Подготовка нового ролика

Подготовка нового ролика
Подготовка нового ролика
О ком новый ролик
Астрофотография
Астрофотография
По итогам шести ночей съемки, у меня получилось собрать вот такое изображение туманности М17 Омега. Цвета Хаббловские
Копия звездного атласа 1678 года
Оригинал атласа созвездий 1687 года
Манускрипты Ньютона. Скан оригинальных зарисовок Исаака и ссылка на полный архив.
Копия телескопа Исаака Ньютона
Один из величайших наблюдателей в истории астрономии!
За что судили Галилео Галилея и как проходил процесс?
В марте официальные лица Европейского союза, Франции, Соединенного королевства и других стран Европы в своих заявлениях очень часто говорили о «грядущей войне с Россией». Этот нарратив позволил им отыграть несколько очков во внутриполитическом спектакле, в то время как попытки Брюсселя консолидировать вокруг подготовки к войне все страны-члены ЕС не увенчались особым успехом, если не считать позиции Польши или бывших советских республик Прибалтики.
Но воинственная риторика и запугивание «российской угрозой» в первую очередь играют на руку военной промышленности Евросоюза, прежде всего французской. Она преобразует «угрозы» в обоснование программ закупок вооружения.
В 2024 финансовые показатели ключевых игроков европейской военной промышленности показали рост прибыли. Так, французская самолетостроительная компания Dassault Aviation увеличила свою чистую прибыль на 19,2% (€1,1 млрд), а маржа составила 17%. Оборот французского производителя военной электроники Thales увеличился на 8,3% (€20,6 млрд) при чистой прибыли €507 млн.
В настоящее время Dassault выпускает три истребителя Rafale в месяц. Фирма планирует увеличить этот показатель до четырех-пяти единиц в месяц к 2030.
Что характерно, ключевые контракты в очереди заказов французской компании – от азиатских стран. Это 26 Rafale для ВМС Индии и 80 этих истребителей в версии F4 (возможен переход на F5) в интересах ОАЭ. Dassault также ведет переговоры с Саудовской Аравией.
Вместе с тем фирма испытывает проблемы с долгим циклом подготовки кадров и расширения цепочки поставок. В лучшем случае их устранение может занять два-три года.
Thales же имеет рекордный портфель заказов на сумму €39 млрд. В 2025 в приоритетах корпорации увеличение в три раза производства радиолокационных станций с активной фазированной антенной решеткой RBE2 Mk 4.1 для оснащения Rafale, а также увеличение в четыре раза выпуска ракетного оружия.
Что касается рыночной динамики, то на фоне планов ЕС увеличить военные расходы до €800 млрд наблюдается рост акций европейских военно-промышленных корпораций: британской BAE Systems, итальянской Leonardo и немецкой Rheinmetall.
Также, приостановка американской военной помощи Украине усилила спрос на европейское вооружение.
Как уже упоминалось, Европейская комиссия планирует увеличить военные затраты до €800 млрд. Из них €150 млрд пойдут на кредитование перевооружения. При этом в своей риторике Брюссель фактически поддерживает идеи президента Франции Эмманюэля Макрона о «независимости от США», включая разговоры о ядерном арсенале ЕС. Эти две очень неустойчивые тенденции лежат в основе так называемой «европейской стратегической автономии».
В ФРГ председатель проатлантистской партии Христианско-демократический союз (ХДС) и, вероятно, будущий канцлер страны Фридрих Мерц предлагает создать «европейский ядерный зонтик» и отменить «долговой тормоз» для финансирования военных расходов. Еще более радикально атлантистская леволиберальная партия Союз 90/Зеленые поддерживает увеличение военных затрат. Таким образом, Мерц, ХДС и немецкие «зеленые» вторят позициям Брюсселя.
В этот якобы «оборонительный» контекст вписывается инициатива, которая выходит за рамки Евросоюза и имеет очевидный наступательный характер – формирование «коалиции желающих» для отправки войск на Украину под видом «миротворческого контингента». Эта идея принадлежит Франции и Соединенному королевству, которое уже не входит в ЕС.
Если «ядерный зонтик» США в настоящее время фактически не имеет альтернатив для Европы, а угроза официального англо-французского военного вмешательства в специальную военную операцию больше похожа на попытку попасть за стол переговоров между РФ и США, то увеличение военных расходов – вполне реальная стратегическая инициатива, основанная на коммерческом интересе европейской военной промышленности.
Если взять в расчет ключевые рынки Thales с ее рекордным портфелем заказов, то рост продаж корпорации наблюдается только во Франции (что неизбежно) и Соединенном королевстве. Основной же рост заказов фирмы – на 9,6% - наблюдается на азиатском рынке. Это такие покупатели, как Индия, Индонезия, Саудовская Аравия и ОАЭ.
Такие тенденции будут и у других крупных европейских производителей продукции военного назначения (ПВН). Их зоны роста – Индо-Тихоокеанский регион и Ближний Восток.
