Елисей: человек, который творил замечательные дела
Однажды слуга Елисея Гиезий пришёл к царю Израиля. Возможно, к нему его послал с вестью сам пророк. Царь сказал Гиезию: «Расскажи мне всё замечательное, что сделал Елисей». Если бы там присутствовал Елисей, он бы поправил правителя: «всё замечательное, что сделал Бог». Ведь это Бог наделил Елисея силой делать все эти замечательные дела.
Где проповедовал Иеремия?
Его проповеди не разносились эхом с одного единственного места на территории храма. Напротив, то, куда Бог направлял проповедовать Своего пророка, было одним из ценных уроков, который нужно усвоить нынешнему поколению.
Бог неоднократно отправлял Иеремию провозглашать Свое Слово в воротах Господнего дома и во дворе Господнего дома (Иер. 7:2; 19:14; 26:2). Там собирались те, кто хотел услышать Божью весть (Ис. 2:3), но это не единственное место, где Бог хотел, чтобы возвещалось Его слово.
Бог также посылал Иеремию к городским воротам, “которыми входят цари иудейские и которыми они выходят” (Иер. 17:19). Люди собирались там, где были цари. В Иер. 17:20 мы видим, что эта весть предназначалась не только для царей, но и для “всей Иудеи и для всех жителей Иерусалима”.
Не однажды местом проповедей Иеремии был царский дворец (Иер. 22:1; 37:17). Интересно спрашивать современных проповедников, не приходилось ли им говорить с царем от лица Господа. На этот вопрос мне неизменно отвечают “нет”!
Иеремия проповедовал даже в темнице, потому что и там ему бывало дано слово Господа (Иер. 32:2, 6-8; 33:1-3). Иисус будет судить тех, кто не посещал находившихся в заключении (Мф. 25:34-45). В настоящее время служение в местах заключения приносит больше всего плодов в сфере благовестия по всему миру.
Бог посылал Иеремию вглубь вражеской территории — в долину сынов Енномовых (Иер. 19:1, 2). Это место стало городской свалкой, где сжигали мусор. Это было место, на котором в жертву божеству Молоху приносили детей (4 Цар. 23:10) и которое поэтому стало называться “долиной убиения” (Иер. 19:6). Еврейское слово, транслитерированное по-гречески, превратилось в “геенну”, став термином, который Иисус использовал одиннадцать раз в значении “ад” (см., например, Мф. 5:22, 29, 30; 10:28; Лк. 12:5).
Самое отвратительное место в том районе, где вы живете, может быть вашей Енномовой долиной! Ходили ли вы туда, чтобы поговорить от лица Господа? Когда вы начнете возвещать истину в сточной яме похоти, вы можете ощутить то, что чувствовал Иеремия, когда проповедовал в Енномовой долине!
Бог также повелевал Иеремии проповедовать в домах врагов (Иер. 37:15, 16; 20:1-6). В результате он не только оказывался на нежелательной территории, но и сталкивался с разгневанными сановниками, его избивали и надевали на него деревянные колодки. В наше время о таких событиях написали бы все газеты! У нас может возникнуть искушение тихонько исчезнуть из подобных мест, потому что такое окружение не кажется подходящим местом для Божьего слова. Но для Иеремии это был случай возвестить: “Так говорит Господь” (Иер. 20:3-6).
Понимаем ли мы сегодня, как и где Бог хочет, чтобы проповедовали Его посланцы? Бог попросил Своего пророка служить и проповедовать в чужой земле, в Египте (Иер. 43:8-13). Не все, но многие Божьи посланцы отправлялись на служение в чужие страны. Иона был направлен в Ниневию, что в Ассирии (Иона 1:1, 2; 3:1-3). Амос проповедовал Дамаску (Ам. 1:3-5), филистимлянам (Ам. 1:8), Тиру и Едому (Ам. 1:10-12) и Моаву (Ам. 2:1-3). Авдий возвещал “так говорит Господь” Едому (Авд. 1). Наум понес еще одну весть Ниневии в Ассирии (Наум 1:1; 2:8; 3:1-19). Даниил большую часть своей жизни провел в чужой земле, проповедуя правителям Вавилона и Мидо-Персидской империи (Дан. 1:1-6; 5:29-31; 6:1-3; 9:1, 2). Бог назначил Иеремии пророчествовать большему числу народов, чем все они вместе взятые (Иер. 1:10; 46–51).
