Изометрия для физкультурника, личный опыт (ч.4) — варианты тренировок, принципы

Все просто, в продолжении темы , описанной ранее ( плюсы и минусы изометрических тренировок), описал как тренируюсь я
Все просто, в продолжении темы , описанной ранее ( плюсы и минусы изометрических тренировок), описал как тренируюсь я
Часть первая о братьях Солоневичах -sponsr.ru/dum_spiro_spero/72449/Boris_i_Ivan_Solonevichi_beloe_dvijenie_lagerya_ipobegi_atletika_djiu_djitsu_ifilosofiya_realnogo_vyjivalshchika_ch1
Часть 2
Разберу, основные интересные моменты — методички по рукопашному бою И. Солоневича (1928 г. библиотека работников милиции и уголовного розыска).
Здесь сразу стоит остановиться на таком моменте — невозможно обучится «бороться, боксировать» по любым правилам, с полного нуля, тренируясь без партнера. Какая бы великолепная методичка не была. Эту нужно сразу понимать и не питать иллюзий. Я могу делать множество упражнений СФП на суше для пловца, на специальных тренажерах, разбирать детально каждое движение, но чтобы эффективно плавать мне придется заниматься в воде, кинестетический опыт (ощущения)- не заменить никакими упражнениями и тренажерами.
Если речь идет про «единоборство», то тело должно чувствовать вес и силу, тяжесть противника, уметь противодействовать ему рефлекторно, этому нельзя научиться без реальной практики, пусть даже ограниченных спаррингов (по любым правилам), в идеале — вольных спаррингов, разного веса, опыта и антропометрии соперников. Пусть даже эти схватки будут исключительно (условные, по заданию)-не самый лучший вариант.
Но, возможно и очень эффективно, дополнительно к этой практической теме, просматривая нюансы, разбираясь в деталях, методиках, используя тексты, видео — стать более эффективным, относительно себя самого прежнего.
С другой стороны, вот такой парадокс, жизнь показывает, что опытный человек, может поддерживать и «очень долго» определенный уровень своей «боевой» подготовки и без спаррингов, но за плечами у него всегда должен быть большой спарринговый «объем».
Трудно сказать, как Иван и Борис Солоневичи познакомились с джиу- джитсу. Можно предположить, что какие-то азы им преподавали на «сокольских» курсах.
Конечно у братьев был опыт вольно-американской борьбы (кэтча), значительный, включая соревнования — французской борьбы (совр. греко-римская). Не секрет, что опытному борцу, концептуально, не сложно адаптироваться к другой борцовской системе, опираясь на свою базу.
Даже сейчас, переходя в бразильское джиу джитсу из других видов: вольной, самбо, дзюдо — молодые спортсмены довольно быстро адаптируются. Часто самбисты выступают на соревнованиях по дзюдо, иногда, достаточно успешно — по вольной борьбе. Дзюдоисты -по самбо. Вольники, могут неплохо бороться по правилам самбо, с соответствующей подстройкой и адаптацией под захваты куртки. Греко-римские борцы — по вольной борьбе. Конечно, речь не идет об олимпийском уровне, на нем «рулит» -специализация, но на различных кубках, чемпионатах -вполне. Кроме того, различные правила ММА и тому подобных «смешанных» дисциплин (Кудо, АРБ, УКАДО, панкратион и т. д.) выравнивают и оставшиеся различия.
Солоневичи занимались — тяжелой атлетикой, боролись в цирке, выступали на боксерском ринге, состояли в «сокольском» и в «скаутском» физкультурных движениях.
О спортивном уровне братьев, можно судить по следующим результатам: Иван Солоневич в 1914 году, занял 2-е место в первенстве России по тяжелой атлетике (гиревому спорту). Дисциплина включала в свой состав — вольную борьбу. Борис Солоневич (которого Иван считал гораздо сильнее себя, не раз это подчеркивал в воспоминаниях) — в один из периодов своей непростой жизни, выступал в цирковой профессиональной борцовской труппе, вместе с легендарным Иваном Поддубным под псевдонимом — Боб Кальве. Были и успехи у братьев на боксерском ринге. Иван, коме того, хорошо играл в футбол.
