28 мар 06:20
25 минут

Jalopy: На юго-восток, не спеша


Типичный пейзаж. И состояние автомобиля тоже типичное.
Типичный пейзаж. И состояние автомобиля тоже типичное.

Впервые ваш покорный писал о Jalopy лет десять назад, когда она была в раннем доступе. Через два года состоялся релиз; многое добавилось, но и многие надежды не сбылись.

Однако, Jalopy покорила моё сердце ещё тогда, продолжает покорять и сейчас. Я расскажу вам и о том, что осталось, и о том, что добавилось, и о том, чего мы не дождались.


Только не пугайтесь

Тогдашним моим материалом (и игрой) играющая общественность вроде как заинтересовалась, но заметила в комментариях: оно, конечно, интересно, но ранний доступ, плюс игра выглядит несколько… устрашающе, что ли.

Лично меня, как человека, знакомого плотно с продуктами инди-выделки, и тем, и другим напугать сложно. Ознакомление началось.

Главная героиня. Почти полностью проапгрейженная, перекрашенная и отмытая.
Главная героиня. Почти полностью проапгрейженная, перекрашенная и отмытая.

И вскоре я понял, что такое визуальное решение для этой игры оптимально. Нет, серьёзно: если сделать гигаполигональные модели, натянуть на них невероятные текстуры и добавить все мыслимые фокусы со светом — станет хуже. Графика Jalopy — неотъемлемая часть всего стиля игры.

Надеюсь, я вас заинтриговал. Перейдём к делу.


Ну вот смотрите сами

Дело начинается в Восточной Германии летом 1990 года — ГДР осталось жить несколько месяцев. В одно прекрасное утро вас будит какой-то мужик. Теперь, с выходом финальной версии мы знаем: это не Дедуля (как утверждали некоторые), а именно Дядя.

Иногда Дядя выглядит страшновато...
Иногда Дядя выглядит страшновато...
...но чертовски трогателен, когда спит.
...но чертовски трогателен, когда спит.

Дядя требует доставить его… теперь, опять же, мы точно знаем, что в Стамбул. Изначально игра называлась «Хадж», что наводило на мысли: не в Мекку ли придётся ехать? Нет, всё же не дальше Стамбула.

Это и есть основной квест игры. И, как оказалось, единственный. Увы. Да и к нему есть вопросы.

Итак, цель определена. Поговорим о средствах.


Такого у нас еще не было

Главный герой Jalopy — это, конечно же, никакой не Дядя. И даже не вы. Главный герой — автомобиль, на котором мы Дядю и повезем навстречу его новой жизни. И имя этому автомобилю — «Лайка-601 Deluxe».

'Лайка' с Дядей на фоне водопада. Ещё мирная Югославия.
'Лайка' с Дядей на фоне водопада. Ещё мирная Югославия.

Тут перед нами встают сразу две новые загадки природы. Первую из них сформулируем так. Вы можете никогда в жизни не видеть «Трабант-601 De Luxe», но если вам приходилось хоть что-то слышать о нем, а потом вдруг увидеть, то вы сразу поймёте — это ОН. Это просто не может быть чем-то еще.

Вторая же загадка вот какая. Что такое «Трабант»? Подлинное чудо восточногерманского автопрома. Крохотная малолитражка корявых форм. Пластмассовый кузов (да-да, остов все же металлический, знаю-знаю). Двухтактный двухцилиндровый двигатель (никакого бензонасоса, бензин — в непосредственной смеси с маслом — идет сверху вниз самотёком). И этот движок при НОРМАЛЬНОЙ работе издает такие звуки, от которых мгновенно поседел бы любой инженер «Феррари». Подобных фич у «Трабанта» ещё много.

Осматриваем воздушный фильтр. Пока держится. Сейчас он самый простенький, апгрейдить его можно будет многократно.
Осматриваем воздушный фильтр. Пока держится. Сейчас он самый простенький, апгрейдить его можно будет многократно.

И тем не менее этот вечный герой анекдотов (пример: «Трабант» — название популярного мотоцикла со встроенным шлемом на четверых человек, ахаха») обладает странным шармом. Эти машинки стали в какой-то мере культовыми, причем не только в Германии. А еще «Трабант» считается одним из главных символов того, что называется «остальгия» (нет, я не пропустил букву «н»).

