logo
40
читателей
Лаборатория Перископа  Исследуем вместе с читателями транспортные смыслы прошлого и современности. Этот блог не про сиюминутные новости - он про историю транспорта, про искусство о транспорте и про реальную Россию без гламура и ругани.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Транспорт и его история обычно незаслуженно задвинуты в чулан, по сравнению с политикой и развлекательными текстами. Однако в поездках и полётах многие проводят весьма немало - и это отнюдь не "потерянное время", а часть нашей жизни. И она тоже заслуживает отражения. Здесь размещаются записки Сергея Сигачева по истории транспорта, а также очерки из его исследовательских поездок; дневниковые записи 1981-2002 гг. с пояснениями и комментариями для современного читателя, зарисовки из истории дальних поездов, рассказы о процессе обрыва транспортных связей бывших республик после распада СССР, книги о трансконтинентальных путешествиях автора и многое другое.
Без кликбейта, спешки, погони за сиюминутными новостями и маркетинга в любой его форме. Качественно, неспешно, аккуратно и последовательно. Приходите и располагайтесь в нашем вагоне, чай в подстаканнике тоже наливают!
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Если хотите просто поддержать проект, исследования и поездки автора

Помочь проекту
Плацкарт 400₽ месяц 4 320₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа

Плацкартное место дает право на чтение и комментирование постов.

Оформить подписку
Купе 700₽ месяц 6 720₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа

Купейная полочка. Чтение и комментирование постов и право на формирование отдельных тем для постов.

Оформить подписку
СВ 4 000₽ месяц 33 600₽ год
(-30%)
При подписке на год для вас действует 30% скидка. 30% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа

Место в вагоне СВ. Если вы хотите поддерживать автора более масштабно и участвовать в финансировании его поездок. Дает право на бесплатные экземпляры книг автора с автографом, в случае их выхода из печати.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
40 подписчиков
Обновления проекта
Поделиться
Метки
железные дороги 82 архитектура 75 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 37 вокзалы 31 реалии торговли 27 Советский Союз 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 БАМ 20 идентичность 19 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 авто 14 20 лет назад 13 авиация 13 память 13 питер 13 русское наследие 12 модернизм 10 Москва 10 Пекин 10 мосты 9 дневник Перископа 8 трамвай 8 флот 8 еда и напитки 7 ленин 7 Петровский Завод 7 советские реалии 7 спальные районы 7 кладбище 6 Новый Ургал 6 объявления от автора 6 хабаровск 6 1982 5 Далянь 5 Забайкалье 5 коммунизм 5 модерн 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 underground 4 Мао Цзэдун 4 метро 4 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 море 2 нижнеангарск 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 Северомуйск 2 советская торговля 2 текущее 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Киров 1 Кунгур 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 таксимо 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 тоннели 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов
Читать: 13+ мин
logo Лаборатория Перископа

20 лет назад. Выпуск 2, декабрь 2003 (Москва)

1 декабря ‎2003‏ ‎г., ‎Москва

Вообще-то ‎этот ‎выпуск ‎должен‏ ‎был ‎быть‏ ‎первым,‏ ‎потому ‎что ‎за‏ ‎два ‎дня‏ ‎до ‎этого ‎фотопохода, ‎29‏ ‎ноября‏ ‎2003 ‎г.,‏ ‎я ‎стал‏ ‎счастливым ‎обладателем ‎цифровика ‎Canon ‎G5‏ ‎(кстати,‏ ‎один ‎за‏ ‎самых ‎простых‏ ‎и ‎приятных ‎цифровиков ‎без ‎излишеств).‏ ‎Если‏ ‎с‏ ‎июня ‎по‏ ‎ноябрь-2003 ‎я‏ ‎пользовался ‎рабочим‏ ‎цифровиком,‏ ‎то ‎теперь‏ ‎у ‎меня ‎появился ‎свой ‎личный!‏ ‎И ‎в‏ ‎финальный‏ ‎день ‎в ‎Москве,‏ ‎1 ‎декабря,‏ ‎мне ‎не ‎терпелось ‎испробовать‏ ‎его‏ ‎в ‎полевых‏ ‎условиях, ‎так‏ ‎что ‎я ‎из ‎Митино ‎поехал‏ ‎на‏ ‎Тушинскую, ‎дабы‏ ‎вкусить ‎аромат‏ ‎центра ‎Москвы. ‎

1. Начинаем ‎нашу ‎прогулку‏ ‎по‏ ‎суматошной‏ ‎лужковской ‎Москве.‏ ‎Нас ‎встречает‏ ‎ЗИЛ-«бычок». ‎Тогда‏ ‎ЗИЛ‏ ‎ещё ‎работал‏ ‎как ‎автозавод ‎и ‎что-то ‎там‏ ‎выпускал.

