logo
40
читателей
Лаборатория Перископа  Исследуем вместе с читателями транспортные смыслы прошлого и современности. Этот блог не про сиюминутные новости - он про историю транспорта, про искусство о транспорте и про реальную Россию без гламура и ругани.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Транспорт и его история обычно незаслуженно задвинуты в чулан, по сравнению с политикой и развлекательными текстами. Однако в поездках и полётах многие проводят весьма немало - и это отнюдь не "потерянное время", а часть нашей жизни. И она тоже заслуживает отражения. Здесь размещаются записки Сергея Сигачева по истории транспорта, а также очерки из его исследовательских поездок; дневниковые записи 1981-2002 гг. с пояснениями и комментариями для современного читателя, зарисовки из истории дальних поездов, рассказы о процессе обрыва транспортных связей бывших республик после распада СССР, книги о трансконтинентальных путешествиях автора и многое другое.
Без кликбейта, спешки, погони за сиюминутными новостями и маркетинга в любой его форме. Качественно, неспешно, аккуратно и последовательно. Приходите и располагайтесь в нашем вагоне, чай в подстаканнике тоже наливают!
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Если хотите просто поддержать проект, исследования и поездки автора

Помочь проекту
Плацкарт 400₽ месяц 4 320₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа

Плацкартное место дает право на чтение и комментирование постов.

Оформить подписку
Купе 700₽ месяц 6 720₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа

Купейная полочка. Чтение и комментирование постов и право на формирование отдельных тем для постов.

Оформить подписку
СВ 4 000₽ месяц 33 600₽ год
(-30%)
При подписке на год для вас действует 30% скидка. 30% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа

Место в вагоне СВ. Если вы хотите поддерживать автора более масштабно и участвовать в финансировании его поездок. Дает право на бесплатные экземпляры книг автора с автографом, в случае их выхода из печати.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
40 подписчиков
Обновления проекта
Поделиться
Метки
железные дороги 79 архитектура 72 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 37 вокзалы 30 реалии торговли 27 Советский Союз 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 идентичность 19 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 БАМ 16 память 13 авиация 12 авто 12 русское наследие 12 20 лет назад 11 питер 11 Москва 10 Пекин 10 модернизм 9 мосты 9 дневник Перископа 8 флот 8 еда и напитки 7 Петровский Завод 7 спальные районы 7 кладбище 6 ленин 6 Новый Ургал 6 объявления от автора 6 советские реалии 6 трамвай 6 хабаровск 6 1982 5 Далянь 5 коммунизм 5 модерн 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 Забайкалье 4 Мао Цзэдун 4 underground 3 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 метро 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 море 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 советская торговля 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Киров 1 Кунгур 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Северомуйск 1 таксимо 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 текущее 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов
Читать: 10 мин
logo Лаборатория Перископа

Заветы Ильича, ч. 3: театр ТОФа и окрестности

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Заветы Ильича, ч. 3: театр ТОФа и окрестности

Читать: 9+ мин
logo Лаборатория Перископа

Билимбай: Свято-Троицкий ракетно-вертолётный храм

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Посёлок Билимбай: Свято-Троицкий ракетно-вертолётный храм

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

Аэропорт Таксимо и тесный Ан-26

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Аэропорт Таксимо и тесный Ан-26

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

Новый аэровокзал Хабаровска (им. Невельского)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Новый аэровокзал Хабаровска (им. Невельского)

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

Полёт Питер - Хабаровск на "арбузе" А-330

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Полёт Питер - Хабаровск на "арбузе" А-330

Читать: 5+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", эпилог

Заключительный ‎«китайский»‏ ‎день ‎целиком ‎ушел ‎на ‎суету‏ ‎с ‎закупками‏ ‎гостинцев,‏ ‎а ‎также ‎на‏ ‎поиск ‎японского‏ ‎посольства ‎– ‎оно ‎было‏ ‎в‏ ‎окрестностях ‎моей‏ ‎вписки. ‎Посольство‏ ‎самураев ‎я ‎так ‎и ‎не‏ ‎нашел‏ ‎– ‎хотя‏ ‎оббегал ‎множество‏ ‎кварталов ‎в ‎этом ‎посольском ‎районе.‏ ‎День‏ ‎был‏ ‎исключительно ‎ясный‏ ‎и ‎без‏ ‎смога, ‎причем‏ ‎вторые‏ ‎сутки ‎подряд.‏ ‎Природа ‎благоухала, ‎и ‎на ‎газонах,‏ ‎в ‎парках‏ ‎и‏ ‎скверах ‎царила ‎весенняя‏ ‎феерия; ‎деревья‏ ‎были ‎усыпаны ‎белыми, ‎розовыми,‏ ‎красными,‏ ‎желтыми ‎цветками‏ ‎и ‎радовали‏ ‎глаз. ‎Наверное, ‎самое ‎красивое ‎время‏ ‎года.

Пекинская‏ ‎весна ‎в‏ ‎разгаре

Я ‎шел‏ ‎вдоль ‎торговой ‎улицы ‎в ‎этом‏ ‎районе‏ ‎и‏ ‎ловил ‎себя‏ ‎на ‎мысли,‏ ‎как ‎комплексовал‏ ‎здесь‏ ‎же ‎всего‏ ‎17 ‎дней ‎назад ‎и ‎как‏ ‎изменилось ‎сейчас‏ ‎мое‏ ‎отношение ‎к ‎окружающему.‏ ‎Все-таки ‎самостоятельное‏ ‎погружение ‎в ‎реальность ‎больше‏ ‎чем‏ ‎на ‎две‏ ‎недели, ‎без‏ ‎посредников ‎в ‎виде ‎экскурсоводов, ‎гидов,‏ ‎организаторов‏ ‎дает ‎быстрое‏ ‎приращение ‎опыта.‏ ‎Пропала ‎китаебоязнь ‎и ‎паническая ‎неуверенность,‏ ‎я‏ ‎стал‏ ‎спокойней ‎и‏ ‎уверенней. ‎И‏ ‎большое ‎спасибо‏ ‎всем‏ ‎тем ‎ребятам,‏ ‎кто ‎встречался ‎на ‎моем ‎пути‏ ‎за ‎эти‏ ‎дни‏ ‎и ‎делился ‎своим‏ ‎опытом ‎по‏ ‎части ‎китайских ‎реалий ‎–‏ ‎шанхайцу‏ ‎Юрию, ‎пекинцу‏ ‎Сергею ‎и‏ ‎особенно ‎даляньцу ‎Алексею. ‎Последний ‎вообще‏ ‎выступил‏ ‎для ‎меня‏ ‎настоящей ‎энциклопедией‏ ‎бытовых ‎и ‎жизненных ‎обычаев ‎и‏ ‎привычек,‏ ‎и‏ ‎после ‎его‏ ‎«школы» ‎я‏ ‎вполне ‎самостоятельно‏ ‎мог‏ ‎вращаться ‎в‏ ‎море ‎китайских ‎реалий ‎– ‎пищевых,‏ ‎транспортных, ‎уличных;‏ ‎даже‏ ‎без ‎знания ‎китайского.‏ ‎Было ‎не‏ ‎без ‎ошибок, ‎конечно, ‎но‏ ‎в‏ ‎целом ‎успешно‏ ‎– ‎потому‏ ‎что ‎я ‎лучше ‎понимал ‎психологию‏ ‎окружающих‏ ‎и ‎их‏ ‎отношение ‎к‏ ‎миру. ‎И ‎каждый, ‎с ‎кем‏ ‎я‏ ‎общался,‏ ‎стал ‎кирпичиком‏ ‎в ‎фундамент‏ ‎знаний ‎об‏ ‎этой‏ ‎стране. ‎

Кстати,‏ ‎о ‎китайском ‎языке ‎и ‎отношении‏ ‎к ‎нему.‏ ‎В‏ ‎какой-то ‎момент ‎–‏ ‎примерно ‎на‏ ‎пятый ‎день ‎после ‎приезда‏ ‎–‏ ‎я ‎начал‏ ‎зарисовывать ‎в‏ ‎блокнот ‎иероглифы, ‎особенно ‎еды. ‎Потом,‏ ‎после‏ ‎Харбина ‎–‏ ‎стал ‎заучивать‏ ‎иероглифы ‎чисел ‎и ‎их ‎произношение,‏ ‎так‏ ‎как‏ ‎говорить ‎«три»‏ ‎или ‎«семь»‏ ‎на ‎китайском‏ ‎оказалось‏ ‎куда ‎эффективнее,‏ ‎чем ‎«уан, ‎ту, ‎фри, ‎фо,‏ ‎файв» ‎на‏ ‎привычном‏ ‎интернационально-английском ‎сленге. ‎За‏ ‎пределами ‎мегаполисов‏ ‎никаких ‎английских ‎слов ‎никто‏ ‎не‏ ‎знает, ‎надо‏ ‎обходиться ‎китайским.‏ ‎

