logo
0
читателей
Курилка Гутенберга | Наука в лекциях  Курилка Гутенберга - некоммерческий просветительский проект. Мы организуем бесплатные лекции о науке, публикуем интервью с учеными и исторические статьи о науке.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Курилка Гутенберга -  некоммерческий просветительский проект. Мы организуем бесплатные лекции о науке, записываем подкасты с учеными, продюсируем документальные фильмы, сериалы и анимацию.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Организаторам на чай и конфеты 100₽ месяц

Оформить подписку
Организаторам на завтрак 250₽ месяц

Оформить подписку
Организаторам на обед 500₽ месяц 5 100₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Курилка Гутенберга | Наука в лекциях

Оформить подписку
Организаторам на ужин 990₽ месяц 10 098₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Курилка Гутенберга | Наука в лекциях

Оформить подписку
Организаторам на здоровье 1 750₽ месяц 17 850₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Курилка Гутенберга | Наука в лекциях

Оформить подписку
Организаторам на счастье 5 000₽ месяц 51 000₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Курилка Гутенберга | Наука в лекциях

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 6+ мин
logo Курилка Гутенберга | Наука в лекциях

Биография Сергея Боткина

Сергей ‎Боткин‏ ‎родился ‎в ‎1832 ‎году ‎в‏ ‎просвещённой ‎купеческой‏ ‎семье.‏ ‎Его ‎отцом ‎был‏ ‎крупнейший ‎в‏ ‎Москве ‎торговец ‎чаем ‎Петр‏ ‎Кононович‏ ‎Боткин, ‎матерью‏ ‎– ‎Анна‏ ‎Ивановна ‎Боткина, ‎также ‎принадлежавшая ‎к‏ ‎купеческому‏ ‎сословию. ‎Помимо‏ ‎Сергея ‎в‏ ‎семье ‎было ‎четырнадцать ‎детей ‎–‏ ‎восемь‏ ‎сыновей‏ ‎и ‎пять‏ ‎дочерей. ‎Все‏ ‎они ‎жили‏ ‎в‏ ‎просторном ‎особняке‏ ‎на ‎Петроверигском ‎переулке.

Старшие ‎сыновья ‎были‏ ‎близки ‎к‏ ‎искусству,‏ ‎поэтому ‎дом ‎Боткиных‏ ‎стал ‎одним‏ ‎из ‎очагов ‎культуры. ‎Василий‏ ‎–‏ ‎писатель, ‎критик‏ ‎и ‎историк‏ ‎искусства; ‎Михаил ‎– ‎художник, ‎коллекционер,‏ ‎член‏ ‎Российской ‎академии‏ ‎художеств; ‎и‏ ‎Дмитрий ‎– ‎коллекционер ‎и ‎историк‏ ‎искусства.‏ ‎Остальные‏ ‎братья ‎стали‏ ‎просвещенными ‎купцами,‏ ‎промышленниками, ‎общественными‏ ‎деятелями.‏ ‎В ‎доме‏ ‎Боткиных ‎бывали ‎Толстой, ‎Щепкин, ‎Мочалов,‏ ‎Грановский. ‎Позже‏ ‎сестра‏ ‎Мария ‎вышла ‎замуж‏ ‎за ‎поэта‏ ‎Афанасия ‎Фета.

Тем ‎не ‎менее,‏ ‎Сергей‏ ‎был ‎обычным‏ ‎ребенком, ‎который,‏ ‎на ‎первый ‎взгляд, ‎не ‎отличался‏ ‎никакими‏ ‎выдающимися ‎способностями.‏ ‎Более ‎того,‏ ‎он ‎научился ‎читать ‎довольно ‎поздно,‏ ‎в‏ ‎девять‏ ‎лет, ‎и‏ ‎сначала ‎тяготел‏ ‎вовсе ‎не‏ ‎к‏ ‎медицине, ‎а‏ ‎к ‎математике. ‎Он ‎даже ‎собирался‏ ‎поступать ‎на‏ ‎математический‏ ‎факультет, ‎но ‎именно‏ ‎в ‎год‏ ‎его ‎поступления ‎вышел ‎указ‏ ‎Николая‏ ‎I, ‎который‏ ‎запрещал ‎принимать‏ ‎молодых ‎людей, ‎не ‎окончивших ‎гимназию,‏ ‎на‏ ‎все ‎факультеты,‏ ‎кроме ‎медицинского.‏ ‎Поэтому ‎Боткин, ‎мечтавший ‎во ‎что‏ ‎бы‏ ‎то‏ ‎ни ‎стало‏ ‎попасть ‎в‏ ‎Московский ‎университет,‏ ‎сдал‏ ‎экзамены ‎и‏ ‎пошел ‎учиться ‎лечебному ‎делу.