В игре же все это еще и дополняется тем, что возраст данной конкретной «Лайки» неизвестен. Очень может быть, что она сошла с конвейера еще в шестидесятых годах. По крайней мере, биография у нее была бурная. Иначе нам не пришлось бы немедленно подыскивать ей на автосвалке недостающую дверь. И хорошо, что только одну.

Все кнопочки и рычажки действуют, между прочим. Стеклоочистители двухрежимные, омывание включается отдельно, радио работает. Почти DCS, ха-ха.
Все кнопочки и рычажки действуют, между прочим. Стеклоочистители двухрежимные, омывание включается отдельно, радио работает. Почти DCS, ха-ха.

Но самое поразительное — что все это корявое очарование без потерь перетекает и к виртуальному воплощению автомобильчика. Десять минут игры в Jalopy — и «Лайка» прочно занимает место в вашем сердце. Вы внезапно осознаете, что никогда в жизни не променяете этот хрипящий и охающий драндулет ни на какую «Ламборгини». Разгоняется до 80 км/ч за 23 секунды, если дорога под горку? А что — мы куда-то сильно торопимся? Ломается каждые десять минут? А это потому, дерево, что за автомобилем надо УХАЖИВАТЬ. Это тебе не Западная Европа с сервис-центрами на каждом перекрестке. Проехал километров сто пятьдесят — встань на обочине, возьми из багажника ремкомплект, залезь под капот и подкрути карбюратор и воздушный фильтр. И бензина долей — с таким карбюратором даже малолитражка его будет жрать, как не в себя. И масла в бензобак тоже добавь. На сильно обогащенной топливно-масляной смеси разгоняться ты будешь хуже, но зато движок протянет дольше.

И самое главное — смотри по сторонам. Мы чуть позже объясним, что там надо высматривать.


Это вам не Elite: Dangerous

Настало время детально рассказать о том, как в Jalopy вообще реализовано перемещение из точки А в точку Б, как возить товары с прибылью и почему это никак не укладывается в обычную схему, принятую в жанре Privateer/Trader.

Главное отличие от стандарта в том, что здесь можно двигаться только в одну сторону. Непонятно? Поясним на примере.

Ваша стартовая локация находится недалеко от Берлина и представляет собой нечто среднее между автомастерской и автосвалкой. Там вы с Дядей и ютитесь. Первый участок пути — отсюда до Дрездена; по Дрездену проходит немецко-чехословацкая граница: КПП, пограничники, досмотр, все дела.

Смена каждого колеса – это 15 простых операций. Вот такой геймплей я и называю 'суетливо-медитативным'. Откуда 15? Ну, открыть багажник, достать домкрат, установить с правильной стороны, поднять, отвинтить гайку, снять колесо, когда закончим - всё в исходное...
Смена каждого колеса – это 15 простых операций. Вот такой геймплей я и называю 'суетливо-медитативным'. Откуда 15? Ну, открыть багажник, достать домкрат, установить с правильной стороны, поднять, отвинтить гайку, снять колесо, когда закончим - всё в исходное...

Берем карту. Нам на выбор предлагают три маршрута, каковые различаются разной длиной и разной погодой по дороге. Хорошая погода предпочтительней, а вот с длиной все сложнее. Короткий маршрут, ясное дело, экономит бензин и ресурс машинки, но шансов найти на нем всякие ништяки (о них чуть позже) тоже меньше.

Дороги тоже бывают разные. Поверьте мне: длинный, но гладкий маршрут лучше, чем короткий, но ухабистый.

Выбираем. Хлоп — и маршрут строится динамически. Каждый раз уникальный, как уровень в Diablo. «Кирпичики» из мостов, туннелей, крутых поворотов, призовых локаций и прочего стыкуются друг с другом случайным образом.

В такую систему я въехал (во всех смыслах слова) далеко не сразу. Тупо смотрел в карту: эй, а где же я сейчас? А если сверну не туда? А может, уже свернул? (Ну, сами, небось, помните, что значило «свернуть не туда» хотя бы в том же Euro Truck Simulator). Только потом стало ясно, что здесь «свернуть не туда» невозможно. Развилок просто нет. А если и попадутся, то «неправильное» ответвление очень быстро завершится тупиком. Чаще всего это съезды к придорожным бензоколонкам и призовым локациям.