А ‎вот ‎карманный ‎словарь ‎был‏ ‎менее‏ ‎эффективен: ‎там‏ ‎было ‎много‏ ‎слов, ‎и ‎надо ‎было ‎листать,‏ ‎теряя‏ ‎время.‏ ‎В ‎блокноте‏ ‎же ‎я‏ ‎зарисовал ‎примерно‏ ‎30‑35‏ ‎самых ‎«жизненных»‏ ‎сочетаний. ‎И ‎где-то ‎через ‎дюжину‏ ‎дней ‎после‏ ‎приезда‏ ‎– ‎в ‎Яньани‏ ‎– ‎я‏ ‎внезапно ‎испытал ‎на ‎улице‏ ‎радость‏ ‎пятилетнего ‎ребенка,‏ ‎когда ‎он‏ ‎впервые ‎складывает ‎отдельные ‎буквы ‎в‏ ‎слова.‏ ‎Шел ‎по‏ ‎тротуару, ‎смотрел‏ ‎на ‎вывески ‎и ‎узнавал ‎на‏ ‎них‏ ‎ранее‏ ‎выученные ‎слова‏ ‎типа ‎«свинина»,‏ ‎«парикмахерская» ‎или‏ ‎«вода».‏ ‎А ‎ведь‏ ‎сразу ‎после ‎прилета ‎у ‎меня‏ ‎от ‎этих‏ ‎всех‏ ‎непонятных ‎значков ‎просто‏ ‎болела ‎голова!‏ ‎В ‎общем, ‎время ‎в‏ ‎Китае‏ ‎прошло ‎не‏ ‎зря. ‎

Китайцы‏ ‎в ‎реальной ‎жизни ‎оказались ‎вполне‏ ‎доброжелательной‏ ‎и ‎открытой‏ ‎нацией, ‎способной‏ ‎помочь ‎иностранцу ‎в ‎трудных ‎ситуациях.‏ ‎Безусловно,‏ ‎в‏ ‎пределах ‎широко‏ ‎посещаемых ‎туристических‏ ‎зон ‎в‏ ‎больших‏ ‎городах ‎имеется‏ ‎множество ‎темных ‎личностей ‎и ‎разнообразного‏ ‎жулья, ‎из-за‏ ‎которых‏ ‎у ‎многих ‎туристов‏ ‎складывается ‎отношение‏ ‎к ‎стране; ‎однако ‎вне‏ ‎этих‏ ‎зон ‎люди‏ ‎были ‎в‏ ‎большинстве ‎своем ‎отзывчивы, ‎проявляли ‎интерес‏ ‎и‏ ‎пытались ‎помочь‏ ‎в ‎меру‏ ‎своих ‎сил ‎и ‎понимания. ‎Жаль‏ ‎только‏ ‎пропавшую‏ ‎в ‎Яньани‏ ‎камеру ‎(а‏ ‎еще ‎больше‏ ‎–‏ ‎снимки, ‎которые‏ ‎я ‎сделал, ‎но ‎не ‎скопировал‏ ‎вовремя ‎на‏ ‎дорожный‏ ‎ноутбук) ‎– ‎но,‏ ‎строго ‎говоря,‏ ‎я ‎там ‎сильно ‎расслабился,‏ ‎потерял‏ ‎бдительность, ‎нужную‏ ‎в ‎дальней‏ ‎дороге, ‎и ‎получил ‎неприятный ‎урок.‏ ‎

Что‏ ‎еще ‎мне‏ ‎понравилось ‎в‏ ‎стране ‎– ‎так ‎это ‎безопасность. Да,‏ ‎именно‏ ‎так:‏ ‎в ‎Китае‏ ‎вполне ‎безопасно‏ ‎гулять ‎и‏ ‎ездить‏ ‎вечерами, ‎кроме‏ ‎разве ‎что ‎некоторых ‎немногочисленных ‎исключений.‏ ‎Про ‎это‏ ‎мне‏ ‎говорили ‎и ‎соотечественники,‏ ‎живущие ‎здесь‏ ‎– ‎с ‎которыми ‎я‏ ‎встречался‏ ‎в ‎разных‏ ‎городах, ‎затем‏ ‎постепенно ‎я ‎и ‎сам ‎это‏ ‎прочувствовал.‏ ‎Количество ‎гопников‏ ‎и ‎прочей‏ ‎шушеры, ‎склонной ‎приставать ‎к ‎иностранцам‏ ‎или‏ ‎нарушать‏ ‎личное ‎пространство,‏ ‎здесь ‎существенно‏ ‎ниже, ‎чем‏ ‎в‏ ‎других ‎странах,‏ ‎где ‎я ‎бывал. ‎

Около ‎девяти‏ ‎вечера ‎25‏ ‎апреля‏ ‎я ‎направился ‎к‏ ‎метро ‎и‏ ‎поехал ‎на ‎остановку ‎аэроэкспресса.‏ ‎Путь‏ ‎был ‎хорошо‏ ‎знаком ‎и‏ ‎понятен, ‎транспортные ‎реалии ‎я ‎знал‏ ‎уверенно‏ ‎и ‎в‏ ‎аэропорт ‎Пекин-Кэпитэл‏ ‎попал ‎без ‎ошибок. ‎Рейс ‎SU-201‏ ‎на‏ ‎Москву‏ ‎был ‎ночью.‏ ‎Зарегистрировался, ‎пошел‏ ‎на ‎досмотр.‏ ‎Надо‏ ‎сказать, ‎на‏ ‎входе ‎в ‎«чистую ‎зону» ‎людей‏ ‎тут ‎проверяют‏ ‎досконально‏ ‎и ‎строго. ‎Всего‏ ‎обхлопают ‎сканерами,‏ ‎даже ‎обувь ‎и ‎ее‏ ‎подкладки.‏ ‎

На ‎этом‏ ‎А330-300 ‎я‏ ‎прилетел ‎из ‎Пекина

Этот ‎электровоз ‎привёз‏ ‎меня‏ ‎в ‎Петербург.‏ ‎Конец ‎пути

В‏ ‎три ‎часа ‎ночи ‎по ‎пекинскому‏ ‎времени‏ ‎загрузился‏ ‎в ‎наш‏ ‎аэрофлотовский ‎аэробус‏ ‎– ‎А330‑300‏ ‎«Николай‏ ‎Некрасов». ‎Вылетели‏ ‎по ‎расписанию. ‎Обратный ‎рейс ‎обошелся‏ ‎без ‎таких‏ ‎сюрпризов,‏ ‎как ‎сумасшедшая ‎тряска‏ ‎на ‎подлете‏ ‎к ‎Пекину ‎по ‎пути‏ ‎«туда»,‏ ‎и ‎в‏ ‎половину ‎шестого‏ ‎утра ‎меня ‎уже ‎встречала ‎утренняя‏ ‎солнечная‏ ‎Москва. ‎Первая‏ ‎Китайская ‎экспедиция‏ ‎закончилась; ‎до ‎второй ‎оставалось ‎полгода.‏ ‎

Но‏ ‎о‏ ‎ней ‎–‏ ‎в ‎следующей‏ ‎книге.

Полное ‎содержание

Читать: 13+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 19 (начало)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 19 "Порт-Артур. Советское военное кладбище" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 23+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 17

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 17 "Порт-Артур. Дальний предел Империи" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 10+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 2

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 2 "Путь в Поднебесную" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 16+ мин
logo Лаборатория Перископа

Ульяновский авиамузей. Часть 1 (Ту-114, Ту-116 и др.)

За ‎2‏ ‎дня ‎до ‎Нового ‎2022 ‎года‏ ‎удалось ‎побывать‏ ‎на‏ ‎открытой ‎площадке ‎Ульяновского‏ ‎музея ‎гражданской‏ ‎авиации. ‎Этот ‎музей ‎известен‏ ‎значительно‏ ‎меньше ‎монинского‏ ‎под ‎Москвой,‏ ‎он ‎конечно ‎и ‎заметно ‎меньше‏ ‎-‏ ‎однако ‎и‏ ‎там ‎стоят‏ ‎интересные ‎экспонаты, ‎которые ‎сохранились ‎порой‏ ‎в‏ ‎единственном‏ ‎экземпляре. ‎В‏ ‎этот ‎день‏ ‎29 ‎декабря‏ ‎2021‏ ‎года ‎стоял‏ ‎мороз ‎-21°, ‎однако ‎день ‎был‏ ‎ясный ‎и‏ ‎солнечный.‏ ‎Надо ‎было ‎ехать‏ ‎туда, ‎на‏ ‎западную ‎окраину ‎Ульяновска ‎и‏ ‎охватить‏ ‎этот ‎объект.

