logo
0
читателей
Вызывайте историка!  Разбираем исторические фейки. Разоблачаем стереотипы массовой культуры. Выставляем напоказ предвзятость одиозных авторов. Изобличаем пропаганду, маскирующуюся под псевдо-документалистику. И ищем, ищем, ищем новые факты.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Вы — образованный современный человек, живёте современной жизнью, смотрите сериалы, читаете новостные каналы, следите за любимыми блогерами. Вы имеете достаточное представление обо всех ключевых персонах и событиях прошлого … или нет? Что, если Ваши представления об истории — лишь набор стереотипов, накрепко вбитых в мозг массовой культурой? Что если режиссёры, журналисты, блогеры — лишь повторяют кем-то сфабрикованную ложь? Специально ли они это делают или сами наивно заблуждаются?
Вызывайте историка и давайте разбираться.

Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Бронза 300₽ месяц

Хочу поддержать проект суммой 300 р. в месяц

Оформить подписку
Серебро 500₽ месяц

Хочу поддержать проект суммой 500 р. в месяц

Оформить подписку
Золото 1 000₽ месяц

Хочу поддержать проект суммой 1000 р. в месяц

Оформить подписку
Платина 2 000₽ месяц

Хочу поддержать проект суммой 2000 р. в месяц

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Поделиться
Читать: 13+ мин
logo Вызывайте историка!

«Екатерина Великая»: псевдо-история о псевдо-России

«Екатерина ‎Великая»:‏ ‎мини-сериал, ‎1 ‎сезон, ‎4 ‎эпизода,‏ ‎3 ‎часа‏ ‎55‏ ‎минут. ‎Производство ‎HBO,‏ ‎2019 ‎г‏ ‎.

На ‎волне ‎успеха ‎чернушного‏ ‎сериала‏ ‎«Чернобыль» ‎в‏ ‎2019 ‎году‏ ‎HBO ‎вновь ‎решил ‎запустить ‎свои‏ ‎лапы‏ ‎в ‎закрома‏ ‎русской ‎истории.‏ ‎На ‎сей ‎раз ‎их ‎выбор‏ ‎пал‏ ‎на‏ ‎Екатерину ‎2.‏ ‎В ‎принципе-то‏ ‎понятно, ‎фигура‏ ‎для‏ ‎западного ‎мира‏ ‎знаковая: ‎бывшая ‎немка-лютеранка ‎34 ‎года‏ ‎на ‎престоле‏ ‎гигантской‏ ‎православной ‎империи.

Однако ‎хорошее‏ ‎историческое ‎кино‏ ‎у ‎HBO ‎не ‎получилось.‏ ‎Плохое‏ ‎историческое ‎кино тоже‏ ‎не ‎получилось:‏ ‎вышел ‎неуклюжий ‎псевдо-исторический ‎пасквиль ‎для‏ ‎тех,‏ ‎кто ‎Россию‏ ‎от ‎Малайзии‏ ‎на ‎карте ‎мира ‎не ‎отличит.‏ ‎Примечательно,‏ ‎что‏ ‎снимали ‎русские‏ ‎пейзажи ‎в‏ ‎Латвии, которая ‎сегодня‏ ‎ничего‏ ‎русского ‎на‏ ‎дух ‎не ‎переносит. ‎Но ‎при‏ ‎этом ‎очень‏ ‎гордится‏ ‎своим ‎архитектурным ‎памятником‏ ‎– ‎Руентальским‏ ‎дворцом, ‎который ‎построил ‎придворный‏ ‎архитектор‏ ‎русского ‎двора‏ ‎на ‎русские‏ ‎же ‎деньги. Именно ‎в ‎этом ‎замке‏ ‎продакшн-студии‏ ‎HBO ‎и‏ ‎снимали ‎чернушную‏ ‎фальшивку ‎о ‎Российской ‎Империи. ‎Удивительный‏ ‎исторический‏ ‎цинизм.

Сериал‏ ‎имеет ‎выдающийся‏ ‎кастинг. ‎Авторам‏ ‎советского ‎фильма‏ ‎про‏ ‎мушкетеров ‎ставят‏ ‎в ‎вину, ‎что ‎Д'Артаньян ‎в‏ ‎исполнении ‎Боярского‏ ‎уже‏ ‎зрелый ‎мужчина, ‎хотя‏ ‎должен ‎быть‏ ‎наивным ‎юнцом. ‎Но ‎это‏ ‎цветочки‏ ‎по ‎сравнению‏ ‎с ‎73-летней‏ ‎Хелен ‎Миррен, ‎которая ‎играет ‎33-летнюю‏ ‎Екатерину‏ ‎2. ‎На‏ ‎экране ‎проходят‏ ‎десятилетия, ‎а ‎главная ‎героиня ‎как‏ ‎была‏ ‎старушкой,‏ ‎так ‎и‏ ‎остаётся ‎–‏ ‎никто ‎ничего‏ ‎не‏ ‎заметил. ‎Любопытно,‏ ‎что ‎ничего ‎не ‎заметила ‎и‏ ‎дирекция ‎фестиваля‏ ‎«Золотой‏ ‎Глобус», ‎номинировав ‎Миррен‏ ‎за ‎это‏ ‎возрастное ‎перевоплощение ‎на ‎лучшую‏ ‎актрису‏ ‎мини-сериала ‎или‏ ‎ТВ-фильма.

Напомним ‎читателю,‏ ‎что ‎Хелен ‎Миррен ‎– ‎урождённая‏ ‎Елена‏ ‎Васильевна ‎Миронова, русская‏ ‎по ‎отцовской‏ ‎линии. ‎Возможно, ‎этим ‎объясняется ‎её‏ ‎такое‏ ‎жаркое‏ ‎стремление ‎сыграть‏ ‎русскую ‎императрицу‏ ‎даже ‎не‏ ‎смотря‏ ‎на ‎очевиднейший‏ ‎возрастной ‎диссонанс. ‎Ладно, ‎можно ‎принять‏ ‎во ‎внимание,‏ ‎что‏ ‎Хелен ‎Миррен ‎ещё‏ ‎и ‎продюсер‏ ‎картины ‎– ‎проб, ‎очевидно,‏ ‎не‏ ‎проходила. ‎Но‏ ‎вот ‎Григория‏ ‎Потемкина, ‎которому ‎в ‎хронологии ‎сериала‏ ‎должно‏ ‎быть ‎26‏ ‎лет, ‎играет‏ ‎Джейсон ‎Кларк, ‎которому, ‎на ‎минуточку,‏ ‎52‏ ‎года‏ ‎(это, ‎к‏ ‎слову, ‎тот‏ ‎самый ‎Джон‏ ‎Коннор‏ ‎из ‎«Терминатора»).‏ ‎А ‎Ричард ‎Роксбург ‎в ‎свои‏ ‎60 ‎играет‏ ‎30-летнего‏ ‎Григория ‎Орлова. ‎Такие‏ ‎решения ‎по‏ ‎кастингу ‎со ‎всей ‎очевидностью‏ ‎констатируют,‏ ‎что ‎историческая‏ ‎достоверность ‎авторов‏ ‎никоим ‎образом ‎не ‎заботила.

