1. Резюме и карта приоритетов
Крымский полуостров (Республика Крым и город Севастополь) на конец 2025 года демонстрирует устойчивое экономическое развитие, несмотря на внешние ограничения, связанные с санкциями и специальной военной операцией. Валовой региональный продукт Республики Крым в 2025 году оценивается около 840 млрд рублей с ростом ~2,5% относительно предыдущего года[1]. Для Севастополя экономика также на подъеме: объем ВРП города в 2024 году составил 301,9 млрд руб., что на 48,7 млрд руб. больше, чем в 2023-м[2] (рост ~19%). Основу экономики составляют сфера услуг и туристический комплекс, строительство и промышленность. В структуре ВРП Крыма услуги дают порядка 55%, сельское хозяйство ~14%, промышленность ~13%, строительство ~10%. В Севастополе доминируют услуги (~65% ВРП, значительная доля оборонного сектора), далее промышленность и строительство.
Занятость. В экономике полуострова занято около 550 тыс. человек (оценка на 2025 год), из них порядка 100 тыс. — в столице Симферополе. Уровень безработицы держится около 4%. Средняя месячная зарплата по Крыму достигла ~65 тыс. руб. (на ~7% выше, чем годом ранее)[3]. Производительность труда оценивается ~1,5 млн руб. ВРП на работника (в ценах 2025 г.). Малое и среднее предпринимательство насчитывает ≈284 тыс. субъектов, генерируя около 35% ВРП региона[4], что отражает рост роли МСП за последнее десятилетие.
Инвестиции. Инвестиционная активность высока благодаря федеральной поддержке. За I полугодие 2025 года вложено 133 млрд руб. капитальных инвестиций в Республике Крым (рост +26,7% к тому же периоду 2024) — во многом за счет проектов Федеральной целевой программы развития (ФЦП)[3]. Около 60% инвестиций обеспечивается федеральным бюджетом, 30% — региональным, около 10% — частным сектором. Крупнейшие проекты — автотрасса «Таврида» (совокупно ~150 млрд руб.), новые электростанции, инфраструктура портов и курортов.
Туризм. Туристический сектор показывает оживление после спада 2020–2021 гг. За 9 месяцев 2025 года Крым посетили 6,065 млн туристов (+16% к аналогичному периоду 2024); ожидается свыше 7 млн туристов по итогам года[5] — это рекордный поток за постсоветское время. Отсутствие авиасообщения компенсируется ростом автотуризма через Крымский мост и железнодорожным сообщением. Загрузка гостиничного фонда на Южном берегу в летний сезон достигает ~80%, среднегодовая — около 60%. Доходы туротрасли растут двузначными темпами, поддерживая малый бизнес в курортных городах (Ялта, Евпатория, Алушта и др.).
Инфраструктура. Решаются системные инфраструктурные проблемы полуострова. В водоснабжении накопленный объем воды к осени 2025 снизился до ~75 млн м³ в водохранилищах естественного стока[6], что сравнимо с засушливым 2020 годом. Южнобережные города (Ялта, Алушта) испытывают дефицит воды до 20% от потребности в пиковый сезон, а более 70 населенных пунктов Крыма имеют проблемы с водоснабжением[7]. Для решения запланировано строительство двух новых водохранилищ под Алуштой и Ялтой в 2024–2026 гг. (инвестиции 22,4 млрд руб.) и развитие опреснительных мощностей к 2030 году (до 50 млн м³ в год). В электроснабжении после энергомоста и ввода генерации в 2018–2020 гг. ситуация стабильнее: суммарная установленная мощность электростанций — ~1,5 ГВт, в том числе Таврическая ТЭС (Симферополь) — 2 блока 470 МВт + строится третий, после которого мощность станции превысит 723 МВт, став самой большой на полуострове[8]. Потери в сетях снижены до ~12%, резерв мощности около 15%. Тем не менее, в пиковые летние нагрузки южные районы испытывают перегрузки, поэтому реализуется проект по установке накопителей энергии 100 МВт (до 2026 г.) и модернизация сетей Южного берега (8 млрд руб. выделено в 2025).