Помимо проповедей для народов (миссионерство), Бог также велел Своему пророку вести переписку с пленниками, жившими в чужой земле (Иер. 29:1-14). Вы поддерживаете связь со служителями Господа в других странах? Делитесь ли вы с братьями обнадеживающим словом Господа, чтобы помочь им лучше служить в чужих краях? (см. Прит. 12:25; 15:30; 25:25). Иеремия все это делал.
Применимо ли обещание в Мал. 3:8-10 к христианам сегодня?
«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:8-10).
Некоторые проповедники, проповедующие то, что называется «евангелием здоровья и богатства», связывают Мал. 3:8-10 непосредственно с христианами настоящего времени. Главный акцент они делают на том, что, если христиане будут отдавать все десятины (или давать щедро), то Бог благословит их обильно. Еще они могут говорить: «Чем больше даете, тем больше получите». Они призывают своих слушателей: «Испытать Господа». «Давайте щедро и посмотрите, не откроет ли Он отверстия небесные и не изольет ли на вас благословения до избытка». Правы ли они в том, что так трактуют этот отрывок из Писания?
Этот отрывок можно использовать для иллюстрации важности пожертвований, и Новый Завет требует, чтобы мы жертвовали. Однако он не применим напрямую к христианам сегодня, так как мы живем не по старому завету. Заповедь о десятине была частью закона Моисеева, и тот Закон был упразднен. Ни в одном месте Нового Завета от христиан не требуется давать десятину. Тем не менее, некоторые проповедники утверждают, что этот принцип по-прежнему действует. Они говорят, что как иудеи получали материальные благословения, если жертвовали так, как следовало, так и мы получим материальные благословения, если будем жертвовать, как следует.
Тут необходимо отметить три истины:
1. Обещание материальных благословений в Ветхом Завете (включая Мал. 3:10) относится ко всему народу Израиля в целом, а не к отдельным гражданам. Среди израильтян были праведные люди, которые были бедными, и нечестивые люди, которые преуспевали. Сам факт того, что Божьи вестники обсуждали проблему успеха нечестивых и страдания праведных, доказывает, что праведность (включая постоянное приношение десятины) не всегда обеспечивала индивидуальное процветание отдельным лицам.
2. Ветхозаветное обещание материальных благословений не повторяется в Новом Завете. Новый Завет даже утверждает, что Бог посылает дождь на праведных и неправедных и что христианам следует ожидать преследований, а не процветания. Если материальные благословения обещались в обмен на щедрые пожертвования и/или на благочестивое житие, то как объяснить тот факт, что христиане из Македонии давали щедро, пребывая в «глубокой нищете» (2 Кор. 8:2), и тот факт, что многие христиане в новозаветные времена были бедными?
3. В свете того, чему учит Новый Завет в целом, все отрывки из Писания, которые обещают благословения христианам, если они будут жертвовать щедро (например, Лк. 6:38), следует толковать как обещание духовных, а не обязательно материальных благословений.
Христиане, которые жертвуют щедро, будут благословлены — вероятно даже более того, чем мы можем себе представить! Однако нам не обещаны материальные богатства за щедрые пожертвования.
Место и работа пророков
Рассматривая ветхозаветных пророков, мы должны помнить, что основное значение слова «пророк» – это «передающий; тот, кто передает (дальше)». В Библии пророки говорили от имени Бога. Пророки должны были передать Божью весть так, чтобы она отложилась в умах их современников. Ветхозаветные пророки сами заявляли, что Бог говорит их устами. Новый Завет подтверждает эту истину. Петр писал: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Бог давал ветхозаветным пророкам весть, которую они должны были передать людям от Его имени. Иными словами, Святой Дух Божий направлял их в том, что говорить.
