logo
2
читателя
Politisch verdächtig  Премиум-филиал политически неблагонадёжного блога из Петербурга. Политология, социология и всё остальное, что может заинтересовать любителей социальных и гуманитарных наук.
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Метки Статистика Контакты Поделиться
О проекте
Добро пожаловать в платный филиал Telegram-канала Politisch verdächtig!
Здесь будут публиковаться эксклюзивные материалы – слишком объёмные или по иным причинам не подходящие для публикации в основном канале.
В остальном принципы остаются теми же: ирония, опора на факты и политическая неблагонадёжность.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Самый отзывчивый 250 ₽ месяц 2 550 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Politisch verdächtig
Осталось 18 мест

Базовая подписка с доступом к публикациям, но вдвое дешевле – в благодарность за отзывчивость и готовность поддержать новое начинание.

Оформить подписку
Политически неблагонадёжный 500 ₽ месяц 5 100 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Politisch verdächtig

Базовая подписка с доступом к публикациям.

Оформить подписку
Политически сознательный 1 000 ₽ месяц 10 200 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Politisch verdächtig
Доступны сообщения

Улучшенная подписка с доступом к публикациям и возможностью писать личные сообщения автору, в том числе предлагать темы для новых публикаций.

Оформить подписку
Проводник на тропе 5 000 ₽ месяц 51 000 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Politisch verdächtig
Доступны сообщения

Топ-подписка для людей, которым я явно чем-то могу быть полезен. Пишите в личные сообщения, обсудим.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
2 подписчика
Обновления проекта
Читать: 21+ мин
logo Politisch verdächtig

Мир не без аннексий. Часть 2: Индия, Пакистан и все-все-все

Доступно подписчикам уровня
«Самый отзывчивый»
Подписаться за 250₽ в месяц

Восемь из 24 территориальных конфликтов после 1945 г. произошли на Индийском субконтиненте, и в шести из них Индия была наступающей стороной. Как один из самых богатых правителей мира потерял своё государство? Почему Гоа – это не только курорт, но и «первый акт драмы, которая может окончиться смертью ООН»? И с чего началась борьба Индии и Пакистана за Кашмир, не оконченная до сих пор?

Читать: 11+ мин
logo Politisch verdächtig

Мир не без аннексий. Часть 1: они всё ещё здесь.

Мы ‎привыкли‏ ‎жить ‎в ‎мире, ‎где ‎изменение‏ ‎границ ‎государств‏ ‎военным‏ ‎путём ‎— ‎это‏ ‎преступная ‎агрессия,‏ ‎примета ‎мрачного ‎прошлого, ‎которое‏ ‎закончилось‏ ‎где-то ‎после‏ ‎1945 ‎г.‏ ‎Да, ‎потом ‎были ‎войны ‎за‏ ‎независимость‏ ‎и ‎войны‏ ‎за ‎объединение‏ ‎наций, ‎были ‎интервенции ‎ради ‎смены‏ ‎режимов,‏ ‎были‏ ‎пограничные ‎и‏ ‎межэтнические ‎конфликты.‏ ‎Однако ‎прямые‏ ‎аннексии‏ ‎или ‎создание‏ ‎марионеточных ‎государств ‎на ‎чужой ‎территории,‏ ‎казалось, ‎стали‏ ‎считаться‏ ‎недопустимыми ‎и ‎начали‏ ‎приводить ‎тех,‏ ‎кто ‎подобное ‎совершает, ‎в‏ ‎ряды‏ ‎изгоев ‎и‏ ‎международных ‎преступников.‏ ‎Во ‎всяком ‎случае, ‎многим ‎так‏ ‎казалось.

Исследователи‏ ‎международных ‎отношений‏ ‎относятся ‎к‏ ‎таким ‎заявлениям ‎более ‎осторожно, ‎хотя‏ ‎и‏ ‎многие‏ ‎из ‎них‏ ‎четверть ‎века‏ ‎назад ‎предполагали,‏ ‎что‏ ‎аннексионистские ‎войны‏ ‎ушли ‎в ‎прошлое. ‎Так, ‎американо-канадский‏ ‎учёный ‎Марк‏ ‎Захер‏ ‎в ‎статье ‎2001‏ ‎г. ‎насчитывает‏ ‎в ‎период ‎1946–2000 ‎гг.‏ ‎40‏ ‎«межгосударственных ‎территориальных‏ ‎агрессий», из ‎которых‏ ‎17 ‎привели ‎к ‎изменению ‎границ‏ ‎(масштабному‏ ‎или ‎не‏ ‎очень). ‎Тем‏ ‎не ‎менее, ‎он ‎подчёркивает, ‎что‏ ‎последнее‏ ‎успешное‏ ‎расширение ‎границ‏ ‎государства ‎произошло‏ ‎в ‎1976‏ ‎г.‏ ‎(Марокко ‎объявило‏ ‎Западную ‎Сахару ‎частью ‎своей ‎территории),‏ ‎и ‎в‏ ‎духе‏ ‎времени ‎написания ‎статьи‏ ‎полагает, ‎что‏ ‎«норма ‎территориальной ‎целостности» поддерживается ‎достаточно‏ ‎большим‏ ‎числом ‎государств‏ ‎по ‎всему‏ ‎миру, ‎чтобы ‎сдерживать ‎потенциальных ‎агрессоров‏ ‎[1].

Почти‏ ‎двадцать ‎лет‏ ‎спустя ‎американский‏ ‎исследователь-международник ‎Дэн ‎Альтман ‎[2] ‎приходит‏ ‎к‏ ‎выводу,‏ ‎что ‎завоевание‏ ‎(conquest) территорий ‎никуда‏ ‎не ‎исчезало:‏ ‎из‏ ‎18 ‎войн‏ ‎между ‎государствами, ‎произошедших ‎в ‎мире‏ ‎с ‎1976‏ ‎по‏ ‎2006 ‎гг., ‎13‏ ‎так ‎или‏ ‎иначе ‎были ‎связаны ‎с‏ ‎территориальными‏ ‎вопросами. ‎Он‏ ‎также ‎отмечает,‏ ‎что ‎значительная ‎часть ‎баз ‎данных‏ ‎по‏ ‎территориальным ‎захватам‏ ‎(и ‎проведённых‏ ‎на ‎их ‎основе ‎исследований) ‎не‏ ‎фиксирует‏ ‎три‏ ‎крайне ‎распространённые‏ ‎ситуации: ‎1)‏ ‎провальные ‎попытки‏ ‎аннексий,‏ ‎2) ‎аннексии,‏ ‎не ‎получившие ‎признания ‎от ‎международного‏ ‎сообщества, ‎и‏ ‎3)‏ ‎ненасильственные ‎захваты ‎(nonviolent‏ ‎conquests), т. ‎е.‏ ‎акты ‎присоединения ‎территорий, ‎за‏ ‎которыми‏ ‎не ‎последовало‏ ‎силового ‎противодействия‏ ‎со ‎стороны ‎государства-жертвы. ‎Таким ‎образом,‏ ‎выводы‏ ‎о ‎снижении‏ ‎интенсивности ‎территориальных‏ ‎захватов ‎(и ‎их ‎попыток) ‎основаны‏ ‎на‏ ‎изначально‏ ‎искажённой ‎выборке.

