logo
9
подписчиков
Диалектика для чайников  Еще одна бородатая говорящая голова с рассказом о философии! За спиной у автора опыт диджея, политической борьбы, журналистики и преподавания. Эта парадоксальная смесь сделает крайнее занудство веселым и простым!
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Метки Статистика RSS Контакты Поделиться
О проекте
Еще одна бородатая говорящая голова с рассказом о философии! За спиной у автора опыт диджея, политической борьбы, журналистики и преподавания. Эта парадоксальная смесь сделает крайнее занудство веселым и простым! А что еще нужно для диалектического материализма? Ведь он и сам начинался на баррикадах европейской революции 1848 года и только в конце прошлого века задремал на кафедре.
Теперь мы получили волшебный пинок судьбы и просто обязаны взбодриться и повеселеть...
Разберемся в философии, посмотрим и на ее историю, и на ее сегодняшний день, но с единственной целью понять диалектику. И это возможно...
Разумеется, кто-то уже видел мои видео на Ютубе или на философском Дзене. Повторяться не буду. Либо старое, но улучшенное, либо новое, а в свободный доступ содержание "Диалектики для чайников" попадет не скоро.
Пока не буду стремиться за последовательным изложением, как появится мысль, так появится текст или видео. Но все они связаны, и тот молодец, кто посмотрит, послушает и прочитает все.
Поехали!
PS А зовут меня Эдуард Нигмати
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Ты первый 100 ₽ месяц 1 020 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Диалектика для чайников
Доступны сообщения

Эксклюзивные видео по истории философии и теории диалектического материализма.

Курс "диалектика для чайников" будет доступен только вам, пока я его разрабатываю.

Улучшенные редакторские версии философского видео и текстового контента с наших YouTube и Дзен каналов

Оформить подписку
Образованный 250 ₽ месяц 2 550 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Диалектика для чайников
Доступны сообщения

Если вы сочтете стоимость моей работы более высокой. Все что доступно уровню Ты первый.

Оформить подписку
Философ 1 000 ₽ месяц 10 200 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Диалектика для чайников
Доступны сообщения

Если вы сочтете стоимость моей работы более высокой. Все что доступно уровню Ты первый.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
9 подписчиков
Обновления проекта
Читать: 3+ мин
logo Диалектика для чайников

Заблуждения о свободе

Доступно подписчикам уровня
«Ты первый»
Подписаться за 100₽ в месяц

Современные люди чаще всего мыслят о свободе в политическом ключе, то есть представляют ее предметом права. Для многих выстроена временная шкала, которая гласит, что в традиционном, то есть феодальном обществе свободы меньше, а в современном, то есть капиталистическом — больше

Смотреть: 10+ мин
logo Диалектика для чайников

Только разумное существо может посадить другое существо в клетку

Доступно подписчикам уровня
«Ты первый»
Подписаться за 100₽ в месяц

Как распознать неземной разум? И наоборот

Смотреть: 1+ мин
logo Трамп в руках "Мафии PayPal": новый мировой порядок неотвратим!

Кукловоды XXI века: от победоносных технологий к глобальной власти.

Доступно подписчикам уровня
«Серебро»
Подписаться за 990₽ в месяц

Теперь стало ясно: власть в США захвачена технологическими монстрами, принадлежащими "Мафии PayPal" во главе с миллиардером Питером Тилем, входящим в состав Руководящего комитета небезызвестного "Бильдербергского клуба". Не только сам Дональд Трамп, но и вице-президент Джей Ди Вэнс избраны на высшие государственные должности за счёт и благодаря этой всесильной "Мафии", в том числе магнату Илону Маску.

#сша #Финансы #Израиль #россия #политика #технологии #корпорации #общество #война #трамп #разведка #украина #наука #нато #социальные сети #расследование #Бизнес #власть #Palantir #конспирология #Миллиарды #PayPal #ЦРУ #Новые технологии #искусственный интеллект #Маск #миллиардеры #алгоритмы #самые богатые #будущее человечества #Бжезинский #оборона #мафия #Анатолий Чубайс #Бильдербергский клуб #борьба за власть #глобальное управление миром #глобальный контроль #Джей Ди Вэнс #захват будущего #Йенс Столтенберг #компании США #Мафия PayPal #мировое правительство #мировые проекты #тайное правительство #Тиль #Триумвират #Алекс Карп #венчурный фонд #Дэвид Сакс #инвестиционный фонд #Кен Хауэри #Люк Носек #Макс Левчин #Мэтт Данцейсен #Рид Хоффман #Антихрист #Армагедон #Конец мира #конспирологические #Питер Тиль #Альянс Пяти глаз #разведовательное сообщество #Третий глаз Трампа #агрессор #большие базы данных #влиянием технологий на общество #военные действия #Военные конфликты #глобальная трансформация #горячие точки #жертва агрессии #Кремниевая долина #кровавые инвестиции #Кто контролирует мир #Кто такие члены Мафии PayPal #Либертарианская идеология #Мировые конфликты #поле боя #Политический анализ #программные средства для армии #Связь Илона Маска и Питера Тиля #Скрытая власть #Теневое правительство #Технократическая элита #Технократия #Технологический прогресс #философия мафии #Board Leadership #Business Networking #Entrepreneurship #Executive Management #Financial Management #Innovation #Investment #Strategic Guidance #Technology Development #Venture Capital
Смотреть: 56+ мин
logo Алексей Гончаров и КУЛЬТ-УРАЛ

Примеры лекций курса «Обществознание»

Для ‎ознакомления‏ ‎с ‎курсом ‎в ‎этом ‎посте‏ ‎будут ‎размещены‏ ‎некоторые‏ ‎(преимущественно ‎первые) ‎лекции‏ ‎из ‎отдельных‏ ‎тематических ‎блоков.