Вероятно, вы уже подумали, что на самом деле это игра не про машинки, а про паровозики на рельсах без стрелок. А ведь я еще не все рассказал. Долго ли, коротко ли, доезжаем до Дрездена. Чинимся, заправляемся, апгрейдимся, все как и положено в обычных играх. После чего едем к немецко-чешскому КПП. Где пограничники нам и говорят: а мы вас не пропустим, потому что уже поздно. Поезжайте в мотель, заночуйте там, а поутру возвращайтесь. Что ж, едем в мотель, благо недалеко. Скрипнув зубом, отдаем 20 марок за постой (в начале игры это весьма ощутимая сумма). Ложимся спать и спим до утра.

А наутро выясняется, что назад — никак. Дорога, по которой мы приехали из Берлина, наглухо закрыта Очень Большими Воротами. Ехать теперь можно только вперед, в Чехословакию. Вот такое одностороннее движение. Паровозики? Паровозики. Понятно, что ни в какой игре privateer/trader ничего похожего и быть не может; там вся суть как раз в том, что куда хочешь, туда и едешь.

Раннее утро. Пограничник едва заметен. Сейчас мы предъявим документик (не вылезая из машины; стекло для этого можно опустить), нас слегка досмотрят - и мы со стонами поедем дальше.
Раннее утро. Пограничник едва заметен. Сейчас мы предъявим документик (не вылезая из машины; стекло для этого можно опустить), нас слегка досмотрят - и мы со стонами поедем дальше.

Тут, правда, есть важная оговорка. Вернуться назад все же можно. Через пункт меню под названием Drive Home. Где бы вы ни находились, вас волшебным образом перенесет в самое начало — в родную автомастерскую. Надо сказать, что этот пункт незаменим, если вдруг где-то посреди дороги у вас кончился бензин, окончательно зашился мотор, сдох аккумулятор и прочее в том же духе. Есть и другой пункт — Restart, возвращающий вас к последнему мотелю, в котором вы ночевали.

Используя эти два пункта, кое-какие челночные рейсы наладить можно, благо товары и деньги при мгновенных телепортациях никуда не деваются. Но хорошо видно, что пункты эти вводились в игру именно как аварийное средство. В идеале вы должны двигаться только вперед.


Оно на дороге валялось

Помните, как было в Sunless Sea? Покупать и перепродавать, в принципе, было можно, но дельта цен в разных портах оказывалась такой ничтожной, что вся (или почти вся) прибыль съедалась дорожными расходами.

В Jalopy все так же. Искомую положительную дельту с большим трудном, но найти все же можно. Однако прибыль выйдет мизерная. Одну бутылку алкоголя (самое дорогое, что там есть) можно перепродать с максимальной прибылью в 6 марок. Я напомню, что одну марку стоит литр бензина, ремкомплект стоит 15 марок, а ночь в мотеле — 20 (поначалу, потом будет дороже). Короче, не прибыль, а слезы. Деньги надо зарабатывать не так. А как? Просто.

Деньги в Jalopy валяются на дороге.

Кроме шуток. Едете вы куда-нибудь и вдруг видите на дороге маленькую коробочку. А то и большую коробку. Немедленно останавливаете машину, подбегаете к коробочке и вскрываете ее. Некоторые коробки картонные и заклеены скотчем. Другие же деревянные и заперты на висячий замок, каковой срывается фомкой. Фомка покупается в обычном магазине за 25 марок и окупается мгновенно. Судите сами: в открытой коробке может найтись бутылок шесть того же алкоголя. За бесплатно. Будучи проданным, он мгновенно может дать вам марок этак 250.

Это еще не все. Помните, я говорил о «призовых локациях»? Едете вы себе и вдруг видите такую же «Лайку», стоящую на обочине. Дверей нет, колес тоже — стоит она на кирпичах. Но если поднять ей капот, то под крышкой ВНЕЗАПНО можно найти продвинутый воздушный фильтр. Или водяной бачок. В убитом состоянии, конечно, но восстановить его — дело техники. А в магазине он обошелся бы вам марок в 150. Да плюс еще и старый узел можно продать. Иногда марок за 20-30.

Потроши её! Дербань! Кому – татор, а кому – лятор!
Потроши её! Дербань! Кому – татор, а кому – лятор!