Усиление спроса на европейское вооружение на фоне сокращения американской военной помощи Украине также имеет свои пределы. В 2024 у той же Thales на украинский рынок приходилось менее 1% от всех заказов.
Однако в III.2025 Thales Air Defence – североирландское подразделение французской корпорации – получило контракт на поставку Киеву 5 тыс. многоцелевых ракет Martlet. Сделка стоимостью £1,6 млрд стала коммерческим успехом ольстерского филиала Thales.
У производителей боевых машин и боеприпасов показатель поставок ПВН на Украине может быть на порядок выше, но не является ключевым в портфеле заказов.
Хотя выход США из НАТО представляется маловероятным, в ЕС прорабатывают военно-технические угрозы, связанные с возможной сменой военно-политических ориентиров Вашингтона. Так, применение американских истребителей F-35 может стать для европейских стран очень рискованным.
В этом контексте одним из ключевых вопросов является альтернатива авиационному носителю ядерного оружия (ЯО), тем более, если в гипотетическом сценарии Евросоюз станет обладателем такого вооружения. Здесь выбор падает на французские истребители Rafale в модификации носителя ЯО.
В III.2025 Франция запустила третий и последний военно-разведывательный спутник серии CSO (Composante Spatiale Optique). Эти космические аппараты входят в европейскую программу спутниковой разведки MUSIS (MUltinational Space-based Imaging System for Surveillance, Reconnaissance and Observation) под эгидой военного агентства ЕС EDA (European Defence Agency).
Эта программа, как ожидается, обеспечит частичную независимость европейских стран от США в области видовой разведки из космоса. MUSIS – переходная программа на пути к более широкому проекту. Его реализация - в коммерческих интересах французских корпораций Thales и Airbus.
Кроме того, Thales инвестирует в разработку и производство систем киберзащиты для Rafale и наземных радиолокационных станций истребителя. Фирма стремится позиционировать самолет как авиационный комплекс, обладающий «кибериммунитетом».
Видео: запуск ракеты-носителя со спутником CSO-3
Военные расходы ЕС растут и будут расти, но основная часть ПВН европейских производителей экспортируется в Азию. К тому же, военная промышленность стран Европы подвержена серьезным рискам -задержкам в производстве из-за нехватки кадров и мощностей, а также возможным последствиям «торговой войны» с США.
Ранними признаками реальной подготовки Евросоюза к «стратегической автономии» и полномасштабной войне с Россией станут: скоординированность инвестиций стран-участниц в военные разработки и производство, ускорение темпов модернизации производственных процессов военно-промышленных предприятий и заявленная на доктринальном уровне политическая воля к «стратегической автономии».
Это объявление может прозвучать на саммите НАТО в Гааге в VI.2025. В такой автономии Франция и ее авиационно-космические военные разработки будут играть определяющую роль.
Чарльз Биттингер родился в Вашингтоне в 1879. Поначалу он собирался стать ученым, и поступил в Массачусетский технологический, но пару лет спустя бросил учебу и поехал в Сорбонну учиться живописи. Там он женился (жена — малоизвестная певица Эдит Гей), и через несколько лет вернулся в США, где жил в Нью-Йорке и активно писал картины. В Первую мировую сочетание научной подготовки и навыков живописи дало очевидный эффект: Биттингер работал над камуфляжем для кораблей. Причем он забирался действительно глубоко: с помощьи спектрофотометра устанавливал отражающую способность пигментов и красок, имевших спектральные различия, плохо различимые невооруженным глазом, экспериментировал с фильтрами и т. д. Кстати, эти же приемчики можно было использовать для театральных эффектов — скажем, для затемнения или наоборот подчеркивания участков сцены. В общем, у него 4 патента с 1920 по 1933 год, а кроме того — весьма самобытная живопись.
В июле 1939 года он опубликовал в National Geographic серию картин, которые отражали тогдашние представления о том, как может выглядеть космос из космоса.
Он же иллюстрировал ядерные испытания на атолле Бикини:
Фильмы Андрея Склярова вне проекта «Запретные темы истории»:
sponsr.ru/onlinelai/26297/Filmy_Andreya_Sklyarova_iDmitriya_Pavlova_vne_cikla_Zapretnye_temy_istorii
Дмитрий Павлов о выходе своей книги, работа над которой заняла 44 года: sponsr.ru/onlinelai/81182/Dmitrii_Pavlov_YArabotal_nad_etoi_knigoi_44_goda_Raskryvaya_tainy_prostranstva_ivremeni
Приобрести книгу Дмитрия Павлова можно через Вацап у Александра Лапшина —
тел.: +7 925 616-77-10
Бесплатную электронную версию спрашивайте у Д. Павлова: vk.com/id54282450? from=search
Представьте себе: гигантский ротор раскручивает снаряд, словно праща Давида, и с ревом бросает его в стратосферу, оставляя ракеты прошлого в тени истории. Это не фантазия из романа Жюля Верна, а реальность, которую калифорнийская компания SpinLaunch воплощает в пустыне Нью-Мексико.