Также ‎обращаем ‎ваше‏ ‎внимание‏ ‎на ‎на‏ ‎условия ‎оплаты‏ ‎доступа

Первая ‎лекция ‎всего ‎курса

Первая ‎лекция‏ ‎блока‏ ‎«Общество»


Читать: 6 мин
logo Контуры Права Будущего

Предварительные заметки о Будущем

Предлагаемые ‎заметки‏ ‎помогут ‎читателю ‎понять, ‎почему ‎Будущее‏ ‎— ‎это‏ ‎ресурс,‏ ‎почему ‎так ‎важна‏ ‎Картина ‎Будущего‏ ‎и ‎почему ‎к ‎Будущему‏ ‎надо‏ ‎относиться ‎ответственно?‏ ‎

Человека ‎всегда‏ ‎интересовали ‎перспективы ‎своего ‎существования. ‎Иногда‏ ‎для‏ ‎этого ‎создавались‏ ‎мифы. ‎Сейчас,‏ ‎когда ‎кризис ‎поглотил ‎нашу ‎уверенность‏ ‎в‏ ‎завтрашнем‏ ‎дне, ‎наступило‏ ‎время ‎самим‏ ‎похлопотать ‎о‏ ‎нашем‏ ‎будущем, ‎то‏ ‎есть ‎стать ‎Хлопобудами ‎(Хлопочущие ‎о‏ ‎Будущем).  ‎Это‏ ‎персонажи‏ ‎из ‎романа ‎Владимира‏ ‎Орлова ‎«Альтист‏ ‎Данилов», ‎который ‎вышел ‎в‏ ‎1980‏ ‎году.

Как ‎мы‏ ‎обычно ‎воспринимаем‏ ‎Будущее? ‎Будущее ‎— ‎это ‎место,‏ ‎где‏ ‎уютно ‎жить‏ ‎и ‎сбываются‏ ‎мечты. ‎Точнее, ‎ты ‎сам ‎их‏ ‎«сбываешь».

Будущее‏ ‎—‏ ‎это ‎место,‏ ‎где ‎ты‏ ‎— ‎главное‏ ‎действующее‏ ‎лицо, ‎да‏ ‎еще ‎за ‎свой ‎счет. ‎Будущее‏ ‎— ‎это‏ ‎место,‏ ‎где ‎твое ‎положение‏ ‎зависит ‎от‏ ‎твоего ‎умения ‎творить. ‎Будущее‏ ‎ты‏ ‎сам ‎способен‏ ‎создать, ‎и‏ ‎оно ‎зависит ‎от ‎тебя.  ‎Почему‏ ‎же‏ ‎Будущее ‎такой‏ ‎важный ‎ресурс?

Будущее‏ ‎как ‎ресурс. ‎Признаки ‎Будущего

Будущее ‎и‏ ‎сейчас‏ ‎мощнейший‏ ‎ресурс, ‎за‏ ‎который ‎в‏ ‎мире ‎ведется‏ ‎серьезная‏ ‎борьба. ‎А‏ ‎западный ‎мир ‎планомерно ‎занимается ‎футуроцидом,‏ ‎то ‎есть‏ ‎уничтожением‏ ‎Картины ‎Будущего ‎других‏ ‎стран. ‎И‏ ‎здесь ‎необходимо ‎понимать, ‎что‏ ‎представляет‏ ‎из ‎себя‏ ‎Будущее ‎как‏ ‎ресурс.

Признаки ‎этого ‎ресурса ‎четко ‎обозначены‏ ‎в‏ ‎работах ‎Сергея‏ ‎Борисовича ‎Переслегина.

«Во-первых,‏ ‎главный ‎ресурс ‎Будущего ‎заключается ‎в‏ ‎том,‏ ‎что‏ ‎оно ‎есть,‏ ‎и ‎оно‏ ‎радикально ‎отличается‏ ‎от‏ ‎настоящего. ‎
Во-вторых,‏ ‎Будущее ‎управляет ‎сегодняшним ‎днем ‎и‏ ‎проецирует ‎нам‏ ‎свои‏ ‎этические ‎и ‎эстетические‏ ‎императивы. ‎Имеющий‏ ‎уши ‎да ‎услышит. ‎
В-третьих,‏ ‎Будущее‏ ‎и ‎само‏ ‎управляемо, ‎причем‏ ‎мы ‎в ‎состоянии ‎разобраться ‎в‏ ‎пределах‏ ‎этого ‎управления:‏ ‎принять ‎Неизбежное‏ ‎Будущее ‎и ‎достроить ‎его ‎до‏ ‎того‏ ‎варианта,‏ ‎который ‎устраивает‏ ‎нас. ‎
В-четвертых,‏ ‎если ‎мы‏ ‎этого‏ ‎не ‎сделаем,‏ ‎Будущее ‎достроят ‎для ‎нас ‎и‏ ‎за ‎нас.‏ ‎Ибо‏ ‎не ‎имеющий ‎своего‏ ‎Проекта ‎обязательно‏ ‎становится ‎частью ‎чужого. ‎
В-пятых,‏ ‎мы‏ ‎живем ‎в‏ ‎очень ‎неустойчивом‏ ‎мире, ‎в ‎котором ‎трудно ‎рассчитывать‏ ‎на‏ ‎долгую ‎и‏ ‎спокойную ‎жизнь,‏ ‎но ‎зато ‎индивидуальная ‎активность ‎далеко‏ ‎не‏ ‎всегда‏ ‎бессмысленна ‎и‏ ‎обречена ‎на‏ ‎неудачу» ‎[1].

Что‏ ‎это‏ ‎значит ‎для‏ ‎нас? ‎

1.    Это ‎значит, ‎что ‎Будущее‏ ‎должно ‎быть‏ ‎именно‏ ‎как ‎Будущее, ‎а‏ ‎не ‎как‏ ‎продолженное ‎настоящее. ‎Западный ‎мир‏ ‎под‏ ‎«упаковкой» ‎Будущего‏ ‎продает ‎нам‏ ‎продолженное ‎настоящее. ‎Настоящее, ‎которое ‎есть‏ ‎сегодня,‏ ‎и ‎настоящее,‏ ‎которое ‎будет‏ ‎завтра. ‎

Одно ‎из ‎таких ‎проявлений‏ ‎–‏ ‎это‏ ‎цифровизация, ‎или‏ ‎цифровая ‎трансформация.‏ ‎Это ‎типичное‏ ‎продолженное‏ ‎настоящее. ‎Ничего‏ ‎принципиально ‎нового ‎здесь ‎нет. ‎Это‏ ‎технологический ‎пакет‏ ‎IT,‏ ‎представляемый ‎в ‎определенном‏ ‎развитии.

Однако ‎Будущее‏ ‎несет ‎принципиально ‎иные ‎и‏ ‎новые‏ ‎смыслы. ‎Будущее‏ ‎– ‎это‏ ‎Иное ‎и ‎Новое ‎явление ‎или‏ ‎Иновое.‏ ‎Следовательно, ‎если‏ ‎мы ‎имеем‏ ‎дело ‎с ‎Иновым, ‎то ‎это‏ ‎Будущее.‏ ‎Если‏ ‎этого ‎Инового‏ ‎нет, ‎то‏ ‎это ‎продолженное‏ ‎настоящее.‏ ‎Вот ‎он‏ ‎главный ‎признак ‎Основательного ‎Будущего. ‎Соответственно,‏ ‎навязывание ‎продолженного‏ ‎настоящего‏ ‎можно ‎считать ‎футуроцидом.