Добираться‏ ‎туда ‎откровенно‏ ‎неудобно ‎- ‎трамвай ‎до ‎площадки‏ ‎не‏ ‎доходит ‎километра‏ ‎полтора, ‎маршрутки‏ ‎идут ‎мимо ‎только ‎пригородные, ‎причем‏ ‎на‏ ‎остановках‏ ‎не ‎тормозят,‏ ‎ибо ‎полные.‏ ‎Приходится ‎ждать‏ ‎единственного‏ ‎в ‎ту‏ ‎сторону ‎автобуса ‎66, ‎который ‎ходит‏ ‎раз ‎в‏ ‎полчаса‏ ‎или ‎даже ‎реже.‏ ‎66-й ‎тоже‏ ‎забит, ‎ехали ‎стоя. ‎Добираться‏ ‎от‏ ‎Пушкаревского ‎кольца‏ ‎(это ‎такая‏ ‎транспортная ‎развязка ‎на ‎западе ‎Ульяновска)‏ ‎до‏ ‎Аэропорта ‎около‏ ‎полчаса ‎-‏ ‎не ‎так ‎уж ‎и ‎мало.‏ ‎Впрочем,‏ ‎ладно‏ ‎- ‎добрались.‏ ‎Там ‎от‏ ‎остановки ‎к‏ ‎площадке‏ ‎музея ‎надо‏ ‎идти ‎еще ‎около ‎12-15 ‎минут,‏ ‎дорога ‎уходит‏ ‎влево‏ ‎от ‎трассы ‎-‏ ‎Московского ‎шоссе.‏ ‎Справа ‎за ‎загородкой ‎немного‏ ‎видны‏ ‎большие ‎самолеты‏ ‎- ‎они-то‏ ‎нас ‎и ‎ждут!


2. Музей ‎на ‎входе‏ ‎суров‏ ‎и ‎брутален,‏ ‎ничего ‎лишнего.‏ ‎За ‎проходной ‎торчит ‎высокое ‎крыло.‏ ‎Силикатный‏ ‎кирпич,‏ ‎спартанская ‎касса‏ ‎и ‎простые‏ ‎нравы. ‎Маски‏ ‎одели,‏ ‎а ‎вот‏ ‎QR-коды ‎у ‎нас ‎не ‎спросили,‏ ‎несмотря ‎на‏ ‎строгие‏ ‎указатели. ‎Ну ‎да‏ ‎и ‎ладно.


3. Вывеска‏ ‎музея ‎почему-то ‎за ‎решеткой.‏ ‎Зато‏ ‎он, ‎оказывается,‏ ‎"Головной ‎Отраслевой"!


4. Схема‏ ‎расположения ‎самолетов ‎на ‎площадке ‎музея.‏ ‎Сразу‏ ‎отмечу ‎то,‏ ‎что ‎самолеты‏ ‎тут ‎стоят ‎намного ‎вольготней ‎и‏ ‎просторней,‏ ‎чем‏ ‎в ‎Монино‏ ‎и ‎можно‏ ‎их ‎осматривать‏ ‎гораздо‏ ‎свободнее.


5. Огромная ‎модель‏ ‎Ту-104 ‎в ‎помещении ‎кассы. ‎Билет‏ ‎стоит ‎120‏ ‎руб.‏ ‎+ ‎50 ‎руб.‏ ‎сьемка. ‎Однако‏ ‎по ‎факту ‎сьемку ‎никто‏ ‎не‏ ‎контролирует ‎на‏ ‎площадке.


6. Нос ‎Ту‏ ‎еще ‎в ‎старой ‎хрущевской ‎ливрее‏ ‎Аэрофлота.‏ ‎Самолет ‎показал‏ ‎в ‎разрезе.


7. Купив‏ ‎билет, ‎проходим ‎через ‎проходную ‎на‏ ‎площадку.‏ ‎Нам‏ ‎открывается ‎вот‏ ‎такой ‎вид.‏ ‎"Королем" ‎площадки‏ ‎смотрится‏ ‎гигант ‎Ту-114,‏ ‎возвышающийся ‎над ‎собратьями ‎- ‎вот‏ ‎с ‎него‏ ‎и‏ ‎начнем.


8. Итак, ‎Ту-114, ‎"император‏ ‎воздушного ‎океана",‏ ‎флагман ‎Аэрофлота ‎с ‎конца‏ ‎1950-х‏ ‎и ‎все‏ ‎1960-е, ‎пока‏ ‎не ‎подоспели ‎Ту-144 ‎и ‎Ил-62.‏ ‎Один‏ ‎из ‎двух‏ ‎первых ‎трансконтинентальных‏ ‎лайнеров ‎в ‎мире, ‎задавший ‎планете‏ ‎новый‏ ‎масштаб‏ ‎расстояний. ‎Машина‏ ‎этапная ‎и‏ ‎легендарная. ‎Осталось‏ ‎в‏ ‎мире ‎их‏ ‎совсем ‎немного: ‎один ‎в ‎Монино,‏ ‎один ‎тут‏ ‎в‏ ‎Ульяновске, ‎один ‎в‏ ‎Кривом ‎Роге‏ ‎и ‎один, ‎вроде ‎бы,‏ ‎в‏ ‎Самаре ‎(?).‏ ‎Все. ‎Но‏ ‎если ‎в ‎Монино ‎стоит ‎ранний,‏ ‎экспериментальный‏ ‎образец, ‎на‏ ‎котором ‎Хрущев‏ ‎летал ‎в ‎Штаты ‎в ‎1959-м,‏ ‎то‏ ‎этот‏ ‎уже ‎регулярный‏ ‎рейсовый ‎лайнер.


9. Очень‏ ‎мощное ‎носовое‏ ‎шасси.‏ ‎Машина-то ‎тяжелая.


10. Двигатели‏ ‎Ту-114 ‎такие ‎же, ‎как ‎и‏ ‎у ‎Ту-95‏ ‎-‏ ‎НК-12М ‎конструкции ‎Н.Д.‏ ‎Кузнецова, ‎что‏ ‎находился ‎в ‎Куйбышеве. ‎Самые‏ ‎мощные‏ ‎в ‎истории‏ ‎турбовинтовые ‎двигатели‏ ‎- ‎по ‎15.000 ‎л.с. ‎каждый,‏ ‎а‏ ‎самолеты ‎с‏ ‎этими ‎движками‏ ‎- ‎самые ‎быстрые ‎турбовинтовики ‎в‏ ‎мире.‏ ‎Однако‏ ‎за ‎это‏ ‎приходится ‎платить:‏ ‎они ‎очень‏ ‎шумные.


11. А‏ ‎в ‎этом‏ ‎ракурсе ‎хорошо ‎видно, ‎что ‎винты‏ ‎у ‎НК-12‏ ‎-‏ ‎соосные. То ‎есть, ‎на‏ ‎одной ‎оси‏ ‎- ‎2 ‎винта, ‎которые‏ ‎крутятся‏ ‎в ‎противоположные‏ ‎стороны.


12. Автор ‎на‏ ‎фоне ‎циклопических ‎винтов ‎НК-12. ‎Оцените‏ ‎масштаб!