Но и это не все. Иногда на дороге вам попадается автосвалка, которую сторожит половина «Лайки». Кроме шуток. Ее мотор приводит в движение механические ворота, но почему-то не работает. Осмотрев его, вы ставите диагноз: сменить скончавшийся аккумулятор (подкрутить движок, долить топлива, etc.). Со страшным звуком ворота открываются, а мотор умирает уже окончательно. Пошарившись по свалке вы, скорее всего, найдете что-то действительно очень редкое и ценное.

Так и живем. Шутить про коммунизм, при котором материальные блага будут раздаваться за так, я не стану — тут все шутки уже пошучены.


Трижды проклятая Чехословакия

А этой загадке я даже решил посвятить отдельную главку.

Как выглядит дорога в Германии? Ну, нормальный автобан. Немецкое качество. Ништяки попадаются редко, что огорчает. Как выглядит дорога в Венгрии? Нормальное шоссе. С покрытием. Ништяки попадаются чуть чаще. А как выглядит дорога между ними, в Чехословакии?

А выглядит она, как грунтовая проселочная мерзость — втрое мерзотней того, что можно себе физически представить. Через пять минут езды «Лайка» покрывается грязью до стекол. (Кстати, машину в игре действительно можно мыть. Налипшая дрянь на ходовые качества не влияет, но выглядит отвратительно, а потому после очередного героического марша берешь ведерко, губочку — и вперед). За пятьдесят помывок дают специальную ачивку, и у меня она есть.

Просто пейзаж. Окно мотеля. Ночь и редкие звезды.
Просто пейзаж. Окно мотеля. Ночь и редкие звезды.

Сам рельеф Чехословакии паскуден ничуть не меньше. Резчайшие повороты дороги — плюс очень крутые подъемы и спуски. В ранней версии Чехословакия была единственная игровой зоной, где неверное движение руля могло опрокинуть машину. В финальной добавилась Болгария, где горные серпантины создают уже хтоническую жуть.

Но и это не все. За немецко-чешской границей вы попадаете в зону (пост)апокалипсиса. Я не шучу. Начинается все с полного безлюдья. На дорогах Германии и Венгрии вам периодически попадаются встречные «Лады, „Нивы“ и те же „Лайки“. В Чехословакии вы не встретите ни души. Потом внезапно начинаете замечать развалины железнодорожных станций. Рухнувшие мосты. Железнодорожные составы, замершие на рельсах посреди перегонов. Форменный Fallout, а то и что похуже. Ночью всё это приобретает настолько зловещую атмосферность, что пробуждаются привычки, полузабытые со времен всех зомби-шутеров: выбираясь из автомобиля, быстро окидываешь местность взглядом — не подбирается ли к тебе орда чехов-зомби.

Но зато дорогих и красивых ништяков по обочинам там раскидано столько, что всё порой и не прихватишь — иногда всякую дешёвку, подобранную ранее, приходится выкидывать. А то багажник не резиновый.

Авторы — компания MinskWorks, то есть — вроде как англичане. Прямо интересно, за что же они так ненавидят Чехословакию начала девяностых?


Об этом надо написать

Вообще, назвать Jalopy автосимулятором можно лишь условно. И дело даже не только и не столько в каких-то технических упрощениях модели автомашины на дороге или в том, что все управление делается комбинацией WASD.

Дело в атмосфере. Вероятно, все вы помните, что чувствовали, когда проходили на своем болиде F1 очередной хитрый поворот на трассе в Монако. Или вели многотонную фуру с хрупким грузом по скользкой дороге. Здесь все не так.

Здравствуй, Болгария. Приехали, кажись. В смысле, вот это состояние зависания оказалось устойчивым. И ничего с ним не сделаешь.
Здравствуй, Болгария. Приехали, кажись. В смысле, вот это состояние зависания оказалось устойчивым. И ничего с ним не сделаешь.

Не буду даже описывать умиротворенность момента, когда «Лайка», кряхтя и завывая, карабкается на очередной пригорочек со скоростью от силы 20 км/ч, а вы, удерживая нажатой клавишу W (больше ничего не требуется) и полузакрыв глаза, лениво оглядываете окрестности — не валяется ли на обочине чего дельного. По идее, да, автосимулятор может быть и вот таким. Никто не утверждает обратного. Но все же это очень и очень необычно.

