Лекция № 13 Мифология, мораль, религия, искусство
Прогноз этно-религиозной ситуации в Абхазии
Истина и свобода
“И познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Ин. 8:32).
Этот стих сам по себе является широко признанной истиной, и такое понимание свободы можно справедливо отнести ко многим сферам жизни.
К политике. Почти невозможно поработить хорошо информированных людей. Поэтому первейшей задачей любой диктаторской власти является контроль со стороны правительства за прессой и строгая цензура всех других средств массовой информации.
К экономике. В государствах, заинтересованных в постоянном притоке дешевой рабочей силы, как правило, не поощряется и порой даже запрещается давать образование этой рабочей силе. Знание приносит освобождение от кабалы низкооплачиваемых неквалифицированных профессий.
К духовной жизни. Когда Иисус говорил эти слова, Он имел в виду именно духовную сферу человека. Его слушатели возразили Ему, говоря, что не были рабами никому. Иисус напомнил им, что всякий, кто совершил грех и не был прощен, а также всякий, кто грешит постоянно, является рабом греха. Сын пришел, чтобы освободить нас именно от такого рабства (Ин. 8:34-36).
Все вышеперечисленное справедливо и имеет прямое отношение к состоянию человека, но в приведенных ситуациях упущено главное, составляющее суть этого памятного высказывания Иисуса. Все эти обсуждения начинаются с середины предложения.
При обычном чтении этот отрывок представляется как обещание, содержащее одно условие и один результат. Условие: познайте истину. Результат: сделаетесь свободными. Тот факт, что обещание, воспринимаемое таким образом, справедливо и универсально, заслоняет другой важный факт: в отрывке говорится не об этом.
На самом деле этот стих является условным обещанием с одним условием и тремя результатами. Вот что сказал Иисус: “Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Ин. 8:31, 32). Условие: пребудьте в Слове Иисуса. Результат: (1) станете Его учениками, (2) познаете истину, (3) сделаетесь свободными.
В первую очередь Он напоминает нам не о преимуществе познания истины. Он говорит нам о том, как познать истину и где ее искать.
В молитве к Отцу за Своих учеников Иисус говорит: “Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина” (Ин. 17:17). Евангелие есть “слово истины” (Еф. 1:13). Мы очищаем наши души “послушанием истине” (1 Пет. 1:22).
Пребудьте в Его Слове, и вы станете Его учениками, познаете истину и сделаетесь свободными.
Радоваться Божьему правлению
Одна из самых возвышенных песен, какую только мы можем спеть, — это гимн хвалы Божьему правлению над Его землёй. Пока эта основная истина не укоренится в сознании человека, его взгляд на мир будет крайне неправильным, отчего будет приводить к искажённым выводам и путаным решениям в жизни. Согласно этому псалму, тот факт, что Бог контролирует судьбу Своего творения, лежит в основе каждой истины, открытой нам
Плач Иеремии (ч.12): "Боже, помилуй! — Тебе я молюсь" (5:19-22)
Можно ли сказать, что Бог забыл Иудею, что Он оставил и праведных из-за грехов беззаконных? Вправе ли мы говорить, что Иеремия сомневается в Божьем желании простить, или же он признает, что беззакония Иудеи были настолько велики, что Богу нужно много времени, чтобы очистить их? Иисус молился на кресте о том же, цитируя Пс. 21:2: “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” (Мф. 27:46).
Музыка в поклонении в период Реформации
Активные участники Реформации, старавшиеся привести Церковь XVI века в соответствие с Писаниями, столкнулись с вопросом использования инструментальной музыки во время богослужения. Римско-католическая церковь ввела ее в свою практику. Церковь внедрила в свой обиход образы, каждение, свечи, мощи и многое другое.
Первый английский реформатор Джон Уиклиф (ок. 1320–84) выступал за пение без аккомпанемента; конгрегационное пение поддерживал и Ян Гус (ок. 1369– 1415) в Богемии.
Мартин Лютер (1483–1546), немецкий монах, ставший самым выдающимся членом движения Реформации, был безразличен к образам и инструментам. Все это он относил к вопросам свободы в богослужении.
Герхард Карлштадт (ок. 1480–1541), тоже немец, выступал против них. Он утверждал, что играющий на инструменте не может поклоняться, если он занят игрой. Карлштадт выступал за песнопение всей общиной без аккомпанемента.