2. Окрестности ‎метро‏ ‎Тушинская.‏ ‎Сурово, ‎но ‎аутентично.‏ ‎Бабуля ‎справа‏ ‎продаёт ‎сушёные ‎грибы. ‎

3. Из‏ ‎Тушинской‏ ‎по ‎фиолетовой‏ ‎линии ‎я‏ ‎доехал ‎до ‎Пушкинской, ‎где ‎благополучно‏ ‎вылез‏ ‎на ‎поверхность.‏ ‎Сложно ‎поверить,‏ ‎но ‎тогда ‎Тверскую ‎улицу ‎перекрывали‏ ‎самые‏ ‎замысловатые‏ ‎растяжки ‎–‏ ‎фигурные, ‎неправильной‏ ‎формы, ‎с‏ ‎самыми‏ ‎немыслимыми ‎попугайскими‏ ‎надписями. ‎Вот ‎как ‎эта, ‎завлекающая‏ ‎нас ‎на‏ ‎концерт‏ ‎А. ‎Иванцовой ‎и‏ ‎А. ‎Буйнова.‏ ‎За ‎углом ‎– ‎вовсю‏ ‎работающий‏ ‎Макдональдс ‎№1.‏ ‎

4. Район ‎выхода‏ ‎из ‎Пушкинской ‎застроен ‎самыми ‎немыслимыми‏ ‎конструкциями:‏ ‎место ‎очень‏ ‎уж ‎"хлебное".‏ ‎Пешеходы ‎еле ‎протискиваются ‎по ‎узким‏ ‎лабиринтам.‏ ‎

5. Вид‏ ‎на ‎перекрёсток‏ ‎Страстного ‎бульвара‏ ‎и ‎Тверской.‏ ‎Одно‏ ‎из ‎самых‏ ‎многолюдных ‎мест ‎столицы. ‎На ‎фоне‏ ‎– ‎ларёк‏ ‎Стоп‏ ‎Топ. ‎Я ‎уже‏ ‎и ‎не‏ ‎помню ‎такой ‎сети.

6. Конструктивистский ‎куб‏ ‎«Известий»‏ ‎наконец-то ‎освободился‏ ‎от ‎гигантской‏ ‎рекламы, ‎закрывавшей ‎его ‎фасад, ‎и‏ ‎теперь‏ ‎открылись ‎его‏ ‎окна. ‎

7. Обалдеть!‏ ‎В ‎качестве ‎такси ‎ещё ‎ездили‏ ‎31-е‏ ‎Волги!‏ ‎

8. Предвыборная ‎растяжка‏ ‎«Единой ‎России».‏ ‎Лужков ‎–‏ ‎№20‏ ‎в ‎списке.‏ ‎Вот ‎сколько ‎тогда ‎было ‎кандидатов‏ ‎в ‎бюллетне!

9. Оцените‏ ‎рекламную‏ ‎загрязнённость ‎центральной ‎московской‏ ‎улицы. ‎В‏ ‎рекламу ‎укутано ‎буквально ‎всё,‏ ‎до‏ ‎чего ‎можно‏ ‎дотянуться. ‎Слева‏ ‎идёт ‎какая-то ‎дама ‎с ‎рекламой‏ ‎«Союза‏ ‎правых ‎сил».‏ ‎Через ‎четыре‏ ‎месяца ‎эти ‎ребята ‎доблестно ‎провалятся,‏ ‎но‏ ‎это‏ ‎будет ‎потом.‏ ‎

10. Ёлки ‎на‏ ‎площади ‎перед‏ ‎Моссоветом.‏ ‎Уж ‎не‏ ‎помню, ‎натуральные, ‎сборные ‎или ‎новомодные‏ ‎пластиковые.

11. И ‎снова‏ ‎бесконечные‏ ‎растяжки ‎через ‎Тверскую‏ ‎улицу. ‎Самая‏ ‎ближняя ‎– ‎лужковская. ‎Где-то‏ ‎вдалеке‏ ‎болтается ‎и‏ ‎Кристина ‎Орбакайте.‏ ‎По ‎Тверской ‎почему-то ‎едут ‎сплошные‏ ‎Жигули.‏ ‎

12. Центральный ‎телеграф,‏ ‎150 ‎лет.‏ ‎Рядом ‎с ‎ним ‎второй ‎московский‏ ‎Макдональдс.‏ ‎

13. Уродливый‏ ‎зуб ‎Интуриста‏ ‎наконец ‎снесли!‏ ‎Затянули ‎рекламой‏ ‎Panasonic,‏ ‎и ‎теперь‏ ‎что-то ‎там ‎будет ‎другое. ‎И‏ ‎троллейбусные ‎провода!