Правда, ‎на‏ ‎втором ‎курсе‏ ‎Сергей‏ ‎понял, ‎что ‎нашел‏ ‎свое ‎призвание.‏ ‎Он ‎с ‎увлечением ‎работал‏ ‎в‏ ‎прозекторской, ‎дежурил‏ ‎в ‎клинике.‏ ‎Кроме ‎того, ‎Боткин ‎приобрел ‎среди‏ ‎сверстников‏ ‎славу ‎знатока‏ ‎«простукивания ‎и‏ ‎прослушивания». ‎Используя ‎эти ‎методы, ‎он‏ ‎мог‏ ‎так‏ ‎точно ‎определить‏ ‎диагноз ‎больного,‏ ‎что ‎к‏ ‎нему‏ ‎прислушивались ‎даже‏ ‎преподаватели.

Важным ‎отличием ‎Сергея ‎Боткина ‎от‏ ‎большинства ‎его‏ ‎сокурсников,‏ ‎да ‎и ‎некоторых‏ ‎профессоров, ‎была‏ ‎тяга ‎к ‎исследованиям. ‎Однажды‏ ‎в‏ ‎доме ‎общих‏ ‎знакомых ‎он‏ ‎познакомился ‎с ‎Иваном ‎Сеченовым, ‎и‏ ‎эта‏ ‎встреча ‎стала‏ ‎для ‎обоих‏ ‎ученых ‎судьбоносной. ‎Их ‎тесная ‎дружба‏ ‎продолжалась‏ ‎до‏ ‎конца ‎жизни.‏ ‎Основываясь ‎именно‏ ‎на ‎теоретических‏ ‎учениях‏ ‎Сеченова, ‎Боткин‏ ‎опроверг ‎все ‎существующие ‎догмы.

До ‎середины‏ ‎XIX ‎века‏ ‎была‏ ‎популярна ‎гуморальная ‎теория.‏ ‎Она ‎говорит‏ ‎о ‎том, ‎что ‎в‏ ‎организме‏ ‎человека ‎существует‏ ‎четыре ‎жидких‏ ‎среды ‎– ‎кровь, ‎слизь, ‎желтая‏ ‎желчь‏ ‎и ‎черная‏ ‎желчь ‎–‏ ‎и ‎нарушение ‎их ‎баланса ‎приводит‏ ‎к‏ ‎возникновению‏ ‎болезней. ‎При‏ ‎этом ‎причиной‏ ‎всех ‎явлений‏ ‎считалась‏ ‎непознаваемая ‎«жизненная‏ ‎сила», ‎которая ‎создает ‎и ‎формирует‏ ‎материю. ‎Позже,‏ ‎когда‏ ‎начала ‎активнее ‎развиваться‏ ‎экспериментальная ‎медицина,‏ ‎гуморальная ‎теория, ‎господствовавшая ‎почти‏ ‎два‏ ‎тысячелетия, ‎начала‏ ‎вступать ‎в‏ ‎противоречие ‎с ‎научными ‎фактами. ‎Тогда‏ ‎Боткин‏ ‎предложил ‎альтернативное‏ ‎учение ‎о‏ ‎целостности ‎организма ‎и ‎о ‎его‏ ‎связи‏ ‎с‏ ‎окружающей ‎средой.

На‏ ‎теории ‎нервизма‏ ‎Боткина, ‎которая‏ ‎говорит‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎деятельностью ‎человеческого ‎тела ‎управляют‏ ‎нервные ‎центры,‏ ‎отвечающие‏ ‎на ‎внешние ‎раздражители,‏ ‎построена ‎современная‏ ‎медицина. ‎Она ‎стала ‎переломным‏ ‎моментом‏ ‎для ‎медицины,‏ ‎как ‎науки,‏ ‎и ‎положила ‎начало ‎функциональному ‎направлению.