По атмосфере — той, которая уже есть в нынешней, ранней версии игры — я сравнил бы Jalopy со старыми советскими комедиями. Начиная с «Берегись автомобиля» (тут все очевидно) и заканчивая, пожалуй, «Кин-дза-дза!» (да, машинок там нет, но играя в Jalopy, все равно постоянно вспоминаешь слово «пепелац»).

Потом в роль комического героя начинаешь как-то вживаться и сам. Например, после того как проедешь пару сотен километров с распахнутым настежь багажником — забыл закрыть. Можете даже не сомневаться — хотя бы один раз с вами такое случится обязательно. Лично я по-настоящему почувствовал себя героем комедии, когда минут пятнадцать с матерной руганью метался по родной мастерской, разыскивая ключи от «Лайки» — после перезапуска игры они таинственным образом исчезли из замка зажигания. Я проклял все на свете и уже всерьез грешил на какой-нибудь программный глюк. Но выяснилось, что все это время ключи пребывали в салоне машины, будучи заложенными за поднятый солнцезащитный щиток. Причем заложены они были так, что сядь за руль — и здоровенный брелок, свесившийся из-за щитка, за малым не упрется тебе в рожу. А для большей заметности авторы еще и сделали его слегка покачивающимся.

И нас ещё попросят не беспокоить постояльцев. Как бы не так. Если постучать во все двери, могут найтись один-два господина, которые со словами 'Остаюсь ещё на сутки' подсунут под дверь денежку. Денег вечно не хватает
И нас ещё попросят не беспокоить постояльцев. Как бы не так. Если постучать во все двери, могут найтись один-два господина, которые со словами 'Остаюсь ещё на сутки' подсунут под дверь денежку. Денег вечно не хватает

Ну, а типовой сценарий, описанный многими, такой. На полдороге кончается бензин. Чертыхнувшись, вылезаешь, берёшь в багажнике пустую канистру и шагаешь вперёд. Ногами. Километр за километром. И когда сквозь мглу уже начинают призывно мерцать огни бензоколонки, а палец, давящий на W, затёк до нечувствительности, понимаешь, что забыл бумажник в машине.

Другими словами, качественная атмосфера в игре есть. Добродушная такая. Комедийная. Однако, насколько известно мне, авторы черпали вдохновение не в советских комедиях, а в творчестве Керуака и Пирсига. Да и сам выбранный исторический момент — крушение соцлагеря — он скорее драматический, чем комический.


Чего мы не дождались

Если честно, многого. Общественность желала видеть живых попутчиков, тайники для контрабанды, побочные квесты… Но разработчики лишь дорисовали дорогу до конца и выловили большую часть багов.

Синеватые шарики впереди (не путать с грязью на стекле) – это морской прибой. В динамике гораздо понятней. И красивей.
Синеватые шарики впереди (не путать с грязью на стекле) – это морской прибой. В динамике гораздо понятней. И красивей.

Дядя мог бы стать подлинным украшением игры. Но авторы просто рассказали скучноватую историю «о воссоединении семьи через железный занавес».

Я разочарован? Не слишком. Jalopy всё равно нравится мне такой, какая она есть.

Не знаю, правда, понравится ли вам.


Прошли годы…

Я не возьмусь утверждать, что Jalopy породила новый субжанр. Ей могла предшествовать какая-то игра, о которой я просто не знаю (зато вполне можете знать вы, так что добро пожаловать в комментарии). Также вполне возможно, что идея носилась в воздухе: сначала всем надоели болиды F1 и вылизанные спорткары, потом и дальнобойные фуры стали как-то приедаться, а вот про раздолбанные тихоходные малолитражки ещё никто ничего не писал.

Сейчас я перечислю несколько аналогов Jalopy, о которых известно лично мне. Возможно, это далеко не полный список. Если у кого-то есть, чем его дополнить, комментарии открыты. К большому сожалению, почти со всеми знакомство у меня заочное, так что возможны определённые неточности.

The Long Drive. Вышла в ранний доступ в 2019 году. Допиливается до сих пор; последнее обновление было в ноябре прошлого года. Сеттинг игры авторы называют «полупостапокалиптическим». Кататься можно очень много на чём. Включая и велосипед. Плюс это ещё и сурвайвал с изрядными возможностями кастомизации. И сильно припанкованный. Всё вместе это означает, что там можно сесть орлом, высрать какашку, раскрасить её из баллончика, долго любоваться результатом, а потом сожрать, что с гордостью и демонстрируется в одном из роликов Steam. Такие фичи мы можем только одобрить, сами понимаете.