Кроме того, ветхозаветное пророчество включало элемент предсказания будущего. Пожалуй, то, что пророки предвещали будущее, чаще всего и приходит нам в голову, когда мы думаем о них. Они действительно иногда заглядывали в будущее и пророчествовали о событиях, которые позже должны были произойти по Божьей воле. И все же, в основном, их весть предназначалась людям, жившим в одно время с ними. Когда ветхозаветные пророки говорили о грядущих событиях, это не было их домыслом. Вначале каждого года определенные люди заявляют всему миру, чего нам ждать в течение года. Они это пытаются отгадать. Ветхозаветные пророки не были гадателями. Как не были они и просто людьми, которые предсказывали, что произойдет, на основании того, что они уже могли видеть. Например, метеоролог может оценить состояние неба, облаков, влажности и предсказать скорый дождь. Если его прогноз оказывается верным и идет дождь, это не говорит о том, что он пророк. Ветхозаветные пророки не гадали и не предсказывали, основываясь на том, что они видели. Возвещая от Божьего имени, они могли заглянуть в будущее и предсказать за сотни лет вперед – притом с абсолютной точностью – то или иное событие или выход на историческую сцену той или иной личности. С человеческой точки зрения, они никак не могли узнать о подобных фактах.
Рассмотрим несколько примеров. В Ис. 44 и 45 Исаия (говоривший от имени Бога около 750 г. до н.э.) предрек день, когда человек по имени Кир издаст повеление, или указ, позволяющий Божьему народу, находившемуся в плену, вернуться домой. Это пророчество прозвучало примерно за двести лет до фактического выхода указа. Самое замечательное в этом пророчестве то, что, когда Исаия изрекал эти слова, Кира еще не было и в помине. Позже царем Персии действительно стал Кир. Когда пророчествовал Исаия, вообще не было никакой Персидской империи. При жизни Исаии огромной частью мира правила Ассирийская империя. Да и позже, когда Ассирия ослабела, следующей мировой державой стала не Персия во главе с Киром. До Кира властелином мира стало Вавилонское царство. Откуда во время правления ассирийцев Исаия мог знать о падении Ассирийской державы, возвышении и падении другой силы и приходе третьей мировой державы во главе с царем по имени Кир? Эти события имели место, и Исаия сказал о них за двести лет до того, как они произошли.
Вы согласитесь со мной, я уверен, что еще более удивительным было предсказание ветхозаветными пророками прихода Христа и подробностей Его земной жизни за сотни лет до Его рождения в Вифлееме. Пророки говорили, что Он родится от девы. Они предвещали, что Он будет служить и что Его же народ отвернется от Него. Разные пророчества говорили о Его распятии и о том, что Он воскреснет из мертвых. Они заявляли, что Он будет прославлен и придет снова. Полагаю, что и кто-то другой мог бы сделать что-то из того, что делал Иисус, но никакой самозванец не смог бы совершить то, что совершил Иисус в начале и в конце Своей жизни. Он пришел в мир, родившись сверхъестественным путем, и покинул этот мир чудесным образом, пообещав снова вернуться.
Пророки возвещали о событиях до того, как они имели место. Они говорили народу своего времени, иногда предрекая будущее, но всегда в рамках водительства Святого Духа. То, что они говорили от имени Бога, отличалось абсолютной точностью.
Нам нужно проявлять особую осторожность, когда мы истолковываем ветхозаветных пророков. Человек может, прочитав пророчество, приписать ему практически любой смысл, какой только захочет. Давно один преподаватель сказал о ветхозаветных пророках то, что я запомнил на всю жизнь: «Самое лучшее толкование пророчества – богодухновенное». Иными словами, если другой библейский автор подтвердил: «Это именно то, что сказал пророк», – тогда это богодухновенное и точное толкование. Когда мы отходим от вдохновенного толкования, нам нужно идти очень осторожно и проявлять глубокое смирение в том, что мы говорим. Мы не ветхозаветные пророки, которые, говоря от Божьего имени, были водимы Святым Духом.
