Бесплатные статьи
То, что материал доступен за бесплатно, может означать три вещи. Во-первых, чаще всего, он уже публиковался раньше. Я планирую собрать всё, что было мной написано, в одном месте. И было бы очень странно, если бы в одном уголке всемирной сети статью можно было бы прочитать за так, а в другом — уже за денежку.
Во-вторых, я устанавливаю бесплатный доступ для материалов, имеющих, как я выражаюсь, «большое общественное значение». То есть, если считаю, что максимальный охват аудитории важнее, чем денежка, которую я не получу. Это бывает гораздо реже. Пока. С ходом времени статьи, публиковавшиеся раньше, закончатся, а вот «социально значимых» тем будет становиться только больше.
Ну и в-третьих. Статьи о совсем старых играх для Commodore 64. Эта платформа сыграла в моей жизни важную роль. Однако, игры тогда зачастую были довольно простенькие. Много про них просто не напишешь — зачастую, уложишься в несколько абзацев. Брать денежку за несколько абзацев текста как-то совесть не позволяет.
Я надеюсь, что эти статьи вам понравятся. В таком случае, осмелюсь заметить, что статьи с платным доступом ничуть не хуже. Да, это намёк.
Приятного чтения.
Bounty Train (2017): Необходимо, но не достаточно
Sid Meier’s Pirates! показала нам, как надо делать Sid Meier’s Pirates!. А Bounty Train очень неплохо демонстрирует, как Sid Meier’s Pirates! делать не надо. Причём разница в удивительных мелочах. И ещё, конечно, в том, что игра про паровозы автоматически делается ещё более нишевой, чем игра про подводные лодки.
Cultist Simulator (2018): Сияние Славы
Самая зловещая и загадочная игра, порождённая трудами Алексиса Кеннеди. Ни в Sunless Sea, ни в Book of Hours нельзя было умереть с такой лёгкостью. И понять, что, вообще, в игре надо делать, там тоже было куда легче. Настоящий вызов вашим способностям. Проблема лишь в том, что когда вы преодолеете этот рубеж, то…
Death Stranding (2020): На своих двоих, на своём горбу
С одной стороны — мейнстрим, ААА, Кодзимагений и прочее. С другой же — вещь весьма оригинальная и глубокая. Меня сильно зацепило, хотя и очень не сразу. Я также надеюсь, что моя статья — это достаточно оригинальный взгляд на замысел мастера. По крайней мере, аналогичных утверждений я ни у кого из коллег не встречал.
Derail Valley (РД, 2023): Долина ржавых призраков
Эта статья посвящена ранней версии игры, той, что была в 2023 году. Железнодорожные симуляторы — вообще вещь довольно нишевая. Этот же замечателен ещё и тем, что его действие происходит в мире, где кроме вас никого нет. Только призраки, которые подбрасывают вам контракты и чинят матчасть. Соответственно, никаких диспетчеров и трафика. Зато полностью ручная винтовая сцепка плюс абсолютно ручной перевод всех стрелок. И ещё: получилось очень красиво.
Dredge (2023): Зов плюшевого Ктулху
Маленькая игра про рыбака в мистическом океане неожиданно оказалась настолько популярной, что сейчас даже идёт речь о её экранизации. Смотрим и размышляем: что же в ней оказалось такого притягательного?
FAR: Lone Sails (2018): Теперь с заметками на полях
Эта статья была впервые опубликована шесть лет назад. Тогда я понятия не имел, что FAR, вообще-то, начиналась как студенческая работа. Вещь оказалась настолько талантливой, что я рассматривал её как серьёзный проект. Искал всякие философские подтексты. Сейчас это забавно читать.
Fear Equation (2016): Сквозь туман
Стратегия о путешествии на поезде через ужасающий туман, в котором человек может исчезнуть мгновенно и без следа. Контролировать надо не только вылазки за жратвой и топливом, но и духовные искания пассажиров. А то могут и поубивать друг друга. Как и водится у Screwfly Studios, идея очень интересная, но исполнение страдает. Причём дело не в кривом исполнении; тут люди, как правило, сворачивали шею на переусложнённом интерфейсе — ещё одной визитной карточке SF.
Gunship (1986): Надо было с чего-то начать
Почти самый первый симулятор ударного вертолёта, созданный гением Сида Мейера. И Билла Стили. И Энди Холлиса. Стоит заметить, что он играбелен даже сейчас. Хотя, в отличие от многих других игр MicroProse, нельзя сказать, что эта вещь «задала стандарты». В мире авиасимов каждый делает всё по-своему.