Альтман‏ ‎также ‎отмечает,‏ ‎что ‎после‏ ‎1945‏ ‎г. ‎и‏ ‎особенно ‎после ‎1975 ‎г. ‎изменился‏ ‎характер ‎аннексий.‏ ‎Если‏ ‎в ‎прошлом ‎агрессоры‏ ‎пытались ‎захватить‏ ‎значительные ‎территории ‎или ‎даже‏ ‎государства‏ ‎целиком, ‎то‏ ‎в ‎последние‏ ‎десятилетия ‎нормой ‎стали ‎более ‎«надёжные»‏ ‎варианты:‏ ‎аннексия ‎небольших‏ ‎приграничных ‎территорий,‏ ‎желательно ‎малонаселённых ‎или ‎вовсе ‎необитаемых,‏ ‎не‏ ‎имеющих‏ ‎серьёзных ‎гарнизонов,‏ ‎а ‎в‏ ‎идеале ‎—‏ ‎принадлежащих‏ ‎государству, ‎которое‏ ‎точно ‎не ‎сможет ‎или ‎не‏ ‎захочет ‎оказывать‏ ‎вооружённое‏ ‎сопротивление ‎[3]. ‎Такие‏ ‎быстрые ‎и‏ ‎(почти) ‎бескровные ‎захваты ‎в‏ ‎дипломатии‏ ‎называют ‎fait‏ ‎accompli — «свершившийся ‎факт»‏ ‎(перед ‎которым ‎предполагается ‎поставить ‎мировое‏ ‎сообщество).

За‏ ‎последние ‎три‏ ‎года ‎вы,‏ ‎как ‎и ‎я, ‎вероятно, ‎не‏ ‎раз‏ ‎сталкивались‏ ‎с ‎утверждениями,‏ ‎что ‎присоединение‏ ‎территорий ‎военным‏ ‎путём‏ ‎является ‎в‏ ‎мире ‎после ‎1945 ‎г. ‎неприемлемым‏ ‎действием, ‎которое‏ ‎влечёт‏ ‎за ‎собой ‎жёсткую‏ ‎реакцию ‎мирового‏ ‎сообщества ‎по ‎отношению ‎к‏ ‎государству,‏ ‎которое ‎такие‏ ‎действия ‎допускает.‏ ‎Отчасти ‎то, ‎что ‎мы ‎наблюдали‏ ‎в‏ ‎последние ‎три‏ ‎года, ‎подтверждает‏ ‎это ‎мнение; ‎тем ‎не ‎менее,‏ ‎есть‏ ‎и‏ ‎очевидные ‎контраргументы.‏ ‎Поэтому ‎я‏ ‎решил ‎проверить,‏ ‎действительно‏ ‎ли ‎подобные‏ ‎ситуации ‎так ‎уж ‎нетипичны ‎для‏ ‎постъялтинского ‎мира‏ ‎и‏ ‎всегда ‎ли ‎государства,‏ ‎взявшиеся ‎самовольно‏ ‎расширять ‎свою ‎территорию, ‎сталкиваются‏ ‎с‏ ‎соответствующими ‎последствиями.‏ ‎А ‎для‏ ‎этого ‎мне ‎понадобилось ‎составить ‎собственную‏ ‎базу‏ ‎данных ‎по‏ ‎таким ‎конфликтам‏ ‎— ‎исключая, ‎понятное ‎дело, ‎нынешний‏ ‎украинский,‏ ‎с‏ ‎которым ‎их‏ ‎предполагается ‎сравнивать.

Что‏ ‎мы ‎будем‏ ‎рассматривать?

Конечно,‏ ‎в ‎мире‏ ‎после ‎1945 ‎г. ‎произошло ‎огромное‏ ‎количество ‎самых‏ ‎разных‏ ‎военных ‎столкновений ‎между‏ ‎государствами, ‎которые‏ ‎отличаются ‎уже ‎терминами, ‎которыми‏ ‎их‏ ‎описывают: ‎всё‏ ‎же ‎«война»‏ ‎— ‎это ‎не ‎то ‎же‏ ‎самое,‏ ‎что ‎«военный‏ ‎конфликт» ‎или‏ ‎«пограничный ‎конфликт». ‎Более ‎того, ‎одни‏ ‎и‏ ‎те‏ ‎же ‎термины‏ ‎по-разному ‎используются‏ ‎разными ‎исследователями:‏ ‎скажем,‏ ‎некоторые ‎из‏ ‎них ‎относят ‎к ‎«войнам» ‎только‏ ‎конфликты ‎с‏ ‎более‏ ‎чем ‎тысячей ‎погибших‏ ‎— ‎иногда‏ ‎добавляя ‎к ‎этому ‎условие,‏ ‎чтобы‏ ‎они ‎погибли‏ ‎в ‎течение‏ ‎определённого ‎небольшого ‎периода, ‎а ‎не,‏ ‎скажем,‏ ‎за ‎30‏ ‎лет ‎пограничных‏ ‎стычек.

Однако ‎меня ‎интересует ‎не ‎интенсивность‏ ‎конфликта,‏ ‎а‏ ‎ряд ‎формальных‏ ‎критериев, ‎позволяющих‏ ‎соотнести ‎его‏ ‎с‏ ‎текущим ‎конфликтом‏ ‎на ‎Украине. ‎Поэтому ‎для ‎попадания‏ ‎в ‎мою‏ ‎базу‏ ‎данных ‎конфликты ‎такого‏ ‎типа ‎(далее‏ ‎я ‎буду ‎для ‎простоты‏ ‎называть‏ ‎их ‎территориальными‏ ‎конфликтами) должны ‎отвечать‏ ‎следующим ‎шести ‎условиям:

  1. Произойти ‎в ‎период‏ ‎после‏ ‎1945 ‎г.,‏ ‎т. ‎е.‏ ‎после ‎принятия ‎Устава ‎ООН, ‎который‏ ‎запрещает‏ ‎«угрозу‏ ‎силой ‎или‏ ‎её ‎применение» (ст.‏ ‎2, ‎п.‏ ‎4)‏ ‎в ‎международных‏ ‎отношениях;
  2. Произойти ‎между ‎двумя ‎международно ‎признанными‏ ‎государствами. ‎Следовательно,‏ ‎к‏ ‎делу ‎не ‎относятся‏ ‎войны ‎за‏ ‎независимость ‎(в ‎т. ‎ч.‏ ‎колоний‏ ‎от ‎метрополий),‏ ‎а ‎также‏ ‎войны ‎государств ‎против ‎иррегулярных ‎формирований‏ ‎(террористических‏ ‎и ‎др.),‏ ‎если ‎только‏ ‎в ‎них ‎напрямую ‎не ‎участвуют‏ ‎(на‏ ‎стороне‏ ‎этих ‎формирований)‏ ‎вооружённые ‎силы‏ ‎другого ‎государства‏ ‎(не‏ ‎прокси!);
  3. Не ‎быть‏ ‎результатом ‎мирной ‎демаркации ‎границ ‎и/или‏ ‎референдума, ‎проведённого‏ ‎с‏ ‎согласия ‎обеих ‎сторон,‏ ‎т. ‎е.‏ ‎речь ‎должна ‎идти ‎о‏ ‎присоединении‏ ‎территории ‎против‏ ‎воли ‎государства,‏ ‎которое ‎ей ‎владело, ‎в ‎форме‏ ‎вооружённого‏ ‎конфликта ‎или‏ ‎иного ‎применения‏ ‎силы;
  4. Не ‎быть ‎конфликтом ‎между ‎двумя‏ ‎(или‏ ‎более)‏ ‎частями ‎одного‏ ‎государства, ‎претендующими‏ ‎на ‎его‏ ‎объединение,‏ ‎даже ‎если‏ ‎обе ‎из ‎них ‎являются ‎международно‏ ‎признанными ‎или‏ ‎частично‏ ‎признанными ‎государствами. ‎В‏ ‎первую ‎очередь‏ ‎это ‎касается ‎азиатских ‎конфликтов,‏ ‎начавшихся‏ ‎в ‎период‏ ‎Холодной ‎войны‏ ‎(Китай ‎и ‎Тайвань, ‎Северная ‎и‏ ‎Южная‏ ‎Корея, ‎Северный‏ ‎и ‎Южный‏ ‎Вьетнам ‎и ‎т. ‎д.);
  5. Включать ‎в‏ ‎себя‏ ‎действия‏ ‎или, ‎по‏ ‎крайней ‎мере,‏ ‎открыто ‎озвученные‏ ‎до‏ ‎или ‎во‏ ‎время ‎оккупации ‎(или ‎её ‎попытки)‏ ‎намерения ‎одного‏ ‎государства‏ ‎по ‎отторжению ‎территории‏ ‎другого ‎государства‏ ‎— ‎путём ‎присоединения ‎к‏ ‎себе‏ ‎(включая ‎аннексию‏ ‎государства ‎целиком)‏ ‎или ‎создания ‎нового, ‎хотя ‎бы‏ ‎формально‏ ‎независимого ‎государства.‏ ‎Это ‎условие‏ ‎отсекает ‎конфликты, ‎целью ‎которых ‎является‏ ‎смена‏ ‎политического‏ ‎режима ‎или‏ ‎курса ‎одного‏ ‎из ‎государств‏ ‎силами‏ ‎другого, ‎а‏ ‎также ‎оккупация ‎без ‎цели ‎аннексии‏ ‎или ‎создания‏ ‎нового‏ ‎государства;
  6. В ‎более ‎широком‏ ‎смысле ‎условие‏ ‎№ ‎5 ‎отсекает ‎и‏ ‎пограничные‏ ‎конфликты, ‎поскольку‏ ‎их ‎целью‏ ‎является ‎лишь ‎относительно ‎небольшое ‎изменение‏ ‎границ,‏ ‎зачастую ‎в‏ ‎малонаселённых ‎или‏ ‎ненаселённых ‎местах, ‎а ‎обе ‎стороны‏ ‎априори‏ ‎считают‏ ‎данную ‎территорию‏ ‎своей, ‎зачастую‏ ‎лишь ‎по-разному‏ ‎трактуя‏ ‎одни ‎и‏ ‎те ‎же ‎документы. ‎Понятно, ‎что‏ ‎такое ‎условие‏ ‎трудно‏ ‎формализовать, ‎и ‎всегда‏ ‎есть ‎вероятность‏ ‎разночтений. ‎Далее ‎я ‎буду‏ ‎рассматривать‏ ‎лишь ‎те‏ ‎конфликты, ‎где‏ ‎речь ‎шла ‎о ‎принадлежности ‎территории‏ ‎с‏ ‎явными ‎географическими,‏ ‎административными, ‎культурными‏ ‎и ‎т. ‎д. ‎особенностями ‎(например,‏ ‎архипелага,‏ ‎провинции‏ ‎или ‎региона),‏ ‎разногласия ‎по‏ ‎поводу ‎принадлежности‏ ‎которой‏ ‎нельзя ‎свести‏ ‎к ‎вопросу ‎о ‎соответствии ‎фактической‏ ‎границы ‎международным‏ ‎соглашениям‏ ‎— ‎т. ‎е.‏ ‎я ‎заведомо‏ ‎исключаю ‎из ‎рассмотрения ‎конфликты‏ ‎за‏ ‎пограничную ‎полосу,‏ ‎форпост, ‎остров‏ ‎на ‎пограничной ‎реке ‎и ‎т.‏ ‎п.

По‏ ‎итогу ‎применения‏ ‎вышеперечисленных ‎критериев‏ ‎получается, ‎что ‎с ‎1945 ‎г.‏ ‎в‏ ‎мире‏ ‎произошли ‎24‏ ‎территориальных ‎конфликта:

Отдельно‏ ‎отмечу, ‎что‏ ‎термины‏ ‎«наступающий» ‎и‏ ‎«обороняющийся» ‎не ‎несут ‎здесь ‎каких-либо‏ ‎политических ‎или‏ ‎моральных‏ ‎коннотаций ‎(«агрессор ‎и‏ ‎жертва» ‎и‏ ‎т. ‎п.) ‎Речь ‎идёт‏ ‎исключительно‏ ‎о ‎том,‏ ‎войска ‎какого‏ ‎из ‎двух ‎международно ‎признанных ‎государств-участников‏ ‎конфликта‏ ‎на ‎чью‏ ‎территорию ‎первыми‏ ‎начали ‎наступать ‎с ‎целями, ‎изложенными‏ ‎в‏ ‎условиях‏ ‎№ ‎5-6.

Под‏ ‎«полным ‎успехом»‏ ‎наступающей ‎стороны‏ ‎подразумевается‏ ‎ситуация, ‎когда‏ ‎она ‎смогла ‎добиться ‎всех ‎целей,‏ ‎с ‎которыми‏ ‎вступила‏ ‎в ‎территориальный ‎конфликт — будь‏ ‎то ‎присоединение‏ ‎территории ‎или ‎создание ‎на‏ ‎ней‏ ‎нового ‎независимого‏ ‎(хотя ‎бы‏ ‎формально) ‎государства. ‎«Частичный ‎успех» ‎—‏ ‎это‏ ‎ситуация, ‎при‏ ‎которой ‎наступающая‏ ‎сторона ‎смогла ‎достичь ‎своих ‎целей‏ ‎лишь‏ ‎отчасти‏ ‎(например, ‎присоединила‏ ‎не ‎всё,‏ ‎что ‎на‏ ‎что‏ ‎заявляла ‎претензии).‏ ‎Соответственно, ‎«нет» ‎в ‎графе ‎«успех‏ ‎наступающего» ‎—‏ ‎это‏ ‎ситуация, ‎при ‎которой‏ ‎наступающий ‎не‏ ‎смог ‎получить ‎ничего ‎из‏ ‎того,‏ ‎на ‎что‏ ‎претендовал: ‎обычно‏ ‎речь ‎идет ‎о ‎возвращении ‎к‏ ‎довоенным‏ ‎границам.

Нетрудно ‎заметить‏ ‎несколько ‎интересных‏ ‎фактов:

  1. Наиболее ‎«урожайным» ‎на ‎территориальные ‎конфликты десятилетием‏ ‎были‏ ‎1970-е‏ ‎— ‎когда,‏ ‎по ‎версии‏ ‎ряда ‎исследователей,‏ ‎войны‏ ‎ради ‎захвата‏ ‎территорий ‎как ‎раз ‎начали ‎затухать.‏ ‎Что ‎ж,‏ ‎это‏ ‎вопрос ‎критериев ‎для‏ ‎отбора ‎случаев.‏ ‎У ‎меня ‎же ‎создаётся‏ ‎впечатление,‏ ‎что ‎как‏ ‎раз ‎в‏ ‎первые ‎десятилетия ‎после ‎Второй ‎Мировой‏ ‎коллективная‏ ‎безопасность ‎и‏ ‎верность ‎букве‏ ‎Устава ‎ООН ‎худо-бедно ‎работали, ‎не‏ ‎позволяя‏ ‎государствам‏ ‎устраивать ‎хотя‏ ‎бы ‎неприкрытые‏ ‎аннексии ‎(не‏ ‎считая‏ ‎ряда ‎случаев,‏ ‎о ‎которых ‎будет ‎сказано ‎ниже)‏ ‎— ‎да‏ ‎и‏ ‎напряжённые ‎отношения ‎между‏ ‎сверхдержавами ‎делали‏ ‎подобные ‎действия ‎слишком ‎рискованными.‏ ‎А‏ ‎вот ‎с‏ ‎1970-х ‎эти‏ ‎нормы ‎начали ‎расшатываться, ‎дойдя ‎в‏ ‎1980-е‏ ‎до ‎кровавых‏ ‎конфликтов ‎почти‏ ‎на ‎десятилетие ‎(ирано-иракская ‎война) ‎и‏ ‎нападений‏ ‎на‏ ‎территории ‎постоянных‏ ‎членов ‎Совбеза‏ ‎ООН ‎(Фолклендская‏ ‎война).‏ ‎В ‎1990-е‏ ‎же, ‎на ‎руинах ‎одного ‎из‏ ‎полюсов ‎двухполярной‏ ‎системы,‏ ‎международное ‎право ‎тем‏ ‎более ‎мало‏ ‎кого ‎интересовало. ‎Некоторое ‎затишье‏ ‎наступает‏ ‎уже ‎в‏ ‎2000-е, ‎когда‏ ‎произошёл ‎всего ‎один ‎подобный ‎конфликт,‏ ‎да‏ ‎и ‎то‏ ‎с ‎натяжкой‏ ‎(война ‎в ‎Южной ‎Осетии).
  2. Самой ‎аннексионистской‏ ‎страной‏ ‎постъялтинского‏ ‎мира ‎внезапно‏ ‎оказывается ‎Индия‏ ‎— ‎в‏ ‎шести‏ ‎территориальных ‎конфликтах из‏ ‎24 ‎наступающей ‎стороной ‎была ‎именно‏ ‎она. ‎И,‏ ‎что‏ ‎интересно, ‎все ‎они‏ ‎завершились ‎для‏ ‎неё ‎полным ‎успехом. ‎(О‏ ‎причинах‏ ‎этого ‎—‏ ‎позже).
  3. Далее ‎в‏ ‎рейтинге ‎идут ‎пять ‎стран, ‎у‏ ‎которых‏ ‎было ‎по‏ ‎два ‎территориальных‏ ‎конфликта ‎в ‎роли ‎наступающего: ‎Индонезия,‏ ‎Израиль‏ ‎(у‏ ‎обеих ‎оба‏ ‎раза ‎—‏ ‎полный ‎успех),‏ ‎Россия‏ ‎(один ‎раз‏ ‎— ‎полный ‎и ‎один ‎раз‏ ‎— ‎частичный‏ ‎успех),‏ ‎Пакистан ‎(оба ‎раза‏ ‎— ‎частичный‏ ‎успех) ‎и ‎Ирак ‎(оба‏ ‎раза‏ ‎— ‎провал).
  4. Остальные‏ ‎восемь ‎стран‏ ‎пытались ‎инициировать ‎территориальный ‎конфликт по ‎одному‏ ‎разу,‏ ‎из ‎них‏ ‎полного ‎успеха‏ ‎добились ‎Иран ‎и ‎Турция, ‎частичного‏ ‎—‏ ‎Марокко,‏ ‎Армения ‎и‏ ‎Эритрея, ‎а‏ ‎вот ‎Сомали,‏ ‎Уганда‏ ‎и ‎Аргентина‏ ‎не ‎преуспели.

В ‎следующей ‎части ‎поговорим‏ ‎чуть ‎подробнее‏ ‎о‏ ‎каждом ‎из ‎конфликтов,‏ ‎разбив ‎их‏ ‎по ‎географическому ‎признаку: ‎восемь‏ ‎на‏ ‎Индийском ‎субконтиненте,‏ ‎два ‎в‏ ‎Юго-Восточной ‎Азии, ‎пять ‎на ‎Ближнем‏ ‎Востоке,‏ ‎четыре ‎в‏ ‎(широко ‎понимаемой)‏ ‎Европе, ‎четыре ‎в ‎Африке ‎и‏ ‎один‏ ‎в‏ ‎Латинской ‎Америке.


[1] Zacher,‏ ‎M. ‎W.‏ ‎(2001). ‎The‏ ‎Territorial‏ ‎Integrity ‎Norm:‏ ‎International ‎Boundaries ‎and ‎the ‎Use‏ ‎of ‎Force.‏ ‎International‏ ‎Organization, ‎55(2), ‎215-250.

[2] Altman,‏ ‎D. ‎(2020).‏ ‎The ‎Evolution ‎of ‎Territorial‏ ‎Conquest‏ ‎after ‎1945‏ ‎and ‎the‏ ‎Limits ‎of ‎the ‎Territorial ‎Integrity‏ ‎Norm.‏ ‎International ‎Organization,‏ ‎74(3), ‎490-522.

[3] Altman,‏ ‎D. ‎(2017). ‎By ‎Fait ‎Accompli,‏ ‎Not‏ ‎Coercion:‏ ‎How ‎States‏ ‎Wrest ‎Territory‏ ‎from ‎Their‏ ‎Adversaries.‏ ‎International ‎Studies‏ ‎Quarterly, ‎61(4), ‎881-891.

Смотреть: 1 час 5+ мин
logo Дни на хуторе близ Жмеринки

Нота протеста. Воронежский гинеколог против лондонского окулиста (выпуск от 2025-04-09)


Читать: 5+ мин
logo Дни на хуторе близ Жмеринки

Шереметьевский консенсус команды Трампа и евроатлантистов

Доступно подписчикам уровня
«Увлеченный читатель»
Подписаться за 200₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Дни на хуторе близ Жмеринки

Реакция на арест Имамоглу демонстрирует истинное отношение к доктрине Примакова

Доступно подписчикам уровня
«Увлеченный читатель»
Подписаться за 200₽ в месяц

Смотреть: 49+ мин
logo Дни на хуторе близ Жмеринки

Нота протеста. Крах евроатлантического проекта (выпуск от 2025-03-13)

Дорогие ‎друзья!


В‏ ‎отличие, ‎от ‎специалистов ‎по ‎всему‏ ‎и ‎вся,‏ ‎я‏ ‎способен ‎признаться ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎во ‎многих ‎вещах ‎я‏ ‎банально‏ ‎не ‎разбираюсь.‏ ‎В ‎частности,‏ ‎мои ‎публикации ‎по ‎внешней ‎политике‏ ‎в‏ ‎большинстве ‎своем‏ ‎представляют ‎из‏ ‎себя ‎классический ‎журналистский ‎труд ‎—‏ ‎компиляцию‏ ‎в‏ ‎удобоваримом ‎виде‏ ‎того, ‎что‏ ‎изложено ‎в‏ ‎разных‏ ‎источниках.


Поэтому ‎около‏ ‎2 ‎лет ‎назад ‎я ‎обратился‏ ‎к ‎автору‏ ‎проекта‏ ‎«Мистер ‎Нет» с ‎предложением‏ ‎в ‎формате‏ ‎подкаста ‎помочь ‎разобраться ‎в‏ ‎сложной‏ ‎структуре ‎внешнеполитических‏ ‎событий ‎и‏ ‎процессов.


Не ‎смогу ‎точно ‎сказать, ‎сколько‏ ‎уже‏ ‎выпущено ‎выпусков.‏ ‎Тем ‎не‏ ‎менее, ‎считаю, ‎что ‎именно ‎сейчас‏ ‎нужно‏ ‎поделиться‏ ‎свежим ‎из‏ ‎них ‎на‏ ‎моем ‎проекте.‏ ‎Сделано‏ ‎это ‎в‏ ‎абсолютно ‎свободном ‎доступе. ‎Надеюсь, ‎данный‏ ‎шаг ‎позволит‏ ‎большему‏ ‎числу ‎людей ‎получить‏ ‎взвешенную ‎и‏ ‎серьезную ‎аналитику ‎и ‎экспертизу‏ ‎в‏ ‎области ‎внешней‏ ‎политики.