Интересно, что кроме практики, были связаны братья и с чисто номенклатурными обязанностями в сфере физической культуры. Борис, до первого ареста, успел поработать инструктором по физической культуре на Черноморском Флоте и даже — инспектором по физической подготовке на Красном Флоте. Иван — председателем тяжело-атлетической секции Научно-технического комитета Высшей физической культуры.
Базой у братьев Солоневичей была — французская борьба и бокс с элементами джиу-джитсу. Казалось бы, французская (греко-римская борьба) — полна ограничений для «реальной» схватки(запреты на захваты ног, удушения, болевые), но это — не так.
Греко-римская борьба (ранее -французская), очень силовая, требующая чудовищной и разносторонней силы: плечевого пояса, спины и ног. Греко-римские борцы и вообще опытные борцы (вольники, дзюдоисты /самбисты, джитсеры) умеют оказывать в клинче, в партере то, что называется — силовым давлением на противника, плотностью. Этим страшны борцы и еще «чувствительностью», а не каким то арсеналом приемов. Благодаря этой плотности, силовому давлению, даже очень физический сильный человек, но не умеющий бороться, просто без всяких бросков, будет измочален в стадии «борьбы за захват». В борьбе «за захват», в клинче, в «телефонной будке», греко- римские борцы — страшные противники. Различные: сбивания, «ключи» и переводы, захваты шеи через руку («петля» и т. д.)для неподготовленного в борьбе человека — просто «убийственны». В сочетании с боксом, на мой взгляд, это — гремучая смесь для свободных поединков, что в свое время и доказывал один из первых чемпионов ММА Ренди Кутюр, адаптировавший свой опыт греко- римского борца под смешанные поединки.
Но вернемся в ту эпоху. В своих мемуарах, Иван Солоневич, кроме физической закалки, пригодившейся в условиях лагерей, вскользь, упоминал несколько эпизодов, со скоротечными «конфликтами», когда ему или его брату- Борису, приходилось применять физическую силу и «боевой» опыт приобретенный в спортивных залах.
Что-то похожее на узел локтя в стойке (см. рис. 21 из книги, когда рука борца, как «змея» сверху вниз, зеркально, плотно оплетает локтевой сгиб противника, выламывая его внутрь/вверх, кисть руки замыкается на своем бицепсе) в схватке с уголовниками в «столыпинском» вагоне, который направлялся в лагеря. Скудное описание, какого то варианта рычага, в момент, когда чекисты «брали» спящего Ивана. Иван спросонья -"поучаствовав» руку у себя на груди, рванул ее и услышал «треск» рвущихся связок.
Еще интересный эпизод. Во время подготовки к побегу, у лесного тайника, Иван задумался, а в этот момент, его сын Юрий (который подкрался) -неожиданно и крепко обхватил Ивана сзади. Рефлексы борца, отточенные тренировками и обостренные лагерной жизнью, сработали безотказно. Иван, «замкнул» один из локтей, обхвативших его рук, подмышку и в падении, подворачиваясь, «накручивая на себя руку противника», скатился с «неизвестным» — кубарем вниз, в овраг. Как он позднее вспоминал, — «упав, я уже искал ногу „противника“, чтобы ломать ее в коленном суставе (рычаг колена) и только знакомый, испуганный голос меня остановил. Иван, судя по описанию, сделал бросок, который в самбо на слэнге „называется“ — „буренка“, а технический правильно — „бросок через спину, захватом руки под плечо“. Мне он тоже нравится, он малоамплитудный, простой и силовой и он есть у меня в арсенале физкультурника, иногда борющегося по правилам грепплинга ноу ги.
Концепции из книги
Даже сейчас, 100 лет спустя, опираясь на современные знания и опыт, есть идеи из книги, а И. Солоневич был прежде всего практиком, — которые не оспоримы.
Не стану копировать текст из книги, просто сформулирую, сократив и оставив суть, под *примечания
*стойка изображенная в книге, не смотря на правильное описание, конечно несколько архаична (кулаки повернуты вверх). На практике, удобнее классическая бойцовская стойка, применяемая в ММА, КУДО, боевом самбо, АРБ, комбат джиу джитсу и т. д. Либо, стойка из прикладной самообороны, несколько замаскированная, похожая на боксерскую, стойку из грепплинга или тайского бокса, но ладони раскрыты, обращены на противника (как бы отталкиваем его от себя), как вариант -обращены внутрь к друг другу (чисто борцовская).
