‏ ‎же ‎рост ‎заказов ‎фирмы ‎–‏ ‎на‏ ‎9,6%‏ ‎- ‎наблюдается‏ ‎на ‎азиатском‏ ‎рынке. ‎Это‏ ‎такие‏ ‎покупатели, ‎как‏ ‎Индия, ‎Индонезия, ‎Саудовская ‎Аравия ‎и‏ ‎ОАЭ.

Такие ‎тенденции‏ ‎будут‏ ‎и ‎у ‎других‏ ‎крупных ‎европейских‏ ‎производителей ‎продукции ‎военного ‎назначения‏ ‎(ПВН).‏ ‎Их ‎зоны‏ ‎роста ‎–‏ ‎Индо-Тихоокеанский ‎регион ‎и ‎Ближний ‎Восток.

Усиление‏ ‎спроса‏ ‎на ‎европейское‏ ‎вооружение ‎на‏ ‎фоне ‎сокращения ‎американской ‎военной ‎помощи‏ ‎Украине‏ ‎также‏ ‎имеет ‎свои‏ ‎пределы. ‎В‏ ‎2024 ‎у‏ ‎той‏ ‎же ‎Thales‏ ‎на ‎украинский ‎рынок ‎приходилось ‎менее‏ ‎1% ‎от‏ ‎всех‏ ‎заказов. ‎

Однако ‎в‏ ‎III.2025 ‎Thales‏ ‎Air ‎Defence – североирландское ‎подразделение ‎французской‏ ‎корпорации‏ ‎– ‎получило‏ ‎контракт ‎на‏ ‎поставку ‎Киеву ‎5 ‎тыс. ‎многоцелевых‏ ‎ракет‏ ‎Martlet. Сделка ‎стоимостью‏ ‎£1,6 ‎млрд‏ ‎стала ‎коммерческим ‎успехом ‎ольстерского ‎филиала‏ ‎Thales.

У‏ ‎производителей‏ ‎боевых ‎машин‏ ‎и ‎боеприпасов‏ ‎показатель ‎поставок‏ ‎ПВН‏ ‎на ‎Украине‏ ‎может ‎быть ‎на ‎порядок ‎выше,‏ ‎но ‎не‏ ‎является‏ ‎ключевым ‎в ‎портфеле‏ ‎заказов.

Технологические ‎тренды

Хотя‏ ‎выход ‎США ‎из ‎НАТО‏ ‎представляется‏ ‎маловероятным, ‎в‏ ‎ЕС ‎прорабатывают‏ ‎военно-технические ‎угрозы, ‎связанные ‎с ‎возможной‏ ‎сменой‏ ‎военно-политических ‎ориентиров‏ ‎Вашингтона. ‎Так,‏ ‎применение ‎американских ‎истребителей ‎F-35 ‎может‏ ‎стать‏ ‎для‏ ‎европейских ‎стран‏ ‎очень ‎рискованным.‏ ‎

В ‎этом‏ ‎контексте‏ ‎одним ‎из‏ ‎ключевых ‎вопросов ‎является ‎альтернатива ‎авиационному‏ ‎носителю ‎ядерного‏ ‎оружия‏ ‎(ЯО), ‎тем ‎более,‏ ‎если ‎в‏ ‎гипотетическом ‎сценарии ‎Евросоюз ‎станет‏ ‎обладателем‏ ‎такого ‎вооружения.‏ ‎Здесь ‎выбор‏ ‎падает ‎на ‎французские ‎истребители ‎Rafale‏ ‎в‏ ‎модификации ‎носителя‏ ‎ЯО.

В ‎III.2025‏ ‎Франция ‎запустила ‎третий ‎и ‎последний‏ ‎военно-разведывательный‏ ‎спутник‏ ‎серии ‎CSO‏ ‎(Composante ‎Spatiale‏ ‎Optique). Эти ‎космические‏ ‎аппараты‏ ‎входят ‎в‏ ‎европейскую ‎программу ‎спутниковой ‎разведки ‎MUSIS‏ ‎(MUltinational ‎Space-based‏ ‎Imaging‏ ‎System ‎for ‎Surveillance,‏ ‎Reconnaissance ‎and‏ ‎Observation) под ‎эгидой ‎военного ‎агентства‏ ‎ЕС‏ ‎EDA ‎(European‏ ‎Defence ‎Agency).

