logo
159
читателей
Норин  Евгений Норин. Историк-любитель, профессиональный болтун
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
О проекте
Журналист, пишу на исторические и околовоенные темы, сюда складываю архив своих текстов.
Я пишу довольно объемные материалы. Обычный журнальный материал — это тысяч 5-10 знаков, у меня 10 тысяч — это скорее нижняя граница. Но — занимательность фирма гарантирует. Публикации даю примерно каждые три дня.
Имейте, так сказать, фан.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
На кофе 500 ₽ месяц 5 100 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Норин
Доступны сообщения

Базовая подписка, доступны все материалы

Оформить подписку
На кофе с печенькою 1 000 ₽ месяц 10 200 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Норин
Доступны сообщения

То же самое, что "Кофе", только для тех, кому не жалко тысячу в месяц.

Оформить подписку
Загул и кутеж 5 000 ₽ месяц
Доступны сообщения

На этом уровне можно, например, целенаправленно заказывать мне тексты

Оформить подписку
Купать коней в шампанском 10 000 ₽ месяц
Доступны сообщения

Можно заказывать посты, предлагать встречи, разговаривать разговоры тет-а-тет - в общем, если вы готовы столько платить, значит, или я вам очень мил, или вам от меня чего-то нужно. Пишите, обговорим.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
159 подписчиков
Обновления проекта
Метки
Читать: 3+ мин
logo Норин

Антонио Паолетти и венецианцы

Антонио ‎Паолетти‏ ‎был ‎венецианский ‎художник, ‎его ‎папа‏ ‎был ‎известный‏ ‎в‏ ‎Венеции ‎писатель, ‎ну,‏ ‎а ‎сам‏ ‎Антонио ‎стал ‎живописцем. ‎Писал‏ ‎главным‏ ‎образом ‎сцены‏ ‎венецианской ‎жизни.‏ ‎Не ‎то ‎чтоб ‎что-то ‎необычное,‏ ‎но‏ ‎симпатично.












Читать: 6+ мин
logo Норин

Николай Сверчков. Зима и кони

Его ‎отец‏ ‎был ‎конюх ‎и ‎кучер ‎(но,‏ ‎нюанс, ‎конюшня‏ ‎придворная),‏ ‎что, ‎как ‎видите,‏ ‎сильно ‎сказалось‏ ‎на ‎манере. ‎Родители, ‎что‏ ‎характерно,‏ ‎его ‎занятия‏ ‎живописью ‎поощряли,‏ ‎хотя ‎было ‎пытались ‎его ‎отдать‏ ‎в‏ ‎чиновники. ‎Как‏ ‎оказалось, ‎и‏ ‎правильно ‎сделал, ‎что ‎с ‎госслужбой‏ ‎попрощался.‏ ‎Вообще,‏ ‎довольно-таки ‎гладкая‏ ‎биография ‎у‏ ‎человека: ‎анималистика,‏ ‎баталистика,‏ ‎портреты, ‎охотничьи‏ ‎сцены ‎в ‎огромном ‎количестве, ‎среди‏ ‎заказчиков ‎—‏ ‎русский‏ ‎царь ‎и ‎император‏ ‎Франции. ‎Жил,‏ ‎написал ‎350 ‎картин, ‎родил‏ ‎сынов,‏ ‎умер ‎81‏ ‎года ‎в‏ ‎своем ‎особняке ‎в ‎Царском ‎селе.‏ ‎Картины,‏ ‎как ‎по‏ ‎мне, ‎отменные.‏ ‎Из ‎той ‎оперы, ‎которые, ‎может,‏ ‎новаторством‏ ‎не‏ ‎поражают, ‎но‏ ‎глаз ‎радуют‏ ‎неизменно.


Читать: 1+ мин
logo Норин

Художник Артур Элсли. Девушка-фрилансер на удаленке.


Читать: 5+ мин
logo Норин

Живописи. Карл Фридрих Лессинг

Карл ‎Фридрих‏ ‎Лессинг ‎родился ‎в ‎немецкой ‎Силезии.‏ ‎Его ‎отец‏ ‎не‏ ‎одобрял ‎желания ‎сына‏ ‎стать ‎художником,‏ ‎и ‎помирились ‎они ‎только‏ ‎когда‏ ‎первую ‎картину‏ ‎— ‎первую‏ ‎и ‎в ‎этой ‎подборке ‎—‏ ‎тепло‏ ‎приняли ‎на‏ ‎выставке ‎и‏ ‎заплатили ‎за ‎нее ‎хорошие ‎деньги.‏ ‎Позднее‏ ‎был‏ ‎признан, ‎любим‏ ‎и ‎вообще‏ ‎известен ‎как‏ ‎хороший,‏ ‎годный ‎представитель‏ ‎романтизма. ‎Писал ‎пейзажи, ‎писал ‎историческое,‏ ‎очень ‎любил‏ ‎всяческие‏ ‎красивые ‎каменные ‎руины,‏ ‎ну ‎тут‏ ‎уж ‎просто-таки ‎положено, ‎немец‏ ‎все-таки.


















Читать: 3+ мин
logo Норин

Художник Фердинанд Рущиц

Рущиц ‎родился‏ ‎в ‎польской ‎семье ‎в ‎деревне‏ ‎под ‎Ошмянами‏ ‎(нынешняя‏ ‎Минская ‎область) ‎в‏ ‎1870-м. ‎С‏ ‎отличием ‎окончил ‎гимназию ‎в‏ ‎Минске,‏ ‎и ‎начал‏ ‎было ‎учиться‏ ‎на ‎юриста ‎в ‎Петербурге, ‎но‏ ‎рисовать‏ ‎он ‎любил‏ ‎и ‎умел‏ ‎с ‎детства, ‎а ‎тут ‎художественная‏ ‎жилка‏ ‎взыграла,‏ ‎и ‎вместо‏ ‎юриспруденции ‎он‏ ‎предпочитал ‎вольнослушателем‏ ‎посещать‏ ‎питерскую ‎Академию‏ ‎художеств. ‎Через ‎два ‎года ‎он‏ ‎оставил ‎университет‏ ‎и‏ ‎уже ‎честь ‎по‏ ‎чести ‎перешел‏ ‎в ‎академию, ‎где ‎учился‏ ‎у‏ ‎Шишкина ‎и‏ ‎Куинджи. ‎Дальше‏ ‎ездил ‎по ‎Европе, ‎сам ‎преподавал‏ ‎в‏ ‎Варшаве ‎и‏ ‎Кракове, ‎а‏ ‎после ‎революции ‎остался ‎в ‎Польше,‏ ‎где‏ ‎и‏ ‎жил, ‎и‏ ‎в ‎середине‏ ‎30-х ‎умер.‏ ‎Как‏ ‎это ‎часто‏ ‎бывает ‎у ‎таких ‎«пограничных» ‎людей,‏ ‎белорусы ‎считают‏ ‎его‏ ‎белорусским ‎художником, ‎поляки‏ ‎польским, ‎короче‏ ‎говоря, ‎_российскоподданный_. ‎В ‎общем,‏ ‎вот.‏ ‎Первые ‎две‏ ‎картины ‎прям‏ ‎ударные ‎(самая ‎известная ‎у ‎него‏ ‎—‏ ‎«Земля», ‎первая),‏ ‎но ‎и‏ ‎вообще ‎он ‎хорош.