Должен‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎это ‎-‏ ‎самолет ‎моего ‎детства. ‎Сколько ‎я‏ ‎пересмотрел‏ ‎взлетов‏ ‎и ‎посадок‏ ‎этого ‎монстра‏ ‎в ‎начале‏ ‎70-х!‏ ‎Наверное, ‎десятка‏ ‎полтора. ‎Было ‎классе ‎в ‎третьем,‏ ‎четвертом, ‎пятом‏ ‎у‏ ‎нас, ‎хабаровских ‎пацанов,‏ ‎особое ‎развлечение‏ ‎- ‎слинять ‎с ‎продленки,‏ ‎запрыгнуть‏ ‎в ‎"тройку",‏ ‎которая ‎едет‏ ‎в ‎аэропорт. ‎Затем ‎слезть ‎на‏ ‎остановку‏ ‎раньше, ‎у‏ ‎Малого ‎аэропорта‏ ‎и ‎бежать ‎знакомыми ‎тропинками ‎к‏ ‎забору‏ ‎у‏ ‎конца ‎ВПП.‏ ‎

"Императора" ‎было‏ ‎слышно ‎уже‏ ‎издалека,‏ ‎когда ‎он‏ ‎рулил ‎на ‎взлет, ‎звук ‎совершенно‏ ‎неповторимый, ‎его‏ ‎не‏ ‎перепутать ‎ни ‎с‏ ‎чем. ‎Ил-18‏ ‎был ‎потише, ‎да ‎и‏ ‎тон‏ ‎другой. ‎Расписание‏ ‎тоже ‎было‏ ‎весьма ‎удобным ‎- ‎два ‎московских‏ ‎рейса‏ ‎после ‎2‏ ‎часов ‎дня.‏ ‎Единственно, ‎иногда ‎мог ‎быть ‎облом‏ ‎-‏ ‎если‏ ‎ставили ‎новый‏ ‎лайнер ‎Ил-62,‏ ‎все ‎было‏ ‎гораздо‏ ‎прозаичней ‎и‏ ‎мы ‎уезжали ‎разочарованные. ‎Но ‎в‏ ‎те ‎времена‏ ‎"62-й"‏ ‎штатно ‎обслуживал ‎только‏ ‎25-й ‎рейс,‏ ‎а ‎на ‎остальных ‎рабочей‏ ‎лошадкой‏ ‎был ‎114-й.‏ ‎Взлет ‎"воздушного‏ ‎императора", ‎когда ‎огромной ‎и ‎одновременно‏ ‎изящной‏ ‎тушей ‎он‏ ‎проносится ‎прямо‏ ‎над ‎тобой ‎и ‎обдает ‎тебя‏ ‎горячим‏ ‎воздухом‏ ‎от ‎винтов,‏ ‎давал ‎эмоции‏ ‎совершенно ‎феерические‏ ‎и‏ ‎незабываемые.

И ‎вот‏ ‎теперь ‎я ‎стою ‎у ‎замолкших‏ ‎навсегда ‎НК-12‏ ‎и‏ ‎вспоминаю ‎этот ‎замечательный‏ ‎лайнер ‎еще‏ ‎живым ‎и ‎в ‎расцвете‏ ‎сил.

13. Передняя‏ ‎часть ‎фюзеляжа‏ ‎Ту-114 ‎с‏ ‎носовой ‎стойкой.


14. Ракурс ‎на ‎центральную ‎часть‏ ‎фюзеляжа.‏ ‎Здесь ‎хорошо‏ ‎видно, ‎что‏ ‎Ту-114 ‎- ‎низкоплан, т.е. ‎крыло ‎ниже‏ ‎линии‏ ‎центра‏ ‎фюзеляжа.


15. И ‎еще‏ ‎ракурс ‎на‏ ‎соосные ‎винты‏ ‎движка‏ ‎НК-12.


16. Ту-114 ‎сбоку‏ ‎целиком, ‎от ‎носа ‎до ‎хвоста.‏ ‎


17. Мы ‎не‏ ‎зря‏ ‎так ‎подробно ‎рассмотрели‏ ‎Ту-114 ‎с‏ ‎разных ‎точек, ‎потому ‎что‏ ‎рядом‏ ‎стоит ‎его‏ ‎младший ‎брат‏ ‎- ‎Ту-116. ‎У ‎него ‎такие‏ ‎же‏ ‎монстры-двигатели ‎НК-12,‏ ‎однако ‎он‏ ‎намного ‎тоньше ‎и ‎напоминает ‎осу,‏ ‎а‏ ‎не‏ ‎шершня, ‎как‏ ‎Ту-114. ‎Это‏ ‎как ‎бы‏ ‎"диетический‏ ‎Ту-114, ‎который‏ ‎не ‎кормили ‎год". ‎Странный ‎мутант‏ ‎в ‎обводах‏ ‎Ту-95,‏ ‎с ‎узким ‎пассажирским‏ ‎фюзеляжем ‎и‏ ‎герметичной ‎капсулой ‎внутри. ‎И‏ ‎он‏ ‎не ‎низкоплан,‏ ‎а ‎среднеплан.


18. Это‏ ‎самолет, ‎из-за ‎которого ‎обязательно ‎надо‏ ‎было‏ ‎посетить ‎этот‏ ‎авиамузей. ‎Сделан‏ ‎Ту-116 ‎в ‎2 ‎экземплярах, ‎а‏ ‎сохранился‏ ‎единственный.‏ ‎"Изготовлены ‎для‏ ‎Н.С. ‎Хрущева‏ ‎и ‎Н.А.‏ ‎Булганина"‏ ‎- ‎гласит‏ ‎табличка ‎в ‎музее, ‎однако ‎ни‏ ‎Никита ‎Сергеич,‏ ‎ни‏ ‎Николай ‎Саныч ‎на‏ ‎них ‎не‏ ‎летали. ‎Зато ‎летали ‎маршалы‏ ‎Малиновский,‏ ‎Крылов, ‎Гречко‏ ‎и ‎Бирюзов.


19. Точнее‏ ‎было ‎бы ‎его ‎назвать ‎"пассажирским‏ ‎Ту-95",‏ ‎ибо ‎он‏ ‎сделан ‎именно‏ ‎в ‎его ‎габаритах.


20. Табличка ‎у ‎Ту-116.


21. Вид‏ ‎Ту-116‏ ‎с‏ ‎хвоста. ‎Совершенно‏ ‎не ‎похож‏ ‎на ‎Ту-114!


22. Вид‏ ‎Ту-116‏ ‎сбоку. ‎Копия‏ ‎Ту-95!


23. Еще ‎ракурс ‎этого ‎редкого ‎мутанта.‏ ‎


24. Ту-116 ‎и‏ ‎Ту-114‏ ‎в ‎едином ‎строю.‏ ‎Теперь ‎идем‏ ‎дальше!


25. За ‎Ту-116 ‎стоит ‎трудяга‏ ‎и‏ ‎надежная ‎рабочая‏ ‎лошадка ‎Аэрофлота‏ ‎- ‎Ил-18. ‎Я ‎на ‎нем‏ ‎летал‏ ‎дважды, ‎в‏ ‎1970-е. ‎В‏ ‎те ‎времена ‎он ‎выполнял ‎большую‏ ‎часть‏ ‎среднемагистральных‏ ‎рейсов ‎по‏ ‎СССР. ‎Он,‏ ‎конечно, ‎не‏ ‎такой‏ ‎огромный, ‎как‏ ‎Ту-114, ‎но ‎тоже ‎с ‎4-мя‏ ‎двигателями.


26. Вид ‎на‏ ‎Ил-18‏ ‎спереди.


27. Вид ‎на ‎Ил-18‏ ‎сбоку.


28. Прямо ‎напротив‏ ‎Ту-114 ‎стоит ‎реактивный ‎первенец‏ ‎Аэрофлота‏ ‎- ‎Ту-104.‏ ‎Он ‎вышел‏ ‎на ‎линии ‎в ‎далеком ‎1956‏ ‎году,‏ ‎от ‎которого‏ ‎нас ‎отделяет‏ ‎уже ‎не ‎полвека, ‎а ‎65‏ ‎лет‏ ‎(!).‏ ‎Сконструирован ‎на‏ ‎базе ‎бомбардировщика‏ ‎Ту-16, ‎но‏ ‎со‏ ‎значительной ‎переделкой.


29. Здесь‏ ‎стоит ‎модификация ‎Ту-104А. ‎Рядом ‎трап‏ ‎- ‎видимо,‏ ‎летом‏ ‎проводятся ‎экскурсии. ‎Однако‏ ‎сейчас ‎все‏ ‎закрыто ‎и ‎мороз ‎-23.


30. Вместе‏ ‎с‏ ‎Ту-104 ‎стоит‏ ‎и ‎его‏ ‎младший ‎брат ‎Ту-124 ‎- ‎редкий‏ ‎лайнер,‏ ‎который ‎эксплуатировался‏ ‎в ‎Аэрофлоте‏ ‎сравнительно ‎недолго. ‎Потом ‎в ‎1970-е‏ ‎его‏ ‎сменил‏ ‎Ту-134.


31. Ту-124 ‎тоже‏ ‎с ‎трапом.‏ ‎Да... ‎интересно‏ ‎было‏ ‎бы ‎посмотреть‏ ‎его ‎салон!


32. Наконец, ‎еще ‎парочка ‎ракурсов‏ ‎"императора" ‎Ту-114.‏ ‎Строго‏ ‎сбоку, ‎в ‎профиль.


