12 августа 2024 в 15:41 МСК
Читать 12 мин

Potionomics: Чёрная магия капитализма

Краткое предисловие к SPONSR-изданию. Данная статья была написана больше года назад. И за это время ваш покорный с удивлением обнаружил, что «симуляторы алхимика», в которых центральным элементом геймплея является именно зельеварение, осуществляющееся по тем или иным правилам, образовали уже целый субжанр жанра пазлов. Также выяснилось, что к этим играм я питаю некоторую склонность — в моей библиотеке их уже шесть штук (считая реалистичный симулятор пивовара Brewmaster). Плюс ещё одна в виш-листе.

Так вот, в этом списке именно Potionomics наиболее совершенна. Она не совсем по-нищенски выглядит и сочетает в себе несколько жанров — помимо алхимии это ещё и ККИ, и тайкун. Кроме того, в ней есть нормальный, полноценный сюжет — драматическая завязка, герои, некоторая интрига и романтическая линия.

Другие игры данного субжанра до подобного пока что не дотягивают. Впрочем, я, вероятно, видел далеко не все из них — жанр продолжает развиваться.

На этом предисловие можно закончить.


Вступление

В порядке исключения мы сегодня поговорим не о музейном экспонате, а о вполне свеженькой вещи. Potionomics вышла всего около месяца назад. Её героиня — начинающая ведьма, которая варит зелья, продаёт их самой разной клиентуре… ну и живёт с этого. Перед нами смесь головоломки (каждое зелье нужно правильно сбалансировать), простой экономической стратегии (вот товар, вот колебания спроса, вот доступные ресурсы, ценообразование автоматическое) и, как ни странно, коллекционно-карточной игры. Ну, а оформлено всё в этаком духе старого Диснея, из-за чего игра сразу кажется детской и легкомысленной.

Это так лишь отчасти. Сейчас мы расскажем обо всём подробно.


И начнём с сюжета

С завязкой всё более-менее обычно: очередной мир меча и магии, героиня по имени Сильвия получает в наследство волшебную лавку и — внезапно! — изрядный долг, который надо уплатить в короткий срок, иначе будет геймовер и даже ачивку за проигрыш не дадут, как в некоторых играх. Нужно зарабатывать деньги, расширяться и сварить зелье, с которым ты победишь в конкурсе. Приз пойдёт в счёт уплаты долга. И так пять раз подряд.

Игра отчасти всё же детская (точнее, кажется такой поначалу), friendship is magic, поэтому протагонистка довольно быстро обзаводится кругом друзей, которые помогают ей в самых разных делах (правда, не забывая взять денежку за помощь). Эти отношения можно по ходу дела укреплять — и здесь Potionomics начинает, пусть и очень отдалённо, напоминать The Sims.

Наш приз за победу в конкурсе волшебных зельеваров появляется ровно на секунду, как раз чтобы успеть сделать скриншот. Тётенька-коллектор уже делает магический жест – и о-па! – наши карманы опять пусты. Ну, почти.
Наш приз за победу в конкурсе волшебных зельеваров появляется ровно на секунду, как раз чтобы успеть сделать скриншот. Тётенька-коллектор уже делает магический жест – и о-па! – наши карманы опять пусты. Ну, почти.

Сразу отметим: у каждого NPC своя история, причём довольно длинная. И он её с большим удовольствием вам расскажет. Текста в игре ОЧЕНЬ много. Большую его часть, правда, можно пропускать; я этого не делал просто из уважения к тем, кто его писал. И нет, игра пока не локализована. Если с английским у вас неважно — сами понимаете.

Финал несколько неожиданный. По крайней мере, ваш покорный такого оборота не предвидел.

Но вам, наверное, уже интересно: чего там, собственно, делать надо?


Наш друг котёл

А наша цель — балансировать в этом котле. Ну, не лично. У нас есть волшебные ингредиенты, и вот их эффекты надо сбалансировать так, чтобы зелье получилось сильным и эффективным. И, соответственно, продалось подороже. Плюс у некоторых ингредиентов есть побочки: зелье может, например, получиться действенным, но очень вонючим — и его цена упадёт.

Это самый главный скриншот статьи. Мы мешаем ингредиенты, стремясь сбалансировать их магические силы согласно формуле (хотя бы формулу дадут). И у нас уже получилось. Но мощность зелья далеко не дотягивает до нужной. Придётся искать более сильных паучков, грибочки и прочее в том же духе. Правдами и неправдами
Это самый главный скриншот статьи. Мы мешаем ингредиенты, стремясь сбалансировать их магические силы согласно формуле (хотя бы формулу дадут). И у нас уже получилось. Но мощность зелья далеко не дотягивает до нужной. Придётся искать более сильных паучков, грибочки и прочее в том же духе. Правдами и неправдами

Нормальная, качественная головоломка. Правила просты, но некоторые вещи не совсем очевидны. Автор одного руководства по игре написал: все рецепты максимум трёхкомпонентны — а значит, ингредиенты, дающие более трёх эффектов, вообще не нужны, ха-ха.