14. Тёплая‏ ‎и‏ ‎ламповая ‎схема ‎метро.‏ ‎Всё ‎тогда‏ ‎было ‎понятно ‎и ‎просто.‏ ‎Ну‏ ‎а ‎я‏ ‎ныряю ‎под‏ ‎землю, ‎чтобы ‎пройти ‎к ‎Красной‏ ‎площади.‏ ‎

15. Здесь ‎вовсю‏ ‎идёт ‎снос‏ ‎сталинской ‎версии ‎гостиницы ‎«Москва». ‎Вместо‏ ‎неё‏ ‎будет‏ ‎очень ‎похожая‏ ‎на ‎неё,‏ ‎но ‎более‏ ‎современная‏ ‎– ‎лужковская.‏ ‎

16. Вид ‎на ‎центральный ‎фасад ‎«Москвы».‏ ‎Весьма ‎устрашающий!‏ ‎А‏ ‎ведь ‎всего ‎пять‏ ‎лет ‎назад‏ ‎я ‎в ‎ней ‎останавливался,‏ ‎когда‏ ‎ездил ‎на‏ ‎Экономический ‎Форум‏ ‎в ‎ноябре ‎1998 ‎г.

17. По ‎Красной‏ ‎площади‏ ‎идут ‎солдаты‏ ‎Российской ‎Армии.‏ ‎

18. Вход ‎в ‎Мавзолей ‎Ленина. ‎Крайне‏ ‎непривычно,‏ ‎никого‏ ‎нету ‎вообще.‏ ‎Хоть ‎бы‏ ‎какой-нибудь ‎дежурный‏ ‎милиционер…‏ ‎В ‎старые‏ ‎времена ‎здесь ‎стояли ‎два ‎часовых‏ ‎с ‎карабинами.

19. И‏ ‎вот‏ ‎они, ‎возможности ‎нового‏ ‎цифровика! ‎Часы‏ ‎Спасской ‎башни ‎с ‎шестикратным‏ ‎зумом!‏ ‎Никогда ‎не‏ ‎подозревал, ‎что‏ ‎часовой ‎ярус ‎башни ‎украшают ‎какие-то‏ ‎непонятные‏ ‎зверьки. ‎Потом,‏ ‎через ‎год‏ ‎с ‎лишним, ‎когда ‎я ‎заведу‏ ‎свой‏ ‎ЖЖ,‏ ‎то ‎выложу‏ ‎в ‎качестве‏ ‎фотозагадки ‎одного‏ ‎из‏ ‎зверьков. ‎И‏ ‎никто ‎не ‎угадает, ‎где ‎это!

20. И‏ ‎ещё ‎одна‏ ‎фотка‏ ‎с ‎зумом. ‎Проход‏ ‎в ‎Спасскую‏ ‎башню. ‎Даже ‎повесили ‎знак‏ ‎пешеходного‏ ‎перехода. ‎Иногда‏ ‎массивные ‎ворота‏ ‎открываются, ‎и ‎на ‎зелёный ‎свет‏ ‎светофора‏ ‎туда ‎въезжают‏ ‎чёрные ‎лакированные‏ ‎машины. ‎

21. Спускаюсь ‎по ‎Васильевскому ‎спуску.‏ ‎Привычные‏ ‎виды‏ ‎– ‎гостиница‏ ‎«Россия», ‎как‏ ‎будто ‎она‏ ‎всегда‏ ‎тут ‎и‏ ‎стояла. ‎

22. Дом ‎Пашкова ‎тоже ‎на‏ ‎ремонте ‎и‏ ‎затянут‏ ‎рекламой ‎"Единой ‎России".‏ ‎Привлекает ‎также‏ ‎внимание ‎гигантская ‎реклама ‎Самсунга.‏ ‎

23. Напротив‏ ‎через ‎речку‏ ‎– ‎кондитерская‏ ‎фабрика ‎«Красный ‎Октябрь». ‎Она ‎ещё‏ ‎не‏ ‎лофт, ‎а‏ ‎просто ‎фабрика.‏ ‎

24. Гигантский ‎объём ‎Дома ‎на ‎Набережной.‏ ‎На‏ ‎крыше‏ ‎– ‎огромный‏ ‎знак ‎Мерседеса.‏ ‎

25. Кремлёвская ‎набережная.‏ ‎Батюшки-светы,‏ ‎а ‎"Икарусов"-то‏ ‎сколько! ‎Тогда ‎ещё ‎были ‎сплошные‏ ‎"Икарусы"!