Не ‎заботит‏ ‎их‏ ‎и ‎достоверность‏ ‎географическая. ‎Единственное,‏ ‎что ‎средний ‎западный ‎обыватель ‎точно‏ ‎знает‏ ‎о‏ ‎России ‎–‏ ‎то, ‎что‏ ‎она ‎огромная.‏ ‎Поэтому‏ ‎в ‎титрах‏ ‎можно ‎встретить, ‎к ‎примеру, ‎«Северная‏ ‎Россия». ‎Хотя‏ ‎мы‏ ‎не ‎делимся ‎на‏ ‎северные ‎и‏ ‎южные ‎части, ‎как ‎скажем‏ ‎США.‏ ‎Или ‎другой‏ ‎пример ‎места‏ ‎действия: ‎«Санкт-Петербург. ‎Шлиссельбургская ‎крепость». ‎Шлиссельбург‏ ‎и‏ ‎сейчас-то ‎отдельный‏ ‎город ‎в‏ ‎Ленинградской ‎области. ‎А ‎в ‎то‏ ‎время‏ ‎от‏ ‎Петербурга ‎его‏ ‎отделял ‎минимум‏ ‎день ‎пути‏ ‎верхом.

Ещё‏ ‎пример: ‎путешествие‏ ‎Екатерины ‎в ‎Крым ‎показано ‎как‏ ‎сплав ‎вниз‏ ‎по‏ ‎течению ‎Днепра ‎в‏ ‎сторону ‎моря.‏ ‎Сразу ‎после ‎выхода ‎из‏ ‎устья‏ ‎реки ‎процессия‏ ‎почему-то ‎оказывается‏ ‎на ‎Севастопольском ‎рейде ‎– ‎географию,‏ ‎очевидно,‏ ‎учили ‎по‏ ‎глобусу ‎Украины.‏ ‎К ‎тому ‎же ‎хорошо ‎известно,‏ ‎что‏ ‎из‏ ‎Херсона ‎в‏ ‎Перекоп ‎и‏ ‎далее ‎до‏ ‎Севастополя‏ ‎Екатерина ‎передвигалась‏ ‎по ‎суше. ‎Было ‎это ‎в‏ ‎мае ‎1787‏ ‎года, а‏ ‎вовсе ‎не ‎зимой,‏ ‎как ‎показывает‏ ‎нам ‎HBO.

Весь ‎сериал ‎плотно‏ ‎усеян‏ ‎подобными ‎ляпами.‏ ‎Как ‎и‏ ‎водится ‎в ‎исторических ‎фильмах ‎про‏ ‎Россию,‏ ‎консультантов ‎позвать‏ ‎забыли. ‎Или‏ ‎позвали ‎каких-то ‎проходимцев. ‎Форма ‎солдат,‏ ‎дамские‏ ‎наряды‏ ‎и ‎в‏ ‎целом ‎костюмы‏ ‎мало ‎что‏ ‎имеют‏ ‎общего ‎с‏ ‎реальной ‎одеждой ‎того ‎времени. ‎С‏ ‎менталитетом ‎и‏ ‎нюансами‏ ‎быта ‎– ‎ещё‏ ‎хуже. ‎К‏ ‎примеру, ‎Екатерина ‎в ‎фильме‏ ‎обращается‏ ‎к ‎президенту‏ ‎коллегии ‎иностранных‏ ‎дел ‎не ‎иначе, ‎как ‎«министр‏ ‎Панин».‏ ‎В ‎реальности‏ ‎было ‎бы‏ ‎«граф ‎Панин» ‎или ‎просто ‎«Никита‏ ‎Иванович»,‏ ‎никаких‏ ‎министерств ‎в‏ ‎Российской ‎Империи‏ ‎до ‎Александра‏ ‎Первого‏ ‎не ‎было. Однако‏ ‎для ‎упрощения ‎восприятия ‎западным ‎зрителем‏ ‎на ‎Екатерининскую‏ ‎Россию‏ ‎калькой ‎перенесены ‎типичные‏ ‎западные ‎манеры.

При‏ ‎встрече ‎Екатерина ‎почему-то ‎называет‏ ‎Потёмкина‏ ‎лейтенантом, ‎хотя‏ ‎звание ‎такое‏ ‎существовало ‎тогда ‎исключительно ‎на ‎флоте‏ ‎и‏ ‎никак ‎неприменимо‏ ‎к ‎героям‏ ‎фильма.

Или ‎вот: ‎во ‎время ‎доклада‏ ‎Алексея‏ ‎Орлова‏ ‎все ‎присутствующие‏ ‎в ‎зале‏ ‎стучат ‎по‏ ‎столу‏ ‎в ‎знак‏ ‎одобрения. ‎Эта ‎выдумка ‎авторов ‎сериала‏ ‎призвана ‎уподобить‏ ‎манеры‏ ‎в ‎русском ‎высшем‏ ‎обществе ‎какому-то‏ ‎пиратскому ‎сброду. ‎Конечно ‎же‏ ‎и‏ ‎в ‎армии,‏ ‎и ‎при‏ ‎дворе ‎существовали ‎правила ‎поведения, ‎которые‏ ‎строго‏ ‎соблюдались.

«Екатерина ‎Великая‏ ‎от ‎HBO‏ ‎так ‎неангажированно ‎показывает ‎русскую ‎историю,‏ ‎что‏ ‎сериалу‏ ‎прощаешь ‎всю‏ ‎клюкву»,