После‏ ‎окончания‏ ‎медицинского ‎факультета‏ ‎в ‎1855‏ ‎году ‎Боткин ‎в ‎составе ‎отряда‏ ‎Пирогова‏ ‎отправился‏ ‎на ‎Крымскую‏ ‎войну. ‎Врачи,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎и ‎Сергей‏ ‎Боткин, ‎работали ‎по ‎18-20 ‎часов‏ ‎в ‎сутки.‏ ‎Он‏ ‎скрывал ‎от ‎коллег,‏ ‎что ‎страдал‏ ‎врожденным ‎астигматизмом. ‎Порой ‎во‏ ‎время‏ ‎операций ‎все‏ ‎становилось ‎мутным,‏ ‎начинала ‎кружиться ‎голова, ‎ему ‎приходилось‏ ‎просить‏ ‎ассистентов ‎о‏ ‎помощи. ‎В‏ ‎итоге, ‎после ‎Крымской ‎кампании ‎Боткин‏ ‎принял‏ ‎решение‏ ‎отказаться ‎от‏ ‎хирургии ‎раз‏ ‎и ‎навсегда.

В‏ ‎1856‏ ‎году ‎Боткин‏ ‎уезжает ‎заграницу ‎продолжать ‎образование. ‎Он‏ ‎стажируется ‎в‏ ‎клиниках‏ ‎лаборатории ‎Германии, ‎Франции‏ ‎и ‎Австрии.‏ ‎По ‎возвращении ‎ученый ‎был‏ ‎приглашен‏ ‎вместе ‎с‏ ‎Сеченовым ‎в‏ ‎Петербург ‎в ‎Медико-хирургическую ‎академию. ‎Его‏ ‎лекции‏ ‎становятся ‎безумно‏ ‎популярными ‎среди‏ ‎студентов ‎и ‎собирают ‎полную ‎аудиторию.‏ ‎Когда‏ ‎в‏ ‎отставку ‎уходит‏ ‎руководитель ‎академической‏ ‎клиники ‎общих‏ ‎болезней,‏ ‎на ‎его‏ ‎место ‎назначают ‎Боткина ‎– ‎по‏ ‎требованию ‎студентов‏ ‎и‏ ‎молодых ‎преподавателей. ‎Он‏ ‎почти ‎сразу‏ ‎приступает ‎к ‎ее ‎переустройству,‏ ‎и‏ ‎вскоре ‎она‏ ‎становится ‎одной‏ ‎из ‎лучших ‎в ‎Европе.

За ‎29‏ ‎лет,‏ ‎в ‎течение‏ ‎которых ‎Сергей‏ ‎Боткин ‎возглавлял ‎больницу, ‎он ‎создал‏ ‎новую‏ ‎научную‏ ‎школу. ‎Ее‏ ‎основой ‎стала‏ ‎строго ‎научная‏ ‎диагностика.‏ ‎Там ‎же‏ ‎он ‎основал ‎одну ‎из ‎первых‏ ‎в ‎мире‏ ‎лабораторий,‏ ‎где ‎делал ‎анализы,‏ ‎исследовал ‎действие‏ ‎лекарственных ‎препаратов, ‎проводил ‎эксперименты‏ ‎на‏ ‎животных. ‎В‏ ‎будущем ‎это‏ ‎место ‎станет ‎Институтом ‎экспериментальной ‎медицины‏ ‎–‏ ‎одним ‎из‏ ‎крупнейших ‎современных‏ ‎научно-исследовательских ‎центров ‎России.

Тем ‎не ‎менее,‏ ‎путь‏ ‎Сергея‏ ‎Боткина ‎не‏ ‎был ‎простым‏ ‎– ‎у‏ ‎него‏ ‎было ‎много‏ ‎завистников ‎и ‎недоброжелателей ‎в ‎академии.‏ ‎Так, ‎уже‏ ‎будучи‏ ‎известным ‎профессором, ‎он‏ ‎поставил ‎одному‏ ‎из ‎своих ‎пациентов ‎диагноз‏ ‎–‏ ‎тромбоз ‎воротной‏ ‎вены. ‎Однако‏ ‎больной, ‎который ‎должен ‎был ‎в‏ ‎этом‏ ‎случае ‎умереть,‏ ‎прожил ‎еще‏ ‎несколько ‎недель, ‎что ‎позволило ‎завистникам‏ ‎поставить‏ ‎под‏ ‎сомнение ‎компетентность‏ ‎Боткина. ‎Тем‏ ‎не ‎менее,‏ ‎больной‏ ‎в ‎конце‏ ‎концов ‎умер, ‎а ‎вскрытие ‎показало,‏ ‎что ‎диагноз,‏ ‎поставленный‏ ‎медиком, ‎был ‎верным.‏ ‎После ‎этого‏ ‎слава ‎о ‎врачебной ‎интуиции‏ ‎Сергея‏ ‎Боткина ‎вышла‏ ‎далеко ‎за‏ ‎пределы ‎места, ‎где ‎он ‎работал.