Читать: 1+ мин
logo Норин

Кораблик

Андрис ‎ван‏ ‎Эртфельт, ‎«Алжирский ‎корабль ‎входящий ‎в‏ ‎берберийский ‎порт».


Читать: 17+ мин
logo Норин

Художник Юбер Робер и его русские заказчики

Французский ‎художник‏ ‎Юбер ‎Робер ‎жил ‎во ‎Франции‏ ‎на ‎рубеже‏ ‎XVIII‏ ‎и ‎XIX ‎веков.‏ ‎Революция ‎лишила‏ ‎его ‎заказов, ‎но ‎зато‏ ‎он‏ ‎стал ‎очень‏ ‎популярен ‎в‏ ‎России. ‎Он ‎был ‎таким ‎образцовым‏ ‎автором‏ ‎картин, ‎посвященных‏ ‎итальянской ‎природе‏ ‎и ‎античным ‎руинам ‎в ‎любых‏ ‎сочетаниях.‏ ‎Кстати,‏ ‎заметная ‎часть‏ ‎его ‎пейзажей‏ ‎— ‎это‏ ‎просто‏ ‎фантазии ‎на‏ ‎тему, ‎изображения ‎мест ‎и ‎объектов,‏ ‎которых ‎он‏ ‎сам‏ ‎никогда ‎не ‎видел,‏ ‎а ‎то‏ ‎и ‎несуществующих. ‎Обратите ‎внимание,‏ ‎например,‏ ‎как ‎он‏ ‎изобразил ‎башню‏ ‎в ‎Царском ‎Селе. ‎Его ‎картины‏ ‎выглядят‏ ‎так, ‎как‏ ‎будто ‎эти‏ ‎храмы ‎и ‎дворцы ‎уже ‎построили‏ ‎в‏ ‎виде‏ ‎руин! ‎Собственно,‏ ‎я ‎его‏ ‎подсмотрел ‎в‏ ‎Эрмитаже,‏ ‎куда, ‎опять‏ ‎же, ‎всех ‎зазываю. ‎А ‎вообще,‏ ‎его ‎картины‏ ‎есть‏ ‎повсюду, ‎от ‎Бостона‏ ‎до ‎Еревана.









И‏ ‎интервью ‎искусствоведа ‎Елены ‎Шарновой‏ ‎о‏ ‎РобереОригинал ‎ТУТ, интервью‏ ‎взяла ‎Людмила‏ ‎Лунина.

Куратор ‎выставки ‎«Французский ‎вкус ‎князей‏ ‎Юсуповых»‏ ‎в ‎музее‏ ‎«Новый ‎Иерусалим»‏ ‎рассказала ‎нам, ‎у ‎кого ‎из‏ ‎русских‏ ‎аристократов‏ ‎во ‎дворцах‏ ‎висели ‎полотна‏ ‎Юбера ‎Робера,‏ ‎о‏ ‎его ‎работе‏ ‎в ‎Версале ‎и ‎Лувре ‎и‏ ‎мечте ‎сделать‏ ‎монографическую‏ ‎выставку.

Елена ‎Борисовна, ‎вы,‏ ‎как ‎куратор‏ ‎выставки ‎«Французский ‎вкус ‎князей‏ ‎Юсуповых»,‏ ‎отдали ‎целый‏ ‎зал ‎пейзажам,‏ ‎и ‎в ‎этом ‎зале ‎главенствует‏ ‎художник‏ ‎Юбер ‎Робер.‏ ‎В ‎этом‏ ‎был ‎тайный ‎смысл?

Из ‎Архангельского ‎в‏ ‎«Новый‏ ‎Иерусалим»‏ ‎мы ‎привезли‏ ‎восемь ‎работ:‏ ‎две ‎серии‏ ‎по‏ ‎четыре ‎картины,‏ ‎первая ‎— ‎1779 ‎года, ‎вторая‏ ‎— ‎1801-го.‏ ‎Это‏ ‎жемчужины ‎нашего ‎собрания.‏ ‎Причем ‎они‏ ‎внушительных ‎размеров, ‎в ‎одном‏ ‎случае‏ ‎— ‎почти‏ ‎три ‎метра‏ ‎в ‎высоту ‎и ‎два ‎в‏ ‎ширину,‏ ‎второй ‎цикл‏ ‎чуть ‎поменьше.‏ ‎Восемь ‎этих ‎монументальных ‎пейзажей ‎стали‏ ‎хедлайнерами‏ ‎выставки.‏ ‎Кроме ‎того,‏ ‎мне ‎было‏ ‎интересно ‎их‏ ‎сравнить‏ ‎в ‎одном‏ ‎пространстве. ‎В ‎европейском ‎искусствознании ‎есть‏ ‎точка ‎зрения‏ ‎(на‏ ‎мой ‎взгляд ‎—‏ ‎ошибочная), ‎что‏ ‎в ‎поздний ‎период ‎художник‏ ‎хуже‏ ‎писал. ‎Объяснить‏ ‎ее ‎можно‏ ‎лишь ‎тем, ‎что ‎в ‎музейных‏ ‎собраниях‏ ‎за ‎пределами‏ ‎России ‎не‏ ‎так ‎много ‎поздних ‎работ ‎Робера.‏ ‎После‏ ‎Великой‏ ‎французской ‎революции‏ ‎у ‎этого‏ ‎выдающегося ‎пейзажиста‏ ‎почти‏ ‎не ‎осталось‏ ‎заказчиков ‎на ‎родине, ‎для ‎соотечественников‏ ‎он ‎писал‏ ‎небольшие‏ ‎холсты, ‎часто ‎жанрового‏ ‎содержания. ‎А‏ ‎вот ‎монументальные ‎полотна, ‎да‏ ‎еще‏ ‎и ‎серии,‏ ‎предназначались ‎в‏ ‎основном ‎для ‎русской ‎знати, ‎и‏ ‎эти‏ ‎заказы ‎спасли‏ ‎художника ‎от‏ ‎нищеты.

