О салонах XIX века за 4,5 минуты
В чем значение салонов XIX века.
В чем значение салонов XIX века.
Здравствуйте, дорогие читатели.
Выкладываем несколько кадров из фильма.
Воспоминание о былом.
Школа Сюэ
Глава 1 — Услышав о нем, люди отвернулись
Сюэ Дянь (1887 — 1953) уроженец уезда Шулу, провинции Хэбэй. Учился у мастера Ли Цуньи, а позднее поклонился мастеру Ли Чжэньбаню из Шаньси и мастеру Линкун из Утайшань. После возвращения из Шаньси, заведовал академией боевых искусств (гуошугуань) в Тяньцзине. Написал учебное пособие «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства».
Не так давно, (я) увидел переиздание старых пособий по боевым искусствам, среди которых была книга «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства» 1933 года. Вздохнув, я вспомнил об ушедшем (времени) шестидесятилетней давности.
Моя молодость пришлась на эпоху Сюэ Дяня. Его имя гремело на каждом углу и унаследовав стиль боя Ли Цуньи, он заведовал работой в академии гуошу, день за днем приумножая славу синьицюань. В наших глазах он был почти что богом, человеком великих дел.
Два моих учителя, Тан Вэйлу и Шан Юнсянь, были очень близки с ним. Окрепнув телом, (я) решил что взрастил гунфу и подумывал вызвать его на бой. Ведь если доходишь до первого этапа постижения синъицюань «видимой силы» (明劲 — минцзинь), то просто необходимо испробовать себя в бою.
Сказав об этом учителю Шану, тот ничего не ответил. А когда через пару дней из Нинхэ приехал учитель Тан, то (он) жестко отчитал меня. «Ты не понимаешь. Он демонически быстр и свободно переходит от одного действия к другому. И хотя внешне (Сюэ Дянь) похож на школьного учителя, в бою его взгляд обретает звериные черты, ввергая в страх даже крепких духом».
Шан Юнсян отдыхал в дворике своего дома. Мастер Тан подвел меня к нему и подкинув ногой тыкву горлянку, протянул ее мне со словами: «Пробьешь ударом насквозь, тогда можешь вызвать Сюэ на бой». Помню, как его пристальный взгляд смутил и опустошил меня. И хотя тыква настолько мягка, что и ребенок пробьет ее, я не смог поднять рук. Увидев как мое эго ушло, мастер Тан сказал: «Сюэ считается твоим дядей по школе. Вызвав его на бой, ты поднимешь всех нас на смех. Он наиболее известный (среди нас) и стоит понимать, что лучше оберегать его (имя)».
Как-то, я помог другу мастера Тана отбиться от шпаны на улице. Этому старику было около 70 лет, хотя он выглядел достаточно крепким. В благодарность, он пригласил меня к себе, и мы проговорили весь вечер. Дойдя до Сюэ, он рассказал, что тот был поздним учеником Ли Цуньи, и мастер часто расхваливал его перед другими.
Как-то раз, Сюэ Дянь и его старший брат Фу Чанжун подрались на втором этаже ресторана. Сюе сказал: «Здесь не место для драки», на что Фу ответил: «Мне и не понадобиться много места, чтобы побить тебя». Сюэ торопливо подал руку вперед, а Фу выполнил прием «ладонь оборачивающего тела» и скинул Сюэ через перилла, со второго этажа вниз. Упав, окружающие подумали, что он сломал кости и не сможет встать. Однако, с легкостью вскочив, Сюэ крикнул: «Я еще приду к тебе» и ушел.
После этого он пропал. Лишь когда умер Ли Цуньи он появился вновь. Сам Сюэ рассказывал, что поселился в горах Утайшань. Он редко упоминал об обучении у мастера Ли и в основном, утверждал что обучался у старого монаха — Усю Линкун (Старик небесной пустоты). Будто тому было 120 лет, что выглядело как мистификация и мало кто верил в это.
Но разве мог Сюэ Дянь постичь боевое искусство у того, кого никогда и не было? Само имя «Старик небесной пустоты» говорит что его нет. А имя небесный или духовной пустоты очень напоминает фразу — «уходящий в небо», т. е. уходящий в нирвану. Не намек ли это на термин «условной реальности» в буддизме? Также возраст 120 лет это 2 полных цикла традиционного календаря. Подсказка на то, что человек дважды родился?
