logo
0
подписчиков
0 ₽
в месяц
?
«Мгновенная выручка» проекта за последние 30 дней с точностью до часа. Из-за подсчета в реальном времени эта цифра постоянно меняется как в большую, так и в меньшую сторону. Настоящий заработок проекта за календарный месяц обычно бывает выше.
Открытый мир  Информационный портал который несёт познавательный и инновационный характер.
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Метки Статистика RSS Контакты Поделиться
О проекте
«Открытый мир» — развлекательный канал для людей, ценящих своё здоровье, правильное питание и живущих полноценной жизнью.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Вы получите мою бесконечную благодарность за поддержку.

Помочь проекту
Мне только заглянуть 250 ₽ месяц 2 550 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Открытый мир
Доступны сообщения

смотреть, читать, запоминать и фоткать

Оформить подписку
Мне еще и поговорить охота 500 ₽ месяц 5 100 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Открытый мир
Доступны сообщения

смотреть, читать, запоминать и комментировать

Оформить подписку
Хочется совета спросить у автора 990 ₽ месяц 10 098 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Открытый мир
Доступны сообщения

смотреть, читать, запоминать, комментировать и совета у автора спросить

Оформить подписку
Видео с автором посмотреть хотца 1 750 ₽ месяц 17 850 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Открытый мир
Доступны сообщения

смотреть, читать, запоминать, комментировать, получать советы и смотреть видео с автором

Оформить подписку
Поболтать с автором тет-а-тет 5 000 ₽ месяц 51 000 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Открытый мир
Доступны сообщения

смотреть, читать, запоминать, комментировать, получать советы смотреть видео с автором и поговорить тет-а-тет

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
0 ₽ в месяц
Обновления проекта
Читать: 3+ мин
logo Открытый мир

Еда против рака действительно работает. Как избежать рака молочной железы?

Доступно подписчикам уровня
«Мне только заглянуть»
Подписаться за 250₽ в месяц

Рак молочной железы (РМЖ) — одно из самых распространенных женских заболевании в мире. Однако если в свой обычный режим дня включить регулярные физические нагрузки и пополнить рацион продуктами-защитниками от рака, можно значительно уменьшить этот риск.

Читать: 3+ мин
logo Открытый мир

Зубы и десны — на особом контроле

Все ‎мы‏ ‎знаем, ‎что ‎при ‎плохо ‎компенсированном‏ ‎сахарном ‎диабете‏ ‎страдают‏ ‎многие ‎органы ‎и‏ ‎ткани. ‎И‏ ‎ротовая ‎полость ‎не ‎исключение.‏ ‎По‏ ‎данным ‎IDF,‏ ‎93% ‎пациентов‏ ‎с ‎диабетом ‎имеют ‎проблемы ‎с‏ ‎состоянием‏ ‎полости ‎рта.‏ ‎Чаще ‎всего‏ ‎на ‎фоне ‎повышенного ‎уровня ‎глюкозы‏ ‎развивается‏ ‎ксеростомия‏ ‎(сухость ‎полости‏ ‎рта), ‎которая‏ ‎является ‎причиной‏ ‎всех‏ ‎остальных ‎проблем‏ ‎ротовой ‎полости.

Ощущение ‎вязкости, ‎сухости ‎во‏ ‎рту, ‎жжения,‏ ‎сухость‏ ‎губ, ‎онемение ‎языка,‏ ‎язвы ‎слизистой‏ ‎оболочки ‎— ‎частые ‎спутники‏ ‎ксеростомии.‏ ‎Вследствие ‎декомпенсации‏ ‎сахарного ‎диабета‏ ‎нарушается ‎работа ‎капилляров, ‎снижается ‎функция‏ ‎слюнных‏ ‎желез ‎и‏ ‎нарушается ‎кислотно-щелочной‏ ‎баланс ‎полости ‎рта, ‎а ‎это,‏ ‎в‏ ‎свою‏ ‎очередь, ‎способствует‏ ‎размножению ‎патогенных‏ ‎бактерий. ‎В‏ ‎норме‏ ‎среда ‎ротовой‏ ‎полости ‎должна ‎быть ‎щелочной, ‎и‏ ‎для ‎сохранения‏ ‎здоровой‏ ‎эмали ‎зубов ‎важно‏ ‎поддерживать ‎этот‏ ‎оптимальный ‎уровень ‎(pH ‎—‏ ‎не‏ ‎ниже ‎7).‏ ‎Как ‎только‏ ‎баланс ‎сдвигается ‎в ‎сторону ‎кислотного,‏ ‎эмаль‏ ‎зубов ‎растворяется,‏ ‎и ‎появляются‏ ‎полости, ‎которые ‎заселяют ‎болезнетворные ‎микроорганизмы.‏ ‎Запускается‏ ‎процесс‏ ‎разрушения ‎зуба,‏ ‎развиваются ‎кариес,‏ ‎заболевания ‎десен‏ ‎(гингивит),‏ ‎появляется ‎неприятный‏ ‎запах ‎изо ‎рта ‎— ‎галитоз.‏ ‎Если ‎не‏ ‎ухаживать‏ ‎за ‎ротовой ‎полостью‏ ‎правильно, ‎продукты‏ ‎жизнедеятельности ‎бактерий ‎оседают ‎на‏ ‎эмали‏ ‎зубов ‎в‏ ‎виде ‎плотной‏ ‎бляшки, ‎разрушая ‎их, ‎и ‎оказывают‏ ‎негативное‏ ‎воздействие ‎на‏ ‎десны.

В ‎свою‏ ‎очередь, ‎само ‎наличие ‎воспалительных ‎заболеваний‏ ‎полости‏ ‎рта‏ ‎не ‎дает‏ ‎достичь ‎компенсации,‏ ‎так ‎как‏ ‎на‏ ‎фоне ‎воспалительных‏ ‎процессов ‎уровень ‎глюкозы ‎тоже ‎повышается.‏ ‎Возникает ‎замкнутый‏ ‎круг.

ЧТО‏ ‎ДЕЛАТЬ

Выход ‎— ‎в‏ ‎достижении ‎полной‏ ‎компенсации ‎диабета. ‎Обязательно ‎нужно‏ ‎соблюдать‏ ‎правила ‎гигиены.‏ ‎И ‎важна‏ ‎регулярность!

Если ‎СД ‎хорошо ‎компенсирован, ‎то‏ ‎риск‏ ‎возникновения ‎осложнений‏ ‎сводится ‎к‏ ‎минимуму. ‎Нельзя ‎допускать ‎обезвоживания, ‎поэтому‏ ‎пить‏ ‎нужно‏ ‎часто ‎и‏ ‎много.

Чистите ‎зубы‏ ‎не ‎менее‏ ‎двух‏ ‎раз ‎в‏ ‎день ‎(утром ‎и ‎после ‎последнего‏ ‎приема ‎пиши)‏ ‎мягкой‏ ‎зубной ‎щеткой.

ВАЖНЫЕ ‎МОМЕНТЫ

Используйте‏ ‎лечебно-профилактические ‎пасты‏ ‎(с ‎противовоспалительным, ‎антисептическим ‎действием).‏ ‎Обращайте‏ ‎внимание ‎на‏ ‎индекс ‎абразивности‏ ‎— ‎RDA ‎(указывается ‎на ‎упаковке).

Абразивность‏ ‎зубной‏ ‎пасты ‎определяет‏ ‎интенсивность ‎воздействия‏ ‎на ‎эмаль. ‎Степень ‎абразивности ‎зависит‏ ‎от‏ ‎количества‏ ‎и ‎размера‏ ‎абразивных ‎частиц.‏ ‎Чем ‎они‏ ‎крупнее‏ ‎— ‎тем‏ ‎сильнее ‎полируют ‎эмаль.