За‏ ‎свою‏ ‎жизнь ‎Боткин‏ ‎лечил ‎многих‏ ‎известных ‎людей, ‎включая ‎Дмитрия ‎Менделеева,‏ ‎Федора‏ ‎Достоевского,‏ ‎Ивана ‎Репина,‏ ‎Федора ‎Тютчева.‏ ‎В ‎начале‏ ‎1872‏ ‎года ‎ему‏ ‎даже ‎поручили ‎лечить ‎серьезно ‎заболевшую‏ ‎Государыню ‎Императрицу‏ ‎Марию‏ ‎Александровну, ‎после ‎чего‏ ‎он ‎приобрел‏ ‎расположение ‎царской ‎семьи ‎и‏ ‎фактически‏ ‎стал ‎ее‏ ‎домашним ‎врачем.

Сергею‏ ‎Боткину ‎принадлежит ‎немало ‎открытий, ‎которые‏ ‎сложно‏ ‎уместить ‎в‏ ‎одной ‎статье.‏ ‎Он ‎исследовал ‎старение ‎организма; ‎установил,‏ ‎что‏ ‎желтуху,‏ ‎которую ‎сегодня‏ ‎называют ‎болезнью‏ ‎Боткина, ‎вызывают‏ ‎микроорганизмы;‏ ‎предсказал, ‎что‏ ‎в ‎мозге ‎человека ‎есть ‎центры,‏ ‎отвечающие ‎за‏ ‎такие‏ ‎функции, ‎как ‎выделение‏ ‎пота ‎и‏ ‎кроветворение; ‎заметил, ‎что ‎южный‏ ‎климат‏ ‎благоприятен ‎для‏ ‎больных ‎туберкулезом.

Еще‏ ‎при ‎жизни ‎он ‎стал ‎всемирно‏ ‎известным‏ ‎врачом, ‎но‏ ‎судьба ‎сыграла‏ ‎над ‎ним ‎злую ‎шутку. ‎Профессор,‏ ‎знаменитый‏ ‎благодаря‏ ‎точности ‎своих‏ ‎диагнозов, ‎в‏ ‎собственном ‎ошибся.‏ ‎Он‏ ‎умер ‎в‏ ‎1889 ‎году ‎от ‎ишемической ‎болезни‏ ‎сердца. ‎Тем‏ ‎не‏ ‎менее, ‎его ‎наследие‏ ‎оставило ‎яркий‏ ‎след ‎в ‎истории ‎медицины‏ ‎и‏ ‎продолжает ‎жить‏ ‎до ‎сих‏ ‎пор.

Автор: ‎Кристина ‎Уласович

Читать: 6+ мин
logo Курилка Гутенберга | Наука в лекциях

Невероятный самолет: ТУ-144

Немногие ‎знают,‏ ‎что ‎в ‎середине ‎прошлого ‎столетия‏ ‎СССР ‎участвовал‏ ‎не‏ ‎только ‎в ‎космической,‏ ‎но ‎и‏ ‎сверхзвуковой ‎гонке. ‎Правда, ‎соревновался‏ ‎он‏ ‎на ‎этот‏ ‎раз ‎не‏ ‎с ‎США, ‎а ‎с ‎Европой‏ ‎–‏ ‎и ‎победил.‏ ‎31 ‎декабря‏ ‎1968 ‎года ‎состоялся ‎первый ‎полет‏ ‎пассажирского‏ ‎самолета‏ ‎Ту-144, ‎произведенного‏ ‎на ‎Воронежском‏ ‎заводе ‎№64.‏ ‎Именно‏ ‎это ‎событие‏ ‎принесло ‎победу ‎Советскому ‎союзу ‎в‏ ‎битве ‎за‏ ‎сверхзвук,‏ ‎и ‎рекорды ‎по‏ ‎скорости ‎и‏ ‎высоте ‎полета ‎легендарного ‎воздушного‏ ‎судна‏ ‎не ‎были‏ ‎побиты ‎до‏ ‎сих ‎пор.

