logo
Bulat Latif
logo
0
читателей
Bulat Latif  
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Данный проект является авторским пониманием и изложением интересующих тем и концепций.
• Рассмотрение современных процессов через призму религиоведения;
• Анализ этнических и этно-конфессиональных отношений;
• Демифологизация и рационализация ислама;
• Этнологический и антропологический обзор.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Милостыня дервишу 150₽ месяц

На данном уровне уважаемый подписчик, ты получишь доступ к основному контенту, который будет включать в себя общие обзоры, анализы и категории.

Оформить подписку
Шакирду на турецкий кофе 500₽ месяц

На данном уровне мой уважаемый подписчик, ты получишь доступ к более широкому пласту контента, который есть у меня на канале.

Оформить подписку
Подаяние алиму 1 000₽ месяц

На данном уровне уважаемый подписчик, ты получишь доступ к контенту более труднодоступного и эксклюзивного характера, над которым мне пришлось заморочиться ни один день прибегая к эмпирическим методам.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 34+ мин
logo Bulat Latif

Прогноз этно-религиозной ситуации в Абхазии

Доступно подписчикам уровня
«Шакирду на турецкий кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Bulat Latif

Разбор различий мусульман суннитов и мусульман шиитов.

Терминология ‎и‏ ‎контекс

Для ‎начала ‎нужно ‎обозначить ‎кто‏ ‎такие ‎сунниты‏ ‎и‏ ‎шииты, ‎пожалуй ‎начнём‏ ‎с ‎самого‏ ‎многочисленного ‎ответвления ‎исламской ‎традиции.

Сунниты-‏ ‎последователи‏ ‎наиболее ‎многочисленного‏ ‎направления ‎в‏ ‎исламе. ‎Внутри ‎течения ‎существуют ‎значительные‏ ‎различия‏ ‎в ‎принципах‏ ‎юридических ‎решений,‏ ‎в ‎характере ‎праздников, ‎в ‎отношении‏ ‎к‏ ‎иноверцам,‏ ‎в ‎деталях‏ ‎молитв ‎и‏ ‎др. ‎По‏ ‎численности‏ ‎сунниты ‎составляют‏ ‎более ‎одного ‎миллиарда ‎человек ‎—‏ ‎более ‎90‏ ‎%‏ ‎всех ‎исповедующих ‎ислам.

Основными‏ ‎признаками ‎принадлежности‏ ‎к ‎суннизму ‎считается ‎признание:

  • достоверности‏ ‎шести‏ ‎крупнейших ‎сводов‏ ‎хадисов, ‎составленных‏ ‎аль-Бухари, ‎Муслимом, ‎ат-Тирмизи, ‎Абу-Даудом, ‎ан-Насаи‏ ‎и‏ ‎Ибн ‎Маджа‏ ‎(это ‎особенно‏ ‎свойственно ‎для ‎асхаб ‎аль-хадис);
  • четырех ‎суннитских‏ ‎мазхабов‏ ‎фикха‏ ‎(ханафитского, ‎маликитского,‏ ‎шафи‘итского ‎и‏ ‎ханбалитского);
  • двух ‎суннитских‏ ‎мазхабов‏ ‎‘акыды ‎(матуридитского‏ ‎и ‎аш‘аритского);
  • законности ‎правления ‎первых ‎четырех‏ ‎(«праведных») ‎халифов‏ ‎—‏ ‎Абу-Бакра, ‎‘Умара, ‎‘Усмана‏ ‎и ‎‘Али‏ ‎(шииты ‎признают ‎только ‎‘Али).

Шииты‏ ‎-‏ ‎если ‎переводить‏ ‎с ‎арабского‏ ‎то ‎мы ‎получаем ‎смысловое ‎значение‏ ‎слова‏ ‎как: ‎приверженцы‏ ‎либо ‎фракция.‏ ‎Второе ‎по ‎числу ‎приверженцев ‎направление‏ ‎ислама,‏ ‎хотя‏ ‎по ‎сравнению‏ ‎с ‎суннитами‏ ‎они ‎составляют‏ ‎явное‏ ‎меньшинство.

