logo
Bulat Latif
logo
0
читателей

Bulat Latif  

About project View Subscription levels Filters Statistics Обновления проекта Share Tags
All projects
About project
Данный проект является авторским пониманием и изложением интересующих тем и концепций.
• Рассмотрение современных процессов через призму религиоведения;
• Анализ этнических и этно-конфессиональных отношений;
• Демифологизация и рационализация ислама;
• Этнологический и антропологический обзор.
Публикации, доступные бесплатно
Subscription levels
Милостыня дервишу 150₽ month

На данном уровне уважаемый подписчик, ты получишь доступ к основному контенту, который будет включать в себя общие обзоры, анализы и категории.

Subscribe
Шакирду на турецкий кофе 500₽ month

На данном уровне мой уважаемый подписчик, ты получишь доступ к более широкому пласту контента, который есть у меня на канале.

Subscribe
Подаяние алиму 1 000₽ month

На данном уровне уважаемый подписчик, ты получишь доступ к контенту более труднодоступного и эксклюзивного характера, над которым мне пришлось заморочиться ни один день прибегая к эмпирическим методам.

Subscribe
Filters
Statistics
Обновления проекта
Contacts
Share
Tags
Читать: 34+ мин
logo Bulat Latif
Unblock this post
by becoming a subscriber
Subscribe for 500₽ per month

Прогноз этно-религиозной ситуации в Абхазии

Читать: 5+ мин
logo Bulat Latif

Разбор различий мусульман суннитов и мусульман шиитов.

Терминология ‎и‏ ‎контекс

Для ‎начала ‎нужно ‎обозначить ‎кто‏ ‎такие ‎сунниты‏ ‎и‏ ‎шииты, ‎пожалуй ‎начнём‏ ‎с ‎самого‏ ‎многочисленного ‎ответвления ‎исламской ‎традиции.

Сунниты-‏ ‎последователи‏ ‎наиболее ‎многочисленного‏ ‎направления ‎в‏ ‎исламе. ‎Внутри ‎течения ‎существуют ‎значительные‏ ‎различия‏ ‎в ‎принципах‏ ‎юридических ‎решений,‏ ‎в ‎характере ‎праздников, ‎в ‎отношении‏ ‎к‏ ‎иноверцам,‏ ‎в ‎деталях‏ ‎молитв ‎и‏ ‎др. ‎По‏ ‎численности‏ ‎сунниты ‎составляют‏ ‎более ‎одного ‎миллиарда ‎человек ‎—‏ ‎более ‎90‏ ‎%‏ ‎всех ‎исповедующих ‎ислам.

Основными‏ ‎признаками ‎принадлежности‏ ‎к ‎суннизму ‎считается ‎признание:

  • достоверности‏ ‎шести‏ ‎крупнейших ‎сводов‏ ‎хадисов, ‎составленных‏ ‎аль-Бухари, ‎Муслимом, ‎ат-Тирмизи, ‎Абу-Даудом, ‎ан-Насаи‏ ‎и‏ ‎Ибн ‎Маджа‏ ‎(это ‎особенно‏ ‎свойственно ‎для ‎асхаб ‎аль-хадис);
  • четырех ‎суннитских‏ ‎мазхабов‏ ‎фикха‏ ‎(ханафитского, ‎маликитского,‏ ‎шафи‘итского ‎и‏ ‎ханбалитского);
  • двух ‎суннитских‏ ‎мазхабов‏ ‎‘акыды ‎(матуридитского‏ ‎и ‎аш‘аритского);
  • законности ‎правления ‎первых ‎четырех‏ ‎(«праведных») ‎халифов‏ ‎—‏ ‎Абу-Бакра, ‎‘Умара, ‎‘Усмана‏ ‎и ‎‘Али‏ ‎(шииты ‎признают ‎только ‎‘Али).

Шииты‏ ‎-‏ ‎если ‎переводить‏ ‎с ‎арабского‏ ‎то ‎мы ‎получаем ‎смысловое ‎значение‏ ‎слова‏ ‎как: ‎приверженцы‏ ‎либо ‎фракция.‏ ‎Второе ‎по ‎числу ‎приверженцев ‎направление‏ ‎ислама,‏ ‎хотя‏ ‎по ‎сравнению‏ ‎с ‎суннитами‏ ‎они ‎составляют‏ ‎явное‏ ‎меньшинство.