В транспортной инфраструктуре ключевым объектом стал автодорожный коридор через Керченский мост и трассу «Таврида» протяженностью ~251 км от Керчи до Севастополя, полностью введенную в эксплуатацию к 2024 году. Благодаря этому около 70% грузов и пассажиров прибывают на полуостров по Крымскому мосту, разгрузив паромные переправы. Состояние дорог улучшается: по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» только в 2025 г. в Крыму отремонтируют 170 км дорожной сети[9]. Около 85% федеральных трасс и 60% региональных дорог приведены к нормативному состоянию (или будут достигнуты к 2030 согласно планам). Городской транспорт обновляется (в Симферополе запущены троллейбусы с автономным ходом, в Севастополе — новые автобусы). Авиасообщение через аэропорт Симферополя ограничено с 2022 г. по соображениям безопасности, что сдерживает въездной туризм — компенсацией служит рост ж/д перевозок (две пары поездов «Таврия» ежедневно связывают Крым с материком). Морские порты (Керчь, Севастополь, Феодосия) переориентированы на каботаж: грузооборот невелик (~2,6 млн тонн за 2024 г.[10]), но есть планы развития паромных линий на Кавказ.
Жилищное строительство. Отрасль строительства переживает подъем. В 2024 году был достигнут рекорд — введено 1,23 млн м² жилья, а по итогам 2025 планируется 1,25 млн м²[11], что на треть выше среднего уровня предыдущих лет. Большую часть дают индивидуальные дома (~65% метража), но растет и многоэтажное строительство (особенно в Симферополе и Севастополе). Цены на недвижимость резко повысились в 2023–2025: средняя цена новостроек в Крыму ~158 тыс. руб./м², а на Южном берегу существенно выше — по данным аналитиков, в начале 2025 г. на ЮБК средняя цена достигла 379 тыс. руб./м², в Ялте — ~419 тыс. руб./м², в Алуште — 333 тыс., в Евпатории — 289 тыс., в Севастополе — 207 тыс., в Симферополе — 165 тыс. руб. за «квадрат»[12]. Таким образом, Ялта вошла в число самых дорогих рынков жилья в РФ. Для повышения доступности жилья реализуются льготные ипотечные программы (ставки ~6-7% годовых для ряда категорий). Тем не менее индекс доступности жилья остается низким — средняя семья должна копить ~5–6 лет на квартиру 60 м² при текущих доходах.
1. Резюме и карта приоритетов
Крымский полуостров (Республика Крым и город Севастополь) на конец 2025 года демонстрирует устойчивое экономическое развитие, несмотря на внешние ограничения, связанные с санкциями и специальной военной операцией. Валовой региональный продукт Республики Крым в 2025 году оценивается около 840 млрд рублей с ростом ~2,5% относительно предыдущего года[1]. Для Севастополя экономика также на подъеме: объем ВРП города в 2024 году составил 301,9 млрд руб., что на 48,7 млрд руб. больше, чем в 2023-м[2] (рост ~19%). Основу экономики составляют сфера услуг и туристический комплекс, строительство и промышленность. В структуре ВРП Крыма услуги дают порядка 55%, сельское хозяйство ~14%, промышленность ~13%, строительство ~10%. В Севастополе доминируют услуги (~65% ВРП, значительная доля оборонного сектора), далее промышленность и строительство.
Занятость. В экономике полуострова занято около 550 тыс. человек (оценка на 2025 год), из них порядка 100 тыс. — в столице Симферополе. Уровень безработицы держится около 4%. Средняя месячная зарплата по Крыму достигла ~65 тыс. руб. (на ~7% выше, чем годом ранее)[3]. Производительность труда оценивается ~1,5 млн руб. ВРП на работника (в ценах 2025 г.). Малое и среднее предпринимательство насчитывает ≈284 тыс. субъектов, генерируя около 35% ВРП региона[4], что отражает рост роли МСП за последнее десятилетие.
Инвестиции. Инвестиционная активность высока благодаря федеральной поддержке. За I полугодие 2025 года вложено 133 млрд руб. капитальных инвестиций в Республике Крым (рост +26,7% к тому же периоду 2024) — во многом за счет проектов Федеральной целевой программы развития (ФЦП)[3]. Около 60% инвестиций обеспечивается федеральным бюджетом, 30% — региональным, около 10% — частным сектором. Крупнейшие проекты — автотрасса «Таврида» (совокупно ~150 млрд руб.), новые электростанции, инфраструктура портов и курортов.