Проще говоря, они намерены запускать ракеты в космос с помощью огромной центрифуги.
Всё началось с тишины. Пока SpaceX Илона Маска гремела взлётами Falcon 9, а Blue Origin Джеффа Безоса полировала капсулы для космических туристов, SpinLaunch работала в тени. Никаких пресс-конференций, никаких громких обещаний — только отрывочные слухи о странной машине на космодроме «Америка».
В 2014 году основатель и генеральный директор SpinLaunch Джонатан Яни, будучи вдохновленным американским проектом высотных исследований HARP, в котором в 1960-х годах использовалась космическая пушка для суборбитального запуска снарядов, решил основать свою компанию, которая будет запускать ракеты в космос по принципу пращи.
О проекте HARP и ему подобных космопушек я писал в материале:
Проект космопушки Саддама Хусейна «Из пушки в космос»
На первый взгляд кажется, что это абсурд. В XIX веке Жюль Верн в своём романе «С Земли на Луну» представил пушку-катапульту, ну давайте и в это верить, что с нас убудет?
Оказывается, ещё как может! Начнём с Джонатана Яни, её основателя. Он не романтик с телескопом и не миллиардер с эксцентричными твитами. Яни — инженер с холодным взглядом и горячим упрямством. Американский журнал Wired описывает его как человека, одержимого идеей: если пушки прошлого могли метать ядра на километры, почему бы не запустить спутник с помощью центробежной силы?
В 2014 году он вложил свои деньги — миллионы, заработанные на солнечной энергетике, — в этот самый центробежный проект. Его команда начинала с малого: прототипы, расчёты, ошибки. Но к 2021 году первый снаряд взлетел, а к сентябрю 2022-го они провели 10 испытаний.
«Каждый запуск — это не просто тест, а маленький триумф над скептиками», — так писали многочисленные авторитетные журналы.
Яни не говорит громких слов, он строит. И в этой молчаливой решимости — сила, которая заставляет задуматься: а что, если он прав?
За три года компания построила аппарат, который швыряет грузы в небо со скоростью, от которой у физиков дрожат колени.
Центрифуга, назывной «Suborbital Accelerator» (Суборбитальный ускоритель) — это механическое воплощение парадокса. Диаметр 33 метра, ротор из углеродного волокна, вращающийся в вакуумной камере, разгоняет снаряд до нескольких километров в секунду!
На доли секунды груз испытывает перегрузки в 30 000 g, а затем вырывается в небо, оставляя за собой лишь эхо. Заявляется, что установка потребляет электроэнергию около 476 кВт·ч на максимальной мощности, в то время как ракета Falcon 9 сжигает сотни тонн керосина и кислорода. Это не просто экономия, это революция.
Подобными восторженными отзывами описывается этот проект в СМИ.
Следующий шаг — строительство более мощной орбитальной системы (L100), системы, которая будет выводить 200 кг на орбиту, затрачивая всего за 100 МВт·ч электроэнергии на разгон, что на порядок меньше, чем затрачивает современный ракетоноситель, выводя полезную нагрузку на околоземную орбиту.
Ротор — сердце системы — сделан из углеродного волокна, материала, который выдерживает напряжения там, где сталь давно бы треснула. На скорости 2080 м/с он вращается с частотой 1300 об/мин, создавая нагрузки, сравнимые с газовыми центрифугами для обогащения урана. Но если центрифуги — это ювелирные игрушки радиусом в полметра, то Suborbital Accelerator — гигант с размахом в десятки метров.
Но 2 км/с — этой скорости недостаточно для выхода на орбиту, нужна минимум 7,8 км/с. Но это не беда, ракета будет забрасываться на высоту в 65 км и далее разгоняться с помощью ракетных двигателей, которым потребуется в 5-10 раз меньше топлива из расчета вывода 1 кг полезной нагрузки, чем ракетам, стартующим с земли.
Компания заявляет, что уже протестировала ракету, необходимую для вывода полезной нагрузки на орбиту.
В 2022 году SpinLaunch привлекла уже 150 млн долларов инвестиций от Kleiner Perkins, Google Ventures, Airbus Ventures, Catapult Ventures, Lauder Partners и McKinley Capital.
150 миллионов долларов — это вера сотен людей в то, что центрифуга может перевернуть космос.
Начинаем самое интересное.
Что может быть рентабельнее, чем многоразовые ракеты? Только система, где самая тяжелая и сложная первая ступень будет оставаться на земле и как-то передавать свою энергию остальной ракете.
Тут центробежная установка заменяет первую ступень ракеты, а оставшийся ракетный снаряд относительно прост и недорог в производстве.
На основании этой идеи компания смогла в короткие сроки привлечь четыре миллиона долларов в виде стартового капитала.