"Всё ‎началось‏ ‎когда ‎умер ‎пророк ‎и ‎основатель‏ ‎ислама ‎Мухаммед"

(Мухаммед‏ ‎является‏ ‎самым ‎почитаемым ‎из‏ ‎пророков ‎в‏ ‎исламе)

Когда ‎Мухаммед ‎умер ‎в‏ ‎632‏ ‎году ‎нашей‏ ‎эры, ‎возник‏ ‎большой ‎спор ‎о ‎том, ‎кто‏ ‎будет‏ ‎претендовать ‎на‏ ‎его ‎положение‏ ‎в ‎качестве ‎лидера ‎новой ‎религии.‏ ‎Ислам‏ ‎был‏ ‎больше, ‎чем‏ ‎частная ‎религия‏ ‎- ‎он‏ ‎диктовал‏ ‎социальные ‎и‏ ‎политические ‎события. ‎Преемник ‎Мухаммеда ‎будет‏ ‎иметь ‎сильное‏ ‎влияние‏ ‎на ‎общество, ‎правительство‏ ‎и ‎торговлю.

Некоторые‏ ‎люди ‎думали, ‎что ‎любой‏ ‎человек,‏ ‎обладающий ‎квалификацией,‏ ‎может ‎взять‏ ‎на ‎себя ‎ответственность. ‎Это ‎были‏ ‎последователи‏ ‎«пути» ‎(‏ ‎сунны ‎)‏ ‎Мухаммеда, ‎и ‎они ‎стали ‎известны‏ ‎как‏ ‎мусульмане-сунниты.‏ ‎Они ‎настояли‏ ‎на ‎том,‏ ‎чтобы ‎тесть‏ ‎и‏ ‎друг ‎Мухаммеда‏ ‎Абу ‎Бакр ‎взял ‎на ‎себя‏ ‎управление.

Другие ‎считали,‏ ‎что‏ ‎только ‎кто-то ‎из‏ ‎семьи ‎Мухаммеда‏ ‎будет ‎законным ‎лидером. ‎Этот‏ ‎лагерь‏ ‎отдавал ‎предпочтение‏ ‎двоюродному ‎брату‏ ‎и ‎зятю ‎Мухаммеда, ‎Али ‎ибн‏ ‎Аби‏ ‎Талибу, ‎и‏ ‎они ‎стали‏ ‎известны ‎как ‎шиату ‎Али ‎(«партия‏ ‎Али»),‏ ‎или‏ ‎мусульмане-шииты.

В ‎конце‏ ‎концов, ‎большинство‏ ‎суннитов ‎добилось‏ ‎своего,‏ ‎и ‎Абу‏ ‎Бакр ‎стал ‎первым ‎официальным ‎преемником,‏ ‎или ‎халифом‏ ‎,‏ ‎пророка ‎Мухаммеда. ‎Несмотря‏ ‎на ‎это,‏ ‎шииты ‎не ‎признали ‎Абу‏ ‎Бакра‏ ‎законным ‎и‏ ‎твердо ‎придерживались‏ ‎своих ‎убеждений ‎в ‎своей ‎верности‏ ‎потомкам‏ ‎Мухаммеда, ‎которых‏ ‎они ‎называли‏ ‎Уль ‎аль-Байт, ‎«семьей ‎дома».

У ‎любимца‏ ‎шиитов‏ ‎Али‏ ‎было ‎два‏ ‎сына ‎по‏ ‎имени ‎Хасан‏ ‎и‏ ‎Хусейн. ‎После‏ ‎смерти ‎Али ‎и ‎его ‎сына‏ ‎Хасана ‎Хусейн‏ ‎стал‏ ‎духовным ‎лидером ‎шиитского‏ ‎ислама ‎до‏ ‎680 ‎г. ‎н.э., ‎когда‏ ‎он‏ ‎был ‎убит‏ ‎мусульманами-суннитами ‎во‏ ‎время ‎битвы ‎в ‎Кербеле, ‎Ирак.‏ ‎Эта‏ ‎битва ‎и‏ ‎смерть ‎Хусейна‏ ‎- ‎горькое ‎воспоминание ‎для ‎мусульман-шиитов.‏ ‎Даже‏ ‎спустя‏ ‎столетия ‎это‏ ‎мученичество ‎и‏ ‎вопрос ‎о‏ ‎законном‏ ‎руководстве ‎исламом‏ ‎по-прежнему ‎является ‎сердцем ‎суннитско-шиитского ‎раскола.


"Плач‏ ‎небес ‎по‏ ‎внукам‏ ‎пророка ‎Мухаммеда" ‎(Хасану‏ ‎и ‎Хусейну)

"Вопросы‏ ‎поклонения ‎и ‎вероубеждения"

  1. Обе ‎группы‏ ‎придерживаются‏ ‎основополагающих ‎верований‏ ‎и ‎практик‏ ‎ислама. ‎Они ‎поддерживают ‎Куръан ‎как‏ ‎откровение‏ ‎Аллаhа ‎и‏ ‎придерживаются ‎пяти‏ ‎столпов ‎ислама: ‎милостыня, ‎пост ‎в‏ ‎течение‏ ‎месяца‏ ‎Рамазан, ‎выполнение‏ ‎ежедневных ‎ритуальных‏ ‎молитв, ‎паломничество‏ ‎в‏ ‎Мекку, ‎и‏ ‎признание ‎того, ‎что ‎нет ‎Бога‏ ‎кроме ‎Аллаhа‏ ‎и‏ ‎Мухаммеда ‎- ‎его‏ ‎пророка.
  2. Мусульмане-шииты ‎выполняют‏ ‎все ‎пять ‎ежедневных ‎ритуальных‏ ‎молитв,‏ ‎но ‎ужимают‏ ‎их ‎в‏ ‎три ‎сеанса ‎вместо ‎пяти. ‎Для‏ ‎мусульман-шиитов‏ ‎почитание ‎«семьи‏ ‎дома» ‎приближает‏ ‎вас ‎к ‎Богу. ‎Шииты ‎также‏ ‎придерживаются‏ ‎десяти‏ ‎обязательных ‎действий‏ ‎помимо ‎основных‏ ‎пяти ‎столпов.‏ ‎И‏ ‎во ‎время‏ ‎молитвы ‎ставят ‎камни ‎либо ‎таблички‏ ‎на ‎которые‏ ‎упираются‏ ‎лбами.
  3. Утрата ‎Хусейна ‎и‏ ‎руководства ‎семьей‏ ‎Мухаммеда ‎навлекла ‎на ‎мусульман-шиитов‏ ‎непреходящий‏ ‎оттенок ‎печали.‏ ‎Они ‎живут‏ ‎в ‎трауре, ‎большую ‎часть ‎года‏ ‎носят‏ ‎черное. ‎Один‏ ‎из ‎самых‏ ‎больших ‎шиитских ‎праздников ‎- ‎годовщина‏ ‎смерти‏ ‎Хусейна‏ ‎в ‎праздник‏ ‎Ашура ‎,‏ ‎десятый ‎день‏ ‎исламского‏ ‎месяца ‎Мухаррам.‏ ‎В ‎этот ‎день ‎мусульмане-шииты ‎на‏ ‎Ближнем ‎Востоке‏ ‎и‏ ‎в ‎Азии ‎проходят‏ ‎маршем ‎по‏ ‎улицам, ‎скандируя ‎причитания ‎по‏ ‎поводу‏ ‎смерти ‎Хусейна,‏ ‎громко ‎рыдая‏ ‎и ‎избивая ‎себя. ‎Некоторые ‎даже‏ ‎цепляются‏ ‎за ‎себя‏ ‎и ‎рубят‏ ‎себе ‎головы ‎мечами.
  4. Мусульмане-сунниты ‎считают ‎одержимость‏ ‎шиитов‏ ‎домом‏ ‎Мухаммеда ‎ложным‏ ‎исламом, ‎который‏ ‎чрезмерно ‎почитает‏ ‎семью‏ ‎пророка. ‎Точно‏ ‎так ‎же ‎мусульмане-шииты ‎считают, ‎что‏ ‎сунниты ‎не‏ ‎являются‏ ‎истинными ‎мусульманами. ‎Их‏ ‎резкие ‎разногласия,‏ ‎не ‎примиряемые ‎веками, ‎приводят‏ ‎к‏ ‎расколу ‎Ближнего‏ ‎Востока ‎и‏ ‎постоянно ‎неурегулированной ‎напряженности.

