Реакция на арест Имамоглу демонстрирует истинное отношение к доктрине Примакова

Дорогие друзья!
В отличие, от специалистов по всему и вся, я способен признаться в том, что во многих вещах я банально не разбираюсь. В частности, мои публикации по внешней политике в большинстве своем представляют из себя классический журналистский труд — компиляцию в удобоваримом виде того, что изложено в разных источниках.
Поэтому около 2 лет назад я обратился к автору проекта «Мистер Нет» с предложением в формате подкаста помочь разобраться в сложной структуре внешнеполитических событий и процессов.
Не смогу точно сказать, сколько уже выпущено выпусков. Тем не менее, считаю, что именно сейчас нужно поделиться свежим из них на моем проекте. Сделано это в абсолютно свободном доступе. Надеюсь, данный шаг позволит большему числу людей получить взвешенную и серьезную аналитику и экспертизу в области внешней политики.
Таймкоды к видео представлены ниже:
00:00 Начало
00:30 Функционал помощника президента по внешнеполитическим вопросам
04:50 Парламентские выборы в Германии
08:40 События в Сирии
21:40 Переговоры между Россией и США
28:15 Фигура Кирилла Дмитриева
31:05 Крах евроатлантического проекта
36:05 Россия и Юго-Восточная Азия
42:05 Ответ на вопросам
В Турции арестован мэр Стамбула, что вывело миллионы людей на улицы турецких городов. Что стоит за решением арестовать известного политика, о внутреннем расколе в Турции, об экономическом кризисе, который играет на руку оппозиции, о сирийском факторе в турецкой политике и игре США и Европы за контроль над новой Османской империей говорят Заведующий кафедрой Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН, профессор Дипломатической академии МИД РФ, д. п. н. Владимир Аватков и политолог Руслан Сафаров
Всё это очень грустно, но, к сожалению, не так, чтоб неожиданно.
Честно говоря, похоже на целенаправленную продуманную провокацию, на которую новое «правительство» Сирии не замедлило попасться. Они с самого начала боялись именно восстания в Латакии, много внимания уделили тому, чтоб этого не допустить — и какое-то время ситуацию удавалось держать под контролем.
Но потом расслабились — и ослабили контроль над своими боевиками, отнюдь не славящимися особой дисциплиной. В итоге те своим произволом восстание и спровоцировали.
После чего напугавшийся Дамаск перекинул туда чуть ли не все «валентные» силы, в первую очередь — именно карательные. Расчёт был, видимо, на то, что террор против мирного населения вынудит боеспособные силы алавитов вступить в бой, в котором они будут уничтожены.
Но… Те отошли в горы, предпочтя сохранить боеспособные отряды (и вот здесь чувствуется как раз не спонтанность событий). Итог — истребление мирного населения, то есть, собственно говоря, геноцид. Что только усиливает отряды алавитов за счёт притока добровольцев-мстителей — и радикально рушит перспективы на сохранение единой Сирии (по крайней мере — под контролем ХТШ), так как алавиты — отнюдь не единственное там этнорелигиозное меньшинство.
Ну, и это очень сильно бьёт по планам Турции. Геноцид — клеймо, от которого сложно отмыться (особенно туркам). Так что теперь Турция не сможет так уж спокойно помогать «свободной Сирии», а любое внешнее вмешательство будет восприниматься мировым общественным мнением как оправданное.
Подозреваю, это игра против Эрдогана кого-то из «взрослых». Как бы ни США, которые пока что фактически были вынуждены через курдов прокси-войну с Турцией вести.
Ну в самом деле. Россия пока занята. Иран не стал бы жертвовать алавитами. Выгода Британии не просматривается, да и её возможности предельно напряжены в связи с противодействием России на Украине. Франция — то же самое, плюс её внимание занимает и Африка. Израиль едва ли может влиять на сирийское правительство через голову турок. Турции гражданская война в Сирии точно не нужна, она только усилит сопротивление курдов…
Остаются США. Хотя, не могу исключать, это некий (непредвиденный?) результат переговоров в Эр-Рияде…
Но, что ни говори, архитекторы ситуации просчитали и сделали всё мастерски. Фактически по одну сторону оказались одновременно США и Иран — и Россия с Израилем вторым эшелоном… 🤷♂️
Макрон обратился к нации и объявил Россию врагом. О конфликте традиционалистского и либерального клубов, о том зачем глобалисты собирают 800 млрд евро, об исторических аналогиях текущего момента, о государствах-цивилизациях и о том, как правильно поздравлять женщин с 8 марта говорят политик, журналист Максим Шевченко и политолог Руслан Сафаров
В марте 2003 года иракский дедушка сбил ударный вертолет "Апач" из ружья. Или не сбил? Или сбил, но не дедушка? Рассказываем!
Ливан, 2006, местные мажорчики катаются посреди израильской специальной военной операции.