Почему ‎Робер ‎был ‎так ‎у‏ ‎нас‏ ‎популярен?

Он‏ ‎удивительно ‎совпал‏ ‎с ‎русским‏ ‎вкусом. ‎В‏ ‎нем‏ ‎есть ‎ощущение‏ ‎воображаемого ‎путешествия ‎не ‎то ‎во‏ ‎Францию, ‎не‏ ‎то‏ ‎в ‎Италию. ‎Ну‏ ‎вот ‎чтобы‏ ‎никуда ‎не ‎ехать, ‎но‏ ‎смотреть‏ ‎на ‎картины‏ ‎на ‎стене‏ ‎и ‎мечтать. ‎Первым ‎Робера ‎купил‏ ‎граф‏ ‎Александр ‎Сергеевич‏ ‎Строганов, ‎позже‏ ‎ставший ‎президентом ‎Академии ‎художеств, ‎—‏ ‎за‏ ‎что‏ ‎ему ‎огромное‏ ‎спасибо. ‎А‏ ‎ажиотажный ‎спрос‏ ‎возник‏ ‎после ‎того,‏ ‎как ‎художнику ‎заказал ‎серию ‎пейзажей‏ ‎император ‎Павел‏ ‎I,‏ ‎и ‎эти ‎работы‏ ‎до ‎сих‏ ‎пор ‎находятся ‎в ‎Павловске.‏ ‎Безбородко,‏ ‎Милорадовичи, ‎Воронцовы,‏ ‎Голицыны ‎—‏ ‎у ‎каждого ‎во ‎дворце ‎висели‏ ‎пейзажи‏ ‎Юбера ‎Робера.

Как‏ ‎его ‎работы‏ ‎попали ‎в ‎коллекцию ‎князя ‎Юсупова?

Он‏ ‎приобрел‏ ‎их‏ ‎на ‎антикварном‏ ‎рынке ‎в‏ ‎Париже; ‎по‏ ‎документам‏ ‎известно, ‎что‏ ‎до ‎1815 ‎года. ‎В ‎1810-м‏ ‎(Робер ‎уже‏ ‎два‏ ‎года ‎как ‎умер)‏ ‎Юсупов ‎становится‏ ‎владельцем ‎Архангельского ‎и ‎ищет‏ ‎искусство,‏ ‎созвучное ‎дому.‏ ‎Большие ‎пейзажи‏ ‎невольно ‎соотносились ‎с ‎огромным ‎парком.‏ ‎Для‏ ‎этих ‎двух‏ ‎серий ‎он‏ ‎специально ‎выстроил ‎восьмиугольные ‎залы. ‎Картины‏ ‎висели‏ ‎в‏ ‎простенках ‎больших‏ ‎окон, ‎реальные‏ ‎пейзажи ‎рифмовались‏ ‎с‏ ‎пейзажами, ‎представленными‏ ‎на ‎картинах. ‎Они ‎и ‎сейчас‏ ‎на ‎том‏ ‎же‏ ‎месте.

Раздел ‎«Воображаемое ‎путешествие»,‏ ‎посвященный ‎пейзажам,‏ ‎представляет ‎работы ‎французских ‎художников‏ ‎XVIII‏ ‎века ‎Юбера‏ ‎Робера ‎и‏ ‎Клода ‎Жозефа ‎Верне, ‎а ‎также‏ ‎цикл‏ ‎из ‎трех‏ ‎пейзажей ‎Пьер-Жака‏ ‎Волера.

Робер ‎был ‎эдаким ‎певцом ‎идеальной‏ ‎природы?

Не‏ ‎только.‏ ‎Он ‎был‏ ‎не ‎чужд‏ ‎бытописания. ‎Особенно‏ ‎это‏ ‎заметно ‎в‏ ‎римских ‎работах ‎1760-х ‎годов: ‎он‏ ‎писал ‎поток‏ ‎жизни,‏ ‎занятия ‎обыкновенных ‎людей.‏ ‎И ‎позже‏ ‎в ‎Париже, ‎если ‎что-то‏ ‎сносили‏ ‎или ‎разрушали,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе ‎Бастилию, ‎Робер ‎спешил ‎это‏ ‎запечатлеть.

Он‏ ‎вообще ‎был‏ ‎человеком ‎разнообразных‏ ‎талантов. ‎Например, ‎занимался ‎планировкой ‎парков.‏ ‎Одно‏ ‎из‏ ‎его ‎творений‏ ‎во ‎фрагментах‏ ‎сохранилось ‎до‏ ‎наших‏ ‎дней. ‎Это‏ ‎парк ‎в ‎Эрменонвиле, ‎который ‎в‏ ‎XVIII ‎веке‏ ‎был‏ ‎вторым ‎после ‎Версаля‏ ‎по ‎популярности.‏ ‎Там ‎был ‎похоронен ‎Жан-Жак‏ ‎Руссо.‏ ‎Идею ‎гробницы‏ ‎Руссо, ‎равно‏ ‎как ‎и ‎все ‎гроты ‎и‏ ‎другие‏ ‎парковые ‎павильоны,‏ ‎тоже ‎предложил‏ ‎Робер.

В ‎1780-е ‎он ‎работал ‎в‏ ‎Версале:‏ ‎сделал‏ ‎грот ‎для‏ ‎скульптурной ‎группы‏ ‎Франсуа ‎Жирардона‏ ‎«Аполлон‏ ‎и ‎нимфы»,‏ ‎руководил ‎посадкой ‎деревьев. ‎(Чтобы ‎деревья‏ ‎были ‎на‏ ‎правильной‏ ‎высоте ‎и ‎парк‏ ‎оставался ‎регулярным,‏ ‎в ‎Версале ‎систематически ‎меняют‏ ‎посадки;‏ ‎последний ‎раз‏ ‎Большую ‎аллею‏ ‎обновляли ‎в ‎1980-е.)