Елисей: Божий человек на то время
Елисей был Божьим человеком для своего времени. Он не так широко известен, как Илия, но это всё равно была удивительная личность. Прочтите 4 Царств; герой этой книги — Елисей. Его жизнь, а не жизнь царей описана там. В Библии рассказывается о двадцати случаях из всего периода служения Елисея. Изучать его жизнь мы начнём с его призвания стать пророком.
Илия: Божий человек в Израиле
Его называли величайшим и самым романтичным из всех, кто когда-либо жил в Израиле. Он появляется, как вспышка молнии в темноте, как метеор, который проносится в темноте своего времени; он весь, как вихрь. Он был пламенным пророком - человек, которого мы назвали “Божьим человеком в Израиле”. Это Илия.
Давид в роли пророка
Изучение жизни Давида будет неполным, если не рассмотреть его роли как пророка.
Принято считать, что Псалтырь - книга, прежде всего, духовная по своему характеру, однако же она несет и большую пророческую нагрузку. Когда Иисус появился перед Своими учениками после Своего воскресения, Он сказал: “Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах” (Лк. 24:44). Новозаветные авторы приводили цитаты из Псалтыри гораздо чаще, нежели из любой другой ветхозаветной книги. Большинство цитируемых псалмов были написаны Давидом.
Когда Самуил помазал Давида на царство, “почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после” (1 Цар. 16:13). Дух Божий, например, дал ему проект строительства храма (1 Пар. 28:19), но гораздо интереснее для нас тот факт, что Дух вдохновлял Давида, когда тот писал свои псалмы. Вот как начинаются “последние слова Давида”:
“...изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня” (2 Цар. 23:1, 2).
Давид, наверное, и сам до конца не понимал всего скрытого смысла сказанного им. Его псалмы рождались из конкретных жизненных ситуаций, в которые он попадал, и из тех эмоций, которые они в нем вызывали. Он наверняка не знал, до какой степени был тем типом Мессии, который должен был прийти, или сколько из сказанного им полностью осуществится в жизни Христа.
Во многих местах Нового Завета говорится о Давиде, как о выразителе Божьей воли. Когда пришло время найти замену Иуде, Петр процитировал псалом 68 и 108 и сказал: “Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде” (Деян. 1:16). Когда Петр выступал со своей первой проповедью благой вести, он процитировал из псалма 15, а затем сказал: “Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему [Давиду] от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа” (Деян. 2:30, 31). В Деян. 4, когда апостолы молились Богу, они процитировали из псалма 2 и возгласили: “Ты устами отца нашего Давида, раба твоего, сказал Духом Святым: «что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?»” (ст. 25). Когда автор Послания к евреям хотел побудить своих читателей ответить сразу же, он привел цитату из псалма 94, говоря: “[Бог] еще определяет некоторый день, «ныне», говоря чрез Давида...: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших»” (Евр. 4:7).
Вот некоторые из псалмов, цитируемые в Новом Завете (с ссылками на Новый Завет в скобках): 2:1 (Деян. 4:25); 2:7 (Деян. 13:33); 2:9 (Отк. 2:27; 12:5; 19:15); 5:10 (Рим. 3:14); 13:1-3 (Рим. 3:10-12); 17:50 (Рим. 15:9); 18:5 (Рим. 10:18); 21:2 (Мф. 27:46); 21:19 (Мф. 27:35; Лк. 23:34; Ин. 19:24); 31:1, 2 (Рим. 4:7, 8); 33:21 (Ин. 19:36); 40:10 (Ин. 13:18); 68:10 (Ин. 2:17); 68:22 (Мф. 27:34); 109:1 (Мф. 22:44; Мк. 12:36; Лк. 20:42, 43; Деян. 2:34, 35); 117:22 (Мф. 21:42; Мк. 12:10; Лк. 20:17; Деян. 4:11; Еф. 2:20; 1 Пет. 2:7); 117:26 (Мф. 21:9; 23:39; Мк. 11:9; Лк. 13:35; 19:38; Ин. 12:13). В большинстве случаев подчеркивается, что эти псалмы написал Давид; ни один не приписывается никакому другому автору.