Вероятно, он дошёл только где-то до середины. Начав работать с по‐настоящему мощными субстанциями, внезапно понимаешь, какую роль играют примеси, которые ты всегда считал вредными, потому что они ломают баланс.

Собственно, картинка с котлом поясняет всю суть. Кроме того, откуда эти ингредиенты надо доставать.

Карта мира. Сами мы по ней не бегаем, а посылаем героев (снабдив их бутылочками со здоровьем, маной, противоядиями и прочим в том же духе. Каждый регион даёт свои ингредиенты. А чем больше бутылочек мы дадим, тем дальше герой сможет забраться
Карта мира. Сами мы по ней не бегаем, а посылаем героев (снабдив их бутылочками со здоровьем, маной, противоядиями и прочим в том же духе. Каждый регион даёт свои ингредиенты. А чем больше бутылочек мы дадим, тем дальше герой сможет забраться

Новые ингредиенты достаются тремя основными способами. Детально описывать их, вероятно, смысла нет, но они бывают довольно затратны, особенно ближе к концу игры. И — как уже отмечали другие рецензенты — здесь начинает сильно действовать фактор случайности. Рандом. Несколько раз мне пришлось всерьёз корячиться с кнопками save и load, чтобы выжать из игры требуемое. С другой стороны… впрочем, об этом позже.

Ладно, сварили. Теперь надо продать. Карты в руки!


Наши друзья карты

Нормальная коллекционно-карточная вещица. Собираем колоду, что-то приходит в руку, выкладываем… Цель — раздразнить интерес покупателя до того, как у него кончится терпение. Баффы, дебаффы, блоки, комбо — всё, как положено. Своей колоды у клиента нет, но он рандомно хамит, подгоняет, делает вид, что не услышал, делает вид, что не очень-то и надо — ну, сами знаете. Под это надо подстраиваться.

Если вы играли в ККИ, то вероятно, не увидите для себя ничего нового. Замечу лишь, что этот скриншот сделан в начале игры, а потому покупатель очень терпелив и всего лишь старается торговаться поупорней. Сейчас он хочет просто немножко сбить цену
Если вы играли в ККИ, то вероятно, не увидите для себя ничего нового. Замечу лишь, что этот скриншот сделан в начале игры, а потому покупатель очень терпелив и всего лишь старается торговаться поупорней. Сейчас он хочет просто немножко сбить цену


А вот здесь клиент тоже терпелив. Но уже притворяется глухим, да ещё и собирается нас обхамить. Но при данных раскладах ничего ему не поможет. Обдерём как липку
А вот здесь клиент тоже терпелив. Но уже притворяется глухим, да ещё и собирается нас обхамить. Но при данных раскладах ничего ему не поможет. Обдерём как липку

Мозги включать надо, но далеко не на полную мощность. Хотя свои хитрости тоже есть. Первый раунд в финальном поединке я выиграл мгновенно, выложив всего одну карту. Причём такую, которая в обычном торге сыграла бы в лучшем случае посредственно.

Где брать карты для колоды? У друзей. Каждая карта символизирует какой-то приём манипулирования, инструмент «социальной инженерии». В дружеских беседах вам могут сказать что-нибудь вроде: «А ты бы сказала ему, что…».


Наши друзья — друзья

Я уже писал, что персонажи там проработаны неплохо. Не экстра-класс, но неплохо.

Коты-пираты — «Здрасьте, йо-хо, аррр и все такое… Перейдём к делу? Нет, мы не потеряли по одному глазу одновременно. Повязка — это так, дань моде».

Бард-эльфийка с чем-то, напоминающим «Стратокастер» (я в этом плохо разбираюсь) — «Героические баллады — вообще отстой. Пропаганда, маскирующаяся под уроки истории. А эту я особенно ненавижу. Тот, кто её писал — хоть бы предмет изучил. Этот герой шёл в арьергарде. Поэтому и остался единственным выжившим, когда рвануло. Но народ эту песенку обожает. Так что я и дальше буду её исполнять».

Или ведьма-коллекторша из банка, которая материализуется из воздуха после каждой победы и забирает выигрыш в счёт уплаты долга — «Пойми, Сильвия, чисто по-человечески ты мне очень симпатична. И тебя есть, за что уважать. Просто наша жизнь устроена вот так. И вот так работает система. Которую лучше не ломать».

Я только сейчас заметил, что у неё, вообще-то, басуха. Герои в игре не озвучены, но текст утверждает, что голос у нашей эльфийки божественный. Было бы интересно послушать её баллады под аккомпанемент именно бас-гитары
Я только сейчас заметил, что у неё, вообще-то, басуха. Герои в игре не озвучены, но текст утверждает, что голос у нашей эльфийки божественный. Было бы интересно послушать её баллады под аккомпанемент именно бас-гитары

Кстати, название статьи — тоже точная цитата одного из героев. А что, тут и чёрная магия, и капитализм. А ещё один говорит об очередной противнице Сильвии: «Побывал я в её империи. Холодная корпоративная антиутопия. И здесь она хочет устроить то же самое. Тебе лучше её победить».

После таких заходов начинаешь слегка сомневаться, что игра предназначена для детей. О подобных вещах и во взрослом возрасте не все задумываются. Ну да ладно, мы отвлеклись.