7)Тело в стойке — раскрепощено, кулак сжимается только в момент удара. Всякое преждевременное напряжение -сковывает движение.
8)Удары рукой, наносятся «всем телом»: толчок ногой, поворот туловища, подворот мыска задней ноги и выбрасывание кулака. Только в завершении удара — акцентированное сжатие кулака.
*Что занимательно. И. Солоневич говорил про удары кулаком в «падении», похожий принцип генерации силы ударов руками, описывал — Д. Демпси в своей книге о старой школе бокса «Дерись как чемпион». Кроме того, о нем упоминал и Уильям Фейберн (легенда SAS), в своем, ограниченном курсе ближнего боя для оперативников SAS.
У Солоневича — «Для того чтобы для удара была использована вся тяжесть тела, боец, в момент удара, должен как бы „падать“ на противника, причем в то мгновение когда кулак касается цели, мышцы ног и туловища должны напрячься, чтобы создать для удара твердую опору»
Есть такой профессиональный размашистый и мощный свинг, применяемый у профи в ММА и современных боях на голых кулаках. Боец, наклоняя голову, почти падая вперед, наносит мощнейший полубоковой/ полусвинг -сильнейшей рукой (см. в «Идущие дорогой через ринг» Р. Камалетдинова)
9.)Нижние свинги, боковые свинги -в спортивных схватках почти не применяются, из-за открытости, на «улице» — незаменимы.
*Подобие нижнего свинга, описываемого Солоневичем, отлично показывал, великолепный тренер прикладник, самородок (синтез, еще до эры ММА, греко-римской борьбы и карате)- Н. Шеменьов, на одном из своих семинаров в теперь уже далеких «двухтысячных».
10) Удар запрещенный в большинстве свободных поединков, но очень эффективный в уличной схватке, на ближней дистанции, в клинче — апперкот открытой ладонью в подбородок.
*Снова привет Уильяму Фейберну — его легендарный «чин джеб» из системы ближнего боя для оперативников SAS.Удар, который «кочует» по всем видам гражданских и армейских прикладных систем, до сей поры. Реально мощный, эффективный и неожиданный, а если сделать «с проносом», свободной рукой зафиксировав соперника захватом — «оверхук», либо «за пояс» (в системе Фейберна и его последователей) — можно нанести тяжелейшую травму, так как голова запрокидывается.
11) Перемещения на ногах, простейшие «шафл». Шагаем той ногой, которая «впереди движения» — вправо -правой, вперед -передней, влево- левой и т. д. Вторая -подтягивается.
*Порочный шаг не делается, а значит ноги никогда -не перекрещиваются. Вольники и боксеры такого шага избегают, хотя, дзюдоисты делают на определенных «подворотах» под некоторые приемы.
12)Работать не одиночными, а сериями.
13) Защита от ударов руками: одну из защит (кроме базовых боксерских, туловищем/руками/движением) Солоневич описал как защиту от серии ударов- «кротчинг»/защитная стойка.
*Судя по описанию это стойка -"крауч» из американской школы профессионального бокса с элементами глухой защиты. «Глухая защита» /"двойная локтевая защита», успешно применяемая в ММА, КУДО, АРБ, тайском боксе, очень редко, в боксе профессиональном. Большинство возможных вариантов «двойной локтевой» — описал Р. Камалетдинов, но есть еще интересные варианты в тайском боксе. Есть статичные варианты, если динамические, вроде, «крэйзи манки» в системе Родни Кинга. Суть везде едина, перекрывая, на короткий период, твердыми местами самые уязвимые зоны (локтями, предплечьями-челюсть, ребра), боец на близкой дистанции, либо- «выживает под серией мощных ударов», либо-"готовясь к атаке идет навстречу».
14) В ближнем бою, одна из защит -захваты. Например, то что в грепплинге называется (оверхук) и от него переход на узел локтя.
*у Солоневича- «захват локтя противника -правой и выворачивание его руки влево»
*В общем то основа для любой борьбы за захват в стойке — оверхук (в книге — есть) и андерхук (в книге не рассматривается). Не коснулся и автор важной на мой взгляд темы, это -"швунги». Швунги, — обязательный элемент любой силовой борьбы в стойке. И это, на мой взгляд, огромное упущение. Используя только оверхук (с переходам на узел локтя или без перехода), андерхук с защитами от них, постоянно швунгуя, даже не используя какие-то приемы, можно сбивать соперника, грузить его и изматывать.