География ‎шиитского ‎ислама

В‏ ‎настоящее‏ ‎время ‎последователи‏ ‎различных ‎шиитских‏ ‎общин ‎существуют ‎практически ‎во ‎всех‏ ‎мусульманских,‏ ‎европейских‏ ‎и ‎американских‏ ‎странах. ‎Шиитского‏ ‎вероучения ‎придерживается‏ ‎подавляющее‏ ‎большинство ‎населения‏ ‎Ирана ‎и ‎Азербайджана, ‎около ‎двух‏ ‎третей ‎населения‏ ‎Бахрейна,‏ ‎треть ‎населения ‎Ирака,‏ ‎значительная ‎часть‏ ‎населения ‎Ливана ‎и ‎Йемена,‏ ‎в‏ ‎Афганистане ‎—‏ ‎фарсиваны ‎на‏ ‎западе ‎страны ‎и ‎хазарейцы. ‎К‏ ‎исма‘илитской‏ ‎ветви ‎шиизма‏ ‎принадлежит ‎большинство‏ ‎жителей ‎Горно-Бадахшанской ‎области ‎Таджикистана ‎—‏ ‎памирские‏ ‎народы.‏ ‎Численность ‎шиитов‏ ‎в ‎России‏ ‎незначительна. ‎К‏ ‎этому‏ ‎направлению ‎ислама‏ ‎принадлежат ‎проживающие ‎в ‎Дагестанской ‎республике‏ ‎таты, ‎лезгины‏ ‎селения‏ ‎Мискинджа, ‎а ‎также‏ ‎азербайджанские ‎общины‏ ‎Дербента, ‎говорящие ‎на ‎местном‏ ‎диалекте‏ ‎азербайджанского ‎языка.‏ ‎Кроме ‎того,‏ ‎шиитами ‎является ‎большая ‎часть ‎проживающих‏ ‎в‏ ‎России ‎азербайджанцев‏ ‎(в ‎самом‏ ‎Азербайджане ‎шииты ‎составляют ‎по ‎разным‏ ‎подсчетам‏ ‎до‏ ‎65 ‎процентов‏ ‎населения).

Читать: 3+ мин
logo Bulat Latif

Религиозные мотивы в произведении "Хаджи-Мурат", Льва Толстого.

Произведение ‎Л.‏ ‎Н. ‎Толстого ‎«Хаджи-Мурат», ‎является ‎одним‏ ‎из ‎самых‏ ‎важных‏ ‎его ‎произведений ‎в‏ ‎духовно-культурном ‎дискурсе,‏ ‎так ‎как ‎в ‎ней‏ ‎он‏ ‎представляет ‎столкновение‏ ‎двух ‎различных‏ ‎полюсов ‎цивилизаций. ‎Но ‎нас ‎больше‏ ‎интересует‏ ‎момент ‎того,‏ ‎как ‎через‏ ‎ритуально-обрядовую ‎сторону ‎героев ‎повести, ‎мы‏ ‎можем‏ ‎вывести‏ ‎в ‎контексте‏ ‎данного ‎нарратива,‏ ‎символ ‎и‏ ‎образ‏ ‎отражающий ‎духовную‏ ‎составляющую ‎персонажей.

Проблема ‎исследования ‎заключается ‎в‏ ‎том, ‎чтобы‏ ‎через‏ ‎данный ‎нам ‎нарратив,‏ ‎представленный ‎в‏ ‎проведении ‎«Хаджи-Мурат», ‎попытаться ‎отобразить‏ ‎каким‏ ‎образом ‎религиозные‏ ‎обряды ‎и‏ ‎ритуалы ‎отображают ‎личность, ‎представленную ‎нам‏ ‎в‏ ‎тексте, ‎на‏ ‎примере: ‎Хаджи-Мурата,‏ ‎имама ‎Шамиля ‎и ‎Николая ‎I.

Для‏ ‎решения‏ ‎проблемы,‏ ‎мы ‎использовали‏ ‎метод ‎дискурс‏ ‎анализа для ‎интерпретации‏ ‎текста‏ ‎в ‎его‏ ‎культурно-социальном ‎аспекте ‎и ‎попытались ‎выразить‏ ‎её ‎основываясь‏ ‎на‏ ‎труде ‎американского ‎антрополога‏ ‎Роя ‎Раппапорта‏ ‎«Ритуал ‎и ‎религия ‎как‏ ‎отображение‏ ‎человека» ‎(пер.‏ ‎на ‎русский),‏ ‎утверждавшим, ‎что ‎религиозные ‎ритуалы ‎и‏ ‎обряды‏ ‎отображают ‎человека‏ ‎и ‎делают‏ ‎его ‎таковым, ‎так ‎же, ‎как‏ ‎и‏ ‎язык.