Ульрих Цвингли (1484–1531) из Цюриха, Швейцария, занял важную позицию. Хотя он сам был талантливым музыкантом, Цвингли, тем не менее, настаивал, что поклонение церкви должно состоять только из тех элементов, которые заповеданы Христом в Новом Завете. Всякое добавление к повелению Христа, заявлял он, является нарушением. В ответ на это учение некоторые богослужения стали проводить без использования органа. Но поскольку в понимании Цвингли в Еф. 5:19 и Кол. 3:16 говорится о внутреннем пении сердцем, а не голосом, то он в церкви Цюриха упразднил также и голосовое пение. Дома он использовал музыкальные инструменты для развлечения.
Генрих Буллингер (1504–75), преемник Цвингли в Цюрихе, тоже выступал против использования инструментальной музыки в церкви.
Жан Кальвин (1509–64), возглавлявший Реформацию во Франции и Швейцарии, говорил: «Мы не должны брать на вооружение все, что, по нашему мнению, нам подходит, но должны следить за указаниями Того единственного, кто правомочен их предписывать». Без повеления или примера использования механических инструментов в Новом Завете мы не имеем права привносить их в церковь. Кальвин не был против игры на инструментах в частной жизни, но выступал против использования их в христианском собрании.
Теодор Беза (1519–1605), преемник Кальвина в Женеве, тоже возражал против использования инструментов в поклонении.
Голландец Менно Симонс (ок. 1496–1561), участник движения, сегодня называемого радикальной Реформацией, выступал против всего, что ясно не заповедано в Писаниях.
Джон Нокс (ок. 1514–72) продвигал аналогичные взгляды в Шотландии. Шотландские реформированные церкви стали ярыми противниками инструментальной музыки. Первые английские реформаторы отвергали инструменты, хотя англиканская церковь, в конце концов, ввела их использование в свою практику. Им противились и ранние пуритане, регулировавшие свои действия соответственно повелениям и примерам из Нового Завета. Американские пуритане, включая Бостонских пуритан, тоже поддерживали эту позицию.
Коттон Матер (1663–1728) говорил: «В Новом Завете нет ни одного слова в пользу инструментальной музыки во время поклонения Богу».
Другие возражения можно найти в сочинениях известного методистского автора комментариев Мэтью Генри (1662–1714), который не признавал ни музыку, ни танцы. Он рассматривал их как единое целое.
Исаак Уоттс (1674–1748), первый популярный сочинитель английских гимнов, критиковал аргументы в пользу инструментальной музыки, основанные на Ветхом Завете и Откровении.
Чарльз Сперджен (1834–92), знаменитый баптистский проповедник, отвергал музыкальные инструменты вплоть до 1880 г. Дискутируя по поводу Пс. 42:4, он отмечал: «Если мы славим [Бога] посредством машины, то что ж не молиться посредством ее же».
Насколько твёрдо ваше слово?
Вo время Второй мировой войны среди союзников ходил один лозунг. Его развешивали на заводах и в жилых кварталах. Учитывая постоянную отправку людей, продовольствия и других поставок в Европу и Азию, информация о точном времени отправления конвоев была строго засекречена. Плакаты предупреждали: “Болтун — находка для шпиона". Богу всегда было небезразлично, какие слова мы говорим.
Почему гиксосы ушли из Египта?
На другом видео-ресурсе озаглавил бы так: "Раскрыта тайна Великого Исхода из Египта?" Здесь сделаю спокойнее. Но вопрос при этом менее интересным не становится. Понятно, зачем, "пастухи"-гиксосы хотели захватить более развитый и богатый Египет. Но вот почему они через время почти одномоментно вышли из него? И не напоминает ли это их движение другой, известный всем христианам, Великий Исход из Египта?
Плач Иеремии (ч.11): День расплаты (5:1-18)
Некоторые пытаются убрать Бога из своей жизни, чтобы Он не беспокоил их, когда они ведут себя так, как им заблагорассудится. Они не думают о том, что произойдет, когда в их жизнь войдет беда, а Бога не будет, чтобы им помочь. Они думают только о сиюминутном плотском удовольствии.