Видимо, то поражение повлияло на Сюэ, и он сам изгнал себя из школы. Будто решил, что подвел мастера и придумал мистическую линию передачи от неведомого монаха. И хотя это только догадка, мне кажется, что монах существовал на самом деле. Лишь имя было другим, а какое, (я) уже и позабыл.
Вернувшись, он выглядел очень открытым. Но люди не могли разглядеть того, что было (в нем). Как-то, он продемонстрировал свое мастерство на собрании практикующих. Всего несколько шагов, словно танец. Но в каждом действии его тела, была невероятная согласованность, что-то звериное, заставляющее застыть всех смотрящих. Невероятное, очень необычное состояние ци, цзинь, шэнь. Тут же кто-то начал говорить, что его тело обрело волшебные метаморфозы. И закончив демонстрацию, он вызвал Фу Чанжуна на бой.
Я слышал, что это жутко перепугало Шан Юнсяна. «Мы все братья одной школы! Конечно, мы не так близки, как кровные, но наши связи ближе, чем с двоюродными! Как же можно биться до смерти?!» — закричал он. И в итоге отговорил Сюэ от боя. А после, на правах старшего (брата), уговорил взять на себя обучение группы Ли Цуньи и возглавить тяньцзиньскую академию гуошу.
Несмотря на то, что преподавание боевых искусств проходило под лозунгами укрепления страны и народа, в синъицюань есть строгое правило, не допускать повсеместной передачи учения. Поэтому многие материалы и книги по стилю касались лишь общих вещей. Только дойдя до определенного момента, ты мог понимать значения наставлений.
И напомню, что это была эпоха кризисов. В этих условиях, Сюэ Дянь раздумывал, как создать материал для быстрого самообучения стилю. Так и появилась книга «Истинная оценка образов и форм кулачного искусства». Те, кто получил истинную передачу, посмотрев, тут же понимали, о чем идет речь. Конечно было понятно, что это синъицюань. Получается, что таким образом он хотел избежать нарушения правил и назвал книгу искусство образов и форм, а не синъицюань?
Это догадка, но «искусство образов и форм» и синъицюань имеют общую, древнюю связь. Ее написание было словно надеждой, на побуждение к самоотверженности практикующих. Ведь боевое искусство — это искусство движения, которое должно передаваться от человека у которого ты учишься на примере. И лишь потом, (ты) можешь осмыслять (технику) самостоятельно. Поэтому не получиться заложить хорошую основу по книгам, практикуя без учителя.
Так несмотря на его известность, поражение в том бою оставило отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Погиб он трагично. (В 1953 году его расстреляли как члена религиозного культа). И долгое время знающие его люди, предпочитали не говорить о нем и не особо почитали его последователей.
Книга же написана красивым и простым языком. Трудно встретить столь чистый и ясный слог, где читатель быстро вникает в суть и может самостоятельно заниматься изучением разделов (книги).
Многие знают, что одной из ключевых особенностей синъицюань, является практика стояния. Но вот как стоять, не ясно. В некоторых книгах говорится лишь о том, что нужно подтянуть макушку, язык, уши, нос. О том, что нельзя двигаться. Словно совершаешь буддийскую практику созерцания. И чем дольше стоишь неподвижно, тем лучше. Это ошибочное мнение. Если будешь держать себя, создашь напряжения мышц и лишь испытаешь разочарование (со временем).
Здесь открывается небольшой секрет. Практика стояния — это о движении. Не о практике неподвижного созерцания, а медленная тренировка (движения). Сюэ Дянь говорил так: «Методы стояния — это медленная практика. Медленно, посредством духа и намерения, приходишь в движение, раскрывая четыре конечности». Только об очень медленном (движении), что непонимающие люди этого не замечают.
Эти слова «Медленно посредством духа и намерения приходить в движение» на вес золота. Они разъясняют, что эффект от стояния направлен на: «чистоту (здоровья) внутренних органов, раскрытые каналы и меридианы, крепость костей, костного мозга и наполненность жизненных сил». Особенно есть указание на то, что «обостренная (острая) реакция нервной системы» это ошибочный результат тренировки.