33. ...и‏ ‎со ‎стороны‏ ‎крыла, ‎на ‎двигатели ‎НК-12‏ ‎-‏ ‎неплохо ‎видно,‏ ‎как ‎они‏ ‎закреплены ‎на ‎крыле.

PS. ‎Однако ‎это‏ ‎только‏ ‎первая ‎часть‏ ‎про ‎Ульяновский‏ ‎авиамузей. ‎

Скоро ‎будут ‎вторая ‎и‏ ‎третья,‏ ‎оставайтесь‏ ‎на ‎линии!

Читать: 14+ мин
logo Лаборатория Перископа

Ульяновский авиамузей. Часть 3 (Ту-144 и остальное)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

3-я часть обзора Ульяновского авиамузея. Сверхзвуковой пассажирский Ту-144 в деталях и ракурсах, Ил-86 и пара военных самолётов на десерт.

Читать: 13+ мин
logo Лаборатория Перископа

Ульяновский авиамузей. Часть 2 (от АНТ-4 до Ил-62)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Продолжаем рассказ про Ульяновский авиамузей. В первой части мы посмотрели тяжелые турбовинтовые машины, а теперь обозреем основной парк.

Читать: 6+ мин
logo Курилка Гутенберга | Наука в лекциях

Невероятный самолет: ТУ-144

Немногие ‎знают,‏ ‎что ‎в ‎середине ‎прошлого ‎столетия‏ ‎СССР ‎участвовал‏ ‎не‏ ‎только ‎в ‎космической,‏ ‎но ‎и‏ ‎сверхзвуковой ‎гонке. ‎Правда, ‎соревновался‏ ‎он‏ ‎на ‎этот‏ ‎раз ‎не‏ ‎с ‎США, ‎а ‎с ‎Европой‏ ‎–‏ ‎и ‎победил.‏ ‎31 ‎декабря‏ ‎1968 ‎года ‎состоялся ‎первый ‎полет‏ ‎пассажирского‏ ‎самолета‏ ‎Ту-144, ‎произведенного‏ ‎на ‎Воронежском‏ ‎заводе ‎№64.‏ ‎Именно‏ ‎это ‎событие‏ ‎принесло ‎победу ‎Советскому ‎союзу ‎в‏ ‎битве ‎за‏ ‎сверхзвук,‏ ‎и ‎рекорды ‎по‏ ‎скорости ‎и‏ ‎высоте ‎полета ‎легендарного ‎воздушного‏ ‎судна‏ ‎не ‎были‏ ‎побиты ‎до‏ ‎сих ‎пор.

1

История ‎создания ‎Ту-144 ‎началась‏ ‎с‏ ‎освоения ‎Севера‏ ‎и ‎Дальнего‏ ‎востока. ‎До ‎его ‎создания ‎в‏ ‎конце‏ ‎50-х‏ ‎годов ‎для‏ ‎пассажирских ‎перевозок‏ ‎в ‎СССР‏ ‎использовался‏ ‎реактивный ‎пассажирский‏ ‎самолет ‎Ту-104, ‎на ‎котором ‎с‏ ‎двумя ‎остановками‏ ‎можно‏ ‎было ‎долететь ‎из‏ ‎Москвы ‎до‏ ‎Дальневосточного ‎региона ‎за ‎восемь‏ ‎часов.‏ ‎Несмотря ‎на‏ ‎то, ‎что‏ ‎Ту-104 ‎на ‎тот ‎момент ‎считался‏ ‎одним‏ ‎из ‎самых‏ ‎передовых ‎авиалайнеров‏ ‎в ‎мире, ‎было ‎понятно, ‎что‏ ‎СССР‏ ‎не‏ ‎удастся ‎долго‏ ‎удерживать ‎оставаться‏ ‎лидеров. ‎Советские‏ ‎специалисты‏ ‎знали, ‎что‏ ‎в ‎Европе ‎и ‎США ‎существуют‏ ‎проекты ‎сверхзвуковых‏ ‎пассажирских‏ ‎самолетов ‎– ‎их‏ ‎макеты ‎неоднократно‏ ‎показывались ‎на ‎международных ‎авиасалонах.

В‏ ‎1962‏ ‎году, ‎Великобритания‏ ‎и ‎Франция‏ ‎начали ‎работу ‎над ‎совместным ‎проектом,‏ ‎получившим‏ ‎название ‎Concorde.‏ ‎Впоследствии ‎именно‏ ‎«Конкорд» ‎станет ‎главным ‎соперником ‎отечественного‏ ‎Ту-144.‏ ‎Кроме‏ ‎того, ‎почти‏ ‎в ‎то‏ ‎же ‎время‏ ‎в‏ ‎США ‎развернулись‏ ‎собственные ‎работы ‎по ‎созданию ‎самолета‏ ‎Boeing ‎2707,‏ ‎который‏ ‎должен ‎был ‎перевозить‏ ‎300 ‎пассажиров‏ ‎со ‎скоростью ‎до ‎3‏ ‎тысяч‏ ‎километров ‎в‏ ‎час, ‎однако‏ ‎после ‎появления ‎«Боинга-747», ‎который ‎оказался‏ ‎вместительнее‏ ‎и ‎дешевле,‏ ‎проект ‎был‏ ‎заморожен.

В ‎июле ‎1963 ‎года ‎Никита‏ ‎Хрущев‏ ‎поставил‏ ‎задачу ‎создать‏ ‎пассажирский ‎сверхзвуковой‏ ‎самолет, ‎на‏ ‎котором‏ ‎до ‎Хабаровска‏ ‎можно ‎будет ‎долететь ‎за ‎3,5‏ ‎часа. ‎Он‏ ‎должен‏ ‎был ‎развивать ‎крейцеровскую‏ ‎скорость ‎полета‏ ‎2300-2700 ‎километров ‎в ‎час‏ ‎и‏ ‎способен ‎пролететь‏ ‎на ‎сверхзвуке‏ ‎4000-4500 ‎километров ‎с ‎80-100 ‎пассажирами‏ ‎на‏ ‎борту, ‎либо‏ ‎6000-6500 ‎километров‏ ‎с ‎50 ‎пассажирами ‎на ‎борту.

Разработку‏ ‎нового‏ ‎авиалайнера‏ ‎поручили ‎Конструкторскому‏ ‎бюро ‎Туполева,‏ ‎а ‎ответственным‏ ‎за‏ ‎его ‎создание‏ ‎был ‎назначен ‎Алексей ‎Андреевич ‎Туполев,‏ ‎сын ‎знаменитого‏ ‎конструктора‏ ‎Андрея ‎Туполева. ‎Перед‏ ‎советскими ‎специалистами‏ ‎стоял ‎план: ‎построить ‎к‏ ‎1967‏ ‎году ‎пять‏ ‎экземпляров. ‎Социализм‏ ‎должен ‎был ‎во ‎что ‎бы‏ ‎то‏ ‎ни ‎стало‏ ‎одержать ‎победу‏ ‎над ‎капитализмом.

Создание ‎сверхзвукового ‎пассажирского ‎авиалайнера‏ ‎стало‏ ‎одним‏ ‎из ‎приоритетных‏ ‎проектов ‎Министерства‏ ‎авиационной ‎промышленности.‏ ‎Однако‏ ‎путь ‎не‏ ‎был ‎простым. ‎Во ‎время ‎проектировки‏ ‎Ту-144 ‎специалисты‏ ‎были‏ ‎вынуждены ‎зайти ‎в‏ ‎ранее ‎неизведанную‏ ‎область, ‎где ‎они ‎столкнулись‏ ‎с‏ ‎вопросами, ‎на‏ ‎которые ‎не‏ ‎было ‎готового ‎ответа.

Поскольку ‎Ту-144 ‎должен‏ ‎был‏ ‎совершать ‎на‏ ‎сверхзвуковых ‎скоростях‏ ‎дальние ‎полеты, ‎это ‎отразилось ‎на‏ ‎его‏ ‎конструкции.‏ ‎Чтобы ‎добиться‏ ‎нужного ‎результата,‏ ‎инженеры ‎использовали‏ ‎самые‏ ‎передовые ‎научно-технические‏ ‎решения. ‎Планер ‎самолета ‎был ‎выполнен‏ ‎по ‎схеме‏ ‎«бесхвостка»‏ ‎– ‎у ‎него‏ ‎отсутствовали ‎плоскости‏ ‎управления ‎высотой, ‎что ‎позволило‏ ‎снизить‏ ‎массу ‎конструкции‏ ‎и ‎аэродина­мическое‏ ‎сопротивление. ‎Также ‎Ту-144 ‎имел ‎опускающуюся‏ ‎перед‏ ‎кабинкой ‎пилота‏ ‎носовую ‎часть‏ ‎фюзеляжа. ‎Она ‎обеспечивала ‎пилотам ‎более‏ ‎широкий‏ ‎обзор‏ ‎при ‎взлете‏ ‎и ‎посадке‏ ‎на ‎больших‏ ‎углах‏ ‎атаки, ‎что‏ ‎было ‎характерно ‎для ‎самолетов ‎подобной‏ ‎конструкции. ‎Впоследствии‏ ‎такая‏ ‎особенность ‎конструкции ‎Ту-144‏ ‎стала ‎его‏ ‎визитной ‎карточкой.