В приведенных выше местах из Нового Завета псалмы используются по-разному. Иногда в Новом Завете прямо говорится об исполнении данного места из Псалтыри, иногда то, что происходит в Новом Завете, представляет собой параллель событий, описанных в псалмах, иногда используется язык псалма в силу точности его выражения.
Когда вы будете думать о том, как Бог действовал через Давида, не забудьте об этом очень важном моменте: он был пророком!
Пророчицы в Библии
Библия называет пять женщин-пророчиц по имени: трех истинных пророчиц, Олдаму (4 Цар. 22:14; 2 Пар. 34:22), Мариам (Исх. 15:20) и Анну (Лк. 2:36), и двух лжепророчиц, Ноадию (Неем. 6:14) и апокалиптическую Иезавель (Отк. 2:20). Мы не знаем имени жены Исаии, которая названа пророчицей (Ис. 8:3), а также имен дочерей Филиппа (Деян. 21:9), которые пророчествовали в ранней церкви.
Олдама в частном порядке проконсультировала представителей царя (4 Цар. 22:14-20; 2 Пар. 34:22-28). Ничто не указывает на то, что она брала на себя руководство в духовных вопросах или обращалась с речами к собранию Божьего народа.
Анна постоянно находилась в храме. Увидев Иисуса, когда Он был еще младенцем, она “говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме” (Лк. 2:38). Нам не сказано ни о продолжительности ее пророчеств, ни о том, в какой части храма она была и пророчествовала ли она отдельным лицам или большому собранию людей. Женщины могли входить только во двор женщин и не дальше, где имели право находиться только совершившие ритуальное омовение мужчины-израильтяне. Мы можем предположить, что Анна пророчествовала постоянно, но не можем доказать, что в ее пророчествах было нечто большее, чем сообщение о рождении Мессии тем, кто проходил мимо. В Библии нет неопровержимого доказательства того, что она пророчествовала перед собраниями или участвовала в храмовых служениях.
Недостаточная информация о жене Исаии затрудняет понимание того, что она делала. Ее могли назвать пророчицей и просто потому, что она была женой пророка, и потому, что она сама пророчествовала. Если она пророчествовала, то мы не знаем, о чем, где, когда и кому. То же самое можно сказать и о девственных дочерях Филиппа.
Из всех женских пророчеств в Библии записаны только слова Олдамы (4 Цар. 22:14-22) и Мариами (Исх. 15:20, 21). Эти пророчества не были обращены к общему собранию мужчин и женщин. Нигде в Библии не сказано, чтобы кто-либо из пророчиц записывал свои пророчества. Нет и бесспорных утверждений о том, что женщины Ветхого или Нового Заветов обращались к официальным, общенародным религиозным собраниям Божьих людей. Для обращения к собраниям Божьего народа и для записи святых Писаний Бог использовал мужчин.
Пророк Даниил (ч.5): Сон с предупреждением (3:31–4:34)
События главы 4 продолжают освещать тему Даниила, что все в руке Божьей. Стихи 14, 22 и 29 заявляют, что “Всевышний владычествует над царством человеческим”. Последние стихи глав 3 и 4 содержат повеление царя Навуходоносора, восхваляющее Бога. Между ними мы видим сон и его объяснение Даниилом, по своей структуре сходное с толкованием сна из главы 2.
Нерукотворное царство
“И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно” (Дан. 2:44). Будучи пророком Божьим, Даниил рассказал царю Навуходоносору об огромном “истукане”, которого царь увидел во сне.
Пророчество
Кто не желает верить, те не проявляют особого интереса к пророчествам.