1

История ‎создания ‎Ту-144 ‎началась‏ ‎с‏ ‎освоения ‎Севера‏ ‎и ‎Дальнего‏ ‎востока. ‎До ‎его ‎создания ‎в‏ ‎конце‏ ‎50-х‏ ‎годов ‎для‏ ‎пассажирских ‎перевозок‏ ‎в ‎СССР‏ ‎использовался‏ ‎реактивный ‎пассажирский‏ ‎самолет ‎Ту-104, ‎на ‎котором ‎с‏ ‎двумя ‎остановками‏ ‎можно‏ ‎было ‎долететь ‎из‏ ‎Москвы ‎до‏ ‎Дальневосточного ‎региона ‎за ‎восемь‏ ‎часов.‏ ‎Несмотря ‎на‏ ‎то, ‎что‏ ‎Ту-104 ‎на ‎тот ‎момент ‎считался‏ ‎одним‏ ‎из ‎самых‏ ‎передовых ‎авиалайнеров‏ ‎в ‎мире, ‎было ‎понятно, ‎что‏ ‎СССР‏ ‎не‏ ‎удастся ‎долго‏ ‎удерживать ‎оставаться‏ ‎лидеров. ‎Советские‏ ‎специалисты‏ ‎знали, ‎что‏ ‎в ‎Европе ‎и ‎США ‎существуют‏ ‎проекты ‎сверхзвуковых‏ ‎пассажирских‏ ‎самолетов ‎– ‎их‏ ‎макеты ‎неоднократно‏ ‎показывались ‎на ‎международных ‎авиасалонах.

В‏ ‎1962‏ ‎году, ‎Великобритания‏ ‎и ‎Франция‏ ‎начали ‎работу ‎над ‎совместным ‎проектом,‏ ‎получившим‏ ‎название ‎Concorde.‏ ‎Впоследствии ‎именно‏ ‎«Конкорд» ‎станет ‎главным ‎соперником ‎отечественного‏ ‎Ту-144.‏ ‎Кроме‏ ‎того, ‎почти‏ ‎в ‎то‏ ‎же ‎время‏ ‎в‏ ‎США ‎развернулись‏ ‎собственные ‎работы ‎по ‎созданию ‎самолета‏ ‎Boeing ‎2707,‏ ‎который‏ ‎должен ‎был ‎перевозить‏ ‎300 ‎пассажиров‏ ‎со ‎скоростью ‎до ‎3‏ ‎тысяч‏ ‎километров ‎в‏ ‎час, ‎однако‏ ‎после ‎появления ‎«Боинга-747», ‎который ‎оказался‏ ‎вместительнее‏ ‎и ‎дешевле,‏ ‎проект ‎был‏ ‎заморожен.

В ‎июле ‎1963 ‎года ‎Никита‏ ‎Хрущев‏ ‎поставил‏ ‎задачу ‎создать‏ ‎пассажирский ‎сверхзвуковой‏ ‎самолет, ‎на‏ ‎котором‏ ‎до ‎Хабаровска‏ ‎можно ‎будет ‎долететь ‎за ‎3,5‏ ‎часа. ‎Он‏ ‎должен‏ ‎был ‎развивать ‎крейцеровскую‏ ‎скорость ‎полета‏ ‎2300-2700 ‎километров ‎в ‎час‏ ‎и‏ ‎способен ‎пролететь‏ ‎на ‎сверхзвуке‏ ‎4000-4500 ‎километров ‎с ‎80-100 ‎пассажирами‏ ‎на‏ ‎борту, ‎либо‏ ‎6000-6500 ‎километров‏ ‎с ‎50 ‎пассажирами ‎на ‎борту.

Разработку‏ ‎нового‏ ‎авиалайнера‏ ‎поручили ‎Конструкторскому‏ ‎бюро ‎Туполева,‏ ‎а ‎ответственным‏ ‎за‏ ‎его ‎создание‏ ‎был ‎назначен ‎Алексей ‎Андреевич ‎Туполев,‏ ‎сын ‎знаменитого‏ ‎конструктора‏ ‎Андрея ‎Туполева. ‎Перед‏ ‎советскими ‎специалистами‏ ‎стоял ‎план: ‎построить ‎к‏ ‎1967‏ ‎году ‎пять‏ ‎экземпляров. ‎Социализм‏ ‎должен ‎был ‎во ‎что ‎бы‏ ‎то‏ ‎ни ‎стало‏ ‎одержать ‎победу‏ ‎над ‎капитализмом.