Таймкоды ‎к‏ ‎видео ‎представлены ‎ниже:


00:00 Начало

00:30 Функционал ‎помощника ‎президента‏ ‎по‏ ‎внешнеполитическим ‎вопросам

04:50 Парламентские‏ ‎выборы ‎в‏ ‎Германии

08:40 События ‎в ‎Сирии

21:40 Переговоры ‎между ‎Россией‏ ‎и‏ ‎США

28:15 Фигура‏ ‎Кирилла ‎Дмитриева

31:05 Крах‏ ‎евроатлантического ‎проекта

36:05 Россия‏ ‎и ‎Юго-Восточная‏ ‎Азия

42:05 Ответ‏ ‎на ‎вопросам

Читать: 4+ мин
logo Дни на хуторе близ Жмеринки

Апостолы Вильгефорца пытаются навязать перевернутую реальность

Доступно подписчикам уровня
«Увлеченный читатель»
Подписаться за 200₽ в месяц

Читать: 12+ мин
logo «Мысли вслух» об инвестициях, экономике и иногда о политике

Пособие по захвату мира. Внешняя политика, международная идеология и имидж страны. Русский язык.

Внешняя ‎политика,‏ ‎международная ‎идеология ‎и ‎имидж ‎страны

Все‏ ‎части ‎Стратегии‏ ‎по‏ ‎тегу ‎#Стратегия

«Мы ‎-‏ ‎народ ‎победителей.

Мы‏ ‎защищаем ‎суверенитет ‎и ‎идентичность,‏ ‎свободу‏ ‎выбора ‎культурного,‏ ‎политического, ‎экономического‏ ‎пути ‎для ‎всех ‎стран.

Мы ‎за‏ ‎свободу‏ ‎стран ‎и‏ ‎народов ‎против‏ ‎гегемонизма ‎в ‎политике ‎и ‎экономике‏ ‎и‏ ‎универсализма‏ ‎в ‎культуре‏ ‎и ‎идейной‏ ‎сфере.

Мы ‎-‏ ‎народ‏ ‎интернационалист ‎и‏ ‎другим, ‎учитывая ‎нашу ‎историю, ‎быть‏ ‎не ‎можем.‏ ‎Нам‏ ‎глубоко ‎чужд ‎любой‏ ‎расизм. ‎

Мы‏ ‎уважаем ‎личный ‎интимный ‎выбор‏ ‎каждого‏ ‎человека. ‎Но‏ ‎мы ‎хотим,‏ ‎чтобы ‎человечество ‎развивалось, ‎рождались ‎дети,‏ ‎мы‏ ‎- ‎против‏ ‎превращения ‎людей‏ ‎в ‎манкуртов, ‎не ‎помнящих ‎своей‏ ‎истории,‏ ‎родства‏ ‎и ‎пола.‏ ‎

Мы ‎-‏ ‎за ‎то,‏ ‎чтобы‏ ‎человек ‎продолжал‏ ‎следовать ‎своему ‎высшему ‎предназначению ‎-‏ ‎служить ‎своей‏ ‎семье,‏ ‎обществу, ‎стране, ‎миру,‏ ‎Богу, ‎если‏ ‎он ‎в ‎него ‎верит.

Мы‏ ‎-‏ ‎народ ‎женственных‏ ‎и ‎очень‏ ‎сильных ‎женщин, ‎не ‎раз ‎спасавших‏ ‎страну‏ ‎в ‎ее‏ ‎тяжкой ‎истории.‏ ‎И ‎мы ‎- ‎народ ‎сильных‏ ‎и‏ ‎отважных‏ ‎мужчин, ‎готовых‏ ‎защищать ‎слабых.

Нужно‏ ‎идти ‎в‏ ‎новый‏ ‎мир, ‎не‏ ‎отплевываясь ‎от ‎старого, ‎тянущего ‎назад,‏ ‎а ‎предлагая‏ ‎себя‏ ‎Евразии ‎и ‎всем‏ ‎как ‎лидера‏ ‎нормальных, ‎национальных, ‎суверенных, ‎мирных.‏ ‎Прочитав‏ ‎это, ‎многие‏ ‎скажут ‎-‏ ‎мы ‎еще ‎не ‎совсем ‎такие.‏ ‎Но‏ ‎мы ‎такие‏ ‎больше ‎других‏ ‎и ‎должны ‎вести ‎себя ‎вперед,‏ ‎усиливая‏ ‎лучшее‏ ‎в ‎себе,‏ ‎увлекая ‎этим‏ ‎других.

С. ‎Караганов,‏ ‎26.11.2020‏ ‎г.

Поскольку ‎одним‏ ‎из ‎важных ‎элементов ‎Стратегии ‎являются‏ ‎экспорт ‎проектов‏ ‎(т.е.‏ ‎партнерство ‎с ‎другими‏ ‎странами) ‎и‏ ‎включение ‎зарубежных ‎государств ‎в‏ ‎экономическую‏ ‎сферу ‎РФ‏ ‎(в ‎т.ч.‏ ‎в ‎финансовую, ‎производственную, ‎образовательную ‎и‏ ‎пр.)‏ ‎в ‎рамках‏ ‎Стратегии ‎для‏ ‎обеспечения ‎поддержки ‎данных ‎действий ‎со‏ ‎стороны‏ ‎населения‏ ‎и ‎местных‏ ‎элит ‎необходимо‏ ‎сформулировать ‎международную‏ ‎идеологию‏ ‎РФ.

Кроме ‎того,‏ ‎целесообразно ‎сформулировать ‎принципы ‎внешней ‎политики‏ ‎РФ, ‎позволяющие‏ ‎задать‏ ‎контекст ‎действий ‎государства‏ ‎в ‎рамках‏ ‎Стратегии.

Принципами ‎внешней ‎политики ‎РФ‏ ‎должны‏ ‎стать:

а) ‎отстаивание‏ ‎собственных ‎политических‏ ‎и ‎экономических ‎интересов ‎(в ‎т.ч.‏ ‎продвижение‏ ‎интересов ‎российских‏ ‎предприятий ‎за‏ ‎рубежом)

б) ‎участие ‎в ‎экономике ‎других‏ ‎государств‏ ‎и‏ ‎усиление ‎политического‏ ‎влияния ‎за‏ ‎счет ‎этого

в)‏ ‎выстраивание‏ ‎процесса ‎лоббирования‏ ‎интересов ‎государства ‎и ‎российских ‎предприятий‏ ‎за ‎рубежом‏ ‎(в‏ ‎т.ч. ‎в ‎странах-конкурентах)

г)‏ ‎выстраивание ‎с‏ ‎другими ‎государствами ‎либо ‎отношений‏ ‎подчинения‏ ‎(в ‎сильной‏ ‎позиции), ‎либо‏ ‎союзнических ‎отношений ‎с ‎равной ‎или‏ ‎большей‏ ‎выгодой

д) ‎выстраивание‏ ‎взаимоотношений ‎с‏ ‎зарубежными ‎элитами ‎и ‎влияние ‎на‏ ‎них

е)‏ ‎выстраивание‏ ‎процессов ‎экономического‏ ‎взаимодействия ‎с‏ ‎другими ‎странами‏ ‎(в‏ ‎т.ч. ‎экспорт‏ ‎проектов ‎и ‎включение ‎других ‎стран‏ ‎в ‎финансовую‏ ‎систему‏ ‎РФ), ‎в ‎частности,‏ ‎для ‎развития‏ ‎их ‎экономик ‎и ‎повышения‏ ‎уровня‏ ‎жизни ‎населения‏ ‎в ‎них,‏ ‎формирование ‎и ‎реализация ‎стратегий ‎их‏ ‎социально-экономического‏ ‎развития

ж) ‎совместная‏ ‎работа ‎в‏ ‎военной ‎сфере ‎– ‎создание ‎военных‏ ‎баз,‏ ‎оснащение‏ ‎армий ‎других‏ ‎государств ‎вооружением,‏ ‎обучение ‎и‏ ‎пр.‏ ‎(в ‎т.ч.‏ ‎для ‎защиты ‎российских ‎инвестиций ‎и‏ ‎прочих ‎интересов‏ ‎в‏ ‎другой ‎стране, ‎а‏ ‎также ‎создания‏ ‎лояльных ‎военных ‎элит ‎за‏ ‎рубежом)

з)‏ ‎защита ‎(любыми‏ ‎доступными ‎путями)‏ ‎российских ‎граждан ‎за ‎рубежом.