Туризм. Туристический сектор показывает оживление после спада 2020–2021 гг. За 9 месяцев 2025 года Крым посетили 6,065 млн туристов (+16% к аналогичному периоду 2024); ожидается свыше 7 млн туристов по итогам года[5] — это рекордный поток за постсоветское время. Отсутствие авиасообщения компенсируется ростом автотуризма через Крымский мост и железнодорожным сообщением. Загрузка гостиничного фонда на Южном берегу в летний сезон достигает ~80%, среднегодовая — около 60%. Доходы туротрасли растут двузначными темпами, поддерживая малый бизнес в курортных городах (Ялта, Евпатория, Алушта и др.).
Инфраструктура. Решаются системные инфраструктурные проблемы полуострова. В водоснабжении накопленный объем воды к осени 2025 снизился до ~75 млн м³ в водохранилищах естественного стока[6], что сравнимо с засушливым 2020 годом. Южнобережные города (Ялта, Алушта) испытывают дефицит воды до 20% от потребности в пиковый сезон, а более 70 населенных пунктов Крыма имеют проблемы с водоснабжением[7]. Для решения запланировано строительство двух новых водохранилищ под Алуштой и Ялтой в 2024–2026 гг. (инвестиции 22,4 млрд руб.) и развитие опреснительных мощностей к 2030 году (до 50 млн м³ в год). В электроснабжении после энергомоста и ввода генерации в 2018–2020 гг. ситуация стабильнее: суммарная установленная мощность электростанций — ~1,5 ГВт, в том числе Таврическая ТЭС (Симферополь) — 2 блока 470 МВт + строится третий, после которого мощность станции превысит 723 МВт, став самой большой на полуострове[8]. Потери в сетях снижены до ~12%, резерв мощности около 15%. Тем не менее, в пиковые летние нагрузки южные районы испытывают перегрузки, поэтому реализуется проект по установке накопителей энергии 100 МВт (до 2026 г.) и модернизация сетей Южного берега (8 млрд руб. выделено в 2025).
В транспортной инфраструктуре ключевым объектом стал автодорожный коридор через Керченский мост и трассу «Таврида» протяженностью ~251 км от Керчи до Севастополя, полностью введенную в эксплуатацию к 2024 году. Благодаря этому около 70% грузов и пассажиров прибывают на полуостров по Крымскому мосту, разгрузив паромные переправы. Состояние дорог улучшается: по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» только в 2025 г. в Крыму отремонтируют 170 км дорожной сети[9]. Около 85% федеральных трасс и 60% региональных дорог приведены к нормативному состоянию (или будут достигнуты к 2030 согласно планам). Городской транспорт обновляется (в Симферополе запущены троллейбусы с автономным ходом, в Севастополе — новые автобусы). Авиасообщение через аэропорт Симферополя ограничено с 2022 г. по соображениям безопасности, что сдерживает въездной туризм — компенсацией служит рост ж/д перевозок (две пары поездов «Таврия» ежедневно связывают Крым с материком). Морские порты (Керчь, Севастополь, Феодосия) переориентированы на каботаж: грузооборот невелик (~2,6 млн тонн за 2024 г.[10]), но есть планы развития паромных линий на Кавказ.
Жилищное строительство. Отрасль строительства переживает подъем. В 2024 году был достигнут рекорд — введено 1,23 млн м² жилья, а по итогам 2025 планируется 1,25 млн м²[11], что на треть выше среднего уровня предыдущих лет. Большую часть дают индивидуальные дома (~65% метража), но растет и многоэтажное строительство (особенно в Симферополе и Севастополе). Цены на недвижимость резко повысились в 2023–2025: средняя цена новостроек в Крыму ~158 тыс. руб./м², а на Южном берегу существенно выше — по данным аналитиков, в начале 2025 г. на ЮБК средняя цена достигла 379 тыс. руб./м², в Ялте — ~419 тыс. руб./м², в Алуште — 333 тыс., в Евпатории — 289 тыс., в Севастополе — 207 тыс., в Симферополе — 165 тыс. руб. за «квадрат»[12]. Таким образом, Ялта вошла в число самых дорогих рынков жилья в РФ. Для повышения доступности жилья реализуются льготные ипотечные программы (ставки ~6-7% годовых для ряда категорий). Тем не менее индекс доступности жилья остается низким — средняя семья должна копить ~5–6 лет на квартиру 60 м² при текущих доходах.