Гнев Божий
Чтобы иметь сбалансированное представление о Боге, мы должны во всей полноте изучить Его естество. Он Бог благодати и праведности (Рим. 3:24, 26), гнева и милосердия (Рим. 2:5; 12:1), любви и ненависти (Евр. 1:9). Его нельзя ограничивать ни одним из этих качеств, потому что Он не только добр, но и строг (Рим. 11:22). Человек может понять Его чувства, потому что, созданные по Его образу (Быт. 1:26, 27), люди в какой-то мере обладают теми же чертами. Разница в том, что Бог контролирует их и использует праведно, а человек извращает и использует не надлежащим образом.
Гнев Божий падет на грешное человечество (Мф. 3:7). Добрая весть состоит в том, что Иисус пролил Свою кровь ради прощения грехов (Мф. 3:7; 26:28; 2 Кор. 5:21) и тем самым дал возможность верующим избежать грядущего гнева (1 Фес. 1:10; 5:9). Иисус вознаградит вечным спасением послушных Ему (Евр. 5:9), но воздаст тем, кто не покоряется евангелию (2 Фес. 1:7-9). Бог накажет так строго потому, что Он возненавидел и не может «больше любить» дерзких грешников, упорствующих в своем неповиновении (Ос. 9:15; Пс. 5:6; 10:5).
Бог может справедливо гневаться на тех, кто не уважает Его законы. «Ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:15). Если бы никто не преступал Божьих законов, то не было бы справедливого гнева и нужды в благодати, потому что благодать связана с прощением грехов и оправданием. Все согрешили (Рим. 3:23); все преступили Божьи законы и нуждаются в оправдании, которое дается по благодати, добытой Иисусом (Рим. 3:24).
Некоторые делают вывод, что поскольку Моисеев закон не может оправдать, то христиане свободны от всякого закона (Рим. 3:20; Гал. 2:16, 21; 5:4). Закон производит гнев и проклятие (Рим. 4:15; Гал. 3:10). С этой точки зрения закон никого не оправдывает. С другой стороны, Иисус дал заповеди, которые нужно исполнять. Они составляют закон Бога и Христа (1 Кор. 7:19; 9:21; Гал. 6:2), совершенный закон свободы (Иак. 1:25; 2:12). Где заповеди, там и закон, ибо закон составлен из заповедей. Иисус дал Свои заповеди, и все должны их исполнять, чтобы иметь жизнь вечную (Ин. 12:49, 50).
Божий гнев — реальность. Он изольется на тех, кто не желает следовать Его законам и законам Христа. Понимать Бога — значит знать не только Его любовь и милость, но и Его правосудие.
Христианка в доме
Притчи очень красиво говорят о благочестивой женщине. Муж уважает ее, она приветлива с ним и помогает ему содержать семью. Она вкладывает всю свою душу в трогательную заботу о муже и детях. В делах она проницательна. Она сочувствует бедным и помогает им. Ее речи разумны. На ее любовь члены семьи отвечают взаимностью, все они восхищаются ею и хорошо о ней говорят. Ее дела прославляют ее (Прит. 31:10-31).
Плач Иеремии (ч.10): Скорбная песнь (4:13-22)
Бродя по развалинам Иерусалима, города Божьего храма, Иеремия размышлял о причине разорения. Когда на нас сваливается большое несчастье, мы стараемся обвинить что угодно и кого угодно, но только не себя. Мы не хотим брать на себя ответственность за все плохое, и поэтому истинная причина часто остается скрытой в потаенных уголках нашего подсознания.
Божественное руководство в молитве
Мы молимся о руководстве; мы должны искать божественного руководства. Свидетельства не внушают доверия. Вы, наверное, замечали, что они всегда подтверждают то, что вам нужно. Неудачи никогда не являются свидетельствами. Будьте осторожны со знамениями; то, что вы принимаете за божественное руководство, может оказаться просто субъективными человеческими впечатлениями. Мы молимся, а затем слушаем и смотрим. Мы говорим: “Боже, напиши черным по белому: «Да» или «Нет»”. Для Бога крикнуть “Да” или “Нет” было бы парой пустяков, но не такова Его воля. Это было бы похоже на “откровение последних дней”. Если бы Он сказал нам “Да” или “Нет”, то не выполнить это указание в точности было бы грехом. В Пс. 142:10 и Ин. 7:17 сказано, что мы должны исполнять Божью волю, а не только познавать ее. Слишком многие из нас молятся только для того, чтобы познать ее. Мы молимся о мудрости. Мы читаем Библию ради истины. Сказать: “Господь разговаривал со мной”, - ересь! Он этого больше не делает! Сказать “Господь велел мне сделать то или это”, - детская выдумка. Ничто в Писании даже не намекает на то, чтобы мы искали Божью волю или Божье Слово по субъективным впечатлениям. Больше нет “тихого, нежного голоса” Бога. Личные впечатления - это не откровения. Возносить чувства до уровня божественного откровения значит встать на сторону магии.