UNDER the SAND REDUX. Вышла в ранний доступ в 2020 году, пилится, последнее обновление вышло вот прям сейчас, в марте. Слово REDUX в названии не случайно; в ходе разработки изначальную игру значительно переделали и это, как говорят, пошло ей на пользу. Это уже полноценный экологический постапокалипсис: в альтернативном 1980 году из-за глупости людишек всё пересохло и мир засыпает песком. Сурвайвал, само собой. Конечной цели (пока) нет — надо просто проехать как можно дальше.

Tornado: Research and Rescue. Вышла в ранний доступ в 2023 году; последнее обновление — ноябрь 2024. Эта игра несколько выбивается из общего ряда. В ней не надо куда-то далеко ехать, периодически ремонтируя на последние своего ржавого друга. Тут мы носимся по не слишком обширной местности, охотясь за торнадо — то есть, оповещая население о приближении весёленького природного явления и расставляя на его пути всякие научные приборы. Графика — чёткое ретро со значительной оговоркой: сам смерч и его воздействие нарисовать надо было так, чтобы становилось хотя бы слегка страшновато. И это, в общем, удалось.

My Summer Car. В ранний доступ вышла в 2016, релиз окончательной версии состоялся в нынешнем году. Вероятно, самая известная из таких игр. Тоже сурвайвал. С акцентом на работу автомеханика: машину, на которой предстоит кататься, надо собрать с нуля. Геймплей предельно запутанный (особенно в автомеханической части) и сделано это абсолютно намеренно. Не для всех вещь, мягко говоря. Но среди отзывов можно встретить и такой: эта игра — очень финская. Если вы приедете в Финляндию IRL, то почувствуете финский дух слабее, чем он демонстрируется здесь.

Drive Beyond Horizons. Вышла в ранний доступ буквально на прошлой неделе. Свежачок. Как говорят ознакомившиеся товарищи, вдохновение авторы черпали из вышеупомянутой The Long Drive. Насколько можно судить, главный стимул был тем же, что и у духовных наследников Sailwind: взять ту же основу и нарисовать покрасивей. Кроме того, опять же, судя по отзывам, сразу после релиза состояние у неё откровенно пугающее. Ну, может, починят на ходу.

И, наконец, особый пункт нашего списка.

Pacific Drive. Вышла в ранний доступ в 2024 году. Примерно через неделю получает крупное обновление. В ходе ознакомления с этой игрой я испытал несколько припадков deja vu такой силы, что, во-первых, решил поставить на проекте вот эту старую статью, с добавленной обзорной частью, а во-вторых, специально поискал: не говорили ли авторы PD что-нибудь о своих источниках вдохновения, вскользь упомянув Jalopy? Нет, вроде всё тихо. Так или иначе, сейчас Pacific Drive находится в работе и через неделю у нас появится соответствующий материал. Интересная вещь. Возможно, самая проработанная из всех перечисленных.

Но детально мы будем её рассматривать в нашей следующей статье. Как я всегда говорю в таких случаях, не выключайте ваши утюги и микроволновки.

В принципе, я мог бы написать и про остальные игры. Они забавные и за редким исключением, недорого стоят. Но тут всё уже зависит от вашего желания.


И маленький постскриптум

Во-первых, как я и предполагал, список, приведённый чуть выше, оказался неполон. Я добавляю в него ещё одну игру — HorrorDriven. Тоже «Сталкер» с автомобилем: монстры, радиация и много разных стволов. Игра вышла в октябре прошлого года и играющая публика рассматривает её как вариацию Long Drive. В целом, её хвалят: оценки «положительные». Но при это в неё почему-то совсем уж никто не играет; отзывов «на доступных языках» Steam показывает мне всего десятка полтора.

Возможно, это ещё не последнее дополнение к списку.

А во-вторых, я хочу поставить ещё один скриншот. С особой целью: чтобы вы могли сравнить выбор маршрута здесь и в Pacific Drive, рецензия на который появится в самом скором времени. Там, конечно, выглядит куда богаче. Но общее сходство совершенно явное.

Вот вам карта, вот длина маршрута, а вот и условия на оном.

И теперь, я полагаю, уж точно всё. Хотя, кто знает?

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации