logo
0
подписчиков
Гуманитария  Анонсы курсов и лекций. Подкаст с отрывками из классики. Авторские заметки на тему педагогики, психологии, образования, изучения языков и гуманитарных дисциплин
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Метки Статистика RSS Контакты Поделиться
О проекте
Проект является площадкой для обмена мнениями по указанной тематике. Здесь также выкладываются рекомендации по изучению языков, советы преподавателям и родителям, заметки по психологии обучения и преподавания. Часть контента в открытом доступе, часть — по подписке.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
У проекта в настоящий момент нет открытых подписок
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Читать: 6+ мин
logo Гуманитария

Про упадок школьного образования и ЕГЭ

Прочла, ‎как‏ ‎сокрушается ‎глава ‎РАН ‎Александр ‎Сергеев‏ ‎по ‎поводу‏ ‎снижения‏ ‎качества ‎подготовки ‎выпускников‏ ‎вузов ввиду ‎отсутствия‏ ‎идеологического ‎содержания ‎у ‎школьного‏ ‎образования.‏ ‎Министр ‎просвещения‏ ‎Сергей ‎Кравцов‏ ‎уверенно ‎(и ‎верно) ‎объясняет ‎падение качества‏ ‎школьного‏ ‎образования ‎наличием‏ ‎зиллиона ‎учебный‏ ‎программ, ‎которые ‎разрывают ‎культурное ‎и‏ ‎образовательное‏ ‎пространство.

Я‏ ‎снова ‎вспоминаю‏ ‎конец ‎августа‏ ‎2013 ‎года,‏ ‎когда‏ ‎я ‎приехала‏ ‎в ‎"Библио-Глобус" ‎подбирать ‎учебники ‎для‏ ‎своих ‎учеников.‏ ‎Раз‏ ‎уж ‎я ‎должна‏ ‎была ‎вести‏ ‎в ‎группах ‎2-6 ‎класса,‏ ‎мне‏ ‎надо ‎было‏ ‎знать, ‎по‏ ‎каким ‎учебникам ‎они ‎занимаются ‎в‏ ‎школах.‏ ‎Эту ‎информацию‏ ‎мне ‎сообщили,‏ ‎заодно ‎приложив ‎автора ‎одного ‎из‏ ‎учебников‏ ‎за‏ ‎то, ‎что‏ ‎он ‎якобы‏ ‎адаптировал ‎к‏ ‎младшей‏ ‎школе ‎программу‏ ‎ЕГЭ.

Окинув ‎бегло ‎несколько ‎высоченных ‎стеллажей‏ ‎с ‎разнообразными‏ ‎УМК,‏ ‎я ‎почувствовала, ‎как‏ ‎в ‎животе‏ ‎что-то ‎неуютно ‎заворочалось. ‎Голова‏ ‎кружилась,‏ ‎сердце ‎забилось‏ ‎чаще. ‎Как‏ ‎среди ‎всего ‎этого ‎многообразия ‎выбрать‏ ‎необходимое!?‏ ‎Я ‎провела‏ ‎в ‎этом‏ ‎отделе ‎часа ‎три, ‎в ‎итоге‏ ‎выбрала‏ ‎Spotlight,‏ ‎который ‎оказался‏ ‎прекрасной ‎альтернативой‏ ‎многим ‎школьным‏ ‎учебникам:‏ ‎достаточно ‎сложным,‏ ‎при ‎этом ‎ярким ‎и ‎доступным.‏ ‎Правда, ‎сегодня,‏ ‎начиная‏ ‎с ‎5 ‎класса,‏ ‎я ‎бы‏ ‎все-таки ‎выбирала ‎Starlight. ‎Я‏ ‎нахожу‏ ‎нелогичным, ‎что‏ ‎в ‎линейке‏ ‎Spotlight ‎времена ‎Perfect ‎не ‎появляются‏ ‎вообще‏ ‎вплоть ‎до‏ ‎7 ‎класса.

Для‏ ‎сравнения: ‎по ‎французскому ‎действует ‎УМК‏ ‎"Синяя‏ ‎птица",‏ ‎по ‎немецкому‏ ‎- ‎"Горизонты".‏ ‎По ‎этим‏ ‎предметам‏ ‎теоретически ‎можно‏ ‎сдавать ‎ОГЭ ‎и ‎ЕГЭ, ‎но,‏ ‎видимо, ‎только‏ ‎в‏ ‎школах, ‎где ‎именно‏ ‎эти ‎языки‏ ‎являются ‎профильными. ‎В ‎обычных‏ ‎школах‏ ‎второй ‎язык‏ ‎просто ‎занимает‏ ‎строчку ‎в ‎расписании; ‎иногда ‎его‏ ‎ведет‏ ‎носитель ‎языка,‏ ‎который ‎плохо‏ ‎знает ‎русский ‎и ‎не ‎пользуется‏ ‎никаким‏ ‎учебным‏ ‎пособием. ‎Я‏ ‎не ‎понимаю,‏ ‎во-первых, ‎зачем‏ ‎превращать‏ ‎изучение ‎иностранных‏ ‎языков ‎в ‎такую ‎откровенную ‎профанацию.‏ ‎И, ‎во-вторых,‏ ‎почему‏ ‎для ‎"редких" ‎языков‏ ‎действует ‎один‏ ‎УМК, ‎а ‎для ‎английского,‏ ‎который‏ ‎большинство ‎сдает‏ ‎на ‎ЕГЭ,‏ ‎этих ‎УМК ‎чуть ‎не ‎21?