И ‎серия ‎из‏ ‎четырех‏ ‎пейзажей ‎1801‏ ‎года ‎из‏ ‎коллекции ‎Архангельского, ‎на ‎мой ‎взгляд,‏ ‎как‏ ‎раз‏ ‎изображает ‎разные‏ ‎виды ‎парков.‏ ‎В ‎XVIII‏ ‎веке‏ ‎парки ‎в‏ ‎основном ‎были ‎пейзажными, ‎на ‎английский‏ ‎манер, ‎но‏ ‎разнообразными.‏ ‎В ‎одних ‎преобладала‏ ‎дикая ‎природа,‏ ‎а ‎в ‎других ‎было‏ ‎много‏ ‎разных ‎затей:‏ ‎скульптура, ‎мостики,‏ ‎гроты, ‎павильоны, ‎обелиски ‎и ‎прочее.‏ ‎На‏ ‎одной ‎картине,‏ ‎которая ‎висит‏ ‎сейчас ‎в ‎«Новом ‎Иерусалиме», ‎Робер‏ ‎изобразил‏ ‎Аполлона‏ ‎Бельведерского ‎и‏ ‎египетский ‎обелиск.‏ ‎Такой ‎комбинации‏ ‎в‏ ‎реальном ‎парке‏ ‎того ‎времени ‎быть ‎не ‎могло.‏ ‎Это ‎его‏ ‎фантазия,‏ ‎проект.

Еще ‎Робер ‎пять‏ ‎лет ‎служил‏ ‎главным ‎хранителем ‎Лувра ‎(чего‏ ‎в‏ ‎России ‎почти‏ ‎не ‎знают,‏ ‎а ‎во ‎Франции ‎помнят ‎и‏ ‎посвятили‏ ‎этому ‎отдельную‏ ‎выставку), ‎даже‏ ‎жил ‎в ‎Лувре ‎— ‎была‏ ‎у‏ ‎его‏ ‎должности ‎такая‏ ‎привилегия. ‎В‏ ‎1784 ‎году,‏ ‎еще‏ ‎до ‎революции,‏ ‎когда ‎подумывали ‎сделать ‎Лувр ‎общедоступным‏ ‎публичным ‎музеем,‏ ‎Робер‏ ‎предлагал ‎варианты ‎экспозиции‏ ‎Большой ‎галереи:‏ ‎верхнее ‎освещение, ‎стеклянный ‎плафон.‏ ‎Вначале‏ ‎он ‎реализовывал‏ ‎эти ‎идеи‏ ‎в ‎живописи, ‎делал ‎визуализации.

Всего ‎на‏ ‎выставке‏ ‎«Французский ‎вкус‏ ‎князей ‎Юсуповых»‏ ‎демонстрируется ‎37 ‎работ.

Пейзажист, ‎архитектор, ‎хранитель‏ ‎Лувра‏ ‎—‏ ‎прихотливый ‎творческий‏ ‎путь…

У ‎Робера‏ ‎вообще ‎феерическая‏ ‎биография.‏ ‎У ‎него‏ ‎было ‎необычное ‎для ‎художника ‎образование,‏ ‎что ‎во‏ ‎многом‏ ‎объясняет ‎характер ‎его‏ ‎творчества. ‎Живописи‏ ‎как ‎таковой ‎он ‎не‏ ‎учился,‏ ‎Академию ‎не‏ ‎окончил, ‎навыки‏ ‎ремесла ‎приобрел ‎в ‎мастерской ‎скульптора‏ ‎Слодца‏ ‎и ‎всю‏ ‎жизнь ‎испытывал‏ ‎огромный ‎интерес ‎к ‎скульптуре. ‎В‏ ‎каждой‏ ‎его‏ ‎картине ‎есть‏ ‎реальные ‎или‏ ‎придуманные ‎скульптурные‏ ‎группы.‏ ‎Он ‎обожал‏ ‎статую ‎Марка ‎Аврелия ‎и ‎изобразил‏ ‎ее ‎на‏ ‎десятках‏ ‎рисунков. ‎У ‎него‏ ‎есть ‎множество‏ ‎зарисовок ‎Лаокоона, ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎выдуманный ‎сюжет‏ ‎про ‎обнаружение‏ ‎статуи. ‎Он ‎и ‎античные ‎рельефы‏ ‎выдумывал.

Помимо‏ ‎этого, ‎Робер‏ ‎окончил ‎католический‏ ‎коллеж, ‎где ‎выучил ‎латынь. ‎На‏ ‎его‏ ‎картинах‏ ‎часто ‎встречаются‏ ‎надписи ‎и‏ ‎подписи ‎на‏ ‎латыни,‏ ‎и ‎даже‏ ‎по-гречески, ‎правда ‎с ‎ошибками, ‎но‏ ‎все-таки.

И ‎потом‏ ‎на‏ ‎11 ‎лет ‎он‏ ‎уехал ‎в‏ ‎Италию?


Поскольку ‎он ‎не ‎оканчивал‏ ‎Академию,‏ ‎то ‎в‏ ‎Риме ‎оказался,‏ ‎как ‎мы ‎сказали ‎бы ‎сейчас,‏ ‎по‏ ‎блату, ‎благодаря‏ ‎маркизу ‎Франсуа‏ ‎Жозефу ‎де ‎Шуазелю ‎(отец ‎художника‏ ‎был‏ ‎у‏ ‎маркиза ‎камердинером).‏ ‎Де ‎Шуазеля‏ ‎назначили ‎послом‏ ‎Франции‏ ‎в ‎Риме,‏ ‎и ‎Юбер ‎Робер ‎последовал ‎за‏ ‎ним. ‎Ему‏ ‎было‏ ‎25 ‎лет, ‎какое-то‏ ‎время ‎он‏ ‎числился ‎пенсионером ‎Французской ‎академии,‏ ‎позже‏ ‎зарабатывал ‎на‏ ‎жизнь ‎рисунками‏ ‎античных ‎древностей ‎для ‎просвещенных ‎путешественников.‏ ‎Очень‏ ‎подружился ‎с‏ ‎Жаном ‎Оноре‏ ‎Фрагонаром, ‎они ‎были ‎не ‎разлей‏ ‎вода,‏ ‎буквально‏ ‎за ‎ручку‏ ‎ходили, ‎вместе‏ ‎ездили ‎на‏ ‎этюды.‏ ‎На ‎выставке‏ ‎в ‎«Новом ‎Иерусалиме» ‎как ‎раз‏ ‎есть ‎пейзаж,‏ ‎где‏ ‎они ‎вдвоем ‎на‏ ‎этюдах.

Судя ‎по‏ ‎сохранившимся ‎портретам, ‎например ‎кисти‏ ‎Элизабет‏ ‎Виже-Лебрен, ‎Робер‏ ‎был ‎славным‏ ‎человеком. ‎И ‎современники ‎о ‎нем‏ ‎писали‏ ‎как ‎о‏ ‎симпатичном, ‎доброжелательном‏ ‎персонаже.