15) Упомянул Иван Солоневич не очень широко известную, не изящную, грубую, но при этом, рабочую защиту из мира «олдскульного» призового бокса и уличных драк-подставку в клинче, под «голый», не до конца сформированный кулак противника — лба. Цель- выигрыш времени, обе руки свободны на мгновение (не заняты защитой) и идеально, если получится травмировать пястные кости противника. Заострил внимание на «важности» приобретения навыка -"сжимать зубы» в схватке, чтобы сберечь челюсть от перелома.
16) Удары ногой. Предлагаемый системой арсенал, по сравнению с ударами рукой, скуден. Лоу кик- не известен, в методичку вошел низкий «останавливающий»/топчущий удар из французского бокса и похожий на «мае гири», прямой проникающий удар ногой вперед. Проникающий, автор рекомендовал отрабатывать на подвешенном футбольном мяче.
*Вариант топчущего удара есть в сокращенном варианте системе ближнего боя для оперативников SAS У. Фейберна
17) В главе тактика, Иван Солоневич еще раз подчеркивает — «чем меньше натренирован милиционер, чем слабее у него отработаны приемы, тем больше будет иметь значение в схватке сила и вес соперника»
18) Снова от автора, «красной нитью» для домашних «самооборонщиков"-"никакое самообучение и руководство не могут дать тех психических и физических навыков, которые дадут систематическая тренировка в кружке и боевые схватки на ринге, хотя бы и товарищеские»
*Важнейший, возможно, самый важный момент. Возьмем, к примеру бразильское джиу- джитсу (можно поменять на любое спортивное единоборство). Физкультурник, даже не выступающий на соревнованиях, просто- тренирующийся для «себя», от 3 лет регулярных тренировок, весящий от 80 кг, 2- 3 раза в неделю, проводит от 5- 15 схваток за неделю. Это схватки, разные по времени, с людьми с разной антропометрией, возраста, веса и уровня. Математический «20- 60» схваток в месяц, или около 200 схваток в год ( есть еще «дни борьбы», «обмен опытом», когда приходят «подтянуть» борьбу- рукопашники, бойцы кудо и т. д.)
Описываемый выше физкультурник, будет, несоизмеримо, психологически и физически готов к потенциальному силовому противостоянию в «реальной» жизни. Описываемая ситуация не станет для него стрессовой, его пульс не будет «зашкаливать», рефлексы -тормозить. Эта деятельность (пусть и с другой психологической окраской) -привычна, человек имеет опыт выхода из разных ситуаций, «вбитый» на тренировках, переходы с приема на прием, опыт преодоления противодействия умелого противника или защиты от него чем нетренированный в единоборствах «нападающий» на улице, такого же или даже большего веса. А если этот физкультурник, еще и не пренебрегает ОФП, тренируется грамотно и психологический готов…
Но при этом, нельзя забывать «обратную сторону». Проф. боец — это всегда несоизмеримый с физкультурником — опыт и навыки. Количество часов, посвященное той или иной деятельности -критически важно. Хотя, встретиться в конфликте на «улице» с действительно профессиональным бойцом, это конечно нужно очень постараться, вероятность чрезвычайно мала…
19) О захватах. Нюанс, знакомый любому человеку, занимавшемуся борьбой- пальцы в захватах не переплетаются.
20) Описание простого силового броска из французской борьбы «передний пояс» и защита от него «отжиманием в подбородок».
21) Броски «подворотом» (через спину с захватом руки, захватом головы и т. д.)все абсолютно рабочее. «Буренка» см. описание выше, «ломок» из греко -римской и вольной. Если их делать в падении, вне ковра, очень жестко для соперника.
22) Прием «перевод» (борьба) или в джиу джитсу «армдраг» — абсолютно рабочая борцовская техника для захода противнику «в бок», «за спину». В комбинации с подсечкой, вообще можно воткнуть человека в пол лицом. До сей поры применяющаяся (с различными нюансами) во всех видах спортивной борьбы, на мой взгляд, абсолютно применимая и в прикладных «условиях».