Но‏ ‎выбрать‏ ‎учебник ‎-‏ ‎это ‎полдела.‏ ‎Допустим, ‎и ‎наш ‎ученик ‎готов‏ ‎заниматься.‏ ‎Но‏ ‎вот ‎готов‏ ‎ли ‎педагог‏ ‎его ‎обучать?‏ ‎Сколько‏ ‎раз ‎с‏ ‎2013 ‎года ‎мне ‎приходилось ‎объяснять‏ ‎ученикам, ‎как‏ ‎на‏ ‎самом ‎деле ‎пишутся‏ ‎глаголы ‎на‏ ‎-ing, ‎как ‎правильно ‎произносить‏ ‎некоторые‏ ‎слова. ‎Почему‏ ‎школьный ‎учитель‏ ‎не ‎обращает ‎внимание, ‎что ‎его‏ ‎ученик‏ ‎произносит ‎the‏ ‎как ‎[тхе]‏ ‎вместо ‎[зе]?

В ‎последние ‎2 ‎года‏ ‎занятия‏ ‎по‏ ‎иностранному ‎языку‏ ‎в ‎некоторых‏ ‎школах ‎проходят‏ ‎только‏ ‎по ‎учебнику.‏ ‎Надо ‎понимать, ‎так ‎руководство ‎школы‏ ‎жалеет ‎учеников.‏ ‎Это‏ ‎также ‎означает, ‎что,‏ ‎кроме ‎как‏ ‎на ‎уроке, ‎ученик ‎нигде‏ ‎не‏ ‎погружается ‎в‏ ‎языковую ‎среду.‏ ‎Если ‎раньше ‎это ‎было ‎возможно‏ ‎хотя‏ ‎бы ‎благодаря‏ ‎домашнему ‎заданию,‏ ‎то ‎сейчас ‎такого ‎нет. ‎Значит,‏ ‎нет‏ ‎и‏ ‎пользы ‎от‏ ‎такого ‎обучения.

Я‏ ‎сочувствую ‎тем‏ ‎учителям,‏ ‎кто ‎добросовестно‏ ‎трудится ‎в ‎тяжелых ‎условиях ‎нынешней‏ ‎системы ‎образования.‏ ‎Но‏ ‎ждать ‎от ‎некоторых‏ ‎их ‎коллег‏ ‎последовательности ‎- ‎иногда ‎гиблое‏ ‎дело.‏ ‎За ‎одну‏ ‎и ‎ту‏ ‎же ‎ошибку ‎сегодня ‎ученик ‎получает‏ ‎5,‏ ‎завтра ‎-‏ ‎3. ‎Сегодня‏ ‎учитель ‎ничего ‎не ‎видит, ‎завтра‏ ‎он‏ ‎видит‏ ‎все. ‎Для‏ ‎подростка, ‎с‏ ‎его ‎эмоциональными‏ ‎качелями,‏ ‎это ‎равносильно‏ ‎предательству.

Но ‎даже ‎если ‎учитель ‎"последовательно"‏ ‎ставит ‎ученику‏ ‎пятерки,‏ ‎это ‎не ‎означает,‏ ‎что ‎оценка‏ ‎соответствует ‎знаниям. ‎В ‎2015‏ ‎году‏ ‎девочка ‎пришла‏ ‎ко ‎мне‏ ‎готовиться ‎к ‎ОГЭ ‎по ‎английскому,‏ ‎имея‏ ‎в ‎школе‏ ‎оценку ‎"5".‏ ‎Учительница, ‎узнав ‎о ‎планах, ‎предупредила:‏ ‎"У‏ ‎тебя‏ ‎будет ‎только‏ ‎три". ‎Девочка‏ ‎пересказала ‎это‏ ‎на‏ ‎нашем ‎занятии‏ ‎в ‎группе; ‎я ‎резонно ‎поинтересовалась,‏ ‎почему ‎тогда‏ ‎учительница‏ ‎ставит ‎девочке ‎пятерки.‏ ‎Девочка, ‎прозанимавшись‏ ‎у ‎меня ‎год, ‎сдала‏ ‎на‏ ‎66 ‎из‏ ‎70. ‎Но‏ ‎была ‎и ‎другая ‎девочка ‎через‏ ‎два‏ ‎года: ‎она‏ ‎приехала ‎из‏ ‎Оренбурга, ‎где ‎учителя ‎уверяли ‎ее,‏ ‎что‏ ‎она‏ ‎легко ‎сдаст‏ ‎ЕГЭ. ‎В‏ ‎московской ‎школе‏ ‎в‏ ‎9 ‎классе‏ ‎она ‎еле-еле ‎вытягивала ‎тройку, ‎и‏ ‎это ‎была‏ ‎справедливая‏ ‎оценка, ‎увы.

Писать ‎про‏ ‎ЕГЭ ‎не‏ ‎хочется ‎много, ‎поэтому ‎ограничусь‏ ‎главным‏ ‎тезисом. ‎Спустя‏ ‎все ‎годы,‏ ‎что ‎существует ‎этот ‎экзамен, ‎ни‏ ‎родители,‏ ‎ни ‎школа,‏ ‎похоже, ‎так‏ ‎и ‎не ‎уяснили, ‎что ‎это‏ ‎за‏ ‎испытание.‏ ‎Это ‎не‏ ‎экзамен ‎за‏ ‎курс ‎средней‏ ‎школы.‏ ‎Это ‎вступительный‏ ‎экзамен ‎в ‎вуз. ‎Когда ‎я‏ ‎поступала ‎в‏ ‎МГУ‏ ‎в ‎1997 ‎году,‏ ‎мне ‎тоже‏ ‎пришлось ‎попотеть ‎над ‎историей:‏ ‎уже‏ ‎тогда ‎программа‏ ‎для ‎поступающих‏ ‎в ‎вузы ‎значительно ‎превышала ‎объем‏ ‎школьной‏ ‎программы. ‎Но‏ ‎сегодня, ‎когда‏ ‎на ‎экзамене ‎ученики ‎должны ‎еще‏ ‎писать‏ ‎историческое‏ ‎эссе, ‎у‏ ‎меня ‎риторический‏ ‎вопрос: ‎когда‏ ‎что-то‏ ‎подобное ‎писали‏ ‎сами ‎учителя ‎или ‎разработчики ‎экзамена?‏ ‎Думаю, ‎не‏ ‎ошибусь,‏ ‎предположив, ‎что ‎последнее‏ ‎историческое ‎эссе‏ ‎в ‎жизни ‎многих ‎из‏ ‎них‏ ‎называлось ‎словом‏ ‎"дипломная ‎работа".

Увы,‏ ‎если ‎калька ‎с ‎международных ‎экзаменов‏ ‎по‏ ‎английскому ‎позволяет‏ ‎успешно ‎проверить‏ ‎уровень ‎владения ‎языком, ‎то ‎письменный‏ ‎компонент‏ ‎на‏ ‎экзаменах ‎по‏ ‎гуманитарным ‎дисциплинам,‏ ‎также ‎принесенный‏ ‎извне,‏ ‎помогает ‎разве‏ ‎что ‎сократить ‎число ‎выпускников, ‎получающих‏ ‎пропуск ‎в‏ ‎вуз.‏ ‎Очевидно, ‎что ‎школа,‏ ‎хоть ‎и‏ ‎должна ‎подготовить ‎учеников ‎к‏ ‎успешной‏ ‎сдаче ‎ЕГЭ,‏ ‎с ‎этим‏ ‎не ‎справляется. ‎Но ‎я ‎однозначно‏ ‎не‏ ‎считаю ‎снижение‏ ‎требований ‎вузов‏ ‎решением ‎проблемы. ‎Так ‎мы ‎точно‏ ‎скатимся‏ ‎в‏ ‎каменный ‎век.

Добавьте‏ ‎к ‎этому‏ ‎родителей, ‎которые‏ ‎днем‏ ‎и ‎ночью‏ ‎зарабатывают ‎деньги, ‎чтобы ‎заплатить ‎всем‏ ‎необходимым ‎репетиторам,‏ ‎и‏ ‎не ‎имеют ‎ни‏ ‎сил, ‎ни‏ ‎времени ‎на ‎детей; ‎учителей,‏ ‎которые‏ ‎сами ‎нередко‏ ‎родители ‎и‏ ‎заняты ‎вышеупомянутым ‎и ‎тоже ‎не‏ ‎имеют‏ ‎ни ‎времени,‏ ‎ни ‎сил‏ ‎на ‎учеников; ‎учеников, ‎которые ‎уяснили,‏ ‎что‏ ‎они‏ ‎"маленькие ‎дети"‏ ‎и ‎в‏ ‎8, ‎и‏ ‎в‏ ‎14, ‎и‏ ‎в ‎18 ‎лет; ‎а ‎также‏ ‎отсутствие ‎если‏ ‎не‏ ‎идеологии, ‎то ‎хотя‏ ‎бы ‎идейности‏ ‎среди ‎взрослых, ‎- ‎и‏ ‎мы‏ ‎получаем ‎очень‏ ‎неприглядную ‎картину.‏ ‎Не ‎только ‎образование ‎теряет ‎в‏ ‎качестве,‏ ‎но ‎и,‏ ‎самое ‎главное,‏ ‎уходит ‎культура ‎обучения, ‎культура ‎самообразования,‏ ‎уважение‏ ‎к‏ ‎науке ‎как‏ ‎способу ‎познания‏ ‎мира. ‎Я‏ ‎не‏ ‎думаю, ‎что‏ ‎отмена ‎ЕГЭ ‎это ‎решит; ‎но‏ ‎в ‎школьное‏ ‎образование‏ ‎нужно ‎возвращать ‎единый‏ ‎стандарт ‎и‏ ‎устную ‎часть ‎на ‎гуманитарных‏ ‎экзаменах‏ ‎и ‎убирать‏ ‎из ‎ЕГЭ‏ ‎те ‎компоненты, ‎к ‎которым ‎учеников‏ ‎невозможно‏ ‎подготовить ‎в‏ ‎школе.

Текст ‎от‏ ‎31.05.2021

Читать: 1+ мин
logo Гуманитария

Блог-книга

Мне ‎отлично‏ ‎удается ‎писать ‎книги ‎из ‎постов‏ ‎в ‎блоге.‏ ‎Свою‏ ‎первую ‎книгу я ‎так‏ ‎и ‎написала.‏ ‎И, ‎видимо, ‎свой ‎опыт‏ ‎после‏ ‎10 ‎лет‏ ‎преподавания ‎гуманитарных‏ ‎дисциплин ‎мне ‎тоже ‎будет ‎удобнее‏ ‎передать‏ ‎в ‎виде‏ ‎небольших ‎статей,‏ ‎из ‎которых ‎потом ‎соберется ‎книга.‏ ‎

Мне‏ ‎важно‏ ‎делиться ‎мыслями‏ ‎об ‎образовании‏ ‎и ‎преподавании‏ ‎не‏ ‎только ‎потому,‏ ‎что ‎я, ‎как ‎преподаватель, ‎хочу‏ ‎осмыслить ‎свой‏ ‎опыт.‏ ‎Я ‎сама ‎всю‏ ‎жизнь ‎учусь,‏ ‎потому ‎что ‎мне ‎это‏ ‎интересно.‏ ‎Поэтому ‎на‏ ‎своих ‎учеников‏ ‎я ‎смотрю ‎одновременно ‎и ‎как‏ ‎педагог‏ ‎- ‎и‏ ‎как ‎тот,‏ ‎кто ‎когда-то ‎сам ‎был ‎на‏ ‎их‏ ‎месте.‏ ‎И ‎с‏ ‎этой ‎точки‏ ‎зрения ‎я‏ ‎рассуждаю‏ ‎о ‎проблемах‏ ‎и ‎перспективах ‎современного ‎образования. ‎

В‏ ‎статьях ‎я‏ ‎также‏ ‎буду ‎рассказывать ‎о‏ ‎методах ‎поиска‏ ‎и ‎усвоения ‎информации, ‎о‏ ‎том,‏ ‎как ‎родители‏ ‎могут ‎помочь‏ ‎детям ‎на ‎любом ‎этапе ‎обучения,‏ ‎об‏ ‎ответственности ‎и‏ ‎мастерстве. ‎Те‏ ‎статьи ‎и ‎рассуждения, ‎которые ‎уже‏ ‎были‏ ‎выложены‏ ‎на ‎других‏ ‎ресурсах, ‎будут‏ ‎размещены ‎здесь‏ ‎в‏ ‎открытом ‎доступе.‏ ‎

Смотреть: 48+ мин
logo Hoffmann+

Позиции глубинного государства устами Салливана

Для доступа к этой публикации вам необходимо подписаться
на уровень «COSMIC», а после этого дополнительно оплатить доступ к архиву Подписаться за 100₽ в месяц

Разумный эгоизм, «экзистенциальный момент», двойственная политика «одного Китая»

Читать: 1+ мин
logo Юрий Белк писатель

Книги Юрия Белк

Юрий ‎Белк,‏ ‎авторский ‎псевдоним. ‎Выпускник ‎физико-математического ‎факультета,‏ ‎ветеран ‎боевых‏ ‎действий.‏ ‎Это ‎сочетание ‎создает‏ ‎напряженную ‎динамику‏ ‎между ‎рациональностью ‎и ‎эмоциональностью,‏ ‎что‏ ‎проявляется ‎в‏ ‎его ‎произведениях‏ ‎через ‎глубокие ‎метафоры ‎и ‎сложные‏ ‎концепции.

Его‏ ‎минималистичный ‎подход‏ ‎позволяет ‎сосредоточиться‏ ‎на ‎сути, ‎создавая ‎пространство ‎для‏ ‎размышлений‏ ‎читателя.

Тексты‏ ‎Юрия ‎часто‏ ‎пронизаны ‎философскими‏ ‎темами, ‎переплетающимися‏ ‎с‏ ‎элементами ‎фантастики‏ ‎и ‎поэзии, ‎что ‎делает ‎его‏ ‎работы ‎особенно‏ ‎запоминающимися‏ ‎и ‎многогранными.

Начав ‎свою‏ ‎писательскую ‎карьеру‏ ‎в ‎2008 ‎году, ‎как‏ ‎автор‏ ‎военной ‎поэзии,‏ ‎он ‎успел‏ ‎завоевать ‎внимание ‎читателей ‎благодаря ‎своей‏ ‎необычной‏ ‎и ‎вдумчивой‏ ‎манере ‎изложения.

Все‏ ‎книги ‎издаются ‎в ‎Литрес.

Подпишитесь ‎на‏ ‎новинки‏ ‎litres.ru/author/uriy-belk/

#дом #фильмы #кино #судьба #обучение #литература #образование #школа #фантастика #Психология #книги #человек #стихи #воспитание #общество #война #телевидение #время #любовь #искусство #творчество #одиночество #личность #гордыня #знание #характер #жизнь #развод #интернет #выбор #интеллект #разум #совесть #Семья #депрессия #чтение #родители #память #информация #гнев #ПРОШЛОЕ #болезнь #сознание #внимание #старость #жизненный путь #Один #равновесие #травма #огэ #воспоминания #радио #общение #катастрофа #диалог #ужасы #грех #боль #личностный рост #дзен #ум #триллер #проза #мышление #экономия #покупки #стихотворение #прощение #аудиорассказ #Писатель #выбор профессии #коллектив #обида #минимализм #ученики #подготовка #отношение #ПТСР #переживания #муза #конфликтология #коллективный разум #возвращение #трудный возраст #трудный ребёнок #быть #боевая травма #нервные расстройства
Читать: 1+ мин
logo Юрий Белк писатель

Книга «Жизнь как тире»

Скидка ‎на‏ ‎покупку: ‎litres.ru/69696016/? ‎lfrom=1103601128& ‎ref_offer=1& ‎ref_key=3ae17a79cd9874dffb388b80fb2c3ef49d01321e846437f371abcf3d033acee2

О‏ ‎книге

Сборник ‎коротких‏ ‎миниатюр,‏ ‎не ‎имеющих ‎ничего‏ ‎общего ‎между‏ ‎собой. ‎Именно ‎такие ‎короткие‏ ‎рассказы‏ ‎позволяют ‎нам‏ ‎остановиться ‎на‏ ‎мгновение ‎и ‎акцентировать ‎внимание ‎на‏ ‎простые‏ ‎вещи, ‎которые‏ ‎пролетают ‎мимо‏ ‎многих ‎людей ‎и ‎которые ‎многие‏ ‎даже‏ ‎стараются‏ ‎избегать, ‎не‏ ‎замечать ‎или‏ ‎быстрее ‎забыть,‏ ‎если‏ ‎они ‎случились.‏ ‎Именно ‎из ‎таких ‎маленьких ‎деталей‏ ‎образуется ‎вся‏ ‎наша‏ ‎жизнь, ‎которая ‎потом‏ ‎просто ‎исчезнет.


Читать: 1+ мин
logo Юрий Белк писатель

Цитаты про одиночество 2


Читать: 1+ мин
logo Юрий Белк писатель

Сколько книг вы прочли за всю жизнь?

В ‎мире‏ ‎считается ‎более ‎135 ‎млн ‎книг.‏ ‎Сколько ‎прочли‏ ‎вы‏ ‎сами ‎за ‎всю‏ ‎жизнь?

Если ‎даже‏ ‎представить, ‎что ‎человек ‎в‏ ‎день‏ ‎будет ‎читать‏ ‎несколько ‎книг,‏ ‎он ‎не ‎сможет ‎всех ‎их‏ ‎прочесть.

Теперь‏ ‎вы ‎понимаете,‏ ‎насколько ‎мало‏ ‎знает ‎один ‎человек.

Сколько книг вы прочли?
Читать: 34+ мин
logo Юрий Белк писатель

Книга Юрия Белк «Дорога в школу». Целиком

Доступно подписчикам уровня
«Уровень «300 руб» Читальный зал»
Подписаться за 300₽ в месяц

Современная книга о педагогике, как помочь найти себя в жизни ученику

Читать: 4+ мин
logo Товарищ майор

Как вольно дышится в углу на коврике (№ 191)

Доступно подписчикам уровня
«Тыл»
Подписывайтесь на любой доступный вам уровень.

Слушать: 1 час 11+ мин
logo Псилогика | Игорь Неповинных

Школа. 2024-05

Школа 20240331.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
01:11:26
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 1 час 48+ мин
logo Псилогика | Игорь Неповинных

Школа. 2024-04

Школа 20240324.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
01:48:45
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo Псилогика | Игорь Неповинных

Школа. 2024-03

Школа 20240310.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
02:12:40
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 1 час 35+ мин
logo Псилогика | Игорь Неповинных

Школа 2024-02

Школа 20240303.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
01:35:49
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 1 час 33+ мин
logo Псилогика | Игорь Неповинных

Школа. 2024-01

Школа 20240225.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
01:33:55
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 5+ мин
logo Псилогика | Игорь Неповинных

Школа конфликтов. Готовимся

Школа конфликтов. Готовимся.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
05:31
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Смотреть: 2 час 42+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

А зори здесь тихие...

«…А ‎зори‏ ‎здесь ‎тихие» ‎— ‎советский ‎двухсерийный‏ ‎художественный ‎фильм,‏ ‎снятый‏ ‎в ‎1972 ‎году‏ ‎по ‎одноимённой‏ ‎повести ‎писателя ‎Бориса ‎Васильева‏ ‎(1924—2013)‏ ‎режиссёром ‎Станиславом‏ ‎Ростоцким. ‎1-я‏ ‎серия ‎— ‎«Во ‎втором ‎эшелоне»;‏ ‎2-я‏ ‎серия ‎—‏ ‎«Бой ‎местного‏ ‎значения».

1 серия

2 серия

Сюжет

Основные ‎события ‎фильма ‎происходят ‎в‏ ‎1942‏ ‎году‏ ‎в ‎Карелии.

У‏ ‎железнодорожного ‎разъезда‏ ‎в ‎тылу‏ ‎советских‏ ‎войск ‎расквартировано‏ ‎два ‎отделения ‎взвода ‎зенитчиков. ‎К‏ ‎коменданту ‎разъезда,‏ ‎старшине‏ ‎Федоту ‎Васкову ‎(бывшему‏ ‎разведчику ‎и‏ ‎ветерану ‎финской ‎войны), ‎недовольному‏ ‎поведением‏ ‎солдат ‎(в‏ ‎частности, ‎пьянством‏ ‎и ‎тягой ‎к ‎противоположному ‎полу),‏ ‎присылают‏ ‎непьющий ‎контингент‏ ‎в ‎лице‏ ‎девушек-добровольцев, ‎многие ‎из ‎которых ‎только‏ ‎окончили‏ ‎школу.‏ ‎Находясь ‎в‏ ‎самовольной ‎отлучке,‏ ‎одна ‎из‏ ‎девушек,‏ ‎командир ‎отделения‏ ‎Маргарита ‎Осянина, ‎обнаруживает ‎в ‎лесу‏ ‎двоих ‎немцев-диверсантов.‏ ‎Вернувшись‏ ‎в ‎расположение ‎взвода,‏ ‎она ‎докладывает‏ ‎об ‎этом ‎старшине, ‎и‏ ‎тот,‏ ‎доложив ‎вышестоящему‏ ‎руководству, ‎получает‏ ‎приказ ‎обезвредить ‎врагов.

Старшина ‎Федот ‎Васков,‏ ‎бойцы‏ ‎Женя ‎Комелькова,‏ ‎Рита ‎Осянина,‏ ‎Лиза ‎Бричкина, ‎Галя ‎Четвертак ‎и‏ ‎Соня‏ ‎Гурвич‏ ‎выступают ‎на‏ ‎перехват ‎гитлеровцев,‏ ‎возможной ‎целью‏ ‎которых‏ ‎является ‎Кировская‏ ‎железная ‎дорога. ‎Они ‎устраивают ‎засаду,‏ ‎но ‎из‏ ‎леса‏ ‎выходят ‎не ‎двое,‏ ‎а ‎шестнадцать‏ ‎диверсантов. ‎Отряд ‎Васкова ‎вступает‏ ‎в‏ ‎неравный ‎бой‏ ‎с ‎немцами.‏ ‎Подкрепление ‎не ‎приходит ‎— ‎Лиза,‏ ‎которую‏ ‎Васков ‎послал‏ ‎к ‎своим,‏ ‎тонет ‎в ‎болоте. ‎Девушки ‎гибнут‏ ‎одна‏ ‎за‏ ‎другой, ‎хоть‏ ‎старшина ‎и‏ ‎старается ‎беречь‏ ‎их,‏ ‎насколько ‎возможно.‏ ‎В ‎живых ‎остаётся ‎только ‎один‏ ‎Васков. ‎Раненый‏ ‎и‏ ‎почти ‎безоружный, ‎он‏ ‎берёт ‎в‏ ‎плен ‎оставшихся ‎диверсантов ‎во‏ ‎главе‏ ‎с ‎командиром.‏ ‎После ‎демобилизации‏ ‎Васков ‎усыновляет ‎Игоря ‎— ‎сына‏ ‎Риты‏ ‎Осяниной.