Одновременно ‎он ‎отлично ‎ориентировался ‎в‏ ‎рыночных‏ ‎стратегиях,‏ ‎успешно ‎выставлялся‏ ‎на ‎Салонах,‏ ‎его ‎любил‏ ‎Дени‏ ‎Дидро, ‎и‏ ‎можно ‎предположить, ‎что ‎они ‎были‏ ‎друзьями. ‎Наконец,‏ ‎гениальный‏ ‎маркетинговый ‎ход: ‎Юбер‏ ‎Робер ‎вступил‏ ‎в ‎масонскую ‎ложу, ‎где‏ ‎познакомился‏ ‎со ‎Строгановым,‏ ‎что ‎открыло‏ ‎ему ‎русский ‎рынок. ‎Тем ‎самым‏ ‎он‏ ‎обеспечил ‎себя‏ ‎влиятельными, ‎богатыми‏ ‎и ‎заинтересованными ‎заказчиками ‎на ‎десятилетия‏ ‎вперед.

Сказалось‏ ‎ли‏ ‎его ‎увлечение‏ ‎масонами ‎на‏ ‎творчестве? ‎Есть‏ ‎ли‏ ‎в ‎его‏ ‎пейзажах ‎масонские ‎символы?

Я ‎лично ‎никаких‏ ‎символов ‎не‏ ‎вижу‏ ‎— ‎может ‎быть,‏ ‎за ‎исключением‏ ‎того, ‎что ‎Робер ‎постоянно‏ ‎изображал‏ ‎камень. ‎Но‏ ‎есть ‎такие‏ ‎специалисты, ‎которые ‎находят ‎масонские ‎символы‏ ‎везде.

Как‏ ‎Робер ‎пережил‏ ‎революцию?

Чудом ‎избежал‏ ‎эшафота, ‎вместо ‎него ‎казнили ‎его‏ ‎полного‏ ‎тезку. Мог‏ ‎бы ‎погибнуть‏ ‎ни ‎за‏ ‎что. ‎Он,‏ ‎с‏ ‎одной ‎стороны,‏ ‎был ‎весьма ‎лояльным ‎гражданином, ‎а‏ ‎с ‎другой‏ ‎—‏ ‎не ‎был ‎ни‏ ‎за ‎белых,‏ ‎ни ‎за ‎красных, ‎занимался‏ ‎своим‏ ‎делом. ‎Но‏ ‎в ‎какой-то‏ ‎момент ‎(судя ‎по ‎всему, ‎по‏ ‎доносу‏ ‎— ‎художники‏ ‎тоже ‎стучали‏ ‎друг ‎на ‎друга) ‎он ‎оказался‏ ‎в‏ ‎тюрьме‏ ‎Сан-Лазар. ‎И‏ ‎там ‎тоже‏ ‎писал ‎картины,‏ ‎из‏ ‎чего ‎можно‏ ‎заключить, ‎что ‎распорядок ‎в ‎тюрьмах‏ ‎XVIII ‎века‏ ‎был‏ ‎не ‎такой ‎жесткий,‏ ‎как ‎200‏ ‎лет ‎спустя. ‎Симпатичные ‎сюжеты:‏ ‎тюремный‏ ‎обед, ‎игра‏ ‎узников ‎в‏ ‎шары. ‎В ‎этих ‎листах ‎тоже‏ ‎был‏ ‎элемент ‎фантазии.‏ ‎Это ‎его‏ ‎творческий ‎метод ‎— ‎смешивать ‎вымысел‏ ‎с‏ ‎реальностью.

Можно‏ ‎как-то ‎определить,‏ ‎в ‎чем‏ ‎ценность ‎его‏ ‎пейзажей?

В‏ ‎его ‎работах‏ ‎есть ‎ощущение ‎гармонии, ‎равновесия ‎между‏ ‎природой ‎и‏ ‎творением‏ ‎человеческих ‎рук, ‎в‏ ‎них ‎есть‏ ‎культура ‎в ‎самых ‎разных‏ ‎ее‏ ‎проявлениях, ‎есть‏ ‎античная ‎и‏ ‎ренессансная ‎традиция. ‎Эти ‎пейзажи ‎—‏ ‎своего‏ ‎рода ‎манифест:‏ ‎в ‎них‏ ‎считывается ‎непрерывность ‎и ‎единство ‎европейской‏ ‎истории.‏ ‎Для‏ ‎образованного ‎человека‏ ‎XVIII ‎века‏ ‎это ‎было‏ ‎важно.‏ ‎И ‎при‏ ‎этом ‎античная ‎традиция ‎именно ‎что‏ ‎живая: ‎художник‏ ‎населяет‏ ‎руины ‎вполне ‎узнаваемыми‏ ‎героями, ‎своими‏ ‎современниками. ‎Внутри ‎базилик ‎рисует‏ ‎сеновалы,‏ ‎по ‎руинам‏ ‎расставляет ‎туристов‏ ‎с ‎гидами. ‎Персонажи ‎в ‎античных‏ ‎тогах‏ ‎соседствуют ‎на‏ ‎его ‎картинах‏ ‎с ‎людьми ‎в ‎одежде ‎XVIII‏ ‎века.‏ ‎Юбер‏ ‎Робер ‎уловил‏ ‎дух ‎эпохи.‏ ‎Человечество ‎не‏ ‎так‏ ‎часто ‎переживало‏ ‎подобное ‎волшебное ‎состояние: ‎один ‎раз‏ ‎— ‎в‏ ‎эпоху‏ ‎Ренессанса, ‎второй ‎—‏ ‎накануне ‎Великой‏ ‎французской ‎революции, ‎когда ‎тоже‏ ‎было‏ ‎ощущение, ‎что‏ ‎все ‎вернулись‏ ‎в ‎золотой ‎век. ‎Робер ‎—‏ ‎один‏ ‎из ‎самых‏ ‎чутких ‎мастеров‏ ‎XVIII ‎века, ‎его ‎картинами ‎можно‏ ‎иллюстрировать‏ ‎любую‏ ‎особенность ‎культуры‏ ‎предреволюционных ‎десятилетий.

В‏ ‎экспозицию ‎вошли‏ ‎работы‏ ‎музея-усадьбы ‎«Архангельское»,‏ ‎который ‎впервые ‎так ‎щедро ‎показывает‏ ‎за ‎своими‏ ‎пределами‏ ‎уникальную ‎коллекцию.

Если ‎рассматривать‏ ‎феномен ‎неоклассицизма,‏ ‎который ‎был ‎последним ‎интернациональным‏ ‎стилем,‏ ‎так ‎или‏ ‎иначе ‎затронувшим‏ ‎абсолютно ‎все ‎европейские ‎школы, ‎Робер‏ ‎был‏ ‎одной ‎из‏ ‎ключевых ‎фигур.