Iratus: Lord of the Dead (2020): Вновь играем чёрными
Успех The Darkest Dungeon породил у авторов этой игры естественное желание сделать так же, но наоборот. Чтобы ты не погружался всё глубже в подземелья, дышащие Злом, а напротив, в роли Зла стремился вырваться наружу. Получилось неплохо, на мой взгляд. Хотя некоторые и обвиняют игру в полной вторичности. Но даже если и так, играть вполне можно.
Jalopy (2018): На юго-восток, не спеша
Первая из известных мне игр про то, как едешь на автомобильчике, который непрерывно нужно чинить. Роль «Лайки» исполняет слегка загримированный «Трабант», а вся игра наполнена невероятным восточноевропейским шармом начала девяностых годов прошлого века. Жаль, что авторы так и не выжали из Jalopy всё возможное, остановившись на полдороге. Впрочем, это знамя нашлось кому подхватить.
LHX Attack Chopper (1990): Что такое «антисимулятор»
Статья, посвящённая старинной классике — вертолётному «как бы симулятору» LHX. Сейчас, с высоты десятилетий интересно смотреть на то, как новые стандарты, заданные симулятором Gunship, вышедшим четырьмя годами раньше, смешались со старыми, оставшимися со времён старых двухмерных платформеров, где участие принимал плоский вертолётик.
Magic Carpet 1 и 2 (1994 и 1995): Вид с высоты
Две во многом революционные, но не очень успешные игры. Вот здесь очень оригинальные идеи Питера Молиньё воплотились в жизнь очень удачно — сами по себе. Но при этом столкнулись с общим не очень проработанным гейм-дизайном, ибо в то время гейм-дизайнеры ещё не успели додуматься до многих вещей, которые нам кажутся само собой разумеющимися. Хорошо бы сделать римейк этой штуки.
Maneater (2020): Кровь, вода и мизантропия
Симулятор акулы, позволяющий себе на удивление серьёзную социальную критику. Нет, особых глубин и философских прозрений не ждите, но сам факт интересен. Единственная проблема в том, что заявления типа «человечество — говно», хотя и пользуются неизменной популярностью у человечества, сами по себе не делают его хоть немножко лучше.
Megafortress (1991): Самолёт, роман, симулятор
Одна из немногих попыток создать авиасимулятор, изображающий современный тяжёлый бомбардировщик. Тогда у авторов многое пошло не так и игра оказалась полностью забыта. Интересно посмотреть, почему такое получилось.
No Man’s Sky (2016): Взгляд назад
Сейчас у No Man’s Sky всё хорошо. Но мне показалось интересным включить сюда старую статью, посвященную такой NMS, какой она была на момент релиза. Поучительная история.
Planetbase (2015): Путь к Монолиту
Небольшой, но добротно сделанный «менеджер колонии». Колония инопланетная, но при этом никакие загадочные монстры не нужны. Удар метеорита, солнечная вспышка, проникновение враждебной атмосферы — и порядок. Игра прошла почти незамеченной, но понравилась вашему покорному. И не только ему.
Potionomics (2022): Чёрная магия капитализма
Небольшой, но, на мой взгляд, довольно удачный «симулятор алхимика», сочетающий в себе несколько жанров, вменяемый сюжет с романтической линией и, вдобавок, вполне пристойно выглядящий для инди-игры. Сейчас «симуляторы алхимика» делаются массово и уже сформировали свой субжанр. Так вот, в рамках этого субжанра Potionomics остаётся самой масштабной и продвинутой.
Prison Architect (2015): От трёхмерья только хуже
Tycoon про строительство тюрьмы. Разных «магнатов» наделали очень много. Тех, что посвящены строительству тюрьмы, тоже хватает. И все они, как правило, были, в лучшем случае, посредственными. Однако, в данном случае за дело взялась столь же талантливая, сколь и небогатая Introversion. Результат: помимо отличного геймплея игра обладает минималистичным дизайном, который стал смотреться даже выигрышней, чем та роскошь, которую можно было бы сделать за большие деньги.
Receiver (2012): Мироздание пистолетов
Симулятор двух пистолетов и револьвера. Написан за неделю, в рамках конкурса. Никаких шуток. Оружие управляется десятком клавиш. Каждый выстрел врага смертелен. Уровни создаются процедурно. И, надо сказать, получилось на удивление талантливо; Receiver заметно выходит за рамки игрушечки, написанной почти что «на спор».
Red Storm Rising (1989): Нам показали, как надо
Классический атомный подводный симулятор от MicroProse, оставшийся в тени своего легендарного авиационного собрата — симулятора F-19 Stealth Fighter. В RSR можно неплохо сыграть и сейчас, хотя многие предпочтут Cold Waters — ибо авторов Cold Waters вдохновлял именно Red Storm Rising.
