00:00 Начало
00:35 Турне Си по странам Юго-Восточной Азии
06:40 Зерно и нефть в Сирии
11:30 Военная база в Индонезии
15:50 Визиты глав и представителей стран Ближнего Востока
19:50 «Талибан» исключен из списка террористических организаций
28:40 Переговоры между Россией и США
35:35 БРИКС и альтернатива МУС
40:05 Ответы на вопросы
52:20 50 лет падению Сайгона
20 лет назад, наш блестящий отечественный учёный написал в своей докторской диссертации следующее:
«К 2022 году мировое хозяйство ожидает масштабная перереструктуризация. Укрепятся новые центры силы. Несомненно, в их числе будет Китай, Индия, Бразилия и Индонезия. России следует наращивать с этими странами не только торговлю, но и обустраивать регулярные железнодорожные и морские перевозки, поскольку население этих государств открывает широкие возможности для отечественной промышленности и экономики, учитывая потенциальные рынки сбыта и непрерывный рост населения. Однако самым сложным представляется организация транспортно-логистических цепочек, учитывая состояние дел в отечественном судостроении. Необходимо добиться качественного изменения ситуации».
Этим учёным является Андрей Рэмович Белоусов, ныне Министр Обороны России и человек приложивший свой интеллект и труд к тому, чтобы Россия смогла выстоять под натиском геополитических противников. Он написал большую работу, которая легла на стол Президенту и Премьер-Министру страны.
Как известно, наша страна выстроила торговлю с Индией и Китаем (ж\д, морское сообщение, автомобильные и авиаперевозки). Суммарно мы получили доступ к рынкам почти в три миллиарда человек. Сумасшедший успех. Однако Андрей Рэмович рассудил куда шире и не собирался ограничиваться только этими странами. Он выделил Индонезию, которая уже насчитывает 282 миллиона человек.
Но проблема была в том, что у нас нет сухопутного сообщения с Индонезией и мы не можем отправлять туда товары в значительных объемах, например, как в случае с Китаем или Индией (торговый коридор «Север-Юг»). Более того, с Индонезией у нас не было и прямого морского сообщения. Большой «привет» тем чиновникам, которые свернули эти проекты в 90-е. На примере Индии мы показали, что происходит, когда открывается морской торговый коридор. Торговля улетает в космос.
Это экспорт России в Индию. Колоссальный рост, не только благодаря отгрузкам энергоресурсов, но и другим товарам, которые повезли в эту замечательную страну после открытия торгового морского коридора «Владивосток-Ченнаи».
А теперь внимание. На днях пришла новость о том, что наши отправили первый морской рейс в порт Джакарты (Индонезия). Впервые за долгие десятилетия.
«Планируем совершить первый судозаход в Джакарту в рамках морской линии FESCO Intra Asia Service (FIAS). Прибытие контейнеровоза на терминал Olah Jasa Andal (OJA) ожидаем 22 апреля. Судно возьмет на борт различные грузы, предназначенные, как для доставки в Россию, так и для потребителей из Малайзии и Таиланда. Помимо этого, обеспечим оптимальный сток контейнерного оборудования в Индонезии. FIAS — первый за почти двадцать лет морской сервис без судозаходов в российские порты, который в настоящее время работает по маршруту Хошимин — Порт-Кланг — Пасир Гуданг — Бангкок — Хошимин. Из вьетнамского порта можем организовать доставку грузов как во Владивосток, так и Санкт-Петербург с помощью собственных прямых контейнерных линий».
Что это значит? А только то, что Россия готовит полноценное морское сообщение с Индонезией, той самой страной, про которую выше упомянул Андрей Белоусов.
И судя по сообщениям от отечественной компании FESCO, первое судно станет ключиком России к индонезийским воротам:
«Проводим активную деловую поездку в Джакарте. Вчера вице-президент по линейно-логистическому дивизиону FESCO Герман Маслов выступил на бизнес-форуме „Индонезия-Россия“.
Он рассказал, как сейчас организуем перевозку грузов между нашими странами, и представили дальнейшие шаги FESCO для развития этого направления. Один из ближайших — организация в этом месяце первого прямого судозахода в порт Джакарта в рамках линии FIAS.
Также презентовали наши общие возможности в сфере контейнерных перевозок и рассказали, что FESCO на сегодняшний день № 1 по объемам импортных контейнерных перевозок в Россию. Ну и, конечно, провели ряд деловых переговоров, среди которых:
-встретились с представителями терминала OJA, где будет обрабатываться наш контейнеровоз;
-обсудили вопросы развития морских перевозок на встрече с руководством министерства транспорта России и главной дирекции морских перевозок министерства транспорта Индонезии;
-рассмотрели перспективные этапы сотрудничества с крупнейшими индонезийскими логистическими компаниями Meratus и Samudera"-FESCO.