2. 11 глава. 12 раздел. О дыхании.
Многие знают что синъицюань это искусство внутренней семьи. Получается, что посредством кулачного искусства, можно постичь путь (дао). Но в трактатах только описание тренировки боевого и очень смутно (простыми словами из даосского канона) описано, как же можно постичь путь. Сюэ говорит о цельном дыхании тела, как о методике (синъицюань) для вступления на него. В его тексте сказано: «Со всех сторон (тела), из всех малых пор, поднимается словно пар иль туман дыхание тела». Это и есть мастерство. Именно так дышит дух. Не получив истинной передачи, не усердствуя в практике — не дойдешь до предела и сложно будет вступить на путь.
3. Первый том. 6 глава. Первый раздел. Пять методов сплетаются в жемчужную нить.
В практике синъицюань есть понятие «кружевные руки» (圈手). Еще технику называют — «ветер раскачивает иву». Этими движениями можно как атаковать (противника), так и укрепить тело. Говорят в ней хранится главная суть кулака пяти элементов и форм двенадцати зверей. Не получившие передачу, предполагают, что это такая же практика, как и облачные руки тайцзицюань, где двумя руками (практикующий) описывает круг.
В действительности же, это похожая практика, но круг описывается не только двумя руками, а все тело приходит в движение.
Синъицюань использует понятия кулака пяти первоэлементов: метала, дерева, воды, огня, земли. Им соответствуют усилия: рубящего, пробивающего, буравящего, взрывного, горизонтального кулаков. Сюэ в своей книге свел их к понятиям: «полета, облака, встряхивания, колыхания, вращения». Так два понятия «полета» и «облака» взяты из фехтования. И (знающие) сразу могут угадать в этом методы изменения кулаков пяти первоэлементов из синъицюань. Словно изменили суп, не изменив его наполнения.
Но если серьезно, то его пять методов взяты не из кулака пяти элементов. Даже кружевные руки имеют очень древнее происхождение. Поэтому лучше уделить внимания изучению того, как он нанизывает пять методов в эту жемчужную нить и как он разъясняет их суть и различия.
Перевел Хван Кирилл. 2023
В своем Дзен-канале и блоге Инстаграм, я создал целую серию статей под общим названием 'Тарковский без глянца".
В них, на основе мемуаров тех, кто работал с Гением кино, показано каким неоднозначно иконописным был Тарковский. А именно икону сделали из него электоральные СМИ за последние 40 лет. К сожалению многие продолжают верить в это. Мои статьи о Тарковском призваны разуверить тех, кто хочет разобраться в феномене "Андрей Тарковский". К сожалению, действительно большой художник, не являлся примером для подражания в работе, в общение со специалистами, коллегами, а так же, в личной жизни. Серию статей я продолжу здесь - на http://sponsr.ru
Подписывайтесь на меня. Плата за 6-8 эксклюзивных статей будет минимальной - 500 р/месяц. В них речь будет идти не только о Тарковском, но и о белых пятнах Культуры эпохи СССР. Об этом вам не расскажут на ТВ 'Культура" или ОРТ. Подписывайтесь, не пожалеете.
Словариков пост.
Подступаясь к задаче системного описания действительности мыслящие люди рано или поздно сталкиваются с необходимостью давать определения разным природным и социальным явлениям, которые в этой действительности существуют...
Эмоции — это не слабость и не психология в бытовом смысле, а биологически встроенная система раннего реагирования, которая формируется в глубинных структурах мозга задолго до того, как человек способен осознанно что-либо понять. Одна из главных таких структур — миндалина (amygdala).
Что делает миндалина? Постоянно сканирует сенсорную информацию: что вижу, слышу, чувствую — опасно это или нет? Присваивает эмоциональную окраску: страшно, приятно, вызывает отвращение, возбуждает или тревожит. Запускает телесную реакцию: учащённое сердцебиение, потоотделение, напряжение мышц — готовит организм к действию (бей/беги/замри).
Ещё она связывается с памятью: если ты уже сталкивался с чем-то подобным, миндалина вспомнит — и реакция будет сильнее. И влияет на принятие решений — особенно когда времени на анализ нет.