Создание ‎сверхзвукового ‎пассажирского ‎авиалайнера‏ ‎стало‏ ‎одним‏ ‎из ‎приоритетных‏ ‎проектов ‎Министерства‏ ‎авиационной ‎промышленности.‏ ‎Однако‏ ‎путь ‎не‏ ‎был ‎простым. ‎Во ‎время ‎проектировки‏ ‎Ту-144 ‎специалисты‏ ‎были‏ ‎вынуждены ‎зайти ‎в‏ ‎ранее ‎неизведанную‏ ‎область, ‎где ‎они ‎столкнулись‏ ‎с‏ ‎вопросами, ‎на‏ ‎которые ‎не‏ ‎было ‎готового ‎ответа.

Поскольку ‎Ту-144 ‎должен‏ ‎был‏ ‎совершать ‎на‏ ‎сверхзвуковых ‎скоростях‏ ‎дальние ‎полеты, ‎это ‎отразилось ‎на‏ ‎его‏ ‎конструкции.‏ ‎Чтобы ‎добиться‏ ‎нужного ‎результата,‏ ‎инженеры ‎использовали‏ ‎самые‏ ‎передовые ‎научно-технические‏ ‎решения. ‎Планер ‎самолета ‎был ‎выполнен‏ ‎по ‎схеме‏ ‎«бесхвостка»‏ ‎– ‎у ‎него‏ ‎отсутствовали ‎плоскости‏ ‎управления ‎высотой, ‎что ‎позволило‏ ‎снизить‏ ‎массу ‎конструкции‏ ‎и ‎аэродина­мическое‏ ‎сопротивление. ‎Также ‎Ту-144 ‎имел ‎опускающуюся‏ ‎перед‏ ‎кабинкой ‎пилота‏ ‎носовую ‎часть‏ ‎фюзеляжа. ‎Она ‎обеспечивала ‎пилотам ‎более‏ ‎широкий‏ ‎обзор‏ ‎при ‎взлете‏ ‎и ‎посадке‏ ‎на ‎больших‏ ‎углах‏ ‎атаки, ‎что‏ ‎было ‎характерно ‎для ‎самолетов ‎подобной‏ ‎конструкции. ‎Впоследствии‏ ‎такая‏ ‎особенность ‎конструкции ‎Ту-144‏ ‎стала ‎его‏ ‎визитной ‎карточкой.

Специально ‎для ‎Ту-144‏ ‎в‏ ‎ОКБ ‎Николая‏ ‎Кузнецова ‎был‏ ‎разработан ‎двухконтурный ‎турбореактивный ‎двигатель ‎с‏ ‎форсажной‏ ‎камерой ‎НК-144.‏ ‎Также ‎при‏ ‎создании ‎воздушного ‎судна ‎использовалась ‎самые‏ ‎совершенные‏ ‎на‏ ‎тот ‎момент‏ ‎бортовые ‎приборы,‏ ‎благодаря ‎которым‏ ‎самолет‏ ‎мог ‎приземлиться‏ ‎в ‎автоматическом ‎режиме ‎в ‎любое‏ ‎время ‎суток.‏ ‎И‏ ‎даже ‎внешне ‎воздушное‏ ‎судно, ‎выполненное‏ ‎из ‎титана ‎и ‎алюминия,‏ ‎выглядело‏ ‎изящным, ‎словно‏ ‎подтверждая ‎знаменитый‏ ‎тезис ‎Туполева ‎«некрасивые ‎самолеты ‎не‏ ‎летают».

Советские‏ ‎власти ‎стремились‏ ‎во ‎что‏ ‎бы ‎то ‎ни ‎стало ‎обогнать‏ ‎соперников‏ ‎и‏ ‎не ‎могли‏ ‎допустить, ‎чтобы‏ ‎«Конкорд» ‎взлетел‏ ‎первым.‏ ‎Из-за ‎этого‏ ‎специалистам ‎приходилось ‎собирать ‎пассажирский ‎лайнер‏ ‎в ‎спешке‏ ‎и‏ ‎идти ‎на ‎риски.