Теперь смотрите, общий торговый оборот между Россией и Индонезией составляет чуть больше 4 миллиардов. Это очень мало, в 2,5 раза меньше, чем с трехмиллионной Арменией (в Индонезии проживает почти 300 миллионов человек). Как вы понимаете, потенциал просто космический, учитывая то, что Индонезия одна из самых крупных экономик Азии.
Если посмотреть на график импорта из этой страны в Россию, то мы видим, что он растёт. При этом Россия поставляет в Индонезию больше, чем закупает.
Мы берём у них каучук, оборудование для машиностроения, кофе, какао и немного рыбы.
По нашим самым скромным прикидкам, с этой страной можно выйти на объём торговли в 30 и даже 50 миллиардов, но самое главное, можно пустить всю торговлю через национальные валюты, исключая доллар и юань.
Что касается товаров, то здесь Россия спокойно может конкурировать с США, Малайзией и Китаем в области поставок топлива, стали, удобрений, молочной продукции и зерна. Индонезия активно это импортирует. Мы можем им это поставлять, закрепляясь в регионе.
Так что ждём прибытия первого судна в Джакарту и очень рассчитываем на открытие торгового коридора. Индонезия, кстати, не конечная точка поставок. Эта страна потенциальный перевалочный транзитный узел с выходом в Австралию, где России тоже есть где развернуться.
Всем добра.
Индонезия дважды аннексировала соседние территории – и оба раза оправдывала это деколонизацией. Но если с аннексией Западного Папуа Джакарте помогали ООН, США и СССР, то вторжение в Восточный Тимор встретило неоднозначную реакцию. В чём разница двух деколонизаций? Что ООН готова признать «актом свободного выбора»? И как страны Африки оказались принципиальнее сверхдержав в вопросах самоопределения народов?
Исследуем историю нового члена БРИКС, Индонезии в период до обретения независимости.
В марте официальные лица Европейского союза, Франции, Соединенного королевства и других стран Европы в своих заявлениях очень часто говорили о «грядущей войне с Россией». Этот нарратив позволил им отыграть несколько очков во внутриполитическом спектакле, в то время как попытки Брюсселя консолидировать вокруг подготовки к войне все страны-члены ЕС не увенчались особым успехом, если не считать позиции Польши или бывших советских республик Прибалтики.
Но воинственная риторика и запугивание «российской угрозой» в первую очередь играют на руку военной промышленности Евросоюза, прежде всего французской. Она преобразует «угрозы» в обоснование программ закупок вооружения.
В 2024 финансовые показатели ключевых игроков европейской военной промышленности показали рост прибыли. Так, французская самолетостроительная компания Dassault Aviation увеличила свою чистую прибыль на 19,2% (€1,1 млрд), а маржа составила 17%. Оборот французского производителя военной электроники Thales увеличился на 8,3% (€20,6 млрд) при чистой прибыли €507 млн.
В настоящее время Dassault выпускает три истребителя Rafale в месяц. Фирма планирует увеличить этот показатель до четырех-пяти единиц в месяц к 2030.
Что характерно, ключевые контракты в очереди заказов французской компании – от азиатских стран. Это 26 Rafale для ВМС Индии и 80 этих истребителей в версии F4 (возможен переход на F5) в интересах ОАЭ. Dassault также ведет переговоры с Саудовской Аравией.
Вместе с тем фирма испытывает проблемы с долгим циклом подготовки кадров и расширения цепочки поставок. В лучшем случае их устранение может занять два-три года.
Thales же имеет рекордный портфель заказов на сумму €39 млрд. В 2025 в приоритетах корпорации увеличение в три раза производства радиолокационных станций с активной фазированной антенной решеткой RBE2 Mk 4.1 для оснащения Rafale, а также увеличение в четыре раза выпуска ракетного оружия.
Что касается рыночной динамики, то на фоне планов ЕС увеличить военные расходы до €800 млрд наблюдается рост акций европейских военно-промышленных корпораций: британской BAE Systems, итальянской Leonardo и немецкой Rheinmetall.
Также, приостановка американской военной помощи Украине усилила спрос на европейское вооружение.
Как уже упоминалось, Европейская комиссия планирует увеличить военные затраты до €800 млрд. Из них €150 млрд пойдут на кредитование перевооружения. При этом в своей риторике Брюссель фактически поддерживает идеи президента Франции Эмманюэля Макрона о «независимости от США», включая разговоры о ядерном арсенале ЕС. Эти две очень неустойчивые тенденции лежат в основе так называемой «европейской стратегической автономии».