Пример: Ты заходишь в тёмный подъезд. Миндалина уже оценила обстановку — до того, как ты подумал «что-то не так». Если когда-то в детстве тебя пугал шум за спиной — похожий звук мгновенно вызовет тревожную волну. Это не слабость. Это привычка.
Почему это важно? Потому что эмоции — не «помеха разуму», а его основа. Без эмоциональной реакции мы не знаем, на что обращать внимание. Потому что большинство наших решений — эмоциональные, даже если нам кажется, что мы логичны. Потому что эмоции возникают быстрее, чем осознаются, и влияют на нас, даже если мы их не признаём.
Эмоция и чувство — не одно и то же. Эмоция — быстрая, автоматическая реакция мозга и тела на происходящее. Она возникает ещё до осознания, запускается миндалиной, и проявляется телесно: сжимается горло, колотится сердце, подкатывает волнение.
Чувство — это уже осмысленная, оформленная версия эмоции, которую человек может назвать: «я злюсь», «я обижен», «я завидую». Чтобы эмоция стала чувством, нужно время, внимание и контакт с собой.
После первичной оценки миндалиной, сигнал передаётся в лобные доли (префронтальную кору) — зону, отвечающую за сознание, мышление, принятие решений. Там происходит попытка интерпретировать и назвать эмоциональное переживание.
Если этот «высокий путь» включён — появляется чувство. Если нет — человек действует под властью неосознанной эмоции. Это то, что называют: «не понимаю, что на меня нашло».
Умение переводить эмоции в чувства — ключ к саморегуляции, зрелости и безопасному взаимодействию с другими. Когда ты осознаёшь, что именно с тобой происходит, ты не сливаешь напряжение на других, не бежишь от себя, не блокируешь тело.
Человек, умеющий различать чувства, не менее «эмоционален», чем тот, кто всё держит внутри. Он просто управляет собой с позиции наблюдателя, а не жертвы импульса.
Миндалина — одна из первых структур мозга, которая активируется уже в младенчестве. Именно она отвечает за страх, возбуждение, тревогу, ориентировочные реакции на новое. Но структуры, способные осознанно регулировать эти реакции — префронтальная кора — созревают позже всего. Пока между ними нет устойчивой связи, мозг буквально живёт по принципу: «реагируй — а потом, может быть, поймёшь, что это было».
До 25 лет миндалина часто работает автономно, без эффективной обратной связи с лобной долей. Поэтому в подростковом возрасте мы чаще переоцениваем угрозу, действуем импульсивно, испытываем сильные и нестабильные эмоции, воспринимаем всё «на себя».
К 25–30 годам связи между миндалиной и корой головного мозга укрепляются. Это называется нейронной интеграцией. Человек начинает по-другому реагировать: не мгновенно — а через паузу и выбор реакции.
Это не слабость. Это фаза развития. То, что часто воспринимается как «инфантилизм» или «эмоциональная нестабильность», на самом деле — нейробиологическая незрелость системы саморегуляции. Когда человек после 25 начинает вдруг «терпеть больше», «не срываться», «понимать себя» — это не просто опыт. Это созревание мозга.
Важно не винить себя за то, чего мозг ещё не умеет — а давать себе среду, в которой он спокойно дозреет.
Что происходит с нами в стрессе? Когда мы сталкиваемся с резким внешним раздражителем — угрозой, критикой, неопределённостью — миндалина активируется мгновенно. Она «захватывает» управление телом: учащается дыхание, напрягаются мышцы, внимание сужается.
Это рефлекс, унаследованный от предков: выжить → потом разбираться.
Но в современных условиях это приводит к проблемам: мы начинаем защищаться, нападать или отстраняться там, где нужно говорить, слушать или различать.
Эмоциональная грамотность = восстановление канала управления. Когда человек умеет замечать сигналы тела, называть своё состояние, различать эмоцию и её причину, — он активирует лобные доли мозга — те самые, которые способны затормозить реакцию миндалины.
Это буквально биологический сдвиг от реакции к осознанности. В этот момент человек перестаёт быть жертвой автоматизма — и становится хозяином своей жизни.
Что помогает?