23) Теперь, о «таком себе». Все эти — милицейские «загибы» и"заламывания» рук в стойке, ключи, описанные Иваном Солоневичем, на мой взгляд, мало применимы (если вообще применимы) в реальном боевом противостоянии, с опытным противником. Кроме — узла локтя (на рисунке ниже) и еще пары элементов, вроде «кимуры» с броском через голову или захватов типа «дабловерхук». Так показывает практика — грепплинга. К примеру, болевые на кисть, работают в партере, в различных положениях, но не в стойке. Есть вероятность, что на неподготовленном к борьбе человеке, «пройти» может и в стойке, но делать ставку на такие элементы и тратить время на их отработку- не рационально. Солоневич был не один такой, подобные приемы в стойке описывал еще один прикладной практик, тех времен, в своей системе «Самоз» — Спиридонов, преподаваемой для динамовцев. Но стоить указать, что такой арсенал приемов в стойке есть в различных ветвях «айки-дзюцу» и различных «методичках» полицейских структур, разных лет. В армейских методичках, на них акцент не делается.
Но еще раз подчеркну: узел локтя (elbow knot), прямой и обратный узел плеча (это приемы, которые реально работают не только в стойке, но и в условиях борьбы в партере (из гарда).
24) Захваты шеи: Ошейник «спереди» у Солоневича. Присмотрелся, это же неплотный классический захват/удушение из грепплинга/бжж — «анаконда». Реально рабочая вещь в борьбе без ограничений: стоя, с колен и в партере. Сколько «сдач» ей было выиграно в ММА. Единственное, опытный борец прижался бы ухом к своей руке на затылке противника, для плотности захвата. А дальше, либо -выседом, либо — скручиванием «лампочка» (перевод противника в партер) и удушение. То же самое ошейник «сзади» со спины у него же. Классическое удушение из джиу джитсу.
Со спины замок\удушение остался в методичке для ближнего боя оперативников в SAS Фейберна.
24) Рекомендации по работе против пистолета и ножа, коих несколько в книге разбирать смысла — нет. Во первых я ничего в этом не понимаю, такого опыта реальной практики- не имею. На мой взгляд, такая отработка дарит ложную уверенность.
25) Несколько рекомендаций по организации тренировок, ничего особенного. Для тренировки быстроты, Иван Солоневич рекомендует — бег на короткие дистанции и прыжки, силы — работу с гантелями и гирями.
*Важнейшее примечание, большой минус- отсутствие в разделе методички -огромного пласта приемов, которые есть практически в любой борьбе (кроме подобных по правилам: сумо, борьбы на поясах) -партера. Хотя бы не в тактике бразильского джиу джитсу — сбить в стойке и «домучать» в партере, а хотя бы азы, что делать, если сам оказался там, несколько вариантов защит, простейших атак и способов подняться в стойку. Конечно Солоневичи партером владели, еще бы, Борис был проф. борцом. Но почему не стали вносить в методичку, не знаю, хотя бы азы работы из верхнего партера. Это действительно большое упущение. Хотя партера практически нет у У. Фейберна в методичке по ближнему бою оперативников SAS, но там совсем другая тактическая схема конечно. Во всех современных методичках посвященных рукопашному бою, как наших так и зарубежных, например отличная сокращенная и сбалансированная система «рукопашный бой корпуса морской пехоты США» (есть в свободном доступе в сети) и т. п. основы партера -есть. Так как по доступной статистике, той же полиции США, более 80% схваток всегда переходят на «землю».
Такой небольшой экскурс в прошлое, — мне было интересно. История. От действительно «динозавров» «практиков», причем не только «спортивного ковра» той эпохи. Разобранная методичка содержит 65 страниц, доступна для свободного скачивания в интернете (попадаются экземпляры с хорошим качеством рисунков, есть с отвратительным). В продаже в серии — «Библиотека А. А. Харлампиева». В то время, значительная стоимость манула была -1 рубль, выпущена под грифом НКВД, ограниченным тиражом.
Жаль, нет в открытом доступе, второго труда И. Солоневича, посвященного гиревому спорту. С огромным удовольствием бы прочитал.
Арсенал для личной самообороны, должен строиться не на зыбком фундаменте (каких-то изолированных прикладных движений), а на фундаментальной базе опыта противодействия умелым соперникам по правилам спортивных схваток, в любых спортивных единоборствах (ударных, борцовских или смешанных). Этот постулат сформулирован тремя « основателями системы САМБО : В.Ощепковым, В.Спиридоновым, А. Харлампиевым.