Влияние ‎идеологических‏ ‎парадигм‏ ‎на ‎международные‏ ‎политические ‎и‏ ‎экономические ‎процессы, ‎а ‎также ‎на‏ ‎взаимоотношения‏ ‎между‏ ‎народами ‎и‏ ‎государствами ‎сложно‏ ‎переоценить.

Международная ‎идеология‏ ‎страны‏ ‎влияет ‎на‏ ‎восприятие ‎контекста ‎ее ‎действий ‎элитами‏ ‎и ‎населением‏ ‎других‏ ‎стран ‎(через ‎призму‏ ‎СМИ, ‎социальных‏ ‎сетей ‎и ‎прочих ‎инструментов‏ ‎формирования‏ ‎общественного ‎мнения).

То‏ ‎есть, ‎при‏ ‎формировании ‎международной ‎идеологии ‎необходимо ‎создавать‏ ‎конструктивный‏ ‎и ‎благоприятный‏ ‎образ ‎страны,‏ ‎давая ‎объяснение, ‎к ‎каким ‎позитивным‏ ‎результатам‏ ‎приведет‏ ‎экономическое, ‎политическое‏ ‎и ‎военное‏ ‎взаимодействие ‎других‏ ‎государств‏ ‎(и ‎их‏ ‎населения) ‎с ‎ней. ‎

Исходя ‎из‏ ‎этого, ‎можно‏ ‎сформулировать‏ ‎основные ‎принципы ‎этой‏ ‎идеологии:

• Россия ‎осуществляет‏ ‎построение ‎передового ‎социальноориентированного ‎государства‏ ‎с‏ ‎рыночной ‎экономикой;‏ ‎

• Принципы ‎развития‏ ‎российской ‎экономики ‎и ‎социальной ‎сферы‏ ‎описаны‏ ‎в ‎Стратегии‏ ‎страны, ‎в‏ ‎которой ‎одним ‎из ‎важнейших ‎принципов‏ ‎является‏ ‎участие‏ ‎в ‎социально-экономическом‏ ‎развитии ‎других‏ ‎стран ‎и‏ ‎включение‏ ‎данных ‎стран‏ ‎в ‎свою ‎экономическую ‎сферу; ‎

• Взаимодействие‏ ‎с ‎Россией‏ ‎позволит‏ ‎обеспечить ‎быстрый ‎рост‏ ‎благосостояния ‎населения‏ ‎(создание ‎«российской ‎мечты» ‎как‏ ‎конкурентного‏ ‎предложения ‎«американской‏ ‎мечте»), ‎в‏ ‎частности, ‎всех ‎типов ‎элит, ‎через‏ ‎развитие‏ ‎экономики ‎и‏ ‎социальной ‎сферы‏ ‎стран-партнеров;

Здесь ‎поясню. ‎Американская ‎мечта ‎хоть‏ ‎и‏ ‎потихоньку‏ ‎помирает, ‎но‏ ‎не ‎в‏ ‎головах. ‎Но‏ ‎суть‏ ‎ее ‎"переезжай‏ ‎в ‎США ‎и ‎добейся". ‎Мы‏ ‎же ‎предлагаем‏ ‎сформулировать‏ ‎"российскую ‎мечту" ‎не‏ ‎как ‎"переедь‏ ‎в ‎Россию ‎и ‎добейся",‏ ‎хотя‏ ‎для ‎притока‏ ‎мотивированных ‎и‏ ‎квалифицированных ‎кадров ‎это ‎стоит ‎делать,‏ ‎а‏ ‎как ‎более‏ ‎национально-ориентированную ‎"построй‏ ‎свою ‎страну, ‎экономику ‎и ‎карьеру/бизнес‏ ‎в‏ ‎ней".‏ ‎Согласен, ‎звучит‏ ‎как ‎менее‏ ‎простое ‎решение,‏ ‎чем‏ ‎переехать ‎в‏ ‎США ‎и ‎зажить ‎как ‎человек,‏ ‎но ‎ведь‏ ‎это‏ ‎обман.

• Сотрудничество ‎других ‎стран‏ ‎с ‎Россией‏ ‎в ‎военной ‎сфере ‎позволит‏ ‎обеспечить‏ ‎безопасность ‎населения‏ ‎и ‎экономики‏ ‎данных ‎стран ‎от ‎внешнего ‎влияния.

Обобщая‏ ‎указанные‏ ‎выше ‎идеологические‏ ‎принципы ‎(с‏ ‎учетом ‎прочих ‎положений ‎Стратегии), ‎всю‏ ‎их‏ ‎совокупность‏ ‎можно ‎назвать‏ ‎комплексным ‎термином‏ ‎«социально-ориентированная ‎централизованная‏ ‎экономическая‏ ‎интеграция», ‎что‏ ‎по ‎смыслу ‎подразумевает ‎государственную ‎политику,‏ ‎основанную ‎на‏ ‎использовании‏ ‎экономической ‎силы ‎для‏ ‎внешнеполитической ‎и‏ ‎экономической ‎экспансии ‎для ‎установления‏ ‎политической‏ ‎и ‎экономической‏ ‎интеграции ‎вокруг‏ ‎единого ‎экономического ‎центра ‎с ‎другими‏ ‎странами‏ ‎с ‎целью‏ ‎их ‎экономического‏ ‎развития ‎и ‎роста ‎экономического ‎и‏ ‎социального‏ ‎благополучия‏ ‎их ‎населения.

В‏ ‎контексте ‎международных‏ ‎отношений ‎и‏ ‎идеологии,‏ ‎при ‎реализации‏ ‎Стратегии ‎необходимо ‎обратить ‎внимание ‎на‏ ‎процесс ‎выстраивания‏ ‎международного‏ ‎имиджа ‎страны.