Переговоры США и России стартовали в Эр-Рияде — столице страны, принадлежащей семье аль-Саудов. О том, как Советская Россия первой признала молодую Саудовскую Аравию, но десятилетия не имела с ней отношений, о роли США на Аравийском полуострове, о позициях Китая и Индии в регионе, об амбициях молодого наследника престола богатейшей монархии мира и о том, что может ему помешать говорят научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН Григорий Лукьянов и политолог Руслан Сафаров
До встречи с Александром Артамоновым в рамках проекта Геополитбюро Live осталось всего несколько дней. Еще можно успеть: aurora.network/events/351-geopolitbjuro-life
Первым иностранным лидером, посетившим Дональда Трампа стал премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху. О плане по выселению палестинцев из Сектора Газа и его превращении в «приморскую ривьеру», о том почему ни одна страна арабского мира не готова принять палестинских беженцев, о роли Саудовской Аравии и Катара в ближневосточной политике, о том, что Израиль готов нанести удар по Ирану, а также о том, чего ждать России от потенциальных предложений Трампа говорят общественный деятель Яков Кедми (Израиль) и политолог Руслан Сафаров
Как тебя бомбить, как бомбить? — Не надо меня бомбить. — Из какого бункера ты это сказал?
ОРИГИНАЛ Александра Старк, Foreign Affairs
Конфликт между США и хуситами в Красном море неуклонно обостряется. 31 декабря небольшие лодки хуситов попытались атаковать коммерческое судно. После того как американские военно-морские вертолеты отреагировали на атаку, по ним также открыли огонь хуситы — повстанческая группировка, контролирующая территорию, на которой проживает 80 процентов населения Йемена.
Американские войска открыли ответный огонь, потопив три лодки хуситов и убив десять членов экипажа. Затем, 9 января, хуситы совершили одну из своих крупнейших на сегодняшний день атак в Красном море, включающую 18 беспилотников, две противокорабельные крылатые ракеты и одну противокорабельную баллистическую ракету, которые были перехвачены силами США и Великобритании.
Это столкновение стало лишь последним в серии нападений в Красном море. С середины ноября хуситы совершили более 20 нападений на коммерческие суда в Красном море, стратегически важном проливе, через который проходит 15 процентов мировой торговли. Называя свои атаки ответом на войну между Израилем и ХАМАС, они также запустили ракеты и беспилотники по южному Израилю. Нападения в Красном море вынудили некоторые судоходные компании временно приостановить плавание через Суэцкий канал, вместо этого направив его вокруг Африканского Рога, что продлевает их путь примерно на десять дней. Нападения еще не привели к значительным нарушениям в мировой торговле, но в долгосрочной перспективе вызванный ими рост транспортных расходов, вероятно, приведет к увеличению цен на нефть и стоимости потребительских товаров во всем мире.
В ответ Соединенные Штаты мобилизовали международных партнеров, запустив в середине декабря многонациональную инициативу, направленную на защиту коммерческих судов в Красном море. А 3 января эти партнеры опубликовали совместное заявление, которое, по мнению американских чиновников, должно послужить последним предупреждением для хуситов, прежде чем Вашингтон предпримет более решительные действия. Официальные лица США сейчас рассматривают возможность военных атак на объекты хуситов.
Поскольку нападения хуситов могут иметь серьезные последствия для мировой торговли, Соединенные Штаты находятся под давлением доводов в пользу жесткой силовой реакции. Но вместо ответных ударов США следует отдать предпочтение дипломатическому подходу. Хуситы, возможно, недавно появились в заголовках международных газет, но они бросают вызов Соединенным Штатам и их партнерам в Персидском заливе на протяжении двух десятилетий. А применение силы против хуситов в прошлом, со стороны режима бывшего президента Али Абдаллы Салеха и Саудовской Аравии, пытавшейся восстановить правительство, которое хуситы свергли в середине 2010-х годов, просто позволило группировке усовершенствовать свой военный потенциал и изображать себя как героическое движение сопротивления, укрепляя свою легитимность внутри страны.
Действительно, группировка нуждалась в поддержке: перед 7 октября она столкнулась с растущим внутренним сопротивлением. Однако теперь ее ответ на операции Израиля в секторе Газа, похоже, снискал движению поддержку в Йемене и во всем регионе. Ответные удары также повысят вероятность того, что война между Израилем и ХАМАС распространится на весь регион, а в Йемене возобновится гражданская война. За последние полтора года перемирие, достигнутое ООН, сдерживало серьезный конфликт в Йемене, но прямые удары США по объектам хуситов могут вновь разжечь внутреннюю войну. У Соединенных Штатов мало хороших вариантов ответа на атаки хуситов. Но дипломатическое стремление к устойчивому миру в войне в Йемене при одновременном продолжении усилий по сдерживанию нападений хуситов вместе с международными партнерами является наименее плохим из них.