Мнемоника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), специальные способы и приемы, облегчающие запоминание нужной информации ассоциативным путем).
Обладая неплохой природной памятью "на лица"- легко узнаю человека, которого не видел, лет эдак ...цать, но при этом, плохо запоминаю числовой ряд (последовательность цифр).
Цирковые трюки с запоминаем числовых рядов, лично мне, не интересны, но попытки просто вызубрить - номер сотового/ ключевую дату, приводили к довольно большим временным затратам и требовали периодического повторения. В общем и целом, жить - это не мешало, но определенная "слабина" была.
Когда- то , в книге Дейла Карнеги про "ораторское искусство", я прочитал о простом мнемоническом приеме запоминания числовой последовательности. Но попытки применения его на практике - особого успеха не принесли. Однажды, перечитывая книгу нейробиолога Венди Сузуки "Девочка которая влюбилась в собственный мозг", я осознал корень ошибки. Соответственно, в способ запоминания была внесена корректировка и он "заработал".
База
Основой метода быстрого и устойчивого запоминая числового ряда ( да и не только числового ряда, а вообще некой информации) - это ассоциация и структура.
Можно вспомнить мнемонический пример из детства, когда ребенка учать запоминанию последовательности цветов радуги. "Каждый Охотник. Желает. Знать Где. Сидит. Фазан" (по первым буквам - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
С цифрами - тот же принцип.
Суть метода быстрого запоминания числового ряда
Например, так
0- боль
1- гражданин
2- Москва
3- смотри
4- в тире
5- спать
6- есть
7- (с этой цифрой помучался, в подборе рифмы) - шлем
8- заморозим
9- лебедь
Более гибко
Пример: на банковской карточке, которой человек расчитывается в магазине (пин -"4587"), для запоминания достаточно помнить не пин, а правило "+1". Последние цифры номера карты на лицевой стороне - "...3476", связав "в уме" правило -"+1" к последним четырем цифрам карточки, всегда можно восстановить свой пин в памяти, просто посмотрев на последние цифры банковской карточки и прибавив к ним "в уме" единицу.
Формирование нового движения, перевод его в навык (рефлекс)
Еще интересный момент применения подобного принципа при разучивании новых движений, перевода движений в двигательные рефлексы.
Люблю и регулярно тренируюсь в бразильском джиу джитсу / БЖЖ (уровень- продвинутый физкультурник, но не соревнующийся спортсмен). Например, разучиваю новое движение. Необходимо- "вычленить" суть, не зацикливаясь на деталях, представить его визуально (очень короткой, яркой формулой) и при механической отработке с партнером/на снарядах , проговаривать "короткую формулу" -"про себя". Усвоение (перевод движения на рефлекторный уровень) - будет "в разы" быстрее, чем стандартная механическая отработка. Потому, что заучивая движение механически, мы подсознательно, все равно "рисуем" в нашем мозге "его образ".
Когда движение начнет "вылетать"\получаться не только в схватках по заданию, но и в вольных схватках (переведено на рефлекторный уровень), можно заострить внимание на каких -то технических нюансах и деталях. Мне так удобно.
Пример: простой базовый прием в стойке: сбивание проходом в 2 ноги/" дабл лег тейк даун" в БЖЖ , с колена. Вариантов проходов много, как и разницы в технических деталях ( положение головы, выдергивание ног в сторону /назад, движение туловищем, головой и т.д.), но для новичка, который разучивает движение впервые, есть самые важные моменты. 1. подбить руки противника (сделать "окно" для входа) 2. заходить на прием - не сгибая спину ( "накроют"/ отбросят ноги)- как самолет на взлете, самое устойчивое положение структуры (угол 45 градусов), прижиматься -плотно без зазоров, захватив - подколеные сгибы, подолжать движение до сваливания партнера, не замирать . Формируется простая формула, например - "Окно, самолет, плотно -на вынос", формула/образ "прокручивается в голове". При отработке приема с партнером, короткая формула проговаривается, пока движение не станет целостным и рефлекторным.
Еще такой, весьма полезный момент, для универсализации - движение нужно отрабатывать с разными по антропометрии и классу партнерами: худыми, тяжелыми, короткими, длинными, сильными и опытными, новичками и с разными "снарядами". Например: чучело, резина. Это позволяет сформировать - более гибкие нейронные связи. В вольной схватке, представить даже такую короткую формулу - не получится, да это и не требуется, просто будет всплывать визуальный образ.