26. Реклама ‎Славы‏ ‎Полунина‏ ‎на ‎одном ‎из‏ ‎фасадов ‎Дома‏ ‎на ‎Набережной. ‎

27. Рядом ‎с‏ ‎Домом‏ ‎- ‎какой-то‏ ‎проулок ‎со‏ ‎старым ‎обшарпанным ‎домом. ‎Чуть ‎не‏ ‎зашёл‏ ‎по ‎ошибке‏ ‎туда. ‎Вот‏ ‎это ‎московский ‎контраст! ‎

28. Заканчиваем ‎наш‏ ‎поход‏ ‎у‏ ‎казино ‎«Ударник»‏ ‎с ‎шикарными‏ ‎украшениями ‎на‏ ‎фасаде.‏ ‎"Кинотеатр, ‎игровые‏ ‎автоматы ‎и ‎казино" ‎(tm). ‎Так‏ ‎что ‎жителям‏ ‎Дома‏ ‎на ‎Набережной ‎не‏ ‎нужно ‎было‏ ‎далеко ‎ходить, ‎чтобы ‎просадить‏ ‎шикарную‏ ‎дедушкину ‎квартиру‏ ‎:) ‎

Здесь‏ ‎я ‎сел ‎на ‎автобус ‎и‏ ‎уехал‏ ‎к ‎метро.‏ ‎Вот ‎такая‏ ‎она ‎была, ‎лужковская ‎Москва ‎двадцатилетней‏ ‎давности!

Читать: 3+ мин
logo Лаборатория Перископа

Новая рубрика в "Лаборатории"

В ‎самом‏ ‎начале ‎нулевых ‎было ‎краткое ‎время,‏ ‎когда ‎я‏ ‎в‏ ‎летние ‎сезоны ‎ездил‏ ‎гидом ‎с‏ ‎компанией ‎GWT ‎по ‎Транссибу.‏ ‎Эта‏ ‎компания ‎возила‏ ‎в ‎основном‏ ‎английских ‎и ‎американских ‎туристов, ‎в‏ ‎оба‏ ‎направления ‎(Владивосток‏ ‎- ‎Петербург‏ ‎и ‎обратно). ‎И ‎вот ‎в‏ ‎одном‏ ‎из‏ ‎рейсов ‎попалась‏ ‎мне ‎интересная‏ ‎парочка ‎-‏ ‎английская‏ ‎бабушка ‎возрастом‏ ‎за ‎80 ‎и ‎её ‎дочка,‏ ‎лет ‎50-ти.‏ ‎К‏ ‎моему ‎несказанному ‎удивлению,‏ ‎на ‎третьи‏ ‎сутки ‎пути ‎- ‎уже‏ ‎где-то‏ ‎за ‎Новосибирском‏ ‎- ‎эта‏ ‎бабушка ‎обратилась ‎ко ‎мне ‎на‏ ‎русском‏ ‎и ‎без‏ ‎малейшего ‎акцента.

- Сережа,‏ ‎извините, ‎что ‎вмешиваюсь. ‎Я ‎смотрю,‏ ‎вы‏ ‎постоянно‏ ‎снимаете ‎вокзалы‏ ‎и ‎поезда.

- Конечно,‏ ‎это ‎же‏ ‎предмет‏ ‎моего ‎интереса!

- Я‏ ‎понимаю. ‎Но ‎почему ‎тогда ‎вы‏ ‎не ‎снимаете‏ ‎окружение,‏ ‎магазины, ‎рынки, ‎торговок,‏ ‎людей? ‎Это‏ ‎же ‎не ‎менее ‎интересно,‏ ‎чем‏ ‎просто ‎вокзал!

- Да‏ ‎как-то ‎даже‏ ‎и ‎не ‎задумывался... ‎Наверное, ‎вы‏ ‎в‏ ‎чём-то ‎правы.

- Вот-вот.‏ ‎Подумайте. ‎Это‏ ‎ведь ‎и ‎есть ‎наша ‎жизнь.‏ ‎И‏ ‎тогда‏ ‎ваше ‎творчество‏ ‎будет ‎намного‏ ‎полней, ‎с‏ ‎этой‏ ‎самой ‎повседневностью.