Бог есть Владыка... Людям же дана свобода выбора. Бог не станет действовать вопреки Своему владычеству или свободе выбора человека. Бог дает нам хлеб, но Он не ставит его чудесным образом на наш стол, аккуратно нарезав и намазав маслом. Бог отвечает на молитву только тогда, когда на молитву отвечает человек. Не молитесь ни о чем таком, ради чего вы не готовы трудиться. Почему Бог должен отвечать, если мы не хотим этого делать? Если вы во что-то не верите, не молитесь об этом. Молитва предполагает зрелость и ответственность взрослого человека.
Ответы на молитву идут от личности. Нам говорят: “Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь” (Иак. 1:5, 6); “Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна” (Иак. 3:17). Мы не молимся о знаниях. Бог не повышает наш коэффициент интеллектуального развития. Молитва делает нас не умнее, а добрее. Бог не дает нам каких-либо особых ответов - только мудрость, полученную в результате молитвы, а это уже характер! Святость отдает человека на Божью волю! Бог руководит нами, исходя из силы нашей личности. Мы хотим ответов! Бог хочет духовной зрелости. Мы должны хранить Писание в наших сердцах и быть исполненными Духа. Нам нужен разум Христа. Мы растем, все более уподобляясь Главе. Мы переходим от молока к твердой пище, постепенно приобретая умение различать добро и зло.
Бог управляет обстоятельствами. А сатана создает препятствия. Павел понимал разницу; я не понимаю. Но Бог работает в имеющихся условиях. Он открывает и закрывает перед нами двери. Мы должны с этим смириться. Даже когда Он захлопывает дверь перед нашим носом, мы по-прежнему остаемся с Богом. Бог не допустит, чтобы мы “были искушаемы сверх силы” (1 Кор. 10:13). Он обязательно даст нам облегчение. Однако мы по-прежнему несем ответственность за наше поведение. А Бог избавит нас от лукавого (Мф. 6). Критерием оценки всех наших решений является библейская мудрость. Быть исполненным Духа значит уметь различать добро и зло (Евр. 5:12-14; Еф. 5:18; Кол. 3:16). Человек покоряется Богу, а Бог управляет ситуацией. Повторяю: остерегайтесь своих чувств: “Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?” (Иер. 17:9).
В молитве мы боремся; в молитве мы растем; в молитве мы учимся настойчивости. Молитесь до изнеможения! Молитесь, пока молитва не принесет вам что-то хорошее. Бог - это не “палочка-выручалочка”, не “скатерть-самобранка”. Он не “счетчик наших потребностей на небе”. Если Он приходит, то для того, чтобы изменить нас. Бог ответил на молитву, если мы, заканчивая ее, стали лучше. Не будьте слишком импульсивными в отношении ответов на молитвы; не будьте слишком требовательными с ответами на молитвы.
Основы применения Божьего слова: 4 решения и 4 разграничения
Как странно, что верующие люди, которые утверждают, что следуют Библии, так отличаются друг от друга в своих убеждениях и практиках. Почему? Возможен только один ответ: они используют Библию по-разному, и кто-то не понимает Библию или применяет её неправильно. Поэтому чрезвычайно важно научиться правильно изучать Библию — правильно её использовать и должным образом применять.
Плач Иеремии (ч.9): Потускневшее золото (4:1-12)
Было время, когда репутация Израиля была безукоризненной, словно чистое золото. Благочестивые мужи считались драгоценностью нации. Когда же благочестие перестало иметь значение, Иудея и Иерусалим “вошли в штопор”. А людям казалось, что они возвышаются в мире. В их душах все спуталось, потому что они смотрели на жизнь словно в зеркало заднего обзора, в котором правая сторона кажется левой, а левая - правой.
Имеем ли мы греховную природу?