Специально ‎для ‎Ту-144‏ ‎в‏ ‎ОКБ ‎Николая‏ ‎Кузнецова ‎был‏ ‎разработан ‎двухконтурный ‎турбореактивный ‎двигатель ‎с‏ ‎форсажной‏ ‎камерой ‎НК-144.‏ ‎Также ‎при‏ ‎создании ‎воздушного ‎судна ‎использовалась ‎самые‏ ‎совершенные‏ ‎на‏ ‎тот ‎момент‏ ‎бортовые ‎приборы,‏ ‎благодаря ‎которым‏ ‎самолет‏ ‎мог ‎приземлиться‏ ‎в ‎автоматическом ‎режиме ‎в ‎любое‏ ‎время ‎суток.‏ ‎И‏ ‎даже ‎внешне ‎воздушное‏ ‎судно, ‎выполненное‏ ‎из ‎титана ‎и ‎алюминия,‏ ‎выглядело‏ ‎изящным, ‎словно‏ ‎подтверждая ‎знаменитый‏ ‎тезис ‎Туполева ‎«некрасивые ‎самолеты ‎не‏ ‎летают».

Советские‏ ‎власти ‎стремились‏ ‎во ‎что‏ ‎бы ‎то ‎ни ‎стало ‎обогнать‏ ‎соперников‏ ‎и‏ ‎не ‎могли‏ ‎допустить, ‎чтобы‏ ‎«Конкорд» ‎взлетел‏ ‎первым.‏ ‎Из-за ‎этого‏ ‎специалистам ‎приходилось ‎собирать ‎пассажирский ‎лайнер‏ ‎в ‎спешке‏ ‎и‏ ‎идти ‎на ‎риски.

Так,‏ ‎за ‎год‏ ‎до ‎первого ‎полета ‎транспортировка‏ ‎крыльев‏ ‎для ‎Ту-144‏ ‎могла ‎закончиться‏ ‎трагедией. ‎Дело ‎в ‎том, ‎что‏ ‎детали‏ ‎для ‎самолета‏ ‎производись ‎на‏ ‎Воронежском ‎заводе ‎№64, ‎а ‎позже‏ ‎отправлялись‏ ‎по‏ ‎речным ‎путям‏ ‎в ‎Жуковский,‏ ‎где ‎проходила‏ ‎сборка.‏ ‎Однако ‎зимой‏ ‎1967 ‎года ‎лед ‎на ‎реках‏ ‎встал ‎очень‏ ‎рано,‏ ‎и ‎транспортировка ‎оказалась‏ ‎попросту ‎невозможна.‏ ‎Чтобы ‎не ‎срывать ‎сроки,‏ ‎министр‏ ‎авиапрома ‎Петр‏ ‎Дементьев ‎пошел‏ ‎на ‎отчаянный ‎шаг. ‎Он ‎приказал‏ ‎провести‏ ‎сложнейшую ‎операцию‏ ‎по ‎доставке‏ ‎крыльев ‎с ‎помощью ‎вертолета-крана ‎Ми-10‏ ‎–‏ ‎несмотря‏ ‎на ‎то,‏ ‎что ‎расчеты‏ ‎показывали, ‎что‏ ‎теоретически‏ ‎это ‎невозможно.‏ ‎И ‎хотя ‎советские ‎летчики ‎справились‏ ‎с ‎заданием,‏ ‎оно‏ ‎вполне ‎могло ‎закончиться‏ ‎трагически.

31 декабря ‎1968‏ ‎года ‎советский ‎сверхзвуковой ‎самолет‏ ‎Ту-144‏ ‎совершил ‎свой‏ ‎первый ‎полет.‏ ‎Всего ‎в ‎воздухе ‎судно ‎пробыло‏ ‎38‏ ‎минут. ‎Европейский‏ ‎«Конкорд» ‎взлетел‏ ‎на ‎два ‎месяца ‎позже, ‎2‏ ‎марта‏ ‎1969‏ ‎года. ‎Правда,‏ ‎в ‎эксплуатации‏ ‎он ‎пробыл‏ ‎намного‏ ‎дольше, ‎чем‏ ‎отечественный ‎Ту-144.

Вплоть ‎до ‎1977 ‎года‏ ‎самолет ‎проходил‏ ‎многочисленные‏ ‎испытания, ‎а ‎также‏ ‎использовался ‎для‏ ‎доставки ‎грузов. ‎Единственным ‎пассажирским‏ ‎маршрутом‏ ‎стали ‎рейсы‏ ‎из ‎Москвы‏ ‎в ‎Алма-Ату ‎и ‎обратно, ‎но‏ ‎они‏ ‎выполнялись ‎лишь‏ ‎до ‎мая‏ ‎1978 ‎года. ‎Их ‎было ‎решено‏ ‎приостановить‏ ‎после‏ ‎катастрофы ‎под‏ ‎Егорьевском, ‎когда‏ ‎самолет ‎разбился‏ ‎во‏ ‎время ‎испытаний‏ ‎перед ‎передачей ‎в ‎эксплуатацию.

Французский ‎«Конкорд»‏ ‎же ‎был‏ ‎снят‏ ‎с ‎пассажирских ‎рейсов‏ ‎только ‎в‏ ‎2003 ‎году. ‎Причиной ‎стала‏ ‎катастрофа,‏ ‎произошедшая ‎над‏ ‎Парижем ‎тремя‏ ‎годами ‎ранее, ‎когда ‎у ‎авиалайнера‏ ‎загорелся‏ ‎двигатель ‎и‏ ‎он ‎рухнул‏ ‎на ‎здание ‎гостиницы.

Тем ‎не ‎менее,‏ ‎в‏ ‎1980-е‏ ‎годы ‎несколько‏ ‎уже ‎построенных‏ ‎Ту-144 ‎продолжали‏ ‎использоваться‏ ‎в ‎качестве‏ ‎летающих ‎лабораторий. ‎На ‎них ‎устанавливались‏ ‎мировые ‎рекорды‏ ‎скорости‏ ‎и ‎высоты ‎полета.

Автор:‏ ‎Кристина ‎Уласович

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-104

https://www.gazeta.ru/science/2018/12/31_a_12115153.shtml

https://rostec.ru/news/tu-144-operezhaya-zvuk-i-ves-mir/

http://www.vaso.ru/index.php/home/stranitsy-istorii/225-stranitsy-istorii

Смотреть: 1 час 23+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Небесный тихоход

«Небе́сный ‎тихохо́д»‏ ‎— ‎советский ‎музыкальный ‎художественный ‎фильм,‏ ‎поставленный ‎в‏ ‎1945‏ ‎году ‎режиссёром ‎Семёном‏ ‎Тимошенко.

Сюжет

Фильм ‎повествует‏ ‎о ‎трёх ‎фронтовых ‎друзьях,‏ ‎лётчиках-истребителях‏ ‎Булочкине, ‎Туче‏ ‎и ‎Кайсарове,‏ ‎которые ‎поклялись ‎до ‎конца ‎войны‏ ‎«не‏ ‎влюбляться ‎даже‏ ‎в ‎самых‏ ‎красивых ‎девчат».

Однако ‎одному ‎из ‎них‏ ‎—‏ ‎майору‏ ‎Василию ‎Васильевичу‏ ‎Булочкину ‎(Николай‏ ‎Крючков) ‎—‏ ‎по‏ ‎состоянию ‎здоровья‏ ‎после ‎ранения ‎запрещено ‎летать ‎на‏ ‎скоростных ‎самолётах,‏ ‎и‏ ‎он ‎вынужден ‎продолжать‏ ‎службу ‎в‏ ‎ночной ‎бомбардировочной ‎авиации ‎на‏ ‎лёгких‏ ‎самолётах ‎«У-2»‏ ‎(«По-2»). ‎Майор,‏ ‎привыкший ‎к ‎большим ‎скоростям ‎истребителя,‏ ‎обескуражен‏ ‎перспективой ‎летать‏ ‎на ‎«небесных‏ ‎тихоходах».