2.     Будущее‏ ‎управляет ‎настоящим.‏ ‎Именно ‎поэтому ‎к ‎Будущему‏ ‎надо‏ ‎относиться ‎очень‏ ‎ответственно! ‎Нельзя‏ ‎относиться ‎к ‎Будущему ‎безразлично, ‎жить‏ ‎только‏ ‎сегодняшним ‎днем!‏ ‎Будущее ‎уже‏ ‎рядом. ‎Если ‎мы ‎будем ‎относиться‏ ‎к‏ ‎Будущему‏ ‎безответственно, ‎то‏ ‎оно ‎«обидится‏ ‎и ‎уйдет».‏ ‎Так‏ ‎считают ‎специалисты‏ ‎по ‎прогнозам.

3.    Будущее ‎само ‎управляемо ‎настоящим.‏ ‎Это ‎значит,‏ ‎что‏ ‎Неизбежное ‎Будущее ‎надо‏ ‎знать, ‎то‏ ‎есть ‎иметь ‎точный ‎прогноз,‏ ‎надо‏ ‎понять ‎его,‏ ‎принять ‎и‏ ‎достроить ‎его ‎именно ‎по ‎нашей‏ ‎проектной‏ ‎конструкции. ‎

4.    Конструировать‏ ‎Будущее ‎должны‏ ‎именно ‎мы ‎и ‎для ‎себя.‏ ‎Конструировать‏ ‎именно‏ ‎для ‎того,‏ ‎чтобы ‎Будущее‏ ‎никто ‎не‏ ‎сконструировал‏ ‎без ‎нас‏ ‎и ‎за ‎нас! ‎Нам ‎нельзя‏ ‎жить ‎в‏ ‎чужом‏ ‎проекте! ‎Мы ‎уже‏ ‎это ‎прошли!‏ ‎

5.    И ‎самое ‎главное, ‎о‏ ‎личной‏ ‎инициативе. ‎Индивидуальная‏ ‎активность, ‎или‏ ‎личная ‎инициатива, ‎важна ‎в ‎построении‏ ‎нашего‏ ‎общего ‎Будущего.‏ ‎Это ‎может‏ ‎быть ‎самая ‎настоящая ‎стратегическая ‎инициатива‏ ‎для‏ ‎всей‏ ‎страны, ‎как‏ ‎«Бессмертный ‎полк».‏ ‎Такую ‎инициативу‏ ‎можно‏ ‎проиллюстрировать ‎цитатой‏ ‎из ‎романа ‎Пауло ‎Коэльо ‎«Алхимик»:‏ ‎«Каждый ‎человек‏ ‎на‏ ‎земле, ‎чем ‎бы‏ ‎он ‎ни‏ ‎занимался, ‎играет ‎главную ‎роль‏ ‎в‏ ‎истории ‎мира.‏ ‎И ‎обычно‏ ‎даже ‎не ‎знает ‎об ‎этом».


Почему‏ ‎Будущее‏ ‎надо ‎конструировать

Конструирование‏ ‎Будущего ‎предполагает‏ ‎наличие ‎проекта, ‎под ‎которым ‎и‏ ‎понимается‏ ‎Картина‏ ‎Будущего. ‎Чаще‏ ‎всего ‎мы‏ ‎в ‎ней‏ ‎видим‏ ‎только ‎технические‏ ‎достижения, ‎которых ‎сейчас ‎у ‎нас‏ ‎нет, ‎либо‏ ‎они‏ ‎только ‎разрабатываются, ‎и‏ ‎мы ‎хотим‏ ‎видеть ‎результат ‎этих ‎разработок.‏  ‎

Однако‏ ‎Будущее ‎–‏ ‎это ‎не‏ ‎только ‎новейшая ‎техника ‎и ‎передовые‏ ‎технологии.‏ ‎Будущее ‎–‏ ‎это ‎новое‏ ‎состояние ‎социальной ‎системы, ‎иные ‎структурно-функциональные‏ ‎модели‏ ‎хозяйства,‏ ‎права, ‎власти‏ ‎и ‎управления.‏ ‎Для ‎понимания‏ ‎Неизбежного‏ ‎Будущего ‎нужен‏ ‎научно ‎обоснованный ‎прогноз, ‎к ‎которому‏ ‎нужен  ‎проект,‏ ‎позволяющий‏ ‎достроить ‎Неизбежное ‎Будущее‏ ‎до ‎нужного‏ ‎нам ‎состояния.

Именно ‎поэтому ‎Картина‏ ‎Будущего‏ ‎так ‎важна‏ ‎для ‎людей.‏ ‎Будущее ‎– ‎это ‎мощный ‎ресурс,‏ ‎который‏ ‎способен ‎раскрыть‏ ‎потенциал ‎Общества‏ ‎и ‎каждого ‎человека ‎в ‎отдельности!‏ ‎Именно‏ ‎поэтому‏ ‎требуется ‎Единый‏ ‎Проект ‎по‏ ‎построению ‎нашего‏ ‎общего‏ ‎Будущего, ‎в‏ ‎котором ‎способно ‎участвовать ‎все ‎Общество!‏ ‎

Если ‎у‏ ‎Общества‏ ‎будет ‎приемлемая ‎Картина‏ ‎Будущего, ‎то‏ ‎созидательные ‎преобразования ‎не ‎заставят‏ ‎себя‏ ‎ждать! ‎Значит,‏ ‎Картину ‎Будущего‏ ‎нужно ‎формировать ‎всем ‎вместе. ‎Без‏ ‎этого‏ ‎нельзя. ‎Этому‏ ‎и ‎посвящен‏ ‎проект ‎«Контуры ‎Права ‎Будущего»

_________________________________

[1] Переслегин ‎С.‏ ‎Б.‏ ‎Проектирование‏ ‎будущего ‎как‏ ‎ресурс ‎для‏ ‎настоящего. ‎Русский‏ ‎Журнал.‏ ‎Сентябрь ‎2007.‏ ‎URL: ‎

http://www.russ.ru/layout/set/print//pole/Proektirovanie-buduschego-kak-resurs-dlya-nastoyaschego









Читать: 9+ мин
logo Андрей Фурсов

Золотой век Запада закончился в 1991-м году. Холодная война как эра компромисса, неолиберализм как эпоха принуждения. Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Только тексты»
Подписаться за 130₽ в месяц

Период «холодной войны» и противостояние СССР и США, был лучшим периодом в жизни рабочего класса и среднего слоя Запада.