Конечно, они пошли на хитрости, а точнее, на обман, так в 2016 году на привлеченные деньги была построена первая испытательная центрифуга диаметром 12 метров. На ней якобы достигли скоростей в 6500 км/ч, демонстрируя, как объекты вылетали из центрифуги в металлическую стену.
Такой впечатляющий результат позволил привлечь еще 80 миллионов долларов инвестиций для строительства более мощной 33-метровой центрифуги ныне действующего «Суборбитального ускорителя».
Вот только после реальных испытаний 33-метровой центрифуги лучшим результатом стал запуск макета ракеты на высоту 9144 метра со скоростью 1600 км/ч.
А где якобы ранее полученные 4500 км/ч? Но такие вопросы обсуждать не принято, инвесторы уже вложились, а потому… Ну вы поняли…
1600 км/ч — это не 4500 и уж тем более не 7500 км/ч. Но, как говорится, процесс был запущен, и инвесторы принесли еще больше денег, вложившись в компанию на сумму более 150 миллионов долларов в 2022 году.
Но почему? А всё просто, в 2019 году, еще до проведения летных испытаний, компания подписала контракт с отделом оборонных инноваций Пентагона на первые экспериментальные орбитальные запуски. Далее последовал контракт с NASA на испытание и вывод полезной нагрузки.
Как после этого не верить в компанию? На слуху SpaceX, которая ещё не разработала свою первую ракету «Falcon 1», но уже заключила контракты с Пентагоном и НАСА на запуск спутников. Причем госкомпании США продолжали поддерживать SpaceX, несмотря на четыре неудачных запуска подряд.
Тогда в идеи SpaceX не верил практически никто, ну и где теперь эти скептики? А инвесторы, которые могли выгодно вложиться в компанию на заре её становления, сейчас упиваются слезами, рвут волосы на пятой точке и корят своих советников за неверные инвестиционные рекомендации.
Критики сомневались, что эта система будет работать. Они полагали, что ни ракета, ни спутники не смогут выдержать такие сильные ускорения, которые возникают в центрифуге, и что ракету просто разорвёт на части.
Да, это так, но почему ракету разорвет? Почему нет скептицизма в самой возможности установки развивать скорости в 7500, а в последних версиях все 8000 км/ч?
Старые подписчики знают, что я занимаюсь разработкой карбоновых, композитных центрифужных накопителей энергии, которые имеют тот же принцип работы, что и центрифуга компании SpinLaunch, но те цифры и характеристики, которые заявляет компания, совершенно не бьются с реальностью и, более того, даже с теорией сопромата.
И что не так? Начнем с того, что нет материалов, способных выдерживать подобные нагрузки на разрыв, ведь сила (совокупность сил инерции, возникающих в центрифуге) порождает эффект центробежной силы, где атомные связи материала попросту не выдерживают нагрузок.
Компания заявляет, что все нагруженные части центрифуги изготовлены из углеродного волокна, причем высокопрочного углеродного волокна, волокна которого ориентированы вдоль нагрузки.
На своих красивых компьютерных анимациях они правильно показывают расположение волокон (синяя стрелочка), но вот держатель ракеты (красный четырехугольник), даже если он будет изготовлен из такого же высокопрочного углеродного волокна, развалится примерно на скорости в 1 900 км/час.
Что, кстати, согласуется с тем, что они смогли реально запустить ракету на скорости только в 1600 км/ч, фактически на пределе прочности материалов установки.
Я рассчитал предельную прочность материалов при вращении, где показана теоретическая максимальная линейная скорость на периферии материала, превышение которой ведет к его неминуемому разрушению:
Графен и углеродные нанотрубки выделены серым цветом, так как из них пока невозможно изготовление каких-либо конструкций даже в теории при нынешних технологиях, следовательно, они не применимы в промышленности.
Реально существующий кандидат — это высокопрочное углеродное волокно с анизотропной структурой (волокна ориентированы вдоль нагрузки + полимерные матрицы). Теоретический предел тангенциального напряжения обеспечивает ему линейную скорость в центрифуге в 7099,2 км/ч.
Но важно понимать, что изготовить таким способом можно только пластины, а точнее, тот самый плоский ротор, который раскручивает ракету:
И то это очень дорогостоящая конструкция, где любой дефект снижает прочность на десятки процентов.
А изготовление компонентов ракеты и системы держателей с ориентацией волокон строго вдоль нагрузки невозможно из-за геометрии подобных изделий.
Компания показала, что их ракета состоит из углеволокна, и в ней, разумеется, нет нужной ориентации волокон, и это понятно, такую ракету фактически будет невозможно сделать, так как она имеет сферическую форму.
А потому предел прочности самой ракеты — 1924,2 км/ч. Держатели можно сделать из мартенситно-стареющей стали типа C350 с максимальным пределом прочности в 2400 МПа, в теории она должна держать подобную нагрузку.
Собственно, на этом можно расходиться. Про какие 8000 км/ч на периферии ротора заявляет компания — это к разряду магии, так как для выдерживания подобных нагрузок материал должен обладать прочностью на разрыв не менее 9 ГПа.