При ‎повышенной ‎чувствительности‏ ‎зубов ‎используйте‏ ‎низкоабразивные‏ ‎зубные ‎пасты ‎с‏ ‎RDA ‎не‏ ‎выше ‎50. ‎Если ‎чувствительность‏ ‎не‏ ‎нарушена ‎—‏ ‎подойдут ‎пасты‏ ‎с ‎RDA ‎60-90.

Выбирайте ‎зубную ‎пасту‏ ‎с‏ ‎содержанием:

  • аллантоина ‎(оказывает‏ ‎противовоспалительное ‎действие);
  • экстракта‏ ‎натуральных ‎трав ‎(коры ‎дуба, ‎шалфея,‏ ‎ромашки,‏ ‎чабреца‏ ‎и ‎др.);‏ ‎• ‎лактата‏ ‎алюминия ‎(укрепляет‏ ‎десны);
  • фтора‏ ‎(укрепляет ‎эмаль,‏ ‎восстанавливает ‎ее ‎структуру, ‎препятствует ‎образованию‏ ‎налета, ‎снижает‏ ‎риск‏ ‎возникновения ‎кариеса);
  • фторида ‎натрия,‏ ‎аминофторида ‎(оказывают‏ ‎мошное ‎противокариоз-ное ‎воздействие).

ВАЖНО! ПОСЛЕ ‎ЧИСТКИ‏ ‎ЗУБОВ‏ ‎ИСПОЛЬЗУЙТЕ ‎ОПОЛАСКИВАТЕЛЬ‏ ‎ДЛЯ ‎ПОЛОСТИ‏ ‎РТА ‎БЕЗ ‎СОДЕРЖАНИЯ ‎СПИРТА.



Читать: 1+ мин
logo Открытый мир

5 главных правил питания при сахарном диабете

Если ‎выполнять‏ ‎эти ‎главные ‎правила ‎питания ‎—‏ ‎удержать ‎сахар‏ ‎в‏ ‎пределах ‎целевых ‎значений‏ ‎будет ‎гораздо‏ ‎проще.

1️⃣  Обязательно ‎подсчитывайте ‎углеводы ‎(ХЕ)

При‏ ‎сахарном‏ ‎диабете ‎принципиально‏ ‎важно ‎уметь‏ ‎считать ‎углеводы ‎в ‎блюдах, ‎ведь‏ ‎в‏ ‎случае ‎недобора‏ ‎хлебных ‎единиц‏ ‎может ‎наступить ‎гипогликемия, ‎а ‎перебор‏ ‎вызовет‏ ‎скачок‏ ‎гликемии.

2️⃣  Питайтесь ‎по‏ ‎расписанию. ‎Не‏ ‎допускайте ‎чувства‏ ‎голода

На‏ ‎фоне ‎голодания‏ ‎сахар ‎крови ‎падает, ‎затем ‎происходит‏ ‎выброс ‎гликогена‏ ‎—‏ ‎стрессового ‎гормона, ‎и‏ ‎соответственно, ‎сахар‏ ‎резко ‎растет. ‎Именно ‎поэтому‏ ‎нельзя‏ ‎допускать ‎голодания,‏ ‎так ‎как‏ ‎потом ‎выровнять ‎сахар ‎бывает ‎сложно.

 3️⃣  На‏ ‎первое‏ ‎—белковые ‎блюда

Сначала‏ ‎съедайте ‎белковые‏ ‎продукты, ‎жиры ‎и ‎клетчатку ‎в‏ ‎виде‏ ‎низкоуглеводных‏ ‎овощей, ‎а‏ ‎затем ‎—‏ ‎углеводные ‎продукты.‏ ‎Если‏ ‎съесть ‎легкоусвояемое‏ ‎углеводное ‎блюдо ‎в ‎начале ‎трапезы,‏ ‎то ‎это‏ ‎приведет‏ ‎к ‎выраженному ‎скачку‏ ‎сахара ‎крови.

4️⃣  Делайте‏ ‎ставку ‎на ‎овощи

Именно ‎клетчатка,‏ ‎то‏ ‎есть ‎низкоуглеводные‏ ‎овощи, ‎обеспечивает‏ ‎длительное ‎чувство ‎сытости ‎и ‎замедляет‏ ‎всасывание‏ ‎углеводов. ‎Поэтому‏ ‎овощи ‎нужно‏ ‎есть ‎в ‎каждый ‎прием ‎пищи.

5️⃣  Чем‏ ‎больше‏ ‎движения‏ ‎— ‎тем‏ ‎больше ‎углеводов

Баланс‏ ‎между ‎едой‏ ‎и‏ ‎нагрузками ‎очень‏ ‎важен. ‎Если ‎не ‎добавлять ‎углеводы‏ ‎перед ‎физ-нагрузками,‏ ‎то‏ ‎уровень ‎сахара ‎упадет,‏ ‎и ‎его‏ ‎будет ‎сложно ‎восстановить ‎до‏ ‎нормальных‏ ‎значений. ‎Иногда‏ ‎на ‎это‏ ‎уходит ‎до ‎двух ‎суток.

Мой ‎канал‏ ‎на‏ ‎Дзене

Смотреть: 1+ мин
logo Трамп в руках "Мафии PayPal": новый мировой порядок неотвратим!

Кукловоды XXI века: от победоносных технологий к глобальной власти.

Доступно подписчикам уровня
«Серебро»
Подписаться за 990₽ в месяц

Теперь стало ясно: власть в США захвачена технологическими монстрами, принадлежащими "Мафии PayPal" во главе с миллиардером Питером Тилем, входящим в состав Руководящего комитета небезызвестного "Бильдербергского клуба". Не только сам Дональд Трамп, но и вице-президент Джей Ди Вэнс избраны на высшие государственные должности за счёт и благодаря этой всесильной "Мафии", в том числе магнату Илону Маску.

#сша #Финансы #Израиль #россия #политика #технологии #корпорации #общество #война #трамп #разведка #украина #наука #нато #социальные сети #расследование #Бизнес #власть #Palantir #конспирология #Миллиарды #PayPal #ЦРУ #Новые технологии #искусственный интеллект #Маск #миллиардеры #алгоритмы #самые богатые #будущее человечества #Бжезинский #оборона #мафия #Анатолий Чубайс #Бильдербергский клуб #борьба за власть #глобальное управление миром #глобальный контроль #Джей Ди Вэнс #захват будущего #Йенс Столтенберг #компании США #Мафия PayPal #мировое правительство #мировые проекты #тайное правительство #Тиль #Триумвират #Алекс Карп #венчурный фонд #Дэвид Сакс #инвестиционный фонд #Кен Хауэри #Люк Носек #Макс Левчин #Мэтт Данцейсен #Рид Хоффман #Антихрист #Армагедон #Конец мира #конспирологические #Питер Тиль #Альянс Пяти глаз #разведовательное сообщество #Третий глаз Трампа #агрессор #большие базы данных #влиянием технологий на общество #военные действия #Военные конфликты #глобальная трансформация #горячие точки #жертва агрессии #Кремниевая долина #кровавые инвестиции #Кто контролирует мир #Кто такие члены Мафии PayPal #Либертарианская идеология #Мировые конфликты #поле боя #Политический анализ #программные средства для армии #Связь Илона Маска и Питера Тиля #Скрытая власть #Теневое правительство #Технократическая элита #Технократия #Технологический прогресс #философия мафии #Board Leadership #Business Networking #Entrepreneurship #Executive Management #Financial Management #Innovation #Investment #Strategic Guidance #Technology Development #Venture Capital
Смотреть: 56+ мин
logo Алексей Гончаров и КУЛЬТ-УРАЛ

Примеры лекций курса «Обществознание»

Для ‎ознакомления‏ ‎с ‎курсом ‎в ‎этом ‎посте‏ ‎будут ‎размещены‏ ‎некоторые‏ ‎(преимущественно ‎первые) ‎лекции‏ ‎из ‎отдельных‏ ‎тематических ‎блоков.