"Всё ‎началось‏ ‎когда ‎умер ‎пророк ‎и ‎основатель‏ ‎ислама ‎Мухаммед"

(Мухаммед‏ ‎является‏ ‎самым ‎почитаемым ‎из‏ ‎пророков ‎в‏ ‎исламе)

Когда ‎Мухаммед ‎умер ‎в‏ ‎632‏ ‎году ‎нашей‏ ‎эры, ‎возник‏ ‎большой ‎спор ‎о ‎том, ‎кто‏ ‎будет‏ ‎претендовать ‎на‏ ‎его ‎положение‏ ‎в ‎качестве ‎лидера ‎новой ‎религии.‏ ‎Ислам‏ ‎был‏ ‎больше, ‎чем‏ ‎частная ‎религия‏ ‎- ‎он‏ ‎диктовал‏ ‎социальные ‎и‏ ‎политические ‎события. ‎Преемник ‎Мухаммеда ‎будет‏ ‎иметь ‎сильное‏ ‎влияние‏ ‎на ‎общество, ‎правительство‏ ‎и ‎торговлю.

Некоторые‏ ‎люди ‎думали, ‎что ‎любой‏ ‎человек,‏ ‎обладающий ‎квалификацией,‏ ‎может ‎взять‏ ‎на ‎себя ‎ответственность. ‎Это ‎были‏ ‎последователи‏ ‎«пути» ‎(‏ ‎сунны ‎)‏ ‎Мухаммеда, ‎и ‎они ‎стали ‎известны‏ ‎как‏ ‎мусульмане-сунниты.‏ ‎Они ‎настояли‏ ‎на ‎том,‏ ‎чтобы ‎тесть‏ ‎и‏ ‎друг ‎Мухаммеда‏ ‎Абу ‎Бакр ‎взял ‎на ‎себя‏ ‎управление.

Другие ‎считали,‏ ‎что‏ ‎только ‎кто-то ‎из‏ ‎семьи ‎Мухаммеда‏ ‎будет ‎законным ‎лидером. ‎Этот‏ ‎лагерь‏ ‎отдавал ‎предпочтение‏ ‎двоюродному ‎брату‏ ‎и ‎зятю ‎Мухаммеда, ‎Али ‎ибн‏ ‎Аби‏ ‎Талибу, ‎и‏ ‎они ‎стали‏ ‎известны ‎как ‎шиату ‎Али ‎(«партия‏ ‎Али»),‏ ‎или‏ ‎мусульмане-шииты.

В ‎конце‏ ‎концов, ‎большинство‏ ‎суннитов ‎добилось‏ ‎своего,‏ ‎и ‎Абу‏ ‎Бакр ‎стал ‎первым ‎официальным ‎преемником,‏ ‎или ‎халифом‏ ‎,‏ ‎пророка ‎Мухаммеда. ‎Несмотря‏ ‎на ‎это,‏ ‎шииты ‎не ‎признали ‎Абу‏ ‎Бакра‏ ‎законным ‎и‏ ‎твердо ‎придерживались‏ ‎своих ‎убеждений ‎в ‎своей ‎верности‏ ‎потомкам‏ ‎Мухаммеда, ‎которых‏ ‎они ‎называли‏ ‎Уль ‎аль-Байт, ‎«семьей ‎дома».

У ‎любимца‏ ‎шиитов‏ ‎Али‏ ‎было ‎два‏ ‎сына ‎по‏ ‎имени ‎Хасан‏ ‎и‏ ‎Хусейн. ‎После‏ ‎смерти ‎Али ‎и ‎его ‎сына‏ ‎Хасана ‎Хусейн‏ ‎стал‏ ‎духовным ‎лидером ‎шиитского‏ ‎ислама ‎до‏ ‎680 ‎г. ‎н.э., ‎когда‏ ‎он‏ ‎был ‎убит‏ ‎мусульманами-суннитами ‎во‏ ‎время ‎битвы ‎в ‎Кербеле, ‎Ирак.‏ ‎Эта‏ ‎битва ‎и‏ ‎смерть ‎Хусейна‏ ‎- ‎горькое ‎воспоминание ‎для ‎мусульман-шиитов.‏ ‎Даже‏ ‎спустя‏ ‎столетия ‎это‏ ‎мученичество ‎и‏ ‎вопрос ‎о‏ ‎законном‏ ‎руководстве ‎исламом‏ ‎по-прежнему ‎является ‎сердцем ‎суннитско-шиитского ‎раскола.