Бабуля‏ ‎та ‎оказалась ‎русской ‎эмигранткой, ‎которую‏ ‎в ‎трёхлетнем‏ ‎возрасте‏ ‎вывезли ‎из ‎Риги‏ ‎в ‎1919-м.‏ ‎Это ‎я ‎выяснил, ‎когда‏ ‎мы‏ ‎с ‎ней‏ ‎разговорились ‎поподробней.‏ ‎Поэтому ‎так ‎отлично ‎и ‎говорила.‏ ‎Дочка‏ ‎её ‎говорила‏ ‎уже ‎с‏ ‎акцентом ‎и ‎заметно ‎хуже, ‎но‏ ‎всё‏ ‎понимала.‏ ‎Так ‎вот,‏ ‎та ‎самая‏ ‎бабушка ‎серьёзно‏ ‎повлияла‏ ‎на ‎ассортимент‏ ‎моих ‎фото ‎- ‎после ‎этой‏ ‎встречи ‎я‏ ‎стал‏ ‎снимать ‎окружающее ‎намного‏ ‎шире ‎по‏ ‎тематике. ‎Затем ‎я ‎переехал‏ ‎в‏ ‎Питер ‎и‏ ‎летом ‎2003‏ ‎года ‎обзавелся ‎первым ‎цифровиком. ‎Цифровик‏ ‎-‏ ‎удобная ‎штука,‏ ‎им ‎можно‏ ‎было ‎снимать ‎повседневность ‎постоянно. ‎Так‏ ‎у‏ ‎меня‏ ‎с ‎лета‏ ‎2003-го ‎и‏ ‎стала ‎копиться‏ ‎библиотека‏ ‎фото. ‎Снимал‏ ‎я ‎хаотично ‎и ‎без ‎цели‏ ‎продавать ‎или‏ ‎кого-то‏ ‎поражать ‎своим ‎"искусством"‏ ‎- ‎т.е.‏ ‎художественность ‎меня ‎не ‎интересовала.‏ ‎Это‏ ‎были ‎обычные‏ ‎фото ‎обычной‏ ‎жизни; ‎правда ‎в ‎самых ‎разных‏ ‎местах,‏ ‎куда ‎меня‏ ‎заносила ‎Судьба.‏ ‎Я ‎ничего ‎не ‎удалял, ‎но‏ ‎скрупулезно‏ ‎складывал‏ ‎всё ‎в‏ ‎каталоги ‎по‏ ‎дням, ‎месяцам‏ ‎и‏ ‎годам. ‎

Рассматривая‏ ‎свою ‎накопленную ‎библиотеку, ‎я ‎подумал,‏ ‎что ‎часть‏ ‎фото‏ ‎из ‎этого ‎хаотического‏ ‎массива ‎могут‏ ‎быть ‎интересны ‎не ‎только‏ ‎мне.‏ ‎За ‎прошедшие‏ ‎20 ‎лет‏ ‎такие ‎повседневные ‎снимки ‎настоялись, ‎как‏ ‎коньяк,‏ ‎и ‎набрали‏ ‎крепость, ‎показывая‏ ‎наше ‎прошлое, ‎которое ‎отодвинулось ‎от‏ ‎сегодняшних‏ ‎реалий‏ ‎уже ‎весьма‏ ‎далеко. ‎Все‏ ‎это ‎привело‏ ‎меня‏ ‎к ‎мысли,‏ ‎что ‎это ‎вполне ‎тянет ‎на‏ ‎новую ‎ретро-рубрику,‏ ‎которая‏ ‎может ‎стать ‎долгоиграющей.‏ ‎

Так ‎что,‏ ‎товарищи, ‎с ‎сегодняшнего ‎дня‏ ‎в‏ ‎нашей ‎"Лаборатории‏ ‎Перископа" ‎открывается‏ ‎рубрика ‎"Двадцать ‎лет ‎назад", ‎куда‏ ‎я‏ ‎буду ‎выкладывать‏ ‎снимки ‎20-летней‏ ‎давности. ‎Поскольку ‎три ‎выпуска ‎я‏ ‎уже‏ ‎подготовил‏ ‎ранее, ‎но‏ ‎не ‎успел‏ ‎их ‎вовремя‏ ‎выложить‏ ‎- ‎то‏ ‎выкладки ‎№1, ‎№2, ‎№3 ‎и‏ ‎№4 ‎будут‏ ‎посвящены‏ ‎декабрю ‎2003 ‎года‏ ‎(№2 ‎-‏ ‎московский ‎выпуск, ‎№4 ‎-‏ ‎эстонский).‏ ‎А ‎затем‏ ‎будет ‎январь‏ ‎2004, ‎февраль, ‎март ‎и ‎так‏ ‎далее.‏ ‎Хронологически ‎и‏ ‎последовательно. ‎Периодичность‏ ‎рубрики ‎- ‎3 ‎выпуска ‎в‏ ‎месяц,‏ ‎но‏ ‎буду ‎стремиться‏ ‎к ‎периодичности‏ ‎4 ‎раз‏ ‎в‏ ‎месяц, ‎раз‏ ‎в ‎неделю. ‎Туда ‎же ‎войдёт‏ ‎и ‎транссибирская‏ ‎поездка‏ ‎лета ‎2004 ‎года,‏ ‎которую ‎я‏ ‎уже ‎частично ‎повыкладывал. ‎Поэтому‏ ‎любителям‏ ‎ретро ‎будет‏ ‎раздолье ‎-‏ ‎колоритных ‎снимков ‎у ‎меня ‎много.‏ ‎Первые‏ ‎3 ‎выпуска‏ ‎будут ‎общедоступными,‏ ‎а ‎начиная ‎с ‎№4 ‎-‏ ‎подписными.‏ ‎Подписка‏ ‎- ‎400‏ ‎р./мес., ‎т.е.‏ ‎не ‎бог‏ ‎весть‏ ‎какие ‎деньги‏ ‎(кофе ‎+ ‎десерт). ‎Так ‎что‏ ‎подписывайтесь ‎и‏ ‎заодно‏ ‎тем ‎самым ‎помогайте‏ ‎автору ‎в‏ ‎его ‎трудах ‎и ‎экспедициях‏ ‎:)‏ ‎


Читать: 10+ мин
logo Лаборатория Перископа

Транссиб-2004 (ч.6). Поезд Москва-Чита. Начало пути

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Транссиб-2004 (ч.6). Поезд Москва-Чита. Начало пути

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

Транссиб-2004 (ч.5). Лужковская Москва. Университет

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Транссиб-2004 (ч.5). Лужковская Москва. Университет

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

Транссиб-2004 (ч.4). Лужковская Москва

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Транссиб-2004 (ч.4). Лужковская Москва

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-XVIII. Как Ленин ехал в сибирскую ссылку - 1 (начало 1897)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

ДП-XVIII. Как Ленин ехал в сибирскую ссылку - 1

Читать: 5+ мин
logo Лаборатория Перископа

Транссиб-2004 (ч.1). Петербург - Москва

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Транссиб-2004. Часть 1, Петербург - Москва

Читать: 1+ мин
logo Лаборатория Перископа

Транссиб-2004. Анонс нового цикла

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Транссиб-2004. Анонс цикла

Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП-IX. 1877 год. Внутреннее сообщение

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

1877 год. Дальние поезда на внутреннем сообщении

Читать: 4+ мин
logo Лаборатория Перископа

Какие поезда ходили от Москвы в 1942 году?

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Какие поезда ходили от Москвы в 1942 году. Анализ исторического расписания Западного фронта

Читать: 3+ мин
logo Заметки на полях истории

Немного про сайки с изюмом

Весна ‎не‏ ‎радовала ‎нас ‎погодой ‎и ‎хочется‏ ‎тепла, ‎горячих‏ ‎батарей‏ ‎и, ‎возможно, ‎свежих,‏ ‎еще ‎теплых‏ ‎сдобных ‎булочек ‎прямо ‎из‏ ‎печи‏ ‎:)

А ‎вы‏ ‎знали ‎про‏ ‎то, ‎что ‎одним ‎из ‎самых‏ ‎распространенных‏ ‎видов ‎булочек‏ ‎на ‎Руси‏ ‎были ‎сайки? ‎По ‎одной ‎из‏ ‎версий‏ ‎их‏ ‎рецепт ‎появляется‏ ‎в ‎конце‏ ‎XVII ‎—‏ ‎начале‏ ‎XVIII ‎века‏ ‎от ‎новгородских ‎купцов, ‎перенявших ‎его‏ ‎у ‎жителей‏ ‎Прибалтики.‏ ‎Эта ‎версия ‎косвенно‏ ‎подтверждается ‎тем,‏ ‎что ‎на ‎современном ‎эстонском‏ ‎языке‏ ‎sai ‎означает‏ ‎«белый ‎хлеб».