ВЗРЫВНАЯ СТОЙКОСТЬ
Движение хуситов зародилось в 1990-х годах, когда группа, называвшая себя тогда «Ансар Аллах» («Сторонники Бога»), начала сопротивляться саудовскому ваххабитскому прозелитизму и отстаивать заидитскую идентичность и религиозную практику по всему Йемену. Заидизм — это вариант шиизма, распространенный в северном Йемене и некоторых частях южной Саудовской Аравии. Между основным шиизмом и заидитским исламом существуют важные доктринальные различия: например, «мейнстримные» шииты признают 12 имамов, а заидиты — только пять.
Но когда движение выступило против коррупции, присущей режиму Салеха, и его партнерства с Соединенными Штатами в глобальной «войне с терроризмом», оно приобрело сторонников в Йемене за пределами сообщества заидитов. В сообщениях средств массовой информации затяжной гражданский конфликт в Йемене иногда изображается как межрелигиозная борьба между суннитами и шиитами. Фактически, в первые годы XXI века, как отмечает Марике Брандт, антрополог, тщательно изучавшая хуситов, движение «Ансар Аллах» расширилось и стало «точкой сборки, способной объединить всех тех [в северном Йемене]». . . которые чувствовали себя находящимися на обочине экономической жизни, подвергнутыми религиозной маргинализации и политическому остракизму».
В ответ на растущую известность движения, начиная с 2004 года, правительство Салеха начало шесть жестоких раундов боевых действий, в ходе которых был убит харизматичный лидер группировки Хусейн Бадреддин аль-Хуси. Но эти военные усилия не смогли искоренить движение. Вместо этого «Ансар Аллах» приобрела новых сторонников и провозгласила членов семей своих основателей своими лидерами.
Когда в 2011 году в Йемене пришла «арабская весна», Салех в конце концов был вынужден уйти в отставку, уступив своему вице-президенту Абд-Рабу Мансуру Хади. Но демократическая консолидация страны пошатнулась, когда Конференция по национальному диалогу, созванная в 2013–2014 годах, призванная вести переговоры о переходе к демократии, развалилась. Осознав вакуум власти, хуситы захватили столицу Йемена Сану в сентябре 2014 года, а затем попытались распространить свое влияние на юг, захватив контроль над большей частью страны.
Подъем хуситов в 2014 году вызвал тревогу в соседних странах, особенно в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах. Примерно в это же время хуситы также начали получать поддержку со стороны Ирана и их доверенной организации «Хезболла» — противников Саудовской Аравии и Эмиратов. В 2015 году коалиция, возглавляемая этими двумя странами и поддерживаемая Соединенными Штатами, Великобританией и Францией, нанесла авиаудары по хуситам в пользу других военных организаций, которые номинально поддерживали правительство Хади.
Но вместо восстановления мира авиаудары способствовали обострению войны, которая привела к тому, что Организация Объединенных Наций назвала худшим гуманитарным кризисом в мире. В период с 2015 по 2022 год в результате авиаударов коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, при поддержке США в виде предоставления разведданных, дозаправки в воздухе и технического обслуживания самолетов, погибло около 9000 мирных жителей Йемена. Четыре с половиной миллиона йеменцев стали вынужденными переселенцами, а более 21 миллиона, или две трети населения Йемена, по-прежнему нуждаются в гуманитарной помощи и защите.
ВОЗМОЖНОСТИ РОСТА
По мере того как хуситы укрепили свой контроль над большей частью северного Йемена, они начали стремиться к большей заметности на региональной арене. Их великолепно созданный медиа-канал Al Masirah, базирующийся в Бейруте, выпускает контент как на арабском, так и на английском языке, чтобы поделиться своей точкой зрения с более широкой аудиторией. Традиционные стихи хуситов, положенные на музыку и видео и широко распространяемые в социальных сетях, декларируют оппозицию хуситов Израилю и Соединенным Штатам.
Чтобы понять цели хуситов, стоит серьезно отнестись к тому, чего, по их словам, они хотят. Примерно с 2003 года сарха хуситов — их девиз, обычно печатаемый зеленым и красным цветом — перекликается с лозунгом революционного Ирана и недвусмысленно провозглашает ценности и цели хуситов: «Бог велик, смерть Америке, смерть Израилю, проклятие евреям, победа ислама». В своих публичных заявлениях лидеры хуситов неоднократно называли свои нынешние атаки ответом на израильские операции в секторе Газа. Их намерение, по их словам, состоит в том, чтобы оказать давление на Израиль, чтобы тот деэскалировал войну против ХАМАС.