Через ‎тридцать‏ ‎лет ‎Федот‏ ‎Васков ‎и ‎его ‎приёмный ‎сын‏ ‎Игорь,‏ ‎ставший‏ ‎офицером-ракетчиком, ‎приезжают‏ ‎в ‎эти‏ ‎места ‎и‏ ‎устанавливают‏ ‎мемориальную ‎доску‏ ‎в ‎районе ‎гибели ‎девушек-зенитчиц. ‎Отдыхающие‏ ‎неподалёку ‎молодые‏ ‎туристы,‏ ‎завидев ‎издалека ‎Васкова‏ ‎и ‎Игоря,‏ ‎шутя ‎называют ‎их ‎«привидениями».‏ ‎Но‏ ‎когда ‎туристы‏ ‎подходят ‎близко‏ ‎к ‎Федоту ‎и ‎Игорю, ‎то‏ ‎сразу‏ ‎всё ‎понимают‏ ‎и ‎склоняют‏ ‎головы ‎в ‎знак ‎уважения ‎памяти‏ ‎погибших‏ ‎девушек-зенитчиц,‏ ‎а ‎одна‏ ‎туристка ‎преклоняет‏ ‎колени ‎перед‏ ‎мемориальной‏ ‎доской.

История ‎создания

В‏ ‎1969 ‎году ‎в ‎журнале ‎«Юность»‏ ‎была ‎опубликована‏ ‎повесть‏ ‎«…А ‎зори ‎здесь‏ ‎тихие» ‎Бориса‏ ‎Васильева, ‎которая ‎вызвала ‎большой‏ ‎резонанс‏ ‎в ‎читательской‏ ‎среде, ‎став‏ ‎одной ‎из ‎самых ‎популярных ‎книг‏ ‎о‏ ‎Великой ‎Отечественной‏ ‎войне. ‎В‏ ‎1971 ‎году ‎повесть ‎была ‎инсценирована‏ ‎Юрием‏ ‎Любимовым‏ ‎в ‎московском‏ ‎театре ‎на‏ ‎Таганке. ‎В‏ ‎1971‏ ‎году ‎за‏ ‎экранизацию ‎повести ‎взялся ‎классик ‎советского‏ ‎кинематографа ‎Станислав‏ ‎Ростоцкий.‏ ‎Как ‎впоследствии ‎вспоминал‏ ‎режиссёр, ‎бывший‏ ‎фронтовик, ‎— ‎фильм ‎был‏ ‎снят‏ ‎в ‎память‏ ‎о ‎медсестре,‏ ‎которая ‎во ‎время ‎войны ‎вынесла‏ ‎его‏ ‎с ‎поля‏ ‎боя ‎и‏ ‎спасла ‎от ‎смерти.

Натурные ‎съёмки ‎фильма‏ ‎прошли‏ ‎в‏ ‎деревне ‎Сяргилахта‏ ‎в ‎Пряжинском‏ ‎районе ‎Карелии,‏ ‎в‏ ‎районе ‎Рускеальских‏ ‎водопадов ‎и ‎в ‎павильонах ‎«Мосфильма»‏ ‎в ‎1972‏ ‎году.

Только‏ ‎актриса ‎Ольга ‎Остроумова‏ ‎успела ‎сняться‏ ‎у ‎Станислава ‎Ростоцкого ‎в‏ ‎известной‏ ‎картине ‎«Доживём‏ ‎до ‎понедельника»‏ ‎и ‎уже ‎была ‎довольно ‎популярна.‏ ‎Для‏ ‎остальных ‎актёров‏ ‎в ‎главной‏ ‎роли ‎картина ‎стала ‎настоящим ‎дебютом‏ ‎на‏ ‎большом‏ ‎экране. ‎26-летний‏ ‎Андрей ‎Мартынов‏ ‎убедительно ‎сыграл‏ ‎роль‏ ‎старшины ‎Федота‏ ‎Васкова ‎(которому, ‎согласно ‎тексту ‎книги,‏ ‎было ‎32‏ ‎года)‏ ‎и ‎на ‎экране‏ ‎выглядел ‎намного‏ ‎солиднее ‎своих ‎лет.

В ‎съёмках‏ ‎фильма‏ ‎принимали ‎активное‏ ‎участие ‎студенты‏ ‎Петрозаводского ‎государственного ‎университета.

Песню ‎туриста ‎исполнил‏ ‎Владимир‏ ‎Ивашов.

Отличия ‎от‏ ‎книги

Фильм ‎снят‏ ‎очень ‎близко ‎к ‎тексту ‎повести,‏ ‎и‏ ‎отличия‏ ‎можно ‎найти‏ ‎в ‎незначительных‏ ‎деталях:

Многие ‎реплики‏ ‎старшины‏ ‎Васкова ‎в‏ ‎повести ‎являлись ‎его ‎размышлениями.

В ‎книге‏ ‎Рита ‎Осянина‏ ‎подбила‏ ‎из ‎зенитного ‎пулемёта‏ ‎наблюдательный ‎аэростат,‏ ‎причём ‎ещё ‎на ‎фронте.‏ ‎В‏ ‎фильме ‎же‏ ‎она ‎подбила‏ ‎немецкий ‎разведывательный ‎самолёт ‎— ‎уже‏ ‎на‏ ‎разъезде. ‎Кроме‏ ‎того, ‎в‏ ‎книге ‎в ‎ходе ‎боя ‎с‏ ‎«мессершмиттами»,‏ ‎также‏ ‎имевшего ‎место‏ ‎ещё ‎на‏ ‎фронте, ‎помимо‏ ‎двух‏ ‎раненых, ‎была‏ ‎и ‎одна ‎убитая ‎зенитчица ‎—‏ ‎«подносчица, ‎курносая‏ ‎некрасивая‏ ‎толстуха, ‎всегда ‎что-то‏ ‎жевавшая ‎втихомолку».