"Плач‏ ‎небес ‎по‏ ‎внукам‏ ‎пророка ‎Мухаммеда" ‎(Хасану‏ ‎и ‎Хусейну)

"Вопросы‏ ‎поклонения ‎и ‎вероубеждения"

  1. Обе ‎группы‏ ‎придерживаются‏ ‎основополагающих ‎верований‏ ‎и ‎практик‏ ‎ислама. ‎Они ‎поддерживают ‎Куръан ‎как‏ ‎откровение‏ ‎Аллаhа ‎и‏ ‎придерживаются ‎пяти‏ ‎столпов ‎ислама: ‎милостыня, ‎пост ‎в‏ ‎течение‏ ‎месяца‏ ‎Рамазан, ‎выполнение‏ ‎ежедневных ‎ритуальных‏ ‎молитв, ‎паломничество‏ ‎в‏ ‎Мекку, ‎и‏ ‎признание ‎того, ‎что ‎нет ‎Бога‏ ‎кроме ‎Аллаhа‏ ‎и‏ ‎Мухаммеда ‎- ‎его‏ ‎пророка.
  2. Мусульмане-шииты ‎выполняют‏ ‎все ‎пять ‎ежедневных ‎ритуальных‏ ‎молитв,‏ ‎но ‎ужимают‏ ‎их ‎в‏ ‎три ‎сеанса ‎вместо ‎пяти. ‎Для‏ ‎мусульман-шиитов‏ ‎почитание ‎«семьи‏ ‎дома» ‎приближает‏ ‎вас ‎к ‎Богу. ‎Шииты ‎также‏ ‎придерживаются‏ ‎десяти‏ ‎обязательных ‎действий‏ ‎помимо ‎основных‏ ‎пяти ‎столпов.‏ ‎И‏ ‎во ‎время‏ ‎молитвы ‎ставят ‎камни ‎либо ‎таблички‏ ‎на ‎которые‏ ‎упираются‏ ‎лбами.
  3. Утрата ‎Хусейна ‎и‏ ‎руководства ‎семьей‏ ‎Мухаммеда ‎навлекла ‎на ‎мусульман-шиитов‏ ‎непреходящий‏ ‎оттенок ‎печали.‏ ‎Они ‎живут‏ ‎в ‎трауре, ‎большую ‎часть ‎года‏ ‎носят‏ ‎черное. ‎Один‏ ‎из ‎самых‏ ‎больших ‎шиитских ‎праздников ‎- ‎годовщина‏ ‎смерти‏ ‎Хусейна‏ ‎в ‎праздник‏ ‎Ашура ‎,‏ ‎десятый ‎день‏ ‎исламского‏ ‎месяца ‎Мухаррам.‏ ‎В ‎этот ‎день ‎мусульмане-шииты ‎на‏ ‎Ближнем ‎Востоке‏ ‎и‏ ‎в ‎Азии ‎проходят‏ ‎маршем ‎по‏ ‎улицам, ‎скандируя ‎причитания ‎по‏ ‎поводу‏ ‎смерти ‎Хусейна,‏ ‎громко ‎рыдая‏ ‎и ‎избивая ‎себя. ‎Некоторые ‎даже‏ ‎цепляются‏ ‎за ‎себя‏ ‎и ‎рубят‏ ‎себе ‎головы ‎мечами.
  4. Мусульмане-сунниты ‎считают ‎одержимость‏ ‎шиитов‏ ‎домом‏ ‎Мухаммеда ‎ложным‏ ‎исламом, ‎который‏ ‎чрезмерно ‎почитает‏ ‎семью‏ ‎пророка. ‎Точно‏ ‎так ‎же ‎мусульмане-шииты ‎считают, ‎что‏ ‎сунниты ‎не‏ ‎являются‏ ‎истинными ‎мусульманами. ‎Их‏ ‎резкие ‎разногласия,‏ ‎не ‎примиряемые ‎веками, ‎приводят‏ ‎к‏ ‎расколу ‎Ближнего‏ ‎Востока ‎и‏ ‎постоянно ‎неурегулированной ‎напряженности.