Кроме‏ ‎того, ‎он ‎абсолютно ‎гениальный ‎рисовальщик.‏ ‎В‏ ‎XVIII‏ ‎веке ‎все‏ ‎художники ‎превосходно‏ ‎рисовали, ‎но‏ ‎Робер‏ ‎даже ‎на‏ ‎этом ‎фоне ‎— ‎один ‎из‏ ‎самых ‎поразительных.‏ ‎Эрмитаж‏ ‎обладает ‎большим ‎собранием‏ ‎его ‎рисунков,‏ ‎их ‎изучают, ‎но ‎широкой‏ ‎публике‏ ‎их ‎ценность‏ ‎совсем ‎не‏ ‎очевидна.

Сколько ‎всего ‎в ‎России ‎работ‏ ‎Юбера‏ ‎Робера?

Моя ‎эрмитажная‏ ‎коллега ‎Екатерина‏ ‎Дерябина, ‎написавшая ‎диссертацию ‎о ‎художнике,‏ ‎выявила‏ ‎более‏ ‎100 ‎картин‏ ‎этого ‎автора‏ ‎в ‎музейных‏ ‎и‏ ‎частных ‎собраниях‏ ‎(правда, ‎в ‎1930-е ‎годы ‎во‏ ‎время ‎печально‏ ‎известных‏ ‎сталинских ‎распродаж ‎часть‏ ‎этих ‎работ‏ ‎оказалась ‎за ‎пределами ‎России).‏ ‎И‏ ‎это ‎не‏ ‎считая ‎рисунков‏ ‎в ‎Эрмитаже! ‎Екатерина, ‎на ‎мой‏ ‎взгляд,‏ ‎лучший ‎специалист‏ ‎по ‎Роберу‏ ‎в ‎мире, ‎ведь ‎она ‎отвечает‏ ‎за‏ ‎богатейшую‏ ‎коллекцию ‎—‏ ‎во ‎Франции‏ ‎таких ‎нет.‏ ‎В‏ ‎Лувре ‎неплохая,‏ ‎но ‎в ‎Эрмитаже ‎несравненно ‎разнообразнее‏ ‎и ‎интереснее.‏ ‎Плюс‏ ‎к ‎этому ‎пейзажи‏ ‎Робера ‎есть‏ ‎практически ‎во ‎всех ‎региональных‏ ‎российских‏ ‎музеях, ‎куда‏ ‎эти ‎работы‏ ‎попали ‎в ‎1920–1930-е ‎во ‎время‏ ‎распределения‏ ‎музейного ‎фонда.

А‏ ‎какое ‎место‏ ‎в ‎этом ‎ряду ‎занимает ‎Робер‏ ‎из‏ ‎Архангельского?

По‏ ‎значимости ‎наше‏ ‎собрание ‎сопоставимо‏ ‎с ‎ГМИИ,‏ ‎мы‏ ‎делим ‎второе‏ ‎и ‎третье ‎места. ‎В ‎Архангельском‏ ‎есть ‎даже‏ ‎подделки‏ ‎под ‎Робера ‎XIX‏ ‎века ‎—‏ ‎судя ‎по ‎всему, ‎вещи‏ ‎учеников‏ ‎Императорской ‎академии‏ ‎художеств. ‎Они‏ ‎делали ‎такие ‎пастиши: ‎не ‎всем‏ ‎же‏ ‎заказчикам ‎хватало‏ ‎денег ‎на‏ ‎подлинники. ‎Наши ‎подделки ‎— ‎вполне‏ ‎достойного‏ ‎качества,‏ ‎они ‎выполнены‏ ‎по ‎мотивам‏ ‎картин, ‎которые‏ ‎раньше‏ ‎были ‎в‏ ‎Царском ‎Селе, ‎а ‎сейчас ‎находятся‏ ‎в ‎одной‏ ‎японской‏ ‎коллекции.

Собственно, ‎вот ‎этот‏ ‎«Античный ‎храм»

То‏ ‎есть, ‎наследие ‎Юбера ‎Робера‏ ‎не‏ ‎совсем ‎уж‏ ‎в ‎забвении.

Этого‏ ‎художника ‎в ‎России ‎знают, ‎но‏ ‎нельзя‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎он ‎популярен.‏ ‎И ‎он ‎такой ‎не ‎один.‏ ‎Вот‏ ‎сейчас‏ ‎открылся ‎музей‏ ‎Павла ‎и‏ ‎Сергея ‎Третьяковых,‏ ‎где,‏ ‎помимо ‎прочего,‏ ‎представлены ‎этюды ‎барбизонской ‎школы. ‎В‏ ‎России ‎одна‏ ‎из‏ ‎лучших ‎коллекций ‎живописи‏ ‎барбизонцев, ‎уникальное‏ ‎собрание; ‎они ‎оказали ‎огромное‏ ‎влияние‏ ‎на ‎русских‏ ‎пейзажистов ‎второй‏ ‎половины ‎XIX ‎века. ‎Но ‎об‏ ‎этом‏ ‎практически ‎никто‏ ‎не ‎знает,‏ ‎в ‎ГМИИ ‎эти ‎работы, ‎как‏ ‎правило,‏ ‎не‏ ‎выставляются. ‎Хотя‏ ‎бы ‎сейчас‏ ‎они ‎стали‏ ‎доступны‏ ‎в ‎новом‏ ‎музее!

Причем ‎и ‎барбизонцы, ‎и ‎Робер‏ ‎— ‎то‏ ‎искусство,‏ ‎которое ‎нравится ‎зрителю:‏ ‎там ‎есть‏ ‎сюжет, ‎есть ‎что ‎рассматривать,‏ ‎о‏ ‎чем ‎фантазировать.‏ ‎У ‎Робера‏ ‎можно ‎расшифровывать ‎каждый ‎пейзаж: ‎что‏ ‎он‏ ‎увидел ‎в‏ ‎натуре, ‎а‏ ‎что ‎придумал. ‎Жаль, ‎что ‎пока‏ ‎для‏ ‎кураторов‏ ‎свет ‎клином‏ ‎сошелся ‎только‏ ‎на ‎импрессионистах.