Также ‎обращаем ‎ваше‏ ‎внимание‏ ‎на ‎на‏ ‎условия ‎оплаты‏ ‎доступа

Первая ‎лекция ‎всего ‎курса

Первая ‎лекция‏ ‎блока‏ ‎«Общество»


Читать: 6 мин
logo Контуры Права Будущего

Предварительные заметки о Будущем

Предлагаемые ‎заметки‏ ‎помогут ‎читателю ‎понять, ‎почему ‎Будущее‏ ‎— ‎это‏ ‎ресурс,‏ ‎почему ‎так ‎важна‏ ‎Картина ‎Будущего‏ ‎и ‎почему ‎к ‎Будущему‏ ‎надо‏ ‎относиться ‎ответственно?‏ ‎

Человека ‎всегда‏ ‎интересовали ‎перспективы ‎своего ‎существования. ‎Иногда‏ ‎для‏ ‎этого ‎создавались‏ ‎мифы. ‎Сейчас,‏ ‎когда ‎кризис ‎поглотил ‎нашу ‎уверенность‏ ‎в‏ ‎завтрашнем‏ ‎дне, ‎наступило‏ ‎время ‎самим‏ ‎похлопотать ‎о‏ ‎нашем‏ ‎будущем, ‎то‏ ‎есть ‎стать ‎Хлопобудами ‎(Хлопочущие ‎о‏ ‎Будущем).  ‎Это‏ ‎персонажи‏ ‎из ‎романа ‎Владимира‏ ‎Орлова ‎«Альтист‏ ‎Данилов», ‎который ‎вышел ‎в‏ ‎1980‏ ‎году.

Как ‎мы‏ ‎обычно ‎воспринимаем‏ ‎Будущее? ‎Будущее ‎— ‎это ‎место,‏ ‎где‏ ‎уютно ‎жить‏ ‎и ‎сбываются‏ ‎мечты. ‎Точнее, ‎ты ‎сам ‎их‏ ‎«сбываешь».

Будущее‏ ‎—‏ ‎это ‎место,‏ ‎где ‎ты‏ ‎— ‎главное‏ ‎действующее‏ ‎лицо, ‎да‏ ‎еще ‎за ‎свой ‎счет. ‎Будущее‏ ‎— ‎это‏ ‎место,‏ ‎где ‎твое ‎положение‏ ‎зависит ‎от‏ ‎твоего ‎умения ‎творить. ‎Будущее‏ ‎ты‏ ‎сам ‎способен‏ ‎создать, ‎и‏ ‎оно ‎зависит ‎от ‎тебя.  ‎Почему‏ ‎же‏ ‎Будущее ‎такой‏ ‎важный ‎ресурс?

Будущее‏ ‎как ‎ресурс. ‎Признаки ‎Будущего

Будущее ‎и‏ ‎сейчас‏ ‎мощнейший‏ ‎ресурс, ‎за‏ ‎который ‎в‏ ‎мире ‎ведется‏ ‎серьезная‏ ‎борьба. ‎А‏ ‎западный ‎мир ‎планомерно ‎занимается ‎футуроцидом,‏ ‎то ‎есть‏ ‎уничтожением‏ ‎Картины ‎Будущего ‎других‏ ‎стран. ‎И‏ ‎здесь ‎необходимо ‎понимать, ‎что‏ ‎представляет‏ ‎из ‎себя‏ ‎Будущее ‎как‏ ‎ресурс.

Признаки ‎этого ‎ресурса ‎четко ‎обозначены‏ ‎в‏ ‎работах ‎Сергея‏ ‎Борисовича ‎Переслегина.

«Во-первых,‏ ‎главный ‎ресурс ‎Будущего ‎заключается ‎в‏ ‎том,‏ ‎что‏ ‎оно ‎есть,‏ ‎и ‎оно‏ ‎радикально ‎отличается‏ ‎от‏ ‎настоящего. ‎
Во-вторых,‏ ‎Будущее ‎управляет ‎сегодняшним ‎днем ‎и‏ ‎проецирует ‎нам‏ ‎свои‏ ‎этические ‎и ‎эстетические‏ ‎императивы. ‎Имеющий‏ ‎уши ‎да ‎услышит. ‎
В-третьих,‏ ‎Будущее‏ ‎и ‎само‏ ‎управляемо, ‎причем‏ ‎мы ‎в ‎состоянии ‎разобраться ‎в‏ ‎пределах‏ ‎этого ‎управления:‏ ‎принять ‎Неизбежное‏ ‎Будущее ‎и ‎достроить ‎его ‎до‏ ‎того‏ ‎варианта,‏ ‎который ‎устраивает‏ ‎нас. ‎
В-четвертых,‏ ‎если ‎мы‏ ‎этого‏ ‎не ‎сделаем,‏ ‎Будущее ‎достроят ‎для ‎нас ‎и‏ ‎за ‎нас.‏ ‎Ибо‏ ‎не ‎имеющий ‎своего‏ ‎Проекта ‎обязательно‏ ‎становится ‎частью ‎чужого. ‎
В-пятых,‏ ‎мы‏ ‎живем ‎в‏ ‎очень ‎неустойчивом‏ ‎мире, ‎в ‎котором ‎трудно ‎рассчитывать‏ ‎на‏ ‎долгую ‎и‏ ‎спокойную ‎жизнь,‏ ‎но ‎зато ‎индивидуальная ‎активность ‎далеко‏ ‎не‏ ‎всегда‏ ‎бессмысленна ‎и‏ ‎обречена ‎на‏ ‎неудачу» ‎[1].

Что‏ ‎это‏ ‎значит ‎для‏ ‎нас? ‎

1.    Это ‎значит, ‎что ‎Будущее‏ ‎должно ‎быть‏ ‎именно‏ ‎как ‎Будущее, ‎а‏ ‎не ‎как‏ ‎продолженное ‎настоящее. ‎Западный ‎мир‏ ‎под‏ ‎«упаковкой» ‎Будущего‏ ‎продает ‎нам‏ ‎продолженное ‎настоящее. ‎Настоящее, ‎которое ‎есть‏ ‎сегодня,‏ ‎и ‎настоящее,‏ ‎которое ‎будет‏ ‎завтра. ‎

Одно ‎из ‎таких ‎проявлений‏ ‎–‏ ‎это‏ ‎цифровизация, ‎или‏ ‎цифровая ‎трансформация.‏ ‎Это ‎типичное‏ ‎продолженное‏ ‎настоящее. ‎Ничего‏ ‎принципиально ‎нового ‎здесь ‎нет. ‎Это‏ ‎технологический ‎пакет‏ ‎IT,‏ ‎представляемый ‎в ‎определенном‏ ‎развитии.

Однако ‎Будущее‏ ‎несет ‎принципиально ‎иные ‎и‏ ‎новые‏ ‎смыслы. ‎Будущее‏ ‎– ‎это‏ ‎Иное ‎и ‎Новое ‎явление ‎или‏ ‎Иновое.‏ ‎Следовательно, ‎если‏ ‎мы ‎имеем‏ ‎дело ‎с ‎Иновым, ‎то ‎это‏ ‎Будущее.‏ ‎Если‏ ‎этого ‎Инового‏ ‎нет, ‎то‏ ‎это ‎продолженное‏ ‎настоящее.‏ ‎Вот ‎он‏ ‎главный ‎признак ‎Основательного ‎Будущего. ‎Соответственно,‏ ‎навязывание ‎продолженного‏ ‎настоящего‏ ‎можно ‎считать ‎футуроцидом.