Подумайте об этом! Пророчество — убедительное свидетельство целостности Библии. Бог исполнил все Свои обещания. Флойд Гамильтон подсчитал, что исполнено 332 ветхозаветных пророчества об Иисусе. Некоторые весьма конкретны. Ни в какой другой религии нет предсказанного основателя и Спасителя!
Иисус не случайно начал Своё публичное служение с заявления о том, что Он и есть предсказанный Мессия (Ис. 61:1–3; Лк. 16:27). Слушатели поняли правильно, что Он сказал. В ярости они попытались убить Его (Лк. 4:28–30). Люди пытались положить конец Его служению даже в Его родном городе!
Посмотрите, сколько пророчеств исполнил Иисус. Он был семенем Авраама (Быт. 22:18; Деян. 7:1–6; Рим. 4:13–25; Гал. 3:6–16), пророком, подобным Моисею (Втор. 18:15–22; Деян. 3:22–26), и семенем Давида (Ин. 7:42; Рим. 1:3; 2 Тим. 2:8). Он говорил притчами (Пс. 77:2; Мф. 13:34, 35). Он был сыном девственницы (Ис. 7:14; Мф. 1:23–25), галилеянином (Ис. 9:1, 2; Мк. 14:70; Лк. 22:59), светом язычникам (Ис. 49:6; Деян. 13:46, 47), кротким царём (Зах. 9:9; Мф. 21:1–8), Отраслью (Иер. 23:5; Евр. 7:14), вызванным из Египта (Ос. 11:1; Мф. 2:15) и Назореем (Мф. 2:23). Он был избран стать нашим Спасителем прежде создания мира (Еф. 1:3, 4; 3:9–11; 1 Пет. 1:20).
Некоторые из этих пророчеств даны в общих чертах. Однако, особенно в отношении креста, они содержат несколько мельчайших деталей: способ Его казни (Пс. 21:17; Зах. 12:10; Ин. 12:32), публичность смерти (Втор. 21:22, 23; Деян. 5:30; 10:39; 13:29; Гал. 3:13; 1 Пет. 2:24), предательство друга за тридцать сребреников (Пс. 40:10; Зах. 11:12; Мф. 26:14, 15; 27:3–10), молчание перед обвинителями (Пс. 37:14; Ис. 53:7; Мф. 26:59–63; Мк. 14:55–61; 1 Пет. 2:23, 24), казнь вместе с разбойниками (Ис. 53:12; Мф. 27:38; Мк. 15:28; Лк. 23:39–43) и пронзённые руки и ноги (Пс. 21:17; Зах. 12:10; Ин. 20:27). Его одежды делили, бросая жребий (Пс. 21:19; Мк. 15:24; Ин. 19:23, 24), и ни одна из Его костей не была сломана (Пс. 33:21; Ин. 19:36). Ему дали пить уксус с жёлчью (Пс. 68:22; Мф. 27:34; Ин. 19:28–30), Его оставил Бог (Пс. 21:2; Мф. 27:46), Он был погребён у богатого (Ис. 53:9; Мф. 27:57–60) и стал отвергнутым краеугольным камнем (Пс. 117:22, 23; Мф. 21:42; Деян. 4:11; Рим. 9:32, 33). В день Пятидесятницы Пётр заявил, что кроткий царь, въехавший на ослице (Зах. 9:9; Мф. 21:1–11), был «Господом и Христом» (Деян. 2:36).
Исаию называют «мессианским пророком» за его многочисленные пророчества о Мессии. В Новом Завете его писания цитируются более пятидесяти раз. За шестьсот лет до Христа он был вдохновлён Богом нарисовать детальную картину Мессии. Ис. 53 — «песня о Страдающем рабе» — это «святое святых» Ветхого Завета. Иудеям нужна была политическая, военная победа. Мысль о страдающем, мёртвом Спасителе никогда не приходила им в голову. Будьте милостивы к ним. Трудно представить себе Бога небес умирающим на кресте!