«Крупчатые‏ ‎и ‎пшеничные ‎хлебы ‎были ‎не‏ ‎что‏ ‎иное, ‎как‏ ‎сайки. ‎Они‏ ‎доселе ‎в ‎славе, ‎и ‎лучшие‏ ‎из‏ ‎них‏ ‎можно ‎иметь‏ ‎в ‎Москве‏ ‎на ‎красной‏ ‎площади,‏ ‎недалеко ‎от‏ ‎царского ‎амвона, ‎у ‎пекаря ‎Румянцова,‏ ‎который ‎здесь‏ ‎продаёт‏ ‎их, ‎и ‎они‏ ‎слывут ‎румянцевскими‏ ‎сайками…» ‎— ‎пишет ‎о‏ ‎сайках‏ ‎этнограф ‎Александр‏ ‎Терещенко ‎в‏ ‎1848 ‎году ‎в ‎труде ‎«Быт‏ ‎русского‏ ‎народа».

Интересна ‎история‏ ‎появления ‎саек‏ ‎с ‎изюмом. ‎Их ‎изобретение ‎приписывают‏ ‎знаменитому‏ ‎московскому‏ ‎булочнику ‎Ивану‏ ‎Филиппову. ‎Вот‏ ‎как ‎это‏ ‎происходило‏ ‎по ‎мнению‏ ‎бытописателя ‎Владимира ‎Гиляровского:

«Каждое ‎утро ‎горячие‏ ‎сайки ‎от‏ ‎Филиппова‏ ‎подавались ‎к ‎чаю‏ ‎генерал‑губернатору ‎Закревскому.‏ ‎Однажды ‎он, ‎взяв ‎сайку,‏ ‎вдруг‏ ‎закричал:

— Это ‎что‏ ‎за ‎мерзость?!‏ ‎Позвать ‎сюда ‎булочника ‎Филиппова!

Вскоре ‎испуганного‏ ‎Филиппова‏ ‎доставили ‎пред‏ ‎начальнические ‎очи.

— Э-тто‏ ‎что? ‎Таракан?! ‎— ‎сунул ‎ему‏ ‎сайку‏ ‎генерал‑губернатор.

— И‏ ‎очень ‎даже‏ ‎просто, ‎ваше‏ ‎превосходительство, ‎—‏ ‎отвечал‏ ‎старик. ‎—‏ ‎Это ‎изюминка‑с!

И ‎съел ‎кусок ‎с‏ ‎тараканом.

— Врешь, ‎мерзавец!‏ ‎Разве‏ ‎сайки ‎с ‎изюмом‏ ‎бывают? ‎Пошел‏ ‎вон!

Бегом ‎вернулся ‎Филиппов ‎в‏ ‎пекарню,‏ ‎схватил ‎решето‏ ‎изюма ‎да‏ ‎в ‎саечное ‎тесто, ‎к ‎великому‏ ‎ужасу‏ ‎пекарей, ‎и‏ ‎вывалил. ‎Через‏ ‎час ‎он ‎угощал ‎генерал‑губернатора ‎сайками‏ ‎с‏ ‎изюмом,‏ ‎а ‎через‏ ‎день ‎уже‏ ‎от ‎покупателей‏ ‎отбою‏ ‎не ‎было.

— И‏ ‎очень ‎просто! ‎Все ‎само ‎выходит,‏ ‎поймать ‎сумей,‏ ‎—‏ ‎говорил ‎Филиппов ‎при‏ ‎упоминании ‎о‏ ‎сайках ‎с ‎изюмом».» ‎(Гиляровский‏ ‎В.,‏ ‎«Москва ‎и‏ ‎москвичи»).

Стоит ‎отметить,‏ ‎при ‎жизни ‎Ивана ‎Максимовича ‎Филиппова‏ ‎эту‏ ‎анекдотичную ‎ситуацию‏ ‎рассказывали ‎о‏ ‎нем ‎и ‎графе ‎Арсении ‎Андреевиче‏ ‎Закревском‏ ‎(про‏ ‎них ‎Гиляровский‏ ‎и ‎написал‏ ‎в ‎своем‏ ‎очерке),‏ ‎а ‎позже‏ ‎— ‎уже ‎о ‎его ‎сыне‏ ‎Дмитрии ‎Ивановиче‏ ‎и‏ ‎князе ‎Владимире ‎Андреевиче‏ ‎Долгорукове.