2.     Будущее‏ ‎управляет ‎настоящим.‏ ‎Именно ‎поэтому ‎к ‎Будущему‏ ‎надо‏ ‎относиться ‎очень‏ ‎ответственно! ‎Нельзя‏ ‎относиться ‎к ‎Будущему ‎безразлично, ‎жить‏ ‎только‏ ‎сегодняшним ‎днем!‏ ‎Будущее ‎уже‏ ‎рядом. ‎Если ‎мы ‎будем ‎относиться‏ ‎к‏ ‎Будущему‏ ‎безответственно, ‎то‏ ‎оно ‎«обидится‏ ‎и ‎уйдет».‏ ‎Так‏ ‎считают ‎специалисты‏ ‎по ‎прогнозам.

3.    Будущее ‎само ‎управляемо ‎настоящим.‏ ‎Это ‎значит,‏ ‎что‏ ‎Неизбежное ‎Будущее ‎надо‏ ‎знать, ‎то‏ ‎есть ‎иметь ‎точный ‎прогноз,‏ ‎надо‏ ‎понять ‎его,‏ ‎принять ‎и‏ ‎достроить ‎его ‎именно ‎по ‎нашей‏ ‎проектной‏ ‎конструкции. ‎

4.    Конструировать‏ ‎Будущее ‎должны‏ ‎именно ‎мы ‎и ‎для ‎себя.‏ ‎Конструировать‏ ‎именно‏ ‎для ‎того,‏ ‎чтобы ‎Будущее‏ ‎никто ‎не‏ ‎сконструировал‏ ‎без ‎нас‏ ‎и ‎за ‎нас! ‎Нам ‎нельзя‏ ‎жить ‎в‏ ‎чужом‏ ‎проекте! ‎Мы ‎уже‏ ‎это ‎прошли!‏ ‎

5.    И ‎самое ‎главное, ‎о‏ ‎личной‏ ‎инициативе. ‎Индивидуальная‏ ‎активность, ‎или‏ ‎личная ‎инициатива, ‎важна ‎в ‎построении‏ ‎нашего‏ ‎общего ‎Будущего.‏ ‎Это ‎может‏ ‎быть ‎самая ‎настоящая ‎стратегическая ‎инициатива‏ ‎для‏ ‎всей‏ ‎страны, ‎как‏ ‎«Бессмертный ‎полк».‏ ‎Такую ‎инициативу‏ ‎можно‏ ‎проиллюстрировать ‎цитатой‏ ‎из ‎романа ‎Пауло ‎Коэльо ‎«Алхимик»:‏ ‎«Каждый ‎человек‏ ‎на‏ ‎земле, ‎чем ‎бы‏ ‎он ‎ни‏ ‎занимался, ‎играет ‎главную ‎роль‏ ‎в‏ ‎истории ‎мира.‏ ‎И ‎обычно‏ ‎даже ‎не ‎знает ‎об ‎этом».


Почему‏ ‎Будущее‏ ‎надо ‎конструировать

Конструирование‏ ‎Будущего ‎предполагает‏ ‎наличие ‎проекта, ‎под ‎которым ‎и‏ ‎понимается‏ ‎Картина‏ ‎Будущего. ‎Чаще‏ ‎всего ‎мы‏ ‎в ‎ней‏ ‎видим‏ ‎только ‎технические‏ ‎достижения, ‎которых ‎сейчас ‎у ‎нас‏ ‎нет, ‎либо‏ ‎они‏ ‎только ‎разрабатываются, ‎и‏ ‎мы ‎хотим‏ ‎видеть ‎результат ‎этих ‎разработок.‏  ‎

Однако‏ ‎Будущее ‎–‏ ‎это ‎не‏ ‎только ‎новейшая ‎техника ‎и ‎передовые‏ ‎технологии.‏ ‎Будущее ‎–‏ ‎это ‎новое‏ ‎состояние ‎социальной ‎системы, ‎иные ‎структурно-функциональные‏ ‎модели‏ ‎хозяйства,‏ ‎права, ‎власти‏ ‎и ‎управления.‏ ‎Для ‎понимания‏ ‎Неизбежного‏ ‎Будущего ‎нужен‏ ‎научно ‎обоснованный ‎прогноз, ‎к ‎которому‏ ‎нужен  ‎проект,‏ ‎позволяющий‏ ‎достроить ‎Неизбежное ‎Будущее‏ ‎до ‎нужного‏ ‎нам ‎состояния.

Именно ‎поэтому ‎Картина‏ ‎Будущего‏ ‎так ‎важна‏ ‎для ‎людей.‏ ‎Будущее ‎– ‎это ‎мощный ‎ресурс,‏ ‎который‏ ‎способен ‎раскрыть‏ ‎потенциал ‎Общества‏ ‎и ‎каждого ‎человека ‎в ‎отдельности!‏ ‎Именно‏ ‎поэтому‏ ‎требуется ‎Единый‏ ‎Проект ‎по‏ ‎построению ‎нашего‏ ‎общего‏ ‎Будущего, ‎в‏ ‎котором ‎способно ‎участвовать ‎все ‎Общество!‏ ‎

Если ‎у‏ ‎Общества‏ ‎будет ‎приемлемая ‎Картина‏ ‎Будущего, ‎то‏ ‎созидательные ‎преобразования ‎не ‎заставят‏ ‎себя‏ ‎ждать! ‎Значит,‏ ‎Картину ‎Будущего‏ ‎нужно ‎формировать ‎всем ‎вместе. ‎Без‏ ‎этого‏ ‎нельзя. ‎Этому‏ ‎и ‎посвящен‏ ‎проект ‎«Контуры ‎Права ‎Будущего»

_________________________________

[1] Переслегин ‎С.‏ ‎Б.‏ ‎Проектирование‏ ‎будущего ‎как‏ ‎ресурс ‎для‏ ‎настоящего. ‎Русский‏ ‎Журнал.‏ ‎Сентябрь ‎2007.‏ ‎URL: ‎

http://www.russ.ru/layout/set/print//pole/Proektirovanie-buduschego-kak-resurs-dlya-nastoyaschego









Читать: 9+ мин
logo Андрей Фурсов

Золотой век Запада закончился в 1991-м году. Холодная война как эра компромисса, неолиберализм как эпоха принуждения. Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Только тексты»
Подписаться за 130₽ в месяц

Период «холодной войны» и противостояние СССР и США, был лучшим периодом в жизни рабочего класса и среднего слоя Запада.

Читать: 11+ мин
logo Эмоционально Грамотное Общество

Математическая тревожность: миф о технарях и гуманитариях

Что ‎такое‏ ‎математическая ‎тревожность

Математическая ‎тревожность ‎— ‎это‏ ‎не ‎просто‏ ‎нелюбовь‏ ‎к ‎математике ‎и‏ ‎не ‎вопрос‏ ‎«гуманитарности» ‎или ‎«технического ‎склада‏ ‎ума».‏ ‎Это ‎особое‏ ‎эмоциональное ‎состояние,‏ ‎при ‎котором ‎уже ‎одно ‎ожидание‏ ‎встречи‏ ‎с ‎цифрами‏ ‎— ‎предстоящий‏ ‎урок, ‎тест, ‎даже ‎открытие ‎таблицы‏ ‎Excel‏ ‎—‏ ‎вызывает ‎стресс‏ ‎и ‎физиологическую‏ ‎реакцию.