Но эта риторическая позиция также позволила хуситам укрепить легитимность в Йемене и на Ближнем Востоке, отвлекая внимание от своих неудач дома, где их популярность в последние годы снизилась. Они не смогли обеспечить экономический рост в самой бедной стране Ближнего Востока и Северной Африки. Хуситы также применяют жестокие репрессии, пытают и казнят журналистов, арестовывают и задерживают мирных протестующих, а также ограничивают права женщин и девочек. Многие йеменцы все чаще считают, что хуситы руководствуются желанием создать тоталитарное религиозное государство, которое защищает власть заидитской элиты.
В сентябре 2023 года за протестами против хуситов из-за невыплаты зарплат бюджетникам последовали аресты, но руководство хуситов признало, что у них есть проблема. В сентябре 2023 года они объявили, что готовят «радикальные изменения» в своем правительстве для решения проблем коррупции и экономических проблем — до того, как война между Израилем и ХАМАС дала им новую возможность обрести легитимность. Опрос Палестинского центра политических и исследовательских исследований, проведенный в конце ноября и начале декабря 2023 года, показал, что жители Газы и Западного берега оценили реакцию Йемена на войну между Израилем и Хамасом как наиболее удовлетворительную среди региональных игроков. Хуситы раструбили о йеменских пропалестинских демонстрациях как о доказательстве своей поддержки палестинского народа.
На региональном уровне хуситы использовали свои атаки в Красном море и на Израиль, чтобы продемонстрировать свою важность для иранской «оси сопротивления», сети государственных и негосударственных субъектов, которую Иран использовал для распространения своего влияния по всему региону и окружения своих противников, включая Израиль и Саудовскую Аравию. Партнерство между Ираном и хуситами существенно углубилось в ходе гражданской войны в Йемене. Иран ценит хуситов, потому что они позволяют Тегерану действовать более широко, сохраняя при этом правдоподобное отрицание своих связей с ними. Хуситы, например, взяли на себя ответственность за атаку дронов на нефтяные объекты Саудовской Аравии в сентябре 2019 года, однако широко распространено мнение, что атака была осуществлена Ираном. До перемирия в Йемене в апреле 2022 года хуситы также наносили нарастающую серию ударов при содействии иранского Корпуса стражей исламской революции (силы «Кудс») по территории Саудовской Аравии и ОАЭ.
Силы «Кудс» помогли хуситам создать запасы современного оружия, включая беспилотные летательные аппараты и ракеты. Примерно с 2016 года Иран помогает хуситам научиться собирать собственное оружие, используя узлы и агрегаты из-за границы, опережая усилия международного сообщества по предотвращению контрабанды оружия в Йемен. Тот факт, что хуситы теперь могут запускать ракеты, направленные на Израиль и коммерческие суда, избегая при этом значительного возмездия, несомненно, еще раз демонстрирует стратегическую ценность группировки для Ирана. Тегеран предложил поддержку атакам хуситов, поделился разведданными для помощи в атаках в Красном море и перебросил в эти воды свой военный корабль.
ВЫБОР
Международные игроки должны отреагировать на нападения хуситов, чтобы сохранить судоходный маршрут по Красному морю и предотвратить дальнейшую региональную эскалацию. Но Соединенные Штаты столкнулись с множеством плохих и худших вариантов того, как это сделать. Некоторые политики и аналитики утверждают, что лучший способ противостоять агрессии хуситов — это военная эскалация, призванная «восстановить сдерживание». С этой точки зрения окончательное решение Соединенных Штатов в 2021 году настаивать на мирных переговорах в Йемене рассматривается как провальная политика умиротворения.
Но сторонники авиаударов по хуситам не могут сформулировать, что должно произойти потом. Трудно представить, как авиаудары смогут сдержать нападения хуситов сейчас, когда они не смогли этого сделать за последнее десятилетие. Авиаудары по целям хуситов могут незначительно подорвать способность хуситов запускать ракеты и беспилотники, но будет гораздо труднее эффективно нацеливать и уничтожать небольшие, дешевые пилотируемые и беспилотные лодки хуситов.
Аналогичным образом, объявление хуситов иностранной террористической организацией, как это сделала администрация Трампа на короткое время в 2020 году, скорее всего, не будет иметь большого эффекта. Их лидеры уже давно находятся под санкциями США. Зато это, безусловно, затруднит доставку гуманитарной помощи в Йемен.
Подход, сочетающий дипломатию со сдерживанием, является для Соединенных Штатов наименее плохим способом решения этой неразрешимой проблемы в ближайшем будущем. Международное сообщество не склонно к военному ответу. Даже Саудовская Аравия, которая возглавила военную интервенцию против хуситов в 2015 году, теперь призывает Соединенные Штаты действовать сдержанно.
Вашингтон не может рассчитывать на общественную поддержку своих партнеров в Персидском заливе. Хотя некоторые из коммерческих судов, на которые напали хуситы, не имеют очевидных связей с Израилем, тот факт, что они неоднократно называли свои нападения попыткой поддержать палестинцев, ограничивает степень, в которой арабские государства могут ответить на агрессию хуситов, даже если они были склонны к этому.