Sang-Froid — Tales of Werewolves (2013): Благослови топор
Милый, но прошедший почти незамеченным tower defense + action + strategy о двух канадских лесорубах XIX века. Исчадья ада, направляемые лично Сатаной, позволяют себе слишком много — соответственно, их надо зарубать топором, пристреливать из мушкета и хитроумнейшими способами заманивать в разные ловушки.
Satisfactory (2022): О превозмогателях
Это статья о старой версии Satisfactory, написанная задолго до появления версии 1.0. Имеет некоторую историческую ценность. Наверное. На мой взгляд, один из лучших «симуляторов конвейера». Хотя, конечно, некоторым больше по душе Factorio. И я с уважением отношусь к этому выбору.
Sea Power (2024, v. 0.1.0.5): О славных предках и нынешней сырости
Сейчас военно-морская стратегия Sea Power находится в раннем доступе, но уже вызвала заметный интерес играющего сообщества. Поэтому я решил сделать статью о ранней версии игры бесплатной, а заодно снабдить её историческим обзором, кратко рассказав о забытых предшественниках Sea Power — Harpoon/Harpoon 2 и Fleet Command.
Silent Service (1985): Три настоящих измерения
Версия для Commodore 64. Почти что самый первый в истории серьёзный симулятор подводной лодки. Одна из ранних работ Сида Мейера. Эта игра заложила почти все основы жанра, о чём и идёт речь в статье.
Sunless Sea (2015): Очень тёмное море
Рассказ о том, какое развитие получила браузерная игра Fallen London и почему знакомство со вселенной Fallen London лучше всего начинать именно с мостика одинокого парохода Sunless Sea. Последующие игры во вселенной Низвергнутого Лондона получились, на мой взгляд, уже чуть менее удачными.
Talos Principle, The (2014): Взойти на Башню
Серия пазлов с очень глубокой философией. История полноценного искусственного интеллекта и его мёртвых создателей, размышлявших: а чем, всё-таки, человек отличается от машины? Что удивительно, от Croteam, создателей эталонного мясного шутера Serious Sam.
Transarctica (1993): О преемственности поколений
Очень оригинальная игра о путешествиях на поезде по ледяному постапокалиптическому миру. Transarctica повлияла на многих и до сих пор имеет поклонников, которые даже пытаются сделать её римейк. Вот только играть в неё невозможно. Обычное дело для продуктов Silmarils. Однако, настоящего ретро-геймера так просто не остановить. Я почти её прошёл, хотя для этого и понадобилось вспомнить молодость и кодить на Бейсике.
Unnatural Selection (1993): Во славу эксперимента
Вероятно, это самая неизвестная игра от Maxis, компании, которую мы так хорошо знаем по сериям SimCity и The Sims. Я почти уверен, что данная рецензия — самый детальный разбор игры в истории Галактики. За все тридцать лет. Unnatural Selection, как и следует из названия, симулятор искусственного отбора. Который мы производим в военных целях.
Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 (2025): Вампирское слово «трейт»
Долгожданная Bloodlines 2 оказалась вовсе не так плоха, как утверждают некоторые. Просто в ней почти каждое «да» сопровождается своим «но», а иногда и не одним. Однако, такое соотношение ещё можно исправить, хотя бы отчасти, а потому автор выражает сдержанный оптимизм.
Zafehouse Diaries (2013): Запиши для потомства
Не слишком часто нам предлагают игру про зомби в формате походовой стратегии, а весь визуал — записи в дневнике. Причём в геймплее присутствует сильнейший акцент на менеджмент взаимоотношений в группе из пяти выживальщиков. Механики в игре настолько тонкие и неуловимые, что зубы на них сломали многие.
Zeppelin: Giants of the Sky (1994): То, что легче воздуха
Что получится, если MicroProse, которая в те годы только начинала, как издатель, выделит деньги на оригинальный студенческий проект? Оказывается, ничего хорошего. А получиться могло бы многое. Экономическая стратегия о постройке транспортной дирижабельной империи в начале ХХ века, с сильной привязкой к историческим реалиям могла бы стать очень интересной.
Zombie Defense (2016): Деньги, звёзды, зомби
Чудесная tower defense, посвящённая, как вы догадываетесь, массовым расстрелам толп зомби. Уровень аддиктивности очень высокий. И раздаётся она за бесплатно. Что особенно удивительно. Правда, когда эта статья писалась, я ещё не знал, что ZD пришла на РС с мобильных устройств, где такая модель распространения в порядке вещей. Но этот факт ничуть не отменяет её прочих достоинств.