Представьте ‎утро‏ ‎на‏ ‎работе. ‎Человек‏ ‎садится ‎за ‎компьютер, ‎открывает ‎почту,‏ ‎и ‎среди‏ ‎писем‏ ‎видит ‎запрос: ‎«Нужно‏ ‎внести ‎данные‏ ‎в ‎сводную ‎таблицу». ‎Задача‏ ‎несложная:‏ ‎несколько ‎чисел,‏ ‎формула ‎суммирования.‏ ‎Но ‎в ‎этот ‎момент ‎он‏ ‎ощущает,‏ ‎как ‎в‏ ‎животе ‎появляется‏ ‎знакомый ‎холодок, ‎дыхание ‎становится ‎чуть‏ ‎быстрее,‏ ‎а‏ ‎в ‎голове‏ ‎звучит ‎тихое:‏ ‎«Я ‎всё‏ ‎перепутаю».‏ ‎До ‎начала‏ ‎работы ‎с ‎таблицей ‎ещё ‎полно‏ ‎времени, ‎но‏ ‎мозг‏ ‎уже ‎работает ‎в‏ ‎режиме ‎«угрозы».‏ ‎В ‎этот ‎момент ‎дело‏ ‎не‏ ‎в ‎самой‏ ‎математике, ‎а‏ ‎в ‎том, ‎что ‎тело ‎запомнило‏ ‎прежние‏ ‎ситуации ‎стресса,‏ ‎связанные ‎с‏ ‎числами.

Термин ‎«математическая ‎тревожность» ‎появился ‎в‏ ‎1972‏ ‎году,‏ ‎когда ‎Мэри‏ ‎Ричардсон ‎и‏ ‎Ричард ‎Суинн‏ ‎(Richardson‏ ‎& ‎Suinn,‏ ‎1972) ‎предложили ‎шкалу ‎для ‎её‏ ‎измерения. ‎Далее‏ ‎исследования‏ ‎(Young ‎et ‎al.,‏ ‎2012) ‎показали,‏ ‎что ‎у ‎людей ‎с‏ ‎высокой‏ ‎математической ‎тревожностью‏ ‎активируется ‎амигдала‏ ‎— ‎участок ‎мозга, ‎отвечающий ‎за‏ ‎реакцию‏ ‎на ‎угрозу.‏ ‎Причем ‎эта‏ ‎активация ‎происходит ‎уже ‎на ‎стадии‏ ‎ожидания‏ ‎математической‏ ‎задачи, ‎а‏ ‎не ‎во‏ ‎время ‎её‏ ‎решения.‏ ‎Это ‎значит:‏ ‎человек ‎пугается ‎не ‎математики, ‎а‏ ‎воспоминания ‎о‏ ‎прошлом‏ ‎опыте, ‎где ‎ошибка‏ ‎вызывала ‎стыд,‏ ‎осуждение ‎или ‎потерю ‎уверенности.

В‏ ‎разных‏ ‎странах ‎уровень‏ ‎математической ‎тревожности‏ ‎сильно ‎различается. ‎В ‎системах, ‎где‏ ‎математика‏ ‎подаётся ‎как‏ ‎универсальный ‎навык‏ ‎для ‎жизни, ‎а ‎не ‎как‏ ‎инструмент‏ ‎отсева‏ ‎«сильных» ‎и‏ ‎«слабых», ‎уровень‏ ‎стресса ‎ниже.‏ ‎Например,‏ ‎в ‎Финляндии‏ ‎школьников ‎с ‎раннего ‎возраста ‎учат‏ ‎решать ‎задачи‏ ‎вместе,‏ ‎обсуждать ‎разные ‎решения‏ ‎и ‎не‏ ‎бояться ‎ошибиться. ‎В ‎странах‏ ‎с‏ ‎жёсткой ‎экзаменационной‏ ‎культурой ‎(например,‏ ‎в ‎США ‎и ‎России) ‎математика‏ ‎становится‏ ‎полем ‎для‏ ‎конкуренции ‎и‏ ‎демонстрации ‎«умственного ‎превосходства». ‎Там ‎же‏ ‎выше‏ ‎процент‏ ‎взрослых, ‎которые‏ ‎признаются, ‎что‏ ‎стараются ‎избегать‏ ‎даже‏ ‎простых ‎математических‏ ‎операций ‎в ‎быту.

Математическая ‎тревожность ‎—‏ ‎зеркало ‎того,‏ ‎как‏ ‎общество ‎в ‎целом‏ ‎относится ‎к‏ ‎обучению ‎и ‎к ‎ошибкам.‏ ‎Если‏ ‎ошибка ‎воспринимается‏ ‎как ‎«провал»,‏ ‎а ‎не ‎как ‎часть ‎процесса,‏ ‎мозг‏ ‎формирует ‎устойчивую‏ ‎связку ‎«математика‏ ‎= ‎угроза». ‎Эта ‎связка ‎может‏ ‎сохраняться‏ ‎десятилетиями,‏ ‎влияя ‎на‏ ‎карьеру, ‎финансовые‏ ‎решения ‎и‏ ‎даже‏ ‎личные ‎отношения‏ ‎(например, ‎избегание ‎тем, ‎связанных ‎с‏ ‎бюджетом ‎семьи).‏ ‎Парадокс‏ ‎в ‎том, ‎что‏ ‎часто ‎человек‏ ‎не ‎испытывает ‎трудностей ‎с‏ ‎самой‏ ‎логикой ‎или‏ ‎числами, ‎но‏ ‎боится ‎тех ‎социальных ‎и ‎эмоциональных‏ ‎последствий,‏ ‎которые ‎когда-то‏ ‎были ‎связаны‏ ‎с ‎математикой.

Как ‎формируется ‎тревога

Тревожность ‎возникает‏ ‎не‏ ‎из-за‏ ‎сложности ‎самой‏ ‎математики, ‎а‏ ‎из-за ‎сочетания‏ ‎раннего‏ ‎негативного ‎опыта,‏ ‎социальных ‎ожиданий ‎и ‎закрепленной ‎через‏ ‎эмоции ‎памяти‏ ‎о‏ ‎стрессе.

Начальная ‎школа. ‎Учитель‏ ‎вызывает ‎ребёнка‏ ‎к ‎доске ‎решить ‎пример.‏ ‎В‏ ‎классе ‎тихо,‏ ‎в ‎руках‏ ‎мел, ‎на ‎спине ‎чувствуется ‎взгляд‏ ‎одноклассников.‏ ‎Ответ ‎неверный,‏ ‎и ‎следом‏ ‎звучит ‎замечание: ‎«Ну ‎как ‎же‏ ‎так,‏ ‎это‏ ‎ведь ‎элементарно». Класс‏ ‎смеётся, ‎а‏ ‎ребёнок ‎старается‏ ‎улыбнуться,‏ ‎чтобы ‎скрыть‏ ‎стыд. ‎Через ‎неделю, ‎когда ‎опять‏ ‎попросят ‎выйти‏ ‎к‏ ‎доске, ‎тело ‎уже‏ ‎будет ‎знать,‏ ‎что ‎сейчас ‎может ‎быть‏ ‎больно‏ ‎— ‎и‏ ‎заблокирует ‎мысль‏ ‎быстрее, ‎чем ‎она ‎успеет ‎оформиться.

Ключевым‏ ‎триггером‏ ‎формирования ‎математической‏ ‎тревожности ‎являются‏ ‎не ‎сами ‎ошибки, ‎а ‎реакция‏ ‎окружающих‏ ‎на‏ ‎них ‎(Carey‏ ‎et ‎al.,‏ ‎2016). ‎Мозг‏ ‎ребёнка‏ ‎особенно ‎чувствителен‏ ‎к ‎социальному ‎унижению: ‎зоны, ‎отвечающие‏ ‎за ‎обработку‏ ‎эмоций,‏ ‎активируются ‎сильнее, ‎чем‏ ‎зоны, ‎связанные‏ ‎с ‎когнитивной ‎задачей. ‎Другие‏ ‎работы‏ ‎(Maloney ‎et‏ ‎al., ‎2011)‏ ‎подтверждают: ‎даже ‎краткий ‎эпизод ‎стыда‏ ‎в‏ ‎учебном ‎контексте‏ ‎может ‎формировать‏ ‎долгосрочное ‎избегающее ‎поведение ‎в ‎отношении‏ ‎предмета.

В‏ ‎странах‏ ‎с ‎культурой‏ ‎«быстрого ‎ответа»‏ ‎и ‎фронтального‏ ‎опроса‏ ‎математическая ‎тревожность‏ ‎формируется ‎чаще. ‎Советская ‎и ‎постсоветская‏ ‎система, ‎где‏ ‎ценится‏ ‎скорость ‎и ‎точность‏ ‎на ‎публике,‏ ‎создаёт ‎условия ‎для ‎переживания‏ ‎публичного‏ ‎стыда ‎в‏ ‎классе. ‎В‏ ‎альтернативных ‎педагогических ‎подходах ‎(например, ‎в‏ ‎методике‏ ‎Монтессори) ‎акцент‏ ‎делается ‎на‏ ‎индивидуальном ‎темпе ‎и ‎самостоятельном ‎поиске‏ ‎решения,‏ ‎и‏ ‎там ‎уровень‏ ‎тревожности ‎заметно‏ ‎ниже. ‎При‏ ‎этом‏ ‎гендерные ‎ожидания‏ ‎тоже ‎играют ‎роль: ‎исследования ‎в‏ ‎США ‎(Gunderson‏ ‎et‏ ‎al., ‎2012) ‎показали,‏ ‎что ‎девочки‏ ‎начинают ‎бояться ‎математики ‎раньше,‏ ‎если‏ ‎видят, ‎что‏ ‎взрослые ‎женщины‏ ‎в ‎их ‎окружении ‎сами ‎демонстрируют‏ ‎тревожность‏ ‎по ‎поводу‏ ‎чисел.

Математическая ‎тревожность‏ ‎— ‎это ‎не ‎«проблема ‎с‏ ‎цифрами»,‏ ‎а‏ ‎следствие ‎того,‏ ‎как ‎мы‏ ‎учим ‎и‏ ‎оцениваем.‏ ‎Если ‎в‏ ‎образовательной ‎среде ‎ошибка ‎воспринимается ‎как‏ ‎провал, ‎а‏ ‎не‏ ‎как ‎шаг ‎к‏ ‎пониманию, ‎мозг‏ ‎начинает ‎воспринимать ‎саму ‎задачу‏ ‎как‏ ‎угрозу. Это ‎формирует‏ ‎замкнутый ‎круг:‏ ‎чем ‎сильнее ‎тревожность, ‎тем ‎выше‏ ‎вероятность‏ ‎ошибки, ‎и‏ ‎тем ‎прочнее‏ ‎закрепляется ‎убеждение ‎«я ‎не ‎технарь,‏ ‎а‏ ‎гуманитарий».

Всё‏ ‎это ‎—‏ ‎выученная ‎реакция‏ ‎на ‎социальный‏ ‎опыт,‏ ‎а ‎не‏ ‎врожденная ‎«гуманитарность». ‎А ‎значит, ‎её‏ ‎можно ‎переписать,‏ ‎если‏ ‎изменить ‎контекст ‎и‏ ‎способ ‎взаимодействия‏ ‎с ‎задачами.

Что ‎делает ‎тревожность‏ ‎с‏ ‎мозгом ‎во‏ ‎время ‎решения‏ ‎задач

Математическая ‎тревожность ‎не ‎просто ‎«портит‏ ‎настроение»‏ ‎— ‎она‏ ‎напрямую ‎мешает‏ ‎работе ‎памяти ‎и ‎внимания, ‎блокируя‏ ‎доступ‏ ‎к‏ ‎уже ‎известным‏ ‎знаниям.

Студент ‎на‏ ‎экзамене ‎видит‏ ‎знакомую‏ ‎задачу. ‎Вчера‏ ‎он ‎решал ‎её ‎дома ‎за‏ ‎пару ‎минут,‏ ‎а‏ ‎сейчас ‎смотрит ‎на‏ ‎уравнение ‎и‏ ‎не ‎может ‎вспомнить, ‎с‏ ‎чего‏ ‎начать. ‎Сердце‏ ‎бьётся ‎быстрее,‏ ‎ладони ‎потеют, ‎и ‎чем ‎больше‏ ‎он‏ ‎старается ‎«успокоиться»,‏ ‎тем ‎сильнее‏ ‎пустота ‎в ‎голове. ‎После ‎экзамена‏ ‎решение‏ ‎внезапно‏ ‎всплывёт ‎в‏ ‎памяти ‎—‏ ‎когда ‎тревога‏ ‎уже‏ ‎спала.

Тревожность ‎перегружает‏ ‎рабочую ‎память ‎— ‎ту ‎часть‏ ‎когнитивной ‎системы,‏ ‎которая‏ ‎удерживает ‎информацию ‎«здесь‏ ‎и ‎сейчас»‏ ‎для ‎операций ‎(Beilock ‎&‏ ‎Carr,‏ ‎2005). ‎При‏ ‎активации ‎миндалины‏ ‎(amygdala), ‎отвечающей ‎за ‎обработку ‎угроз,‏ ‎в‏ ‎мозге ‎перераспределяются‏ ‎ресурсы: ‎приоритет‏ ‎уходит ‎на ‎сканирование ‎«опасности», ‎а‏ ‎не‏ ‎на‏ ‎анализ. ‎Исследования‏ ‎функциональной ‎МРТ‏ ‎(Young ‎et‏ ‎al.,‏ ‎2012) ‎фиксируют‏ ‎снижение ‎активности ‎в ‎дорсолатеральной ‎префронтальной‏ ‎коре ‎—‏ ‎зоне,‏ ‎критически ‎важной ‎для‏ ‎пошагового ‎решения‏ ‎математических ‎задач ‎— ‎одновременно‏ ‎с‏ ‎усиленной ‎реакцией‏ ‎лимбической ‎системы.

Эта‏ ‎реакция ‎мозга ‎универсальна, ‎но ‎её‏ ‎выраженность‏ ‎зависит ‎от‏ ‎контекста. ‎В‏ ‎странах, ‎где ‎учебная ‎культура ‎делает‏ ‎акцент‏ ‎на‏ ‎публичной ‎демонстрации‏ ‎знаний, ‎эффект‏ ‎усиливается: ‎социальный‏ ‎стресс‏ ‎накладывается ‎на‏ ‎когнитивную ‎нагрузку. ‎Например, ‎в ‎некоторых‏ ‎системах ‎экзамены‏ ‎строятся‏ ‎так, ‎что ‎задача‏ ‎постепенно ‎«раскручивается»‏ ‎от ‎простого ‎к ‎сложному,‏ ‎снижая‏ ‎моментальный ‎стресс.‏ ‎В ‎российской‏ ‎или ‎американской ‎традиции ‎студенты ‎могут‏ ‎видеть‏ ‎сразу ‎«полный‏ ‎объём» ‎задачи,‏ ‎что ‎может ‎провоцировать ‎тревогу.

Математическая ‎тревожность‏ ‎—‏ ‎это‏ ‎не ‎просто‏ ‎«страх ‎математики»,‏ ‎а ‎нейробиологический‏ ‎механизм‏ ‎перераспределения ‎ресурсов‏ ‎мозга ‎в ‎пользу ‎выживания, ‎а‏ ‎не ‎мышления.‏ ‎При‏ ‎этом ‎угроза ‎не‏ ‎реальна ‎физически,‏ ‎но ‎мозг ‎реагирует ‎так,‏ ‎как‏ ‎будто ‎от‏ ‎этой ‎задачи‏ ‎зависит ‎жизнь. ‎И ‎пока ‎тревога‏ ‎не‏ ‎распознана ‎как‏ ‎триггер, ‎попытки‏ ‎«собраться ‎и ‎решить» ‎часто ‎приводят‏ ‎к‏ ‎ещё‏ ‎большему ‎зависанию.

«Пустота‏ ‎в ‎голове»‏ ‎при ‎решении‏ ‎математических‏ ‎задач ‎—‏ ‎не ‎признак ‎глупости, ‎а ‎работа‏ ‎мозга ‎в‏ ‎стрессовом‏ ‎режиме. ‎Этот ‎эффект‏ ‎можно ‎снижать‏ ‎не ‎только ‎«решением ‎задачек»,‏ ‎но‏ ‎и ‎управлением‏ ‎эмоциональным ‎фоном‏ ‎до ‎и ‎во ‎время ‎решения.

Как‏ ‎социальные‏ ‎и ‎культурные‏ ‎ожидания ‎закрепляют‏ ‎тревогу

Тревога ‎редко ‎возникает ‎в ‎вакууме‏ ‎—‏ ‎она‏ ‎подпитывается ‎системой‏ ‎ожиданий, ‎в‏ ‎которой ‎ошибка‏ ‎воспринимается‏ ‎как ‎личный‏ ‎провал, ‎а ‎не ‎как ‎часть‏ ‎обучения.

Девятиклассник ‎решает‏ ‎задачу‏ ‎у ‎доски. ‎Учитель‏ ‎молчит, ‎одноклассники‏ ‎тихо ‎переговариваются. ‎Он ‎путается‏ ‎в‏ ‎знаках, ‎слышит‏ ‎смешки. ‎После‏ ‎урока ‎мама ‎скажет: ‎«Ты ‎же‏ ‎умный,‏ ‎просто ‎соберись!»‏ ‎— ‎и‏ ‎это ‎«просто» ‎врежется ‎в ‎память‏ ‎как‏ ‎напоминание,‏ ‎что ‎в‏ ‎математике ‎нельзя‏ ‎ошибаться.

Восприятие ‎математики‏ ‎как‏ ‎«поля ‎для‏ ‎демонстрации ‎ума» ‎усиливает ‎тревожность ‎у‏ ‎школьников ‎(Wigfield‏ ‎&‏ ‎Meece, ‎1988). ‎Культуры,‏ ‎где ‎акцент‏ ‎на ‎результате, ‎а ‎не‏ ‎на‏ ‎процессе, ‎имеют‏ ‎высокий ‎уровень‏ ‎математической ‎тревожности ‎(Ma, ‎1999). ‎При‏ ‎этом‏ ‎эффект ‎особенно‏ ‎силён ‎в‏ ‎системах ‎с ‎публичной ‎оценкой ‎(как‏ ‎устные‏ ‎ответы‏ ‎у ‎доски)‏ ‎и ‎жёсткой‏ ‎шкалой ‎сравнения.

В‏ ‎советской‏ ‎и ‎постсоветской‏ ‎школе ‎математика ‎считалась ‎«лакмусом ‎интеллекта»:‏ ‎успешные ‎ученики‏ ‎автоматически‏ ‎причислялись ‎к ‎«перспективным»,‏ ‎а ‎те,‏ ‎кто ‎ошибался, ‎попадали ‎в‏ ‎категорию‏ ‎«не ‎математиков»‏ ‎(лохов). ‎В‏ ‎США ‎долго ‎существовал ‎гендерный ‎стереотип,‏ ‎что‏ ‎девочки ‎«хуже»‏ ‎в ‎математике‏ ‎(Eccles ‎& ‎Jacobs, ‎1986), ‎что‏ ‎формировало‏ ‎страх‏ ‎ещё ‎до‏ ‎начала ‎обучения.‏ ‎В ‎Финляндии‏ ‎же,‏ ‎где ‎оценка‏ ‎не ‎так ‎публична ‎и ‎допускаются‏ ‎«разговорные» ‎формы‏ ‎решения‏ ‎задачи, ‎уровень ‎тревожности‏ ‎ниже. ‎Даже‏ ‎при ‎высоких ‎требованиях ‎к‏ ‎знаниям.

Тревожность‏ ‎закрепляется ‎не‏ ‎содержанием ‎самой‏ ‎математики, ‎а ‎культурой ‎её ‎преподавания. Когда‏ ‎ошибка‏ ‎превращается ‎в‏ ‎социальный ‎маркер‏ ‎неудачи, ‎она ‎начинает ‎вызывать ‎страх‏ ‎задолго‏ ‎до‏ ‎того, ‎как‏ ‎человек ‎откроет‏ ‎учебник. ‎И‏ ‎тогда‏ ‎борьба ‎идёт‏ ‎уже ‎не ‎с ‎задачами, ‎а‏ ‎с ‎образом‏ ‎себя,‏ ‎который ‎эти ‎задачи‏ ‎будто ‎подтверждают.

Осознайте,‏ ‎что ‎многие ‎источники ‎тревожности‏ ‎—‏ ‎внешние ‎и‏ ‎социальные, ‎а‏ ‎не ‎внутренние. ‎И ‎что ‎изменение‏ ‎педагогической‏ ‎среды ‎способно‏ ‎радикально ‎снизить‏ ‎уровень ‎тревожности ‎без ‎упрощения ‎материала.

Главный‏ ‎риск

Если‏ ‎тревожность‏ ‎не ‎распознаётся‏ ‎и ‎не‏ ‎смягчается, ‎она‏ ‎превращается‏ ‎в ‎барьер,‏ ‎влияющий ‎не ‎только ‎на ‎успеваемость,‏ ‎но ‎и‏ ‎на‏ ‎карьерные ‎и ‎жизненные‏ ‎выборы.

Выпускница, ‎подавая‏ ‎документы ‎в ‎университет, ‎отказывается‏ ‎от‏ ‎инженерного ‎факультета‏ ‎— ‎«там‏ ‎же ‎математика ‎на ‎каждом ‎шагу».‏ ‎Она‏ ‎выбирает ‎направление,‏ ‎где ‎меньше‏ ‎формул, ‎хотя ‎в ‎школе ‎умела‏ ‎решать‏ ‎задачи.‏ ‎Через ‎несколько‏ ‎лет, ‎уже‏ ‎на ‎работе,‏ ‎она‏ ‎снова ‎избегает‏ ‎отчётности ‎в ‎цифрах, ‎передавая ‎её‏ ‎коллеге ‎«с‏ ‎более‏ ‎математическим ‎складом ‎ума».

Высокий‏ ‎уровень ‎математической‏ ‎тревожности ‎в ‎школьные ‎годы‏ ‎предсказывает‏ ‎не ‎только‏ ‎низкие ‎оценки,‏ ‎но ‎и ‎ограниченный ‎выбор ‎профессий‏ ‎в‏ ‎STEM-сфере ‎(наука,‏ ‎технология, ‎инжиниринг‏ ‎и ‎математика) ‎(Blair ‎& ‎Razza,‏ ‎2007).‏ ‎Тревожность‏ ‎снижает ‎рабочую‏ ‎память ‎при‏ ‎выполнении ‎математических‏ ‎задач,‏ ‎создавая ‎порочный‏ ‎круг ‎— ‎человек ‎хуже ‎справляется,‏ ‎потому ‎что‏ ‎боится,‏ ‎и ‎боится, ‎потому‏ ‎что ‎хуже‏ ‎справляется ‎(Ashcraft, ‎2002).

В ‎экономике‏ ‎XXI‏ ‎века ‎математическая‏ ‎грамотность ‎стала‏ ‎базовым ‎навыком ‎не ‎только ‎для‏ ‎инженеров,‏ ‎но ‎и‏ ‎для ‎маркетологов,‏ ‎аналитиков, ‎управленцев. ‎В ‎странах ‎с‏ ‎высоким‏ ‎уровнем‏ ‎цифровизации ‎дефицит‏ ‎специалистов ‎в‏ ‎технических ‎областях‏ ‎часто‏ ‎связан ‎именно‏ ‎с ‎тем, ‎что ‎часть ‎потенциальных‏ ‎кандидатов ‎«отсекает»‏ ‎себя‏ ‎ещё ‎в ‎школе.‏ ‎В ‎Китае,‏ ‎где ‎государство ‎активно ‎борется‏ ‎с‏ ‎математической ‎тревожностью‏ ‎через ‎геймификацию‏ ‎обучения ‎и ‎отказ ‎от ‎публичного‏ ‎сравнения‏ ‎оценок, ‎доля‏ ‎выпускников, ‎выбирающих‏ ‎STEM, ‎стабильно ‎выше, ‎чем ‎в‏ ‎странах‏ ‎с‏ ‎традиционной ‎системой.

Тревожность‏ ‎— ‎не‏ ‎«личная ‎особенность»,‏ ‎а общественная‏ ‎проблема ‎с‏ ‎экономическими ‎последствиями. Она ‎тихо ‎формирует ‎«интеллектуальную‏ ‎сегрегацию» ‎—‏ ‎разделение‏ ‎на ‎тех, ‎кто‏ ‎свободно ‎оперирует‏ ‎числами, ‎и ‎тех, ‎кто‏ ‎избегает‏ ‎всего, ‎что‏ ‎связано ‎с‏ ‎цифрами. ‎И ‎если ‎это ‎не‏ ‎осознавать,‏ ‎мы ‎получим‏ ‎целые ‎поколения,‏ ‎для ‎которых ‎математика ‎станет ‎символом‏ ‎страха,‏ ‎а‏ ‎не ‎инструментом‏ ‎мышления.

Всё ‎это‏ ‎— ‎история‏ ‎не‏ ‎только ‎о‏ ‎школьных ‎оценках, ‎но ‎и ‎о‏ ‎будущем. ‎Будущем,‏ ‎в‏ ‎котором ‎выбор ‎профессии,‏ ‎уровень ‎дохода‏ ‎и ‎даже ‎способность ‎ориентироваться‏ ‎в‏ ‎мире ‎данных‏ ‎напрямую ‎зависят‏ ‎от ‎того, ‎как ‎в ‎детстве‏ ‎и‏ ‎юности ‎человек‏ ‎переживал ‎свои‏ ‎ошибки.


Читать: 10+ мин
logo Андрей Фурсов

Плоть и кровь капитализма. Как в венецианских властных коридорах создавали «человека будущего». Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Только тексты»
Подписаться за 130₽ в месяц

Как «Светлейшая республика» стала адвокатом тьмы.

Смотреть: 31+ мин
logo Другая история от Буровского

Зачем казахи победили Наполеона? И что движет осколками империй?

Доступно подписчикам уровня
«Базовый-лайт»
Подписаться за 136₽ в месяц

Продолжаю тему осколков империй или варварских королевств. Или племенных союзов. Кому как больше нравится. В предыдущих видео на эту тему я рассказал, что термин «варварские королевства» пошел от появившихся царств-государств, появившихся на территории рухнувшей Римской империи.

Смотреть: 21+ мин
logo Другая история от Буровского

Как управлять народными массами? Что лежит в основе массовых теорий и почему «пипл» их «хавает»? Почему народ идёт за безумцами?

Доступно подписчикам уровня
«Базовый-лайт»
Подписаться за 136₽ в месяц

Почему широкие народные массы шли за вождями и "разрушителями" на ронах? Что за «химия» возникала между «разрушителями» и людьми? Ответ достаточно банален и прост...

Читать: 9+ мин
logo Андрей Фурсов

Рождение глубинного государства: как торговцы специями изобрели современную власть. Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Только тексты»
Подписаться за 130₽ в месяц

Венеция как прообраз надзорного капитализма. Генезис системы тотального контроля.

Читать: 46+ мин
logo Кочетов Алексей

Американцы понимают только силу: эволюция американо-российских отношений от односторонней гегемонии к взаимному уважению

Доступно подписчикам уровня
«⚡Собеседник»
Подписаться за 300₽ в месяц

Читать: 3+ мин
logo Диалектика для чайников

Заблуждения о свободе

Доступно подписчикам уровня
«Ты первый»
Подписаться за 100₽ в месяц

Современные люди чаще всего мыслят о свободе в политическом ключе, то есть представляют ее предметом права. Для многих выстроена временная шкала, которая гласит, что в традиционном, то есть феодальном обществе свободы меньше, а в современном, то есть капиталистическом — больше

Смотреть: 18+ мин
logo Андрей Фурсов

Техноверсия посткапитализма. Что ждёт население, которое не попадёт в «свободные города». Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Спасибо!»
Подписаться за 190₽ в месяц

В чём сила и слабость России. Что идёт на смену государству в 21-м веке.

Смотреть: 28+ мин
logo Другая история от Буровского

Покаяние колонизатора

Доступно подписчикам уровня
«Базовый-лайт»
Подписаться за 136₽ в месяц

Как мы "колонизировали" Казахстан и какие неисчислимые беды и страдания принесли "колонизаторы" кочующим по степи казахам и другим "угнетенным" русскими народам. В общем, каюсь изо всех силёнок на протяжении аж 30 минут...

Читать: 1 час 6+ мин
logo Кочетов Алексей

Об отношениях России и Азербайджана. Почему пошло обострение?

Доступно подписчикам уровня
«⚡⚡ В поисках истины»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo Другая история от Буровского

Книга. Европа: конец старого мира. Тот, кто закрывает глаза на прошлое, тот ничего не разглядит и в настоящем.

Доступно подписчикам уровня
«Базовый»
Подписаться за 380₽ в месяц

"Общество, погнавшееся за экономической и военной мощью в ущерб морали и нравственности, однажды обратит накопленную мощь против себя." (Аристотель) Триста лет Европа была лидером мирового развития. До 1914 года мы жили в мире, где Европа всегда была непререкаемым лидером. Остальной мир – это или покоренные европейцами колонии или страны, населенные европейцами

Смотреть: 24+ мин
logo Другая история от Буровского

Зачем нам промышленная революция? Зачем нам техногенная цивилизация? Ведь сельская идиллия — это так прекрасно!

Доступно подписчикам уровня
«Базовый-лайт»
Подписаться за 136₽ в месяц

Удивительно, но в наше время находится очень много людей, ругающих нашу техногенную цивилизацию с её душными городами и бешенным темпом жизни. Мол, вот как хорошо жить в деревне на свежем воздухе, неторопливо и в единении с природой. Еще более странно то, что говорится это под бутерброд с колбасой из холодильника, под чашку кофе или чая.

Читать: 1+ мин
logo Другая история от Буровского

Ссылка № 3. Ученые.

Доступно подписчикам уровня
«Базовый-лайт»
Подписаться за 136₽ в месяц

Тем, ‎кто‏ ‎любит ‎смотреть-слушать, ‎а ‎не ‎читать)))

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

0 ₽/мес
?
«Мгновенная выручка» проекта за последние 30 дней с точностью до часа. Из-за подсчета в реальном времени эта цифра постоянно меняется как в большую, так и в меньшую сторону. Настоящий заработок проекта за календарный месяц обычно бывает выше.

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048