Концепция «греховной природы» строится на теологической гипотезе о том, что человек рождается грешным, унаследовав грех от Адама и Евы. Она исходит из заключения, что они получили греховную природу, вкусив от дерева познания добра и зла (Быт. 3:6). Однако ничто в библейском тексте не учит, что их природа стала греховной. Бог сказал им, что если они вкусят от дерева познания добра и зла, то умрут (Быт. 2:17), а не станут греховными по своей природе, как дьявол.
Два библейских утверждения указывают на то, что Адам и Ева не стали испорченными по своей природе.
(1) Быт. 3:7-10. До того как вкусить плод, они были наги и не стыдились (Быт. 2:25). Вкусив же плод, они осознали свою наготу. Вместо того чтобы выставить свою наготу напоказ, как могли бы сделать развращенные люди, они устыдились; они спрятались, они хотели чем-нибудь прикрыться. Если бы их природа стала развращенной, то их совесть не заставила бы их устыдиться и искать себе одежду.
(2) Быт. 3:22. Бог сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». Бог знает добро и зло и не развращен. Как только Адам и Ева познали добро и зло, они предстали перед нравственным выбором. Вкусив плод, они перешли от состояния нравственной наивности к состоянию нравственного осознания. Отныне им предстояло постоянно делать нравственный выбор между хорошим и плохим. Почти сразу же они сделали правильный нравственный выбор: оделись, что указывает на их желание поступать хорошо, а не плохо.
Мы будем не менее логически правы, если скажем, что Адам и Ева приобрели не греховную, а добрую природу, так как они познали не только зло, но и добро. Тем не менее, в результате того, что они вкусили от запретного дерева, их потомки — все люди — с возрастом приходят к разумению добра и зла (Втор. 1:39) и в конце концов умирают физической смертью. Мы страдаем от последствий греха Адама и Евы, но не несем их вины. Эти последствия для нас состоят в том, что мы умираем (1 Кор. 15:22) и что мы должны делать нравственный выбор (Ис. 7:16).
«Обрезание Христово» в Кол. 2:11 не устраняет врожденную греховную природу, потому что человечество не имеет врожденной греховной природы, которую нужно устранять. Духовное обрезание удаляет нечистоту, приобретенную и накопившуюся вследствие того, что они поддались на плотские похоти и греховные поступки из-за неверного нравственного и духовного выбора.
Все согрешили, но под «всеми» в Рим. 3:9, 19, 23 следует понимать только тех, кто относится к обсуждаемой нами категории. Согрешили «все», кто имеет способность грешить, но не «все» способны грешить (Ин. 9:41). Младенцы и некоторые взрослые не обладают умственными способностями, чтобы понимать, что правильно, а что неправильно. Царство небесное принадлежит малым детям (Мф. 19:14), так что им не нужно рождаться заново, чтобы войти в царство (Ин. 3:5).
Павел писал, что согрешили все, кто достиг в жизни нравственной зрелости (Рим. 3:23) и нуждается в «обрезании Христовом». Плотские похоти и связанные с ними грехи устраняются только у тех, кто понимает, что такое «обрезание Христово», и духовно принимает в нем участие.
Те, кто учит, что у всех людей врожденная греховная природа, неверно толкуют Рим. 7:18-23. Павел не говорил, что это греховная природа заставляла его грешить. Он утверждал: «А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:17). В греческом здесь употреблена конструкция «не… а». Данная конструкция (ме… алла или у… алла) в Новом Завете встречается много раз (Ин. 6:27; 1 Тим. 5:23; 1 Пет. 3:3, 4). Логическое ударение ставится на второй части предложения, но первая часть не исключается. Павел как бы говорит: «Не только я делаю это, но и грех, который живет во мне».
Павел сознавал, что грешит, однако он не хотел грешить (Рим. 7:15-21). Если бы у него была греховная натура, то он бы желал делать зло. Не греховная природа, а грех побуждал его грешить. Перед этим, в Рим. 6:16, Павел рассуждал о том, что грех порабощает. Об этом же говорили Иисус (Ин. 8:34) и Петр (2 Пет. 2:19). Так как все впустили грех в свою жизнь, то у всех происходит борьба с грехом — но не с греховной природой.
Радость спасения
Почти в самом конце несправедливого двухгодичного заточения в Кесарии Павел предстал перед правителем Фестом, царем Агриппой и Вереникой, военной и гражданской верхушкой города, чтобы защитить себя от нелепых обвинений, выдвинутых против него иерусалимскими иудеями. Павел был вынужден апеллировать к кесарю, чтобы не рисковать своей жизнью в случае, если его опять поведут в Иерусалим на повторный суд.