Эта‏ ‎программа, ‎как ‎ожидается, ‎обеспечит ‎частичную‏ ‎независимость‏ ‎европейских ‎стран‏ ‎от ‎США‏ ‎в ‎области ‎видовой ‎разведки ‎из‏ ‎космоса.‏ ‎MUSIS‏ ‎– ‎переходная‏ ‎программа ‎на‏ ‎пути ‎к‏ ‎более‏ ‎широкому ‎проекту.‏ ‎Его ‎реализация ‎- ‎в ‎коммерческих‏ ‎интересах ‎французских‏ ‎корпораций‏ ‎Thales ‎и ‎Airbus.

Кроме‏ ‎того, ‎Thales‏ ‎инвестирует ‎в ‎разработку ‎и‏ ‎производство‏ ‎систем ‎киберзащиты‏ ‎для ‎Rafale‏ ‎и ‎наземных ‎радиолокационных ‎станций ‎истребителя.‏ ‎Фирма‏ ‎стремится ‎позиционировать‏ ‎самолет ‎как‏ ‎авиационный ‎комплекс, ‎обладающий ‎«кибериммунитетом».

Видео: ‎запуск‏ ‎ракеты-носителя‏ ‎со‏ ‎спутником ‎CSO-3‏ ‎

Заключение

Военные ‎расходы‏ ‎ЕС ‎растут‏ ‎и‏ ‎будут ‎расти,‏ ‎но ‎основная ‎часть ‎ПВН ‎европейских‏ ‎производителей ‎экспортируется‏ ‎в‏ ‎Азию. ‎К ‎тому‏ ‎же, ‎военная‏ ‎промышленность ‎стран ‎Европы ‎подвержена‏ ‎серьезным‏ ‎рискам ‎-задержкам‏ ‎в ‎производстве‏ ‎из-за ‎нехватки ‎кадров ‎и ‎мощностей,‏ ‎а‏ ‎также ‎возможным‏ ‎последствиям ‎«торговой‏ ‎войны» ‎с ‎США.

Ранними ‎признаками ‎реальной‏ ‎подготовки‏ ‎Евросоюза‏ ‎к ‎«стратегической‏ ‎автономии» ‎и‏ ‎полномасштабной ‎войне‏ ‎с‏ ‎Россией ‎станут:‏ ‎скоординированность ‎инвестиций ‎стран-участниц ‎в ‎военные‏ ‎разработки ‎и‏ ‎производство,‏ ‎ускорение ‎темпов ‎модернизации‏ ‎производственных ‎процессов‏ ‎военно-промышленных ‎предприятий ‎и ‎заявленная‏ ‎на‏ ‎доктринальном ‎уровне‏ ‎политическая ‎воля‏ ‎к ‎«стратегической ‎автономии». ‎

Это ‎объявление‏ ‎может‏ ‎прозвучать ‎на‏ ‎саммите ‎НАТО‏ ‎в ‎Гааге ‎в ‎VI.2025. ‎В‏ ‎такой‏ ‎автономии‏ ‎Франция ‎и‏ ‎ее ‎авиационно-космические‏ ‎военные ‎разработки‏ ‎будут‏ ‎играть ‎определяющую‏ ‎роль.

Смотреть: 9+ мин
logo Army Blog

АВИАНОСЕЦ — ГОРДОСТЬ СВЕРХДЕРЖАВЫ или ПОЗОР в ВОЙНЕ с ДИКАРЯМИ?

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 200₽ в месяц

Какова ценность авианосца, как боевой единицы в современных реалиях войны? Давайте разбираться!

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

31 подписчик

Метки

архитектура 89 железные дороги 88 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 40 вокзалы 36 Советский Союз 32 реалии торговли 30 20 лет назад 24 БАМ 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 идентичность 19 питер 19 авто 18 память 18 авиация 17 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 модернизм 16 мосты 15 Москва 14 русское наследие 12 флот 11 Пекин 10 трамвай 9 дневник Перископа 8 еда и напитки 7 кладбище 7 ленин 7 Новый Ургал 7 Петровский Завод 7 советские реалии 7 спальные районы 7 метро 6 модерн 6 объявления от автора 6 хабаровск 6 1982 5 underground 5 Вологда 5 Далянь 5 Забайкалье 5 коммунизм 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 Мао Цзэдун 4 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 калининград 2 море 2 нижнеангарск 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 Северомуйск 2 советская торговля 2 таксимо 2 текущее 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 якутия 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Владивосток 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Киров 1 космос 1 Кунгур 1 Павловск 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Петергоф 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Сестрорецк 1 Советская Армия 1 Сталин 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 тоннели 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048