Насыщение пяти тысяч и четырех тысяч
"Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: «Место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи». Но Иисус сказал им: «Не нужно им идти, вы дайте им есть». Они же говорят Ему: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы». Он сказал: «Принесите их Мне сюда». И велел народу возлечь на траву, и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики — народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей" (Мф. 14:15-21).
"Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: «Жаль Мне народа, что уже три дня находится при Мне и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге». И говорят Ему ученики Его: «Откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?» Говорит им Иисус: «Сколько у вас хлебов?» Они же сказали: «Семь. И немного рыбок». Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбу, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики — народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы магдалинские" (Мф. 15:32-39).
Некоторые критически настроенные ученые заявляют, что насыщение пяти тысяч и четырех тысяч — это два повествования об одном событии, только с некоторыми искажениями. Внимательное изучение этих двух чудес доказывает, что это не так.
1. Разные случаи
Хотя мы не можем сказать точно, сколько времени прошло между этими двумя событиями, они определенно разные. Предостерегая Своих учеников от «закваски фарисейской и саддукейской», Иисус четко разделил эти два случая: «Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек и сколько коробов вы набрали? И о семи хлебах на четыре тысячи и сколько корзин вы набрали?» (Мф. 16:9, 10).
2. Разные места
Насыщение пяти тысяч произошло неподалеку от Вифсаиды (Лк. 9:10) с участием преимущественно иудеев из Галилеи. А насыщение четырех тысяч произошло в Десятиградии (Мк. 7:31; 8:1-9). Так как эту область населяли язычники, то в этом событии, вероятно, участвовало много неиудеев.
3. Разная продолжительность во времени
Пять тысяч были с Иисусом один день (Мф. 14:15, 23), тогда как четыре тысячи находились с Ним три дня (Мф. 15:32).
4. Разное количество еды
Первое чудо Иисус сотворил с пятью ячменными хлебами и двумя рыбками (Ин. 6:9). А перед вторым чудом нашли семь хлебов и несколько рыбок (Мф. 15:34). Кроме того, мы видим разницу в количестве еды, оставшейся после того, как все насытились. После первого чуда собрали двенадцать маленьких коробов (корзин) пищи (Мф. 14:20), а после второго — семь больших корзин (Мф. 15:37).
В Евангелиях от Матфея и Марка представлены оба чуда. Зачем было авторам изображать один и тот же эпизод дважды? Будучи ведомы Святым Духом, они правдиво описали оба эти чуда.
Что нам делать? Какие уроки мы можем извлечь из насыщения Иисусом этих людей? Вот четыре из них.
(1) Мы должны использовать то, что имеем. Несколько хлебов и рыбок — это не много для большого множества народа, но Иисус использовал этот скудный провиант для совершения Своего самого известного чуда.
(2) Мы должны с готовностью отдавать то, чем можем поделиться. Андрей удивился, как таким малым можно насытить так много. Бог силен удовлетворить всякую нужду. Когда мы думаем, что у нас ничего нет, Бог, возможно, что-то планирует! Вера способна видеть невидимое, верить в невероятное и получать невозможное.
(3) Мы должны исполнять Господни повеления, даже если не понимаем их. Учитывая количество имевшейся еды, ученики, должно быть, сильно удивились, когда Иисус велел им сказать людям, чтобы те возлегли на землю. Что кажется невозможным, становится возможным с Богом.
(4) Не следует попусту растрачивать свои благословения. Все остатки были собраны. Ничего не было выброшено. Если уж наш Господь посчитал необходимым что-то сохранить, то разве нам не следует делать то же самое?