Кроме ‎того, ‎весь ‎персонал ‎эскадрильи‏ ‎У-2‏ ‎состоит‏ ‎из ‎одних‏ ‎девушек. ‎Столкнувшись‏ ‎благодаря ‎этому‏ ‎с‏ ‎лётчицами ‎женской‏ ‎эскадрильи, ‎друзья ‎один ‎за ‎другим‏ ‎нарушают ‎своё‏ ‎жизненное‏ ‎обязательство. ‎Первым ‎нарушает‏ ‎клятву ‎Кайсаров,‏ ‎за ‎ним ‎следует ‎Туча.‏ ‎С‏ ‎приходом ‎на‏ ‎аэродром ‎корреспондентки‏ ‎«Пионерской ‎правды» ‎Валентины ‎Петровой ‎наступает‏ ‎очередь‏ ‎и ‎майора‏ ‎Булочкина.

Булочкин, ‎летая‏ ‎на ‎У-2, ‎убеждается, ‎что ‎недостатки‏ ‎этого‏ ‎самолёта‏ ‎оборачиваются ‎неоценимыми‏ ‎достоинствами ‎в‏ ‎некоторых ‎обстоятельствах.‏ ‎Булочкин‏ ‎отказывается ‎от‏ ‎предложения ‎командования ‎вновь ‎вернуться ‎в‏ ‎истребительную ‎авиацию.

Новая‏ ‎редакция

Фильм‏ ‎был ‎восстановлен ‎на‏ ‎киностудии ‎«Ленфильм»‏ ‎в ‎1970 ‎году. ‎Картина‏ ‎подверглась‏ ‎переозвучиванию ‎в‏ ‎основном ‎с‏ ‎участием ‎тех ‎же ‎актёров. ‎Этим‏ ‎объясняется‏ ‎то, ‎что,‏ ‎например, ‎старший‏ ‎лейтенант ‎Кутузова ‎говорит ‎отчётливо ‎пожилым‏ ‎голосом:‏ ‎во‏ ‎время ‎переозвучки‏ ‎исполнительнице ‎этой‏ ‎роли ‎Людмиле‏ ‎Глазовой‏ ‎было ‎уже‏ ‎за ‎шестьдесят. ‎Фаина ‎Раневская ‎не‏ ‎смогла ‎присутствовать‏ ‎на‏ ‎записи ‎из-за ‎гастролей,‏ ‎и ‎её‏ ‎героиню ‎озвучила ‎Анна ‎Лисянская.‏ ‎Раневская‏ ‎узнала ‎об‏ ‎этом ‎уже‏ ‎после ‎выхода ‎фильма ‎на ‎экраны‏ ‎и‏ ‎осталась ‎крайне‏ ‎недовольна. ‎В‏ ‎отличие ‎от ‎оригинальной ‎версии, ‎восстановленная‏ ‎версия‏ ‎на‏ ‎10 ‎минут‏ ‎короче. ‎Оригинальная‏ ‎версия ‎фильма‏ ‎в‏ ‎2011 ‎году‏ ‎выпущена ‎с ‎полной ‎реставрацией ‎на‏ ‎DVD ‎и‏ ‎Blu-ray‏ ‎(HD).

Цветная ‎версия

К ‎2012‏ ‎году ‎по‏ ‎заказу ‎«Первого ‎канала» ‎были‏ ‎завершены‏ ‎работы ‎по‏ ‎реставрации ‎и‏ ‎колоризации ‎фильма. ‎В ‎колоризированной ‎версии‏ ‎фильм‏ ‎был ‎показан‏ ‎6 ‎мая‏ ‎2012 ‎года. ‎Цветная ‎версия ‎была‏ ‎без‏ ‎купюр,‏ ‎включая ‎оригинальные‏ ‎голоса ‎персонажей,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎и ‎голос‏ ‎Фаины ‎Раневской.

Видео

В ‎1990-е ‎годы ‎фильм‏ ‎был ‎выпущен‏ ‎на‏ ‎видеокассетах ‎студией ‎48‏ ‎часов, ‎АОЗТ‏ ‎«Формат», ‎позже ‎— ‎«Восток‏ ‎В»,‏ ‎а ‎в‏ ‎начале ‎2000-х‏ ‎годов ‎— ‎«Мастер ‎Тэйп». ‎В‏ ‎2000-е‏ ‎годы ‎фильм‏ ‎отреставрирован ‎и‏ ‎выпущен ‎на ‎DVD ‎объединением ‎«Крупный‏ ‎план»,‏ ‎21‏ ‎апреля ‎2005‏ ‎года ‎выпущен‏ ‎студией ‎«Союз‏ ‎Видео»‏ ‎на ‎DVD.‏ ‎Также ‎выпущен ‎на ‎DVD ‎дистрибьюторами‏ ‎«Мастер ‎Тэйп»,‏ ‎а‏ ‎в ‎2007 ‎году‏ ‎— ‎«Видеобаза».

Продолжение

В‏ ‎1974 ‎году ‎на ‎Рижской‏ ‎киностудии‏ ‎был ‎снят‏ ‎по ‎сценарию‏ ‎Юрия ‎Яковлева ‎фильм ‎«Верный ‎друг‏ ‎Санчо».‏ ‎Дедушкой ‎одной‏ ‎из ‎героинь‏ ‎фильма ‎девочки ‎Риты ‎является ‎генерал‏ ‎авиации‏ ‎в‏ ‎отставке, ‎роль‏ ‎которого ‎исполняет‏ ‎Василий ‎Меркурьев.‏ ‎И‏ ‎хотя ‎в‏ ‎фильме ‎не ‎называется ‎его ‎фамилия,‏ ‎но ‎некоторые‏ ‎отсылки‏ ‎дают ‎понять, ‎что‏ ‎это ‎и‏ ‎есть ‎тот ‎самый ‎бывший‏ ‎старший‏ ‎лейтенант ‎Туча‏ ‎из ‎кинофильма‏ ‎«Небесный ‎тихоход». ‎В ‎частности, ‎на‏ ‎стене‏ ‎квартиры, ‎где‏ ‎проживает ‎семья‏ ‎Риты, ‎можно ‎заметить, ‎среди ‎снимков‏ ‎военного‏ ‎прошлого‏ ‎деда, ‎фотографию‏ ‎его ‎боевых‏ ‎друзей, ‎а‏ ‎именно:‏ ‎капитана ‎Кайсарова‏ ‎(Василий ‎Нещипленко), ‎старшего ‎лейтенанта ‎Кутузовой‏ ‎(Людмила ‎Глазова)‏ ‎и‏ ‎майора ‎Булочкина ‎(Николай‏ ‎Крючков), ‎на‏ ‎фоне ‎самолёта ‎У-2. ‎Помимо‏ ‎этого‏ ‎в ‎фильме‏ ‎есть ‎эпизод,‏ ‎где ‎в ‎исполнении ‎Василия ‎Меркурьева‏ ‎звучит‏ ‎песня ‎«Пора‏ ‎в ‎путь-дорогу».

Критика

Руководитель‏ ‎советской ‎кинематографии ‎И. ‎Г. ‎Большаков‏ ‎писал,‏ ‎что‏ ‎фильм ‎неудачный.‏ ‎Он ‎утверждал:‏ ‎«Все ‎любовные‏ ‎перипетии‏ ‎героев ‎происходят‏ ‎на ‎фоне ‎боевых ‎событий: ‎бомбежек,‏ ‎воздушных ‎боев,‏ ‎но‏ ‎это ‎только ‎фон,‏ ‎и ‎он‏ ‎не ‎спасает ‎фильм ‎от‏ ‎пошлости‏ ‎и ‎фальши».

Кинокритик‏ ‎Ростислав ‎Юренев‏ ‎вскоре ‎после ‎выхода ‎фильма ‎написал‏ ‎разгромную‏ ‎рецензию. ‎В‏ ‎частности, ‎он‏ ‎написал: ‎«Фильм ‎фальшив, ‎и ‎дело‏ ‎здесь‏ ‎не‏ ‎в ‎жанре,‏ ‎а ‎в‏ ‎„стиле“ ‎лакировки,‏ ‎легкомыслия,‏ ‎безыдейности, ‎заимствованном‏ ‎из ‎старой ‎оперетки ‎и ‎худших‏ ‎американских ‎ревю».‏ ‎Он‏ ‎утверждал: ‎«… ‎достоинства‏ ‎актёрской ‎игры,‏ ‎операторского ‎мастерства, ‎музыкального ‎сопровождения‏ ‎не‏ ‎могут ‎сделать‏ ‎фильм ‎хорошим,‏ ‎а ‎лишь ‎делают ‎его ‎недостатки‏ ‎более‏ ‎ощутимыми. ‎Потому,‏ ‎что ‎идеи‏ ‎в ‎фильме ‎нет, ‎если ‎не‏ ‎считать‏ ‎идеей‏ ‎опровержение ‎заведомой‏ ‎нелепости ‎о‏ ‎несостоятельности ‎любви‏ ‎во‏ ‎время ‎войны.‏ ‎Потому, ‎что ‎лётный, ‎военный ‎материал‏ ‎в ‎фильме‏ ‎обеднён‏ ‎и ‎извращён. ‎Потому,‏ ‎что ‎характеры‏ ‎героев ‎надуманы, ‎не ‎типичны».