Плач Иеремии (ч.8): Как привлечь Божье внимание (3:40-66)
Вам никогда не приходила в голову мысль, что Бог не слышит вас? А Бог не представлялся таким далеким, что, казалось, вы не сможете привлечь к себе Его внимание? Не ощущали ли вы себя порой одиноким деревом на вершине открытой всем ветрам горы, на которое то и дело обрушиваются бури, дождь, снег и лед. Временами трудности так пригибают вас к земле, что вы чувствуете, что вот-вот сломаетесь.
Прощение: значение слова
Что такое прощение? Иисус учил, что мы должны прощать, чтобы самим получить прощение. При обсуждении прощения обычно приводятся четыре разных греческих слова.
(1) Слово афесис, означающее «отпустить», «освободить», как от греха, употребляется только в связи с Божьим прощением, а не нашим прощением других.
(2) Единственный раз, когда слово аполуо переводится как «прощение», оно употреблено в связи с прощением других: «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37). В других отрывках оно переводится «отпустить» (Мф. 15:23; в Восстановительном Переводе «отослать»), «разводиться» (Мф. 19:3) и «отпускать [на свободу]» (Мф. 27:15).
(3) Слово афиеми часто означает «позволить» (Мф. 3:15) или «оставить, отпустить» (Мф. 4:11). Иисус говорил о прощении должникам в образцовой молитве «Отче наш» в Нагорной проповеди (Мф. 6:12; см. Лк. 11:4). И дальше, продолжая мысль, Он сказал, что мы должны прощать прегрешения (параптома, также «проступки»; Рим. 4:25; Восстановительный Перевод) других (Мф. 6:14, 15; Мк. 11:25, 26). Петр просил о прощении согрешающих (хамартиа) против нас (Мф. 18:21). Мы должны выговорить тем, кто грешит против нас, но если они покаются, простить их (Лк. 17:3, 4).
(4) Еще одно слово, харидзомай, тоже переводится «прощать» с дополнительным оттенком «милостиво прощать», то есть охотно прощать, не требуя от других сатисфакции за свои оскорбленные чувства (Еф. 4:32; Кол. 3:13).
А как быть с согрешениями против нас? Петру было интересно больше узнать о прощении, и он спросил Иисуса: «“Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?” Иисус говорит ему: “Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз”» (Мф. 18:21, 22). Затем Он привел в пример царя, который простил двум рабам разную сумму денег. Тот, которому он простил больше всего, был отдан истязателям за то, что не захотел простить долг своему товарищу-рабу. Иисус сделал такой вывод: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему» (Мф. 18:35).
К тем, кто грешит против нас, мы должны подходить с искренним вниманием. Если они покаются, мы должны простить их (Лк. 17:3, 4). Иисус еще добавил к этому, сказав, что если брат не услышит нас, когда мы пойдем и поговорим с ним один на один, то мы должны взять с собой одного или более свидетелей. Если он их не послушает, тогда вопрос нужно вынести перед церковью, а если он не послушает и церковь, то к нему надо относиться так, «как если бы он не был христианином» (Мф. 18:15-17). В некоторых ситуациях мы не можем обличить грешащих против нас. В таком случае правильной реакцией будет простить их (Лк. 23:34; Деян. 7:60).
Грехи против нас — это не долги или гражданские обязанности. Иисус сказал, что, когда мы молимся, то должны простить, если имеем что-то против другого человека. Если мы не прощаем проступки других, то и Бог не простит нас (Мк. 11:25, 26). К таким проступкам можно отнести неприятные действия других или что-то раздражающее нас лично, например пренебрежительное отношение, оскорбление, неприятие и несправедливость. Мы должны милостиво простить их. Если мы очень давно тесно общаемся с человеком, то нас непременно будут раздражать какие-то его действия. Мы не должны сердиться на него за это, а, напротив, простить.
Евангелие от Матфея
Книга Матфея — первое Евангелие и первая книга в Новом Завете. Она стоит первой практически во всех ранних перечнях новозаветных книг. Возможно, первое место ей отведено потому, что она, согласно древнему (невдохновенному) иудейскому преданию, была написана раньше других новозаветных повествований о жизни Христа.