Фразы из Ис. 53 в Новом Завете повторяются, как минимум, шесть раз! Филипп сказал вельможе-эфиопу, что Человек в Ис. 53 — это Иисус (Деян. 8:30–35).
Все глаголы в Ис. 53 употреблены в прошедшем времени. О будущем возвещается как о том, что уже отошло в историю. Бог (Иисус) вчера, сегодня и всегда тот же. У Бога прошлое, настоящее и будущее — это одна и та же реальность. Божьи пророчества настолько истинны, что о них можно писать в прошедшем времени. Иисус исполнил все пророчества о Себе. Он предсказал Свою смерть, погребение и воскресение и исполнил Своё предсказание в деталях. (См. Мф. 16:21 [и Мк. 8:31; Лк. 9:22]; 17:22, 23 [и Мк. 9:30–32; Лк. 9:43, 44]; 20:17–19 [и Мк. 10:32–34; Лк. 18:31–33]; Лк. 24:7, 44–46; Ин. 13:19). Жизнь и смерть Христа — самые что ни на есть подтверждённые факты на земле!
Мерзость запустения
(Дан. 9:27 и Мф. 24:15-21)
В Мф. 24 Иисус говорит о разрушении храма. Имея в виду Тита и римскую армию, Он сказал: “Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила... тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы” (ст. 15, 16). Они сидели на Елеонской горе, и ученики говорили с Иисусом о храмовых сооружениях (ст. 1). Иисус сказал им, что придет день, когда “не останется здесь камня на камне” (ст. 2).
Ученики хотели, чтобы Иисус открыл им, когда это произойдет, чтобы Он дал им какой-нибудь знак, предупреждавший их о тех событиях, которые Он описывал. Им хотелось знать, когда храм будет разрушен. И тогда (мы читаем об этом в Мф. 24:15) Он упомянул “мерзость запустения, реченную через пророка Даниила”.
Что это за мерзость запустения, о которой говорил пророк Даниил? Это “окончательная гибель”, описанная в Дан. 9:27. Мерзость запустения явно указывает на разрушение храма в 70 г. В тот день, сказал Господь, находящиеся в Иудее должны бежать в горы. По сути, Он сказал: “Если вы будете на крышах домов, не спускайтесь, чтобы уложить личные вещи. Если будете в поле, не возвращайтесь за одеждой. Уходите оттуда как можно скорей” (см. Мф. 24:17, 18). Далее Он продолжил: “Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой или в субботу” (ст. 20), потому что в холодную погоду или в дождливые месяцы идти намного трудней. Иудеям нельзя было работать или путешествовать в субботу, и если они будут вынуждены делать это, то не смогут купить еды и других необходимых вещей. Иисус предупредил о “великой скорби” — такой, какой еще не было и не будет в мире (Мф. 24:21). Он говорил об осаде римлянами Иерусалима.
Параллельные стихи мы находим в Евангелиях от Марка и Луки. В Мк. 13:14 сказано: “Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы”.
Теперь обратимся к Лк. 21. На этот раз Иисус не употребляет выражение “мерзость запустения”, зато объясняет его. В стихах 20 и 21 Он говорит: “Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его; тогда находящие в Иудее да бегут в горы...”
В 70 г. Иерусалим окружили войска — город окружили римские воины. Вот какую интересную историю рассказывает историк церкви Евсевий, живший около 300 г. н. э. Был период, когда осада Иерусалима была временно снята. Осадой Иерусалима командовал Веспасиан. Когда император Вителлий был убит, римский сенат послал Веспасиану депешу, в которой говорилось, что теперь он должен занять трон императора. С отъездом Веспасиана командование армией было возложено на Тита. Во время смены командования и произошло временное снятие осады. Христиане, доверявшие словам Иисуса, воспользовались этим и ушли из Иерусалима через Иордан в город Пеллу. Так они избежали страшной гибели. По словам Евсевия, во время осады ни один христианин не пострадал; никто из них не погиб.
тест
тест