Общественное мнение в Саудовской Аравии, например, еще больше отвернулось от установления дипломатических отношений с Израилем. У государств Персидского залива мало стимулов рисковать вызвать гнев своей общественности. За исключением Бахрейна, арабские государства не хотят публично присоединяться к многонациональной операции, о которой Пентагон объявил в середине декабря.
Тем не менее, эта операция является полезным первым шагом для демонстрации международного противодействия агрессии хуситов, а также для предотвращения и сдерживания атак. Соединенные Штаты также должны продолжать поддерживать усилия ООН по достижению устойчивого мира в Йемене. Соглашение о перемирии 2022 года более или менее соблюдается, и стороны близки к договоренности, которая сделает прекращение огня постоянной, после чего можно будет начать переговоры о долгосрочном будущем Йемена.
Чтобы справиться с угрозой со стороны хуситов, Соединённые Штаты должны добиться прекращения войны между Израилем и ХАМАС.
Нравится вам это или нет, хуситы связали свою агрессию с операциями Израиля в секторе Газа и заручились для этого внутренней и региональной поддержкой. Поиск устойчивого, долгосрочного подхода к обоим конфликтам будет иметь решающее значение для снижения напряженности во всем регионе и для того, чтобы заставить хуситов прекратить нападения на коммерческие суда. Такие атаки имели бы ограниченную полезность в отсутствие этих конфликтов.
Эти меры не могут полностью устранить угрозу, которую хуситы представляют интересам США и стабильности в регионе в целом. Но они остаются лучшими среди плохих вариантов, а у Соединенных Штатов есть только плохие варианты из-за их неудачных подходов к Йемену за последние 20 лет. Вашингтон не должен повторять своих ошибок. Десятилетия опыта показали, что военные усилия по разгрому хуситов вряд ли будут эффективными. Вместо этого они могут просто еще больше разрушить жизни и без того испытывающего трудности народа Йемена.
Приключенческие произведения из списка рекомендаций.
Президент США Дональд Трамп недавно высказал идею переселить миллионы палестинцев из сектора Газа в «более безопасные и красивые места». В то время как «Израиль передаст США контроль над территорией». В качестве мест для переселения Трамп назвал и Иорданию, что вызвало немедленную негативную реакцию этих стран. Иорданцев можно понять, у них уже был негативный опыт «переселения палестинцев».
Оригинал Исаак Чотинер (интервьюер), Омер Бартов, New Yorker
На прошлой неделе газета «Таймс» опубликовала статью историка Омера Бартова, в которой поднимается вопрос о том, являются ли военные действия Израиля в секторе Газа геноцидом. «Я считаю, что нет никаких доказательств того, что сейчас в Газе происходит геноцид, хотя вполне вероятно, что происходят военные преступления и даже преступления против человечности», — написал Бартов. «Это означает две важные вещи: во-первых, нам нужно определить, что мы видим, и, во-вторых, у нас есть шанс стабилизировать ситуацию, прежде чем она станет хуже». (По данным Министерства здравоохранения Газы, было убито более одиннадцати тысяч палестинцев. Представитель Госдепартамента заявил перед Конгрессом, что «весьма вероятно», что эта цифра даже выше, чем сообщается).
Бартов, родившийся в Израиле и в настоящее время преподающий в Брауновском университете, является одним из ведущих исследователей Холокоста, а также политики Германии во времена Третьего рейха. В многочисленных книгах и эссе он пытался объяснить, как нацистская идеология проявлялась во всем гитлеровском режиме, особенно в его вооруженных силах. Бартов закончил свою последнюю статью словами: «Еще есть время помешать Израилю допустить, чтобы его действия превратились в геноцид, мы не можем больше ждать». Недавно я разговаривал по телефону с Бартовым. В ходе нашей беседы мы обсудили, как точно определить геноцид, как важно установить намерения при навешивании ярлыка геноцида и почему сосредоточение внимания на терминологии может быть важным для предотвращения массовых злодеяний.
— Что отличает геноцид от преступлений против человечности или этнических чисток?
В международном праве существует четкое разграничение. Военные преступления были определены в 1949 году в Женевских конвенциях и дополнительных протоколах. Это серьезные нарушения законов и обычаев войны и международных вооруженных конфликтов, и они могут быть совершены как против комбатантов, так и против гражданского населения. Одним из аспектов таких преступлений является использование непропорциональной силы: степень вреда, причиненного гражданскому населению, должна быть пропорциональна вашим военным целям. Это могли быть и другие вещи, например жестокое обращение с военнопленными.
Преступления против человечности не определены резолюцией ООН, но они определены Римским статутом, который сейчас является основой деятельности Международного уголовного суда. Речь идет об истреблении или других преступлениях против гражданского населения, и это не обязательно должно происходить во время войны, тогда как военные преступления, очевидно, должны происходить в контексте войны.