Истолкование‏ ‎результатов ‎показало,‏ ‎что ‎Хаджи-Мурат‏ ‎отображает ‎человека‏ ‎носящего‏ ‎символ ‎идеала‏ ‎традиций ‎своего ‎народа ‎и ‎правильно‏ ‎верующим ‎(по‏ ‎Л.‏ ‎Н. ‎Толстову), ‎так‏ ‎как ‎в‏ ‎его ‎действиях ‎нет ‎корысти‏ ‎и‏ ‎цели ‎наживы,‏ ‎а ‎религиозные‏ ‎обряды ‎не ‎являются ‎фактами, ‎которые‏ ‎его‏ ‎утомляют, ‎но‏ ‎наоборот ‎предают‏ ‎ему ‎нуминозную ‎силу ‎жизни. ‎Религиозный‏ ‎символ‏ ‎Хаджи-Мурата,‏ ‎представленного ‎в‏ ‎повести, ‎полностью‏ ‎соответствует ‎его‏ ‎деятельности‏ ‎как ‎нравственного‏ ‎героя, ‎отображающим ‎архетип ‎героя ‎аварского‏ ‎этоса.

Иной ‎характер‏ ‎приобретает‏ ‎образ ‎«правителя» ‎в‏ ‎лице ‎имама‏ ‎Шамиля ‎и ‎императора ‎Николая‏ ‎I,‏ ‎так ‎как‏ ‎их ‎обрядовая‏ ‎сторона ‎жизни ‎имеет ‎лишь ‎формальный‏ ‎оттенок‏ ‎и ‎тяготит‏ ‎их ‎перед‏ ‎лицом ‎мирских ‎страстей. ‎Их ‎отношение‏ ‎к‏ ‎религиозной‏ ‎стороне ‎жизни,‏ ‎является ‎полным‏ ‎отображением ‎политики‏ ‎каждого‏ ‎из ‎правителей.‏ ‎С ‎точки ‎зрения ‎Р. ‎Раппапорта,‏ ‎Николай ‎I‏ ‎использует‏ ‎«Священные ‎постулаты» ‎при‏ ‎чтении ‎утренних‏ ‎молитв, ‎в ‎обыденном ‎их‏ ‎проявлении,‏ ‎что ‎приводит‏ ‎к ‎их‏ ‎бессмысленности ‎и ‎как ‎отражает ‎сам‏ ‎автор‏ ‎«не ‎приписывая‏ ‎словам ‎никакого‏ ‎значения» ‎. ‎Так ‎же ‎автор‏ ‎показывает‏ ‎через‏ ‎«другого», ‎как‏ ‎Николай ‎I‏ ‎питается ‎своей‏ ‎гордыней‏ ‎через ‎приветствие‏ ‎его ‎людьми ‎в ‎храме, ‎так‏ ‎как ‎вместо‏ ‎того,‏ ‎чтобы ‎посвятить ‎себя‏ ‎служению ‎и‏ ‎трепету ‎перед ‎Богом, ‎он‏ ‎себя‏ ‎ставит ‎на‏ ‎его ‎место.‏ ‎Имам ‎Шамиль ‎же ‎в ‎свою‏ ‎очередь‏ ‎относиться ‎к‏ ‎религиозным ‎обрядам‏ ‎и ‎практикам, ‎как ‎к ‎обязательной‏ ‎работе‏ ‎чиновника,‏ ‎которая ‎не‏ ‎приносит ‎ему‏ ‎удовольствия, ‎но‏ ‎он‏ ‎понимает, ‎что‏ ‎как ‎глава ‎теократического ‎государства, ‎он‏ ‎обязан ‎их‏ ‎выполнять.‏ ‎При ‎этом, ‎он‏ ‎как ‎лицо‏ ‎«правоверных» ‎использовал ‎шантаж ‎к‏ ‎Хаджи-Мурату,‏ ‎взяв ‎в‏ ‎плен ‎его‏ ‎семью.

В ‎результате ‎исследования ‎было ‎выявлено,‏ ‎что,‏ ‎используя ‎метод‏ ‎дискурс ‎анализа‏ ‎взяв ‎за ‎основу ‎идею ‎понимания‏ ‎религиозного‏ ‎ритуала‏ ‎и ‎обряда‏ ‎по ‎Р.‏ ‎Раппапорту, ‎мы‏ ‎можем‏ ‎рассматривать ‎некоторые‏ ‎нарративы, ‎в ‎которых ‎представлен ‎религиозно-культовый‏ ‎дискурс, ‎для‏ ‎обозначения‏ ‎их ‎символического ‎образа.

Обновления проекта

Follow

Statistics

Filters

Gift a subscription

A code will be created that will allow the recipient free access to a certain subscription level.

Payment for this user will be deducted from your card until the subscription is cancelled. The code can be shown on the screen or emailed with instructions.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачисленна на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Add card
0/2048