Целью ‎в‏ ‎этом ‎процессе‏ ‎является ‎выстраивание ‎так ‎называемой‏ ‎политики‏ ‎«мягкой ‎силы»,‏ ‎являющейся ‎формой‏ ‎политической ‎власти, ‎предполагающей ‎способность ‎добиваться‏ ‎желаемых‏ ‎результатов ‎(в‏ ‎т.ч. ‎за‏ ‎счет ‎продвижения ‎языка, ‎культуры ‎и‏ ‎идеологии‏ ‎страны)‏ ‎на ‎основе‏ ‎добровольного ‎участия,‏ ‎симпатии ‎и‏ ‎привлекательности,‏ ‎в ‎отличие‏ ‎от ‎«жёсткой ‎силы», ‎которая ‎подразумевает‏ ‎принуждение. ‎

Для‏ ‎этого,‏ ‎необходимо:

а) ‎вести ‎работу‏ ‎против ‎дезинформации‏ ‎и ‎негативных ‎стереотипов ‎в‏ ‎отношении‏ ‎России, ‎искажения‏ ‎происходящих ‎в‏ ‎России ‎событий, ‎а ‎также ‎искажения‏ ‎действий‏ ‎России ‎за‏ ‎рубежом

б) ‎создавать‏ ‎позитивный ‎образ ‎России, ‎отмечая ‎достоинства‏ ‎страны‏ ‎в‏ ‎целом, ‎экономики,‏ ‎социальной ‎сферы,‏ ‎вооруженных ‎сил‏ ‎страны‏ ‎(подчеркивая ‎в‏ ‎образе ‎страны ‎положительные ‎черты, ‎такие‏ ‎как ‎справедливость,‏ ‎социальную‏ ‎ориентированность, ‎мощь ‎экономики‏ ‎и ‎промышленности,‏ ‎красоту ‎природы, ‎гостеприимство, ‎благородство,‏ ‎красоту‏ ‎и ‎силу‏ ‎людей, ‎многонациональность‏ ‎и ‎пр.), ‎а ‎также ‎создавать‏ ‎позитивный‏ ‎образ ‎населения‏ ‎России.

Инструментами ‎для‏ ‎продвижения ‎идеологии ‎и ‎выстраивания ‎международного‏ ‎имиджа‏ ‎государства,‏ ‎безусловно, ‎являются‏ ‎СМИ ‎и‏ ‎Интернет. ‎В‏ ‎странах-партнерах‏ ‎(для ‎которых‏ ‎создаются ‎и ‎реализовываются ‎стратегии ‎развития‏ ‎и ‎в‏ ‎которые‏ ‎осуществляется ‎экспорт ‎проектов)‏ ‎и ‎в‏ ‎целом ‎в ‎мире ‎целесообразно‏ ‎создание‏ ‎или ‎приобретение‏ ‎традиционных ‎и‏ ‎интернет-СМИ, ‎а ‎также ‎финансирование ‎интернет-блогеров‏ ‎(лидеров‏ ‎общественного ‎мнения)‏ ‎для ‎осуществления‏ ‎продвижения ‎интересов ‎России, ‎создания ‎позитивного‏ ‎образа‏ ‎среди‏ ‎населения ‎других‏ ‎стран ‎и‏ ‎освещения ‎действий‏ ‎в‏ ‎правильном ‎контексте,‏ ‎реальных ‎экономических ‎успехов ‎России ‎и‏ ‎хода ‎развития‏ ‎стран-партнеров‏ ‎России ‎при ‎реализации‏ ‎Стратегии.

Необходимо ‎отдельно‏ ‎отметить ‎важность ‎продвижения ‎российской‏ ‎культуры‏ ‎за ‎рубежом‏ ‎для ‎формирования‏ ‎культурных ‎и ‎общественных ‎связей ‎между‏ ‎странами‏ ‎с ‎целью‏ ‎создания ‎позитивного‏ ‎образа ‎страны. ‎Кроме ‎того, ‎активное‏ ‎продвижение‏ ‎российской‏ ‎культуры ‎является‏ ‎необходимым ‎условием‏ ‎для ‎создания‏ ‎лояльных‏ ‎представителей ‎культурных‏ ‎и ‎творческих ‎элит ‎данных ‎стран.

Я‏ ‎здесь ‎не‏ ‎про‏ ‎хороводы ‎и ‎народные‏ ‎танцы. ‎Нет,‏ ‎конечно, ‎это ‎тоже ‎важно‏ ‎и‏ ‎нужно, ‎но‏ ‎я, ‎в‏ ‎основном, ‎про ‎современную ‎культуру. ‎Можно‏ ‎хоть‏ ‎заняться ‎переводом‏ ‎кино ‎и‏ ‎сериалов ‎на ‎суахили ‎и ‎амхарский.‏ ‎Главное‏ ‎правильное‏ ‎кино ‎выбирать.

Основным‏ ‎инструментом ‎для‏ ‎этого ‎является‏ ‎проведение‏ ‎дипломатическими ‎представительствами‏ ‎РФ ‎культурных ‎мероприятий ‎в ‎других‏ ‎странах ‎и‏ ‎культурных‏ ‎обменов, ‎создание ‎образовательных‏ ‎программ ‎(в‏ ‎областях ‎музыки, ‎кино, ‎театрального‏ ‎и‏ ‎изобразительного ‎искусства‏ ‎и ‎пр.)‏ ‎для ‎обучения ‎представителей ‎стран-партнеров ‎в‏ ‎соответствующих‏ ‎учебных ‎заведениях.

Русский‏ ‎язык

С ‎точки‏ ‎зрения ‎коммуникаций ‎между ‎представителями ‎разных‏ ‎национальностей‏ ‎одной‏ ‎страны ‎и‏ ‎международной ‎коммуникации‏ ‎между ‎представителями‏ ‎разных‏ ‎стран ‎необходимым‏ ‎инструментом ‎является ‎единый ‎язык ‎общения.

При‏ ‎международной ‎(в‏ ‎т.ч.‏ ‎деловой) ‎коммуникации, ‎владение‏ ‎одной ‎из‏ ‎сторон ‎языком ‎в ‎качестве‏ ‎носителя‏ ‎данного ‎языка‏ ‎значительно ‎ускоряет‏ ‎процесс ‎коммуникации. ‎Соответственно, ‎коммуникация ‎с‏ ‎использованием‏ ‎языка, ‎являющегося‏ ‎иностранным ‎для‏ ‎обоих ‎сторон ‎коммуникации, ‎данный ‎процесс‏ ‎замедляет.

Исходя‏ ‎из‏ ‎направленности ‎Стратегии‏ ‎на ‎развитие‏ ‎экспорта ‎проектов‏ ‎за‏ ‎счет ‎создания‏ ‎стратегий ‎развития ‎стран-партнеров ‎при ‎участии‏ ‎российских ‎предприятий‏ ‎для‏ ‎ускорения ‎и ‎упрощения‏ ‎процесса ‎международной‏ ‎коммуникации ‎с ‎данными ‎странами‏ ‎целесообразно‏ ‎продвигать ‎русский‏ ‎язык ‎в‏ ‎качестве ‎инструмента ‎общения.

Для ‎этого ‎необходимо:

а)‏ ‎создавать‏ ‎школы ‎русского‏ ‎языка ‎в‏ ‎странах-партнерах ‎и ‎осуществлять ‎программы ‎образовательного‏ ‎обмена

б)‏ ‎включать‏ ‎в ‎программы‏ ‎обучения ‎иностранных‏ ‎специалистов ‎для‏ ‎кадрового‏ ‎обеспечения ‎создаваемых‏ ‎в ‎рамках ‎экспорта ‎проектов ‎предприятий‏ ‎изучение ‎русского‏ ‎языка

в)‏ ‎включать ‎русский ‎язык‏ ‎в ‎образовательные‏ ‎программы ‎школ ‎и ‎ВУЗов‏ ‎стран-партнеров

Здесь‏ ‎надо ‎заранее‏ ‎озаботиться ‎подготовкой‏ ‎прямо-таки ‎десятков ‎тысяч ‎предподавателей ‎и‏ ‎учителей‏ ‎русского ‎языка,‏ ‎причем ‎из‏ ‎потенциальных ‎стран-партнеров. ‎Ну ‎и ‎тут‏ ‎у‏ ‎нас‏ ‎перед ‎китайцами‏ ‎преимущество. ‎Грамматика‏ ‎китайского ‎элементарная‏ ‎(я‏ ‎пытался ‎учить),‏ ‎но ‎с ‎тонами и ‎иероглифами ‎черт‏ ‎ногу ‎сломит.