В ‎общем,‏ ‎хоть ‎история ‎и ‎не‏ ‎подтверждена‏ ‎источниками, ‎но‏ ‎идеально ‎вписывается‏ ‎в ‎концепцию ‎удачливого ‎предпринимателя, ‎коими‏ ‎являлись‏ ‎отец ‎и‏ ‎сын ‎Филипповы‏ ‎— ‎знаменитые ‎булочники ‎рубежа ‎XIX–XX‏ ‎веков.

Слава‏ ‎«филипповской»‏ ‎продукции ‎распространилась‏ ‎далеко ‎за‏ ‎пределы ‎Москвы.‏ ‎В‏ ‎1855 ‎г.‏ ‎за ‎отличное ‎качество ‎и ‎широкий‏ ‎ассортимент ‎продукции‏ ‎московский‏ ‎булочник ‎получил ‎звание‏ ‎Поставщика ‎двора‏ ‎Его ‎Императорского ‎Величества. ‎Как‏ ‎пишет‏ ‎Гиляровский, ‎в‏ ‎народе ‎поговаривали,‏ ‎что ‎свои ‎калачи ‎Филиппов ‎в‏ ‎особо‏ ‎закрытых ‎липовых‏ ‎коробах ‎«с‏ ‎пылу, ‎с ‎жару, ‎укрытые ‎под‏ ‎особыми‏ ‎пуховичками,‏ ‎важивал ‎прямо‏ ‎с ‎Тверской‏ ‎в ‎Зимний‏ ‎дворец‏ ‎к ‎царскому‏ ‎кофию».

Читать: 6+ мин
logo Мекленбургский Петербуржец

🇺🇸👨🏻‍💻Перевод комментариев американских читателей к статье в The Washington Post «Уверенная в победе над Украиной, Россия выставляет западные военные трофеи»

Доступно подписчикам уровня
«Базовый»
Подписаться за 300₽ в месяц

Смотреть: 40+ мин
logo PoletMe Aviation Videos

Новое видео: Embraer 175 а/к Белавиа, рейс Москва — Брест

Доступно подписчикам уровня
«Ан-2»
Подписаться за 100₽ в месяц

Смотреть: 39+ мин
logo PoletMe Aviation Videos

Новое видео: СВ в двухэтажном вагоне. Фирменный поезд № 005А, Санкт-Петербург — Москва

Доступно подписчикам уровня
«Ан-2»
Подписаться за 100₽ в месяц

Смотреть: 43+ мин
logo PoletMe Aviation Videos

Новое видео: Airbus A380 а/к Emirates, рейс Дубай — Москва

Доступно подписчикам уровня
«Ан-2»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo PoletMe Aviation Videos

Поезд «Россия»

Доступно подписчикам уровня
«Ан-2»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Мекленбургский Петербуржец

🇩🇪👨🏻‍💻Перевод комментариев немецких читателей к статье в Die Zeit «Что известно о нападении в Подмосковье»

Доступно подписчикам уровня
«Базовый»
Подписаться за 300₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Мекленбургский Петербуржец

🇩🇪👨🏻‍💻Перевод комментариев немецких читателей к статье в Die Welt «Многие люди здесь говорят: «Посмотрите на все ваши великие санкции - а Москва процветает!»

Доступно подписчикам уровня
«Базовый»
Подписаться за 300₽ в месяц

Смотреть: 32+ мин
logo PoletMe Aviation Videos

Новое видео: Boeing 737-800 а/к Туркменские авиалинии, рейс Москва — Ашхабад

Доступно подписчикам уровня
«Ан-2»
Подписаться за 100₽ в месяц

Смотреть: 37+ мин
logo PoletMe Aviation Videos

Новое видео: Airbus A321 а/к Armenian Airlines, рейс Ереван — Москва

Доступно подписчикам уровня
«Ан-2»
Подписаться за 100₽ в месяц

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

40 подписчиков

Метки

железные дороги 82 архитектура 75 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 37 вокзалы 31 реалии торговли 27 Советский Союз 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 БАМ 20 идентичность 19 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 авто 14 20 лет назад 13 авиация 13 память 13 питер 13 русское наследие 12 модернизм 10 Москва 10 Пекин 10 мосты 9 дневник Перископа 8 трамвай 8 флот 8 еда и напитки 7 ленин 7 Петровский Завод 7 советские реалии 7 спальные районы 7 кладбище 6 Новый Ургал 6 объявления от автора 6 хабаровск 6 1982 5 Далянь 5 Забайкалье 5 коммунизм 5 модерн 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 underground 4 Мао Цзэдун 4 метро 4 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 море 2 нижнеангарск 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 Северомуйск 2 советская торговля 2 текущее 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Киров 1 Кунгур 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 таксимо 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 тоннели 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048