Далее‏ ‎в ‎фильме ‎происходит ‎небольшой‏ ‎конфликт‏ ‎между ‎помкомвзвода‏ ‎Кирьяновой ‎и‏ ‎старшиной ‎по ‎поводу ‎того, ‎что‏ ‎не‏ ‎нужно ‎было‏ ‎расстреливать ‎парашютиста,‏ ‎а ‎на ‎следующий ‎день ‎майор,‏ ‎начальник‏ ‎Васкова,‏ ‎осматривая ‎сбитый‏ ‎самолёт, ‎предлагает‏ ‎представить ‎Осянину‏ ‎к‏ ‎награде, ‎от‏ ‎которой ‎она ‎отказывается, ‎и ‎спрашивает‏ ‎старшину: ‎«Зачем‏ ‎им‏ ‎понадобилось ‎ваше ‎расположение‏ ‎разведывать?», ‎—‏ ‎намекая ‎на ‎последующие ‎события‏ ‎в‏ ‎фильме. ‎Этого‏ ‎сюжетного ‎хода‏ ‎в ‎книге ‎не ‎было.

Лиза ‎Бричкина‏ ‎по‏ ‎книге ‎была‏ ‎родом ‎с‏ ‎Брянщины, ‎по ‎фильму ‎же ‎она‏ ‎родом‏ ‎с‏ ‎Вологодчины, ‎отсюда‏ ‎и ‎её‏ ‎«окающий» ‎говор.

В‏ ‎книге‏ ‎о ‎гибели‏ ‎Гали ‎Четвертак ‎Рите ‎и ‎Жене‏ ‎рассказывает ‎Васков.‏ ‎В‏ ‎фильме ‎девушки ‎хоронят‏ ‎убитую ‎подругу,‏ ‎о ‎чём ‎впоследствии ‎сообщают‏ ‎старшине.

В‏ ‎книге ‎Васков‏ ‎захватывает ‎в‏ ‎плен ‎четверых ‎диверсантов, ‎а ‎пятого,‏ ‎пытавшегося‏ ‎броситься ‎к‏ ‎оружию, ‎убивает‏ ‎последним ‎патроном ‎из ‎нагана. ‎В‏ ‎фильме‏ ‎же‏ ‎один ‎из‏ ‎оставшихся ‎четверых‏ ‎пытается ‎убить‏ ‎Васкова,‏ ‎всё-таки ‎добравшись‏ ‎до ‎оружия, ‎но ‎старшина ‎опережает‏ ‎его ‎и‏ ‎убивает‏ ‎из ‎автомата, ‎который‏ ‎забирает ‎у‏ ‎только ‎что ‎застреленного ‎диверсанта,‏ ‎в‏ ‎результате ‎чего‏ ‎в ‎плен‏ ‎попадают ‎только ‎трое ‎немцев, ‎в‏ ‎том‏ ‎числе ‎командир‏ ‎группы ‎(в‏ ‎книге ‎о ‎пленении ‎Васковым ‎именно‏ ‎командира‏ ‎диверсантов‏ ‎не ‎упоминается).

В‏ ‎книге ‎сына‏ ‎Риты ‎Осяниной‏ ‎звали‏ ‎Альбертом ‎(Аликом),‏ ‎а ‎Игорь ‎— ‎имя ‎умершего‏ ‎в ‎деревне‏ ‎перед‏ ‎войной ‎сына ‎Васкова‏ ‎(«не ‎уберегла‏ ‎маманя»). ‎В ‎фильме ‎же‏ ‎Игорем‏ ‎зовут ‎именно‏ ‎сына ‎Осяниной.‏ ‎Кроме ‎того, ‎Васкова, ‎своего ‎приёмного‏ ‎отца,‏ ‎он ‎называет‏ ‎«батя» ‎(в‏ ‎книге ‎— ‎«тятя»).

В ‎фильме ‎раскрываются‏ ‎подробности‏ ‎довоенной‏ ‎жизни ‎Сони‏ ‎Гурвич, ‎Риты‏ ‎Осяниной, ‎Лизы‏ ‎Бричкиной‏ ‎и ‎Жени‏ ‎Комельковой, ‎но ‎совсем ‎отсутствует ‎сюжетная‏ ‎линия ‎довоенной‏ ‎жизни‏ ‎Гали ‎Четвертак.

Художественные ‎особенности

Сцены‏ ‎военного ‎времени‏ ‎сняты ‎в ‎подчёркнуто ‎реалистичном‏ ‎ключе‏ ‎и ‎чёрно-белой‏ ‎гамме, ‎тогда‏ ‎как ‎в ‎цвете ‎сняты ‎сцены‏ ‎современности,‏ ‎а ‎воспоминания‏ ‎и ‎мечты‏ ‎девушек ‎— ‎в ‎цвете ‎и‏ ‎в‏ ‎условно-романтическом‏ ‎стиле. ‎Пять‏ ‎цветных ‎флешбэков-грёз‏ ‎о ‎несостоявшемся‏ ‎женском‏ ‎счастье ‎стали‏ ‎смысловой ‎доминантой ‎картины.

Особые ‎сложности ‎возникли‏ ‎в ‎связи‏ ‎со‏ ‎съёмкой ‎эпизода ‎в‏ ‎бане. ‎В‏ ‎советском ‎кинематографе ‎того ‎периода‏ ‎весьма‏ ‎редко ‎допускались‏ ‎столь ‎откровенные‏ ‎съёмки ‎обнажённого ‎женского ‎тела, ‎но‏ ‎режиссёр‏ ‎картины ‎преследовал‏ ‎определённые ‎художественные‏ ‎цели. ‎Станислав ‎Ростоцкий ‎объяснял ‎суть‏ ‎сцены‏ ‎актрисам,‏ ‎которых ‎пришлось‏ ‎уговаривать ‎раздеться‏ ‎перед ‎камерой,‏ ‎так:

Девочки,‏ ‎мне ‎надо‏ ‎показать, ‎куда ‎попадают ‎пули. ‎Не‏ ‎в ‎мужские‏ ‎тела,‏ ‎а ‎в ‎женские,‏ ‎которые ‎должны‏ ‎рожать.

