logo
158
читателей
Норин  Евгений Норин. Историк-любитель, профессиональный болтун
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
О проекте
Журналист, пишу на исторические и околовоенные темы, сюда складываю архив своих текстов.
Я пишу довольно объемные материалы. Обычный журнальный материал — это тысяч 5-10 знаков, у меня 10 тысяч — это скорее нижняя граница. Но — занимательность фирма гарантирует. Публикации даю примерно каждые три дня.
Имейте, так сказать, фан.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
На кофе 500 ₽ месяц 5 100 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Норин
Доступны сообщения

Базовая подписка, доступны все материалы

Оформить подписку
На кофе с печенькою 1 000 ₽ месяц 10 200 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Норин
Доступны сообщения

То же самое, что "Кофе", только для тех, кому не жалко тысячу в месяц.

Оформить подписку
Загул и кутеж 5 000 ₽ месяц
Доступны сообщения

На этом уровне можно, например, целенаправленно заказывать мне тексты

Оформить подписку
Купать коней в шампанском 10 000 ₽ месяц
Доступны сообщения

Можно заказывать посты, предлагать встречи, разговаривать разговоры тет-а-тет - в общем, если вы готовы столько платить, значит, или я вам очень мил, или вам от меня чего-то нужно. Пишите, обговорим.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
158 подписчиков
Обновления проекта
Метки
Читать: 6+ мин
logo Норин

Книжковое. Алексей Зубков, «Плохая война», «Хорошая война»

Попался ‎мне‏ ‎на ‎глаза ‎двухтомник, ‎посвященный ‎не‏ ‎особо ‎популярной‏ ‎у‏ ‎нас ‎эпохе ‎и‏ ‎месту. ‎«Двухтомник»‏ ‎— ‎это ‎довольно ‎условно,‏ ‎книжка‏ ‎не ‎опубликована‏ ‎на ‎бумаге.‏ ‎Однако ‎ж, ‎по ‎итогам ‎имею‏ ‎сказать:‏ ‎это ‎один‏ ‎из ‎лучших‏ ‎исторических ‎романов, ‎какие ‎я ‎читал.‏ ‎Хотя‏ ‎по‏ ‎форме ‎это‏ ‎не ‎совсем‏ ‎роман ‎даже,‏ ‎а‏ ‎то ‎ли‏ ‎записанный ‎комикс, ‎то ‎ли ‎черновик‏ ‎сценария ‎для‏ ‎разудалого‏ ‎фильма.

Место ‎и ‎время:‏ ‎начало ‎XVI‏ ‎века, ‎Швейцария, ‎Германия ‎и‏ ‎Италия.‏ ‎Первая ‎часть‏ ‎— ‎про‏ ‎добрую ‎ссору: ‎ландскнехты ‎встречаются ‎со‏ ‎швейцарцами,‏ ‎из ‎чего,‏ ‎само ‎собой,‏ ‎выходит ‎мочилово ‎с ‎кучей ‎трупов.‏ ‎Вторая‏ ‎—‏ ‎про ‎худой‏ ‎мир: ‎съехались‏ ‎благородные ‎господа‏ ‎на‏ ‎турнир, ‎на‏ ‎людей ‎посмотреть, ‎себя ‎показать, ‎из‏ ‎чего, ‎само‏ ‎собой,‏ ‎тоже ‎вышло ‎мочилово‏ ‎с ‎кучей‏ ‎трупов.

Автор ‎реконструктор, ‎и ‎приступая‏ ‎к‏ ‎чтению, ‎я‏ ‎малость ‎опасался,‏ ‎что ‎все ‎в ‎итоге ‎сведется‏ ‎к‏ ‎заклепкам, ‎и‏ ‎устройство ‎доспехов‏ ‎окажется ‎описано ‎лучше, ‎чем ‎люди.‏ ‎Слава‏ ‎Богу,‏ ‎нет. ‎Железо‏ ‎занимает ‎свое‏ ‎место, ‎но‏ ‎ему‏ ‎уделяется ‎внимание‏ ‎постольку, ‎поскольку ‎главные ‎герои ‎—‏ ‎наемники, ‎рыцари,‏ ‎феодалы‏ ‎— ‎словом, ‎средневековые‏ ‎люди, ‎постоянно‏ ‎увещевающие ‎друг ‎друга ‎холодной‏ ‎сталью.‏ ‎Главное ‎тут‏ ‎все-таки ‎история.‏ ‎И ‎в ‎смысле ‎«охрененная», ‎и‏ ‎в‏ ‎смысле ‎«средневековая».‏ ‎Знание ‎матчасти‏ ‎только ‎добавит ‎некую ‎толику ‎удовольствия,‏ ‎но‏ ‎оно‏ ‎не ‎критично.‏ ‎Знаешь, ‎что‏ ‎такое ‎бургиньот‏ ‎—‏ ‎молодец, ‎не‏ ‎знаешь ‎— ‎ну, ‎и ‎не‏ ‎особо ‎надо.

Персонажи‏ ‎колоритные‏ ‎и ‎яркие. ‎Они,‏ ‎может, ‎несколько‏ ‎стереотипичны, ‎но ‎это ‎уже‏ ‎придирка:‏ ‎в ‎конце-то‏ ‎концов, ‎много‏ ‎ль ‎у ‎нас ‎вообще ‎исторических‏ ‎романов‏ ‎про ‎начало‏ ‎XVI ‎века.‏ ‎Главное, ‎все ‎они ‎чего-то ‎хотят,‏ ‎яростно‏ ‎этого‏ ‎чего-то ‎добиваются,‏ ‎в ‎процессе‏ ‎бешено ‎интригуют,‏ ‎пытаются‏ ‎(часто ‎успешно)‏ ‎друг ‎друга ‎замочить, ‎в ‎общем,‏ ‎жизнь ‎бьет‏ ‎ключом,‏ ‎поллаксом, ‎двуручником, ‎тычет‏ ‎кинжалом ‎в‏ ‎подворотне, ‎сыплет ‎яд ‎в‏ ‎суп‏ ‎и ‎шарашит‏ ‎из ‎аркебузы.‏ ‎К ‎концу ‎обоих ‎романов ‎сцена‏ ‎завалена‏ ‎трупами, ‎но‏ ‎описано ‎все‏ ‎до ‎того ‎задорно, ‎что ‎это‏ ‎не‏ ‎воспринимается‏ ‎как ‎нечто‏ ‎ужасное, ‎даже‏ ‎иногда ‎вызывает‏ ‎удивление,‏ ‎«нормально ‎же‏ ‎общались». ‎При ‎этом ‎на ‎условного‏ ‎Мартина ‎все‏ ‎это‏ ‎совершенно ‎не ‎похоже.‏ ‎Скорее ‎«Войны»‏ ‎напоминают ‎фильмы ‎Тарантино ‎или‏ ‎Гая‏ ‎Ричи. ‎Вторая‏ ‎часть ‎так‏ ‎и ‎просто ‎Snatch ‎в ‎ренессансной‏ ‎Италии.‏ ‎Люди ‎эпохи‏ ‎Возрождения, ‎энергичные‏ ‎и ‎чисто-конкретные. ‎Совершенно ‎на ‎другую‏ ‎тему‏ ‎написано,‏ ‎но ‎отлично‏ ‎сформулировано: ‎«Не‏ ‎думайте, ‎что‏ ‎читатель‏ ‎— ‎тупой‏ ‎дурак. ‎Да, ‎ему ‎требуется ‎совсем‏ ‎иное, ‎чем‏ ‎писателю.‏ ‎Ему ‎не ‎нужны‏ ‎философия, ‎интересная‏ ‎информация, ‎свежие ‎гипотезы, ‎изыски‏ ‎сюжета‏ ‎и ‎слога.‏ ‎Он ‎желает‏ ‎читать ‎о ‎сильных ‎страстях, ‎драках,‏ ‎бабах,‏ ‎выпивке ‎и‏ ‎жратве, ‎причем‏ ‎всенепременно ‎с ‎хэппи-эндом». ‎— ‎вот.‏ ‎Все‏ ‎перечисленные‏ ‎радости ‎налицо.‏ ‎Правда, ‎изыски‏ ‎сюжета ‎тоже‏ ‎во‏ ‎все ‎поля,‏ ‎интересная ‎информация ‎тоже ‎в ‎наличии‏ ‎(только ‎подана‏ ‎в‏ ‎режиме ‎байки), ‎ну,‏ ‎и ‎слог‏ ‎тоже ‎не ‎совсем ‎тривиален.‏ ‎Кстати,‏ ‎о ‎слоге.