Это тоже не мое изобретение. Как говорится в Екклесиате, - "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после".
В общем, на примере БЖЖ, описанна методика ассоциативного запоминания + идеомоторики (образ-движение) из трудов российского профессора психологии А.В. Алексеева. Профессионально работавшего с нашими олимпийцами: дзюдоистами, тяжелоатлетами, стрелками, прыгунами в воду и т.д. Автора книг- "Преодолей себя. Психическая подготовка в спорте" , "Система АГИМ" и т.д. Кому интересно - они есть в свободном доступе в интернете.
Но здесь нужно понимать: 1. это все не догма, не набор жестких аксиом, нужно понять принципы и гибко применять 2. работает то, что - "практикуется", знание принципов - ничто.
Нейробика
Можно считать, описанные выше способы запоминания, одним из прикладных упражнений для мозговых структур (сейчас модно слово-"нейробика") и прежде всего - комплексных механизмов, отвечающих за ассоциативную память.
Принцип прикладной физиологии - "что не используется, то утрачивается". Можно тренироваться - в любом месте ( цифры запоминать, формулы для движений - прокручивать визуально). Если дополнить, к примеру, регулярным - механическим разучиванием: стихов, молитв, иностранных слов и обучением в каких-то новых двигательных навыках, то голова станет - "светлой", тело -"умным и послушным", ум -"острым", а память -"цепкой". Цирковыми артистами оригинального жанра нам (аборигенам )-не стать, но в жизни пригодится.
В продолжение темы, полезных упражнений из калистеники, которые нравятся мне - медвежья походка, прогулка - как угодно. Прямая и обратная.
Достаточно простое движение, применяющееся как разминочное в некоторых борцовских дисциплинах, иногда: у вольников, дзюдоистов. Очень часто в клубах - грепплинга, бразильского джиу джитсу и лута ливро. Нередкое для клубов - кроссфита, различных секций общефизической подготовки, вариантов силовой йоги - особенно на западе.
Понятно, для борцов, "медведь" без сопротивления - это хороший вариант разминочного упражнения подготоваливающее "разум" и связки к борьбе в "партере", особенно если оно чередуется со специальным защитным движением из борьбы -"высед" и переходами в походку "краба", тот же принцип, но зеркально ( таз вниз) .
С нагрузкой ( когда "медведь" преодолевает сопротивление резины, которая, либо, закреплена неподвижно, либо, ее держит партнер, который натягивает резину и перемещается за "медведем" этим упражнением, можно здорово и непривычно нагрузить все тело. Полезно ( исходное положение, вектор -сопротивления, тяговое усилие) - для тех, кто собирается тянуть авто на празднике. ))))
Хорошо работают крупные мышечные группы, преодолевая сопротивление резины, когда "медведь" двигается назад.
Для людей ( физкультурников) которые занимаются общефизической подготовкой, кроссфитом и т.п. дисциплинами, это хорошее разминочное упражнение, требующее - определенной кооординации, мобильности, слаженности движений, динамической гибкости. В режиме приодоления сопротивления ( например резины), хороший способ нагрузиться в формате силовой выносливости. Возрастным физкультурникам тоже будет очень полезно.
Оно же- без нагрузки, является своебразным тестом на то, что у человека со спиной (прострелы, протрузии), на текущий момент - все хорошо. Входит, как одно из обязательных, в западную гимнастику (анимал флоу -подражание животным, свободные движения), множество элементов которой, применяется во всех школах бразильского джиу джитсу, лута ливро.
В общем нужно пробовать, да и здорово сочетается с "ползающим крокодилом", о котором я писал ранее.
Несколько роликов.
Здоровья.
"Ползающий крокодил", - движение из калистеники, отличная альтернатива - отжиманиям от пола. Познакомился с ним на тренировках по бразильскому джиу-джитсу (БЖЖ). В отличие от отжиманий, в "крокодиле" - кроме трицепсов и грудных мышц, мощно работает кор и мышечные волокна, проходящие вдоль позвоночного столба. Является не только силовым-для мышц, но и профилактическим движением для позвоночника.
Используйте ссылку в приложениях для аудио-подкастов или RSS-каналов, таких как Apple Podcasts, Castbox, Overcast, Feedly и другие.
Копировать ссылку