Всё, что есть на сегодня, это углеродное волокно: 5–7 ГПа, кевлар: 3–4 ГПа и высокопрочные стали: 2–3 ГПа.
Но на этом проблемы не заканчиваются. Что такое 8000 км/ч? Это гиперзвуковая скорость в 6,7 Маха, которая начинается не на высоте 20-50 км, а прямо на уровне моря. Такая ракета должна преодолеть самые плотные слои атмосферы, разогревая воздух до состояния плазмы.
Исходя из параметров ракеты, я посчитал, до каких температур она будет разогреваться в зависимости от высоты пуска:
Для понимания: носовая часть Спейс шаттла выдерживала до 1200 °C благодаря армированному углерод-углеродному (RCC) материалу, и то на высоте 80 км, где мало кислорода. Далее нужны были керамические теплозащитные плитки для выдерживания 1650 °C.
Может, карбид тантала (TaC), выдерживающий 3800 °C? Да, но есть большая такая проблема — максимальная линейная скорость TaC в центрифуге 540–720 км/ч, потому любая теплозащита разрушится еще до того, как ракета достигнет оптимальной скорости пуска.
Ну и самое моё любимое про 8000 км/ч — это то, что если изготовить из такого чудо-материала маховичный накопитель энергии, то его удельная энергия составит порядка 630 Вт·ч/кг, что в 2–3 раза выше, чем у литий-ионных аккумуляторов. Революция в энергетике!
Но спустимся с небес на землю. В компанию уже вложено сотни миллионов долларов, и просто так дать ей погореть правительство США уже не даст.
Недавно стало известно, что совет директоров SpinLaunch назначил нового генерального директора, а основатель и бывший генеральный директор Джонатан Янг покинул компанию по никому не известным причинам…
Хотя вы уже догадываетесь, по каким именно…
Видимо, в NASA поняли, что вложились в очередную фантастику даже без теоретической доказательной базы. Судя по последним данным, реально чем занимается компания, так это тестированием электронных компонентов на предмет выдерживания высоких перегрузок (до 10 000 G), и о полетах как-то забыли, ограничившись компьютерными мультиками.
Тем не менее, допустим, компания каким-то образом реально достигла показателей скорости в 6500 км/ч, и, допустим, зажимы фиксации и сама ракета каким-то образом всё выдержали, что тогда?
Напомню, что теоретический предел линейной скорости у высокопрочного углеродного волокна с анизотропной структурой — 7099,2 км/ч, а 6500 км/ч выбрано, так как они ранее заявляли, что уже запускали объекты с такой скоростью в бетонную стену.
Но температура ракеты, которая будет лететь сквозь плотные слои атмосферы, всё равно будет выше предельной прочности любых теплозащитных материалов.
6500 км/ч — это 5,45 Маха, и на таких скоростях доминируют ударные волны и ионизация воздуха.
Углеродное волокно обладает высокой термостойкостью только в инертной среде (например, в вакууме или азоте), но в атмосфере, насыщенной кислородом, при высоких температурах оно окисляется и быстро разрушается.
На высоте до 20 км без дополнительной теплозащиты углеволокно начинает окисляться при температуре всего в 400°C (в присутствии кислорода), а при температуре от 1500°C полностью деградирует за секунды.
В реальности температура ракеты, изготовленной из углеродного волокна, не должна превышать 400 °C на высоте до 20 км, а учитывая это, её максимальная скорость не должна превышать 4500 км/ч. Но опять-таки подобные скорости нереалистичные.
Композитная ракета, которую представили в компании, теоретически способна выдержать на пределе своих возможностей скорость в 1900 км/ч в центрифуге, дальше её волокна начнут разрушаться, а эта скорость близка к той, которую реально достигли SpinLaunch при самом удачном своём испытании, порядка 1600 км/ч.
Тогда, судя по формуле Циолковского, учитывая гравитационные и аэродинамические потери, при включении метан-кислородного ракетного двигателя на высоте 10–12 км, то для вывода на НОО 200 кг полезной нагрузки понадобится израсходовать минимум 10811 кг топлива.
Стартовая масса ракеты составит около 11500 кг, с учетом массы топлива, конструкции и полезной нагрузки.
И тут начинаются странности. Ракета SpaceX Falcon 9, с которой компания SpinLaunch желает конкурировать, получается дешевле:
Банально делим 549054 на 15600, получаем 35,19 кг на вывод 1 кг полезной нагрузки.
Для SpinLaunch показатель будет следующий: 11500/200 = 57,5 кг на вывод 1 кг полезной нагрузки + затраты на электроэнергию на работу центрифуги.
Тут, как говорится, комментарии уже излишни. Тем не менее я вынужден согласиться с инвесторами, поверившими в эту идею, ведь 99% стартапов прогорает, но 1% успешных покрывает все убытки с лихвой, это уже доказано.