Читать: 11+ мин
logo Эмоционально Грамотное Общество

Математическая тревожность: миф о технарях и гуманитариях

Что ‎такое‏ ‎математическая ‎тревожность

Математическая ‎тревожность ‎— ‎это‏ ‎не ‎просто‏ ‎нелюбовь‏ ‎к ‎математике ‎и‏ ‎не ‎вопрос‏ ‎«гуманитарности» ‎или ‎«технического ‎склада‏ ‎ума».‏ ‎Это ‎особое‏ ‎эмоциональное ‎состояние,‏ ‎при ‎котором ‎уже ‎одно ‎ожидание‏ ‎встречи‏ ‎с ‎цифрами‏ ‎— ‎предстоящий‏ ‎урок, ‎тест, ‎даже ‎открытие ‎таблицы‏ ‎Excel‏ ‎—‏ ‎вызывает ‎стресс‏ ‎и ‎физиологическую‏ ‎реакцию.

Представьте ‎утро‏ ‎на‏ ‎работе. ‎Человек‏ ‎садится ‎за ‎компьютер, ‎открывает ‎почту,‏ ‎и ‎среди‏ ‎писем‏ ‎видит ‎запрос: ‎«Нужно‏ ‎внести ‎данные‏ ‎в ‎сводную ‎таблицу». ‎Задача‏ ‎несложная:‏ ‎несколько ‎чисел,‏ ‎формула ‎суммирования.‏ ‎Но ‎в ‎этот ‎момент ‎он‏ ‎ощущает,‏ ‎как ‎в‏ ‎животе ‎появляется‏ ‎знакомый ‎холодок, ‎дыхание ‎становится ‎чуть‏ ‎быстрее,‏ ‎а‏ ‎в ‎голове‏ ‎звучит ‎тихое:‏ ‎«Я ‎всё‏ ‎перепутаю».‏ ‎До ‎начала‏ ‎работы ‎с ‎таблицей ‎ещё ‎полно‏ ‎времени, ‎но‏ ‎мозг‏ ‎уже ‎работает ‎в‏ ‎режиме ‎«угрозы».‏ ‎В ‎этот ‎момент ‎дело‏ ‎не‏ ‎в ‎самой‏ ‎математике, ‎а‏ ‎в ‎том, ‎что ‎тело ‎запомнило‏ ‎прежние‏ ‎ситуации ‎стресса,‏ ‎связанные ‎с‏ ‎числами.

Термин ‎«математическая ‎тревожность» ‎появился ‎в‏ ‎1972‏ ‎году,‏ ‎когда ‎Мэри‏ ‎Ричардсон ‎и‏ ‎Ричард ‎Суинн‏ ‎(Richardson‏ ‎& ‎Suinn,‏ ‎1972) ‎предложили ‎шкалу ‎для ‎её‏ ‎измерения. ‎Далее‏ ‎исследования‏ ‎(Young ‎et ‎al.,‏ ‎2012) ‎показали,‏ ‎что ‎у ‎людей ‎с‏ ‎высокой‏ ‎математической ‎тревожностью‏ ‎активируется ‎амигдала‏ ‎— ‎участок ‎мозга, ‎отвечающий ‎за‏ ‎реакцию‏ ‎на ‎угрозу.‏ ‎Причем ‎эта‏ ‎активация ‎происходит ‎уже ‎на ‎стадии‏ ‎ожидания‏ ‎математической‏ ‎задачи, ‎а‏ ‎не ‎во‏ ‎время ‎её‏ ‎решения.‏ ‎Это ‎значит:‏ ‎человек ‎пугается ‎не ‎математики, ‎а‏ ‎воспоминания ‎о‏ ‎прошлом‏ ‎опыте, ‎где ‎ошибка‏ ‎вызывала ‎стыд,‏ ‎осуждение ‎или ‎потерю ‎уверенности.

В‏ ‎разных‏ ‎странах ‎уровень‏ ‎математической ‎тревожности‏ ‎сильно ‎различается. ‎В ‎системах, ‎где‏ ‎математика‏ ‎подаётся ‎как‏ ‎универсальный ‎навык‏ ‎для ‎жизни, ‎а ‎не ‎как‏ ‎инструмент‏ ‎отсева‏ ‎«сильных» ‎и‏ ‎«слабых», ‎уровень‏ ‎стресса ‎ниже.‏ ‎Например,‏ ‎в ‎Финляндии‏ ‎школьников ‎с ‎раннего ‎возраста ‎учат‏ ‎решать ‎задачи‏ ‎вместе,‏ ‎обсуждать ‎разные ‎решения‏ ‎и ‎не‏ ‎бояться ‎ошибиться. ‎В ‎странах‏ ‎с‏ ‎жёсткой ‎экзаменационной‏ ‎культурой ‎(например,‏ ‎в ‎США ‎и ‎России) ‎математика‏ ‎становится‏ ‎полем ‎для‏ ‎конкуренции ‎и‏ ‎демонстрации ‎«умственного ‎превосходства». ‎Там ‎же‏ ‎выше‏ ‎процент‏ ‎взрослых, ‎которые‏ ‎признаются, ‎что‏ ‎стараются ‎избегать‏ ‎даже‏ ‎простых ‎математических‏ ‎операций ‎в ‎быту.

Математическая ‎тревожность ‎—‏ ‎зеркало ‎того,‏ ‎как‏ ‎общество ‎в ‎целом‏ ‎относится ‎к‏ ‎обучению ‎и ‎к ‎ошибкам.‏ ‎Если‏ ‎ошибка ‎воспринимается‏ ‎как ‎«провал»,‏ ‎а ‎не ‎как ‎часть ‎процесса,‏ ‎мозг‏ ‎формирует ‎устойчивую‏ ‎связку ‎«математика‏ ‎= ‎угроза». ‎Эта ‎связка ‎может‏ ‎сохраняться‏ ‎десятилетиями,‏ ‎влияя ‎на‏ ‎карьеру, ‎финансовые‏ ‎решения ‎и‏ ‎даже‏ ‎личные ‎отношения‏ ‎(например, ‎избегание ‎тем, ‎связанных ‎с‏ ‎бюджетом ‎семьи).‏ ‎Парадокс‏ ‎в ‎том, ‎что‏ ‎часто ‎человек‏ ‎не ‎испытывает ‎трудностей ‎с‏ ‎самой‏ ‎логикой ‎или‏ ‎числами, ‎но‏ ‎боится ‎тех ‎социальных ‎и ‎эмоциональных‏ ‎последствий,‏ ‎которые ‎когда-то‏ ‎были ‎связаны‏ ‎с ‎математикой.