Позже‏ ‎Р.‏ ‎Юренев ‎написал,‏ ‎что ‎«успех‏ ‎оператора ‎и ‎композитора, ‎удача ‎нескольких‏ ‎эпизодических‏ ‎персонажей ‎и‏ ‎проходных ‎сцен‏ ‎не ‎могли, ‎конечно, ‎искупить ‎серьёзных‏ ‎идейно-художественных‏ ‎недостатков‏ ‎фильма». ‎При‏ ‎этом ‎он‏ ‎повторил ‎написанное‏ ‎им‏ ‎в ‎1946‏ ‎году: ‎«О ‎чём ‎говорят ‎„Небесный‏ ‎тихоход“ ‎и‏ ‎подобные‏ ‎ему ‎фильмы? ‎О‏ ‎том, ‎что‏ ‎воевать ‎приятно ‎и ‎просто?‏ ‎О‏ ‎том, ‎что‏ ‎мы ‎победили‏ ‎легко?».

В ‎биографии ‎режиссёра ‎Тимошенко ‎киновед‏ ‎Игорь‏ ‎Раздорский ‎констатировал:‏ ‎«В ‎послевоенные‏ ‎годы ‎на ‎наших ‎экранах ‎с‏ ‎успехом‏ ‎прошла‏ ‎музыкальная ‎комедия‏ ‎Тимошенко ‎„Небесный‏ ‎тихоход“. ‎Правда,‏ ‎кинокритики‏ ‎не ‎раз‏ ‎упрекали ‎режиссёра ‎за ‎легковесное ‎решение‏ ‎героической ‎темы,‏ ‎за‏ ‎поверхностность ‎в ‎разработке‏ ‎характеров ‎героев».‏ ‎Он ‎также ‎считал, ‎что‏ ‎«многие‏ ‎упреки ‎справедливы:‏ ‎фабула ‎картины‏ ‎примитивна, ‎персонажи ‎её ‎раскрываются ‎в‏ ‎условно-опереточном‏ ‎ключе».

Киновед ‎Александр‏ ‎Фёдоров ‎указывал:‏ ‎«Со ‎временем ‎такого ‎рода ‎мнения‏ ‎забылись,‏ ‎а‏ ‎комедия ‎„Небесный‏ ‎тихоход“ ‎продолжала‏ ‎оставаться ‎в‏ ‎советском,‏ ‎а ‎потом‏ ‎и ‎российском ‎медийном ‎репертуаре, ‎о‏ ‎чём, ‎в‏ ‎частности,‏ ‎свидетельствует ‎её ‎реставрация‏ ‎и ‎колоризация».

Киновед‏ ‎Марина ‎Жежеленко ‎писала: ‎«Разумеется,‏ ‎эта‏ ‎комедия ‎о‏ ‎войне, ‎в‏ ‎которой ‎вся ‎атмосфера ‎была ‎мифологической‏ ‎и‏ ‎далёкой ‎от‏ ‎действительности, ‎не‏ ‎заслуживала ‎гневной ‎отповеди ‎…». ‎Она‏ ‎отмечала,‏ ‎что‏ ‎в ‎фильме‏ ‎«хороши ‎актёрские‏ ‎работы ‎Николая‏ ‎Крючкова‏ ‎и ‎Василия‏ ‎Меркурьева», ‎«из ‎женских ‎образов ‎наиболее‏ ‎запоминающийся ‎—‏ ‎хорошенькая‏ ‎военная ‎журналистка, ‎дочь‏ ‎генерала ‎(Алла‏ ‎Парфаньяк)».

Уже ‎упомянутый ‎И. ‎Раздорский‏ ‎резюмировал:‏ ‎«… ‎огромный‏ ‎прокатный ‎успех‏ ‎фильма ‎нельзя ‎сбросить ‎со ‎счётов‏ ‎и‏ ‎вряд ‎ли‏ ‎можно ‎объяснить‏ ‎лишь ‎недостаточной ‎требовательностью ‎зрителей. ‎„Небесный‏ ‎тихоход“‏ ‎послужил‏ ‎как ‎бы‏ ‎своего ‎рода‏ ‎„разрядкой“ ‎после‏ ‎напряжения‏ ‎военных ‎лет,‏ ‎фильм ‎оказался ‎созвучным ‎радостному, ‎приподнятому‏ ‎настроению, ‎рождённому‏ ‎великой‏ ‎победой ‎народа ‎над‏ ‎фашистской ‎Германией».

Писательница‏ ‎Алина ‎Ермолаева ‎писала: ‎«Фильм‏ ‎пролил‏ ‎настоящий ‎чудодейственный‏ ‎бальзам ‎на‏ ‎израненные ‎войной ‎души ‎людей. ‎В‏ ‎нём‏ ‎много ‎жизни,‏ ‎несмотря ‎на‏ ‎условности ‎и ‎порой ‎неприкрытую ‎неправдоподобность.‏ ‎Бывают‏ ‎такие‏ ‎ленты ‎—‏ ‎своеобразные ‎таблетки‏ ‎для ‎поднятия‏ ‎настроения,‏ ‎„Небесный ‎тихоход“‏ ‎– ‎одна ‎из ‎них».

Автор ‎журнала‏ ‎«Сеанс» ‎Виктория‏ ‎Сафронова‏ ‎считала: ‎«В ‎„Небесном‏ ‎тихоходе“ ‎нет‏ ‎проходных, ‎ненужных ‎для ‎сюжета‏ ‎персонажей‏ ‎… ‎Образы‏ ‎шести ‎основных‏ ‎героев ‎прописаны ‎в ‎той ‎степени‏ ‎подробности,‏ ‎которая ‎соответствует‏ ‎первостепенности ‎роли».

Читать: 16+ мин
logo Кочетов Алексей

Наша птичка на замену "Боингу" поднялась в небо

Доступно подписчикам уровня
«⚡Подписка»
Подписаться за 300₽ в месяц

Слушать: 53+ мин
logo Diodand

Интервью Со Стрелком B-29

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 20+ мин
logo Кочетов Алексей

Россия отказалась передать Китаю технологии авиастроения нового Ил-96...

Доступно подписчикам уровня
«⚡Подписка»
Подписаться за 300₽ в месяц

Слушать: 10+ мин
logo Diodand

"Нептун" С Контрабандным Алкоголем На Борту

Доступно подписчикам уровня
«Зритель»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 3+ мин
logo Блог Андрея Я

Последний полет "аятоллы" Майка

Доступно подписчикам уровня
«Базовый»
Подписаться за 100₽ в месяц

О последнем полете офицера ЦРУ Майкла д'Андреа, по прозвищу "аятолла Майк".

Читать: 4+ мин
logo Экспертный №1

Военные эксперты из США оценили истребитель-бомбардировщик СУ-34.

Доступно подписчикам уровня
«Базовая подписка»
Подписаться за 750₽ в месяц

Военные эксперты из США оценили истребитель-бомбардировщик СУ-34. Промежуточный вывод, что данная версия никогда не попадет на экспорт.

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

40 подписчиков

Метки

железные дороги 79 архитектура 72 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 37 вокзалы 30 реалии торговли 27 Советский Союз 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 идентичность 19 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 БАМ 16 память 13 авиация 12 авто 12 русское наследие 12 20 лет назад 11 питер 11 Москва 10 Пекин 10 модернизм 9 мосты 9 дневник Перископа 8 флот 8 еда и напитки 7 Петровский Завод 7 спальные районы 7 кладбище 6 ленин 6 Новый Ургал 6 объявления от автора 6 советские реалии 6 трамвай 6 хабаровск 6 1982 5 Далянь 5 коммунизм 5 модерн 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 Забайкалье 4 Мао Цзэдун 4 underground 3 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 метро 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 море 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 советская торговля 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Киров 1 Кунгур 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Северомуйск 1 таксимо 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 текущее 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048