Ингредиенты, топливо для варки, продвинутые котлы, продвинутые прилавки — всё это добывается через друзей. Небесплатно, как и было сказано. У хороших друзей — с десятипроцентной скидкой. У очень хороших — с двадцатипроцентной.

Сложнее всего добывать карты. Их-то дают бесплатно. Надо только разговорить друга. Ваши отношения поднимутся на ступеньку, а друг внезапно скажет что-то дельное.

[Нижеследующий скриншот удалён по требованию Главного Управления Внутричерепной Цензуры, как содержащий явную пропаганду ЛГБТ-ценностей. Автор может сказать в своё оправдание, что дошёл до жизни такой исключительно потому что хотел, чтобы Сильвия получила у этой ведьмочки скидку в 20%. А вот интересно, с Человеком-Моржом так тоже можно? Чтобы это узнать, игру придётся пройти ещё раз. NPC там много, но роман можно закрутить только с одним. В качестве утешения мы поставим другой скриншот]

Примечание к SPONSR-изданию. Когда статья была впервые опубликована, в комментариях один читатель внёс ясность: с Человеком-Моржом-то? Можно. И не только с ним.

Подлинная акула капитала. Здесь перед поединком принято обмениваться ритуальными оскорблениями, но этот парень по-настоящему неприятен. Кстати, первый из противников, с которым нельзя подружиться после его поражения. Достойно проигрывать он не умеет, а потому, наговорив всем гадостей напоследок, исчезает из игры навсегда.
Подлинная акула капитала. Здесь перед поединком принято обмениваться ритуальными оскорблениями, но этот парень по-настоящему неприятен. Кстати, первый из противников, с которым нельзя подружиться после его поражения. Достойно проигрывать он не умеет, а потому, наговорив всем гадостей напоследок, исчезает из игры навсегда.

И всё это, вроде бы, в рамках той же детской морали «дружбомагии». К друзьям надо быть внимательным, вот это всё.

Но если ты уже старенький, то у тебя без спросу включается режим рефлексии. Вот человек изливает душу, а ты такой слушаешь, киваешь, поддакиваешь временами — и это потому что тебе интересны его горести? Нет, конечно. Ты ждёшь, когда он, наконец, заткнётся и даст тебе долгожданную карту. Или скидку. И слушаешь вполуха (точнее, читаешь текст вполглаза).

В этом случае холодным манипулятором ты ощущаешь не героиню игры, а себя самого. Да-да, всего лишь игра, спасибо, что напомнили.


Наш друг баланс

Интересно, что в игре, полностью посвящённой балансу — то ли магических сил в зелье, то ли балансу дружбы, манипуляции и денег — с балансом геймплея наблюдаются определённые проблемы.

Нет, ничего убийственного, но… Иногда игра напоминает одежду на несколько размеров больше твоего. Многие её возможности остаются невостребованными.

Собственно, лавка. Да, её можно расширять и украшать. И по большей части, это оказывается ненужным.
Собственно, лавка. Да, её можно расширять и украшать. И по большей части, это оказывается ненужным.

Как я уже говорил, я прошёл её до конца (судя по статистике ачивок Steam, этого добились около 11% игроков). За всю игру ни разу не запускал рекламные кампании (там и такое можно), не пользовался зачарованиями, докупил в магазин всего один прилавок из трёх возможных, игнорировал оформление витрины, купил три котла, но два постоянно простаивали… Под конец мне стало просто нечего делать. Два последних дня перед финальным сражением я просто пропустил.

Некоторые говорят: а вот была бы там возможность продолжать после победы… Нет, ребята. Там ещё и до победы начинаешь мучиться от безделья.

Всё это не смертельно, разумеется. Но на фоне общей добротности и продуманности бросается в глаза.

Точно так же, на фоне в целом высокого уровня, бросаются в глаза и недоработки интерфейса. Особенно в плане фильтрации и сортировки ингредиентов, которых ближе к концу становится по-настоящему много. Реально неудобно.


Вам, друзья мои

Да, эту игру вполне можно рекомендовать. Она особенно должна вам зайти, если вы, как и я, склонны искать глубинный смысл вообще во всём, что угодно. И вот ещё интересный момент: она заставит вас немного понервничать, но вы, скорее всего, победите. Поражения там случаются редко. В худшем случае, сторгуетесь не так хорошо, как могли бы.

А на какую аудиторию Potionomics всё-таки рассчитана? Признаться, я так и не решил.

Замечу лишь, что вы, в зависимости от своего возраста, можете увидеть в ней совершенно разные вещи. Думаю, это хорошо.

А интерфейс авторы уже пообещали поправить. Вообще, поддержка игры идёт очень активно; за месяц с момента релиза уже вышло несколько патчей. Такое рвение — тоже хороший знак.

И последнее примечание к SPONSR-изданию. Было бы у меня вот сейчас чуть-чуть побольше времени — сходил бы и глянул, к чему они там пританцевали за год. Но прямо сейчас времени в обрез. Не исключено, что я вернусь к Potionomics позже. Приятная всё же вещица, хотя и не без своих недостатков.

Бесплатный
1 комментарий