Так,‏ ‎за ‎год‏ ‎до ‎первого ‎полета ‎транспортировка‏ ‎крыльев‏ ‎для ‎Ту-144‏ ‎могла ‎закончиться‏ ‎трагедией. ‎Дело ‎в ‎том, ‎что‏ ‎детали‏ ‎для ‎самолета‏ ‎производись ‎на‏ ‎Воронежском ‎заводе ‎№64, ‎а ‎позже‏ ‎отправлялись‏ ‎по‏ ‎речным ‎путям‏ ‎в ‎Жуковский,‏ ‎где ‎проходила‏ ‎сборка.‏ ‎Однако ‎зимой‏ ‎1967 ‎года ‎лед ‎на ‎реках‏ ‎встал ‎очень‏ ‎рано,‏ ‎и ‎транспортировка ‎оказалась‏ ‎попросту ‎невозможна.‏ ‎Чтобы ‎не ‎срывать ‎сроки,‏ ‎министр‏ ‎авиапрома ‎Петр‏ ‎Дементьев ‎пошел‏ ‎на ‎отчаянный ‎шаг. ‎Он ‎приказал‏ ‎провести‏ ‎сложнейшую ‎операцию‏ ‎по ‎доставке‏ ‎крыльев ‎с ‎помощью ‎вертолета-крана ‎Ми-10‏ ‎–‏ ‎несмотря‏ ‎на ‎то,‏ ‎что ‎расчеты‏ ‎показывали, ‎что‏ ‎теоретически‏ ‎это ‎невозможно.‏ ‎И ‎хотя ‎советские ‎летчики ‎справились‏ ‎с ‎заданием,‏ ‎оно‏ ‎вполне ‎могло ‎закончиться‏ ‎трагически.

31 декабря ‎1968‏ ‎года ‎советский ‎сверхзвуковой ‎самолет‏ ‎Ту-144‏ ‎совершил ‎свой‏ ‎первый ‎полет.‏ ‎Всего ‎в ‎воздухе ‎судно ‎пробыло‏ ‎38‏ ‎минут. ‎Европейский‏ ‎«Конкорд» ‎взлетел‏ ‎на ‎два ‎месяца ‎позже, ‎2‏ ‎марта‏ ‎1969‏ ‎года. ‎Правда,‏ ‎в ‎эксплуатации‏ ‎он ‎пробыл‏ ‎намного‏ ‎дольше, ‎чем‏ ‎отечественный ‎Ту-144.

Вплоть ‎до ‎1977 ‎года‏ ‎самолет ‎проходил‏ ‎многочисленные‏ ‎испытания, ‎а ‎также‏ ‎использовался ‎для‏ ‎доставки ‎грузов. ‎Единственным ‎пассажирским‏ ‎маршрутом‏ ‎стали ‎рейсы‏ ‎из ‎Москвы‏ ‎в ‎Алма-Ату ‎и ‎обратно, ‎но‏ ‎они‏ ‎выполнялись ‎лишь‏ ‎до ‎мая‏ ‎1978 ‎года. ‎Их ‎было ‎решено‏ ‎приостановить‏ ‎после‏ ‎катастрофы ‎под‏ ‎Егорьевском, ‎когда‏ ‎самолет ‎разбился‏ ‎во‏ ‎время ‎испытаний‏ ‎перед ‎передачей ‎в ‎эксплуатацию.

Французский ‎«Конкорд»‏ ‎же ‎был‏ ‎снят‏ ‎с ‎пассажирских ‎рейсов‏ ‎только ‎в‏ ‎2003 ‎году. ‎Причиной ‎стала‏ ‎катастрофа,‏ ‎произошедшая ‎над‏ ‎Парижем ‎тремя‏ ‎годами ‎ранее, ‎когда ‎у ‎авиалайнера‏ ‎загорелся‏ ‎двигатель ‎и‏ ‎он ‎рухнул‏ ‎на ‎здание ‎гостиницы.

Тем ‎не ‎менее,‏ ‎в‏ ‎1980-е‏ ‎годы ‎несколько‏ ‎уже ‎построенных‏ ‎Ту-144 ‎продолжали‏ ‎использоваться‏ ‎в ‎качестве‏ ‎летающих ‎лабораторий. ‎На ‎них ‎устанавливались‏ ‎мировые ‎рекорды‏ ‎скорости‏ ‎и ‎высоты ‎полета.

Автор:‏ ‎Кристина ‎Уласович

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-104

https://www.gazeta.ru/science/2018/12/31_a_12115153.shtml

https://rostec.ru/news/tu-144-operezhaya-zvuk-i-ves-mir/

http://www.vaso.ru/index.php/home/stranitsy-istorii/225-stranitsy-istorii

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048