В ФРГ председатель проатлантистской партии Христианско-демократический союз (ХДС) и, вероятно, будущий канцлер страны Фридрих Мерц предлагает создать «европейский ядерный зонтик» и отменить «долговой тормоз» для финансирования военных расходов. Еще более радикально атлантистская леволиберальная партия Союз 90/Зеленые поддерживает увеличение военных затрат. Таким образом, Мерц, ХДС и немецкие «зеленые» вторят позициям Брюсселя.
В этот якобы «оборонительный» контекст вписывается инициатива, которая выходит за рамки Евросоюза и имеет очевидный наступательный характер – формирование «коалиции желающих» для отправки войск на Украину под видом «миротворческого контингента». Эта идея принадлежит Франции и Соединенному королевству, которое уже не входит в ЕС.
Если «ядерный зонтик» США в настоящее время фактически не имеет альтернатив для Европы, а угроза официального англо-французского военного вмешательства в специальную военную операцию больше похожа на попытку попасть за стол переговоров между РФ и США, то увеличение военных расходов – вполне реальная стратегическая инициатива, основанная на коммерческом интересе европейской военной промышленности.
Если взять в расчет ключевые рынки Thales с ее рекордным портфелем заказов, то рост продаж корпорации наблюдается только во Франции (что неизбежно) и Соединенном королевстве. Основной же рост заказов фирмы – на 9,6% - наблюдается на азиатском рынке. Это такие покупатели, как Индия, Индонезия, Саудовская Аравия и ОАЭ.
Такие тенденции будут и у других крупных европейских производителей продукции военного назначения (ПВН). Их зоны роста – Индо-Тихоокеанский регион и Ближний Восток.
Усиление спроса на европейское вооружение на фоне сокращения американской военной помощи Украине также имеет свои пределы. В 2024 у той же Thales на украинский рынок приходилось менее 1% от всех заказов.
Однако в III.2025 Thales Air Defence – североирландское подразделение французской корпорации – получило контракт на поставку Киеву 5 тыс. многоцелевых ракет Martlet. Сделка стоимостью £1,6 млрд стала коммерческим успехом ольстерского филиала Thales.
У производителей боевых машин и боеприпасов показатель поставок ПВН на Украине может быть на порядок выше, но не является ключевым в портфеле заказов.
Хотя выход США из НАТО представляется маловероятным, в ЕС прорабатывают военно-технические угрозы, связанные с возможной сменой военно-политических ориентиров Вашингтона. Так, применение американских истребителей F-35 может стать для европейских стран очень рискованным.
В этом контексте одним из ключевых вопросов является альтернатива авиационному носителю ядерного оружия (ЯО), тем более, если в гипотетическом сценарии Евросоюз станет обладателем такого вооружения. Здесь выбор падает на французские истребители Rafale в модификации носителя ЯО.
В III.2025 Франция запустила третий и последний военно-разведывательный спутник серии CSO (Composante Spatiale Optique). Эти космические аппараты входят в европейскую программу спутниковой разведки MUSIS (MUltinational Space-based Imaging System for Surveillance, Reconnaissance and Observation) под эгидой военного агентства ЕС EDA (European Defence Agency).
Эта программа, как ожидается, обеспечит частичную независимость европейских стран от США в области видовой разведки из космоса. MUSIS – переходная программа на пути к более широкому проекту. Его реализация - в коммерческих интересах французских корпораций Thales и Airbus.
Кроме того, Thales инвестирует в разработку и производство систем киберзащиты для Rafale и наземных радиолокационных станций истребителя. Фирма стремится позиционировать самолет как авиационный комплекс, обладающий «кибериммунитетом».
Видео: запуск ракеты-носителя со спутником CSO-3
Военные расходы ЕС растут и будут расти, но основная часть ПВН европейских производителей экспортируется в Азию. К тому же, военная промышленность стран Европы подвержена серьезным рискам -задержкам в производстве из-за нехватки кадров и мощностей, а также возможным последствиям «торговой войны» с США.
Ранними признаками реальной подготовки Евросоюза к «стратегической автономии» и полномасштабной войне с Россией станут: скоординированность инвестиций стран-участниц в военные разработки и производство, ускорение темпов модернизации производственных процессов военно-промышленных предприятий и заявленная на доктринальном уровне политическая воля к «стратегической автономии».
Это объявление может прозвучать на саммите НАТО в Гааге в VI.2025. В такой автономии Франция и ее авиационно-космические военные разработки будут играть определяющую роль.