Язык‏ ‎демонстративно ‎актуализирован.‏ ‎И ‎да, ‎я ‎хочу ‎об‏ ‎этом‏ ‎поговорить. ‎Автор‏ ‎исторического ‎романа‏ ‎неизбежно ‎балансирует ‎между ‎двумя ‎вариантами.‏ ‎Он‏ ‎может‏ ‎или ‎максимально‏ ‎приближать ‎язык‏ ‎к ‎реалиям‏ ‎времени‏ ‎действия ‎—‏ ‎«Центурион ‎отстегнул ‎гладиус, ‎стянул ‎лорику‏ ‎и ‎пошел‏ ‎в‏ ‎лупанарий ‎к ‎своей‏ ‎конкубине». ‎Примерно‏ ‎в ‎этом ‎направлении ‎работает,‏ ‎например,‏ ‎Акунин, ‎которого‏ ‎только ‎ленивый‏ ‎не ‎бранил ‎за ‎«рерайт» ‎Гиляровского.‏ ‎А‏ ‎можно ‎наоборот,‏ ‎вовсю ‎использовать‏ ‎язык ‎своего ‎времени. ‎В ‎самом‏ ‎вырожденном‏ ‎случае‏ ‎получаются ‎кадавры‏ ‎типа ‎«пиар-служба‏ ‎царя ‎Митридата».‏ ‎Однако‏ ‎этот ‎способ,‏ ‎на ‎самом ‎деле, ‎имеет ‎свои‏ ‎плюсы. ‎Дело‏ ‎в‏ ‎том, ‎что ‎наши‏ ‎предки, ‎они‏ ‎ведь ‎не ‎говорили ‎«паки-паки,‏ ‎иже‏ ‎херувимы». ‎Точнее,‏ ‎говорили, ‎но‏ ‎не ‎для ‎того, ‎чтобы ‎собеседник‏ ‎начал‏ ‎высматривать ‎у‏ ‎оратора ‎капусту‏ ‎в ‎бороде. ‎Они ‎точно ‎так‏ ‎же‏ ‎как‏ ‎мы, ‎доносили‏ ‎друг ‎до‏ ‎друга ‎то,‏ ‎что‏ ‎хотели ‎сказать,‏ ‎и ‎для ‎них-то ‎все ‎эти‏ ‎изящные ‎обороты‏ ‎были‏ ‎естественной ‎языковой ‎средой.‏ ‎Здесь ‎автор‏ ‎выкручивает ‎руль ‎именно ‎в‏ ‎сторону‏ ‎демонстративной ‎актуализации.‏ ‎Герои ‎вовсю‏ ‎пользуются ‎более ‎поздними ‎идиомами, ‎а‏ ‎то‏ ‎и ‎вообще‏ ‎«цитируют» ‎современное‏ ‎кино. ‎Но. ‎За ‎счет ‎этого‏ ‎средневековые‏ ‎вояки‏ ‎начинают ‎выглядеть‏ ‎нормальными ‎людьми.‏ ‎Вообще, ‎книга‏ ‎хороша‏ ‎тем, ‎что‏ ‎она ‎не ‎выпендривается. ‎Это ‎такой‏ ‎специфический ‎жанр,‏ ‎«Мужики,‏ ‎а ‎давайте ‎я‏ ‎вам ‎историю‏ ‎расскажу». ‎Еськов, ‎с ‎которым‏ ‎у‏ ‎«Войны» ‎стилистически‏ ‎очень ‎много‏ ‎общего, ‎травил ‎байки ‎про ‎братков,‏ ‎которые‏ ‎не ‎похожи‏ ‎на ‎братков,‏ ‎а ‎Зубков ‎— ‎про ‎рыцарей,‏ ‎которые‏ ‎как‏ ‎раз ‎очень‏ ‎похожи ‎на‏ ‎рыцарей. ‎Человек‏ ‎у‏ ‎костра ‎рассказывает‏ ‎про ‎средневековых ‎людей, ‎понятно ‎же,‏ ‎что ‎он‏ ‎не‏ ‎будет ‎красоты ‎стиля‏ ‎туда ‎вкручивать.‏ ‎Зато ‎живости ‎и ‎непосредственности‏ ‎хоть‏ ‎отбавляй. ‎Атмосфера‏ ‎при ‎этом,‏ ‎парадоксальным ‎образом, ‎не ‎теряется, ‎просто‏ ‎она‏ ‎добирается ‎за‏ ‎счет ‎других‏ ‎вещей. ‎Не ‎могу ‎точно ‎сказать,‏ ‎отсутствуют‏ ‎ли‏ ‎там ‎серьезные‏ ‎ляпы, ‎средневековье‏ ‎все ‎же‏ ‎не‏ ‎моя ‎епархия.‏ ‎Зато ‎там ‎точно ‎присутствует ‎множество‏ ‎классных ‎вставных‏ ‎историй,‏ ‎вроде ‎рассказа ‎про‏ ‎то, ‎как‏ ‎отставной ‎наемник ‎взялся ‎расписывать‏ ‎церковь,‏ ‎и ‎что‏ ‎из ‎этого‏ ‎вышло, ‎и ‎куча ‎очаровательных ‎подробностей‏ ‎организации‏ ‎общества ‎и‏ ‎устройства ‎жизни.‏ ‎Колорит ‎эпохи ‎создают ‎в ‎первую‏ ‎очередь‏ ‎именно‏ ‎вот ‎эти‏ ‎моменты: ‎как‏ ‎жили, ‎чего‏ ‎ели,‏ ‎как ‎все‏ ‎устроено ‎изнутри ‎было.

Все ‎это ‎сдобрено‏ ‎такой ‎здоровой‏ ‎живой‏ ‎комедийностью. ‎Комедия, ‎правда,‏ ‎во ‎второй‏ ‎книге ‎немножко ‎берет ‎через‏ ‎край‏ ‎и ‎принимает‏ ‎легкие ‎формы‏ ‎балагана, ‎но ‎на ‎самом ‎деле,‏ ‎это‏ ‎все ‎фигня‏ ‎и ‎придирки,‏ ‎я ‎об ‎этом ‎подумал, ‎когда‏ ‎уже‏ ‎прочел.

Книжка‏ ‎веселая, ‎но‏ ‎совершенно ‎не‏ ‎тупая. ‎Лучше‏ ‎автора‏ ‎не ‎сформулируешь:‏ ‎«Комиксы ‎на ‎тему ‎исторического ‎боевика.‏ ‎Идейное ‎содержание?‏ ‎Будь‏ ‎сильным ‎и ‎смелым,‏ ‎имей ‎ум,‏ ‎честь ‎и ‎совесть, ‎люби‏ ‎жизнь‏ ‎и ‎не‏ ‎теряй ‎чувство‏ ‎юмора».

Лучший ‎возраст ‎для ‎чтения ‎обеих‏ ‎«Войн»,‏ ‎конечно, ‎лет‏ ‎16-22, ‎но‏ ‎я, ‎как ‎видите, ‎и ‎в‏ ‎35‏ ‎в‏ ‎полном ‎восторге.‏ ‎В ‎общем,‏ ‎книжки ‎на‏ ‎редкость‏ ‎удалые, ‎пойдешь‏ ‎с ‎такой ‎в ‎туалет ‎—‏ ‎забудешь, ‎зачем‏ ‎пошел.‏ ‎Горячо ‎рекомендую. ‎Имеешь‏ ‎доспех ‎—‏ ‎имеешь ‎успех.

На ‎бумаге ‎не‏ ‎издавалась‏ ‎или ‎уже‏ ‎распродана, ‎полная‏ ‎версия ‎первой ‎части ‎здесь: ‎https://author.today/work/69521

Вторая‏ ‎(раз‏ ‎в ‎пять‏ ‎короче) ‎здесь:‏ ‎https://author.today/work/69797Там ‎же, ‎на ‎«Тудее» ‎уже‏ ‎есть‏ ‎третья‏ ‎часть, ‎и‏ ‎пишется ‎четвертая.


Читать: 8+ мин
logo Норин

Про игры. «Жизнь и страдания господина Бранте»

Душа ‎желала‏ ‎странного, ‎и ‎я ‎прошел ‎«Жизнь‏ ‎и ‎страдания‏ ‎господина‏ ‎Бранте». ‎Прошел ‎с‏ ‎большим ‎удовольствием,‏ ‎и ‎на ‎мой ‎вкус,‏ ‎игра‏ ‎свои ‎деньги‏ ‎полностью ‎отбила.

Смотрите,‏ ‎это ‎не ‎совсем ‎типичная ‎видеоигра,‏ ‎и‏ ‎если ‎вам‏ ‎нужен ‎именно‏ ‎геймплей, ‎то ‎«Бранте» ‎вам ‎вряд‏ ‎ли‏ ‎понравится.‏ ‎«Жизнь ‎и‏ ‎страдания» ‎—‏ ‎это ‎интерактивная‏ ‎новелла,‏ ‎мы ‎читаем‏ ‎текст, ‎и ‎постоянно ‎совершаем ‎выборы,‏ ‎которые ‎будут‏ ‎иметь‏ ‎какие-то ‎последствия ‎позднее.‏ ‎Это ‎РПГ,‏ ‎в ‎том ‎смысле, ‎что‏ ‎у‏ ‎героя ‎есть‏ ‎определенный ‎набор‏ ‎параметров, ‎и ‎наш ‎выбор ‎влияет‏ ‎на‏ ‎них. ‎Допустим‏ ‎(ситуация ‎условная),‏ ‎выбрал ‎в ‎какой-то ‎момент ‎пойти‏ ‎заниматься‏ ‎фехтованием‏ ‎— ‎плюсик‏ ‎к ‎соответствующему‏ ‎параметру, ‎и‏ ‎сценка,‏ ‎посвященная ‎тому,‏ ‎что ‎происходит ‎на ‎тренировке, ‎а‏ ‎пошел ‎на‏ ‎дебаты‏ ‎— ‎опять-таки ‎сюжетная‏ ‎сцена ‎и‏ ‎плюс ‎к ‎дипломатии. ‎Можно‏ ‎еще‏ ‎просто ‎поспать,‏ ‎и ‎у‏ ‎тебя ‎накопятся ‎душевные ‎силы ‎для‏ ‎каких-то‏ ‎экстраординарных ‎поступков‏ ‎(это ‎тут‏ ‎отдельный ‎параметр). ‎Соответственно, ‎в ‎острых‏ ‎ситуациях‏ ‎варианты‏ ‎выхода ‎зависят‏ ‎от ‎того,‏ ‎какие ‎у‏ ‎тебя‏ ‎параметры ‎и‏ ‎какие ‎выборы ‎ты ‎наделал ‎раньше.‏ ‎Если ‎выбирал‏ ‎не‏ ‎очень ‎удачно, ‎то‏ ‎единственный ‎доступный‏ ‎вариант ‎может ‎быть, ‎например,‏ ‎«погибнуть‏ ‎в ‎бою».


Такая‏ ‎механика ‎вообще-то‏ ‎имеет ‎свои ‎плюсы. ‎Если ‎тебе‏ ‎хочется‏ ‎просто ‎«поиграть‏ ‎в ‎сюжет»,‏ ‎то ‎«Бранте» ‎— ‎это ‎да,‏ ‎это‏ ‎хороший‏ ‎выбор. ‎Другое‏ ‎дело, ‎что‏ ‎тут ‎есть‏ ‎и‏ ‎своя ‎обратная‏ ‎сторона ‎— ‎это ‎когда ‎ты‏ ‎выбираешь ‎варианты,‏ ‎исходя‏ ‎не ‎из ‎ролевых‏ ‎соображений, ‎а‏ ‎в ‎рамках ‎«гонки ‎с‏ ‎калькулятором»,‏ ‎потому ‎что‏ ‎знаешь, ‎что‏ ‎к ‎такому-то ‎моменту ‎надо, ‎условно‏ ‎говоря,‏ ‎«набрать ‎12‏ ‎единиц ‎в‏ ‎красноречии ‎и ‎чтоб ‎отношения ‎с‏ ‎мэром‏ ‎были‏ ‎на ‎+3».‏ ‎Если ‎цель‏ ‎именно ‎пройти‏ ‎и‏ ‎получить ‎финал,‏ ‎который ‎хоть ‎с ‎какой-то ‎точки‏ ‎зрения ‎можно‏ ‎назвать‏ ‎удачным, ‎то ‎это‏ ‎может ‎быть‏ ‎и ‎проблемой. ‎Как ‎заметил‏ ‎один‏ ‎из ‎рецензентов,‏ ‎«проходя ‎сюжет,‏ ‎я ‎на ‎какой-то ‎миг ‎вдруг‏ ‎осознал,‏ ‎что ‎играю‏ ‎в ‎симулятор‏ ‎диалогов, ‎конечной ‎целью ‎которого ‎является‏ ‎вселенский‏ ‎калькулятор,‏ ‎определяющий ‎судьбу‏ ‎мира!»


Но, ‎на‏ ‎самом ‎деле,‏ ‎все-таки‏ ‎нет. ‎Радуга‏ ‎— ‎это ‎физический ‎процесс ‎преломления‏ ‎света ‎в‏ ‎каплях,‏ ‎но ‎если ‎ты‏ ‎видишь ‎в‏ ‎радуге ‎только ‎физический ‎процесс,‏ ‎то‏ ‎ты, ‎блин,‏ ‎сухарь, ‎а‏ ‎не ‎мудрый ‎человек. ‎По ‎большому‏ ‎счету,‏ ‎игру ‎можно‏ ‎пройти ‎относительно‏ ‎успешно, ‎принимая ‎решения, ‎только ‎исходя‏ ‎из‏ ‎представлений‏ ‎о ‎разумном‏ ‎и ‎прекрасном‏ ‎— ‎или‏ ‎своих,‏ ‎или ‎своего‏ ‎персонажа. ‎Кстати, ‎о ‎персонаже.


Повторю ‎свой‏ ‎любимый ‎тезис:‏ ‎РПГ‏ ‎— ‎это ‎не‏ ‎игра ‎в‏ ‎цифры, ‎это ‎игра ‎в‏ ‎биографию.‏ ‎Так ‎вот,‏ ‎«Бранте» ‎—‏ ‎это ‎буквально, ‎именно ‎игра ‎в‏ ‎биографию.‏ ‎Сюжетно ‎это‏ ‎предсмертные ‎воспоминания‏ ‎господина ‎Бранте ‎о ‎собственной ‎жизни,‏ ‎каждая‏ ‎сценка‏ ‎— ‎это‏ ‎самые ‎яркие‏ ‎события ‎одного‏ ‎из‏ ‎годов ‎его‏ ‎личной ‎истории. ‎Начиная ‎с ‎детства‏ ‎и ‎заканчивая‏ ‎революцией,‏ ‎которая ‎произойдет ‎в‏ ‎его ‎родной‏ ‎стране ‎(все ‎это ‎вам‏ ‎сообщается‏ ‎с ‎самого‏ ‎начала, ‎так‏ ‎что ‎тут ‎нет ‎спойлера). ‎У‏ ‎нас‏ ‎есть ‎семья,‏ ‎карьера, ‎друзья,‏ ‎враги, ‎возможно ‎возлюбленные ‎— ‎и‏ ‎отношения‏ ‎с‏ ‎ними ‎со‏ ‎всеми. ‎Проблема‏ ‎в ‎том,‏ ‎что‏ ‎тут ‎игра‏ ‎действительно ‎ролевая, ‎и ‎с ‎одной‏ ‎стороны ‎—‏ ‎куча‏ ‎вариантов, ‎что ‎делать‏ ‎и ‎как‏ ‎вести ‎себя, ‎а ‎с‏ ‎другой‏ ‎— ‎не‏ ‎получится ‎успеть‏ ‎все ‎сразу. ‎Например, ‎наши ‎игровые‏ ‎родители‏ ‎— ‎из‏ ‎разных ‎сословий,‏ ‎брат ‎и ‎сестра ‎не ‎переваривают‏ ‎друг‏ ‎друга,‏ ‎в ‎выдуманном‏ ‎королевстве ‎(обобщенная‏ ‎Европа ‎с‏ ‎приметами‏ ‎мест, ‎времен‏ ‎и ‎событий ‎от ‎Варфоломеевской ‎ночи‏ ‎до ‎взятия‏ ‎Бастилии)‏ ‎орудуют ‎революционеры, ‎чиновники,‏ ‎аристократы ‎разных‏ ‎группировок, ‎проповедники, ‎просто ‎глаза‏ ‎разбегаются.‏ ‎Всё ‎успеть‏ ‎нереально, ‎и‏ ‎надо ‎думать, ‎каким ‎путем ‎интереснее‏ ‎идти.‏ ‎Скажем, ‎один‏ ‎из ‎вариантов‏ ‎сюжета ‎— ‎это ‎карьера ‎судейского‏ ‎чиновника,‏ ‎и‏ ‎можно ‎развести‏ ‎в ‎управе‏ ‎кумовство, ‎а‏ ‎можно‏ ‎быть ‎прямодушным‏ ‎законником, ‎а ‎можно ‎яко ‎змей‏ ‎хитромудрый ‎маневрировать.‏ ‎Правда,‏ ‎совсем ‎не ‎оттоптать‏ ‎никому ‎мозоль‏ ‎все ‎одно ‎не ‎выйдет.‏ ‎Того‏ ‎не ‎обидишь,‏ ‎так ‎этого‏ ‎разочаруешь.


Понятно, ‎что ‎это ‎не ‎настольная‏ ‎РПГ,‏ ‎ты ‎не‏ ‎можешь ‎делать‏ ‎совсем ‎уж ‎что ‎в ‎голову‏ ‎взбредет,‏ ‎но‏ ‎вариантов ‎много.‏ ‎Это ‎очень‏ ‎редкая ‎игра,‏ ‎где,‏ ‎например, ‎персонажи‏ ‎всерьез ‎ведут ‎религиозные ‎дебаты ‎—‏ ‎и ‎это‏ ‎имеет‏ ‎смысл ‎и ‎для‏ ‎лора ‎и‏ ‎сюжета, ‎и ‎для, ‎собственно,‏ ‎прохождения.‏ ‎Тут ‎можно‏ ‎сложить ‎очень‏ ‎причудливые ‎альянсы, ‎и ‎одну ‎из‏ ‎ачивок‏ ‎выдают, ‎например,‏ ‎мега-предателю, ‎который‏ ‎кинул ‎сразу ‎несколько ‎группировок. ‎Причем‏ ‎иногда‏ ‎надо‏ ‎просто, ‎например,‏ ‎решать, ‎что‏ ‎тебе ‎важнее,‏ ‎интересы‏ ‎дорогого ‎человека‏ ‎или ‎государства. ‎Есть, ‎допустим, ‎вариант,‏ ‎когда ‎ты‏ ‎выводишь‏ ‎семью ‎в ‎местную‏ ‎элиту ‎ценой‏ ‎наглухо ‎разрушенной ‎судьбы ‎одного‏ ‎из‏ ‎ее ‎членов.‏ ‎А ‎ты‏ ‎с ‎этим ‎человеком ‎с ‎детства‏ ‎(ну,‏ ‎пусть ‎и‏ ‎игрового) ‎пуд‏ ‎соли ‎съел, ‎ну, ‎и ‎решай,‏ ‎что‏ ‎тебе‏ ‎важнее. ‎Манчкины,‏ ‎которым ‎хочется‏ ‎всего, ‎заранее‏ ‎облажаются‏ ‎— ‎идеальное‏ ‎прохождение ‎если ‎и ‎возможно, ‎то‏ ‎ну ‎очень‏ ‎заковыристо.‏ ‎На ‎самом ‎деле,‏ ‎по-моему, ‎«идеальное‏ ‎прохождение» ‎формата ‎всем ‎хорошим‏ ‎хорошо,‏ ‎всем ‎херовым‏ ‎херово ‎—‏ ‎невозможно ‎игромеханически. ‎Короче, ‎давайте ‎расставлять‏ ‎приоритеты,‏ ‎что ‎нашему‏ ‎герою ‎важнее.‏ ‎Слово ‎«страдания» ‎в ‎названии, ‎оно‏ ‎не‏ ‎только‏ ‎для ‎красоты.‏ ‎Вообще, ‎игра‏ ‎короткая ‎—‏ ‎ее‏ ‎можно ‎часов‏ ‎за ‎6-7 ‎пройти ‎спокойно ‎—‏ ‎но ‎очень‏ ‎вариативная.‏ ‎Вплоть ‎до ‎того,‏ ‎что ‎формально‏ ‎основной ‎сюжетный ‎конфликт ‎можно‏ ‎вообще‏ ‎не ‎считать‏ ‎за ‎таковой.


Как‏ ‎любезный ‎читатель ‎уже, ‎видимо, ‎догадался,‏ ‎лор‏ ‎очень ‎подробный‏ ‎и ‎плотный.‏ ‎Квестов ‎а-ля ‎«убей ‎пятнадцать ‎разбойников»‏ ‎тут‏ ‎нет‏ ‎в ‎принципе.‏ ‎Игра ‎ни‏ ‎на ‎секунду‏ ‎не‏ ‎дает ‎забыть‏ ‎о ‎том, ‎что ‎у ‎г-на‏ ‎Бранте ‎есть‏ ‎родные,‏ ‎что ‎они ‎живут‏ ‎в ‎обществе,‏ ‎что ‎в ‎этой ‎стране‏ ‎есть‏ ‎социальная ‎структура,‏ ‎религия, ‎законы.‏ ‎Причем ‎законы ‎можно ‎и ‎иногда‏ ‎нужно‏ ‎нарушать, ‎и‏ ‎это ‎все‏ ‎имеет ‎свою ‎цену. ‎Это ‎довольно‏ ‎условно‏ ‎фэнтези,‏ ‎но ‎такой‏ ‎уже ‎эпохи,‏ ‎Ренессанс/Реформация. ‎Мистика‏ ‎существует,‏ ‎но ‎не‏ ‎ДнДшного ‎плана, ‎а ‎именно ‎как‏ ‎неведомая ‎хтонь,‏ ‎клубящаяся‏ ‎в ‎углу ‎мироздания.‏ ‎История ‎и‏ ‎законы ‎мира ‎подаются ‎довольно‏ ‎крупными‏ ‎мазками, ‎но‏ ‎выразительно; ‎в‏ ‎общем, ‎это ‎точно ‎не ‎типичная‏ ‎фэнтезюсечка,‏ ‎вот ‎замок‏ ‎местного ‎барона,‏ ‎а ‎вот ‎гнездо, ‎итить, ‎дракона.‏ ‎Опять‏ ‎же,‏ ‎тут ‎полно‏ ‎«пасхалок», ‎которые‏ ‎очевидны, ‎если‏ ‎знаешь‏ ‎хотя ‎б‏ ‎в ‎общих ‎чертах ‎реальную ‎земную‏ ‎историю ‎—‏ ‎от‏ ‎Реформации ‎до ‎порохового‏ ‎заговора ‎и‏ ‎чуть ‎ли ‎не ‎русского‏ ‎революционного‏ ‎террора. ‎Если‏ ‎вы ‎в‏ ‎теме ‎хотя ‎бы ‎на ‎уровне‏ ‎знания,‏ ‎кто ‎такие‏ ‎Гай ‎Фокс‏ ‎и ‎Азеф, ‎то ‎получите ‎толику‏ ‎дополнительного‏ ‎удовольствия.


Раз‏ ‎уж ‎это‏ ‎интерактивная ‎новелла,‏ ‎пару ‎слов‏ ‎про‏ ‎текст. ‎Мне‏ ‎лично ‎понравилось. ‎Там ‎явно ‎не‏ ‎хватило ‎бюджета‏ ‎на‏ ‎литературного ‎редактора, ‎это‏ ‎местами ‎прям‏ ‎бросается ‎в ‎глаза. ‎Но‏ ‎с‏ ‎этой ‎поправкой‏ ‎— ‎хорошо.‏ ‎Стиль ‎есть, ‎персонажи ‎узнаваемые, ‎сюжет‏ ‎интригует.‏ ‎Да, ‎кстати,‏ ‎если ‎вам‏ ‎понравилось, ‎обязательно ‎пройдите ‎хотя ‎бы‏ ‎две‏ ‎основные‏ ‎ветки ‎(например,‏ ‎за ‎чиновника‏ ‎и ‎за‏ ‎революционера)‏ ‎— ‎многие‏ ‎вещи ‎раскрываются ‎с ‎неожиданной ‎стороны.‏ ‎В ‎общем,‏ ‎с‏ ‎литературной ‎точки ‎зрения‏ ‎не ‎Карлейль‏ ‎и ‎не ‎Мериме, ‎допустим,‏ ‎но‏ ‎вполне ‎себе‏ ‎приличная ‎беллетристика.‏ ‎С ‎чем ‎сравнивать, ‎я ‎не‏ ‎знаю‏ ‎(не ‎с‏ ‎«Бесконечным ‎летом»‏ ‎же), ‎но, ‎допустим, ‎не ‎хуже‏ ‎супругов‏ ‎Дяченко,‏ ‎как ‎на‏ ‎мой ‎вкус.‏ ‎Плюс, ‎у‏ ‎«Жизни‏ ‎и ‎страданий»‏ ‎очень ‎приятный ‎саундтрек ‎и ‎не‏ ‎афигеть ‎и‏ ‎упасть,‏ ‎но ‎весьма ‎симпатичные‏ ‎и ‎стильные‏ ‎иллюстрации.


Там, ‎конечно, ‎есть ‎проблемы‏ ‎плана‏ ‎именно ‎механического,‏ ‎что ‎ли.‏ ‎Часть ‎выборов, ‎они ‎не ‎особо‏ ‎не‏ ‎то ‎что‏ ‎интуитивны, ‎а‏ ‎не ‎выводятся ‎из ‎логики ‎сюжета,‏ ‎некоторые‏ ‎навыки‏ ‎малополезны. ‎Ты‏ ‎не ‎можешь,‏ ‎например, ‎выиграть‏ ‎турнир‏ ‎по ‎фехтованию,‏ ‎просто ‎вкачав ‎фехтование, ‎надо ‎на‏ ‎некоторое ‎количество‏ ‎сцен‏ ‎раньше ‎как ‎следует‏ ‎сплясать ‎с‏ ‎бубном. ‎Но ‎это ‎я‏ ‎малость‏ ‎придираюсь, ‎и‏ ‎все ‎эти‏ ‎штуки, ‎они ‎уже ‎скорее ‎постфактум‏ ‎приходят‏ ‎в ‎голову.


И‏ ‎знаете… ‎«Жизнь‏ ‎и ‎страдания ‎господина ‎Бранте» ‎действительно‏ ‎пьянит‏ ‎как‏ ‎хороший ‎роман.‏ ‎Да, ‎эту‏ ‎игру ‎есть‏ ‎за‏ ‎что ‎даже‏ ‎и ‎поругать, ‎но ‎я ‎просто‏ ‎не ‎хочу‏ ‎этого‏ ‎делать. ‎Я ‎лучше‏ ‎попробую ‎затолкать‏ ‎своего ‎внутреннего ‎ролевика ‎в‏ ‎желчный‏ ‎пузырь ‎и‏ ‎выкружить ‎на‏ ‎немного ‎иную ‎концовку. ‎Как-то ‎хочется‏ ‎чуть‏ ‎иной ‎судьбы‏ ‎для ‎этих‏ ‎нарисованных ‎буквами ‎по ‎бумаге ‎людей.


В‏ ‎общем,‏ ‎это‏ ‎очень ‎необычная‏ ‎игра, ‎инди‏ ‎в ‎лучшем‏ ‎и‏ ‎высшем ‎понимании‏ ‎этого ‎слова. ‎Отечественный ‎производитель ‎на‏ ‎этот ‎раз‏ ‎просто‏ ‎порадовал. ‎Если ‎вам‏ ‎за ‎сюжетом‏ ‎и ‎играми ‎как ‎родом‏ ‎искусства‏ ‎— ‎то‏ ‎это ‎сюда.


Читать: 25+ мин
logo Норин

Монастырь в осаде. Троице-Сергиева Лавра под ударом лисовчиков

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Валя толпою пегою, пришла за ратью рать с Лисовским и Сапегою престол наш воевать.

Читать: 1 час 9+ мин
logo Норин

Россия на краю света. Эпопея Албазина

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

В истории России огромное место занимает колонизация ее восточных и южных окраин. В XVI веке русские разгромили Казанское, Астраханское и Сибирское ханства и распахнули себе дверь в Азию. С этого момента берет начало процесс экспансии, имеющий по размаху мало аналогов в мировой истории. Результатом продвижения русских на восток стало присоединение к России территорий, сопоставимых с Южной Америкой.

Читать: 2 мин
logo Норин

«Дочери короля»: матримониальные отношения в колониях

Одна ‎из‏ ‎проблем, ‎стоявших ‎перед ‎заморскими ‎колониями‏ ‎европейских ‎стран‏ ‎—‏ ‎сильная ‎диспропорция ‎между‏ ‎мужчинами ‎и‏ ‎женщинами. ‎Во ‎Франции ‎эта‏ ‎беда‏ ‎породила ‎феномен‏ ‎«дочерей ‎короля»‏ ‎— ‎девушек, ‎завербованных ‎для ‎того,‏ ‎чтобы‏ ‎ехать ‎за‏ ‎океан. ‎Само‏ ‎выражение ‎довольно ‎позднее, ‎появившееся ‎только‏ ‎в‏ ‎конце‏ ‎XVII ‎столетия.‏ ‎Смысл ‎состоял‏ ‎в ‎том,‏ ‎что‏ ‎король ‎(в‏ ‎данном ‎случае ‎Людовик ‎XIV, ‎Король-Солнце)‏ ‎гарантирует ‎безопасность‏ ‎и‏ ‎покровительствует ‎этим ‎девушкам.Условия‏ ‎вербовки ‎предполагали‏ ‎транспорт ‎до ‎Америки ‎и‏ ‎подъемные.‏ ‎Задача ‎состояла‏ ‎в ‎том,‏ ‎чтобы ‎девушки ‎повыходили ‎замуж ‎и‏ ‎создавали‏ ‎семьи ‎на‏ ‎новом ‎месте.

Курировал‏ ‎проект ‎Жан-Батист ‎Кольбер, ‎министр ‎финансов,‏ ‎фактически,‏ ‎однако,‏ ‎исполнявший ‎куда‏ ‎более ‎широкий‏ ‎круг ‎обязанностей.‏ ‎Рекрутеры‏ ‎в ‎основном‏ ‎набирали ‎девушек ‎небогатых, ‎часто ‎—‏ ‎сирот ‎или‏ ‎овдовевших.‏ ‎На ‎месте ‎они‏ ‎могли ‎рассчитывать‏ ‎на ‎период ‎адаптации, ‎и‏ ‎жили‏ ‎либо ‎у‏ ‎монахинь, ‎либо‏ ‎под ‎защитой ‎определенных ‎семей ‎на‏ ‎месте.‏ ‎Проект ‎оказался,‏ ‎в ‎общем,‏ ‎успешным: ‎в ‎среднем, ‎через ‎полгода‏ ‎по‏ ‎прибытии‏ ‎на ‎место‏ ‎такая ‎«дочь»‏ ‎находилась ‎замужем‏ ‎и‏ ‎при ‎хозяйстве.‏ ‎В ‎общей ‎сложности, ‎за ‎10‏ ‎лет ‎с‏ ‎1663‏ ‎по ‎1673 ‎год‏ ‎в ‎Квебек‏ ‎прибыло ‎770 ‎девушек ‎и‏ ‎молодых‏ ‎женщин, ‎которые‏ ‎родили ‎более‏ ‎4500 ‎детей, ‎что ‎было ‎очень‏ ‎существенно‏ ‎по ‎меркам‏ ‎этой ‎немноголюдной‏ ‎колонии. ‎Существовал ‎стереотип, ‎согласно ‎которому‏ ‎в‏ ‎Америку‏ ‎уезжали ‎в‏ ‎основном ‎женщины‏ ‎асоциального ‎поведения,‏ ‎но‏ ‎в ‎реальности‏ ‎такие ‎там ‎чаще ‎всего ‎просто‏ ‎не ‎требовались,‏ ‎проще‏ ‎было ‎завербовать ‎обычную‏ ‎девушку ‎победнее‏ ‎— ‎тем ‎более, ‎что‏ ‎нужны‏ ‎были ‎не‏ ‎алкоголички ‎и‏ ‎бродяжки ‎с ‎разрушающимся ‎организмом, ‎а‏ ‎здоровые‏ ‎будущие ‎роженицы.‏ ‎Картина ‎Элеоноры‏ ‎Фортескью-Брикдейл ‎изображает ‎прибытие ‎«дочерей», ‎конечно,‏ ‎в‏ ‎сильно‏ ‎лакированном ‎виде.‏ ‎Но ‎уж‏ ‎какое ‎есть.


Читать: 28+ мин
logo Норин

Смута. Как Россия восстала из пепла

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

В ноябре 1612 года Россия пережила настоящее перерождение и восстала как феникс.

Читать: 7+ мин
logo Норин

Это не Хагакурэ! Настоящие правила жизни самурая

Самурайские ‎добродетели‏ ‎народ ‎ан ‎масс ‎представляет ‎себе‏ ‎по ‎«Хагакурэ».‏ ‎Реально‏ ‎этот ‎текст ‎написан‏ ‎очень ‎поздно,‏ ‎когда ‎все ‎войны ‎уже‏ ‎кончились,‏ ‎и ‎самураи‏ ‎превращались ‎в‏ ‎клуб ‎боевых ‎хипстеров. ‎Между ‎тем,‏ ‎реальные‏ ‎наставления ‎эпохи‏ ‎сражающихся ‎княжеств‏ ‎тоже ‎сохранились, ‎и ‎они ‎чем‏ ‎удивляют,‏ ‎так‏ ‎это ‎конкретностью‏ ‎и ‎четкостью‏ ‎указаний. ‎Явно‏ ‎составлялись‏ ‎людьми, ‎которые‏ ‎знали ‎свою ‎публику. ‎Като ‎Киемаса,‏ ‎например, ‎запрещал‏ ‎«дикие‏ ‎танцы», ‎потому ‎что‏ ‎это ‎на‏ ‎практике ‎так ‎выглядело ‎—‏ ‎бойцы‏ ‎выпьют ‎сакэ,‏ ‎начинают ‎плясать,‏ ‎у ‎кого-то ‎в ‎руках ‎оказывается‏ ‎меч,‏ ‎бац, ‎и‏ ‎вместо ‎плясок‏ ‎уже ‎отрубленные ‎конечности ‎надо ‎выкидывать.‏ ‎Все,‏ ‎кстати,‏ ‎требуют ‎ложиться‏ ‎спать ‎рано,‏ ‎причем ‎обоснование‏ ‎иногда‏ ‎очень ‎специфическое:‏ ‎воры ‎забираются ‎в ‎дом ‎часа‏ ‎в ‎два‏ ‎ночи,‏ ‎и ‎если ‎ты‏ ‎будешь ‎крепко‏ ‎спать, ‎то ‎не ‎услышишь,‏ ‎как‏ ‎твою ‎любимую‏ ‎нагинату ‎выносят.‏ ‎И ‎вообще, ‎кто ‎валяется ‎в‏ ‎постели‏ ‎до ‎восьми‏ ‎утра, ‎тот‏ ‎хреновый ‎самурай. ‎Соун ‎Ходзе ‎вообще‏ ‎дает‏ ‎очень‏ ‎ценные ‎советы‏ ‎— ‎на‏ ‎ночь ‎запирай‏ ‎дом,‏ ‎проверь ‎светильники‏ ‎на ‎предмет ‎пожароопасности, ‎а ‎утром‏ ‎осмотри ‎конюшню‏ ‎и‏ ‎нужник, ‎и ‎если‏ ‎там ‎грязно,‏ ‎вели ‎слугам ‎вычистить. ‎И‏ ‎сразу‏ ‎как-то ‎понимаешь,‏ ‎какие ‎проблемы‏ ‎имелись ‎у ‎дома ‎Ходзе ‎с‏ ‎гигиеной,‏ ‎если ‎«Веруй‏ ‎в ‎Будду»‏ ‎и ‎«Чисти ‎сортир» ‎— ‎это‏ ‎указания‏ ‎из‏ ‎одного ‎ряда.

На‏ ‎Пути ‎служилого‏ ‎человека ‎нет‏ ‎места‏ ‎небрежению. ‎Утром‏ ‎поднимайся ‎в ‎стражу ‎тигра, ‎оттачивай‏ ‎свое ‎мастерство‏ ‎владения‏ ‎клинком, ‎кормись ‎рисом,‏ ‎занимайся ‎стрельбой‏ ‎из ‎лука ‎и ‎огнестрельного‏ ‎оружия‏ ‎и ‎верховой‏ ‎ездой. ‎В‏ ‎особенности ‎же, ‎должны ‎поощрять ‎жалованьем‏ ‎и‏ ‎землями ‎тех,‏ ‎кто ‎проявляет‏ ‎усердие ‎на ‎службе.

Если ‎же ‎хочется‏ ‎развлечься‏ ‎вне‏ ‎дома, ‎то‏ ‎должен ‎предаться‏ ‎в ‎горах‏ ‎таким‏ ‎развлечениям, ‎как:‏ ‎соколиная ‎охота, ‎охота ‎на ‎оленей,‏ ‎борьба ‎сумо.

Об‏ ‎одежде.‏ ‎Одежда ‎должна ‎быть‏ ‎в ‎пределах‏ ‎от ‎хлопчатобумажной ‎ткани ‎до‏ ‎шелка,‏ ‎сотканного ‎из‏ ‎грубых ‎отходов‏ ‎шелковых ‎коконов ‎типа ‎чесучи. ‎Тех,‏ ‎кто‏ ‎тратит ‎золото‏ ‎и ‎серебро‏ ‎на ‎одежды, ‎а ‎потом ‎жалуются‏ ‎на‏ ‎тяготы‏ ‎жизни, ‎следует‏ ‎подвергнуть ‎наказанию.‏ ‎В ‎мирное‏ ‎время‏ ‎подготовь ‎оружие‏ ‎и ‎доспехи, ‎отвечающие ‎твоему ‎общественному‏ ‎положению, ‎обеспечь‏ ‎рисовым‏ ‎пайком ‎вассалов, ‎а‏ ‎наступит ‎военное‏ ‎время, ‎без ‎сожаления ‎потрать‏ ‎золото‏ ‎и ‎серебро.

В‏ ‎будние ‎дни‏ ‎общение ‎с ‎приятелями ‎у ‎себя‏ ‎дома‏ ‎возбраняется, ‎за‏ ‎исключением ‎встречи‏ ‎для ‎разговора ‎один ‎на ‎один.‏ ‎Угости‏ ‎гостя‏ ‎грубым ‎неочищенным‏ ‎рисом. ‎Однако‏ ‎во ‎время‏ ‎проведения‏ ‎встреч ‎по‏ ‎военным ‎искусствам ‎можно ‎встретиться ‎со‏ ‎многими ‎людьми.

Самурай‏ ‎должен‏ ‎знать ‎правила ‎поведения‏ ‎во ‎время‏ ‎боевых ‎действий. ‎Но ‎стремление‏ ‎к‏ ‎ненужному ‎украшательству‏ ‎достойно ‎наказания.

Неистовые‏ ‎танцы ‎в ‎обезумевшем ‎состоянии ‎категорически‏ ‎запрещаются.‏ ‎Если ‎в‏ ‎руках ‎в‏ ‎это ‎время ‎окажется ‎большой ‎меч,‏ ‎то‏ ‎может‏ ‎возникнуть ‎искушение‏ ‎зарубить ‎кого-нибудь. Так‏ ‎как ‎все‏ ‎проистекает‏ ‎из ‎того,‏ ‎что ‎хранится ‎в ‎сердце, ‎следует‏ ‎отдать ‎приказ‏ ‎совершить‏ ‎сеппуку ‎тем, ‎кто‏ ‎предается ‎репетициям‏ ‎неистовых ‎танцев. Тренировки ‎по ‎военным‏ ‎искусствам‏ ‎не ‎принимаются‏ ‎во ‎внимание.

ДОлжно‏ ‎старательно ‎заниматься ‎науками. ‎Следует, ‎преждевсего,‏ ‎ограничить‏ ‎себя ‎чтением‏ ‎книг ‎по‏ ‎военному ‎искусству ‎и ‎совершенствованием ‎в‏ ‎добродетелях‏ ‎верноподданности‏ ‎и ‎сыновней‏ ‎почтительности. ‎Запрещается‏ ‎сочинять ‎и‏ ‎писать‏ ‎стихи. ‎Воины‏ ‎становятся ‎слабыми, ‎если ‎в ‎их‏ ‎сердцах ‎поселяется‏ ‎любовь‏ ‎к ‎изящному, ‎и‏ ‎превращаются ‎в‏ ‎слабовольных ‎женщин. ‎

Все ‎время‏ ‎—‏ ‎неважно ‎днем‏ ‎или ‎ночью‏ ‎— ‎все ‎должны ‎помнить ‎и‏ ‎следовать‏ ‎этим ‎статьям.‏ ‎Если ‎кому-то‏ ‎трудно ‎соответствовать ‎требованиям ‎всех ‎этих‏ ‎статей,‏ ‎он‏ ‎должен ‎попросить‏ ‎об ‎отставке.‏ ‎Нужно ‎быстро‏ ‎провести‏ ‎расследование, ‎и‏ ‎если ‎будет ‎официально ‎установлено ‎за‏ ‎подписями ‎и‏ ‎печатями,‏ ‎что ‎он ‎не‏ ‎в ‎состоянии‏ ‎следовать ‎по ‎Пути ‎мужчины,‏ ‎то‏ ‎должен ‎быть‏ ‎без ‎всякого‏ ‎сомнения ‎изгнан.  ‎

Ходзе ‎Соун ‎(избранные‏ ‎правила,‏ ‎всего ‎там‏ ‎21 ‎пункт):

3) Самурай‏ ‎в ‎восемь ‎вечера ‎должен ‎крепко‏ ‎спать.‏ ‎Воры‏ ‎чаще ‎всего‏ ‎забираются ‎в‏ ‎дом ‎между‏ ‎полуночью‏ ‎и ‎двумя‏ ‎пополуночи. ‎Если ‎самурай ‎проведет ‎вечер‏ ‎в ‎праздной‏ ‎беседе,‏ ‎между ‎полуночью ‎и‏ ‎двумя ‎пополуночи‏ ‎он ‎не ‎проснется. ‎И‏ ‎тогда‏ ‎он ‎потеряет‏ ‎деньги, ‎и‏ ‎ему ‎будет ‎причинен ‎вред. ‎Репутация‏ ‎такого‏ ‎самурая ‎будет‏ ‎испорчена.

4) Перед ‎сном‏ ‎погаси ‎огонь ‎и ‎масляные ‎светильники,‏ ‎чтобы‏ ‎они‏ ‎зря ‎не‏ ‎горели ‎ночью.‏ ‎Вставай ‎в‏ ‎четыре‏ ‎часа ‎утра,‏ ‎совершай ‎омовение ‎и ‎поклонения, ‎одевайся‏ ‎надлежащим ‎образом,‏ ‎отдавай‏ ‎приказания ‎жене ‎и‏ ‎слугам ‎и‏ ‎отправляйся ‎на ‎службу ‎прежде‏ ‎шести.‏ ‎Как ‎гласит‏ ‎древняя ‎пословица,‏ ‎самурай ‎должен ‎ложиться ‎спать ‎к‏ ‎полуночи‏ ‎и ‎вставать‏ ‎к ‎четырем‏ ‎утра, ‎но ‎это ‎зависит ‎от‏ ‎человека.‏ ‎Однако,‏ ‎вставать ‎в‏ ‎четыре ‎утра‏ ‎— ‎благо‏ ‎для‏ ‎любого. ‎Если‏ ‎валяешься ‎в ‎постели ‎до ‎восьми‏ ‎или ‎до‏ ‎десяти,‏ ‎не ‎успеешь ‎выполнить‏ ‎ни ‎поручения‏ ‎господина, ‎ни ‎свои ‎собственные‏ ‎дела,‏ ‎и ‎день‏ ‎будет ‎прожит‏ ‎зря.

5) Перед ‎тем, ‎как ‎рано ‎утром‏ ‎помыть‏ ‎лицо ‎и‏ ‎руки, ‎проверь‏ ‎отхожее ‎место, ‎конюшни ‎и ‎подъезд‏ ‎к‏ ‎воротам.‏ ‎Если ‎их‏ ‎следует ‎вычистить,‏ ‎прикажи ‎слугам‏ ‎сделать‏ ‎это. ‎Только‏ ‎потом ‎умойся ‎сам.

Не ‎трать ‎понапрасну‏ ‎воду, ‎выплевывая‏ ‎ее‏ ‎после ‎того, ‎как‏ ‎пополоскал ‎рот.‏ ‎Делай ‎это ‎тихо ‎и‏ ‎не‏ ‎считай, ‎что‏ ‎раз ‎ты‏ ‎в ‎своем ‎доме, ‎ты ‎можешь‏ ‎громко‏ ‎полоскать ‎горло‏ ‎и ‎плеваться.‏ ‎Ведь ‎таким ‎образом ‎ты ‎проявляешь‏ ‎неуважение‏ ‎к‏ ‎другим, ‎а‏ ‎слушать ‎подобные‏ ‎звуки ‎очень‏ ‎неприятно.‏ ‎Помни ‎древние‏ ‎слова: ‎«Ходи ‎украдкой ‎под ‎небесным‏ ‎сводом».  ‎

15) Человек,‏ ‎не‏ ‎изучавший ‎искусства ‎поэзии,‏ ‎жалок. ‎Поэтому,‏ ‎изучай ‎стихи. ‎Будь ‎благороден‏ ‎в‏ ‎речах. ‎По‏ ‎одному-единственному ‎слову‏ ‎можно ‎судить ‎о ‎том, ‎каков‏ ‎человек. (НУ‏ ‎ВОТ, ‎А‏ ‎КИЕМАСА ‎ЗАПРЕЩАЛ‏ ‎СТИХИ ‎ПИСАТЬ ‎— ‎ПРИМ. ‎Е.Н.)