Мечты ‎Гали ‎Четвертак ‎и‏ ‎романс‏ ‎«Нет, ‎не‏ ‎любил ‎он»‏ ‎в ‎исполнении ‎Жени ‎Комельковой ‎являются‏ ‎аллюзией‏ ‎к ‎популярнейшим‏ ‎кинокартинам ‎тридцатых‏ ‎годов ‎«Цирк» ‎и ‎«Бесприданница».

Смотреть: 1 час 36+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Автомобиль, скрипка и собака Клякса

«Автомобиль, ‎скрипка‏ ‎и ‎собака ‎Клякса» ‎— ‎широкоформатный‏ ‎фильм ‎режиссёра‏ ‎Ролана‏ ‎Быкова.

Сюжет

В ‎одном ‎приморском‏ ‎городе, ‎в‏ ‎большом ‎дворе, ‎окружённом ‎старыми‏ ‎обшарпанными‏ ‎двухэтажными ‎домами,‏ ‎живут ‎герои‏ ‎этого ‎фильма. ‎Два ‎школьных ‎товарища‏ ‎влюблены‏ ‎в ‎самую‏ ‎красивую ‎девочку‏ ‎двора. ‎Один ‎из ‎них, ‎Олег‏ ‎—‏ ‎мастер‏ ‎на ‎все‏ ‎руки, ‎—‏ ‎возится ‎с‏ ‎машинами‏ ‎и ‎другими‏ ‎железками, ‎а ‎другой ‎— ‎Давид,‏ ‎— ‎учится‏ ‎играть‏ ‎на ‎скрипке. ‎Старшая‏ ‎сестра ‎девочки‏ ‎оканчивает ‎школу, ‎но ‎уроки‏ ‎не‏ ‎лезут ‎ей‏ ‎в ‎голову,‏ ‎и ‎ей ‎помогают ‎их ‎учить‏ ‎то‏ ‎одноклассник, ‎то‏ ‎репетитор… ‎А‏ ‎ещё ‎у ‎неё ‎есть ‎маленький‏ ‎братик‏ ‎Кузя.‏ ‎Он ‎—‏ ‎творец. ‎Из‏ ‎знакомой ‎чёрной‏ ‎собаки‏ ‎при ‎помощи‏ ‎зубной ‎пасты ‎он ‎делает ‎«зербу»‏ ‎(так ‎он‏ ‎называет‏ ‎зебру). ‎А ‎вообще-то‏ ‎у ‎него‏ ‎есть ‎мечта ‎— ‎чтобы‏ ‎у‏ ‎него ‎было‏ ‎много-много ‎кошек.‏ ‎Ведь ‎из ‎них ‎легко ‎сделать‏ ‎обезьян,‏ ‎потому ‎что‏ ‎из ‎каждой‏ ‎обезьяны ‎довольно ‎просто ‎сделать ‎медведя,‏ ‎а‏ ‎уж‏ ‎из ‎медведей‏ ‎совсем ‎нетрудно‏ ‎сделать ‎себе‏ ‎товарищей!‏ ‎Аня ‎пытается‏ ‎достать ‎для ‎него ‎кошек, ‎параллельно‏ ‎разбираясь ‎со‏ ‎своими‏ ‎чувствами… ‎

Переживания ‎Кузи‏ ‎своеобразно ‎иллюстрирует‏ ‎ансамбль, ‎музыканты ‎которого ‎одновременно‏ ‎перевоплощаются‏ ‎в ‎других‏ ‎персонажей, ‎помогая‏ ‎юным ‎героям.

Факты

Приз ‎за ‎лучшую ‎режиссёрскую‏ ‎работу‏ ‎Ролану ‎Быкову,‏ ‎1975 ‎год,‏ ‎8-й ‎Всесоюзный ‎кинофестиваль ‎(Кишинёв).

В ‎фильме‏ ‎использован‏ ‎приём‏ ‎«вариоэкрана»: ‎границы‏ ‎кадра ‎меняются‏ ‎в ‎зависимости‏ ‎от‏ ‎сюжета, ‎действие‏ ‎может ‎выходить ‎за ‎его ‎пределы.‏ ‎Это ‎вторая‏ ‎и‏ ‎последняя ‎лента ‎Ролана‏ ‎Быкова ‎с‏ ‎таким ‎приёмом ‎(первым ‎фильмом‏ ‎был‏ ‎«Айболит-66»).

Фильм ‎снимался‏ ‎в ‎Таллине‏ ‎и ‎в ‎Пярну. ‎Некоторые ‎эпизоды‏ ‎снимались‏ ‎в ‎Москве‏ ‎около ‎посёлка‏ ‎Рублёво ‎(например, ‎сцена ‎проезда ‎музыкантов‏ ‎на‏ ‎телеге‏ ‎снята ‎близ‏ ‎старого, ‎ещё‏ ‎до ‎первой‏ ‎реконструкции,‏ ‎моста ‎на‏ ‎пересечении ‎Рублёвского ‎шоссе ‎и ‎МКАД‏ ‎в ‎сторону‏ ‎сада‏ ‎«Дружба»).

Смотреть: 4 час 35+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Каникулы Кроша

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Старшеклассник Сергей Крашенинников (Крош), однажды, совершенно случайно, знакомится с Владимиром Николаевичем - интересным человеком, коллекционером нэцке. Но вскоре Крош обнаруживает, что за открытой дружелюбностью и порядочностью этого человека стоят совершенно противоположные качества...

Смотреть: 11 час 2+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Кабачок 13 стульев . Все серии (1968-1980)

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Телетеатр юмористических миниатюр.

Смотреть: 1 час 19+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Москва - Кассиопея

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

Виктор Середа, школьный авторитет во всем, что касается точных наук, рассказывает о проекте полета к созвездию Кассиопеи на космическом корабле «Заря». Собственно, ничего бы не произошло, если бы вдруг не появилась некая загадочная личность, представившаяся как ИОО, что означает «исполняющий особые обязанности». Из детей не старше 14 лет набирается команда из шести человек для полёта в космос ...

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048