Геноцид — это немного странное явление, поскольку Конвенция о геноциде 1948 года [Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него] определяет геноцид как «намерение уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую». И это «как таковую» имеет значение, потому что это означает, что геноцид на самом деле является попыткой уничтожить группу, а не отдельных лиц в этой группе. Этого можно добиться, убивая членов группы. Этого также можно достичь другими способами, например, морить их голодом или отбирать у них детей, или делать что-то еще, что приведет к исчезновению группы, а не к убийству ее отдельных лиц.
— Да, я собирался спросить о слове «уничтожить» и о том, ясно ли, что оно означает «убить».
Нет, это не так. Теперь, как правило, не только в народном воображении, но и в законодательстве, часто ассоциация связана с убийством. Когда Рафаэль Лемкин придумал этот термин — он был польским еврейским юристом, приехавшим в Соединенные Штаты во время Холокоста, — он говорил конкретно о культурном геноциде, то есть, когда вы на самом деле просто уничтожаете группу как группу. Допустим, вокруг могут быть евреи, но они уже не знают, что они евреи, или вы заберете у них всех детей, и, следовательно, продолжения этой группы не будет. Это не обязательно означает убийство. В Австралии или Канаде, где было изъято детей из числа коренных народов, это было определено как геноцид.
— Текущий пример, который люди часто используют, — это то, что происходит с уйгурским населением в Китае, хотя, насколько нам известно, кампаний массовых убийств не проводится.
Да, уничтожают их культуру.
— Используется ли термин «этническая чистка» больше для обозначения изгнания людей с определенной территории?
Да, так что разница между геноцидом и этнической чисткой примерно в том, что при этнической чистке вы хотите переселить людей с территории, которую хотите, и тогда они смогут идти куда захотят. При геноциде вы нацелены на группу, неважно, где она находится. Но следует сказать, что этническая чистка на самом деле не имеет четкого определения в международном праве и подпадает под различные другие категории преступлений против человечности. Нет никакой конвенции об этнических чистках. И последнее, что очень важно, это то, что этнические чистки обычно или часто предшествовали геноциду. Это действительно произошло во время геноцида гереро, начавшегося в 1904 году, и геноцида армян, начавшегося в 1915 году. Холокост, возможно, начался как этническая чистка, как изгнание евреев с территорий, контролируемых Германией, а затем, когда некуда было переселяться. Немцы сказали: «Ну, мы могли бы их убить». Значит, между ними есть связь.
— Гереро были людьми на территории современной Намибии, и вы имеете в виду поведение немцев по отношению к ним, верно?
Верно. Немецкая армия отправляется туда для подавления восстания. Немецкий генерал издает приказ об уничтожении. Это первый современный приказ об уничтожении. Но по сути он им говорит, что им следует отправиться в пустыню Калахари, и очевидно, что они, скорее всего, там погибнут, особенно потому, что немцы отрезали их от всех водопоев. Таким образом, геноцид осуществляется путем изгнания их со своей территории в пустыню. Именно это изначально делают с армянами османские власти. Они просто отправляют их в пустыню, через засушливые районы на территории нынешней восточной Турции и северной Сирии, где многие люди умирают, не будучи убитыми напрямую. Это частичное совпадение между некоторыми геноцидами и этническими чистками.
— Допустим, в стране произошел террористический акт, и страна начинает бомбить территорию, откуда произошел теракт и где он был запланирован, и в процессе этого начинает убивать большое количество мирных жителей. На что вы будете обращать внимание, чтобы определить, имели ли место преступления против человечности или, точнее, геноцид?
Первое и самое главное: определение геноцида начинается со слов «намерение уничтожить». Вам необходимо определить намерение: если эта армия отправится бомбить ту область, откуда пришли террористы, ее намерение должно состоять в том, чтобы уничтожить группу, которая напала на них в ходе террористического акта, и там было бы написано: «Вся эта группа должна быть уничтожена, потому что они все кровавые террористы», — это намерение, которое затем можно добавить к самим действиям, чтобы произвести то, что может быть геноцидом.
А если они придут и скажут: «Хорошо, эти террористы пришли из определенной группы, они находятся в определенном городе, у них есть определенные лагеря, и мы собираемся бомбить эту организацию, и в ходе этого мы можем также убить много мирных жителей, но мы заинтересованы в убийстве именно этих террористов», тогда это может быть военными преступлениями или даже преступлениями против человечности, но это может и не быть геноцидом.