Кроме‏ ‎того,‏ ‎гипотеза ‎лингвистической ‎относительности‏ ‎предполагает, ‎что‏ ‎структура ‎языка ‎влияет ‎на‏ ‎мировосприятие‏ ‎и ‎воззрения‏ ‎его ‎носителей,‏ ‎а ‎также ‎на ‎их ‎когнитивные‏ ‎процессы.‏ ‎Исходя ‎из‏ ‎этого, ‎повышение‏ ‎количества ‎разговаривающих ‎на ‎русском ‎языке‏ ‎иностранных‏ ‎граждан‏ ‎позволит ‎увеличить‏ ‎количество ‎схожих‏ ‎по ‎мировосприятию‏ ‎и‏ ‎воззрению ‎индивидов‏ ‎(как ‎сейчас ‎происходит ‎с ‎английским‏ ‎языком) ‎и‏ ‎более‏ ‎активно ‎продвигать ‎международную‏ ‎идеологию ‎России‏ ‎(что, ‎опять ‎же, ‎активно‏ ‎используется‏ ‎в ‎настоящее‏ ‎время ‎США‏ ‎за ‎счет ‎знания ‎английского ‎языка‏ ‎около‏ ‎1.5 ‎млрд.‏ ‎чел. ‎в‏ ‎мире), ‎обеспечивая ‎донесение ‎до ‎них‏ ‎неискаженной‏ ‎информации‏ ‎российскими ‎международными-‏ ‎и ‎интернет-СМИ‏ ‎на ‎русском‏ ‎языке,‏ ‎погрузить ‎их‏ ‎в ‎российскую ‎культуру, ‎что ‎также‏ ‎является ‎неотъемлемой‏ ‎частью‏ ‎работы ‎по ‎продвижению‏ ‎международной ‎идеологии.

Необходимо‏ ‎отметить, ‎что ‎в ‎настоящее‏ ‎время,‏ ‎количество ‎говорящих‏ ‎на ‎русском‏ ‎языке ‎насчитывает ‎около ‎300 ‎млн.‏ ‎человек‏ ‎(5-е ‎место‏ ‎в ‎мире),‏ ‎причем ‎для ‎130 ‎млн. ‎человек‏ ‎из‏ ‎них‏ ‎русский ‎язык‏ ‎является ‎вторым‏ ‎языком.

В ‎рамках‏ ‎реализации‏ ‎Стратегии ‎необходимо‏ ‎в ‎качестве ‎цели ‎установить ‎максимизацию‏ ‎количества ‎говорящих‏ ‎на‏ ‎русском ‎языке ‎в‏ ‎странах-партнерах ‎и,‏ ‎что ‎не ‎менее ‎важно,‏ ‎странах-конкурентах‏ ‎(также ‎для‏ ‎продвижения ‎в‏ ‎них ‎международной ‎идеологии).

Необходимо ‎упомянуть, ‎что‏ ‎в‏ ‎некоторых ‎странах‏ ‎(в ‎частности,‏ ‎в ‎странах ‎Африки) ‎существует ‎несколько‏ ‎различных‏ ‎языков,‏ ‎на ‎которых‏ ‎разговаривает ‎население‏ ‎и ‎отсутствует,‏ ‎либо‏ ‎в ‎недостаточной‏ ‎степени ‎изучается, ‎единый ‎государственный ‎язык.‏ ‎В ‎этом‏ ‎случае,‏ ‎русский ‎язык ‎может‏ ‎стать ‎языком‏ ‎общения ‎между ‎населением ‎одной‏ ‎страны‏ ‎при ‎должном‏ ‎уровне ‎его‏ ‎изучения ‎населением ‎(которое, ‎соответственно, ‎необходимо‏ ‎обеспечить).

Причем,‏ ‎активное ‎продвижение‏ ‎русского ‎языка‏ ‎позволит ‎также, ‎за ‎счет ‎его‏ ‎использования‏ ‎в‏ ‎качестве ‎инструмента‏ ‎международного ‎общения,‏ ‎обеспечить ‎дополнительные‏ ‎возможности‏ ‎по ‎коммуникации‏ ‎между ‎представителями ‎разных ‎стран ‎(в‏ ‎т.ч. ‎соседних).

Помимо‏ ‎обучения‏ ‎русскому ‎языку ‎иностранных‏ ‎граждан ‎за‏ ‎рубежом ‎и ‎в ‎процессе‏ ‎реализации‏ ‎экспорта ‎проектов‏ ‎необходимо ‎отдельно‏ ‎обратить ‎внимание ‎на ‎обучение ‎иностранных‏ ‎граждан,‏ ‎работающих ‎на‏ ‎территории ‎РФ.‏ ‎Для ‎этого ‎целесообразно ‎создавать ‎в‏ ‎РФ‏ ‎школы‏ ‎изучения ‎русского‏ ‎языка ‎для‏ ‎иностранных ‎граждан‏ ‎и‏ ‎ставить ‎знание‏ ‎русского ‎языка ‎на ‎высоком ‎уровне‏ ‎в ‎качестве‏ ‎условия‏ ‎для ‎возможности ‎из‏ ‎работы ‎на‏ ‎территории ‎РФ.

Важно ‎отметить, ‎что‏ ‎сам‏ ‎факт ‎владения‏ ‎иностранным ‎гражданином‏ ‎таким ‎инструментом ‎как ‎русский ‎язык‏ ‎обеспечивает‏ ‎его ‎профессиональную‏ ‎привязку ‎к‏ ‎российской ‎экономике, ‎поскольку ‎повышает ‎его‏ ‎конкурентоспособность,‏ ‎а,‏ ‎следовательно, ‎востребованность‏ ‎именно ‎при‏ ‎взаимодействии ‎с‏ ‎российскими‏ ‎предприятиями ‎и‏ ‎специалистами.

Хотел ‎бы ‎в ‎конце ‎напомнить,‏ ‎что ‎если‏ ‎вам‏ ‎нравится ‎то, ‎что‏ ‎я ‎делаю‏ ‎и ‎пишу ‎и ‎вы‏ ‎хотите‏ ‎меня ‎поддержать,‏ ‎можете ‎оформить‏ ‎подписку. Заодно ‎сможете ‎почитать ‎мои ‎экономические‏ ‎разборы‏ ‎и ‎анализ‏ ‎российских ‎публичных‏ ‎компаний. ‎Если ‎же ‎вам ‎хочется‏ ‎задать‏ ‎какой-то‏ ‎вопрос, ‎что-то‏ ‎уточнить, ‎прокомментировать‏ ‎или ‎предложить‏ ‎какую-то‏ ‎тему ‎или‏ ‎компанию ‎для ‎разбора ‎- ‎для‏ ‎этого ‎есть‏ ‎золотая‏ ‎подписка, ‎для ‎которой‏ ‎открыты ‎комментарии.

Читать: 14+ мин
logo Товарищ майор

Куда летит арабский маятник (№176)

Доступно подписчикам уровня
«Тыл»
Подписывайтесь на любой доступный вам уровень.

Чтобы понять масштаб происходящих изменений и небывалую дерзость саудовского бунта против мирового гегемона, который фактически оккупирует территорию королевства уже на протяжении семидесяти лет, нужно знать некоторые факты

Читать: 5+ мин
logo Товарищ майор

Озабоченное министерство для ленивых животных

Доступно подписчикам уровня
«Тыл»
Подписывайтесь на любой доступный вам уровень.

Смотреть: 3+ мин
logo Футурошокер

Мьянма наша? Что стряслось в Бирме и почему нам стоит порадоваться за свой МИД

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Раскладываем ситуацию в Бирме, где случился антизападный военный переворот.

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048