Как ‎формируется ‎тревога

Тревожность ‎возникает‏ ‎не‏ ‎из-за‏ ‎сложности ‎самой‏ ‎математики, ‎а‏ ‎из-за ‎сочетания‏ ‎раннего‏ ‎негативного ‎опыта,‏ ‎социальных ‎ожиданий ‎и ‎закрепленной ‎через‏ ‎эмоции ‎памяти‏ ‎о‏ ‎стрессе.

Начальная ‎школа. ‎Учитель‏ ‎вызывает ‎ребёнка‏ ‎к ‎доске ‎решить ‎пример.‏ ‎В‏ ‎классе ‎тихо,‏ ‎в ‎руках‏ ‎мел, ‎на ‎спине ‎чувствуется ‎взгляд‏ ‎одноклассников.‏ ‎Ответ ‎неверный,‏ ‎и ‎следом‏ ‎звучит ‎замечание: ‎«Ну ‎как ‎же‏ ‎так,‏ ‎это‏ ‎ведь ‎элементарно». Класс‏ ‎смеётся, ‎а‏ ‎ребёнок ‎старается‏ ‎улыбнуться,‏ ‎чтобы ‎скрыть‏ ‎стыд. ‎Через ‎неделю, ‎когда ‎опять‏ ‎попросят ‎выйти‏ ‎к‏ ‎доске, ‎тело ‎уже‏ ‎будет ‎знать,‏ ‎что ‎сейчас ‎может ‎быть‏ ‎больно‏ ‎— ‎и‏ ‎заблокирует ‎мысль‏ ‎быстрее, ‎чем ‎она ‎успеет ‎оформиться.

Ключевым‏ ‎триггером‏ ‎формирования ‎математической‏ ‎тревожности ‎являются‏ ‎не ‎сами ‎ошибки, ‎а ‎реакция‏ ‎окружающих‏ ‎на‏ ‎них ‎(Carey‏ ‎et ‎al.,‏ ‎2016). ‎Мозг‏ ‎ребёнка‏ ‎особенно ‎чувствителен‏ ‎к ‎социальному ‎унижению: ‎зоны, ‎отвечающие‏ ‎за ‎обработку‏ ‎эмоций,‏ ‎активируются ‎сильнее, ‎чем‏ ‎зоны, ‎связанные‏ ‎с ‎когнитивной ‎задачей. ‎Другие‏ ‎работы‏ ‎(Maloney ‎et‏ ‎al., ‎2011)‏ ‎подтверждают: ‎даже ‎краткий ‎эпизод ‎стыда‏ ‎в‏ ‎учебном ‎контексте‏ ‎может ‎формировать‏ ‎долгосрочное ‎избегающее ‎поведение ‎в ‎отношении‏ ‎предмета.

В‏ ‎странах‏ ‎с ‎культурой‏ ‎«быстрого ‎ответа»‏ ‎и ‎фронтального‏ ‎опроса‏ ‎математическая ‎тревожность‏ ‎формируется ‎чаще. ‎Советская ‎и ‎постсоветская‏ ‎система, ‎где‏ ‎ценится‏ ‎скорость ‎и ‎точность‏ ‎на ‎публике,‏ ‎создаёт ‎условия ‎для ‎переживания‏ ‎публичного‏ ‎стыда ‎в‏ ‎классе. ‎В‏ ‎альтернативных ‎педагогических ‎подходах ‎(например, ‎в‏ ‎методике‏ ‎Монтессори) ‎акцент‏ ‎делается ‎на‏ ‎индивидуальном ‎темпе ‎и ‎самостоятельном ‎поиске‏ ‎решения,‏ ‎и‏ ‎там ‎уровень‏ ‎тревожности ‎заметно‏ ‎ниже. ‎При‏ ‎этом‏ ‎гендерные ‎ожидания‏ ‎тоже ‎играют ‎роль: ‎исследования ‎в‏ ‎США ‎(Gunderson‏ ‎et‏ ‎al., ‎2012) ‎показали,‏ ‎что ‎девочки‏ ‎начинают ‎бояться ‎математики ‎раньше,‏ ‎если‏ ‎видят, ‎что‏ ‎взрослые ‎женщины‏ ‎в ‎их ‎окружении ‎сами ‎демонстрируют‏ ‎тревожность‏ ‎по ‎поводу‏ ‎чисел.

Математическая ‎тревожность‏ ‎— ‎это ‎не ‎«проблема ‎с‏ ‎цифрами»,‏ ‎а‏ ‎следствие ‎того,‏ ‎как ‎мы‏ ‎учим ‎и‏ ‎оцениваем.‏ ‎Если ‎в‏ ‎образовательной ‎среде ‎ошибка ‎воспринимается ‎как‏ ‎провал, ‎а‏ ‎не‏ ‎как ‎шаг ‎к‏ ‎пониманию, ‎мозг‏ ‎начинает ‎воспринимать ‎саму ‎задачу‏ ‎как‏ ‎угрозу. Это ‎формирует‏ ‎замкнутый ‎круг:‏ ‎чем ‎сильнее ‎тревожность, ‎тем ‎выше‏ ‎вероятность‏ ‎ошибки, ‎и‏ ‎тем ‎прочнее‏ ‎закрепляется ‎убеждение ‎«я ‎не ‎технарь,‏ ‎а‏ ‎гуманитарий».

Всё‏ ‎это ‎—‏ ‎выученная ‎реакция‏ ‎на ‎социальный‏ ‎опыт,‏ ‎а ‎не‏ ‎врожденная ‎«гуманитарность». ‎А ‎значит, ‎её‏ ‎можно ‎переписать,‏ ‎если‏ ‎изменить ‎контекст ‎и‏ ‎способ ‎взаимодействия‏ ‎с ‎задачами.

Что ‎делает ‎тревожность‏ ‎с‏ ‎мозгом ‎во‏ ‎время ‎решения‏ ‎задач

Математическая ‎тревожность ‎не ‎просто ‎«портит‏ ‎настроение»‏ ‎— ‎она‏ ‎напрямую ‎мешает‏ ‎работе ‎памяти ‎и ‎внимания, ‎блокируя‏ ‎доступ‏ ‎к‏ ‎уже ‎известным‏ ‎знаниям.