Эмоциональная зрелость — это не про «контроль», а про точность. Зрелый человек не «держит себя в руках». Он умеет различать, называть, переносить. Он понимает, что тревога — это не слабость, а сигнал. Что гнев — не разрушение, а граница. Что обида — не каприз, а след незакрытой связи. Он не боится эмоций — своих и чужих. И именно поэтому способен действовать свободно, а не из защитных механизмов психики.
Почему это важно не только личности, но и обществу? Потому что общество из эмоционально неграмотных людей — это:
Люди не рожают — потому что боятся быть неидеальными. Не строят близости — потому что боятся боли. Не меняют жизнь — потому что не знают, что чувствуют.
В мире, где всё быстро меняется, где старые опоры исчезают, и где у человека всё меньше гарантированных ролей — умение понимать, что с тобой, становится единственной надёжной навигацией. Это не психология для «тех, у кого проблемы». Это базовая грамотность XXI века. Также, как когда-то учились читать, теперь нам предстоит учиться чувствовать.
Перевод и адаптация исследования Understanding Emotions: Origins and Roles of the Amygdala
doi: 10.3390/biom11060823
Скажу честно, пока не начал вести свой канал, не представлял масштаб бедствия. Посмотрев несколько видео альтернативно одаренных граждан и почитав комментарии к ним и к своим видео, возникло несколько вопросов.
«Геополитическая догма», фрагментация, утомленные гиперглобализацией
Любовница короля - как показатель изменения английского общества 16 века. И один из светлых моментов в истории Британии.
Человеку важно быть собой. Но не сразу.
Долгое время его психика устроена так, что выживание важнее подлинности. Сначала — адаптация, потом — осознание. Сначала — быть принятым, потом — быть собой. Это не ошибка, а этап развития. Так формируется связность личности, так работает мозг.
Сначала ребёнок учится жить среди других. Он считывает сигналы, угадывает ожидания, подстраивается. Его задача — стать частью системы, чтобы выжить. Это и есть ранний коллективизм: не как идеология, а как базовая стратегия привязанности. В этом возрасте быть собой — опасно. Слишком рано, слишком рискованно.
Но потом мозг дозревает. Области, отвечающие за рефлексию, сомнение, осознанность — кора, префронтальная зона — начинают брать управление на себя. И тогда человек впервые спрашивает: кто я, если не выполняю роль? Чего хочу я сам, если не ориентируюсь на «надо»? И вот этот вопрос — знак того, что начинается индивидуальность. Не как протест, а как взросление.
***
Когда человек начинает ощущать внутреннюю фальшь, это не всегда выглядит драматично. Иногда это просто усталость от привычного, странное безразличие к тому, что раньше радовало. Кажется, что всё в порядке: работа есть, отношения есть, жизнь идёт. Но внутри — пустота. Будто ты живёшь чьей-то жизнью, аккуратно подобранной под ожидания других.
Это не каприз и не слабость. Это кризис. Момент, когда психика начинает просыпаться для чего-то большего. До этого ты, как и все, встроен в коллектив: в семью, школу, культуру. Ты учился быть удобным, старающимся, нормальным. И это было нужно. Потому что в детстве и юности мозг ориентирован на безопасность. Быть «как все» — биологически выгодно.
Но чем старше ты становишься, тем больше включается взрослая часть мозга. Префронтальная кора — центр осознанности, наблюдения, выбора — набирает силу. И ты впервые способен не просто играть роль, а заметить, что играешь. Впервые ты можешь отделить свою реакцию от чужой оценки. И в этом начинаешь сталкиваться с тревогой: если я не такой как все, меня всё ещё будут любить?
Здесь начинается тихая революция. Внешне может ничего не поменяться. Но внутри запускается глубокий процесс отделения. Ты начинаешь задавать себе вопросы, на которые нет готовых ответов. Ты пробуешь различать: это моё желание или выученное? Это моя злость или старая запретная? И именно с этого момента можно говорить о рождении индивидуальности — не как маски, а как живого, тонкого, чувствующего «я».
***
Когда человек впервые начинает чувствовать, что он — не просто функция, не просто роль, а живой и отдельный, это редко вызывает радость. Скорее, это похоже на болезненное пробуждение. Вдруг становится ясно, что всё, что ты делал раньше, было не совсем твоим: выборы, привычки, даже вкусы. За многим стоит не твоя воля, а выученные ожидания — родителей, общества, тех, кого ты боялся потерять.
В этот момент рождается конфликт — между старым коллективным «надо» и новым, ещё хрупким индивидуальным «хочу». Внутри всё сопротивляется: ведь быть собой — значит рисковать. Ты можешь не понравиться, можешь стать «неправильным», можешь потерять опору. Но и жить в прежней схеме уже невозможно: тело начинает болеть, эмоции прорываются, смысл уходит.
Человек может уйти в протест. Это часто выглядит как радикальное «я не такой, как все». Отказ от семьи, от профессии, от страны, от прошлого. Это не всегда зрелое решение, но в нём есть честность. Он говорит: «Я больше не хочу жить по чужому сценарию». И пусть пока у него нет своего, он хотя бы разрушает то, что точно не его.
Такая фаза часто воспринимается как кризис, но по сути — это рост. Это момент, когда мозг переходит от автоматических реакций к осознанным выборам. Когда кора начинает доминировать над миндалиной. Когда ты не просто чувствуешь — ты понимаешь, почему это чувствуешь. А это уже зрелость. Не социальная, а внутренняя. Та, в которой появляется шанс построить своё настоящее «я».
***
Когда человек начинает быть собой, его первое желание — побыть в одиночестве. Это нужно, чтобы услышать себя без чужого фона. Резко обостряется чувствительность к фальши, к навязываемому, к шуму. В какой-то момент кажется: настоящая близость невозможна, потому что каждый занят своей маской. Ты один среди людей — но впервые не один в себе.
Но человек не может быть собой в пустоте. Мы — социальные существа, и зрелость проявляется не в том, чтобы изолироваться, а в том, чтобы выбрать, с кем быть. Выбрать не тех, кто требует, а тех, кто узнаёт. Не те отношения, в которых нужно играть роль, а те, где твоё подлинное — не мешает, а нужно.
И вот здесь рождается новый тип принадлежности. Не коллективизм из страха быть отвергнутым, а союз из уважения к другому «я». Не слияние, а соседство. Такое «мы» строится не на подчинении, а на диалоге. Это не группа, в которую ты обязан вписаться, а живая система, где у каждого есть форма, голос и границы.
В терапии это момент, когда клиент способен строить отношения уже не из дефицита, а из полноты. Не потому что «надо», а потому что «могу». Это трудно, медленно и требует зрелости. Но именно так человек возвращается в мир — уже не частью стада, а частью человечества.
***
Когда человек приходит к этому новому «мы» — осознанному, свободному, зрелому — кажется, что путь завершён. Но на самом деле появляется новый горизонт. Потому что индивидуальность — не конечная точка, а платформа. Настоящее «я» не просто ищет, с кем быть. Оно начинает создавать: смыслы, проекты, сообщества, новое мышление.
И вот тут в игру входят психология и нейронаука. Они становятся не просто источниками знаний, а инструментами навигации. Мы больше не можем жить вслепую. Мир многослоен, темп высокий, старые способы регулировать себя уже не работают. Понимание, как устроены эмоции, как работает мозг, где граница между реакцией и осознанием — становится вопросом зрелости, а не академического интереса.
Терапия больше не про «починить». Она про выстроить. Не из обломков — из нового материала. Не по шаблону — по живой внутренней архитектуре. И человек, прошедший этот путь, начинает не просто жить — он начинает нести. Знание о себе, глубину, интуицию, способность быть с другими без насилия.
Это уже не индивидуализм и не коллективизм. Это следующая форма. Свобода внутри связей. Осознанность внутри движения. Тепло внутри ясности. И это то, к чему мы, как вид, возможно, только-только начинаем подходить.
Как инстинктивные программы подчиняют нашу жизнь и влияют на психологию народов?
Сейчас вокруг нас сотни и даже, наверное, уже тысячи профессий и специальностей. Есть из чего выбрать. Но ведь еще каких-то 150 лет назад этот список был в сотни раз короче. Обратная сторона того же вопроса. А кем мог бы быть нынче чудом родившийся или восстановленный, к примеру, Иван Грозный? Или Чингисхан?