пишет ‎одно‏ ‎из ‎онлайн-изданий. Нет‏ ‎уж,‏ ‎извините! ‎–‏ ‎мы ‎и ‎клюкву ‎простить ‎не‏ ‎можем, ‎и‏ ‎неангажированности‏ ‎совершенно ‎не ‎наблюдаем.‏ ‎Всё ‎ровно‏ ‎наоборот: на ‎лицо ‎типичный ‎предвзятый‏ ‎анти-русский‏ ‎подход ‎к‏ ‎изображению ‎нашей‏ ‎страны. ‎Авторы ‎западного ‎сериала ‎не‏ ‎забывают‏ ‎подчёркивать ‎совершенную‏ ‎культурную ‎несамодостаточность‏ ‎русских ‎и ‎глубокое ‎заискивание ‎перед‏ ‎«великой‏ ‎западной‏ ‎культурой». ‎Чего‏ ‎стоит ‎эпизод,‏ ‎когда ‎Потёмкин,‏ ‎стоя‏ ‎на ‎берегу‏ ‎Севастопольской ‎бухты, ‎говорит, ‎что ‎на‏ ‎улицах ‎этого‏ ‎города‏ ‎будет ‎звучать ‎великий‏ ‎Моцарт. ‎Ну‏ ‎да, ‎вполне ‎возможно, ‎что‏ ‎к‏ ‎моменту, ‎когда‏ ‎Потёмкин ‎был‏ ‎в ‎Крыму, ‎про ‎Моцарта ‎он‏ ‎уже‏ ‎знал. ‎Правда,‏ ‎немного ‎в‏ ‎другом ‎контексте. ‎Русский ‎посол ‎в‏ ‎Австрии‏ ‎Андрей‏ ‎Разумовский ‎писал‏ ‎Потёмкину о ‎том,‏ ‎что ‎в‏ ‎Вене‏ ‎есть ‎молодой‏ ‎талантливый ‎музыкант ‎Моцарт, ‎который ‎находится‏ ‎в ‎крайне‏ ‎тяжёлом‏ ‎финансовом ‎положении, ‎еле‏ ‎сводит ‎концы‏ ‎с ‎концами ‎и ‎готов‏ ‎переехать‏ ‎в ‎Россию,‏ ‎если ‎получит‏ ‎поддержку. ‎Так ‎что ‎это ‎ещё‏ ‎вопрос,‏ ‎кто ‎перед‏ ‎кем ‎заискивал‏ ‎в ‎XVIII ‎веке

Екатерина ‎подаётся ‎в‏ ‎сериале‏ ‎именно‏ ‎как ‎светоч‏ ‎прогрессивной ‎западной‏ ‎мысли, ‎к‏ ‎несчастью‏ ‎попавший ‎в‏ ‎дремучее ‎русское ‎болото. ‎Самый ‎яркий‏ ‎пример ‎–‏ ‎что-де‏ ‎просвещённая, ‎либеральных ‎корней‏ ‎императрица ‎изо‏ ‎всех ‎сил ‎хотела ‎отменить,‏ ‎наконец‏ ‎уже, ‎крепостное‏ ‎право ‎в‏ ‎России. ‎Хотела-хотела, ‎но ‎злые ‎тёмные‏ ‎русские‏ ‎все ‎как‏ ‎один ‎этому‏ ‎очень ‎нелиберально ‎противились. ‎А ‎Екатерина‏ ‎с‏ ‎делами‏ ‎замоталась ‎и‏ ‎как-то ‎забыла‏ ‎отменить. ‎Сложнейший‏ ‎национально-исторический‏ ‎процесс ‎низведён‏ ‎в ‎сериале ‎до ‎уровня ‎голосования‏ ‎на ‎Евровидении:‏ ‎это‏ ‎хочу, ‎то ‎не‏ ‎хочу. ‎Ну‏ ‎так, ‎чтоб ‎попроще.

Здесь ‎важно‏ ‎отметить,‏ ‎что ‎именно‏ ‎в ‎эпоху‏ ‎правления ‎Екатерины ‎2 ‎крепостное ‎право‏ ‎в‏ ‎России ‎достигает‏ ‎своего ‎апогея‏ ‎несправедливости. ‎Ранее, ‎в ‎Петровскую ‎эпоху,‏ ‎«крепостными»‏ ‎были‏ ‎фактически ‎вообще‏ ‎все ‎люди‏ ‎в ‎России,‏ ‎включая‏ ‎дворянство. ‎Ведь‏ ‎дворяне ‎обязаны ‎были ‎служить, ‎а‏ ‎крестьяне ‎служили‏ ‎дворянам‏ ‎для ‎того, ‎чтобы‏ ‎те ‎могли‏ ‎спокойно ‎выполнять ‎свои ‎функции.‏ ‎Но‏ ‎после ‎того,‏ ‎как ‎муж‏ ‎Екатерины ‎2 ‎Пётр ‎III ‎издал‏ ‎свой‏ ‎«Манифест ‎о‏ ‎вольности ‎дворянской», крепостное‏ ‎право ‎по ‎сути ‎лишилось ‎своей‏ ‎моральной‏ ‎основы.‏ ‎Раз ‎теперь‏ ‎дворянам ‎служить‏ ‎уже ‎было‏ ‎не‏ ‎обязательно, ‎то‏ ‎возникает ‎резонный ‎вопрос: ‎на ‎каком‏ ‎основании ‎они‏ ‎владеют‏ ‎крепостными ‎крестьянами? ‎Получился‏ ‎дисбаланс: ‎ключевую‏ ‎обязанность ‎дворянам ‎отменили, ‎а‏ ‎ключевое‏ ‎право ‎–‏ ‎сохранили. ‎А‏ ‎«Жалованная ‎грамота ‎дворянству», которая ‎была ‎дана‏ ‎Екатериной‏ ‎2, ‎ещё‏ ‎больше ‎усугубила‏ ‎эту ‎несправедливость. ‎К ‎тому ‎же‏ ‎при‏ ‎Екатерине‏ ‎были ‎массовые‏ ‎раздачи ‎государственных‏ ‎крестьян ‎в‏ ‎частную‏ ‎собственность, ‎число‏ ‎крепостных ‎крестьян ‎очень ‎сильно ‎росло.‏ ‎По ‎мере‏ ‎дробления‏ ‎дворянских ‎имений ‎между‏ ‎многочисленными ‎отпрысками‏ ‎на ‎каждого ‎дворянина ‎приходилось‏ ‎всё‏ ‎меньше ‎и‏ ‎меньше ‎крестьян.‏ ‎В ‎то ‎же ‎время ‎финансовые‏ ‎запросы‏ ‎европеизированного ‎дворянства‏ ‎постоянно ‎росли…‏ ‎Так ‎что ‎увы, ‎не ‎смотря‏ ‎на‏ ‎возвышенную‏ ‎переписку ‎с‏ ‎гуманистом ‎Вольтером, положение‏ ‎крепостных ‎крестьян‏ ‎при‏ ‎Екатерине ‎2‏ ‎сильно ‎ухудшилось.

Теперь ‎давайте ‎посмотрим, ‎кто‏ ‎окружает ‎Екатерину‏ ‎в‏ ‎сериале. ‎Ведь ‎в‏ ‎жизни ‎Екатерина‏ ‎собрала ‎вокруг ‎себя ‎блистательную‏ ‎плеяду‏ ‎выдающихся ‎политических‏ ‎деятелей, ‎деятелей‏ ‎культуры ‎и ‎искусства. ‎Ей ‎была‏ ‎присуща‏ ‎способность ‎находить‏ ‎достаточно ‎одарённых‏ ‎во ‎всех ‎отношениях ‎людей, ‎особенно‏ ‎–‏ ‎на‏ ‎раннем ‎этапе‏ ‎своего ‎правления.‏ ‎Изначально ‎это‏ ‎были‏ ‎молодые, ‎амбициозные‏ ‎люди, ‎у ‎которых ‎не ‎было,‏ ‎как ‎сейчас‏ ‎говорят,‏ ‎«глубокого ‎бэкграунда». ‎Многие‏ ‎из ‎тех,‏ ‎кто ‎участвовал ‎в ‎перевороте‏ ‎Екатерины‏ ‎2, ‎позже‏ ‎вошли ‎в‏ ‎ближний ‎круг ‎императрицы. ‎Понятно, ‎что‏ ‎в‏ ‎таком ‎деле,‏ ‎как ‎дворцовый‏ ‎переворот, ‎активное ‎участие ‎принимают ‎действительно‏ ‎достаточно‏ ‎незаурядные,‏ ‎одарённые ‎личности.‏ ‎Например, ‎самый‏ ‎известный ‎из‏ ‎фаворитов‏ ‎Екатерины ‎Григорий‏ ‎Потёмкин ‎– ‎как-раз ‎один ‎из‏ ‎непосредственных ‎участников‏ ‎переворота.

Но‏ ‎увы, ‎вместо ‎исторически‏ ‎правдоподобных ‎персонажей‏ ‎в ‎сериале ‎мы ‎видим‏ ‎сплошных‏ ‎экзальтированных ‎героев‏ ‎комиксов. ‎К‏ ‎примеру, ‎заговорщик ‎Василий ‎Мирович. ‎Хочет‏ ‎освободить‏ ‎из ‎заточения‏ ‎свергнутого ‎императора‏ ‎Иоанна ‎Антоновича. В ‎лучших ‎традициях ‎голливудского‏ ‎кино‏ ‎Мирович‏ ‎прямо ‎среди‏ ‎бела ‎дня‏ ‎вербует ‎себе‏ ‎подельников‏ ‎среди ‎офицеров‏ ‎и ‎солдат. ‎Но ‎почему ‎солдаты‏ ‎и ‎офицеры‏ ‎не‏ ‎схватят ‎его? ‎И‏ ‎почему ‎императрица‏ ‎ничего ‎не ‎делает, ‎хотя‏ ‎и‏ ‎знает, ‎что‏ ‎Мирович ‎сеет‏ ‎смуту? ‎Кстати, ‎в ‎реальной ‎жизни‏ ‎нет‏ ‎никаких ‎подтверждений‏ ‎тому, ‎что‏ ‎Екатерина ‎и ‎Мирович ‎вообще ‎встречались.‏ ‎Скорее‏ ‎всего,‏ ‎императрица ‎даже‏ ‎не ‎знала,‏ ‎как ‎Мирович‏ ‎выглядит,‏ ‎до ‎момента‏ ‎суда ‎над ‎ним.

А ‎в ‎нашем‏ ‎«шедевре» ‎от‏ ‎HBO‏ ‎далее ‎Мирович ‎штурмует‏ ‎крепость ‎Шлиссельбург.‏ ‎Штурмует ‎так ‎эффектно, ‎что‏ ‎любой‏ ‎полководец ‎позавидует‏ ‎– ‎стремительным‏ ‎броском ‎с ‎артиллерийской ‎поддержкой. ‎Однако‏ ‎на‏ ‎самом ‎деле‏ ‎подпоручик ‎Мирович‏ ‎служил ‎в ‎карауле ‎Шлиссельбургской ‎крепости.‏ ‎То‏ ‎есть‏ ‎должен ‎был‏ ‎бы ‎участвовать‏ ‎в ‎отражении‏ ‎штурма,‏ ‎если ‎бы‏ ‎таковой ‎был. ‎Разумеется, ‎никакой ‎битвы‏ ‎за ‎крепость‏ ‎не‏ ‎было ‎и ‎в‏ ‎помине: Мирович, ‎пользуясь‏ ‎своим ‎офицерским ‎званием, ‎просто‏ ‎поодиночке‏ ‎вызывал ‎солдат‏ ‎из ‎своего‏ ‎караула ‎и ‎предлагал ‎им ‎принять‏ ‎участие‏ ‎в ‎заговоре.‏ ‎Но ‎в‏ ‎HBO ‎решили, ‎что ‎для ‎пламенного‏ ‎борца‏ ‎с‏ ‎русским ‎самодержавием‏ ‎такая ‎фактура‏ ‎мелковата.

Как ‎же‏ ‎в‏ ‎сериале ‎показан‏ ‎Григорий ‎Потёмкин? ‎Герой ‎многих ‎войн,‏ ‎патриот, ‎высочайший‏ ‎государственный‏ ‎деятель. ‎В ‎сериале‏ ‎есть ‎сцена,‏ ‎когда ‎князь ‎наблюдает ‎за‏ ‎тем,‏ ‎как ‎бунтовщик‏ ‎Пугачёв ‎поносит‏ ‎по ‎чём ‎свет ‎императрицу. ‎И‏ ‎что‏ ‎же ‎Потёмкин‏ ‎делает ‎потом?‏ ‎– ‎молча ‎разворачивается ‎и ‎уезжает.‏ ‎Мы‏ ‎даже‏ ‎не ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎Григорий ‎Александрович‏ ‎Потёмкин‏ ‎вряд ‎ли‏ ‎когда-либо ‎встречался ‎с ‎Пугачёвым ‎–‏ ‎ведь ‎руководителем‏ ‎комиссий‏ ‎по ‎расследованию ‎пугачёвского‏ ‎бунта ‎был‏ ‎не ‎он, ‎а ‎его‏ ‎троюродный‏ ‎брат, ‎Павел‏ ‎Сергеевич ‎Потёмкин.‏ ‎Но ‎просто ‎подумайте ‎– ‎именно‏ ‎так‏ ‎должен ‎был‏ ‎бы ‎поступить‏ ‎офицер? ‎К ‎тому ‎же ‎и‏ ‎не‏ ‎просто‏ ‎офицер: ‎к‏ ‎моменту ‎восстания‏ ‎Пугачёва ‎он‏ ‎уже‏ ‎генерал, ‎своим‏ ‎положением ‎во ‎многом ‎обязанный ‎именно‏ ‎Екатерине. ‎Ведь‏ ‎в‏ ‎начале ‎своей ‎карьеры‏ ‎светлейший ‎князь‏ ‎Таврический ‎служил ‎всего ‎лишь‏ ‎вахмистром‏ ‎конной ‎гвардии.‏ ‎Потом ‎императрица‏ ‎собственноручно ‎произвела ‎его ‎в ‎подпоручики. В‏ ‎сериале‏ ‎же ‎граф‏ ‎Орлов ‎напоминает‏ ‎Екатерине: ‎«Помните ‎этого ‎юношу, ‎лейтенанта‏ ‎Потемкина?»‏ ‎Юношу!‏ ‎Лейтенанта! ‎Консультанты-проходимцы‏ ‎снова ‎всё‏ ‎спутали ‎с‏ ‎Д’Артаньяном,‏ ‎лейтенантом ‎королевских‏ ‎мушкетёров. ‎Пожалуй, ‎это ‎главное, ‎что‏ ‎нужно ‎понять‏ ‎об‏ ‎уровне ‎компетентности ‎авторов‏ ‎этого ‎фильма.

«Сериал‏ ‎Екатерина ‎Великая ‎– ‎для‏ ‎людей,‏ ‎которые ‎интересуются‏ ‎культурой ‎и‏ ‎историей».

Ни ‎много, ‎ни ‎мало ‎–‏ ‎именно‏ ‎так ‎написано‏ ‎в ‎одной‏ ‎из ‎рецензий ‎на ‎IMDB. ‎К‏ ‎великому‏ ‎сожалению,‏ ‎это ‎совершенно‏ ‎не ‎соответствует‏ ‎действительности. ‎Ни‏ ‎настоящей‏ ‎русской ‎культуры,‏ ‎ни ‎настоящей ‎русской ‎истории ‎в‏ ‎этом ‎сериале‏ ‎не‏ ‎увидеть. ‎Это ‎просто‏ ‎очень ‎плохое‏ ‎псевдо-исторические ‎кино ‎про ‎псевдо-Россию.‏ ‎С‏ ‎глупостями, ‎ошибками,‏ ‎откровенной ‎ложью‏ ‎и ‎развесистой ‎клюквой ‎в ‎угоду‏ ‎сегодняшней‏ ‎конъюнктуре.

Вы ‎можете‏ ‎посмотреть ‎выпуск‏ ‎нашего ‎видеоблога, ‎посвящённый ‎сериалу ‎«Екатерина‏ ‎Великая».



Читать: 19+ мин
r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

«Ботанический рисунок», или История о том, как Екатерина Великая так и не дождалась подарка из Дании

«Мама, ‎смотли,‏ ‎какие ‎я ‎цветочки ‎налисовала, ‎—‏ ‎кричит ‎маленькая‏ ‎девочка‏ ‎и ‎бежит ‎на‏ ‎кухню, ‎где‏ ‎мама ‎как ‎раз ‎поливает‏ ‎цветы‏ ‎на ‎подоконнике.‏ ‎— ‎Плавда,‏ ‎как ‎настоящие?» ‎И ‎мама ‎с‏ ‎преувеличенным‏ ‎восторгом ‎отзывается,‏ ‎откладывая ‎лейку.‏ ‎«Конечно, ‎солнышко, ‎ну ‎совсем-совсем, ‎как‏ ‎настоящие!»

Кто‏ ‎такой‏ ‎Альбрехт ‎Дюрер‏ ‎— ‎отдельная‏ ‎история. ‎Истинный‏ ‎гений‏ ‎Ренессанса. ‎Живописец,‏ ‎математик, ‎астроном, ‎архитектор. ‎На ‎рубеже‏ ‎15-16 ‎веков‏ ‎в‏ ‎немецких ‎землях, ‎вероятно,‏ ‎не ‎было‏ ‎более ‎авторитетного ‎мыслителя ‎и‏ ‎творца.‏ ‎Фигура ‎масштаба‏ ‎Леонардо. ‎Да‏ ‎они ‎и ‎внешне ‎были ‎похожи,‏ ‎если‏ ‎верить ‎автопортрету‏ ‎Дюрера.

Среди ‎тысячи‏ ‎сохранившихся ‎рисунков ‎Дюрера ‎сотня ‎изображает‏ ‎именно‏ ‎растения.‏ ‎И ‎это‏ ‎не ‎было‏ ‎чистым ‎искусством.‏ ‎Его‏ ‎рисунки, ‎как‏ ‎и ‎многих ‎других ‎художников, ‎создавались‏ ‎с ‎чисто‏ ‎практической‏ ‎целью ‎— ‎медицинской.‏ ‎В ‎те‏ ‎времена ‎почти ‎все ‎болезни‏ ‎лечили‏ ‎растениями, ‎вот‏ ‎и ‎нужно‏ ‎было ‎воспроизвести ‎какой-нибудь ‎пустырник ‎максимально‏ ‎точно,‏ ‎чтобы ‎лекари‏ ‎и ‎фармацевты‏ ‎знали, ‎для ‎чего ‎нужны ‎различные‏ ‎корешки‏ ‎и‏ ‎листочки. ‎Так‏ ‎что ‎художнику,‏ ‎берущемуся ‎за‏ ‎ботанический‏ ‎рисунок, ‎следовало‏ ‎быть ‎еще ‎и ‎немножко ‎ботаником.‏ ‎А ‎лучше‏ ‎—‏ ‎не ‎немножко. ‎То-то‏ ‎Дюрер ‎так‏ ‎тщательно ‎изображал ‎Примулу.

Ее ‎стебли‏ ‎и‏ ‎листья ‎содержат‏ ‎много ‎витамина‏ ‎С, ‎необходимого ‎при ‎весеннем ‎авитаминозе,‏ ‎а‏ ‎из ‎корней‏ ‎и ‎семян‏ ‎выжимают ‎масло, ‎повышающее ‎иммунитет, ‎нормализующее‏ ‎гормональный‏ ‎фон‏ ‎женщины, ‎и‏ ‎даже ‎способствующее‏ ‎избавлению ‎от‏ ‎депрессий.‏ ‎Просто ‎живая‏ ‎вода, ‎точнее, ‎живое ‎масло!

Со ‎временем‏ ‎ботанический ‎рисунок‏ ‎утратил‏ ‎чисто ‎медицинское ‎значение,‏ ‎но ‎традиция‏ ‎безукоризненного ‎воспроизведения ‎тех ‎красок‏ ‎и‏ ‎линий, ‎что‏ ‎создала ‎природа,‏ ‎осталась. ‎Изображения ‎цветов ‎и ‎трав‏ ‎стали‏ ‎наносить ‎и‏ ‎на ‎гобелены,‏ ‎и ‎на ‎ковры, ‎и ‎на‏ ‎посуду.‏ ‎Собственно,‏ ‎об ‎этом‏ ‎и ‎история.

Но‏ ‎сначала ‎—‏ ‎предыстория.‏ ‎Жил ‎да‏ ‎был ‎Принц ‎Датский. ‎Не ‎Гамлет.‏ ‎Звали ‎его‏ ‎Фредерик.‏ ‎Он ‎родился ‎в‏ ‎1768-м ‎году,‏ ‎и ‎рос ‎почти ‎как‏ ‎Золушка‏ ‎из ‎сказки‏ ‎датского ‎сказочника‏ ‎Андерсена. ‎При ‎душевнобольном ‎отце ‎и‏ ‎злой-презлой‏ ‎мачехе, ‎по‏ ‎сути, ‎правившей‏ ‎Датским ‎Королевством. ‎Тот ‎факт, ‎что‏ ‎под‏ ‎боком‏ ‎растет ‎наследник‏ ‎престола, ‎отравлял‏ ‎жизнь ‎Ее‏ ‎Величеству,‏ ‎но ‎убить‏ ‎принца ‎она ‎не ‎посмела. ‎Решила‏ ‎только, ‎что‏ ‎мальчика‏ ‎не ‎будут ‎учить‏ ‎наукам, ‎нужным‏ ‎для ‎управления ‎государством. ‎Вот‏ ‎он‏ ‎и ‎увлекся‏ ‎историей ‎да‏ ‎ботаникой.

Но ‎вскоре ‎мачеха ‎скончалась, ‎и‏ ‎в‏ ‎1784-м ‎юноша‏ ‎стал ‎регентом‏ ‎при ‎неразумном ‎отце, ‎приняв ‎в‏ ‎16‏ ‎лет‏ ‎кормило ‎власти.‏ ‎Куда ‎там‏ ‎Гайдару, ‎командовавшему‏ ‎в‏ ‎этом ‎возрасте‏ ‎полком! ‎В ‎числе ‎прочего ‎Фредерик‏ ‎VI ‎горячо‏ ‎поддержал‏ ‎давнюю ‎идею ‎—‏ ‎создание ‎атласа‏ ‎под ‎названием ‎«Flora ‎Danica».‏ ‎Еще‏ ‎в ‎1761-м‏ ‎по ‎инициативе‏ ‎профессора ‎Копенгагенского ‎Ботанического ‎Сада ‎Георга‏ ‎Кристиана‏ ‎Эдера ‎началось‏ ‎издание ‎атласа,‏ ‎в ‎который ‎были ‎бы ‎занесены‏ ‎ВСЕ‏ ‎растения,‏ ‎какие ‎только‏ ‎существуют ‎на‏ ‎датских ‎землях!

Как‏ ‎вы‏ ‎понимаете, ‎труд‏ ‎предстоял ‎титанический. ‎Наверное, ‎только ‎датчане‏ ‎и ‎могли‏ ‎выдержать‏ ‎такой ‎марафон. ‎Говорят,‏ ‎настоящий ‎собор‏ ‎должен ‎строиться ‎сто ‎лет,‏ ‎так‏ ‎вот ‎«Flora‏ ‎Danica» ‎издавалась‏ ‎123 ‎года! ‎За ‎это ‎время‏ ‎сменилось‏ ‎8 ‎руководителей‏ ‎проекта, ‎и‏ ‎почти ‎все ‎они ‎знали, ‎что‏ ‎при‏ ‎их‏ ‎жизни ‎работа‏ ‎не ‎окончится.‏ ‎Тома ‎Атласа‏ ‎издавались‏ ‎постепенно.

Итоговый ‎результат‏ ‎более ‎чем ‎векового ‎труда ‎—‏ ‎это ‎51‏ ‎часть‏ ‎и ‎еще ‎три‏ ‎дополнения, ‎в‏ ‎которые ‎были ‎включены ‎3240‏ ‎таблиц,‏ ‎выгравированных ‎на‏ ‎меди. ‎Ничего‏ ‎подобного ‎история ‎ботаники ‎не ‎знала‏ ‎ни‏ ‎до, ‎ни‏ ‎после.

Но ‎вернемся‏ ‎к ‎Фредерику ‎VI, ‎просвещенному ‎правителю,‏ ‎отменившему‏ ‎в‏ ‎Дании ‎крепостное‏ ‎право ‎на‏ ‎80 ‎лет‏ ‎раньше,‏ ‎чем ‎это‏ ‎произошло ‎в ‎России. ‎Самоуправство ‎Швеции‏ ‎в ‎Балтийском‏ ‎и‏ ‎Северном ‎морях ‎тяготило‏ ‎юного ‎регента,‏ ‎и ‎очень ‎быстро ‎нашелся‏ ‎союзник‏ ‎— ‎Российская‏ ‎Империя ‎во‏ ‎главе ‎с ‎престарелой, ‎но ‎все‏ ‎еще‏ ‎амбициозной ‎царицей‏ ‎Екатериной ‎II.

Вялая‏ ‎война ‎росийско-датского ‎союза ‎против ‎Швеции‏ ‎—‏ ‎жалкое‏ ‎подобие ‎сражение‏ ‎Петра ‎и‏ ‎Карла ‎—‏ ‎ничем,‏ ‎по ‎сути,‏ ‎не ‎закончилась, ‎но! ‎Юный ‎Фредерик‏ ‎решил ‎сделать‏ ‎Екатерине‏ ‎Великой ‎уникальный ‎подарок.‏ ‎Столовый ‎сервиз,‏ ‎на ‎который ‎были ‎бы‏ ‎нанесены‏ ‎изображения ‎из‏ ‎ботанического ‎атласа.‏ ‎Собственно, ‎и ‎сервиз ‎тоже ‎решено‏ ‎было‏ ‎назвать ‎«Flora‏ ‎Danica». ‎О,‏ ‎это ‎была ‎затея ‎по-своему ‎не‏ ‎менее‏ ‎грандиозная,‏ ‎чем ‎сам‏ ‎атлас.

Предполагалось, ‎что‏ ‎в ‎сервиз‏ ‎войдут‏ ‎2600 ‎предметов,‏ ‎то ‎есть ‎ровно ‎столько, ‎сколько‏ ‎растений ‎было‏ ‎занесено‏ ‎в ‎Атлас ‎к‏ ‎1790-му ‎году.‏ ‎И ‎работа ‎закипела. ‎Правда,‏ ‎на‏ ‎очень, ‎ну‏ ‎о-о-очень ‎медленном‏ ‎огне. ‎Это ‎ведь ‎не ‎«Ctrl‏ ‎C»-«Ctrl‏ ‎V». ‎Каждое‏ ‎изображение ‎переносилось‏ ‎из ‎атласа ‎на ‎фарфор ‎вручную.

А‏ ‎ведь‏ ‎надо‏ ‎было ‎еще‏ ‎разработать ‎форму‏ ‎предметов ‎сервировки.‏ ‎Тарелок,‏ ‎чашек, ‎блюдец‏ ‎и ‎много ‎чего ‎другого. ‎Надо‏ ‎сказать, ‎что‏ ‎даже‏ ‎обычные, ‎вроде ‎бы,‏ ‎сахарницы, ‎получили‏ ‎весьма ‎необычные ‎формы.

Этой ‎работой‏ ‎занимался‏ ‎замечательный ‎мастер‏ ‎Христиан ‎Луплау.‏ ‎Например, ‎так ‎называемым ‎«компотьерам», ‎то‏ ‎есть‏ ‎блюдам, ‎в‏ ‎которых ‎подают‏ ‎компот, ‎он ‎придал ‎форму ‎листьев,‏ ‎столь‏ ‎созвучную‏ ‎самой ‎идее‏ ‎сервиза ‎«Flora‏ ‎Danica».

Ну, ‎а‏ ‎главным,‏ ‎практически ‎единственным‏ ‎рисовальщиком ‎сервиза ‎стал ‎Иоган ‎Байер.‏ ‎К ‎работе‏ ‎его‏ ‎привлекли ‎потому, ‎что‏ ‎он ‎был‏ ‎известным ‎мастером ‎ботанического ‎рисунка,‏ ‎участвовал‏ ‎в ‎создании‏ ‎Атласа. ‎Мягко‏ ‎говоря, ‎дело ‎шло ‎не ‎быстро.‏ ‎Ведь‏ ‎каждый ‎предмет‏ ‎получался ‎уникальным.‏ ‎Одно ‎растение ‎— ‎один ‎предмет.‏ ‎И‏ ‎—‏ ‎не ‎один‏ ‎процесс!

Сначала ‎Байер‏ ‎выполнял ‎эскиз‏ ‎на‏ ‎бумаге. ‎Затем‏ ‎наносил ‎контуры ‎рисунка ‎на ‎фарфоровое‏ ‎изделие. ‎Потом‏ ‎—‏ ‎скрупулёзнейшим ‎образом ‎раскрашивал.‏ ‎Только ‎на‏ ‎этой ‎стадии ‎присоединялись ‎помощники.‏ ‎По‏ ‎легенде, ‎иные‏ ‎из ‎них‏ ‎теряли ‎зрение, ‎нанося ‎краски ‎тончайшими‏ ‎кисточками,‏ ‎немедленно ‎стирая,‏ ‎если ‎колёр‏ ‎хоть ‎чуть-чуть ‎не ‎совпадал ‎с‏ ‎оригиналом,‏ ‎то‏ ‎есть ‎рисунком‏ ‎в ‎атласе.

К‏ ‎слову, ‎до‏ ‎сих‏ ‎пор ‎неизвестно,‏ ‎кто ‎был ‎автором ‎самой ‎идеи‏ ‎сервиза. ‎То‏ ‎ли‏ ‎сам ‎Фредерик, ‎а‏ ‎то ‎ли‏ ‎первый ‎издатель ‎атласа ‎«Flora‏ ‎Danica»‏ ‎профессор ‎Эдер.‏ ‎Возможно, ‎что‏ ‎датский ‎регент ‎лишь ‎предложил ‎Екатерине‏ ‎заказать‏ ‎подарок, ‎а‏ ‎та, ‎знавшая‏ ‎о ‎создании ‎атласа, ‎попросила ‎его‏ ‎копию‏ ‎на‏ ‎посуде.

Версия ‎правдоподобная‏ ‎уже ‎хотя‏ ‎бы ‎потому,‏ ‎что‏ ‎на ‎склоне‏ ‎лет ‎российскую ‎самодержицу ‎невозможно ‎было‏ ‎удивить ‎ни‏ ‎подарками,‏ ‎ни ‎роскошью, ‎ни‏ ‎вдохновенным ‎мастерством.‏ ‎Еще ‎Петру ‎Первому, ‎как‏ ‎известно,‏ ‎была ‎преподнесена‏ ‎Янтарная ‎комната,‏ ‎так ‎что ‎придумать ‎оригинальный ‎подарок‏ ‎Дому‏ ‎Романовых ‎было‏ ‎непросто. ‎Но‏ ‎такой ‎дар, ‎как ‎сервиз ‎«Flora‏ ‎Danica»,‏ ‎явно‏ ‎имел ‎бы‏ ‎успех.

Вот ‎только‏ ‎была ‎одна‏ ‎проблема.‏ ‎Возраст ‎Екатерины.‏ ‎Когда ‎работа ‎над ‎сервизом ‎началась,‏ ‎императрице ‎был‏ ‎уже‏ ‎61 ‎год. ‎А‏ ‎дело ‎продвигалось‏ ‎медленно, ‎10-12 ‎предметов ‎в‏ ‎месяц.‏ ‎Но ‎не‏ ‎дарить ‎же‏ ‎сервиз ‎частями! ‎Так ‎и ‎шли‏ ‎годы,‏ ‎пока ‎подарок‏ ‎прирастал ‎все‏ ‎новыми ‎блюдами, ‎сахарницами, ‎чашками, ‎чайниками‏ ‎и‏ ‎так‏ ‎далее…

В ‎1796-м,‏ ‎когда ‎работа‏ ‎не ‎была‏ ‎сделана‏ ‎и ‎наполовину,‏ ‎Екатерина ‎Великая ‎скончалась. ‎Никакой ‎симпатии‏ ‎к ‎ее‏ ‎наследнику‏ ‎Павлу ‎датский ‎правитель‏ ‎Фредерик ‎не‏ ‎испытывал, ‎да ‎и ‎нужды‏ ‎в‏ ‎союзе ‎с‏ ‎Россией ‎уже‏ ‎не ‎было. ‎Политика! ‎И ‎Фредерик‏ ‎решил,‏ ‎что ‎сервиз‏ ‎будет ‎закончен,‏ ‎но ‎останется ‎в ‎Дании.

Правда, ‎задача‏ ‎была‏ ‎несколько‏ ‎упрощена, ‎до‏ ‎2600-сот ‎предметов‏ ‎мастера ‎не‏ ‎дотянули.‏ ‎После ‎смерти‏ ‎Екатерины ‎решено ‎было ‎изготовить ‎парадный‏ ‎королевский ‎сервиз‏ ‎на‏ ‎100 ‎персон ‎с‏ ‎точным ‎расчетом‏ ‎того, ‎сколько ‎нужно ‎индивидуальных‏ ‎предметов‏ ‎вроде ‎чашек‏ ‎и ‎блюдец,‏ ‎а ‎сколько ‎общих ‎— ‎кофейников,‏ ‎супниц‏ ‎и ‎прочего.

И‏ ‎вот ‎в‏ ‎1802-м, ‎через ‎12 ‎лет ‎после‏ ‎начала,‏ ‎работа‏ ‎была ‎завершена.‏ ‎1802 ‎предмета‏ ‎во ‎всем‏ ‎великолепии‏ ‎невиданного ‎прежде‏ ‎труда! ‎Получился ‎шедевр, ‎по ‎своей‏ ‎уникальности ‎и‏ ‎трудоемкости‏ ‎сравнимый ‎разве ‎что‏ ‎с ‎собором‏ ‎«Саграда ‎Фамилия» ‎в ‎Барселоне.