16) Если‏ ‎хочешь‏ ‎иметь‏ ‎хороших ‎друзей,‏ ‎ищи ‎их‏ ‎среди ‎тех,‏ ‎с‏ ‎кем ‎ты‏ ‎постигаешь ‎Учение ‎и ‎занимаешься ‎каллиграфией.‏ ‎Плохих ‎друзей,‏ ‎кого‏ ‎следует ‎избегать, ‎ищи‏ ‎среди ‎тех,‏ ‎кто ‎играет ‎в ‎го,‏ ‎шахматы‏ ‎и ‎на‏ ‎сякухати ‎(бамбуковая‏ ‎дудочка ‎с ‎пятью ‎отверстиями). ‎Ты‏ ‎ничего‏ ‎не ‎потеряешь,‏ ‎если ‎не‏ ‎будешь ‎знать ‎об ‎этих ‎развлечениях.‏ ‎Заниматься‏ ‎ими‏ ‎— ‎значит‏ ‎без ‎пользы‏ ‎терять ‎свое‏ ‎время.‏ ‎(го ‎и‏ ‎шахматы ‎- это, ‎видимо, ‎у ‎японцев‏ ‎было ‎как‏ ‎у‏ ‎нас ‎условный ‎World‏ ‎of ‎Warcraft.‏ ‎Го ‎в ‎го, я ‎создал‏ ‎—‏ ‎прим. ‎Е.Н.)

18) Если‏ ‎после ‎того,‏ ‎как ‎ты ‎вернулся ‎домой, ‎у‏ ‎тебя‏ ‎осталось ‎время,‏ ‎обойди ‎конюшни‏ ‎и ‎задний ‎двор. ‎Прикажи ‎заделать‏ ‎бреши‏ ‎в‏ ‎стенах ‎и‏ ‎заборе ‎и‏ ‎засыпать ‎прорытые‏ ‎собаками‏ ‎лазы. ‎Невежественные‏ ‎служанки ‎и ‎подобные ‎им ‎могут‏ ‎взять ‎солому‏ ‎с‏ ‎крыши ‎для ‎растопки,‏ ‎ведь ‎они‏ ‎думают ‎только ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎нужно ‎сейчас,‏ ‎и ‎не‏ ‎ведают ‎того, ‎что ‎произойдет ‎потом.‏ ‎Запомни,‏ ‎что ‎так‏ ‎происходит ‎во‏ ‎всем.

19) На ‎закате ‎запри ‎ворота ‎и‏ ‎открывай‏ ‎их‏ ‎только ‎для‏ ‎того, ‎чтобы‏ ‎впустить ‎или‏ ‎выпустить‏ ‎кого-нибудь. ‎Если‏ ‎будешь ‎пренебрегать ‎этим, ‎обязательно ‎накличешь‏ ‎на ‎себя‏ ‎беду.

20) Перед‏ ‎тем, ‎как ‎лечь‏ ‎спать, ‎проверь‏ ‎светильники ‎на ‎кухне ‎и‏ ‎в‏ ‎жилых ‎комнатах.‏ ‎Прикажи ‎всем‏ ‎соблюдать ‎осторожность, ‎чтобы ‎не ‎допустить‏ ‎пожара.‏  ‎

В ‎общем,‏ ‎если ‎сравнивать‏ ‎с ‎«Хагакурэ» ‎и ‎прочими ‎подобными‏ ‎трудами,‏ ‎ясно‏ ‎видно, ‎что‏ ‎писали ‎боевые‏ ‎хипстеры, ‎а‏ ‎что‏ ‎— ‎люди,‏ ‎которым ‎приходилось ‎реально ‎в ‎рутинном‏ ‎режиме ‎командовать‏ ‎товарищами‏ ‎по ‎клану. ‎В‏ ‎первом ‎случае‏ ‎— ‎«Выбирай ‎путь, ‎ведущий‏ ‎к‏ ‎смерти», ‎во‏ ‎втором ‎—‏ ‎«Когда ‎створки ‎открылись, ‎убедись, ‎что‏ ‎лифт‏ ‎приехал» ‎и‏ ‎«Мойте ‎руки‏ ‎перед ‎едой». ‎Никогда ‎не ‎забывайте‏ ‎мыть‏ ‎руки‏ ‎перед ‎едой.‏ ‎Хорошего ‎дня.


Читать: 6+ мин
logo Норин

Сегун-зоозащитник

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

В начале XVII века Иэясу Токугава разгромил всех своих соперников и стал единоличным правителем Японии. Самурайские войны закончились. На ближайшие два с половиной столетия воевать самураям приходилось только изредка с какими-нибудь бунтовщиками да разбираться с вульгарным криминалом. Так что последующие сегуны этой династии были вынуждены искать себе какие-нибудь занятия сами.

Читать: 6+ мин
logo Норин

Шляхтич, холоп, казак. Ловкий Меркурий Вишневский

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смута в России начала XVII века регулярно выдавала потрясающие коллизии. Вчерашний слуга государя (причем неважно какого) мог резко совершить поворот кругом, а завтра обнаружиться вообще под каким-то третьим знаменем, причем по дороге несколько раз сменить социальный статус. Вот, скажем, у Меркурия Вишневского вышло интересно…

Читать: 12+ мин
logo Норин

Красим карту. Как Бранденбург строил колонию в Африке

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Германия XVII века была почти совершенно сухопутной страной. Она была разделена на множество независимых королевств, городов и княжеств, и по ряду причин они крайне редко обзаводились флотами, даже имея выход к морю. Однако в истории одного из крупнейших немецких владений – Бранденбурга – есть курьезный эпизод: попытка при помощи микроскопического флота обзавестись заморскими колониями.

Читать: 14+ мин
logo Норин

Мангазея. Легенда Заполярья

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

В конце XVI века отряд Ермака прорубил для Руси дверь в Сибирь, и с тех пор суровые края за Уралом упорно осваивались небольшими, но стойкими отрядами добытчиков, ставивших остроги и продвигавшихся все дальше на восток.

Читать: 13+ мин
logo Норин

КОНЬЯК. Алхимия, войны, легенды

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Началось все во времена Римской империи, когда квириты завезли виноград в Галлию – будущую Францию. В III веке нашей эры император Проб снял существовавшие тогда ограничения на разведение винограда за пределами определенных областей Римской империи. Виноделие распространилось далеко за пределы Италии.

Читать: 26+ мин
logo Норин

Хорошая плохая война. Ландскнехты

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Ландскнехты – один из самых узнаваемых образов Ренессанса. Немецкие наемники за несколько веков успели и покрыть себя славой, и войти в историю в качестве форменных разбойников. Именно ландскнехтам мы обязаны, например, словами «мародер» (по имени одного из их капитанов) и «банда» (изначально так назывался просто воинский отряд).

Читать: 5+ мин
logo Норин

Перевод: передовая стоматология XVII века: золотая проволока и зуб слоновой кости

Автор: ‎Дарио‏ ‎Рэдли, Archaeology ‎News. ‎Оригинал ‎здесь

Новое ‎исследование‏ ‎показало, ‎что‏ ‎на‏ ‎рубеже ‎XVII ‎века‏ ‎зубы ‎французской‏ ‎аристократки ‎удерживались ‎тонкой ‎золотой‏ ‎проволокой.

Женщина‏ ‎страдала ‎воспалением‏ ‎десен ‎и‏ ‎костей. ‎Journal ‎of ‎Archaeological ‎Science:‏ ‎Reports/Rozenn‏ ‎Colleter

На ‎рубеже‏ ‎XVII ‎века‏ ‎одна ‎аристократка, ‎относившаяся ‎к ‎сливкам‏ ‎французского‏ ‎общества,‏ ‎сохранила ‎свою‏ ‎очаровательную ‎улыбку,‏ ‎закрепив ‎зубы‏ ‎золотой‏ ‎проволокой ‎—‏ ‎болезненная ‎процедура, ‎которая ‎могла ‎ухудшить‏ ‎ее ‎состояние.

Останки‏ ‎Анны‏ ‎д’Алегри, ‎жившей ‎с‏ ‎1565 ‎по‏ ‎1619 ‎год, ‎были ‎обнаружены‏ ‎во‏ ‎время ‎археологических‏ ‎раскопок ‎в‏ ‎замке ‎Лаваль ‎на ‎северо-востоке ‎Франции‏ ‎в‏ ‎1988 ‎году.

Ее‏ ‎забальзамировали ‎и‏ ‎похоронили ‎в ‎свинцовом ‎гробу, ‎поэтому‏ ‎ее‏ ‎кости‏ ‎и ‎зубы‏ ‎сохранились ‎на‏ ‎удивление ‎хорошо.