Тут я даже сам пустил скупую слезу, ибо при таком подходе к финансированию технических стартапов, как в США, то тоже признаю, что если бы я начал реализовывать свой проект по магнитоэнергетике не в России, а в США, то давно бы его реализовал. А меня ведь туда звали в 2011 году, даже с видом на жительство…
Но я понадеялся на хваленое «Сколково», притащил туда работоспособный прототип пассивного магнитного подшипника, распределяющую 99,9% массы в магнитном поле, на суд так называемым «экспертам» Сколково.
Эти эксперты, глядя на установку, не поверили своим глазам и постановили, что это невозможно. Магия, короче…
Это, конечно, был треш высшей категории, о чем я писал тут:
В чём великая тайна Сколково? Этому инновационному центру уже 10 лет, а толку нет…
В чём смысл Инновационного Центра «Сколково»?
Наверно, поэтому в России до сих пор нет своих Илонов Масков, парадигма другая, ведь нужно вкладываться в перспективные проекты, а в «Сколково», как выяснилось, наоборот, воровали бюджетные деньги. Хорошо, что после моих материалов эту конторку подчистил Мишустин.
Но всё равно жаль, что так вышло. Касательно моего проекта, то он на последней фазе испытаний, слишком сложный был НИОКР. Делаю я его за свой счет, а бан этого канала сильно подорвал финансирование этого проекта, ибо деньги от монетизации шли туда, но куда же без трудностей…
Как-то так…
Что, если человечество, в своём неутолимом стремлении к звёздам, променяло ракетные технологии на грубую мощь пушечного выстрела?
Как мы обычно себе это представляем? Гигантская пушка, чей ствол возвышается над облаками, выстреливает снаряд в бескрайние просторы космоса, словно бросая вызов законам природы и экономической целесообразности…
И действительно, на заре космической эры вывод полезной нагрузки на орбиту Земли путем выстрела из пушки реально рассматривался как альтернатива ракетным технологиям.
Потому история пушек, стремящихся к звёздам, начинается не в фантазиях, а в архивах XX века. В 1960-х годах проект HARP (High Altitude Research Project), детище канадского инженера Джеральда Булла, доказал, что пушка может бросить вызов гравитации.
180-килограммовый снаряд, выпущенный из 406-мм пушки с длиной ствола около 36 метров, взлетал на высоту в 180 километров. Правда, скорость снаряда была недостаточной для того, чтобы он вышел на орбиту, так, при необходимых 7,8 км/с снаряд на высоте 180 км летел со скоростью 1,88 км/с.
Джеральд Булл мечтал о большем: о стволах длиной в километры, о снарядах, что станут спутниками. Но проект заглох, оставив лишь эхо выстрелов и гору несбывшихся надежд. Почему? Ответ прост и беспощаден: физика. Для орбиты нужна не только высота, но и горизонтальная скорость, которой пушка дать не могла. Снаряд, взлетев вверх, падал обратно, как камень, брошенный в небо.
Как только не пытались приспособить пушку для вывода спутников на орбиту, экспериментировали с различными взрывчатыми материалами и газами, где пороховые газы заменялись на водород или гелий, что позволяло теоретически повысить скорость снаряда до 3,5 км/с.
Выстрел осуществлялся специальными снарядами «Martlet», представляющими из себя серию гибридных снарядов, сочетающих в себе элементы артиллерийских боеприпасов и ракетных технологий.
Основная идея заключалась в использовании пушки для придания снаряду начальной скорости, а затем активации встроенного ракетного двигателя для достижения орбитальной скорости. Это позволяло снизить массу топлива, необходимого для вывода на орбиту, и, теоретически, сделать запуски более экономичными по сравнению с ракетоносителями того времени.
Серия «Martlet» включала несколько версий, каждая из которых имела свои особенности и предназначение:
Наиболее реально значимой для орбитальных запусков была версия Martlet-2G (или её вариации, такие как Martlet-3A), которая представляла собой снаряд с интегрированным ракетным двигателем. После запуска из пушки такой снаряд должен был использовать ракетный двигатель для достижения орбитальной скорости (около 7,8 км/с). Согласно расчётам и намерениям Булла, эти снаряды могли бы доставить на низкую околоземную орбиту (НОО) небольшой спутник массой около 2,3 кг.
Однако ракетные технологии СССР и США развивались куда быстрее, чем космическая артиллерия, и проект HARP был свёрнут в 1967 году из-за финансовых трудностей и политических изменений. США и Канада утратили интерес к программе, особенно на фоне полетов советских ракетоносителей Р-7 и американских «Атлас».
А пушка и по сей день ржавеет заброшенной на полигоне:
Но саму идею Джеральд Булл не забросил, двадцать лет спустя его разработки возродились в Ираке под названием «Проект Вавилон».
Это был прототип пушки с 46-метровым стволом и калибром 350 мм под названием «Младенец Вавилон», который в тестовом варианте стрелял свинцовыми снарядами.