Студент ‎на‏ ‎экзамене ‎видит‏ ‎знакомую‏ ‎задачу. ‎Вчера‏ ‎он ‎решал ‎её ‎дома ‎за‏ ‎пару ‎минут,‏ ‎а‏ ‎сейчас ‎смотрит ‎на‏ ‎уравнение ‎и‏ ‎не ‎может ‎вспомнить, ‎с‏ ‎чего‏ ‎начать. ‎Сердце‏ ‎бьётся ‎быстрее,‏ ‎ладони ‎потеют, ‎и ‎чем ‎больше‏ ‎он‏ ‎старается ‎«успокоиться»,‏ ‎тем ‎сильнее‏ ‎пустота ‎в ‎голове. ‎После ‎экзамена‏ ‎решение‏ ‎внезапно‏ ‎всплывёт ‎в‏ ‎памяти ‎—‏ ‎когда ‎тревога‏ ‎уже‏ ‎спала.

Тревожность ‎перегружает‏ ‎рабочую ‎память ‎— ‎ту ‎часть‏ ‎когнитивной ‎системы,‏ ‎которая‏ ‎удерживает ‎информацию ‎«здесь‏ ‎и ‎сейчас»‏ ‎для ‎операций ‎(Beilock ‎&‏ ‎Carr,‏ ‎2005). ‎При‏ ‎активации ‎миндалины‏ ‎(amygdala), ‎отвечающей ‎за ‎обработку ‎угроз,‏ ‎в‏ ‎мозге ‎перераспределяются‏ ‎ресурсы: ‎приоритет‏ ‎уходит ‎на ‎сканирование ‎«опасности», ‎а‏ ‎не‏ ‎на‏ ‎анализ. ‎Исследования‏ ‎функциональной ‎МРТ‏ ‎(Young ‎et‏ ‎al.,‏ ‎2012) ‎фиксируют‏ ‎снижение ‎активности ‎в ‎дорсолатеральной ‎префронтальной‏ ‎коре ‎—‏ ‎зоне,‏ ‎критически ‎важной ‎для‏ ‎пошагового ‎решения‏ ‎математических ‎задач ‎— ‎одновременно‏ ‎с‏ ‎усиленной ‎реакцией‏ ‎лимбической ‎системы.

Эта‏ ‎реакция ‎мозга ‎универсальна, ‎но ‎её‏ ‎выраженность‏ ‎зависит ‎от‏ ‎контекста. ‎В‏ ‎странах, ‎где ‎учебная ‎культура ‎делает‏ ‎акцент‏ ‎на‏ ‎публичной ‎демонстрации‏ ‎знаний, ‎эффект‏ ‎усиливается: ‎социальный‏ ‎стресс‏ ‎накладывается ‎на‏ ‎когнитивную ‎нагрузку. ‎Например, ‎в ‎некоторых‏ ‎системах ‎экзамены‏ ‎строятся‏ ‎так, ‎что ‎задача‏ ‎постепенно ‎«раскручивается»‏ ‎от ‎простого ‎к ‎сложному,‏ ‎снижая‏ ‎моментальный ‎стресс.‏ ‎В ‎российской‏ ‎или ‎американской ‎традиции ‎студенты ‎могут‏ ‎видеть‏ ‎сразу ‎«полный‏ ‎объём» ‎задачи,‏ ‎что ‎может ‎провоцировать ‎тревогу.

Математическая ‎тревожность‏ ‎—‏ ‎это‏ ‎не ‎просто‏ ‎«страх ‎математики»,‏ ‎а ‎нейробиологический‏ ‎механизм‏ ‎перераспределения ‎ресурсов‏ ‎мозга ‎в ‎пользу ‎выживания, ‎а‏ ‎не ‎мышления.‏ ‎При‏ ‎этом ‎угроза ‎не‏ ‎реальна ‎физически,‏ ‎но ‎мозг ‎реагирует ‎так,‏ ‎как‏ ‎будто ‎от‏ ‎этой ‎задачи‏ ‎зависит ‎жизнь. ‎И ‎пока ‎тревога‏ ‎не‏ ‎распознана ‎как‏ ‎триггер, ‎попытки‏ ‎«собраться ‎и ‎решить» ‎часто ‎приводят‏ ‎к‏ ‎ещё‏ ‎большему ‎зависанию.

«Пустота‏ ‎в ‎голове»‏ ‎при ‎решении‏ ‎математических‏ ‎задач ‎—‏ ‎не ‎признак ‎глупости, ‎а ‎работа‏ ‎мозга ‎в‏ ‎стрессовом‏ ‎режиме. ‎Этот ‎эффект‏ ‎можно ‎снижать‏ ‎не ‎только ‎«решением ‎задачек»,‏ ‎но‏ ‎и ‎управлением‏ ‎эмоциональным ‎фоном‏ ‎до ‎и ‎во ‎время ‎решения.

Как‏ ‎социальные‏ ‎и ‎культурные‏ ‎ожидания ‎закрепляют‏ ‎тревогу

Тревога ‎редко ‎возникает ‎в ‎вакууме‏ ‎—‏ ‎она‏ ‎подпитывается ‎системой‏ ‎ожиданий, ‎в‏ ‎которой ‎ошибка‏ ‎воспринимается‏ ‎как ‎личный‏ ‎провал, ‎а ‎не ‎как ‎часть‏ ‎обучения.

Девятиклассник ‎решает‏ ‎задачу‏ ‎у ‎доски. ‎Учитель‏ ‎молчит, ‎одноклассники‏ ‎тихо ‎переговариваются. ‎Он ‎путается‏ ‎в‏ ‎знаках, ‎слышит‏ ‎смешки. ‎После‏ ‎урока ‎мама ‎скажет: ‎«Ты ‎же‏ ‎умный,‏ ‎просто ‎соберись!»‏ ‎— ‎и‏ ‎это ‎«просто» ‎врежется ‎в ‎память‏ ‎как‏ ‎напоминание,‏ ‎что ‎в‏ ‎математике ‎нельзя‏ ‎ошибаться.