Археологи‏ ‎обнаружили‏ ‎вставной ‎зуб‏ ‎и ‎лигатуры ‎(медицинский ‎термин ‎для‏ ‎нити ‎или‏ ‎проволоки,‏ ‎используемой ‎для ‎привязывания‏ ‎чего-либо) ‎к‏ ‎зубам ‎во ‎время ‎раскопок‏ ‎1988‏ ‎года, ‎сказала‏ ‎Розенн ‎Коллетер,‏ ‎археолог ‎из ‎Национального ‎института ‎превентивных‏ ‎археологических‏ ‎исследований ‎(INRAP)‏ ‎в ‎Ренне,‏ ‎Франция. ‎Однако ‎она ‎сообщила ‎Live‏ ‎Science‏ ‎в‏ ‎электронном ‎письме,‏ ‎что ‎характер‏ ‎и ‎масштаб‏ ‎стоматологического‏ ‎вмешательства ‎не‏ ‎были ‎раскрыты ‎до ‎повторного ‎анализа‏ ‎останков ‎в‏ ‎прошлом‏ ‎году.

Коллетер ‎является ‎ведущим‏ ‎автором ‎нового‏ ‎исследования ‎зубов ‎Анны ‎д’Алегре,‏ ‎опубликованного‏ ‎в ‎журнале‏ ‎Journal ‎of‏ ‎Archaeological ‎Science: ‎Reports ‎24 ‎января.‏ ‎Повторный‏ ‎анализ ‎включал‏ ‎сканирование ‎черепа‏ ‎с ‎помощью ‎«конусного ‎луча», ‎который‏ ‎использует‏ ‎рентгеновские‏ ‎лучи ‎для‏ ‎создания ‎трехмерного‏ ‎изображения.

Сканирование ‎показало,‏ ‎что‏ ‎д’Алегри ‎страдала‏ ‎от ‎тяжелого ‎заболевания ‎пародонта, ‎из-за‏ ‎которого ‎многие‏ ‎ее‏ ‎зубы ‎расшатались, ‎и‏ ‎что ‎ей‏ ‎вживили ‎тонкую ‎золотую ‎проволоку,‏ ‎чтобы‏ ‎они ‎не‏ ‎выпадали.

Провлока ‎оборачивалась‏ ‎вокруг ‎нижней ‎части ‎зубов ‎д’Алегр,‏ ‎около‏ ‎десен. ‎Однако‏ ‎некоторые ‎из‏ ‎ее ‎зубов ‎были ‎проколоты ‎для‏ ‎того,‏ ‎чтобы‏ ‎проволочки ‎проходили‏ ‎через ‎них,‏ ‎а ‎также‏ ‎она‏ ‎носила ‎вставной‏ ‎зуб, ‎сделанный ‎из ‎бивня ‎слона.

Хотя‏ ‎сейчас ‎закрепление‏ ‎зубов‏ ‎путем ‎прокалывания ‎их‏ ‎проволокой ‎может‏ ‎показаться ‎примитивным ‎методом, ‎в‏ ‎то‏ ‎время ‎это‏ ‎была ‎передовая‏ ‎стоматологическая ‎технология. ‎«Тогда ‎это ‎было‏ ‎инновационное‏ ‎лечение», — сказала ‎Коллетер.

Но‏ ‎такое ‎лечение‏ ‎было ‎бы ‎болезненным ‎и ‎потребовало‏ ‎бы‏ ‎периодического‏ ‎подтягивания ‎проволоки,‏ ‎— ‎говорит‏ ‎Коллетер. ‎А‏ ‎главное,‏ ‎такая ‎стоматология‏ ‎только ‎ухудшила ‎ситуацию, ‎дестабилизировав ‎соседние‏ ‎зубы.

Коллетер ‎отметил,‏ ‎что‏ ‎приятная ‎улыбка ‎могла‏ ‎быть ‎особенно‏ ‎важна ‎для ‎Д’Алегре, ‎которая‏ ‎была‏ ‎дважды ‎вдовой‏ ‎и ‎светской‏ ‎львицей. ‎«Помимо ‎медицинского ‎лечения, ‎цель,‏ ‎безусловно,‏ ‎была ‎эстетической‏ ‎и ‎особенно‏ ‎— ‎социальной», — сказала ‎Коллетер.

Д’Алегре ‎была ‎протестанткой,‏ ‎гугеноткой, во‏ ‎время‏ ‎французских ‎религиозных‏ ‎войн ‎с‏ ‎римско-католическим ‎большинством,‏ ‎и‏ ‎овдовела ‎до‏ ‎того, ‎как ‎ей ‎исполнился ‎21‏ ‎год.

Ее ‎имущество‏ ‎было‏ ‎конфисковано, ‎и ‎ей‏ ‎пришлось ‎скрываться‏ ‎от ‎католических ‎войск ‎во‏ ‎время‏ ‎Восьмой ‎религиозной‏ ‎войны ‎во‏ ‎Франции ‎с ‎1585 ‎по ‎1589‏ ‎год.‏ ‎Ее ‎сын‏ ‎Ги ‎был‏ ‎убит ‎в ‎возрасте ‎20 ‎лет‏ ‎во‏ ‎время‏ ‎сражений ‎в‏ ‎Венгрии. ‎Д’Алегри‏ ‎снова ‎вышла‏ ‎замуж,‏ ‎но ‎снова‏ ‎овдовела.

Еще ‎она ‎пыталась ‎выйти ‎замуж‏ ‎за ‎герцога‏ ‎Шевреза,‏ ‎но ‎тут ‎уже‏ ‎не ‎сложилось.‏ ‎Вообще, ‎ее ‎биография ‎была‏ ‎бурной‏ ‎и ‎несколько‏ ‎сумбурной: ‎постоянные‏ ‎интриги ‎из-за ‎владений ‎и ‎имущества,‏ ‎запутанные‏ ‎дела. ‎Единственный‏ ‎сын ‎перешел‏ ‎в ‎католичество, ‎а ‎потом ‎был‏ ‎убит‏ ‎в‏ ‎бою ‎с‏ ‎турками ‎в‏ ‎Венгрии; ‎короче,‏ ‎много‏ ‎драматического ‎за‏ ‎этими ‎зубами ‎— ‎прим. ‎Е.Н.

Она‏ ‎умерла ‎в‏ ‎возрасте‏ ‎54 ‎лет ‎от‏ ‎неизвестной ‎болезни.

Шэрон‏ ‎ДеВитт, ‎биологический ‎антрополог ‎из‏ ‎Университета‏ ‎Южной ‎Каролины,‏ ‎не ‎принимавшая‏ ‎участия ‎в ‎исследовании, ‎сказала, ‎что‏ ‎нашла‏ ‎научную ‎работу‏ ‎«увлекательной».

«У ‎авторов‏ ‎есть ‎богатые ‎исторические ‎свидетельства, ‎чтобы‏ ‎контекстуализировать‏ ‎свой‏ ‎анализ», ‎—‏ ‎сказала ‎она‏ ‎Live ‎Science‏ ‎в‏ ‎электронном ‎письме.‏ ‎«Такая ‎работа ‎улучшает ‎наше ‎понимание‏ ‎компромиссов, ‎на‏ ‎которые‏ ‎люди ‎шли ‎в‏ ‎прошлом ‎между‏ ‎здоровьем ‎и ‎общественными ‎ожиданиями».

По‏ ‎ее‏ ‎словам, ‎заболевания‏ ‎пародонта ‎могут‏ ‎служить ‎маркером ‎общего ‎состояния ‎здоровья‏ ‎у‏ ‎людей ‎прошлого,‏ ‎поскольку ‎частота‏ ‎таких ‎заболеваний ‎может ‎варьироваться ‎среди‏ ‎людей‏ ‎в‏ ‎зависимости ‎от‏ ‎пережитого ‎ими‏ ‎стресса, ‎питания‏ ‎и‏ ‎других ‎факторов.

Читать: 8+ мин
logo Норин

Тулон под полумесяцем

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Муэдзин скликал правоверных на молитву. По улицам города шагали разряженные в пух и прах чины турецкого флота. Это был прекрасный турецкий порт. Это был город Тулон, который турецкому флоту передал в аренду французский король-христианин.

Читать: 21+ мин
logo Норин

Помни пятое ноября! Как террорист-неудачник стал культурным героем

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Гай Фокс – заговорщик неудачливый. Сам он был простым орудием чужих планов, а главное дело в жизни провалил. Но вот культурным героем он стал просто на зависть всем, причем образ зажил своей жизнью, и быстро отвязался от реального угрюмого подрывника.

Читать: 9+ мин
logo Норин

История на Хеллоуин: маньяк-оборотень XVI века

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

В наше время считается само собой разумеющимся, что оборотней, ведьм, вампиров и тому подобных персонажей не существует. Однако люди прежних эпох опасались чудовищ не совсем уж на ровном месте. Часто они объясняли с помощью своего понятийного аппарата совершенно реальные чудовищные вещи, свидетелями которых становились.
СТРОГО 18+, подробности истории, гм, не застольные.

Читать: 27+ мин
logo Норин

1514. Смоленск и Орша — перелом в борьбе Москвы и Вильно

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Из всех земель средневековой Руси Смоленщине досталась, пожалуй, самая бурная история. Смоленск успел побывать и частью раздробленного государства Рюриковичей, и краеугольным камнем в системе защитных рубежей Московского государства, и аванпостом Литовского княжества, и оплотом Речи Посполитой.

Читать: 23+ мин
logo Норин

Корабль его величества «Васа»: флагман Густава Адольфа на морском дне

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Корабль его величества "Васа": флагман Густава Адольфа на морском дне

Читать: 18+ мин
logo Норин

Горе тебе, город крепкий!

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Горе тебе, город крепкий!

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048