- В своей статье вы пишете: «Меня больше всего беспокоит при наблюдениях за разворачивающейся войной между Израилем и сектором Газа, то, что существует намерение геноцида, которое может легко перерасти в геноцидные действия. 7 октября премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что жители Газы заплатят »огромную цену» за действия Хамаса и что Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) превратит части густонаселенных городских центров Газы »в руины». 28 октября он добавил , цитируя Второзаконие: «Вы должны помнить, что сделал с вами Амалик». Как известно многим израильтянам, в отместку за нападение Амалика Библия призывает «убивать одинаково мужчин и женщин, младенцев и грудных детей».
Можете ли вы подробнее рассказать об этом акценте на том, что говорят лидеры?
Огромное количество подобных высказываний исходит от Нетаньяху, который обычно более осторожен в своих словах. Президент государства Израиль также заявил, что ответственность несет не только ХАМАС, но и весь народ Газы. Министр обороны говорил о «человеческих животных» — и не всегда ясно, имеет ли он в виду ХАМАС или жителей Газы. Это тот язык, который использовался в нескольких геноцидах, когда вы постоянно дегуманизируете группу. Хуту поступали так с тутси, нацисты, очевидно, поступали так с евреями и так далее. А совсем недавно Ави Дихтер, министр «Ликуда», заявил: «Сейчас мы разворачиваем в Газе Накбу». Это отсылка к Накбе 1948 года — изгнанию палестинцев. Это явная цель этнической чистки.
Когда вы видите, что люди — политики, генералы и т. д. — постоянно заняты таким пустословием, это заставляет вас беспокоиться. В первую очередь это доходит до солдат. Это подстрекает людей ко все большему и большему насилию. Это дегуманизирует население, с которым они борются, и это происходит в ситуации, когда вы нападаете на организацию, которая глубоко укоренилась в очень густонаселенных районах с многочисленными гражданскими лицами. Все это, очевидно, заставляет вас беспокоиться, что это может стать чем-то более систематическим.
— Должно ли разрушение быть связано с идентичностью группы? Представьте лидера, который очень разгневан террористической атакой и просто хочет отомстить и убить много людей, и его не волнует, кто окажется на земле в городе, который он бомбит, по сравнению с тем, кто хочет убивать людей, потому что они являются членами группы.
Точно. В этом и состоит различие. И можно привести пример. Скажем, после Второй мировой войны у нас был Нюрнбергский трибунал, да? Это было, помимо прочего, правосудие победителя. Никто не был привлечен к ответственности за ковровые бомбардировки немецких и японских городов, в которых погибли сотни тысяч мирных жителей. Какова была стратегия американцев и британцев при бомбардировке городов Германии или Америки при бомбардировке зажигательными, а затем ядерными бомбардировками японских городов? Целью было не уничтожить немецкий народ как таковой или японский народ как таковой. Целью было выиграть войну, и они делали это всеми возможными способами, и делали это очень жестоко, и впоследствии вполне можно было бы счесть эти действия военными преступлениями. Но целью не был геноцид в том смысле, что они не были заинтересованы в уничтожении японского народа и культуры или немецкого народа. И действительно, сразу после войны они начали восстанавливать эти страны. Так что это различие. С этической точки зрения вы можете сказать: «Война ужасна, и люди не должны делать все это», но это юридические различия, и, на мой взгляд, они действительно имеют значение. Важно провести это различие.
Почему это важно?
Важно сказать, это убийство первой степени или убийство второй степени? Даже когда вы говорите о насилии, о подлых действиях, это помогает увидеть разницу. В данном случае, в частности, немцы убили много мирных жителей, а американцы убили много мирных жителей. Есть ли разница между ними? Я думаю, что важно провести это различие. Важно даже проводить различие между советскими убийствами большого количества людей и тем, что сделали немцы. [Ну, спасибо, конечно — прим. Е.Н.] В наши дни консерваторы всех мастей игнорируют это различие, когда появилась новая историография, говорящая: «Ну, они были такими же, как нацисты». Разница в том, что если бы немцы закончили войну победителями, они бы фактически поработили и убили миллионы, миллионы и миллионы людей. После того, как Советы очень жестоко выиграли войну против Германии, с множеством изнасилований и всего такого, в Восточной Германии установилась диктатура. Но они больше не убивали людей массово, поэтому они не занимались геноцидом. Это имеет значение даже с точки зрения морали, где обе вещи могут быть ужасными. [Так-то большинство гражданских потерь Германии и практически 100% гражданских потерь Японии — это именно убитые западными союзниками — прим. Е.Н.]
Вы сказали об убийствах первой и второй степени, но, возможно, можно провести аналогию с преступлениями на почве ненависти, которые вызывают особое отвращение, даже если утилитарные цели конкретного преступления на почве ненависти такие же, как и у обычного преступления.
Да.
Как вы относитесь к случаю, когда намерением может быть не уничтожение народа, а когда эти люди считаются менее человечными, чем вы, и вас не волнует, сколько из них умрет. Как мы думаем об этом в контексте геноцида?