Читать: 6+ мин
logo Норин

Жорж Клерен

Georges ‎Clairin.‏ ‎Жил ‎во ‎второй ‎половине ‎XIX‏ ‎века ‎во‏ ‎Франции,‏ ‎причем ‎здорово ‎фанател‏ ‎от ‎восточных‏ ‎мотивов. ‎На ‎мой ‎вкус,‏ ‎он‏ ‎какой-то ‎очень‏ ‎уж ‎избыточный,‏ ‎у ‎него ‎на ‎картине ‎просто‏ ‎всегда‏ ‎очень ‎много‏ ‎всяких ‎рюшечек,‏ ‎орнаментов ‎и ‎цветных ‎пятен. ‎Но‏ ‎на‏ ‎раз‏ ‎посмотреть ‎—‏ ‎интересно ‎пишет.‏ ‎Самой ‎известной‏ ‎работой‏ ‎считается ‎портрет‏ ‎Сары ‎Бернар ‎(с ‎белым ‎собакеном).




















Читать: 1+ мин
logo Норин

Рене Магритт, «Выживший»


Читать: 1+ мин
logo Норин

Кавказские ополченцы

Кстати, ‎раз‏ ‎уж ‎затронули ‎кавказскую ‎тему. ‎Именование‏ ‎тамошних ‎абреков‏ ‎ополченцами‏ ‎— ‎это ‎не‏ ‎то, ‎что‏ ‎придумали ‎украинцы ‎2014 ‎года‏ ‎в‏ ‎видах ‎толстого‏ ‎троллинга. ‎Боевиков‏ ‎90-х ‎даже ‎российские ‎военные ‎называли‏ ‎так,‏ ‎по ‎крайней‏ ‎мере ‎до‏ ‎Буденновска ‎(после ‎уже ‎использовались ‎только‏ ‎слова,‏ ‎имеющие‏ ‎разнообразные ‎негативные‏ ‎оттенки). ‎Но‏ ‎и ‎эта‏ ‎картина‏ ‎Полидора ‎Бабаева‏ ‎называется ‎«Атака ‎ополченцев ‎имама ‎Шамиля‏ ‎на ‎укрепление‏ ‎Ахты‏ ‎в ‎Дагестане». ‎Полидор‏ ‎Иванович, ‎кстати,‏ ‎сам ‎был ‎офицером ‎артиллерии‏ ‎и‏ ‎служил ‎на‏ ‎Кавказе. ‎А‏ ‎в ‎свободное ‎время ‎занимался ‎батальной‏ ‎живописью.‏ ‎А ‎еще‏ ‎он ‎иконы‏ ‎писал. ‎Такой ‎вот ‎универсальный ‎человек.


Читать: 1+ мин
logo Норин

Художник Александр Зауервейд. «Питер Динклейдж, одетый черкесом»


Читать: 7+ мин
logo Норин

Купание, дети и дамы Хоакина Соролья

Хоакин ‎Соролья‏ ‎был ‎сложной ‎и ‎тяжелой ‎судьбы‏ ‎художник. ‎Родился‏ ‎он‏ ‎в ‎Испании ‎в‏ ‎1863 ‎году,‏ ‎в ‎два ‎года ‎осиротел‏ ‎—‏ ‎родители ‎умерли‏ ‎от ‎холеры.‏ ‎Воспитывали ‎его ‎дядя ‎и ‎тетя,‏ ‎которые‏ ‎сначала ‎хотел‏ ‎сделать ‎из‏ ‎ребенка ‎слесаря ‎(как ‎дядюшка), ‎но‏ ‎заметили,‏ ‎что‏ ‎мальчик ‎тянется‏ ‎к ‎кисти,‏ ‎и ‎позволили‏ ‎учиться‏ ‎рисованию. ‎Правда,‏ ‎оплачивать ‎обучение ‎Хоакину ‎пришлось ‎самостоятельно:‏ ‎дядя ‎был‏ ‎беден.‏ ‎Так ‎что ‎юный‏ ‎Соролья ‎написал‏ ‎картину ‎и ‎сумел ‎продать‏ ‎ее‏ ‎антиквару, ‎чем‏ ‎обеспечил ‎себе‏ ‎обучение ‎на ‎первых ‎порах.

Затем ‎его‏ ‎заметили‏ ‎в ‎мадридской‏ ‎академии ‎художеств‏ ‎и ‎выдали ‎пособие ‎на ‎учебу‏ ‎в‏ ‎Риме.‏ ‎Ну, ‎и‏ ‎дальше ‎все‏ ‎довольно ‎долго‏ ‎шло‏ ‎просто ‎отлично‏ ‎— ‎выставки, ‎финансовый ‎успех, ‎слава,‏ ‎внимание ‎критиков,‏ ‎любовь‏ ‎публики. ‎Очень ‎был‏ ‎плодовит, ‎две‏ ‎тысячи ‎работ. ‎Все ‎было‏ ‎прекрасно‏ ‎до ‎1920‏ ‎года, ‎когда‏ ‎Хоакина ‎разбил ‎инсульт, ‎и ‎он‏ ‎остался‏ ‎парализованным ‎еще‏ ‎три ‎года,‏ ‎после ‎чего ‎умер. ‎Но ‎работал‏ ‎за‏ ‎десятерых,‏ ‎крупнейший ‎импрессионист‏ ‎Испании, ‎и‏ ‎вообще ‎человек‏ ‎достойный.






















Читать: 3+ мин
logo Норин

Jules-Émile Saintin

Jules-Émile ‎Saintin‏ ‎был ‎французский ‎живописец. ‎Писал ‎женщин,‏ ‎детей ‎и‏ ‎редко,‏ ‎но ‎метко ‎мужыков.‏ ‎Помер ‎старым‏ ‎кавалером ‎Почетного ‎Легиона, ‎выставлялся‏ ‎успешно,‏ ‎резких ‎поворотов‏ ‎в ‎жизни‏ ‎вроде ‎как ‎не ‎имел. ‎Он,‏ ‎похоже,‏ ‎был ‎не‏ ‎то ‎чтоб‏ ‎прямо ‎шибко ‎плодовит, ‎но ‎то,‏ ‎что‏ ‎есть‏ ‎— ‎хорошо‏ ‎весьма.


