Что такое прощение? Иисус учил, что мы должны прощать, чтобы самим получить прощение. При обсуждении прощения обычно приводятся четыре разных греческих слова.
(1) Слово афесис, означающее «отпустить», «освободить», как от греха, употребляется только в связи с Божьим прощением, а не нашим прощением других.
(2) Единственный раз, когда слово аполуо переводится как «прощение», оно употреблено в связи с прощением других: «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37). В других отрывках оно переводится «отпустить» (Мф. 15:23; в Восстановительном Переводе «отослать»), «разводиться» (Мф. 19:3) и «отпускать [на свободу]» (Мф. 27:15).
(3) Слово афиеми часто означает «позволить» (Мф. 3:15) или «оставить, отпустить» (Мф. 4:11). Иисус говорил о прощении должникам в образцовой молитве «Отче наш» в Нагорной проповеди (Мф. 6:12; см. Лк. 11:4). И дальше, продолжая мысль, Он сказал, что мы должны прощать прегрешения (параптома, также «проступки»; Рим. 4:25; Восстановительный Перевод) других (Мф. 6:14, 15; Мк. 11:25, 26). Петр просил о прощении согрешающих (хамартиа) против нас (Мф. 18:21). Мы должны выговорить тем, кто грешит против нас, но если они покаются, простить их (Лк. 17:3, 4).
(4) Еще одно слово, харидзомай, тоже переводится «прощать» с дополнительным оттенком «милостиво прощать», то есть охотно прощать, не требуя от других сатисфакции за свои оскорбленные чувства (Еф. 4:32; Кол. 3:13).
А как быть с согрешениями против нас? Петру было интересно больше узнать о прощении, и он спросил Иисуса: «“Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?” Иисус говорит ему: “Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз”» (Мф. 18:21, 22). Затем Он привел в пример царя, который простил двум рабам разную сумму денег. Тот, которому он простил больше всего, был отдан истязателям за то, что не захотел простить долг своему товарищу-рабу. Иисус сделал такой вывод: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему» (Мф. 18:35).
К тем, кто грешит против нас, мы должны подходить с искренним вниманием. Если они покаются, мы должны простить их (Лк. 17:3, 4). Иисус еще добавил к этому, сказав, что если брат не услышит нас, когда мы пойдем и поговорим с ним один на один, то мы должны взять с собой одного или более свидетелей. Если он их не послушает, тогда вопрос нужно вынести перед церковью, а если он не послушает и церковь, то к нему надо относиться так, «как если бы он не был христианином» (Мф. 18:15-17). В некоторых ситуациях мы не можем обличить грешащих против нас. В таком случае правильной реакцией будет простить их (Лк. 23:34; Деян. 7:60).
Грехи против нас — это не долги или гражданские обязанности. Иисус сказал, что, когда мы молимся, то должны простить, если имеем что-то против другого человека. Если мы не прощаем проступки других, то и Бог не простит нас (Мк. 11:25, 26). К таким проступкам можно отнести неприятные действия других или что-то раздражающее нас лично, например пренебрежительное отношение, оскорбление, неприятие и несправедливость. Мы должны милостиво простить их. Если мы очень давно тесно общаемся с человеком, то нас непременно будут раздражать какие-то его действия. Мы не должны сердиться на него за это, а, напротив, простить.