Даже если ваше намерение не состоит в том, чтобы уничтожить группу как таковую, но функционально именно это вы и делаете, и большая часть вашей риторики направлена на обращение с этими людьми как с недочеловеками, тогда вы находитесь в своего рода серой зоне перед хорошо спланированным и продуманным геноцидом. Но это важное различие. Я не думаю, что политики в Израиле на самом деле думают о геноциде. Они используют этот язык и проводят политику, которая продвигает в этом направлении, но они не считают себя виновниками геноцида.
Часть того, что происходит на местах, заключается в том, что если вы вытесните большое количество людей из их домов, если вы затем втисните их на гораздо меньшую территорию, вы разрушите дома, из которых они пришли, если они не получат достаточно инфраструктуры, еды, воды, медицинской помощи, и они начинают массово умирать, возможно, вашей целью было выиграть военную кампанию и сделать это как можно безжалостнее и быстрее, зная, что ваши политические часы на исходе, но результат начинает выглядеть все более и более как геноцид.
Почему вам захотелось написать эту статью именно сейчас? Вы объяснили, почему вы считаете морально важным отличать геноцид от других вещей, но есть ли более практическая причина?
Да, послушайте, очевидная причина в том, что когда вы изучаете геноцид, вы всегда оглядываетесь назад и говорите: «Были все эти признаки того, что это произойдет, и почему никто ничего не предпринял ничего по этому поводу или, по крайней мере, не предупредил, что это вот-вот произойдет?» И обычно были люди, которые били в колокола. Вместо того, чтобы ждать, пока что-то произойдет, лучше предупредить.
Масштабы насилия совершенно иные, чем все, что происходило раньше в секторе Газа. Менталитет другой. Степень ярости разная. И как только вы начнете об этом говорить, это действительно может оказать влияние как на тех, кто может остановить это снаружи, особенно на американскую администрацию, так и на некоторых людей внутри, которые говорят: «Подождите, мы втягиваемся в то, чего не собирались делать».
Вы служили в ЦАХАЛе, верно?
Да, служил.
Где вы служили и когда?
Что ж, меня призвали в январе 1973 года, поэтому я участвовал в войне 73-го года, которую мне посчастливилось провести на иорданском фронте. К счастью, иорданцы не напали на нас в той войне. А потом меня перевели в так называемый сирийский анклав. Это произошло после войны, когда израильские войска находились в глубине Сирии. И вот я провел несколько недель на позициях типа Первой мировой войны, каждый день подвергаясь обстрелам и теряя людей вокруг себя.
Считаете ли вы, что служба изменила ваше отношение к Израилю?
Нет. Нет. На меня повлияли две вещи. Одним из них стало начало войны 1973 года. Когда я учился в средней школе, в начале семидесятых, и я учился в своего рода прогрессивной средней школе в Тель-Авиве, мы уже протестовали против оккупации, маршировали и говорили: «Оккупация развращает». В то время в Египте были сторонники мира, Анвар Садат. Моше Даян, бывший министр обороны, сказал знаменитую фразу: «Лучше Шарм-эль-Шейх без мира, чем мир без Шарм-эль-Шейха», имея в виду: «Лучше сохранить Синай». Нам не нужен мир. Мы достаточно сильны, потому что посмотрите, что мы с ними сделали в 67-м».
А потом случилась война. Три тысячи израильских солдат были убиты, десять тысяч ранены. Представители моего поколения по сей день страдают от такого рода посттравматического стрессового расстройства. И действительно, 7 октября, я думаю, разбудило это во многих из них. Они действительно были дважды потрясены тем, что произошло в 73-м.
Итак, первое, о чем я подумал, это та война. Многие из нас думали, что войны можно было избежать. Руководство страдало от того, что я называю эйфорией власти. И это именно то, что произошло сейчас. Война научила меня тому, что есть войны, которых можно избежать. Вы думаете, что сможете сохранить то, что у вас есть, потому что вы достаточно сильны, чтобы сохранить это, и в конце концов все это рушится вам на голову.
Во-вторых, я немного послужил солдатом-оккупантом. Я был командиром взвода и шел по улице, а за мной на солнце шла шеренга солдат. Люди прячутся за окнами, смотрят на вас и боятся вас. Вы их тоже немного боитесь, потому что не знаете, бросят ли они в вас гранату или что-то в этом роде. Вы чувствуете, что вам там нечего делать. Вы думаете: «Почему я здесь?» Я действительно отчетливо помню это ощущение. Несколько поколений молодых израильтян провели большую часть военной службы в качестве полицейских, охраняя оккупированное население. Что это делает с оккупированными и что это делает с оккупантами? Происходит взаимная дегуманизация, которая заканчивается такими ужасами, какие мы видели и видим до сих пор. Это медленный процесс, но это тот вид морального разложения, который, мне кажется, я начал ощущать уже в очень молодом возрасте.