Читать: 2+ мин
logo Норин

Художник Генрих Вайсенгоф

Генрих ‎Вайсенгоф‏ ‎— ‎знаменитый ‎художник ‎сложной ‎биографии.‏ ‎Родился ‎под‏ ‎Ковно‏ ‎в ‎шляхетской ‎семье,‏ ‎детство ‎провел‏ ‎на ‎Урале, ‎куда ‎его‏ ‎родителей‏ ‎укатали ‎в‏ ‎рамках ‎обогащения‏ ‎российской ‎глубинки ‎пленными ‎повстанцами ‎после‏ ‎событий‏ ‎1863 ‎года.‏ ‎Эта ‎вообще-то‏ ‎катастрофическая ‎в ‎жизни ‎человека ‎история‏ ‎сказалась‏ ‎неожиданным‏ ‎образом: ‎образование‏ ‎он ‎получал‏ ‎в ‎Петербургской‏ ‎Императорской‏ ‎академии ‎художеств.‏ ‎Жил ‎в ‎Мюнхене, ‎Париже ‎и‏ ‎в ‎имении‏ ‎под‏ ‎Пуховичами, ‎что ‎недалеко‏ ‎от ‎Минска.‏ ‎В ‎Первую ‎мировую ‎переехал‏ ‎в‏ ‎Варшаву, ‎где‏ ‎и ‎умер‏ ‎в ‎1922 ‎году ‎чуть ‎за‏ ‎60.‏ ‎Такая ‎вот‏ ‎довольно ‎нетривиальная‏ ‎биография. ‎Судя ‎по ‎всему, ‎был‏ ‎не‏ ‎сильно‏ ‎плодовит, ‎во‏ ‎всяком ‎случае,‏ ‎в ‎интернете‏ ‎его‏ ‎картин ‎мало,‏ ‎и ‎все ‎лучшее ‎здесь. ‎Но‏ ‎что ‎есть‏ ‎—‏ ‎хорошо. ‎Особенно ‎медведы‏ ‎борющиеся ‎и‏ ‎лосях ‎на ‎болоте. ‎На‏ ‎четвертую‏ ‎картину ‎смотрите‏ ‎внимательно, ‎а‏ ‎то ‎я ‎с ‎первого ‎взгляда‏ ‎главного‏ ‎героя ‎даже‏ ‎и ‎не‏ ‎заметил.







Читать: 4+ мин
logo Норин

Художник Рокуэлл Кент и северный свет

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo Норин

Картина Жоржа Матье «Битва при Лепанто»

Признаем, ‎что‏ ‎никто ‎из ‎художников, ‎подходящих ‎к‏ ‎батальной ‎живописи‏ ‎формально,‏ ‎не ‎передал ‎так‏ ‎блестяще ‎самую‏ ‎суть ‎события.


Читать: 1+ мин
logo Норин

Художник Зуев, картина «Паровоз»


Читать: 1+ мин
logo Норин

Художник Юрий Клапоух, «Зимний берег»


Читать: 4+ мин
logo Норин

Художник Борис Николаев, война и мир

По ‎жизни‏ ‎его ‎сначала ‎сильно ‎побило ‎—‏ ‎родился ‎в‏ ‎1925-м,‏ ‎жил ‎в ‎Ленинграде,‏ ‎едва ‎не‏ ‎умер ‎с ‎голоду ‎в‏ ‎блокаду,‏ ‎потом ‎воевал‏ ‎с ‎43‏ ‎до ‎упора, ‎но ‎дальше ‎обстоятельства‏ ‎его‏ ‎исправились, ‎он‏ ‎окончил ‎академию‏ ‎Репина ‎и ‎писал ‎в ‎основном‏ ‎мягкие‏ ‎городские‏ ‎(и ‎сельские‏ ‎тоже) ‎пейзажи.‏ ‎Заслуженный ‎художник‏ ‎РФ,‏ ‎выставляется ‎от‏ ‎Русского ‎музея ‎до ‎галереи ‎в‏ ‎Шанхае, ‎и‏ ‎умер‏ ‎уже ‎в ‎2017‏ ‎году ‎девяносто‏ ‎двух ‎лет. ‎В ‎общем,‏ ‎удалась‏ ‎жизнь.













Читать: 1+ мин
logo Норин

«Исповедь» Властимила Гофмана

Этот ‎польский‏ ‎художник ‎начала ‎ХХ ‎века ‎хотел‏ ‎поженить ‎авангардизм‏ ‎(по‏ ‎меркам ‎времени), ‎религиозные‏ ‎мотивы ‎и‏ ‎народность ‎— ‎он ‎относился‏ ‎к‏ ‎категории, ‎которую‏ ‎в ‎Польше‏ ‎называли ‎«хлопоманами» ‎— ‎типа ‎«народников»,‏ ‎но‏ ‎с ‎более‏ ‎ироничным ‎оттенком.‏ ‎Ну, ‎и ‎вот ‎тут ‎—‏ ‎мужик‏ ‎исповедуется,‏ ‎буквально, ‎дорожному‏ ‎кресту.У ‎Гофмана‏ ‎вообще ‎была‏ ‎жизнь‏ ‎бурная, ‎помотало‏ ‎человека. ‎Знаменитым ‎он ‎стал ‎где-то‏ ‎в ‎25,‏ ‎как‏ ‎раз ‎на ‎волне‏ ‎успеха ‎«Исповеди».‏ ‎Первую ‎мировую ‎он ‎просидел‏ ‎в‏ ‎Праге ‎(чешской),‏ ‎где ‎родился,‏ ‎а ‎в ‎20-е ‎переехал ‎в‏ ‎Польшу.В‏ ‎39-м ‎началась‏ ‎война, ‎Гофман,‏ ‎убегая ‎от ‎нацистов, ‎оказался ‎на‏ ‎советской‏ ‎территории.‏ ‎Там ‎ему‏ ‎неожиданно ‎пригодились‏ ‎чехословацкие ‎корни.‏ ‎В‏ ‎39-м ‎в‏ ‎Польшу ‎прибыло ‎несколько ‎тысяч ‎чехословаков,‏ ‎которые ‎надеялись‏ ‎побороться‏ ‎с ‎нацистами ‎в‏ ‎составе ‎польской‏ ‎армии. ‎Польская ‎армия ‎крякнула,‏ ‎и‏ ‎чехословаки ‎после‏ ‎пары ‎перестрелок‏ ‎с ‎немцами ‎сдались ‎РККА. ‎Наши‏ ‎сформировали‏ ‎из ‎чехословаков,‏ ‎желающих ‎повоевать‏ ‎против ‎арийцев, ‎свои ‎части. ‎Но‏ ‎Гофман‏ ‎там‏ ‎сильно ‎не‏ ‎задержался, ‎и‏ ‎какими-то ‎окольными‏ ‎путями‏ ‎через ‎Стамбул‏ ‎и ‎Хайфу ‎уехал ‎в ‎Иерусалим.В‏ ‎Краков ‎он‏ ‎вернулся‏ ‎в ‎1946 ‎году,‏ ‎потом ‎поселился‏ ‎в ‎Судетах. ‎И ‎жил‏ ‎с‏ ‎женою, ‎пока‏ ‎не ‎умер‏ ‎в ‎1970 ‎году ‎89 ‎лет.


Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048