Как‏ ‎ни‏ ‎печально, ‎сразу‏ ‎возникли ‎проблемы.‏ ‎Заказ-то ‎выполняла ‎частная ‎фирма, ‎хоть‏ ‎и‏ ‎называлась ‎она‏ ‎«Королевская ‎мануфактура»,‏ ‎и ‎пока ‎целью ‎был ‎подарок‏ ‎русской‏ ‎царице,‏ ‎сомнений ‎в‏ ‎оплате ‎у‏ ‎исполнителей ‎не‏ ‎было.‏ ‎А ‎тут‏ ‎вдруг ‎королевское ‎казначейство ‎заявило, ‎что‏ ‎не ‎имеет‏ ‎представления‏ ‎о ‎назначении ‎данной‏ ‎работы, ‎и‏ ‎потому ‎не ‎готово ‎раскошеливаться.‏ ‎Бюрократия,‏ ‎как ‎мы‏ ‎знаем, ‎всегда‏ ‎была ‎непреодолимой ‎преградой ‎для ‎художников!

Фредерик‏ ‎даже‏ ‎пытался ‎продать‏ ‎сервиз, ‎его‏ ‎десертную ‎часть ‎министр ‎иностранных ‎дел‏ ‎королевства‏ ‎возил‏ ‎по ‎всей‏ ‎Европе. ‎Но‏ ‎покупателей ‎не‏ ‎нашлось.‏ ‎Так ‎сервиз‏ ‎и ‎остался ‎в ‎Дании.

Впрочем, ‎часть‏ ‎его ‎со‏ ‎временем‏ ‎все ‎же ‎оказалась‏ ‎в ‎России‏ ‎вместе ‎с ‎приданным ‎датской‏ ‎принцессы‏ ‎Дагмары, ‎ставшей‏ ‎супругой ‎Александра‏ ‎III, ‎и ‎принявшей ‎в ‎православии‏ ‎имя‏ ‎Марии ‎Федоровны.

Признаюсь‏ ‎честно, ‎мне‏ ‎не ‎удалось ‎найти ‎следы ‎«Flora‏ ‎Danica»‏ ‎в‏ ‎России. ‎Пользовалась‏ ‎ли ‎царская‏ ‎семья ‎этой‏ ‎посудой?‏ ‎Не ‎стало‏ ‎ли ‎это ‎в ‎свою ‎очередь‏ ‎частью ‎приданного‏ ‎одной‏ ‎из ‎великих ‎княжон?‏ ‎Может, ‎просто‏ ‎разбили ‎или ‎потеряли? ‎Или‏ ‎по‏ ‎сей ‎день‏ ‎хранится ‎в‏ ‎запасниках ‎Эрмитажа? ‎Или ‎вывезли ‎из‏ ‎России‏ ‎в ‎революцию?‏ ‎Словом, ‎не‏ ‎знаю, ‎можно ‎ли ‎увидеть ‎предметы‏ ‎оригинальной‏ ‎«Flora‏ ‎Danica» ‎в‏ ‎России. ‎Но‏ ‎в ‎Дании‏ ‎точно‏ ‎можно ‎посмотреть.

Кое-что,‏ ‎правда, ‎раздарили ‎другим ‎монархам, ‎что-то‏ ‎побили, ‎несмотря‏ ‎на‏ ‎всю ‎тщательность ‎хранения‏ ‎и ‎использования.‏ ‎Часть ‎утраченной ‎посуды ‎была‏ ‎восстановлена,‏ ‎да ‎так‏ ‎тщательно, ‎что‏ ‎редкий ‎эксперт ‎отличит ‎предмет ‎из‏ ‎первой,‏ ‎исторической ‎партии,‏ ‎от ‎позднейших‏ ‎изделий.

Но ‎большая ‎часть ‎ныне ‎сохранившихся‏ ‎1530-ти‏ ‎предметов‏ ‎сервиза ‎«Flora‏ ‎Danica» ‎—‏ ‎это ‎точно‏ ‎—‏ ‎была ‎сделана‏ ‎с ‎1790 ‎по ‎1802 ‎годы,‏ ‎и ‎для‏ ‎фарфоровой‏ ‎коллекции ‎это ‎просто‏ ‎чудо ‎бережного‏ ‎хранения.

Сервиз ‎разделен ‎на ‎две‏ ‎части.‏ ‎Большинство ‎предметов,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе ‎самые ‎ценные ‎экземпляры ‎—‏ ‎вазы,‏ ‎мороженицы, ‎супницы‏ ‎— ‎находится‏ ‎в ‎королевском ‎замке ‎Розенборг. ‎И‏ ‎даже‏ ‎иногда,‏ ‎правда, ‎очень‏ ‎редко, ‎используется‏ ‎по ‎прямому‏ ‎назначению‏ ‎во ‎время‏ ‎монарших ‎торжеств.


Вторая ‎и ‎меньшая ‎часть‏ ‎коллекции ‎тоже‏ ‎в‏ ‎Копенгагене, ‎в ‎«Датском‏ ‎музее ‎искусств‏ ‎и ‎дизайна».

Наконец, ‎фарфоровую ‎посуду‏ ‎«Flora‏ ‎Danica» ‎можно‏ ‎купить. ‎Разумеется,‏ ‎не ‎оригинальные ‎исторические ‎предметы, ‎они‏ ‎не‏ ‎продаются. ‎Правда,‏ ‎иные ‎жуликоватые‏ ‎антиквары ‎выставляют ‎на ‎продажу ‎«Flora‏ ‎Danica»,‏ ‎утверждая,‏ ‎что ‎торгуют‏ ‎тем ‎самым‏ ‎королевским ‎фарфором.‏ ‎Но‏ ‎это ‎обман.‏ ‎Просто ‎«Королевская ‎фарфоровая ‎мануфактура» ‎с‏ ‎середины ‎19-го‏ ‎века‏ ‎выпускала ‎посуду ‎марки‏ ‎«Flora ‎Danica»,‏ ‎копируя ‎предметы ‎изначального ‎сервиза.‏ ‎И,‏ ‎кстати, ‎выпускает‏ ‎по ‎сей‏ ‎день.

Спору ‎нет, ‎красиво. ‎Хоть ‎и‏ ‎не‏ ‎дешево. ‎Но‏ ‎не ‎дороже‏ ‎авиабилета! ‎И ‎раз ‎уж ‎поездки‏ ‎в‏ ‎Данию‏ ‎редки, ‎почему‏ ‎бы ‎не‏ ‎украсить ‎свой‏ ‎дом‏ ‎напоминанием ‎о‏ ‎самом ‎замечательном ‎шедевре ‎жанра ‎«ботанический‏ ‎рисунок» ‎в‏ ‎истории‏ ‎человечества ‎— ‎королевском‏ ‎фарфоровом ‎сервизе‏ ‎«Flora ‎Danica».

ИСТОЧНИК ‎


Читать: 10+ мин
logo Нацизм германский, нацизм украинский

Закрепощение малороссийских крестьян (окончание)

Доступно подписчикам уровня
«Базовый»
Подписаться за 250₽ в месяц

Чета Зеленских скорбит по жертвам "голодомора"

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048