Но «Вавилон» — мечта Булла — должна была стать куда более мощной системой: ствол 156 метров длины и метр в диаметре, способная запускать 600-килограммовые снаряды на 620 километров высоту.
Суборбитальный полёт был бы впечатляющий, но бесполезный для устойчивой орбиты без горизонтальной скорости. Саддам Хусейн видел в ней символ мощи, потому щедро спонсировал как Булла, так и сам проект.
«Большой» Вавилон должен был стать проектом, который осуществил бы мечту Булла. Устройство весом в 2100 тонн, придавая начальную скорость полета снаряда в 4 км/с, с учетом наработок по снарядам «Martlet», могло бы обеспечивать вывод полезной нагрузки до 15 кг.
Снаряду «Вавилона» требуется на 2270 м/с меньше скорости, чем для HARP. Это позволяет увеличить полезную нагрузку.
Но, не вдаваясь в подробности, по мере готовности пушка начала переквалифицироваться из гражданско-космической в военную сверхдальнобойную артиллерию, а в 1990 году Булл был убит, «Вавилон» достроить без него так и не смогли, и всё разлетелось на куски под ударами войны и санкций.
Эти истории — не хроника неудач, а зеркало, отражающее пределы дерзости, когда амбиции сталкиваются с реальностью.
Однако идея космической пушки была слишком заманчивой, чтобы от неё просто так отказаться, и в 1990-е годы в США продолжались исследования технологий, позволяющих достигать околокосмических скоростей с использованием артиллерийских систем.
Одним из ключевых проектов в этой области стал SHARP (Super HARP), реализованный на базе Национальной лаборатории имени Лоуренса в Калифорнии.
Этот проект представлял собой развитие идей, заложенных в более раннем проекте HARP, и был направлен на совершенствование технологий запуска снарядов с использованием пушек на легких газах.
В рамках экспериментов SHARP была разработана и построена пушка, использующая легкие газы (водород или гелий), которая успешно разогнала снаряд массой 5 кг до скорости 3 км/с.
Пушки на легких газах работают по принципу пневматических систем, но вместо воздуха в них сжимается газ с низкой плотностью — чаще всего водород или гелий. Низкая молекулярная масса этих газов обеспечивает более высокую скорость звука в среде, что позволяет значительно увеличить скорость истечения газа и, соответственно, скорость разгона снаряда. Перед выстрелом газ сжимается, а затем резко расширяется, толкая снаряд по стволу с огромной силой.
Такие пушки способны разгонять снаряды до скоростей 6 км/с, что делает их важным инструментом для моделирования высокоскоростных столкновений.
На основе экспериментов SHARP был предложен проект пушки, способной теоретически разгонять реактивный снаряд до скорости 11 км/с, что весьма близко к скорости убегания с Земли (вторая космическая), что открывало перспективы для использования такой технологии в качестве альтернативы традиционным ракетным запускам.
Такая пушка с длиной ствола в 1100 метров должна устанавливаться ниже уровня моря. Это связано с необходимостью минимизировать влияние атмосферного давления и создать стабильные условия для запуска.
Установка ниже уровня моря также может помочь в охлаждении системы и снижении нагрузки на конструкцию.
Однако дальнейшие работы по созданию пушки для околокосмических скоростей остались нереализованными из-за отсутствия финансирования. Тем не менее результаты SHARP продолжают влиять на исследования в области альтернативных методов космических запусков
Одних стартапов появилось с десяток, самые известные — это американский стартап Quicklaunch, основанный бывшим руководителем программы Super HARP доктором Джон У. Хантером, стремящийся построить пушку, способной вывести мини-одноступенчатую ракету на НОО со стоимостью 1100 долларов за 1 кг полезной нагрузки.
Отдельные компоненты современной электроники способны выдержать перегрузку в 30 000 G.
Реализация этой идеи требует финансирования в размере 1-3 миллиарда долларов, где целью проекта является создание работоспособной системы из пушки и реактивного снаряда, способного выводить на НОО полезную нагрузку массой в 450 кг.
Проект не пошел, и стартап перестал функционировать в 2016 году, однако после Джоном Хантером был создан другой стартап «Green Launch», который, используя наработки Quicklaunch, получил некое финансирование от частных инвесторов для реализации подобной идеи.
Был изготовлен ствол пушки, который заполнялся смесью из водорода, гелия и кислорода, то есть использующей легкие газы для придания снаряду высоких скоростей.
И даже протестирована в 2021 году:
К
2025 году пушка уже должна была выводить на орбиту Земли полезную нагрузку, но, видимо, пошло что-то не так, и больше никаких испытаний публично стартап не разглашает.
Это был тест первой фазы, целью которой было продемонстрировать суборбитальный полет и подготовить почву для будущих запусков на высоту более 100 км (линия Кармана, граница космоса). Планировалось, что во второй фазе они достигнут высоты 200 км, а в фазе 3 — доставят 1 фунт (0,45 кг) на низкую околоземную орбиту, с последующим масштабированием до 100-1000 фунтов (45-454 кг).