География ‎шиитского ‎ислама

В‏ ‎настоящее‏ ‎время ‎последователи‏ ‎различных ‎шиитских‏ ‎общин ‎существуют ‎практически ‎во ‎всех‏ ‎мусульманских,‏ ‎европейских‏ ‎и ‎американских‏ ‎странах. ‎Шиитского‏ ‎вероучения ‎придерживается‏ ‎подавляющее‏ ‎большинство ‎населения‏ ‎Ирана ‎и ‎Азербайджана, ‎около ‎двух‏ ‎третей ‎населения‏ ‎Бахрейна,‏ ‎треть ‎населения ‎Ирака,‏ ‎значительная ‎часть‏ ‎населения ‎Ливана ‎и ‎Йемена,‏ ‎в‏ ‎Афганистане ‎—‏ ‎фарсиваны ‎на‏ ‎западе ‎страны ‎и ‎хазарейцы. ‎К‏ ‎исма‘илитской‏ ‎ветви ‎шиизма‏ ‎принадлежит ‎большинство‏ ‎жителей ‎Горно-Бадахшанской ‎области ‎Таджикистана ‎—‏ ‎памирские‏ ‎народы.‏ ‎Численность ‎шиитов‏ ‎в ‎России‏ ‎незначительна. ‎К‏ ‎этому‏ ‎направлению ‎ислама‏ ‎принадлежат ‎проживающие ‎в ‎Дагестанской ‎республике‏ ‎таты, ‎лезгины‏ ‎селения‏ ‎Мискинджа, ‎а ‎также‏ ‎азербайджанские ‎общины‏ ‎Дербента, ‎говорящие ‎на ‎местном‏ ‎диалекте‏ ‎азербайджанского ‎языка.‏ ‎Кроме ‎того,‏ ‎шиитами ‎является ‎большая ‎часть ‎проживающих‏ ‎в‏ ‎России ‎азербайджанцев‏ ‎(в ‎самом‏ ‎Азербайджане ‎шииты ‎составляют ‎по ‎разным‏ ‎подсчетам‏ ‎до‏ ‎65 ‎процентов‏ ‎населения).

Читать: 3+ мин
logo Bulat Latif

Религиозные мотивы в произведении "Хаджи-Мурат", Льва Толстого.

Произведение ‎Л.‏ ‎Н. ‎Толстого ‎«Хаджи-Мурат», ‎является ‎одним‏ ‎из ‎самых‏ ‎важных‏ ‎его ‎произведений ‎в‏ ‎духовно-культурном ‎дискурсе,‏ ‎так ‎как ‎в ‎ней‏ ‎он‏ ‎представляет ‎столкновение‏ ‎двух ‎различных‏ ‎полюсов ‎цивилизаций. ‎Но ‎нас ‎больше‏ ‎интересует‏ ‎момент ‎того,‏ ‎как ‎через‏ ‎ритуально-обрядовую ‎сторону ‎героев ‎повести, ‎мы‏ ‎можем‏ ‎вывести‏ ‎в ‎контексте‏ ‎данного ‎нарратива,‏ ‎символ ‎и‏ ‎образ‏ ‎отражающий ‎духовную‏ ‎составляющую ‎персонажей.

Проблема ‎исследования ‎заключается ‎в‏ ‎том, ‎чтобы‏ ‎через‏ ‎данный ‎нам ‎нарратив,‏ ‎представленный ‎в‏ ‎проведении ‎«Хаджи-Мурат», ‎попытаться ‎отобразить‏ ‎каким‏ ‎образом ‎религиозные‏ ‎обряды ‎и‏ ‎ритуалы ‎отображают ‎личность, ‎представленную ‎нам‏ ‎в‏ ‎тексте, ‎на‏ ‎примере: ‎Хаджи-Мурата,‏ ‎имама ‎Шамиля ‎и ‎Николая ‎I.

Для‏ ‎решения‏ ‎проблемы,‏ ‎мы ‎использовали‏ ‎метод ‎дискурс‏ ‎анализа для ‎интерпретации‏ ‎текста‏ ‎в ‎его‏ ‎культурно-социальном ‎аспекте ‎и ‎попытались ‎выразить‏ ‎её ‎основываясь‏ ‎на‏ ‎труде ‎американского ‎антрополога‏ ‎Роя ‎Раппапорта‏ ‎«Ритуал ‎и ‎религия ‎как‏ ‎отображение‏ ‎человека» ‎(пер.‏ ‎на ‎русский),‏ ‎утверждавшим, ‎что ‎религиозные ‎ритуалы ‎и‏ ‎обряды‏ ‎отображают ‎человека‏ ‎и ‎делают‏ ‎его ‎таковым, ‎так ‎же, ‎как‏ ‎и‏ ‎язык.