Восприятие ‎математики‏ ‎как‏ ‎«поля ‎для‏ ‎демонстрации ‎ума» ‎усиливает ‎тревожность ‎у‏ ‎школьников ‎(Wigfield‏ ‎&‏ ‎Meece, ‎1988). ‎Культуры,‏ ‎где ‎акцент‏ ‎на ‎результате, ‎а ‎не‏ ‎на‏ ‎процессе, ‎имеют‏ ‎высокий ‎уровень‏ ‎математической ‎тревожности ‎(Ma, ‎1999). ‎При‏ ‎этом‏ ‎эффект ‎особенно‏ ‎силён ‎в‏ ‎системах ‎с ‎публичной ‎оценкой ‎(как‏ ‎устные‏ ‎ответы‏ ‎у ‎доски)‏ ‎и ‎жёсткой‏ ‎шкалой ‎сравнения.

В‏ ‎советской‏ ‎и ‎постсоветской‏ ‎школе ‎математика ‎считалась ‎«лакмусом ‎интеллекта»:‏ ‎успешные ‎ученики‏ ‎автоматически‏ ‎причислялись ‎к ‎«перспективным»,‏ ‎а ‎те,‏ ‎кто ‎ошибался, ‎попадали ‎в‏ ‎категорию‏ ‎«не ‎математиков»‏ ‎(лохов). ‎В‏ ‎США ‎долго ‎существовал ‎гендерный ‎стереотип,‏ ‎что‏ ‎девочки ‎«хуже»‏ ‎в ‎математике‏ ‎(Eccles ‎& ‎Jacobs, ‎1986), ‎что‏ ‎формировало‏ ‎страх‏ ‎ещё ‎до‏ ‎начала ‎обучения.‏ ‎В ‎Финляндии‏ ‎же,‏ ‎где ‎оценка‏ ‎не ‎так ‎публична ‎и ‎допускаются‏ ‎«разговорные» ‎формы‏ ‎решения‏ ‎задачи, ‎уровень ‎тревожности‏ ‎ниже. ‎Даже‏ ‎при ‎высоких ‎требованиях ‎к‏ ‎знаниям.

Тревожность‏ ‎закрепляется ‎не‏ ‎содержанием ‎самой‏ ‎математики, ‎а ‎культурой ‎её ‎преподавания. Когда‏ ‎ошибка‏ ‎превращается ‎в‏ ‎социальный ‎маркер‏ ‎неудачи, ‎она ‎начинает ‎вызывать ‎страх‏ ‎задолго‏ ‎до‏ ‎того, ‎как‏ ‎человек ‎откроет‏ ‎учебник. ‎И‏ ‎тогда‏ ‎борьба ‎идёт‏ ‎уже ‎не ‎с ‎задачами, ‎а‏ ‎с ‎образом‏ ‎себя,‏ ‎который ‎эти ‎задачи‏ ‎будто ‎подтверждают.

Осознайте,‏ ‎что ‎многие ‎источники ‎тревожности‏ ‎—‏ ‎внешние ‎и‏ ‎социальные, ‎а‏ ‎не ‎внутренние. ‎И ‎что ‎изменение‏ ‎педагогической‏ ‎среды ‎способно‏ ‎радикально ‎снизить‏ ‎уровень ‎тревожности ‎без ‎упрощения ‎материала.

Главный‏ ‎риск

Если‏ ‎тревожность‏ ‎не ‎распознаётся‏ ‎и ‎не‏ ‎смягчается, ‎она‏ ‎превращается‏ ‎в ‎барьер,‏ ‎влияющий ‎не ‎только ‎на ‎успеваемость,‏ ‎но ‎и‏ ‎на‏ ‎карьерные ‎и ‎жизненные‏ ‎выборы.

Выпускница, ‎подавая‏ ‎документы ‎в ‎университет, ‎отказывается‏ ‎от‏ ‎инженерного ‎факультета‏ ‎— ‎«там‏ ‎же ‎математика ‎на ‎каждом ‎шагу».‏ ‎Она‏ ‎выбирает ‎направление,‏ ‎где ‎меньше‏ ‎формул, ‎хотя ‎в ‎школе ‎умела‏ ‎решать‏ ‎задачи.‏ ‎Через ‎несколько‏ ‎лет, ‎уже‏ ‎на ‎работе,‏ ‎она‏ ‎снова ‎избегает‏ ‎отчётности ‎в ‎цифрах, ‎передавая ‎её‏ ‎коллеге ‎«с‏ ‎более‏ ‎математическим ‎складом ‎ума».

Высокий‏ ‎уровень ‎математической‏ ‎тревожности ‎в ‎школьные ‎годы‏ ‎предсказывает‏ ‎не ‎только‏ ‎низкие ‎оценки,‏ ‎но ‎и ‎ограниченный ‎выбор ‎профессий‏ ‎в‏ ‎STEM-сфере ‎(наука,‏ ‎технология, ‎инжиниринг‏ ‎и ‎математика) ‎(Blair ‎& ‎Razza,‏ ‎2007).‏ ‎Тревожность‏ ‎снижает ‎рабочую‏ ‎память ‎при‏ ‎выполнении ‎математических‏ ‎задач,‏ ‎создавая ‎порочный‏ ‎круг ‎— ‎человек ‎хуже ‎справляется,‏ ‎потому ‎что‏ ‎боится,‏ ‎и ‎боится, ‎потому‏ ‎что ‎хуже‏ ‎справляется ‎(Ashcraft, ‎2002).

В ‎экономике‏ ‎XXI‏ ‎века ‎математическая‏ ‎грамотность ‎стала‏ ‎базовым ‎навыком ‎не ‎только ‎для‏ ‎инженеров,‏ ‎но ‎и‏ ‎для ‎маркетологов,‏ ‎аналитиков, ‎управленцев. ‎В ‎странах ‎с‏ ‎высоким‏ ‎уровнем‏ ‎цифровизации ‎дефицит‏ ‎специалистов ‎в‏ ‎технических ‎областях‏ ‎часто‏ ‎связан ‎именно‏ ‎с ‎тем, ‎что ‎часть ‎потенциальных‏ ‎кандидатов ‎«отсекает»‏ ‎себя‏ ‎ещё ‎в ‎школе.‏ ‎В ‎Китае,‏ ‎где ‎государство ‎активно ‎борется‏ ‎с‏ ‎математической ‎тревожностью‏ ‎через ‎геймификацию‏ ‎обучения ‎и ‎отказ ‎от ‎публичного‏ ‎сравнения‏ ‎оценок, ‎доля‏ ‎выпускников, ‎выбирающих‏ ‎STEM, ‎стабильно ‎выше, ‎чем ‎в‏ ‎странах‏ ‎с‏ ‎традиционной ‎системой.