Была заметка, что армия США проявляет интерес к такой системе, и, видимо, интерес был достаточно сильным, что публикация исследований прекратилась.
Но вы не просто так подписались на мой канал. Сейчас мы всё вычислим. Ибо полученные результаты можно экстраполировать, чтобы вычислить размеры и мощность пушки, которая сможет выводить полтонны на орбиту.
Итак, на основе доступной информации известно, что длина пускового ствола составляет примерно 16,5 метра. Диаметр ствола не указан, но, учитывая, что они используют оборудование, связанное с проектом HARP, можно предположить, что диаметр составляет примерно 40,6 см.
Это предположение основано на том, что HARP использовал 16-дюймовую пушку для своих запусков, а Green Launch проводит тесты на том же полигоне Yuma Proving Ground, где находится оригинальное оборудование HARP.
Для достижения орбиты снаряду нужно придать достаточную кинетическую энергию в 15,21 ГДж для полезной нагрузки в 500 кг при скорости 7800 м/с.
Такое масштабирование энергии включает в себя корректировки длины ствола, диаметра, давления и ускорения, каждое из которых ограничено материальными и практическими пределами.
Однако из-за атмосферного сопротивления запуск на такой скорости с земли невозможен, максимум 6 км/с, поэтому без комбинации пушки и ракетного двигателя не обойтись.
Почти километровый ствол, заполненный водородом, позволит достичь орбитальной скорости около 6 км/с. Диаметр также необходимо увеличить до 1 метра, чтобы запускать столь тяжелую полезную нагрузку.
Да и вообще, километровый ствол — это тоже весьма непрактичная конструкция, к тому же будет сильно нагружена и деформироваться во время выстрела.
Взяв технические характеристики этих проектов, можно рассчитать параметры пушки, которая сможет вывести одноступенчатую ракету массой в 500 кг на низкую околоземную орбиту (200 км).
При диаметре ствола 1 метр и длине в 150, 300 и 950 метров получаем следующие расчетные характеристики:
Если учитывать трение, нагрев, переменное давление газа и КПД системы, стремящиеся уменьшить итоговую скорость снаряда, то реальное давление в стволе будет значительно выше расчетного. Например, для HARP расчетное давление отличалось от реального на 40%.
Реальное давление 150-метровой пушки будет более 1000 атмосфер, а при скорости 6 км/с трение в стволе создаст температуру в 3600 градусов Цельсия, и это расчетная температура, в реальности она будет куда больше.
Более того, при вылете из ствола снаряд начнет испытывать трение об плотные слои атмосферы, которое он будет преодолевать около 3-4 секунд. Это воздействие разогреет его поверхность до 10000 градусов Цельсия, превратив воздух в плазму.
Подводя итог, вывести 500 кг ракету на орбиту технически возможно, но это будет обгоревшая болванка с выжженной электроникой. Какой процент полезной нагрузки там будет, уже не важно, так как подобные проекты для реализации требуют прорывные технологии (плазменные щиты, сверхстойкие наноматериалы).
Плазменный щит, выдерживающий температуру в 5500 градусов, был недавно разработан и применяется в гиперзвуковом ракетном комплексе «Авангард». Осталось дело за материалами, которые могли бы на порядок повысить живучесть ствола, хотя бы до 100 выстрелов.
Но а как насчет пушки 21 века: не пороховой или газовой, а электромагнитной? Пушка Гаусса и рельсотрон, где снаряд разгоняется магнитными полями в вакуумной системе, теоретически могут решить ряд проблем. Это уже не фантазия, а теоретическая возможность. Эксперименты, такие как Enhanced Hyper Velocity Launcher в лаборатории Сандия, достигли 16,09 км/с для микроскопических объектов, то есть 3-й космической скорости.
Что, если масштабировать это до тонн? Правда, здесь тоже начинается инженерия на грани магии. Ствол длиной в километры, конденсаторы массой в десятки тысяч тонн, материалы, выдерживающие давление в миллионы атмосфер, — это вызов, сравнимый с созданием термоядерного реактора.
Современные ракеты, в отличие от пушки, разгоняются плавно, с ускорением 1,5–3 G, что позволяет запускать чувствительные грузы, включая людей.
Пушки на такое неспособны, и снаряды должны выдерживать ускорение в 10–30 тысяч G, что сужает номенклатуру полезной нагрузки на 99,9%.
Но помимо пушки есть и куда более реалистичные альтернативные методы запуска полезной нагрузки в космос, поговорим о них в следующих материалах.
Друзья, первый подкаст готов! 'Тайна чёрных дыр' — 5 минут о том, что это за космические монстры, почему они нас пугают и как Земля может стать спагетти. Просто, с фактами и юмором. Доступ бесплатный, но если хотите — поддержите меня подпиской, чтобы узнать, что скрывает космос! Скоро новый выпуск — пишите идеи!