Истолкование‏ ‎результатов ‎показало,‏ ‎что ‎Хаджи-Мурат‏ ‎отображает ‎человека‏ ‎носящего‏ ‎символ ‎идеала‏ ‎традиций ‎своего ‎народа ‎и ‎правильно‏ ‎верующим ‎(по‏ ‎Л.‏ ‎Н. ‎Толстову), ‎так‏ ‎как ‎в‏ ‎его ‎действиях ‎нет ‎корысти‏ ‎и‏ ‎цели ‎наживы,‏ ‎а ‎религиозные‏ ‎обряды ‎не ‎являются ‎фактами, ‎которые‏ ‎его‏ ‎утомляют, ‎но‏ ‎наоборот ‎предают‏ ‎ему ‎нуминозную ‎силу ‎жизни. ‎Религиозный‏ ‎символ‏ ‎Хаджи-Мурата,‏ ‎представленного ‎в‏ ‎повести, ‎полностью‏ ‎соответствует ‎его‏ ‎деятельности‏ ‎как ‎нравственного‏ ‎героя, ‎отображающим ‎архетип ‎героя ‎аварского‏ ‎этоса.

Иной ‎характер‏ ‎приобретает‏ ‎образ ‎«правителя» ‎в‏ ‎лице ‎имама‏ ‎Шамиля ‎и ‎императора ‎Николая‏ ‎I,‏ ‎так ‎как‏ ‎их ‎обрядовая‏ ‎сторона ‎жизни ‎имеет ‎лишь ‎формальный‏ ‎оттенок‏ ‎и ‎тяготит‏ ‎их ‎перед‏ ‎лицом ‎мирских ‎страстей. ‎Их ‎отношение‏ ‎к‏ ‎религиозной‏ ‎стороне ‎жизни,‏ ‎является ‎полным‏ ‎отображением ‎политики‏ ‎каждого‏ ‎из ‎правителей.‏ ‎С ‎точки ‎зрения ‎Р. ‎Раппапорта,‏ ‎Николай ‎I‏ ‎использует‏ ‎«Священные ‎постулаты» ‎при‏ ‎чтении ‎утренних‏ ‎молитв, ‎в ‎обыденном ‎их‏ ‎проявлении,‏ ‎что ‎приводит‏ ‎к ‎их‏ ‎бессмысленности ‎и ‎как ‎отражает ‎сам‏ ‎автор‏ ‎«не ‎приписывая‏ ‎словам ‎никакого‏ ‎значения» ‎. ‎Так ‎же ‎автор‏ ‎показывает‏ ‎через‏ ‎«другого», ‎как‏ ‎Николай ‎I‏ ‎питается ‎своей‏ ‎гордыней‏ ‎через ‎приветствие‏ ‎его ‎людьми ‎в ‎храме, ‎так‏ ‎как ‎вместо‏ ‎того,‏ ‎чтобы ‎посвятить ‎себя‏ ‎служению ‎и‏ ‎трепету ‎перед ‎Богом, ‎он‏ ‎себя‏ ‎ставит ‎на‏ ‎его ‎место.‏ ‎Имам ‎Шамиль ‎же ‎в ‎свою‏ ‎очередь‏ ‎относиться ‎к‏ ‎религиозным ‎обрядам‏ ‎и ‎практикам, ‎как ‎к ‎обязательной‏ ‎работе‏ ‎чиновника,‏ ‎которая ‎не‏ ‎приносит ‎ему‏ ‎удовольствия, ‎но‏ ‎он‏ ‎понимает, ‎что‏ ‎как ‎глава ‎теократического ‎государства, ‎он‏ ‎обязан ‎их‏ ‎выполнять.‏ ‎При ‎этом, ‎он‏ ‎как ‎лицо‏ ‎«правоверных» ‎использовал ‎шантаж ‎к‏ ‎Хаджи-Мурату,‏ ‎взяв ‎в‏ ‎плен ‎его‏ ‎семью.

В ‎результате ‎исследования ‎было ‎выявлено,‏ ‎что,‏ ‎используя ‎метод‏ ‎дискурс ‎анализа‏ ‎взяв ‎за ‎основу ‎идею ‎понимания‏ ‎религиозного‏ ‎ритуала‏ ‎и ‎обряда‏ ‎по ‎Р.‏ ‎Раппапорту, ‎мы‏ ‎можем‏ ‎рассматривать ‎некоторые‏ ‎нарративы, ‎в ‎которых ‎представлен ‎религиозно-культовый‏ ‎дискурс, ‎для‏ ‎обозначения‏ ‎их ‎символического ‎образа.

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048