Тревожность‏ ‎— ‎не‏ ‎«личная ‎особенность»,‏ ‎а общественная‏ ‎проблема ‎с‏ ‎экономическими ‎последствиями. Она ‎тихо ‎формирует ‎«интеллектуальную‏ ‎сегрегацию» ‎—‏ ‎разделение‏ ‎на ‎тех, ‎кто‏ ‎свободно ‎оперирует‏ ‎числами, ‎и ‎тех, ‎кто‏ ‎избегает‏ ‎всего, ‎что‏ ‎связано ‎с‏ ‎цифрами. ‎И ‎если ‎это ‎не‏ ‎осознавать,‏ ‎мы ‎получим‏ ‎целые ‎поколения,‏ ‎для ‎которых ‎математика ‎станет ‎символом‏ ‎страха,‏ ‎а‏ ‎не ‎инструментом‏ ‎мышления.

Всё ‎это‏ ‎— ‎история‏ ‎не‏ ‎только ‎о‏ ‎школьных ‎оценках, ‎но ‎и ‎о‏ ‎будущем. ‎Будущем,‏ ‎в‏ ‎котором ‎выбор ‎профессии,‏ ‎уровень ‎дохода‏ ‎и ‎даже ‎способность ‎ориентироваться‏ ‎в‏ ‎мире ‎данных‏ ‎напрямую ‎зависят‏ ‎от ‎того, ‎как ‎в ‎детстве‏ ‎и‏ ‎юности ‎человек‏ ‎переживал ‎свои‏ ‎ошибки.


Читать: 10+ мин
logo Андрей Фурсов

Плоть и кровь капитализма. Как в венецианских властных коридорах создавали «человека будущего». Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Только тексты»
Подписаться за 130₽ в месяц

Как «Светлейшая республика» стала адвокатом тьмы.

Смотреть: 31+ мин
logo Другая история от Буровского

Зачем казахи победили Наполеона? И что движет осколками империй?

Доступно подписчикам уровня
«Базовый-лайт»
Подписаться за 136₽ в месяц

Продолжаю тему осколков империй или варварских королевств. Или племенных союзов. Кому как больше нравится. В предыдущих видео на эту тему я рассказал, что термин «варварские королевства» пошел от появившихся царств-государств, появившихся на территории рухнувшей Римской империи.

Смотреть: 21+ мин
logo Другая история от Буровского

Как управлять народными массами? Что лежит в основе массовых теорий и почему «пипл» их «хавает»? Почему народ идёт за безумцами?

Доступно подписчикам уровня
«Базовый-лайт»
Подписаться за 136₽ в месяц

Почему широкие народные массы шли за вождями и "разрушителями" на ронах? Что за «химия» возникала между «разрушителями» и людьми? Ответ достаточно банален и прост...

Читать: 9+ мин
logo Андрей Фурсов

Рождение глубинного государства: как торговцы специями изобрели современную власть. Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Только тексты»
Подписаться за 130₽ в месяц

Венеция как прообраз надзорного капитализма. Генезис системы тотального контроля.

Читать: 46+ мин
logo Кочетов Алексей

Американцы понимают только силу: эволюция американо-российских отношений от односторонней гегемонии к взаимному уважению

Доступно подписчикам уровня
«⚡Собеседник»
Подписаться за 300₽ в месяц

Смотреть: 18+ мин
logo Андрей Фурсов

Техноверсия посткапитализма. Что ждёт население, которое не попадёт в «свободные города». Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Спасибо!»
Подписаться за 190₽ в месяц

В чём сила и слабость России. Что идёт на смену государству в 21-м веке.

Смотреть: 28+ мин
logo Другая история от Буровского

Покаяние колонизатора

Доступно подписчикам уровня
«Базовый-лайт»
Подписаться за 136₽ в месяц

Как мы "колонизировали" Казахстан и какие неисчислимые беды и страдания принесли "колонизаторы" кочующим по степи казахам и другим "угнетенным" русскими народам. В общем, каюсь изо всех силёнок на протяжении аж 30 минут...

Читать: 1 час 6+ мин
logo Кочетов Алексей

Об отношениях России и Азербайджана. Почему пошло обострение?

Доступно подписчикам уровня
«⚡⚡ В поисках истины»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo Другая история от Буровского

Книга. Европа: конец старого мира. Тот, кто закрывает глаза на прошлое, тот ничего не разглядит и в настоящем.

Доступно подписчикам уровня
«Базовый»
Подписаться за 380₽ в месяц

"Общество, погнавшееся за экономической и военной мощью в ущерб морали и нравственности, однажды обратит накопленную мощь против себя." (Аристотель) Триста лет Европа была лидером мирового развития. До 1914 года мы жили в мире, где Европа всегда была непререкаемым лидером. Остальной мир – это или покоренные европейцами колонии или страны, населенные европейцами

Смотреть: 24+ мин
logo Другая история от Буровского

Зачем нам промышленная революция? Зачем нам техногенная цивилизация? Ведь сельская идиллия — это так прекрасно!

Доступно подписчикам уровня
«Базовый-лайт»
Подписаться за 136₽ в месяц

Удивительно, но в наше время находится очень много людей, ругающих нашу техногенную цивилизацию с её душными городами и бешенным темпом жизни. Мол, вот как хорошо жить в деревне на свежем воздухе, неторопливо и в единении с природой. Еще более странно то, что говорится это под бутерброд с колбасой из холодильника, под чашку кофе или чая.

Читать: 1+ мин
logo Другая история от Буровского

Ссылка № 3. Ученые.

Доступно подписчикам уровня
«Базовый-лайт»
Подписаться за 136₽ в месяц

Тем, ‎кто‏ ‎любит ‎смотреть-слушать, ‎а ‎не ‎читать)))

Читать: 1+ мин
logo Другая история от Буровского

Книга. Да здравствует застой! Будущее принадлежит тем, кто стоит университеты.

Доступно подписчикам уровня
«Базовый»
Подписаться за 380₽ в месяц

Для меня это очень странная книга. Наверное, она покажется странной и для очень многих моих сверстников. Это книга об исторической эпохе, которая закончилась. Это было, но этого никогда больше не будет. Мы жили в эту эпоху, но мы не называли ее «застоем». Сам термин «застой» очень поздний и чисто политического происхождения. А когда начались «годы застоя»? Тут царит вообще полная сумятица.

Читать: 9+ мин
logo Андрей Фурсов

Игра в кальмара в мировом масштабе. Через Тёмные века пройдут не все. Андрей Фурсов

Доступно подписчикам уровня
«Только тексты»
Подписаться за 130₽ в месяц

Обречённые на свободу. Тёмная изнанка прогресса и избыток человечества.

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048